Повышение НДС: как сыграет новая ставка. Как подготовиться к повышению ставки ндс


Аналитики бурно обсуждают важнейшее для бюджета страны и граждан решение - повышение налога на добавленную стоимость (НДС). С какой целью меняется ставка налога, сколько планируется собрать, какие это будет иметь последствия для инфляции - и на что именно государством будут потрачены полученные таким образом деньги?

В результате повышения НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года Минфин планирует получать ежегодно дополнительные 600 млрд рублей доходов. Это около 3,9% от доходов федерального бюджета.

Эти деньги пойдут на выполнение майских указов президента, которые направлены на развитие инфраструктуры, увеличение финансирования здравоохранения и образования, что в конечном счете должно помочь развитию в целом российской экономики и повысит уровень жизни россиян. Власти, конечно, пошли по самому простому пути - подняли НДС, который для российского бюджета является одним из значимых налогов наряду с нефтегазовыми. По данным Минфина, в 2017 году сборы НДС принесли бюджету более 5 трлн рублей (3 трлн рублей - внутренний НДС, еще 2 трлн - НДС на импорт). Это треть доходов бюджета, которые в прошлом году составили 15 трлн.

«Сумма 600 млрд рублей существенна для бюджета, учитывая, что на медицину и образование в прошлом году в совокупности было израсходовано немногим больше 1 трлн. В 2019 году на майские указы из федерального бюджета должно быть потрачено 735,4 млрд Если 600 млрд рублей придут от повышения НДС, то это уже более 80% всей необходимой суммы. Очевидно, что повышение НДС - самый простой путь», - говорит Анастасия Соснова из ИК «Фридом Финанс».

С другой стороны, по мировым меркам в России - еще довольно низкая ставка НДС, даже после повышения. Для сравнения: в Венгрии и Греции НДС - 27% и 24% соответственно. В Бельгии и Нидерландах этот налог составляет 21%. Европейские власти с 2000-х годов активно принимали ровно такие же меры - повышали НДС, чтобы справиться с высоким дефицитом бюджета. Так, Германия в 2007 году увеличила НДС с 16% до 19%, Великобритания в 2011 году - с 17,5% до 20%, Италия в 2013 году - с 21% до 22%. Самый высокий в Европе уровень налога на добавленную стоимость у скандинавских стран: в Дании , Швеции и Норвегии - по 25%, в Финляндии - 24%.

Россия в этом году может получить бездефицитный бюджет. Но, по сути, это следствие высоких цен на нефть и грамотной бюджетной политики. Бюджет сверстан по более низкой цене на нефть в 40 долларов за баррель, тогда как сегодня нефть торгуется в районе 72-75 долларов за баррель. Однако сверхдоходы от нефти не тратятся, а идут в резервы. И чтобы найти дополнительные средства на инфраструктуру, здравоохранение и образование, необходимо изыскать дополнительные источники доходов.

За шесть лет бюджет РФ сможет получить порядка 3,5 трлн рублей дополнительных доходов за счет повышения НДС на 2%. Еще 1 трлн принесет завершение нефтегазового маневра (обнуление экспортной пошлины и повышения НДПИ в качестве компенсации). В сумме налоговые решения дадут 4,5 трлн рублей за шесть лет, это больше половины от 8 трлн рублей, которые, по оценке правительства, необходимы для выполнения майских указов президента (суперуказы от 7 мая 2019 года). Еще 3 трлн рублей государство готово занять на рынке, разметив ОФЗ (облигации федерального займа).

Правительство на самом деле выбрало из двух зол меньшее. Если вспомнить, то весь прошлый год обсуждалось несколько вариантов налогового маневра. В частности, Минфин предлагал увеличить НДС до 22%, при этом, снизив страховые взносы с 30% до 22% (формула «22/22»). Минэкономразвития считало лучшей формулу «21/21». Третий вариант предполагал формулу «21/20» c введением торгового сбора и увеличением НДФЛ до 15%.

Однако решили все же остановиться на двухпроцентном повышении НДС, сохранив страховые взносы (благодаря пенсионному маневру). «Почему оставили 2%? Потому что выше - это переход границы чувствительности, при котором надо принимать уже другие решения», - пояснила повышение НДС именно до 20% вице-премьер Татьяна Голикова .

НДС - это, конечно, инфляционный налог. Любое его увеличение приведет к росту цен. Однако не такое большое, как могло быть. Во-вторых, правительство оставило льготные ставки в том же размере. В итоге НДС в 10% сохранит треть товаров корзины стандартного потребления, что существенно снизит влияние на инфляцию. В частности, пониженная ставка налога действует в отношении продовольствия (на товары из мяса и мясопродуктов, молочную продукцию, морепродукты, овощи, яйца, соль, сахар), в отношении детских и медицинских товаров. Соответственно, они не должны подорожать. Сохранятся также нулевые ставки на внутренние межрегиональные воздушные перевозки.

Таким образом, эффект будет действовать только на 60% корзины стандартного потребления, отмечает статс-секретарь Минфина Юрий Зубарев . Поэтому реальный вклад в инфляцию может составить от 1,2% до 1,5%. Учитывая рекордно низкий рост потребительских цен в стране, годовая инфляция в России не должна выйти за пределы целевой в 4%. Глава Минфина Антон Силуанов считает, что в 2019 году инфляция в результате поднятия ставки НДС составит от 1,5 до 4,5%, то есть в худшем случае выйдет немного за целевой уровень в 4%, но уже в 2020 году вернется к нему.

«Сначала повышение НДС может привести к «откату» деловой активности, но затем активность повысится благодаря общему развитию страны», - считает Владимир Старинский , управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры».

Ведь полученные дополнительные доходы должны пойти на развитие медицины, образования и инфраструктуры, что окажет благоприятный эффект на экономику в целом.

Еще один возможный негативный фактор - временный отказ ЦБ РФ от снижения процентных ставок на фоне роста инфляции. «Это, безусловно, отрицательно скажется на экономической ситуации и ипотечных заемщиках, и предпринимателях, рассчитывающих на более низкую стоимость кредитов», - считает главный экономист налоговых органов , должно уплачивать налогов не меньше этих значений. Но, если предприятие, прибегающее к разного рода «схемам», спланировало себе, к примеру, 6% налоговой нагрузки, то оно будет стремиться уложиться в эту нагрузку независимо от ставки НДС. Разумеется, в переходный период, когда в выручке уже будет заложен 20% НДС, а к зачету еще будут приниматься ранее уплаченные 18%, будет некий рост поступлений со стороны подобных налогоплательщиков», - поясняет налоговый эксперт.

Но в целом рассчитывать на надежный приток в бюджет можно лишь со стороны крупных «белых» предприятий, тогда как значительная часть предприятий «затенены», поэтому и требуется усилить борьбу с разного рода «оптимизационными схемами», говорит Парулева.

Сегодня министр финансов Антон Силуанов рассказал о планах правительства повысить НДС с 18% до 22%. Соответствующее заявление Силуанов сделал в рамках недели российского бизнеса, проводимой РСПП. И это далеко не первое высказывание высокопоставленных чиновников на тему грядущего налогового маневра правительства.

Задачу по изменению налоговой системы перед министрами поставил президент Владимир Путин. В своем послании послании Федеральному собранию в декабре 2016 года глава государства заявил, что предложения по настройке налоговой системы и соответствующие поправки в законодательство должны быть приняты до конца 2017 года и введены с 2018 года. По итогам этих изменений должны быть зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период. Как поняли многие – на следующий президентский срок.

Forbes собрал заявления последнего времени о новациях в налоговой сфере, озвученных как представителями власти, так и околовластными экспертами.

Повышение НДС до 22%

Повышение налога на добавленную стоимость – одной из главных составляющих бюджетных доходов, обсуждается в рамках налоговой реформы, намеченной на 2018 год.

По словам главы Минфина Силуанова, предлагаемая конфигурация - уравнивание ставки – увеличение НДС и сокращение страховых взносов до 22% будет «нейтральной для бюджета». Тем не менее, увеличение НДС может вызвать разовое повышение инфляции на два процентных пункта.

Силуанов также добавил, что Минфин предлагает оставить льготы по уплате НДС для отдельных секторов. «По НДС мы предлагаем сохранить преференции для отдельных отраслей - сельское хозяйство, медицина, образование, финансовый сектор».

Снижение страховых взносов до 22%.

Повышение НДС планируется компенсировать снижением нагрузки на работодателей – с 30% до 22% ставки страховых взносов. Министр финансов Силуанов заявил, что полагает возможным снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести соответственно нагрузку на косвенные налоги.

По мнению министра, увеличение ставки по страховым взносам приводит к росту теневого сектора: «здесь надо пойти в обратном направлении, наоборот, снизить эту тяжелую нагрузку для предприятий на фонд оплаты труда. Она у нас одна из самых высоких среди стран не только с развивающейся экономикой, но и с развитыми экономиками».

Изменение ставки подоходного налога

В конце февраля Алексей Кудрин заявил, что российские власти не исключают возможности повышения налога на доходы физических лиц.

Дискуссия о том, повышать или не повышать ставку НДФЛ возникает регулярно. На этот раз дискуссия сопровождается идей введения льготы по НДФЛ для граждан, вкладывающихся в свой индивидуальный пенсионный капитал – ИПК. В частности, Минфин, чтобы мотивировать граждан выплачивать в него взносы, предлагает регулировать ставку НФДЛ пропорционально пенсионным отчислениям. Не участвующие в ИПК граждане будут платить 15%, а тем, кто станет направлять на накопления 10% зарплаты, подоходный налог установят в размере тех же 10%.

Пока эта инициатива воспринимается критически, поскольку ударит по беднейшим слоям населения: у большинства россиян нет уверенности в том, что НПФ сохранятся через 10-15 лет, а заранее откладывать «в пустоту» желающих немного.

Введение прогрессивной шкалы НДФЛ

Вопрос о целесообразности введения прогрессивного подоходного налога ведется с самого момента его отмены в 2000 году.

По словам Антона Силуанова, «за время применения прогрессивной шкалы с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года эффективности такая система не показала». При этом единая ставка на подоходный налог дает стабильный результат и обеспечивает регулярные поступления. Решить вопрос социальной несправедливости можно за счет увеличения дифференциации при налогообложении дорогостоящего имущества граждан.

Однако у идеи введения прогрессивной шкалы есть и влиятельные сторонники. Например, советник президента по экономике Сергей Глазьев. В январе этого года фактически в поддержку введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физ лиц выступил так же ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его словам 20% ставки НДФЛ могла бы быть введена для россиян, зарабатывающих более 150 000 – 200 000 рублей в месяц.

В прошлом году идею также поддерживала Ольга Голодец. Несмотря на определенный скепсис, полностью идею не отвергает и Минфин. «Этот вопрос может быть рассмотрен где-то после 2018 года, когда стабилизируется экономическая ситуация», - говорил в прошлом году Силуанов.

Налоги в нефтяной отрасли

Сегодня Силуанов так же предложил обнулить экспортную пошлину на нефть в период 2022-2025 годов.

По его словам, в правительстве идет обсуждение вопроса обнуления пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов с постепенным переносом нагрузки на внутреннее налогообложение. Минфин сейчас проводит консультации по этому вопросу с Минэнерго и нефтяниками.

Ранее Минфин предложил изменить систему налогообложения в нефтяной отрасли и перейти с НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на НДД (налог на дополнительный доход). Это решение назрело, его надо принимать срочно, заявлял Силуанов в январе.

Спор о переходе на НДД между Минфином и Минэнерго ведется уже несколько лет, в числе главных разногласий между ведомствами – величина выпадающих доходов бюджета и размер компенсации. Вопрос об изменении налогового режима в нефтянке -вопрос вчерашнего дня, новый порядок нужно вводить с 2017-2018 годов, категоричен Силуанов.

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что рост налога на добавленную стоимость (НДС) до 22% может вызвать разовое повышение инфляции на 2 п.п. «Если мы собираемся увеличивать косвенное налогообложение на 4 п.п., это повлияет на инфляцию. Если оценивать, мы можем получить чуть больше 2% разово», — сказал в понедельник министр на Налоговом форуме в рамках Недели российского бизнеса РСПП.

Тем самым Минфин подтвердил свое намерение провести в жизнь ненефтегазовый налоговый маневр, суть которого состоит в повышении НДС до 22% и снижении страховых взносов до 22%. Вариант налогового маневра «22/22» будет нейтральным для бюджета, полагают в Минфине.

«22% ставки страховых взносов компенсируется 22% ставки налога на добавленную стоимость», — сказал Силуанов.

Просчитывались модели с формулой 21%/21% и 21%/22%. Но они показали выпадение доходов от 0,5 трлн до 300 млрд руб. в год. Модель реформы 22%/22% дала положительный результат в пользу бюджетных доходов. Повышение ставки НДС позволит дополнительно собирать в бюджет чуть более 1 трлн руб. в год.

Выступая на форуме РСПП, министр Силуанов отметил также, что его ведомство предлагает унифицировать ставку страховых взносов, то есть ликвидировать порог, с превышения которого в настоящее время взимаются дополнительные 10% страховых взносов в Пенсионный фонд.

Ранее «Газета.Ru» сообщала, что Минфин предложил правительству для обсуждения ненефтегазовый налоговый маневр, суть которого состоит в повышении НДС до 22% и снижении страховых взносов до 22%.

Министр экономического развития Максим Орешкин также предлагал снизить страховые взносы, но в другой пропорции: с 30 до 21%, а НДС повысить с 18 до 21%. Комментируя эту схему, Силуанов говорил, что эта идея не была проработана с Минфином.

Налоговый маневр, предложенный Минфином, позволяет решить как минимум три задачи. Первая — получить дополнительные доходы и перераспределить их на выполнение майских указов президента от 2012 года по увеличению зарплат отдельным категориям граждан. Источники в правительстве говорили о перераспределении около 150 млрд руб.

Второй эффект — «стимулировать предприятия, которые ориентированы на экспорт».

Но главным эффектом налоговой реформы Минфин называет обеление «серых» зарплат и доходов самозанятых граждан. Объем «серых» зарплат в России оценивается в 5-10 трлн руб. в год.

Дополнительный бонус предприятиям, работающим «вбелую», — выравнивание конкурентоспособности с неформальным сектором.

Ранее источники «Газеты.Ru» в правительстве утверждали, что именно эти параметры — 22% на 22% — Силуанов уже обсуждал 9 марта с руководителями деловых объединений. Безоговорочно принимать реформы Минфина бизнес, похоже, не спешит.

«При увеличении НДС фискальная нагрузка на предприятия с высокой добавленной стоимостью увеличится почти на 25%, к примеру, для предприятий машиностроения. Мы считаем, что для компенсации должен быть возвращен инвестиционный вычет по налогу на прибыль для предприятий с высокой добавленной стоимостью», — сообщил RNS президент «Опоры России» Александр Калинин.

Соцблок правительства не в восторге от предложения Минфина. Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин заявил, что Минтруд не поддерживает идею по уравниванию НДС и страховых взносов.

«Я считаю, что это приведет к тому, что будет все больше трансфертов в ПФР. Мы шли другим путем, у нас в правительственных документах написано об ином: что мы уменьшаем трансферт, что мы уходим от бюджетной зависимости в ПФР и фонде соцстраха, поэтому мне непонятна эта логика», — сказал Топилин на форуме РСПП.

По расчетам Минтруда, в результате снижения страховых взносов ПФР будет терять около 2 трлн руб. в год.

Эксперты в целом согласны с расчетами Минфина о том, что при повышении НДС на 4 п.п. инфляция повысится на 2 п.п. Но при одном условии.

«Эти оценки верны, если предположить, что Банку России удастся удержать инфляционные ожидания под контролем. Тогда эффект от повышения НДС будет разовым и не будет иметь долгосрочных инфляционных последствий», — говорит Мария Иванова, руководитель направления «Денежно-кредитная политика» Экономической экспертной группы.

ЦБ хочет снизить инфляцию до 4% уже к концу текущего года и закрепить ее на этом уровне. По итогам февраля инфляция в годовом выражении опустилась до 4,6%, и в ЦБ отмечают, что ее снижение происходит быстрее ожиданий. Но регулятора беспокоят те самые инфляционные ожидания.

«Инфляционные ожидания населения сохраняют значительную инерционность, оставаясь на повышенном уровне, а рост заработных плат опережает рост производительности труда.

В этих условиях возможно возникновение дополнительных рисков для достижения цели по инфляции по мере исчерпания действия временных благоприятных факторов и закрепления экономики на траектории роста. Таким образом, существующий баланс инфляционных рисков говорит в пользу очень плавного смягчения денежно-кредитной политики, которая должна оставаться умеренно жесткой», — отмечал ЦБ в мартовском выпуске бюллетеня «О чем говорят тренды».

Очевидно, что ЦБ при таком маневре, который несет угрозу его главному целевому показателю, почти со стопроцентной вероятностью продолжит политику жесткой денежно-кредитной политики и дальше. На практике это приведет к тому, что ключевая ставка (а с ней и прочие ставки в экономике) будет снижаться медленнее, чем могла бы. Сейчас она составляет 10%.

Хватит ли импульса налогового маневра, чтобы компенсировать длительный период высоких ставок и стимулировать экономический рост, неизвестно.

Теперь от обсуждавшегося налогового маневра осталось только повышение НДС. Это косвенный налог, который ложится на конечного потребителя.

По словам Силуанова, увеличение ставки НДС даст бюджету дополнительно более 600 млрд руб. в год. При этом власти разрабатывают пакет компенсационных мер для бизнеса, включая облегчение и ускорение процедуры возмещения НДС и отмену налога на движимое имущество (этот налог компании снова начали платить с 2018 года, после истечения моратория). Соответственно, правительство нашло около 3,6 трлн руб., но без учета выпадающих доходов от компенсационных мер.

Что правительство поменяет в налогах?

Анонсированные 14 июня параметры налоговой системы правительство пообещало не менять следующие шесть лет.

— Льготы по НДС на социально значимые товары и услуги сохранятся (ставка 10% на продовольствие, детские и медицинские товары, а также ставки на внутренние воздушные перевозки).

— Порог по ускоренному способу возмещения НДС снизится с 7 млрд до 2 млрд руб. (компании могут рассчитывать на возмещение налога, когда покупают товар с учетом НДС; сейчас Налоговый кодекс предоставляет компании право на ускоренный способ возмещения, если она уплатила не менее 7 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых в совокупности за три предыдущих года). Также при возмещении НДС сократятся сроки камеральных проверок.

— Будет отменен налог на движимое имущество.

— Тариф по взносам работодателей на обязательное пенсионное страхование работников будет «бессрочно» зафиксирован на уровне 22% (и 10% при достижении предельной базы по взносам).

— В будущем (окончательно с 2023 года) будет ликвидирован институт КГН (консолидированные группы налогоплательщиков).

— Будет завершен налоговый маневр в нефтегазовой отрасли: он заключается в отказе от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых (нефти и газового конденсата). Процесс будет завершен к 2025 году.

— С 1 июня будут временно понижены акцизы на бензин и на дизельное топливо. Чтобы возместить убытки регионам, будет изменена структура распределения акцизов между федеральным и региональными бюджетами.

Краеугольный камень для бюджета

НДС — ключевой налог с точки зрения наполнения федерального бюджета, на его долю приходится более трети всех поступлений, а теперь его роль увеличится. В 2017 году он принес в казну более 5,1 трлн руб., или 34% общих доходов федерального бюджета. По данным Минфина, с 2010 года сбор НДС в номинальном выражении увеличился более чем вдвое (с 2,5 трлн руб.), а доля в общих доходах увеличилась за этот период с 30 до 34%.

«Собираемость НДС в последние годы существенно повысилась, что связано с применением ФНС автоматизированных систем контроля», — отмечает заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Вера Кононова. Так, сама ФНС оценивает, что 54% прироста поступлений внутреннего НДС в 2017 году было обеспечено именно фактором более эффективного налогового администрирования. Повышение налоговых ставок — это всегда дополнительные стимулы для ухода в тень, но по НДС возможности для этого, пожалуй, одни из самых низких, говорит эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов. Власти выбрали подходящий момент для повышения НДС, когда система администрирования достаточно эффективна, чтобы избежать заметного снижения собираемости, считает эксперт.

Антон Силуанов (Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости)

Бизнес встревожен

Повышение НДС — «не очень хорошая ситуация» для бизнеса, сказал РБК сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. «Мы ожидали, что все-таки несколько лет будет стабильная налоговая система и все другие договоренности будут сохранены. Для бизнеса это, может быть, не сильно критичная ситуация, но дополнительные сложности возникают», — говорит он. «Любой рост нагрузки — это не радость для бизнеса, и, конечно, счастье большинство производителей не испытают», — согласен президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.

Называть такое изменение «донастройкой» можно лишь с изрядной долей иронии, считает Вера Кононова. «Если это донастройка, тогда все мы как налогоплательщики находимся в полной неопределенности относительно того, что дальше будет с налоговой системой. Ведь так могут быть «донастроены» и любые другие налоги», — рассуждает она.

«Все формальные обещания были выполнены, будучи аккуратно сформулированными», — говорит глава комитета «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин. По его словам, президент в 2014 году не менять налоговую нагрузку до конца 2018-го и в целом так и получилось, за исключением ряда моментов (рост , усиление нагрузки за счет обеления экономики, возвращение в конце 2017 года налога на движимое имущество, который бизнес «налогом на модернизацию»). А налоговый маневр бизнес тоже в итоге получил, но в принципиально ином виде, отмечает Никитин. «Новый формат маневра — сохранение нагрузки на фонд оплаты труда, повышение пенсионного возраста и одновременно повышение ставки НДС, снижение пороговых значений для облегченного порядка возмещения НДС экспортерам плюс отмена обложения движимого имущества и внутрироссийского контроля внутригрупповых цен», — объясняет он.

С 2012 года действует пониженная ставка взносов работодателей на пенсионное страхование работников — 22% с зарплат, но рано или поздно она должна была вернуться к полному тарифу — 26% (в последние годы повышение несколько раз откладывалось и по текущему законодательству запланировано на 2021 год). Теперь же власти приняли решение отказаться от будущего повышения ставки пенсионных взносов.

По мнению Никитина, налоговую нагрузку в текущем экономическом цикле нужно не повышать, а снижать. В повышении фискальной нагрузки на фонд оплаты труда, даже на прибыль, нет никаких проблем, но только в подходящий период развития экономики, говорит он. «Например, нагрузку на ФОТ можно повышать только в период опережающего роста зарплат. А в нынешний момент ее надо снижать, но этого не произошло», — сказал Никитин.

Заплатят и граждане, и отдельные отрасли

Прямой эффект от повышения НДС — это рост цен: повышение налога будет в конечном счете перенесено на потребителя, что даст единовременный толчок потребительским ценам, говорит РБК старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. Но власти выбрали относительно удачный момент: с учетом достигнутого низкого уровня инфляции повышение НДС пройдет менее заметно. Силуанов сказал, что из-за повышения НДС инфляция может ускориться в 2019 году в пределах 1,5 процентного пункта — до 4-4,5%. Эффект для потребительских цен составит плюс 1-1,3 п.п., согласен Куликов. При этом сохранение пониженной ставки НДС (10%) в отношении льготного перечня товаров (продовольствие, детские товары, медицинские товары) позволит сдержать рост цен на социально значимые товары, отмечает Редькин.


Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

НДС — налог с очень сложным механизмом, затрагивающий не только конечных потребителей, но и всех участников цепочки, производящей эти товары, объясняет Кононова. И хотя в конечном итоге уплата этого налога идет за счет покупателя, для бизнеса это означает отвлечение оборотных средств на период между уплатой НДС поставщикам и получением «исходящего» НДС от покупателя. «В целом по экономике это достаточно крупные суммы: например, ФНС оценивает, что в 2017 году суммарный объем начислений НДС составил 39,5 трлн руб., из них 36,5 трлн подлежало вычетам. Периоды, на которые отвлекаются средства, сильно разнятся в зависимости от отраслей и могут исчисляться месяцами. Поэтому для бизнеса повышение ставки НДС — это увеличение объема оборотных средств, отвлекаемых на выплаты этого налога», — говорит экономист.

С точки зрения долгосрочных последствий, поскольку НДС относится к косвенным налогам, он является более благоприятным для экономического роста по сравнению с прямыми налогами, указывает Редькин. Повышение НДС будет иметь неблагоприятное структурное влияние на экономику, возражает Кононова. В наиболее сложное положение, по ее словам, попадут производители, которые закупают дорогостоящую продукцию у поставщиков (и уплачивают при этом значительные суммы входящего НДС): это прежде всего компании в обрабатывающем секторе, которые приобретают технологически сложную продукцию (автомобильная промышленность, производство электрооборудования). А, например, экспортеры сырья будут от этого избавлены, особенно если в реальности будет ускорено возмещение НДС при экспорте, добавляет Кононова.

Повышение НДС пойдет на благо экспортерам, потому что при экспорте НДС возмещается, подтверждает Катырин. «Повышение НДС будет на благо экспортерам, — будет больше возвращаться. Для производителей же, особенно товаров с высокой добавленной стоимостью, конечно, это нагрузка на бизнес», — сказал он РБК. Повышение НДС может помешать импорту, отмечали в прошлом году эксперты Института Гайдара и РАНХиГС: среднеевропейская ставка НДС (17,5%) уже сейчас чуть ниже российской, а значит, разрыв увеличится.

В чем истерика. 14 июня правительство объявило о планах повысить НДС с 18 до 20%. В СМИ и соцсетях, ясное дело, паника: цены повысятся, бизнес загнется, экономика рухнет и жить станет еще тяжелее. На тот момент законопроекта на сайте думы еще не было: его зарегистрировали вечером 16 июня, перед выходными. Сейчас текст уже можно прочитать , что мы и сделали.

В законопроекте есть не только про повышение НДС , но и про понижение страховых взносов. На заседании правительства об этом говорили, но на фоне повышения НДС это прошло незаметно. Пора разобраться спокойно, что предлагает правительство.

Екатерина Мирошкина

экономист

Что написано в законопроекте

Про НДС :

  • С 2019 года основную ставку НДС повысят до 20%. Сейчас она 18%.
  • Ставка НДС на социально значимые товары не изменится и составит 10%. Это касается продуктов, детских товаров, лекарств, медицинских изделий и книг. Многие семьи повышение НДС не затронет.
  • Некоторые категории товаров и услуг будут освобождены от НДС , как сейчас. Например, диагностика и лечение, перевозка пассажиров, присмотр за детьми в садиках и обучение в школах. Еще есть ставка НДС 0% - там тоже без изменений.

Про взносы:

  • Льготный тариф на пенсионное страхование зафиксируют. Сейчас ставка 22% действует только до 2021 года - если закон примут, то повышения взносов до 26% не будет.
  • Если годовая зарплата больше лимита, взносы останутся на уровне 10% от превышения. С 2021 года платить взносы с части больших зарплат было бы не нужно, зато пришлось бы платить больше вообще со всех.

НДС может повыситься, но это коснется не всех.

Льготная ставка взносов была временной, а может стать постоянной. Это хорошо.

Это все еще только законопроект, а не закон.

Что такое НДС ?

НДС - это налог на добавленную стоимость. Если компания закупает дешевле, а продает дороже, то разница между покупкой и продажей считается добавленной стоимостью, с нее нужно платить налог.

Формально НДС - это налог для бизнеса. Но из-за особенностей начисления и уплаты фактически он ложится на конечного потребителя. Повышение НДС может повлиять на потребительские цены некоторых товаров и услуг.

НДС ввели в России в начале 90-х. Когда-то ставка была 28%, в 1994 году ее снизили до 20%, а в 2004 - до 18%. Ставка 20% у нас уже была.

На что тратится НДС ?

НДС - основной налог федерального бюджета (не путать с региональным). НДС обеспечивает треть всех поступлений и находится на втором месте после нефтегазовых доходов.

Деньги федерального бюджета идут на социальные цели: пособия, помощь малоимущим, субсидии и льготы. НДС тратят на медицину, образование, армию и безопасность, культуру, молодежную политику, спорт и программы господдержки, реабилитацию инвалидов, поддержку сельского хозяйства, защиту окружающей среды, лагеря и санатории для детей, содержание музеев, научные исследования, ЖКХ .

Если очень упрощенно, то, когда мы платим НДС в цене товаров и услуг, мы все понемножку скидываемся на общие цели.

Зачем повышают НДС ?

На первом месте в структуре бюджета всегда были нефтегазовые доходы. Еще есть резервные фонды: когда цена на нефть снизилась, какие-то программы финансировались за счет накоплений. Но этих запасов , а расходы сокращать нежелательно.

Нужно оплачивать социальные программы. Социальные программы - это, например, Правительство рассчитало, что если НДС повысится до 20%, то бюджет получит дополнительные 620 млрд рублей в год, которые можно будет потратить на эти и другие программы. В пересчете на одного жителя России это 360 рублей в месяц.

Если упрощенно, то правительство хочет, чтобы россияне скинулись по 360 рублей в месяц, чтобы в России продолжились маткапиталы, льготы инвалидам, льготные ипотеки, бесплатные диспансеризации и другие полезные дела.

360 рублей в месяц

будет стоить одному россиянину повышение НДС до 20%

Другие варианты еще хуже. Когда денег не хватает, есть разные варианты их найти. Можно повысить НДФЛ , отменить льготы, ужесточить условия господдержки, отменить материнский капитал; можно вернуться к повышенной ставке страховых взносов или ввести налог с продаж. Любая из этих мер будет непопулярной.

НДС выбрали, потому что он хорошо собирается - лучше других налогов. Благодаря автоматизации его легко проверять, от него сложно и опасно уклоняться. А значит, больше гарантий, что денег хватит и какую-то важную для людей программу не свернут и не сократят.

Кстати, этого все равно не хватит

Путинские «майские указы» потребуют 8 трлн рублей, которые нужно постепенно дополучить в федеральный бюджет до 2024 года, то есть за шесть лет. Повышение НДС принесет меньше половины этой суммы. Остальное нужно будет доставать где-то еще. Зыс указ из финансед элсевер.

Вырастут ли цены из-за повышения НДС ?

Скорее всего, цены продолжат расти, но не только из-за НДС . НДС не повышали последние 14 лет, но цены все равно росли. Ключевая ставка ЦБ снижалась, но цены росли. Кредиты для предпринимателей становились доступнее, но цены росли. НДС на бензин весной не увеличивали, но он все равно подорожал. Цена на товар - сложная штука, и один НДС тут не решает.

НДС на социально значимые товары не повышается. В цене продуктов, лекарств, детской одежды, обуви и даже подгузников так и останется 10% НДС . Мясо, рыба, молоко, макароны, масло, овощи, мука, крупы, сахар и другие продукты тоже облагаются НДС по ставке 10%. Повышенный НДС на них все равно скажется - например, из-за удорожания доставки. Но гораздо сильнее на цену повлияет подорожавший бензин и новые тарифы ОСАГО .

В цене некоторых товаров вообще нет НДС . Например, если товар или услуга освобождены от этого налога или его законно не платят предприниматели. Но эти товары тоже подорожают, даже если закон не примут. Например, может вырасти аренда, зарплаты сотрудников или магазин просто захочет больше зарабатывать.

Подорожают дорогие товары. Например, автомобили: у них больше наценка в абсолютном выражении, поэтому и повышение НДС будет заметнее.

А что со взносами?

Льготную ставку сделают постоянной. С 2021 года взносы должны были повысить на 4 процентных пункта, но не повысят. Из-за этого бюджет недополучит 1 трлн рублей в год. Возврат к повышенной ставке сильно ударил бы по бизнесу: себестоимость товаров и услуг выросла и это отразилось бы на цене. Так что этот законопроект защищает и бизнес, и потребителей.

С высоких зарплат придется платить больше взносов. Если зарплата за год больше 1,021 млн рублей (это чуть больше 85 тысяч в месяц), с превышения на пенсионное страхование сейчас нужно платить 10%. Сейчас это так и работает , но взносы с превышения действовали только до 2020 года. Это условие предлагают сохранить бессрочно.

В 2021 году предельная величина зарплаты для взносов будет выше. Например, с 2017 года она выросла больше чем на 20%. Это сейчас лимит 85 тысяч рублей в месяц, а в 2021 году может быть и 130 тысяч - это решит правительство.

А как у других?

Но сравнивать налоговую нагрузку только по НДС некорректно.

  • В Канаде низкий НДС , но высокие тарифы страховых взносов.
  • Есть страны, где большую часть налоговых поступлений составляет НДС , а где-то - налог на доходы. Например, в США , Дании и Люксембурге большую часть налоговых поступлений в бюджет приносит именно НДФЛ . В Австрии и Германии - социальные платежи. А в Греции и Португалии - косвенные налоги, такие как НДС .
  • В Великобритании основная ставка НДС 20%, а максимальный НДФЛ - 45% (у нас обычная ставка 13%). В Италии НДС 22%, но налог на доходы составляет от 23 до 43%. При этом налог на прибыль у нас составляет 20%, а в Италии - до 38%.

Зато кредиты для бизнеса у нас с двузначными ставками, а в Европе - в несколько раз дешевле. Сравнивать налоговую нагрузку и экономическую ситуацию только по ставкам НДС нельзя. Мы можем платить за коммунальные услуги 3000 рублей в месяц, а в какой-то европейской стране эти же услуги стоят 300 евро, причем газ и воду приходится экономить, а мусор надо сортировать.

Повышение НДС - это хорошо или плохо?

Это сложно. Мы живем в колоссально сложно устроенной системе, где в одном месте починил - в двух других сломалось. Проще считать, что повышение НДС - это никак. Надо жить дальше.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...