Повышение зарплаты бюджетникам. «Опоздание» майских указов: зарплаты бюджетников отстают от графика


Бюджетники – это работники организаций, которые не относятся к производственной сфере и получающие заработную плату из бюджета государства, выступающего в данном случае в роли работодателя. Бюджетники в структуре трудоспособного населения страны составляют около 20 процентов и являются одной из самых парадоксальных и противоречивых групп трудящихся, где и высокооплачиваемые чиновники, и управленцы, и работники образования, и здравоохранения, у которых зарплаты не могут быть соизмеримыми с возложенными на них обязанностями и ответственностью.

Вероятно, поэтому повышение зарплаты бюджетникам последние новости из Минтруда со ссылкой на министра М. Топилина о том, что повышение будет касаться работников системы образования, здравоохранения, науки, культуры, правоохранительной системы и др. Глава министерства сказал, что ведутся расчеты о размерах и сроках повышения жалования бюджетникам, которое имеет две составляющие – базовую и стимулирующую. В данном случае повышение будет касаться базовой составляющей вознаграждения, и речь идет о повышении окладов и ставок.

Как сообщил министр, что повышение зарплаты бюджетникам России в 2016 году, возможно, будет осуществлено на всех уровнях власти. Все это министр сказал, в ответ на вопрос корреспондентов РИА : «Будет ли повышение зарплат бюджетникам?». Ответ он начал со слов, что указы нужно выполнять. Совершенно очевидно, что Топилин имел в виду Указ Президента о повышении заплаты бюджетникам, который был подписан главой государства еще в мае 2012 года и в народе получил название как «майские указы».

Майские указы Президента о повышении зарплат бюджетникам

Указ Президента о планомерном повышении зарплаты бюджетникам с 2012 по 2018 год, был опубликован в мае 2012 года. В нем предусматрена реализация повышения оплаты труда бюджетной категории сотрудников в два временных этапа:

  • первый этап – с 2012 и по 2014 год;
  • второй этап повышения должен был начаться с 2015 и закончиться в 2018 году.

Этим указом предусматривалось, например, что к 2018 году зарплата учителей и врачей должна была увеличиться от полутора до двух раз в зависимости от места проживания. Существенные прибавки к зарплатам должны быть и у других категорий бюджетников – работников социальных служб, научных работников, медицинского персонала младшего и среднего уровня, работников культуры и т.д. Однако, свои коррективы в реализацию этого Указа внес начавшийся в 2013 году экономический кризис в связи с обвальным падением цены на углеводороды, потом – экономические санкции в связи с событиями в Украине и Крыму.

Экономические последствия кризиса были таковы, что дошло до того, что правительство вынуждено было обсуждать предложение не столько о повышении, а о сокращении в 2016 году зарплат медицинского персонала, педагогических и социальных работников, уменьшив финансирование этих отраслей. К счастью, этого не случилось – экономика прекратила спад, начался постепенный рост ВВП .

Если в январе и апреле 2016 года, намеченные в Указе Президента повышения жалований не осуществились по причине недостатка бюджетных поступлений, то запланированное повышение в октябре зарплат бюджетникам также не произошло на федеральном уровне из-за разногласий Минтруда и Минфина .

С 1 октября повышение зарплаты бюджетникам

Если аннонсированное министром Топилиным повышение зарплат бюджетникам с 1 октября на федеральном уровне «забуксовало» в кабинетах правительства, то на региональном уровне, где ситуация с заработными платами намного хуже, чем в российских столицах, местные власти взяли инициативу, как говорится, в свои руки.

Например, повышение зарплаты бюджетникам в Ростовской области состоялось с 1 октября решением Законодательного собрания. Причем это повышение коснулось:

  • работников социальной сферы с целью достижения их среднемесячной заработной платы до 18 тысяч 616 рублей;
  • сотрудников учреждений культуры - до 19 тысяч 417 рублей;
  • педагогов дошкольного образования – до 20 тысяч 820 рублей;
  • медперсонала среднего уровня, который работает в социальных учреждениях – до 19 тысяч 440 рублей;
  • медперсонала младшего уровня, работающего в здравоохранении и социальной защиты – до 16 тысяч 613 рублей;
  • сотрудников сферы медицины и врачей, имеющих высшее образование – до 37 тысяч 609 рублей;
  • педагогов, работающих в сфере оказания услуг детям, которые остались без родительской опеки и детям-сиротам – до 19 тысяч 417 рублей.

Повышение зарплаты бюджетникам в Красноярском крае, начиная с 1 октября, и увеличится на 5 с половиной процентов. Эту цифру озвучили в региональном министерстве финансов, что зафиксировано в изменениях нормативных актов, принятых правительством края. Повышение жалования коснется 23 тысяч работников учреждений здравоохранения, образования, лесной промышленности, спорта и др. Как подчеркнули в пресс-службе министерства, повышение зарплаты бюджетникам является приоритетом деятельности местной власти.

Повышение зарплаты бюджетникам в Татарстане состоялось с 26 октября, когда за день до этого Премьер-министр республики подписал соответствующее постановление, которым предусмотрено увеличение заработных плат бюджетников на 14 процентов. Это повышение коснется 327 тысяч человек, работающих в бюджетной сфере, и станет хорошей мотивацией для повышения зарплат для работников других отраслей экономики Татарстана.

А вот повышение зарплаты бюджетников Коми 2016 состоялось еще с 1 июля, когда соответствующее решение было принято главой Вячеславом Гейзером с целью реализации требований майских указов Президента РФ. Повышение заработных плат коснулось школьных педагогов, медперсонала младшего уровня, работников культуры и сферы социального обеспечения Республики. Для этого выделено около двух миллиардов рублей из республиканского бюджета.

Повышение зарплат бюджетникам Челябинской области также было осуществлено с 1 июля Законодательным собранием этого Южноуральского региона в поддержку инициативы губернатора. На повышение жалования бюджетникам предусмотрено выделить 1,8 миллиарда рублей, даст возможность повысить заработную плату на 5 процентов. Повышение зарплат предложено осуществить и работникам промышленных предприятий. Соответствующие предложения разосланы их директорам.

Актуально сегодня:

Возможно Вас заинтересуют.


Попытка сгладить региональный разрыв в размерах заработной платы учителям с 1 сентября 2015 года фактически была провалена. Мы уже о том, что выполнение майских указов президента идет со скрипом и тому есть множество объяснений, самое главное из которых - оскудевающий бюджет. В начале лета в СМИ появилась информация о том, что с начала нового учебного года будет пересмотрен процесс начисления зарплат работникам бюджетной сферы в общем и учителям в частности. Пересмотрен в сторону снижения зарплат.

Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Министерства образования, на сегодняшний день средняя зарплата педагога в России составляет 31.5 тысячи рублей. Правда, там же приводятся сравнительные показатели по регионам:

В Москве учитель получает от 65 до 72 тысяч,
- на Дальнем Востоке средняя зарплата составляет 52 тысячи,
- в республиках Северного Кавказа - от 18 до 24 тысяч.

Снижение зарплат учителям с 1 сентября многие бы расценили как еще один шаг Правительства в сторону жесткой экономии, но напрашивается вопрос - как обстоит дело с другими отраслями, которые, по заверению министра финансов Антон Силуанова, должны были пострадать во время кризиса меньше остальных? Да, в октябре 2015 года, судя по всему, повышения пенсий (за исключением пенсий для сотрудников МВД и военнослужащих), но речи об урезании по крайней мере не идет.

На чем будут экономить школы с начала нового учебного года?

В первую очередь - на зарплатах педагогов. По словам Ольги Мирясовой, секретаря межрегионального профсоюза «Учитель», региональные чиновники снижают стимулирующие выплаты учителям, которые работают с учениками в рамках подготовительных работ к олимпиадам и первенствам. Эти выплаты чиновники могут оценивать разными материальными компенсациями, а могут и вообще не платить, устанавливая на каждый бал смехотворную сумму, скажем в 10 копеек. От этого, конечно же, страдает и уровень подготовки в школах.

В рамках майских указав Путина прозвучало предложение о доведения среднестатистической зарплаты учителя в России до значения средней зарплаты по региону. По-своему поняв это указание, чиновники взялись сокращать штат в школах, увеличивая при этом нагрузку на оставшихся педагогов, которым, конечно же, поднимают зарплаты, но несоразмерно появляющейся новой нагрузке.

Зарплата учителей с 1 сентября 2015 года будет привязана к контракту

Срочные контракты - вот еще одно нововведение, которое отразится на итоговой среднегодовой зарплате учителей. С учителями заключаются срочные контракты на срок с 1 сентября по 31 мая. Далее учитель увольняется, получает отпускные, рассчитываемые с учетом отработанного неполного года, а потом, с началом нового - принимается на работу по этой же схеме. Таким образом экономятся средства сразу на 2 пунктах: зарплата платится не полный год и отпускные тоже. В некоторых регионах этот метод уже взят на вооружение, а где-то уже используется, судя по информации на городских форумах.

Майские указы, как известно, одно из самых популярных и известных решений нынешнего президента России.

Самые главные из них касаются повышения зарплат бюджетников – учителей, врачей, социальных работников и прочих. Подписанные в 2012 году во время инаугурации, они должны быть исполнены до новых президентских выборов – крайней датой их исполнения считается 1 января 2018 года. И по мере того как последний год, оставшийся на воплощение указов в жизнь, неуклонно истекает, надежды на полноценную реализацию этой, самой масштабной социальной программы в истории современной России, тают на глазах.

Чиновники, правда, куда более оптимистичны. В конце 2016 года эта тема снова была поднята, и тогда граждан стали успокаивать: указания президента будут реализованы полноценно и в срок. Но реальные показатели исполнения далеки от поставленных президентом задач. Более того, за 2016 год мы, наоборот, отдалялись о достижения целевых показателей, вернувшись на позиции трехлетней давности.

Вернулись в 2013

Несмотря на прямые указания президента и приоритет майских указов перед другими социальными программами, в прошедшем 2016 году они, судя по всему, выполнялись в обратном порядке. Отталкиваясь от открытых данные государственных статистов, «Газета.ru» посчитала, что оклады педагогов и докторов не только не повышались, но и снижались . Ввиду этого эксперты уверены: полноценное исполнение программы к началу будущего года невозможно. Напомним, что к наступлению крайней даты – 01.01.2018 года, школьные педагоги, средний медицинский персонал, работники культуры и некоторые другие бюджетники должны получать зарплату, равную среднерегиональному показателю. Врачи, вузовские преподаватели и ученые к этому времени должны получать зарплату, в 2 раза превышающую среднерегиональную.

Но теперь, когда до наступления срока исполнения осталось лишь немногим более 11 месяцев, а прошедших 5 лет явно не хватило, чтоб приблизить зарплаты к целевым показателям, положительный исход представляется попросту нереалистичным . Даже при отсутствии полной статистики за прошедший 2016 год, учитывая лишь показатели первых 3-х кварталов, журналисты пришли к выводу, что какого-либо роста, в сравнении с 2015 годом, по большинству категорий работников не наблюдалось. Например, средняя докторская зарплата по стране к осени 2016 года почти достигла показателя в 49 тыс. рублей, что, конечно, больше 46,5 тыс. рублей в 2015 году, но практически не покрывает инфляционные потери.

Узнать данные в региональном разрезе, который выступает главным мерилом майских указов, не представляется возможным – с конца 2015 года Росстат не публикует такую информацию. По результатам 2015 года, усредненный оклад медиков по стране составлял около 155% от среднероссийской. И тогда наблюдался конкретный рост – еще осенью 2015 года соотношение составляло лишь 140%. Но в 2016 году все изменилось: учитывая данные Росстата на осень прошедшего года, соотношение врачебной и средней зарплаты по стране, по подсчетам журналистов «Газеты. ru », составило 136%. Исходя из этого, можно сделать вывод об ухудшении и отдалении статистики от целевых показателей майских указов. Аналогичная пропорция (136%) наблюдалась 3 года назад, на конец 2013 года.

Будут выполнены

Далеки от поставленных показателей зарплаты и в образовании, и в социальной сфере. По данным статистов, средняя зарплата в России осенью составляла почти 36 тыс. рублей. Представители соцсферы, средние оклады которых едва достигали 21 тыс. рублей, получают 59% от полагающейся им по указам зарплаты. Сотрудники высших учебных заведений, несмотря на приличное среднее жалование в 50 тыс. рублей, также остаются «обделенными». Их зарплата составляет лишь 138% из обещанных к началу 2018 года 200%. Как ни странно, но больше всех «повезло» учителям – имея 32,5 тыс. средней зарплаты, они получают 90% от полагающегося им по майским указам минимума. Однако, динамика и тут негативная – в 2015 году пропорция составляла свыше 96%.

Но, несмотря на все это, в правительстве уверяют, что все указания президента воплотятся в жизнь вовремя. Например, министр образования Ольга Васильева говорила об этом в декабре. Вице-премьер Голодец заявляла об этом на сочинском форуме в октябре 2016, а позже – также в декабре. При этом чиновница уточнила, что в 2017 году, как и предполагалось, докторские оклады вырастут до 180% по регионам, после чего, к 01.01.2018 достигнут 200%. Конкретных механизмов реализации такого плана не озвучивалось. Исходя из озвученных прогнозов и имеющейся статистики за 2016 год, к октябрю 2017 года врачебная зарплата должна «добрать» минимум 43 п.п., чтоб достичь показателя 180%. Возможно, это и станет неожиданностью для врачей, но за ближайшие 9 месяцев, их зарплата должна вырасти минимум на треть, чтоб за оставшиеся 2-3 месяца таки достигнуть пресловутой двукратной разницы. Похожий сценарий нужен и для других категорий бюджетников.

Однако Россия, как известно, страна контрастов, тут – зарплата зарплате рознь.

У всё тех же врачей из разных регионов разница в доходе может составлять 400-500%! Например, если в СКФО докторская зарплата составляет около 22 тыс. рублей, то на Ямале и Чукотке превышает 108 тыс. рублей . В это же время контрасты наблюдаются и в самих регионах. Например, в Москве доктора получают более 80 тыс. рублей, что гораздо больше заплат в большинстве регионов, но по самой столице составляет лишь 117% в пропорции со средней зарплатой. Интересно отслеживать и динамику изменений. Если столичные врачи заметили 10-процентное поднятие окладов в прошлом году, то доктора Крайнего Севера, наоборот, отмечают 3-процентное снижение.

Отсрочить, но не отменить

Исходя из всего этого, факт невыполнения майских указов в установленный президентом срок представляется очевидным – региональное руководство большинства субъектов федерации попросту не справляется с поставленной задачей. И это касается не только медицинских работников и деятелей науки, относительно которых планка достаточно высока, но даже учителей и прочих категорий, где необходимо было достигнуть лишь среднерегионального показателя. Учитывая это, эксперты в большинстве своем единогласны и высказывают отрицательные прогнозы относительно полноценного исполнения майских указов к началу 2018 года.

О проблемах с их исполнением начали говорить еще в 2014 году – тогда негативные прогнозы давала Счетная палата, ссылаясь на слабую динамику экономического роста. В мае 2016 года неуверенность выразил уже министр труда Максим Топилин, сославшись на недостаток времени для их полноценной реализации. Тем не менее на протяжении последних полугода риторика чиновников однозначна: все будет выполнено в полном объеме и в срок. Как уверяют эксперты, судя по всему, на внесение изменений не согласен сам президент. Но «день расплаты» рано или поздно настанет, и тогда чиновникам все же придется признать неисполнение. Второй вопрос – когда он настанет?

Вероятнее всего, сославшись на существенные экономические изменения по сравнению с 2012 годом, руководство страны отсрочит исполнение майских указов, растянув их на весь 2018 год и подведя итоги лишь к началу 2019 года. Почву для этого уже начали готовить в законе про бюджет ФОМС, где достижение базового показателя зарплат врачей до 200% планируется достичь не к 01.01.2018 года, а просто «за 2018 год». По факту, даже наличие в бюджете необходимого объема средств не поможет правительству поднять зарплаты «всем и сразу» за оставшиеся 11 месяцев. Дело в том, что самая большая нагрузка ложится на бюджеты регионов. Даже найдя деньги на поднятие зарплат в рамках одного месяца, субъекты федерации едва ли смогут поддерживать их на таком уровне длительный период. В этом и вся соль – для поддержания требуемых пропорций в нынешних условиях им будет проще понизить среднюю зарплату, нежели искать деньги для оплаты труда бюджетников.

Но даже несмотря на все проблемы с реализацией, отказываться от указов явно никто не будет. Так что пусть их выполнение и будет отсрочено, долгожданного повышения ожидать все-таки стоит. А вот когда – это совершенно другой вопрос.

С 2012 года идет процесс повышения средней заработной платы учителей. Согласно майскому указу президента РФ № 597 от 07.05.2012 г., уже к концу года она должна была достичь средней заработной платы по соответствующему региону. Однако спустя 5 лет этого так и не произошло. В 2017 году почти 60% педагогов не удовлетворены оплатой своего труда.

В системе образования все последние годы основное внимание сосредоточено на выполнении майского указа президента Российской Федерации № 597 по повышению заработной платы педагогических работников и, прежде всего, учителей. Cредняя зарплата учителя должна была достичь средней заработной платы по соответствующему региону в 2012 года. Этот показатель до сих пор так и не достигнут (рис. 1).

Рис. 1. Средняя заработная плата учителей и средняя заработная плата по Российской Федерации в 2013 - январе-сентябре 2017 гг.

Источник: Росстат

На рисунке 1 хорошо видно, что в 2013 и 2014 гг. средняя зарплата учителей "не дотягивает" до средней заработной платы по Российской Федерации, а с 2015 г. начинает ее обгонять. Это связано с тем, что для снятия слишком большой нагрузки на региональные бюджеты среднюю зарплату по регионам стали считать как "Среднемесячную начисленную заработную плату наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц". Но для других целей сохранилась и старая методика расчета средней заработной платы в субъектах РФ: в соответствии с ней средняя зарплата в регионах как превышала, так и продолжает превышать среднюю заработную плату учительского корпуса.

В результате школьные педагоги не удовлетворены своей зарплатой. Если в 2013-2015 гг., по данным Мониторинга эффективности школы, проводимого Центром экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС, размером заработной платы были недовольны около 50% учителей, то в 2016 г. этот показатель поднялся до 65,3%. В 2017 г. ситуация несколько улучшилась - доля респондентов, недовольных размером зарплаты, снизилась до 59,1%, тем не менее положение в этой сфере остается достаточно напряженным.

Возможно, что в предвыборный год администрации школ стали более пристально отслеживать настроения учителей, и педагоги не всегда были искренни в своих ответах. В то же время на местах, конечно, прилагались серьезные усилия, чтобы как-то выправить положение, и, видимо, они дали некоторые результаты.

Вместе с тем повышение учительской заработной платы изначально рассматривалось, с одной стороны, как инструмент повышения качества школьного образования, а с другой, - как способ привлечения в школу молодых специалистов.

Ни та, ни другая задача за прошедшие 5 лет не были решены. Ни сами учителя, ни родители учащихся не связывают уровень учительской заработной платы с качеством образования. Учителя считают, что им компенсируют прошлые недоплаты, а родители полагают, что качество образования зависит от квалификации давно работающих в школе учителей, а не от оплаты их труда.

Что же касается прихода в школы молодежи, то педагоги уверены, что зарплата не является ведущим фактором, который может привлечь в систему образования молодых учителей (рис. 2).

Рис. 2. Факторы привлекательности школы для молодых учителей, % (допускалось несколько ответов)

Почти четверть работающих в школе педагогов полагают, что в этой работе для выпускников педвузов нет ничего привлекательного, и они туда не придут. Остальные же учителя полагают, что самым привлекательным для молодежи является режим работы (в 2017 г. так ответили 37,4% респондентов, в 2016 г. - 35,9%) и стабильность занятости (в 2017 г. этот ответ выбрали 32,1% респондентов, в 2016 г. - 36,5%).

Хотя многие учителя считают режим работы в школе фактором ее привлекательности, свыше 60% опрошенных работают более чем на одну ставку - на 5% больше, чем было в прошлом году, т.е. учебная нагрузка за последний год еще больше выросла (рис. 3).

Рост учебной нагрузки означает, что у учителя как не было, так и не появилось времени для освоения новых образовательных технологий и повышения квалификации. Помимо того, что растет учебная нагрузка, большинство педагогов отмечает, что увеличивается и бюрократический прессинг (рис. 4). Введение независимой системы оценки образовательных достижений, включая государственную итоговую аттестацию, также выделяется в качестве причины повышения сложности профессиональной деятельности. На третье место учителя ставят непростые отношения с родителями школьников (согласно данным предыдущего замера, эта причина имела меньший вес).

Рис. 4. Представления учителей о причинах повышения сложности работы, % (допускалось несколько ответов)

В целом, если оценивать перемены в школьном образовании, за последние годы произошла определенная адаптация учительства к новым условиям. При этом социальное самочувствие педагогического корпуса в массе своей не улучшилось, напротив, имеет место рост негативных оценок.

Если же говорить о всей системе образования, то в 2011 г. среднемесячная начисленная заработная плата в ней составляла 75% к уровню в обрабатывающих производствах, а в январе-сентябре 2017 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников образования, по данным Росстата, составил к указанному уровню 76% (в январе-сентябре 2016 г. - 78%). Соответственно, "битва" за повышение заработной платы в образовании, видимо, будет продолжаться.

Кем каждый здравомыслящий человек хочет работать: юристом, экономистом, прокурором или же учителем? Согласитесь, мало кто остановится на последнем варианте. В последнее время «учитель» это скорей хобби, которое не оплачивается в полной мере и съедает все ваше время. Пединституты перестали пользоваться былой популярностью, а их выпускники работают кем угодно, но только не по специальности.

Такое презрение к учительской профессии вызвано низкими окладами и большими нагрузками. Возможно, повышение зарплаты учителей в 2015 году все же изменит ситуацию к лучшему. Ведь мы обязаны помнить, что именно эти люди отвечают за будущее России – наших детей.

Повышение зарплаты учителей 2015: чего ждать?

Давно на слуху «майские» указы Президента от 2011. Именно в них шла речь об острой необходимости поднимать престиж многих специальностей. Касалось это в первую очередь «бюджетников», к которым относятся и учителя. Картина в цифрах: внедрение программы по благоустройству госслужащих было рассчитано на 3 года с момента подписания указов.

Федбюджет «обеднел» на 120 млрд. руб. Средства шли на модернизацию учебных заведений, улучшение условий работы. Другими словами, государство взяло на себя все «незарплатные» растраты. На поднятие з/п учителям шли свободные деньги из региональных бюджетов.

О повышение зарплаты учителей 2015 можно судить на основе тенденций. Согласно проведенным правительственным мониторингам средняя з/п к кон. 2013 и на нач. 2014 составила 32 тыс. руб., к концу она обязана увеличиться почти в три раза. Но нужно не забывать, что средний показатель формируется по правилу среднего арифметического. Так высокие зарплаты северных регионов и Москвы и низкие центральных областей в результате и дают 32 тыс. Цель повышений: выравнивание оклада учителя со средним региональным показателем.

Как поменяется ситуация с зарплатой 2014?

В 2014-2015 государство планирует выделить порядка 200 млн. руб. на продолжение программы. Однако эти деньги пойдут только на повышение окладов. Вся остальная часть расходов ляжет на плечи региональных ведомств. Согласно планам регионы должны будут потратить на это сумму в 2 раза больше федеральной помощи.

Индексировать оклады учителей дважды в год не представляется возможным. Бюджет страны этого не выдержит. наверняка сказать сложно, однако в планах довести ее до размера, который будет превышать стартовый показатель почти втрое. Нововведения обойдутся России приблизительно в 80 млрд. руб.

Увеличение зарплаты учителей 2015 в России максимально отразится на качестве оказываемых услуг. Учебные заведения, которые мягко говоря «не дотягивают» до нужного уровня будут реорганизованы. Кадры, претендующие на повышение, должны будут оправдать его необходимость. Профессиональная конкуренция должна стать высокой, что станет идеальной мотивацией повышения качества работы.

На данный момент правительство в поисках способов расширить финансирование. «Бюджетники» с надеждой ожидают обещанного очередного повышения.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...