Ответственность за налоговые правонарушения. Наказание за налоговые преступления


Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды :

  • административную — согласно КоАП РФ;
  • уголовную — по Уголовному кодексу;
  • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

«Налоговые» особенности административной ответственности

Останавливаться на всех принципах адм. ответственности не будем. Отметим только ключевые для налоговой сферы.

1. Административная ответственность — дополнительная.

О том, что может следовать не только по НК РФ, непосредственно в нем и говорится. В ст. 108 есть положение, согласно которому наложенный на организацию налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ.

Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:

  • для организации — по соответствующей статье Налогового кодекса;
  • лично для кого-то из должностных лиц (директора, главбуха и др.) —уже по статье КоАП РФ.

2. Должностное лицо как субъект административной ответственности за налоговые правонарушения .

В качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации. Но только не в случае с налогами. Для данной категории нарушений санкции по КоАП РФ установлены только для должностных лиц. Что, впрочем, вполне объяснимо. Наложение дополнительного административного штрафа на организацию, которая уже подверглась налоговому штрафу, означало бы нарушение принципа однократности привлечения к ответственности. А это недопустимо.

3. Основная мера ответственности за налоговые правонарушения по КоАП РФ — денежный штраф.

КоАП РФ предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и даже административным арестом. Но за налоговые проступки в большинстве случаев налагается штраф. За некоторые нарушения предусмотрено и предупреждение, но его на практике применяют редко.

4. Для административного штрафа обязателен налоговый состав.

В ситуации, когда есть действующее решение ИФНС о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение . все достаточно ясно. Нарушение выявлено, решение принято, ответственность легла на организацию и, например, ее руководителя.

А как быть, если решение контролеров обжаловано и налоговый штраф снят? Административный при этом остается?

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

Случаи, когда применяется административная ответственность за налоговые правонарушения . собраны в гл. 15 КоАП РФ.

Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

  1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения .

Ответственность за налоговое правонарушение

  • штраф от 10 000 руб.;
  • за деятельность без регистрации могут взыскать 10% доходов (минимум 40 000 руб.)

Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.

Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.

За что еще накажут по КоАП РФ

Итак, органы госвласти могут привлечь по КоАП РФ компанию к ответственности за налоговые правонарушения . Но это только незначительная часть нарушений.

Особенная часть кодекса содержит 17 глав, где упоминаются проступки в сфере природопользования и строительства, сельского хозяйства и транспорта, предпринимательства и таможенных правил. Перечислять все мы не будем. Остановимся только на тех сферах, которые важны для нашей ключевой аудитории, то есть специалистов финансового и кадрового профиля.

Итак, за что же еще, кроме налогов, может быть ответственна бухгалтерия?

Во-первых, за кассу. А точнее, за нарушение кассовой дисциплины.

Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за нее читайте в наших статьях:

Во-вторых, за нарушения при работе с ККТ. Например, административный штраф предусмотрен за нарушения:

  • при регистрации ККТ в ИФНС;
  • или при ее использовании.

О том, какая настройка на кассовом аппарате может создать проблемы и повлечь штраф, узнайте из этой публикации.

Кроме того, ответственность часто возникает из-за отношений с органами статистики. Необходимо помнить о том, что для данного штрафа могут быть 2 основания, а соответственно, и 2 разные статьи КоАП РФ:

  • несдача бухотчетности, о которой мы упоминали выше;
  • несдача непосредственно статистических отчетов.

Напомним, что в конце прошлого года эти штрафы существенно выросли. Подробнее см. здесь.

Что касается нарушителей-«трудовиков», то им следует опасаться ст. 5.27 КоАП РФ. И если в отдельных ситуациях штраф вполне объясним и предсказуем, в частности при отсутствии оформленных трудовых договоров или договоров ГПХ с работниками (об этом см. здесь ), то в других он может стать полной неожиданностью, как, например, в случае с экстренным отпуском работника.

Что опасного в незапланированном отпуске, узнайте из этой статьи.

Как видите, КоАП РФ содержит достаточное количество оснований для санкций и в отношении неналоговых нарушителей. Вот почему ограничиваться только ответственностью за налоговые правонарушения мы не стали и рассказываем в этой рубрике обо всех новостях и спорных ситуациях, с которыми наши читатели могут столкнуться в работе.

Сначала специалисты Минфина напоминают некоторые положения Налогового кодекса. Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщикам представлять налоговые декларации через представителя (п. 4 ст. НК РФ). Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности (п. 3 ст. НК РФ).

Налоговым правонарушением, как сказано в статье НК РФ, признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц. При этом вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей (п. 4 ст. НК РФ).

Налоговая ответственность

Далее чиновники рассматривают вопрос о налоговых правонарушениях, совершенных при участии уполномоченного представителя и обращаются к постановлению Президиума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 . В пункте 3 данного документа говорится, что субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик. При этом не имеет значения, лично он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя. Поэтому в случае нарушения законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) представителя налогоплательщика расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.

То есть даже если декларация была сдана не вовремя или сумма налога была занижена по вине представителя, к налоговой ответственности за это правонарушение будет привлечен сам налогоплательщик. А представитель будет отвечать за свои ошибки перед доверителем по правилам гражданского, семейного или трудового законодательства.

Уголовная ответственность

А вот в ситуации с привлечением к уголовной ответственности за налоговые преступления дело обстоит иначе. В пункте 7 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.06 № 64 судьи указали, что к субъектам преступления, предусмотренного статьей УК РФ, могут быть отнесены не только руководитель организации-налогоплательщика и главный бухгалтер, но и иные лица, если они были специально уполномочены организацией-налогоплательщиком. Сказанное означает, что к уголовной ответственности на основании статьи УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» может быть привлечен не только руководитель (главбух, бухгалтер) налогоплательщика, но и работник уполномоченной бухгалтерии, чьим сертификатом КЭП перед отправкой была подписана декларация, содержащая заведомо ложные сведения. Также стоит отметить, что уголовная ответственность грозит и тем физическим лицам, которые действуют без какого-либо оформления отношений, но при этом фактически выполняют обязанности руководителя, главбуха или бухгалтера налогоплательщика (п. 7 постановления Пленума ВС РФ

Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), в сфере налогообложения, за совершение которого Уголовным кодексом РФ (УК РФ) предусмотрено наказание.

Налоговую преступность как общественно-опасное явление нельзя назвать принципиально новым для России, хотя существовавшее долгое время господство государственной собственности в экономике позволяло осуществлять перераспределение доходов вне налоговой системы. В период с начала 30-х до конца 80-х годов налоговые преступления носили эпизодический характер и сводились главным образом к нарушению порядка уплаты налогов гражданами. Начавшиеся позже социально-экономические преобразования потребовали кардинального изменения налоговой системы. Поэтому в конце 1991 г. в России была проведена реформа системы налогообложения, приняты основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.

Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический.

Статистика свидетельствует, что преступные нарушения налогового законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налога на прибыль - 43% от общего числа налоговых преступлений, налога на добавленную стоимость - 28,4%, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды - 6,7%, подоходного налога - 3,7%, акцизов - 1,2%. Приведенные цифры показывают, что, как правило, налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.

Налоговые преступления совершаются на различных предприятиях независимо от форм собственности, однако следует отметить, что на предприятиях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется около 80% таких преступлений.

Распределение выявленных налоговых правонарушений в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующих предприятий выглядит следующим образом. На долю акционерных обществ и товариществ приходится 69,8% правонарушений, государственных и муниципальных предприятий - 12,8%, индивидуально-частных - 3,9%. Такая закономерность определяется, видимо, тем, что право управления и осуществление внутреннего контроля на предприятиях, действующих в форме акционерных обществ, как правило, принадлежит ограниченному кругу лиц. Обычно их руководители являются фактическими владельцами, а должный контроль отсутствует.

Определенный интерес представляет также распределение нарушений налогового законодательства по сферам деятельности предприятий. На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24% правонарушений, торгующих товарами народного потребления - 16%, занимающихся оказанием услуг - 12%, осуществляющих финансово-кредитные операции - 9%, торгующих недвижимостью - 8%, производящих продукцию металлообработки и машиностроения - 8%, осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку - 6%.

Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличность во вне банковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию указанных средств от налогообложения.

В связи с принятием первой части Налогового кодекса РФ, в которой в ст. 106 дано определение налогового правонарушения, возникает вопрос о соотношении понятий "налоговое преступление" и "налоговое правонарушение".

Любое преступление представляет собой правонарушение, поскольку первое относится ко второму, как частное к общему. В связи с этим преступление должно обладать всеми основными признаками правонарушения. Это относится и к налоговым преступлениям.

Обратимся к понятию налогового правонарушения. Оно определятся в Налоговом кодексе следующим образом: "Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность".

Существенным отличием налогового преступления является его общественная опасность. Такого свойства лишено налоговое правонарушение.

Имеется отличие и в форме реализации ответственности. Налоговое преступление влечет наказание, налоговое правонарушение - "налоговую санкцию" (ст. 114 Налогового кодекса).

Важной особенностью налогового преступления является то, что ответственность за его совершение может быть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации (ст. 107 Налогового кодекса РФ). Согласно Налоговому кодексу привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к ответственности должностных лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст. 108). Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).

Верховный суд РФ о преступлениях и наказаниях в сфере налогообложения.

Разъяснения по вопросу уголовной ответственности за налоговые преступления высшая судебная инстанция дала в принятом Постановлении Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" (далее - Постановление).

Суд отметил, что уголовная ответственность по ст. ст. 198 и 199 УК РФ наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов. Кроме того, уголовная ответственность распространяется на не перечисленные прямо в части первой НК РФ федеральные налоги, которые в соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ устанавливаются и взимаются при применении спец.режимов (п. 1 Постановления).

Для применения ст. ст. 198 и 199 УК РФ суд привел определение понятия "уклонение физического лица и организации от уплаты налогов и (или) сборов". Под ним следует понимать умышленные деяния, направленные на неуплату налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих сумм в бюджетную систему РФ. Способами уклонения могут быть как умышленные действия (включение в налоговую декларацию и иные налоговые документы заведомо ложных сведений), так и умышленное бездействие (непредставление указанных документов) (п. 3 Постановления).

Суд разъяснил также, что понимается под иными документами, указанными в ст. ст. 198 и 199 УК РФ. К ним относятся любые предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. В качестве примеров судьи назвали выписки из книги продаж, из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, копии журнала полученных и выставленных счетов-фактур, расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости, справки о суммах уплаченного налога, годовые отчеты, документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 5 Постановления).

Указанные документы, а также акты (материалы) проверок, заключения экспертов, вступившие в законную силу судебные акты арбитража или судов общей юрисдикции суд будет рассматривать в качестве доказательств по уголовному делу, возбужденному по ст. ст. 198, 199 УК РФ и по ст. ст. 199.1, 199.2 УК РФ (п. 23 Постановления), к которым мы обратимся позже.

Обратите внимание на то, как суд определил момент окончания "налоговых" преступлений, указанных в ст. ст. 198, 199 УК РФ. Дело в том, что сроки представления деклараций и сроки уплаты налогов (сборов) могут не совпадать. Поэтому моментом окончания нарушения в виде уклонения от уплаты налогов (сборов) считается фактическая неуплата налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством (п. 3 Постановления).

Помимо лиц, обязанных платить налоги (сборы) и представлять документы для налогового контроля, суд назвал в качестве субъектов преступления по ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и сборов с граждан) "иных физических лиц", которые на основании ст. ст. 26, 27, 29 НК РФ осуществляют функции уполномоченного представителя налогоплательщика (плательщика сборов).

В состав возможных субъектов преступления также включены подставные лица, через которых осуществлялась предпринимательская деятельность. В этом случае исполнителем преступления является физическое лицо - уклонист. А подставное лицо может быть признано его пособником, если оно сознавало, в чем участвует, и имело аналогичный преступный умысел (п. 6 Постановления).

Суд указал, что для квалификации преступления "уклонистов" нужно доказать их прямой умысел. При этом суд может учесть обстоятельства, указанные в ст. 111 НК РФ, исключающие вину в налоговом правонарушении (п. 8 Постановления).

Напомним, что с 1 января 2007 г. ст. 111 НК РФ действует в новой редакции (утв. Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Несомненным плюсом новой редакции этой статьи является вновь введенный п. 4 п. 1, в связи с которым перечень обстоятельств, исключающих вину, стал открытым. То есть теперь суд или налоговики могут учесть иные обстоятельства, которые в ст. 111 НК РФ конкретно не поименованы.

С другой стороны, спасительный п. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, который раньше предполагал освобождение от налоговой ответственности в случае выполнения письменных разъяснений уполномоченных лиц, теперь звучит слишком смутно. Он не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Вместо использованного в старых разъяснениях мягкого выражения "искаженные сведения" в новом Постановлении суд применил жесткий термин "заведомо ложные сведения". К таковым относятся, во-первых, любые не соответствующие действительности данные об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов, а также любая иная информация, влияющая на правильное исчисление и уплату налогов и сборов. Во-вторых, к заведомо ложным сведениям относится умышленное неотражение в представленной проверяющим документации данных для исчисления налогов (п. 9 Постановления). Также как ложные могут быть расценены сведения, отраженные в уточненной декларации (п. 14 Постановления).

Обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 и 199 УК РФ, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов. Суд подчеркнул, что расчет параметров крупного и особо крупного размеров осуществляется за период в пределах трех финансовых лет подряд. При этом момент совершения преступления может наступить и в более короткие сроки, если установленный срок уплаты прошел, а "уклонист" "уложился" в лимиты, определенные примечаниями к ст. ст. 198 и 199 УК РФ (п. 11 Постановления).

Верховные судьи отметили, что при исчислении крупного или особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов указанные неуплаченные суммы платежей надлежит складывать. Причем в расчет принимаются непогашенные бюджетные долги за период в пределах трех финансовых лет подряд и в тех случаях, когда сроки их уплаты выходят за пределы данного трехлетнего периода и эти сроки истекли (п. 12 Постановления).

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента предусмотрена ст. 199.1 УК РФ.

Суд разъяснил, что к ответственности по этой статье могут быть привлечены индивидуальные предприниматели, а также руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение действий по исчислению, удержанию или перечислению налогов, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера.

Важно отметить следующее. Окончанием преступления по ст. 199.1 УК РФ является момент не перечисления сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, которые налоговый агент должен был исчислить и удержать у налогоплательщика. При этом суд обязан установить в качестве мотива преступления личный интерес обвиняемого. В противном случае состав преступления отсутствует независимо от неуплаченной суммы.

Личный интерес - категория оценочная, следовательно, она отдана на усмотрение суда. Пленум ВС РФ пояснил, что личный интерес может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.

Если будет доказано, что налоговый агент к тому же действовал из корыстных побуждений и совершал незаконное изъятие денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, то ему будет дополнительно вменено хищение чужого имущества (п. 17 Постановления).

А в случае одновременного уклонения от уплаты "собственных" налогов, его будут судить по совокупности ст. ст. 199.1, 198 или 199 УК РФ (п. 18 Постановления).

Статьей 199.2 УК РФ предусмотрена ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание налогов и (или) сборов, т.е. взыскание недоимки. Иными словами, преступление заключается в воспрепятствовании принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере.

В Постановлении подчеркнуто, что под состав ст. 199.2 УК РФ подпадает также сокрытие денежных средств и прочего имущества, в отношении которых применены способы обеспечения по уплате обязательных взносов в виде приостановления операций по счетам и (или) ареста имущества.

Напомним, что с 1 января 2007 г. в новой редакции ст. 76 НК РФ по-прежнему предусмотрено, что арест банковского счета не распространяется на расходные операции в части перевода обязательных платежей, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ, а также в части осуществления платежей более ранней очередности по гражданскому законодательству. Однако теперь ограничение расходных операций производится только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций. Новая форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, действующая с 1 января 2007 г., установлена Приложением 4 к Приказу ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825.

Пленум ВС РФ отметил, что неправомерные умышленные действия сотрудников кредитной организации, осуществляющих операции по арестованным счетам (вкладам), могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 312 УК РФ. Данная норма предусматривает уголовную ответственность, в частности, за осуществление банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест. При этом максимальным наказанием является лишение свободы на срок до двух лет.

В п. 20 Постановления разъяснено, что преступление по ст. 199.2 УК РФ считается совершенным и в случае, если задолженность, подлежащая погашению за счет имущества недоимщика, превышает стоимость сокрытого им в крупном размере имущества. Уголовная ответственность по ст. 199.2 УК РФ может наступить после истечения срока, установленного в полученном от проверяющих требовании об уплате налога и (или) сбора.

Заметим, что квалифицируемые по "налогово-уголовным" статьям преступления в зависимости от их тяжести могут иметь значительные сроки исковой давности. Так, например, ст. 78 УК РФ сроки исковой давности установлены в следующих пределах:

  • - шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
  • - десять лет после совершения тяжкого преступления.

А сроки для взыскания недоимки по налогам и сборам, по мнению некоторых судей, гораздо короче. Так, например ФАС Уральского округа постановил, что срок давности взыскания налоговых платежей ограничивается тремя годами (Постановление от 09.08.2006 N Ф09-6776/06-С1). Кроме того, существуют и ограничения периода, подлежащего контролю (три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ)).

Некоторые специалисты полагают, что гражданский иск в уголовном деле рассматривается по правилам гражданского судопроизводства, в том числе и в отношении сроков исковой давности.

В п. 22 Постановления суд отметил, что в качестве соучастников по "налогово-уголовным" делам могут быть привлечены также должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления. А если они участвовали в преступлении по корыстным или личным соображениям, то к ним могут быть применены и другие статьи УК РФ.

Кроме того, верховные судьи обратили внимание на значимость для принятия судебных решений по поводу уклонения от уплаты налогов (сборов) положений ст. 5 НК РФ. С учетом норм указанной статьи суды должны принимать во внимание только те налоги (сборы), налоговые ставки и их размеры, которые были установлены законодательством для конкретного налогового периода. При этом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов новые нормы обратной силы не имеют, а "улучшающие" нормы могут быть использованы задним числом, если соответствующему акту придана обратная сила.

Соответствующая уголовная ответственность закреплена в 22 главе Уголовного кодекса, которая посвящена преступлениям в сфере экономики. Сюда, в частности, относятся четыре статьи, устанавливающие уголовную ответственность за налоговые правонарушения.

Замечание 1

Субъектом, который привлекается к уголовной ответственности, может являться исключительно физическое лицо, даже в тех случаях, когда дело касается злоупотреблений со стороны конкретной организации. В любом случае к ответственности привлекаются официальные лица: генеральный директор, главный бухгалтер или учредители. По общему правило лицо должно достигнуть возраста шестнадцати лет и быть дееспособным, то есть вменяемым.

Категории налоговых правонарушений

Большинство налоговых правонарушений закреплено в кодексе об административных правонарушениях. В то же время все налоговые преступления могут быть разделены на три группы:

  • умышленное уклонение от предусмотренной законом процедуры уплаты налога или сбора;
  • неисполнение субъектом предусмотренных законом обязанностей по исчислению и уплате налога (налогового агента);
  • укрытие денег или другого имущества в целях ухода от уплаты налогов (сборов).

Уголовная ответственность физического лица

В соответствии со статьей 198 УК РФ, уклонение от уплаты налогов физическим лицом происходит путем непредоставления им декларации, а также других обязательных документов, или же предоставление в таких документах заведомо ложной информации, если сумма неуплаты таких налогов является крупной.

Крупной признается сумма налогов, которая составляет за период в три года сумму в два миллиона семьсот тысяч рублей.

Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, если возместит государству всю сумму неуплаченного налога , а также погасит начисленные проценты и недоимки.

Уголовная ответственность организаций и предпринимателей

В статье 199 УК РФ установлена уголовная ответственность за действия по уклонению от уплаты налогов при помощи непредоставления декларации или других документов, но совершенное организацией, то есть ее официальными лицами, в крупном размере. При этом крупным размером признается только сумма налогов, превышающая пятнадцать миллионов рублей.

В статье 199.1 УК РФ устанавливается ответственность за игнорирование организацией (индивидуальным предпринимателем) обязанностей налогового агента. В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговый агент - это лицо, на которое законом возложена обязанность исчислить и удержать разнообразные виды налогов у налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет. Такие обязанности возлагаются налоговым законодательством только на субъектов, являющихся источником выплата дохода для гражданина.

В статье 199.2 УК РФ закреплена ответственность ИП или организации за сокрытие денежных средств или имущества, за счет которых должны производиться выплаты в бюджет. Такое деяние может быть совершено, в том числе, физическим лицом, выполняющим управленческие функции в организации, например, генеральным директором.

Факт неуплаты организацией (ИП) или гражданином налогов и сборов в размере, не превышающем установленный УК РФ крупный размер, даже в случае наличия состава уголовного преступления в их действиях, не преследуется в уголовном порядке. Такое правонарушение, как правило, влечет за собой административную ответственность.

Как в случая привлечения к уголовной, так и административной ответственности, помимо уплаты штрафа или наложения иной санкции, правонарушитель обязан возместить соответствующему бюджету всю сумму неуплаченного налога или сбора вместе с процентами.

В 2017 году физическим и юридическим лицам придется нести уголовную ответственность за налоговые преступления. Такое наказание было закреплено на законодательном уровне в июне прошлого года. В текущем году власти меняют суммы штрафов в сторону увеличения.

Не все предприниматели соблюдают нормы действующего законодательства. Многие из них стремятся обойти закон, чтобы не упустить свою выгоду. Например, не платят налоги или всячески стараются уменьшить эту сумму. Виной тому, как полагают некоторые эксперты, чрезмерно высокие ставки. Но это лишь одна из причин.

Стремясь увеличить общую сумму налоговых сборов, власти страны для осуществления налогового контроля стали привлекать правоохранительные органы. Некоторые эксперты видят в этом попытку «надавить» на предпринимателей. Но это действие возымело свои результаты. Сегодня предприниматели и их бухгалтеры понимают, что такое налоговое преступление и какую ответственность за него приходится нести.

Виды правонарушений

Налоговые преступления описаны в ст. 198 УК РФ (деятельность физических лиц) и ст. 199 УК РФ (предпринимательская деятельность). О налоговом преступлении следует говорить в том случае, когда:

  • физическое или юридическое лицо уклоняется от уплаты налогов;
  • организация не исполняет свои обязанности налогового агента;
  • юридическое лицо скрывает свою прибыль или имущество, за которое также следует делать отчисления в налоговую.

За каждое из них придется понести наказание, однако принять соответствующее решение суд может лишь при явном наличии признаков преступного деяния. Уклонение от уплаты налогов выражается в следующем: предприниматель либо намеренно указывает в декларации ложные сведения о своих истинных доходах, либо также намеренно не предоставляет декларацию в налоговые органы. Узнать об этом сотрудники ведомства могут еще до того, как проведут налоговую проверку.

Однако есть данные, выявить которые удается лишь после проверки. Речь идет о сокрытии денежных средств или имущества с целью платить как можно меньше налогов. В этом случае говорить о противоправных действиях можно лишь тогда, когда соответствующее решение примет суд.

Наказание за налоговые преступления

Закон позволяет привлечь к ответственности за совершение налогового преступления только вменяемых физических лиц старше 16 лет. Если противоправное действие было совершено организацией, ответственность возлагается на главного бухгалтера или учредителя фирмы. При этом наказать могут лишь за действия, совершаемые за последние 3 года.

Если размер долга не способен нанести ущерб общественности, такое деяние не признается налоговым преступлением, но выплатить эту задолженность всё же придется, а вместе с ней все пени и штрафы. Если налогоплательщик в течение двух месяцев не платит сумму недоимки, налоговая инспекция имеет право обратиться в суд. Пока суд разбирается во всех обстоятельствах дела, пока он не вынесет свое решение, представителям налоговой службы нельзя предъявлять какие-либо претензии к физическому лицу.

Размер наказания за совершенное налоговое преступление зависит от суммы долга перед налоговой. Так, если физическое лицо за последние 3 года задолжало налоговой порядка 4,5 млн рублей, не заплатило свыше 20% от суммы всех налогов, ему придется понести одно из следующих наказаний:

  • штраф в размере 200-500 тысяч рублей;
  • выплатить сумму, равную его доходу за последние 1,5-3 года (это может быть заработная плата или любой другой доход);
  • принудительные работы на протяжении 3 лет;
  • лишение свободы на тот же срок.

Освобождение от наказания

Уголовная ответственность за налоговые преступления наступает не для всех граждан РФ. Закон освобождает их от необходимости нести наказание в том случае, если:

  • нарушение было совершено под воздействием угроз или по принуждению;
  • поступить таким образом пришлось из-за служебной или иной зависимости.

Если одно из названных обстоятельств сыграло решающую роль, то санкции, предъявляемые к нарушителю, должны быть уменьшены как минимум в 2 раза. При этом за одно и то же налоговое преступление лицо не может отвечать несколько раз, а если нарушение было совершено более трех лет назад, налогоплательщика и вовсе освобождают от ответственности.

И еще один нюанс. В Налоговом кодексе (ст. 111) прописаны обстоятельства, которые не просто смягчают вину нарушителя, они ее полностью исключают. Иными словами, нарушитель не понесет наказание за неуплату налогов, если:

  • не смог это сделать из-за произошедшего природного катаклизма;
  • он является невменяемым и не отдает отчет в своих действиях;
  • его вина не была доказана в ходе судебного разбирательства;
  • факт налогового преступления не был выявлен.

Итак, физическим лицам за совершенные налоговые преступления приходится нести уголовную ответственность: платить штраф, лишаться дохода за последние 3 года, нести трудовую повинность на протяжении трех лет или же отбывать наказание за решеткой. Размер наказания зависит от тяжести совершенного налогового нарушения, в отдельных случаях это наказание смягчают либо лицо и вовсе не признают виновным.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...