Порядок составления возражений на акт выездной налоговой проверки. Как должны быть оформлены результаты выездной налоговой проверки


По статистике количество выездных проверок год от года неуклонно снижается. Но суммы доначислений, приходящиеся на одну ревизию, растут. Так, в 2000 году было проведено более 1,3 млн проверок, а в 2016 около 30 тыс. При этом сумма взысканий по одной проверке стала почти в 50 раз больше. Что делать, если вы не согласны с актом и решением по проверке и как снизить сумму потенциального взыскания?

Вышестоящие налоговые органы в досудебном порядке удовлетворяют более 1/3 от числа всех жалоб плательщиков на решения нижестоящих инспекций. А суды — 50% от заявленных требований компаний.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Внимательно изучите акт проверки

Выездная проверка заканчивается справкой. Далее налоговый орган готовит акт. У него есть на это 2 месяца, считая от даты справки. При проверке КГН этот срок составляет три месяца. Форма акта и требования к его составлению утверждены Приложениями № 23 и 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее — Приказ).

В требованиях указано, что все факты нарушений должны быть подтверждены документально. Каждое нарушение инспекция обосновывает ссылками на «первичку», регистры бухгалтерского и налогового учета, результаты экспертиз. Документ должен быть сформулирован кратко, четко, ясно и последовательно. То есть таким образом, чтобы его поняли те, кто не имеет специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета.

Акт должны подписать все проверяющие. Но если документ завизирован не всеми инспекторами, проводившими ревизию, а только, например, руководителем группы, нарушением это не будет.

После изготовления акта, инспекция обязана в течение 5 дней с даты подписания документа должностными лицами, проводившими проверку, вручить его представителю компании под расписку. Обратите внимание, что направить акт по почте налоговики вправе, только если проверяемый плательщик уклоняется от получения. Факт уклонения должен быть отражен в самом акте (п. 5 ст. 100 НК РФ, постановление ФАС Московского округа от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013).

Подготовьте возражения

У компании есть 2 месяца с даты получения акта на то, чтобы подготовить возражения. В них налогоплательщик детально по пунктам описывает те положения, с которыми он не согласен и поясняет почему.

Структура возражений обычно соотносится с актом по проверке. Каждому пункту в описательной и резолютивной части акта соответствует пункт возражений. Не пренебрегайте ссылками на законодательство, ведомственные разъяснения и судебную практику. Что касается последней — то она должна быть либо из вашего округа, либо позицией ВС РФ.

Форма возражений законодательно не установлена. Например, недавно суд решил, что «уточненки», представленные после окончания проверки, но до вынесения решения по ней можно рассматривать как возражения на акт проверки (определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 № 310-КГ16-5041).

Не бойтесь дополнительных мероприятий

Доводы, которые вы заявите в возражениях, могут стать причиной для вынесения решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. А именно: истребование документов у самого налогоплательщика или иных лиц (например, контрагентов), допрос свидетеля или экспертизы.

Такое решение налоговый орган принимает, если не сочтет материалы проверки достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении общества к ответственности. Поэтому опасаться дополнительных мероприятий не нужно. Наоборот — это решение косвенным образом подтверждает неустойчивую позицию налогового органа в отношении конкретных пунктов акта. Подтвердить или опровергнуть эту позицию и призваны допмероприятия. Но проводить их можно только для проверки уже установленных нарушений (постановление ФАС Уральского округа от 27.04.2012 № А60-28239/11). Именно в этом и заключается их предназначение.

Дополнительные мероприятия не предназначены для того, чтобы выявлять новые правонарушения. Такова позиция Конституционного суда (определение от 27.05.2010 № 650-О-О, постановление от 14.07.2005 № 9-П).

Важно помнить, что срок на «допы» ограничен. У инспекции есть всего месяц, чтобы провести контроль и вынести решение по проверке. Ранее Налоговый кодекс этого срока не содержал. Изменения в ст. 101 НК РФ внес Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ, который вступил в силу 2 июня 2016 года. После проведения дополнительных контрольных мероприятий материалы по ним рассматривают вместе с материалами самой проверки. Налоговый кодекс РФ не ограничивает количество дополнительных мероприятий в течение установленного месячного срока (письмо Минфина России от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

На дополнительные мероприятия также можно представить возражения. На это плательщику отведено 10 дней с даты окончания «допов». Они будут рассмотрены вместе со всеми материалами проверки. В течение 10 дней после окончания срока для представления возражений инспекция обязана принять окончательное решение по проверке.

Раскройте «карты»

Часто возникает соблазн не заявлять в возражениях все доводы, подтверждающие позицию налогоплательщика и опровергающие выводы инспекции, а приберечь их для последующего обжалования. Такой подход чреват проблемами для компании. Так как суд может отказаться принять документы, ранее не заявленные на возражениях или на рассмотрении жалобы в Управлении ФНС по субъекту. Аргумент судей таков — они в рамках своих полномочий не подменяют налоговый контроль и не выполняют обязанности налоговых инспекторов (Определение ВС РФ от 09.03.2017 № 305-КГ-17-199).

Если налогоплательщик не может обосновать, почему он не защищал свои интересы на досудебной стадии и не представлял доказательства и документы, его обвинят в злоупотреблении правом. В этом случае рассчитывать на положительное решение суда бессмысленно.

Другое дело, когда невозможность представить документы на досудебной стадии вызвана объективными причинами — тогда можно рассчитывать на то, что суд примет их в качестве доказательств по делу. Например, в постановлении АС Северо-Западного округа от 11.12.2014 № А56-59616/2013 суд согласился рассмотреть документы, подтверждающие вычеты по НДС, но ранее не предъявленные в налоговый орган по причине изъятия в рамках уголовного дела.

Возражения на акт проверки, по сути, шаблон для будущей жалобы в вышестоящий налоговый орган и в последующем для искового заявления в суд — если жалоба не будет удовлетворена. Поэтому относиться к подготовке возражений следует максимально серьезно.

Проверьте, соответствует ли решение акту

После того как инспекция составит решение по проверке, она обязана вручить его налогоплательщику. Документ вступает в силу по истечении одного месяца с даты вручения плательщику. Вручить его инспекторы обязаны под расписку в течение 5 дней с даты вынесения.

Решение должно соответствовать акту проверки. Бывает, что налоговый орган включает в документ те эпизоды, которые не были указаны в акте. Соответственно, налогоплательщик не мог представлять на них возражения, а, значит, был лишен права отстаивать свои интересы.

Напишите жалобу в вышестоящий налоговый орган

Если вы не согласны с решением по проверке, его нужно обжаловать. Первым шагом станет досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган. Решение по проверке можно обжаловать в течение года со дня его вынесения. Жалобу следует подавать в тот налоговый орган, который принял обжалуемое решение.

Если вы обжалуете решение до его вступления в силу, то есть до истечения месячного срока с даты вручения — это называется апелляционным обжалованием. В этом случае документ вступит в силу с даты вынесения Управлением своего решения по жалобе (ст. 101.2 НК РФ).

При рассмотрении жалобы Управление не может принять решение о взыскании с компании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не указанных в оспариваемом решении. Так как это считается ухудшением для налогоплательщика. А кроме того приведет к тому, что вышестоящий налоговый орган фактически проведет контроль за деятельностью нижестоящей инспекции в нарушении определенного порядка (п. 10 ст. 89 НК РФ). Ухудшающее положение плательщика решение Управление вправе принять только по проверке, которую может назначить в рамках контроля за деятельностью своих территориальных подразделений.

Вышестоящий налоговый орган вправе дополнить или изменить приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, исправить арифметические ошибки, опечатки (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, Определение ВАС РФ от 04.07.2014 № ВАС-8380/14).

Обратите внимание, если решение Управления по жалобе компанию не устроило, акт инспекции можно обжаловать выше — в Центральный аппарат ФНС России.

Подготовьте исковое заявление в суд

Если досудебное обжалование не привело компанию к желаемому результату, следует подать исковое заявление в суд. Чтобы оспорить решение инспекции у налогоплательщика есть три месяца с момента, когда он узнал о нарушении своих прав (ст. 198 АПК РФ). Срок, пропущенный по уважительной причине, можно восстановить. Такой причиной может стать, например, болезнь заинтересованного лица (Письмо ФНС России от 04.07.2016 № ГД-4-14/11938@).

При досудебном обжаловании трехмесячный срок на подачу заявления в суд следует отсчитывать с даты истечения срока на вынесение вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. Если в установленный срок вышестоящие налоговики не приняли решение по жалобе или не направили его налогоплательщику, это однозначно будет признано судом уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.

Как мы уже сказали, в основу заявления ложатся, как правило, возражения на акт проверки. Если какие-то пункты удалось отстоять на досудебной стадии, проследите, чтобы они не попали в заявление, а также проверьте итоговые расчеты налогов и штрафов.

В процессе судебного обжалования есть масса нюансов. Поэтому проводить этот этап должны или штатные юристы или привлеченные консультанты.

Налоговой проверки (см. ст.87 Налогового кодекса РФ). Поэтому требования к оформлению и порядок проведения любой налоговой проверки в первую очередь зависит от ее вида.

Сегодня налоговым законодательством не предусмотрен четкий порядок оформления результатов камеральной налоговой проверки, но содержит разъяснения, как, к примеру, в ходе камеральной проверки должен составляться акт о выявленных нарушениях, или скажем, что такой акт должен быть составлен в течение десяти дней после окончания такой проверки. В отличие от оформления результатов камеральной налоговой проверки, акт выездной налоговой проверки достаточно четко урегулирован в пункте 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ и выглядит он следующим образом:

  • сначала составляется справка об окончании налоговой проверки (п.15 ст.89 Налогового кодекса РФ);
  • затем составляется акт налоговой проверки (следует обратить внимание, что акт составляется в двух месячный срок с момента оформления справки об окончании налоговой проверки, об этом указано в п.1. ст.100 Налогового кодекса РФ);
  • далее следует этап направления в налоговый орган возражений на акт от проверяемого лица (здесь также следует знать, что подача возражений возможна в течение пятнадцати дней с момента получения акта – см. п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ).

Акт налоговой проверки – документ информационного характера, правовой природы этот документ не имеет. Акт налоговой проверки всего на всего содержит зафиксированные налоговиками факты совершенных проверяемым лицом нарушений и в дальнейшем обязательно проверяется налоговой инспекцией при рассмотрении материалов налоговой проверки наряду со всеми другими собранными доказательствами. Принятие налоговой инспекцией окончательного решения по результатам налоговой проверки всегда происходит на основе всех имеющихся в материалах проверки документов и доказательств (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2016г. № Ф09-683/16 по делу № А60-21375/2015).

Это означает то, что обжаловать само содержание акта налоговой проверки налогоплательщик не вправе, а вот повлиять на окончательное решение о привлечении или не привлечении его к налоговой ответственности налогоплательщик вправе, путем подачи возражений. Когда акт налоговой проверки составлен, а возражения проверяемым налогоплательщиком поданы, следует этап рассмотрения материалов проверки (ст. 101 Налогового кодекса РФ). Теперь рассмотрим оформление акта налоговой проверки более подробно.

Справка об окончании налоговой проверки: форма, порядок и сроки составления, порядок вручения налогоплательщику

Как узнать, что налоговая проверка закончилась? Из справки о проведенной проверке (см. Приложение № 7 к Приказу ФНС от 08.05.2015г.). Такая справка составляется в самый последний день выездной проверки (см. п. 15 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Как правило справку составляет руководитель группы проверки (или проверяющей группы). Содержание справки по проведенной проверке включает в себя сведения о предмете проверки (вид налога) и период проверки. Также в справке указывается срок проведенной проверки, причем сроки приостановления и продления проверки в справке оговариваются отдельно. В соответствии с Письмом ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 справку о проведенной налоговой проверке подписывает руководитель проверяющей группы (см. п.6.1 указанного Письма).

Справка о проведенной налоговой проверке должна содержать следующие обязательные реквизиты:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении налоговой проверки;
  • полное и сокращенное название налогоплательщика, в которой была проведена проверка (наименование организации, ИНН/КПП);
  • предмет проверки (вид проверяемого налога, период проверки);
  • срок проведения налоговой проверки.

Дальше с даты составления справки о проведенной проверке отсчитывается срок дальнейшего оформления результатов налоговой проверки. В последний день проверки данная справка должна быть вручена проверяемому налогоплательщику, а именно руководителю проверяемой организации (если это юридическое лицо), или же индивидуальному предпринимателю лично либо его представителю (см. п. 15 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Обязательным требованием к оформлению справки по проведенной налоговой проверке является наличие в ней подписи ру­ко­во­ди­теля ор­га­ни­за­ции или представителя организации по доверенности, индивидуального предпринимателя (ИП) (см п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 29 Налогового кодекса РФ). С этой целью в утвержденной типовой форме справки имеется специальное поле, в котором представитель налогоплательщика ставит отметку о получении на руки своего экземпляра справки.

Справка о проведенной налоговой проверке может быть передана организации-налогоплательщику и по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), такое вручение сегодня тоже довольно часто практикуется налоговиками. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками был утвержден Приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149. В таком случае электронная справка будет считаться полученной в момент, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа налогоплательщиком. Если налоговая инспекция не получит такую квитанцию, она должна будет отправить справку на бумажном носителе в обычном порядке – заказным письмом с уведомлением о вручении (см. пп.12, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149).

Налоговая инспекция вправе вызывать ру­ко­во­ди­те­ля юридического лица или индивидуального предпринимателя для личного вручения справки и получения от уполномоченного лица подписи в ее получении на своем экземпляре (см. подп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ). Такой вызов осуществляется посредством направления налогоплательщику уведомления о таком вызове по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@ (см. приложение № 2 к Приказу). Если в таком случае налогоплательщик данное уведомление проигнорирует и не обеспечит явку в налоговую инспекцию (или же не направит своего уполномоченного представителя), а также если он намеренно будет уклоняться от получения справки по проведенной налоговой проверке, налоговая направит справку по почте заказным письмом с уведомлением по месту нахождения юридического лица (по месту жительства индивидуального предпринимателя). В таком случае датой по­лу­че­ния справ­ки налогоплательщиком будет являться дата, ука­зан­ная на от­тис­ке ка­лен­дар­но­го почтового штем­пе­ля на уведомлении о вручении.

Акт налоговой проверки: сведения, порядок оформления

Порядок оформления акта налоговой проверки установлен статьей 100 Налогового кодекса РФ. Для начала выделим основные моменты процедуры оформления акта налоговой проверки и его вручения налогоплательщику: акт налоговой проверки составляется в двухмесячный срок со дня, когда налоговой инспекцией будет составлена справка о проведенной налоговой проверке, об этом указано в пункте 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ. В соответствии с Приказом ФНС России от 08.05.2005г. № ММВ-7-2/189@) момент окончания налоговой проверки определяется моментом (датой) составления справки о проведенной налоговой проверке, которая составляется именно в последний день налоговой проверки (п.15 ст.89 Налогового кодекса РФ).

Акт налоговой проверки состоит из трех основных частей: вводная, описательная и итоговая. В соответствии с пунктом 3 статья 100 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки должен содержать следующие обязательные реквизиты и сведения:

  • дата подписания акта;
  • полное и сокращенное наименование проверяемого налогоплательщика (Ф.И.О. физического лица зарегистрированного в качестве ИП);
  • Ф.И.О. должностных лиц налогового органа, проводивших данную проверку (с указанием их должностей, полного наименования налоговой инспекции);
  • дата и номер решения руководителя налоговой инспекции о проведении налоговой проверки (касается только выездных налоговых проверок);
  • дата поступления в налоговый орган декларации от проверяемого налогоплательщика или иных документов (данное требование касается только камеральных налоговых проверок);
  • перечень всех документов, представленных в ходе проведения проверки самим налогоплательщиком;
  • охватываемый период проведенной проверки;
  • вид проверяемого налога;
  • даты начала и окончания проверки;
  • адрес проверяемого налогоплательщика (юридический адрес для юридических лиц, адрес регистрации по месту жительства – для физических лиц и ИП);
  • информация о проведенных в рамках проверки мероприятиях;
  • документы, подтверждающие факт нарушения налогового законодательства либо отметка об их отсутствии (см. п.3 ст.100 Налогового кодекса РФ, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.09.2015г. № Ф02-5056/2015 по делу № А19-17587/2014, Постановление Арбитражного суда Московской области от 17.07.2015г. № Ф05-8680/2015 по делу № А41-46433/14.);
  • ссылки на нормы статей Налогового кодекса РФ определяющих ответственность за выявленное нарушение.

Подписывается акт проводившими проверку должностными лицами, а также самим проверяемым налогоплательщиком (или его представителем). Оформленный акт налоговой проверки потом остается на хранении в налоговой инспекции, при этом к нему должны быть приложены следующие документы:

  • решение руководителя налогового органа о проведении налоговой проверки;
  • решение о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении налоговой проверки (если они вносились);
  • при наличии решение о приостановлении и возобновлении налоговой проверки;
  • при наличии решение о продлении налоговой проверки;
  • требование о представлении налогоплательщиком документов в рамках проверки;
  • при наличии решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов;
  • акт инвентаризации (в случае, если она проводилась);
  • разделы актов проверок филиалов (представительств);
  • документы (информация), истребованные в ходе проверки;
  • заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);
  • протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
  • справка о проведенной проверке;
  • документы, подтверждающие факт вручения либо направления справки о проведенной проверке, а также акта налоговой проверки налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или его представителю;
  • копии первичных документов, регистров налогового и бухгалтерского учета, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, заверенных в установленном порядке;
  • иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки, порядок его вручения налогоплательщику

На сегодняшний день в работе налоговых служб повседневно используется типовая форма акта налоговой проверки, которая утверждена Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. Данный приказ содержит и требования к составлению акта налоговой проверки. Так, акт налоговой проверки обязательно должен быть составлен на русском языке и на бумажном носителе, или же в электронном виде. Если есть необходимость использования в тексте акта сокращений и аббревиатур, при первом употреблении соответствующее словосочетание должно приводится полностью с указанием в скобках его сокращения, используемого в таком виде далее по всему тексту документа.

Акт налоговой проверки не должен содержать исправления или помарки, это допускается только с соответствующими изменяющими отметками должностного лица, заверенными его подписью. Кроме того, все отраженные в акте факты нарушений должны содержать подробную информацию о:

  • видах и способах нарушения, а также о налоговом периоде;
  • денежном расхождении между данными, заявленными налогоплательщиком в декларации и фактическими выявленными данными;
  • ссылках на первичную бухгалтерскую документацию;
  • квалификации выявленного нарушения со ссылкой на статьи Налогового кодекса РФ;
  • реквизитах экспертного заключения, протокола допроса свидетелей или другие протоколы, составленные при производстве конкретных производственных действиях налогового контроля.

Налоговый кодекс РФ регламентирует право налогоплательщика получать на руки и копию акта налоговой проверки (см. пп.9 п.1 ст.21, пп.9 п.1 ст.32 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 27.08.2007г. № 06-1-02/558). В пункте 5 Требований к оформлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@ указано, что акт выездной налоговой проверки составляется инспектором в двух экземплярах, один для налоговой инспекции, второй – для налогоплательщика. Значит по большому счету акт налоговой проверки может быть вручен как в виде копии так и в оригинале, что подтверждается уже сложившейся судебной практикой (см. Постановление Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 28.04.2014г. по делу № А35-4665/2013, Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.12.2013г. № Ф03-6129/2013 по делу № А51-16532/2013).

Срок вручения акта налоговой проверки налогоплательщику установлен в пятидневный срок с даты его составления (п.5 ст.100 Налогового кодекса РФ). Здесь присутствует очень важный момент! Налоговая инспекция не имеет права самостоятельно выбирать способ вручения налогоплательщику акта налоговой проверки! В пункте 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ четко прописано, что акт налоговой проверки вручается проверяемому налогоплательщику или его официальному представителю под расписку или должен быть передан другим способом, подтверждающим дату его получения проверяемым лицом, к примеру, акт может быть направлен по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Однако суды считают, что такой способ вручения налогоплательщику акта налоговой проверки может быть использован только в случаях, когда налогоплательщик уклоняется от получения на руки акта налоговой проверки, и акт налоговой проверки обязательно должен содержать отметку об этом (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2014г. № Ф05-16692/2013 по делу № А41-11771/10).

Опытные инспекторы, в случае, когда налогоплательщик уклоняется от получения своего экземпляра акта налоговой проверки, на последней странице акта делает об этом соответствующую запись, которую обязательно заверяет своей подписью (см. п.1.13 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@). А потом уже направляет акт налоговой проверки по почте заказным письмом с уведомлением. Иногда, хитрые инспекторы чтобы обезопасить себя, прежде чем внести в акт налоговой проверки запись об уклонении налогоплательщика в его получении и направлении акта по почте, сначала вызывают налогоплательщика в налоговую инспекцию с целью личного вручения акта путем направления ему соответствующего уведомления, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ (см. Приложение № 7). Такое уведомление инспектор отправляет налогоплательщику по почте заказным письмом с уведомлением, как правило, по его юридическому адресу.

Возражения на акт налоговой проверки

Пункт 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ закрепляет право налогоплательщика в течение тридцати дней представить в налоговый орган письменные возражения на акт налоговой проверки, как в целом, так и по его отдельным положениям, в случае если он не согласен с фактами, отраженными налоговиками в акте налоговой проверке. К своим письменным возражениям налогоплательщик может прикладывать заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность его возражений. Десятидневный срок, что установлен пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ для вынесения решения по результатам проведенной проверки, исчисляется после истечения одного месяца, установленного пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

В случае, если налогоплательщик не подал письменные возражения на акт налоговой проверки, он не лишается права дачи пояснений при рассмотрении материалов налоговой проверки (см. п. 4 ст. 101 Налогового кодекса РФ). При этом данное правило применимо к оформлению не только выездной налоговой проверки, но и камеральной. Если же налогоплательщик в установленный законом срок не представил свои возражения на акт налоговой проверки, но принимал личное участие в рассмотрении материалов проверки, добиться отмены итогового решения налогового органа он сможет, только доказав, что у него не было возможности надлежащим образом подготовиться к рассмотрению материалов проверки и соответственно привести аргументированные объяснения.

Обжалование результатов налоговой проверки

Завершающим этапом оформления результатов налоговой проверки является рассмотрение ее материалов, которое проводится руководителем налоговой инспекции, проверявшей налогоплательщика.

Со своей стороны налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Уведомление налогоплательщика должно быть разумным и учитывать необходимое для явки налогоплательщика время, опять же разумное. Руководитель налоговой инспекции обязан установить, было ли совершено проверяемым налогоплательщиком правонарушение, образуют ли выявленные в ходе проверки нарушения состав налогового правонарушения по смыслу Налогового кодекса РФ, а также имеются ли у налогового органа основания для привлечения проверяемого лица к налоговой ответственности. Также при наличии оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, руководитель налоговой инспекции должен установить факт наличия у привлекаемого налогоплательщика обстоятельств смягчающих или отягчающих его ответственность за выявленное в ходе проверки нарушение.

Результатом рассмотрения материалов налоговой проверки является решение руководителя налогового органа, которым определяется:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения с указанием соответствующих статей Налогового кодекса РФ, размер выявленной недоимки, и размер подлежащих уплате пеней и штрафа;
  • отказ в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом в решении указываются размеры недоимки и сумма пеней.

Принятое налоговым органом решение вступает в законную силу по истечении 10 (десяти) дней с момента его вручения налогоплательщику. После налоговый орган обязан разъяснить налогоплательщику о возможности добровольной уплаты суммы налоговых санкций (ст. 104 Налогового кодекса РФ). Одновременно с этим, у руководителя налогового органа при наличии оснований есть право принятия в отношении виновного налогоплательщика обеспечительных мер с целью надлежащего исполнения принятого решения (см. п.10 ст.101 Налогового кодекса РФ). К таким обеспечительным мерам в частности относятся запрет на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа (недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги и т.п.).

В настоящее время обжалование решений по проверкам проходит сначала путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, затем в судебный орган. В судебной практике есть примеры, когда суд встает на сторону налогоплательщика (см. Постановление ФАС Уральского округа от 24.02.2014г. № Ф09-8/14). При этом не стоит забывать, что у налогового органа тоже есть право и основания для обращения в суд. Например, в соответствии со статьей 104 Налогового кодекса РФ в случае, если налогоплательщик отказывается в добровольном порядке уплачивать сумму налоговых санкций или им был пропущен срок их уплаты, как это было указано в требовании налогового органа, последний вправе обратиться в суд с требованиями о взыскании налоговых санкций, но для этого действия законом отведен срок исковой давности – 6 месяцев со дня выявления налогового правонарушения (ст.115 Налогового кодекса РФ). Помимо указанного, исковое заявление о взыскании налоговых санкций подается в суд с учетом статуса налогоплательщика:

  • арбитражный суд (когда иск предъявляется в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • суд общей юрисдикции (когда иск предъявляется в отношении физического лица).

Касаемо взыскания пени с налогоплательщика, то их принудительное взыскание с юридических лиц происходит в бесспорном порядке, а в судебном – только с налогоплательщиков-физических лиц, об этом указано в пункте 6 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

В заключении отметим, что в любом случае, результатом рассмотрения материалов налоговой проверки будет являться итоговое решение руководителя инспекции, и такое решение уже будет окончательным и обязательным к исполнению. И как нами уже было отмечено ранее, налогоплательщик может повлиять на решение налогового органа, и одним из таких способов может быть факт не вручения налогоплательщику акта налоговой проверки до рассмотрения материалов налоговой проверки. Также если налогоплательщик в суде докажет, что он не был надлежащим временем извещен налоговой инспекцией о дате и времени рассмотрения материалов проверки, суд примет сторону налогоплательщика и отменит итоговое решение о проверке. Поэтому налогоплательщика, знайте свои права, и отстаивайте их, ведь законные права налогоплательщиков не должны нарушаться.

Оформление результатов выездной налоговой проверки - важный этап проверочных мероприятий. Соблюдение налоговым органом порядка и сроков составления акта по итогам проверки с большой вероятностью гарантирует доначисление и взыскание недоимки с налогоплательщика.

В каком порядке должен быть подготовлен и составлен акт проверки

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки (далее — ВНП) регулируется:

  • Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 100);
  • письмом ФНС РФ «О рекомендациях по проведению ВНП» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (гл. 6);
  • приказом ФНС РФ «Об утверждении форм документов…» от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложения 7, 23, 24);
  • письмом ФНС РФ «Рекомендации о порядке организации работы налоговых органов» от 07.08.2013 № СА-4-9/14460@ и др. нормативными актами.

Акт ВНП составляется строго по утвержденной форме (п. 1 ст. 100 НК РФ) в письменном виде, не может содержать описок и исправлений, не подтвержденных подписями проверяющих. Все экземпляры должны быть идентичны по содержанию. Акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен не позднее 2 месяцев со дня составления справки об окончании ВНП.

ВАЖНО! Акт по итогам проведения ВНП составляется и в случае, если контрольными мероприятиями не выявлено нарушений в деятельности налогоплательщика (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Где можно найти заполненный образец акта ВНП

С заполненным образцом акта выездной налоговой проверки вы можете ознакомиться, скачав его по ссылке: Образец акта выездной налоговой проверки .

Акт ВНП состоит из 3 обязательных частей (п. 3 приложения 24).

Вводная часть содержит следующую информацию:

ВАЖНО! Отсутствие обязательной информации может повлечь за собой оспаривание результатов ВНП. Например, в деле № А56-64382/2016 арбитражный суд признал оформление результатов выездной налоговой проверки ненадлежащим, что выразилось в неуказании перечня документов, представленных налогоплательщиком (постановление 13-го ААС от 27.12.2017).

В части 2 (описательной):

  • раскрываются собранные налоговым органом доказательства;
  • приводятся ссылки на нормы законодательства;
  • указываются источники полученных данных.

ФНС РФ рекомендует использовать таблицы, иллюстрации и иные материалы, позволяющие наглядно представить суть деятельности лица, цепочку взаимоотношений и др. Также необходимо указать сведения о проведенных допросах свидетелей, заключениях экспертов (п. 3.2 приложения 24).

Материалы должны излагаться:

  • обоснованно, со ссылками на собранную информацию;
  • объективно;
  • полно;
  • комплексно (в связи с др. доказательствами) и системно (для удобства восприятия);
  • доступно, четко, не допускать двоякого понимания.
  • данные о нарушении законодательства;
  • ссылки на доказательства;
  • анализ бухгалтерских и налоговых данных;
  • итоговую квалификацию правонарушения.

Особые требования к описанию фактов нарушения законодательства

От качества описания обстоятельств нарушения закона, выявленных проверкой, зависит возможность привлечения налогоплательщика к ответственности, поэтому ФНС РФ подробно разъясняет порядок заполнения описательной части акта.

ВАЖНО! В силу п. 2 ст. 54.1 НК РФ налоговому органу необходимо сделать акцент на сборе доказательств, подтверждающих наличие цели неуплаты налога и исполнение договорных обязательств третьими лицами.

Описание каждого факта должно содержать (подп. «а-г» п. 3.2 приложения 24):

  • обстоятельства и способ совершения нарушения;
  • доказательства (ссылки на первичные документы);
  • ссылки на полученную в ходе проверки информацию (протоколы допроса, экспертизы, осмотры и т. д.);
  • финансовый анализ расхождений и расчеты недоимки;
  • квалификацию нарушения.

При составлении акта учитываются данные уточненных деклараций.

По возможности описание правонарушений должно быть понятно лицам, не имеющим специального образования в области бухгалтерского учета и права.

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки в заключительной части акта

Последняя, итоговая часть должна содержать (п. 3.3 приложения 24):

  • данные о лицах, проводящих ВНП;
  • выводы по итогам проверки (в т. ч. ссылки на статьи НК РФ, начисленные суммы недоимки и пени);

ВАЖНО! В акте ВНП может содержаться информация о правонарушениях, предусмотренных ст. 116, 118, п. 1 ст. 119, ст. 19.2, 120, 122, 122.1, 123, п. 1 ст. 126, 129.2 НК РФ (п. 6.5 письма № АС-4-2/13622).

  • информацию о сроках представления возражений;
  • сведения о приложениях (документы передаются на основании указанного перечня).

ВАЖНО! Часть приложений, содержащих информацию о персональных данных, сведения о банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайне третьих лиц, представляется налогоплательщику в виде заверенных выписок (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Акт ВНП должен быть подписан лицами, проводившими проверку (в т. ч. сотрудниками органов внутренних дел, входившими в группу), и представителем проверяемого лица (п. 7.1 письма № АС-4-2/13622).

ВАЖНО! Факт подписания акта со стороны налогового органа иным лицом расценивается как нарушение внутреннего регламента, а не требований НК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11).

Последствия нарушения порядка составления акта

В соответствии с п. 4 ст. 100 НК РФ требования к форме и порядку составления акта установлены приказом № ММВ-7-2/189@. Как указал ФАС ВСО в постановлении от 05.03.2013 по делу № А19-9755/2012, процедура оформления результатов ВНП заключается в системном описании в акте подтвержденных документами фактов правонарушений. Лицу предоставляется право заявлять возражения и участвовать в рассмотрении собранных в ходе проверки документов.

Нарушение этих положений повлечет отмену решений налогового органа. Например, суды поддержат налогоплательщика при отсутствии в акте описания факта самого нарушения (решение АС г. Москвы от 25.04.2012 по делу № А40-523/11-20-3), анализа расхождения сумм (постановление ФАС ЦО от 19.04.2013 по делу № А09-1952/2012).

Процедура окончания проверки. Содержание справки об окончании ВНП

Процедура окончания выездной налоговой проверки включает в себя составление справки, которая передается налогоплательщику в последний день ВНП. Дата составления справки является датой окончания проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ).

  • о предмете проверки (налогах и периоде);
  • всех приостановлениях, возобновлениях, продлениях;
  • датах начала и окончания ВНП.

Справка подписывается руководителем группы проверки и налогоплательщиком, незамедлительно передается проверяемому лицу. При уклонении лица от получения документа справка отправляется заказным письмом (п. 6.2 письма № АС-4-2/13622) либо по каналам телекоммуникационной связи.

Вручение акта по результатам ВНП

Налоговому органу отводится 2 месяца на составление акта ВНП (3 месяца для консолидированной группы налогоплательщиков) с момента составления справки об окончании проверки. Акт передается налогоплательщику не позднее 5 дней (10 дней для консолидированной группы налогоплательщиков) с момента составления (п. 5 ст. 100 НК РФ). ФНС РФ рекомендует вручать акт в момент подписания сторонами (п. 7.2 письма № АС-4-2/13622).

Если налогоплательщик уклоняется от подписания и получения акта, документы направляются заказным почтовым отправлением (днем получения будет считаться 6-й день с момента отправки). В акте делается отметка об отказе лица в подписании и (или) получении.

Вместе с актом налогоплательщику передаются копии документов и (или) выписки из них (в случае обеспечения сохранности банковской, налоговой тайны и персональных данных третьих лиц).

ВАЖНО! Отсутствие лица по месту регистрации и уклонение от получения почтовых отправлений не признаются уважительными причинами (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61, постановление АС ВСО от 24.07.2015 по делу № А78-10189/2014).

Действия налогоплательщика при оформлении результатов ВНП

Налоговый орган должен ознакомить налогоплательщика с результатами ВНП, о чем делается соответствующая отметка в справке и акте. Вместе с актом лицу передается извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки (п. 7.4 письма № АС-4-2/13622).

ВАЖНО! Если ВНП не выявила нарушений, рассмотрение материалов проверки с участием налогоплательщика не проводится.

На основании п. 6 ст. 100 НК РФ проверяемое лицо вправе в месячный срок со дня получения акта направить свои возражения с приложением копий подтверждающих документов в инспекцию. Налогоплательщик вправе ходатайствовать перед налоговым органом об отложении рассмотрения материалов проверки для представления дополнительных доказательств (п. 2 письма № СА-4-9/14460@).

Оформление дополнительных мероприятий налогового контроля

Дополнительные контрольные мероприятия проводятся на основании отдельного мотивированного решения руководителя инспекции ФНС. Срок проведения — не более 1 месяца.

В решении должны быть указаны причины невозможности рассмотрения результатов ВНП без получения новых доказательств (п. 6 ст. 101 НК РФ):

  • допроса свидетеля;
  • запроса документов;
  • либо экспертного заключения.

Решение направляется проверяемому лицу. ФНС РФ рекомендует одновременно пересылать уведомление о вызове для ознакомления с материалами проверки и новым уведомлением о рассмотрении материалов проверки (п. 5 письма № СА-4-9/14460@).

ВАЖНО! Дополнительные контрольные мероприятия не могут быть направлены на выявление новых правонарушений (см. постановление АС Уральского округа от 26.05.2017 по делу № А76-9954/2015).

С 03.09.2018 составляется дополнение к акту налоговой проверки, в котором отражаются (п. 6.1 ст. 101 НК РФ):

  • начало и окончание дополнительных контрольных мероприятий;
  • сведения об осуществленных допмероприятиях;
  • полученные дополнительные доказательства, подтверждающие факт нарушения налогового законодательства;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению нарушений;
  • ссылки на статьи НК РФ, которыми предусмотрена ответственность за выявленные нарушения.

На составлении документа проверяющему дается 15 дней с момента окончания мероприятий. В течение 5 дней с момента составления дополнение к акту налоговой проверки передается проверяемому лицу.

Существенные и несущественные нарушения при составлении акта

Несмотря на сформулированные требования к акту проверки, не все нарушения позволят оспорить результаты проверки и послужат основанием для отмены итогового решения.

К нарушениям, позволяющим бесспорно отменять решения, п. 14 ст. 101 НК РФ относит необеспечение возможности проверяемого лица принимать участие в рассмотрении материалов проверки и отсутствие у него возможности дать объяснения. В остальных случаях налогоплательщик обязан доказать наступление существенных негативных последствий, вызванных несоблюдением процедуры проверки.

Приведенная выше судебная практика указывает на возможность отмены решений налоговых органов из-за отсутствия в акте:

  • описания факта нарушения;
  • неопровержимых оснований для расчета недоимки.

Нарушение сроков проведения проверки, скорее всего, не будет признано существенным (постановление 4-го ААС от 09.06.2016 по делу № А19-13655/2015).

Как видим, акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен с учетом требований НК РФ. Отсутствие обязательной информации недопустимо, поскольку может стать основанием для оспаривания результатов проверки.

АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ - документ, составляемый уполномоченными должностными лицами налоговых органов по результатам выездной налоговой проверки в соответствии с требованиями ст. 100 НК, являющийся одним из оснований для принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Акт налоговой проверки составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов. Акт подписывается этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт в нем делается соответствующая запись. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта, это должно быть отражено в акте налоговой проверки. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются МНС (Инструкция МНС от 31 марта 1999 г. № 52 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов»). Акт вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или представителями налогоплательщика. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная со дня его отправки. Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки. По истечении указанного срока в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. Особенности производства по делу о предусмотренных НК нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами, определены в ст. 101.1 НК. При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте. В случае, когда указанное уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах. Форма акта и требования к его составлению устанавливаются МНС. Акт вручается лицу, совершившему нарушение законодательства о налогах и сборах, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, начиная со дня его отправки.

Лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, вправе приложить к письменным объяснениям (возражениям) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки. По истечении указанного срока в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах. В случае представления лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах, письменных объяснений или возражений по акту материалы проверки рассматриваются в присутствии этого лица или его представителей. О времени и месте рассмотрения материалов налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Если лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, несмотря на извещение, не явилось, то акт и приложенные к нему материалы рассматриваются в его отсутствие. По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах должно обязательно содержать:

а) обстоятельства допущенного нарушения;

б) указания на документы и иные сведения, которые подтверждают обстоятельства допущенного нарушения;

в) доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

г) решение о привлечении лица к ответственности за конкретные нарушения законодательства о налогах и сборах с указанием статей НК, предусматривающих данные нарушения и применяемые меры ответственности. На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней. Копия решения руководителя налогового органа и требование вручаются лицу, нарушившему , под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. В случае, если копия решения налогового органа и (или) требование не могут быть ему вручены, они считаются полученными лицом, нарушившим законодательство о налогах и сборах, или его представителем по истечении шести дней после их отправки по почте заказным письмом. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов вышеуказанных требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное налогового органа составляет об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ" в других словарях:

    Акт налоговой проверки Энциклопедия права

    Акт налоговой проверки - По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки,… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Акт налоговой проверки - (англ act of tax/taxation inspection) по законодательству РФ о налогах и сборах письменный документ, составленный по установленной форме для оформления результатов выездной налоговой проверки не позднее 2 месяцев после составления справки о… … Большой юридический словарь

    Акт выездной налоговой проверки - в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на …

    АКТ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ - составляется согласно порядку, установленному Инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 10 апр. 2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Оформление результатов выезной налоговой проверки - по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Срок рассмотрения руководителем налогового органа акта выездной налоговой проверки - налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт выедной налоговой проверки или возражения по акту в целом или по его… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Право налогоплательщика на возражения по акту выезной налоговой проверки Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Срок представления налогоплательщиком возражений по акту выезной налоговой проверки - налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Акт - (лат. actus, от actum est сделано, совершено; англ. act) в праве действие или событие, а также документ, имеющие юридическое значение (см., напр., Акт налоговой проверки, Акт применения права … Энциклопедия права

Заключительный этап любой налоговой проверки – документальное оформление ее итогов. Датой окончания выездных контрольных мероприятий является день составления справки по результатам проверки, после чего инспекторам отводится некоторое время на составление акта . Рассмотрим, в каком порядке производится оформление результатов налоговой проверки.

Справка о проведении выездной проверки

В последний день выездной проверки руководитель группы проверяющих должен составить справку по форме приложения № 7 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

Что должна содержать справка, когда происходит оформление результатов выездной налоговой проверки:

  • дату составления (совпадает с датой окончания проверки),
  • реквизиты решения ИФНС о проведении проверки,
  • наименование/Ф.И.О. проверяемого налогоплательщика, его ИНН и КПП; при проверке консолидированной группы, указываются ее участники,
  • перечисляются все проверяемые налоги и периоды,
  • если срок проверки продлевался, или приостанавливался, это отражается в справке с указанием реквизитов решений ИФНС об этом,
  • подпись должностного лица ИФНС с расшифровкой,
  • если справка вручается налогоплательщику на руки лично, то он ставит на справке свою подпись, Ф.И.О., дату получения, представителю также следует указать реквизиты доверенности.

Справка в тот же день вручается налогоплательщику либо его представителю, возможна также передача справки в электронном виде. Если налогоплательщик получать справку отказывается, документ будет направлен ему почтой заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Когда справка составлена, налоговая выездная проверка считается законченной, а значит проверяющие больше не вправе запрашивать документы и даже находиться в офисе, или на иной территории налогоплательщика (письмо ФНС РФ от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Акт налоговой проверки

Далее, по результатам выездной налоговой проверки составляется акт. На его подготовку налоговикам отводится до 2-х месяцев, считая от даты составления справки (для консолидированной группы – 3 месяца). Причем, не имеет значения, каким образом справка была передана налогоплательщику – сразу на руки, или отправлена почтой. Исчисление двухмесячного срока начинается именно со дня составления, а не получения справки налогоплательщиком.

Форма и требования к акту проверки установлены ст. 100 НК РФ и приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189 (приложения 23, 24). Составление акта обязательно, даже если проверяющие не выявили нарушений законодательства по налогам. Порядок реализации результатов налоговой проверки установлен статьями 100 и 101 НК РФ.

Форма акта может быть бумажной или электронной, при этом на бумаге акт может заполняться на бланке вручную, или с помощью компьютера. Все листы акта и приложений нумеруются, прошиваются, приложения заверяются подписью руководителя ИФНС. В тексте документа нельзя допускать корректировки и исправления, кроме оговоренных и заверенных подписями каждой стороны.

Акт, применяемый для оформления результатов налоговой проверки, состоит из 3-х частей:

Результат выездной налоговой проверки – это выявленные факты налоговых правонарушений. Все они должны быть обоснованы, по каждому указываются ссылки на нарушенные нормы налогового права, протоколы контрольных действий, первичные бухгалтерские документы и др.

  1. Вводная часть включает:
    • дату акта - это день подписания акта проверяющими,
    • название проверяемой организации, Ф.И.О. ИП, или физлица, адрес места нахождения,
    • реквизиты решения о выездной проверке,
    • список документов, которые налогоплательщик представил проверяющим при проверке,
    • перечень проверяемых налогов, сборов, взносов и периодов,
    • даты начала проверки и окончания,
    • проведенные при проверке контрольные мероприятия и т.п.
  2. Описательная часть содержит:
    • обнаруженные в ходе проверки, подтвержденные документами факты нарушения налогового законодательства,
    • если нарушений нет, делается запись об их отсутствии,
    • обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика.
  3. Итоговая часть включает:
    • выводы проверяющих и предложения по устранению нарушений, как результат налоговой проверки,
    • Ф.И.О. проверяющих и их должности,
    • количество листов приложений

Подписывается акт обеими сторонами, а при отказе налогоплательщика подписать, это фиксируется в акте. Один экземпляр остается налоговикам, а второй вручается налогоплательщику. На вручение отводится 5 дней. При отказе в получении, акт направляется заказным письмом по почте, при этом датой его вручения считают 6-й день со дня отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Порядок обжалования результатов налоговой проверки

Налогоплательщик, несогласный с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте выездной налоговой проверки, имеет право представить свои письменные возражения в ИФНС. Сделать это можно в течение 1 месяца с даты получения акта. Возражения возможны как в целом по акту, так и по его отдельным положениям, при этом можно приложить, или представить позднее в оговоренный срок, документы, подтверждающие правоту налогоплательщика (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Руководитель ИФНС рассматривает возражения налогоплательщика вместе с самим актом и материалами проверки. Результатом рассмотрения будет одно из решений:

  • привлечь налогоплательщика к ответственности,
  • отказать в привлечении к налоговой ответственности,
  • провести дополнительные контрольные мероприятия (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...