Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики


В модели Вальраса общее равновесие рассматривается в классическом понимании, т.е. как баланс спроса и предложения в экономике. Итальянский экономист В. Парето (1848- 1923) развил традиционный подход к проблеме общего равновесия с позиции обмена, связав его с благосостоянием участников рыночных сделок. В отношении общественного благосостояния экономическая система является эффективной, если в результате использования ограниченных ресурсов будет обеспечено максимальное удовлетворение потребностей общества.

По мнению Парето, общее равновесие может быть достигнуто в том случае, когда не только существует равновесие спроса и предложения, но и достигается эффективное распределение товаров между потребителями. Оптимум Парето, или критерий Парето-эффективности, означает, что производство, обмен, распределение и потребление в экономике являются эффективными, если товары и услуги нельзя перераспределить таким образом, чтобы улучшить положение одного участника рыночных отношений, не ухудшив положения других. Иначе - в идеальной рыночной экономике не только сбалансирован обмен товарами, но и достигается максимальное общественное благосостояние. В эффективной конкурентной экономике в состоянии ее общего равновесия ни один человек не может стать богаче, не сделав других людей беднее.

Математически оптимум Парето предполагает, что распределение товаров эффективно в том случае, когда предельная норма замещения между любыми двумя товарами х и у одинакова для любых двух потребителей, т.е.

Практически достижение такого равенства вряд ли возможно, так как предполагает одинаковую субъективную оценку предельной полезности товаров всеми потребителями.

Графически Парето-эффективность можно проиллюстрировать с помощью кривой возможных полезностей, или кривой возможностей удовлетворения. Ее обозначают буквами UPC (utility possibility curve) или UPF (utility possibility frontier). Она представляет собой кривую, отражающую максимальную величину полезности (максимальную величину удовлетворения), которую может получить общество.

Кривая возможных полезностей напоминает хорошо известную в экономической теории кривую производственных возможностей, которая используется для иллюстрации проблемы эффективного применения ограниченных ресурсов общества. Только при построении кривой производственных возможностей на осях отражалось количество двух любых товаров, между которыми осуществлялся выбор общества. При построении кривой возможных полезностей на осях приводятся единицы полезности двух любых потребителей. Все точки на кривой производственных возможностей показывают различные сочетания двух товаров, которые характеризуют эффективное и полное использование ограниченных ресурсов общества на их производство. Точки на кривой возможных полезностей показывают эффективное распределение товаров между двумя потребителями, при котором они получают максимальную полезность, или максимальное удовлетворение потребностей.

Кривая производственных возможностей имеет отрицательный наклон, так как для увеличения производства одного товара необходимо уменьшать выпуск другого. Кривая возможных полезностей также имеет отрицательный наклон, поскольку при возрастании полезности (удовлетворения) одного потребителя обязательно сокращается удовлетворение другого.

Рассмотрим кривую возможных полезностей UPC, условно отложив по вертикальной оси полезность для Сергея, а по горизонтальной оси - для Анны (рис. 12.1).

Рис. 12.1.

Кривая UPC на некоторых участках имеет вид волнистой линии, так как оценка полезности потребителями субъективна и индивидуальна. Однако невозможность единого измерения полезности разных потребителей не препятствует анализу эффективного распределения товаров между ними. Важно то, что степень удовлетворения каждого потребителя при росте величины полезности возрастает, и они стремятся к достижению большей полезности. Не имеет сомнения и тот факт, что увеличение полезности одного потребителя в условиях ограниченного производства товаров снижает полезность, полученную другим потребителем. В то же время есть комбинации, при которых достигается наиболее эффективное распределение товаров и которые отражены на кривой UPC.

На кривой возможных полезностей UPC (см. рис. 12.1) есть две крайние точки - Ол и 0$. В точке Os Сергей не получает товаров и полезность для него равна нулю, а полезность для Анны максимальна. Точка показывает, что у Анны нет товаров и полезность для нее равна нулю, а Сергей получает максимальную полезность. Все остальные точки на кривой UPC, например В, С, Z), £", А", характеризуют оптимум Парето (Парето-эффективность).

Перемещаясь из одной точки в другую на кривой UPC, невозможно повысить удовлетворение одного, не снижая степень удовлетворения другого потребителя. Если мы будем передвигаться, например, из точки D в точку £, то повысится благосостояние Анны и снизится полезность, полученная Сергеем, хотя в обоих случаях распределение продуктов в обществе будет эффективным.

Точка охарактеризует неэффективное распределение, так как любое перемещение в заштрихованной области улучшает благосостояние одной из сторон или обоих потребителей. Так, если двигаться из точки Fb точку D, то можно видеть, как повысится благосостояние Сергея без изменения полезности для Анны. Перемещение из точки Fb точку £, напротив, увеличит полезность для Анны без изменения благосостояния Сергея. Любые передвижения внутри заштрихованной площади из точки F к точкам, расположенным на участке кривой UPC между точками D и £", свидетельствуют о повышении благосостояния и Анны, и Сергея. В точке G полезность для обоих потребителей была бы еще выше, однако ее достигнуть в текущем периоде невозможно, так как общий запас продуктов недостаточен для получения Анной и Сергеем полезностей, представленных этой точкой.

Таким образом, в экономике обеспечивается эффективное распределение благ, если она находится на кривой возможных полезностей. Однако эффективное распределение товаров и услуг не обязательно может быть признано и справедливым. Так, в нашем примере точки D и £ по сравнению с точкой /"эффективны и повышают благосостояние одного из потребителей, не ухудшая положение другого. Иными словами, распределение в точке Fw неэффективно, и несправедливо и для Анны, и для Сергея.

Но если представить, что в обществе возможно только распределение, соответствующее неэффективной точке F или эффективной точке А", то какой из этих двух вариантов будет более справедливым? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Хотя распределение ресурсов в точке А является эффективным, так как она находится на кривой возможностей удовлетворения, и в этой точке видно, что Анна получит больше полезности, чем в неэффективной точке F, однако полезность для Сергея в точке А"снизится по сравнению с точкой F. В данном случае Анне более эффективное распределение благ будет представляться и более справедливым, но Сергей вряд ли согласится с этой точкой зрения.

В связи с этим возникает проблема выбора из всех точек на кривой возможных полезностей, соответствующих эффективному распределению благ, наиболее справедливой комбинации полезностей. Решение этой практической задачи зависит от преобладающего подхода к понятию "справедливость" в том или ином обществе. Различают четыре основных принципа определения социальной справедливости: эгалитарный, роулсианский, утилитарный и рыночный.

Эгалитарный принцип предполагает, что все члены общества получают равные блага, т.е. отсутствует неравенство в распределении доходов и существует уравнительное распределение в обществе.

Роулсианский принцип связан с именем американского философа Дж. Роулса. Сего точки зрения, наиболее справедливым распределением является такое, при котором достигается максимальная полезность наименее обеспеченных членов общества. Данный подход допускает неравенство в распределении, если оно способствует обеспечению более высокого уровня жизни бедных слоев населения. Например, высококвалифицированные специалисты могут получать значительное вознаграждение, увеличивая при этом производительность своего труда и производя больше товаров и услуг, часть которых в процессе перераспределения поступит наименее обеспеченным гражданам и повысит их уровень жизни.

Утилитарный принцип означает, что товары и услуги следует распределять таким образом, чтобы обеспечить максимальную общую полезность всех членов общества. Поскольку понимание полезности различных жизненных благ разное у разных людей, то большее количество товаров и услуг должны иметь те, кто способен получить большую полезность. В данном случае предполагается пропорциональное распределение богатства между членами общества в соответствии с различными функциями полезности. Понятно, что если бы все люди были одинаковы и не различались по вкусам, предпочтениям и оценке полезности, то в этом случае утилитарный и эгалитарный принципы совпали.

Рыночный принцип предполагает распределение доходов в соответствии с теорией предельной производительности факторов производства. Каждый владелец ресурсов получает доход в зависимости от величины предельного продукта и предельной выручки, полученной от использования предоставленных им факторов производства. В данном случае справедливость формируется конкурентным рынком на основе механизма спроса и предложения и установления свободных рыночных цен. С точки зрения рыночного подхода на кривой возможных полезностей UPC (см. рис. 12.1) точка К, соответствующая эффективному распределению благ, если она определилась в условиях конкурентного рыночного равновесия, более справедлива, чем, например, другая эффективная точка £>, хотя точка К и отражает более неравномерное распределение товаров между потребителями.

В связи с тем, что даже эффективное распределение благ в обществе не обязательно является справедливым с точки зрения большинства граждан, государство должно для достижения социальной справедливости выполнять экономическую функцию перераспределения ресурсов и доходов с помощью налоговой и бюджетной политики. Таким образом, перед государством стоит сложная и противоречивая проблема - добиться оптимального сочетания эффективности и справедливости в обществе.

Выбор принципов распределения определяется историческими, экономическими, политическими, духовными особенностями и традициями той или иной страны. Так, в СССР было провозглашено два главных принципа распределения жизненных благ: по труду и через общественные фонды потребления, в основном по потребностям, т.е. из четырех рассмотренных выше принципов использовались преимущественно утилитарный и роулсианский. Однако в действительности в определенной мере проявлялись и эгалитарный, и рыночный подходы. В 1990-е годы в России преобладающим стал рыночный принцип распределения со снижением оценки вклада трудового фактора в процесс производства, что резко усилило дифференциацию доходов населения и неравенство в распределении благ. Во многом это было связано с коренным изменением политической системы и экономической политики и с уменьшением роли государства в перераспределении доходов и жизненных благ в стране.

Исследование социальной справедливости как фактора эффективности экономики является одной из фундаментальных проблем экономической теории.

Как социальный институт справедливость - одна из форм организации, регулирования и упорядочения общественной жизни и поведения людей в экономической сфере. Как экономический институт она предстает в виде правил и ограничений экономического поведения .

Важнейшим в социальной политике является принцип социальной справедливости . С одной стороны, он гарантирует справедливость как результат вознаграждения за личный труд и успех (обоснованное неравенство), с другой - равенство в обеспечении всем членам общества одинаковых стартовых возможностей (обоснованное равенство) .

Реализация первого типа справедливости, дифференциация населения по заслугам, является важнейшим условием прогрессивного формирования общества, стимулом для формирования личности, ее потребностей и приоритетов. Обоснованное неравенство обусловливает повышение экономической эффективности, однако уменьшает шансы тех, кто по не зависящим от них причинам не может осуществлять активную деятельность.

Кроме того, крайняя степень дифференциации и неравенства может привести к деградации производительных сил, нестабильности и социальным конфликтам. Данный принцип социальной политики, таким образом, содержит оба типа справедливости и означает, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой -- сохраняющееся неравенство. По этой причине государство при проведении социальной политики должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших духовных потребностей. Вместе с тем наиболее активные и работоспособные члены общества должны иметь возможность получать за свой труд больший объем благ и услуг .

Современное общество зачастую называют обществом двойного стандарта. Характерными чертами такого общества являются, с одной стороны, равные права всех граждан демократического государства, с другой стороны, неравные возможности людей. Действительно, все граждане правового государства равны перед законом, обладают равными политическими правами. Однако существуют множества факторов, которые формируют индивидуальный облик каждого человека, наделяют его большими или меньшими способностями к обогащению и соответственно разным уровням благосостояния. Современному типу распределения доходов в развитых странах мира свойственно значительное сокращение удельного веса бедных и столь же значительное повышение удельного веса среднего класса, при практически постоянной доле богатого населения .

В экономической литературе выделяют четыре взгляда на социальную справедливость:

  • * эгалитарный (от франц. egalite -- равенство) означает «уравнительный». Этот взгляд требует равного распределения доходов. Эгалитаризм исходит из того, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты;
  • * роулсианский. Этот принцип связан с именем Джона Роулза, современного американского философа. Роулсианский подход предполагает, что равенству необходимо придавать большое значение, иначе кому-то будет намного хуже, чем другим. В рамках данного подхода считается справедливой такая дифференциация доходов, при которой экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого уровня жизни беднейшими членами общества;
  • * утилитарный. Этот принцип опирается на учение Иеремии Бентама, английского экономиста, основоположника «теории счастья» -- утилитаризма. Утилитарный взгляд иногда может восприниматься как близкий к эгалитарному, но он предполагает наиболее существенное различие между наиболее и наименее обеспеченными членами общества. Если бы все люди были совершенно одинаковы в своих вкусах и предпочтениях, то утилитарный принцип превратился бы в эгалитарный;
  • * рыночный. Рыночное распределение доходов означает лишь одну «справедливость»: доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов; спроса и предложения, а так же предельной производительности факторов .

Ко всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что социальная справедливость - это принцип, «регулирующий взаимоотношения между людьми по поводу распределения (перераспределения), в том числе взаимного, социальных ценносте. Это свобода, благоприятные возможности самореализации личности, доходы и богатство, знаки престижа и уважения и т. д. Такой подход позволяет утверждать о том, что социальная справедливость отражает совокупность общественных отношений обменного и распределительного типа, а также выработанные на основе социальной практики идеологические ценности.

Социальная справедливость – сложное и неоднозначное понятие. В экономической науке пока не сложилось единого определения социальной справедливости. В философии, в самом общем виде, социальная справедливость характеризуется как категория, предполагающая экономическое, политическое и культурное (производство, распределение и потребление духовных благ) равенство. Однако, и такой подход не дает четких параметров определения данной категории. Это обусловлено тем, что социальная справедливость связана со многими сферами жизнедеятельности человека. Экономические процессы в своем развитии тесно переплетаются с духовными и нравственными основами, с историческими особенностями, национальными традициями, природными условиями. Уровень социальной справедливости зависит не только от экономического развития общества, но и от политических, исторических, социально-психологических факторов.

В этих условиях установление оптимальных размеров вмешательства государства в распределительные процессы связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью, между стимулированием производства и социальным расслоением общества, которое при определенном уровне вызывает обострение социальных конфликтов. При разрешении такого противоречия воздействие государства, смягчающее социальную несправедливость, можно подразделить на текущее вмешательство в распределительные процессы и базовое преобразование распределительных отношений в виде альтернативных взглядов на социальную справедливость.

Текущее вмешательство государства в распределительные процессы. Формой разрешения противоречия в текущем периоде выступает перераспределение продуктов и услуг: трансфертные платежи, государственные программы помощи в виде содержания престарелых и нетрудоспособных, обеспечение образования, оказание бесплатной медицинской помощи.

Текущее государственное вмешательство в перераспределительные процессы можно свести в три основные направления .

Первое направление перераспределения совокупного дохода осуществляется в зависимости от трудового вклада с учетом размера удовлетворенных потребностей.

Второе направление перераспределения не связывается с трудовым вкладом. Размер выплат устанавливается от размера потребностей. К таким выплатам относятся: пособия многодетным и одиноким матерям, дотации на содержание детей в детских учреждениях, школах-интернатах, оплата специализированных видов лечения и т.д.

Третье направление – это “специфические выплаты” в виде льгот и услуг, предоставляемые населению непосредственно в натуральной форме через специализированные учреждения непроизводственной сферы. Такие “дополнительные доходы” предоставляются независимо от затрат индивидуального труда, и только тем, кто в них нуждается. К числу таких льгот относится бесплатная медицинская помощь, оказываемая страдающим хроническими заболеваниями; предоставление бесплатных услуг школьникам, многодетным матерям и т.д.



Существуют альтернативные взгляды на социальную справедливость – это определенные способы перераспределения доходов в виде базовых преобразований перераспределения с учетом не только экономических, но и политических, исторических и национальных норм жизни. Можно выделить четыре альтернативных взгляда на социальную справедливость (см. табл. 18.1).

Таблица 18.1.

Альтернативные взгляды на социальную справедливость 3

Эгалитарный подход предполагает полное равенство равного распределения благ между членами общества.

Роулсианский подход. Американский философ Дж. Роулс наиболее справедливым считает такое распределение, которое максимизирует полезность наименее обеспеченных членов общества. По его мнению, относительное экономическое неравенство допустимо в том случае, если оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейших слоев населения. П. Хейне придерживается противоположного мнения. Он считает, что перераспределение доходов в пользу бедных людей может привести к такому положению, при котором количество людей, относимых к категории бедных, может возрасти в результате усилий государства по борьбе с бедностью 4 .



Утилитарный подход . Согласно этому взгляду, товары и услуги необходимо распределять, максимизируя общую полезность всех членов общества. Основоположником доктрины утилитаризма является И. Бентам. Он выдвинул принцип наибольшего счастья для наибольшего количества членов общества. При этом, с утилитарной точки зрения, больше благ желательно дать тем, кто сумеет больше ими насладиться. Если бы все люди были одинаковы, то утилитарный принцип совпал бы с эгалитарным.

Рыночный подход заключается в том, что рыночное распределение доходов предполагает соответствие дохода, полученного от каждого фактора его владельцем. Сторонники этого подхода исходят из того, что равное распределение ресурсов может лишить стимулов наиболее продуктивных членов общества. Поэтому рыночный подход допускает существенное неравенство в распределении доходов.

Необходимость и сущность социальной политики государства. Социальная справедливость и социальная защищенность.

ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

1. Необходимость и сущность социальной политики государства. Социальная справедливость и социальная защищенность.

2. Доходы и дифференциация населения. Кривая Лоренца.

3. Государственная политика в области регулирования социально- трудовых отношений.

Необходимость и сущность социальной политики государства. Социальная справедливость и социальная защищенность.

Экономический рост, фискальная и монетарная политика в конечном счете имеет цель – создание материальной базы для улучшения условий жизни всех членов общества.

Поэтому согласованная деятельность индивида, групп людей и государства по обеспечению благоприятных условий жизни получила название социальной политики .

Социальная политика, сточки зрения функционирования экономической системы, играет двоякую роль:

во-первых , по мере экономического роста создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Все другие аспекты экономического развития рассматриваются в качестве средств реализации социальной политики;

во-вторых , социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Вместе с тем, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Цели социальной политики в разных странах могут быть различны, но можно выделить основные:

Осуществление социальной справедливости;

Выравнивание доходов населения;

Сглаживание имущественного неравенства;

Политика занятости трудоспособного населения.

Социальная справедливость. Выбор принципов социальной справедливости в перераспределении доходов определяется в каждом обществе по-своему, исходя из духовных устоев каждого из них, выработанных национальных стандартов, сформировавшихся на протяжении всего предшествующего исторического развития данной страны.

Существует четыре взгляда на социальную справедливость :

1. эгалитарный – все члены общества получают равные блага. Означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов. Слово эгалитарный означает – уравнительный;

2. роулсианский – при данном подходе максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц. Связан с именем Джона Роулса, современного американского философа. По его мнению, справедливой считается такая дифференциация доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейших членов общества;

3. утилитарный – согласно данному взгляду максимизируется общая полезность всех членов общества. Этот взгляд своими корнями уходит в учение английского экономиста И. Бентама – основоположника доктрины утилитаризма. Он полагал, что главной задачей государства является обеспечение наибольшего счастья для возможно большего количества членов общества. Но, однако, Бентам исходил из того, что у разных людей функция полезности неодинаковы. Следовательно, у разных людей способность к наслаждению в результате обладания каким-то количеством благ различны;

4. рыночный – социальная справедливость устанавливается рынком. Рыночное распределение доходов предполагает соответствие, дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученного от данного фактора. В этом случае допустимо значительное неравенство в распределении доходов.

Современное общество часто называют обществом двойного стандарта, т.е. это общество равных прав, но неравных возможностей. Равные права – все граждане правового государства равны перед законом. Неравные возможности – принцип равных прав применяется к заведомо «неравным», не одинаковым людям. Все это и множество других особенностей формируют неповторимый индивидуальный облик каждого человека, определяют разные возможности людей в состязании за свое личное счастье и благополучие.

Это неравенство возможностей проявляется на потребительском рынке в неравной платежеспособности покупателей. Рынок безразличен к потребителю в том плане, что товар достается тому, кто может за него заплатить, а не тому, кто больше всего в нем нуждается. Поэтому с гуманитарной точки зрения распределение общественного продукта, и получаемых в рыночном смысле доходов, нуждаются в коррекции и изменении. Возникает задача перераспределения доходов, которую в разной мере и различных формах проводит государство.

Таким образом,социальная справедливость - это поддержание принципа распределения по труду и за счет относительного перераспределения доходов обеспечение социальной защиты наиболее уязвимых групп населения.

В настоящее время параметры реализации социальной политики российского государства определяются следующими укрупненными направлениями:

Политика занятости и социально-трудовых отношений;

Политика доходов;

Политика воспроизводства населения;

Политика развития социальной сферы;

Региональная социальная политика.

С учетом мирового опыта в настоящее время в Российской Федерации сформировалась принципиально отличная от дореформенной институциональная структура социальной политики, основными звеньями которой являются:

Система социальных гарантий (минимальные социальные стандарты);

Система социального страхования;

Система социальной помощи (в том числе и частная система социальной помощи).

Система социальных гарантий предполагает бесплатное предоставление социальных благ при условии их всеобщей доступности, а распределение благ происходит по потребностям. Гарантии социальной защиты граждан берет на себя государство.

Система социальной помощи основывается на принципе социальной заботы общества о своих социально уязвимых членах и социальной благотворительности. Она предусматривает различные унифицированные подходы к определению малообеспеченных групп населения и бесплатное предоставление им социальной помощи.

Особое место в институциональной структуре социальной политики занимает частная система социальной помощи и социального страхования, которая базируется на принципе личной ответственности члена общества за себя и членов своей семьи.



Система социального страхования предполагает для всех граждан обязательство уплаты страховых взносов и пропорциональную взаимосвязь между страховыми платежами и объемом получаемых социальных благ. Система социального страхования строится на принципе общественной солидарности и ответственности государства за своих граждан. Система социального страхования строится на принципе общественной солидарности (через уплату страховых взносов) и ответственности государства за своих граждан.

Основными видами социального страхования , которые обеспечивают соответствующий современным требованиям рыночной экономики уровень исполнения государством социальной функции, являются:

- страхование пенсий (по старости и по инвалидности в результате общих заболеваний и от несчастных случаев в быту и на транспорте);

- страхование от несчастных случаев на производстве (производственный травматизм и профессиональные заболевания), которое предусматривает страхование временной и постоянной утраты трудоспособности;

- страхование на случай безработицы ;

- медицинское страхование (страхование временной утраты трудоспособности из-за болезни и предоставление медицинской помощи).

В отечественной экономической литературе часто используется понятие «социальная защита населения », в расширенной трактовке этот термин предполагает обозначение всех вышеназванных элементов институциональных структур социальной политики.

К социальной защите Международное бюро труда относит социальное страхование и социальную помощь, основные характеристики которых, следующие:

Социальное страхование Социальная помощь
1.Финансирование осуществляется за счет работодателей (в том числе государством) и трудящихся. 1. Финансируется за счет государственного и местных бюджетов.
2. Участие является обязательным. 2. В соответствии с законодательством выплаты производятся определенным категориям нуждающихся.
3. Выплаты производятся из специальных фондов, формируемых на основе взносов. 3. При оценке нуждаемости учитываются доходы и размеры собственности соответствующих лиц.
4. Не требуется дополнительных средств, поскольку часть фондов инвестируется в целях получения прибыли. 4. Цель выдачи пособия – доведение уровня доходов лица до определенного обществом минимума с учетом ряда факторов. Размер пособия не связан с предшествующими уровнями заработной платы или уровнем жизни.
5. Право лица на пособие основывается на записях об уплате взносов без учета нуждаемости. 5. Социальная помощь предоставляется по результатам исследования благосостояния и ориентируется на его относительное повышение. В отличие от социального страхования она предполагает (определяемую законом) свободу действий при исчислении размеров пособия.
6. Уровень взносов и выплат прямо связан с уровнем доходов.
7. Схемы страхования от несчастных случаев на производстве должны финансироваться работодателем (в том числе и государством).

Деление социальной защиты на социальное страхование и социальную помощь обусловлено, во-первых, методами учета (не учета) социального риска и, во-вторых, различием в источниках финансирования. Социальное страхование – это страховые взносы нанимателей и трудящихся, а при социальной помощи – ресурсы, аккумулируемые в бюджетную систему в основном за счет налогообложения.

Вместе с тем надо отметить, что отнесение институциональных структур к государственному (общественному) либо частному сектору осуществляется в зависимости от характера собственности и порядка финансирования. Доходы, т.е. ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных учреждений и организаций, занятых предоставлением социальных благ (социальные гарантии и социальная защита) населению, образуются в основном за счет обязательных платежей экономических субъектов, т.е. строятся на основе глобального налогообложения. Поэтому при рассмотрении социальных расходов государства, осуществляемых через бюджетно-налоговую систему, необходимо учитывать феномен «фискальной иллюзии» граждан, который выражается в наличии временного лага между налоговыми поступлениями, а также использование косвенных налогов и государственного долга, что приводит к иллюзии их бесплатного предоставления.

Доходы, т.е. ресурсы, находящиеся в распоряжении негосударственных некоммерческих организаций, которые оказывают нерыночные социальные услуги населению, образуются за счет добровольных взносов и платных услуг, а также пожертвований населения и доходов от собственности.

В случае смешанного финансирования институциональная структура, предоставляющая социальное благо, может быть отнесена либо к государственному сектору экономики по преобладанию порядка финансирования.

В последние десятилетия в мировой практике предоставления государством социальных услуг населению находят широкое распространение контрактно-договорные отношения между государством и негосударственными некоммерческими организациями. Это объясняется тем, что виды благ, которые традиционно было принято относить к общественным, обладают свойствами и чертами частных благ и, следовательно, могут предоставляться целиком или частично сверх определенного обществом минимального социального стандарта на платной основе. Природе таких общественных благ соответствует особая структура институционального механизма, предполагающая возможность отделения функций их производства и потребления от функций их оплаты.

Таким образом, социальная защита и социальные гарантии – это условия последовательного осуществления социальной справедливости. Вследствие изменений в экономике более и менее изменяются формы, методы и нормативы социальной защиты и гарантий.

Социальная защита населения – это система мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан.

Социальные гарантии – это обязательства общества перед своими членами по определенному удовлетворению ряда необходимых потребностей.

Показатели социальной защиты населения:

1. уровень материальной обеспеченности;

2. степень доступности основной массы товаров;

3. обеспеченность жильем;

4. гарантии занятости;

5. доступность образования, здравоохранения;

6. условия беспрепятственной реализации доходов.

2. Доходы и дифференциация населения. Кривая Лоренца .

Доходы населения, их уровень, структура, источники получения и степень дифференциации являются важнейшими показателями экономического и социального благополучия общества. Поскольку доходы служат основным источником удовлетворения личных потребностей людей, именно они являются центральным звеном, ядром более широкого понятия – уровень жизни населения. Важно знать, что следует понимать под доходами, каковы их разновидности и основные источники получения.

Понятие «доходы» представляет сложнейшую экономическую категорию.

Экономическая литература использует понятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство.

Можно рассматривать «доход» как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им.

«Доходы» являются важным показателем благосостояния членов общества, т.к. определяют возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей.

Таким образом, поддоходами населения понимается сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг для личного потребления.

Различные экономические теории по-разному трактуют источники личных доходов, однако общим выводом является то, что каждый производственный фактор связан с определенным видом личных доходов.

В соответствии с теорией факторов основными производственными факторами являются:

Природные ресурсы (земля и все естественные ресурсы);

Капитал, а также инвестиционные ресурсы:

Предпринимательская деятельность.

Доход на каждый из перечисленных факторов приобретает первичную форму – ренты, части прибыли, заработной платы, предпринимательского дохода. Причем доход на каждый фактор, в соответствии с теорией равен предельному вкладу этого фактора в полученный доход после реализации продукта.

На практике такое распределение доходов, исходя, только из теории предельной производительности реально не существует, так как:

1. В силу несовершенной конкуренции на рынке размер получаемого дохода зачастую не отражает вклада, задействованного для этого фактора в выпуске продукции.

2. Всегда существует неравенство и несправедливость в распределении ресурсов между членами общества, что приводит к недопустимым контрастам в распределении личных доходов строго в соответствии с теорией предельной производительности.

3. В любом цивилизованном обществе число владельцев факторов производства, формирующих доход, бывает меньше числа членов общества.

Подобные неравенства в первичном распределении ресурсов требуют включения механизмов перераспределения доходов в соответствии с законами и приоритетами общества, что позволяет выживать тем из них, которые не востребованы в производстве совокупного дохода общества.

Распределение доходов между факторами производства имеют характер функционального распределения , а образуемые при этом доходы (рента, прибыль, заработная плата, предпринимательский доход) называются первичными (факториальными).

В результате включения механизмов перераспределения этих доходов формируются вторичные доходы, и при этом появляется новый вид доходов – социальные трансферты. Социальные трансферты – это денежные или натуральные (в виде услуг или товаров) выплаты, осуществляемые обществом без получения какого-либо эквивалента взамен. Цель выплаты социальных трансфертов – социальная защита и повышение качества жизни населения, а также развитие человеческого потенциала страны. Типичными примерами социальных трансфертов являются пенсии, пособия, стипендии, другие выплаты и услуги из средств социальных фондов или иных источников. Источниками средств для выплаты социальных трансфертов являются федеральный и местный бюджеты, внебюджетные фонды социального страхования, средства общественных организаций.

Процесс формирования и использования доходов населения на каждом этапе общественного развития имеет свои особенности . Современные условия кардинально трансформировали параметры персональных доходов в России:

во-первых , изменились источники – к традиционным добавились новые (доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности и др.);

во–вторых , модифицировалась количественная и качественная оценка доходов, появились такие характеристики, как располагаемые и реально располагаемые доходы, коэффициент концентрации и дифференциации, дефицит дохода, уровень бедности, прожиточный минимум;

в-третьих , введена удельная оценка доходов населения, связанная с расчетом на душу населения, удельным весом заработной платы в душевых доходах, долей социальных трансфертов в душевом денежном доходе и др.;

в-четвертых , прибавились и новые формы использования доходов: обязательные платежи и взносы, расходы на покупку иностранной валюты, ценных бумаг, недвижимости и др.

Основными принципами формирования доходов населения являются:

Принцип распределения по труду (по его результатам и затратам);

Принцип распределения по собственности (суть которого заключается

в том, что владение любым видом собственности предполагает

получение дохода);

Принцип распределения по социально гарантированным нормам

(предоставление определенного уровня социальной защиты всем

членам общества, и в первую очередь социально уязвимым слоям

населения).

Одной из центральных проблем государственной политики доходов является решение вопроса о ранжировании данных принципов. Практическое решение этого вопроса реализуется в определенной структуре доходов населения конкретной страны.

Как уже отмечалось, доходы населения складываются из доходов по трем основным факторам: капитал, труд и земля. Поэтому далее рассмотрим структуру денежных доходов. Как видно из данных таблицы № 1 доля заработной платы, которая в 1990 г., т.е. до начала реформы соответствовала 76,4% денежных доходов, к 1998 г. стала равна 64,9% денежных доходов. В 2006 году оплата труда составила 63,2% денежных доходов населения.

В то же время за годы экономических реформ отмечался пост от предпринимательской деятельности и собственности, что в таблице №1 иллюстрировано увеличением соответствующих долей. Такое увеличение во многом объясняется возникновением различных форм занятости.

Таблица №1

Состав денежных доходов населения (в %)

При анализе личных доходов населения следует использовать такие понятия, как «совокупные», «располагаемые», «номинальные», и «реальные» доходы.

Совокупные доходы – общая сумма денежных доходов по всем источникам поступления с учетом стоимости натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства на собственное потребление и стоимости бесплатных или льготных услуг населению за счет социальных фондов.

Номинальные доходы – характеризуют уровень денежных доходов до уплаты налогов и платежей и независимо от изменения цен. Например, номинальная заработная плата, являясь вознаграждением за выполненную работу, представляет собой сумму денег, начисленную работнику.

После выплаты налогов и обязательных платежей номинальные доходы преобразуются в располагаемые доходы , т.е. доходы, которые можно потратить на конечное потребление.

Реально располагаемые доходы населения характеризуются количеством потребительских товаров и платных услуг, которые можно приобрести на денежные располагаемые доходы населения. Реальные доходы завися от динамики цен на потребительские товары и услуги, т.е. они будут понижаться при неизменных располагаемых доходах и росте цен. Различие между реально располагаемыми и номинальными доходами образуется за счет инфляции, налогов, платежей.

Отметим, что, начиная с 2000г., существует устойчивая тенденция роста реальных доходов населения. Это связано с экономическим ростом в России и переливом капитала из отраслей топливно-энергетического комплекса в другие отрасли российской экономики. Иными словами, временной лаг после роста мировых цен в конце 1998-99 г. на энергоносители и другие минеральные ресурсы привел к повышению оплаты труда в экономике в целом и, соответственно, росту реальных доходов.

Рассматривая проблему структуры и формирования доходов, необходимо различать трудовые и нетрудовые доходы. До недавнего времени в условиях командно-директивных методов управления экономикой к трудовым доходам было принято относить доходы, полученные в результате трудовой деятельности на государственных и кооперативных предприятиях и в организациях. Все виды доходов, полученные вне официальных государственных каналов, характеризовались как нетрудовые. Между тем, в условиях многообразия форм собственности и форм хозяйствования появляются новые существенные моменты.Прежде всего, речь идет о таких видах доходов, как доходы от предпринимательской деятельности и доходы от собственности. Поступления в семейный бюджет от занятий индивидуальной трудовой деятельностью по производству продукции и оказанию услуг населению, безусловно, имеют трудовую основу, а следовательно относятся к трудовым доходам. То же самое касается доходов, полученных от реализации товарной продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве.

Индивидуальная трудовая деятельность, являющаяся как основным, так и подсобным занятием граждан, - звено общественного разделения труда, этот труд – основная часть совокупного общественного труда.

Трудовой доход связан с трудовой деятельностью, а инвестиционный доход может быть связан или не связан с трудовой деятельностью. Наиболее ограниченная связь между трудовой и инвестиционной деятельностью характерна для предпринимателей, вкладывающих собственные средства в создание предприятий и в то же время непосредственно осуществляющих организаторские, управленческие и другие функции для его развития и эффективной работы.

К нетрудовым в подлинном смысле относятся лишь доходы от собственности, индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности, которая ведется с отклонением от принятых в обществе правовых норм, норм морали и гражданского поведения. Такие доходы по сути своей криминальны.

Доходы населения изменяются под воздействием множества факторов: социально-политических, социально-демографических, социально-профессиональных, социально-экономических, социально-географических.

Существующее неравенство доходов характерно для всех стран независимо от уровня благосостояния их населения. По этой причине проблема измерения доходов является общей проблемой, не зависящей от политического режима и социально-экономического положения той или иной страны.

Различия в уровне доходов на душу населения называютсядифференциацией доходов .

Дифференциация доходов – явление объективное, связанное с социально-экономическими различиями в положении членов общества в сфере производства, распределения и потребления. В демократическом государстве, где политики озабочены соблюдением принципов справедливости и равенства граждан, чрезмерное богатство одних и нищета других признаются недопустимым явлением.

Рассмотрим три соответствующие группы факторов дифференциации (различия) доходов.

Дифференциация доходов с капитала вызвана, прежде всего, неравномерным распределением богатства между членами общества (земли, средств производства, недвижимости, денег и ценных бумаг и пр.).

Дифференциация объемов прибыли , связана в первую очередь с неравномерным распределением способностей к осуществлению предпринимательской деятельности, неравенством стартовых условий такой деятельности, различием социального капитала индивидов.

Дифференциация заработной платы зависит от множества разнообразных факторов. Одним из основных факторов является различия в продуктивности труда, на которые влияют производительность труда, социальная эффективность труда, человеческий и социальный капитал.

В зарубежной и российской практике оценки дифференциации доходов широко применяется методология Парето – Лоренца – Джини. При этом для ее количественной оценки используют коэффициенты концентрации доходов Лоренца и Джини.

Вильфредо Парето (1848-1923) – итальянский экономист и социолог вывел закон (закон Парето) обратной зависимости между уровнем доходов и числом их получателей. Согласно этому закону, распределение доходов не зависит ни от социальных, ни от политических институтов в стране, ни от системы налогообложения в стране. Он полагал, что при распределении совокупного дохода проявляется существенное неравенство, которое присуще всем государствам и имеет примерно одинаковые пропорции. Однако жизнь опровергла неизбежность этого положения. Так, в Великобритании после второй мировой войны система прогрессивного налогообложения практически привела к всеобщему равенству населения по уровню доходов. После уплаты высокого подоходного налога в стране осталось лишь 70 человек с доходом более 24 тыс. долларов.

Американский экономист О.Лоренц (1876-1959) развил закон Парето, предложив графическое изображение в виде кривой Лоренца (рис.1)

Кривая Лоренца – график, отражающий фактическое распределение доходов в обществе.

Рис. 1 Кривая Лоренца

Если доходы равномерно распределяются между единицами совокупности (т.е. попарные доли населения и доходов совпадают: 20% населения имеют 20% совокупного дохода, 40% населения – 40% дохода и т.д.), то все точки на графике будут находиться на линии абсолютного равенства доходов. Эта ситуация означает полное отсутствие концентрации доходов в руках какой-либо группы населения, чего в реальной жизни не бывает.

Чем более неравномерно распределение (т.е. чем выше концентрация доходов у некоторых групп населения), тем дальше отходит кривая Лоренца от линии абсолютного равенства, тем более выпуклой она становится. Абсолютное неравенство _ это гипотетический случай, когда все население не имеет доходов, кроме одного человека или одной семьи, которые получают весь доход. В реальной жизни пределом натяжения «лука» Лоренца считается момент, когда на долю беднейших 40% населения приходится 12-13% общей суммы доходов семей страны, а разрыв в уровнях доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения начинает превышать 10 раз. Эта ситуация считается границей социальной стабильности. В России эти показатели превышают названные пределы, что свидетельствует о социальной напряженности.

В практических целях широко используется коэффициент Джини (индекс Джини), свидетельствующий об относительном неравенстве в распределении доходов, и назван коэффициентом концентрации доходов. Он определяется после графического построения кривой Лоренца.

Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до1. Чем ближе он к 1, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения, тем сильнее неравенство, тем выше степень поляризации общества по уровню доходов.

, где

· F i – доля населения, относящаяся к i-му интервалу;

· S i – доля суммарного дохода, приходящегося на начало и конец интервала.

При изучении уровня и границ бедности устанавливается граница дохода, обеспечивающего потребление на минимально допустимом уровне, т.е. определяется стоимостная величина прожиточного минимума, с которой сравниваются фактические доходы отдельных слоев населения.

Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов и мероприятий, обеспечивающих социальную защиту населения и поддержку его социально уязвимых слоев. Она включает в себя: социальные гарантии, социальное страхование и социальную поддержку.

Социальные гарантии - предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.

Разновидностью социальных гарантий выступают социальные льготы - система общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, пенсионерам, ветеранам труда и пр

Социальное страхование - защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба.

Социальная поддержка предоставляется социально уязвимым группам населения - инвалидам, одиноким пенсионерам, безнадзорным детям, лицам, освободившимся из мест лишения свободы, и прочим гражданам, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход.

Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных, платежей. Это пенсии, стипендии, пособия и компенсации в натуральной и денежной формах.

Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым по целому ряду причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, - подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат.

Эта политика требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата.

Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты - это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На базе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.

1. Первая модель, часто называемая "бисмарковской" (по имени ее родоначальника, канцлера Отто Бисмарка), устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, т.е. социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работополучателями (предпринимателями и наемными работниками), собирают в установленном, как правило, через коллективные договоры, размере отчисления из заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты.

Ответственность за финансовое равновесие и сохранность средств несут правления касс (фондов). Они не должны субсидироваться из бюджета любого уровня, так как налоговое перераспределение, реализуемое через универсальный бюджетный подход, противоречит логике трудового (страхового) участия. Здесь социальная защита должна быть принципиально независима от "финансовых инъекций" со стороны госбюджета.

Конечно, для семей со слабыми возможностями активного трудового участия существует национальная солидарность, реализуемая через муниципальные службы для малообеспеченного населения, или благотворительность. Но это вспомогательные механизмы, а не основополагающие принципы.

2. Вторая модель, которую комиссия ЕС называет "беве-риджской" (Beveridge), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым, независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые "социальные" пенсии в отличие от "профессиональных"). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящийся на концепции распределительной справедливости. Приверженцами этой системы являются Англия и страны скандинавского социализма, в первую очередь Швеция, достигшие весьма различных результатов в решении, например, проблем бедности.

№46.Государственная политика перераспределения доходов. Социальная защита населения.

Порождаемое рыночной системой распределение доходов несправедливо в том смысле, что не гарантирует каждому человеку доход, обеспечивающий ему достойную жизнь независимо от итогов экономической деятельности, а потому оно неприемлемо. Возникает необходимость вмешательства государства в перераспределение доходов. Принимая на себя ответственность за соблюдение права человека на достойную жизнь, оно организует соответствующее перераспределение доходов.
Государственная политика перераспределения доходов направлена на решение двух главных задач: оказание помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценения доходов и сбережений населения.
Данная политика заключается в перераспределении доходов через госбюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям населения с низкими доходами.
Ныне все развитые страны создали системы социальной поддержки малоимущих. Особая роль в системе социальной поддержки бедных отводится трансфертам. Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в экономической деятельности, а также поддержания внутреннего спроса.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоёв населения, создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов измеряется объёмом расходов на социальные цели за счёт бюджетов различных уровней, а также ставкой налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов ограничены бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к росту бюджетного дефицита и инфляции. Чрезмерные социальные расходы госбюджета требуют повышения ставок налогов, способных подорвать рыночные стимулы.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у высокодоходных слоёв населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путём изменения цен (фермерам) и введением минимальной ставки заработной платы.
Государство вмешивается и в первичное распределение денежных доходов, устанавливая верхний предел увеличения заработной платы. Политика доходов используется государством для сдерживания заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции.
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы является определение минимального размера оплаты труда (МРОТ). Именно исходя из МРОТ ведутся переговоры между предпринимателями и профсоюзами о заключении коллективных договоров, где оговариваются премии, доплаты и т.д.
Немаловажное значение имеет защита денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация, позволяющая частично возместить удорожание потребительских товаров и услуг. Однако индексация доходов отрицательно сказывается на стремлении к более напряжённому труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Государство, требуя от предпринимателей выплачивать рабочим определённый минимум заработной платы, выдавая пособия по безработице, выделяя из бюджета средства на содержание многодетных семей, предоставляя бедным продовольственные талоны, услуги образования и здравоохранения, становится полноправным участником воспроизводства рабочей силы. Созданная им система переквалификации облегчает трудящимся поиск рабочих мест, сокращает время безработицы, а следовательно, способствует лучшему распределению ресурсов между секторами экономики. Получается, что государство во многом берёт на себя формирование предложения рабочей силы, старается сделать так, чтобы оно отвечало спросу, предъявляемому предпринимателями. Если налаживается воспроизводство рабочей силы, то становится более пропорциональным и весь процесс общественного воспроизводства.
Вторгаясь в сферу распределения доходов, и, соответственно, ослабляя степень социально-экономического неравенства, государство ни в коем случае не должно добиваться его полной ликвидации. Неравенство не только продукт рыночной системы, но и обязательное условие эффективного функционирования рынка. Только оно способно создать по- настоящему действенные мотивы к труду и инвестированию.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

Рынок не обеспечивает своим участникам гарантированного уровня благосостояния. Как уже было показано выше, доходы различных групп населения зависят от того, какими факторами производства они владеют, как складываются отношения спроса и предложения на эти факторы. В этом заключается справедливость рынка. Между тем большое число людей не обладает значительным имуществом, у людей разные способности, уровни здоровья, имеются неполные семьи, дети-сироты, одинокие больные старики. При анализе типов экономических систем было показано, что в условиях чистого капитализма XVIIIXIX веков не существовало механизма социальной защиты граждан в случаях безработицы, разорения, болезни, старости. Больные и бедные могли рассчитывать лишь на помощь церкви и благотворительность, которую христианская религия провозглашает одной из обязанностей состоятельных людей. Таким образом, рыночная справедливость отличается от социальной справедливости, предполагающей, прежде всего, равенство возможностей и достойный уровень существования для различных людей.

В экономически развитых странах со смешанной экономикой признается право людей на определенный стандарт благосостояния, и государство берет на себя обязанность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право.

Таким образом, необходимость активной социальной политики в современной смешанной рыночной экономике вытекает: 1) из стремления государства обеспечить социальную стабильность путем защиты населения от негативных сторон рынка отсутствия гарантий полной занятости и стабильного уровня цен; неустойчивого, циклического характера развития экономики; отсутствия стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;

2) из потребностей самой современной рыночной экономики: современному производству требуются квалифицированные, образованные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для всё более разнообразной, высокотехнической и качественной продукции;

3) из потребностей общества в воспроизводстве здорового населения, недопущения депопуляции (снижения численности населения страны).

Социальная защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Иногда доходов для тех слоев социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

Гуманность;

Адресность;

Комплексность;

Обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной защиты это комплекс законодательных

актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер

социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев

населения. Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение возникло в России в 20е годы и означало

создание государственной системы материального обеспечения и

обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с

детьми за счет так называемых общественных фондов потребления.

однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному

обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и

родам, по уходу за ребенком в возрасте до года и т.д.

2. Социальные гарантии предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределений по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ; социальные льготы это система общественных гарантий, предоставляемых на основе упомянутых принципов отдельным группам населения (инвалидам, ветеранам труда). В нашей стране к социальным гарантиям относят :

Гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

Общедоступность и бесплатность образования;

Минимальный размер оплаты труда и пенсии; социальная пенсия;

Ритуальное пособие на погребение и др.

3. Социальное страхование защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Существует две формы социального страхования обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи).

4. Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений.

Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечения минимального гарантированного дохода, как реализации права на жизнь.

Критериями эффективности социальной работы на макро уровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы.

№47.Понятие трансформационной экономики. Необходимость перехода к рыночной экономике.
В первой главе мы пришли к заключению, что основными независимыми элементами экономической системы являются тип собственности на средства производства и механизм координации, предельными формами проявления которых выступают частная собственность и государственная собственность, с одной стороны, и рыночная координация и координация посредством принимаемого центром плана - с другой. Таким образом, изменение форм проявления одного из системных элементов означает трансформацию экономической системы. В этом широком смысле под трансформацией экономики понимается как преобразование социалистической рыночной экономики в капиталистическую (или наоборот), так и переход от планового хозяйства к социалистической рыночной экономике. Если учитывать не только крайние формы проявления системных элементов, но и смешанные формы (промежуточные ступени, например «преимущественно частную собственность, смешанную с государственной собственностью», и т. п.), уместен вопрос: «В каком объеме должен измениться элемент системы, чтобы имела место трансформация, а не системная реформа?». В ходе начавшихся в Восточной Европе в 1989 г. политических и экономических преобразований в теории сложилось более узкое понимание трансформации, под которой подразумевается переход социалистического планового хозяйства, или социалистической рыночной экономики, к капиталистической рыночной экономике. Мы также ограничиваемся рассмотрением преобразования социалистического планового хозяйства в капиталистическую рыночную экономику на примере процессов трансформации в бывшей ГДР (а значит, новых федеральных землях ФРГ) и в России. Каковы основные задачи трансформации и возможно ли найти их оптимальное решение? На эти вопросы пытается найти ответы разрабатываемая в последние годы «теория трансформации». Но, по нашему мнению, они носят скорее мировоззренческий характер и не являются результатом экономического расчета выгод и издержек трансформации, определяемых, в частности, темпами продвижения реформ.

Кризис командно-административной экономики и попытки её реформирования прошли несколько этапов. Первая попытка была предпринята в середине 50-х гг. и свелась к перераспределению ресурсов в пользу производства товаров народного потребления, но без изменения экономического механизма.
Вторая попытка реформирования была осуществлена в 80-х гг. и характеризовалась проведением внутренне противоречивых, незаконченных рыночных преобразований. Реформа на этом этапе ограничивалась попытками создать рынок товаров. Задача всеобъемлющего перехода к рыночной экономике, в том числе и формирования рынков труда, капитала, недвижимости и т.д., практически не ставилась. Система прямого управления уступила место системе косвенного управления. Это выражалось в том, что директивное установление натуральных плановых показателей по объёму и ассортименту выпускаемой продукции и используемым ресурсам сменилось управлением при помощи финансовых показателей. При ослаблении центральной власти усилилась власть нижестоящих звеньев хозяйственной системы: министерств, регионов и крупных предприятий. Отношения подчинённости между высшими и низшими звеньями бюрократической иерархии, характерные для командно-административной экономики, превратились в отношения торга между ними. Рынок, тем не менее, не возник, экономический механизм в основе своей остался прежним, поэтому даже при относительном успехе подобных реформ коренных улучшений кризисной экономической ситуации не произошло.
Этот этап нередко сопровождался так называемой шоковой терапией (Польша 80-х гг.) Такая модель демонстрировала попытки расширения рыночных отношений в экономике при сохранении основ командной системы. Государство пошло на ряд шоковых мер в виде значительных административных повышений розничных цен, выдавая их за необходимые шаги к рынку. Результатом такой политики было усиление несбалансированности экономики, затяжной спад производства, раскручивание инфляционной спирали «цены – заработная плата».
Под воздействием обостряющегося экономического кризиса ориентация на модель директивного планирования и поиск новых форм совершенствования плана сменились пониманием необходимости рыночных отношений. Сначала рыночная экономика понималась как рынок товаров при преимущественно централизованном распределении инвестиций. Затем пришло понимание роли рынков труда и капитала и необходимости сначала плюрализма форм собственности, а затем и приватизации значительной части государственного сектора. На этой основе и развернулись попытки действительного перехода к рыночной экономике.
Задачами перехода следующие:

1. Разгосударствление и приватизация экономики, развитие предпринимательства. Под разгосударствлением разумеется снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, но без изменения характера собственности. Под приватизацией же подразумевается смена собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют её в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за её результаты.

2. Формирование рыночной инфраструктуры, новых механизмов установления хозяйственных связей, включая товарные биржи, фондовые биржи и т.д.

3. Демонополизация экономики, что является важной предпосылкой для развития конкуренции и достижения рыночного равновесия.

4. Либерализация цен путём снятия государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением.

Финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жёсткой денежно-кредитной политики с целью ограничения объёма денежной массы в обращении. Без проведения такой политики или при её ослаблении снятие контроля над ценами приводит к высоким темпам инфляции.

Переход к рыночным условиям хозяйствования в постсоциалистических странах осуществлялся на основе двух основных вариантов трансформации командно-административной системы. Первый путь носит название эволюционного пути, т.е. постепенного создания рыночных институтов. По этому пути пошли Китай и в значительной степени Венгрия. Второй путь – так называемая шоковая терапия , применялся в большинстве стран Восточной Европы и в нашей стране. Различия здесь имеют место в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата народного хозяйства рыночными механизмами, объёме регулирующих функций государства и т.д.
В пользу эволюционного перехода говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжёлой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоёв, заинтересованных в проведении реформ и др. Выбор шокового варианта является обычно вынужденной мерой. Он связан с необходимостью преодоления крайне тяжёлого финансового положения, доставшегося в наследство от командно-административной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.
Общими чертами эволюционного пути перехода к рыночной экономике являются следующие.
1. Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причём не только с помощью более гибкой системы цен, но прежде всего благодаря быстрому развёртыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка.
2. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.
3. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причём, нередко с сохранением государственного контроля над ценами с сильными монополистическими тенденциями.
4. Проводится жёсткая финансовая политика с целью недопущения высокой инфляции.
Возможность перехода российской экономики на рыночные условия эволюционным путём была существенно ограничена в связи со специфическими особенностями российской экономики: 1) громадным преобладанием военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов; 2) крайне тяжёлым состоянием сельского хозяйства, пищевой и лёгкой промышленности; 3) политической дестабилизацией в связи с крахом коммунистического режима и распадом СССР.

Стратегия шоковой терапии включает два основных направления: 1) антиинфляционную стабилизационную программу; и 2) глубокие институциональные реформы, прежде всего кардинальное преобразование форм собственности (приватизацию).
Снижению инфляции и сбалансированию рынка способствуют также ликвидация дефицита государственного бюджета и увеличение ссудного процента сверх уровня инфляции, что ведёт к дополнительному сокращению текущего спроса. Повышение процентной ставки по вкладам стимулирует сбережения. В результате этих мер создаётся возможность обеспечить более рациональное соотношение цен по отдельным товарам, отражающее реальный спрос.
Что касается второго направления , то в числе важнейших институциональных изменений в экономической системе, проводимых в ходе шоковой терапии, следует назвать:
1) Либерализацию цен;
2) Введение единых принципов налогообложения для различных секторов и отраслей, унификацию ставок прямых налогов;
3) Принятие антимонопольного ценообразования и проведение разукрупнения государственных предприятий в ряде отраслей;
4) Перевод государственных предприятий на полный коммерческий расчёт, разделение финансов предприятий и государства;
5) Развёртывание малой приватизации, особенно в сфере розничной торговли и общественного питания;
Главной чертой всех этих преобразований является сведение к минимуму вмешательства государства в экономику с целью дать простор для её самостоятельного развития. Государство снимает с себя ответственность за распределение материальных и финансовых ресурсов. Основной его задачей становится контроль за состоянием рынка и воздействие на него с помощью налоговых, кредитных и иных экономических рычагов. Государство действует на рынке в основном как его обыкновенный агент.
Важным условием необратимости трансформации экономической системы является накопление «критической массы» частного сектора, т.е. доли негосударственных хозяйствующих субъектов в ВВП, которая должна составлять не менее 25-30 %, т.е. 3-4 млн. предприятий. Кроме того, необходимы меры по разрушению монополизма и становлению банковской системы, адекватной рыночному типу хозяйства.

Основные признаки и черты новой экономической системы в процессе преобразований переходной экономики начинают постепенно проявляться и становятся все более устойчивыми. В переходной экономике существуют два основных направления преобразований: формирование рыночной системы и преобразование структуры национальной экономики.

Главное направление преобразований на этапе реформирования – создание основ рыночной экономики. Остальные преобразования, такие как приватизация, создание нового типа государственного регулирования экономики, формирование предпринимательства и даже формирование открытой экономики, могут получить развитие лишь по мере создания рыночной основы экономики. Главная задача, решаемая в переходной экономике, – не усовершенствование уже существующей рыночной экономики, а создание новой рыночной системы в условиях взаимодействия с развитыми рыночными хозяйствами других стран. Это особая историческая задача, не имевшая ранее аналогов в истории. С одной стороны, это облегчает создание рыночной экономики, а с другой – усложняет данный процесс, так как рыночные механизмы предъявляют переходной экономике свои, рыночные критерии эффективности.

Как видно из опыта социалистических государств и структуры рыночной экономики развитых стран, очень важно различать наличие реальной рыночной системы отношений и отдельные принципы рыночной экономики.

Будучи основой всех отношений, рыночная система экономики – продукт длительных преобразований, ее нельзя свести к формальному наличию собственников, принятию законов, созданию банков и т. п.

Существует три основных метода становления рынка:

структурные преобразования;

институциональные преобразования;

либерализация экономики.

Система мер по освобождению от государственных ограничений экономики, направленная на рыночное обращение товаров и услуг, на создание условий для свободного движения цен, предпринимательства и открытой экономики, называется либерализацией экономики.

Изменения экономики путем улучшения отношений собственности через разгосударствление и приватизацию с целью изменения огосударствленной структуры называются структурными преобразованиями.

Создание условий для функционирования рыночной системы путем формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, системы управления экономикой, преобразования правовых институтов называется институциональным преобразованием.

49 Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена по крайней мере двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам.Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную. Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования. Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально- экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем.Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.Актуальность темы обусловлена современным состоянием экономики Республики Беларусь, которая представляет собой ярко выраженную форму переходной экономики, и необходимостью ее реформирования с целью формирования рыночной экономики с соответствующими рыночными институтами и достижения рыночного равновесия.Задачами работы являются определение понятия и сущности переходной экономики, выявление оптимальных путей перехода экономики Республики Беларусь к рыночной экономике и достижению рыночного равновесия с учетом национальных традиций.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...