Специфика финансов как распределительных отношений. Сущность финансов


Функции финансов и их сущность

Специфика финансов как распределительных отношений

Лекция №2

Финансы - это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом выступает государство. Финансы отличаются от денег и по сущности, и по содержанию, и по выполняемым функциям.

Деньги - это прежде всего всеобщий эквивалент, на основании которого оценивают затраты труда производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего про­дукта (ВВП) и национального дохода, средство контроля за об­разованием и использованием фондов денежных средств.

Финансы связаны с прибавочным продуктом, чистым доходам общества. Распределение и расходование чистого дохода обеспечивается посредством образования фонда денежных средств. Распределение чистого дохода осуществляется с целью повторения производства не в прежних, а в возрастающих масштабах т формирования централизованных фондов государства.

ВВП = c + v + m

с – фонд возмещения израсходованных средств производства;

v – цена рабочей силы;

m – чистый доход.

В стоимости ВВП два его элемента с и v имеют денежную оценку, но не являются финансовыми. Эти элемента предназначены для повторения процесса производства в прежних масштабах, за счет их происходит возмещение потребленных средств производства (с) и рабочей силы (v). Сферой их функционирования являются денежные отношения. Чистый доход относится к финансами предназначена для обеспечения расширенного воспроизводства средств производства (с) и рабочей силы (v). Часть прибавочного продукта поступает в распоряжение государства на содержание властных структур, армии, правоохранительных органов и другие общественные нужды. Это осуществляется через налоги посредством централизованных фондов денежных средств. Сфера функционирования чистого дохода – финансовые отношения.

Финансы - объективная экономическая категория, связанная с системой денежных отношений в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и национального дохода по поводу формирования, использования и пополнения фондов денежных средств и денежных накоплений у государства и субъектов хозяйствования. Их обязательным условием существования являются деньги .

Финансовые отношения – это денежные отношения, которые опосредуют отношения распределения и перераспределения части ВВП, главным образом чистого дохода. В результате распределения чистого дохода образуются целевые фонды денежных средств предприятий и государства.

Признаки финансов:

Финансы – это экономические отношения с использованием денег . Здесь деньги выступают материальной основой этих отношений.



В процессе этих отношений формируются денежные фонды у хозяйствующих субъектов и у государства.

В условиях рынка важное значение приобретают отношения по поводу пополнения фонда денежных средств в связи с ис­пользованием временно свободных денежных средств на финансовом рынке.

Финансы предприятия занимают главенствующее место в финансовой системе государства. Это объясняется тем, что именно в процессе хозяйственной деятельности предприятий создаются источники финансовых ресурсов и самих предприятий, и государства в целом.

Финансовые отношения у предприятий возникают со следующими субъектами:

государством - 1) по поводу уплаты налогов, сборов и отчислений в республиканский и местные бюджеты, целевые бюджетные и внебюджетные фонды; 2) уплаты финансо­вых санкций в случаях нарушения налогового законода­тельства; 3) финансирования из республиканского и мест­ных бюджетов, целевых бюджетных и внебюджетных фон­дов; 4) получения и возврата бюджетных кредитов и ссуд;

наемными работниками -1) по поводу оплаты труда и вы­плат из фонда потребления; 2) удержаний подоходного на­лога, взносов в фонд социальной защиты населения и дру­гих вычетов в соответствии с законодательством;

учредителями (собственниками, участниками) - при прие­ме новых участников, выплате доли в имуществе при вы­бытии участников, распределении и выплате дивидендов, процентов на вложенный капитал, а также по поводу управления имуществом и собственным капиталом;

хозяйствующими субъектами- нерезидентами Республики Беларусь при осуществлении экспортно-импортных опера­ций и других видов внешнеэкономической деятельности;

поставщиками и покупателями - резидентами Республики Беларусь по поводу приобретения и продажи продукции, товаров, материалов, применении экономических санкций;

финансово-кредитными институтами и другими предпри­ятиями - по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств (получения и погашения кредитов, зай­мов, страховых взносов и страховых возмещений, долго­срочных и краткосрочных финансовых вложений);

дочерними предприятиями - по поводу внутрикорпораци­онного перераспределения средств.

Общим для всех этих отношений является то, что они представляют собой денежные потоки выплат, отчислений и поступлений средств предприятий.

Отличительной чертой сущности финансов по сравнению с такими стоимостными категориями как деньги, кредит, заработная плата, цена является их органичная связь с функционированием государства.

В любом государстве имеется разнообразие сфер и звеньев финансовых отношений, отличающихся прежде всего формами и методами формирования финансовых ресурсов и их использования. Эти отличия обусловливают относительную обособленность и самостоятельность каждой сферы и звена в рамках единой экономической категории финансов.

Сущность финансов. Финансы в системе производственных отношений

Началом финансовых отношений является создание прибавочного продукта в сфере материального производства и его последующее распределение. Исторически именно прибавочный продукт является объектом финансовых отношений. Первичное распределение стоимости совокупного общественного продукта заключается в возмещении стоимости израсходованных средств производства (с), выплате работникам заработной платы (v) и получении прибавочного продукта (m) – чистого дохода предприятия, общества. Это часто служит источником образования доходов, накоплений денежных фондов. Через с+v обеспечивается процесс простого воспроизводства средств производства и рабочей силы. Через m посредством создания денежных фондов обеспечивается процесс расширенного воспроизводства этих же элементов воспроизводственного процесса и формирование централизованных ресурсов государства. В стоимости созданного общественного продукта c+v хотя имеют денежную оценку, но не являются финансовыми. К финансам относится (m) чистый доход общества.

Финансовые отношения проявляются через денежные, но не все денежные отношения являются финансами.

Финансы – это часть производственных, часть денежных отношений, но экономическая сущность категорий «финансы» и «деньги» различна, различны и функции, выполняемые ими. Отождествление же этих экономических категорий в практическом обиходе происходит прежде всего по той причине, что финансы в системе экономических отношений функционируют посредством денег, выступают как часть денежных отношений, т.е. материальной основой существования и функционирования финансов выступают деньги. Чем же все-таки различаются деньги как таковые и финансы? Выяснить это различие поможет рассмотрение финансов в системе производственных отношений.

Система экономических отношений включает в себя четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Деньги опосредствуют все стадии движения общественного продукта. Движение денег всегда сопровождается параллельным движением продукта. Деньги опосредствуют эквивалентный обмен. Сущность денег познается и с помощью функций, выполняемых ими. Обычно выделяют пять функций денег: мера стоимости, средство платежа, средство обращения, средство накопления, мировые деньги. Общественный продукт в своем движении проходит следующие стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Финансы – особая сфера денежных отношений. Такой специфической сферой денежных отношений (финансов) является вторая стадия движения общественного продукта – распределение. Финансы участвуют в распределении новой стоимости и ее использовании, выполняя при этом свои функции: распределитель-ную и контрольную. Денежные отношения возникают при использовании необходимого продукта, финансы связаны с прибавочным продуктом, чистым доходом общества. Распределение и расходование прибавочного продукта осуществляется посредством образования фондов, фондов денежных средств. Распределение прибавочного продукта осуществляется с целью повторения производства не в прежних, а в возрастающих масштабах.

Сказанное можно проиллюстрировать схемой распределения созданного общественного продукта (с + v + m), где с – фонд возмещения израсходованных средств производства; v – затраты на рабочую силу; m – прибавочный продукт. Общественный продукт делится на две части (с + m) – необходимый продукт и m – прибавочный продукт, чистый доход общества.

Необходимый продукт предназначен для повторения процесса производства в прежних масштабах (простого воспроизводства), за его счет происходит возмещение потребленных средств производства (с) и рабочей силы (v). Сферой функционирования не-обходимого продукта являются денежные отношения. Обособившаяся от производственного натурально-вещественного продукта стоимостная часть (m) предназначена для обеспечения расширенного воспроизводства средств производства (с) и рабочей силы (m). Кроме того, часть прибавочного продукта поступает в распоряжение государства на содержание властных структур, армии, правоохранительных органов и другие общегосударственные нужды. Это осуществляется через налоги посредством создания децентрализованных и централизованных фондов денежных средств. Сфера функционирования прибавочного продукта – финансовые отношения. Деньги опосредствуют движение всех частей общественного продукта. Но там, где они опосредствуют движение реальных материально-вещественных элементов, они являются денежными отношениями, но не все финансовыми. Отрыв денежных отношений от их материально-вещественных элементов, которые они опосредствуют, и проявление их в новом качестве в прибавочном продукте (чистом доходе хозяйствующих субъектов и общества) превращает эти денежные отношения в финансовые.

Финансовыми являются денежные отношения, которые опосредствуют отношения распределения и перераспределения части совокупного общественного продукта – прибавочного продукта. В результате распределения прибавочного продукта образуются целевые фонды денежных средств предприятий (децентрализованные) и государства (централизованные). Совокупность этих целевых фондов денежных средств образует финансо-вые ресурсы государства и субъектов хозяйствования. Финансовые ресурсы являются ма-териальной основой деятельности отдельных предприятий, организаций, учреждений и государства в целом.

Исходя из вышесказанного, финансы – экономические (производственные) отношения по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на расширенное воспроизводство и обще-государственные нужды. Использование прибавочного продукта посредством образования целевых фондов денежных средств является наиболее эффективной формой его расходования.

Основным материальным источником денежных ресурсов и фондов является национальный доход страны или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства средств производства.

С помощью финансов происходит создание и использование национального дохода. Таким образом, финансы отличаются от денег и по содержанию, и по выполняемым функциям. Деньги имеют более древнюю историю.

Деньги – это всеобщий эквивалент, средство измерения затрат сырья, рабочей силы. Движение денег сопровождается параллельным движением материально-вещественного продукта, это акт купли-продажи. Финансы – средство распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), средство контроля за образованием и использованием денежных ресурсов. Таким образом, финансы – это экономические (производственные) отношения, поскольку они возникают в общественном производстве. Финансы могут проявляться в разнообразных формах на поверхности общественной жизни, но обязательно сопровождаются движением наличных или безналичных денежных средств, т.е. финансы – часть денежных отношений.



Финансы как часть производственных, денежных отношений имеют объективный характер и выступают как экономическая категория. Особенность финансов как экономической категории заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения. Существование денег является обязательным условием существования финансов. Поэтому в условиях натуральных взаимоотношений финансов не существует. Реальное движение денежных средств происходит на стадии распределения и обмена. Но обмен обслуживается деньгами как всеобщим эквивалентом, совершаются акты купли-продажи, т.е. стадия обмена осуществляется с помощью денег как таковых.

Областью возникновения и функционирования финансов является стадия распределения, где происходит отрыв стоимости от движения товаров и ее отчуждение, т.е. переход из рук одних владельцев в руки других или целевое обособление стоимости в рамках одного владельца.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды целевого назначения. На разных уровнях процесса воспроизводства и на предприятиях, и в экономике страны в целом образуются и используются фонды денежных средств. Не имеет значения и то, в какой форме эти деньги выступают: в виде наличных денежных знаков, кредитных карточек или в записях на банковских счетах. Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и выполнения функций государства, и составляет финансы общества. Финансы как часть производственных отношений относятся к базису и закрепляются правовыми акта-ми.

Функции финансов

Сущность финансов проявляется в ее функциях. Обычно выделяют две функции финансов: распределительную и контрольную.

Распределительная функция обеспечивает отношения, связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта и национального дохода. Валовой внутренний продукт включает в себя стоимость материальных затрат, амортизационные отчисления и национальный доход. Национальный доход состоит из необходимого продукта и прибавочного. Необходимый продукт в виде заработной платы и других денежных доходов предназначен для потребления работниками производственной сферы. Прибавочный продукт, чистый доход предприятий выступает в виде доходов предприятий сферы материального производства. В результате первичного распределения ВВП и НД формируются первичные доходы работников сферы материального производства и пред-приятий.

В результате дальнейшего распределения или перераспределения образуются вторичные или производственные доходы. Основным источником вторичного распределения является чистый доход, за счет которого обеспечивается процесс расширенного воспроизводства, другая часть перераспределяется и направляется в централизованные денежные фонды государства, с помощью централизованных финансовых ресурсов государство выполняет свои функции.

Сама роль финансов при распределении и перераспределении неодинакова. Если первичное распределение связано с такими экономическими инструментами, как цена, заработная плата, то перераспределение осуществляется преимущественно с помощью финансов.

Контрольная функция вытекает из распределительной и проявляется в контроле за распределением ВВП, НД, чистого дохода по соответствующим денежным фондам и их использованию. Контрольная функция количественно отображает экономические процессы, связанные с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта.

Контрольная функция обусловлена нормативным характером денежных отношений. В нормативных актах закрепляется предварительное планирование конкретных субъектов этих отношений, объемов и сроков, целевое использование денежных ресурсов. Нормативные акты регламентируют условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство, условия платежей в бюджет, финансирование из бюджета, кредитования, формирования и использования разных денежных фондов хозяйствующих субъектов.

Контроль за соблюдением нормативных актов, выражающих суть распределительной функции финансов, отражает в свою очередь содержание контрольной функции финансов. В этом состоит диалектическая и неразрывная взаимосвязь двух функций финансов.

При этом первичной в их взаимодействии является распределительная функция. Поскольку без этой функции не может существовать контрольная функция, так как нет субъекта контроля. Таким образом, контрольная функция является производной от распределительной функции. В распределительной и контрольной функции выражаются две неразрывно связанные стороны финансовых отношений.

Формой реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, которая заключена в финансовых показателях бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Через финансовые показатели, такие как выручка, прибыль, рентабельность, оборачиваемость, платежеспособность и др., можно контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность и результативность экономических процессов как на микроуровне, так и на макроуровне.

Реализация контрольной функции связана с финансовой дисциплиной, соблюдением установленных норм и правил выполнения финансовых обязательств.

Важнейшей задачей финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, целевыми государственными фондами, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

На практике финансовый контроль осуществляется через деятельность органов финансового контроля.

Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов

Единой общепринятой точки зрения по поводу финансов не существует. В зависимости от экономических школ, точки зрения тех или иных ведущих ученых-экономистов существуют некоторые расхождения при определении сущности и функций финансов. Такое же положение наблюдается и в других областях теории экономических дисциплин, поскольку абстрагирование, выделение сущностных сторон экономических категорий дает возможность ученым исходя из общих посылок, по-своему определять эти сущностные стороны и взаимосвязи или акцентировать изучение категорий на отдельных группах связей.

Существуют и другие причины элемента расхождений в определении категорий. Финансы, являясь объективной экономической категорией, в то же время финансовые отношения закрепляются юридически и используются как инструмент политики государства. Поэтому при определении сущности и функций финансов могут учитываться идеологические и политические аспекты проявления этих категорий, что также в зависимости от тех или иных подходов к изучению категорий или явлений экономической жизни на различных этапах развития государства может вести к различным толкованиям одних и тех же предметов изучения.

Современные понятия сущности и функций финансов берет свое начало от западных экономических школ, где впервые были теоретически обобщены знания о финансах как объективной экономической категории. В СССР по идеологическим причинам изучались две финансовые дисциплины «Финансы капитализма» и «Финансы СССР», а затем «Финансы социалистического общества». В экономике СССР денежным отношениям и стоимостным категориям отводилось второстепенное место. Некоторое время считалось, сто при социализме нет товарного производства. Поэтому изучением финансов занимались очень мало и поверхностно. Имел место упрощенный, формальный подход к решению этой проблемы. Так профессоры Вознесенский Э.А. и Бирман А.М. считали, что основным условием возникновения финансов является государство.

До тридцатых годов в России и СССР под финансами понимались лишь отношения, связанные с добыванием государством средств для его функционирования. Некоторые экономисты финансами считали совокупность денежных ресурсов или фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий. В пятидесятых годах утвердилось понимание финансов как денежных отношений, обеспечивающих распределение совокупного общественного продукта, национального дохода. Оно сохраняется до нашего времени.

В настоящее время существует много определений понятия и сущности финансов, которые по-разному интерпретируют данные вопросы. Одной из распространенных точек зрения, которой придерживаются ряд ученых Д.А. Анахвердян, В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробозина, Н.В. Гаретовский и др., что сущностный признак и основа понятия финансов заключается в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода. Кроме такого общего определения финансов существуют более конкретные определения основного сущностного признака финансов (М.В. Федосов и С.Я. Огородник) как процесса распределения и перераспределения части стоимости сово-купного общественного продукта. Э.А. Вознесенский, В.Н. Гаретовский, Н.Е. Заяц в качестве объекта исследования финансов рассматривали чистый доход и его связь с процессами распределения и перераспределения.

Существуют различные точки зрения по вопросу сущности финансов, отнесения их к базисным или надстроечным отношениям. Сторонники первой точки зрения акцентируют внимание на финансах как объективной категории, поскольку без финансов невозможно функционирование экономики, т.к. распределение представляет собой стадию общественного производства.

Если рассматривать внешнее проявление финансов в виде финансовой политики, то это служит поводом отнесения финансов к категории надстройки. Объективный характер финансов не означает, что они не подвержены воздействию субъективного фактора. Объективность экономической категории, экономического закона не означает, что люди не оказывают своего влияния на характер их проявления. Финансы объективная экономическая категория, т.е. абстракция, теория и в то же время на практике это рычаг воздействия на экономику, используемый в субъективной деятельности людей.

Финансовой наукой не решен вопрос о границах финансовых отношений. Кроме точки зрения, что финансы возникают при распределении и перераспределении общественного продукта, существует точка зрения, что финансы категория воспроизводства в целом, включая и денежные отношения на стадии обмена, что является спорным моментом. Распределение и обмен разные стадии воспроизводства. Содержание категории финансы составляют отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости совокупного общественного продукта, а отношения купли-продажи принимают форму расчетов посредством денег, как всеобщего эквивалента и цены как денежного выражения стоимости.

Большинство ученых-экономистов считают, что финансы представляют часть производственных (экономических) отношений, часть денежных отношений, имеющих свои определенные признаки. Главными признаками, определяющими категорию финансы, являются:

1. денежный характер финансовых отношений;

2. распределительный характер финансовых отношений;

3. финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных фондов, принимающих вид финансовых ресурсов;

4. безэквивалентность отношений распределения, отличающие финансы от отношений купли-продажи;

5. безвозвратность и бесплатность, отличающие финансы от кредита.

По этим признакам можно увидеть, что финансы возникают и функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса – на стадии распределения и перераспределения стоимости общественного продукта. Но ограничение места финансов распределительной стадией производства не означает ограничения действия финансов только этой стадией. Через распределение и перераспределение финансы активно влияют на все стадии воспроизводства.

По мнению экономистов Балобанова И.И., Балобанова И.Г., Вознесенского Э.А. Сычева Н.Г., Болдырева Б.Г. финансы выполняют функции формирования денежных до-ходов, функцию использования денежных фондов, контрольную функцию. Но подобные утверждения несостоятельны по следующей причине, что процесс формирования фондов денежных средств и их использование – это единый неразрывный процесс и он не должен разделяться.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы. Вопрос о количестве и содержании функций – спорный. Некоторые известные финансисты, как, например, А.М. Бирман, выделяли три основные функции финансов: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем, распределительную. А.М. Александров и Э.А. Вознесенский утверждали, что финансы выражаются в формировании денежных фондов, использовании денежных фондов и контроле. И.Т. балабанов считает, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свое распределительное назначение.

Однако никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ бывает, как правило, один - валовой внутренний продукт (ВВП). Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если рассматривать финансы в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства, как, например, финансы предприятий, и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную. Но и функцию формирования денежных доходов.

Финансы – это, прежде всего, распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода.

Социально – экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании – за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах используются эти средства.

Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль над этим распределением.

Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных доходов. Их сума равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

Доходы предприятий сферы материального производства;

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение и перераспределение национального дохода.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово – хозяйственной деятельности, достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного разнообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально – вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально – вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждении. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т.п.

Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван, чтобы не допустить нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно – финансовых операций. Его задачей является своевременный контроль правильности законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

Механизм финансового контроля постоянно развивается, что способствует оздоровлению финансов и совершенствованию финансовых отношений в нашей стране.

Помимо распределительной и контрольной функций, финансы также выполняют регулирующую функцию . Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако, на сегодняшний день регулирующая функция слабо развита.

3.Финансовая система: понятие, структура, основные подсистемы и элементы. Назначение системы.

Финансы, обладая в целом общими специфическими свойствами, имеют свою внутреннюю структуру. В нее входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, с которыми связаны финансы, охватывая своим взаимодействием всю экономику страны и социальную сферу.

Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте - это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляет соответствующие их специфике денежные фонды - бюджетные, внебюджетные и т.д. Новые экономические и политические условия современной России вызвали существенные изменения в структуре ее финансовой системы и содержании вошедших в нее звеньев, их внутреннем строении, взаимодействии между собой.

На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

Бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;

Финансы предприятий, организаций, учреждений;

Финансы страхования;

Кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений,в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.

В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем:

1) государственных и муниципальных финансов;

2) финансов хозяйствующих субъектов.

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья).

Государственные и муниципальные финансы:

Бюджетная система, которая, в свою очередь, состоит из: федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов федерации, бюджетов муниципальных образований;

Целевые внебюджетные фонды;

Государственный кредит.

Финансы хозяйствующих субъектов:

Коммерческие предприятия и организации;

Финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);

Некоммерческие организации.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, существующих на территории страны. В бюджетную систему РФ включаются:

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов РФ

Местные бюджеты.

Законодательство РФ предусматривает создание особых, внебюджетных фондов денежных средств. Их целью является аккумуляция денежных средств и направление их на развитие или в качестве материальной поддержки социально-экономических и культурных сфер общественных отношений. Основными федеральными внебюджетными фондами в РФ являются пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования.

Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. При этом государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности – относительно самостоятельное звено финансов государства. Именно в этом звене формируется основная часть доходов,которая в последующем в результате перераспредления по установленным государствам правилам, формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В сфере финансов хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы:

Финансы коммерческих предприятий и организаций;

Финансы некоммерческих организаций.

Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику,связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств.

Также финансовую системы можно представить как совокупность финансовых органов и учреждений страны. Эта система представлена органами и кредитными учреждениями, осуществляющими непосредственную финансовую деятельность государства.

Система кредитных учреждений возглавляется Центральным Банком РФ, который осуществляет руководство в области кредита и контролирует деятельность кредитных организаций.

Система финансовых органов возглавляется Министерством финансов РФ, которое является исполнительным органом власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим проведение руководство организацией финансов в стране. В систему органов государственного управления финансами также входят министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге,а также органы федерального казначейства.

К финансовым органам также относятся налоговые и таможенные органы, одной из функций которых является аккумуляция денежных средств и централизованные фонды.

К низовым звеньям, осуществляющим финансовую деятельность в государстве, относятся бухгалтерии предприятий, учреждений и организаций.

Налоговые и неналоговые платежи в бюджет; выплаты пенсий, пособий, стипендий; размещение средств в ценные бумаги, банковские депозиты; получение доходов по ним; привлечение коммерческими организациями на долевых и долговых началах средств для осуществления их деятельности; получение средств некоммерческими организациями для оказания услуг; формирование и использование прибыли организации - все это принято называть финансовыми операциями. Возникает вопрос о том, какие общие черты объединяют их многообразие.

Общие черты финансовых операций

Во-первых, все названные операции происходят в денежной форме. Это позволяет выделить первый признак финансовых операций - их денежный характер, при этом существует некоторая обособленность движения денежных средств от движения товаров. Функция денег как средства платежа, с которой связаны финансовые операции, предполагает некоторую оторванность денежных средств во времени от движения товаров. Тем не менее нельзя говорить о полной безэквивалентности финансовых операций, поскольку деньги - это всеобщий эквивалент.

Во-вторых, все финансовые операции предполагают перемещение средств от одних экономических субъектов к другим: от организаций и домохозяйств к государству и наоборот; между организациями; между организациями и домохозяйствами и т.п. С помощью такого перемещения происходит распределение стоимости валового внутреннего продукта, а также доходов от внешнеэкономической деятельности. Следовательно, можно говорить о распределительном характере финансовых операций.

Роль распределения в финансовых операциях

Распределение - это процесс формирования и использования денежных доходов. В результате распределения стоимости произведенных товаров и услуг происходит формирование денежных доходов у экономических субъектов: домохозяйств, организаций и государства. У первых основными формами доходов выступают заработная плата и/или доходы от собственности (для индивидуальных предпринимателей или участников производственного кооператива можно говорить о смешанном доходе, сочетающем трудовые доходы и доходы от собственности); у организаций - прибыль; у государства - налоги. Формирование денежных доходов экономических субъектов происходит не только за счет распределения стоимости произведенных товаров и услуг (она, как правило, выражается таким макроэкономическим показателем, как валовой внутренний продукт), но и за счет доходов от внешнеэкономической деятельности (поступления по внешнеторговым операциям, внешние заимствования и др.).

В процесс распределения могут быть также вовлечены накопления прошлых лет, осуществляемые в денежной форме (амортизационные отчисления, нераспределенная прибыль прошлых лет, остатки средств на счетах соответствующего бюджета на начало года, сбережения домохозяйств и т.п.). Формирование и использование денежных накоплений означает, что финансовые операции опосредуют не только распределение валового внутреннего продукта, произведенного в текущем периоде, но также и часть национального богатства. Кроме того, формирование доходов у различных экономических субъектов осуществляется и в порядке перераспределения, связанного с денежными поступлениями от одного субъекта к другому (например, государственные субсидии).

Таким образом, у экономических субъектов в процессе распределения формируются денежные доходы, поступления и накопления, обеспечивающие их функционирование, использующиеся для решения экономических и социальных задач, направляющиеся в конечном счете на потребление и дальнейшее накопление (теперь уже не только в денежной форме), которые принято называть финансовыми ресурсами.

Процесс распределения является стадией общественного воспроизводства, связывающей производство, обмен и потребление. Каждая стадия общественного воспроизводства отражает движение стоимости, смену собственников, т. е. экономические отношения между отдельными субъектами. Финансовые операции, участвуя в распределении стоимости, являются внешним проявлением некой совокупности экономических отношений, называемой финансами, появление и функционирование которых определяются объективными тенденциями общественного, в том числе экономического, развития.

Все сказанное позволяет определить финансы как совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...