Национальная платежная система фз 161. Об операторе денежных средств


Переводы денежных средств осуществляются в РФ в соответствии со 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Суть этого нормативного акта состоит в установлении организационных основ НПС. Документ регулирует также порядок осуществления денежных операций. Внесенные в 161-ФЗ "О национальной платежной системе" изменения коснулись электронных средств, используемых при осуществлении переводов. Рассмотрим подробнее некоторые нормы.

Общие сведения

Национальная платежная система 161-ФЗ определяется как совокупность операторов, осуществляющих денежные переводы, агентов и организаций почтовой связи. Оказание услуг осуществляется в соответствии с договорами. Они заключаются с клиентами и между операторами. Перевод средств производится в рамках используемых форм безналичного перечисления, согласно требованиям нормативных актов РФ.

Особенности участия в НПС

161 "О определяет, что банковские субагенты оказывают услуги по переводу денег в соответствии с договорами. Они оформляются с операторами и агентами. При этом должны выполняться требования ст. 14 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Организации почтовой связи вправе оказывать услуги по переводу денег в соответствии с нормативным актом №176 от 17.-07.1999 г. Платежные агенты участвуют в системе по правилам, установленным ФЗ №103 от 03.06.2009 г.

Правила переводов

161-ФЗ "О национальной платежной системе" предусматривает, что оказание оператором услуг производится на основании распоряжения клиента. Им может выступать как получатель, так и отправитель средств. Распоряжение должно оформляться по правилам, предусмотренным для применяемой формы безналичного перечисления. Перевод выполняется за счет средств плательщика. Они могут находиться на его индивидуальном счете или предоставляться им без открытия р/с. Полученные у клиента средства зачисляются на счет адресата или выдаются ему наличными. Перевод может осуществляться путем учета денег в пользу адресата без открытия р/с. Такая ситуация имеет место, в частности, при перечислении электронных денег.

161-ФЗ "О национальной платежной системе": разъяснения

Не является переводом внесение наличности клиентом на собственный банковский счет либо получение средств с него у одного оператора. Срок зачисления денег при оказании услуг, по 161-ФЗ, не должен превышать трех рабочих дней с момента списания их с р/с либо с даты предоставления денег клиентом. В переводе средств, кроме оператора, могут участвовать посредники. Если другое не обуславливается используемой формой безналичного перечисления либо федеральным законодательством, безотзывность перевода наступает в момент списания денег со счета или предоставления их клиентом. Исключение составляют перемещения электронных средств. Безусловность перевода, в соответствии со 161-ФЗ "О национальной платежной системе", наступает с момента исполнения условий, определенных клиентом. Данное правило распространяется и на случаи встречного представления документов, перечисления в другой валюте, передачи финансовых инструментов (ценных бумаг). Окончательность перевода, если клиент обслуживается одним оператором, наступает в момент внесения средств на счет получателя либо обеспечения возможности выдачи их наличными. Данное правило не действует в отношении перемещений электронных денег. Если клиент обслуживается разными операторами, окончательность перевода наступает при зачислении средств на счет оператора получателя. При этом должны учитываться требования ст. 25 161-ФЗ " О национальной платежной системе".

Обязательства оператора

Они прекращаются в момент наступления окончательности перевода. Оператор до зачисления средств на счет получателя или выдачи их ему наличными должен предоставить клиентам возможность ознакомиться с информацией об условиях оказания услуг. Сведения должны быть доступны для понимания. Ознакомление в том числе осуществляется с:

  1. Размером комиссии и порядком ее взимания, если она предусматривается в договоре.
  2. Способом определения курса обмена при выполнении перевода в инвалюте.
  3. Порядком направления претензий.
  4. Другими сведениями, имеющими значение при оказании платежных услуг.

Особенности переводов по требованию получателя

При прямом дебитовании оператор, в соответствии с договором с плательщиком, производит списание средств с его счета с его согласия (акцепта) по поступившему распоряжению. Право предъявлять требование должно предусматриваться соглашением с получателем. Плательщик может дать согласие до поступления распоряжения либо после этого. Акцепт может предусматриваться в договоре с оператором либо оформляться отдельным документом (сообщением). Клиент вправе дать согласие в отношении одного или большего числа получателей или требований. Распоряжение может отправляться непосредственно оператору или через него. В случае отсутствия предварительного акцепта обслуживающий субъект должен передать требование для получения согласия не позднее дня, идущего после принятия сообщения. Если он был дан заранее, и распоряжение получателя соответствует его условиям, оно должно быть выполнено. Срок и размер исполнения устанавливается акцептом. Если требования получателя противоречат условиям согласия плательщика либо отсутствует возможность их проверить, оператор должен вернуть распоряжение без исполнения. В договоре может устанавливаться обязанность обслуживающего субъекта в таком случае запросить акцепт.

161-ФЗ "О национальной платежной системе": статья 9

В рассматриваемом нормативном акте предусматриваются положения, регламентирующие правила использования электронных средств. Оно осуществляется в соответствии с договором. Соглашение заключается между оператором и клиентом или только между первыми. Обслуживающий субъект имеет право отказать в оформлении договора.

Общий порядок

До заключения соглашения об использовании электронных платежных средств оператор должен проинформировать клиента обо всех условиях. В частности, ознакомление осуществляется с любыми ограничениями, а также случаями повышенного риска проведения операций. Оператор также обязан информировать о каждом переводе электронных средств. Для этого клиенту направляется соответствующее уведомление. Правила его оформления и отправки устанавливаются в договоре. В обязанности оператора также входит обеспечение возможности направления уведомления о потере электронного платежного средства либо его использовании при отсутствии согласия клиента. Все извещения должны фиксироваться, а соответствующая информация должна храниться в течение трех лет. Оператор обязан предоставлять сведения и документы, связанные с использованием клиентом электронного платежного средства. Правила, в соответствии с которыми это осуществляется, определяются договором. Оператор также должен рассматривать заявления, при возникновении споров в том числе, касающихся использования электронного платежного средства. Клиенту должна предоставляться возможность получать сведения о результатах разбирательства по его обращениям.

Прекращение/приостановление использования электронного средства

161-ФЗ допускает данные действия при наличии уведомления, полученного от клиента. Прекращение/приостановление использования может быть также инициировано оператором. В последнем случае это допускается при совершении клиентом нарушения правил, установленных в договоре. Прекращение/приостановление использования не устраняет обязательств оператора и клиента по переводу денег, если они возникли до принятия соответствующего решения.

Дополнительно

При утрате или использовании электронного платежного средства без согласия клиента он должен направить уведомление об этом оператору. Форма извещения определяется договором. Направление уведомления осуществляется незамедлительно после выявления соответствующего факта и не позднее дня, который следует за днем принятия сведений о совершении несанкционированной операции. После получения извещения оператор должен компенсировать клиенту списанную без его согласия сумму.

Нюансы

Если оператор не выполняет обязанностей, связанных с информированием клиента о совершаемых операциях в соответствии с ч. 4 ст. 9 рассматриваемого закона, он обязан возместить суммы, о списании которых пользователь не был извещен и которые были переведены без его согласия. Если обслуживающий субъект отправлял уведомления в соответствии с требованиями нормативного акта, а клиент не отправил ему сообщения по правилам ч. 11 ст. 9, компенсация не предусматривается. Если оператор исполняет обязанность, связанную с информированием пользователя-физлица о произведенной операции по ч. 4, а гражданин, в свою очередь, направил извещение в порядке части 11, первый обязан возместить сумму, списанную без согласия, до момента отправки физическим лицом сообщения о несанкционированных действиях. В данном случае компенсация назначается, если обслуживающий субъект не докажет, что клиентом были нарушены правила использования электронного платежного средства, что и повлекло соответствующие последствия. Из указанного правила, однако, есть исключения.

Положения части 15 статьи 9 рассматриваемого нормативного акта, касающиеся обязанности оператора возместить клиенту-физлицу сумму операции, осуществленной без его согласия, до момента отправки им соответствующего уведомления не распространяются на случаи использования электронного платежного средства, предусмотренного ч. 4 ст. 10.

платежные системы электронные деньги

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ

Статья 9. Порядок использования электронных средств платежа

1. Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.

2. Оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа.

3. До заключения с клиентом договора об использовании электронного средства платежа оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента об условиях использования электронного средства платежа, в частности о любых ограничениях способов и мест использования, случаях повышенного риска использования электронного средства платежа.

4. Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.

5. Оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате электронного средства платежа и (или) о его использовании без согласия клиента.

6. Оператор по переводу денежных средств обязан фиксировать направленные клиенту и полученные от клиента уведомления, а также хранить соответствующую информацию не менее трех лет.

7. Оператор по переводу денежных средств обязан предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа, в порядке, установленном договором.

8. Оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления трансграничного перевода денежных средств.

9. Использование клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления или по инициативе оператора по переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.

10. Приостановление или прекращение использования клиентом электронного средства платежа не прекращает обязательств клиента и оператора по переводу денежных средств, возникших до момента приостановления или прекращения указанного использования.

11. В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.

12. После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента в соответствии с частью 11 настоящей статьи оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления.

13. В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента.

14. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент не направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.

15. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.

16. Положения части 15 настоящей статьи в части обязанности оператора по переводу денежных средств возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления, не применяются в случае совершения операции с использованием клиентом - физическим лицом электронного средства платежа, предусмотренного частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Полный текст Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О национальной платёжной системе" можно посмотреть или скачать

Закон «О национальной платежной системе» создан для регулирования обращения денег в России. Он позволяет участникам осуществлять финансовые операции между собой.

Национальная платежная система Российской Федерации: современное устройство


Платежная система (далее - Система) – особые договорные взаимоотношения, регламент, способы обмена деньгами, законодательные акты, регулирующие проведение различных финансовых операций среди ее соучастников. Современная структура национальной платежной системы позволяет достичь:

  • беспроблемной работы Системы, ее отличной безопасности;
  • достаточной надежности (гарантирована работа без срывов);
  • быстроты проведения операций;
  • экономности, точности операций;
  • контроля деятельности участников Системы (соответствие строгим требованиям).

Система выполняет важную функцию: гарантирует сверхустойчивость, развитие оборота денег, постоянное усовершенствование его уровня. Основными ее элементами являются:

Национальная платежная система: 161 ФЗ

Закон РФ № 161 «О национальной платежной системе» охватывает:

  • законодательные, управленческие стороны ее функционирования;
  • условия проведения платежей, переводов денег;
  • работу каждого участника Системы;
  • порядок организации Системы;
  • особенности контроля за всеми процессами.

Финансовые операции осуществляются операторами перевода (далее – Служба пересылки). В данном качестве могут выступать:

  • Банк России;
  • Внешэкономбанк (гос. корпорация);
  • лицензированные кредитные учреждения.

Участниками Системы могут стать:

  • Службы пересылки;
  • организаторы торговли, представители рынка ценных бумаг, клиринговые учреждения;
  • подразделения Федерального казначейства;
  • почтовые отделения России;
  • страховые компании;
  • заграничные банки, международные фин.организации.

ФЗ «О национальной платежной системе» в Службе пересылки отдельно выделяет оператора перевода электронных денежных средств (далее – Служба электронной пересылки). Особенность их работы заключается в том, что процесс происходит без открытия счета в банковском учреждении. Следовательно, Службой электронной пересылки могут выступать исключительно те организации, которые имеют право на перевод денег без оформления счета в банке.

Кредитное учреждение (банк, иное учреждение), выступающее Службой пересылки, может нанимать для своей деятельности агентов. Это некредитные учреждения, предприниматели, которые выполняют некоторые банковские функции. Они будут принимать у физ.лиц и выдавать им наличность (для этих целей устанавливаются банкоматы, терминалы), обеспечивать электронные средства платежа. Иные функции в работе агентов не предусмотрены. При необходимости агент может привлечь субагента для упрощения своей деятельности. Они тоже выполняют роль Службы пересылки, но подчиняются агенту, с которым сотрудничают. Принятие и выдача наличности подтверждается агентом благодаря чеку. Законность деятельности регулирует налоговая инспекция.

Все правила Системы устанавливаются оператором платежной системы (далее – Диспетчер). Операционный, расчетный и клиринговый центр считаются операторами услуг платежной инфраструктуры (далее – Диспетчер услуг). Их функции:

  • доступ клиентуры к данным Системы предоставляет операционный центр;
  • клиринговый - гарантирует выполнение операций по инициативе участников;
  • расчетный - списывает, зачисляет деньги, т.е. выполняет роль бухгалтерии.

Платежная услуга выражается в переводе денег, приеме платежей, почтовых переводах. Обработка распоряжений участников Системы (т.е. обмен данными между различными Диспетчерами услуг) происходит через электронные сообщения. Электронные технологии оплаты позволяют проводить безналичные операции с привлечением электронных носителей (например, карт), информационных технологий, прочих технических возможностей.

Любая кассово-контрольная техника (банкомат, терминал) должна выдавать чек со следующими сведениями:

  • название (чек);
  • номер чека, аппарата, который его выдал;
  • место размещения аппарата;
  • название, адрес оператора;
  • контакты для обращения клиента;
  • дата, время проведения операции;
  • снятая (внесенная) сумма, название операции;
  • объем комиссии (если таковая взимается).

Служба пересылки должна контролировать деятельность агентов (законность их работы). При наличии нарушений по части порядка работы договор расторгается. Агент точно так же контролирует работу субагентов.

Диспетчер услуг может одновременно выступать Диспетчером Системы. В обязанности Диспетчера входит:

  • устанавливать правила Системы, контролировать их выполнение всеми участниками;
  • привлекать Диспетчеров услуг;
  • обеспечивать беспроблемность работы Системы, контролировать возможные риски;
  • гарантировать возможность разрешения конфликтов в суде, защищая права простых граждан.

Закон предусматривает специальный порядок регистрации организаций в качестве Диспетчера (требования, пакет документов, сроки рассмотрения, возможные причины отказа).

Порядок оказания платежных услуг

Все услуги, связанные с переводом денег, оказываются Диспетчером согласно подписанной с клиентами и Службами пересылки договоренности. Агенты действуют по договору, согласованному со службой пересылки, а субагенты – с агентами соответственно.

Процесс предоставления услуг выглядит так:

  1. Клиент ознакамливается с особенностями перевода (размер комиссии, обменный курс и пр.).
  2. Клиент предоставляет контактную информацию.
  3. Распоряжение клиента поступает в Службу пересылки.
  4. Совершается перевод средств со счета плательщика в банке (либо без открытия такового) на счет получателя. Может быть произведена выплата средств без открытия счета получателю.
  5. Весь процесс от момента списания денег со счета плательщика (предъявления денег) до момента зачисления их получателю не превышает 3 дней.
  6. Кроме Службы пересылки, которая обслуживает получателя и той, что обслуживает плательщика в данной схеме могут участвовать дополнительные посредники (те самые агенты и субагенты).

Также предусмотрена возможность проводить операции по требованию получателя (так называемое «прямое дебетование»). В таком случае схема выглядит так:

  1. Заключается договор между плательщиком, Службой пересылки плательщика на списание средств по требованию получателя.
  2. Получатель посылает требование на получение средств в свою Службу пересылки.
  3. Подается запрос от Диспетчера получателя к Диспетчеру плательщика. Но встречается и прямой запрос от получателя к Диспетчеру плательщика.
  4. Служба пересылки плательщика проверяет договор с плательщиком, списывает деньги со счета по согласованию с ним.
  5. Плательщику приходит сообщение о проведенной операции.
  6. Деньги зачисляются получателю.

Согласие плательщика может предоставляться до возникновения требования получателя либо после такового. В последнем случае плательщику приходит счет на оплату требования. После его подтверждения деньги списываются.

При проведении расчетов с электронными деньгами Служба электронной пересылки формирует отметку, где фиксируются принятые во внимание обязательства на указанную сумму. Деньги переводятся путем одновременного уменьшения остатка финансов на счетах плательщика, увеличения суммы на счетах получателя.

Национальная платежная система (статья 9 регулирует особенности использования электронных средств) позволяет совершать удобные расчеты быстро, с высокой степенью надежности.

Согласно ФЗ №161 существуют правила, которые регламентируют:

  • взаимодействие Диспетчера, Диспетчера услуг, участников Системы;
  • методы соблюдения требований, ответственность за нарушения;
  • условия для признания организации Системой, выхода из нее;
  • существующие виды безналичного расчета;
  • процесс перевода денег;
  • особенности оплаты услуг за перевод денег;
  • способы предоставления информации участникам, их клиентам;
  • действия по снижению рисков;
  • способы обеспечения надежной работы Системы;
  • порядок идентификации участников (через кодировку);
  • особенности выполнения участниками обязательств;
  • тонкости взаимодействия в неоднозначных ситуациях;
  • список действующих Систем;
  • требования, выдвигаемые к защите данных;
  • порядок внесения изменений в требования, тонкости досудебного разбирательства.

Правила Системы запрещают утверждать минимальные комиссии за услуги перевода денег между участниками. Служба пересылки должна бесплатно предоставлять свои правила всем организациям, желающим участвовать в данной Системе. Все тарифы должны быть общедоступными. Если Служба пересылки планирует изменить свои тарифы, оно должна уведомить Банк России за 4 месяца, с обязательным обоснованием необходимости внедрения изменений.

Система считается значимой при соблюдении минимум одного требования:

  • в ней 3 месяца совершались переводы денег в объеме, установленном Банком России;
  • в Системе осуществлялись действия на открытом рынке, переводы в процессе рефинансирования кредитных учреждений;
  • в ней происходили переводы денег на организованных торгах.

При соблюдении особых условий Система может быть названа социально-, национально значимой. Сведения о внесении Системы в перечень значимых публикуется в «Вестнике Банка России». Система Банка России признана системно значимой. К каждому виду значимой системы предъявляются свои требования.

Закон №161 подразумевает гарантию обеспечения Службами пересылки банковской тайны, защиты информации.

Национальная система платежных карт

Современное развитие национальной платежной системы позволяет делать переводы с задействованием платежных карт, других электронных средств. Национальная система платежных карт (Карточная система) – Служба пересылки, созданная в виде акционерного общества. При ее создании все акции находятся в собственности Банка России. Впоследствии акции могут приобретать группы лиц, но не больше 10% от всего объема в одни руки.

Если доля Банка России сократится до 50% и меньше, он все равно будет обладать особыми правами (вето на всеобщем собрании). Участниками Карточной системы могут стать кредитные организации, Системы.

  1. Платежная система обеспечивает отношения между субъектами страны и международными агентами (из чужих государств).
  2. Весь платежный оборот предложен двумя видами: безналичным, наличным.
  3. Безналичные операции происходят быстрее, стоят дешевле, упрощают весь процесс.
  4. Сегодня в РФ преобладают расчеты через Банк России, но допускаются операции лишь в национальной валюте. А расчеты в чужой валюте осуществляются через систему межбанковских операций.
  5. Существуют такие международные Системы: Swift, MasterСard, VISA, E-gold, Diners Club, American Express и др.
  6. Требования к деятельности Систем не предполагают необходимость исключительного участия (нет запрета на участие в прочих Системах).

Платежная система МИР – отечественный продукт, разработанный с целью исключения проблем граждан РФ при осуществлении каких-либо операций, связанных с деньгами.

Законность и все тонкости работы данной платежной системы регламентируется законом 161 ФЗ. Рассмотрим суть данного законодательно документа, а также разберемся, каковы преимущества национальной платежной системы МИР и кто ею может пользоваться.

Сразу бы хотелось уточнить, что в законе 161 ФЗ от 27.06 2011 нет четкого указания на наименование ПС.

Но в силу того, что в настоящее время в Российской Федерации работает только одна национальная ПС – МИР, то стоит рассматривать данный законодательный документ именно в рамках использования системы МИР.

Федеральный закон 161-ФЗ регламентирует правовые и организационные основы национальной платежной системы. На основании статей 161 ФЗ осуществляется регулировка порядка оказания платежных услуг различного рода, деятельности субъектов данной ПС, а также определяются требования к реализации внедрения системы в действие и контроль за соблюдение всех предписаний самого закона 161 ФЗ.

В законе 161 ФЗ о платежной системе рассматриваются следующие аспекты:

  1. В Главе №1 находятся общие сведения о самом законопроекте. Здесь рассматривается предмет регулирования 161 ФЗ, а также основные понятия, которые используются в данном документе.
  2. Глава №2 содержи данные о порядке оказания платежных услуг. Описание всех схем работы национального платежного инструмента: перевод средств, обналичивание, электронные переводы и т.п.
  3. Глава №3 – субъекты отечественной платежной системы и требования к их деятельности. В данном разделе закона 161 ФЗ о национальной платежной системе можно найти информацию, касающуюся субъектов данной ПС и требований к их деятельности. То есть, главой 3 закона 161 ФЗ определяется, кто может предоставлять подобные услуги.
  4. Глава №4, №4,1 – требования к организации и работоспособности платежной системы. Правила ПС, участники, признание ПС действующей и пр. В главе 4.1 рассматриваются основные аспекты национальной системы платежных карт.
  5. В главе №5 можно найти сведения о том, каким образом должен осуществляться надзор за соблюдением требований закона 161 ФЗ о национальной платежной системе.
  6. В главе №6 находятся данные о порядке вступления в силу данного документа.

Именно так выглядит ФЗ 161 от 27.06 2011 о национальной платежной системе со всеми правками. Сам законопроект был подан на рассмотрение 14 июня 2011 года, а уже 27 июня он был одобрен Советом Федерации.

Цель создания национальной ПС

Идея создания отечественной платежной системы возникла сразу после того, как вступили в силу санкции, наложенные на работу некоторых ПС международной категории.

Развитие внутренней ПС позволяет беспрепятственно пользоваться платежными картами, проводить различного рода финансовые операции, не опасаясь, что они также попадут под международные санкции.

Кроме того, основными целями и задачами создания отечественной ПС, коей в настоящее время является система МИР, являются следующие аспекты:

  • предоставление надежных услуг денежных переводов посредством отечественных платежных инструментов;
  • повышение уровня доверия граждан РФ к безналичному способу оплаты;
  • создание национального платежного пространства, которое не зависит от иностранных организаций;
  • вывод национального платёжного инструмента на международный уровень.

Кто обязан переходить на ПС МИР

Согласно закону 161 ФЗ от 2011 года отечественной платежной системой обязаны пользоваться 2 категории граждан РФ:

Остальные же граждане Российской Федерации могут и не переходить на данный вид банковских услуг – это по желанию.

Достоинства платежной системы МИР

Среди самых больших плюсов использования национальной ПС МИР следующие привилегии:

  1. Независимость. В отличие от платежных систем международного уровня, работа ПС МИР не зависит от политических и экономических внешних факторов. Платежные операции по картам МИР, согласно закону 161 ФЗ, безопасны, а держатели данных банковских продуктов всегда имеют бесперебойный доступ к денежным средствам. Ситуация на мировой политической арене и работа международных ПС никоим образом не влияют на финансовую стабильность работы системы МИР.
  2. Безопасность. В виду того, что карты МИР созданы с учетом передовых достижений отечественных разработчиков, ее безопасность находится на высоком уровне.
  3. Простота и быстрота оформления/переход на новый платёжный инструмент.
  4. Выгода. Благодаря наличию программы лояльности, держатели карт МИР могут, оплачивая товары и услуги, получать обратно до 20% потраченных средств.

Итог

Резюмируя все вышесказанное, сделаем небольшое заключение:

  1. Закон 161 ФЗ о национальной платежной системе – это инструмент, позволяющий пользоваться отечественной банковской системой, не зависящей от иностранных компаний и санкций.
  2. В настоящее время единственной ПС государственного типа является система МИР.
  3. Согласно данному Федеральному закону 161, картой МИР, а точнее, самой системой, должны пользоваться все государственные и муниципальные предприятия. Основные пользователи ПС МИР – пенсионеры и бюджетники.
  4. Основными преимуществами национальной платежной системы МИР являются независимость, удобство, комфортные условия использования, а также наличие программ лояльности, позволяющие сэкономит средства, потраченные на оплату товаров и услуг.

Закон по карте МИР для бюджетников – это еще один шаг навстречу к финансовой независимости РФ!

161-й Федеральный Закон от 27.06.2011 года вступил в силу 29 сентября 2011 года. С октября того же года стали применяться и те поправки, которые, собственно, были внесены рассматриваемым законом в отдельные законодательные акты ввиду принятия данного документа. В частности, речь идет об изменениях, внесенных в 1-ю часть НК РФ.

Электронные денежные средства

В соответствии с положениями закона, каждая организация вправе производить расчеты с контрагентами, используя электронные денежные средства. Обменять на электронные деньги допускается исключительно те безналичные средства, которые находятся на банковском счете компании.

Денежные средства приобретают статус электронных в случае, если организация направляет их оператору электронных денежных средств, не открывая при этом банковский счет в целях расчета с контрагентом.

Электронными денежными средствами признаются таковые, что предварительно были предоставлены одним лицом другому лицу без открытия банковского счета в целях выполнения денежных обязательств (18-й пункт 3-й статьи Закона).

Денежные средства не могут рассматриваться в качестве электронных в ряде случаев.

Если они были предоставлены организациям, которые ведут:

  • клиринговую деятельность либо таковую на рынке ценных бумаг;
  • занимаются управлением фондами (инвестиционными, паевыми инвестиционными и негосударственными пенсионными).

Электронные деньги = реальные

Сегодня электронные деньги имеют официальный статус. Согласно 12-у пункту 10-й статьи закона, на денежные средства компании может налагаться взыскание вне зависимости от того, где они числятся: на банковском счете или в электронном кошельке. Кроме того, допускается возможность приостановления операций с электронным кошельком аналогично тому, как это применяется при операциях по расчетному счету компании.

Положения аналогичного содержания были включены в 1-ю часть НК РФ.

Налоги, пени и штрафы

Если организацией не будут своевременно перечислены налоги в бюджет, взыскание сначала коснется денежных средств, лежащих на счету в кредитной организации, далее – электронных денежных средств, а затем самого имущества организации (1-й пункт 46-й статьи НК РФ). При этом валюта, в которой хранятся деньги в электронном кошельке, значения не имеет.

Взыскание электронных средств будет осуществляться согласно решению налогового органа в том случае, если на расчетном счету организации денежных средств оказалось недостаточно. О порядке принудительного взыскания говорится в пункте 6.1, внесенном в 46-ю статью НК РФ.

Налоговое поручение, связанное с переводом электронных денежных средств на счет компании, направляется в тот банк, где у последней открыт электронный кошелек.

В поручении указывается:

  • подлежащая переводу сумма;
  • реквизиты счета и таковые корпоративного электронного средства платежа.

Для исполнения поручения банку отводится один операционный день. Электронные деньги могут быть зачислены на расчетный счет организации, а потом перечислены в бюджет. При недостаточном количестве денег в электронном кошельке они будут списаны по мере поступления.

Если взыскание недоимки не могут покрыть электронные деньги в рублях, оно может быть осуществлено за счет электронных средств в валюте. В таком случае средства подлежат переводу на валютный счет компании.

Кроме поручения относительно перечисления налога, налоговой инспекцией может быть направлено банку поручение, связанное с продажей иностранной валюты компании. Такая продажа производится банком не позже следующего дня.

При взыскании налога налоговыми органами могут быть приостановлены переводы электронных средств в порядке, установленном 76-й статьей НК РФ.

Электронные деньги и «безнал»: в чем разница

К главным отличиям электронных денежных средств от безналичных относят:

  • отсутствие необходимости открытия банковского счета, – в отличие от «безнала», существующего только при наличии счета (расчетного, текущего) у организации, электронные деньги пребывают в виртуальном пространстве и именуются электронным кошельком;
  • ограниченную величину остатка средств для электронного кошелька, – на конец рабочего дня рассматриваемый показатель не может превышать сумму в 100 тысяч рублей (аналогично в иностранной валюте). В случае превышения установленного лимита, электронные деньги должны быть переведены на банковский счет компании;
  • осуществление расчетов, которое в случае с электронными деньгами возможно только в отношении физических лиц (9-й пункт 7-й статьи закона);
  • отсутствие возможности уплаты налогов посредством электронных средств.

Оператор электронных денежных средств

Осуществление действий с электронным кошельком, т. е. создание, пополнение и пользование им, возможно при наличии соответствующего договора у организации с оператором электронных денежных средств.

В качестве последнего может выступать кредитная организация, обладающая правом осуществления переводом средств без предварительного открытия банковских счетов. На оператора возложены обязанности, связанные с установлением правил и порядка осуществления переводов электронных средств.

Создание электронного кошелька

Создание электронного кошелька для организации возможно в том банке, где у последней имеется расчетный счет, либо в иной кредитной организации. В последнем случае сведения о банковском счете должны быть переданы оператору в обязательном порядке.

Пополнять электронный кошелек организация вправе только с помощью своего банковского счета (3-й пункт 7-й статьи закона).

Учет операций, выполняемых через электронный кошелек, равно как и предоставление сведений по остатку клиентам, – прерогатива оператора. При этом оператору запрещено начислять проценты на остаток электронных средств и осуществлять выплаты-вознаграждения клиентам. Также он не вправе предоставлять им средства для приумножения остатка на счете (6-й пункт 7-й статьи закона).

О создании электронного кошелька компания должна обязательно уведомить налоговые органы (новый п.п. 1.1 2-го пункта 23-1 статьи НК РФ). В противном случае на компанию накладывается штраф.

Пополнение электронного кошелька

Содержимое созданного электронного кошелька организация может пополнять за счет поступлений от физических лиц. ИП и юрлица переводить электронные деньги компании не имеют права. По договору с оператором допускается также введение автономного режима при использовании средств. В таком случае уменьшение остатка и зачисление на электронный кошелек будут происходить не в одновременном порядке.

Тратим электронные деньги правильно

Для осуществления перевода электронных средств организация должна подготовить и направить Оператору с помощью корпоративного электронного средства платежа распоряжение (7-й пункт 7-й статьи Закона). В качестве такового могут использоваться информационно-коммуникационные технологии, электронные носители информации, платежные карты, другие технические устройства.

Право использования средств обязательно отражают в договоре при условии, что организация поставлена на учет в налоговом органе и имеет соответствующее свидетельство для идентификации (1-й пункт 86-й статьи НК РФ).

Распоряжение о переводе подлежит незамедлительному выполнению оператором.

Каждый перевод осуществляется посредством одновременного выполнения оператором цепочки действий:

  • принятие клиентского распоряжения;
  • уменьшение остатка средств плательщика;
  • увеличение остатка средств получателя на величину перевода.

Договором может предусматриваться обратная схема перевода электронных средств, когда распоряжение оператору направляется получателем. Остаток может быть переведен на банковский счет компании. Туда же, как уже говорилось выше, могут быть направлены и электронные деньги, суммы которых превышают допустимый размер содержимого в электронном кошельке.

Банкам вменяется обязанность, связанная с предоставлением справок относительно остатков и произведенных переводов налоговым органам. После получения мотивированного запроса должно пройти не меньше трех дней.

Такая информация в основном запрашивается:

  • после принятия решения относительно взыскания долга;
  • при вынесении решения, связанного с приостановлением переводов.

Нарушение банком обязанностей относительно электронных денежных средств является нарушением ответственности, предусмотренной статьей 135.2 НК РФ.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...