Классификация налогов и их функции. Понятие, функции, классификация и основные элементы налога - реферат



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ НЕПРЫРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА: «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

Выполнила:

Студентка

заочного отделения

гр.341 1 ПЗА Д.А.Красноперова

Проверил:

Преподаватель М.Р. Галиахметов

Ижевск, 2010

Введение ___________________________________________________ 3

Глава 1. Сущность, функции и принципы налогов ______________ 5-10

Глава 2. Классификация налогов ____________________________ 11-34

2.1. Федеральные налоги ____________________________________ 14

2.2. Региональные налоги ___________________________________ 27

2.3. Местные налоги _______________________________________ 31

Заключение ________________________________________________ 35

Список использованной литературы ___________________________ 38

Введение

Налоги - это одно из древнейших изобретений человечества. Налогообложение появилось вместе с государством, и использовалось государством и властью как основной источник средств для содержания органов власти и материального обеспечения ими своих функций. Главное назначение налогов как источника средств, которые обеспечивают функционирование государства, сохранилось и сегодня, хотя и роль налогов стала менее значительной.

На современном этапе государства для пополнения своей казны используются и другие виды поступлений и платежей, но первое место среди них по своему значению и объему занимают налоги.
Важнейшей задачей экономики России на современном этапе является превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мировом экономическом разделении труда.

На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергалась изменениям, а законодательные органы Правительства России и ее субъектов пытались выработать такую законодательную базу налогообложения, которая с одной стороны позволила развиваться экономике и бизнесу, с другой стороны позволила государству и органам местного самоуправления получать в свои бюджеты значительные суммы. В начале 90-х годов в России бушевала буря «местных законодательных суверенитетов», в результате которых региональные элиты позволяли себе принятие законов, в том числе и налоговых, не только не противоречащих федеральному законодательству, но и ущемляющих предприятия и бизнес структуры в угоду собственных интересов. На смену этого пришел государственный подход к законотворчеству и налоговой политике. Но в то же время, до сих пор не может вступить в силу законодательство о местном самоуправлении по причине несогласованности по передачи части федеральных налогов в местные органы власти, так как упирается государство и упираются местные власти. Но решение этой проблемы все равно будет найдено. А что касается игорного бизнеса, то со стороны отдельных муниципальных органов даже звучали призывы об отмене переноса игорного бизнеса в резервации. Тут возникал вопрос, это борьба за налоговые поступления или же личный интерес.
В связи с этим изучение в настоящее время различных видов и характеристик налогов и сборов приобретает особую актуальность.

Ее изучению и посвящена данная курсовая работа.

Поэтому целью данного исследования является анализ и изучение особенностей и характеристики налогов.

Указанная цель определила следующие задачи исследования :

1. раскрыть историческую сущность налогов;

2. раскрыть функции налогов;

3. подробно рассмотреть и проанализировать виды налогов.

Объектом данного исследования выступает сам налог.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Теоритико-методологическую основу данного исследования составляет Налоговый кодекс Российской Федерации.

Поставленные в данной работе задачи исследования объясняют структуру данной курсовой работы, которая включает в себя:

Введение;

Основную часть, состоящую из двух глав (1 глава, раскрывает такие понятия как сущность, функции и принципы налогов. 2 глава дает полную характеристику видов налога: федеральные, региональные и местные);

Заключение;

Список использованной литературы.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВ

Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций, то есть функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.

В связи с этим о налоге можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, неотъемлемой её части. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются природой и задачами государства, развитием товарно-денежных отношений и условиями производства.

В современных условиях развитие общественного производства должно обеспечиваться с помощью экономических методов посредством таких рычагов, как налоги, займы, государственные расходы и т.д. Именно с этих позиций следует рассматривать социально-экономическую природу налогов, их место и роль в воспроизводственном процессе.

Анализ сущности налога как экономической категории основывается на исследовании закономерностей расширенного воспроизводства и его отдельных фаз.

Сущность налога как объективной экономической категории необходимо определять не только для научной деятельности, но и для практической, так как содержание категории и ее формы должны опираться на объективнее базисные условия развития общества. Налоги, обладая своей внутренней логикой, используются государством для достижения конкретных целей. Главная проблема состоит в том, чтобы использование налогов в качестве инструмента государственной политики не вступало в противоречие с природой налогов. Объективные и субъективные стороны налога - это единство противоречий базиса и надстройки, которые разрешаются созданием адекватных базису налоговых отношений.

В первой части Налогового кодекса Российской Федерации дано определение налога, согласно которому "под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

Налог представляет собой сложное, многогранное социально-экономическое явление, рассматриваемое с различных категориальных позиций. Поэтому налог является комплексной категорией. Так, если рассматривать налог как философскую категорию, то это наше мышление о налоге как общественно необходимом благе или зле, или воспринимать его как необходимые повинности трудоспособной части населения для обеспечения общественных потребностей. Если, как экономико-стоимостная категория, то это система денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации денежных средства в централизованный фонд государства. В силу того, что налог является частью финансов, можно определить его как финансово-перераспределительную категорию, связанную с формированием финансовых ресурсов на стадии распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

С точки зрения правовой природы налог - это система правовых отношений налогоплательщика с государством на основе законности, принуждения, безвозмездности.

Таким образом, налог представляет собой важнейшую финансовую форму реализации государством своего экономического права на получение части созданного в обществе чистого дохода для выполнения политических, экономических и социальных задач.

Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях.

Функция - это способ выражения категории в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание этой категории.

В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:

Распределительную (социальную);

Фискальную;

Регулирующую;

Контрольную;

Поощрительную.

Главная функция налогов - это распределительная или социальная функция , которая выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений. C тех пор - как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании и возникли следующие подфункции:

1. стимулирующая;

2. дестимулирующая;

3. воспроизводственная.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, предпочтений, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и т.д.

Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например, путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок, установление налога на вывоз капитала, повышенных налоговых пошлин, налога на имущество и т.д.

Подфункция воспроизводственного назначения несет в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

Из основного назначения налога как инструмента обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач вытекает другая функция налогов - фискальная . Эта функция считается основной, характерной для всех государств во все периоды существования. Именно она отражает причины возникновения налогов, с ее помощью реализуется качественная определенность налогов, их общественное назначение как источника средств, обеспечивающих функционирование государства.

Фискальная функция в процессе естественного развития закономерно порождает объективную возможность для вмешательства государства в перераспределительные процессы, влияющие на экономические отношения в обществе. Объективный характер существования фискальной функции создает условия и возможности ее реализации в налоговой политике, то есть воздействия налога на воспроизводственный процесс.

Регулирующая функция налогов означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают влияние на процессы, протекающие в хозяйственной жизни страны, в том числе уровень и динамику потребления, сбережения, накопления, инвестиции и структурные изменения.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивают установленные законодательством налоги.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Существует несколько принципов классификации налогов:

По способу взимания налогов;

По субъекту налогообложения (налогоплательщику);

По объекту налогообложения;
-по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

По целевой направленности введения налога.

Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.

Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция - суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

Регулирующая функция налогов стала осуществляться до тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

Спекулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключении, преференций (предпочтений);

Дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового времени препятствует развитию определенных социально экономических процессов. Как правило,
действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов.

Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводи вея. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра - всегда. Поэтому. эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;

Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

Классификация на/югов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

Тот или иной способ классификации налогов основан на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные опенки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его содержание и суть.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика сущности и видов налогов – главного источника доходной части бюджета. Анализ основных функций налогов: фискальной, регулирующей, распределительной. Отличия федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Специальные налоговые режимы.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Понятие и признаки малых предприятий. Сущность и функции налогов, их классификация. Принципы налогообложения предприятий малого бизнеса. Характеристика общеустановленной системы налогообложения. Анализ практики налогообложения в ООО ТД "Мотордеталь".

    дипломная работа , добавлен 26.12.2010

    Понятие налогов и их виды. Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Принципы построения системы налогообложения в России и США.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2014

    Процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. Понятие, основные виды, признаки и функции налогов и сборов. Порядок исчисления налога. Современные принципы налогообложения.

    презентация , добавлен 01.10.2014

    Субъекты малого бизнеса. Формы налогообложения малого бизнеса и критерии применения упрощенной фискальной системы. Порядок исчисления и уплаты единого налога по данным ООО "Печать-инфо" Перспективы развития специальных режимов налогообложения в РФ.

    дипломная работа , добавлен 28.01.2012

    Сущность и функции налогов. Принципы налогообложения. Классификация налогов. Виды налогов. Характеристика основных видов налога. Косвенные налоги. Прямые налоги. Налоговые льготы. Пути совершенствования налоговой системы в Украине.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2004

    Основные функции и суть налогов, характеристика элементов налогообложения. Особенности общегосударственных и местных налогов и сборов, законодательное регулирование налогового режима, его практическое применение. Суть упрощенной системы налогообложения.

    Не порождает встречной обязанности государства;

  • налог взыскивается на условиях безвозвратности;
  • цель взимания налога - обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода .
  • Элементы налогообложения . Налог - это сложная система отношений, включающая в себя ряд элементов. Согласно НК при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3). Элементы налогообложения делятся на три группы:

    1. основные (обязательные) элементы налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налога. Согласно ст. 17 НК налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок начисления налога, порядок и сроки уплаты налога;
    2. факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам (например, налоговые льготы);
    3. дополнительные элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога: предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад и др.

    Основные элементы налогообложения . К основным (обязательным) элементам налога относятся:

    а) субъект налогообложения (налогоплательщик) - лицо, на которое в соответствии со ст. 19 НК возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы). Согласно Российскому законодательству субъектами налогообложения являются организации и физические лица. Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода ;

    б) объект налогообложения - это действие, событие, состояние, которое обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (например, совершение оборота по реализации товара , владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство , получение дохода и др.);

    в) налоговая база . Она представляет собой количественное выражение предмета налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

    В ст. 53 НК дается определение налоговой базы: она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Соответственно различаются налоговые базы со стоимостными показателями (сумма дохода); с объемно-стоимостными показателями (объем реализованных услуг); с физическими показателями (объем добытого сырья);

    г) налоговый период - срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства ;

    д) налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. Ставки налога следует классифицировать с учетом различных факторов.

    Так, в зависимости от способа определения суммы налога ставки делятся на равные (для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога); твердые (на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога, например, 70 руб. за 1 кв. м площади); процентные (с каждого рубля предусмотрен определенный процент налогового обязательства). В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают ставки общие; повышенные; пониженные (например, при общей ставке НДС 20% предусмотрена пониженная ставка 10%). В зависимости от содержания ставки могут быть маргинальными (такие ставки непосредственно установлены в нормативном акте о налоге); фактическими (они определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономическими (определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу);

    е) порядок исчисления налога . Существуют две системы исчисления налога: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода);

    ж) порядок уплаты налога , т.е. способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Он предполагает решение следующих вопросов:

    • направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);
    • средства уплаты налога (в рублях, валюте);
    • механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);
    • особенности контроля уплаты налога.

    Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки перечисляется налогоплательщиком или иным обязанным лицом (ст. 58 НК). При этом на обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов (ст. 24 НК). Основными способами уплаты налога являются:

    • уплата налога по декларации (на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах - налоговую декларацию);
    • уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; это как бы автоматическое удержание, безналичный способ);
    • кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества ; в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа);

    з) сроки уплаты налогов и сборов . Согласно ст. 57 НК они устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно было совершено.

    Факультативные элементы налогообложения . Они представлены налоговыми льготами. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы используются для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц; для отсрочки или рассрочки платежа. Налоговые льготы делятся на три вида:

    а) изъятия - налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;

    б) скидки - льготы, сокращающие налоговую базу;

    д) налоговый оклад - сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу.

    Классификация налогов . Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов. Она может быть проведена по следующим критериям.

    1. По способу взимания выделяют:

    а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются:

    • реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
    • личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

    б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг.

    Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. В свою очередь, косвенные налоги подразделяются:

    • на косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строю определенные группы товаров (например, акцизы);
    • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы, услуги (например, НДС);
    • фискальные монополии , распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
    • таможенные пошлины , которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

    2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, различают:

    а) федеральные (общегосударственные) налоги, которые определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории;
    б) региональные налоги, которые устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
    в) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти.

    3. По целевой направленности введения налогов различают:

    а) абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом;
    б) целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.

    4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика налоги подразделяются:

    а) на взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);
    б) взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
    в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

    5. В зависимости от метода налогообложения выделяют:

    а) равные налоги, характеризующиеся одинаковой суммой налога для каждого налогоплательщика;
    б) пропорциональные налоги, взимаемые по единой ставке при любом размере дохода;
    в) прогрессивные налоги, характеризующиеся повышением ставки с увеличением базы налогообложения;
    г) регрессивные налоги, ставка которых уменьшается с ростом величины объекта налогообложения.

    6. В зависимости от налоговой базы налоги можно подразделить:

    а) на совокупные налоги, которые взимаются, например, с имущества одного налогоплательщика (налог на имущество предприятия);
    б) частичные налоги - они применяются по отношению к отдельному виду имущества (например, к земле);
    в) брутто-налоги, т.е. налоги, при исчислении которых исходят из актива баланса предприятия, включая и заемные средства;
    г) нетто-налоги (чистые налоги) - они взимаются с разницы между всем имуществом и привлеченными средствами.

    7. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, выделяют налоги:

    а) закрепленные, которые целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
    б) регулирующие, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).

    8. По порядку введения налоги делятся:

    а) на общеобязательные, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (налог на доходы физических лиц);
    б) факультативные, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание находятся в компетенции региональных и местных органов власти (лицензионные сборы).

    Налоговая политика и налоговая система . Совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке, представляет собой налоговую систему страны. Установленная НК налоговая система России приведена на рис. 18.4. Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой - не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Достижению этой цели во многом способствует налоговая политика, представляющая собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны.

    Основными направлениями налоговой политики в современной России являются:

    1. Создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
    2. Стимулирование инновационной активности налогоплательщиков, поддержка инноваций и модернизации экономики .
    3. Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по направлениям налогового стимулирования инновационной деятельности .
    4. Создание условий для добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе и в особых экономических зонах Российской Федерации.
    5. Регулярное проведение анализа стимулирующих налоговых льгот (корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование , временное освобождение от уплаты налога на имущество организаций энергоэффективного оборудования, совершенствование налогообложения организаций социально значимых сфер и т.д.).
    6. Формирование электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, развитие онлайновых способов взаимодействия с налогоплательщиками, интеграция соответствующих систем с целью оплаты налоговых платежей.

    Функции и классификация налогов

    Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные условия рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

    Налоги известны давно, еще на заре человеческой цивилизации.

    В Древней Руси формой налоговых платежей была дань. С развитием государства менялись и способы пополнения казны, появились пошлины, откуп, поземельный налог и т.д.

    Налогообложение как система начала формироваться во времена Петра 1. Он реорганизовал управление финансами и упорядочил сбор ряда налогов. Дальнейшие прогрессивные изменения связаны с именем Екатерины 2, продолжательницы курса Петра. В дальнейшем в России создается Министерство финансов, посредством которого систематизируются и регулируются доходы и расходы казны.

    В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

    Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

    Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему .

    Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Система налогообложения должна решать определенные задачи:

    Содействовать деловой активности, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда

    Побуждать предприятия эффективно использовать производственные фонды;

    Минимизировать производственные запасы;

    Сокращать непроизводственные расходы

    Обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для формирования расходов государства и выполнения им своих функций.

    В соответствии с законодательством все действующие на территории РФ налоги и сборы делятся на 3 группы:

    1. федеральные - их состав, размер налоговых ставок, плательщики налогов и объекты налогообложения, а также порядок и сроки зачисления в бюджет определяются законом РФ. Они взимаются на всей территории России по одинаковым правилам и единым ставкам;

    2. региональные (налоги республик в составе Федерации, краев, областей и автономных образований) Их предельные ставки определяются законодательными актами РФ, а конкретные - органами представительной власти субъектов РФ. Это позволяет учесть особенности развития регионов страны;

    3. местные.

    По объекту налогообложения налоговые платежи можно разделить наналоги с доходов (выручки, прибыли); с имущества предприятий; с определенных видов операций и деятельности (например, по операциям с ценными бумагами) и т.д.

    Законодательством определено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

    Особенностью налоговой системы России является также наличие ряда целевых платежей и сборов, которые в силу своей обязательности носят для плательщиков обязательный характер, но направляются не только в бюджет, но и в специальные внебюджетные фонды (например, в государственные социальные фонды, фонды охраны природы, республиканский земельный фонд и т.д.).

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...