Как отмазаться от проверки ип на енвд. Стоит ли бояться налоговых проверок ип


Порядок проведения камеральной проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Так, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Проверке подлежат представленные налогоплательщиками декларации, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.

Получается, что налоговики обязаны проводить проверку каждой полученной декларации. Такой вывод сделали и судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24.02.2010 N А42-3884/2009.

ФНС России в своем Письме от 18.12.2005 N 06-1-04/648 указала, что камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления.

То есть можно сделать вывод, что периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.

Проводится камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Никакого специального решения руководителя налогового органа в данном случае не требуется.

Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Теперь перейдем к процедуре проведения камеральной проверки.

Порядок проведения камеральной проверки

Итак, первое, что проверяется в ходе камеральной налоговой проверки, — это сам факт представления декларации в налоговый орган. Соответственно, если декларация подана позже установленного срока, то налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Обратите внимание: помимо налоговой ответственности за нарушение сроков представления деклараций, предусмотрена еще и административная ответственность. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ штраф за данное нарушение составляет от 300 до 500 руб.

Примечание. Если сумма налога к уплате по декларации составляет 0 руб., налогоплательщику грозит минимальная сумма штрафа в размере 1000 руб.

Возьмите на заметку. Если декларация не представлена, налогоплательщику могут закрыть счет в банке

В случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока, руководитель налоговой инспекции может принять решение о приостановлении его операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. И делается это не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.

Об этом — п. 3 ст. 76 НК РФ.

Дальнейшую процедуру камеральной налоговой проверки можно разделить на несколько этапов:

— визуальное ознакомление и проверка заполнения всех необходимых реквизитов. Так, в представленной налогоплательщиком декларации может быть нечетко прописан или отсутствовать вовсе какой-либо обязательный реквизит (ИНН или налоговый период), который позволяет идентифицировать декларацию. В таком случае налоговики уведомляют организацию или индивидуального предпринимателя о необходимости представить полностью заполненную декларацию;

— проверка правильности исчисления налоговой базы;

— проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;

— проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

— проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству.

При проверке правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

— проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;

— проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

— взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;

— оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

Проверяем декларацию по ЕНВД

Прежде всего напомним, что действующая форма декларации по единому налогу утверждена Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ срок представления налоговой декларации по ЕНВД — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Соответственно, после указанного срока налоговые органы начинают проводить камеральные проверки всех представленных деклараций по единому налогу.

Примечание. Этим же Приказом утвержден Порядок заполнения декларации по ЕНВД.

Для проверки правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф налоговики используют Контрольные соотношения.

ФНС России своим Письмом от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ направила Контрольные соотношения показателей декларации по ЕНВД для использования в работе нижестоящими налоговыми органами. В свою очередь налогоплательщики тоже могут использовать указанные соотношения для проверки правильности расчета налога и заполнения декларации.

Что же такое Контрольные соотношения? Под ними понимаются так называемые формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации относительно других показателей этой же отчетности, иных документов или показателей, установленных НК РФ.

В ходе проведения камеральной проверки декларации по ЕНВД налоговики используют две группы контрольных соотношений:

— внутридокументные;

— междокументные.

Примечание. Контрольные соотношения (КС) указаны в Приложении к Письму ФНС России от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@.

Внутридокументные контрольные соотношения определяют соответствие показателей, отраженных в различных разделах налоговой декларации (КС N N 1.1 — 1.10). Обычно эти соотношения проверяются в автоматизированном режиме при помощи специальной компьютерной программы.

Вторая группа контрольных соотношений проверяется вручную. В данном случае инспектор сопоставляет показатели налоговой декларации с информацией, содержащейся в иных документах (КС N N 4.1.1 — 4.3.55).

Такие иные документы (например, правоустанавливающие документы на нежилые помещения, гражданско-правовые договоры, договоры аренды и т.п.) могут быть либо представлены самим налогоплательщиком, либо запрошены налоговиками у соответствующих органов. В частности, для проверки количества транспортных средств, имеющихся в собственности «вмененщика», налоговый инспектор может направить соответствующий запрос в ГИБДД, а для уточнения данных по площадям помещений или земельных участков — в органы БТИ.

Права налогоплательщиков в ходе камеральной проверки

Специалисты ФНС России в Письме от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ указали, что при невыполнении Контрольных соотношений налогоплательщику направляется письменное уведомление о представлении пояснений. На представление таких пояснений «вмененщику» предоставляется пять дней.

В свою очередь организации или предприниматели, получившие такое уведомление, либо представляют соответствующие пояснения с приложением подтверждающих документов, либо подают уточненную налоговую декларацию.

Заметим: представление пояснений, равно как и подтверждающих документов, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поэтому привлечь налогоплательщика к ответственности в данном случае не получится. Однако лучше не игнорировать уведомление налогового органа. Ведь это, вполне возможно, избавит организацию или индивидуального предпринимателя от доначисления налога, начисления пеней и штрафа по итогам камеральной налоговой проверки.

Форма, в которой налогоплательщик должен представить пояснения, законодательно не утверждена. Поэтому ее можно разработать самостоятельно. Кроме того, не запрещены законодательством и устные пояснения. Так, налоговики вправе вызвать налогоплательщика или его представителя в инспекцию для дачи пояснений в связи с уплатой налогов или проведением проверки (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Оформляем результаты камеральной проверки

После того как налоговый инспектор получил и изучил все необходимые документы, камеральная проверка заканчивается. Однако налогоплательщик получает документ, свидетельствующий об окончании проверки, только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения налогового законодательства. В противном случае вручения акта не будет. Ведь действующее законодательство не обязывает налоговиков уведомлять налогоплательщика об окончании камеральной проверки. На это указали специалисты УФНС России по г. Москве в Письме от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@.

В соответствии со ст. 100 НК РФ при установлении факта налогового правонарушения составляется акт камеральной налоговой проверки. Срок для этого — 10 дней с момента окончания проверки. Составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Один экземпляр акта налоговой проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. Заметим, что акт также можно вручить представителю налогоплательщика под роспись или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

После получения акта камеральной проверки налогоплательщик вправе подать на него возражения. Это следует из положений п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которым в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих «вмененщик» может представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Срок представления таких возражений — 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность.

К сведению: непредставление возражений по акту камеральной проверки не означает, что налогоплательщик согласен с претензиями налоговиков. Ведь пояснения в налоговый орган можно представлять и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, и при обжаловании решений в вышестоящем налоговом органе или суде. Об этом — п. 4 ст. 101, ст. 137, п. п. 1 и 2 ст. 138 НК РФ, ст. 41 АПК РФ, Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 N А64-1496/08-22.

По истечении 15 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта камеральной проверки налоговые органы обязаны известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. После чего в назначенное время налоговики (в присутствии налогоплательщика или без него) рассматривают все материалы проверки и возражения налогоплательщика и выносят окончательное решение по результатам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Обратите внимание: в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О). В данном случае срок окончания камеральной налоговой проверки может быть перенесен еще на месяц.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок и конкретная форма их проведения.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (или его заместитель) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):

— о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Принятое решение также необходимо вручить налогоплательщику. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Решение, принятое по результатам камеральной проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику. Оспорить такое решение «вмененщик» вправе путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или суд.

Порядок проведения камеральной проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Так, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Проверке подлежат представленные налогоплательщиками декларации, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.Получается, что налоговики обязаны проводить проверку каждой полученной декларации. Такой вывод сделали и судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24.02.2010 N А42-3884/2009.ФНС России в своем Письме от 18.12.2005 N 06-1-04/648 указала, что камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления.То есть можно сделать вывод, что периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.Проводится камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Никакого специального решения руководителя налогового органа в данном случае не требуется.Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.Теперь перейдем к процедуре проведения камеральной проверки.
Порядок проведения камеральной проверки
Итак, первое, что проверяется в ходе камеральной налоговой проверки, — это сам факт представления декларации в налоговый орган. Соответственно, если декларация подана позже установленного срока, то налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ.Обратите внимание: помимо налоговой ответственности за нарушение сроков представления деклараций, предусмотрена еще и административная ответственность. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ штраф за данное нарушение составляет от 300 до 500 руб.
Примечание. Если сумма налога к уплате по декларации составляет 0 руб., налогоплательщику грозит минимальная сумма штрафа в размере 1000 руб.
Возьмите на заметку. Если декларация не представлена, налогоплательщику могут закрыть счет в банкеВ случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока, руководитель налоговой инспекции может принять решение о приостановлении его операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. И делается это не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.Об этом — п. 3 ст. 76 НК РФ.
Дальнейшую процедуру камеральной налоговой проверки можно разделить на несколько этапов:- визуальное ознакомление и проверка заполнения всех необходимых реквизитов. Так, в представленной налогоплательщиком декларации может быть нечетко прописан или отсутствовать вовсе какой-либо обязательный реквизит (ИНН или налоговый период), который позволяет идентифицировать декларацию. В таком случае налоговики уведомляют организацию или индивидуального предпринимателя о необходимости представить полностью заполненную декларацию;- проверка правильности исчисления налоговой базы;- проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;- проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;- проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству.При проверке правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:- проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;- проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;- взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;- оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.
Проверяем декларацию по ЕНВД
Прежде всего напомним, что действующая форма декларации по единому налогу утверждена Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ срок представления налоговой декларации по ЕНВД — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Соответственно, после указанного срока налоговые органы начинают проводить камеральные проверки всех представленных деклараций по единому налогу.
Примечание. Этим же Приказом утвержден Порядок заполнения декларации по ЕНВД.
Для проверки правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф налоговики используют Контрольные соотношения.ФНС России своим Письмом от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ направила Контрольные соотношения показателей декларации по ЕНВД для использования в работе нижестоящими налоговыми органами. В свою очередь налогоплательщики тоже могут использовать указанные соотношения для проверки правильности расчета налога и заполнения декларации.Что же такое Контрольные соотношения? Под ними понимаются так называемые формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации относительно других показателей этой же отчетности, иных документов или показателей, установленных НК РФ.В ходе проведения камеральной проверки декларации по ЕНВД налоговики используют две группы контрольных соотношений:- внутридокументные;- междокументные.
Примечание. Контрольные соотношения (КС) указаны в Приложении к Письму ФНС России от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@.
Внутридокументные контрольные соотношения определяют соответствие показателей, отраженных в различных разделах налоговой декларации (КС N N 1.1 — 1.10). Обычно эти соотношения проверяются в автоматизированном режиме при помощи специальной компьютерной программы.Вторая группа контрольных соотношений проверяется вручную. В данном случае инспектор сопоставляет показатели налоговой декларации с информацией, содержащейся в иных документах (КС N N 4.1.1 — 4.3.55).Такие иные документы (например, правоустанавливающие документы на нежилые помещения, гражданско-правовые договоры, договоры аренды и т.п.) могут быть либо представлены самим налогоплательщиком, либо запрошены налоговиками у соответствующих органов. В частности, для проверки количества транспортных средств, имеющихся в собственности «вмененщика», налоговый инспектор может направить соответствующий запрос в ГИБДД, а для уточнения данных по площадям помещений или земельных участков — в органы БТИ.
Права налогоплательщиков в ходе камеральной проверки
Специалисты ФНС России в Письме от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ указали, что при невыполнении Контрольных соотношений налогоплательщику направляется письменное уведомление о представлении пояснений. На представление таких пояснений «вмененщику» предоставляется пять дней.В свою очередь организации или предприниматели, получившие такое уведомление, либо представляют соответствующие пояснения с приложением подтверждающих документов, либо подают уточненную налоговую декларацию.Заметим: представление пояснений, равно как и подтверждающих документов, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поэтому привлечь налогоплательщика к ответственности в данном случае не получится. Однако лучше не игнорировать уведомление налогового органа. Ведь это, вполне возможно, избавит организацию или индивидуального предпринимателя от доначисления налога, начисления пеней и штрафа по итогам камеральной налоговой проверки.Форма, в которой налогоплательщик должен представить пояснения, законодательно не утверждена. Поэтому ее можно разработать самостоятельно. Кроме того, не запрещены законодательством и устные пояснения. Так, налоговики вправе вызвать налогоплательщика или его представителя в инспекцию для дачи пояснений в связи с уплатой налогов или проведением проверки (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Оформляем результаты камеральной проверки
После того как налоговый инспектор получил и изучил все необходимые документы, камеральная проверка заканчивается. Однако налогоплательщик получает документ, свидетельствующий об окончании проверки, только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения налогового законодательства. В противном случае вручения акта не будет. Ведь действующее законодательство не обязывает налоговиков уведомлять налогоплательщика об окончании камеральной проверки. На это указали специалисты УФНС России по г. Москве в Письме от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@.В соответствии со ст. 100 НК РФ при установлении факта налогового правонарушения составляется акт камеральной налоговой проверки. Срок для этого — 10 дней с момента окончания проверки. Составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Один экземпляр акта налоговой проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. Заметим, что акт также можно вручить представителю налогоплательщика под роспись или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения.После получения акта камеральной проверки налогоплательщик вправе подать на него возражения. Это следует из положений п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которым в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих «вмененщик» может представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Срок представления таких возражений — 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность.К сведению: непредставление возражений по акту камеральной проверки не означает, что налогоплательщик согласен с претензиями налоговиков. Ведь пояснения в налоговый орган можно представлять и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, и при обжаловании решений в вышестоящем налоговом органе или суде. Об этом — п. 4 ст. 101, ст. 137, п. п. 1 и 2 ст. 138 НК РФ, ст. 41 АПК РФ, Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 N А64-1496/08-22.По истечении 15 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта камеральной проверки налоговые органы обязаны известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. После чего в назначенное время налоговики (в присутствии налогоплательщика или без него) рассматривают все материалы проверки и возражения налогоплательщика и выносят окончательное решение по результатам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).Обратите внимание: в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О). В данном случае срок окончания камеральной налоговой проверки может быть перенесен еще на месяц.В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок и конкретная форма их проведения.По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (или его заместитель) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.Принятое решение также необходимо вручить налогоплательщику. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.Решение, принятое по результатам камеральной проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику. Оспорить такое решение «вмененщик» вправе путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или суд.

Ромашкина Е.Г. Налоговая проверка: что нужно знать «вмененщику» (часть 1) // Вмененка. 2013. N 8. С. 24 — 28.

400 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (8)

    Салмин Юрий

    Юрист, г. Нижний Новгород

    • 1982 ответа

      893 отзыва

    Доброе утро!

    Возможно, что имеет место проверка в отношении Вашего контрагента - общества с ограниченной ответственностью, а не в отношении Вас, как индивидуального предпринимателя. При этом возможно используется такой метод финансового контроля, как встречная проверка , то есть сопоставление экземпляров документов, находящихся в разных юридических лицах или у индивидуального предпринимателя.
    При этом, налоговые органы руководствуются ст. 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».
    Список документов, которые могут быть запрошены налоговым органом, законодательно не определён.
    Налоговыми органами направляется письменное поручение с указанием причины запроса в инспекцию по месту учета организации (лица), у которого требуется получить документы. В течение пяти рабочих дней после поступления поручения, налоговая инспекция направляет требование о представлении документов.
    После получения требования о представлении документов, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны в течение пяти рабочих дней представить заверенные копии запрошенных документов. Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации). В случае невозможности предоставить документы, должен быть дан письменный ответ об этом.
    Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
    Отказать в соответствии с законом налоговым органам в предоставлении документов (информации) можно лишь в том случае, если ими были не соблюдены основания и порядок запроса документов.
    Таким образом, Вам необходимо уточнить следующую информацию:
    1. Проводится ли налоговыми органами проверка в отношении Вас или Вашего контрагента - общества с ограниченной ответственностью?
    2. Соответствуют ли реквизиты запроса требованиям, предъявляемым к таким документам ст. 93.1 НК РФ?

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • Проворова Анна

      Юрист, г. Москва

      • 5390 ответов

        3281 отзыв

      Руслан, доброе утро.

      В данном случае, налоговая проверяет скорее всего не Вас, а Вашего контрагента. Налоговое законодательство не регламентирует состав и количество документов, которые налоговая инспекция может запросить у контрагентов проверяемой организации.

      Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках

      1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
      Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового
      органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
      2. В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых
      органов возникает обоснованная необходимость получения документов
      (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового
      органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой
      сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой
      сделке.
      3. Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение
      об истребовании документов (информации), касающихся деятельности
      проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в
      налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы
      указанные документы (информация).
      При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

      ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519

      Статьей 93.1 Кодекса не установлено ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст.129.1 Кодекса, и ответственность должностных лиц, предусмотренную ч.1 ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246

      В соответствии с п.1 ст.93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребованиедокументов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.Статья 93.1 Кодекса
      не содержит конкретный перечень истребуемых налоговыми органами
      документов, содержащих информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.Полагаем, что к таким документам относятся любые документы, содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
      Какие документы всё-таки придется предоставить налоговикам, а в каких документах аргументировано можно отказать?
      руслан

      Единственное, Вы можете не предоставлять документы, которые не имеют отношения к Вашим с ООО сделкам, либо являются документами только Вашей хозяйственной деятельности.

      ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ от 09.03.2011 № ВАС-1965/11

      Согласно пунктам 1 и 2 статьи 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, праве истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию), а также у участников конкретной сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, - вне рамок проведения налоговых проверок в случае обоснованной необходимости.

      Исследовав представленные в дело доказательства, суды установили, что ни из поручения, на основании которого банку направлено требование, ни из
      требования не усматривается, относительно какой деятельности, либо какой
      конкретной сделки истребуются документы, а также не установили взаимосвязи с проверяемым лицом, как участником налоговых правоотношений.

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДВО от 28.03.2011 №№ А37-1474/2010, Ф03-930/2011

      Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес ООО «Эллис» на основании статьи 93.1 НК РФ направлено требование от 28.01.2010№
      13-10/01-6440э о предоставлении в связи с проведением камеральной
      налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на
      добавленную стоимость за 3, 4 кварталы 2008 года ООО «Витязь» в течение 5
      дней со дня получения настоящего требования ряда документов,
      относящихся к деятельности последнего.Общество сопроводительным письмом от 15.02.2010 № 10 направило в адрес налогового органа копии истребуемых документов, касающихся финансово-хозяйственных взаимоотношений ООО «Элис» с ООО «Витязь» за проверяемый налоговый период, кроме документов, поименованных в пункте 5 указанного выше требования, указав при этом, что данная информация не относится к деятельности ООО «Витязь», а относится к деятельности ООО «Элис», в связи с чем действия налогового органа по истребованию данных
      документов (информации) выходят за рамки статьи 93.1 НК РФ.Указанные
      обстоятельства послужили основанием для составления инспекцией акта от
      29.03.2010 № 1770 и вынесения решения от 06.05.2010 № 3265 о привлечении
      ООО «Элис» к ответственности за совершение налогового правонарушения,
      предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ (инспекцией ошибочно указано статьи 129 НК РФ), за отказ от представления запрашиваемых документов.Полагая, что решение не соответствует нормам действующего законодательства о налогах и сборах, общество оспорило его в судебном порядке.Проверяя на соответствие закону оспариваемый ненормативный правовой акт налогового органа, суд, исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильно применив нормы материального права, удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.При этом суды, правомерно руководствуясь пунктом 1 статьи 129.1, а также пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ, положения которого предоставляют право налоговому органу, проводящему налоговую проверку истребовать у контрагента или иного лица не любых документов, а лишь касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, исходили из того, что запрашиваемые документы, указанные в пункте 5 требования от 28.01.2010 N13-10/01-6440э, а именно: первичные документы, на основании которых был оприходован товар, реализуемый далее ООО «Витязь» (счета-фактуры, договоры поставки, сопроводительные документы, товарно-транспортные накладные, путевые листы, доверенности на получение ТМЦ и пр.) не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика - ООО «Витязь», а относятся к деятельности ООО «Элис». В этой связи является обоснованным вывод судов о незаконности возложения инспекцией на ООО «Эллис» обязанности по представлению документов, указанных в пункте 5 требования от 28.01.2010 № 13-10/01-6440э, а его неисполнение последним не может считаться нарушением пункта 5 статьи 93.1 НК РФ.С учетом изложенного признание судом недействительным оспариваемого
      решения инспекции от 06.05.2010 № 3265 в связи с отсутствием в действиях
      общества состава налогового правонарушения, ответственность за
      совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, является правильным.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 33%

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате

      Здравствуйте Руслан!

      Вполне возможно, что налоговым органом предпринята проверка (запрос документов) в целях выявления оснований применения налогообложения единым налогом на вмененный доход.

      Согласно статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, (далее - ГК РФ), перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании . В соответствии с пунктом 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

      Пунктом 1 статьи 786 ГК РФ установлено, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.
      В соответствии со статьей 632 ГК РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
      Если налоговым органом будет выявлено, что предметом договора является аренда имущества (автомобиля), а не оказание автотранспортных услуг, то соответственно деятельность по передаче ИП в аренду автомобиля будет признана не подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход. Налогообложение указанной деятельности должно осуществляться в рамках общего режима налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость и других налогов, предусмотренных Налоговым Кодексом.

      С уважением, В.З. Арабидзе

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Спасибо всем ответившим. Но вопрос немного в другом: являются ли все выше перечисленные документы - документами налогового учета для ИП на ЕНВД?

      Проворова Анна

      Юрист, г. Москва

      • 5390 ответов

        3281 отзыв

      Руслан, дело в том, что все эти документы у Вас есть, и должны быть, ФНС Вас про бух. учет не спрашивала, а только про отношения с контрагентом, мой совет, если для Вас это не сильно критично, лучше предоставьте. Ведь нет четкого списка документов, которые обязаны предоставлять налоговой, а какие нет.

      Учитывая изложенное для целей, не связанных с налогообложением,
      индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком единого
      налога на вмененный доход, вправе использовать для подтверждения
      полученных доходов первичные документы, свидетельствующие о факте
      получения этих доходов (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые
      ордера и т.п.).

      Также для указанных целей индивидуальные предприниматели -
      налогоплательщики единого налога на вмененный доход могут вести учет
      доходов и расходов в упрощенной форме, то есть на основании первичных
      документов фиксировать поступления денежных средств (выручку) и
      произведенные расходы.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Я Вас понял. Действительно все документы есть, оплата проходила по банку и предоставить их нет пролем. Проблема в том, что ТТН не оформлялись а услуга оказывалась практически каждый день в течении всего периода(три года). Что делать?

      получен
      гонорар 33%

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате

      Все документы запрошенные объективно фиксируют экономическую деятельность - первичные учетные документы (между ИП и ООО), содержание данных документов может быть использована как для проверки деятельности ООО так и для правомерности применения ЕНВД ИП.

      П. 5.1. Письма Федеральной налоговой службы от 25 июля 2013
      г. N АС-4-2/13622@, указывает:

      «В ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки, в частности:

      учредительные документы организации (ее устав и (или) учредительный договор);
      имеющиеся в наличии лицензии;
      приказы об учетной политике, включая утвержденные рабочие планы счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и другие необходимые для проверки документы, подлежащие утверждению при формировании учетной политики, приказы об учетной политике для целей налогообложения, приказы о кредитной политике;
      налоговые декларации (расчеты);
      регистры налогового учета;
      счета-фактуры;
      книги покупок;
      книги продаж;
      журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость;
      книги учета доходов и расходов;
      книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
      иные документы, относящиеся к налоговому учету;
      бухгалтерская отчетность организации;
      регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.);
      договоры (контракты), приложения и дополнительные соглашения к ним;
      банковские и кассовые документы;
      накладные;
      путевые листы;
      перевозочные документы;
      акты приема-передачи;
      акты выполненных работ;
      другие первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности), а также иные документы и информация, необходимые для исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов (сборов, взносов);

Камеральный контроль (НК РФ, ст.88 ) ИП проводится регулярно по мере сдачи им отчетности в налоговых органах. ИП предписание (уведомление) при этом не вручается. Предприниматель может об этом и не знать. В данной статье мы рассмотрим как осуществляется камеральная проверка ИП на различных режимах налогообложения: УСН, ЕНВД, ПСН и после закрытия.

Обычно процедура проверки длится не более 3 месяцев с момента представления документации. Основанием для этого являются:

  • сдача декларации и иной отчетной документации;
  • уже имеющиеся у проверяющего органа документы ИП.

Особенности камеральной проверки индивидуальных предпринимателей

Проверка на основе имеющейся отчетности у налоговой может проводиться в случае, когда декларация не сдана. При обнаружении несоответствий, ошибок проверяющий инспектор может затребовать разъяснения и любые, необходимые для камеральной проверки документы. Только факт обнаружения неточностей и противоречий является основанием для предъявления предпринимателю таких требований. Исключение составляют плательщики, для которых предусмотрено льготирование, а также те, кто заявил о праве на возмещение налога (декларация по НДС).

Отреагировать ИП должен в течение 5 дней после вручения требований. Разъяснения ИП может дать в письменном виде, по телефону или в устной форме, посетив проверяющего инспектора в налоговой службе. За нарушение сроков и непредставление информации (документов) ИП привлекается к ответственности. При обнаружении правонарушений проверяющий обычно составляет акт камеральной проверки, доначисляет налоги.

Камеральная проверка ИП на УСН, ЕНВД, ПСН, ОСН принципиальных отличий от стандартной проверки такого рода не имеет и одинакова для всех предпринимателей. Во всех случаях в основе лежат одинаковые задачи, выполнение которых осуществляется согласно Налоговому кодексу РФ. Прежде всего – это поверка сдаваемой ИП отчетности налоговым инспектором. При правильном оформлении документации и своевременной ее сдаче проверка проходит быстро и без предъявления претензий ИП. Что же и когда сдают предприниматели на УСН, ЕНВД, ПСН?

Камеральный контроль ИП на УСН

Деятельность ИП на УСН регламентирует гл. 26.2 Налогового кодекса. Чтобы применять УСН, следует соблюдать установленные законом требования. Посему налоговый инспектор начинает процедуру с проверки на соответствие критериям. Если окажется, что проверяемый ИП неправомерно использует УСН, ему доначисляют неуплаченные налоги, которые относятся к ОСН. К ним же добавляются штрафы и пенни за просрочку. Примечательно, подобные доначисления применимы в схожих ситуациях по отношению ко всем режимам налогообложения.

Бухгалтерский учет при УСН не предусмотрен. Налоговый учет осуществляется на основании учетной книги прибыли и расходов (НК РФ, ст. 346.24 ), которая ведется на бумажном носителе или в электронном виде. При формировании отчетности ИП определяет объект по налогам:

Исходя из имеющихся в учетной книге данных, заполняется декларация за календарный год. Все обязанности плательщика сборов определены ст. 23 НК РФ. Согласно закону декларант должен представить налоговикам учетную книгу доходов и расходов по запросу:

  • лично (через представителя);
  • посредством почты (заказное письмо вместе с описью вложения);
  • по электронной почте.

Налоговый инспектор проверяет правильность заполнения отчетности и достоверность представленных в ней сведений. Суть самой проверки сводится к тому, что налоговики проверяют соответствие показателей декларации, отсутствие противоречий в сведениях, соблюдение исчисления налоговой базы, своевременность налоговых платежей.

При налоговом объекте «прибыль минус расходы» под проверку попадают затраты (их обоснованность, документальное оформление), контрагенты. Если во время проверки инспектором будут обнаружены ошибки, несоответствия, иные несоблюдения установленных законом норм, ИП об этом сообщается. За 5 дней предприниматель должен согласно требованиям проверяющего представить разъяснения, внести исправления.

Камеральная проверка ИП на ЕНВД

Учет при ЕНВД минимален, поскольку от прибыли величина налога не зависит, и осуществляется в произвольной форме. ИП без наличия сотрудников, помимо статистической отчетности, ведет и сдает для проверки каждый квартал декларацию (не позже 20 числа после отчетного квартала). Здесь он обязан отражать уплачиваемые налоги, характерные для ЕНВД.

Когда ЕНВД совмещается с другими спецрежимами (УСН, ОСНО и т. д.), ИП ведет и сдает налоговикам отчетность по каждому из них отдельно. Соответственно, при камеральной проверке инспектор будет проверять представленную документацию по всем режимам (при совмещении разных видов деятельности) или только декларацию по ЕВНД, если применяется только этот режим.

Камеральная проверка ИП на ПСН

При патентной системе налогообложения ИП не сдает никаких деклараций, а лишь ведет книгу учета по расходам и доходам в бумажном или электронном варианте. Она содержит данные о прибыли за налоговый период, расходная часть у нее отсутствует. Деятельность ИП на ПСН имеет свою специфику.

Патент Особенности деятельности Отчетность без работников Отчетность со штатными сотрудниками
На розничную торговлю Не нужен кассовый аппарат;

покупателю по требованию предъявляется любой документ при оплате

Ведется учетная книга по прибыли и затратам;

ИП платит обязательные взносы в ПФР, ФОМС

ИП ежегодно до 15 апреля подтверждает тип деятельности в ФСС;

необходимы:

расчетная форма 4 ФСС каждый квартал,

численность работников,

справка 6-НДФЛ раз в квартал;

ИП уплачивает НДФЛ и обязательные страховые взносы

На оказание услуг Клиенту вручается обязательно заполненный бланк строгой отчетности Как и при розничной торговле Та же, что и при розничной торговле

Если ИП занимается не одним видом деятельности, а несколькими, то такую учетную книгу ему нужно вести отдельно по каждому виду. Учетная книга нужна инспектору для того, чтобы проверить, не превысил ли плательщик ограничение в 60 млн р. по годовому доходу. Это обязательное условие для тех, кто занимается предпринимательством на ПСН. Представляется книга учета по запросу.

Камеральный контроль после закрытия ИП

Налоговая служба имеет право проверить ИП после закрытия согласно российскому законодательству в течение 3 лет. На протяжении этого периода ИП, в свою очередь, может по необходимости проверять и возвращать переплаченные налоги. Предприниматель по законодательству должен 4 года (НК РФ, ст. 23, п.1 ) хранить информацию:

  • по налоговому и бухгалтерскому учету;
  • иную документацию по части исчисления, уплаты налогов;
  • документы о получении прибыли и о произведенных расходах.

После закрытия камеральный контроль осуществляется только по отношению к физическому лицу, которое регистрировалось в качестве ИП. Проводится проверяющим инспектором в налоговой и по месту проживания. Длительность проверки – 3 месяца с момента сдачи отчетности в налоговые органы. Под контроль попадают:

Налоговый инспектор во время камерального контроля проверяет изначально декларацию на предмет неточностей, ошибок, отсутствия противоречий. Во внимание проверяющего попадает правильность расчетов уплаченных налогов, своевременность платежей ИП во внебюджетные фонды. Если во время проверки окажется, что расчет налога неправильный или обнаружатся иные нарушения, проверяющий может обратиться за разъяснениями к уже закрывшемуся ИП или доначислить налог. По истечении 3 лет за выявленные правонарушения ИП не привлекается к ответственности (НК РФ, ст. 113 ).

Пример #1. Камеральная проверка ИП при совмещении УСН и ПСН

ИП сдавал в аренду нежилые помещения. В своей деятельности предприниматель применял УСН, а по отдельным объектам недвижимости – ПСН. По причине неуплаты он лишился права применять ПСН. Поэтому платить налоги за «патентную» деятельность теперь ему нужно согласно общему режиму. Соответственно, в налоговые органы им должна представляться отчетность по упрощенному и общему налогу. В этом случае при камеральной проверке к плательщику сборов претензий не будет.

Если бы ИП, допустим, причислил все (включая прибыль от «патентной» деятельности) к упрощенной системе налогообложения и сдал отчетность только по УСН, то при камеральной проверке к нему, скорее всего, предъявили бы претензии. В подобных случаях проверяющий может доначислить ИП НДФЛ за время действия утраченного патента.

Пример #2. Сроки осуществления камеральной проверки ИП

Декларант сдал в налоговые органы налоговую декларацию 26.03.2016. Налоговым инспектором проводилась камеральная проверка, во время которой им было составлено и отправлено плательщику требование о предоставлении документов. Отправленный запрос датируется 19.06.2016. ИП получил указанные требования 20.06.2016. Поскольку требование инспектор выставил в пределах установленного законом срока (3 месяца) , то плательщик сборов обязан на него отреагировать и представить нужные документы проверяющему.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос № 1: Какие санкции предусмотрены при непредъявлении документов в ответ на требования проверяющего инспектора?

Нарушитель штрафуется в сумме 200 р. за каждый документ, который не был представлен, если не было признаков правонарушений (п.1 ст.126 НК РФ ). Предусмотрена также административная ответственность (ст. 15.6 КоАП РФ ).

Вопрос № 2: Можно ли отменить закрытие ИП и сменить адрес, чтобы избежать камеральной проверки?

Никакие способы наподобие описанных не помогут исключить камеральный контроль. Все сдаваемые налоговикам декларации проходят проверку.

Вопрос № 3: Можно сдавать уточненную декларацию после составления акта проверки?

После обнаружения ошибок, несоответствия, противоречий и т. п., декларант обязан внести уточнения и исправления, а затем представить проверяющему уточненной вариант. Также плательщик сборов имеет право вносить нужные изменения в декларацию и представлять ее с уточнениями. Если подобная декларация подана после установленных сроков сдачи, то это не является нарушением.

Вопрос № 4: Отправляются ли результаты проверки (акт) по электронной почте?

Нет. Составленный акт проверки о нарушении вручается лично плательщику (либо его представителю) за подписью получателя (или под расписку с представителем), а также может доставляться по почте.

Вопрос №5: Сколько раз проводится камеральная проверка при ЕНВД?

Камеральный контроль при всех режимах налогообложения осуществляется на основании сданной отчетности. Это значит, как только декларацию (отчетность) сдали, сразу на протяжении 3 месяцев ее будут проверять.

Налоговая проверка - это действия налоговой службы (ИФНС) с целью контроля правильного начисления, своевременной и в полном объеме уплаты налогов организацией. В ходе ревизии проверяющие сверяют полученные данные с цифрами отчетов, предоставленных в налоговую. Нужно подготовиться к визиту инспекторов либо знать, как вести себя при камеральной проверке, как общаться и какие бумаги показывать. В данной статье мы рассмотрим как проходит налоговая проверка ООО на спецрежимах: УСН, ЕНВД и в первые 3 года.

Виды налоговых проверок ООО

Согласно законодательству РФ ревизоры проводят два вида проверки организации.

Камеральная проверка . Проверяются документы, которые представитель фирмы предоставляет в инспекцию. ИФНС вправе опрашивать свидетелей во время проведения ревизии.

Выездная проверка . Проводится на территории компании (см. → ). Проверяются бухгалтерские документы, договора, документация отдела кадров и т. д. Непредставление требуемых бумаг может привести к уголовной ответственности руководителя и главбуха фирмы. Такие ревизии делятся на несколько видов:

  1. Плановая. Осуществляется не чаще раза в год. ИФНС обязана известить организацию о предстоящей проверке за 10 дней до ее начала.
  2. Неплановая. Контролеры появляются без предупреждения. Такие случаи не часты.
  3. Комплексная. Проверяют начисление и уплату всех налогов организации.
  4. Выборочная. Ревизия какого-либо одного налога.
  5. Контрольная. Назначается при спорах по результатам выездной ревизии. Она имеет уточняющий характер и проводится вышестоящей ИФНС.

Если ООО ранее подвергалось проверке, то при очередной ревизоры ознакомятся с ее материалами. Это необходимо для контроля соблюдения требований законодательства, которые ранее нарушались.

Правила и основания для проведения налоговой проверки

Документы к проверке запрашиваются исключительно в письменной форме. Устное требование фирма исполнять не обязана (ст. 93 НК ).Требование должно содержать точные сведения о документе: наименование, реквизиты, вид и др.

В течение года ИФНС вправе провести только одну выездную ревизию идентичного налога за одинаковый период (ст. 89 НК ). В ином случае компания вправе подать на налоговиков в суд.

Длительность выездной ревизии составляет 2 месяца. В исключительных случаях она продлевается до 4-6 месяцев. К ним относятся следующие обстоятельства:

  • В ИФНС поступили данные о нарушении правил НК РФ, требующие дополнительного контроля;
  • Организация своевременно не представила документы для выездной ревизии;
  • Форс-мажорные обстоятельства, возникшие на территории проверяемого ООО.

Ревизия охватывает 3-летний интервал, предшествующий году ревизии. Правило не применяется, если ООО представило уточненную декларацию. При этом возможен выездной контроль налога и периода, по которым она сдана.

Сроки проведения проверочных действий приведены в таблице.

Действие ИФНС Срок мероприятия Статья НК РФ
Камеральная проверка 3 мес. со сдачи декларации 88
Составление справки о завершении выездной проверки последний день контроля 89
Составление акта проверки В течение 2 мес. от даты справки 100
Вручение акта 5 дней с даты его выписки 100
Представление возражений 1 мес. с дня его вручения 100
Обжалование решения 3 мес. С момента получения данных о нарушениях 139
Выставление требования о погашении недоимки 20 дней от числа решения 70
Исполнение требования 8 дней (прописан в документе) 69
Принятие решения о принудительном погашении задолженности 2 мес. с даты срока исполнения требования 46
Обращение в суд 6 мес. с конца срока исполнения требования 115

Пример #1. Разбор типовой ситуации

Налоговая составила акт выездной проверки ООО «Зной» и выслала его получателю заказным письмом 26 мая 2016 г. Согласно п. 5 ст. 100 НК датой получения документа будет 31 мая 2016 г. В компании не согласны с данными ревизии. Возражения принимаются в течение месяца после получения акта. Их ИФНС примет в письменном виде до 30 июня 2016 г.

Мероприятия выездной проверки ООО при УСН

Выезжающие на проверку налоговики должны выяснить, имеет ли право фирма применять УСН, соблюдаются ли установленные для данного режима требования НК. Как рассчитывают налог по упрощенке, как заполняются документы и осуществляются хозяйственные операции. Чаще всего проверяются убыточные фирмы и те, которые часто меняют ИФНС.

Ревизии подлежат все документы юридического лица на упрощенной системе налогообложения. Могут применяться контрольные мероприятия: инвентаризация, выемка бумаг, осмотр и другие . Для проверки декларации по УНС ревизоры требуют представить следующие документы:

Вид бумаг Когда могут запросить Оформление
Документы на подтверждение льгот Льготой при УСН считают уменьшение налога на взносы в фонды. Налоговики просят платежки на их перечисление (п.6 ст. 88 НК ). Опись (сопроводительное письмо) с перечислением предоставляемых документов
Приложения к декларации Согласно НК обязательным является приложение определенных документов. Например, при подписи в отчете представителя фирмы, необходима копия доверенности (п. 5 ст. 80 НК ).
Письменные пояснения 1). При ошибках в декларации или несоответствии данных со сведениями ИФНС.

3). В «уточненке» сумма налога стоит к уменьшению (п. 3 ст. 88 НК ).

Пишутся в свободной форме

Применяя УСН, компании нужно опираться на главу 26.2 НК – ею руководствуются ревизоры в ходе проверки.

Камеральная проверка при УСН

Проведение данного вида ревизии регламентирует ст. 88 НК. Ревизоры осуществляют контроль, ссылаясь на данные декларации, проверяют полноту и своевременность уплаты налога за прошлый год.

Организации на УСН должны представить документы, подтверждающие как доходы, так и затраты.

Выездная и камеральная ревизии могут проводиться одновременно (письмо № ЕД-4-2/4529 от 13.03.16 ).

Проверка ООО на ЕНВД

Согласно статистике налоговики стали особое внимание уделять организациям, применяющим ЕНВД путем проведения ревизий.

У «вмененщиков» обычно запрашивают следующие документы:

При сдаче декларации налоговики не имеют права запрашивать у организации какие-либо дополнительные бумаги. Это им позволительно лишь в ходе контроля (ст. 93 НК ). Их объем и перечень зависит от вида ревизии.

При камералке ревизоры вправе затребовать первичку только в том случае, если в декларации по ЕНВД есть ошибка. Причем попросить они могут только те бумаги, которые непосредственно относятся к неточности. Например, учредительные документы налоговики требуют для выяснения, какой вид деятельности имеет ООО, и какую базовую доходность должно применять. В требовании на предоставление первичных документов инспектор должен указать, какая ошибка допущена в отчете. Если данная информация отсутствует, бухгалтер вправе не представлять документы для проверки. За это организация не будет оштрафована (ст. 126 НК ).

При выездной проверке ревизоры могут затребовать первичку по теме ревизии (ст. 93 НК ). Также и бумаги-основания для исчисления взносов в ПФ РФ и больничных для проверки правильности их расчета. Эти суммы уменьшают величину ЕНВД (ст. 346.32 НК ).

Пример #2. Итоги налоговой проверки ООО

ООО «Омега» находится на ЕНВД. Размещает рекламу в 7 автобусах. Физический показатель - число транспортных средств. Базовая доходность за один автобус 10 тыс. р. В 2016 году коэффициент-дефлятор равен 1,798.

За 1-й квартал сумма налога в декларации составила:

10 тыс. р. * 1,798 * 7 * 3 = 56 637 р.

ИФНС провела камеральную проверку после сдачи отчетности и доначислила налог за 2-й квартал в размере 56 637 р.

Налоговая проверка ООО в первые 3 года работы

Часто налогоплательщики уверены, что выездная проверка грозит им не чаще одного раза за 3 года. Такое мнение обусловлено непониманием Закона о защите прав юрлиц № 294 ФЗ от 26.12.2008. Ст. 9 которого гласит, что ревизия проводится не чаще 1 раза за 3 года по прошествии трех лет с даты регистрации ООО или с момента последней ревизии. Но в подп. 4 п. 3.1 ст. 1 документа четко прописано, что вышеуказанные правила неприменимы при налоговом контроле!

Аналогично и НК не содержит ограничений на выездные ревизии компаний, начавших деятельность менее 3 лет назад.

В отношении недавно зарегистрированных фирм проверка проводится редко. Цель налоговиков - доначислить налоги. Чем короче период деятельности ООО, тем меньше шансов выявить нарушения.

На практике известны случаи, когда ревизии проводились и через год после открытия компании.

Есть несколько признаков, побуждающих инспекцию к назначению выездной проверки:

  • Запрос органов МВД на проведение совместной ревизии. Например, при жалобе на ООО. В ходе оперативных мероприятий полиция выявляет факт «ухода» от налогов и сокрытия доходов.
  • Реорганизация или ликвидация компании.
  • Сомнительные данные в декларации, подача уточненки с меньшими суммами.
  • Выполнение плана.
  • По результатам камералки.

Какие статьи налогов нарушают организации на УСН и ООО?

В ходе проверки ООО на спецрежимах налоговики выявляют следующие характерные моменты:

Статья НК РФ Описание нарушения

Упрощенка

346.12, 346.13 Незаконное применение УСН ООО:
  • с обособленными подразделениями;
  • применяющими единый сельхозналог (ЕСХН);
  • с участием иных фирм свыше 25%;
  • с персоналом свыше 100 человек.
346.15 Сокрытие доходов от продажи товаров (работ, услуг)
346.16 Уменьшение дохода на затраты, не прописанные в НК
346.16, 346.17 Включение в базу по УСН не подтвержденных бумагами затрат или составление бумаг с ошибками.
346.18 Не исчисление минимального налога фирмами с системой учета «доходы минус расходы».
346.21 Уменьшение налога на величину неуплаченных взносов в фонды
Разделение бизнеса на структуры с целью применения УСН

Вмененка

346.26 Незаконное применение ЕНВД по деятельности, попадающей под общий режим.
346.26 Занижение базы по налогу на прибыль из-за отсутствия раздельного учета в отношении предпринимательской деятельности (ПД), облагаемой ЕНВД, и ПД с иным режимом.
346.32 Занижение величины налога за счет не перечисленных по факту взносов в фонды.
346.27, 346.29 Неуплата ЕНВД путем занижения физических показателей коэффициентов доходности.
Гл. 26.3 Незаконное применение ЕНВД с помощью минимизации налогов и разделения бизнеса.

Во многих регионах действуют льготы по налогам для ООО на спецрежимах. При этом в задачу налоговиков входит и проверка правомерности применения льгот.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. Что будут проверять у торгующего в розницу ООО на ЕНВД?

Ревизия проходит согласно ст. 82, 87, 88, 89 НК.

Особое внимание контролеры уделят тому, равна ли торговая площадь заявленной в документах, наличию перегородок в стационарном объекте, разделяющих торговое помещение от остальных.

Вопрос №2. Что будет, если требование об уплате недоимки не удовлетворено в срок?

ИФНС заблокирует банковский счет организации. При наличии на нем средств, снимет их в бесспорном порядке.

Вопрос №3. Как обжаловать решение ИФНС?

Если ООО не согласно с результатами проверки, их сначала следует обжаловать в региональном отделении ИФНС и только потом - в суде.

Вопрос №4. Налоговики проверяют период с 01.0.1.13 по 31.12.15. Требуют данные по дебиторке на текущую дату. Правомерно ли это?

Нет ограничений во времени, за которое могут требовать документы - позиция Минфина и ст. 93.1 НК. Суды принимают сторону проверяемой организации.

Вопрос №5. По результатам проверки доначислены налоги. Можно ли их реструктуризировать?

Да. Необходимо обратиться в ИФНС с соответствующим заявлением.

Налоговая ревизия организаций на УСН и ЕНВД отличается от проверки фирм с общей системой налогообложения (ОСНО). Контролерам интересует законность применения спецрежимов. Каждый бухгалтер ООО должен знать, на что обратят внимание налоговики при рассмотрении бумаг налогоплательщика.

Звонок в один клик

Камеральная проверка фирм на спецрежимах проводится практически незаметно для организаций. Фискалы сами исследуют поступающие к ним бумаги и обращаются в компанию только тогда, когда данные вызывают у них вопросы. Однако бухгалтеру предприятия всегда важно знать, на что обратят внимание инспекторы при исследовании материалов фирмы. Самый важный аспект, который интересен ревизорам - правомерность применения спецрежима. При нарушении любого из параметров, установленных для ведения учета на УСН или ЕНВД, организацию могут перевести на общую систему налогообложения.

Если использование «упрощенки» или «вменеки» не вызывает сомнений, фискалы переходят к дальнейшему исследованию отчетности и сверяют данные с декларациями за предыдущий период. При УСН главным предметом исследования становится соотношение показателей строк 060, 070, 090 раздела 1, а также строк 240–280 раздела 2. Все расчетные величины должны соответствовать заложенным формулам. У фирм на «вмененке» проверяют строки 030 раздела 1, строки 110 раздела 2 и строки 060 раздела 3. Также детально изучается налоговая база, с помощью сопоставления строки 100 раздела 2 и строки 010 раздела 3.

Во многих регионах введены льготные ставки налогов для организаций на спецрежимах. В этом случае в задачу инспектора также входит проверка права на применение льготы.

Когда исследование бумаг завершено и ошибок не найдено, фискалы завершают камеральную проверку, но акт не составляют (п. 5 ст. 88 НК). Это делается только в случае выявления нарушений: инспекторы обязаны написать итоговый документ в течение 10 дней по форме, утвержденной Приказом ФНС от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/892@ (абзац 2 п. 1. ст. 100 НК). Акт подписывается задействованными в контрольном мероприятии инспекторами и лицом, в отношении которого проводилась ревизия (п. 2 ст. 100 НК).

В случае несогласия с выводами и предложениями фискалов, фирма в течение 15 дней с момента получения итогового документа вправе представить в соответствующую инспекцию возражения. К жалобе бухгалтеру желательно приложить бумаги, которое подтвердят позицию компании (п. 6 ст. 100 НК).

Детальное исследование

На что обращают внимание инспекторы, когда проверяют компанию в рамках не камеральной, а выездной проверки? Объектом их интереса опять становится обоснованность применения спецрежима, но в этом случае проводится более детальное исследование. Если фирма не соответствует какому-либо из параметров, установленных для применения «упрощенки» или «вмененки», это становится поводом для доначисления налогов по общей системе налогообложения и введения ограничений на использование УСН и ЕНВД.

Одним из параметров для применения спецрежимов, соблюдение которого проверяется фискалами, является размер коллектива компании: он не не должен превышать 100 человек. При этом необходимо иметь в виду, что на «вмененке» отслеживается среднесписочная численность работников, а на «упрощенке» – общее количество занятых сотрудников (то есть в перечень включаются внешние совместители и специалисты, принятые на основании гражданско-правового договора). Также стоит учитывать, что работники на подряде включаются в расчет как целые единицы. Тогда как специалисты, занятые по трудовому договору с неполной ставкой – пропорционально отработанному времени.

Если численность персонала в организациях, применяющих УСН или ЕНВД превышает установленные параметры, компания утрачивает право на использование спецрежима и переходит на общую систему с того квартала, в котором допущены нарушения. Соответственно, инспекторы могут обнаружить такой проступок несколькими периодами позже, и доначислить налоги, как если бы фирма все это время работала на ОСНО.

Есть одна деталь: компания имеет право подать заявление о переходе на «упрощенку» даже если численность сотрудников у нее более 100 человек, но при условии, что она устранит это нарушение до 1 января того года, когда она планирует начать применение УСН (Письма Минфина России в от 1.12.2009 г. № 03-11-06/2/254, от 25.11.2009 г. № 03-11-06/2/248). Конечно, нужно рассчитывать, что при проведении проверки в такой организации инспекторы будут уделять особое внимание изучению кадровых документов.

Доля других организаций

Для налогоплательщика на «упрощенке» и «вмененке» доля участия других организаций в деятельности фирмы не должна превышать 25 процентов. Исключение составляют предприятия потребительской кооперации и компании, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность людей с ограниченными физическими возможностями среди работников конторы составляет не менее 50 процентов, а их заработная плата превышает 25 процентов в фонде оплаты труда.

Вместе с тем, если по состоянию на 30 ноября доля участия другой организации в уставном капитале компании превышает 25 процентов, но к 1 января она будет снижена до допустимого размера, организация вправе с начала года применять упрощенную систему налогообложения (Письмо Минфина России от 29.01.2010 г. № 03-11-06/2/10).

Соблюдение этого ограничения на применение спецрежима налоговики проверяют с помощью изучения документов купли-продажи долей в уставном капитале, решений общих собраний акционеров, а также сведений из ЕГРЮЛ. Бухгалтеру перед проверкой следует проконтролировать соответствие всего перечня бумаг предъявляемым к ним требованиям. Так, если изменения, после которых размер участия других организаций составит менее 25 процентов, будут внесены в учредительные документы, а заявление о государственной регистрации не подано, компания не сможет применять спецрежим (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4.10.2010 г. № А05-20122/2009, Определение ВАС РФ от 4.02.2011 г. № ВАС-12/11).

Обособленные подразделения и УСН

Как известно, компания, применяющая УСН, не вправе иметь филиалы и (или) представительства (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК). Соблюдение такого ограничения проверяется путем анализа учредительных документов и сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Однако этими фискалы не ограничиваются, они исследуют банковские счета, трудовые договоры с работниками, не проживающими в месте регистрации компании, чтобы обнаружить возможные дополнительные офисы.

При проверке фирмы на спецрежиме вместе с декларацией не нужно представлять «первичку», послужившую основанием для исчисления налогов.

Вместе с тем, бухгалтерам, которые готовят фирму к проверке, следует учесть, что предприятию на УСН запрещено иметь только филиалы и представительства. Создание другого вида обособленного подразделения не станет основанием для отказа в применении «упрощенки» (Письма Минфина России от 16.06.2011 г. № 03-11-06/2/76, от 10.12.2010 г. № 03-11-06/2/186, УФНС по г. Москве от 20.10.2010 года № 16-15/110055).

Соответствие финансовых показателей

При выездной проверке фискалы изучают соответствие финансовых показателей установленным размерам. Стоимость основных средств и нематериальных активов у «упрощенцев» не должна превышать 100 млн. рублей (пп. 16 п. 2 ст. 346.12 НК). Также применение УСН ограничивается величиной предельного размера доходов в 60 млн. рублей (показатель утвержден на период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года). В случае превышения этого порога, компания должна перейти на общий режим, начиная с квартала, в котором допущено такое нарушение (п. 4.1 ст. 346.13 НК). Для того чтобы проконтролировать финансовые критерии, инспекторы изучают книги учета доходов и расходов, выписки по расчетным счетам, кассовые документы и материалы о деятельности налогоплательщика, запрошенные у контрагентов.

Бухгалтеру, который готовится принять на территории организации ревизоров, следует принимать в расчет общие правила проведения проверок и особенности контрольных мероприятий фирм на спецрежимах. Специалисту учета необходимо проследить правомерность применения «упрощенки» или «вмененки», так как именно отказ в использовании УСН и ЕНВД грозит самыми большими доначислениями.

Денис Скрябин, эксперт журнала "Расчет"

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...