Хозяйства населения


Термин «личное подсобное хозяйство» возник в 1935 году с принятием на втором всероссийском съезде колхозников — ударников «Примерного устава сельскохозяйственной артели». Съезд признал необходимость ведения небольшого личного хозяйства для удовлет-ворения семейных нужд.

Без хозяйства, расположенного при доме, деревенское население до сих пор жить не может из-за постоянной нехватки натуральных и денежных доходов от общественного производства. И в настоящее время в условиях разорения сельскохозяйственных организаций жизнь в деревне во многих случаях сохраняется лишь благодаря личному подсобному хозяйству, которое компенсирует их убывающие возможности.

В учебниках по аграрному праву термин «личное подсобное хозяйство» используется для обозначения деятельности домашних хозяйств области сельского хозяйства. В новой экономической энциклопедии «домашнее хозяйство» — форма экономической дея-тельности, охватывающая экономические объекты и процессы, проис-ходящие там, где постоянно проживает человек семья . Домохо-зяйство на селе в социальном плане представлено работниками сельскохозяйственных организаций, учителями, врачами, работниками культуры, торговли, а также пенсионерами. Но фактически в силу сложившихся социально-экономических условий все они в той, или иной степени занимаются производством сельскохозяйственной про-дукции для собственного потребления.

Индивидуальное подсобное сельскохозяйственное производство неоднородно. Первая форма — производство, которое ведётся на приусадебных и полевых участках, принадлежащих семейным жителям. Вторая форма — производство, ведущиеся на садовых, огородных и дачных участках городских жителей. Из этого следует, что термин «личное подсобное хозяйство» утрачивает свое одно-значное определение, одни ученые исследуют эту форму хозяйств вкладывают в него весь сектор подсобного сельского хозяйства, а другие приусадебное хозяйство сельских жителей.

Росстат для обозначения сельскохозяйственной деятельности домашних хозяйств применяет термин «хозяйства населения (это личные подсобные хозяйства сельских жителей, сады и огороды, земельные участки граждан и др.).

На наш взгляд для обозначения всего сектора индивидуального подсобного сельскохозяйственного производства можно использовать термин «хозяйства населения», а для сельскохозяйственного произ-водства на приусадебных, полевых участках сельских жителей — «личное подсобное хозяйство», такой подход позволит четко опре-делить группы мелких производителей и разработать меры по их государственному регулированию.

После преобразования колхозов и совхозов в хозяйственные общества в начале 1990-х годов, работники этих обществ сохранили за собой личные подсобные хозяйства. В условиях, когда заработная плата в сельском хозяйстве России в 1990-х годах была крайне низкой или вообще не выплачивалась в течение долгого времени, роль личных подсобных хозяйств вновь возросла.

Согласно федеральному закону 114-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 11.05.2003 г. принятому Государственной Думой 21 июня 2003 г. (Статья 2) личное подсобное хозяйство :

  1. Форма непредпринимательской деятельности по производст-ву и переработке сельскохозяйственной продукции.
  2. Ведется гражданином или гражданином и совместно прожи-вающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлет-ворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
  3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и пере-рабо-танная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
  4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хо-зяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и перерабо-танной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Личные подсобные хозяйства населения в последнее время особенно активизировались и превратились хоть и ограниченный по размерам, но очень важный по своим социально-экономическим функ-циям частнособственнический сектор, обеспечивающий выживание сельского населения, являющийся резервной ячейкой сельского хозяйства и в текущий момент ставший гарантом продовольственной независимости страны.

В 2011 году личными подсобными хозяйствами населения Республики Башкортостан было произведено сельскохозяйственной продукции на 66716,6 млн. руб. или 64,3 % общего объема продукции, в т. ч. продукции растениеводства на 22614,8 млн. руб. или 52,7 %, продукции животноводства на 44101,8 млн. руб. или 72,4 % от произ-водства соответствующей продукции в республике. Объем произ-водства продукции сельского хозяйства в ЛПХ в 2011 году в фактически действующих ценах возрос на 6221,6 млн. руб. или на 6,8 % по сравнению с 2010 годом, в т. ч. продукции растениеводства на 4406,0 млн. руб. или на 14,3 %, продукция животноводства на 1815,6 млн. руб. или 0,9 % .

В структуре производства всех видов сельскохозяйственной про-дукции в 2011 году удельный вес личных подсобных хозяйств соста-вил в производстве скота и птицы в живом весе — 71 %, молока — 69 %, картофеля — 94 %, овощей — 74 %. При этом в хозяйствах населения содержится крупного рогатого скота 61,8 % от общей численности, свиней — 58,5 %, овец и коз — 94,2 % .

За последнее десятилетие не произошло существенных изме-нений в обеспечении ЛПХ хозяйственными постройками, не велось их техническое оснащение, низкая обеспеченность ЛПХ средствами меха-низации, многие трудоемкие операции выполняются в ручную, что де-лает труд на подворье малопривлекательным для сельской молодежи.

Особо остро стоит демографический вопрос. В среднем, состав семьи сельских домохозяйств за последние пять лет практически не изменился — от 3,5 да 4 человек, и в каждой семье имеются два пожилых человека и около двух детей. Демографические прогнозы свидетельствуют, что в ближайшие два десятилетия вес населения старше трудоспособного возраста иметь неуклонную тенденцию к росту к концу 2015 г. достигнет в Республики Башкортостан 24,0 %, в России 25,8 %. С одной стороны, это повысит функцию ЛПХ как сферы занятости трудоспособной части крестьян пенсионного возраста, а с другой — приведёт к сокращению трудовых ресурсов, что будет способствовать «отмиранию» части ЛПХ. В этой связи сохра-нение молодежи в составе трудового потенциала села приобретает огромную значимость .

Узким местом в деятельности ЛПХ является приобретение кор-мов. Большинство сельскохозяйственных предприятий отказывают личным подворьям в помощи техникой и транспорта; растёт плата за строительные услуги и агросервисное обслуживание.

Все более актуальной становится проблема трансформации ЛПХ в другие формы хозяйствования, в частности, в трудовые (производственные) формы или коммерческие. Однако критерии такого подхода не определены, а нормативно-правовые акты не разра-ботаны. Более того, в ряде регионов крестьянские (фермерские) хозяйства не оформляют свой статус, а некоторые, наоборот, перере-гистрируются в ЛПХ, чтобы избежать налоговой нагрузки .

Товарный потенциал ЛПХ невысок в силу их низкой технической оснащенности и отсутствия источников инвестиций для приобретения техники и агрохимических средств. Мы согласны с мнением тех авторов, которые считают, что на основе развития ЛПХ или даже его более совершенной формы — фермерства — в ближайшей перспек-тиве в России будет мало заметно реальное повышение продуктив-ности сельского хозяйства до уровня, позволяющего обеспечить продовольственную безопасность страны и существенно увеличить возможность экспорта сельскохозяйственной и продуктов ее переработки.

Актуальным является относительное снижение издержек произ-водства. Экономическая эффективность использования труда в хо-зяйствах населения относительно низкая и составляет по валовой добавленной стоимости на 1 чел.-ч. около четверти среднего уровня по экономике страны. Этот труд специфичен по составу (вторичная занятость работающих, престарелых и подростков, безработных), не востребован рынком, но необходим для выживания населения .

Оценивая степень устойчивости и перспективы ЛПХ как формы организации сельскохозяйственного производства следует выделить ряд факторов, сдерживающих воспроизводство ЛПХ:

  • отсутствие помощи со стороны сельхозпредприятия;
  • низкая техническая оснащённость, ведущая к непомерным затратам труда. В расчёте на один центнер продукции затраты труда в ЛПХ выше, чем в коллективных хозяйствах в 3—8 раз. Расхождение в затратах труда между промышленным производством картофеля в США и производством картофеля в ЛПХ составляет около 100 раз, то есть имеет место неэффективное использование трудового потенциала;
  • сложности с реализацией продукции, неотработанность проблем сбыта произведенной продукции ведёт к сокращению хозяйствами населения поголовья скота;
  • тотальная убыточность сельхозпредприятий породила господство бартерного товарообмена. В результате работники значительную часть заработной платы получают в натуральной форме. Перед владельцем ЛПХ встаёт нестандартная задача: превратить полученные зерно и другую продукцию в денежную форму;
  • сложная демографическая ситуация: количество членов семей в сельской местности сокращается;
  • рост заболеваемости среди сельского населения вследствие разрушения социальной инфраструктуры;
  • низкий социальный и правовой статус ЛПХ.

Среди вышеперечисленных факторов на первом месте по значимости для развития крестьянского подворья сегодня стоит помощь со стороны сельхозпредприятия. Какая же помощь является необходимой для селян? Прежде всего, оказание содействия в реали-зации продукции ЛПХ (закуп молока, мяса, яиц, картофеля у насе-ления); обработка земельных участков (например, вспашка огородов); платные услуги хозяйств населению, например, транспорт-ные (нередко они осуществлялись по льготным расценкам); обеспече-ние кормами; зооветеринарная и агрономическая помощь; финансово-кредитная помощь.

В настоящее время для увеличения темпов развития сельско-хозяйственного производства и повышения жизненного уровня сельс-кого хозяйства принято ряд законодательных актов, основным из кото-рых является приоритетный национальный проект «Развитие АПК». В направлении улучшения среды жизнедеятельности на селе с 2003 г. начала реализовываться федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2020 года». Правовые основы осуществления госу-дарственной аграрной политики и регулирования агропродовольст-венных рынков страны установлены ФЗ № 264 «О развитии сельского хозяйства», где определены формы и методы государственной под-держки устойчивого развития территорий. Государственной програм-мой развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйст-венной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июня 2007 г. № 446 отдельно выделены мероприятия по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе, в том числе и ЛПХ.

В 2011 году осуществлялась государственная поддержка агро-промышленного комплекса. Из консолидированного бюджета Респуб-лики Башкортостан (без капитальных вложений и строительства дорог в сельской местности) выделено 8969,8 млн. рублей (111,2% к 2009 году).

Среди основных направлений государственной поддержки: обеспечение личных подсобных хозяйств сельскохозяйственной техникой и оборудованием на условиях рассрочки платежа — 200,0 млн. рублей.

Объемы кредитов коммерческих банков, выданных предприя-тиям агропромышленного комплекса, составили 13,5 млрд. рублей, что на 1,5 % больше, чем в 2010 году. На финансирование мероприятий республиканской программы развития сельского хозяйства и регу-лирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продо-вольствия на 2008—2012 годы коммерческими банками и сельскохо-зяйственными кредитными кооперативами выделено 7,3 млрд. рублей, что на 10,6 % больше, чем в 2010 году.

Решение этих и других проблем поможет усилить заинтересо-ванность граждан Республики Башкортостан, прежде всего сельских, в развитии личных подворий, увеличении производства сельскохо-зяйственной продукции.

Таким образом, личные подсобные хозяйства можно считать такой формой организации сельского хозяйства, которая, несомненно, имеет право на существование в будущем, но при условии организации комплекса мер: организации закупок сельскохозяйственной продукции с возможностью для крестьян заключения контрактов под будущий урожай (продукцию) с гарантированной оплатой по согласованным ценам и частичным кредитованием; организации обслуживания большей части полевых работ, удовлетворения иных потребностей личных подсобных хозяйств — поставка молодняка, ветеринарное обслуживание, искусственное осеменение, обеспечение доступности кредитов и финан-совое обслуживание; организация маркетинговой службы для своевре-менной информации о конъюнктуре рынка; ведение контроля за соблюде-нием трудового законодательства, прежде всего при использовании наемного труда.

За последние десять лет ЛПХ, как одна из самых рас-пространенных форм экономической активности населения, стали ведущими производителями сельскохозяйственной продукции в стране, оформились в самостоятельный и равноправный сектор аграрной экономики, с одной стороны противостоящий, а с другой — дополняющий сектор сельско-хозяйственных товаропроизводителей различных организационно-право-вых форм. Особенности функционирования и роли ЛПХ в социально-экономическом развитии республики дают основание для формирования специального экономического механизма, направленного на всемерную их поддержку и развитие.

Устойчивое развитие ЛПХ предусматривает стабильное развитие сельского сообщества, повышение уровня и качества жизни сельского населения, поддержание экологического равновесия в сельской местнос-ти. Сельское хозяйство и в странах с развитой экономикой рассматри-вается не только с позиции производства продукции растениеводства и животноводства, но и более широко, с учетом его социальных и экологических аспектов.

Список литературы:

  1. Зинченко А., Матюхина Ю. Тенденции развития сельского хозяйства России после дефолта // АПК: экономика и управление. 2007. № 6. С. 12.
  2. Лысенко Е. Г. Личные подсобные хозяйства населения: состояние и проблемы их развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. № 4. С. 13.
  3. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: Инфра — М. 2011. С. 541.
  4. Сельское хозяйство Республики Башкортостан: стат.сб. — Уфа: Башкортостан. 2011. С. 12.
  5. Федеральный закон № 114-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 11.05.2003 г. принятому Государственной Думой 21 июня 2003 г.
  6. Хабиров Г. А., Давлетбаева Л. Р. Личные подсобные хозяйства: состояния и перспективы//Аграрный вестник Урала. 2008.№ 7. С. 18—19.

Признаки

Периоды

1 период (конец 1920-х –1990 гг.)

2 период (конец 1990 гг. – по н.в.)

Форма собственности:

– на основное средство производства и предмет труда - землю;

– на орудия труда

общенародная

личная

частная


Характер занятости

вторичный

первичный и вторичный

Характер доходов

дополнительный доход

дополнительный, основной доход

Государственная политика по отношению к ЛПХ

ограничение размеров земли, поголовья, натуральные и денежные налоги

снятие всех ограничений

Таблица 1

Отличительные особенности крестьянского и личного подсобного хозяйства


10

Крестьянское хозяйство

(1861-1928 гг.)


Личное подсобное хозяйство

(1929-1990 гг.)


Личное подсобное хозяйство

(1990-е гг. – по настоящее время)


Крестьянское трудовое хозяйство, в составе которого хозяйство на приусадебном участке и полевой надел

Подсобное хозяйство на приусадебном участке, интегрировано с общественным производством

Хозяйство на приусадебном участке и полевой надел

Владение и пользование землей:

до 1906 г. – надельная земля в собственности общины, после 1906 г. – в общинной и частной собственности; предоставлено право на расширение земельного участка путем покупки земли


Пользование землей только на приусадебном участке (земля в общенародной собственности)

Земельный участок (приусадебный и полевой) на праве частной собственности, владения и пользования

Отсутствие ограничений на размер земельного участка, количество скота и птицы, насаждений


Ограничения на размер земельного участка

количество скота, птицы и насаждений.

До 1991 г. размер приусадебного участка зависел от социального статуса гражданина: колхознику выделяли до 0,50 га, рабочему и специалисту совхоза - до 0,30 га, сельскому врачу, учителю, почтальону или продавцу - до 0,25 га, сельскому жителю (работающему в других отраслях народного хозяйства) - до 0,15 га.


Предельные размеры земельных участков, предоставляемые для ведения ЛПХ, согласно земельному законодательству устанавливаться органами местного самоуправления независимо от социального статуса граждан.

Предоставлено право на расширение земельного участка. Сняты ограничения на количество скота, птицы, насаждений




В собственности средства производства, скот, птица, многолетние насаждения

В собственности средства производства, скот, птица, многолетние насаждения

Основная занятость

Вторичная занятость

Основная и вторичная занятость

Имеет право наемного труда

Отсутствие права наемного труда

Имеет право наемного труда

Основной источник дохода – результаты своей хозяйственно-трудовой деятельности

Основной источник дохода – общественное производство

Основной источник дохода для большинства селян – результаты своей хозяйственно-трудовой деятельности в ЛПХ

Товарное производство – предпринимательская деятельность

Потребительское натуральное хозяйство

Хозяйства дифференцированы – от потребительских натуральных до товарных.

Не предпринимательская деятельность




Доход является собственностью семьи

Доход является собственностью семьи

Поземельный налог, ряд косвенных налогов до 1917г. После 1917г. – продналог, сельскохозяйственный налог

Земельный налог, ряд обязательных натуральных налогов-поставок в 40-50-е гг.

Земельный налог

2.2. Классификация функций личных подсобных хозяйств

Выявлено, что в настоящее время ЛПХ сельских жителей выполняют следующие экономические и социальные функции (рис. 1).

Функции ЛПХ

Социальные:


  • обеспечение занятости;

  • повышение социальной стабильности;

  • сохранение трудового потенциала;

  • трудовое воспитание и профессиональная ориентация сельской молодежи.

Экономические:

  • производство сельскохозяйственной продукции, в т.ч. экологически чистой, спрос на которую постоянно растет;

  • обеспечение семьи продуктами питания;

  • помощь детям и родственникам;

  • получение основного и дополнительного дохода для семьи, улучшение материального благосостояния.

Рис. 1. Классификация функций ЛПХ

Перечисленные функции позволяют рассматривать ЛПХ в двух аспектах: как сферу экономической деятельности сельского населения и как элемент общественного производства.

Специфика ЛПХ заключается в том, что экономические функции тесно переплетаются с социальными, что обусловливает устойчивость и гибкость ЛПХ в различных социально-экономических и политических условиях, особенно в экстремальные периоды развития страны.

На современном этапе развития аграрного сектора существенно возросло социальное значение ЛПХ. Трансформация экономических отношений привела к значительному отставанию уровня жизни сельского населения от городского. В бюджете домашних хозяйств сельской местности весьма значителен натуральный доход, представленный преимущественно поступлениями продуктов питания из ЛПХ. Натуральные поступления сокращают разрыв в уровне благосостояния. В общей стоимости потребленных продуктов в 2005 г. доля поступлений из ЛПХ в сельских домохозяйствах составила 43,3%, в городских – 11,3%.

В переходный период претерпевает определенные изменения такая функция ЛПХ как формирование доходов. В настоящее время размер заработной платы работника, занятого в сельском хозяйстве Республики Башкортостан, крайне низок и составляет 38% от средней заработной платы в целом по народному хозяйству и 28,5% – в промышленности. В 1990 г. эти показатели составляли, соответственно, 96 и 89 процентов. Следует отметить и несвоевременность выплаты заработной платы. Сложивший уровень зарплаты не может покрыть даже самые скромные потребности сельской семьи. Таким образом, ЛПХ в настоящее время помогает поддерживать минимальный уровень жизни на селе. Сложившееся положение можно считать экономической мотивацией к занятости в личном подсобном хозяйстве.

Для некоторой части сельских семей собственное подворье становится не дополнительным источником дохода, а основным. Так, итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. показали, что 27,9% сельских жителей Башкортостана в качестве источника средств существования определяют ЛПХ, а для 8,5% сельчан доходы от ЛПХ являются единственным источником. Вывод о том, что продукция ЛПХ является основным источником удовлетворения потребностей селян, подтверждают и наши исследования: 59,2% опрошенных сельских жителей ответили, что ЛПХ является главным источником продукции для семьи, а 35,7% – основным доходом семьи.

Одной из ключевых социальных проблем рыночной экономики выступает занятость населения. От ее решения во многом зависит социально-экономическое развитие территорий, уровень жизни населения. Исследование показало, что при значительном спаде производства численность занятых в сельском хозяйстве сократилась по сравнению с 1990 г. только на 9,2 процента. Это свидетельствует о существенной скрытой безработице. Значительная часть трудового потенциала была «поглощена» личным подворьем. В сложившихся условиях ЛПХ выступает серьезным фактором, сдерживающим массовую безработицу. Занятость в ЛПХ, с одной стороны, позволяет смягчить трудности реформ, с другой – сохранить и при экономическом росте вернуть необходимые полноценные и квалифицированные кадры села в реальное производство.

Социальное развитие села имеет тесные взаимосвязи с воспроизводством населения. Сложившаяся ситуация в естественном движении населения в сочетании с миграцией из села способствовали увеличению доли пожилых людей в сельской местности. Демографические прогнозы свидетельствуют, что в ближайшие два десятилетия удельный вес населения старше трудоспособного возраста будет иметь неуклонную тенденцию к росту и к концу 2015 г. достигнет в Башкирии 22,0%, в России – 24,8%. С одной стороны это повысит функцию ЛПХ как сферы занятости трудоспособной части крестьян пенсионного возраста, с другой – приведет к сокращению трудовых ресурсов, что будет способствовать «отмиранию» части ЛПХ. В этой связи сохранение молодежи в составе трудового потенциала приобретает огромную значимость. Примечательно, что почти треть респондентов (32,2%) отметили, что ЛПХ – важное средство трудового воспитания.

2.3. Современное состояние и тенденции развития личных подсобных

хозяйств в Республике Башкортостан

Для определения места и роли ЛПХ в региональном агропромышленном комплексе в исследовании проведена оценка состояния и уровня развития этой формы сельскохозяйственного производства в настоящий период в контексте общей характеристики состояния сельскохозяйственного производства в регионе.

Анализ показал, что за годы реформ развитие ЛПХ активизировалось, количество семей, ведущих ЛПХ, устойчиво росло и в 2005 г. по сравнению с 1990 г. увеличилось на 20 процентов. В настоящее время ЛПХ ведут 584 тыс. сельских семей республики.

Доля ЛПХ в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации за последние пятнадцать лет возросла с 39,9% до 51,2%; в регионах Приволжского федерального округа – с 40,1% до 53,4%; в Республике Башкортостан – с 49,0% до 64,1%. Усиление роли ЛПХ населения при становлении многоукладного сельского хозяйства стало характерной чертой переходного к рыночной экономике периода как в целом по стране, так и в Республике Башкортостан.

Произошедшие структурные изменения, которые привели к повышению доли ЛПХ в стоимости валовой продукции, являются прежде всего результатом падения производства продукции в сельскохозяйственных предприятиях. Если в 1990 г. на долю сельхозпредприятий в валовом производстве сельскохозяйственной продукции Башкирии приходилось 66,7%, ЛПХ – 33,3%, то, начиная с 2000 г. наблюдается устойчивая тенденция снижения удельного веса продукции сельскохозяйственных предприятий, и, соответственно, увеличение доли индивидуального сектора (табл. 3).

Таблица 3

Удельный вес хозяйств населения Республики Башкортостан в общем объеме производства основных сельскохозяйственных продуктов

(в % от хозяйств всех категорий)


Виды сельскохозяйственной продукции

1991-1995 гг.

1996-2000 гг.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Скот и птица в живом весе

53

65

71,3

72,6

72,9

Молоко

44

51

65,8

65,9

66,7

Яйца

36

44

41,2

38,0

36,7

Шерсть

44

74

93,9

94,2

95,0

Картофель

89

95

97,1

96,5

96,6

Овощи

68

87

85,0

84,6

83,4

Плоды и ягоды

94

95

98,3

98,9

98,9

Мед

64,4

71,0

80,5

79,4

80,4

Сегодня сложилось определенное разделение труда: сельскохозяйственные предприятия выращивают зерновые, кормовые культуры, сахарную свеклу, подсолнечник, а ЛПХ в основном производят картофель, овощи и животноводческую продукцию.

Исследование показало, что за прошедшие пятнадцать лет ЛПХ не только сумели сохранить поголовье скота и птицы (за исключением овец и коз) на дореформенном уровне, но и превысили его. Однако в последние годы наметилась тенденция увеличения количества хозяйств, не содержащих в своем хозяйстве ни одного вида животных, кроме птицы. Согласно данным проведенного нами анкетного проса, 16,4% опрошенных крестьян не содержат в своем хозяйстве скота, 42,2% имеют от одной до трех голов; 28,2% – от трех до 5; 11,5% – пять и более голов. Примечательно, что 10% респондентов собираются сокращать свое хозяйство и прежде всего – поголовье скота. Подобное положение обусловлено трудностями со снабжением ЛПХ кормами, плохой обеспеченностью средствами механизации и тем, что значительная часть жителей деревни – пожилые люди, которые не в состоянии содержать большое поголовье скота и птицы. Процесс расширения ЛПХ за счет земельных долей не получил большого развития во многом по причине трудоемкости ведения хозяйства, поэтому предоставление возможностей к расширению землепользования и землевладения ЛПХ, не сопровождаемое другими видами поддержки и помощи ЛПХ, не решает проблемы их дальнейшего развития.

Исследование показало, что ЛПХ населения республики дифференцированы. Это определяется совокупностью факторов, тесно переплетающихся и взаимосвязанных между собой, которые можно разделить на несколько основных групп: природно-климатические; организационно-экономические; социально-демографические. Наиболее существенными, классификационными признаками дифференциации ЛПХ являются: тип и характер ЛПХ, занятость владельцев в общественном хозяйстве, размещение по территории – удаленность от рынков сбыта производимой продукции. В наиболее обобщенной форме типология ЛПХ представлена на рисунке 2.

Выходные данные сборника:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ

Муртаева Алена Владимировна

ассистент, БГАУ, г. Уфа

Термин «личное подсобное хозяйство» возник в 1935 году с принятием на втором всероссийском съезде колхозников - ударников «Примерного устава сельскохозяйственной артели». Съезд признал необходимость ведения небольшого личного хозяйства для удовлет­ворения семейных нужд.

Без хозяйства, расположенного при доме, деревенское население до сих пор жить не может из-за постоянной нехватки натуральных и денежных доходов от общественного производства. И в настоящее время в условиях разорения сельскохозяйственных организаций жизнь в деревне во многих случаях сохраняется лишь благодаря личному подсобному хозяйству, которое компенсирует их убывающие возможности.

В учебниках по аграрному праву термин «личное подсобное хозяйство» используется для обозначения деятельности домашних хозяйств области сельского хозяйства. В новой экономической энциклопедии «домашнее хозяйство» - форма экономической дея­тельности, охватывающая экономические объекты и процессы, проис­ходящие там, где постоянно проживает человек семья . Домохо­зяйство на селе в социальном плане представлено работниками сельскохозяйственных организаций, учителями, врачами, работниками культуры, торговли, а также пенсионерами. Но фактически в силу сложившихся социально-экономических условий все они в той, или иной степени занимаются производством сельскохозяйственной про­дукции для собственного потребления.

Индивидуальное подсобное сельскохозяйственное производство неоднородно. Первая форма - производство, которое ведётся на приусадебных и полевых участках, принадлежащих семейным жителям. Вторая форма - производство, ведущиеся на садовых, огородных и дачных участках городских жителей. Из этого следует, что термин «личное подсобное хозяйство» утрачивает свое одно­значное определение, одни ученые исследуют эту форму хозяйств вкладывают в него весь сектор подсобного сельского хозяйства, а другие приусадебное хозяйство сельских жителей.

Росстат для обозначения сельскохозяйственной деятельности домашних хозяйств применяет термин «хозяйства населения (это личные подсобные хозяйства сельских жителей, сады и огороды, земельные участки граждан и др.).

На наш взгляд для обозначения всего сектора индивидуального подсобного сельскохозяйственного производства можно использовать термин «хозяйства населения», а для сельскохозяйственного произ­водства на приусадебных, полевых участках сельских жителей - «личное подсобное хозяйство», такой подход позволит четко опре­делить группы мелких производителей и разработать меры по их государственному регулированию.

После преобразования колхозов и совхозов в хозяйственные общества в начале 1990-х годов, работники этих обществ сохранили за собой личные подсобные хозяйства. В условиях, когда заработная плата в сельском хозяйстве России в 1990-х годах была крайне низкой или вообще не выплачивалась в течение долгого времени, роль личных подсобных хозяйств вновь возросла.

Согласно федеральному закону 114-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 11.05.2003 г. принятому Государственной Думой 21 июня 2003 г. (Статья 2) личное подсобное хозяйство :

  1. Форма непредпринимательской деятельности по производст­ву и переработке сельскохозяйственной продукции.
  2. Ведется гражданином или гражданином и совместно прожи­вающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлет­ворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
  3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и пере­рабо­танная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
  4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хо­зяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и перерабо­танной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Личные подсобные хозяйства населения в последнее время особенно активизировались и превратились хоть и ограниченный по размерам, но очень важный по своим социально-экономическим функ­циям частнособственнический сектор, обеспечивающий выживание сельского населения, являющийся резервной ячейкой сельского хозяйства и в текущий момент ставший гарантом продовольственной независимости страны.

В 2011 году личными подсобными хозяйствами населения Республики Башкортостан было произведено сельскохозяйственной продукции на 66716,6 млн. руб. или 64,3 % общего объема продукции, в т. ч. продукции растениеводства на 22614,8 млн. руб. или 52,7 %, продукции животноводства на 44101,8 млн. руб. или 72,4 % от произ­водства соответствующей продукции в республике. Объем произ­водства продукции сельского хозяйства в ЛПХ в 2011 году в фактически действующих ценах возрос на 6221,6 млн. руб. или на 6,8 % по сравнению с 2010 годом, в т. ч. продукции растениеводства на 4406,0 млн. руб. или на 14,3 %, продукция животноводства на 1815,6 млн. руб. или 0,9 % .

В структуре производства всех видов сельскохозяйственной про­дукции в 2011 году удельный вес личных подсобных хозяйств соста­вил в производстве скота и птицы в живом весе - 71 %, молока - 69 %, картофеля - 94 %, овощей - 74 %. При этом в хозяйствах населения содержится крупного рогатого скота 61,8 % от общей численности, свиней - 58,5 %, овец и коз - 94,2 % .

За последнее десятилетие не произошло существенных изме­нений в обеспечении ЛПХ хозяйственными постройками, не велось их техническое оснащение, низкая обеспеченность ЛПХ средствами меха­низации, многие трудоемкие операции выполняются в ручную, что де­лает труд на подворье малопривлекательным для сельской молодежи.

Особо остро стоит демографический вопрос. В среднем, состав семьи сельских домохозяйств за последние пять лет практически не изменился - от 3,5 да 4 человек, и в каждой семье имеются два пожилых человека и около двух детей. Демографические прогнозы свидетельствуют, что в ближайшие два десятилетия вес населения старше трудоспособного возраста иметь неуклонную тенденцию к росту к концу 2015 г. достигнет в Республики Башкортостан 24,0 %, в России 25,8 %. С одной стороны, это повысит функцию ЛПХ как сферы занятости трудоспособной части крестьян пенсионного возраста, а с другой - приведёт к сокращению трудовых ресурсов, что будет способствовать «отмиранию» части ЛПХ. В этой связи сохра­нение молодежи в составе трудового потенциала села приобретает огромную значимость .

Узким местом в деятельности ЛПХ является приобретение кор­мов. Большинство сельскохозяйственных предприятий отказывают личным подворьям в помощи техникой и транспорта; растёт плата за строительные услуги и агросервисное обслуживание.

Все более актуальной становится проблема трансформации ЛПХ в другие формы хозяйствования, в частности, в трудовые (производственные) формы или коммерческие. Однако критерии такого подхода не определены, а нормативно-правовые акты не разра­ботаны. Более того, в ряде регионов крестьянские (фермерские) хозяйства не оформляют свой статус, а некоторые, наоборот, перере­гистрируются в ЛПХ, чтобы избежать налоговой нагрузки .

Товарный потенциал ЛПХ невысок в силу их низкой технической оснащенности и отсутствия источников инвестиций для приобретения техники и агрохимических средств. Мы согласны с мнением тех авторов, которые считают, что на основе развития ЛПХ или даже его более совершенной формы - фермерства - в ближайшей перспек­тиве в России будет мало заметно реальное повышение продуктив­ности сельского хозяйства до уровня, позволяющего обеспечить продовольственную безопасность страны и существенно увеличить возможность экспорта сельскохозяйственной и продуктов ее переработки.

Актуальным является относительное снижение издержек произ­водства. Экономическая эффективность использования труда в хо­зяйствах населения относительно низкая и составляет по валовой добавленной стоимости на 1 чел.-ч. около четверти среднего уровня по экономике страны. Этот труд специфичен по составу (вторичная занятость работающих, престарелых и подростков, безработных), не востребован рынком, но необходим для выживания населения .

Оценивая степень устойчивости и перспективы ЛПХ как формы организации сельскохозяйственного производства следует выделить ряд факторов, сдерживающих воспроизводство ЛПХ:

  • отсутствие помощи со стороны сельхозпредприятия;
  • низкая техническая оснащённость, ведущая к непомерным затратам труда. В расчёте на один центнер продукции затраты труда в ЛПХ выше, чем в коллективных хозяйствах в 3-8 раз. Расхождение в затратах труда между промышленным производством картофеля в США и производством картофеля в ЛПХ составляет около 100 раз, то есть имеет место неэффективное использование трудового потенциала;
  • сложности с реализацией продукции, неотработанность проблем сбыта произведенной продукции ведёт к сокращению хозяйствами населения поголовья скота;
  • тотальная убыточность сельхозпредприятий породила господство бартерного товарообмена. В результате работники значительную часть заработной платы получают в натуральной форме. Перед владельцем ЛПХ встаёт нестандартная задача: превратить полученные зерно и другую продукцию в денежную форму;
  • сложная демографическая ситуация: количество членов семей в сельской местности сокращается;
  • рост заболеваемости среди сельского населения вследствие разрушения социальной инфраструктуры;
  • низкий социальный и правовой статус ЛПХ.

Среди вышеперечисленных факторов на первом месте по значимости для развития крестьянского подворья сегодня стоит помощь со стороны сельхозпредприятия. Какая же помощь является необходимой для селян? Прежде всего, оказание содействия в реали­зации продукции ЛПХ (закуп молока, мяса, яиц, картофеля у насе­ления); обработка земельных участков (например, вспашка огородов); платные услуги хозяйств населению, например, транспорт­ные (нередко они осуществлялись по льготным расценкам); обеспече­ние кормами; зооветеринарная и агрономическая помощь; финансово-кредитная помощь.

В настоящее время для увеличения темпов развития сельско­хозяйственного производства и повышения жизненного уровня сельс­кого хозяйства принято ряд законодательных актов, основным из кото­рых является приоритетный национальный проект «Развитие АПК». В направлении улучшения среды жизнедеятельности на селе с 2003 г. начала реализовываться федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2020 года». Правовые основы осуществления госу­дарственной аграрной политики и регулирования агропродовольст­венных рынков страны установлены ФЗ № 264 «О развитии сельского хозяйства», где определены формы и методы государственной под­держки устойчивого развития территорий. Государственной програм­мой развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйст­венной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июня 2007 г. № 446 отдельно выделены мероприятия по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе, в том числе и ЛПХ.

В 2011 году осуществлялась государственная поддержка агро­промышленного комплекса. Из консолидированного бюджета Респуб­лики Башкортостан (без капитальных вложений и строительства дорог в сельской местности) выделено 8969,8 млн. рублей (111,2% к 2009 году).

Среди основных направлений государственной поддержки: обеспечение личных подсобных хозяйств сельскохозяйственной техникой и оборудованием на условиях рассрочки платежа - 200,0 млн. рублей.

Объемы кредитов коммерческих банков, выданных предприя­тиям агропромышленного комплекса, составили 13,5 млрд. рублей, что на 1,5 % больше, чем в 2010 году. На финансирование мероприятий республиканской программы развития сельского хозяйства и регу­лирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продо­вольствия на 2008-2012 годы коммерческими банками и сельскохо­зяйственными кредитными кооперативами выделено 7,3 млрд. рублей, что на 10,6 % больше, чем в 2010 году.

Решение этих и других проблем поможет усилить заинтересо­ванность граждан Республики Башкортостан, прежде всего сельских, в развитии личных подворий, увеличении производства сельскохо­зяйственной продукции.

Таким образом, личные подсобные хозяйства можно считать такой формой организации сельского хозяйства, которая, несомненно, имеет право на существование в будущем, но при условии организации комплекса мер: организации закупок сельскохозяйственной продукции с возможностью для крестьян заключения контрактов под будущий урожай (продукцию) с гарантированной оплатой по согласованным ценам и частичным кредитованием; организации обслуживания большей части полевых работ, удовлетворения иных потребностей личных подсобных хозяйств - поставка молодняка, ветеринарное обслуживание, искусственное осеменение, обеспечение доступности кредитов и финан­совое обслуживание; организация маркетинговой службы для своевре­менной информации о конъюнктуре рынка; ведение контроля за соблюде­нием трудового законодательства, прежде всего при использовании наемного труда.

За последние десять лет ЛПХ, как одна из самых рас­пространенных форм экономической активности населения, стали ведущими производителями сельскохозяйственной продукции в стране, оформились в самостоятельный и равноправный сектор аграрной экономики, с одной стороны противостоящий, а с другой - дополняющий сектор сельско­хозяйственных товаропроизводителей различных организационно-право­вых форм. Особенности функционирования и роли ЛПХ в социально-экономическом развитии республики дают основание для формирования специального экономического механизма, направленного на всемерную их поддержку и развитие.

Устойчивое развитие ЛПХ предусматривает стабильное развитие сельского сообщества, повышение уровня и качества жизни сельского населения, поддержание экологического равновесия в сельской местнос­ти. Сельское хозяйство и в странах с развитой экономикой рассматри­вается не только с позиции производства продукции растениеводства и животноводства, но и более широко, с учетом его социальных и экологических аспектов.

Список литературы:

  1. Зинченко А., Матюхина Ю. Тенденции развития сельского хозяйства России после дефолта // АПК: экономика и управление. 2007. № 6. С. 12.
  2. Лысенко Е. Г. Личные подсобные хозяйства населения: состояние и проблемы их развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. № 4. С. 13.
  3. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: Инфра - М. 2011. С. 541.
  4. Сельское хозяйство Республики Башкортостан: стат.сб. - Уфа: Башкортостан. 2011. С. 12.
  5. Федеральный закон № 114-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 11.05.2003 г. принятому Государственной Думой 21 июня 2003 г.
  6. Хабиров Г. А., Давлетбаева Л. Р. Личные подсобные хозяйства: состояния и перспективы//Аграрный вестник Урала. 2008.№ 7. С. 18-19.

    Условия и порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность для ведения личного подсобного хозяйства определены Земельным кодексом 1991 года, Законом Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садо­водства и индивидуального жилищного строительства».

    Право частной собственности на землю возникает на основании решения главы сельской, поселковой, городской администрации о предоставлении гражданину участка в частную собственность или в аренду. Однако решение главы администрации не создает прав и обязанностей гражданина, которому предоставлен в собственность такой участок. Наличие этого решения - обязательное, но недостаточное условие для возникновения земельных правоотношений. Необходимы еще отвод земельного участка в натуре и выдача документов, удостоверяющих право частной собственности на земельный участок или передачу его в аренду.

    Такой порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность либо в аренду обеспечивает реализацию местными исполнительными органами предоставленных им правомочий по распоряжению землей, юридически гарантирует права граждан на свободу экономической деятельности.

    Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства – один из институтов аграрного права, подвергшихся наибольшим изменениям в результате последней кодификации земельного законодательства. До 1990 года в нормативных актах о землепользовании рабочих и служащих совхозов, колхозников предусматривалось, что предоставление земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства производится по решению общего собрания колхоза, дирекции совхоза. Причем законодательство особо подчеркивало, что наделение участками граждан производится из приусадебного земельного фонда колхоза, совхоза, за счет которого предоставлялись приусадебные участки не только колхозникам, рабочим и служащим совхозов, но и другим гражданам, проживающим на территории колхоза, совхоза .

    Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» предусматривалось увеличение предельных ограничений земельной собственности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, за счет земельной доли.

    В федеральном законе Российской Федерации от 08.04.1998 г. «О личном подсобном хозяйстве» личным подсобным хозяйствам дана следующая характеристика: личное подсобное хозяйство – это хозяйство, ведение которого осуществляется личным трудом гражданина или членов его семьи в целях производства сельскохозяйственной продукции и удовлетворении своих потребностей в продовольствии и иных нуждах.

    Так Калинин Н.И. в постатейном комментарии отражает: принятие федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» подтверждается двумя причинами.

    Во-первых, садоводы, огородники и дачники имеют свой закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», владельцы жилья в многоквартирных домах также имеют свой закон «О товариществах собственников жилья» (кондоминиумах)», для фермеров принят уже второй закон (новая редакция предыдущего) и только владельцы личных подсобных хозяйств до сих пор были «вне закона».

    Во-вторых, личным подсобным хозяйством занимается 15,5 млн. семей, которым предоставлено 6,5 млн. га земель (в среднем по 0,42 га на семью) или 3,3 % сельскохозяйственных угодий от их наличия в стране. На этой площади владельцы личных подсобных хозяйств производят 92 % картофеля, 77 % овощей, 59 % мяса, 49 % молока, 42 % яиц от общего объема основных видов сельскохозяйственной продукции, производимой в России. Личные подсобные хозяйства отстают от фермеров и сельскохозяйственных предприятий только по показателям производства зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, льноволокна, шерсти и некоторых других сельскохозяйственных культур.

    Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» был разработан и принят еще в 1999 году. Однако Президент Российской Федерации письмом от 06.01.1999 г. № Пр-16 отклонил его и вернул в Государственную Думу. Потребовалось целых четыре года работы четырехсторонней согласительной комиссии (представители Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации) .

    Согласно федеральному закону личное подсобное хозяйство отличается от другой формы деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции – от крестьянского (фермерского) хозяйства. Личные подсобные хозяйства относятся к хозяйствам потребительского типа, а крестьянские (фермерские) являются субъектами предпринимательской деятельности. Также личное подсобное хозяйство отличается от фермерского тем, что ведется в целях удовлетворения собственных потребностей семьи в продовольствии, товарный же характер имеет лишь часть продукции, но и в этом случае полученные доходы направляются не на коммерческие цели, а на личное (семейное) потребление.

    В период аграрных преобразований в структуре многоукладной рыночной экономики появились качественно новые ЛПХ по сравнению с дореформенным периодом 1990 г. (табл. 1).

    Личное подсобное хозяйство граждан отличается от индивидуальной производственной и предпринимательской сельскохозяйственной деятельности, осуществляемой, например, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

    Основной доход владельцы ЛПХ получают от работы в общественном секторе (не только в сельскохозяйственных, но и в других отраслях и

    Таблица 1

    Отличительные особенности ЛПХ в 1990-х и 2000-х г.г.

    1990 г. Начало аграрной реформы

    2004 г. Аграрная реформа

    Законодательно определена организационно-правовая форма – подсобное, потребительское хозяйство

    Законодательно определено: ЛПХ –форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции

    Хозяйственно-трудовую деятельность ведут члены семьи

    Хозяйственно-трудовую деятельность осуществляют члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство

    Функционируют в сельской и городской местности

    Земельный приусадебный участок на праве владения и пользования

    Земельный участок на праве частной собственности, владения, пользования и распоряжения

    Площадь приусадебного участка установлена нормативно-правовыми документами

    Предоставлено право на расширение земельного участка (в том числе куплю-продажу) и выделение полевого надела в соответствии с законодательством

    В частной собственности жилой дом, средства производства, продуктивный скот и птица, многолетние насаждения, произведенная продукция

    В частной собственности жилой дом, средства производства, продуктивный скот, многолетние насаждения, произведенная и переработанная продукция

    Реализация произведенной и переработанной в ЛПХ продукции не является предпринимательской деятельностью

    Натуральное, полунатуральное, потребительское хозяйство

    Основной доход – общественное производство

    Уплачивается земельный налог

    Возможна трансформация в крестьянское (фермерское) хозяйство

    учреждениях). Деятельность, связанная с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции в ЛПХ, осуществляется личным трудом семьи. В целом она (деятельность) является дополнительной для трудоспособных граждан по отношению к основной работе и ведется в порядке вторичной занятости. Словом, по своей сущности, несмотря на частную собственность на земельный участок, ЛПХ остается натуральным подсобным хозяйством, обеспечивающим потребности семьи в необходимых продуктах питания и дающим доход после реализации излишков продукции.

    Процессы развития подсобных хозяйств населения в различные исторические периоды имели свою специфику, определяемую природными, экономическими, общественно-политическими и социальными факторами. Неизменным и общим для всех периодов функционирования подсобных хозяйств оставались жизнеобеспечение семьи, использование территориального приусадебного земельного участка для производства продуктов питания и получения дохода за счет реализации излишков произведенной продукции. Вместе с тем в некоторые исторические периоды в значительной мере возрастала их роль в увеличении валового производства сельскохозяйственной продукции, обеспечении продовольствием населения страны. Однако возрастание экономической роли ЛПХ не меняло их природной сущности подсобного хозяйства и социальной значимости .

К.э.н. Лаврова А.П.

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Россия

Выяснение сущности личных подсобных хозяйств (далее ЛПХ) сельского населения представляет одну из актуальных и сложных социально-экономических проблем. По этому вопросу существуют разные точки зрения в экономической литературе, но основным и традиционным стал общественно-исторический подход к проблеме существования ЛПХ .

Подсобный характер этих хозяйств экономисты объясняли двумя обстоятельствами. Во-первых, в сфере сельскохозяйственного производства ведущая роль принадлежала общественному сектору (колхозам и совхозам), подсобные хозяйства играли вспомогательную роль. Изначальный смысл понятия «подсобное хозяйство» определяется как дополнительное к общественному. Слово «подсобный» в толковом словаре определяется как «предназначенный в помощь другому, вспомогательный». Подсобный характер личного хозяйства означает, что оно является вспомогательным по отношению к общественному хозяйству. Личное хозяйство ведет не какая-либо самостоятельная социальная группа населения, а работники общественного хозяйства. Причем для них именно общественное производство является главной сферой деятельности. Во-вторых, считалось, что в формировании доходов семьи роль ЛПХ была не главная, чаще вторая, после поступления доходов от общественного хозяйства в виде заработной платы и дополнительных выплат. Со своей стороны отметим, что основными условиями возникновения ЛПХ являются:

1) неэффективное сельскохозяйственное производство колхозов и совхозов и недостаточный уровень их развития не обеспечивал спроса населения на наиболее ценные продукты питания (мясо, молоко и некоторые виды продукты переработки) и на те виды продукции, массовое производство которых в крупных хозяйствах в условиях России было ограничено (фрукты и ягоды, петрушка, укроп, зеленый лук, молодой картофель и т.д.). В этих условиях ЛПХ были призваны решить проблему дефицита продовольствия;

Еще А.В. Чаянов определил, что крестьянское хозяйство принципиально отличается от предпринимательского типа мотивацией производства. Он считал, что это не мотивация предпринимателя, получающего разницу между валовым доходом и издержками производства , а скорее, мотивация рабочего, работающего на своеобразной сдельщине, позволяющей ему определять время и напряжение своей работы… Указывая на отличия крестьянского семейного хозяйства от капиталистической фермы, он подчеркивал, что здесь крестьянин сам определяет время и напряжение своей работы, обусловленное потребностями своей семьи.

Таким образом, отсутствие четких критериев разграничения форм сельхозтоваропроизводителей, неопределенности их организационно-правового статуса, соответственно и социального положения граждан, занятых в них, может также привести к некоторому затруднению адресного подхода к их государственной поддержке. В рассматриваемом аспекте в законодательных актах РФ прежде всего фиксируется подсобный характер сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств на выделяемых для этого участках, а также определяются условия сохранения этого характера (подсобного) через регламентирование размеров землепользования.

На начальном этапе развития реформ в сельском хозяйстве политическая линия состояла в фермеризации крестьянства. Но для реализации этой цели не оказалось ни достаточных материальных предпосылок, ни психологической готовности большинства сельского населения. По прошествии почти два десятка лет реформ доля фермерских хозяйств в общем производстве сельскохозяйственных продуктов составляет лишь 8,9% (табл. 2).

Таблица 2. Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу)

в том числе:

сельскохозяйственные организации

хозяйства населения

крестьянские (фермерские) хозяйства

При этом удельный вес фермерских хозяйств в производстве зерна составляет 22,2%, молока – 5,4%, мяса – 2,9%, картофеля – 5,4%(табл. 3).

Таблица 3. Структура производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств (в процентах от объема производства в хозяйствах всех категорий)

Показатели

Сельскохозяйственные организации

Картофель

Хозяйства населения

Зерно (в весе после доработки)

Картофель

Скот и птица на убой (в убойном весе)

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Зерно (в весе после доработки)

Картофель

Скот и птица на убой (в убойном весе)

Что касается ЛПХ, то в 2006 году их численность в стране составила 16 млн. семей. Общая земельная площадь ЛПХ возросла с 6,8 млн. га (1992 г.) до 8,9 млн. га (2006 г.). Соответственно увеличился объем производства сельскохозяйственной продукции (табл. 4).

Таблица 4. Основные показатели деятельности хозяйств населения

Показатели

Посевная площадь, млн. га

в том числе:

зерновых и зернобобовых культур

технических культур

картофеля и овощебахчевых культур

кормовых культур

Поголовье скота и птицы (на конец года), млн. голов:

крупного рогатого скота

в том числе коров

овец и коз

Производство продуктов сельского хозяйства, млн. т:

картофеля

плодов и ягод

скота и птицы на убой (в убойном весе)

в том числе:

крупного рогатого скота

овец и коз

яиц, млрд. шт.

шерсти (в физическом весе), тыс. т

меда, тыс. т

В общем объеме сельскохозяйственного производства доля ЛПХ возросла с 26,3% (1990 г.) до 43,2% (2012 г.) и по отдельным продуктам составила: по картофелю – 78,9%; по овощам – 69,1%; по мясу – 30,2%; по молоку – 48,3%.

Экономическая сущность ЛПХ заключается в том, что в этой категории хозяйств создается продукция сельского хозяйства, в производстве которой на данном этапе нуждается наше общество . Эта категория хозяйств имеет реальные возможности для более полного удовлетворения спроса населения в продукции сельского хозяйства. Продукция ЛПХ рассматривается как один из ведущих источников насыщения и стабилизации конъюнктуры рынка . На продовольственном рынке доля сельскохозяйственной продукции ЛПХ относительно невелика. Но характер производства в ЛПХ ограничивает емкость рынка и тем самым влияет на его состояние насыщенности. ЛПХ работает на удовлетворение потребности в продовольствии нерыночным путем, то есть не через удовлетворение спроса, а непосредственно через потребности. Таким образом, они играют немаловажную роль в решении продовольственной проблемы в стране.

Литература:

1. Копач К.В. Личное подсобное хозяйство сельского населения и его интеграция с предприятиями агропромышленного комплекса. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2002. –312 с.

2. Лысенко Е.Г., Копач К.В., Хухрин А.С., Демишкевич Г.М., Петухова Е.А. Концептуальные основы устойчивого развития личных подсобных хозяйств. Под общ. ред. Е.Г. Лысенко. – М.: Россельхозакадемия, 2008.–257 с.

3. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. 2013. www. gks.ru.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...