Государственный сектор экономики включает в себя. Экономические функции государства


Государственный сектор выполняет двойственную роль: является одновременно объектом и инструментом государства.

Объект: государство влияет своими действиями на государственный сектор.

Инструмент: с его помощью государство оказывает влияние на состояние национальной экономики.

Существование государственного сектора обусловлено 2-я основными обстоятельствами:

1) ряд экономических задач нельзя решить рыночным регулированием.

Наличие рыночного механизма > конкурентная борьба. Субъекты рынка действуют по принципам рационального поведения: выгодно купить и выгодно продать. В одни сектора экономики выгодно вкладывать деньги, а в другие - нет.

В каждом секторе экономики своя доходность. Остаются сектора, которые дают меньше доходности, чем другие. Т.о. существуют низкорентабельные сегменты экономики. Но экономика должна развиваться пропорционально, поэтому в этой сфере (отрасли) появляется государственный сектор, иначе данная структура перестанет развиваться вообще.

В РФ с/х является дотационной отраслью. Несколько лет назад государство выкупило у Дерипаски местное градостроительное предприятие в г. Пикалево, оно перешло в госсектор.

2) существуют социальные (инвалидные коляски) и экономические (золото) общественные блага, необходимые всем гражданам и отраслям, составляющим инфраструктуру территориальной экономики.

Предоставление государством общественных товаров (благ) - это сфера минимально необходимых границ государственного вмешательства.

Т.о. возникает 2-а важных условия:

  • а) государство берёт на себя производство общественных благ (образование, здравоохранение);
  • б) создание инфраструктуры (дороги, мосты).

К госсектору относятся предприятия, управляемые государством непосредственно или через контрольные пакеты акций акционерных обществ.

Типы учреждений, относящиеся к госсектору: бюджетные, автономные, казённые учреждения (в соответствии с ФЗ №83). Они реализуют государственный или муниципальный заказ.

Казённые учреждения несут субсидиарную ответственность Субсидиарная ответственность - дополнительная ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором.

Субсидиарная ответственность членов кооператива - ответственность членов кооператива, дополнительная к ответственности кооператива по его обязательствам и возникающая в случае невозможности кооператива в установленные сроки удовлетворить предъявленные к нему требования кредиторов. Размеры и условия субсидиарной ответственности членов кооператива определяются действующим законодательством и уставом кооператива.. Ни автономные, ни бюджетные такой ответственности не несут и сами отвечают по своим обязательствам. Автономные и бюджетные учреждения получают государственный или муниципальный заказ, финансируются из бюджета государства/муниципалитета, а также имеют право осуществлять доходную деятельность (в отличие от казённых учреждений).

Госсектор широко представлен в странах с рыночной экономикой; предприятия такого рода различаются степенью свободы:

  • - казённые функционируют по жёсткому регламенту. В их число входят интернаты для детей-сирот, места лишения свободы (тюрьмы, следственные изоляторы);
  • - автономные учреждения обладают большой степенью свободы (организации, занимающиеся похоронами в муниципалитете);
  • - бюджетные (школы, университет).

Автономные и бюджетные учреждения функционируют по менее жёсткому регламенту, чем казённые.

В государственном секторе нет чистой предпринимательской деятельности. Законодательство в 2010 году изменилось (ФЗ РФ от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").

Следует разделять понятия «государственный сектор» и «государственная собственность».

Государственная собственность - всё материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства. Это понятие статично и с количественной точки зрения характеризует накопленный материально-вещественный потенциал государства.

В Тверской области за инвентаризацию государственной собственности (земля, здания) отвечает Комитет по управлению имуществом.

К государственному сектору относят госпредприятия, поэтому он динамичен и характеризует текущий материально-вещественный потенциал государства.

Университет как организация > государственный сектор (ежегодно изменяются его доходы, количество обучающихся). Корпус «Б» ТвГУ > государственная собственность (есть конкретное здание, известна его стоимость).

Традиционно в мировой практике выделяют 3 типа государственных предприятий:

  • · казённые предприятия;
  • · публичные корпорации;
  • · государственные акционерные или паевые предприятия.

Балансы казённых предприятий включаются отдельной строкой в бюджет; их деятельность регулируется бюджетным законодательством; они лишены самостоятельности принятия управленческих решений.

Публичные корпорациям запрещается выпускать ценные бумаги. В основном они используются в отраслях естественных монополий.

Ценные бумаги > привлечение частного бизнеса > может произойти неявная приватизация предприятия.

Государственные акционерные или паевые предприятия продают акции по подписке, и государство контролирует их деятельность как акционер с правом решающего голоса.

Контрольный пакет акций = 50%+1%. Государство определяет направление развития предприятия.

Существует проблема рационального сочетания приватизации с деприватизацией.

Разгосударствление = денационализация - приватизация;

национализация - деприватизация.

Разгосударствление (денационализация) - устранение монополии государства во всех сферах жизни общества, т.е. формирование государственного сектора.

Приватизация опирается на процесс разгосударствления.

Приватизация - элемент разгосударствления, связанный с передачей, изменением форм собственности. В результате приватизации государство теряет право владения, распоряжения и пользования имуществом.

Основные цели приватизации:

  • 1) повышение эффективности производства на микроуровне;
  • 2) оживление конкуренции;
  • 3) оздоровление государственных финансов за счёт сокращения дотаций убыточным предприятиям;
  • 4) демократизация собственности путём расширения числа индивидуальных акционеров.

Конкуренция появляется там, где её не было > ^ эффективность предприятия (^ эффективность в производстве > ^ улучшение отдачи от факторов производства и качества).

Национализация - обращение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в государственную собственность.

  • 4-е мотива национализации:
  • 1) интересы государства; Сочи: часть имущества граждан была национализирована (на возмездной основе);
  • 2) нерациональное (неэффективное) использование объектов негосударственной формы собственности;
  • 3) нецелевое (не то назначение) использование объектов негосударственной формы собственности;
  • 4) потенциальная возможность получения значительных доходов государственного бюджета.

Деприватизация - обратный процесс, связанный с выявлением нарушений в ходе приватизации.

Эти 4-е процесса (разгосударствление, приватизация, национализация, деприватизация) влияют на государственный сектор в экономике. Величина данного сектора зависит от целей государства, выбранных как направления развития страны.

Роснано > государственный сектор.

Роснано > цель: коммерциализация знаний.

Открытие - внутренность банки (мы знаем, что там).

Изобретение - научились использовать содержимое банки.

Инновация - научились продавать содержимое банки для дальнейшего использования > знания в деньги.

Почему государственный сектор выступает как инструмент воздействия на экономику?

Подъём экономики > государство v снижает долю государственного сектора.

Спад экономики > ^ доли государственного сектора.

Тема 10. Социальное государство и его модели

В Конституции РФ части 1 статьи 7 дано определение социального государства, в котором находят отражение стратегические цели и принципы социальной политики.

Декларируется, что РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условия для обеспечения достойной жизни и свобод развития человека.

Под достойной жизнью понимается:

  • · ограниченный труд и здоровье людей;
  • · устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,
  • · обеспечивается государственная поддержка семье, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • · развивается система социальных служб;
  • · устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Всё это конституционно определено.

Конституция - социальный контракт между государством и носителями интересов и прав.

Социальная модель формируется через проводимую государством социальную политику, которая имеет специфику в каждой стране, но есть общие черты - это общие цели и принципы для всех стран (эти общечеловеческие подходы и принципы изложены в Конвенции МОТ).

Статья 7-ой Конституции РФ базируется на Конвенции 117 МОТ от 1962 года «Об основных целях и нормах социальной политики».

Конвенция определяет: каждый человек вправе рассчитывать на достойный уровень жизни, и усилия государства должны быть направлены на рост благосостояния граждан.

Понятие «социальное государство» возникло в 19 веке в Германии. Его автором является Людвиг фон Штейн.

В 1949 году в Конституции ФРГ появилось понятие социального государства, основными принципами которого были заявлены социальная справедливость, социальное равенство и обеспечение социальных гарантий.

Рассмотрим модели социальных государств.

1 - либеральная модель (США, Канада, Австралия) характеризуется ограничением предоставления пособий и услуг в качестве права. Кроме того существует тенденция предоставления благ на выборочной основе.

Перераспределение осуществляется таким образом, что каждая категория чётко определена. В США гражданин может претендовать на бесплатное высшее образование только после прохождения армии.

2 - консервативная модель (Австрия, Франция, Италия, Германия) опирается на обязательный (стационарный) набор услуг, возможность предоставления которых определяется классовой и статусной принадлежностью. Эффект перераспределения доходов незначителен и основная идея модели - социальная стабильность. Большое внимание уделяется семье как ячейке общества.

Социальная политика направлена на отсутствие негативного восприятия действий государства (открытость, прозрачность, обоснованность в основе распределения средств).

3 - социально-демократическая модель (Швеция, Норвегия) предполагает всеобщее социальное обеспечение государственной медицины и образования, справедливое и равномерное распределение доходов. При такой модели роль государства активная; модель реализуется за счёт высокого уровня перераспределения.

В Швеции и Норвегии большая налоговая нагрузка = до 70% доходов граждане отдают государству. Публичность финансов там на высоком уровне, т.к. налоги большие (справедливость налогового бремени).

Все эти модели отличаются по 2-ум факторам:

  • А) объёмом социальных расходов на социальное обеспечение;
  • Б) степенью независимости индивидуума от рынка.

В РФ социальная модель смешанного типа (2 и 3):


Чтобы правильно распорядиться таким мощным инструментом развития национальной экономики, как госсектор, необходимо проведение в жизнь взвешенных, сбалансированных управленческих решений. Вместе с тем выработка правильных решений не мыслима без серьезной аналитической работы, которая в свою очередь невозможна без эффективного статистического учета деятельности госсектора. Таким образом, первая задача, которая встает перед системой управления госсектором - это построение адекватной системы экономических понятий, которая позволяет измерять различные стороны деятельности госсектора.
В России периода экономических реформ в отношении госсектора было допущено множество ошибок, в основе которых лежало смешение основополагающих экономических категорий. В этой связи необходимо четко разнести понятие государственного сектора и смежных с ним понятий.
  1. Государственный сектор экономики: понимание в узком смысле. Прежде всего, необходимо сказать, что никакого унифицированного подхода к определению и вычленению госсектора в самостоятельное понятие не существует. Здесь имеются разночтения, которые имеют целевую и национальную специфику. В связи с этим в настоящее время можно говорить о двух трактовках госсектора: в узком и широком смыслах. Сначала рассмотрим первый аспект.
При определении сущности госсектора, как правило, исходят из того факта, что он является важнейшей составной частью национальной экономики. При этом отличительная черта государственного сектора экономики заключается в возможности государства осуществлять прямое и оперативное управление хозяйствующими субъектами, входящими в его состав. Само управление хозяйствующими субъектами государственного сектора экономики осуществляется государственными органами власти посредством своих представителей, участвующих в формировании стратегии и тактики деятельности предприятий госсектора.
Методологической основой определения государственного сектора является понятие административно-хозяйственного управления юридическими лицами (хозяйствующими субъектами). Под административнохозяйственным управлением понимается воздействие со стороны управленца (руководителя юридического лица) на деятельность юридического лица, направленное на максимально быстрое достижение поставленной цели. На основе данного понятия формулируется определение госсектора: под государственным сектором экономики следует понимать совокупность юридических лиц (хозяйствующих субъектов), административнохозяйственное управление которыми осуществляется государством через федеральные и региональные органы власти страны.
Глубинный смысл введенного определения заключается в том, что предприятие попадает в госсектор только в том случае, если государство через своих уполномоченных представителей может осуществлять прямое (непосредственное) управление его деятельностью. Право осуществления управления столь высокого уровня полноты государство получает либо на основе изначального статуса предприятия (например, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение и т.п.), либо на основе доминирования государства в собственности или акционерном капитале предприятия.
Важным моментом понятия госсектора является то, что критерий административно-хозяйственного управления не предполагает «разрыва» в изначальном статусе предприятия. Так, например, при передаче предприятия госсектора в доверительное управление частному лицу или частной компании оно не уходит из состава госсектора, хотя государство официально отказывается от административно-хозяйственного управления им. Дело в том, что в этом случае изначальный статус предприятия не изменяется, а государство сохраняет за собой право на возврат своих полномочий на ведение административно-хозяйственного управления практически в любой момент времени. Более того, сам факт передачи предприятия в доверительное управление служит лишь проявлением возможности государства в управленческом манипулировании предприятием. Аналогичная картина наблюдается при передаче предприятий госсектора в аренду. Соответственно и при введении государством внешнего управления на частных предприятиях данные хозяйственные структуры продолжают оставаться частными. Таким образом, принцип отсутствия «разрыва» в изначальном статусе предприятия симметричен для государственного и частного секторов.
Рассмотренный момент является ключевым в построении правильной системы классификации хозяйственных субъектов по секторам экономики, так как принцип административно-хозяйственного управления предприятием со стороны государства, положенный в основу определения госсектора, приобретает свою окончательную логичность и целостность только при совмещении с принципом недопустимости «разрыва» в изначальном статусе предприятия.
  1. Системы прямого (административно-хозяйственного) и косвенного (макроэкономического) регулирования экономики. Введение критерия административно-хозяйственного управления предприятием в качестве институциональной основы госсектора не случайно. Наличие госсектора в национальной экономике детерминируется необходимостью решения важных социально-экономических проблем при невозможности осуществления этого решения силами частного и муниципального секторов. Таким образом, само наличие госсектора в национальной экономике является специфической формой упорядочения социально-экономической жизни страны.
Место государственного сектора в экономической политике страны определяется тем фактом, что он, находясь под непосредственным контролем государства, помимо использования общих мер косвенного (макроэкономического) регулирования, предполагает широкие возможности использования мер прямого регулирования, базирующихся на административнохозяйственном управлении юридическими лицами.
Система прямого (административно-хозяйственного) регулирования позволяет непосредственно воздействовать на объемы, структуру (ассортимент) и цены продукции экономических рынков страны, имеющих стратегическое значение. Прямая административная корректировка деятельности хозяйствующих субъектов государственного сектора экономики позволяет повысить оперативность внедрения в практику принимаемых государственными органами стратегических решений. При этом под прямым (административно-хозяйственным) регулированием экономики понимается непосредственное воздействие государства на такие экономические параметры деятельности хозяйствующих субъектов, как объемы, ассортимент и цены производимой ими продукции. Под действие мер прямого (административно-хозяйственного) регулирования экономики подпадают только хозяйствующие субъекты государственного сектора. Реализация прямого регулирования государственного сектора экономики достигается посредством осуществления административно-хозяйственного управления юридическими лицами данного сектора руководителями, назначаемыми органами государственной власти.
Альтернативой системе прямого (административно-хозяйственного) государственного регулирования служит система косвенного (макроэкономического) регулирования экономики. При этом под косвенным (макроэкономическим) регулированием экономики понимается воздействие государства на экономические параметры деятельности хозяйствующих субъектов с помощью инструментов общего (макроэкономического) действия (налоги, процентные ставки, тарифы, квоты, нормативы общего действия и т.п.). Под действие инструментов общего действия подпадают все хозяйствующие субъекты государственного, муниципального и частного секторов экономики. В отличие от мер прямого регулирования экономики инструменты общего действия не позволяют непосредственно влиять на такие экономические параметры деятельности хозяйствующих субъектов, как объемы, ассортимент и цены производимой ими продукции. Как правило, реакция предприятий на макроэкономические воздействия плохо предсказуема и сильно дифференцирована по субъектам национальной экономики. Именно в большей предсказуемости ключевых параметров рынка и состоит главное преимущество использования прямых методов государственного регулирования.
  1. Трехсекторная модель российской экономики. Выделение в составе национальной экономики такого специфического блока, как государственный сектор, автоматически предполагает существование еще каких-то секторов. В настоящее время в России сложилась трехсекторная модель экономики, которая помимо государственного сектора предполагает еще существование муниципального и частного секторов.
Национальная система производства России представляет собой совокупность всех хозяйствующих субъектов, занимающихся производством товаров и услуг на территории страны, к каковым относятся все юридические лица и физические лица, ведущие хозяйственную деятельность без образования юридического лица (лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность). Соответственно национальная система производства делится на три сектора: государственный, муниципальный и частный.
По аналогии с государственным сектором экономики можно определить остальные два сектора. Под муниципальным сектором следует понимать совокупность юридических лиц (хозяйствующих субъектов), административно-хозяйственное управление которыми осуществляется органами местного самоуправления. Таким образом, государственный и муниципальный сектора определяются аналогично и базируются на одном и том же понятии - административно-хозяйственном управлении. Государственный и муниципальный сектора в совокупности образуют общественный сектор экономики страны.
Таблица 5.
Классификация секторов российской экономики.
Частный сектор экономики определяется по остаточному принципу: к частному сектору экономики относятся все юридические лица, не входящие в состав государственного и муниципального секторов, а также физические лица, ведущие хозяйственную деятельность без образования юридического лица. Соответственно частный и муниципальный сектора в совокупности образуют негосударственный сектор экономики страны. Классификация и «пересечения» секторов российской экономики приведены в табл.5.
В рамках каждого сектора экономики отдельно выделяют смешанный сектор, под которым понимается совокупность юридических лиц (хозяйствующих субъектов), в которых часть собственности или акционерного капитала принадлежит одному секторальному собственнику, а другая часть - другому собственнику. Однако, в конечном счете, смешанный сектор относится к одному из трех основных секторов экономики в зависимости от того, какому собственнику принадлежит приоритет, т.е. кому принадлежит доминирующая часть собственности. Например, если доминирующая (более 50%) часть собственности или акционерного капитала предприятия принадлежит федеральным или региональным органам власти, то это предприятие относится к государственному сектору, несмотря на то, что в его собственности присутствует значительная доля частного капитала.
Следует отметить определенное своеобразие российской модели национальной экономики, которая по имущественному признаку является трехсекторной, в отличие от большинства развитых стран мира, где используется двухсекторная модель. Национальная экономика западных стран с точки зрения участия государства в деятельности отдельных хозяйственных структур, как правило, делится на два сектора: государственный или общественный (public) и негосударственный или частный (private). Иными словами, в данных странах используется понятие двухсекторной экономики, а муниципальные хозяйствующие субъекты относятся, как правило, к государственному (общественному) сектору. Такая конфигурация национальной экономики западных государств базируется на том факте, что муниципальные структуры власти являются естественным продолжением федеральных и региональных властных структур. Фактически федеральный центр и региональные власти сознательно и добровольно передают часть своих полномочий городским властям на местах, исходя из соображения повышения эффективности всего процесса государственного управления. Именно такой точки зрения придерживается, например, французское законодательство, относя к понятию «государственного акционера» государство и органы местного самоуправления (на уровне регионов, департаментов и коммун), а также объединения этих органов управления (например, межкоммунальные или межрегиональные объединения).
В России сложилась несколько иная трактовка указанных понятий. С этой точки зрения внедренная в российскую практику трехсекторная модель экономики не вписывается в методологические традиции большинства развитых западных государств. Между тем, строгих международных стандартов в отношении того, что относить к госсектору, не существует. В ряде случаев используются иные классификации. Например, в Китае все предприятия по имущественной спецификации разделяются на три сектора: государственные, негосударственные и смешанные.
Таким образом, можно констатировать, что во всех странах мира используется система дифференциации национальной экономики на государственный и частный сектора. Имеющиеся нестыковки и некоторые расхождения в национальных классификациях в целом не мешают пониманию сущностных различий между секторами.
  1. Государственный сектор экономики: понимание в широком смысле. Помимо узкого понимания «государственного сектора экономики» как некоей части, «куска» национальной экономики, состоящей из множества хозяйствующих субъектов, имеется и широкая трактовка данного понятия. Довольно часто под государственным сектором понимается некая совокупность хозяйственных объектов и экономических отношений. В этом случае в госсектор включается вся сфера государственной собственности, бюджет и другие ресурсы, находящиеся в непосредственном распоряжении государства. Короче говоря, госсектор в широкой трактовке - это государственная собственность плюс государственные финансы (бюджет).
Данная расширенная трактовка госсектора для хозяйственной практики имеет, пожалуй, негативное значение из-за возникающих разночтений и коллизий в имеющихся дефинициях. Однако оно имеет определенное значение для экономической теории. В настоящее время в современной экономической науке имеет место разделение между двумя научными направлениями: экономика государственного сектора (в англоязычной традиции это «Economics of the public sector») и общественная экономика (в англоязычной традиции это «Public economics»). Первое направление оперирует понятием госсектора в узком смысле (совокупность хозяйствующих субъектов) и изучает различные аспекты функционирования и управления данной частью национальной экономики. Второе направление оперирует понятием госсектора в широком смысле (казна государства) и изучает различные аспекты бюджетного регулирования и согласования групповых интересов. В каждом из указанных разделов экономической теории акцент делается на совершенно разные стороны функционирования экономики. Данные этимологические нюансы следует иметь в виду для понимания всей научной панорамы проблематики госсектора.
  1. Государственный сектор и смежные с ним понятия. Во избежание недоразумений в экономической теории госсектора необходима полная терминологическая ясность. Остановимся на некоторых, наиболее важных экономических категориях.
Одним из основополагающих понятий является государственная собственность, которая представляет собой кумулятивный (накопленный) результат деятельности хозяйствующих субъектов. Иначе говоря, категория государственной собственности характеризует кумулятивный (накопленный) материально-вещественный потенциал государства. К ней относится все движимое (оборотный и основной капитал, нематериальные активы) и недвижимое (здания, сооружения) имущество государства, а также леса, недра и т.п. Фактически государственная собственность представляет собой часть национального богатства страны, находящегося в руках государства. При этом, строго говоря, следует различать понятия государственного имущества и государственной собственности. Первое является более узким понятием, чем второе. К государственному имуществу следует относить все рукотворные хозяйственные объекты, а к государственной собственности - все государственное имущество плюс все природные объекты. Иногда понятия государственной собственности и государственного имущества используются как синонимы, что не совсем верно.
В отличие от государственной собственности госсектор, будучи совокупностью хозяйствующих субъектов, занятых производством товаров и услуг, характеризует текущий (как правило, в рамках года) материальновещественный потенциал государства.
Одним из результатов функционирования экономики и всех ее секторов являются государственные финансы, которые представляют собой все финансы, находящиеся в распоряжении государства и характеризующие текущий финансовый потенциал государства. Если рассматривать такой денежный агрегат как золотовалютные резервы Центрального банка страны, то он характеризует кумулятивный финансовый потенциал государства, но данный ресурс, строго говоря, не относится к государственным финансам.
Очевидно, что все три рассмотренные категории переплетаются между собой. Например, государственные финансы, принимая форму государственного заказа, могут расходоваться на нужды как государственного, так и негосударственного секторов. Кроме того, государственные финансы могут расходоваться на различные социальные программы и нужды, реализация которых может быть возложена на структуры частного сектора. Отсюда ясно видно, что государственные финансы и госсектор никак не эквивалентны, но в то же время и не противоположны друг другу. Государственное имущество точно также может находиться в распоряжении хозяйствующих субъектов как государственного и негосударственного секторов. Примером второго случая являются концессии. Если говорить о природных объектах государственной собственности, то они могут использоваться хозяйственными субъектами государственного и негосударственного секторов, а могут временно вообще никем не использоваться, оставаясь потенциальным богатством государства.
Еще одним понятием, смежным с понятием государственного сектора, является государственное предпринимательство. Под государственным предпринимательством понимается участие государства в любой хозяйственной деятельности с целью извлечения финансовой выгоды. Покупка государством пакетов акций хозяйствующих субъектов негосударственного сектора, как правило, направлена на получение дивидендов, но при этом данные пакеты акций могут и не быть контрольными. В этом случае такие предприятия не входят в состав госсектора, государство с помощью долевого участия в их собственности не может осуществлять административнохозяйственного управления предприятий из-за нехватки акционерных голосов, но само держание подобных пакетов акций представляет собой разновидность государственного предпринимательства.
Большое значение имеют такие два важных понятия, смежных с понятием государственного сектора, как государственное регулирование и государственное вмешательство. Как было показано выше, государственное регулирование существует в двух формах - прямое и косвенное регулирование. Проведение государством своих интересов через непосредственное влияние на деятельность госсектора является лишь частью политики государственного регулирования и не исчерпывает ее. За рамками прямого регулирования госсектором остаются практически все методы косвенного макроэкономического регулирования.
Особой разновидностью государственного регулирования выступает государственное вмешательство в экономику. Такие действия осуществляются в отношении хозяйствующих субъектов как государственного, так и негосударственного сектора. Как правило, государственное вмешательство имеет разовый, дискретный характер. Например, государство может национализировать обанкротившееся частное предприятие и реорганизовать его с целью продолжения его основной деятельности. Государство может также осуществить целенаправленную финансовую поддержку частного предприятия, имеющего для страны большое значение, но попавшего в сложное финансовое положение. В данном случае государственное вмешательство не затрагивает предприятия госсектора.

Под государственным сектором экономики чаще всего понимают комплекс хозяйственных объектов, находящихся полностью или частично в собственности федеральных органов власти и субъектов Федерации. В других определениях включаются еще и хозяйственные объекты, принадлежащие местным государственным органам власти.

Такое определение государственного сектора сужает его понимание и сводит по существу к государственной собственности. Действительно, государственная собственность - ключевое звено государственного сектора, но его понятие значительно шире. Государственный сектор и государственная собственность - разные понятия и различна их роль в системе регулирования.

Государственный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства.

Ресурсы, которыми распоряжается государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и доходы и расходы бюджета. Важнейшая роль государственного сектора - аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики. Соответственно государственный сектор не тождествен совокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов. В современной смешанной экономике именно эти формы более всего определяют лицо государственного сектора.

2 Масштабы государственного сектора

Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, - это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой - доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке. Такого рода двойная характеристика экономического потенциала присуща, вообще говоря, любому субъекту хозяйства, причем доля частного лица или фирмы в совокупном запасе ресурсов нации, как правило, примерно равна доле их дохода в национальном доходе, по крайней мере в долгосрочном плане, Ведь поток ресурсов (доход) в определенном смысле порождается их запасом (физическим или человеческим капиталом), и в эффективно функционирующей рыночной экономике распределяется в соответствии с факторными вкладами. Особенность государства состоит, однако, в том, что, пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале.

В странах с развитой рыночной экономикой обычно существует консенсус в отношении того, что перераспределению подлежат скорее доходы, чем факторы производства, которые должны находиться, в основном, в распоряжении частного сектора. Соответственно удельный вес государственного сектора в доходах и расходах общества в большинстве случаев превосходит его удельный вес как в совокупном капитале, так и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.

В качестве непосредственного поставщика товаров и услуг государственный сектор, как правило, занимает прочное положение прежде всего в таких отраслях, как образование, здравоохранение, культура, транспорт и связь, энергетика, коммунальное хозяйство и некоторых других. Предприятия и организации, принадлежащие государству, играют ведущую роль в предоставлении почтовых услуг, в сфере железнодорожных и авиаперевозок (исключениями являются США и, в меньшей степени, Япония), а в ряде стран, например в Великобритании, Германии, Италии, Нидерландах, Франции, - и в электроэнергетике. В некоторых странах государственный сектор относительно широко представлен даже в обрабатывающей промышленности. Это касается, в частности, сталелитейной промышленности Австрии, Италии, Франции, Швеции, британской, голландской и французской автомобильной индустрии, судостроения Великобритании, Италии, Испании, Швеции.

Однако, как следует из предыдущего изложения, непосредственная поставка товаров и услуг на рынок является хотя и важной, но все же не основной формой участия государственного сектора в экономической жизни. Роль и масштабы этого сектора наиболее концентрированно выражаются не его долей в совокупном капитале или товарной массе, производимой для реализации, а скорее, удельным весом государственных доходов и расходов в национальном доходе, валовом национальном или валовом внутреннем продукте. Другими словами - величина государственных финансов. Они включают в себя бюджеты центрального правительства, региональных и местных органов власти всех уровней, а в ряде стран - и некоторые внебюджетные фонды. Государственные финансы - важнейшая составная часть хозяйственного механизма любой страны и в то же время рычаг, с помощью которого правительство воздействует на весь процесс производства и распределения.

Рост государственных расходов в развитых странах исторически был, прежде всего, связан с расширением военных ассигнований - особый вклад здесь внесли Первая и Вторая мировые войны. Однако в дальнейшем все более весомую роль стали играть аспекты экономического и особенно социального характера. Именно последние вызвали колоссальный рост государственные расходов и значительно расширили масштаб перераспределения национального дохода в пользу государства во всех индустриально развитых странах. Это началось со второй половины XX столетия и продолжалось до его конца, о чем наглядно свидетельствует таблица 1.2.1.

Таблица 1.2.1 - Государственные расходы и социальные трансферты * (% от ВВП)

Германия

Великобритания

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Расходы на социальное обеспечение, помощь безработным, пенсии, здравоохранение (кроме образования)

Как видим, доля социальных расходов в ВВП непрерывно возрастала. Вместе с ними увеличивалась и доля государственных расходов, которая к началу XXI столетия достигла в европейских странах примерно 50%, а в США и Японии - от 33 до 35%, Если к приведенным выше показателям социальных расходов (трансфертов) добавить расходы на здравоохранение (а это 6 - 8% ВВП), то они превысят половину всех государственных расходов. Удельный вес военных расходов в настоящее время невелик: от 1% (Япония) до 4 - 6% ВВП (США и Франция).

В течение последних двух десятилетий в странах Запада идут серьезные реформы государственного сектора. Их цель - повысить его эффективность и сократить государственные расходы, которые в условиях рыночный экономики практически достигли своего потолка. Государство полностью или частично уходит из многих сфер деятельности. И в то же время растет концентрация ресурсов в тех областях, которые изначально выпадают из сферы рыночных отношений. Главным направлением воздействия государства на экономический рост сегодня стало повышение качества человеческого капитала. На первый план теперь выступают улучшение системы образования, подготовки и переподготовки кадров рабочей силы, совершенствование системы здравоохранения.

Значительной остается роль государства в финансировании и организации научно - исследовательских работ. Доля государственных расходов (прежде всего, на поддержку фундаментальных работ) в развитых странах Европы колеблется от 40 до 55% (в Японии - примерно 20%). В то же время все большее значение приобретают смешанные формы финансирования. Целевые программы по ключевым направлениям науки и техники предполагают объединение финансовых, материальных и человеческих ресурсов многих звеньев: государства, корпораций, университетов, многочисленных учреждений, специализирующихся на оказании всякого рода деловых услуг. Правительства развитых стран, стремясь максимально сконцентрировать фундаментальные научные исследования, поощряют создание особых «технологических полюсов», или «технологических парков», вокруг крупных университетов, институтов и исследовательских центров.

Современная экономика является смешанной. Экономическая деятельность в ней осуществляется государствен­ным сектором, а также частными нефинансовыми предприятия­ми, финансово-кредитными и другими организациями, часто объ­единяемыми общим понятием «частный сектор». Смешанной яв­ляется и экономика самого государственного сектора. Составными частями государственного сектора являются сектор государственного управления и предприятия, принадлежа­щие или контролируемые государством, но относящиеся согласно общепринятому подразделению экономики на экономические сек­тора к нефинансовым и финансовым корпорациям. Основу государственного сектора составляет сектор государствен­ного управления, применительно к которому формируются также государственные финансы. Рассмотрим его место в системе эко­номических секторов экономики.

В настоящее время при составлении прогнозов социально-эко­номического развития, формировании финансов, принципов по­строения статистики и экономическом анализе границы секторов экономики определяются в соответствии с системой национальных счетов. Соответственно, трактовка основных понятий и определе­ние границ общественного сектора и сектора общественного прав­ления должны производиться применительно к системе нацио­нальных счетов, которая принята во всем мире. Таким образом, обеспечиваются единые подходы к изучению экономики государственного сектора и экономики других секторов, их имущества, складывающихся между ними потоков товаров, услуг и денежных средств. В системе национальных счетов, принятой Организацией Объединенных Наций в 1993 г., сектор государственного управле­ния выделяется как один из секторов экономики.

Согласно этой системе хозяйствующие субъекты страны (ин­ституциональные единицы), владеющие и распоряжающиеся ак­тивами и вступающие в экономические отношения с другими хо­зяйствующими субъектами, в соответствии с осуществляемыми ими функциями и способами финансирования затрат объединя­ются в пять институциональных секторов экономики. Этими сек­торами являются: сектор нефинансовых корпораций; сектор фи­нансовых корпораций; сектор государственного управления; сек­тор домашних хозяйств и сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ).

К каждому из этих секторов относятся соответствующие ин­ституциональные единицы. Под институциональной единицей понимается хозяйствующий субъект (экономическая единица), который владеет и распоряжается активами от своего имени, при­нимает обязательства, вступает в экономические операции с дру­гими институциональными единицами, составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов. В качестве хозяйству­ющих субъектов принимаются как юридические лица (предпри­ятия, органы государственного управления, кредитные организа­ции, страховые компании и др.), так и домашние хозяйства, поскольку они являются центрами принятия экономических решений. Субъекты хозяйствования располагают находящимися в постоянном обороте экономическими ресурсами.

К нефинансовым корпорациям относятся находящиеся на эконо­мической территории страны институциональные единицы (кор­порации и квазикорпорации), основной функцией которых явля­ется производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство воз­мещаются из выручки от реализации. К этому сектору относятся, в частности, предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли и др. Под квазикорпо­ративными предприятиями понимаются институциональные еди­ницы, аналогичные корпорациям по своим функциям и способу финансирования, но не имеющие формально статуса корпорации (например, государственные унитарные предприятия).

К сектору финансовых корпораций относятся институциональ­ные единицы, основной функцией которых является финансово-кредитная деятельность, - органы денежно-кредитного регулиро­вания, банки, страховые компании, негосударственные пенсион­ные фонды и другие учреждения, осуществляющие финансовое посредничество.

К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хо­зяйства (население), относятся общественные некоммерческие организации, оказывающие нерыночные услуги домашним хозяй­ствам. Это общественные организации, включающие политические партии, профсоюзы, религиозные организации, различного рода общества, союзы и ассоциации, а также удовлетворяющие потреб­ности в области образования, здравоохранения, культуры и т.д. Они финансируются за счет взносов членов, пожертвований и доходов от собственности.

Сектор домашних хозяйств объединяет физических лиц или группы лиц, живущих вместе и имеющих общий бюджет. Домаш­ние хозяйства распоряжаются своими ресурсами, имеют активы и обязательства, занимаются хозяйственной деятельностью. К ним относятся домашние хозяйства лиц, работающих по найму, домаш­ние хозяйства предпринимателей, домашние хозяйства самозаня­тых (лиц свободных профессий, владельцев мелких некорпоратив­ных ферм, семейных магазинов, кафе), домашние хозяйства лиц, живущих на трансферты (пенсионеры, студенты). Это сектор, в ос­новном потребляющий товары и услуги и производящий их для собственного потребления и реализации.

Сектор государственного управления . К сектору государственного управления относятся институциональные единицы, наделенные правом на законодательную, исполнительную и судебную власть на территории страны или ее частей. Основными функциями сек­тора государственного управления являются обеспечение полити­ческой и регулирующей деятельности, предоставление товаров и услуг на нерыночной основе для их коллективного или индивиду­ального потребления членами общества, а также перераспределе­ние доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий. Это предопределяет его роль в качестве основы государственного сектора, его ведущего элемента. Соответственно, экономика сектора госу­дарственного управления является центральным звеном экономики государственного сектора. Выделение сектора государственного управления в качестве одного из секторов экономики связано с тем, что фор­мирование секторов в системе национальных счетов осуществлено по функциям институциональных единиц в экономической дея­тельности. Институциональные единицы других секторов деятель­ностью, свойственной государственному управ­лению, не занимаются. Соответственно, предприятия, производя­щие и реализующие продукцию по рыночным ценам, в том числе принадлежащие и контролируемые государством, к этому сектору не относятся.

Вместе с тем, поскольку государство не только осуществляет определенные функции в сфере государственного управления, но также является владельцем или контролирует деятельность значи­тельного количества предприятий, производящих товары и услуги на коммерческих началах, существует потребность в рассмотрении общего объема его экономической деятельности с учетом права собственности на институциональные единицы. В этой связи на­ряду с понятием сектора государственного управления системой национальных счетов допускается формирование собирательного государственного сектора, называемого также общественным сек­тором. Объединение сектора государственного управления и принадлежащих государству или контролируемых им предприятий, производящих товары и услуги на коммерческой ос­нове, как и предприятия частного сектора, в государственный сектор производится на основе принципа собствен­ности. Поскольку эти предприятия принадлежат государству или государство владеет в них частью собственности, позволяющей оказывать решающее влияние на их деятельность, оно может использовать их для проведения своей экономической политики. Однако по характеру своей экономической деятельности они от­носятся к нефинансовым или финансовым корпорациям. Таким образом, необходимо различать экономику государ­ственного сектора и экономику сектора государ­ственного управления.

Реализация функций сектора государственного управления пред­полагает проведение социальной политики, направленной на ока­зание помощи малоимущим, недопущение чрезмерных разрывов в уровнях доходов высоко- и слабообеспеченных слоев общества. К услугам этого сектора относятся общегосударственные услуги, связанные с управлением, обороной, общественным порядком и безопасностью, услуги, связанные с экономической деятельностью, и услуги социального характера (здравоохранение, образование, культура и др.). Государство осуществляет эти функции не в целях коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения обществен­ных благ или, как часто говорят, нерыночных услуг обществу.

Одной из важнейших особенностей органов власти является их функция управления делами страны, как политическими, так и социально-экономическими, исходя из интересов всего общества или его основных социальных слоев и политических сил. Они ко­ординируют все стороны политической и экономической жизни граждан страны, опираясь на разветвленную сеть органов власти, представляющих собой аппарат управления и принуждения.

Эта особенность предопределяет двойственную роль сектора государственного управления в экономике страны. С одной сторо­ны, он определяет институциональные основы, стратегию развития и экономическую политику страны для всех секторов экономики, а с другой - является одним из экономических секторов и функ­ционирует в рамках установленных им правил.

Основным критерием отнесения институциональных единиц к сектору государственного управления являются выполняемые ими функции как института, управляющего делами общества. В сектор государственного управления входят главным образом государ­ственные учреждения (институциональные единицы сектора госу­дарственного управления), осуществляющие властные полномочия в качестве основного вида деятельности. Являясь институциональ­ными единицами, они занимаются также экономической деятель­ностью: владеют активами, ведут операции с другими институцио­нальными единицами, принимают обязательства, имеют полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов. Другой состав­ной частью сектора государственного управления являются госу­дарственные организации социального страхования, управляющие соответствующими фондами. Организации социального страхова­ния в силу своей специфики могут быть выделены в особый под­сектор сектора государственного управления.

Государственное управление в федеративных государствах предполагает наличие нескольких уровней управле­ния. Соответственно, при анализе экономики государственного сек­тора управления необходимо рассматривать экономическую дея­тельность органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях управления и экономическую деятель­ность органов управления на муниципальном уровне.

К институциональным единицам сектора государственного управления относятся также бюджетные некоммерческие органи­зации (НКО), в отношении которых государственные органы управления определяют программу их деятельности и назначают их руководителей. Эти некоммерческие организации проводят го­сударственную политику и финансируются государственными ин­ституциональными единицами. К таким организациям относятся, в частности, научно-исследовательские учреждения и организации, устанавливающие нормативы, которыми руководствуются пред­приятия и население в сфере образования, здравоохранения, охраны окружающей среды и др.

Отнесение институциональньгх единиц к соответствующим сек­торам экономики осуществляется в СНС по функциональному принципу. Такой подход соответствует пониманию сектора государ­ственного управления как сектора, оказывающего бесплатные услуги и предоставляющего населению социальную поддержку в денежной (а иногда и в натуральной) форме. Соответственно, предприятия и организации, собственником которых является государство (напри­мер, государственное учреждение, оборонное предприятие и банк), относятся, как уже говорилось, к различным экономическим секто­рам в зависимости от выполняемых ими функций.

Государственный сектор - это более широкое понятие, чем сектор государственного управления. Он объединяет сектор государственного управления и принадлежащие государству или контролируемые им предприятия и организации, производя­щие, как и предприятия частного сектора, товары и услуги на ос­нове коммерческой деятельности и являющиеся составной частью секторов нефинансовых и финансовых корпораций.

Государство как субъект экономической деятельности выступа­ет не только в качестве экономического сектора государственного управления, но и в качестве управляющего или регулирующего органа власти по отношению к принадлежащим или контролиру­емым им предприятиям. В основе выделения понятия «государ­ственный сектор» лежит тезис, согласно которому государство действует «от имени и по поручению» своих граждан и в их инте­ресах использует всю принадлежащую ему или контролируемую им собственность. Воздействие на экономику со стороны сектора осуществляется также и через производящие товары и услуги предприятия, принадлежащие государству или контролируемые им.

К предприятиям, находящимся в государственной собственно­сти, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, действующие на основе права хозяйственного веде­ния или на праве оперативного управления (казенные предпри­ятия). Имущество этих предприятий (например, предприятий атомной промышленности) принадлежит органам государственной или муниципальной власти, которые назначают их руководителей, играют решающую роль в определении их производственной про­граммы, цен на продукцию, заключают контракты на обязательную поставку продукции для государственных нужд. При этом могут устанавливаться цены, не покрывающие полностью издержек про­изводства. Взамен жесткого управления органы государственной и муниципальной власти оказывают им финансовую помощь, пре­доставляют льготы, кредиты и т.п.

Другой формой предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются акционерные обще­ства (например, акционированные предприятия оборонной про­мышленности), в которых им принадлежит более половины акцио­нерного капитала или других видов участия в капитале.

Критерии, позволяющие определить, кто именно контролирует предприятие, являются более сложными. Контроль включает вы­работку политики, управление и руководство. Даже если органам государственного управления не принадлежит большая часть ка­питала предприятия, но при этом они в значительной степени кон­тролируют его деятельность, такое предприятие, по существу, яв­ляется государственным. Единого однозначного критерия, опре­деляющего порядок отнесения к государственному сектору предприятий, контролируемых государством, не существует. В на­стоящее время ведется работа по уточнению признаков, на осно­вании которых предприятия могут быть отнесены к государствен­ному сектору. Принадлежность предприятий к этому сектору в ходе обновления СНС-93 предполагается определять на основе набора показателей:

    контроль над управлением советом или другим руководя­щим органом - контролирующая структура может обла­дать правом назначения и увольнения большинства членов руководящего органа или правом вето при рассмотрении назначений;

    контроль над назначением и увольнением ключевых работ­ников - если контроль над управляющим органом незна­чителен, то решающую роль может играть возможность на­значения на ключевые посты в составе персонала;

    контроль над ключевыми управленческими структурами - подкомитетами управляющего совета (комитета), опреде­ляющими важнейшие направления политики организации (финансовой, производственной);

    владение «золотой акцией» и опционами;

    прямое регулирование и контроль, например, в установле­нии цен на выпускаемую продукцию;

    контроль со стороны основного потребителя - в случае если вся продукция корпорации или преобладающая ее часть предназначена для одного или нескольких государ­ственных потребителей;

    контроль со стороны кредитора - государство в качестве условия кредитования может определить условия контроля за использованием кредита и деятельностью корпорации в целом.

Основанием для отнесения корпорации к го­сударственному сектору является наличие одного или нескольких признаков.

Уточняется также порядок отнесения к государственному сек­тору некоммерческих организаций. Их принадлежность к государ­ственному сектору будет определяться на основе следующих пока­зателей:

    право назначения государственными органами руководя­щих работников НКО;

    другие конституирующие инструменты, например опреде­ление задач и функций НКО, утверждение бюджета, право вето в принятии решений и др.;

    наличие контрактных соглашений между государством и НКО - некоторые контракты на поставку товаров или услуг могут содержать пункты, позволяющие государству определять отдельные аспекты политики или программы работ НКО. Однако если при этом НКО имеет возмож­ность самостоятельно определять значительную часть сво­ей политики, то это означает принадлежность не к государ­ственному, а к частному сектору;

    степень финансирования со стороны государства - так же как и при рассмотрении предыдущего показателя, необхо­димо учитывать, насколько финансирование со стороны государства определяет политику и программу НКО; даже если государственное финансирование составляет преоб­ладающую часть, но не сопровождается условиями по определению политики, НКО следует относить к частно­му сектору;

    степень принятия государством финансовых рисков по деятельности НКО - принятие рисков может иметь усло­вием контроль за политикой НКО; однако если такое усло­вие не устанавливается, то, так же как и в предыдущих слу­чаях, следует относить НКО к частном у сектору.

Производящие на коммерческой основе товары и услуги пред­приятия не выполняют функций по государственному управлению, в их функции не входит предоставление насе­лению бесплатных общественных благ или социальных выплат. Они производят продукцию для продажи на рынке по экономиче­ски значимым ценам.

Предприятия, принадлежащие или контролируемые государ­ством, отражают деятельность государства как производителя то­варов и услуг и функционируют в основном на основе коммерче­ских принципов хозяйствования. Их расходы покрываются за счет доходов от предпринимательской деятельности. Вместе с тем ор­ганы государственной власти могут оказывать существенное вли­яние на их экономическую политику и практическую деятельность. Принадлежность к государственному сектору обусловливает ряд особенностей, позволяющих органам власти использовать эти предприятия для решения социально-экономических задач, опре­делять цели их деятельности. При формировании производствен­ной программы общественный интерес ставится выше интересов предприятия. Органы власти могут оказывать определяющее вли­яние на программу производства продукции, цены ее реализации, выступать в роли заказчика и использовать другие методы воздей­ствия. Одновременно они могут оказывать финансовую помощь, предоставлять субсидии, кредиты на льготных условиях и т.д. В слу­чае принятия органами государственной власти решений, негатив­но сказывающихся на финансовом положении предприятий, убыт­ки или упущенная выгода могут компенсироваться за счет бюджет­ных средств. Степень их хозяйственной самостоятельности обратно пропорциональна степени подконтрольности государству. Право собственности и основанного на собственности контроля позволяет органам государственного управления использовать их в целях проведения государственной экономической политики и регулирования экономики. Получая государственную поддержку, эти предприятия нередко реализуют свою продукцию и услуги по ценам более низким, чем это делали бы частные фирмы. Так, на­пример, государственные предприятия в целях обеспечения со­циальных благ для низкооплачиваемых слоев населения могут устанавливать более низкие цены на жилищно-коммунальные услуги, предоставлять бесплатный проезд отдельным категориям населения на городском транспорте. Для доступности культурных услуг могут устанавливаться низкие цены или предоставляться скидки отдельным социальным группам населения на билеты в музеи.

Считается, что государственные предприятия менее эффектив­ны, чем частные. Тем не менее, государственные предприятия ус­пешно функционируют во многих, в том числе высокоразвитых, странах мира и используются для реализации важнейших государ­ственных программ. Основная проблема заключается не в том, кто владелец предприятия, а в том, как организовано управление им, как обеспечены заинтересованность и ответственность управляющих. Для этого может использоваться сочетание коммерческих и административных рычагов.

В отношении государственной собственности на протяжении многих десятилетий наблюдаются противоположные тенденции. Одна из них заключается в расширении и развитии государствен­ного предпринимательства за счет создания новых и национали­зации старых предприятий. Другая - в денационализации пред­приятий и передаче их в негосударственный сектор. Во многих случаях частные предприятия, например сталелитейные предпри­ятия Великобритании, стали государственными в результате банк­ротства. Государство было вынуждено вмешаться, чтобы предот­вратить их закрытие.

Количество таких предприятий в отдельные периоды может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от складыва­ющейся экономической конъюнктуры и преобладания тенденций национализации или, наоборот, разгосударствления и привати­зации.

Наряду с некоммерческими организациями сектора государ­ственного управления, входящими в государственный сектор, нерыночные услуги членам общества оказывают общественные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Основной функцией некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, является предоставление услуг и товаров домашним хозяйствам на нерыночной основе. Предметом рассмотрения в отношении этих организаций явля­ются характеристика их типов, объема и видов осуществляемой ими деятельности, финансового обеспечения, воспроизводствен­ные процессы в этом секторе экономики, взаимоотношения его институциональных единиц с организациями-нерезидентами, а также их роль в формировании и развитии гражданского обще­ства.

Доля НКООДХ в производстве валовой добавленной стоимости всех секторов экономики в 2005 г. составила 0,4%. Доля НКООДХ в валовом располагаемом национальном доходе (с учетом взносов и других поступлений) составила 1,3%, из которых 0,9% было на­правлено на оказание услуг населению. В отличие от органов го­сударственного управления эти организации предоставляют услуги не всему населению, а гражданам, входящим или связанным с каждой из этих организаций. Так, профсоюзы оказывают помощь сво­им членам, религиозные организации оказывают духовные услуги верующим соответствующих конфессий, спортивные организации помогают спортсменам и т.д. Их сфера деятельности является более ограниченной, чем сфера деятельности органов государственного управления, охватывающая общество в целом. Они не относятся к сектору государственного управления. Однако функции общественных некоммерческих организаций, обслужи­вающих домашние хозяйства, аналогичны функциям государствен­ного управления и также осуществляются на некоммерческой ос­нове. Поэтому их экономическая деятельность в этом отношении сходна с сектором государственного управления.

Предметом изучения экономики государственного сектора явля­ются роль и функции государства как хозяйствующего субъекта рыночной экономики, теоретические основы и мотивации его эко­номической деятельности, взаимодействие с другими хозяйству­ющими субъектами внутри страны и за рубежом. Подлежит рас­смотрению экономическая деятельность государственного сектора в целом, на федеральном, региональном и муниципальном уров­нях, а также в разрезе отраслей и видов экономической деятельно­сти. Основными проблемами, рассматриваемыми экономикой государственного сектора, являются:

    влияние государственного сектора на уровень и условия жиз­ни населения на основе производства и предоставления услуг на нерыночной основе, социальных выплат и исполь­зования других инструментов;

    формирование доходов, расходов и имущества государственного сектора;

    влияние экономической политики и экономической дея­тельности государственного сектора на других участников экономической деятельности и их экономическое поведе­ние;

    производство товаров и услуг государственным сектором на коммерческой основе.

Экономика государственного сектора как наука занимается вопро­сами как макроэкономики, так и микроэкономики. Предметом рассмотрения макроэкономики являются экономика в целом и экономика ее основных секторов. Соответственно, при рассмот­рении экономики сектора государственного управления как основы государственного сектора используются агрегированные показатели: валовой внутренний продукт, валовая добавленная стоимость, валовой доход сектора, валовой располагаемый доход сектора, сбе­режение и накопление. При этом интерес представляет как их фор­мирование по видам деятельности сектора государственного управ­ления, так и роль сектора государственного управления в перераспределении доходов между секторами экономики. Пред­метом рассмотрения на макроуровне являются также государствен­ные финансы и их воздействие на социально-экономическое раз­витие. С использованием средств, аккумулируемых в государствен­ных финансах, органы власти осуществляют меры, направленные на стабилизацию и развитие экономики, перераспределяют доходы (и соответственно, ресурсы) между секторами экономики и субъ­ектами хозяйствования, производят общественные блага, оказы­вают поддержку малообеспеченным слоям населения путем пере­распределения доходов корпораций и высокодоходных групп до­машних хозяйств. Органы государственного управления оказывают также решающее воздействие на регулирование денеж­ного обращения в стране, поскольку являются владельцами цент­рального банка, относящегося к сектору финансовых учреждений. На федеральном уровне государственного управления определя­ются концепция, стратегия, экономическая политика и пропорции развития государственного сектора управления, а также концепция, стратегия, экономическая политика и направления структурных изменений экономики в целом.

В то же время в состав сектора государственного управления входят более мелкие институциональные единицы, осуществля­ющие менее масштабные экономические процессы. К ним отно­сятся министерства, службы, агентства, органы управления на муниципальном уровне, школы, больницы, организации культу­ры и т.п., в отношении которых предметом изучения является их поведение в процессе производства, распределения и потребления общественных благ, а также их отношения между собой и субъек­тами хозяйствования других секторов. Именно этими институцио­нальными единицами осуществляются непосредственные контак­ты с институциональными единицами корпоративного сектора, сектора финансовых учреждений на поставку общественному сек­тору товаров и услуг, а также непосредственное предоставление общественных услуг домашним хозяйствам. С позиций микро­уровня рассматривается также деятельность принадлежащих госу­дарству и контролируемых им предприятий.

Рассмотрение этой деятельности должно базироваться на эко­номической теории, объясняющей причинно-следственные связи экономической деятельности государственного сектора, основы его взаимодействия с другими секторами. Рассмотрение практической деятельности государственного сектора и ее теоретический анализ позволяют сделать выводы о стратегических целях, экономической политике и конкретных мерах и механизмах, обеспечивающих эф­фективное устойчивое экономическое развитие и улучшение уров­ня и условий жизни населения.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами

Государственный сектор – часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики

входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.

Государственный сектор состоит из:

а) сферы государственной предпринимательской деятельности, основанной на государственной собственности, на функционировании государственных предприятий и учреждений;

б) сферы государственных финансов, центрами которой являются государственный бюджет и Центральный банк. Через государственный бюджет осуществляется процесс перераспределения доходов. Доходы госбюджета тесно связаны с налоговой системой, а расходы - с выполнением государством ряда задач и функций: социальной, управления, обороны, производства общественных товаров, экологической и др. Центральный банк осуществляет денежное регулирование, держит под контролем государственную денежную систему.

Размеры государственного сектора должны соответствовать функциям, которые выполняет государство. Рост функций и направлений государственной деятельности вызывает и рост государственного сектора.

Эффективность функционирования государственного сектора зависит от:

1) соответствия его размеров выполняемым функциям;

2) степени совершенства процедуры оценки и принятии государственных решений и программ;

3) правильно выбранных инструментов регулирования экономики.

54. Основные направления и методы регулирования экономики.

Следует различать, с одной стороны, основные направления государственной деятельности, которые связаны с достижением определенных целей и выполнением основных функций государства, с другой - конкретные средства, инструменты, с помощью которых государство осуществляет эти функции. Набор этих средств достаточно разнообразен.

Различают прямые (или административные) и косвенные (или экономические) инструменты регулирования.

Прямое (директивное) вмешательство возможно по отношению к некоторым отраслям народного хозяйства (таким как оборонное производство, космические исследования и т.д.) или в случае национальных бедствий (например, стихийные катастрофы, технические аварии и т.п.). Административные средства регулирования в значительной степени ограничивают свободу выбора. Они направлены на то, чтобы заставить делать так, а не иначе.

В рыночной экономике предпочтение отдается экономическим регуляторам, так как они более гибкие, направлены на создание у предприятий экономической заинтересованности, оставляют для них свободу выбора. Это более демократические рычаги регулирования.

Разграничение экономических и административных инструментов довольно условно. Любой экономический регулятор несет в себе элемент администрирования, ибо контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть или должен быть экономический смысл, так как он сказывается на экономическом поведении субъектов рынка.

К административным инструментам регулирования рыночного поведения субъектов относятся законы и подзаконные акты: запрет отдельных видов деятельности и технологий, порядок регистрации предприятий, антимонопольное законодательство, штрафные санкции, таможенное регулирование, регулирование цен, директивное планирование и многие другие меры.

Эти средства наиболее оправданы в следующих сферах и направлениях государственного регулирования:

– антимонопольная политика, направленная на ограничение монополизации рынков;

– внешние отрицательные эффекты рыночных процессов. Например, их последствия для окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов;

– социальная защита (гарантированный минимум заработной платы, система социальных гарантий, пособия по безработице и т.п.);

– область международных экономический связей(лицензирование экспорта, государственный контроль над импортом, таможенная политика).

Но в рыночной экономике преобладают все же косвенные, экономические, инструменты регулирования. Выделим некоторые из них и дадим лишь общую их характеристику.

1. Денежно-кредитная (монетарная) политика - это политика регулирования денежной массы в обращении и совершенствования кредитной сферы.

2. Финансовая политика - это мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, по их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.

3. Внешнеторговая политика. Она связана со стимулированием экспорта и ограничением импорта.

4. Регулирование международного движения капиталов.

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. Его задача - комплексное использование в стратегических целях всех элементов государственного регулирования: административных и экономических.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...