Государственный бюджет, его роль в распределении и перераспределении национального дохода.


Государственное регулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг.

Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума. Поэтому представляется правомерным рассматривать методы регулирования доходов (прежде всего заработной платы) и потребления населения.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

Если исходить из этих критериев, можно считать, что в развитых странах активность государства в перераспределении доходов весьма высока. Так, в США в послевоенные годы на долю трансфертных платежей (пособия, выплаты по социальному обеспечению, пенсии и т.п.) приходилось не менее 60% расходов федерального бюджета и 15% валового национального продукта. Следует отметить, что в перераспределении доходов США занимают не лидирующие позиции, ибо есть государства, где указанные показатели еще выше. Особенно большое перераспределение личных доходов осуществляется в ряде западноевропейских стран (Австрия, Испания, Скандинавские страны). По степени выравнивания доходов все страны мира опередила Швеция.

Возможности государства в регулировании и перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к появлению бюджетного дефицита и инфляции. Именно такая ситуация характерна для российской экономики периода рыночных реформ. Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов и потребления, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспеченных слоев населения, способствующие ослаблению социальной напряженности.

Методы государственного регулирования доходов и потребления населения, применяемые в российской переходной экономике: прямые - административные меры; косвенные - экономические меры.

Среди прямых (административных) методов государственного регулирования особую роль играют трансфертные платежи, которые должны существенно снижать степень имущественного неравенства. Проводя соответствующую финансовую политику, взимая налоги с предприятий и личных доходов, государство аккумулирует средства в бюджете и во внебюджетных фондах, чтобы затем осуществлять трансфертные платежи, использовать их на социальные нужды.

Таким образом, за счет бюджета и внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, обязательного медицинского и социального страхования), используя систему социальных гарантий и социальной защиты, государство проводит широкомасштабное перераспределение и регулирование доходов. Рационально организованная система социальной защиты малоимущих должна действовать (именно это предусмотрено законодательством) на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации, местного самоуправления (городском, районном), низового производственного трудового коллектива.

Основным инструментом социальной политики, направленной на государственное регулирование доходов и заработной платы, служит Федеральный законпрожиточном минимуме", принятый в октябре 1997 г. Опираясь на его положения, необходимо увязывать и постепенно сближать с минимальной стоимостью жизни минимальную оплату труда, минимальную трудовую пенсию, а также более эффективно осуществлять социальные выплаты тем семьям, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Формирование бюджета . Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются ВВП и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет . В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением, – с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основные финансовые методы перераспределения национального дохода:

  1. образование и использование денежных накоплений (прибылей, налога на добавленную стоимость, платежей в социальные внебюджетные фонды);
  2. организация налогов;
  3. финансирование отраслей народного хозяйства;
  4. формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет как один из основных инструментов обеспечения и непосредственно своей деятельности и проведения экономической и социальной политики.

Функции бюджета . Как экономическая категория бюджетные отношения составляют часть финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

  1. перераспределение национального дохода;
  2. государственное регулирование и стимулирование экономики;
  3. финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
  4. контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

1. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (расходы бюджета).

2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета – это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами, – с другой. Одновременно с этим доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами изъятия и размером изъятой в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Централизация в бюджете части финансовых ресурсов дает государству возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

3. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу , для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета осуществляется межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

4. Через государственный бюджет финансируются научные учреждения, осуществляющие фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, составляют основу развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование . При помощи бюджетного регулирования осуществляется межтерриториальное распределение средств в широком масштабе, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые служат финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их связь со всей экономикой страны.

В непроизводственной сфере бюджет служит главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

Они составляют часть централизованных финансовых ресурсов, перечисляемых в безвозмездном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления, необходимых для выполнения их функций.

В унитарном (едином) государстве различают доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, а в федеральном (союзном) государстве эти доходы дополняются доходами бюджетов членов федерации.

Доходы бюджета возникают в результате распределения стоимости ВВП. Главный их материальный источник – национальный доход.

Основные методы, используемые государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, – налоги , государственный кредит и эмиссия денег . Соотношение между ними различно по странам и во времени и определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

Основной метод перераспределения национального дохода – налоги , обеспечивающие преобладающую долю бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах субъектов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет собственных доходов соответствующих бюджетов и регулирующих доходов (передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему).

Следующий по своему финансовому значению доход бюджета – государственные кредиты в форме займов. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения дефицита государство обращается к государственным займам. Существуют два пути получения государственных займов:

Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга, который тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей, государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии денег. Это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

Доходы бюджета классифицируются по различным признакам. По источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, государственный кредит (займы), поступления от реализации государственной собственности и др.; по методу взимания – на налоговые и неналоговые.

К налоговым доходам относятся поступления различных видов налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц. Они обеспечивают более 9/10 общей суммы платежей.

Неналоговые доходы составили 4,9% всех поступлений в федеральный бюджет. К этим доходам бюджетов разного уровня относятся:

  1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности или муниципальной собственности, в том числе:
  2. средства от арендной платы;
  3. средства от процентов по остаткам бюджетных средств на счетах кредитных организаций;
  4. средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов (предоставляемые юридическим лицам и другому бюджету на возвратной и возмездной основе), бюджетных ссуд (предоставленные другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок до 6 месяцев);
  5. средства от передачи государственного или муниципального имущества под залог;
  6. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной муниципальной собственности;
  7. доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями (консульский сбор, плата за оформление паспорта и др.).

В соответствии с Бюджетным кодексом к системе неналоговых доходов относятся финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

К неналоговым доходам относятся:

  1. финансовая помощь – средства, переданные одним бюджетом другому в форме дотаций, субвенции, субсидии либо в форме иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств;
  2. дотации – бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе;
  3. субвенции – бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
  4. субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
  5. безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам между бюджетами разного уровня, связанным с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве.

К штрафам и иным принудительным изъятиям относятся штрафы, установленные государственным органом и зачисляемые в местные бюджеты, а также суммы конфискаций, компенсации и иные средства, изымаемые в принудительном порядке в доходы бюджетов.

По принадлежности доходы бюджета группируются на собственные и регулирующие . Собственные доходы – это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью и частично за соответствующими бюджетами законодательством. К ним относятся налоговые поступления и неналоговые доходы (кроме финансовой помощи). Регулирующие доходы – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются отчисления в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год или на долговременной основе.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства. Они находятся в постоянном движении и зависят от экономической политики государства.

По определению Налогового кодекса, налоговая система РФ представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых исполнительной властью, принципов и методов их построения, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их оплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Развитие рыночных отношений в России в последние полтора десятилетия потребовало реформирования налоговой системы с учетом опыта зарубежных стран.

Для обеспечения стабильного управления всей налоговой системой РФ разработан и продолжает совершенствоваться Налоговый кодекс (НК). В июле 1998 г. принята первая часть НК, посвященная общим проблемам налогообложения – системе налогов и сборов РФ, налоговому аппарату, налоговому контролю, налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение. Спустя два года (5 августа 2000 г.) введена в действие вторая часть НК, которая касается порядка расчета конкретных федеральных и региональных налогов. Вторая часть НК постоянно расширяется за счет включения в нее новых налогов (транспортного, сельскохозяйственного, специальных налоговых режимов).

В соответствии с требованиями рыночной экономики налоговая система должна обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства; создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования с учетом особенностей формирования и перераспределения доходов различных групп населения.

Обсуждая последние новости, мы одобряем или не одобряем действия правительства нашей страны и правительств других стран. Иногда мы да­же представляем себя в роли государственного деятеля и говорим: если бы президентом был я... Кстати, что бы вы сделали в этом случае? На что вы стали бы тратить государственные деньги? Какие бы выбрали приоритеты? Чем должно заниматься правительство, а в какие вопросы оно не должно вмешиваться?

Экономисты по-разному оценивают роль государства в экономике: од­ни считают, что государство должно как можно меньше вмешиваться в эко­номику и устанавливать только общие правила поведения экономических агентов, поскольку рынок сам достигнет оптимального состояния экономи­ки. Другие считают, что рынок, имеющий «провалы», нуждается в актив­ном вмешательстве государства.

1. Экономические функции государства

Государство - это экономический агент, власть которого распростра­няется на остальных экономических агентов - домохозяйства и фирмы на всей территории страны. Государство представляют все органы государст­венного управления, обладающие законодательной, исполнительной или судебной властью. В России - это Президент, Государственная Дума, Пра­вительство, министерства и ведомства, Верховный Суд и судебная система, мэрии, управы и пр.

В рыночной экономике государство обеспечивает выполнение законов, предоставляет товары и услуги общественного пользования, проводит со­циальную политику, обеспечивает стабильность и экономический рост.

Законодательное регулирование. Законодательные органы государст­венной власти принимают законы, регулирующие отдельные сферы эконо­мики. Государство защищает права собственности, поддерживает конку­ренцию, проводит экологическую политику, поддерживает малое предпри­нимательство и др.

Предоставление общественных товаров и услуг. Государство должно производить товары и услуги, в которых нуждаются граждане и фирмы, но производством которых в условиях рыночной экономики никто, кроме госу-

дарства, заниматься не будет: содержание армии и милиции, органов уп­равления законодательной, исполнительной и судебной власти, часть услуг здравоохранения, образования, культуры, государственных СМИ и пр.

Проведение социальной политики. Государство выплачивает пенсии, пособия по безработице, дотации малоимущим семьям, дотации многодет­ным семьям и пр.

Обеспечение экономического роста. Важной экономической функцией государства является инвестирование в проекты государственной важно­сти, фундаментальную науку, энергетику, промышленность, строительст­во, сельское хозяйство, инфраструктуру.

Стабилизация экономики. Государство должно предотвращать резкие спады производства и не допускать «перегрева экономики», высокой ин­фляции; обеспечивать высокую занятость, баланс экспорта и импорта; кор­ректировать случаи несостоятельности рынка, внешних эффектов и др.

Экономические функции государства можно представить в виде схемы.

В начале курса в теме «Смешанная экономическая система» мы гово­рили о свойствах общественных благ и о том, почему государство берёт на себя производство общественных товаров и услуг, а также решение проблем внешних эффектов. Вспомните, какие примеры и аргументы были приведены.

Наполеон Бонапарт говорил: «Народ, не желающий кормить свою ар­мию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Какой экономической функции государства соответствует эта фраза?

2. Государственный бюджет

Государственный бюджет - это финансовый план ожидаемых доходов и расходов государства за год. Он составляется правительством и принима­ется парламентом (Государственной Думой).

Сальдо бюджета - это разность между доходами и расходами бюд­жета.

Бюджет сбалансирован, если доходы равны расходам. Сальдо сбалан­сированного бюджета равно нулю.

Бюджет дефицитный, если расходы выше доходов. Дефицитный бюд­жет имеет отрицательное сальдо.

Бюджет профицитный, если расходы ниже полученных доходов. Про­фицитный бюджет имеет положительное сальдо.

Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на эко­номических отношениях и государственном устройстве Российской Феде­рации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджет­ной системы РФ на соответствующей территории. Консолидированный бюджет образуют федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Главный источник доходов государства - налоги: индивидуальные налоги, которые выплачивают физические лица, корпоративные налоги, поступающие от фирм, косвенные налоги (подробнее о них пойдёт речь ни­же) и взносы на социальное страхование. Кроме того, в государственную казну поступают неналоговые доходы: прибыль государственных пред­приятий, доходы от приватизации предприятий, доходы от государствен­ных облигаций.


Если расходы госбюджета превышают доходы, государство вынуждено изыскивать источники финансирования дефицита бюджета.

Различают внутренние и внешние источники финансирования дефи­цита государственного бюджета.

Внешние источники финансирования: займы у правительств других стран или у международных финансовых организаций на коммерческих или льготных условиях.

Внутренние источники финансирования: эмиссия денег или внутрен­ние займы (выпуск государственных облигаций).

Источники финансирования дефицита бюджета представлены в виде схемы.



Использование любого из указанных источников финансирования де­фицита бюджета имеет свои недостатки. Так, если государство использует внешние источники финансирования, то образуется государственный долг перед правительствами других стран или международными финансовыми организациями, бремя бюджетного дефицита переносится на будущие по­коления.

Если государство использует для финансирования дефицита бюджета эмиссию денег, то увеличение денежной массы в обращении ведёт к повы­шению уровня инфляции.

В случае выпуска государственных облигаций образуется государст­венный долг перед гражданами и предприятиями внутри страны, бремя бюджетного дефицита тоже переносится на будущие поколения.

О Как вы понимаете выражение «бремя бюджетного дефицита перено­сится на будущие поколения»?

3. Бюджетно-налоговая политика государства

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - это деятельность го­сударства в области регулирования государственных расходов и налогооб­
ложения. Цели фискальной политики государства совпадают с целями мо­нетарной политики. Такими целями являются:

Экономический рост;

Полная занятость;

Стабильность цен.

Для проведения фискальной политики государство может использо­вать два инструмента".

Изменение государственных расходов;

Изменение ставок налогообложения.

Аналогично монетарной, фискальная политика должна быть стимули­рующей во время спада экономической активности и сдерживающей во время экономического бума и высокой инфляции.

Пример. Рассмотрим, как проводится стимулирующая политика, на­правленная на оживление экономики, т. е. увеличение ВВП страны.

Напомним, в состав ВВП входят расходы потребителей (С), инвестиции фирм (I), расходы государства на товары и услуги (О) и чистый экс­порт (Хп).

1. Государство может снизить налоги на граждан и на фирмы. Так, со­кращение налога на физические лица ведёт к увеличению той части дохо­дов, которая остаётся в распоряжении людей. Тогда потребление домохо­зяйств растёт. Аналогично, снижение налога на прибыль фирм увеличива­ет чистую прибыль фирм, остающуюся в их распоряжении; эту прибыль они могут инвестировать, например, в покупку нового оборудования.

2. Государство может увеличить расходы на товары и услуги. Напри­мер, государство может повысить зарплату бюджетникам, пенсии, соци­альные пособия; может-увеличить расходы на государственное строитель­ство жилья, школ, больниц, дорог; может финансировать национальные проекты по развитию здравоохранения, образования, сельского хозяйства, наукоёмких производств и др. Инструменты фискальной политики - из­менение налогов и государственных расходов - могут применяться одно­временно.

Таким образом, принятые меры будут содействовать увеличению ВВП страны, спад будет приостановлен, экономика не будет подвержена кризису.

Пример. Когда в стране наблюдается экономический бум, инфляция слишком высока, требуется применение сдерживающей политики прави­тельства.

1. Государство увеличивает налоги. При этом доход, остающийся в рас­поряжении людей, и чистая прибыль фирм сократятся. Соответственно, расходы потребителей и инвестиции фирм будут ниже.

2. Государство сокращает расходы. Правительство замораживает зар­плату госслужащих, сокращает количество госслужащих и т. д. В условиях роста цен реальные доходы населения понизятся, соответственно потреби­тельские расходы станут ниже. Правительство может также сократить ар­мию или отказаться от ряда проектов. В результате таких мер резкий рост ВВП будет приостановлен, а вместе с ним будет остановлен и рост цен.

Применение фискальной политики может оказаться в порочном круге взаимоисключающих способов стабилизации. Борясь с инфляцией, прави­тельство может вызвать падение производства и увеличение безработицы, а попытки государства стимулировать развитие производства могут при­вести к росту инфляции. Во всяком случае, необходимым условием реше­ния этих проблем является дееспособность государственной власти, её ав­торитет, управляемость всех звеньев экономики.

Экономическая роль государства: законодательное регулирование, обеспе­чение общественных благ, проведение социальной политики, обеспечениие стабильности и экономического роста.

Госбюджет - план государственных расходов и доходов.

Цель государственной экономической политики - решение проблем инфля­ции, спада,безработицы.

Инструментами стабилизации являются изменение государственных расхо­дов и изменение ставок налогообложения.

Основные понятия

Государственный бюджет Сальдо госбюджета

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Вопросы и задания

1. Назовите экономические функции государства.

2. Какие признаки отличают общественные товары и услуги?

3. Что является главным источником доходов государства?

4. Перечислите основные статьи расходов государства.

5. Используя интернет-ресурсы, найдите данные о расходах и доходах бюджета вашего региона за прошлый год. Сделайте вывод о его сбалансированности.

6. Заполните таблицу. Сделайте выводы о сбалансированности госбюджета России в разные годы. В рабочей тетради заполните таблицу динамики дохо­дов и расходов госбюджета РФ в 1995-2006 гг.

Федеральный бюджет Российской Федерации, млрд р.
Бюджет 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Доходы 232,1 281,9 343,4 325,9 615,5 1132,1
Расходы 275,2 356,2 436,6 472,2 666,9 1029,2
Дефицит (-), профицит


Бюджет 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2002 г. 2006 г.
Доходы 1594,0 2204,7 2586,2 3428,9 5127,2 6170,5
Расходы 1321,9 2054,2 2358,6 2698,9 3514,3 4431,1
Дефицит (-), профицит

Перераспределение доходов - процесс применения государственных затрат, налогообложения и контроля с целью распределения реальной прибыли. При этом:

Посредством вторичной прибыли государство решает две задачи:

Осуществляет финансирование компаний и учреждений, которые создают вещественную продукцию, и являются собственностью общества. Сюда же относятся заведения, которые не подлежат реализации (библиотеки, школы, заводы, санатории и так далее);

Помогают нетрудоспособным членам общества, к примеру, больным, безработным, престарелым, малообеспеченным гражданам и так далее.

Перераспределение доходов - деятельность страны по переводу первичных доходов в категорию вторичных. Это процесс, когда государство изымает часть прибыли, полученной в результате создания и продажи товаров, а далее перемещает средства в сферу, где создается необходимая, но не подлежащая реализации продукция (услуги).

Перераспределение доходов: основные тонкости

Перераспределение доходов может производиться двумя путями:

1. С помощью прямых каналов, проходящих через бюджет страны. Государство осуществляет сбор налогов и их аккумулирование денег в бюджете. Полученные средства наполняют социальные пакеты, необходимые для выплаты пособий безработным, реализации соцпрограмм и так далее.

2. С помощью косвенных методов - благотворительных фондов, льготных налогов, бесплатных услуг в сфере здравоохранения и образования, государственного контроля цен и так далее.

Основные способы перераспределения доходов следующие:

Трансфертные платежи - пособия, получаемые малообеспеченными семьями;

Регулирование цен;

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов , решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х - первой половине 80-х гг.).



Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...