География против распада ссср. Но это снова инвестпрограмма «Норникеля»…
вложиться своим правосознанием в эту общественную правовую жизнь и вepно участвовать в ее устроении. В качестве законодателя он должен верно творить законы из верной глубины cвoeго правосознания; в качестве судьи и чиновника он должен толковать и применять закон так, как этого требует eгo справедливое правосознание; в качестве рядового подчинeннoгo гражданина он должен принять закон в свое правосознание и включить приказы, запреты и позволения, coдержащиеся в законе, в процессы мотивации cвoeгo поведения. Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы cвoeгo гocyдapcтва, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности. Пусть эти законы кажутся ему формальными и внешними - он все-таки должен принять их в порядок самообязывания и верно coблюдать их. Это необходимо по следующим основаниям. Во-первых, потому, что в самую сущность права и правопорядка входит эта способность - совершенствоваться посредством лояльного повиновения граждан... Вo-втopыx, гражданин призван добровольно признавать и соблюдать законы своей родины потому, что это есть единственный способ поддерживать правопорядок и в то же время оставаться в нем свободным. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ 1. Какие черты правосознания отмечает И. А. Ильин? 2. Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества. 3. Какой новый аспект, по сравнению с текстом учебника, pacкрыл автор в характеристике правосознания? В чем вы видите особую ценность этого аспекта?
"Свобода - странная вещь. Каждый может легко обрести ее, если только он умеет ограничиваться и находить самого себя. И на что нам избыток свободы, которыймы не в состоянии использовать?
Если кто-либо имеет достаточно свободы, чтобы вести здоровый образ жизни и заниматься своим ремеслом, то этого достаточно, а столько свободы имеет каждый. И потом все мы свободны только на известных условиях, которые мы должны выполнять. Бюргер так же свободен, как аристократ, если он умеет оставаться в тех границах, которые указаны ему богом и сословием, в котором он родился. Аристократ так же свободен, как правящий князь, потому что, если он при дворе соблюдает немногие придворные церемонии, то может чувствовать себя равным государю. Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными. Я во время моих путешествий часто сталкивался с купцами, которые думали, что они становятся равными мне, если бесцеремонно рассаживаются со мною за одним столом; но это не делало нас равными; наоборот, если бы они знали мне цену и должным образом относились ко мне, то это подняло бы их до меня." (Гёте)
Задание: Рыночный спрос не испытывает влияния от:
Ответы: 1) доход потребителей; 2) цен на взаимозаменяемые товары; 3) цен на ресурсы; 4) численность покупателей; 5) богатства покупателей.
2)Задание: На характер спроса влияют факторы: изменение величины доходов потребителей, изменение предпочтений потребителей, масштаб местного рынка, ценовые и дефицитные ожидания, в результате кривая спроса:
Ответы: 1) смещается влево и вправо; 2) меняет конфигурацию; 3) изменяет наклон; 4) остается без изменений; 5) все ответы неверны.
3)Задание: Величина предложения - это:
Ответы: 1) количество данного товара на складах всех предприятий; 2) деньги, которые хотят получить за свой товар производители; 3) количество товара, которое производители готовы продать по данной цене; 4) количество товара, которое потребители хотят купить по данной цене; 5) инвестиции производителя на развитие производства.
4)
Задание: Совершенствование технологий вызывает:
Ответы: 1) сдвиг кривой спроса вправо; 2) сдвиг кривой спроса влево; 3) сдвиг кривой предложения вправо; 4) сдвиг кривой предложения влево; 5) передвижение вдоль (по) кривой предложения.
5)
Задание: Определите какие причины могут привести к сдвигу кривой предложения товара вправо:
Ответы: 1) рост заработной платы в отросли, производящей данный товар; 2) повышение субсидий фирмам, выпускающий данный товар; 3) увеличение среднего дохода населения; 4) расширение спроса на данный товар; 5) сокращение количества фирм, производящих данный товар.
6)
Задание: Если предложение неизменно, а спрос вправо, по цене:
Ответы: 1) повышается; 2) остается не изменой; 3) повышается; 4) понижается на часть товара; 5) появляются излишки товаров.
7)
Задание: Если рыночная цена ниже равновесной, то:
Ответы: 1) появление избытков товара; 2) возникает дефицит товаров; 3) формируется рынок покупателя; 4) падает цена ресурсов; 5) сокращается число покупателей.
8)
Задание: Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
Ответы: 1) спрос равен предложению; 2) цена равна издержкам плюс прибыль; 3) уровень технологии меняется постепенно; 4) объем предложения равен объему спроса; 5) все ответы верны.
9)
Задание: Отношение процентных изменений количества спрашиваемой продукции к процентному изменению цены выражает:
Ответы: 1) коэффициент эластичности спроса; 2) предельную полезность товара; 3) коэффициент эластичности предложения; 4) динамику изменения доходов; 5) показатель экономической эффективности.
10)
Задание: При 1%-ном сокращении цены на товар произошло 2%-ное увеличение объема спроса, следовательно спрос:
Ответы: 1) неэластичный; 2) эластичный; 3) единичной эластичности; 4) абсолютно эластичный; 5) абсолютно неэластичный.
11)
Задание: Если бы эластичность спроса на утюги была нулевой, это означало бы, что:
Ответы: 1)по имеющимся ценам можно продавать любое количество утюгов; 2) данное количество утюгов будет куплено по сколь угодно высоким ценам; 3) потребители готовы купить любой объем данного блага по любой цене; 4) потребители не согласятся ни на какие изменения в объемах предложения и ценах утюгов; 5) возник бы дефицит утюгов.
12)
Задание: В мгновенном рыночном периоде производитель не успевает отреагировать на изменение спроса и цены – этой ситуации соответствует кривая:
Ответы: 1) совершенно неэластичного предложения; 2) совершенно неэластичного спроса; 3) совершенно эластичного предложения; 4) эластичного предложения; 5) единичной эластичности спроса.
Друзья, помогите, пожалуйста!
Тема: Работаем над эссе. Блок «Экономика».
Цель : отработка приемов написания эссе.
Задачи урока:
В теоретической части: рассмотреть понятие, структуру, характеристики эссе, показать критерии оценивания эссе;
В практической части: научиться формулировать проблему, подбирать термины и понятия, строить предложения, писать текст эссе.
Тип урока – урок-практикум.
Оборудование : ПК, проектор, презентация Power Point, учебник, рабочие листы.
Ход урока
Мотивационный этап
Многим выпускникам предстоит сдавать экзамены в форме ЕГЭ. Задания ЭГЕ по обществознанию ранжированы - в 1 части они рассчитаны на воспроизведение знаний (репродуктивный уровень). 2 часть содержит задания с развернутым ответом, в том числе и альтернативное задание эссе.
В ходе практической работы мы определим последовательность выполнения этого вида задания. Хотелось бы, чтобы данный урок способствовал формированию у вас компетенции написания эссе.
Критерии оценки:
Чтобы хорошо выполнить работу, нужно твердо знать, что и как будет оцениваться. Давайте вспомним критерии оценивания эссе:
К1. Раскрытие смысла высказывания.
К 2.
Характер теоретической аргументации (тема раскрывается с опорой на обществоведческую терминологию, классификацию, типологию, понятия, теоретические положения, выводы). – 2 балла (наличие ошибочных с т. зр. обществознания положений ведет к снижению оценки на 1 балл).
К 3.
Качество фактической аргументации (факты и примеры, которые соответствуют теме,почерпнутые из различных источников – СМИ, история, литература, география, факты личного социального опыта, личное наблюдение – 2 балла; использование фактов только личного опыта – 1 балл).
Структура эссе. (Рабочий лист):
Cтpyктypными элeмeнтaми эсee являются:
2) пpoблeмa, пoднятaя aвтopoм, ее aктyaльнoсть;
3) смысл выскaзывания
4) coбcтвeннaя тoчкa зpeния;
5) apгyмeнтaция нa тeopeтичeскoм ypoвне;
6) фaктиueскaя apгyмeнтaция - двa пpимepa из сoциaльнoй пpaктики или из художественной литepaтypы, пoдтвepждaющиx вepнoсть выскaзaнныx сyждeний;
Paбoтa с чepновиком
У вас в рабочих листах имеется таблица для формирования основы эссе.
Проблема | ||
Смысл высказывания | ||
Собственная точка зрения | ||
Фактическое обоснование |
||
Потом в парах они работают над темой из списка. Определяя проблему, пользуются опорой из Рабочего листа.
Оснoвныe пpoблeмы по блоку «Экономика»
1. Пpoтивopeчиe мeэждy oгpaничeннoстью peсypсoв и бeзгpaничнoстью
чeлoвeчeскиx пloтpeбнoстeй.
2. Пpoблeмa экoнoмичeскoгo вьrбopa.
3. Фaктopы пpoизвoдствa и иx знaчениe в экoнoмикe.
4. Tpyд кaк вид дeятeльнocти экoнoмичeский peсypс.
5. Кaпитaл кaк экoнoмичeский peсypс.
6. 3нaчerrиe экoнoмики и экoнoмичeскoй дeятeльнoсти в paзвитии
7. Фaктopы, oпpeдeляющиe пpoизвoдитeльнoсть и кoнкypeнтoспoсoбнoсть пpoизвoдствa в сoвpeмeнеoй экoнoмикe.
8. Cyщнoсть и фyнкции дeнeг в экoнoмикe.
9. Эффeктивнoсть испoльзoвaния peсyрсoв.
10. 3нaчeниe oбщeствeннoгo paздeления тpудa.
11. Двe стopoны oбщeствeннoгo paздeлeния тpyдa – спeцизaция и кooпepaция.
L2. Пoльзa oбщeствeннoй кooпepaции тpyдa: сoвметнaя paбoтa, oбyчeниe, в пpoцeссe дeятeльнocти и сpaвнитeльнoe пpeимyщeствo.
13. Эффeктивнoсть в paспpeдeлeнии имeющиxся peсypсoв.
14. Poль тopгoвли в paзвитии oбщeствa.
15. Cтимульr и эффeктивнoсть пpoизвoдствa.
16. Cпpaвeдливoсть в paспpeдeлeнии.
1 7. Cyщнoсть pыIнoчныIx oтнoшeний.
18. Coциaльнaя функция бизнeсa.
19. Кoнкypeнция и eё знaчeниe в экoнoмикe.
20. Haлoги их знaчeниe в paзвитии стpaны.
21. 3нaчeниe пpoизвoдствa в жизни общeствa.
22. Cущнoсть пpeдпpинимaтeльскoй дeятeльнocти.
23. Cущrroсть и пoследствия инфляции в экoнoмикe.
24. Оcoбeннoсти и функции Цeнтpaльнoгo бaнкa в экoнoмикe стpaны
2б. Пpoблeмa paциoнaльнoгo пoвeдeния пoтpeбитeля.
26. Poль гoсудapствa в peгyлировании экoнoмической жизни
27 IIpoблема мaтepиaльных стимулов к тpyдy.
28 . Ителлектуальный кaпитaл кaк глaвньrй истoчник фopмиpoвaния конкурентных преимуществ в экономической деятельности.
Темы эссе:
«Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П. Т. Хейне)
«Бизнес - это сочетание войны и спорта» (А. Моруа)
«Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)
«Инфляция - золотое время для возврата долгов» (К. Мелихан)
«Если мы планируем слишком много, т.е. отдаем слишком большую власть государству, то свобода будет потеряна» (К. Поппер).
«Экономическая свобода - это Свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность» (Ф. Хайек).
«В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно быть богатому» (И. Посошков).
«Торговля не разорила еще ни одного народа» (Б. Франклин).
«Инфляция - единственная форма наказания без законного основания» (М. Фридман).
«Нет ничего ошибочнее, чем мысль, что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества» (В. Короленко).
«Всякий, кто способен вырастить два колоска пшеницы на том месте, где раньше рос только один... заслуживает высшей похвалы; для своей страны он делает гораздо больше, чем все политики вместе взятые» (Дж. Свифт)
«Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей» (А. Смит).
«Деньгами надо управлять, а не служить им» (JI. Сенека)
«Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем» (Т. Рузвельт)
«Богатство заключается в населении, а не в обширности территорий, тщетной без обывателей» (М. Ломоносов).
«То, что государство дает, оно сначала должно забрать» (Д. Коул- ман)
«Пока вы не поняли потребителя, вы не сможете понять существа деятельности вашего предприятия» (Т. Питере).
«Золотой дождь размывает все границы» (Т. Карл Ейль)
«Снижающие себестоимость повышают стоимость себя» (Е. Кащеев)
«Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф).
«Бедняки платят дороже всего» (У. Зыбура).
«Устойчивость обществу придают или цепи или собственность» (Ф. Искандер).
«Налоги - это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе» (О.У. Холмс).
«Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников, координируя их действия» (Г.С.Беккер).
«Золотой дождь размоет все границы». (Т. Карлейль)
«Конкуренция: жизнь торговли и смерть торговцев» (Элберт Хаббард).
«Экономическая проблема: как у всех отнять, чтобы каждому прибавить» (Х. Ягодзиньский).
«Конкуренция - единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей» (Ф. Хайек).
«Налоги - это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» (С. Джонсон).
«Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации». (П. Т. Хейне)
«Надо, чтобы сами условия труда, а не управляющие и руководители заставляли людей работать». (Р. Хасимото)
«Значение непроизводственных активов сегодня растёт. Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазм и, наконец, знания». (А.М. Веббер)
«Индивидуум, движимый только жаждой денег, явно болен. То же, я полагаю, можно сказать о компании, единственная цель которой – прибыль». (Р. Хэйан)
«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». (М. Станс)
«Бизнес – это сочетание войны и спорта». (А. Моруа)
«Самый бедный - это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает». (П. Бауст)
«Цель денег - не праздность, а умножение средств для полезного служения». (Г. Форд)
«Реклама – ценный экономический фактор, потому что это самый дешёвый способ продажи товаров, особенно когда последние бесполезны». (С. Левис)
«Главная социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы не содействовать росту нищеты и безработицы». (Б. С. Ерасов)
«Вопросы: что? как? и для кого? производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены». (П. Самуэльсон)
«Плановая экономика учитывает в своих планах все, кроме экономики». (Кэри Макуильямз)
«Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне же богатейшие страны те, в которых человек наиболее деятелен». (Генри Томас Бокль)
«Всякий раз, когда вы экономите 5 шиллингов, Вы лишаете одного человека его дневного заработка.». (Д. М. Кейнс)
«Всякий расточитель − враг общества, всякий бережливый человек − благодетель.». (А. Смит)
Социальная психология. «Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально » (Э. Фромм)
- «Любой человек может стать популярным, умным или богатым. Но таких людей не очень-то и много...Я считаю, что в этом виноваты родители, которые дают воспитание, а еще близкие люди, друзья, которые оказывают огромное влияние на формирование личности ».
«...акт рождения личности не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения человеческого тела, с днем появления человека на свет » (Э. Ильенков).
- «Ильенков считает, что тело и личность появляются в разное время ».
- « Статус личности — это пъедестал почета» .
Философия. «Мир замкнулся. Земной шар стал единым. Существующие проблемы стали мировыми проблемами » (К. Ясперс)
- «Вот, например, загрязнение окружающей среды. Эту проблему решают люди всего мира, т. к. появляется опасность парового эффекта ».
Социология. «Образование создает разницу между людьми » (Дж. Локк). Это очень популярная тема. Только в нашем регионе я помню её в заданиях трёх лет. Именно эссе по этой теме стало первым примером, который я включила в серию своих публикаций по эссе в этом блоге (правда, с точки зрения критериев 2014 года, оно уже не получит максимальный балл, хотя всё равно будет являться сильным относительно подавляющего большинства работ). То есть, тема давно является открытой. Однако сложно вспомнить удачный пример эссе по ней из тех, что проверяла лично.
- «По моему мнению, хорошо образованы учителя, которые старше 40 лет. Например, Любовь Геннадьевна или Анна Алексеевна, мои учителя, которых я считаю очень образованными. Есть и молодые учителя, но все равно чувствуется с ними разница. Может быть, этот опыт приходит с годами, и я этого не знаю ».
« Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое » (А.Шопенгауэр).
- «Между учеными даже есть нерешенный вопрос: а что же появилось первее: человек или общество? Я склоняюсь к мнению о том, что первым появилось общество, а именно Адам и Ева. Вместе они продолжили человеческий род, чего каждый из них по отдельности не смог бы совершить ».
- «Тоталитаризм долгое время гостил в России».
«Лишь сильное государство обечпечивает свободу своим гражданам» (Ж.Ж.Руссо).
- «Не смотря ни на что, государство помогает гражданам в поисках работы, в приобретении какой-либо техники, позволяет брать кредиты в банках».
«Я не занимаюсь политикой. — А знаете, это все равно, что сказать: « Не занимаюсь жизнью » (Ж.Ренар).
- «Политика живет среди нас: среди людей и зверей. Взять, к примеру, курятник. В нем самый главный — петух».
2012 год.
Темы не переписала, просто несколько фраз из разных эссе.
- « Высказывая данное суждение, автор верно указал на насыщенную проблему современности... »
- « Простите меня за некоторую демагогию. Просто я не реалист, а мечтатель » .
- « В моей жизни есть такие примеры, где девочки в 17 лет носили шубу, одевались только в Челябинске... »
Последнее, как я понимаю, написал выпускник из сельской местности, для которого Челябинск — столица мировой моды.
2013 год.
Политология. «Демократия — это правление народа, избранное народом и для народа» (А. Линкольн)
- «По телевизору нас пичкают абсолютно бесполезными новостями, например, о том, что какой-то известный артист развелся со своей пятой женой для того, чтобы жениться на десятой»
Экономика. «Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточиться не на покупателях, а на конкурентах» (Д. Безос)
- «Эта тема была актуальна в древности, одним из тех, кто занимался этой темой, был Адам Смит, являющийся основателем всей экономической науки. он был первым и поэтому был назван Адам».
- «Знаменитый русский художник Михаил Шишкин написал знаменитую картину «Мишки в лесу » , в которой отразил взаимосвязь природы и человечества».
- « Мы выражаем то, что мы едим" — очень известное высказывание, позволяющее наиболее широко понять смысл поднятой проблемы. Имеется в виду не только материальная еда. Если человек съест много морковки, то его кожа станет с оттенком оранжевого. То же самое происходит с сущностью человека » .
- « Искусство заметно повлияло на Льва Толстого, во всех его произведениях затрагивается тема семьи. Он пытается показать нам, как не стоит делать, на примере своих персонажей. но с другой стороны, может он и не настолько хороший и правильный? Этого мы не узнаем никогда, так как он умер. Была ли у Толстого эта подлинная человеческая сущность, или же настоящая, знал только он сам » .
- «Человек — это непредсказуемое существо, и в то же время — ручное».
- « Автор выделяет такую проблему в экономике, как производство материального хлама » .
- « Если в магазине человек увидел определенный товар, который ему без надобности, он не купит его, а если тот же товар прорекламирует, скажем, полуголая девушка, то этот товар привлечет внимание мужского пола и возможно его купят » .
Правоведение. «Законы нас защищают не только от других, но и от самих себя» (Г. Гейне)
«Наша полиция нас бережёт:
Сначала сажает, потом стережёт!»
«Правосудие — основа государства» (латинское юридическое изречение)
«Правосудие - основа государства.
Его оберегать поможет Президент.
Готова я отдать полцарства.
И на справедливости поставить свой акцент».
Философия. «Искусство, религия, философия или наука составляют проявления подлинной человеческой сущности» (Л. Фейербах)
«Однажды учёный один подтвердил,
Что и без искусства прекрасен наш мир.
Но кто-то ему подсказал,
Что жизнь без искусства — полный провал.
Нельзя человеку так жить,
если искусство в жизнь не воплотить.
Долго, однако, спорить могли,
Да вот взяли и ввели.
Тогда человечеству стало комфортно
Придумывать платья для женщин из шёлка.
А шёлк они вывели из науки,
Откуда появились те же самые брюки»
2014 год.
Философия.
«Человек - существо разумное, и он находит себе надлежащую пищу в науке».
- « Я согласна с мнением автора высказывания, но поняла я его в двух направлениях. Во-первых, когда в нашем современном мире наука зашла далеко, что нашу природную пищу заменяют едой искусственного происхождения. Тем самым, утверждают учёные, что она идентична натуральной. Во-вторых, человек - существо разумное, и следовательно нужно питаться информацией, обогащать свои знания, т. к. они безграничны » .
- «Каждый человек питается не только овощами, фруктами, мясом, но ещё и знаниями, которые мы получаем из книг, СМИ, личного жизненного опыта и т.п. Наука кормит нас трудами великих деятелей. Подпитываясь трудами Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, даже многие зарубежные писатели становились знаменитыми»
- «Я согласна с утверждением знаменитого высказывателя...»
- « Рекламы, афиши, вывески: все это мешает и тормозит нас. И мы все тратимся и тратимся »
- «Почему картина Джоконда «Мона Лиза» такая популярная? Потому, что её написал Джоконда? Всё может быть!»
2. Таким образом, ознакомившись с приведёнными отрывками, можно сделать вывод, что основной проблемой выпускников при написании эссе является н епонимание самого формата задания, а также слабые знания содержания курса. Отсюда вытекает всё остальное:
- неумение соотнести цитату с конкретным содержанием соответствующего раздела обществоведческого курса;
- неумение выделить проблему, смысл высказывания и, в соответствии с этим, последовательно выстроить теоретическую (с опорой на понятия курса) и фактическую (с опорой на примеры, взятые из разных источников) аргументацию.
Плюс — низкий уровень общей эрудиции.
В итоге с этим заданием справляются единицы. Но зато пишут — почти все.
3. Иногда в работе члена региональной комиссии экспертов случаются приятные моменты. В этом году мне повезло: впервые за 10 лет своей экспертной деятельности, мне довелось проверить работу, по которой я выставила максимальные баллы за все девять заданий части С (часть А и В мы не видим, поэтому не могу ничего сказать об окончательном результате этой выпускницы). Очень хотелось бы познакомиться с этой девушкой: проверять её работу было радостно от осознания того, что есть, есть выпускники, которые осознанно идут сдавать экзамен и ответственно готовятся к нему. Предположительно, автор работы живёт в посёлке Мирный Челябинской области (в одном из заданий был упомянут этот населённый пункт). Эссе переписала целиком, и уже сама немного поработала с ним, чтобы наглядно показать: как отдельные фрагменты эссе "закрывают" критерии оценивания. Публикую это эссе как ответ на все предыдущие фрагменты: а надо делать так!
P. S. Слышала, что в одной из школ города мною уже пугают выпускников, которые в итоге боятся, что их работа попадёт ко мне на проверку: да-да, я очень злой эксперт, точнее, объективный и нетерпимый к человеческой глупости.
НАПИСАНИЕ ЭССЕ
Максимальный первичный балл за эссе составляет 5 из 62 максимальных первичных баллов. Распределение баллов происходит следующим образом :
1 балл дается за правильную интерпретацию;
1 балл за знание терминов по теме;
1 балл за теоретическую аргументацию собственной позиции;
2 балла за примеры, приведенные в доказательство выдвинутого аргумента.
Четкого порядка абзацев в эссе по обществознанию нет, но рекомендуется придерживаться следующей структуры :
Интерпретация
Интерпретация - очень важный элемент эссе по обществознанию, поскольку при ее отсутствии или серьёзной ошибке в ней за все эссе выставляется 0 баллов . Именно поэтому рекомендуется начинать эссе с интерпретации, чтобы у проверяющего эксперта не возникало проблем с ее поиском в тексте эссе. Не следует начинать эссе с высказывания собственной позиции: соглашаться или не соглашаться с позицией автора можно только после того, как выпускник чётко определил о чём говорит автор, какова его позиция и каковы границы поднятой им темы.
Задача интерпретации - своими словами объяснить смысл выбранного выпускником высказывания (цитаты). Несмотря на кажущуюся легкость задачи, с интерпретацией часто возникают проблемы.
Советы к интерпретации :
1) Минимально повторять слова автора и максимально перефразировать его высказывание. К цитате И. Шевелева: «Моральные принципы закладываются в человека с детства, а характер формируется всю жизнь» (из ЕГЭ-2015) недопустима интерпретация: «По мнению автора, моральные принципы закладываются в человеке с детства, а характер формируется всю жизнь». Она принесет вам 0 баллов за все эссе, поскольку, согласно критериям, ошибка в интерпретации или ее отсутствие не позволяет эксперту оценивать остальное эссе.
2) В интерпретации необходимо перевести выбранное высказывание на язык обществовед-ческих понятий . Часто в приводимых цитатах их авторы простым или образным языком описывают события, явления и процессы, которым в обществознании даны научные определения. Надо уметь увидеть это. Например, к высказыванию П.С. Гуревича «Известно, что человек …нуждается в чувстве локтя, в принадлежность к семье, группе, социальному коллективу» можно дать следующую интерпретацию: «В данной цитате известный отечественный философ, социолог и культуролог П.С. Гуревич говорит о значимости социальных потребностей в жизни человека». Как видно из примера, автор имел в виду именно социальные потребности, но не употребил сам этот термин. Его-то и нужно выпуснику упомянуть в интерпретации.
3) Интерпретацию выгодно формировать из двух частей: проблема или тема, которую поднимает автор, и его мнение об этой проблеме. Например, к цитате известного американского дипломата ХХ в. Г. Киссинджера «Глобализация уже привела не к новому мировому порядку, а к новому мировому беспорядку» можно дать следующую интерпретацию: «Автор касается проблемы последствий глобализации и утверждает, что она привела скорее к отрицательным последствиям, чем к положительным, а именно – приводит к мировому хаосу, росту конфликтов в мире». Как видно из примера, в данном случае соблюдена двойная структура интерпретации:
4) Как правило, все высказывания можно интерпретировать одним из четырёх следующих способов:_
ПРИЁМ | ЦИТАТА | ПРИМЕР ИНТЕРПРЕТАЦИИ |
а) автор подчеркивает взаимосвязь каких-либо понятий/процессов/ явлений | Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности (Б.М. Теплов) | В данном высказывании автор подчёркивает взаимосвязь между формированием способностей и деятельностью. Он считает деятельность одним из основных факторов развития способностей. |
б) автор говорит о сущности понятия/процесса/явления | Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество (В.Г. Белинский) | В своём высказывании известный русский литературный критик и мыслитель XIX в. В.Г. Белинский касается сущности процесса социализации и его влияния на становление человека. По его мнению, в подлинном смысле человеком человек становится именно в процессе социализации, т.е. благодаря включенности в общество. |
в) автор раскрывает признак (черту, особенность, последствие) понятия/процесса/ явления | Реклама – ценный экономический фактор, потому что это самый дешёвый способ продажи товаров, особенно когда последние бесполезны (С. Левис) | В своём высказывании автор касается двух важных свойств рекламы: её экономичности и эффективности. По его мнению, благодаря этим качествам реклама является важным фактором формирования спроса вне зависимости от реальных потребностей потребителей. |
г) автор раскрывает функцию понятия/процесса/явления | Лучший способ сделать карьеру – родиться в нужной семье (Д. Трамп) | В данном высказывании знаменитый американский миллиардер и медиа-магнат Д. Трам раскрывает социально-статусную функцию семьи, которая заключается в передаче детям богатства, статуса, профессии родителей. По мнению автора, семья является важным социальным лифтом. |
5) Интерпретация должна быть точной, то есть не выходить за рамки цитаты, не приписывать автору мысли, которые он не вкладывал в свои слова, но и не сужать мысль автора до только одного из ее аспектов.
6) Лишним не будет проявить эрудицию и ненавязчиво, но грамотно показать эксперту свой уровень эрудиции, упомянув несколько слов об авторе цитаты. Главное - не сделать ошибки, поскольку, согласно критериям, фактические ошибки в эссе позволяют эксперту оштрафовать выпускника на 1 первичный балл (из 5).
7) Следует понимать, что не бывает одной единственной верной интерпретации. К одной цитате можно привести несколько интерпретаций.
Актуальность
После интерпретации желательно посвятить одно предложение доказательству того, что цитата автора, выбранная для написания эссе, актуальна, то есть остро стоит и в сегодняшний момент. Этот элемент эссе не является обязательным (поэтому не указан в критериях оценивания), но его наличие свидетельствует для эксперта об определенной коммуникационной и исследовательской культуре выпускника.
Термины
Основной способ продемонстрировать владение теоретическими знаниями по теме - привести значение терминов, связанных с ней. Желательно привести значения минимум двух обществоведческих терминов по теме и посвятить этому второй абзац эссе. Такой абзац можно начать следующим образом: «Прежде, чем начать размышления по этой теме, необходимо определить значение основных терминов» или «Известно, что...» и дальше привести значения основных терминов. Например, к цитате «Моральные принципы закладываются в человека с детства, а характер формируется всю жизнь» следует привести значение терминов мораль, характер, социализация.
Собственная позиция выпускника
Иногда выпускники выбирают позицию частичного согласия с мнением автора, но написать эссе в таком ключе - очень трудная задача. Как правило, выпускники путаются в аргументации и совершают другие ошибки, поэтому проще выбрать четкую позицию: поддержать мнение автора или попытаться оспорить его.
23:09 — REGNUM
На постсоветском пространстве в период с 1992 по 2000 годы было предпринято множество инициатив в области сотрудничества и интеграции. Из 880 совместных документов, принятых на уровне стран СНГ ближе к концу 1997 года, были реализованы только 130. Это свидетельствует о некомпетентности работы соответствующих структур. Причинами столь слабых институциональных и правовых структур СНГ эксперты называют его несформированность и неэффективность. Недостаточная сформированность сотрудничества, ограниченность финансовых источников вынужденно вызвала небходимость обращения к более приоритетным областям общих интересов.
Спустя некоторое время появилась необходимость в подготовке среднеазиатскими странами гармоничной экономической стратегии в сфере интеграции. Однако подавляющее большинство этих инициатив осталось лишь на бумаге, поставленные цели не были достигнуты. После 2000-х годов на постсоветском пространстве стали наблюдаться существенные позитивные изменения в процессах сотрудничества и интеграции. Самой важной причиной этого послужило то, что региональные страны в своей глобальной политике начали рассматривать региональную интеграцию в качестве важного инструмента внешней политики. В этой связи стратегии, разработанные Евразийским экономическим сообществом (ЕАЭС), снова привели к дискуссиям об идее «Евразийского союза» в политических и экспертных кругах.
ЕАЭС занимает особое место среди организаций, созданных после распада Советского Союза, благодаря своей институциональной структуре и эволюционированию в процессе. Первым шагом на пути к интеграции, наблюдаемом в этом регионе, стало создание на саммите ЕАЭС в Душанбе 6 октября 2007 года членами сообщества — Россией, Казахстаном и Белоруссией — наднациональной структуры Таможенного союза (ТС), а также официальное функционирование ТС с 1 января 2010 года. Кроме того, переход 18 ноября 2012 года трех стран-членов ЕАЭС к Единому экономическому пространству, ставший следующим шагом, развивающим процесс интеграции, а также заявления о реализации конечной цели — создании с 1 января 2015 года Евразийского союза, свидетельствуют о том, что данная организация обладает отличительным качеством с точки зрения ее будущего профиля.
Политические и экономические факторы ускоряют интеграцию
Обращение стран постсоветского пространства к тенденциям внешней торговли с другими странами и попытки создания новых экономических стратегий, кроме бывшего СССР, не привели к ожидаемому результату. Постсоветские страны обычно экспортировали сырье и импортировали потребительские товары. Всевозможные бюрократические и экономические барьеры, ограничения в таможенной сфере, меры безопасности привнесли дополнительные трудности в межгосударственное сотрудничество. Результатом снижения производственной способности стала повсеместная безработица, численные показатели которой стремительно росли. Это привело к продолжающемуся снижению благосостояния населения. Экономические неудачи и обеднение большинства населения стали причиной роста социальной и политической напряженности в постсоветских странах.
Естественно правительствами стран в целях снижения напряженности были предприняты усилия для решения проблем интеграции, неоднократно звучали громкие официальные заявления по данной теме. Выяснилось, что в интеграции нет «злого умысла», что она сочетается с региональным сотрудничеством в мире, что нет сомнений в ее вкладе в развитие. Однако оказалось, что по разным причинам процесс интеграции сам по себе является противоречивым и недостаточным. Можно обозначить данные проблемы, как характерные для всех стран ввиду региональных, демографических, этнических, социальных, экономических различий, а также различий в ресурсном потенциале. Также мы можем добавить к этому сложности, возникшие из-за разницы в тенденциях проведенных реформ, а также скорости и масштабов их реализации.
СНГ, созданному с целью реорганизации утраченной в регионе политической, социокультурной и экономической структуры, удалось создать общую почву для регионального сотрудничества. Однако до сих пор ему не удалось преобразоваться в форму масштабного союза. Основной причиной этого является несостоятельность стратегии интеграции и сотрудничества, которую пытаются разработать в рамках СНГ. Среди других основных факторов, оказывающих влияние, можно отметить следующие направления.
Недавно получившие независимость страны-члены находятся в процессе построения своей национальной идентичности; сразу после обретения независимости они скептически относятся к интеграционным процессам; недостаточная компетентность национальных чиновников для обеспечения функционального углубления в интеграционных процессах; руководители стран, вышедшие на передний план в процессе обретения независимости, боятся потерять свои позиции и полномочия в процессах регионального сотрудничества и интеграции; определение каждой страной-членом своей экономической политики независимо друг от друга и в соответствии с национальными приоритетами; отсутствие на начальном этапе мощностей для покрытия расходов, связанных с институциональной структурой и политической координацией; отсутствие отчетливого представления у стран-членов о понятии соперника/врага, определяемого в развитии интеграционных процессов в качестве внешнего фактора.
Процесс экономического развития и интеграции
Процесс экономического и социального восстановления, переживаемый в 2000-х годах в России, снова превратил эту страну в центр притяжения. В период с 2001 по 2010 годы российский ВНП вырос почти в три раза, кроме того, в очень многих сферах были проведены реформы. По данным за 2011 год, ВНП России составляет порядка 2,5 триллиона долларов. То есть он в два раза больше, чем у других стран бывшего СССР. Данный экономический фактор, а также культурные связи являются причиной, по которой интеграция осуществляется под руководством Москвы. Бесспорным фактом стало то, что Россия является тем самым «мощным двигателем», необходимым для покрытия возникающих расходов при обеспечении политической согласованности и экономической координации в интеграционных процессах. Москва — естественный лидер региона благодаря своему военному потенциалу, исторической, политической власти и экономическому потенциалу.
Вышеперечисленные факторы, оказавшие влияние на предпринятые попытки регионального сотрудничества, потерпевшие неудачу до создания ЕАЭС, в 2000-х годах претерпевают изменения. Подход стран региона в отношении регионального сотрудничества и движению к интеграции приобретает прагматический характер. Значительно увеличилось число комиссий и подкомитетов, которые помогут развитию этих процессов. Также значительно изменились взгляды на интеграционные процессы назначенных в тот период чиновников. Политическая воля, стоящая за интеграционным процессом, теперь представлена более четко. Для региональных лидеров, не пожелавших остаться за бортом процесса глобализации, интеграция превратилась в важный инструмент внешней политики в вопросе соотношения сил. А для мелких игроков региона она стала средством защиты от негативных последствий глобализации. Этот факт стал фактором, оказавшим влияние на интеграционные процессы на постсоветском пространстве.
К примеру, России и Казахстану — двум основным двигателям на пространстве СНГ — в результате политики региональной интеграции представилась возможность контролировать политику других сил. Китаю и США стало еще сложнее влиять на страны СНГ. Масштабы подхода по обеспечению безопасности, являющегося основным приоритетом для государств, со временем также претерпел интерпретационные изменения. Безопасность теперь не рассматривается исключительно в военных рамках, а включает в себя многие аспекты, такие, как экологическая безопасность, экономическая безопасность и кибербезопасность. Таможенный союз схожим образом наряду с экономическим аспектом обеспечивает Казахстану, России и Белоруссии координационную зону для контроля за трансграничными проблемами безопасности, такими, как торговля людьми, оборот наркотиков, миграция.
В этом контексте отмечается, что в ЕАЭС имеются совместные инициативы и рабочие комиссии, созданные на основании функциональной логики, работающие во многих областях от решения социальных проблем до безопасности границ. Еще один момент, который необходимо учитывать при выявлении основных особенностей постсоветских интеграционных процессов, это потенциал, которым обладают политические элиты и бюрократическая структура в регионе. Тот факт, что чиновничий аппарат организации все еще строится на национальной основе и институциональная бюрократическая культура не была создана в этом смысле, показывает другие аспекты проблем.
- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации