Определение национальной экономики. Теоретические основы формирования национальной экономики


Национальная экономика возникла и развивалась как учение, оппозиционное сначала политической экономии, а потом экономике. Элементы будущей науки содержались уже в камералистике - учении, широко распространенном в первой половине XIX в. в Германии и России. Камералистика пыталась обобщить эмпирические концепции государственного регулирования экономики. Однако ей не хватало теоретико-методологической базы, и поэтому она не смогла выработать единую универсальную концепцию, применимую ко всем странам и народам.

СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Фридрих Лист (1789-1846)


Одним из первых критику классической политэкономии начал немецкий экономист Фридрих Лист (1789-1846). В своей «Национальной системе политической экономии» (1841) он подходит к политической экономии не как к универсальной и самой совершенной системе, а как к исторической науке, выделяя пять стадий экономического развития наций. Такой исторический подход не случаен, ведь Ф. Листу хотелось в первую очередь отразить особенности развития своей страны. А что может быть более национальным, чем история? Поэтому, критикуя космополитическую экономию А. Смита, Ф. Лист выступает прежде всего как национальный экономист. «Политической экономии меновых ценностей» он противопоставляет национальную экономическую теорию производительных сил, в центре которой - не разделение труда, а приоритет внутреннего рынка над внешним. Понимая, что принципом сравнительных преимуществ могут воспользоваться прежде всего богатые государства, а фритредерство (free trade) выгодно передовым нациям, он отстаивает комплексное развитие Германии (гармоничное сочетание фабрично-заводской промышленности с земледелием) под прикрытием протекционистской политики (табл. 1.1). Он считает, что повышение цен вследствие протекционистской политики будет средством промышленного воспитания нации.

Таблица 1.1

Ф. Лист как критик А. Смита

А. Смит

Ф. Лист

Космополит

Националист

Политэкономия

Меновых ценностей

Производительных сил

Источник богатства

Разделение труда

Приоритет внутреннего рынка над внешним

Преимущества

Принцип сравнительных

Сочетание фабрично-заводской промыш-

преимуществ

ленности с земледелием

Внешняя политика

Фритредерство

Протекционизм

Густав Шмоллер (1838-1917)


Именно взгляды Ф. Листа предопределили развитие исторической школы, подготовившей становление национальной экономики как самостоятельной дисциплины. Историческая школа стала протестом против формализма и абстракций классической политэкономии, в которой человек превратился во второстепенную деталь, своего рода рациональную акциденцию. Она отразила возросшее сознание роли, которую играет человеческий фактор в развитии человечества.

В своем развитии историческая школа прошла три этапа: старой (В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс), новой (Г. Шмоллер, К. Бюхер) и новейшей (В. Зомбарт, М. Вебер).

Вернер Зомбарт (1863-1946)


Критикуя классическую политэкономию, Густав Шмоллер (1838-1917) пропагандировал необходимость скрупулезного описания фактического хозяйственного поведения, подчеркивал роль неэкономических факторов развития, и прежде всего моральных норм, этики и культуры в хозяйственной деятельности.

Вернер Зомбарт (1863-1946) анализировал роль институтов в формировании особых черт экономического строя, рассматривая генезис современного капитализма как своеобразное проявление жизни духа.

Макс Вебер (1864-1920) показал многообразие типов капитализма: политического, империалистического, фискального, промышленного и даже капитализма парий. Однако, пожалуй, наибольшее воздействие на современников оказали идеи М. Вебера, сформулированные им в работах «Протестантская этика и дух капитализма» и «Три чистых типа легитимного правления» . Первая работа, напрямую связавшая генезис рыночного хозяйства со спецификой европейской цивилизации, с уникальностью протестантской ментальности, остро поставила вопрос о традиционализме жизни в других странах, о невозможности в связи с этим быстрой капиталистической модернизации тогдашней периферии мирового хозяйства.

Макс Вебер (1864-1920)


Проведенная М. Вебером классификация основных («идеальных») типов правления показала, что они покоятся на разных основаниях: рационально-легальный - на законодательно оформленном рациональном праве; традиционный - на исторически сложившихся нормах; харизматический - на преданности личности лидера, вере в его уникальные способности: геройство, силу духа и ораторский талант. Анализ этих трех «идеальных» типов господства не только раскрыл их принципиальные различия, но и обосновал необходимость более адекватного цивилизационного подхода к анализу экономических явлений.

Для национальной экономики важное значение имеют также его книги «Основные концепции в социологии» и «Методология общественных наук». М. Вебер был убежден, что непосредственно из истории невозможно извлечь всеобщих и, тем более, однолинейных законов экономического развития. Изучение реальных тенденций позволяет идентифицировать вероятности наступления того или иного события. Ценностные суждения, имеющие важное значение в теоретических дискуссиях, очень трудно подтвердить научными исследованиями. Хотя М. Вебер не отрицал марксистские конструкции развития, он считал, что даже в том случае, если они теоретически верны, они, скорее всего, являются идеальными типами.

  • Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 44-135; Weber М. Die DreiReinen Typen der legitiment Herrshaft: Soziologie, Weltgeschichtliche Analysen,Politik. Stuttgart, 1956.

Что же понимается под термином «национальная экономика»? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, необходимо уяснить понятия «национальная» и «экономика» национальный экономический отраслевой

Понятие «нация» происходит от лат. natio - народ. При этом в толковом словаре дается два определения нации:

  • - исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры;
  • - страна, государство.

Таким образом, нация представляет собой составную часть мира, обладающую специфическими свойствами географического, экономического и духовного характера, отличающими ее от других наций и вызывающими необходимость взаимодействия с ними .

Понятие «экономика» происходит от греч. oikonomike - искусство управления домашним хозяйством. Толковый словарь дает три трактовки понятия «экономика»:

  • - совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества; господствующий способ производства в обществе;
  • - организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой-нибудь отрасли хозяйственной деятельности (промышленности сельского хозяйства и др.);
  • - научная дисциплина, изучающая какую-нибудь отрасль производственной, хозяйственной деятельности.

Таким образом, национальную экономику следует рассматривать:

  • - как хозяйство страны с его составом, структурой и взаимосвязями отдельных элементов;
  • - как единый комплекс с различными секторами экономики и дополняющими их видами производств;
  • - как организующее начало, где экономическая деятельность индивидов, семей, предприятий, государства характеризуется определенной интеграцией и взаимозависимостью.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

  • - Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
  • - Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль. В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех. Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:

  • - Стабильного роста национального объема производства;
  • - Высокого и стабильного уровня занятости;
  • - Стабильного уровня цен;

Поддержание равновесного внешнего баланса.

Характеристика национальной экономики по функциональному принципу включает совокупность трех экономических ресурсов, которыми располагает данное государство, а именно: человек, природа, капитал. Национальная экономика включает в себя две группы отраслей: отрасли материального производства и отрасли социальной сферы. Это обстоятельство легло в основу деления национальной экономики по отраслевому принципу. К отраслям материального производства относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, транспорт, торговля, общественное питание.

Отрасли социальной сферы включают образование, фундаментальную науку, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, спорт, туризм. Национальная экономика представляет собой совокупность экономических субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на определенной территории страны. Это обстоятельство легло в основу деления национальной экономики по территориальному принципу .

Российская Федерация территориально состоит из областей и республик. Объектами региональной экономики также могут быть экономические районы, административные округа, территориально-производственные комплексы. В качестве примеров можно рассматривать Волго-Вятский экономический район, Северо-Западный административный округ и Западносибирский нефтегазовый комплекс.

Исходя из вышеизложенного национальную экономику в общем виде можно определить как часть мирового хозяйства, функционирующую в рамках национальных границ, со свойственными ей специфическими производительными силами и производственными отношениями. В более детальном плане под национальной экономикой понимают исторически сложившуюся систему общественного воспроизводства страны, взаимосвязанную систему отраслей, видов производств и территориальных комплексов, охватывающую все формы общественного труда .

Национальная экономическая деятельность осуществляется большими массами людей, преследующих различные противоречивые, а подчас и антагонистические цели. Мотивы их деятельности обусловлены, с одной стороны, разнообразием интересов и потребностей, с другой - многообразием средств и методов, с помощью которых они эти интересы и потребности реализуют, а также различием возможностей доступа к необходимым для их реализации ресурсам .

Технико-производственный комплекс. По линии производительных сил национальная экономика выступает как взаимосвязанная система отраслей и видов производств.

С таких позиций национальная экономика обнаруживается как единый технико-производственный комплекс, выступающий результатом общественного разделения труда. Такой комплекс, или технико-производственная подсистема, возникает на основе устойчивых взаимосвязей между отдельными видами производств в рамках конкретной страны.

Технико-производственная подсистема отражает достигнутый уровень развития производительных сил. В ее границах непосредственно реализуются технологические, организационные и другие факторы развития. Кроме того, данная подсистема испытывает непосредственное воздействие со стороны таких внешних факторов развития, как природно-климатический, геополитический, интеграционный, географический и т. д. .

Чем выше степень общественного разделения труда и чем больше видов хозяйственной деятельности и заводских труб, мостов и т. п., тем сложнее выглядит национальная экономика.

Экономическая среда обитания. По линии экономических отношений национальная экономика выступает как способ хозяйствования, как культивируемая экономическая среда обитания.

При таком подходе нам приходится иметь дело, прежде всего с национальной экономической системой.

Экономическая система выступает как упорядоченные общие условия хозяйствования или реально существующий экономический порядок, обязательный для выполнения каждым хозяйствующим субъектом.

  • - экономическую конституцию;
  • - институты и организации, поддерживающие упорядоченность экономических отношений (институциональная структура);
  • - экономический строй или способ функционирования экономики;
  • - способ ведения хозяйства, воспроизводящий методы хозяйствования;
  • - механизм координации, выступающий как порядок выработки решений и согласования интересов, как совокупность принципов мобилизации и перераспределения ограниченных экономических ресурсов страны .

Национальная экономическая система есть экономический порядок, складывающийся в конкретной стране и отражающий принятую концепцию экономического развития.

Национальная экономическая система в первую очередь выражает существующий экономический строй, принятый механизм координации, структуру отношений распределения, перераспределения и присвоения созданного продукта, во многом и степень открытости национальной экономики по отношению к внешнему миру. При этом сам экономический строй выражает закрепившееся в обществе понимание социальной и экономической справедливости, приоритеты экономической политики и т. д.

Среди требований, которые предъявляются к национальной экономической системе, необходимо выделить:

  • - обеспечение эффективного использования национальных факторов производства;
  • - максимальную адаптацию к влиянию природно-климатических и внешних условий хозяйствования;
  • - полный учет сложившихся национальных обычаев и традиций, максимальное использование национальных факторов развития;
  • - активное участие в интеграционных процессах, позволяющих стране занять достойное место в системе международного разделения труда.

Вывод: национальная экономическая система современного типа предполагает существование широкого выбора форм экономического движения, развитую сеть институтов демократии, наличие различных форм внерыночного регулирования экономических процессов.

Национальная экономика имеет форму и содержание. Форма определяется линией (совокупностью) экономических отношений, а содержание - линией производительных сил (технико-организационные отношения)

Таким образом, если выделять только форму национальной экономики, то в таком случае под последней следует понимать национальную экономическую систему.

Если приниматься за содержание национальной экономики, то следует обратить внимание на существующий технико-производственный комплекс. Поэтому с некоторой долей упрощения есть основание считать:

Национальная экономика = Технико-производственный комплекс +Национальная экономическая система (1.2)

Всеобщий экономический закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил ориентирует на то, что единство формы и содержания автоматически не достигается. Тем более не является вечной достигнутая степень единства формы и содержания. Истинность данного суждения подтверждают те проблемы, которые регулярно возникают в ходе научно-технического и социального прогресса. Но ориентация на достижение такого единства позволяет в качестве интегрального определения использовать трактовку национальной экономики как национальной экономической системы хозяйствования, под которой понимается пространственно определенное, национально специфическое упорядочение экономической жизни общества .

Прогнозирование и планирование наряду с координацией и контролем являются важными элементами формирования целостной системы управления экономикой. Реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в определении степени и методов воздействия на все субъекты экономических отношений. Особенно важно для государства иметь возможность снизить (или ликвидировать) влияние негативных факторов на социально-экономические процессы и стимулировать воздействие позитивных факторов. Именно прогнозирование может обеспечить выявление таких взаимосвязей .

Ещё одним важнейшим понятием в национальной экономике является -система национальных счетов (СНС) - балансовый метод взаимосвязанной комплексной характеристики экономических процессов и их результатов. Единство методологии обеспечивает сводимость, сопоставимость показателей всех счетов, информация которых дополняет друг друга, создавая в совокупности сводную картину функционирования экономики. Система национальных счетов может быть определена и как система взаимосвязанных статистических показателей и классификаций, представленная в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты макроэкономической деятельности .

Таким образом, национальная экономика - экономика определенной страны, конкретного государства, рассматриваемая как целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации. Основные сферы национальной экономики - материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.

Национальная экономика - исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства. Материальной основой национальной экономики является совокупность производительных сил, объединенных в отрасли. В составе комплексных отраслей промышленности выделяют специализированные отрасли. Характерной чертой национальной экономики Беларуси является углубление взаимосвязи и взаимообусловленности развития отраслей и производств, развитие интеграционных межотраслевых процессов. Межотраслевой комплекс (МК) представляет собой систему производств и предприятий в разных отраслях, объединенных одной программой и целью развития.

Территориальная структура национальной экономики отражает распределение производительных сил в территориальном разрезе. Размещение производительных сил - это распределение в пространстве их отдельных элементов. При оценке воспроизводственных возможностей национальной экономики следует учитывать и распространение новых технологий (технологических укладов).

Национальная экономика как наука включает в себя следующие составные части:

  • 1. Объект и предмет науки.
  • 2. Методологический инструментарий.
  • 3. Субъект науки.

Объектом национальной экономики является хозяйственная система страны, входящие в ее состав уровневые составляющие.

Предметом национальной экономики выступают социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в объемах (масштабах), темпах (спадах или подъемах) и пропорциях развития.

Инструментарий национальной экономики - методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций развития и разработанные на этой основе меры и средства подготовки и реализации хозяйственных макроэкономических решений.

Субъект национальной экономики - органы управления национальным хозяйством, его регионами и отраслями.

Формирование национальной экономики как специального направления отечественной науки началось во второй половине XIX - начале ХХ вв. В России связь общей экономической теории с национальной спецификой первоначально принимала форму приспособления к российским условиям западного теоретического опыта.

Методология изучения национальной экономики заложена Фр. Листом - немецким экономистом XIX века. Он противопоставил национальную (реальную) политическую экономию «гипотетической» классической политэкономии А. Смита. Фр. Лист полагал:

  • · конкретная нация может улучшить свое экономическое положение в реально существующих мировых условиях;
  • · национальная политическая экономия занимается производительными силами, а «гипотетическая» ограничивается теорией стоимостного обмена;
  • · свобода торговли - орудие доминирующей экономики против менее развитых стран, препятствует созданию конкурентоспособной промышленности;
  • · экономический интерес нации является основополагающим при организации хозяйственной деятельности в стране, в реализации данного интереса большая роль принадлежит государству.

Методология изучения национальной экономики, принятая в мировой науке, связана также с именами немецких ученых исторической школы. Почти 100 лет назад Густав фон Шмоллер (1838-1917) сформулировал генетический подход к изучению экономики. В числе факторов, определяющих хозяйственный облик страны, были выделены этнические и даже антропологические признаки. Г. Шмоллер обратил внимание на экономическую психологию, ставшую в последствии ключевым подходом в исследовании рынка. Он полагал, что в экономической политике не может быть правил и решений, пригодных для всех стран и времен.

Вернер Зомбарт (1863-1941) рассматривал склонность к предпринимательству в связи с национальной спецификой. Он выступал за государственное регулирование экономики через контроль и планирование индустриального развития.

В. Зомбарт предложил типизацию экономических систем и периодизацию экономической истории, в основе которых заложены следующие постулаты:

  • · «жизнь духа» определяет национальный образ мысли и хозяйственную ориентацию;
  • · психология предпринимательства включает такие личностные особенности, как динамизм, склонность к риску, идейная свобода, способность после поражения начать все с нуля.

В. Зомбарт подразделяет предпринимателей на «завоевателей» (уверенность в себе, настойчивость, воля), «организаторов» (умение соединить людей в трудовом процессе), «торговцев» (способность завоевать доверие, расположить к себе, побуждать к поступкам). Он связывает склонность к предпринимательству того или иного вида с национальной принадлежностью. Размышляя над возможными вариантами социального развития, В. Зомбарт настаивает на необходимости государственного контроля и планирования индустриального прогресса. Идеалом для Германии называлась система государственного капитализма. В 1915 г. вышла книга В. Зомбарта «Герои и торговцы», где торговцам-англосаксам противостояла героическая германская нация.

Примыкавший к исторической школе, социолог Макс Вебер (1864-1920) исследовал воздействие религии на хозяйственную жизнь народов и стран. Его труды - «Протестантская этика и дух капитализма», «Экономическая этика мировых религий» - снискали широкую известность. Примечательны рассуждения М. Вебера о двух началах - мистическом (пассивное созерцание событий) и аскетически активном (преобразование мира). В мировых религиях присутствуют оба начала, но в различных сочетаниях. Особенно значителен аскетический акцент в протестантстве - религии первых американских переселенцев и европейских (британских) предпринимателей XVIII века. Он становится символом рационального поведения, формирует «дух капитализма». Пастыри учат, что бог предопределяет человеческие судьбы, но свидетельством избранности являются энергия и успехи. Тем самым предпринимательство получило нематериальный стимул к активной деятельности.

Многие исследователи полагают, что несущей конструкцией национальной экономики являются традиции и менталитет, которые определяют модель государственного регулирования и инструментарий экономической политики. При этом, подобно другим отраслям знания, национальная экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. В этом смысле она не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены повсюду определяются спросом и предложением, а с ростом дохода происходит снижение потребляемой части и возрастание его накопляемой части.

Власть национальной специфики в экономической жизни велика, но в многообразии хозяйственных обычаев, традиций и конкретных форм просматриваются общие закономерности, которые являются предметом экономического анализа.

Каждая национальная экономика специфична. Ни одна, даже самая «хорошая» и общепризнанная в научном сообществе, базовая теоретическая модель не может быть непосредственно применена к экономическому анализу и прогнозу, а требует разработки на ее основе более подробных моделей, учитывающих множество конкретных переменных в конкретной экономике.

Например, своеобразие России состоит не в том, что наша страна идет своим, «третьим», путем. Особенность России - в уровне экономического и социального развития, в степени ее приближения к состоянию, описанному в той или иной модели. Это и определяет соотношение общего и национального при использовании теоретических моделей для экономики России.

Основные специфические черты российской экономики:

  • · неразвитость рыночных отношений (рыночной инфраструктуры, институциональной среды);
  • · периодически наблюдается откат к существовавшим ранее формам отношений;
  • · медленно меняется система государственного управления.

Каждая страна наследует исторические традиции экономического развития нации.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
»

Национальная экономика

Издательство
Томского политехнического университета
2013

ББК 65.01я73

Национальная экономика как область хозяйственной практики людей исследует социально-экономические процессы прошлого, настоящего и будущего. Знание прошлого позволяет избежать ошибок в настоящем и будущем. Анализ обобщающих статистических показателей воспроизводственного процесса открывает широкие возможности для оценивания тенденций, характеризующих современное состояние национальной хозяйственной системы и обоснование перспектив развития в будущем.

Тема 1
Исторические аспекты
экономической деятельности
и развитие национальной экономики России

1.2. Факторы и уровни функционирования национальной экономики

1.3. Национальная экономика как наука

1.4. Экономическое развитие России в XIII – начале XIX вв.

1.5. Экономическое развитие России в XIX – XX вв.

1.1. Понятие и границы национальной экономики

Современные подходы к рассмотрению сути национальной экономики предполагают определение составляющих ее понятий, количественное определение результатов функционирования экономики, рассмотрение экономики отдельно взятой страны в ее историческом развитии.

Понятие нации происходит от лат. natio – народ и означает исторически сложившуюся форму общности людей, страну, государство.

История экономической мысли свидетельствует о постепенных изменениях в подходах экономистов к понятию «нация».

Д. Рикардо нацию определял как географическое пространство, обладающее естественными факторами (почвами с неравномерным плодородием), определяющими характер экономической деятельности. Например, Португалия производит вина, Великобритания – ткани.

У Дж. Ст. Милля нация – это регион, внутри которого факторы производства мобильны, но их мобильность ограничивается государственными рубежами.

По определению Ф. Перу нация представляет собой совокупность индивидуумов и групп, подчиняющихся государству, обладающему монопольным правом на использование государственного принуждения .

Наиболее полное экономическое определение нации дает Р. Барр. Он формулирует «экономическую концепцию нации» :

1) нация – это центр экономической деятельности, различающийся по своей природе (сельское хозяйство , промышленность и т. п.), по своему происхождению (индивидуальные, государственные предприятия), по условиям деятельности (конкуренция, монополия, жесткая государственная регламентация);

2) нация – это центр сил, значение и влияние которого выходит за рамки политического и географического пространства;

3) нация – это центр привилегированной сплоченности по экономическим, политическим и духовным причинам.

Таким образом, нация обладает специфическими свойствами экономического, политического и духовного характера, отличающими ее от других наций и вызывающими необходимость во взаимодействии с ними.

Что понимать под экономикой? Выделяется три основных трактовки понятия «экономика»:

· совокупность отношений;

· хозяйство региона, страны, группы стран, всего мира;

· отрасль науки, изучающая функции или отраслевые аспекты экономических отношений.

Таким образом, э кономика – это сложная система, которая находится на стыке природной и общественной сферы и отражает элементы как естественных, так и общественных связей . Сложность системы проявляется в следующем:

· в наличии целого ряда самостоятельных элементов;

· неоднозначности целевых установок каждого отдельно взятого элемента и системы в целом;

· в сложных связях между элементами, образующими систему.

Национальная экономика – это, прежде всего, хозяйство страны, его состав, структура, взаимосвязи отдельных элементов. Национальная экономика – это сложная хозяйственная, социальная, организационная, технологическая система. Эта система обладает совокупным экономическим потенциалом: производственным, природно-ресурсным, трудовым, научно-техническим и другим.

В целом можно выделить два значения термина «национальная экономика»

1. Национальная экономика – это система общественного хозяйства, сложившаяся на территории определенного государства.

2. Национальная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития хозяйства страны.

Как отрасль науки национальная экономика исследует:

· экономический потенциал страны, его размещение, национальный рынок, место страны в мировой экономике;

· специфику проявления универсальных экономических причинно-следственных связей, таких как рост производительности и снижение трудоемкости изделий; повышение доли сбережений по мере роста доходов; различное воздействие экспорта и импорта на экономический рост;

· степень государственного вмешательства в экономику;

· традиции и национальную психологию, ответственные за поведенческие реакции членов общества.

Рассмотрим границы национальной экономики в рамках предложенного подхода к ее определению.

Национальная экономика охватывает деятельность только резидентов, независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами.

Внутренняя экономика охватывает деятельность на экономической территории данной страны как резидентов, так и нерезидентов . Для определения границ внутренней экономики в СНС используются следующие понятия:

· «экономическая территория»;

· «резидент»;

· «центр экономического интереса».

Понятие экономической территории данной страны точно не совпадает с понятием территории, принятым для политических целей, т. е. с ее официальными административными границами.

Под экономической территорией понимается территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться.

К экономической территории данной страны также относятся:

· воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого данная страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива;

· так называемые «территориальные анклавы » за рубежом или зоны в других странах, используемые правительственными учреждениями данной страны (на основе аренды или собственности) для дипломатических, военных, научных или других целей, например: посольства, консульства и другие дипломатические учреждения;

· «свободные зоны» или предприятия данной страны, функционирующие за пределами ее границ, которые относятся к экономической территории той страны, где они физически располагаются.

· Экономическая территория данной страны не включает территориальные анклавы других стран или международных организаций на территории данной страны.

Хозяйственная единица имеет на экономической территории страны, если она владеет помещением или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного периода (не менее 1 года).

В характеристике результатов экономической деятельности принципиальное значение имеют различия в учете деятельности резидентов и нерезидентов.

Резидентами в соответствии с Законом РФ от 01.01.2001 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле » являются:

· физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся за рубежом;

· юридические лица и другие предприятия и организации, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

· дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами;

· филиалы и представительства предприятий-резидентов, находящиеся за пределами РФ.

Таким образом, резидентами являются все хозяйствующие субъекты, независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться . Это предприятия, организации и домашние хозяйства, проживающие и участвующие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года) , включая совместные, смешанные предприятия, филиалы зарубежных фирм и корпораций, иностранные банки , филиалы и представительства нерезидентов. Единица, занятая в производстве за границей длительное время, приобретает там центр экономического интереса и становится резидентом, даже если не имеет отдельного юридического статуса. Понятие резидента не совпадает с понятием гражданства или национальности.

К резидентам данной страны относятся:

· все лица, проживающие на территории данной страны за исключением лиц, приезжающих на срок, меньше года (туристов, артистов, спортсменов, ученых, сезонных рабочих);

· ее граждане, нанятые посольствами, консульствами других стран, расположенными на ее территории;

· экипажи самолетов, кораблей (функционирующие за пределами данной страны), которые остаются членами домашних хозяйств-резидентов данной страны, относятся к ее резидентам.

Сотрудники международных организаций, находящихся в данной стране, являются резидентами страны, где они работают в качестве международных служащих, если время их пребывания не меньше года.

Строительные бригады данной страны, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, где расположены строительные предприятия, с которых они были делегированы и являются их частью.

Резидентами, независимо от срока пребывания, не являются:

· сотрудники иностранных посольств, представительств и других дипломатических учреждений;

· иностранные студенты, независимо от продолжительности учебы, если они не теряют экономических связей со своей страной;

· иностранные военнослужащие, обслуживающие военные базы на территории данной страны;

· лица, проходящие курс лечения.

Нерезиденты – граждане, имеющие постоянное место жительство за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.

Функционирование хозяйственной национальной системы приводит к созданию и совершенствованию национального рынка, в пределах которого формируются и функционируют его отдельные сегменты, такие, как рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок недвижимости , фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности , рынок средств производства и т. д.

1.2. Факторы и уровни функционирования
национальной экономики

На национальную экономику оказывают влияние внутренние и внешние факторы.

К внутренним факторам относятся экономические субъекты национальной экономики, типы экономической системы, формы ведения хозяйства.

К внешним факторам – экономические факторы мирового сообщества, политические, демографические и культурные факторы в мировом сообществе.

В хозяйственной национальной системе можно выделить несколько уровней, функционирующих в едином экономическом пространстве страны:

1. Межстрановый.

2. Федеральный (общенациональный).

3. Региональный.

4. Комплекс отраслей национальной экономики (ОПК, АПК, ТЭК и др.).

5. Внутриотраслевой уровень.

6. Уровень интегрированных предприятий и финансово-промышленных групп.

7. Уровень организационно-правовых форм хозяйствования (АО, союзы, товарищества, общества и др.).

8. Внутрипроизводственный уровень (цех, службы предприятий и т. д.).

9. Личностный уровень (бригады, семьи, граждане).

Все уровни функционирования национальной экономики взаимосвязаны и объединены формами собственности, движениями материальных потоков всех видов ресурсов, потоками денежной массы и движением ценных бумаг .

В итоге деятельность отдельных составляющих элементов национальной экономики приводит к конечному результату хозяйствования, отображаемому системой обобщающих показателей, которые в конечном счете определяют размеры потребления и накопления, характеризуют структуру и место экономики страны в современной мировой системе хозяйствования.

Среди всех уровней наибольшую значимость имеет общенациональный уровень системы. Именно этот уровень функционирования, анализа и оценки важнейших показателей развития хозяйственной национальной системы позволяет характеризовать «лицо» национальной экономики, ее состояние, факторы, тенденции и перспективы развития.

В настоящее время на смену традиционному понятию национальной экономики как национальному хозяйству страны приходит интернационализированное понятие «страна – система», предполагающее существование за пределами национальных границ многочисленных структурных подразделений, филиалов и целых производственных цепочек, через которые происходит подключение данной национальной экономики к мировым воспроизводственным ядрам (центрам).

Происходит стирание границ между внутренней и внешней сферами экономической деятельности, между внутренней и внешней политикой. Наблюдается усиление процесса экономизации национальной политики:

· достижение политических целей и задач экономическими методами;

· смещение вектора стратегического развития от политических и идеологических целей к экономическим;

· смещение пространств мировой хозяйственной системы в сторону геоэкономического пространства;

· все более экономическое мышление дипломатического корпуса.

Особую значимость приобретает предупреждающее знание внешней среды, в которой предстоит функционировать национальной экономике и выявление закономерностей ее трансформации.

Геоэкономика – это концепция внешнеэкономической стратегии и формирование внешних экономических доктрин национальных экономик, которая вписывается в общую теоретическую панораму.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Современный меняющийся мир требует новых подходов к построению доктрины и стратегии развития национальной экономики.

2. Стираются грани внешней и внутренней национальной политики.

3. Усиливается процесс экономизации политики.

4. Экономическое пространство занимает лидирующие позиции в современном мире.

5. В национальных экономиках в условиях глобализации будет усиливаться то, что их объединяет, а не разъединяет.

6. Решение текущих проблем должно подчиняться цели долгосрочного развития национальной экономики, что предполагает выработку научных основ долгосрочной экономической стратегии развития каждого субъекта, переход на новый тип хозяйствования.

1.3. Национальная экономика как наука

Национальная экономика как наука включает в себя следующие составные части:

1. Объект и предмет науки.

2. Методологический инструментарий.

3. Субъект науки.

Объектом национальной экономики является хозяйственная система страны, входящие в ее состав уровневые составляющие.

Предметом национальной экономики выступают социально-эко­номические процессы воспроизводства, проявляющиеся в объемах (масштабах), темпах (спадах или подъемах) и пропорциях развития.

Инструментарий национальной экономики – методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций развития и разработанные на этой основе меры и средства подготовки и реализации хозяйственных макроэкономических решений.

Субъект национальной экономики – органы управления национальным хозяйством, его регионами и отраслями.

Формирование национальной экономики как специального направления отечественной науки началось во второй половине XIX – начале ХХ вв. В России связь общей экономической теории с национальной спецификой первоначально принимала форму приспособления к российским условиям западного теоретического опыта.

Известен трехтомный труд А. Бутковского «Опыт о народном хозяйстве, или Начала политической экономии» (1847), который является переложением взглядов о трех факторах производства, создающих стоимость.

(1828–1889) познакомил россиян с переводом работы Дж. Ст. Милля «Принципы политической экономии», являющейся наиболее последовательным изложением взглядов А. Смита и Д. Рикардо. ставил перед собой задачу соединения учения классиков с реалиями российской экономики, предлагая по ходу повествования свои дополнения к тексту.

Методология изучения национальной экономики заложена Фр. Листом – немецким экономистом XIX века. Он противопоставил национальную (реальную) политическую экономию «гипотетической» классической политэкономии А. Смита. Фр. Лист полагал:

· конкретная нация может улучшить свое экономическое положение в реально существующих мировых условиях;

· национальная политическая экономия занимается производительными силами, а «гипотетическая» ограничивается теорией стоимостного обмена;

· свобода торговли – орудие доминирующей экономики против менее развитых стран, препятствует созданию конкурентоспособной промышленности;

· экономический интерес нации является основополагающим при организации хозяйственной деятельности в стране, в реализации данного интереса большая роль принадлежит государству.

Методология изучения национальной экономики, принятая в мировой науке, связана также с именами немецких ученых исторической школы. Почти 100 лет назад Густав фон Шмоллер (1838–1917) сформулировал генетический подход к изучению экономики. В числе факторов, определяющих хозяйственный облик страны, были выделены этнические и даже антропологические признаки. Г. Шмоллер обратил внимание на экономическую психологию , ставшую в последствии ключевым подходом в исследовании рынка . Он полагал, что в экономической политике не может быть правил и решений, пригодных для всех стран и времен.

Вернер Зомбарт (1863–1941) рассматривал склонность к предпринимательству в связи с национальной спецификой. Он выступал за государственное регулирование экономики через контроль и планирование индустриального развития.

В. Зомбарт предложил типизацию экономических систем и периодизацию экономической истории, в основе которых заложены следующие постулаты:

· «жизнь духа» определяет национальный образ мысли и хозяйственную ориентацию;

· психология предпринимательства включает такие личностные особенности, как динамизм, склонность к риску, идейная свобода, способность после поражения начать все с нуля.

В. Зомбарт подразделяет предпринимателей на «завоевателей » (уверенность в себе, настойчивость, воля), «организаторов » (умение
соединить людей в трудовом процессе), «торговцев » (способность завоевать доверие, расположить к себе, побуждать к поступкам). Он связывает склонность к предпринимательству того или иного вида с национальной принадлежностью. Размышляя над возможными вариантами социального развития , В. Зомбарт настаивает на необходимости государственного контроля и планирования индустриального прогресса. Идеалом для Германии называлась система государственного капитализма. В 1915 г. вышла книга В. Зомбарта «Герои и торговцы», где торговцам-англосаксам противостояла героическая германская нация.

Примыкавший к исторической школе, социолог Макс Вебер (1864–1920) исследовал воздействие религии на хозяйственную жизнь народов и стран. Его труды – «Протестантская этика и дух капитализма», «Экономическая этика мировых религий» – снискали широкую известность. Примечательны рассуждения М. Вебера о двух началах – мистическом (пассивное созерцание событий) и аскетически активном (преобразование мира). В мировых религиях присутствуют оба начала, но в различных сочетаниях. Особенно значителен аскетический акцент в протестантстве – религии первых американских переселенцев и европейских (британских) предпринимателей XVIII века. Он становится символом рационального поведения, формирует «дух капитализма». Пастыри учат, что бог предопределяет человеческие судьбы, но свидетельством избранности являются энергия и успехи. Тем самым предпринимательство получило нематериальный стимул к активной деятельности.

Многие исследователи полагают, что несущей конструкцией национальной экономики являются традиции и менталитет, которые определяют модель государственного регулирования и инструментарий экономической политики. При этом, подобно другим отраслям знания, национальная экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. В этом смысле она не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены повсюду определяются спросом и предложением, а с ростом дохода происходит снижение потребляемой части и возрастание его накопляемой части.

Власть национальной специфики в экономической жизни велика, но в многообразии хозяйственных обычаев, традиций и конкретных форм просматриваются общие закономерности, которые являются предметом экономического анализа .

Каждая национальная экономика специфична. Ни одна, даже самая «хорошая» и общепризнанная в научном сообществе, базовая теоретическая модель не может быть непосредственно применена к экономическому анализу и прогнозу, а требует разработки на ее основе более подробных моделей, учитывающих множество конкретных переменных в конкретной экономике.

Например, своеобразие России состоит не в том, что наша страна идет своим, «третьим», путем. Особенность России – в уровне экономического и социального развития, в степени ее приближения к состоянию, описанному в той или иной модели. Это и определяет соотношение общего и национального при использовании теоретических моделей для экономики России.

Основные специфические черты российской экономики:

· неразвитость рыночных отношений (рыночной инфраструктуры, институциональной среды);

· периодически наблюдается откат к существовавшим ранее формам отношений;

· медленно меняется система государственного управления .

Каждая страна наследует исторические традиции экономического развития нации.

1.4 . Экономическое развитие России в XIII – начале XIX вв.

История политического и экономического развития России позволяет понять своеобразие ее пути. Формирование национальной экономики России происходило тяжело и находилось под консервативным воздействием традиций, под дамокловым мечом крепостничества.

Россия экономически отстает от Западной Европы. Татаро-монгольское иго, по существу, служит отправной точкой обоснования этого отставания. Россия спасла Европу от монгольского нашествия, приняв все тяготы на себя. В это время в Европе развивается парламентаризм: появляются Генеральные штаты во Франции, сословно-представительное высшее учреждение (1302–1789 гг.), состоящее из депутатов духовенства, дворянства и третьего сословия; кортесы в Испании, сеймы в Скандинавских странах.

Еще немного и Русь пошла бы по европейскому пути ограничения монархической власти, ибо во многих городах России созывалось Вече, русский аналог парламента. Однако монгольское нашествие во многом определило то «азиатское» начало, которое обернулось на Руси крепостным правом и абсолютным самодержавием. Был приостановлен рост городов, которые являлись носителями торгового начала и буржуазности в Европе. Только в конце XV в. монгольское иго было свергнуто и завершилось создание единого национального великого русского государства.

Своеобразием становления Московского государства явилась необходимость чрезмерного усиления государственности перед лицом внешней опасности. Естественная эволюция экономических и социальных отношений не успевала выработать надежные средства к их успешному разрешению. Объединение происходило не силой товарных отношений и торговли, а необходимостью противостоять внешней опасности: то бороться с монгольским игом, то с польским и литовским натиском.

В экономическом отношении Россия едва начинала отходить от первобытной эксплуатации природных богатств. Однако формирование сильного государства требовало мобилизации всех наличных ресурсов. Этим стремлением проникнуты все преобразования, предпринятые московским правительством в XV–XVI вв. В это время совершается прикрепление общественных классов к различным видам государственной службы. Взамен «вольных княжеских слуг» удельной эпохи формируется класс «служилых людей», обязанных государству ратной службой; остальное население составляет класс «людей тяглых». Это преследовало одну цель: возможно большее напряжение боевых и платежных сил населения. Было положено начало принудительной правительственной регламентации.

Принудительная регламентация жизни практически всех слоев общества отражает усиление прямого вмешательства государства в экономическую деятельность, создание деспотического самодержавия. Это можно подтвердить конкретными фактами:

· Тогда как на Западе господствует денежная рента (оброк) лично свободных крестьян, в России преобладает барщина , чисто внеэкономическое принуждение лично зависимых крепостных.

· В 1649 г. – победа буржуазной революции Оливера Кромвеля в Англии, а в России – окончательное закрепощение крестьян Соборным Уложением царя Алексея Михайловича («тишайшего») – отца Петра Великого.

Россия могла пойти по пути западного развития дважды, в XIII–XIV вв., а затем и в XV–XVII вв. Однако этого не произошло из-за усиления централизованного государственного вмешательства во все стороны политической, общественной и экономической жизни.

Своеобразие экономической деятельности Московской Руси XVI–XVII вв., отличающее ее от западноевропейской, состоит в преимущественном развитии торговой деятельности над крупной промышленной. Это послужило базой преобразований Петра Великого. Наибольшее развитие получил торговый капитализм, концентрация торгового капитала. Это было обусловлено не правительственными мероприятиями, а естественной эволюцией торговли, преимуществами крупной торговли над мелкой торговлей.

Однако и промышленность постепенно проникала в экономическую жизнь огромной империи. Так, показателен пример Урала, ставшего впоследствии важным источником экономического роста. Постепенно в начале XVII в. на Урале строились города, образовывались поселения по берегам рек, развивались кустарные промыслы и ремесла: кузнечное, гончарное, ткачество. Крестьяне выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху, лен. Легкодоступные залежи бурого железняка позволили с середины XVII в. строить на Урале железоделательные заводы. Это обстоятельство способствовало развитию специальной инфраструктуры, промышленности и формированию базы для последующего экономического развития и расширения торговли на дальние расстояния.

Реформы Петра, вызванные необходимостью укрепления военного могущества России, привели к быстрому развитию крупной промышленности. В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. В сжатые сроки в Карелии и на Урале создаются металлургические комплексы. В первое десятилетие XVIII в. образуются «казенные» заводы. Интенсивное строительство заводов на Урале началось с 1722 г. За 12 лет было построено более 20 заводов. Это связано с деятельностью Демидовых. К середине XVIII в. Средний Урал стал крупнейшим металлургическим центром страны. На его долю приходилось 67 % выплавки чугуна в России, а Никита Демидов стал единоличным поставщиком железа в Адмиралтейство. За 20–30 лет Россия заняла первое место в мире по выплавке металла.

Если в допетровскую эпоху в России, по существу, не было крупных промышленных предприятий, то после ухода Петра из жизни в России насчитывалось 233 казенных и частных фабрик и заводов. При этом многие из них отличались крупными размерами. Так, к Пермским заводам было приписано почти по 3 тысячи крестьян мужского пола (25000 на 9 заводов).

В России развивается многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Появляются металлургические, оружейные, пороховые, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные мануфактуры, обслуживающие армию и флот. Возникают мануфактуры и в других отраслях: стекольной, бумагоделательной, шелкоткацкой, шляпной, красочной, лесопильной. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, нефть, поташ, пушнину, икру.

В 1719 г. фактически была провозглашена свобода торговли, поощрялось частное предпринимательство, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. Петра можно считать первым «приватизатором» российской промышленности, поскольку в 20-е гг. XVIII в. целый ряд государственных заводов передается в частные руки.

Развитие экономики при Петре было подчинено протекционизму и популярной в Европе XVII в. теории меркантилизма , суть которой сводилась к двум положениям: во-первых, народ, чтобы не обеднеть, должен по возможности производить все необходимое сам; во-вторых, должен стремиться вывозить товаров больше, чем ввозить. Политика государства была направлена на ограждение российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.). Благодаря меркантилистской политике государства шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала.

Главной целью политики Петра являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд. Были проведены две переписи – в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась «душа» мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян – 1 р. 10 к.). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн р. в год).

Однако методы проведения реформ остались прежними – крепостническими. Остались в неприкосновенности и даже были усилены абсолютизм и крепостничество. Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность (металлургию, судоверфи, рудники). На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали посессионные (купленные и закрепленные за предприятием) и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.

Из-за этого Россия только технически догнала Европу, оставаясь позади экономически и социально. Сохранилась огромная роль государства, сверхцентрализация управления страной. Экономические реформы не обошлись без насилия и принесения в жертву государственному благу интересов отдельных людей и даже сословий.

Противоречивость петровских реформ проявлялась в запретах конкуренции, в выдаче частным предприятиям обязательных государственных заказов , фиксированных ценах на продукцию, контроле производства и сбыта товаров. Труд на заводах был крепостным. Промышленный подъем и частичное преодоление технической отсталости от европейских стран достигалось торможением капиталистических тенденций в экономике. Несмотря на хозяйственные успехи первой четверти XVIII в., Россия оставалась страной с крепостнической экономикой, с преобладанием сельского хозяйства над промышленностью и сельского населения над городским.

В дальнейшем развитии, по сути, были продолжены реформы Петра I. Дочь Петра Елизавета (1709–1762 гг., Императрица с 1741 г.) отменила внутренние таможенные пошлины. Это дало стимул к развитию торговли и формированию общего российского рынка. Крупным нововведением Елизаветы Петровны было существенное ограничение права фабрикантов на использование крепостного труда, сокращение таких привилегий фабрикантов, как полная свобода их от податей за мастеровых, состоящих при фабрике. Мастеровые были обложены подушной податью, наравне с прочими крестьянами. Тем не менее Елизавета поощряла отдельных фабрикантов предоставлением монополии на некоторое число лет.

Национальная Экономика- это сложная взаимосвязанная система, охватывающая весь социально- экономический комплекс страны на региональном и национальном уровнях. Для характеристики национальной экономики используется функциональные, территориальные я и отраслевые признаки.

Характеристика национальной экономики по функциональному принципу включает совокупность трех экономических ресурсов, которым располагает данное государство: человек, природа, капитал.

Национальная Экономика включает в себя две группы отраслей:

    Материального производства – относится к промышленности, сельскому и лесному хозяйству, к транспорту, связи, строительству, торговле, и общественному питанию

    Социальной сферы – относится к образованию, фундаментальной науке, здравоохранения, культуре, желищно-коммуникальному хозяйству, бытовому обслуживанию, спорту, туризму.

Это легло в основу деления н.э. по отраслевому признаку.

Национальная Экономика представляет собой совокупность экономических субъектов, осуществляющих сельскую хозяйственную деятельность на определенной территории страны – это легло в основу деления национальной экономике по территореальному принципу. РФ территориальность состоит из областей и республик. Объектами региональной экономики могут быть экономические районы, административные округа, территориально-производственные комплексы.

Основная цель национального развития - обеспечение максимальной возможности для создания благоприятных условий жизнедеятельности населения страны на основе экономического роста (повышение заработной платы, выработка мер антиинфляционной политики, понижение уровня безработицы и т.д.)

Для достижения основной цели макроэкономического развития государство разработала систему мер, инструментов и способов, в совокупности представляющую экономическую политику.

К числу основных инструментов экономической политики относятся бюджетная, налоговая, денежно-кредитная и валютная система.

Экономическая политика может быть реализована при помощи перечисленных инструментами различными способами в зависимости от выбранной в стране модели экономического развития. В условия рыночной экономике используются монетарные и фискальные виды экономической политики.

Монетарный подход связан с достижением представлен в макроэкономических целей за счет использования инструментов денежно-кредитной и валютной системы.

Фискальный подход осуществляется путем манипуляций в области налогов и бюджетной системы.

Сущность, основные черты макроэкономики.

Выделяется два уровня развития национального хозяйства:

    микроэкомика

    макроэкономика

Микроэкономика – сориентирована на проблемы обособленных экономических единиц, самостоятельно принимающих решения и действующих исходя из собственных интересов и ситуаций, определяемых совокупностью внешних и внутренних факторов.

Макроэкономика – это целостная экономическая система, представлена совокупностью домашних хозяйств, бизнеса, государства, функционирующих во взаимодействии и ориентирующихся на общие механизмы, обеспечивающие их устойчивое взаимодействие.

Для макроэкономике характерна экономическая целостность, базирующаяся на общем(национальном) разделение труда, делающем взаимозависимыми сферы, отрасли производства и регионы.

В рамках целостности экономические агенты связаны между собой то ли рынком, то ли общей экономической программой, объединяющий участников экономического процесса.

Национальной экономике присущ качественно новый тип управления. Государство располагает достаточно широким арсеналом средств воздействия на контрагентов экономики.

Можно выделить две важнейшие группы методов воздействия на хозяйственных субъектов:

    прямого или косвенного регулирования

    экономического или внеэкономического «воздействия» на частников экономического процесса.

Методы прямого регулирована предполагают непосредственное управление прежде всего объектами государственной собственности или другими структурами национальной экономики, по отношению к которым государство может выносить «обязующие» решения.

Методы косвенного регулирования, как правило, связаны с денежно-кредитной, финансовой, ценовой политикой, чаще всего «взаимодействуют» с заинтересованностью экономических субъектов в конкретных действиях.

Методы экономического «воздействия» - прежде всего стимулирующие методы, как правило, связаны с заинтересованностью экономических субъектов в предпринимательской деятельности, направляемая зависит от уровня получаемых доходов и выплачевыемых налогов.

Чем больше материальной заинтересованности, тем больше « устремленность» в предпринимательскую сферу, эффективнее ее результаты.

Внеэкономические методы – это директивные, обязательные, так называемые «административные» методы, основанные на « директивных сверху», имеют широкое распространение в условиях централизовано управляемой экономики, вместе с тем в известных пределах могут в каждой экономической системе.

Существуют различные подходы к оценке и определение роли макроэкономики в экономическом процессе.

Важнейшая – обеспечение эффективного функционирования экономики.

На ряду с общей можно выделить систему основных ориентиров:

    определение объективного обособленных особенностей макроэкономической конъюнктуры

    разработка политики механизмов и инструментария, обеспечивающих эффективное функционирования экономики

    по мере необходимости – определение не посредственных участников процесса.

Вместе с тем необходимо определение ряда других параметров, которые не могут быть решены на макроуровне.

В частности, исследователи выделяют три важнейших проблемы, требующих решение на макроэкономическом уровне:

1. обеспечение устойчивого экономического роста

2. полной занятости ресурсов

3. минимизации инфляций.

На макроуровне формируется кредитно денежная, финансовая политика, в значительной мере – социальная политика, играющие важнейшую роль в экономике, во многом обеспечивающие ее эффективность.

Например, макроэкономические факторы – инфляция, налоговая, инвестиционная политика и др., оказывают влияние на макроэкономические решения хозяйственных структур, связанны с их потребительскими расходами или сбережениями, инвестициями и т.д.

Таким образом, микро- и макропроцессы тесно взаимосвязаны, переплетающимся в воспроизведенном процессе, взаимодействуют как части и целое.

Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве .

В рыночной экономике производится огромное количество разнообразных товаров и услуг. В процессе их создания участвуют различные факторы производства, собственником которые являются известные нам основные субъекты рыночной экономики. Владельцы факторов получают доходы, величина которых в конкурентной экономике соответствует приделу продукта данного фактора в денежном выражении (MRP). Но доходы одних субъектов, являются расходами других, поэтому в макроэкономической теории принято говорить о кругообороте в масштабах национальной

Экономике.

Денежные потоки

Реальные потоки

На схеме видно что по часовой стрелки от дом. хозяйства через рынок факторов фирмам поступают услуги факторов производства (усл.труда, капитала, земли, предпринимательства) В свою очередь, через ранок благ от фирм к домашнему хозяйству, поступают различные материальные и нематериальные блага: продовольствие; автомобили, различные виды сервисного обслуживания и т.д. Этот процесс также происходит на нашей схеме по часовой стрелке. Но движение всех этих реальных потоков ресурсов и конечно продукции оплаченных денежными потоками. Поэтому против часов стрелки пунктирными линией показано встречными движении денежных средств. Для дом. хозяйства – это доходы, а для фирм эти платежи эти платежи за конечные товары и услуги. Для дом.хоз. эти денежные суммы представляют собой расходы, но для фирм они являются доходами. Таким образом, здесь показано циркуляция реальных благ и денежных потоков в закрытой экономике. Если же помимо фирм и дом. Хозяйств вести государство, то оно взимает налоги с фирм и дом. Хоз., представляя вместе с эти транссферы и субсидии. Кроме того, государство закупает на рынке благ - производственные фирмы.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...