Эффективность фискальной политики и ее последствия. Виды и эффективность фискальной политики


    ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ

Фискальная политика является частью финансовой политики государства.

Фискальная политика – политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения реальных социальных задач.

Фискальная политика включает:

    дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику;

    недискреционную политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.

Выделяют два вида дискреционной политики: стимулирующую и рестриктивную.

Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

Рестриктивная фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической.

Проведение дискреционной фискальной политики требует осуществления мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

    финансирование дефицитов;

    ликвидацию бюджетных излишков.

Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством пропажи ценных бумаг и эмиссия денег.

Недискреционная фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения в относительных уровнях государственных расходов и налогов осуществляются автоматически. В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики - амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Встроенная стабильность - это механизм действия автоматических стабилизаторов.

Государство определяет нормативы государственных расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые поступления. Последние изменяются и при неизменной налоговой ставке.

Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична. К основным проблемам относятся следующие:

1. Временной лаг. Это период, обусловленный реализацией фискальной политики, включающий этапы: осознания явления (спада или бума); административной задержки (от осознания до принятия мер); преодоления инерционности экономики (от принятия мер до получения эффекта). Проблема в том. Что в течение этого времени экономическая ситуация может принципиально изменится, и принятые меры окажутся неадекватными.

2. Приоритеты и баланс целей государственной политики:

а) У государства, как известно, много целей, и фискальная политика лишь одно из направлений его деятельности. Цели нередко противоречат друг другу. Так, например, задача сбалансирования госбюджета часто находится в конфликте с задачами макроэкономической стабилизации. Не согласованность целей порождает непредвиденные результаты. Поэтому необходимо соотносить между собой приоритеты целей и их баланс.

б) Необходимо учитывать переплетение делового цикла экономической активности с избирательным циклом политической активности. Это ставит осуществление фискальной политики в зависимость от чисто внешних политических устремлений. Например, известно, что популярные меры проводятся, как правило, до выборов, а наиболее непопулярные - после.

в) Фискальная политика, в отличие от кредитно-денежной, наиболее подвержена воздействию коррупции и лоббизма.

3. Эффект вытеснения расходов. Он обусловлен тем, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика в тенденции подрывает свою собственную эффективность. Так, например, при спаде государство осуществляет программу роста государственных расходов. Для их финансирования оно выходит на финансовый рынок, предлагая ценные бумаги. В результате произойдет увеличение спроса на деньги, приводящее к повышению процентной ставки и, соответственно, сокращению частных инвестиционных и потребительских расходов. Происходящее вытеснение расходов снижает эффективность стимулирующей политики. Однако, по мнению кейнсиансев, существуют факторы, противодействующие этому. Указывается на то, что 1) рост государственных расходов приводит к увеличению ожидаемой прибыли в частном секторе и стимулирует спрос на частные инвестиции; 2) можно увеличить денежное предложение, и эффект вытеснения будет полностью компенсирован, поскольку произойдет стабилизация ставки процента.

4. Эффект инфляции. Он состоит в том, что рост цен существенно ослабляет эффективность стимулирующей политики. При стимулировании совокупного спроса экономика перемещается на промежуточный участок кривой AS . Начавшаяся промежуточная инфляция через механизм эффектов богатства, процентной ставки, импортных закупок приводит к сокращению АЕ, что уменьшает эффективность стимулирования. Экономика не попадает в точку полной занятости Q e . Рост цен привод к отклонению кривой AS влево вверх, и равновесный объем производства устанавливается на уровне Q 2 .

5. Эффект чистого экспорта. Он обусловлен тем, что воздействия мировой конъюнктуры могут снизить и обесценить эффективность фискальной политики. Так при осуществлении стимулирующей политики государство в целях финансирования дефицита выходит на денежный рынок в качестве предъявителя дополнительного спроса. Увеличение спроса на деньги повышает процентную ставку, что понижает курс ценных бумаг и делает их привлекательными для покупателей из-за рубежа. Поэтому повышается внешний спрос на деньги и, соответственно, валютный курс рубля, что вызывает снижение чистого экспорта и АЕ. Такие изменения не только обесценивают фискальную политику, но и негативно воздействуют на торговый баланс.

6. Односторонность мер кейнсеанской фискальной политики. Кейнсеанцы предлагают воздействовать на экономику через AD и AE . Однако сторонники неоклассической экономической доктрины выступают за проведение политики, ориентированной именно на AS .

7. При проведении общей фискальной политики важно учитывать соотношение между дискреционной и недискреционной политикой, конкретный вклад каждой из них в макроэкономическую стабилизацию. Неучет этого ведет к нежелательным, нередко противоположным результатам, нежели те, которые предполагались в качестве первоначальных целей.

По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, – нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Считается, что то налоговое бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность. Такой фискальный нажим повлек за собой целый ряд негативных явлений. Во-первых, оказалась скованной предпринимательская активность. Во-вторых, многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсеклись от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать, в результате произошла своеобразная структурная деградация российской экономики. В-третьих, нестерпимый налоговый пресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны.

В сложившихся условиях актуализируются задачи оценки эффективности действующей системы фискального регулирования и отыскания путей ее оптимизации. Решение их предполагает множество различных подходов, среди которых, в частности, можно отметить качественный метод решения проблемы. Он заключается в упорядочении и совершенствовании всего налогового законодательства. Необходимо прежде всего отказаться от практики начисления налогов на затраты (в настоящее время именно таким образом изымается налог на добавленную стоимость) и перейти к схеме, предусматривающей уплату налогов по мере поступления средств на счет предприятия. Уже этих двух моментов в действующей системе фискального регулирования достаточно, чтобы разрушить вполне нормальную экономическую структуру.

Однако этот подход, направленный на “расшивку” всей системы бухгалтерского учета для изменения самого механизма изъятия налогов, не предполагает методов макроанализа. В противовес ему количественный метод оптимизации налоговой системы нацелен на определение максимально рациональных налоговых ставок в рамках действующего фискального механизма. Понятно, что он предполагает оптимизацию величин как отдельных налоговых ставок, так и совокупного налогового бремени как на юридических, так и физических лиц. Данный метод кардинально не меняет действующей системы налогообложения и, по сути, нацелен лишь на корректировку количественных фискальных параметров. Понятно, что это направление совершенствования системы государственного регулирования предполагает применение широкого спектра микро- и макроэкономических методов и моделей.

Оценить эффективность фискальной политики можно с разных позиций, а именно с позиции экономического субъекта (источника налогообложения) и государства (получателя налогов). С точки зрения юридических и физических лиц, оценка эффективности фискальной политики государства не представляет научного интереса, так как здесь действует прямолинейная и примитивная логика: чем больше налоговых изъятий, тем хуже. При оценке фискальной политики с точки зрения государства возможны два аспекта анализа: оценка эффективности фискальной политики, влияющей на производственную активность экономической системы и на наполненность доходной части государственного бюджета. Как правило, эти две оценки вступают в противоречие, и фискальная политика, эффективная с точки зрения второго критерия, может быть совершенно неэффективной с точки зрения первого. Кроме того, даже в рамках каждого из этих критериев фискальная политика может иметь неоднозначный результат, т. е. в развитии исследуемых процессов имеются точки перегиба.

Именно нелинейная зависимость объемов производства и налоговых поступлений от налогового бремени и есть предмет изучения, когда оценивается эффективность фискальной системы. Как правило, все конкретные расчеты параметров эффективности ведутся в рамках так называемой кривой А. Лаффера, в соответствии с которой функциональная зависимость налоговых доходов государства от уровня налогового бремени описывается параболой с точкой максимума.

Справедливости ради отметим, что концепция кривой Лаффера занимает центральное место в современной теории фискального регулирования. При этом конкретные исследования в этой области идут, как правило, по двум направлениям. Первое (теоретическое) предполагает моделирование экономистами производственных и фискальных процессов и теоретическое выведение из построенных моделей параболической зависимости Лаффера. В работах подобного рода акцент ставится на строгое доказательство наличия “эффекта перегиба” на фискальной кривой и выявление условий его возникновения, что само по себе имеет большое значение для экономической теории. К числу наиболее содержательных исследований этого направления можно отнести работы . Второе (прикладное) направление связано с практическими расчетами величин так называемых точек Лаффера (точек перегиба на фискальной кривой) применительно к отдельным странам и, по сути, представляет собой специфический раздел теории макроэкономического оценивания. В этом случае функциональные особенности экономической системы уступают первое место вычислительным алгоритмам и работе с конкретными статистическими данными (см., например, ). В ряде случаев теоретические модельные построения сопровождаются эмпирическими расчетами, чем обеспечивается слияние первого и второго подходов. Однако таких исследований чрезвычайно мало и, похоже, что при всей своей привлекательности этот путь малопродуктивнен.

Фискальная политика является неотъемлемой частью экономической политики государства. Именно поэтому оценка эффективности системы фискального регулирования и путей ее оптимизации являются довольно актуальными в настоящее время.

Оценивая эффективность фискальной политики, следует отметить её достоинства и недостатки.

К достоинствам фискальной политики относят:

Бюджетно-налоговая политика помогает сгладить колебания экономического цикла: помогает экономике возрождаться при спаде, а при подъеме сдерживает «перегрев» экономики. Инструменты фискальной политики либо непосредственно являются составляющими совокупного спроса (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансфертные платежи). Именно это и позволяет в периоды спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а во время подъёма экономики - сокращать их.

Бюджетно-налоговая политика стимулирует экономический рост. При

осуществлении государством стимулирующей фискальной политики государственные расходы увеличиваются, налоги снижаются. Во-первых, это приводит к увеличению совокупного спроса с AD1 до AD2, а значит и совокупного дохода с Y1 до Y2. Во-вторых, в случае снижения ставки налога на прибыль будут стимулироваться инвестиции; если же будет понижена ставка подоходного налога - повысятся сбережения и стимулы к труду. Эти процессы приведут к росту совокупного предложения и сдвигу кривой АS1 в положение AS2 и росту совокупного дохода с Y2 до Y3. В итоге уровень дохода увеличится с Y1 до Y3 [рисунок 2.1].

Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики обладают мультипликационным эффектом воздействия равновесного совокупного выпуска.

Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени от утверждения решения об изменении фискальной политики до получения эффекта от их реализации. Когда правительством принято решение об изменении в фискальной политике, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

Немедленное включение автоматических встроенных стабилизаторов при недискреционной фискальной политике. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики, сглаживание экономических колебаний происходит автоматически.

К недостаткам фискальной политики относят:

Эффект вытеснения.

Вытеснение - это общий термин, обозначающий любое падение частных расходов, сопровождающееся увеличением государственных расходов .

Эффект вытеснения заключается в том, что при увеличении роста государственных расходов, что приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному выпуску ценных бумаг. Таким образом, государство, размещая свои облигации, вступает в конкуренцию с частным сектором, что повышает процентную ставку. Ее рост сопровождается сокращением частных инвестиций и потребления, или иначе государственные расходы «вытесняют» частные. Когда фискальную политику рассматривают с этой точки зрения, то может оказаться, что она в значительной степени, а иногда и полностью, неэффективна.

Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг - период времени между осознанием необходимости изменения политики и принятием решения о её изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, но введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти. Эти обсуждения и согласования в большинстве случаев требуют длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Например, если первоначально в экономике наблюдалась рецессия (спад производства), и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

Трудности в расчетах. Трудно оценить влияние на совокупный спрос трансфертов и налогов, т.к. их влияние зависит от предельной склонности к потреблению, рассчитать которую достаточно сложно.

Политическое влияние на фискальную политику.

Фискальные меры принимаются и проводятся на политической арене. Эта реальность может не только замедлить реализацию фискальной политики, но и породить потенциальные политические конфликты, которые приходится учитывать при формулировании этой политики. Политики - это люди, которые стремятся быть избранными как можно дольше, поэтому они активно используют инструменты фискальной политики в предвыборных целях. Сильная экономика в период выборов, несомненно, помогает им добиться этих целей. Поэтому многие из политиков могут выступить за крупные снижения налогов под лозунгом проведения стимулирующей фискальной политики даже в том случае, когда такая политика в экономическом смысле является необоснованной. Точно так же они могут обосновать повышение государственных расходов на популярные в обществе статьи, вроде субсидий в сельское хозяйство, здравоохранение, образование, повышение безопасности страны.

Существует вариант, что лица, занимающие выборные должности, и политические партии, могут совместно использовать фискальную политику, в первую очередь в политических целях, тем самым они вызывают ненужные изменения совокупного спроса, в результате чего усиливается (вместо сдерживания) экономические колебания. Часто происходит, что перед выборами проводится экспансионистская фискальная политика, а уже после выборов приходится прибегать к мерам рестрикционной политики, чтобы ограничить излишне высокий совокупный спрос после выборов. Если отобразить эту проблему более кратко, то политиками могут быть порождены так называемые политические циклы деловой активности. Доказать при помощи документов, что ситуация проводилась по подобному сценарию, довольно трудно. Несмотря на это, мало кто сомневается, что политические аспекты действительно серьезно влияют на формирование фискальной политики .

Неопределённость. Это касается в первую очередь проблем распознавания экономической ситуации. Достаточно трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период спада и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в «перегрев». Так как на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики. Во-вторых это касается проблем оценки, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то достаточно сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные расходы или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрева и ускорения инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей бюджетно-налоговой политики как не привести экономику в состояние депрессии.

Инфляция спроса как результат увеличения совокупных расходов. В кейнсианской модели механизм действия фискальной политики рассматривается при постоянном уровне цен. В реальности цены изменяются. Например, увеличение государственных закупок приводит к увеличению совокупного спроса, следовательно, и росту цен. В результате чего прирост государственных закупок в краткосрочном периоде частично компенсируется, т.е. воздействие стимулирующей фискальной политики будет меньше предполагаемого.

Дефицит бюджета. В результате проведения стимулирующей фискальной политики увеличивается дефицит бюджета. Дефицит бюджета - сумма, на которую расходы бюджета превышают доходы бюджета. Дефицит состоит из дефицита при полной занятости (структурного дефицит) и циклического дефицита (вызванного колебаниями экономического цикла).

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить её результаты. Часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты могут изменяться вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а с другой стороны - на их размеры могут повлиять изменения объёма национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Именно поэтому судить по данным показателям об эффективности проводимой дискреционной фискальной политики достаточно сложно.

Чтобы оценить правильность принимаемых мер фискальной политики, используют бюджет полной занятости (стандартизированный, или структурный бюджет), который позволяет определить, каким была бы структура дефицита или излишка государственного бюджета при данном уровне налогов и государственных расходов, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости .

Смысл такой операции состоит в том, чтобы получить возможность сравнить фактические государственные расходы за год с государственными доходами, которые государство могло бы получить, если бы экономику функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки [рисунок 2.2].

Предположим, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при объёме выпуска YE. Фактический объём выпуска равен Y1, а потенциальный - Y2. Существующий при уровне дохода Y1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Но в действительности никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает тот факт, что при полной занятости и тех же государственных расходах и налогах (кривые G и Т остаются на месте) бюджет полной занятости имеет излишек, равный отрезку MN.

Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей, и отчасти именно поэтому уровень национального дохода ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, то есть в стимулировании совокупных расходов.

Изменение бюджета полной занятости показывает, как проводимая фискальная политика влияет на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствует о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса. И наоборот, уменьшение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой - сокращение совокупного спроса.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что оценка эффективности системы фискального регулирования и путей ее оптимизации являются довольно актуальными в настоящее время. Анализ эффективности фискальной политики показал, что данный механизм финансового регулирования имеет как свои «плюсы», так и свои «минусы». Бюджетно-налоговая политика может способствовать стабилизации выпуска продукции, но в то же время абсолютно ясен тот факт, что фискальная политика не всегда способна обеспечить полную стабильность. Для оценки правильности принимаемых мер фискальной политики принято использовать бюджет полной занятости. Следует отметить, что эффективность фискальной политики глубоко можно проанализировать с использованием модели IS-LM.

Оценка эффективности фискальной политики: на примере России

дипломная работа

1.4 Проблемы осуществления фискальной политики

Даже сторонники кейнсианского направления признают, что применение фискальной политики в качестве инструмента макроэкономической стабилизации сопровождается трудностями.

Важной проблемой является недостаток гибкости бюджетно-налоговой политики. Поскольку некоторые государственные программы осуществляются несколько лет и расходы по ним уже запланированы, то быстрое увеличение и снижение государственных расходов представляется трудноосуществимой задачей.

Проблему негибкости усугубляет проблема временных лагов. Поскольку изменение бюджетно-налоговой политики подразумевает длительное обсуждение в парламенте, то образуется внутренний временной лаг между осознанием необходимости осуществления мер и их вступлением в силу. Кроме того, поскольку воздействие фискальных мероприятий на экономику проявляется не сразу, имеет место быть внешний временной лаг между моментом принятия мер и их результатами.

Наличие описанных выше лагов означает, что при принятии решений о фискальной политике необходимо ориентироваться на экономическую ситуацию, которая будет в будущем. Однако точно предсказать экономические события не всегда представляется возможным.

Кроме того, измерение и анализ экономической информации несовершенны, и определить величину отклонения экономики от своего потенциала крайне сложно. Возникает неопределенность относительно кого, какие меры нужно принимать в данный момент времени. В противном случае, эффект от бюджетно-налоговой политики может проявиться в противоположной фазе экономического цикла и усилить колебания деловой активности.

Также существует проблема неопределенности связанная с тем, что сложно предсказать эффективность, которую будут иметь предпринятые меры. Даже если предположить, что нам известно на какую величину нужно изменить совокупный выпуск, вопрос о том, на какую величину нужно изменить государственные закупки или налоги по-прежнему останется открытым.

Прогнозирование эффекта фискальной политики затрудняется также вариативностью ожиданий экономических агентов. От ожиданий во многом зависят результаты фискальной политики, однако сама политика также оказывает влияние на ожидания. Этот факт еще более усложняет осуществление бюджетно-налоговой политики.

Вследствие описанных выше проблем осуществление бюджетно-налоговой политики происходит практически «вслепую». Тем не менее, кейнсианцы не спешат отказываться от этого инструмента макроэкономической стабилизации, хотя многие из них признают, что применять фискальную политику нужно лишь в периоды глубоких спадов и не стоит пытаться сглаживать все колебания экономической активности.

Основными инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты. Государственные закупки - это способ закупок...

Анализ современной фискальной политики

Реформирование бюджетной и налоговой систем в России проводиться в сложных условиях трансформации собственности и становлении национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства...

Методика составления плановой калькуляции производственных предприятий

Налоговая политика Российской Федерации, как инструмент экономического роста страны

При анализе любой налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», ее «цели», «методы» и «модели (типы)». Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления...

Налогово-бюджетная политика и ее роль в стабилизации и развитии экономики

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1. стимулирующую 2. сдерживающую. Рисунок 1(а...

Особенности и проблемы реализации фискальной политики в Республике Беларусь

На базе кейнсианской теории известный английский ученый Дж.Хикс разработал стандартную равновесную модель рынка. 0бщее равновесие на реальном, (товарном) и денежном рынках исследуется с помощью аппарата кривых “IS-LM” (рис. 2.1)...

Проблемы и тенденции реализации фискальной политики в Республике Беларусь

Фискальная политика представляет интерес прежде всего с теоретической точки зрения, для получения ответа на вопрос: как можно использовать инструменты данной политики для стабилизации экономики...

Совершенствование государственного регулирования экономики депрессивных регионов в условиях стратегического планирования

В условиях рыночных отношений государственная региональная политика должна вырабатываться с учетом децентрализации экономики, укрепления финансово-хозяйственной самостоятельности политических и административно-территориальных единиц...

Фискальная политика

Время от времени правительства различных стран предпринимают действия, направленные на «стимулирование экономики», которое носит название фискальной политики...

Фискальная политика

Экономисты признают, что правительство может сталкиваться с рядом серьезных проблем при выборе и проведении фискальной политики на практике. Связано это со многими факторами. Фискальная политика - это временный процесс...

Фискальная политика в России: цели, механизмы и последствия

Как у любой политики, при осуществлении фискальной политики возникают некоторые проблемы. Рассмотрим их далее. Существуют бюджетные дефициты. И побочные последствия их достаточно серьезны...

Фискальная политика государства в рыночной системе

Переход России к рыночной экономике изменил структуру доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений...

Фискальная политика и ее влияние на макроэкономическую стабилизацию

Наличие в фискальной политике двух основных компонентов предполагает, что у государства появляется возможность маневрировать как за счет изменения порядка налогообложения и привлечения других видов доходов...

Фискальная политика: направления реализации в национальной экономике Республики Беларусь

Вопросы совершенствования бюджетно-налоговой политики в Беларуси являются как никогда актуальными и важными на сегодняшний день. Общая неэффективность приемов и методов, используемых при составлении бюджета...

Эффективная социальная политика предприятия в кризисных условиях

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно.

Налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета.

    Налоговая система включает в себя:
  1. субъект налогообложения (кто должен платить налог)
  2. объект налогообложения (что облагается налогом);
  3. налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.

Существует два основных типа налогов: прямые налоги ,которые являются прямым вычетом из доходов, получаемых фирмами и домашними хозяйствами (например, подоходный налог), и косвенные налоги , которыми непосредственно облагаются фирмы и которые устанавливаются в зависимости от объема их производственной деятельности и включаются в цену той продукции, которая производится фирмами и поставляется ими на рынок (например, налог на добавленную стоимость) на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т.п.).

    Поэтому к прямым налогам относятся:
  • личный подоходный налог;
  • налог на прибыль;
  • налог на наследство;
  • налог на имущество;
  • налог с владельцев транспортных средств и др.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку этот налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер и представляет собой налог на потребление, а не на доход. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены.

    В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения:
  1. пропорциональный налог,
  2. прогрессивный,
  3. регрессивный налог.

Пропорциональный налог предполагает, что средняя налоговая ставка остается неизменной, независимо от величины дохода.

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода.

Регрессивный налог – это налог, налоговая ставка которого увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Таким образом, при увеличении дохода

доля дохода, выплачиваемого в виде налога, сокращается. Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги.

Таким образом, в своей налоговой политике государственные лидеры должны найти некую «золотую середину», оптимальный уровень налоговых ставок, который приносил бы государственному бюджету максимально возможный доход и вместе с тем обеспечивал бы экономике наилучшие условия для ее роста. Как определить этот уровень налоговых ставок? На этот вопрос помогает ответить кривая Лаффера.

Рис.№19.
Кривая Лаффера

КРИВАЯ ЛАФФЕРА показывает функциональную зависимость величины налоговых поступлений в государственный бюджет от уровня налоговых ставок; экстремальное значение функции, которая выражена в кривой Лаффера, показывает максимальную сумму налоговых поступлений в государственный бюджет.

Зависимость между налоговыми ставками и доходами бюджета связана со многими конкретными условиями той или иной страны. Поэтому нельзя дать какого-то единого рецепта для определения налоговых ставок вне зависимости от места и времени. Но принцип налоговой политики государства сводится к тому, что она должна обеспечить оптимальные условия для экономического роста, т. е.:

Представленный на рисунке график показывает зависимость величины налоговых поступлений (Тр) в государственный бюджет от ставки налога на прибыль (Т*). Если Т = 0, то вся прибыль остается фирмам, а в бюджет государства ничего не поступает. Если ставка налога на прибыль будет, например, 10%, то в бюджет поступит 200 млн р. дохода. Дальнейший рост ставки налога на прибыль будет сопровождаться увеличением дохода государственного бюджета, пока налоговая ставка не достигнет своего «критического уровня». В нашем примере он равен 50%. При налоговой ставке 50% доход бюджета достигнет своего максимума - 600 млн р. Дальнейший рост налога на прибыль приведет к тому, что фирмы начнут сокращать выпуск продукции, а их прибыли будут уменьшаться. Теперь чем больше будет повышаться налоговая ставка, тем меньше продукции будут выпускать фирмы, тем меньше будут их прибыли, и тем меньше будет получать государственный бюджет отчислений от прибыли. Если недомыслие финансовых руководителей государства доведет ставку налога на прибыль до 100%, то фирмы прекратят выпуск товаров и услуг, их прибыли упадут до нуля и эта статья доходов бюджета тоже будет равна нулю.

Фискальная политика - сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения поставленных правительством макроэкономических целей.

Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, то есть стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, являются поддержание:

  1. стабильного экономического роста;
  2. полной занятости ресурсов;
  3. стабильного уровня цен.

Фискальную политику проводит правительство. Инструменты фискальной политики воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм).

    Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляет собой расходы государственного бюджета, а налоги - основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой политики.

Расширительная фискальная политика осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита. Перерасход (дефицит) правительство будет покрывать за счет займов у населения, страховых компаний, промышленных фирм и т. д. Оно может занять и у центрального банка. Расширительная фискальная политика проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей.

Ограничительная фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок.

Дискреционная - значит произвольная, зависящая от сознательного решения исполнительной власти. Дискреционная фискальная политика - политика, довольно часто требующая изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Но этот процесс - медленный. Именно медлительность снижает эффективность дискреционной фискальной политики. Ее иногда сравнивают со стрельбой по быстро движущейся мишени: только приготовили законопроект, связанный с новой ситуацией в экономике, а пока его обсуждали, эта ситуация уже «устарела», и нужно разрабатывать новый законопроект.

Автоматическая фискальная политика. Эту политику называют также автоматической стабилизацией ,которая обеспечивает антициклические изменения в расходных и налоговых действиях правительства без преднамеренного обсуждения и изменения в фискальной политике. Речь идет о так называемых автоматических стабилизаторах, которые применяются правительством автоматически, ибо предусмотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета. Имеются три основных «встроенных» стабилизатора:

а) Пособия по безработице. Если растет безработица, то и поступления от налогов для обеспечения пособий по безработице падают из-за общего снижения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Напротив, если фактическая норма безработицы низка, а занятость велика, налоговые поступления растут, а число пособий сокращается. Иными словами, во время спада программа пособий будет иметь налоговый дефицит, а во время подъемов - излишек.

6)Налоги на прибыль корпораций. Прибыль - самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она падает сильнее остальных видов доходов во время застоя и растет быстрее во время оживления. Точно так же резко колеблются и налоговые поступления от прибылей корпораций. Падение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, увеличение - сокращает дефицит.

в) Прогрессивный подоходный налог. И в этом случае налоговые поступления будут падать во время спада и расти во время подъема, автоматически стабилизируя экономику, т. е. ограничивая глубину и размах циклических колебаний.

Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. Трехуровневые налоги функционируют в большинстве федеральных государств.

Налоги в России впервые разделены на три вида:

    Федеральные налоги :
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  • налог на доходы банков;
  • налог на доходы от страховой деятельности;
  • налог от биржевой деятельности;
  • налог на операции с ценными бумагами;
  • таможенные пошлины;
  • подоходный налог с физических лиц и др.

Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпункте "п" зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги (в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономной области, автономных округов.

Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

    Местные налоги , например:
  • налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
  • земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле.
  • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
  • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
  • курортный сбор и др.

Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования. Но для создания такой политики необходимо определить место налогов в механизме стабилизации. В настоящее время в России идет этап становления механизма налогового регулирования посредством реформирования налоговой системы.

Выполняя работу 3, Вы узнаете о роли государства в рыночной экономике.

При изучении теоретического материала обратите внимание на то, в каких случаях государство вмешивается в рыночные отношения и почему оно это делает. Запомните определения налогов, их структуры и типы налогообложения.

Определите, каким образом государство может создать благоприятные условия для экономического роста.

Для лучшего усвоения тем работы целесообразно обратиться к периодическим специализированным изданиям. Поработайте со статистикой госбюджета, государственного долга и налоговых поступлений, приведенной в СМИ. Обратите внимание на изученные понятия, разберите, в каком ключе они используются в периодике. Постарайтесь разобраться в прочитанном.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - система мероприятий, проводимых правительством по регулированию совокупного спроса с целью стабилизации национального дохода на уровне полной занятости.
Регулирование совокупного спроса на товарном рынке правительство осуществляет с помощью:
1) государственных закупок;
2) налогов;
3) государственных трансфертов.
Предположим, что существует бюджетное равновесие (это допущение необходимо только для упрощения, поскольку безразлично имеется ли дефицит, избыток или равновесие).
Если правительство увеличивает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом доходную часть бюджета, то национальный доход растет на величину большую, чем прирост государственных закупок, поскольку изменение объема государственных закупок приводит в действие процесс мультипликации дохода:
А7 = 1/1 - с х Ав.
Поскольку такая фискальная политика приводит к возникновению дефицита бюджета, постольку она именуется политикой «дефицитных расходов», то есть политикой расходов, финансируемых с помощью дефицита.
Другой вид фискальной политики, ведущей к возникновению дефицита государственного бюджета, является политика «дефицита без расходов». Суть ее сводится к снижению взимаемых государством с частного сектора налогов без соответствующего снижения государственных расходов.
Снижение налогового обложения частного сектора также ведет к мультипликативному росту дохода, однако налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных закупок.
Увеличение государственных закупок ведет к непосредственному росту совокупного спроса на товарном рынке, поскольку государственные закупки являются составной частью совокупного спроса на товарном рынке.
22
Поэтому импульс, задаваемый ростом государственных закупок процессу мультипликации дохода, оказывается равным величине изменения государственных закупок.
Импульс, задаваемый процессу мультипликации дохода изменением налогообложения, меньше величины изменения налогообложения.
Объясняется это тем, что изменение налогообложения влияет на совокупный спрос опосредовано, через располагаемый доход домашних хозяйств. В силу «психологического закона» спрос домашних хозяйств растет не в той же мере, в какой растет располагаемый доход. В результате импульс, задаваемый процессу мультипликации, оказывается меньше величины изменения налогообложения.
В случаях когда национальный доход достигает уровня полной занятости, фискальная политика может проводиться в целях борьбы с инфляцией. Наблюдающееся при этом превышение спроса над предложением и соответствующее инфляционное напряжение устраняются через сокращение государственных расходов и (или) увеличение налогообложения частного сектора.
Увеличивая государственные закупки, сокращая налоги либо предоставляя трансферты частному сектору, правительство добивается мультипликативного роста совокупного спроса на товарном рынке и национального дохода в краткосрочном периоде (см. рис. 14). Однако такая политика приводит правительство на финансовый рынок. Эмитируя дополнительные финансовые активы для покрытия возникающего бюджетного дефицита, правительство увеличивает предложение на финансовом рынке, неизбежным следствием которого является рост процентной ставки, в результате чего инвестиционный спрос сокращается. Это негативно сказывается в краткосрочном периоде на объеме национального дохода.
Сокращение частного (инвестиционного) спроса на товарном рынке в результате роста государственных закупок называется эффектом вытеснения.
Вытеснение может быть полным или частичным. Полное вытеснение наблюдается при абсолютной неэластичности денег по процентной ставке, что подразумевает наличие у экономических субъектов исключительно спроса на деньги как средство обращения. Возросший вследствие роста объема выпуска спрос
23
на деньги как средство обращения может быть удовлетворен только в результате продажи части финансовых активов, что, увеличивая предложение на финансовом рынке, ведет к росту процентной ставки и сокращению инвестиций ровно на столько, на сколько вырос объем выпуска. Графическая иллюстрация эффекта полного вытеснения представлена на рисунке 15.
К2
ьи

Уі = У г

Другая экстремальная ситуация - отсутствие эффекта вытеснения - возможна при очень низкой процентной ставке, при которой эластичность спроса на деньги становится абсолютной. В этой ситуации денежные активы используются как
г
гг
г
гі
У
23
средство накопления, поскольку альтернативные издержки хранения денег незначительны, и при росте дохода потребность в дополнительных денежных активах как средство обращения будет покрываться за счет денежных активов, использовавшихся как средство накопления. Графическая иллюстрация отсутствия эффекта вытеснения представлена на рисунке 16.

Таким образом, эффективность фискальной политики зависит:
1) от чувствительности спроса на деньги по процентной ставке;
2) чувствительности инвестиций к процентной ставке;
3) мультипликативного эффекта государственных закупок, налогов, налоговой ставки и трансфертных платежей.
Чем выше чувствительность денежного спроса, чем больше мультипликативный эффект и ниже чувствительность инвестиций к процентной ставке, тем эффективнее фискальная политика.
Итак, фискальная политика, как правило, приводит к росту национального дохода, потребления, процентной ставки и снижению объемов инвестиций. Добиться роста потребления и инвестиций одновременно возможно в случае, когда рост государственных расходов обусловлен ростом инвестиционных субсидий.
24
Фискальная политика может воздействовать на величину национального дохода и при сбалансированном бюджете. Изменение бюджета с условием сохранения его сбалансированности означает одновременное и однонаправленное изменение государственных расходов и доходов (налогов):
Ав = АГ = АБ.
Поскольку АУ= 1/1 - с х Ав,
АУ =-с/1 - с х А Г,
то одновременное изменение закупок правительства и налогов будет вести
АУ = 1/1 - с х Ав +(-с/1 - с)х АГ
и АУ = 1/1 - с х АБ +(-с/1 - с)х АБ,
АУ =1 - с/1 - с х АБ = АБ.
Изменение величины бюджета правительства ведет к равновеликому изменению дохода и занятости (теорема Хаавельмо).
ОсНОВНЫе ТерМИНЫ И понятия
Стабилизационная экономическая политика
Рестриктивная экономическая политика
Экспансионистская экономическая политика
Эффективность экономической политики
Кредитно-денежная политика
Операции ЦБ на открытом рынке
Ставка рефинансирования
«Ликвидная ловушка»
«Инвестиционная ловушка»
Фискальная политика
Эффект вытеснения
Задача
В закрытой экономике в результате изменения правительством ставки подоходного налога, а также изменения ЦБ количества денег в обращении равновесная ставка процента осталась неизменной, а равновесный уровень дохода вырос. Какую экономическую политику проводили правительство и ЦБ?

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...