Дотационные регионы рф в году. Регионы: доноры и реципиенты - в какой "центр" уходят деньги


По Бюджетному кодексу регион относится к числу доноров, если может обеспечить финансирование госуслуг выше установленного минимума в расчете на душу населения, т. е. не нуждается в дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности.

В 2006 г. 25 регионов-доноров обеспечивали почти 80% налоговых поступлений консолидированных региональных бюджетов, в 2015 г. на долю оставшихся донорами 14 регионов пришлось чуть более 60% доходов. Из них две трети – на четыре региона: Москву и нефтяные Тюменскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. За 10 лет доля этих четырех «ядерных доноров» в региональных бюджетах сокращалась из-за перераспределения их доходов в федеральный бюджет – прежде всего за счет централизации НДПИ. Несмотря на эти изъятия и на падение доли налога на прибыль в доходах этих четырех регионов, они по-прежнему остаются ядром бюджетной системы, заключают авторы.

Среди оставшихся 10 регионов-доноров (см. график) эксперты выделили неустойчивые: Ненецкий автономный округ, Самарская и Свердловская области – кандидаты на выбывание из списка доноров из-за сокращающихся поступлений как в региональную бюджетную систему, так и в бюджеты всех уровней. Выбывшие из списка доноров Башкирия, Пермский край, Омская и Томская области могут в него вернуться: доля их поступлений в бюджетную систему растет.

Некоторым регионам изъятие доходов федеральный бюджет компенсировал увеличением трансфертов: это было связано либо с сильными переговорными позициями региональных элит (Татарстан, Челябинская и Оренбургская области), либо со сменой региональной политической команды, считают эксперты. Например, несмотря на то что Московская и Ярославская области лидируют по темпам роста налоговых поступлений, после замены руководителей эти регионы стали получать значительные трансферты. А рост изъятий в федеральный бюджет при сокращении трансфертов из него в Красноярском крае, Иркутской, Астраханской областях связан со стремлением федерального центра поставить под контроль регионы с сильными местными группами интересов, пишут эксперты.

Использование трансфертов как инструмента влияния на регионы проявляется и в том, что некоторые регионы-доноры, не имеющие права на дотации на выравнивание, продолжают получать дотации на сбалансированность и другую финансовую поддержку центра. А часть регионов, лишившихся статуса донора, почти ничего, кроме законодательно установленных дотаций на выравнивание, не получает.

Похоже, цель межбюджетной политики – контроль над действиями региональных властей при централизации рентных доходов в обмен на трансферты, но такие меры не создают стимулов ни к наращиванию налогового потенциала, ни к повышению эффективности расходов, заключают эксперты Леонтьевского центра.

Система межбюджетных отношений консервирует неэффективную структуру экономики регионов, считает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Система перегружена большим количеством видов поддержки (только субсидий не менее 80 видов), дублирующих друг друга и поступающих в одни и те же регионы. Субсидии ведут к вынужденно неэффективным действиям регионов: например, средства на софинансирование строительства школы можно получить, только когда школа уже построена, – и регионы спешат, часто в ущерб качеству, рассказывает Климанов. Отраслевой лидер федеральной поддержки – сельское хозяйство, где низка производительность труда, продолжает он: «Целевые трансферты, в отличие от дотаций, должны быть направлены на развитие, на софинансирование новых высокотехнологических объектов, а мы идем по пути софинансирования текущих расходов провальных секторов».

Самые сильные, напротив, лишаются софинансирования на развитие, яркий пример – Калужская область: как только ее бюджетная обеспеченность превысила норматив на 0,008 (на восемь тысячных), она вылетела из всех программ поддержки и совместного финансирования адресных инвестиционных программ, жаловался губернатор области Анатолий Артамонов, пришлось их приостановить. В ответ на «феномен Калужской области» отредактировали методику, чтобы область потеряла не так много, знает Климанов.

Еще проблема – зарегулированность: федеральные средства становятся способом контроля со стороны центра каких-либо действий региона или даже муниципалитета, сковывая возможности для принятия самостоятельных решений, отмечает Климанов. Из 11,5 трлн руб. совокупных расходов регионов (с учетом фондов медстрахования) регионы могут распоряжаться только 0,8 трлн руб. – 10,7 трлн, или более 90%, зарегулированы, сетовал вице-премьер Дмитрий Козак: федеральный центр указывает, сколько и на что именно тратить.

Последние решения о централизации доходов – передача в федеральный бюджет еще 1 процентного пункта (п. п.) налога на прибыль из 20% (в регионы зачислялось 18 п. п., с 2017 г. – 17 п. п.) и сокращение доли зачисляемых в региональные бюджеты акцизов на нефтепродукты – вызвали недовольство губернаторов. Татарстан потерял 8 млрд руб., или около 5% собственных доходов, это лишает мотивации к развитию, сетовал президент Татарстана Рустам Минниханов: «Гражданину без разницы, он видит только власть – ему не важно, какого она уровня. Если есть доверие президента, значит, должны быть достаточные полномочия, чтобы проводить его политику».

На демотивирующее влияние межбюджетной политики жаловался на Гайдаровском форуме и красноярский губернатор Виктор Толоконский: «Мы не социально выравниваем, а инвестиционно тормозим». Потоки федеральных трансфертов отражают текущие политические, а с 2014 г. – прежде всего геополитические приоритеты: Дальний Восток, Северный Кавказ, Крым, заключает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики.

В 2017 году положение регионов-доноров продолжит ухудшаться. В попытке устранить возникшую в стране бюджетную диспропорцию, правительство ограничивает участие таких субъектов в программах софинансирования и централизует налог на прибыль. Бенефициаром грядущих изменений станут регионы со слабой экономикой: часть полученных средств равномерно распределят между всеми территориями. Плюс ко всему, бедные регионы «подкормят» бюджетными трансфертами. Как результат - высокие показатели экономики становятся не нужны губернаторам. Проще просить поддержку из федерального бюджета, генерируя реальные и утопичные проекты развития. О том, какие ключевые идеи получат развитие в регионах в 2017 году, – в материале «ФедералПресс».

За последние 15 лет количество регионов-доноров в стране сократилось с 20 до 13. Еще меньше муниципалитетов и субъектов, кто мог бы похвастаться профицитом бюджета по итогам прошлого года (в их числе Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Тюменская область, Сахалин). Политика межбюджетных отношений Министерства финансов приводит к тому, что субъектам становится не выгодно развиваться. Куда легче получать финансовую помощь напрямую из федеральной казны, нежели увеличивать долю собственных доходов: расширять налоговую базу и стремиться к росту экономических показателей.

Низкая бюджетная обеспеченность остается ключевой проблемой субъектов и головной болью для чиновников как на местном, так и на федеральном уровне. По данным экспертов РАНХиГС, по итогам первого полугодия 2016 года уровень жизни населения и потребление домохозяйств продолжают снижаться в подавляющем большинстве регионов. Доходы граждан сократились в 72 субъектах РФ, в том числе во всех регионах востока страны и Урала, а также Приволжского ФО, за исключением Татарстана. Официальных данных за весь 2016 года пока нет, однако эксперты прогнозируют, что падение продолжится. В целом за три года уровень благосостояния снизился на 10 процентов по сравнению с 2013 годом. При этом суммарный объем государственного долга регионов за последние три года увеличился на 27 процентов и превысил уже 2,2 триллиона рублей.

Диспропорция региональных бюджетов напрямую влияет на качество жизни и перекрывает россиянам доступ к таким базовым социальным услугам, как бюджетные места в вузах, жилищные субсидии. По мнению первого зампреда Госдумы по бюджету и налогам Валентина Шурчанова, поляризация регионов произошла из-за того, что российская экономика базируется исключительно на природных ресурсах – нефти и газе. Остальное реальное производство попросту не работает: машиностроение, легкая промышленность сегодня в загоне. Регионы, у которых нет большой металлургии, нефти и газа стали реципиентами. «Каким образом страна может быть единой, если, к примеру, все пенсионеры (не ветераны труда, а просто пенсионеры) Москвы бесплатно пользуются трамваем, автобусом, троллейбусом, метро и даже, если не ошибаюсь, транспортом пригородного сообщения. А возьмите любой другой регион: не только рядовые пенсионеры, но и ветераны не имеют никаких льгот. Ты живешь в Москве – значит, счастливый человек. А в регионах работай не работай – все равно будешь жить плохо. Эту ситуацию мы должны выровнять», – убежден депутат.

С больной головы на здоровую

Решить проблему неравенства доходов кабмин предлагает путем перераспределения части налога на прибыль между богатыми и бедными регионами. В октябре правительство внесло в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, которые предполагают передачу в 2017-2019 годах из тех 18% налога на прибыль, которые забирает себе каждый регион, отдавать в Москву еще 1% (в масштабах РФ это порядка 121 млрд рублей). Средства будут использованы на увеличение фонда финансовой поддержки регионов, увеличение грантов и компенсацию суммы прироста налога на прибыль, которую регионы смогут оставлять в своем бюджете. «Таким образом, эффективно работающие регионы, снижая уровень дотационности, будут получать из федерального бюджета адекватное вознаграждение и компенсировать уменьшение дотаций», – рассказал в интервью ТАСС вице-премьер Дмитрий Козак. Тем не менее, как оказалось, далеко не все главы субъектов согласны с идеей централизации налога на прибыль. По их мнению, такая «уравниловка» дестимулирует успешные регионы. В частности, мэр Москвы Сергей Собянин назвал это предложение политическим, и добавил, что принцип «отобрать и поделить» ни к чему хорошему не приводит, как показывает история России. Не менее критично отозвался о проекте закона глава Татарстана Рустам Минниханов в ходе последнего в 2016 году заседания парламента. Он заявил, что федеральные власти буквально принуждают территории-доноры финансово помогать менее обеспеченным регионам и назвал это прямым нарушением российской Конституции.

Страна победившего федерализма

В части изменения структуры межбюджетных отношений кабмин шагнул еще дальше. По поручению правительства до 1 февраля Минфин и Минэкономразвития должны представить предложения по изменению бюджетного законодательства, которые определят новый порядок предоставления федеральных субсидий регионам. Как отметил премьер-министр Дмитрий Медведев, они должны распределяться «исходя из потребности в развитии отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации, а также уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации». Предполагается, что больше средств получат регионы с наиболее высокими показателями развития экономической и социальной сферы. Успешным регионам будут предоставляться гранты из специального фонда, размер которого может составить около 20 млрд рублей.

По мнению экспертов, тенденции прошлого года позволяют предположить, что в 2017 году Кремль будет жестко отстаивать политику финансовой поддержки проблемных территорий при сохранении нагрузки на регионы-доноры. Сохранение существующего уровня господдержки регионов даже при наличии там серьезного бюджетного дефицита с большой долей вероятности продолжится и в 2018 году.

Курганский сенатор Елена Перминова убеждена, что решение об изменении механизма распределения налога между федеральным центром и регионами стало негативным итогом для преуспевающих субъектов, которые понесут серьезные финансовые потери. «В плюсе» останутся регионы, где уровень бюджетной обеспеченности находился ниже единицы. «Да, регионам донорам будут выделены гранты, но от них забрали больше, чем они могут получить. Опять же, для получения этих средств существует множество критериев и конкурс, – говорит Перминова. – Немного непродуманно, как можно было бы поступить в случае с нашей страной. Все-таки основа нашего государства (это прописано и в Конституции) – бюджетный федерализм, поэтому все регионы должны находиться в равных условиях. Имеются в виду условия получения государственных услуг для людей, проживающих в этих регионах».

Свердловская область

Свердловская область – один из 13 регионов-доноров (4 из которых расположены на Урале), поэтому ситуация здесь несколько сложнее, чем в других регионах. Например, в 2017 году по утвержденному проекту бюджета Свердловской области будет выделено меньше средств на транспорт. В данный момент так же не предусматривается федеральных денег на подготовку к чемпионату мира по футболу, который должен состояться летом следующего года.

На деньги свердловские власти претендуют через заход в федеральные программы. Перед каждым министром стоит задача попасть в максимально большое число ФЦП, поэтому главы ведомств регулярно ездят в Москву.

По итогам года, сумма, которую получит Свердловская область из федерации, может составить 12-12,5 миллиардов рублей. Средства будут направлены на поддержку сельского хозяйства, молодежную политику и другие направления, по которым возможно софинансирование. Кроме того, свердловские власти пытаются получить больше средств на строительство школ (Москва выделяет ограниченное количество, поэтому надо доказать возможность софинансирования).

«В трудных условиях необходимо расставлять приоритеты. Нам предстоит очень серьезная работа с федеральными структурами по привлечению средств. Мы делаем упор на включение тех расходов, которые позволят привлечь средства федерального бюджета. Это касается и школ, и газификации, и ЖКХ, то есть практически всего – 11 приоритетных направлений. Готовим проекты, чтобы зайти с предложениями, которые нам позволять получить федеральное финансирование», – рассказывал перед принятием бюджета первый вице-губернатор Свердловской области Алексей Орлов.

Свердловский минфин последние несколько лет старательно переходит на схему бюджетного, а не банковского кредитования. У банковских кредитов существенно выше процент, но, чтобы получить кредиты из федерального бюджета, Свердловской области приходится выполнять строгие условия соглашения, например, дефицит бюджета региона не должен превышать 50% от долговой нагрузки. Если соглашение будет нарушено, области придется возвращать все бюджетные кредиты сразу же.

Челябинская область

В Челябинской области – а это еще один регион-донор - большая часть крупнейших целевых программ реализуется на основе софинансирования из средств федерального бюджета. Лоббирование интересов региона - прерогатива лично губернатора Бориса Дубровского, а также профильных министров.

В 2017 году финансирование большинства таких программ было сокращено. Тем не менее заявленные в принятом депутатами областного Законодательного собрания бюджете показатели оцениваются властями как умеренно позитивные.

Среди крупнейших программ, на финансирование которых из средств федерального бюджета претендовал Южный Урал - поддержка регионального сельхозпроизводителя. При общем предполагаемом финансовом объеме программы - более 900 млн рублей, доля Москвы составляет около двух третей - 567 млн рублей. Зато программа по обеспечению жильем детей-сирот и оставшихся без попечения родителей будет профинансирована в основном из средств областного бюджета - 387 против 137 млн рублей федеральных трансфертов.

В подавляющем большинстве случаем федеральный центр готов финансировать просьбы региональных властей на условиях финансировании ими трети рассчитываемой стоимости программы. К примеру, на область треть расходов в рамках реализации на территории региона отдельных мероприятий госпрограммы по развитию здравоохранения (суммарный объем - 143 млн рублей), укрепление материально-технической базы сельских домов культуры (52 млн рублей).

Тюменская область

В Тюменской области ситуация несколько сложнее и запутаннее. Согласно данным по бюджету на будущий год, в казну региона из федерального центра будет направлено 3,4 млрд рублей, опять же, по большей части в виде субвенций. Так, 1 млрд руб будет потрачен по статье о поддержке семьи. Остальные субвенции «размазаны» по десяткам реализуемых программ. Довольно примечательной является ситуация, при которой Тюменская область субсидировала федеральный бюджет на 365 млн рублей для строительства двух трасс, соединяющих Тюмень с соседними регионами - ХМАО и Омской областью. Летом прошлого года начальник Главного управления строительства региона Сергей Шустов говорил также о привлечении федеральных средств для строительства платного участка Восточного обхода Тюмени, который призван соединить федеральную и региональную дороги в направлении поселков Боровский, Винзили и Богандинский. По планам, федеральные средства должны были покрыть до 75% стоимости объекта, но был ли одобрен этот план - пока не сообщалось.

ХМАО

Безвозмездные поступления в бюджет ХМАО - самые большие в Западной Сибири и превысят в 2017 году 3,5 млрд рублей В виде субсидий из них – лишь 71,7 млн рублей Почти 42 млн рублей из них будут использованы на реализацию программы развития здравоохранения, еще 28 млн рублей – на развитие сельского хозяйства и молочного животноводства. Субвенции составляют 3,2 млрд рублей, наиболее крупные из них – по таким направлениям как поддержка семьи и выплата декретных и больничных при банкротстве компании (1,08 млрд руб), оплата услуг ЖКХ для отдельных категорий граждан (878 млн рублей), осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений (361 млн рублей) и выплата пособий по безработице (328 млн рублей).

ЯНАО

Бюджет ЯНАО довольно слабо зависит от федеральных средств. Согласно проекту бюджета на 2017 год, из федеральной казны в виде трансфертов предусмотрено 1,2 млрд рублей - учитывая общий объем доходов в 112 млрд рублей это лишь около 1% бюджета края. При этом, объем субсидий, предназначенных на софинансирование конкретных программ стремительно сокращается. Если в 2015 году это было более 305 млн рублей, то на 2017 год заложено 52,7 млн рублей с дальнейшим сокращением до 32 млн рублей остальные средства приходят в регион в виде субвенций для осуществления полномочий регионального уровня. Часть этих средств в виде субвенций перейдут на муниципальный уровень. Что касается субсидий, то почти 34 млн рублей из федеральной казны будет потрачено на поддержку арктического агропрома - животноводства, рыболовства и ряда других направлений.

Курганская область

В Курганской области 2016 год прошел под знаком борьбы властей региона за выравнивание бюджетной обеспеченности. Поставить все субъекты Федерации по этому критерию в равные условия – главная принципиальная просьба губернатора Алексея Кокорина к федеральному центру в последнее время.

Как сообщили в финуправлении, основное софинансирование из федерального бюджета в 2017 году пойдет на программу переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, строительство жилья для детей сирот, новой школы в селе Нижнее Куртамышского района. Спортсмены области также рассчитывают на получение денег на новое покрытие стадиона КЗКТ в Кургане.

Напомним, Алексей Кокорин еще в октябре 2015 года делал доклад по этой проблеме на парламентском часе в Совете Федерации. Его предложения были услышаны, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала такую позицию. С этим согласилось и Министерство финансов, эту проблему донесли и до президента страны Владимира Путина.
В комментарии для «ФедералПресс» Алексей Кокорин отметил: «В этом направлении уже очень много сделано. В конце 2016 года мы получили дополнительно из федерального бюджета 500 млн рублей. А в 2017 году на выравнивание бюджетной обеспеченности получим 2 млрд. 700 млн рублей плюсом к тому, что мы имели. Это записано в строке бюджета и это шаг вперед. Понятно, что многим субъектам, которые отдают много денег в этот фонд, это не нравится. Я, кстати, не за то, чтобы брать деньги с богатых регионов и отдавать их бедным. И Зауралье тоже отдаст в этот фонд около 200 млн рублей. Нужно искать другие источники для такого фонда».

Депутат ГД РФ от Курганской области Василий Шишкоедов сегодня в комментарии по этой теме в местной прессе, отметил, что «этот вопрос уж очень остро обсуждался (вы, наверное, знаете, что территории-доноры сопротивлялись, тем не менее представителей этих регионов нам удалось убедить в необходимости принятия такой меры). В специальном фонде накоплено более 120 миллиардов рублей, деньги из него пойдут на выравнивание бюджетных потенциалов территорий. Кроме того, принято решение о направлении около 200 миллиардов рублей на погашение задолженности регионов по коммерческим кредитам».

Губернатор на итоговой пресс-конференции сообщил, что год удалось закончить без увеличения кредиторской задолженности. «Доходы сегодня – 35 млрд рублей, расходы – 38 млрд рублей. По итогам финансового года мы не увеличили задолженность и закредитованность областного бюджета». Однако, по мнению главы Зауралья, вал социальных обязательств нивелирует дополнительные доходы.

Поправки в Бюджетный кодекс изменили межбюджетные отношения между Москвой и регионами. Теперь дотация введена в рамки соглашений между главой региона и Минфином РФ. И условия этих соглашений очень жесткие, подчеркнула начальник финансового управления области Елена Лукашук на заседании областного заксобрания. И в части введения налоговых льгот в регионе, и в части наращивания собственных доходов, оптимизации расходов. Таким образом, главный итог 2016 года и надежда на 2017 – й в отношениях с Москвой – тот факт, что методика распределения финансовой помощи субъектам Российской Федерации изменена, и новые подходы использованы в федеральном бюджете на 2017 год и на два года вперед. А реальный эффект от этого покажет время.

Краснодарский край

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев в своем комментарии обратил внимание, что, если сравнивать со средними показателями по России и ЮФО, «экономика региона выглядит вполне успешно». Например, в прошлом году собственные налоговые и неналоговые доходы выросли больше, чем на 14 %, не была допущена рецессия, а ВРП составил чуть меньше 1 %, при этом в этом году ожидается рост до 2 %.

Но, конечно, есть проблемы – и их немало – которые регион самостоятельно, без помощи федерального центра решить не сможет, говорит глава. Например, без этой поддержки невозможно было бы в 2015 году закрыть очереди в детские сады для детей от 3 до 7 лет, а сейчас невозможно решить вопрос о строительстве новых школ, чтобы все школьники могли учиться только в одну смену. «Очень много вопросов сельских жителей мы смогли решить в последние годы именно с помощью федеральных субсидий», – добавляет Кондратьев.

«Если мы говорим об обеспечении базовых стандартных социальных потребностей жителей, здесь нельзя руководствоваться принципом «деньги к деньгам», – продолжил Кондратьев. – Все дети должны получать образование, у каждого должна быть возможность получить медицинскую помощь и так далее. Независимо от уровня софинансирования, потому что это – сама жизнь. Другой вопрос – если мы говорим о развитии территорий. В этом случае, вполне уместно, мне кажется, средства направлять тем регионам, у которых есть возможность «добавлять» и вкладываться, тем, кто демонстрирует и готов подтверждать рост».

Ростовская область

Донской губернатор Василий Голубев отметил «ФедералПресс», что по поручению президента регионам была поставлена задача сократить уровень госдолга и минимизировать привлечение коммерческих кредитов. Для замещения долговых обязательств по коммерческим кредитам предоставлялись бюджетные кредиты. «В 2016 году Ростовская область для погашения рыночных долговых обязательств получила льготные бюджетные кредиты из федерального бюджета в объеме почти 6,5 млрд рублей. Это позволило нам снизить расходы на обслуживание госдолга более чем на 276 млн рублей, – рассказал Голубев. – Поддержка из федерального бюджета не только уменьшила уровень долговой нагрузки до 33,6 %, но и улучшила структуру госдолга Ростовской области».

В этом году область на аналогичные цели планирует получить 3,1 млрд рублей бюджетного кредита. Кроме того, регион дополнительно должен получить федеральные средства на возвратной основе в размере 1,6 млрд рублей.

Нижегородская область

В министерстве финансов Нижегородской области назвали целесообразным предусмотреть в федеральном бюджете средства на предоставление целевых бюджетных кредитов для реализации мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года без установления дополнительных требований на срок до 5 лет. «Также считаем целесообразным предусмотреть в федеральном бюджете средства на предоставление субъектам РФ беспроцентных бюджетных ссуд на частичное замещение рыночных долговых обязательств», – добавили в министерстве.

В Нижегородской области сохраняется потребность в дополнительных средствах на обновление объектов социальной сферы, дорожной инфраструктуры, коммунальных сетей, необходима дальнейшая реализация программы расселения ветхого жилищного фонда, реконструкция и расширение дорог с учетом сложившейся загруженности, строительство новых транспортных развязок. Дополнительную финансовую помощь из федбюджета представляется целесообразным направить, прежде всего, на строительство новых школ и реконструкцию старых, расселение ветхого жилого фонда, ремонт и реконструкцию дорог с учетом новых технических требований, сказали в нижегородском минфине.

В министерстве отметили, что правительство Нижегородской области на постоянной основе проводит работу по оптимизации структуры государственного долга, в результате которой в его структуре более 85 % составляют среднесрочные и долгосрочные заимствования (сроком от трех лет и более), что позволяет минимизировать риски наступления «пиков платежей». С 2004 по 2016 годы регион разместил 11 облигационных займов на общую сумму 64 млрд рублей. «Спрос на приобретение облигаций Нижегородской области ежегодно значительно превышает предложение: в 2,5 раза в 2013 году, в 1,5 раза в 2015 году и в 2,5 раза в 2016 году. Средства от размещения облигаций направляются на погашение более дорогих кредитов коммерческих банков и на покрытие дефицита бюджета», – уточнили в нижегородском минфине.

Практика выпуска облигационных займов Нижегородской области продолжится в 2017–2019 годах: в текущем году планируется разместить заем в объеме 12 млрд рублей, в 2018 и 2019 годах – по 10 млрд рублей.

Дотационность регионов является понятием условным по «методике», которая определена законодательством. В конечном итоге дотационность субъектов Российской Федерации зависит от нормативов отчисления налогов в федеральный центр. Если планка отчислений меняется, то меняется и дотационность региона. Поэтому современное деление субъектов Российской Федерации на «дотационные» и «доноры» определено уровнем отчисления налогов.

«Донорами» считаются регионы, отчисляющие значительное количество налогов в центр, а «дотационными» являются те субъекты Российской Федерации, которые не только отчисляют налоги, но одновременно и получают из федерального бюджета финансовую помощь в виде дотаций.

Таким образом, деление регионов на «доноры» и «реципиенты» связано с тем, что налоги и другие бюджетные доходы на территории у первых - избыточные, а у вторых - недостаточные для покрытия их бюджетных расходов. Ранжирование регионов по данному признаку обнаруживает их резкое расслоение по степени бюджетной обеспеченности.

По данным Минрегиона, в 2008 году в России действовали только 11 регионов-доноров , которые формировали около 70% всего бюджета страны. Основная масса субъектов Федерации образуют группу регионов-«реципиентов» (принимающих помощь).

На 01.01.2010г. доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в доходах 32 регионов превысила 40%, а в Чеченской республике, Республике Ингушетия, Республике Тыва, Республике Дагестан, Республике Алтай – 70%; с дефицитом были исполнены бюджеты 62 из 83 субъектов РФ (по данным Минфина). К сожалению, у этих проблемных территорий, получающих значительную финансовую помощь из федерального центра (обеспечивалось лишь поддержание потребностей на уровне минимальных социальных стандартов), не наблюдается заметного социально-экономического прогресса. Основную налоговую нагрузку по перечислению средств в федеральный бюджет (в расчете на душу населения) несут центральные регионы, а получатели бюджетных средств - это преимущественно отдаленные от центра регионы.

Разница между самым богатым субъектом РФ - Москвой и самым бедным - Ингушетией, без учета финансовой поддержки из федерального бюджета, по доходу на душу населения составила 40 раз.

Всего дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в 2010 году не будут выделяться 12 субъектам-донорам в том числе – трем регионам Северо-Западного федерального округа, включая Ленинградскую область с населением свыше 1,6 млн. человек (по данным Минфина).

К числу причин неравенства регионов можно отнес­ти:

    разные темпы экономических преобразований (приватизации, конверсии);

    незавершенность процесса разграничения прав и предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной власти;

    предоставление отдельным субъектам Федерации больших экономических и социальных льгот по сравнению с други­ми;

    недоучет региональных последствий проведения федеральной экономической политики в сфере макроэкономики;

Неравномерность в пространственном отношении, в скорости распространения и в глубине экономического спада.

В настоящее время государственная финансовая поддержка регионов осуществляется главным образом из федерального бюджета в трех формах:

    перечисление трансфертов Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации (ФФПР), субвенций на целевые мероприятия, дотаций на покрытие текущих расходов (включая финансирование программ регионов) и др.;

    прямые расходы министерств и ведомств, финансирование федеральных отраслевых программ на территориях (не считая расходов на оборону, международную деятельность и т.д.);

    средства, переданные регионам на возвратной основе (государственная финансовая поддержка завоза продукции в районы Крайнего Севера и т.п.).

В 2006-2008 гг. предоставление финансовой помощи регионам (трансферты) производилось в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Основу раздела «Межбюджетные трансферты», как и в предшествующие годы, составляли:

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ,

Федеральный фонд софинансирования социальных расходов,

Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов,

Федеральный фонд регионального развития,

Федеральный фонд компенсаций,

Резервный Фонд Правительства РФ.

К сведению: Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации (ФФПР) - основной инструмент выравнивания, из которого идут перечисления средств в регионы (трансферты). Трансферты из этого Фонда получают все регионы реципиенты (80% субъектов РФ). Финансовая помощь центра распределяется так, чтобы выровнять средние затраты на душу населения, используя федеральные социальные стандарты и индекс бюджетных расходов для каждой группы регионов;

При оказании федеральной финансовой помощи регионам Правительство РФ руководствуется следующими подходами :

    использование нормативных методов при определении объективно необходимых бюджетных расходов субъектов Российской Федерации;

    наличие и реализация в регионе программ увеличения собственных доходов и последовательного сокращения получаемой помощи из федерального бюджета;

    ответственность руководителей органов власти различных уровней за нецелевое расходование средств федерального бюджета;

    повышение регулирующей, координирующей и контролирующей роли федерального центра при оказании государственной помощи для решения социально-экономических проблем, относящихся к предметам совместного ведения;

    обязательное долевое участие субъектов РФ, органов местного самоуправления в реализации соответствующих программ и проектов, для которых предусматривается оказание федеральной помощи;

    обязательная оценка эффективности принимаемых решений по оказанию федеральной финансовой помощи и др.

Федеральный Центр ставит задачи :

Обеспечить бездефицитность (бездотационность) бюджетов большинства субъектов Федерации путем изменения налоговой системы;

Лучше определять и учитывать при формировании бюджетов финансовый и налоговый потенциал каждого региона;

Добиться сбалансированности бюджетов всех уровней;

Наладить контроль за целевым выделением и расходованием средств, предоставляемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

Фонд регионального развития (ФРР) - совокупность социально-инвестиционных частей федеральных целевых программ, региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и др. Из него, в основном на безвозвратной основе, будет предоставляться финансовая помощь регионам на создание минимально необходимой (по нормам) социальной инфраструктуры согласно разработанному и согласованному плану инвестиционной деятельности данного рода. Выделение средств осуществляется по заявкам региональных органов исполнительной власти в пределах максимальной доли данного региона в ФРР, при этом доля федерального бюджета не может превышать 50% общих капиталовложений региона.

Фонд развития региональных финансов (ФРРФ) создается для активизации процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Федерации, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ. Его источниками будут кредиты международных финансовых организаций, а также другие средства, определяемые Правительством РФ. Средства на возвратной основе должны выделяться регионам, а в отдельных случаях - крупным городам. В первую очередь это бездотационные и низкодотационные территории, регионы, создающие благоприятные условия для экономического развития, скорого достижения финансовой самостоятельности и повышения кредитоспособности (т.е. данный фонд, скорее, не «поддерживающий», а «премиальный»).

При распределении финансовой помощи субъектам Федерации должно учитываться: отношение нормативной бюджетной потребности региона (в расчете на душу населения) к средней (минимальной) обоснованной потребности по субъектам Федерации - индекс бюджетных расходов, показывающий, насколько больше (меньше) нужно затратить бюджетных средств в данном регионе по сравнению со средними или минимальными. Целесообразно планировать два вида федеральной поддержки:

1. Оказание оперативной помощи регионам, находящимся в экстремальных природных условиях (Крайний Север) и пострадавшим от стихийных природных и техногенных катастроф.

2. Предоставление текущей, средне- и долгосрочной финансовой помощи остропроблемным регионам, придав им статус регионов особой государственной поддержки.

В соответствии с заявлениями, сделанными премьер-министром Дмитрием Медведевым на совещании по балансировке территориальных бюджетов, проходившем в конце декабря, размер дотаций, направленных регионам России в 2017 году, возрастет минимум на 13%. Таким образом, общая сумма поддержки составит более 1,5 трлн руб.

Нововведения в систему дотаций регионам России в 2017 году

Кроме того, с нынешнего года изменится подход к распределению дотаций. Отныне, по заявлению премьер-министра, федеральные трансферты будут перечисляться, исходя из реально существующих приоритетных потребностей. Таковыми, в частности, будут причисляться нужды на развитие перспективных экономических отраслей и социальных сфер.

Для обеспечения межбюджетного баланса Дмитрием Медведевым было подписано несколько важнейших постановлений, которые призваны коренным образом переменить правила предоставления государственной поддержки регионам в 2017 году.

Первое касается ответственности, которую будут нести все получатели дотаций федерального уровня в результате договоренностей, достигаемых с Министерством финансов России. С начала нового года каждый регион, получающий средства в рамках межбюджетных трансфертов, должен официально брать на себя обязательства по достижению конкретных показателей. В общем смысле «последнее относится к преумножению и реализации экономических потенциалов и сведение количества неэффективных трат к минимуму», – заявил Медведев.

Дотации российским регионам: Чеченская и Крымская республики

Государственные средства, направляемые на поддержание Чеченской республики, в новом году останутся практически неизменными. Такое решение окончательно было принято и одобрено в конце 2016 года; на него не повлияли даже довольно жесткие высказывания Р. Кадырова, выразившего по этому поводу своё возмущение. Все необходимые правки были внесены, и бюджет был принят государственной думой без обсуждения. Финансовая поддержка от государства, предоставляемая в новом году Крымской республике будет несколько ниже, нежели в прошлом и составят немногим более 37 млрд руб.).

Эти суммы будут переданы следующим образом.

  1. Часть денежных средств поступит в местные бюджеты в рамках выравнивания их обеспеченности. Такой порядок представлен в официальных документах, которые были подписаны в комитете по бюджету, в состав которого вошли сотрудники министерства финансов и члены правительства. В соответствии с этим документом, в новом году Чеченская республика получит 24 млрд, Крымская – 18,5 млрд руб.. В бюджет же Севастополя отдельно поступит более 2, млрд руб. (на выравнивание межбюджетного баланса).
  2. Другая часть будет передана в региональные бюджеты на соблюдение баланса между ними. Так, например, Чеченская республика примет 16,5 млрд руб., в Крымскую республику поступит чуть более 18,5 млрд, а в Севастопольский бюджет – более 5 млрд. Это решение было одобрено комитетом особым порядком. Бюджетов иных регионов поправки в своем содержании не касались.

Иные регионы России, которые получат крупные дотации

Учитывая все сказанное выше, Чеченская и Крымская республики по-прежнему будут являться одними из самых высоко снабжаемых регионов, однако в числе первых будут стоять не они.

Денежные средства в рамках государственной поддержки в более крупных размерах будут переданы: в Дагестан (более 52 млрд руб.), Якутию (более 36 млрд руб.), Камчатка (более 37 млрд руб). Указанные регионы оказались самыми обеспечиваемыми со стороны государства и в минувшем году.

Каких-либо конкретных пояснений своим приоритетам ни члены правительства, ни представители руководящих постов в комитете по слушанию бюджета пока не давали. Что же касается депутатского корпуса, то ни у кого из них такая позиция вопросов не породила.

По данным предварительной калькуляции, размер дотаций, передаваемых регионам России в 2017 году, составит более 738 млрд руб. Эта сумма по меньшей мере на 15% превысит результаты минувшего года. Такие данные приводились в материалах проекта федерального бюджета на момент подготовки его ко второму чтению. Т.о. без серьезных изменений остались размеры государственной финансовой поддержки бюджетов Чеченской и Крымской республик.

Дотации регионов России в 2017 году: нюансы

По свидетельству корреспондентов ТАСС, глава Чеченской республики Р. Кадыров активно выступал против запланированного министерством урезания объемов финансовой поддержки региона, находящегося в его ведении. Такая позиция имела следующую мотивацию. По мнению главы республики, согласие на сокращение бюджета, которое имело место с его стороны раньше, не могло привести к неисполнению взятых им обязательств. Однако же нынешняя позиция федеральных властей может привести именно к такому исходу

Данная реплика Рамзана Кадырова получила ответ от министра финансов. В том числе было сказано, что опасения главы республики кажутся преждевременными.

Что касается властей Крыма и непосредственно Севастополя, то никаких официальных просьб о повышении государственной поддержки с их стороны не поступало. Между тем, для этих регионов федеральные власти подготовили внушительный пакет поправок, который был вынесен на второе чтение.

Гибридный фронт. Это нужно знать.

В России для разжигания сепаратизма и экстремизма используют определённые методичку по которой сталкивается развивающаяся провинция с центральной частью страны. По этой схеме пишущим по методичке ботам нужно внушать москвичам, петербуржцам или казанцам мысль, что именно их город содержит и кормит Кавказ, Крым и Камчатку. Людям живущим на Урале и в Сибири тролли должны вписывать в мозг, что Урал, Сибирь, дальний Восток грабит и обдирает Москва, боты должны писать, что у России сидит на шее Москва, Санкт Петербург или Казань со своим метро, спортом и музеями. Обязательно в конце или начале такого коммента добавлять фразу: "всем известно". Я буду вести этот блог на примере Москвы потому, что я этот город знаю и люблю не меньше чем все остальные города любимой России.

Что мы имеем на самом деле.

Город-герой Москва – Является крупнейшим в стране политическим, экономическим, промышленным, транспортным, научным и культурным центром.

Москва является крупнейшим промышленным городом России. Ведущее место в производстве занимают металлообработка и машиностроение. Широко развиты автомобилестроение (Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ) - оборудование и др.), станкостроение («Красный пролетарий» и др.), приборостроение («Геофизприбор» и др.), лёгкая промышленность (х/б комбинат «Трёхгорная мануфактура», обувная фабрика «Буревестник» и др.), пищевкусовая (молочная, мясная, кондитерская, табачная и др.), электротехническая (завод «Динамо» и др.), металлургическая («Серп и молот» и др.), нефтеперерабатывающая и химическая («Красный богатырь», «Каучук» и др.).

В России 11 регионов-доноров (регион - донор, это регион не получающий денег общих - федеральных денег на региональные нужды и отдающий часть своих доходов не только в общий - федеральный бюджет, но и для выравнивания баланса регионов реципиентам. В России 72 региона являются реципиентами (дотационными регионами берущими общие - федеральные деньги и деньги регионов доноров на региональные нужды).

В число доноров входят Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Самарская, Сахалинская, Тюменская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Самый благоустроенный город России, конкурс.

Среди многократных победителей - Хабаровск, Новороссийск, Тюмень, Красноярск, Ангарск. Информация на 2016 год.

1)Тюменская область.


2)Республика Татарстан.


3)Белгородская область.


4)Чеченская Республика.


5)Ямало-Ненецкий АО.


Что это значит? Это значит, что Москва ни кого не грабит и у Москвы на шее никто не сидит, а баланс соблюдается долгосрочными программами Развития России. Богатые города и республики не отнимают у бедных регионов, а наоборот - те кто может и умеет зарабатывать делятся в рамках стратегии с отстающими. Да, у кого - то больше ресурсов, удобнее местоположение и мягче климат, но.... Но я вспоминаю Москву в девяностые годы - годы когда деньги не просто в городе водились, деньги потоками лавы кипели в руках столичных властей сжигая на своём пути всё живое, а город не смотря ни на что был похож на большой разбомбленный рынок.

Что это значит? Моё мнение - успешность, эффективность внедряемых программ, грамотное, бережное управлением городом или регионом зависит не от нулей на банковском счету (ворам никогда не хватит), а от самих жителе, от их гражданской позиции, от местных, муниципальных властей и людей в этих структурах работающих.Естественно Москва столица не только России или одна из главных столиц Европы, но и мегаполис представляющий цивилизационное развитие человечества в целом на территории города находятся объекты, артефакты, современные и исторические здания, памятники, музеи не имеющие цены для культуры и исторической памяти нашей планеты. Далее...

Даже на уровне такого высокого статуса Москвы в России находится достаточное количество качественных управленцев, чиновников из регионов которые опережают московские коллег по целому ряду пунктов социального и городского развития. Да, Москва научилась сама обеспечивать свои потребности, но как эффективно и грамотно тратить заработанные деньги судя по компетентным исследованиями нам - Москве у некоторых продвинутых регионов ещё приходится и поучиться. Я же, как москвич, русский и Россияни горжусь обогнавшими нас городами и территориями ибо наша общая сила в движении!

Тюмень самый качественный город для жизни в России.


Хабаровск самый чистый город в России.


Ростов самый дорогой город в России для школьников, Москва на третьем месте.


Екатеринбург на втором месте по количеству современных высоток.


Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...