Что означает телематика в мире страхования автомобилей? Денис Гаврилов, «Важно. Новое страхование»: Все ходы записываются


Никогда, ни при каких обстоятельствах не обращайтесь в эту Шараг контору под именем «Важно страхование» (СК Независимость)! Это Важно!
Запомните это и рассажите всем друзьям!
Надо сказать это мой первый отзыв о чем-либо, но тут просто не могу пройти мимо.
События развивались следующим образом.
У меня заканчивался полис КАСКО. Позвонил очередной агент, представился как представитель диллерский сети Ауди и предложил рассчитать полис КАСКО (типа с 30% скидкой). Таких агентов и всяких брокеров за месяц назвонили уже человек 100500. Хорошо представлял рыночную стоимость полиса КАСКО (угон+ущерб) и с франшизой и без франшизы. Сообщил агенту данные (У меня безаварийная езда).
Далее через 1 час агент перезвонил и назвал стоимость. Стоимость оказалась ниже рынка процентов на 20%. ~50 000 рублей, угон+ущерб на ауди ку3 2014 года.
Такую стоимость нормальные компании предлагали с франшизой 30к, чтобы было понимание. Предлагается собственно продукт «КАСКО-телематика» с установкой телематического оборудования, компания «ВАЖНО». Думаю, ну ок.
Переспросил несколько раз, где подвох. Уверили, что подвоха нет, это скидка за безаварийность + программа «семейное страхование» (в полис вписана только жена) и скидка, за то что есть несовершеннолетний ребенок(!).
Не скажу, что такое дикое объяснение меня удовлетворило, но тем не менее.
Цена была больно уж привлекательная. Каюсь:) Я согласился.
Про страховую компанию прочитал отзывы, увидел, что она в топ60, а по каско в топ20, увидел рейтинг надежности B+, узнал у друзей про нее. Вроде негатива не было. Все как у других страховых компаний.
Позвонили из их офиса, назначили встречу на сегодня. Еще раз переспросил откуда такая цена. Ответ - был примерно такой же как и выше.

В означенное время приехал агент оформлять договор. На вид агент - это студент старших курсов.
Далее. Агент заполняет документы и распечатывает мне образец договора.
Спрашиваю, какие риски застрахованы, есть ли какие-то скрытые франшизы, какие повреждения не страхуются (всякие молдинги, арки и т.д.) Отвечает несвязано, что ограничений вроде нет, дает брошюрку этой шараг конторы. Типа - «читайте».
Очень внимательно читаю про телематическое устройство, которое будет установлено.
Спрашиваю про него. Многие пункты в договоре откровенно не нравятся.
Не отвечаю за точность формулировок, но что-то типа - «Страховая компания на основании данных с телематики в праве принять решение о страховой выплате».
Мда. Ну да ладно.

Ок, смотрю, далее. Просит проверить, как он заполнил данные.
Ну ок, после 1.5 часов пока он печатал договор и разбирался с системой, я уже порядком устал. Принтер, компьютер и все нужные бланки были при нем.
Далее, подписываю договор, плачу с карточки.
Напоследок заставляю себя еще раз внимательно и аккуратно все прочитать.
И ТУТ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ, ДОРОГИЕ МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ!
Разводка для лохов номер #1
Нахожу в договоре галочку «Летний водитель», читаю условия, что Ущерб страхуется только на период май -октябрь, в остальное время нет.
Тихо офигеваю от происходящего… От такого наглого сокрытия информации.
Студент включает «шланга» и начинает дозваниваться до менеджера, «типа разобраться» как так получилось. Дозвониться не получилось. Через 10 минут начинаю выходить из себя.
Читаю еще внимательнее.
Разводка для лохов номер #2.
Смотрю прямо рядом с летним водителем - ограничение на пробег 5000 км в год.
Про это тоже было не слова, как вы понимаете.
Я просто в бешенстве, надо отдать должное… Студент все такой же «шланг». Я заявку не заполнял, ничего не знаю. Пытается при этом дозвониться менеджеру.
Говорю ему, чтобы отменил транзакцию, мне ср*ть на объяснение менеджера, с таким ДНОМ я дела иметь не собираюсь.
Если кто-то будет это читать, поставьте плюсик этому студенту, транзакцию он отменил быстро.
Наверно лицо у меня было очень стращное уже).
Потеряв 2 часа драгоценного времени, в не самом лучшем расположении духа, под теплым апрельским долждем, иду писать данный отзыв…

Занавес.

Повторяю еще раз для всех уважаемых пользователей.
НИКОГДА НЕ ОБРАЩАЙТЕСЬ В «ВАЖНО СТРАХОВАНИЕ». ЭТО ВАЖНО!!!
Жить я думаю этой компании осталось недолго.
От меня они тоже так просто не отделаются.
Постараюсь это распространить везде где только можно.
Если представитель СК будет это читать, готов предоставить все необходимые свои данные и т.д. Я не аноним и не представитель конкурентов.
Спасибо за внимание и извиняюсь за много текста.
Удачи!

Телематика действительно может уменьшить стоимость страховки для аккуратного водителя

Фото: Fotolia/ra2 studio

Российские водители за год сэкономили на страховках каско около 100 млн рублей с помощью телематики - таковы оценки разработчиков решений для «умного» автострахования. Какие характеристики водителя важны для «умного» каско, каким автовладельцам телематика обеспечит скидку, а для кого будет совершенно бесполезна - разбирался Банки.ру.

Очень умный полис…

Российский водители за 2015 год сэкономили порядка 95-100 млн рублей на каско с помощью «умного» страхования. Такие оценки привели Банки.ру компании - разработчики страховой телематики Raxel Telematics и Meta System. «Умное» каско основано на принципе Pay-As-You-Drive («Плати, как ездишь»): в автомобиль бесплатно устанавливается телематическое устройство - прибор, который фиксирует стиль управления и позволяет аккуратным водителям впоследствии получить скидку на каско. Средний дисконт, который «зарабатывают» водители, по данным разработчиков, составляет около 10-15%, максимальный - около 30%. Страховые компании заявляют о возможности получить скидку до 55% (в зависимости от страховщика). В luxury-сегменте авто скидка может составлять до 200 тыс. рублей в год, свидетельствуют данные Meta System.

Около 70% водителей, установивших телематическое устройство, получают высокий рейтинг и могут рассчитывать на скидку, рассказывает генеральный директор Raxel Telematics Дмитрий Рудаш. По его словам, телематические данные позволяют гораздо точнее предсказывать «аварийность» каждого конкретного клиента, чем стандартные факторы, от которых зависит цена полиса классического каско, - возраст, стаж водителя, марка и модель автомобиля, год выпуска.

«В первую очередь это может быть выгодно молодым водителям - я имею в виду возрастную категорию 18-30 лет, - говорит эксперт. - Полис каско для них стоит обычно на 40-50% дороже, чем для группы водителей 31-40 лет, и это объяснимо, потому что молодые люди в среднем попадают в ДТП значительно чаще, чем опытные водители. При этом среди молодых водителей есть и аккуратные. По нашей статистике, 60% водителей этой группы имеют рейтинг безопасности больше 50 баллов и могут рассчитывать на значительную скидку. Но тарифы высокие для всей категории, так как 60% аккуратных водителей 18--30 лет платят за 40%, имеющих низкий рейтинг. То есть телематика, как элемент более точного ценообразования, позволяет выявлять аккуратных молодых водителей».

«Этот продукт стал инструментом предоставления очень хорошего предложения для аудитории молодых и неопытных водителей в возрасте 24-29 лет, которой на рынке крайне сложно получить интересный тариф и с которой мы не очень плотно работали раньше», - подтверждает представитель компании «АльфаСтрахование».

Телематика оценивает стиль и «рискованность» вождения по более чем 20 параметрам, рассказывает Дмитрий Рудаш: как часто водитель превышает скорость, резко тормозит, ускоряется и перестраивается, сколько часов подряд проводит за рулем - так как от этого зависит скорость реакции. Важно также, днем или ночью обычно человек использует автомобиль: «Каждый километр, который вы проезжаете с 11 вечера до 6 утра, по статистике, примерно в три раза более опасен с точки зрения степени риска, чем в любое другое время суток. Ночью скорость движения выше, усталость больше, скорость реакции ниже в два раза», - объясняет разработчик.

Существенным фактором является ожидаемый годовой пробег: по статистике Raxel Telematics, водители, которые проезжают 30 тыс. км в год, попадают в ДТП примерно в два раза чаще, чем те, кто проезжает 10-12 тыс. км в год (при среднем пробеге в России 16 тыс. км в год). Оценивается даже такой «сложносочиненный» показатель, как сложность маршрута - по федеральным, региональным или городским дорогам преимущественно ездит человек («100 километров по трассе и 100 километров по городу - это, согласитесь, разные 100 километров», - говорит эксперт), и даже число левых поворотов, которые считаются более опасными, чем правые.

«Кроме молодых водителей, телематика может помочь сэкономить тем, кто не использует автомобиль для каждодневных поездок, а, например, только в выходные - так как в часы пик аварийность выше. Ну и в целом водителям, которые стараются ездить аккуратно и не гонять», - подытоживает представитель Raxel Telematics.

…даже слишком умный

И наоборот, можно выделить две категории клиентов, для которых телематика будет бесполезна. Это люди, которые привыкли к агрессивному стилю вождения, а также те, кто много ездит на машине, например любители дальних автопутешествий и таксисты, рассказывает Дмитрий Рудаш. Доля таких водителей не превышает 30%, уточняет он.

«Конечно, если человек проедет те же 30 тысяч километров в год, но при этом будет стараться ездить в дневное время суток, будет избегать резких торможений, ускорений, других опасных маневров и будет проводить за рулем не больше четырех часов за раз - у него будет хороший рейтинг. Но практика показывает, что это скорее исключение, - рассказывает эксперт. - По дороге в Крым и Краснодарский край часто можно увидеть последствия того, что человек проводит 15 часов за рулем без перерыва».

Кстати, именно опасение оказаться неаккуратным водителем и получить не скидку, а надбавку к стоимости полиса удерживает многих клиентов от установки телематического устройства, признает заместитель генерального директора по развитию бизнеса СГ «Уралсиб» Иван Шорников. Однако условия каско с телематикой обычно не работают против клиента: если человек не «наездил» себе на скидку, стоимость его полиса просто рассчитывается по базовому тарифу.

Условия предоставления скидки по полису «умного» каско у разных страховщиков отличаются. К примеру, в «Уралсибе» предлагают два варианта. Первый - оплатить полис по полной цене сразу на год и получить скидку в конце периода при продлении страховки либо cash back. Второй вариант - оплата полиса каско в рассрочку: при заключении договора клиент платит 50% стоимости страховки, ездит три месяца с телематикой, а затем вносит вторую половину стоимости - уже с учетом «заработанной» скидки. В «Либерти Страховании» стоимость каско пересчитывают через четыре месяца после использования телематики, в «АльфаСтраховании» принимают решение о предоставлении скидки спустя полгода. Компания «Важно. Новое страхование» дает телематическое устройство на весь период страхования и предоставляет скидку при пролонгации договора. По статистике страховщиков, достаточно легко соблюдают условия аккуратного вождения и могут рассчитывать на дисконт 80-90% водителей, которые поставили себе телематику.

Также ряд страховщиков предлагают клиентам оценить свои шансы на скидку, не приобретая полис, - поставить на машину телематику в тестовом режиме. Компания «Уралсиб» для этих целей запустила первое на рынке , которое позволяет прикинуть, аккуратный вы водитель или нет, даже без установки специального устройства. Кроме того, в некоторых компаниях welcome-скидку в 10-12% на полис классического каско можно получить за сам факт установки устройства в автомобиль.

При этом, по словам старшего вице-президента по развитию телематики Meta System Алексея Шипулина, основной объем скидки приходится на второй-третий год после установки оборудования за счет корректировки стиля вождения.

Куда поедет телематика

На российском рынке каско с телематикой появилось около двух лет назад. Сейчас такой продукт предлагают всего шесть компаний: «АльфаСтрахование», «Важно. Новое страхование», «Ингосстрах», страховая компания «Уралсиб», «Интач Страхование» и «Либерти Страхование». Продукт пока не очень распространен - по оценкам страховщиков, количество полисов «умного» каско находится на уровне примерно 1% от числа всех страховок каско (то есть всего около 40-50 тыс. полисов). Собранная премия по полисам каско с телематикой в 2015 году составляет приблизительно 3 млрд рублей, оценивает генеральный директор компании «Важно. Новое страхование» Валерия Скороходова (при общих сборах по каско в 187,2 млрд рублей). Для сравнения: по данным заместителя генерального директора Meta System Rus Тимура Кузеева, которые он приводит в колонке «Российской газете», в Европе эта технология используется уже около 13 лет, и число полисов с телематикой составляет 6,5 млн (из них более 3 млн - в Италии).

Однако опрошенные Банки.ру участники российского рынка отмечают рост спроса на телематику: по данным Meta System, в I квартале 2016 года количество подключений выросло вдвое. В «Уралсибе» доля продуктов с телематикой составляет 5%, в «Либерти Страховании» - около 20%, в «Важно. Новое страхование» - 90%. В «АльфаСтраховании» число установленных устройств (у автомобилистов с полисом каско и без) приближается к 1,5 тыс. (это примерно 1% от числа действовавших в 2015 году полисов каско компании).

Как и все новые технологии, телематика пока вызывает у многих потенциальных клиентов сомнение, рассуждают страховщики. «Мы сталкиваемся с нежеланием клиента устанавливать в свой автомобиль какой-то гаджет, именно по этим причинам запустили мобильное приложение», - говорит Иван Шорников из «Уралсиба». Автовладельцы опасаются избыточного контроля со стороны страховщика, а также переживают, насколько совместимо телематическое устройство с автомобилем - сохранится ли гарантия на автомобиль при установке устройства, не разрядит ли телематика аккумулятор, рассказывает Валерия Скороходова из «Важно. Новое страхование». При этом телематика может быть полезна и в сочетании с противоугонными устройствами, и в качестве образовательного индикатора, который позволяет водителю делать свое вождение более безопасным, считает директор департамента автотранспортного андеррайтинга «Либерти Страхования» Антон Рюмин.

К 2020 году проникновение «умных» полисов каско на рынке , прогнозировали исследователи консалтинговой компании J"son & Partners Consulting. Рынок каско с телематикой можно будет считать сформировавшимся, когда количество новых подключений будет доходить до 100 тыс. в год, считает Алексей Шипулин из Meta System.

О том, что такое страховая телематика, какие выгоды она даёт при построении эффективно работающего клиенториентированного бизнеса, об особенностях и перспективах ее развития и о некоторых ограничениях, стоящих на этом пути, мы беседуем с генеральным директором компании «Важно. Новое страхование» Денисом Гавриловым.

Intelligent Enterprise: Насколько серьезную роль телематические услуги играют сегодня в бизнесе вашей компании и в страховом бизнесе вообще?

Денис Гаврилов: Давайте сначала абстрагируемся от страхового бизнеса. Сегодня очень важно понимать четкую связь между всем спектром современных технологий автоматизированного сбора данных о поведении людей и о состоянии тех или иных объектов (не обязательно с помощью телематики) и уровнем сервиса, который благодаря использованию этих технологий в состоянии обеспечить своим клиентам тот или иной бизнес. Технологии сбора данных и их обработки (достаточно назвать такие концепции, как, например, Интернет вещей или Big Data) сейчас активнейшим образом развиваются. О том, насколько важны для любого розничного бизнеса эффективные способы привлечения и удержания клиентов (не разовые, а прежде всего «длительного действия»), тоже говорить излишне. Поэтому значение данной связи конечно же трудно переоценить.

Наша идея использования телематики состоит в том, чтобы максимально развернуть страховые сервисы лицом к клиенту. Использование телематических сервисов позволяет одновременно решить комплекс проблем, предоставив клиентам широкий спектр персонализируемых услуг совершенно нового уровня с точки зрения сервиса и комфортности использования, причём по более низкой цене. Словом, потенциально можно достичь буквально всех параметров, характеризующих клиенториентированный бизнес. Безусловно, этот путь тернист, но игра стоит свеч.

Теперь — по порядку и более конкретно.

Можно выделить три ключевых параметра страховых продуктов, которых мы можем достичь в рамках использования страховой телематики. Во-­первых, возможность урегулирования убытков без справок. По большей части страховых случаев для нас достаточно отчета, сформированного на основании телематических данных, которым мы сами уж точно доверяем. По ним мы можем восстановить картину страхового события и, если необходимо, определить полученные с высокой степенью вероятности повреждения и выдать направление на ремонт. Для нас это прежде всего эффективность бизнеса, для клиента — удобство.

Во-­вторых, использование телематики позволяет предлагать индивидуальные условия и скидки при страховании, недоступные для обычных продуктов, и соответственно удешевлять (в некоторых случаях почти в два раза) стоимость полиса для клиента. Клиент сам определяет для себя ряд ограничений (например, ездить не более 15 тысяч километров в год, перемещаться в пределах такого-­то региона, в определенное время суток и т. д.) и за счет этого может получать весьма ощутимую скидку. При этом понятно, что самостоятельное с его стороны декларирование ограничений легко проверяется телематическим и GPS-­мониторингом. Остальное — за профессионалами, специализирующимися на оценке рисков.

И третье, я считаю, — то, что принято называть «умным» страхованием, которое построено на основе скоринга, использующего получаемые в автоматизированном режиме исторические данные. Чем аккуратнее управление автомобилем, тем большую скидку можно получить на следующий период страхования. Важно понимать, что наша работа не имеет ничего общего с чисто декларативными маркетинговыми лозунгами наподобие «ездишь аккуратно, получи скидку 10 процентов». Кто и как измеряет эту аккуратность и почему именно 10 процентов? Для нас же здесь, что называется, ничего личного — только беспристрастный математический расчет взаимной выгоды, основанный на объективных данных. Для этих целей мы разработали собственную скоринговую модель, учитывающую специфику эксплуатации и вождения автомобиля в России, внешние факторы (такие, как качество дорог, пробки и т. д.).

Вообще я повторил бы еще раз, что связка возможностей автоматизированного сбора первичной информации (в том числе телематики) и качества клиентского сервиса сегодня актуальна для многих видов бизнеса, но в страховой индустрии ее, пожалуй, можно наблюдать наиболее рельефно.

По сути продемонстрировав возможность получения стольких выгод от использования страховой телематики, вы отметили, что цели все же достигаются не без проблем. Что можно сказать о существующих ограничениях, стоящих на пути развития тематических сервисов в вашем бизнесе, а также о готовности рынка к их массовому применению?

О каких­-либо прямых препятствиях я, наверное, говорить не стал бы, но в отношении готовности рынка картина в настоящее явно время не идеальная. Начнем с того, что это понятие оценивается многими параметрами: есть готовность технологическая, готовность пользователей и бизнеса, можно говорить о зрелости законодательства… Ну и поскольку для нашего рынка страховая телематика — сервис все-­таки новый, то ситуация своего рода неравновесная и степень готовности по разным параметрам пока неодинакова.

При всей новизне данного направления в России надо понимать, что в некоторых странах Европы оно развивается уже на протяжении десяти лет (хотя наиболее активно в последние года четыре), в США — еще больше. Поэтому в отличие от остальных факторов на 100% готовы «чистые» решения для страховой телематики, или, иными словами, устройства, которые мы монтируем непосредственно на автомобиль. От специфики страны они совершенно не зависят. Решения ведущих поставщиков — итальянской Meta, Cobra, а также более бюджетные устройства китайских и азиатских производителей сейчас доступны в России. Однако по качеству оборудования между крупными и мелкими производителями — гигантский разрыв (например, наши устройства имеют встроенную собственную батарею и не «съедают» аккумулятор, когда машина не заведена. А есть и такие, которые могут «высадить» его за ночь). Мы очень основательно подходим к этим вопросам и проводим своего рода «лицензирование» производителей, чтобы предоставить клиенту высококачественный сервис, такой, который хотели бы получить сами.

Более того, многие известные автопроизводители уже готовы к тому, чтобы оснащать сходящие с конвейера машины подобными системами.

В меньшей степени я оценил бы готовность прикладных функций обработки первичных данных или, если угодно, технологию «больших данных» со страховой спецификой. Адекватно трансформировать информацию с датчиков в характеристики стиля вождения, учтя при этом все значимые параметры влияния да еще сделав это так, чтобы соответствующие результаты признавались всеми заинтересованными сторонами, это, мягко говоря, не самая простая задача. К тому же в отличие от чистой телематики тут уже может иметь место региональная специфика.

А вот со зрелостью законодательства весьма заметные проблемы. Мы своим данным однозначно доверяем, и с урегулированием страхового случая с нашей стороны проблем не будет. Но если возникнет судебный прецедент и вдруг окажется, что наши данные в корне противоречат отчету инспектора ГИБДД, то на чью сторону встанет суд, на какие законы он при этом будет опираться, я пока однозначно сказать не могу. Страховое же законодательство весьма консервативно — заключение договоров в электронной форме с цифровой подписью, чем страховщики фактически начали пользоваться уже много времени назад, формально узаконено лишь недавно. Всё это очень серьезные проблемы.

На уровне отраслевых объединений (я имею в виду прежде всего Российский союз автостраховщиков) понимание, я считаю, есть. По крайней мере союз уже готов признавать перспективность и поддерживать применение в отрасли таких технических решений, как видеокамеры, видеорегистраторы, GPS-­датчики и т. д.; надеюсь, и за телематикой дело не станет. Способствует этому и общегосударственная инициатива по развитию системы ЭРА ГЛОНАСС — хотя здесь несколько иные цели и задачи, но всё же…

На уровне зрелости и понимания, безусловно, требуется провести большую работу по популяризации телематических решений, на что понадобится определенное время. Сейчас нам приходится очень много времени и сил тратить на просветительскую деятельность как среди продавцов, так и среди конечных клиентов.

Важно отметить, что некоторые клиенты отказываются от страховой телематики ввиду того, что за ними якобы могут следить. Мы — и это очень важно — не следим за клиентом в реальном времени, мы получаем агрегированные данные и только отчет о воздействии на автомобиль при потенциальном страховом ­случае.

Сколь бы ни говорили о восприимчивости большинства населения к новым технологиям, когда эти технологии начинают применяться не в быту, а встраиваются в коммерческие сервисы, клиент остается консервативным и настороженным.

Телематика, представляя собой часть фронт­-офиса, по определению принципиально трансформирует механизм взаимодействия с клиентами. А столь существенная трансформация так или иначе должна отражаться и на бизнес-­процессах бэк-­офиса, и на стратегии автоматизации бизнеса вообще. Как в этом плане следует строить свою политику страховым компаниям?

Сразу начну с конкретного примера, очень характерного в контексте заданного вопроса. Естественно, что телематическое оборудование мы используем стандартное, а вот модель скоринга клиентов, алгоритмы которой должны учитывать механизмы получения первичной информации, у нас своя. Напомню, что данная модель по сути представляет собой набор ключевых факторов влияния, их оцифровку с учетом значимости каждого из них (то есть присвоения им весовых коэффициентов) и сведение этих факторов к единому числовому параметру, который собственно и представляет собой скоринговую оценку клиента (в определенной степени это стандартная многофакторная модель).

Телематика способна представлять детальную первичную информацию о действиях водителя на дороге. Ее необходимо конвертировать в оценку стиля вождения и с учётом целого ряда внешних факторов довести до скоринговой оценки. Стиль вождения в Европе и в России разный; у жителей Москвы и, скажем, Иванова он тоже различается. Понятно также, что дорожная ситуация везде неодинакова, равно как и риски, которым в конкретном окружении будут подвергаться водители. А ведь они при этом могут перемещаться из региона в регион, водители могут меняться за рулем автомобиля, на котором установлено устройство, совершенствовать свои навыки вождения и т. д. Значит, и над совершенствованием скоринговой модели надо работать постоянно и очень целенаправленно, с учетом, еще раз повторю, алгоритмов построения отношений «клиент — компания».

Обобщая, можно сказать, что если, как в случае с телематикой, мы меняем механизмы взаимодействия с клиентами кардинально, то внутренние процессы компании, методы принятия решений (а скоринг и страховые выплаты без справок из полиции на основании телематических данных — именно часть всего этого) по всему циклу взаимодействия с клиентом, от покупки полиса до урегулирования убытка, тоже претерпевают очень серьезную трансформацию. На это по сути направляются основные усилия бизнеса, и в этом и состоит основная сложность.

Здесь, кстати, самое время вернуться к предыдущему вопросу о готовности рынка к телематическим сервисам и рассмотреть последний упущенный нами момент — готовность самих страховых компаний к их внедрению. У крупных, давно работающих организаций, занимающихся поточным розничным страхованием, существуют так или иначе отлаженные бэк-­офисные процессы оценки рисков, урегулирования убытков и т. д. Внедрение телематики требует их изменения, а вместе с этим — изменения традиционных и опять-­таки уже устоявшихся процессов информационной поддержки бизнеса. Для крупного бизнеса с его инерционностью это очень затратные и небыстрые преобразования, а ситуация осложняется еще и тем, что стопроцентно убедительных выкладок относительно роста продаж или прибыльности бизнеса за счет внедрения телематики не существует.

Первопроходцами могут и должны быть страховые компании (нашу я конечно же отношу к их числу), где термин телематика, условно говоря, на своем уровне понятен каждому сотруднику, где эта технология учтена во всех бизнес-­процессах, где сама стратегия бизнеса построена на этом.

А лидеры рынка, разумеется, тоже будут двигаться в этом направлении, только более медленно, по шагам, по уже проторенной первопроходцами дороге. Их бизнес инертен и устойчив, и они могут себе это позволить.

С клиенториентированностью страхового бизнеса может ассоциироваться не только телематика. Например, заключение страхового договора в электронной форме или, скажем, возможность пользоваться теми или иными сервисами через мобильное устройство тоже призваны делать бизнес более клиенториентированным. И цель в этих случаях также достигается не без активной помощи информационных технологий. Значит ли это, что использование телематики можно считать связанным с целым рядом других инструментов автомати­зации?

Если отвечать на этот вопрос формально, то, наверное, нет, не значит. Технологии, равно как и бизнес­эффект, на который они рассчитаны, зачастую бывают различны. Но если рассуждать неформально, то картина совершенно иная.

Все-­таки люди сегодня в среднем вполне осведомлены о возможностях ИТ, и в этом заслуга самых разных видов розничного бизнеса. Так или иначе все меньше клиентов сейчас захотят пойти в офис заключать договор, если знают, что по крайней мере технологически это можно сделать дистанционно. Ну а если придут, то уже с некоторым недовольством. Теперь они чаще предпочтут любой электронный документ бумажному, потому что прекрасно знают все преимущества работы с ним. Большинство также вполне сознают, что многие процедуры (опять же с точки зрения технологической) могут быть запущены и с высоким качеством выполнены фактически в реальном времени и без всякого участия людей. А потому еще и обойдется дешевле. В этом плане телематический сервис вполне вписывается в целый ряд информационных инструментов, применение которых помогает бизнесу соответствовать подобным ожиданиям.

Если телематика зафиксировала столкновение (физически это превышение определенного порога ускорения автомобиля, измеренного акселерометром), клиент знает, что объективные данные о происшествии уже находятся в страховой компании, если же телематика ничего не зарегистрировала и машина просто зацепилась зеркалом о столб, он открывает наше мобильное приложение, делает фотографию с помощью iPhone или iPad и всю информацию отсылает в компанию. В обоих случаях он уверен, что во внутренних ИТ-­системах уже запущены все необходимые процессы, и всё, что можно сделать автоматически, уже делается.

Именно так мы видим себе идеальную процедуру урегулирования, и при таком подходе использование всех, казалось бы, разных технологий — от первичного датчика информации до электронного документооборота — вполне укладывается в единую концепцию.

Вокруг основного сервиса телематики, основанного на фиксации ДТП по трем осям, мы ищем варианты, как использовать только вертикальную, например. Она в свою очередь может свидетельствовать исключительно о том, что машину поднимает эвакуатор, и об этом факте страховщик может предупредить клиента с помощью SMS­ или push-­уведомления. Это тоже укладывается в идеологию формирования клиенториентированного бизнеса, основанного на максимальном использовании современных технических решений, далеко не в последнюю очередь информационных.

А что такая идеология дает самой страховой компании?

Для нее это тоже важно, хотя вы­­игрывать тут в конце концов опять­-таки должен клиент. Дело в том, что ключевой проблемой всей страховой отрасли является высокая стоимость бэк-­офиса. У крупных страховщиков около десяти процентов сотрудников могут заниматься исключительно ручным или полуручным заведением полисов в систему. Все упомянутые мною приемы работы с клиентом с активным использованием ИТ (включая, разумеется, и телематику) на разных этапах взаимодействия позволяют существенно сократить потребность в подобного рода деятельности и, как следствие, предложить клиенту высококачественный и разнообразный сервис, не только не удорожая его, но и делая более дешевым для компании.

Не решенными вместе с тем являются пока вопросы формирования внешних информационных ресурсов, которые наподобие единой базы кредитных историй в сфере розничного банковского кредитования работали бы на всю страховую отрасль. Допустим, нет единой базы по авариям, которую наполняли бы страховщики и ГИБДД, или, скажем, базы по должникам, по страховым мошенникам. Наличие таких единых баз также могло бы повысить эффективность работы бэк-­офиса и улучшить клиентский сервис. Для аккуратных и законопослушных клиентов уж точно. Работа в этом направлении ведется, но…

Мы с вами говорили о готовности рынка к внедрению телематических сервисов конкретно в автостраховании. Вместе с тем телематика в целом как относительно новое для отечественного розничного бизнеса направление нуждается в неком продвижении. Обычно если речь идет об использовании новых технологий в бизнесе, то на начальном этапе ситуация с их продвижением складывается уникальная и часто в некотором смысле «неравновесная». Но будучи в то же время динамичной, она постепенно приходит к некоему равновесному состоянию. Что вы могли бы сказать по этому поводу?

Конечно, телематика бывает и не страховой, но при этом тесно связанной с автомобильным рынком. Соответствующее оборудование становится доступным, и производители автомобилей начинают заниматься встраиванием различных датчиков в те или иные узлы. Проявляют активность и сторонние фирмы, которые могут соорудить подобную «обвеску» на уже проданном автомобиле. В результате появляется техническая возможность удаленно контролировать заряд аккумуляторной батареи, узнавать уровень бензина в баке или масла в картере, заранее включить подогрев сиденья и т. д. На базе этих функций строятся клиентские сервисы — появляются интернет-­порталы, мобильные приложения. Их активно начинают продвигать на рынке. Всё это как технологически, так и организационно очень схоже со страховой телематикой, которой занимается мы. То, о чем я говорил, является драйвером и для нашего бизнеса. Тем более, что и мы по возможности выходим за пределы чисто страховой телематики. Приведенный пример с эвакуатором очень показателен в этом плане.

Телеком-­операторы тоже не будут стоять в стороне. Всем известно, насколько важно для них в сегодняшней конкурентной среде не оставаться лишь «трубой» для передачи данных. Возможность предложения клиенту с их стороны содержательных услуг они стараются использовать везде, и развитие телематики тут не исключение. Значит, и они этот рынок будут развивать.

Однако в совокупности ситуация складывается таким образом, что основными движителями развития рынка в рассматриваемой нами области все-­таки являются производители самих телематических устройств. Они приходят на него со своим видением и с точки зрения прикладных сервисов не совсем «равновесно» расставляют акценты. С одной стороны, их активность нам, безусловно, на руку, с другой — тут и скрыта, наверное, та самая неравновесность ситуации первоначального рыночного проникновения. Совершенно ясно, что продвигать нужно бизнес-­сервисы, поэтому нам сейчас остро не хватает специалистов, хорошо разбирающихся одновременно и в телематике, и в страховом бизнесе. При этом людей, которые заявляют, что они разбираются, — много, а опыта ни у кого нет.

Вместе с тем всё, что сегодня делают первопроходцы телематики в автостраховании, может служить драйвером еще одного мощного направления бизнеса, потенциал которого в России еще даже не начал реализовываться. Я имею в виду использующее данные телематики медицинское страхование. Известно, что за этим направлением в медицине большое будущее, и страховая отрасль тут явно не останется в стороне. Мы это понимаем и сейчас, занимаясь автострахованием, думаем о развитии телематики и в других областях.

  • урегулирование убытков в большинстве случаев без справок из компетентных органов;
  • неограниченный сервисный пакет по дополнительным опциям (эвакуация при поломке, ДТП, техническая помощь, страховой ассистент и т.д.);
  • online-помощь и оповещение при повреждении автомобиля.
  • Все телематические устройства, поддерживающие скоринговую модель Важно. Новое Страхование (СК Независимость), оборудованы встроенным датчиком удара, имеющим настройки чувствительности удара и распознавания повреждения автомобиля. Благодаря инновационным технологиям страховая компания в момент происшествия ведет обратную коммуникацию с клиентом и работает на опережение, помогая своим клиентам в сложных ситуациях. Клиент получает качественный сервис и быстрое урегулирование не дожидаясь сотрудников полиции, окончания рассмотрения дела и других бюрократических процессов.

    Для всех случаев по данному продукту не требуются справки при подтверждении удара*, а также при заполнении Европротокола.

    *В случае не подтверждении датчика удара, клиенту достаточно обратиться по телефону в компании и в случае, если условия происшествия требуют оформления в Полиции предоставить первичную справку.

    Как выглядит оборудование телематики?

      Это технологичные устройства, которые легко устанавливаются в автомобиль. По методу установки оборудования делится на три типа:

    • устройства аккумуляторного типа (установка на аккумулятор);
    • устройства OBD разъема (установка в диагностический разъем автомобиля);
    • устройства скрытой установки (установка в скрытую полость салона в автомобили).

    По своей технологичной составляющей, данные устройства ничем не отличаются от обычных современных телефонов, которые имеет каждый второй Россиянин и ежедневно заряжает их в автомобиле через обычный прикуриватель, т.е. установка данных устройств никак не влияет на качества автомобиля, либо гарантию.

    «Важно. Новое страхование» работает только с сертифицированными поставщиками оборудования, которые поддерживают «скоринговую модель Важно Новое Страхование» и имеют многолетний опыт реализации программ «Страховая телематика» на рынке, такие как Meta-Systems, Cobra и многие другие в том числе Beeline, МТС.

    Как работает оборудование?

    Устройство накапливает и анализирует историю вождения по разработанной уникальной скоринговой модели «Важно. Новое страхование».

    Скоринговая модель – это разработанный метод анализа данных, позволяющий корректно и персонализировано оценивать вероятность наступления страхового случая, опасности для жизни автовладельца при управлении ТС, индивидуализировать требуемое страховое покрытие и предложить более правильное покрытие учитывая индивидуальные характеристики управления.

    Скоринг рассчитывает скидку на страхование при пролонгации полиса до 50%. Индивидуальный подход в андеррайтинге учитывает, как показания скоринговой модели, так и всем привычный КБМ. Все данные скоринговой модели доступны для клиента в мобильном приложении, что позволяет клиенту самостоятельно оценивать характер эксплуатации автомобиля.

    Как работает скоринг и следит ли за мной страховая компания?

    Личная безопасность:

    Страховая компания не отслеживает ваше местоположение, а использует данные о вашем стиле вождения которое передает устройство, уважая ваше право на личную жизнь.

    Платите меньше:

    Получите индивидуальные условия и скидки на страхование за аккуратное вождение. Регулируйте свой стиль вождения и в режиме реального времени следите за тем, как меняется ваш рейтинг безопасности. Вся информация о вашей поездке и текущем рейтинге безопасности отображается на экране вашего смартфона и в будущем в личном кабинете на сайте Важно.

    Как это работает:

    Информация о стиле вашего вождения считывается устройством установленным в автомобиле и передаётся по сотовым сетям на сервера страховой компании.

    • Средняя скорость вашего движения;
    • Среднесуточное время движения;
    • Годовой пробег;
    • Стиль вашего вождения (динамика разгона, маневров, торможения).
    Чем ниже скорость вашего движения и меньше резких торможений и маневров – тем выше «рейтинг безопасности» и больше скидки на страхование.

    Что можно получить по полису?

    Каско «Страховая Телематика» – покрытие «Ущерб» + «Угон/Хищения», с сервисом урегулирования без справок и включенным сервисным пакетом БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ. Отсутствует обязательное требование по франшизе.

    При оформлении полиса по продукту Каско «Страховая Телематика» клиент получает:

    1. Урегулирования убытков без справок в сочетании с современным и инновационным урегулированием.

    2. Максимальный сервисный пакет.

    3. Возможность управлять скидкой на следующий год страхования.

    Ключевые условия страхования по программам

      На страхование не принимаются следующие ТС:

    • мотоциклы;
    • квадроциклы;
    • ТС, используемые в прокате;
    • ТС, используемые в автогонках и спортивных соревнованиях;
    • ТС без VIN номера, с перебитым VIN-номером;
    • ТС, используемые для тест-драйва;
    • ТС, год выпуска которых не установлен или отсутствует;
    • ТС, ранее находящееся в угоне и возвращенное прежнему владельцу;
    • ТС, эксплуатируемые в учебных целях;
    • ТС, принадлежащие правоохранительным органам и войсковым частям;
    • ТС, являющиеся гоночными, испытательными или музейными экспонатами;
    • ТС, являющиеся специальной техникой, самоходным транспортным средством, машиной или механизмом на пневматическом или гусеничном ходу.

      Запрещено страхование по риску «Угон/Хищение» ТС, для которых выполнимо хотя бы одно из условий:

    • ТС не имеет полного комплекта ключей;
    • ТС не имеет полного комплекта брелоков/ключей от противоугонной системы (если на ТС возлагается требование по установке противоугонной системы).

      Страхование по риску «Ущерб» – это защита от:

    • столкновения ТС с другим(-и) ТС;
    • повреждения припаркованного ТС другим(-и) ТС;
    • наезда ТС на иные предметы, животных, людей;
    • опрокидывания, падения ТС (в том числе в воду);
    • повреждения ТС предметами, вылетевшими из-под колес других ТС или находившимися в/на ТС (или являющимися их частями) при их движении;
    • пожара, взрыва, возгорания (в том числе возгорание электропроводки);
    • повреждения ТС по вине дорожных, дорожно-эксплуатационных, коммунальных или технических служб;
    • повреждения ТС третьими лицами;
    • хищения отдельных элементов, узлов и агрегатов ТС, совершенное третьими лицами;
    • падения на ТС инородных предметов, в том числе снега и льда;
    • наружного повреждения кузова ТС животными;
    • техногенной (производственной) аварии;
    • стихийного бедствия;
    • и иных событий, если они прямо предусмотрены договором страхования.

      7 важных преимуществ:

      1. Продукт-констурктор – различные программы под любые потребности клиента.

      2. Возможность выбора рисков.

      3. Всегда мультидрайв – полный или от определенного стажа и возраста.

      4. По программе «Семейное страхование» предоставляется дополнительная скидка.

      5. Нет ограничения по возрасту Страхователя.

      6. Скидка при наличии несовершеннолетних детей у Страхователя.

      7. Скидка за хорошую кредитную историю.

      Скидка при семейном страхование!

      Условия:

      Официальные супруги – возраст не менее 28 лет, стаж не менее 8 лет.

      Требование по оформлению:

      В полисе необходимо прописывать ФИО каждого супруга, а также стаж и возраст.

      К полису прикладывается: скан водительских удостоверений супругов, скан страницы паспорта с печатью о регистрации брака или скан свидетельства о регистрации брака.

      Ограничение по программе:

      Только два водителя (супруги) без возможности выбора мультидрайва.

      Дети

      Условия:

      Если у Страхователя есть несовершеннолетние дети (может применяться совместно с программой «Семейное страхование»).

      Сравните программы КАСКО телематика от ведущих страховых компаний прямо на нашем сайте. Здесь вы сможете легко выбрать наиболее подходящую для вас программу.

    Страховая телематика - это ключ к нахождению взаимопонимания между страхователями и страховщиками. Она дает возможность страховой компании обоснованного снижения стоимости полиса Каско, чего так ждут наши клиенты.

    Принцип достижения данного компромисса прост: страхователь, заинтересованный в снижении стоимости страхового покрытия, дает согласие на установку телематического оборудования на своей машине. Данный прибор, связанный с GPS и Глонасс, ретранслирует ряд важных для страховщика данных, которые затем в автоматическом режиме обрабатываются и после прохождения через скоринговую модель интерпретируются.

    В результате клиент через мобильное приложение получает статус с оценкой его текущей манеры вождения с рекомендациями о том, как ее можно улучшить, чтобы получить дополнительные преференции от своего страховщика.

    Опишите целевую аудиторию, которой в первую очередь может быть интересна телематика?

    Мы сейчас находимся на стадии формирования портрета потребителя «умного страхования». К середине 2016 года накопленная статистика позволит нам представить развернутый портрет потребителя страховой телематики.

    На данный момент можно отметить, что целевой аудиторией умного страхования являются мужчины-новаторы, возрастной группы от 25 до 45 лет. В тоже время мы отмечаем еще одну целевую группу - женщины от 25 до 40 лет, являющиеся активными пользователями гаджетов.

    Что из себя представляет «черный ящик» телематики? Его характеристики?

    Телематика - это технологичное устройство, которое легко устанавливается в автомобиль клиента. По своей технологичной составляющей, данные устройства ничем не отличаются от обычных современных телефонов, которые имеет каждый второй россиянин и ежедневно заряжает их в автомобиле через обычный прикуриватель, т.е. установка данных устройств никак не влияет на качества автомобиля, либо на его гарантию.

    «Важно. Новое Страхование» работает только с сертифицированными поставщиками оборудования, которые имеют многолетний опыт реализации программ «Страховая телематика» на рынке.

    Мы используем 2 типа телематических устройств:

      • устройство OBD-разъема (устанавливается в диагностический разъем автомобиля);
      • устройство аккумуляторного типа (устанавливается на аккумулятор автомобиля).

    Фото телематических устройств:

    Кто несет затраты на приобретение и монтаж оборудования?

    Устройство устанавливается и демонтируется по истечению срока договора страхования бесплатно. Таким образом - клиент не несет никаких затрат.

    Как происходит монтаж оборудования? Направление на сервис, длительность монтажа, гарантия на работы?

    При оформлении полиса на нашем сайте https://www.vazhno.me/ на последней странице у клиента появится информация о предстраховом осмотре - клиент сам выбирает удобное место и время для монтажа устройства. Установка производится в момент предстрахового осмотра автомобиля, или на дилере, если автомобиль новый. На осмотре вашего автомобиля и будет установлено телематическое устройство - процедура занимает 15-20 минут. Для машин, аккумулятор которых находится в труднодоступном месте (пример: под сиденьем), процедура может занять 30 минут.

    Как быть владельцам автомобилей, находящихся на заводской гарантии? Влияет телематическое оборудование на гарантию?

    Телематическое оборудование не влияет на гарантию автомобиля и имеет сертификат соответствия № C-IT.AГ92.В32328. Устройство оснащено собственной батареей и расходует минимальное количество энергии аккумулятора. После выключения зажигания устройство переходит в спящий режим.

    Что происходит после установки оборудования? Как оно собирает и передает статистику вождения? Какие именно параметры фиксирует?

    После установки телематики клиенту направляются данные для входа в мобильное приложение «Важно Телематика». В приложении клиент видит диагностику, статус работы устройства, маршрут движения и баллы, накопленные за поездку.

    Основные параметры, по которым мы оцениваем:

      • средняя скорость движения;
      • среднесуточное время движения;
      • годовой пробег;
      • стиль вождения: динамика разгонов, количество резких торможений и маневров.

    Может ли подобное оборудование активно помогать водителю в ДТП? Вызвать скорую, МЧС, ГИБДД?

    Значимым преимуществом использования страховой телематики является возможность предоставления полной картины ДТП. Мы можем получить информацию благодаря телематическому устройству - внутри него установлен датчик удара, при срабатывании которого компания моментально получает отчет о ДТП, его координаты и информацию о повреждениях автомобиля. В дальнейшем эта информация помогает в урегулирования убытков в большинстве случаев без справок.

    Есть и «нестраховые» плюсы: к нам начали поступать запросы на предоставление отчетов с телематических устройств для опротестования штрафов за превышение скорости. При чем сами клиенты уверены, что не превышали скорость и отчеты также подтверждают позицию клиента. Но решений от государственных служб пока нет, так как дело с приложенными отчетами находится на рассмотрении.

    Может ли сам автовладелец мониторить свою статистику вождения, чтобы активно влияет на ее результаты?

    Конечно, каждый клиент, застрахованный по продукту «Каско - страховая телематика» получает доступ к приложению «Важно Телематика». В приложении клиент может в реальном времени следить за своими баллами, получать подсказки о том, что нужно сделать, чтобы увеличить свой рейтинг, который в дальнейшем поможет набрать максимальные баллы и получить большую скидку при пролонгации страхового договора. Помимо статистики клиент может следить за местоположением своего автомобиля - данная информация также отображается в приложении. На нашей практике было раскрыто 6 угонов, общая сумма которых составляет порядка 8 миллионов рублей.

    Опишите процесс демонтажа оборудования. К примеру, после завершения договора каско и переходе клиента в другую СК.

    Перед окончанием срока договора страхования клиенту направляется предложение о пролонгации договора «Каско-страховая телематика», с ним также могут созваниваться представители нашего контакт-центра. Если клиент не планирует продлевать договор, то составляется заявка на демонтаж (по аналогии с монтажом оборудования) и после согласования удобного для клиента времени и места специалист выезжает не демонтаж.

    Если клиент пролонгирует договор, то устройство остается у него на новый период страхования.

    Беседовал Евгений Попков, сайт

    Информация о спикере

    Валерия Скороходова

    Г енеральный Директор

    Страховой компании «Независимость»

    Розничный проект «Важно. Новое страхование»

    Обладает 12-летним опытом работы в страховой сфере. Свою карьеру в страховании начала в ОСАО «Россия» в 2003 году, где прошла путь от специалиста до Начальника службы прямых продаж. Покинула компанию в 2012 году. В течение следующего года являлась Директором департамента прямых продаж ЗАО "ГУТА-Страхование". В дальнейшем занималась бизнес-консалтингом в области выстраивания дистрибьюции и обучения продажам для страховых посредников.

    В августе 2015 года возглавила команду «Важно. Новое страхование».

    Окончила Московский Государственный Институт Электроники и Математики по специальности «Инженер вычислительных комплексов». Также имеется степень бакалавра экономики Российского экономического университета им. Плеханова.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...