Что относится к механизмам государственного регулирования. Курсовая работа: Методы и механизмы государственного регулирования экономики


Аннотация. В условиях экономического кризиса необходимость поддержки наиболее важных секторов экономики обусловливает более активное государственно-правовое регулирование экономических отношений. В статье рассматриваются основные формы и методы государственного регулирования экономики, а также ме-ханизмы воздействия на бизнес, позволяющие государству реализовывать экономическую политику в условиях рынка.
Ключевые слова : государственное регулирование, экономика, бизнес, инструменты, механизмы, экономические рычаги, рынок.

Проблема участия государства в экономике страны является основной для любого государства. Вопрос о роли государства в современной экономике много времени оставался дискуссионным. Сегодня большинство ученых-экономистов, да и правоведов едины в том, что что при рассмотрении соотношения рынка и государства необходимо использование как экономических (рыночных) инструментов, так и государственно-правового регулирования в обеспечении стабильного развития экономики.

Под механизмом государственного регулирования понима-ется система или совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов, воздействующих на все сферы соци-ально-экономической жизни страны, в том числе и на произ-водство, обмен, распределение и потребление производствен-ной продукции минерально-сырьевого сектора. Однако механизм регулирования не сводится только к набору методов и рычагов управленческого воздей-ствия на социально-производственные процессы. Управленче-ское воздействие составляет лишь одну сторону механизма ре-гулирования. Главное же содержание его определяется целе-вым предназначением системы, целевыми функциями каждого элемента и его взаимодействиями с другими элементами систе-мы государственного регулирования

В России в процессе трансформации экономической систе-мы можно выделить следующие формы государственного ре-гулирования .

Директивное планирование. Данная форма длительное время существовала в СССР, при которой был достигнут мак-симальный уровень вмешательства государства в экономику. Суть данной формы заключается в том, что план экономиче-ского и социального развития страны имеет силу закона и ста-новится обязательным для всех звеньев народного хозяйства. Функция государства сводилась к планированию материаль-ных ресурсов, административному управлению производством и потреблением. Основными формами планирования являлись пятилетние планы с распределением заданий по годам, конт-рольные цифры и директивы к разработке пятилетних планов.

Государственные заказы представляют собой результат перехода в начале рыночных преобразований от глобального директивного планирования к ограниченному планированию. Анализ отечественного и зарубежного опыта хозяйствования в рыночных условиях позволяет сформулировать основные принципы формирования и реализации госзаказов:

Заказчиком продукции (работ, услуг) является государство, располагающее для этого экономическими ресурсами и пе-редающее определенные права своим исполнительным орга-нам, утверждающим конкретные, детально разработанные сметы, программы мероприятий и соответствующие им бюд-жетные ассигнования;

Состав заказов связан со структурой общегосударственных потребностей, с функциями государства в различных обла-стях общественно-политической, научной и экономической жизни страны, которые по объективным причинам не мо-гут осуществляться с помощью механизма рыночного са-морегулирования;

Объем заказов ограничивается величиной средств бюджет-ного фонда страны;

Заказы размещаются и выполняются на договорной основе. Государственный заказ является не только заказом феде-рального правительства, но и формирует систему региональ-ных заказов на наукоемкую продукцию, конкурентоспособ-ную не только на региональном, но и на национальном и меж-дународном уровнях.

Индикативное (рекомендательное) планирование, под которым понимается механизм координации интересов и дея-тельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее государственное ре-гулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов. Особенностью ин-дикативного планирования является то, что оно воздействует на частный сектор через стимулирующий или ограничивающий спрос. В России данная форма в масштабах национальной экономики не применяется.

Стратегическое планирование. Суть данной формы состо-ит в выборе главных приоритетов развития национальной эко-номики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство.

Программирование — это разработка программы соци-ально-экономического развития, т. е. комплекса целевых ори-ентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения ука-занных ориентиров.

Правительство России разработало и одобрило « Основные стратегические направления государственной экономической политики на среднесрочный период (2014-2016)», которые были сформулированы президентом В. Путиным в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах. В современных условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, проведение социально-экономических преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников экономических отношений, достижение измеримых, общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

. Государственное прогнозирование , как форма государ-ственного регулирования, представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях пе-рехода к рыночным отношениям прогнозирование приобрета-ет весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Государственное прогнозирование, на наш взгляд, не толь-ко позволяет предвидеть перспективы развития, но и представ-ляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех дру-гих форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие.

Государство всегда влияло на экономику своей страны, а в связи с ростом масштабов и связей в современной рыночной экономике значительно усиливает эту роль. Многие ученые, признавая данное явление в рыночной экономике, по-разному объясняют его причины. Одни утверждают, что макроэкономическая политика яв-ляется благом для экономики, что рыночная конкуренция ме-шает принимать эффективные решения. Другие считают, что усиление роли государства связано с потребностью реализа-ции корыстных интересов бюрократии и не обусловлено инте-ресами экономического развития. В связи с этим отстаивается позиция снижения роли государства .

Применительно к современным российским условиям раз-нообразие подходов к оценке роли государства и государ-ственного регулирования в переходный период можно свести к двум направлениям, которые отличаются по методам регу-лирования.

Первое направление — государственное вмешательство ограничено методами финансово-кредитного регулирования (использование учетной ставки процента, изменение обяза-тельного минимального резерва, объема денежной массы в об-ращении, применение налоговых ставок и др.). Идея этой кон-цепции — меньшее участие государства, больше «индекса эко-номической свободы».

Второе направление заключается в активном государствен-ном регулировании экономики с помощью проведения целе-направленной структурной, инвестиционной, социальной по-литики, государственное регулирование цен на топливно-энер-гетические ресурсы и т. д. Данная концепция направлена на усиление регулирующей функции государства в переходной экономике.

Экономистами предпринимались попытки систематизиро-вать методы государственного регулирования. Так, В.И. Кушлин, Н.А. Волгин приводят следующие методы регулиро-вания экономики. Прямые методы государственного регулирования экономи-ки не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. К их числу относят:

Определение стратегических целей развития экономики и их выражение в планах, целевых программах;

Государственные заказы и контракты на поставки опреде-ленных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

Государственная поддержка программ, заказов и контрак-тов;

Нормативные требования к качеству и сертификации тех-нологии и продукции;

Правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т. п.;

Лицензирование операций по экспорту и импорту товаров.

Методы косвенного государственного регулирования эко-номических процессов опираются в основном на товарно-де-нежные рычаги и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. В них входят:

Налогообложение, уровень обложения и система налого-вых льгот;

Регулирование цен, их уровней и соотношений;

Платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредит-ные льготы;

Таможенное регулирование экспорта и импорта, валют-ные курсы и условия обмена валют.

Все многообразие методов, используемых государством при регулировании бизнеса, Ю.П. Анисимова условно объеди-няет в три относительно крупные группы: правовые, полити-ческие и экономические методы . Каждая группа методов имеет в своем составе определенный набор инструментов и ме-ханизмов воздействия на бизнес, позволяющих государству до-стигать определенные цели в реализации своей экономической политики.

Правовые методы регулирования бизнеса, реализуемые обычно путем коллективного голосования, включают в себя совокупность федеральных и местных законов, указов прези-дента, постановлений и распоряжений Правительства РФ, на-правленных на правовое обеспечение функционирования горного биз-неса, создание обязательных и равных для всех предпринимателей пра-вил игры, гарантий свобод и защиты прав и интересов всех участников рынка, таких как право на жизнь и здоровье, на собственность и получение прибыли.

  1. Егорушкина Т.Н. Обоснование направлений диверсификации предприятий угольной промышленности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Тула,2002.
  2. Егорушкина Т.Н., Этова Е.В. Создание высокоэффективной системы внутреннего контроля на предприятии в период влияния внешнеэкономической конъюнктуры на экономику России//Вестник Академии Знаний. 2015. №12(1). С.27-35 http://vestnik.osu.ru/2011_13/23.pdf
  3. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149516
  4. http://otherreferats.allbest.ru/economy/00010227_0.html
  5. http://geum.ru/
  6. Анисимов Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие/Ю.П. Анисимов, Е.В. Солнцева; под общ. ред. Ю.П. Анисимова. - Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2007. 208 с.

1.3 Цели, функции и особенности механизма государственного регулирования экономики

Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Совокупность целей включает генеральную цель и конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического, социального процесса и способствующие достижению главной цели. Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Наиболее общими целями являются:

I. Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний.

II. Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства.

III. Обеспечение социальной стабильности. К этой группе целей относится социальная обеспеченность различных слоёв населения общественными благами.

IV. Координация хозяйственной деятельности. Она заключается в обеспечении информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства и в разработке мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.

V. Поддержка конкурентной среды.

VI. Управление государственным сектором в экономике. Данная цель заключается в управлении государственными предприятиями, управлении государственной собственностью.

Конкретные цели не только подчинены генеральной, но и находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Непосредственно с определением целей государственного регулирования экономики связаны функции его механизма. Функции одновременно несут в себе черты объективного, вытекающего из сущности механизма государственного регулирования экономики, и субъективного, вытекающего из целеполагания людей.

Одним из важнейших направлений является правовое обеспечение экономической деятельности, в особенности поддержка права собственности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом и отдельных её субъектов. Посредством этой функции государство определяет совокупность «правил поведения» в экономике. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

В. Ойкен писал, что современный индустриальный мир в процессе своего развития не может сам по себе создать пригодный хозяйственный порядок. Он требует определенных принципов, определенной хозяйственной конституции. Проблемы аграрной, торговой, кредитной, антимонопольной политики, налогообложения являются частями одного большого вопроса – как сформировать национальный и международный общий порядок хозяйства, как выработать соответствующие правила игры.

Создание общественных благ – другое важное направление государственного регулирования экономики. Рынок в состоянии выявить и удовлетворить лишь спрос на частные блага. Создание и реализация общественных благ являются задачей государства. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета. Их производство сверх этого уровня возлагается на негосударственные организации.

Государство, используя административные и экономические меры, оказывает активное влияние на поддержание конкурентного порядка. Антимонопольное законодательство включает комплекс правовых актов, направленных на защиту конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Государство, определяя правила, по которым совершаются деловые операции экономических агентов, одновременно регулирует и отдельные стороны их функционирования, оказывая поддержку или устраняя те или иные сферы деятельности отдельных индивидов или институтов, то есть корректирует процессы самоорганизации. Это объясняется тем, что эволюции во многих случаях именно конкурентная среда позволяет фирмам самостоятельно выбрать оптимальное поведение и способствует эффективному использованию ресурсов. По сути дела, поддерживая конкуренцию, государство с ее помощью организовывает выполнение экономикой своей основной задачи – производства необходимых благ и услуг для удовлетворения потребностей населения. Тем самым всюду, где это возможно, государство запускает процессы самоорганизации, которые позволяют экономике реализовывать свою функцию в обществе. К мерам государственного регулирования экономики относится и поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест.

Механизм государственного регулирования экономики выполняет стабилизационную функцию. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для предотвращения, торможения экономического спада, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты, для закрепления и поддержания показателей функционирования экономики на определенном уровне. В период кризисной ситуации достижение стабилизации экономики требует чрезвычайных мер, предусмотренных программой стабилизации и оздоровления экономики.

Велика роль перераспределительной функции механизма государственного регулирования экономики, то есть перераспределения государством совокупного общественного продукта с учетом интересов различных социальных групп. Объективность данной функции прямо связана с ролью государства как института, призванного обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы распределения доходов, в их числе государственная закупка товаров и услуг, государственный кредит, налоговое перераспределение доходов, социальные выплаты и программы, государственные субсидии.

Механизм государственного регулирования экономики выполняет также и социальную функцию. Сферами ее реализации является социальная инфраструктура: культура, здравоохранение, образование, наука; жизнеобеспечение малоимущих членов общества: пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, безработных; а также многообразные отношения между трудом и капиталом.

Поскольку в системе экономических отношений базовыми являются отношения собственности, то следующей функцией механизма регулирования выступает хозяйственная, реализуемая во владении, распоряжении и использовании объектов, находящихся в государственной собственности. Составляющие этой функции – приватизация, национализация и хозяйственное использование. Реализуя хозяйственную функцию, государство дополняет и усиливает рыночный механизм.

В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается государственным предпринимательством. Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, а с другой – как особый «общественный» предприниматель. В отличие от частного предпринимателя, государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.

Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности. На усиление роли государства во внешнеэкономической деятельности влияют такие факторы, как обострение конкурентной борьбы на мировых рынках; дестабилизация валютных курсов; возросшее неравновесие платежных балансов; огромная внешняя задолженность. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Регулирование внешнеэкономической деятельности нацелено не на предотвращение конкуренции, а на более гибкое воздействие на нее.

Механизм государственного регулирования экономики обладает некоторыми особенностями.

Во-первых, такое управленческое воздействие является избирательным, то есть направленным на определенные сферы, объекты и параметры хозяйственной жизни. Это обусловлено тем, что ключевые экономические вопросы решает рынок.

Во-вторых, объектами госрегулирования выступают: экономика в целом, отраслевые, межотраслевые и региональные формирования, предпринимательские единицы и некоммерческие организации.

В-третьих, характер такого воздействия варьируется от корректирующего и усиливающего рыночный механизм до компенсирующего и дополняющего его ограниченные возможности.

В-четвёртых, ожидаемый результат задается преимущественно не жесткими показателями, а фиксирует желательное, соответствующее целям экономической политики государства направление деятельности хозяйствующих субъектов. Такое воздействие осуществляется через систему стимулов-санкций, влияющих на выбор названными субъектами определенной модели поведения. Это не исключает, однако, в отдельных случаях прямой интервенции государства в автономию предпринимательских единиц посредством изменения общих рамочных условий функционирования экономики.

В-пятых, государственное регулирование имеет сложную природу, проявляющуюся в многообразии форм и средств воздействия на экономику. Здесь, как и в других сферах управления, действует закон достаточного и необходимого разнообразия, сформулированный У. Р. Эшби. Согласно этому закону справиться с разнообразием в управляемой системе может только такое управляющее устройство, которое само обладает достаточным разнообразием. Следовательно, можно сделать вывод о том, что с увеличением сложности экономики будет возрастать и сложность ее регулирования.

экономические положения, на которые мы можем опираться в долгосрочном социально-экономическом развитии. Поэтому проведение научных исследований и разработка комплексной системы государственного регулирования экономики России как фундаментальной, стратегической основы развития общества в условиях перехода к рыночным отношениям является важной, чрезвычайно актуальной научной и практической...

Валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышения эффективности внешнеэкономических связей, обеспечения экономической безопасности. Как можно видеть из приведенного укрупненного перечня, государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Однако не следует считать, что...

Определение государственного регулирования экономики и его принципы

Государственное регулирование развития экономических процессов - это воздействия государственных властей, которые направлены на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которых является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма.

Результатом появления негативных сторон рыночной экономики является повышения роли государственных органов в ее развитии. Так как основной задачей государства в экономической сфере считают предотвращение и смягчение негативных последствий.

Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования:

  • предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства;
  • защита конкуренции - государство дает некую поддержку для развития конкуренции, так как монопольная деятельность наносит немалый вред обществу;
  • с помощью эффективного налогообложения и выдачи платежей (пенсий, пособий, компенсаций) государство осуществляет перераспределение полученных доходов;
  • осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды;
  • проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов;
  • осуществление финансовой поддержки в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера.

Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны:

  • с помощью государственного сектора;
  • воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.

Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственное регулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями. Целью таких учреждений является стабилизация и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям.

В зависимости от объектов государственного регулирования выделяют три взаимосвязанных части:

  • ресурсное регулирование;
  • производственное регулирование;
  • финансовое регулирование.

В зависимости от иерархии государственного регулирования на уровне регионов выделяют федеральное и региональное направления.

Также, существуют определенные принципы государственного регулирования, на основе которых осуществляется его общая стратегия:

  • организация экономики должна быть построена на основе рыночных форм, то есть государство выдает финансовую поддержку только тем отраслям, которые не связанны с частным бизнесом (причиной этого является малая прибыльность);
  • государственные формы предпринимательства не должны создавать конкуренцию частному бизнесу, так как его основная задача состоит в том, чтобы помогать развитию частного предпринимательства;
  • экономическому возрастанию и социальной стабильности способствует рациональная организация финансовой, кредитной и налоговой политики государства;
  • контроль за общехозяйственными кризисами и международными экономическими отношениями осуществляется с помощью усиления государственного регулирования.

Методы и цели проведения государственного регулирования экономики

Основные цели проведения государственного регулирования экономики изображены на рис. 1.

Рассмотри более детально главные цели государственного регулирования экономики страны:

  • избежание или сведение к минимуму негативных последствий процессов рыночного характера;
  • для эффективного функционирования рыночной экономики должны создаваться финансовая, правовая и социальная поддержка;
  • те группы рыночного общества, которые стали более уязвимы в конкретной экономической ситуации должны быть обеспечены социальной защитой.

Также, существую методы, с помощью которых достигаются основные цели проведения государственного регулирования экономики (рис.2): прямые (дирижистские) и косвенные (экономические).

Прямые методы - это методы проведения государственного регулирования, которые используют административно-правовые способы влияния на предпринимательскую деятельность различных хозяйственных субъектов

Косвенные методы - характерной особенностью этих методов, является то, что они не ограничиваю свободу выбора, а создают дополнительные мотивы к принятию рыночного решения. Вся экономическая среда является областью применения этого метода.

Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства:

  • инструменты административно-правового характера;
  • налоговая и финансовая системы;
  • кредитно-денежная система;
  • собственность государства;
  • государственный заказ.

С государственным использованием этих инструментов, при организации регулирования экономики, также существует немалое количество инструментов связанных с внешнеэкономическим регулированием.

Все методы регулирования экономики со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации. Основной причиной хозяйственных потерь является чрезмерное использование либо прямых, либо косвенных методов.

Причины государственного вмешательства в развитие экономики

Экономисты считают, что основными причинами регулирования экономики со стороны государства являются:

  • неопределенность территориального пространства экономики, так как оно несколько замедляет успешность ее развития. Основной составляющей экономических взаимосвязей между предпринимателями, домохозяйствами и любыми экономическими субъектами является потребление. А оно, соответственно, связано с определенной социальной средой, которая имеет четкие территориальные границы. Эти границы обеспечиваются государственными властями. Главными условиями для успешного развития экономики и функционирования экономических рынков является: надежная исполнительная и законодательная власть; единое экономическое, информационное и правовое пространство. Еще одной главной составляющей этого принципа считают функционирование государства в сфере народного хозяйства и ее международных отношений;
  • формирование и поддержка моральной, психологической, этической среды, которые, в свою очередь, являются носителями главных целей в развитии нации и удовлетворении потребностей населения. Их государственное определение осуществляется под влиянием менталитета общества и его духовные характеристики. Эти составляющие должны быть организованны так, чтоб обеспечивалось их уважение со стороны частного бизнеса. В противном случае, может создаться негативная ситуация, которая приведет к социальным протестам большинства населения страны;
  • сбалансированные экономические интересы в стране. Государство не допускает свое подчинение каким-либо узким экономическим и политическим интересам отдельной социальной группе или группе населения. Как показывает практика, при возникновении таких ситуаций возникает, так называемая, "взрывоопасная" обстановка. Учитывая ее особенности (когда в "элите" начинается война кланов) государство лишено какой-либо деятельности в сфере экономического регулирования;
  • динамичное развитие инфраструктуры государства должно приносить пользу как частному бизнесу, так и различным домохозяйствам;
  • должна сохранятся как стабильность, так и динамичность развития институциональной сферы государства, таких как нормативная база, институты права, информационные системы, консалтинг, высокообразованный аппарат управления и контроля и др.

Результатом проявления причин государственного вмешательства в экономику является возникновение его главных целей и задач (текущие и стратегические).

Основные цели государственного регулирования могут зависеть от большинства обстоятельств, в частности от уровня развития экономики, ее основной структуры, ее роли в международных связях, от политической и социальной ситуации в государстве. Большим количеством целей для экономики характеризуются страны с переходной экономикой.

Государственное регулирование экономики Российской Федерации

Уровень регулирования экономики со стороны государства является главной проблемой всех стран мира. Вмешательство государства в экономику рассматривают со двух сторон. Одна, по мнению А. Смита, состоит в том, что рынок, как и вся экономика, - это система которая довольствуется саморегулированием и не требует дополнительного вмешательства. Вторая свидетельствует о том, что рынок имеет множество слабых и негативных сторон, которые государство должно изъять или минимизировать.

Многие специалисты этой сферы считают, что неконкурентные отечественные предприятия - это главная проблема, которой необходимо уделить должное внимание. Примером послужил тот факт, что эксперты по машиностроению в аграрной сфере проводили эксперимент. Он заключался в том, что определенное производство тракторных машин в Канаде, которое имело высокие показатели за 2012 год перенесли на территорию России. Это предприятие имело самые современные технологии по энергосбережению, высокий уровень контроля качества, высокий уровень производительности труда и т.д. Когда предприятие было перенесено, то цены на газ и заработная плата российских работников оказались значительно ниже, однако, предприятие сразу же стало нести убытки. Результатом эксперимента стало то, что в первый же год своего существования завод объявил себя банкротом. Основной причиной стала высокая процентная ставка на кредиты, так как в Российской Федерации она составляла 11,75%, а в Канаде - 2,3%. Избежать кредитования предприятие не могло, так как процесс производства тесно связан с понятием займа.

Следующими, не менее важными, причинами гибели канадского завода в России стали:

  • стоимость электроэнергии. В Канаде 1 киловатт-час стоит 1,7 руб., а в России - 3,7 руб. То есть предприятие переплатило 2,18 миллиона долларов за год;
  • стоимость перевозки продукции. Цены на бензин в Канаде значительно ниже, поэтому 1 км перевозки стоит 60 руб., в то время как в Канаде всего лишь 39,4 руб. Дополнительные затраты составили 4,18 млн. долл.;
  • высокие налоги. Налог на добавленную стоимость в Канаде составляет 12%, а в России - 18%. Дополнительные затраты составили 24,5 млн. долл., так как в Канаде предприятие заплатило бы 49 млн.долл., а в России - 73,5 млн. долл.
  • Исключением является налог на прибыль, поскольку в РФ он составляет 20%, а в Канаде - 35%. Но не смотря на это, сумма к оплате такого налога в Канаде значительно меньше, так как существуют различные виды льгот. Учитывая все привилегии, которые мог бы получить канадский завод в своей стране, налог на прибыль составил бы 16,7%. В итоге, находясь в России канадский завод заплатил налогов на сумму 74,04 млн. долл., в то время как в Канаде эта сумма составляла бы 47,94 млн. долл. (с учетом всех полученных льгот).

Исходя из этого, необходимо отметить, что основной целью государственных органов является удержание, так называемой, "золотой середины" в экономическом спектре. Поскольку, большая активность со стороны государства может привести к необратимым последствиям, так же как и ее пассивные действия.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть решены только рыночными механизмами, способность свободного рынка к саморегуляции.

Поэтому возникает обоснованная необходимость государственного регулирования экономики, например, в области нерентабельного для рынка производства общественных благ. Потребность в государственном регулировании национальной экономики также вызвана рядом отраслевых и общехозяйственных кризисов, массовой безработицей, нарушениями в денежном обращении, потребностью в регулировании инфляции. Возможность осуществить государственное регулирование экономики возникает только при достижении определенного уровня развития экономики, концентрации производственного потенциала.

На современном этапе оно является составной частью сложного процесса воспроизводства национальной экономики. Формы, цели, методы и механизмы государственного регулирования непосредственным образом зависят от состояния национальной экономики, ее специфики и характерных черт.

Государственное регулирование экономики – это одна из основополагающих форм участия государства в национальной экономике, включающая в себя воздействие на ключевые этапы процесса распределения доходов и ресурсов, темпы экономического роста, уровень жизни населения, для чего институтами государства используются исполнительные, законодательные и контролирующие методы.

Подходы к государственному регулированию национальной экономики были различными на каждом из этапов развития человечества.

В XVI-XVIII вв. доминирующее положение занимал меркантилизм – подход, исходящий из признания насущной необходимости государственного регулирования для обеспечения развития национальной экономики. В XIX в. в связи с развитием экономики хозяйствующие субъекты рассматривали его как существенное препятствие в своей деятельности, поэтому была принята политика снижения вмешательства государства в экономику. Ее сменил кейнсианский подход, основанный на необходимости совмещения государственного регулирования и принципов свободного рынка.

Государственное регулирование национальной экономики является сложным процессом по причине сложности и неоднозначности его объекта. Оно состоит из взаимосвязанных между собой определенных целей, задач, методов и механизмов, которые и составляют институт государственного регулирования экономики.

Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:

1) прямые;

2) косвенные.

Прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой является хозяйственная деятельность государства, представленная государственным сектором экономики, который имеет достаточно большие масштабы в экономически развитых странах. В его рамках государство может, например, самостоятельно предоставлять кредиты, принимать долевое участие в компаниях, являться прямым собственником хозяйствующего субъекта. Тем самым оно не только получает прибыль, но и создает рабочие места, снижая уровень безработицы. Обычно государство берет под свой контроль те отрасли, которые требуют значительных инвестиций, например, атомную энергетику, воздушный и морской транспорт.

К прямым механизмам относятся и нормативно-правовые методы государственного регулирования. Примером их использования может служить принятие нормативно-правового акта, устанавливающего правила поведения хозяйствующих субъектов в определенной сфере национальной экономики. Это наиболее распространенный механизм, так как он не требует для реализации привлечения значительных объемов ресурсов.

Прямое государственное регулирование может быть реализовано и в виде прямых инвестиций в приоритетные отрасли, с помощью субвенций, субсидий и дотаций. Оно обычно направлено на регулирование хозяйственной деятельности, что существенным образом искажает действие рыночных механизмов, что не всегда приводит к благоприятным последствиям. В него также включаются и расходы на создание и поддержание функционального состояния социальной инфраструктуры – здравоохранения, образования, науки и т. д.

Косвенные механизмы государственного регулирования – это такие методы воздействия государства на экономику, которые позволяют достигнуть поставленных целей без прямого вмешательства государства и опираются на основные закономерности функционирования национальной экономики. Обычно они направлены на поддержание нормального уровня занятости, стимулирование увеличения вывоза товаров, формирование в интересах населения стабильного ценообразования, устойчивых темпов экономического роста, перераспределение ресурсов, стимулирование инвестиционного процесса. Основным способом достижения поставленных целей является фискальная и денежно-кредитная политика. Фискальная политика осуществляется через государственный бюджет посредством изменения его доходной и расходной частей. Денежно-кредитная система построена на регулировании и регламентации денежного обращения.

Налоговая система входит в перечень основных косвенных механизмов государственного регулирования экономики. С ее помощью происходит формирование бюджета – его доходной части. Изменение ставок налогов позволяет эффективным образом регулировать темпы и масштабы экономического роста. Одним из видов действия налогового механизма является ускоренное амортизационное списание основного капитала. Оно позволяет стимулировать темпы и масштабы накопления объемов инфраструктурных изменений. Модификация ставки и порядка амортизационного списания изменяет норму капитальных инвестиций в развитие производства. Этот механизм является действенным для улучшения общей экономической конъюнктуры, трансформации инфраструктуры национальной экономики и стимулирования темпов научно-технического прогресса.

Государственное регулирование национальной экономики в России отличается определенной спецификой. Непродуманная государственная экономическая политика в процессе приватизации, реорганизации банковской системы, либерализация цен и другие действия были направлены на создание свободного рынка, но привели не к ожидаемым положительным результатам, а к негативным. Принятая экономическая политика способствовала появлению небольшого класса собственников (олигархов) и переходу собственности под криминальных структур. По оценкам специалистов для либерализации ценообразования не было соответствующей экономической базы – рыночной инфраструктуры, конкуренции. Результатом этого стало резкое увеличение темпов инфляции и формирование системы ценообразования не на основании конкуренции, а при одностороннем установлении продавцами. Поэтому важнейшая функция ценообразования – регулирование производства – длительное время не работала.

Как оценивают специалисты, экономическая политика, реализуемая последнее время Россией, не может быть признана объективной и эффективной. Основные финансовые ресурсы были направлены не на экономический рост, а на содержание государственного аппарата. В настоящее время не принята единая государственная политика по использованию больших объемов дохода бюджета, формирующихся за счет высоких мировых цен на ресурсы. Декларируемые цели государственного регулирования экономики, оформленные в виде национальных проектов, на практике не несут существенных структурных изменений национальной экономики и выработанной системы стратегических направлений развития.

Вместе с отсутствием эффективной системы государственного регулирования национальной экономики наблюдается рост степени дифференциации доходов населения, более 22,6 млн жителей России имеют доходы ниже прожиточного минимума. На начало 2007 г. наблюдается резкое снижение инвестиционной активности, при том что моральный и физический износ основных фондов превысил отметку в 50%.

Несмотря на намеченные в 2007 г. направления государственного регулирования (увеличение расходов на оборону, здравоохранение и образование, формирование инвестиционного фонда и банка развития, развитие нефтегазовой отрасли, реструктуризация и значительные государственные инвестиции в автомобилестроение – АвтоВАЗ и авиастроение), отсутствие единства и стратегической ориентации государственного регулирования сводит к минимуму экономический эффект от принимаемых мер. Не используются благоприятные условия (высокие цены на ресурсы) для стимулирования высоких темпов и устойчивого экономического роста. Средства, полученные от продажи ресурсов, не направляются на инвестиции в национальную экономику, а аккумулируются в стабилизационном фонде. Несмотря на то что именно они могли быть стать действенным механизмом активизации роста национальной экономики.

В целом, необходимость государственного регулирования национальной экономики России логически обусловлена. Под влиянием глобализации мировой экономики, усиления влияние транснациональных компаний только этот режим может обеспечить нормальное функционирование экономики. Одновременно с этим государственное регулирование не отвечает требованиям эффективности и результативности и не способно справиться в полной мере с возложенными на него функциями.

Формы государственного регулирования:

Система государственного планирования;

Рынок государственного заказа (иногда включают в 3 форму)

Система государственного планирования

Рассмотрим отдельно для стан с командной и рыночной экономикой.

В рамках стран с командной экономикой планирование имеет обязательный характер и отличается директивностью. Выполнение государственных плановых заданий обязательно для всех хозяйствующих субъектов до которых эти задания доведены. Это было в СССР, странах социалистического лагеря, где планирование носило тотальный, всеобъемлющий характер.

Что же касается стран с рыночной экономикой, то здесь, как правило, не является столь жёстким. Практически любая страна, развивающаяся по рыночному пути, так или иначе занимается вопросами государственного планирования и занимается ими весьма серьёзно, как общеэкономическим, так и по отдельным отраслям. Не без основания полагая, что только государственное регулирование способно обеспечить каких-то оптимальных экономических пропорций воспроизводства, предотвратить и преодолеть кризисные процессы в экономике. Но планирование в странах с рыночной экономикой носит не директивный характер, как правило, а индикативный, рекомендательный. Выполнение государственных планов, программ экономического развития, обеспечивается не с помощью приказов, а с помощью селективного поощрения участников процесса планирования. Суть в том, что хозяйствующие субъекты не обязаны выполнять задания государственных программ, за исключением предприятий государственного сектора. Тем не менее государство определённым образом нацеливает субъектов на выполнение государственных заданий, планов и программ государственного развития. Нацеливание осуществляется не силовыми способами, а с помощью методов экономического стимулирования. В том случае когда государство заинтересованно, чтобы какие-то предприятия выполняли государственные планы оно, доводя их до исполнителей заинтерисовывает их, при этом у рыночных субъектов остаётся право действовать по своему усмотрению. Государство стремиться сделать так, чтобы субъектам было выгодно выполнять планы, поскольку государство предоствляет в этом случае им различные льготы, прежде всего налоговые (освобождение по целому ряду позиций или уменьшение налоговых ставок), могут получать дотации, субвенции и субсидии из государственного бюджета, выгодные государственные заказы и иметь гарантированный рынок сбыта своей продукции, им могут устанавливаться ускоренные нормативы амортизации, вследствие чего предприятие может уменьшить и налог на прибыль и быстрее обновить своё оборудование. В этих условиях предприятию просто выгодно работать по государственному заданию.

В любой рыночной стране существуют даже государственные органы, которые на государственном уровне занимаются вопросами экономического планирования. Например, в США это Совет экономических консультантов, Министерство экономики в Англии, Межминистерский комиссариат по вопросам планирования во Франции, Министерство экономического развития и торговли в России (зачем здесь торговля непонятно, нужно отдельно выделять сферу обращения). Эти органы разрабатывают национальные проекты, программы, прогнозы как долгосрочные (свыше 10 лет) так и среднесрочные (от 3 до 10 лет), краткосрочные (менее 3-х лет) на уровне всего народного хозяйства. Великое Японское чудо 60 и 70-х гг. во многом определялось тем, что японцы встали на путь пятилетнего планирования. Ещё в 1955 г. правительство Хотоямо, разработало пятилетний план развития Японской экономики. И далее каждую пятилетку они разрабатывали национальную программу экономического развития, что позволило сконцентрировать ресурсы, скоординировать деятельность частного бизнеса и государства в вопросах проведения радикальной экономической реформы. Китай достиг больших успехов в области государственного планирования, вообще это государство выбрало хороший путь экономических преобразований. Оно пошло по пути постепенного преобразования экономики начиная ещё с Ден Сяо Пина 1979 г. был взят курс на проведение 4-х модернизаций, в 1982 г. 13 съезд коммунистической партии Китая призвал заимствовать иностранный опыт рыночных отношений. В 1987 г. следующий съезд углубил эту линию. В Китае очень удачно сочетается централизованное плановое управление экономикой и расширение рыночных отношений. Причём всё это не методом шоковой терапии как в России осуществлялось, а путём постепенного подчинения рыночным отношениям вопросов государственного управления. Государственное управление главное для них, но всё активнее во всех сферах развиваются рыночные отношения. Они не проводили обвальную приватизацию, не бросали предприятия и граждан один на один перед лицом рынка, они постепенно, за счёт государственных вливаний оздоравливали экономику. Сначала был приватизирован малый и средний бизнес. Потом возрастающие доходы от малого и среднего бизнеса способствовали нарастанию доходов бюджета, эти бюджетные ресурсы направлялись на модернизацию тяжёлой промышленности, крупного бизнеса. Крупный бизнес приватизируется после того как государство обеспечивает достаточно высокий уровень его развития, привлекая в том числе и иностранный капитал для развития крупного бизнеса, создавая особые экономические районы, особые экономические зоны. Конечно, у них была другая ситуация. У нас экономическая реформа проводилась в условиях политической нестабильности, в условиях так называемой политической демократии, политического плюрализма. В условиях активной политической борьбы каждое последующее поколение политиков ощущала себя своего рода временщиками. Они же не долго находились у власти, особенно это касается органов исполнительной власти. В Китае существовала и существует монополия одной партии, что формирует некую политическую стабильность. Эта политическая стабильность в свою очередь позволяет сбалансировано проводить экономические реформы. «Шоковая терапия» в России была связана с тем, что каждое поколение политиков стремилось лучшим образом проявить себя за короткий период пребывания у власти и обогатится за счёт этого пребывания у власти. А так как времени было мало и для того и для другого, в этих условиях принимались радикальные методы воздействия на экономику, радикальные способы экономического регулирования. Если была бы стабильность, возможно этот процесс был бы более продуманный и были бы сняты острые противоречия, ошибки, последствия которых мы переживаем до сих пор.

Существуют даже международные органы, занимающиеся вопросами прогнозирования, планирования в странах с рыночной экономикой. Например, ООН. Есть специализированные органы, которые только тем и занимаются, что составляют обоснованные всесторонние прогнозы не только развития мировой экономики, но и политических систем современного мира и других процессов. Например, Римский клуб, который представляет из себя объединение бизнесменов, политиков, учёных, которые занимаются тем, что всесторонне анализируя состояние современного мира разрабатывают обоснованные прогнозы развития. К этим прогнозам прислушиваются и представители финансовой олигархии и политической элиты современного общества.

В СССР были достигнуты выдающиеся успехи в области народно-хозяйственного планирования, у нас также существовали 5-летние планы, при Хрущёве некоторое время существовали 7-ми летние планы, но это длилось недолго. Анализируя практику использования планового механизма в СССР, делаем вывод, что с одной стороны централизованное, жёсткое, директивное планирование способствовало, безусловно, решению многих проблем и задач, освободило экономику от кризиса, установила чёткие пропорции между различными отраслями, не было недопроизводства и перепроизводства, создавалась сбалансированность экономики. Но при этом сама централизованная плановая деятельность рассматривалась как некая самодавлеющая задача, и планирование преследовало своей целью не столько поддержание оптимальных пропорций в экономике, сколько решалась задача поддержания процесса функционирования самого планового механизма. Поскольку централизованное планирование, сам механизм позволял подчинять себе всё общество и способствовал реализации поставленных задач. Главное, чтобы был Госплан, были отраслевые планы, чтобы их выполнение было обязательным, не важно какие это планы – точные или неточные. Очень многие планы корректировались, не выполнялись.

Система государственного финансового регулирования (государственного финансирования)

Примерно тоже самое можно сказать и о системе финансового регулирования. В рамках стран с командной экономикой существует жёсткое, централизованное финансовое управление экономикой. Это означает, что в экономике господствуют вертикальные финансовые потоки, подавляющая часть ВНП распределяется централизованно. Например, получаемые предприятием доходы уходят вверх, а потом ему же распределяются сверху. Предусматриваются максимальные ограничения финансовой деятельности для предприятий и граждан.

В рамках стран с рыночной экономикой централизованное финансовое регулирование носит не столь всеобъемлющий характер. На долю средств централизованного бюджетного финансирования приходится от 20% до 50% но не более того. Здесь государство управляет экономикой через систему государственного бюджета занимающего важную, но не исключительную роль в процессе финансового регулирования.

Рычаги финансового регулирования в странах с рыночной экономикой:

1. Система государственного бюджетного финансирования.

2. Налоговая система (неразрывно связана с 1)

3. Использование госбанковского финансирования (через эту систему государство выходит на рынок кредитно-финансовых услуг и участвует в процессе их оказания. Госбанк здесь действует как инструмент проведения государственной финансовой политики, как средство макроэкономической финансовой стабилизации, а не как частная лавочка, озабоченная максимизацией своих коммерческих интересов.

4. Государство регулирует финансовые нормативы, используемые в процессе хозяйственной деятельности – цены на услуги государства, таможенные платежи, установление заработной платы для работников бюджетных отраслей, регулирование норм амортизации основного капитала народного хозяйства, что позволяет воздействовать на уровень обновления техники, развитие научно-технического прогресса. Регулирование нормативов фискального изъятия средств в пользу государства – штрафы, пени и т.д., которые во многом устанавливаются на общегосударственном уровне. Также устанавливаются различные выплаты – пенсии, стипендии и т.д.

Система государственного предпринимательства

Государственное предпринимательство можно рассматривать в двояком смысле слова. Во-первых, государственное предпринимательство – это предпринимательская деятельность самого государства, как совокупности органов государственной власти и управления. Когда государство использует в коммерческом режиме государственную собственность, занимается приватизацией – продаёт частным инвесторам, когда осуществляет закупки продукции, товаров и услуг для общегосударственных нужд, государство ведёт себя как рыночный покупатель в этих условиях. В узком смысле слова государственное предпринимательство предполагает создание государством специального государственного сектора, представленного государственными организациями, предприятиями, учреждениями, которые получая имущество на условиях хозяйственного ведения или оперативного управления от государства занимаются предпринимательской деятельностью на базе государственной собственности и в рамках государственного сектора экономики.

Государственный сектор экономики существует в любом государстве и государственные предприятия есть везде. Конечно, в странах с командной экономикой государственный сектор является абсолютно доминирующем. В рамках стран с рыночной экономикой доля государственного сектора зависит от многих национальных особенностей. Например, в США доля государственного сектора составляет не более 5% от общего объёма экономики, в Скандинавских странах эта доля значительно выше и приближается к 30-40%, традиционно высокий удельный вес государственного сектора во Франции, Японии, где активно развиваются кооперативные предприятия, принадлежащие самим работникам и особенно в Италии. В рамках стран с рыночной экономикой государственные предприятия создаются в тех отраслях, куда не идёт частный бизнес, заинтересованного в постоянном увеличении прибыли. Это капиталоёмкие, наукоёмкие отрасли, которые требуют огромных, особенно первоначальных затрат для своего развития, пока отрасль не выйдет на стадию эффективного коммерческого функционирования, после чего нередко происходит их приватизация. Как например авиакосмическая промышленность США, которая изначально развивалась на базе госсобственности, а затем постепенно была приватизирована. Государственные предприятия также создаются в капиталоёмких отраслях, которые вообще не способны выйти эффективной коммерческой эксплуатации. Например, экологические производства, связанные с поддержанием природного равновесия, поскольку вложенные туда средства не окупаются в строго рыночном, коммерческом смысле этого слова.

Система государственного заказа (иногда включают в 3 форму)

Государство через систему госзаказов заказывает у соответствующих субъектов, в том числе и частных предпринимателей определённую продукцию, работы, услуги, необходимых для удовлетворения каких-то общегосударственных потребностей. Через систему государственного заказа государство приобретает вооружение, необходимое для армии, медицинское оборудование для медицинских учреждений, научное оборудование для научных и учебных учреждений, технику и оборудование для функционирования органов государственной власти. При этом предполагается, что государственные заказы должны размещаться на конкурентных, рыночных условиях, из всего многообразия потенциальных исполнителей заказа выбрать тех, кто сможет наиболее эффективно справиться с заказом. Во многих случаях так и происходит, но очень часто государство, формируя рынок государственного заказа и распределяя на рыночных условиях государственные заказы встаёт на путь «квази» рыночного регулирования. И распределяет государственные заказы не среди тех, кто предлагает наиболее эффективные условия их реализации, а среди тех, кто проявляет наибольшую лояльность по отношению к государственным органам и предложить государству наиболее выгодные условия сотрудничества. Рынок госзаказа это чрезвычайно выгодный, динамично развивающийся сегмент, но именно этот сегмент рынка, в той же мере, что и рынок банковских услуг, даже большей, теневой сегмент рыночных отношений, хотя бы потому, что здесь обе стороны проявляют заинтересованность в различных теневых схемах, и он очень привлекательный как для государства, так и для исполнителей госзаказа.

Для государства выгодность этого рынка заключается в том, что по идее государство получает необходимую продукцию, работы, услуги по наиболее выгодным условиям через конкурсное распределение государственного заказа. Но с другой стороны возможность выбора, альтернативность размещения госзаказа всегда создаёт для государства соблазн каким-то образом получить персональную выгоду для государственных чиновников от размещения заказов. И здесь, как правило, государство договаривается с теми исполнителями, выбирает их, которые способны предложить конкретным лицам, представляющим органы государственной власти, наиболее выгодные условия не с точки зрения затрат и эффективности, а с точки зрения формирования так называемых чиновничьих откатов. Например, существует государственный заказ, который утверждён с помощью специальной государственной программы, восстановления центра старинного русского города к его юбилею. Государство выделяет под этот заказ 100 млн. рублей. У него есть выбор, кому поручить реставрационно-восстановительные работы. Выберут тех, кто обеспечит наибольший откат государственным чиновникам, принимающим решение о том, кто будет выполнять этот заказ. Чиновники говорят примерно так, что вы получаете от на 100 млн., на 90 млн., но в пределах 100 млн. сметы потратите на проведение работ, а 10 млн. в той или иной форме отдадите нам, которые выбрали именно вас, хотя могли выбрать других исполнителей. Выбрали потому, что исполнитель согласился с этими правилами игры, другие могли отдать только 8 и то при определённых условиях. Здесь возникает проблема, поскольку реально использовать можно только 90 млн., а работу выполнить на 100 млн. Здесь начинаются различного рода фальсификации, двойная бухгалтерия, когда работы выполняются на 90 млн., а потом на неком среднем звене, например, на уровне прораба работы переписываются на 100 млн. Эти 10 млн. можно откатить и на относительно законных основаниях, например, заплатив какому-то фиктивному субподрядчику, который потом обналичит эту сумму, но чиновники редко идут на такие усложнённые схемы, хотя для исполнителя они более чистые, когда просто выплачивается 10 млн. какому-то фиктивному субподрядчику, который якобы выполнил какие-то работы по углублению фарватера городского порта, например. Хотя никакие работы на самом деле не производились, просто баржу на 1 день загнали, водолазы поплавали, т.е. видимость показали, что работы производились. Тем более, что во многих случаях отсутствуют карты форватера и очень сложно установить, проводились работы или нет. Но чиновники заинтересованы в том, чтобы схемы были как можно более ресурсосберегающими, наиболее простые, без сложностей.

Здесь степень коррупционности наиболее высокая сейчас. Например, скандал с фондом обязательного медицинского страхования, пенсионным фондом, где 70 млр. дефицит образовался, что свидетельствует о нецелевом использовании средств пенсионного фонда.

Очень частый вариант теневого поведения, когда государство, выбирая себе своего исполнителя по заказу, одновременно искусственно, намного переплачивает исполнителю за выполняемые работы, услуги, производимую продукцию с целью, чтобы большая часть переплаты забрать от исполнителя заказа в виде того же отката. Например, есть заказ на поставку автомобилей для чиновников какого-то государственного учреждения стоит 1 млн. руб, а в договоре указывается, что государство заплатит за это не 1 млн., а 1 млн. 200 тыс., хотя исполнитель реально закупит на 1 млн., а эти 200 тыс. возможно даже уйдут за рубеж, в ту компанию, которая по импорту будет поставлять автомобили. А там эти 200 тыс. осядут на оффшорных счетах, с которых чиновники смогут снять деньги.

Это исключительно криминальный сегмент, но исключительно выгодный, как для государства, так и для исполнителей. Выгода исполнителей в том, что несмотря на откаты и другие неудобства, это гарантированные рынок сбыта, им не нужно решать проблему кому, на каких условиях, за сколько продавать. Это же очень сложная проблема и найти покупателя, определить условия очень сложно. Кроме того, во многих случаях государство для тех, кто выполняет госзаказ обеспечивает льготный выход на рынок сырья и трудовых ресурсов – предоставляют льготные кредиты, прямое финансирование из госбюджета. это предопределяет заинтер, чтобы биться за го. В РФ очень острая конкуренция, что побудило органы государственной власти и управления принять специальные законы по сертификации и лицензированию поставщиков товаров, работ и услуг для государственных нужд. Чтобы стать участником системы госзаказа, необходимо предварительно пройти процедуру сертефицирования и лицензирования.

4. Особенности государственного регулирования в России

(вопрос не был прочитан на лекции)

Еще по теме 3. Механизм государственного регулирования экономики:

  1. § 2. Государственно-частное партнёрство в механизме административно-правового регулирования государственного сектора экономики
  2. Раздел второй МЕХАНИЗМ И РЕСУРСНАЯ БАЗА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИК
  3. Глава 3. Совершенствование механизма административно-правового регулирования государственного сектора экономики
  4. § 1. Нормативное регулирование в правовом механизме государственного регулирования банковской деятельности.
  5. 5. Государственное регулирование рыночной экономики. Регулирование цен, налогов, дотаций, субсидий
  6. Тема 2.1. Национальная экономика. Государственное регулирование экономики
  7. § 1. Общая характеристика механизма административно-правового регулирования экономики
  8. 10. «Проблема государственного регулирования экономики (ГРЭ). Государственный бюджет»
  9. Механизмы регионального и муниципального регулирования экономики
  10. § 4. Правовые нормы и акты правоприменения в механизме административного регулирования экономики
  11. 1.1. Государственный кредит как экономическая категория. Государственное регулирование экономики и государственный кредит

- Авторское право - Адвокатура - Административное право -

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...