Что можно отнести к объектам инвестирования. Инвестиционная деятельность, ее субъекты и объекты


Для гос-в с федеративным устройством характерна проблема соотношения полномочий по установлению налогов применительно к федеральному центру и субъектам федерации. Суть проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, самостоятельное установление налогов свидетельствует о независимости того или иного уровня власти, с другой стороны, чрезмерная свобода в этом вопросе приводит к искусственному дроблению гос-ва, к росту сепаратизма между регионами. При избрании баланса полномочий могут применяться след модели распределения полномочий по установлению налогов между федеральным центром и субъектами федерации:

    «разные налоги». Суть модели сводится к тому, что каждый уровень власти вводит свои собственные налоги, соответственно на каждом уровне власти образуется своя собственная система. Подвиды:

    1. Каждый уровень полностью самостоятелен при установлении своей системы налогов.

      Неполная самостоятельность каждого из уровней федерации при установлении налогов. Федеральный центр вводит общефедеральные налоги и устанавливает обязательный перечень налогов для субъектов. При установлении перечня для субъектов учитывается ряд факторов (исторические, социальные, организационно-технические). Примеры:

      1. налог на добавленную стоимость. С т.зр. своего содержания не может вводится на уровне субъекта федерации, только на федеральном уровне, т.к. этот налог относится к числу территориальных налогов, как следствие при его взимании всегда важно определить, в каком месте гос-ва возник объект налогообложения. При введении такого территориального налога на уровне субъекта федерации неизбежны постоянные конфликты между субъектами, спорящими о принадлежности им объекта налогообложения.

        НДФЛ. Целесообразно вводить только на федеральном уровне, т.к. при его введении на уровне субъектов те или иные субъекты становятся более привлекательными по причине низких ставок этого налога, в связи с предоставлением дополнительных льгот и т.д.

    «разные ставки». Содержанием этой модели является то, что федеральный центр определяет все основные, базовые условия взимания конкретных видов налогов, а субъекты федерации имеют право только на установление ставок налога в пределах определенной шкалы, заданной центром. При этом на каждом уровне устанавливается единообразная система налогов, изменяются только виды ставок.

    «разные доходы». При этой системе,как федеральные налоги, так и налоги субъектов закрепляются федеральным центром. Финансовая самостоятельность субъектов проявляется в том, что от всего объема собираемых налогов они получают определенные отчисления по заранее установленным ставкам. Эти ставки могут устанавливаться ежегодно либо вводиться на длительный период.

Из трех представленных систем наибольшую самостоятельность представляет первая, а две последующие дают возможность субъектам федерации участвовать в регулировании налоговых отношений только частично. При построении конкретных национальных налоговых систем всегда используется взаимосвязь приведенных вариантов.

Примеры: США и Германия. Для Германии характерно жестко централизованная налоговая система, которая предоставляет субъектам федерации минимум полномочий при установлении налогов на своей территории. Для США характерна полностью обратная модель: штаты имеют широкие полномочия по установления налогов на своей территории с некоторыми конституционными ограничениями.

Характеристика системы налогов и сборов РФ.

Система налогов и сборов РФ включает два блока:

    Непосредственно налоги и сборы. Налоги и сборы РФ делятся на три группы:

    1. Федеральные : НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на доходы ФЛ, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных и биологических ресурсов, государственная пошлина.

      Региональные : налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество организаций. Ключевые элементы налогообложения устанавливаются федеральным центром – объект, налоговая база, налоговые период, порядок исчисления, минимальная и максимальная ставка налога. При этом субъектам РФ предоставляется право устанавливать след элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах шкалы, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты. Для введения региональных налогов требуется принятие регионального закона. Введение региональных налогов – это право субъектов.

      Местные : налог на имущество ФЛ, земельный налог. Применительно к местным налогам процедура установления и введения в действие схожа с региональным уровнем. В данном случае также представительные ОМСУ устанавливают три элемента налогообложения.

Ошибочно утверждение о том, что группы налогов делятся в зависимости от бюджета, куда поступают эти платежи. Действительно региональные и местные налоги полностью зачисляются в соответствующие бюджеты. Однако федеральные платежи делятся между федеральным центром и нижестоящими уровнями. Основное различие между группами налогов состоит в порядке их установления и введения в действие. Установить налог – закрепить все элементы. Для группы федеральных налогов и сборов и установление, и введение в действие осуществляется исключительно федеральным центром.

    Специальные налоговые режимы. Действуют 4 специальных налоговых режимов:

    1. упрощенная система налогообложения,

      единый с/х налог,

      система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,

      система налогообложения при выполнении соглашений при разделе продукции.

Конституционно-правовые основы налогообложения устанавливаются ст.ст.71, 72, 75 Конституции РФ. Согласно Конституции РФ устанавливаются общефедеральные налоги, общие принципы налогообложения в РФ.

Поскольку любой налог представляет из себя ограничение права собственности, соответственно, в силу ст.55 Конституции РФ, любой налог может следовать только из ФЗ.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

НДФЛ является прямым, личным, федеральным налогом.

Налогоплательщики НДФЛ : ФЛ. Они подразделяются на две группы:

    резиденты РФ. Налоговыми резидентами признаются лица, фактически пребывающие на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения лица в РФ не прерывается на время его выезда за рубеж для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения либо обучения. При этом не имеет значения вид учебного/лечебного заведения, возраст выезжающего, программа обучения и пр. Независимо от времени фактического пребывания на территории РФ налоговыми резидентами признаются: российские военнослужащие, проходящие службу за границей, сотрудники ОГВ и ОМСУ, командированные на работу за рубеж.Гражданство не имеет значения. Не принимается во внимание место рождения гражданина, иные социальные факторы. Учитываем только фактическое нахождение на территории РФ. По прежней редакции гл.23 НК РФ исчисление 183 дня требовалось в рамках календарного года (с 31 декабря по 1 января), что приводило к парадоксальным ситуациям. Пример: 90 дней налогоплательщик находился в РФ в 2005 году, а 93 дня в 2006 году. По той норме, которая действует сейчас, 12 месяцев берутся последовательно, не в рамках календарного года. В течение 12 месяцев, когда мы исчисляем 183 дня, месяцы идут непрерывно, а дни, когда мы пребываем на территории РФ могут идти с разрывами.

    нерезиденты РФ. Это те лица, которые не пребывают требуемое число дней на территории РФ.

Правовые последствия признания лица резидентом либо нерезидентом.

    В отношении резидентов применяется полная налоговая обязанность, которая означает, что РФ по общему правилу претендует на налогообложение НДФЛ в отношении всех доходов лица, которые получены как от источников на территории РФ, так и от источников за ее пределами.В отношении нерезидентов действует ограниченная налоговая обязанность, уплачивают налог только с доходов, полученных на территории РФ.

    В отношении резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки. В отношении резидентов общая ставка – 13%, а в отношении нерезидентов – 30%.

    Гл.23 НК предусматривает возможность налоговых вычетов. Есть вычеты, которые являются налоговыми льготами и предусматривают освобождение от налогообложения части доходов лица. По законодательству РФ право на вычеты имеют только лица, чьи доходы облагаются по ставке 13%.

Налоги - это обязательные, индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ).

Конституцией РФ и НК РФ закрепляются отдельные принципы налогообложения:

1) всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы - ст. 57 Конституции РФ);

2) верховенство представительной власти - в их установлении (статьи 57, 71, 76, 105, 106 Конституции РФ);

3) прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции РФ, ст. 5 НК РФ);

4) однократность налогообложения - один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида (уровня) два раза за один период налогообложения;

5) очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени);

6) временное ограничение налоговых притязаний;

7) определенность налогообложения - в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог зачисляется;

8) приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 НК РФ).

Сущность и роль налогов проявляются в их функциях:

    фискальной - обеспечение государства финансовыми ресурсами;

    регулирующей - воздействие на общественные отношения в государстве, в первую очередь на производственные процессы. Соотношение этих функций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.

НК РФ все налоги подразделяются на: федеральные налоги, налоги субъектов РФ (региональные), местные налоги.

Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обязательны к взиманию на территории всей страны. К федеральным налогам в РФ относятся:

    НДС (статья 143-178 НК РФ);

    Акцизы (статья 179-206 НК РФ);

    НДФЛ (статья 207-233 НК РФ);

    ЕСН (статья 234-245 НК РФ);

    Налог на прибыль организаций (статья 246-333 НК РФ);

    Сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (статья 333 1 -333 7 НК РФ);

    Водный налог (статья 333 8 -333 15 НК РФ);

    Госпошлина (статья 333 16 -333 42 НК РФ);

    НДПИ (статья 334-346 НК РФ).

Региональные налоги включают в себя платежи, установленные НК РФ, взимание которых обязательно на территории всех субъектов РФ. Конкретный порядок взимания этих налогов на территории различных субъектов может отличаться, так как органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы. К региональным налогам в РФ относятся:

    Налог на имущество (стаья 378-386 1 НК РФ);

    Налог на игорный бизнес (статья 364-371 НК РФ);

    Транспортный налог (статья 356-363 1 НК РФ).

Местные налоги - это налоги, которые устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с НК РФ нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы. К местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физ. лиц.

В зависимости от плательщиков налоги можно разделить на налоги:

    с физ.лиц;

    с юр.лиц и их филиалов, подразделений, имеющих отдельный баланс и счет;

    смешанного состава, т.е. взимаемые и с физических, и с юридических лиц.

В зависимости от того, является ли юр.плательщик одновременно фактическим плательщиком, налоги подразделяют на: прямые и косвенные.

Общая характеристика налога

Лекция 3

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Базовые понятия и определения: элементы налогообложения, субъект налога (налогоплательщик), объект налога, носитель налога, предмет налога, единица обложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, налоговый долг, источник налога, сроки уплаты налога, налоговая льгота, порядок исчисления и уплаты налога, методы налогообложения, налоговый резидент, налоговый агент, взаимозависимые лица, законный представитель налогоплательщика, уполномоченный представитель налогоплательщика; права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Цель лекции: исходя из положений первой части НК РФ описать модель налога (сбора), дать характеристику плательщикам налогов и сбров.

План лекции

1.Общая характеристика налога или сбора

2.Элементы налога

В теории налогов для характеристики экономических основ налога издавна употребляется термин «элементы налога», под которым понимаются «определяемые законодательными актами государства принципы построения и организации взимания налогов». К ним относятся: субъект налога, объект налога, предмет налога, источник налога, масштаб налога, налоговая база, налоговый период, единица обложения, налоговая льгота, налоговая ставка, метод налогообложения, налоговый оклад.

В российском законодательстве для характеристики правовых основ налога употребляется термин «элементы налогообложения». В п.6 ст.3 НК РФ указано, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».

Согласно ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь о том случае, когда определены налогоплательщики (плательщики сборов) и элемент налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога. Данные элементы налогообложения являются обязательными.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Это означает, что налоговая льгота является факультативным элементом налогообложения. Отсутствие ее в определенном законодательном акте, устанавливающим определенный налог или сбор, не является основанием для отказа налогоплательщика от уплаты данного налога или сбора.

? Покажите различия в составе между элементами налогообложения, указанными в законодательстве РФ о налогах и сборах.

Состав элементов налога и элементов налогообложения, указанных в российском законодательстве, различен. Имеют место случаи, когда тот или иной элемент налога установлен, но не определен. В то же время элементы налогообложения выступают базовой правовой предпосылкой для определения обязанностей налогоплательщика в структуре налогового правонарушения. Именно обязательное наличие в налоговой сфере первичного звена, изначально предопределяющего структуру налогового правоотношения, т.е. отношения, урегулированного нормами налогового права, является одной из самых ярких особенностей налогового права.



*Российское налоговое законодательство на различных этапах своего развития предусматривало и другие элементы налогообложения, при наличии которых последний считался законно установленным. Так, в соответствии с п.2 ст.11 Закона РФ «Об основах налоговой системы» подчеркивалось: «В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют: налогоплательщика (субъект налога); объект и источник налога; единицу налогообложения; налоговую ставку(норму налогового обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад».

Иначе говоря, данный нормативный акт содержал такие элементы, не предусмотренные законодательством в настоящее время, как источник налога, единицу налогообложения, налоговый оклад и бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад. В то же время ст.11 указанного закона не называла в качестве элементов налогообложения налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления налога и порядок уплаты налога.

При установлении сборов в налоговом законодательстве определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Это означает, что если в соответствующем законодательном акте, устанавливающим определенный налог или сбор, отсутствует хотя бы один из вышеперечисленных элементов налогообложения, то у налогоплательщика есть вполне законные основания отказаться от уплаты налога или сбора.

*Как отметил Конституционный Суд России в постановлении от 18 февраля 1997 г. №3-П «По делу о проверке конституционности постановления Правительства РФ от 28 февраля 1995 года «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции», «одно лишь перечисление лицензионных сборов в федеральных бюджетных законах нельзя рассматривать как их установление, поскольку эти законы не содержат существенных элементов налоговых обязательств».

Указанные обстоятельства позволяют полагать, что элементов налога, как совокупности определенных взаимодействующих составляющих налога, гораздо больше и шире, и они не ограничиваются теми составляющими, которые перечислены в ст.17 НК РФ.

Применительно к действующему законодательству можно выделить четыре основных требования, предъявляемых к законодательному акту по налогообложению, касающихся определения в нем элементов налога, при соблюдении которых налог будет считаться законно установленным. В них должны быть указаны:

1)круг плательщиков налога (сбора) согласно определенным критериями, т.е. налогоплательщик;

2)какие налоги (сборы) должен платить налогоплательщик, т.е. объект налога, налоговая база, налоговый период и налоговая ставка;

3)когда должен быть уплачен налог (сбор) , т.е. срок уплаты налога;

4)в каком порядке осуществляется уплата налога, т.е. порядок исчисления и порядок уплаты налога.

*Исходя из п.6 ст.3 НК РФ, в котором указано, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения», можно предложить, что налог будет считаться законно установленным только при определении действительно всех элементов налога, даже тех, которые не указаны в ст.17 Кодекса, например таких, как источник налога, единица налогообложения и др. Однако это не так. Ст.3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» Налогового кодекса РФ является общей нормой и положения, изложенные в ней, в последующем раскрывается в других статьях указанного нормативного акта. Ст. 17 НК РФ как раз является специальной нормой, в которой указано, какие элементы налогообложения являются обязательными для его установления. Иначе говоря, для того, чтобы налог считался законно установленным, в законодательном акте по налогам и сборам должны быть предусмотрены только элементы, которые перечислены в ст.17 НК РФ.

Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в государстве существенных условий налогообложения. Налоговая система является широким понятием и включает в себя ряд элементов:

Налоговая система РФ базируется на системе принципов налогообложения:

1. Принцип единства налоговой системы – взаимосвязанность правовой базы налогообложения, единая валюта, в которой уплачиваются налоги и сборы, органы, осуществляющие налоговый контроль, санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах.

2. Принцип справедливости налогообложения – при установлении налогов должна учитываться способность налогоплательщика к уплате налогов.

3. Принцип эластичности налоговой системы – способность гибко учитывать перемены социально-экономического характера в стране с учетом изменений в составе налогоплательщиков, их налоговую способность и отношение к налоговым обязанностям.

4. Стабильность налоговой системы – ее реформирование должно чередоваться с периодами относительной неизменности налогообложения.

5. Исчерпывающий перечень налогов

В РФ устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено законом.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов, если иное не предусмотрено законом.

При установлении региональных налогов законодательными ОГВ субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Также законодательными ОГВ субъектов РФ законами о налогах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и НПА представительных ОМСУ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих МО, если иное не предусмотрено законом.

Вопрос №16. Основные классификации налогов.

Прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика. В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну. В РФ действует следующая система основных прямых налогов:

1. Прямые налоги, удерживаемые с ЮЛ:

· налог на прибыль предприятия (корпорационный налог),

· налог на имущество предприятия;

· земельный налог с предприятия.

2. Прямые налоги, взимаемые с ФЛ:

· подоходный налог;

· поимущественный налог;

· налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

· налог на владельцев транспортных средств.

Подоходный налог. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце года. Минимальная ставка – 12%, максимальная – 45%. Налогообложению не подлежат: государственные пособия по социальному страхованию, все виды пенсий, доходы, полученные от ФЛ в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от ЮЛ течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму 12МРОТ.

Налог на прибыль . Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход. Ставка – до 35%. Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций. Отдельные виды прибыли облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в РФ, облагается по ставке 15%.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги. Налоги на товары и услуги – это, прежде всего, таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж, НДС, на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и пр. Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории РФ: услуги по уходу за больными и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия и пр.

В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечисляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально - его покупатель.

Виды косвенных налогов

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на:

· акцизы (косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями),

· фискальную монополию (монопольное право государства на производство и реализацию определенных товаров при отсутствии ставок и высокой цене при продаже этих товаров),

Частичная (или производство, или реализация)

· таможенные пошлины (налоги на внешнюю торговлю).

Экспортные

Импортные

Транзитные

По целевой направленности введения налога можно выделить налоги абстрактные (общие) и целевые (специальные).

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства. К специальным налогам относятся, например, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с ЮЛ, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и пр.

Личные и реальные налоги (прямые). Личные налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность субъекта налога. К их числу относятся налог на доходы ФЛ, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество ФЛ и др.

Реальными налогами облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта обложения. К их числу относятся земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др.

Вопрос №17. Специальные налоговые режимы: понятие, виды, значение.

Специальный налоговый режим – это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним ФЗ.

Налоговое законодательство предусматривает четыре специальных налоговых режима:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей . Данный режим также известен под названием Единый сельскохозяйственный налог. Налогоплательщиками при данном налоговом режиме являются сельскохозяйственные товаропроизводители (ЮЛ и ИП), добровольно перешедшие под этот режим.

2. Упрощённая система налогообложения. Особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учёта.

3. Единый налог на вменённый доход. Налог, вводимый законами субъектов РФ и заменяющий собой уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами.

4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Данный налоговый режим применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Вопрос №18. Элементы налогообложения: понятие, правовое значение, основная характеристика каждого элемента.

Элементы налогообложения – это установленные в налоговом законодательстве ОГВ и (или) ОМСУ основы построения и организации взимания налогов:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Объект налогообложения включает в себя операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоги взимаются за определённый период, называемый налоговым периодом. Налоговый период – это календарный год (например, налог на прибыль, налог на доходы ФЛ) или иной период (например, для НДС - квартал). Налоговый период может иметь несколько отчётных периодов, по итогам которых взимаются авансовые платежи. Если организация создана не с начала календарного года, то первый налоговый период - со дня регистрации до конца года, а для организаций, созданных в декабре, - со дня регистрации до конца следующего года.

Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка устанавливается:

    • по федеральным налогам – НК РФ;
    • по региональным налогам – законодательными органами субъектов РФ;
    • по местным налогам - законодательными органами МО.

Ставки могут быть трех видов:

1. адвалорные (в %),

2. специфические (в рублях на единицу налоговой базы),

3. комбинированные.

Порядок исчисления налога изложен в НК РФ. Налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков в виде понижения налоговой ставки или уменьшении составных частей налоговой базы.

Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу. Срок, установленный днями, исчисляется строго в рабочих днях.

По видам налогов определяется и порядок их уплаты: разовая всей суммы в уставленные сроки в безналичной и наличной форме, т. е. через банк, почту.

Любая инвестиционная деятельность нацелена на получение прибыли и постоянного дохода путем вложения денежных средств. Инвестиции вкладываются в масштабные процессы: например, — строительство, приобретение недвижимости, автомобилей, проекты инженерных сооружений, а также интеллектуальную человеческую деятельность. Важно получать результат, который превышает сумму вложений. Зачем необходимо развитие финансовых инвестиций? С какой целью осуществляются вложения средств? Ответить на поставленные вопросы возможно через субъекты и объекты инвестиционной деятельности.

Те лица, которые непосредственно осуществляют указанную деятельность, являются ее субъектами. В призме инвестиционных отношений вложением средств и получением дохода занимаются инвесторы – поставщики ресурсов для нового или развивающегося производства. Любому предприятию выгодно привлекать инвесторов, так как они являются главным звеном при финансировании.

Данными субъектами могут выступать лица, как физические, так и юридические, иностранные граждане, организации, выступающие на международной арене, а также государственные или уполномоченные региональные органы и даже государства. Как у участника инвестиционного процесса, у инвестора имеются права, закрепленные за ним договором либо государственным контрактом:

  • самостоятельно определять объем размер вкладываемых денежных средств, а также круг участников инвестиционной деятельности;
  • вести контроль, учет их целевого использования;
  • передавать свои права другим лицам, привлекать соинвесторов.

Главная цель для субъектов – реализация подготовленного проекта, который необходимо развивать или продвигать за счет привлеченных материальных средств. Это означает, что классификация субъектов бессмысленна, так как инвестором могут выступать другие лица, например, заказчик проекта или исполнитель. На законодательном уровне такое объединение не ограничено.

Классификация субъектов инвестирования расширяется до потребителей и пользователей:

  • Субъекты, готовые осуществлять реализацию проекта

Заказчики тесно взаимодействуют с инвесторами, в отдельных случаях они вместе могут являться единым субъектом. Права заказчика сводятся к владению, пользованию и распоряжению инвестиционными средствами в пределах договора или контракта. Важно отметить, что заказчик имеет доступ только лишь к вложениям, он никоим образом не имеет право вмешиваться в предпринимательскую деятельность всех участников процесса финансирования.

  • Исполнители

Участники инвесторского процесса, готовые реализовать проект, наделяются полномочиями, которые указываются при составлении договора или государственного контракта. Данная сторона проекта реализует объекты инвестирования путем осуществления работ или услуг, получая денежные средства от заказчика.

  • Пользователи инвесторским проектом

Объектов инвестирования не было бы, если пользователи бы ими не интересовались. Любой субъект предпринимательства должен быть заинтересован в деятельности по привлечению инвестиции, чтобы она осуществлялась в их интересах.

Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ формулирует права и обязанности участников инвесторского процесса и указывает на ответственность инвестора и заказчика при отказе от своих функций.

Объекты инвестирования

Проводя аналогию определению субъектов, можно сказать, что объект в общем виде понимается как предмет, на который направлено действие установленного лица. В призме инвестиционных отношениях объектом будут считаться предпринимательская деятельность или активы организации, в которые инвесторы готовы вкладывать свои или заемные материальные ценности. Необязательно всегда подразумевать материальность, так как объекты инвестирования могут заключаться и в интеллектуально-человеческой деятельности (инвестиции в сборную команду по хоккею свой страны).

Объект инвестиционной деятельности создается для приобретения высокого дохода и получения прибыли. Приведем пример: мужчина вложил накопленные средства в долевое строительство, в результате чего смог приумножить капитал, а в дальнейшем потратить на строительство собственного дома. Многие считают, что лучшим из объектов инвестирования считается недвижимость. Почему? В любых условиях экономической ситуации страны недвижимое имущество является абсолютным способом сохранить свои доходы и увеличить их.

В качестве актива могут выступать:

  • сооружения, организации или предпринимательские фирмы, постоянно развивающиеся и производящие новые виды товаров или услуг;
  • программы, являющиеся объектом для инвесторов на федеральном, региональном или муниципальном уровнях;
  • фонды, ценные бумаги, предметы интеллектуальной собственности.

Часто встречаются такие объекты, которые могут являться нематериальными. Так, инвесторов привлекают торговые биржи (продажа нефти, золота, серебра, недвижимости и подобное). Они готовы вкладываться в культуру, антиквариат, облигации и даже в виноделие, патенты, бизнес-планы, инновации.

Классификация активов инвесторской деятельности в зависимости от видов вложений

Классифицировать предметы инвестирования невозможно без четкого разграничения инвестиций на группы. Все капиталовложения можно разделить на основные классы:

Реальные, т.е. вложения на длительный срок с привлечением средств для производства. Инвесторы привлекают денежные средства, в том числе заемные, в результате чего одной из сторон в финансовых отношениях выступает банковская организация. Данный вид вложений можно классифицировать дополнительно по некоторым свойствам:

  • как уровень централизации источники инвестиции могут быть денежными средствами государства, собственностью предприятия или заемными финансовыми ресурсами;
  • как технологическая структура могут подразделяться на работы по строительству или монтажу, закупку оборудования, инвентаря, а также на прочие капитальные затраты;
  • с точки зрения воспроизведения фондов – новое строительство, развитие, расширение и модернизация.

Финансовые вложения, предназначенные для формирования пакета ценных бумаг или иных активов. Любой инвестор при такой форме вклада способен удерживать инвестиционный портфель, покупая или продавая акции и иные нематериальные ценности на фондовом рынке, бирже.

В соответствии с данной классификацией капиталовложений объекты инвестирования аналогично подразделяются на реальные и финансовые .

Сначала сконцентрируемся на финансовых активах. Привлечение денег субъектами осуществляется с целью получения дохода с помощью биржевых манипуляций. Разобраться в этом вопросе несложно: покупая ликвидную ценную бумагу по сниженной цене, инвестор стремится продать ее спекулятивно дороже. Любому пользователю бирж давно известно, что ценные бумаги – объект достаточно рискованный и нестабильный, а значит, помощь профессионала-посредника, аналитика рынка обязательно потребуется.

Объекты реальных инвестиций занимают основное место. В их число стабильно входят предприятия, компании, фирмы, техническая продукция, их товарные знаки и права. В качестве нематериального реального предмета могут выделяться спортивные, культурные, развлекательные организации, НО (научные объединения), а также социальные, воспитательные учреждения.

Парадокс заключается в том, что инвесторы от таких вложений могут вовсе не получать прибыли. Однако они требуются и используются на практике, так как с их помощью вкладчики, например, повышают свои статус в глазах общественности.

Классификация предмета инвестиций по мере его обратимости в деньги (ликвидность)

Выражаясь простым языком, ликвидность – свойство продаваемого товара реализоваться как можно быстрее по установленной рыночной стоимости или близкой к ней. Такие товары могут так же быстро менять свою цену. Как следствие, объекты инвестиционной деятельности могут быть высоколиквидными или низколиквидными. В первом случае, товар быстро может оказаться дороже или дешевле рыночной стоимости (акции, валюта), а во втором – наоборот, медленно, практически незаметно (недвижимость).

Группирование активов по целевому направлению

При данном виде классификации возможно разграничить практически любой товар:

  • в социальном направлении инвестиции зарождаются на социальных проектах или мероприятиях. Одним из таких вложений может оказаться парк отдыха с платными аттракционами для детей;
  • для науки капиталовложения необходимы, чтобы она развивалась, постоянно продвигалась вперед. Инновации могут принести большую финансовую выгоду или помочь субъектам достичь собственных целей;
  • в сфере экономики деньги вкладываются на биржи валюты или торговли, а также путем обращения денежных средств, конвертации капитала.

Таким образом, можно предположить, что в любой жизненной сфере вложения имеют место быть, так как достаточное финансирование – залог развития.

Вид классификации зависит от цикла инвестирования

При данной группировке все будет зависеть от того, в какую часть бизнеса или актива инвестор готов вкладываться. Схематично для наглядности можно представить производство на примере бензозаправки. Для того чтобы продать бензин, необходимо добыть нефть, транспортировать ее, переработать, и наконец, — продать.

Для реализации каждой из стадий необходимы вложения, которые может предоставить либо один инвестор, либо их группа. От этого будет зависеть частичность инвестируемого цикла. Если один вкладчик готов финансировать все стадии одновременно, он осуществляет полный цикл капиталовложений. При финансировании одной или нескольких стадий – инвестиция считается частичного цикла.

Группирование по виду деятельности

Все предметы разделяются на реальные, финансовые, интеллектуальные ценности. Материальный (реальный) объект возможно осязать и видеть: недвижимость, предприятие, вещественные документы, антиквариат или драгоценности. Финансовый вид имеет валютный эквивалент. К этой группе относятся также ценные бумаги, которые можно спутать с реальным предметом. Интеллектуальная деятельность как предмет инвестиционной деятельности выступает в качестве планов, разработок и идей, которые созданы человеком.

Крылатое выражение Дж.Остина «Экономика – это способ тратить деньги, не получая от них никакого удовольствия» имеет большую смысловую нагрузку и раскрывает всю суть инвестиционной деятельности. Любой субъект инвестирования, выбирая объект, вкладывая свои денежные средства или реализуя их, всегда нацелен на результат. Субъекты и объекты инвестиций – взаимозависимые понятия, без которых не было бы развития научно-технической базы, создания конкуренции на рынке, а также продвижения страны на мировом уровне в экономической и социальной отрасли.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...