Возражения на акт налоговой проверки. Возражение на акт налоговой проверки: образец


ОБЩЕСТВО

Общество и природа

Культура и цивилизация

Важнейшие институты общества

общество – это определённая группа людей

Можно определить общество и как большую,



общества и природы.

Общество и природа

культуру

1. “Именно

встал вопрос о правовой защите природы .

Правовая защита природы

.

.

Общественные отношения

Важную роль в функционировании общества играют общественные отношения . Этим понятием обозначаются многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Материальные общественные отношения складываются в сфере производства, в ходе практической деятельности. Материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству.

Духовные отношения складываются в результате взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Их подразделяют на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные (т.е. отношения между отдельными индивидами).

Эволюция и революция

Существует два основных пути изменений – эволюция и революция. Эволюция происходит от латинского слова “развёртывание” -

это медленные, постоянные изменения предшествовавшего состояния. Революция (от латинского поворот, изменение) – это изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

На первый взгляд революция отличается от эволюции только темпом изменений. Однако в философии существует точка зрения о взаимосвязи этих двух явлений: нарастание количественных изменений в развитии (эволюция) в конце концов приводит к качественному изменению (революция).

В этом отношении к эволюционному пути в общественном развитии близко понятие реформа . Реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Реформы в марксизме противопоставлялись политической революции, как активному политическому действию народных масс, ведущему к переходу руководства обществом в руки нового класса. При этом более радикальным и прогрессивным путём преобразования в марксизме всегда признавались революции, а реформы рассматривались как половинчатые, мучительные для народных масс, преобразования, которые в большинстве были якобы обусловлены потенциальной угрозой революции. Революции неизбежны и закономерны в обществе, где не проводятся своевременные реформы.

Однако политические революции как правило ведут к большим социальным потрясениям и жертвам. Часть учёных вообще отказывали революциям в возможности созидательной деятельности. Так, один из историков XIX века сравнивал Великую французскую революцию с молотом, который лишь разбил старые глиняные формы, открыв миру уже отлитый колокол нового общественного строя. Т.е., по его мнению, новый общественный строй родился в ходе эволюционных преобразований, а революция лишь смела преграды для него,

С другой стороны, история знает реформы, которые приводили к коренным преобразованиям в обществе. Ф. Энгельс, например, называл “революцией сверху” реформы Бисмарка в Германии. “Революцией сверху” можно считать и реформы конца 80 - начала 90-х г.г. XX века, приведшие к изменению существующего строя в нашей стране.

Современные российские учёные признали равнозначность реформ и революций. При этом появилась критика революций, как крайне неэффективного, кровавого, изобилующего многочисленными издержками и приводящего к диктатуре пути. Более того, великие реформы (т.е. революции сверху) признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике “перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе”.

И реформы и революции лечат уже запущенную болезнь (первые – терапевтическими методами, вторые – хирургическим вмешательством. Поэтому необходимы постоянные инновации – как разовое однократное улучшение, связанное с повышением приспособляемости общества к меняющимся условиям. В этом смысле инновация похожа на профилактику возникновения болезни (т. е. социального противоречия). Инновации в этом отношении относятся к эволюционному пути развития.

Данная точка зрения исходит из возможностей альтернативности общественного развития . Ни революционный, ни эволюционный путь развития не может быть принят как единственно закономерный.

Культура и цивилизация долгое время отождествлялись. Однако Культура и цивилизация

уже в XIX веке научный смысл этих понятий различался. А в начале XX

столетия немецкий философ О. Шпенглер в своём труде “Закат Европы”

и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит её окончательный упадок. Культура – это цивилизация, не достигшая своей зрелости и не обеспечившая своего роста.

Различия между понятиями “культура” и “цивилизация” подчёркивали и другие мыслители. Так, Н. К. Рерих сводил различие культуры и цивилизации к противопоставлению сердца разуму. Культуру он связывал с самоорганизацией духа, миром духовности, а цивилизацию - с гражданским, общественным устроением нашей жизни. Действительно, слово “культура” восходит к латинскому слову, означающему культивирование, возделывание, обработку. Однако к этому же корню (cult-) восходит и слово воспитание, почитание, а также культ (как поклонение и почитание чего-то). Слово “цивилизация” происходит от латинского civilis – гражданский, государственный, однако к этому же корню восходит и слово “горожанин, житель города”.

Культура – это ядро, душа, а цивилизация – оболочка, тело. П. К. Гречко считает, что цивилизация фиксирует уровень и результат прогрессивного развития общества, а культура выражает механизм и процесс освоения этого уровня – результата. Цивилизация обустраивает землю, нашу жизнь, делает её удобной, комфортной, приятной. Культура “ответственна” за постоянную неудовлетворённость достигнутым, поиск чего-то недостижимого, достойного прежде всего души, а не тела. Культура – это процесс гуманизации общественных отношений, человеческой жизнедеятельности, в то время как цивилизация – их постепенная, но неуклонная технологизация.

Без культуры цивилизация существовать не может, ибо система культурных ценностей есть тот признак, который отличает одну цивилизацию от другой. Однако культура – понятие многосложное, в него входит и культура производства, материальных отношений и политическая культура и духовные ценности. В зависимости от того, какой признак мы выделяем в качестве основного критерия, изменяется и деление цивилизаций на отдельные типы.

Типы цивилизации

В зависимости от своей концепции и выдвинутых критериев различные исследователи предлагают свои варианты типологии цивилизации.

Типы цивилизаций

Однако в публицистической литературе широко утвердилось деление на цивилизации западного (инновационного, рационалистического) и восточного (традиционного) типа . Иногда к ним добавляются ещё так называемые промежуточные цивилизации. Какие же черты их характеризуют? Рассмотрим это на примере следующей таблицы.

Основные черты традиционного общества и западного общества

Традиционное общество Западное общество
“Непрерывность” исторического процесса, отсутствие явных границ между отдельными эпохами, резких сдвигов и толчков История движется неравномерно, “скачками”, разрывы между эпохами очевидны, переходы от одной к другой часто принимают форму революций
Неприменимость концепции линейного прогресса Общественный прогресс достаточно очевиден, особенно в сфере материального производства
Отношения общества к природе строятся на принципе слияния с ней, а не господства над нею Общество стремится максимально использовать природные богатства для своих нужд
Основа экономической системы – общин- но-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности Основа экономики- частная собственность. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое
Уровень социальной мобильности невысок, перегородки между кастами, сословиями мало проницаемы Социальная мобильность населения высока, социальный статус человека может существенно меняться на протяжении жизни
Государство подчиняет себе общество, контролирует многие стороны жизни людей. Общность (государство, этнос, социальная группа) обладают приоритетом перед отдельным человеком Сложилось гражданское общество, во многом автономное от государства. Права личности приоритетны и закреплены конституционно. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.
Главный регулятор общественной жизни – традиция, обычай Особенной ценностью обладает готовность к изменениям, новациям

Современные цивилизации

В настоящее время на Земле существуют цивилизации разного типа. В отдалённых уголках планеты развитие ряда народов ещё сохранило в себе черты первобытного общества, где жизнь целиком подчинена природному циклу (Центральная Африка, Амазония, Океания и т.д.). Часть народов в своём образе жизни сохранили черты восточных (традиционных) цивилизаций. Влияние постиндустриального общества на эти страны отражается в нарастании кризисных явлений, нестабильности жизни.

Активная пропаганда средствами массовой информации ценностей постиндустриального общества, возведение их в ранг общечеловеческих ценностей вызывает определённую негативную реакцию со стороны традиционных цивилизаций, стремящихся не только сохранить свои ценности, но и возродить ценности ушедшего прошлого.

Так, к арабо-исламской цивилизации относят Иран, Афганистан, Пакистан, ОАЭ, Саудовскую Аравию и др. Между отдельными исламскими странами и даже внутри этих стран обостряется борьба между сторонниками сближения с западной цивилизацией и исламскими фундаменталистами. Если первые допускают расширение светского образования, рационализацию жизни, широкое внедрение современных достижений науки и техники, то вторые считают, что основой (фундаментом) всех сфер жизни являются религиозные ценности ислама и занимают агрессивную позицию по отношению к любым новшествам и заимствованиям от западной цивилизации.

К индо-буддийской цивилизации можно отнести Индию, Монголию, Непал, Тайланд и др. Здесь преобладают традиции индуизма, буддизма, характерна религиозная терпимость. В этих странах с одной стороны сложились свойственные индустриальному обществу экономические и политические структуры, с другой – значительная часть населения живёт ценностями традиционного общества.

К дальневосточно-конфуцианской цивилизации относят Китай, Корею, Японию и др. Здесь преобладают культурные традиции даосизма, конфуцианства и синтоизма. Несмотря на сохранившиеся традиции, эти страны в последние годы сближаются и развитыми западными странами (особенно в экономической сфере).

К какому же типу цивилизационного развития можно отнести Россию? В науке существует несколько точек зрения по этому поводу:

Россия – европейская страна и российская цивилизация близка к западному типу, хотя и имеет свои особенности;

Россия – самобытная и самодостаточная цивилизация, занимающая своё особое место в мире. Это не восточная и не западная, а евразийская цивилизация, для которой характерны суперэтничность, межкультурный обмен, наднациональный характер духовных ценностей;

Россия – внутренне расколотая, “маятниковая” цивилизация, для которой характерно постоянное противоборство западных и восточных черт. В её истории чётко отмечаются циклы сближения то с западной, то с восточной цивилизациями;

Чтобы определить какая точка зрения более объективна, обратимся к характеристике западной цивилизации. Исследователи считают, что внутри неё существуют несколько локальных цивилизаций (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и т. д.). Современная западная цивилизация – это постиндустриальная цивилизация. Её особенности определяются последствиями научно-технической революции (НТР), происшедшей в 60-70-х г.г. XX века.

Глобальные проблемы

Глобальными проблемами человечества называются проблемы, касающиеся всех живущих на Земле людей, от решения которых зависит не только дальнейший социальный прогресс, но и судьба всего человечества.

Глобальные проблемы появились в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ века, они взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех без исключения стран мира.

Перечислим основные проблемы и покажем их взаимосвязь друг с другом.

Угроза термоядерной катастрофы тесно взаимосвязана с угрозой ядерной войны, а также техногенными катастрофами. В свою очередь эти проблемы взаимосвязаны с угрозой третьей мировой войны. Всё это связано с истощением традиционных источников сырья и поиском альтернативных видов энергии. Нерешённость этой проблемы ведёт к экологической катастрофе (истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, продовольственной проблеме, нехватке питьевой воды и т.д.). Остро стоит проблема изменения климата на планете, которая может привести к катастрофическим последствиям. Экологический кризис в свою очередь связан с демографической проблемой. Демографическая проблема характеризуется глубоким противоречием: в развивающихся странах идёт интенсивный рост населения, а в развитых странах происходит демографический спад, что порождает огромные трудности для экономического и социального развития.

Одновременно обостряется проблема “Север-Юг”, т.е. растут противоречия между развитыми странами и развивающимися странами “третьего мира”. Всё большее значение приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании. Важное значение имеет проблема возрождения культурных и нравственных ценностей.

После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года резко обострилась проблема борьбы с международным терроризмом. Следующими невинными жертвами террористов могут стать жители любой страны мира.

В целом глобальные проблемы человечества можно схематически представить в виде клубка противоречий, где от каждой проблемы тянутся многообразные нити ко всем остальным проблемам. Какова же стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем? Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.

При подготовке данной главы были использованы материалы из следующих учебных пособий:

  1. Гречко П.К. Введение в обществознание. – М.: Поматур, 2000.
  2. Кравченко А. И. Обществознание. – М.: “Русское слово – РС” - 2001.
  3. Курбатов В.И. Обществознание. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.
  4. Человек и общество: Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл./Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М.,2001г.
  5. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. – М.: Школа – Пресс, 2000.
  6. Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: Конспекты ответов. – М.: 2000.
  7. Обществознание. 100 экзаменационных ответов./Под ред. Б.Ю. Сербиновского. Ростов-на-Дону.: “Мар.Т”, 2000.

ОБЩЕСТВО

Общество как динамичная система

Общество и природа

Культура и цивилизация

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества

Важнейшие институты общества

Многообразие путей и форм общественного развития

Проблема общественного прогресса

Целостность современного мира, его противоречия

Глобальные проблемы человечества

Понятие “общество” многозначно. В своём первоначальном значении это некая общность, союз, сотрудничество, объединение отдельных людей.

С социологической точки зрения общество – это определённая группа людей , объединённая общими интересами (целью) для совместной деятельности (например, общество защиты животных или, наоборот, общество охотников и рыболовов).

Исторический подход к пониманию общества связан с выделением конкретного этапа в историческом развитии какого-либо народа или всего человечества (например: первобытное общество, средневековое общество и т.д.).

Этнографический смысл понятия “общество” акцентирует внимание на этнических особенностях и культурных традициях определённой совокупности людей (например: общество бушменов, общество американских индейцев и т.д.).

Можно определить общество и как большую, устойчивую группу людей, занимающих определённую территорию, имеющую общую культуру, испытывающую чувство единства и рассматривающую себя как вполне самостоятельное образование (например, российское общество, европейское общество и т.д.).

Что же объединяет вышеприведённые трактовки общества?

  • общество состоит из отдельных людей, обладающих волей и сознанием;
  • нельзя назвать обществом просто определённое количество людей. Людей объединяет в общество совместная деятельность, общие интересы и цели;
  • любое общество есть способ организации человеческой жизнедеятельности;
  • связующим звеном общества, его каркасом, являются связи, устанавливающиеся между людьми в процессе их взаимодействия (общественные отношения).

Общество как сложная динамическая система

Вообще системой называется совокупность взаимосвязанных элементов. Например, груду кирпичей нельзя назвать системой, а вот построенный из них дом – это система, где каждый кирпич занимает своё место, взаимосвязан с другими элементами, имеет своё функциональное значение и служит общей цели – существованию прочного, тёплого, красивого здания. Но здание – это пример статичной системы. Ведь дом не может сам по себе совершенствоваться, развиваться (он может лишь обрушиться, если нарушатся функциональные связи между элементами – кирпичами).

Примером динамической саморазвивающейся системы можно назвать живой организм. Уже в зародыше любого живого организма заложены основные признаки, которые под влиянием окружающей среды определяют существенные стороны изменения организма на протяжении всей жизни.

Так и общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, только постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и качественную определённость.

Существует и широкая, философская точка зрения на общество.

Общество – это форма организации индивидуумов, которая возникла в противовес окружающей среде (природе), живёт и развивается по своим собственным объективным законам. В этом смысле общество – это совокупность форм объединения людей, “коллектив коллективов”, всё человечество в его прошлом, настоящем и будущем.

Исходя именно из этой широкой трактовки рассмотрим взаимосвязь общества и природы.

Общество и природа

И общество и природа – это часть реального мира. Природа – это основа, на которой возникло и развивается общество. Если под природой понимать всю действительность, мир в целом, то общество выступает её частью. Но нередко словом “природа” обозначают естественную среду обитания людей. При таком понимании природы общество можно рассматривать как обособившуюся от неё часть реального мира, Но общество и природа не потеряли своей взаимосвязи. Эта взаимосвязь существовала всегда, но изменялась на протяжении веков.

Когда-то в первобытные времена небольшие общества охотников и собирателей полностью зависели от катаклизмов природы. Пытаясь защититься от этих катаклизмов люди создали культуру , как совокупность всех материальных и духовных ценностей общества, имеющих искусственное (т.е. не природное) происхождение. Ниже мы ещё не раз будем говорить о многообразии понятия “культура”. Сейчас подчеркнём, что культура- это то, что создано обществом, но противоположно естественной среде, природе. Так, изготовление первых орудий труда, навыки добычи огня – это первые культурные достижения человечества. Появление земледелия и скотоводства – это тоже плоды культуры (само слово культура происходит от лат. “обработка почвы”, “возделывание”).

1. “Именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь и объединились и создали культуру , призванную между прочим сделать возможной нашу общественную жизнь. – писал З. Фрейд. – В конце концов, главная задача культуры, подлинное обоснование – защита нас от природы”.

2. По мере развития культурных достижений общество уже не настолько зависело от природы. При этом общество не приспосабливалось к природе, а активно изменяло окружающую среду, преобразуя её в своих интересах . Это изменение природы привело к впечатляющим результатам. Вспомним тысячи видов окультуренных растений, новые виды животных, осушенные болота и цветущие пустыни. Однако общество, преобразуя природу, подвергая её культурному воздействию, часто руководствовалось сиюминутными выгодами . Так, первые экологические проблемы стали возникать ещё в древности: полностью исчезли многие виды растений и животных, большая часть лесов в Западной Европе была вырублена ещё в средневековье. В ХХ веке негативное воздействие общества на природу стало особо ощутимым. Сейчас речь идёт об экологической катастрофе, которая может привести к уничтожению и природы и общества. Поэтому встал вопрос о правовой защите природы .

Под охраной окружающей природной среды понимается сохранение такого её качества, при котором возможны, во-первых, сохранение, защита и восстановление здорового состояния и целостности экосистемы Земли, во-вторых – сохранение биологического разнообразия планеты.

Правовой защитой природы занимается экологическое право. Экология (от сло “экос” - дом, местопребывание; и “логос” знание) – это наука о взаимодействии человека и общества с природной средой обитания.

Экологическое законодательство Российской Федерации включает в себя ряд положений Конституции, 5 федеральных законов об охране окружающей природной среды, 11 природоресурсных законодательных актов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.

Правовая защита природы

Так в Конституции Российской Федерации в ст. 42 говорится о праве каждого человека на благоприятнуюокружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии. Статья 58 говорит об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам России.

Правовой защите природы посвящены федеральные законы “Об охране окружающей природной среды” (1991г.), “Об экологической экспертизе” (1995г.), “Об охране атмосферного воздуха” (1999 г.) и т.д. Предпринимаются попытки заключения международного договора о защите природы. 12 декабря 1997 года был подписан в городе Киото Международный протокол о регулировании выбросов промышленных отходов в атмосферу (Киотский протокол).

Таким образом, отношения природы, общества и культуры можно обозначить так:

общество и природа во взаимосвязи образуют материальный мир. Однако общество обособилось от природы, создав культуру, как вторую искусственную природу, новую среду обитания. Однако, даже оградив себя от природы своеобразной границей культурных традиций, общество не в состоянии разорвать связи с природой.

В. И. Вернадский писал о том, что с появлением и развитием общества биосфера (земная оболочка, охваченная жизнью) переходит в ноосферу (область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью) .

Природа и сейчас оказывает активное воздействие на общество. Так, А. Л. Чижевский установил зависимость между циклами активности Солнца и социальными потрясениями в обществе (войны, восстания, революции, социальные преобразования и т.д.). О воздействии природы на общество писал Л. Н. Гумилёв в своей работе “Этногенез и биосфера Земли”.

Взаимосвязь общества и природы мы видим в разнообразных проявлениях. Так, улучшение агротехнических приёмов возделывания почвы приводит к повышению урожайности, но увеличение загрязнения воздуха промышленными отходами может привести к гибели растений .

Общество является сложной динамической системой.

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

а) дописьменные и письменные;

б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.

В западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества).

В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.

Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз-вития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления - особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над Письменной В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации», также претендующее на известные социологические обобщения). С европоцентристской точки зрения традиционные общества - это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство - расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если предындустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы - промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) - новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации - в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению. К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношений, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы). Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее - человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы - отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.


| |

Тема: Общество как сложная динамичная система

Цель: подвести курсантов к выводу о том что общество сверхсложная система и для того чтобы жить с ним в гармонии необходимо приспособиться к нему. Условия адаптации к современному обществу является знания о нем.

Образовательные:

    Раскрыть особенности социальной системы.

    Объяснить курсантам такие понятия как: общество, социальная система, социальные институты

    Охарактеризовать главные социальные институты

Развивающие:

1. Развивать умения и навыки работы с текстом

    Прививать навыки критически оценивать и анализировать обществоведческую информацию

Воспитательные:

    Формировать любознательность и интерес к данному курсу на примере темы: Общество как сложная динамичная система

    Особенности социальной системы

    Социальные институты

Ход урока

Особенности социальной системы

    Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества?

    Что придает устойчивость и предсказуемость развитию общества?

На предыдущем занятии мы разбирали определения понятия «общество», подчеркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Новое понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нем разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между ее частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

    Что означает понятие система

    Каковы же характерные черты общества как системы?

    Чем эта система отличается от природных систем?

В общественных науках выявлен ряд таких отличий.

Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включен каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

    Из каких подсистем состоит общество?

Макроструктура общества как системы состоит из четырех подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности - материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет свое собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов - государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество - это сложная система систем, своего рода суперсистема.

    Назовите характерную черту общества

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырье и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

    Назовите основные элементы общества

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

    Опираясь на исторические знания докажите что общественная жизнь находиться в постоянном изменении (письменно)

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество - динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно, человек - это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

    Приведите примеры доказывающие что общество представляет собой упорядоченную целостность

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество,- результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков - и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется Русская Правда, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле. Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, ее составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в нее компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы - способность созда вать все необходимые условия для своего существования, производить все потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого - общества как системы.

    Как вы понимаете управленческую функцию общества

Еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определенной среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода «сигналами», на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию ее задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции - способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

Социальные институты

Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

    Что такое социальные институты

Слово «институт» в переводе с латинского institute означает «установление». В русском языке оно часто используется для обозначения высших учебных заведений. Кроме того, как вы знаете из курса основной школы, в области нрава слово «институт» означает совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

    Перечислите признаки социальных институтов, опираясь на определение

В истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей.

    Перечислите общественные потребности

Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

    потребность в воспроизводстве рода;

    потребность в безопасности и социальном порядке;

    потребность в средствах существования;

    потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

    потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

    Какие социальные институты соответствуют названным потребностям

Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определенных учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата.

    Какие социальные институты вы знаете

Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты:

    институт семьи и брака;

    политические институты, особенно государство;

    экономические институты, в первую очередь производство;

    институты образования, науки и культуры;

    институт религии.

Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.

Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

Итак, социальный институт - это, прежде всего, совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).

    Как регулируются социальные институты

Далее, институт закреплен системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье).

    Назовите характерную черту социального институты

Еще одна характерная черта социального института - наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности. (Подумайте, к каким социальным институтам относятся школа, завод, милиция. Приведите свои примеры учреждений и организаций, относящихся к каждому из важнейших социальных институтов.)

Любой из названных институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею.

Социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля. (Подумайте, как эти черты социального института проявляются в системе образования, в частности в школе.)

    Назовите признаки социального института

Рассмотрим основные признаки социального института на примере такого важного института общества, как семья. Прежде всего, каждая семья - это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кровного родства (родители и дети). Потребность в создании семьи - одна из фундаментальных, т. е. основополагающих, потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и многое другое. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее соответствующее поведение: родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети, в свою очередь, учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами: моралью и правом. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет ответственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами. Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

    Какие социальные институты можно отнести к главным

    Какие социальные институты можно отнести к неглавным

Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные. Так, если главным политическим институтом является государство, то неглавными - институт судебной власти или, как в нашей стране, институт представителей президента в регионах и т. п.

Наличие социальных институтов надежно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными, устойчивыми. Институциональное взаимодействие - это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.

Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т. е. в них институциализация.

    Что такое институализация

    Каким образом она проходит

В России в результате реформ конца XX в. появился, например, такой вид деятельности, как предпринимательство. Упорядочение этой деятельности привело к возникновению различных видов фирм, потребовало издания законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, способствовало становлению соответствующих традиций.

В политической жизни нашей страны возникли институты парламентаризма, многопартийности, институт президентства. Принципы и правила их функционирования закреплены в Конституции Российской Федерации, соответствующих законах.

Таким же образом происходила институциализация других возникших за последние десятилетия видов деятельности.

Бывает, что развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов, исторически сложившихся в предшествующие периоды. Так, в изменившихся условиях возникла необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколения. Отсюда предпринятые шаги по модернизации института образования, в результате которых может произойти институциализация Единого государственного экзамена, нового содержания образовательных программ.

Итак, мы можем вернуться к определению, данному в начале этой части параграфа. Подумайте, что характеризует социальные институты как высокоорганизованные системы.

    Почему их структура устойчива?

    Какое значение имеет глубокая интеграция их элементов?

    В чем заключается многообразие, гибкость, динамичность их функций?

Подведение итогов

    Общество - сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нем, которые дает курс обществознания.

    Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

    В реальной жизни вам придется взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.

    В последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на него, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

Закрепление

    Что означает понятие «система»?

    Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?

    В чем заключается главное качество общества как целостной системы?

    Каковы связи и отношения общества как системы со средой?

    Что такое социальный институт?

    Охарактеризуйте главные социальные институты.

    Каковы основные черты социального института?

    В чем значение институциализации?

Организация домашнего задания

Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XX в.

    Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.

В коллективной работе российских социологов говорится: «...общество существует и функционирует в многообразных формах... Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями - леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

Раздел «Общество». Тема №1

Общество как социальная система

Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В более узком смысле общество :

– исторический этап развития общества (древнее общество);

– совокупность людей, объединенных общей территорией

(российское общество, европейское общество);

– круг людей, объединенных общностью происхождения (дворянское общество), интересов и деятельности (общество книголюбов).

Страна – часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.

Государство – центральная политическая организация данной страны, обладающая верховной властью.

Система – это единое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, где каждый элемент выполняет свою функцию.

Общество представляет собой единую социальную систему, состоящую из людей, социальных групп, социальных институтов и социальных (общественных) отношений. Также в качестве элементов общества можно выделить подсистемы (сферы) общества:

– экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);

– социальная (взаимодействие социальных групп, слоев, классов, наций;



а также деятельность социальной инфраструктуры общества);

– политическая (формы государства, государственная власть, правопорядок, законы, безопасность);

– духовная (наука, образование, искусство, мораль, религия).

Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких социальных групп: семьи, школьного класса, спортивной команды, трудового коллектива. Также человек входит в более крупные общности людей: класс, нация, страна.

Общественные отношения (социальные отношения) – многообразные связи, возникающие между людьми, социальными группами, классами, нациями, а так же внутри их, в процессе жизнедеятельности общества. Общественные отношения возникают в экономической, социальной, политической, духовной жизни общества.

Общественные отношения включают в себя:

а) субъектов (индивиды, социальные группы, социальные общности);

б) объекты (материальные, духовные);

Общество как динамическая система

Общество – динамическая система, оно постоянно развивается.

1. Изменение общества можно проследить в следующих аспектах:

– меняется этап развития всего общества в целом

(аграрное, индустриальное, постиндустриальное),

– изменения происходят в отдельных сферах общества,

– видоизменяются социальные институты (семья, армия, образование),

– одни элементы общества отмирают (крепостные крестьяне, феодалы), другие элементы общества появляются (новые профессиональные группы),

– меняются социальные отношения между элементами общества

(между государством и церковью).

2. Характер развития общества может быть различным:

Эволюция – медленный, постепенный, естественный процесс развития.

Революция – коренное, качественное, быстрое, насильственное изменение общественного строя.

Реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни общества, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего общественного строя. Реформа проводится государственными органами. Модернизация – существенное обновление, изменение в соответствии с современными требованиями.

3. Направления развития общества:

Прогресс – процесс изменения от простого к сложному, от низшего к высшему. Регресс – процесс изменения от высшего к низшему, процесс деградации и распада системы, возврат к изжившим себя формам.

Прогресс – неоднозначное социальное явление, т.к. у него есть побочный эффект: «обратная сторона медали» или «цена» прогресса.

Основатели теории прогресса в XVIII веке (Монтескье, Кондорсе, Тюрго, Конт, Спенсер) считали, что главный двигатель прогресса – человеческий разум. Они верили, что с развитием науки, просвещения общество будет прогрессивным, ликвидируется социальная несправедливость и установится «царство гармонии». Сегодня вера в прогресс подорвана глобальными проблемами.

Что же является критерием прогресса?

Важнейшей целью всего общественного развития является человек, его всестороннее развитие. Прогрессивным можно считать такое общество, в котором созданы условия для гармоничного развития личности. Исходя из идеи гуманизма, прогрессивным является то, что делается во благо человека. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни, уровень смертности, уровень образования и культуры, чувство удовлетворённости жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе.

Понятие общества охватывает все сферы человеческой жизни, отношения и взаимосвязи. При этом общество не стоит на месте, оно подвержено постоянным изменениям, развитию. Узнаем кратко об обществе – сложной, динамично развивающейся системе.

Черты общества

Общество как сложная система имеет свои особенности, отличающие его от других систем. Рассмотрим выявленные разными науками черты :

  • сложный, многоуровневый характер

В общество входят разные подсистемы, элементы. Оно может включать в себя различные общественные группы, причем как малые - семья, так и большие - класс, нация.

Общественные подсистемы - это основные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из них также является своеобразной системой, имеющей множество элементов. Так, можно сказать, что существует иерархия систем, то есть общество делится на элементы, которые, в свою очередь, также включают в себя несколько компонентов.

  • наличие разнокачественных элементов: материальных (техника, сооружения) и духовных, идеальных (идеи, ценности)

Например, экономическая сфера - это и транспорт, сооружения, материалы для изготовления товаров, и знания, нормы, правила, действующие в сфере производства.

  • основной элемент - человек

Человек является универсальным элементом всех общественных систем, так как он входит в каждую из них, и без него их существование невозможно.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • постоянные изменения, преобразования

Конечно, в разное время скорость изменений менялась: сложившийся порядок мог сохраняться долгое время, но были и периоды, когда случались быстрые качественные перемены общественной жизни, например, во время революций. В этом состоит главное отличие общества от природы.

  • порядок

Все компоненты общества занимают свое положение и определенные связи с другими элементами. То есть, общество - это упорядоченная система, в которой существует множество взаимосвязанных частей. Элементы могут исчезать, вместо них появляются новые, но в целом система продолжает функционировать в определенном порядке.

  • самодостаточность

Общество в целом способно производить все необходимое для своего существования, поэтому каждый элемент играет свою роль и не может существовать без других.

  • самоуправляемость

Общество организует управление, создает институты для согласования действий разных элементов общества, то есть создает такую систему, в которой все части могут взаимодействовать. Организация деятельности каждого отдельного человека и групп людей, а также осуществление контроля - особенность общества.

Социальные институты

Представление об обществе не может быть полным без знания основных его институтов.

Под социальными институтами понимают такие формы организации совместной деятельности людей, которые сложились в результате исторического развития и регулируются установленными в обществе нормами. Они объединяют большие группы людей, занятых каким-либо видом деятельности.

Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение потребностей. Например, потребность людей в продолжении рода вызвала к жизни институт семьи и брака, потребность в получении знаний - институт образования и науки.

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 214.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...