Влияние экономических процессов на людей. Как настроения людей влияют на экономику


Развитие личности обусловлено целым рядом социально-экономических факторов, значимых для процесса социализации в целом. К числу основных факторов следует отнести семью, отношения «равенства», образование, труд, культуру, доходы, организацию и др.

В любых типах культур семья выступает основной сферой первичной социализации личности. Она характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, поэтому ребенок усваивает образ жизни и модели поведения, которые характерны для его родителей.

«Отношения» равенства предполагают включение в «группы равных» (приятелей, друзей) одной возрастной группы, что также влияет на процесс развития личности. Взаимоотношения сверстников носят более демократичный характер, чем взаимоотношения между детьми и родителями. В такой группе индивиды вступают в разносторонние контакты между собой, очень часто эти отношения сохраняются на всю жизнь, образуя неформальные группы людей одной возрастной группы.

Значимость образования для развития личности не подвергается сомнению. Она обусловлена тем, что общество обеспечивает образование, обучение и воспитание подрастающего поколения в соответствии с теми ценностями, идеалами, стандартами поведения, которые являются типичными для данного общества. С одной стороны, этот процесс носит формальный характер и включает в себя определенный круг учебных предметов. С другой стороны, на процесс обучения и воспитания огромное влияние оказывает авторитет педагога, его реакция на поведение учащихся. Модели поведения, сформированные в школе, часто сохраняются у индивида на всю жизнь, в особенности, когда образование ограничивается обучением в школе. По своей сути образование представляет собой процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и одновременно необходимое условие подготовки человека к трудовой деятельности.

Важнейшим фактором развития личности является труд в силу того, что это необходимое условие вхождения человека в трудовой коллектив. Каждый трудовой коллектив характеризуется своими группами интересов, стратегиями взаимодействия, поведенческими стереотипами и др. Становясь работником, индивид осваивает не только профессиональные роли, но и отношения, например начальника и подчиненного, товарища и коллеги, лидера и аутсайдера. В процессе труда он учится получать и передавать информацию, реагировать на давление извне, разрешать конфликтные ситуации и т.д.

Еще одним фактором развития личности являетсякультура . Благодаря культуре и труду человек выделился из животного мира. Культура – это специфический способ деятельности человека, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является система идеалов, ценностей, норм поведения и т.д. Их усвоение в процессе социализации отражает социальное становление и развитие человека, его духовного мира.

Доходы играют важную символическую роль в процессе социализации личности. Высокий доход символизирует высокую профессиональную квалификацию, хорошие деловые способности человека и его благополучие в целом. Доход выступает как статусная привилегия личности, продукт ее властных полномочий.

Организация. Включение индивида в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждый конкретный человек персонифицирует через социальные группы, социальные институты и социальные организации. Если рассматривать социальную организацию как группу людей, стремящихся к достижению общей цели, то именно цель связывает людей через интерес в организацию. Организации отличаются друг от друга целевыми характеристиками, по-разному влияя на социальное развитие своих членов. Следовательно, каждый трудовой коллектив, спортивные клубы, молодежные объединения, церковь и т.п. участвуют в процессе социализации личности.

Средства массовой информации (радио, печать, телевидение, кино) представляют в настоящее время сильнейший фактор воздействия на сознание и поведение человека, т.е. влияют на процесс социализации.

В то же время, социальное развитие человека, имея поступательный характер, не обходится без кризисов. Теория жизненных кризисов (1950), разработанная американским психоаналитиком Эриком Эриксоном (1902-1994) с опорой на психоанализ З. Фрейда, акцентирует внимание на социальных аспектах развития человека. Эриксон рассматривает развитие как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.Она включает восемь стадий развития «Я», на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде. В соответствии со стадиями развития на протяжении своей жизни человек переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности:· младенчество (базальное доверие – базальное недоверие); · раннее детство (автономия – стыд и сомнение); · возраст игры (инициативность – вина); · школьный возраст (трудолюбие – неполноценность); · юность (эго-идентичность – ролевое смешение); · ранняя зрелость (интимность – изоляция); · средняя зрелость (продуктивность – инертность); · поздняя зрелость (эго-интеграция – отчаяние).

Американский исследователь отмечал, что изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины ХХ века, какой было изучение сексуальности во времена З. Фрейда в конце ХIХ века. Отличие теории Эриксона от теории Фрейда состоит в том, что восемь стадий по Эриксону не ограничиваются только детством, а включают развитие и трансформацию личности в течение всей жизни от рождения и до глубокой старости, так как и для взрослого и зрелого возраста характерны свои кризисы, в ходе которых решаются соответствующие им задачи. Кроме того, Э. Эриксон рассматривает личность не изолированно, а во взаимодействии со средой, обществом, в процессе социализации. Он рассматривает трансформацию личности и процесс взросления не только с точки зрения развития сексуальности, но и с точки зрения развития человека как общественного существа, учитывая и психологические и социальные моменты.

Российские социологии, в частности Волков Ю.Г. и др., также выделяют восемь жизненных кризисов. Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка. Если эти потребности удовлетворяются, у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, если нет – недовериек нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители помогают ребенку контролировать естественные отправления, он получает опыт автономии.Излишне строгий, непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка стыда или страха потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству, когда происходит самоутверждение ребенка. Если ребенку позволяют осуществить его планы, у него развивается чувство инициативы. Повторение неудач может привести к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте, когда ребенок проводит значительную часть времени в школе, где он учится работать. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или чувство неполноценностикак в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживает подросток в поисках идентификации, т.е. усвоения образцов поведения значимых для него людей. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации может привести к смешению ролей, которые он будет играть в социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, который выражается главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях.

Во время старения переживается восьмой кризис , знаменуя собой завершение предшествующего жизненного пути. Разрешение кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в которой уже ничего нельзя изменить.

Таким образом, личность формируется в результате целенаправленных воздействийобщества и социальной среды, в которой человек постоянно находится, воспитывается, формируется. Однако не менее важными факторами социализации оказываются активность и реактивность самой личности, ее индивидуальность в реагировании и самостоятельность в выборе и овладении знаниями, умениями, навыками, в способности их осмысления; умение сопоставлять различные точки зрения, позиции, роли, критически (трезво, адекватно) их оценивать, а также активное участие в практической преобразовательной деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит различие между понятиями «человек», «индивид» и «личность»?

2. Каковы основные подходы к характеристике личности?

3. Что такое социальная структура личности? Каковы ее элементы?

4. В чем состоит отличие психологических типологий от социологических типологий личности? Какие критерии были положены в основу известных социологических типологий личности?

5. В чем заключается сущность концепции личности З. Фрейда?

6. Каковы основные постулаты ролевой теории личности?

7. Как трактуется ролевое поведение индивидов с позиций структурного функционализма?

8. Каковы основные характеристики социальной роли по Т. Парсонсу?

9. Как трактуется ролевое поведение индивидов с позиций символического интеракционизма?

10. Каковы недостатки ролевой теории личности?

11. Что такое социализация личности?

12. Какие виды и этапы социализации личности существуют?

13. Когда (на каком этапе) происходит ресоциализация личности?

14. Какие социально-экономические факторы определяют развитие личности?

15. В чем состоит сущность теория жизненных кризисов Э. Эриксона и ее отличие от теории психоанализа З. Фрейда?


Похожая информация.


Мы покупаем продукты, выбираем в бутике платье или костюм, запасаемся канцелярскими товарами. Все эти действия - часть глобальной хозяйственной системы, которая называется экономикой. Именно она, основанная на товарно-денежных отношениях, удовлетворяет основные потребности общества и каждого её члена, даёт нам возможность использовать в своих интересах, и на пользу окружающих, жизненные блага цивилизации.

Потребности

Человеческая жизнь - одни сплошные проблемы. То нам хочется сделать несколько глотков холодного кваса, то попробовать ароматный пончик, через секунду мы уже мечтаем о новом автомобиле или о поездке на море. Ни на один миг не можем успокоиться и постоянно чего-то жаждем. Всё это потребности - нужда человека в определённых вещах, ресурсах, нематериальных ценностях. Роль экономики в жизни общества - удовлетворить их, обеспечить нас всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и развития.

У всех людей разные потребности. Они постоянно трансформируются - так мы взрослеем, умнеем, меняются наши жизненные ценности, статусы, а иногда даже вероисповедание и национальность. Но самое интересное то, что человеческие потребности постоянно увеличиваются, и предложение никогда не сможет удовлетворить спрос. Поэтому человек устанавливает для себя некие ограничения: по причине моральных принципов или из-за отсутствия финансов. Это также должна учитывать экономика. И её роль в обществе - потребности и ограниченность сбалансировать, удовлетворяя "золотую" середину между ними.

Ресурсы

Ещё одна составляющая нормальной жизни каждого из нас. Представьте, что не будет газа. Мы не сможем приготовить себе еду, обогреть дома зимой. Вы скажете, что когда-то наши далёкие предки обходились без голубого топлива: разводили костры или строили печки. Можно и сейчас так поступать, но зачем? Если есть ресурс, нужно его продать людям для их максимального комфорта и удобства. Это и есть экономика. Её роль в жизни общества - найти места концентрации ресурсов, создать условия для их добычи, выгодной продажи и получения хорошей прибыли от сделки, чтоб в дальнейшем эти же деньги опять вложить в деятельность.

Ресурсы бывают:

  • Ограниченные. Они делятся на возобновляемые (животные и растения) и убывающие (земельные и минеральные ресурсы).
  • Бесконечные. Сюда относятся ветер, солнечная энергия и так далее.

В отличие от потребностей, необходимость в ресурсах не растёт как грибы после дождя. Кроме того, потребность в них часто удовлетворена.

Блага

Экономика и её роль в жизни общества - неизменная составляющая нормального существования людей. Она призвана обеспечить наличие не только ресурсов, но и благ. Их может создавать человек для себя лично или для других людей. В последнем случае работают товарно-денежные отношения: я предоставляю услугу - ты мне её оплачиваешь. Например, вы летом едете на курорт. Отель, бассейн, боулинг, дискотека и другие объекты инфраструктуры построены одной личностью для другой. Каждый получает выгоду от этой условной сделки: первый - доход, второй - качественный отдых. Это общедоступные блага. К личным можно отнести создание уюта в доме, увлечение каким-либо занятием или хобби, посещение интересных мест.

Роль экономики в жизни общества неоспорима. И это чётко можно проследить на основе только одних благ. Подумайте, смогли ли бы мы жить в мире, где полностью отсутствует культура, нет элементарного жилья, предметов быта. Конечно же нет. Даже первобытные, ограниченные в умственных способностях люди пытались облегчить себе жизнь: они придумали топор, стрелы и лук, копьё. Сегодня мы активно пользуемся не только этими древними, но и современными благами - интернетом, компьютером, смартфоном. Они постоянно совершенствуются в зависимости от наших потребностей и существующих в мире ресурсов.

Уровень жизни

Каково место и роль экономики в жизни общества? Большое, можно сказать, даже самое основное. Без её нормального функционирования люди не могут развиваться, работать на благо окружающего мира, не говоря уже о том, что умирают от голода и нужды. Насколько эффективно работает экономика, демонстрирует уровень жизни всех членов общества. Он включает обеспечение народа всеми необходимыми продуктами, товарами и услугами для его безопасного, комфортного и максимально удобного существования.

Мы часто спрашиваем себя о том, почему одним странам удаётся добиться процветания, а в других многие люди живут за гранью бедности. Всё очень просто. Раньше правители держав считали, что высокого уровня жизни нужно достигать исключительно за счёт завоевания богатых земель, дальнейшего использования их ресурсов. Но со временем люди поняли, что, даже пребывая на своей маленькой территории, можно достичь небывалых высот развития. Возьмём, к примеру, Японию: страна считается богатой, хотя обладает небольшими запасами ресурсов. Благодаря их эффективному и умеренному использованию государство может похвастаться хорошим обеспечением и высоким доходом большинства граждан. Поэтому роль экономики в жизни общества, безусловно, очень велика.

Критерии уровня жизни

Безусловно, главный показатель - это эффективное использование ресурсов: газа, воды, электричества, леса, металла и так далее. Основными критериями также считаются:

  1. ВВП - валовый внутренний продукт на душу населения. Это сумма всех товаров и услуг, произведённых державой за год, поделённая на количество жителей.
  2. Прожиточный минимум, соотношение цен к показателю зарплат, пенсий и стипендий.
  3. Доступность образования.
  4. Уровень здоровья.
  5. Состояние окружающей среды.
  6. Культурное развитие.

Обеспечение слаженной и бесперебойной работы всех этих систем - главная роль экономики в жизни общества. Проблемы и суждения, связанные с этим понятием, всегда видоизменяются в зависимости от того временного отрезка, в котором живёт народ. Например, эксперты ООН считают, что уровень жизни в каждой стране в современном мире определяет так называемый индекс развития личности. Его высчитывают с помощью величин: ВВП страны, средняя продолжительность жизни жителей, уровень их образования и общего развития.

Причины низкой эффективности экономики

Их множество. Во-первых, это плохая работа показателей, описанных выше. Во-вторых, использование старых технологий на производстве, низкая квалификация кадров, расточительное использование благ и богатств окружающей среды и так далее. Поэтому так важно ещё с детства изучать роль экономики в жизни общества. 10 класс (учащиеся) средней школы уже должен быть тесно знаком с курсом, направленным на раскрытие основных понятий, чтоб в будущем не совершать главных ошибок и не привести страну к бедности. А наоборот, суметь максимально усовершенствовать работу той сферы, в которой будет работать будущий специалист.

Низкая эффективность экономики обрекает народ на бедность. Уровень бедности определяют, оценивая доход человека и возможность с его помощью обеспечить себя всем необходимым. Логично, что чем богаче государство, тем выше его порог. Сегодня Всемирный банк установил такие черты бедности: ежедневный доход менее 1,25 доллара США. Роль экономики в жизни общества - преодолеть нужду и повысить уровень жизни каждого его члена.

Социальная роль экономики в жизни общества

Народ, его общее благосостояние, образ жизни напрямую зависят от уровня жизни, наличия благ и ресурсов. Например, экономика сильно влияет на способность человека купить жильё, найти работу, количество женщин, задействованных в производственной деятельности. Согласитесь, если в развитой стране мужчина достаточно зарабатывает и способен обеспечить семью, его жене незачем отрабатывать 40 часов в неделю, жертвуя вниманием к детям. Она лучше останется дома, будет оберегать домашний очаг, заботится о членах семьи. Что касается работы, то на неё можно выйти только ради удовольствия и саморазвития, а не ради зарабатывания денег.

Экономика и её роль в жизни общества прослеживается даже на примере деторождения. Обычно оно резко падает, когда ухудшается благосостояние граждан. Средняя продолжительность жизни - ещё один критерий, по которому можно оценить уровень развития государства. Также сюда следует отнести общее недовольство рабочих людей, количество организуемых ими митингов и забастовок, суммарное производство их труда.

Экономика и политика

В идеальном варианте государство не должно напрямую вмешиваться в товарно-денежные отношения. Оно только обязано создавать оптимальные условия для развития экономики: принимать законы, которые давали бы предприятиям больше свободы, снижали налоги, гарантировали компенсации. Правительство также призвано направлять средства, полученные в результате деятельности, на те сферы жизни, которые влияют на общее благосостояние каждой семьи: здравоохранение, образование, национальную безопасность.

Только от грамотных действий государства зависят состояние дорог, уровень озеленения улиц, степень загрязнения экологии и так далее. Благодаря правильному, целесообразному распределению финансов эти сферы будут максимально развиты. В итоге уровень жизни человека повысится, улучшится настроение каждого члена общества, вырастет его энергичность и трудоспособность - экономика будет работать более слаженно и принесёт ещё больший доход. Все взаимосвязано. Поэтому если вас спросят о том, каково место и роль экономики в жизни общества, ответ один: самое что ни на есть передовое. Она стержень жизни не только всей страны в целом, но и каждого индивида в отдельности.


1. Человек и экономика………………………………………………..3

2. Теория человеческого капитала…………………………………....5

Список используемых источников…………………………………...9

1. Человек и экономика

Человек всегда был и остается центральной фигурой экономики. Вне человека нет и не может быть никакой экономики. Экономика, возникла вместе с человеком, с помощью человека и во имя человека. Но созданная человеком экономика оказывает сильное влияние на формирование и развитие личности.

Человек для получения средств существования воздействует на природу (обрабатывает землю, добывает полезные ископаемые, выращивает сады и т. д.). Но и природа оказывает влияние на человека, его способности, внешний вид. Вообще отделить человека от природы можно только мысленно!

Экономика - это взаимодействие человека с природой, с окружающей его средой в интересах обеспечения жизненного процесса, существования и развития человека и человечества.

Роль человека в экономике в отдельные периоды его жизни различна и определяется тем, сколько человек получает различных благ от семьи, общества и сколько им возвращает.

Таким образом, с чисто экономической точки зрения человек создает доход, значительно превышающий объемы использованных им благ, и как бы возвращает семье и обществу своего рода «долги», которые образовались естественным путем в пору его детства и отчасти юношества. Он также «авансирует» свое материальное благополучие в старости.

Ни общество, ни человек не могут существовать без удовлетворения потребностей. Средства, пригодные для удовлетворения потребностей, называются благами.

Благо - то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий, интересам, целям, устремлениям людей.

В хозяйственной деятельности используют материальные блага, которые подразделяются на даровые (никем не присвоенные) и хозяйственные. Последние имеют ограниченный характер, их иногда называют экономическими благами, ибо именно они являются объектом экономической деятельности людей.

    Теория человеческого капитала

Для того, чтобы рассматривать теорию человеческого капитала, необходимо для начала выяснить суть некоторых понятий.

Человеческий капитал - в экономической науке - способность людей к участию в процессе производства.

Человеческий капитал подразделяется на:

1. Общий человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях.

2. Специфический человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме.

3. Человеческий интеллектуальный капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта.

Итак, под человеческим капиталом в экономике понимается имеющий у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Нужно отметить, что это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Значит, под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:

1. приобретенный запас знаний, умений, навыков;

2. что этот запас целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;

3. что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;

4. что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;

5. что человеческие способности, дарования, знания и т.д. являются неотъемлемой частью каждого человека;

6. и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

Различают два вида человеческого капитала: потребительский, создаваемый потоком услуг, потребляемых непосредственно (творческая и образовательная деятельность); производительный, потребление, которого содействует общественной полезности (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:

Живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;

Неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;

Институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.

Экономисты дают и другое определение человеческому капиталу (Гальперин): величина человеческого капитала, есть приведенная к данному моменту, посредством дисконтирования, сумма всех ожидаемых доходов от труда. То есть, Гальперин применяет экономическую оценку человеческого капитала, его способностей.

Накопление человеческого капитала состоит из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленные:

На поддержание здоровья;

На получение общего или специального образования;

На поиск работы;

На профессиональную подготовку и переподготовку на производстве;

На миграцию по зависимым и независимым от человека причинам;

На рождение и воспитание детей;

На поиск приемлемой информации о ценах и заработках и т.п.

Экономисты при определении понятия «человеческий капитал» учитывают следующие особенности.

1. Человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста.

2. Формирование человеческого капитала требует значительных затрат как от самого индивидуума так и от общества в целом.

3. Человеческий капитал может быть накоплен, а именно индивидуум может приобретать определённые навыки, способности, может увеличить своё здоровье.

4. Человеческий капитал на протяжении своей жизни не только приобретает знания, но и изнашивается, как физически, так и морально. Устаревают знания индивидуума, т.е. экономически изменяется стоимость человеческого капитала в процессе бытия, человеческий капитал амортизируется.

5. Инвестиции в человеческий капитал дают своему обладателю, как правило, в будущем более высокий доход. Для общества вложения дают более длительный (по времени) и интегральный (по характеру) экономический и социальный эффект.

6. Инвестиции в человеческий капитал носят довольно длительный характер. И если инвестиции в человеческий капитал образования имеют период 12 - 20 лет, то в капитал здоровья человек производит вложения в течение всего периода времени.

7. Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности. Человеческий капитал не отделим от его носителя - живой человеческой личности.

8. Прямые доходы, получаемые человеком, контролируются им самим независимо от источника инвестиций.

9. От решения человека, от его волеизъявления зависит функционирование человеческого капитала. Степень отдачи от применения человеческого капитала зависит от индивидуальных интересов человека, от его предпочтений, его материальной и моральной заинтересованности, мировоззрений, от общего уровня его культуры.

Человеческий капитал оценивается количественно: общее количество людей, количество активного населения, количество студентов и т.д. Качественные характеристики: мастерство, образование и также то, что влияет на работоспособность человека и способствует увеличению производительности труда.

Человеческий капитал - капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека.

Список используемых источников:

1. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова. Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999.

2. А.Ф. Лысков. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями./ Менеджмент в России и за рубежом/ №6, 2004.

3. Самуэльсон П. Экономика. М.; Издательство «Симнтек». 1992г.

4. Хейне П..Экономический образ мышления. М.; Издательство «Москва». 1991г.

5. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров. 1995г.

6. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С.Булатова. Издательство БЕК. М. 1995.

7. М.К.Бункина, В.А.Семенов. Макроэкономика. Учебное пособие. М.; Издательство “Эльф К - пресс”. 1995.экономики Реферат >> Экономика

Поведенческие финансы, взаимосвязь психологии и экономики . Критика традиционных... результатам для экономического благосостояния человека . Конечно, трудно переоценить... социальных и эмоциональных предубеждениях человека , чтобы лучше понять экономические...

Экономика - это и наука, и сфера деятельности людей, и структура, обеспечивающая производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг в обществе. Экономика - это любая деятельность людей, связанная с материальным обеспечением условий жизни и созданием экономических благ (товаров и услуг).

Экономика играет огромную роль в жизни общества.

Во-первых, потому что она обеспечивает людей материальными условиями их существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, потому что экономическая сфера жизни общества является решающей, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов.

Среди негативных воздействий экономики на жизнь людей можно выделить: - угасание конкуренции; - неравное распределение дохода; - расточительное и неэффективное производство, нестабильность развития; - нестабильность: инфляция и безработица; - отрицательное влияние монополий.

Угасание конкуренции . Существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма: Хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действенностью. Свободной, индивидуалистической среде в рыночной экономике присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний, беспощадная конкуренция - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия. Некоторые экономисты полагают, что сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствует упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: а) использования очень больших количеств реального капитала; б) крупных рынков; в) комплексного, централизованного и строго интегрированного рынка и г) богатых и надежных источников сырья.

Неравное распределение дохода . В данном случае отмечается, что рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Указанный процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов.

Расточительное и неэффективное производство, нестабильность развития . Во-первых, рыночная система может не суметь учесть все выгоды и издержки, связанные с потреблением определенных товаров и услуг. Дело в том, что некоторые выгоды и издержки представляются по отношению к рынку внешними в том смысле, что они приходятся на долю других экономических агентов, не являющимися непосредственно покупателями и продавцами. Такие выгоды и издержки называются внешними, или выгодами и издержками перелива. Например, потребительский спрос, учитываемый рынком.

Нестабильность: инфляция и безработица . В идеальной экономике ВНП рос бы быстрыми устойчивыми темпами. Кроме того, уровень цен, измеренный с помощью дефлятора ВНП или индекса потребительских цен, оставался бы неизменным или повышался весьма медленно. Но опыт наглядно показывает, что полная занятость и стабильный уровень цен не достигаются автоматически. Экономический рост отличается неравномерностью, прерывается периодами экономической нестабильности, периоды быстрого роста экономики иногда омрачает инфляция, то есть повышение уровня цен, есть периоды, когда рост уступает место спаду и депрессии, то есть низкому уровню занятости и производства.

Опубликовано: 07-01-2015 22:01

Каждый человек ежедневно сталкивается с экономическими проблемами. Это обеспечение себя и семьи продуктами питания, одеждой, бытовой техникой, устройством детей в детский сад, желанием дать им образование, поездка на курорт и т п. Мы постоянно ведем подсчет нашего семейного бюджета и определяем, достаточно ли денег на покупку нужного товара или куда инвестировать деньги . Экономика - это неотъемлемая часть повседневной жизни любого обывателя. Люди не только принимают участие в экономической деятельности, они просто живут в этой среде. Даже пользуются терминами, которые употребляют экономисты: заработная плата, деньги, цены, доходы, расходы и пр. Невозможно жить среди людей и находиться вне экономики. Это понятие знакомо всем без исключения, хотя каждый человек понимает его по-своему. А кто-то, живя в окружении экономики, не способен дать этому слову четкое определение. Данное обстоятельство объясняется довольно просто. Дело в том, что экономика - это настолько емкое, многозначное и общее понятие, что определить одной фразой его невозможно.

Термин «экономика» получил слишком широкое распространение. Теперь под ним понимают бережливость и сокращение затрат при расходовании финансовых, энергетических и других ресурсов. Для общества, это понятие означает использование экономических ресурсов так, чтобы оно повышало уровень жизни при минимальных затратах. Термин «экономика» чаще всего встречается в сельском хозяйстве и промышленности. Экономика может быть региональной, российской и мировой. По сути - это хозяйственная система, направленная на обеспечение потребностей населения отдельно взятой страны. Уровни экономики могут быть самыми разными. Например, макроэкономика освещает деятельность отдельных субъектов: заводов, компаний, бизнесменов и т д. Но в любом случае, самые правильные экономические решения принимаются в семье.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...