Валютный контроль бухгалтерский учет. Законодательное и нормативное регулирование учета валютных операций


Учет иностранной валюты имеет некоторые особенности, связанные с тем, что в России ведется в денежных единицах — рубли. В связи с чем возникает необходимость учитывать иностранную валюту также в рублях. Для учета операций на сч. 52 берется курс Центрального банка России.

Покупка и продажа иностранной валюты осуществляется только через банки, причем далеко не все банки могут покупать и продавать валюту, только те, у которых есть на это разрешение.

Организации, осуществляющие экспортно-импортные операции, открывают для себя валютные счет в банке. Если используется несколько видов валюты, то и счетов, как правило, открывается больше одного. Для каждого вида валюты — отдельный валютный счет.

Для открытия валютного счета организация выбирает подходящий банк, собирает необходимый пакет документов и предоставляет их в выбранный банк. Банк, в свою очередь, открывает для организации два счета: текущий и транзитный. Через транзитный счет проходят все перечисления в иностранной валюте в адрес владельца счета. Текущий валютный счет отражает реальное количество валюты у предприятия.

ПОКУПКА ВАЛЮТЫ: ПРОВОДКИ, КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ

Каким образом осуществляется покупка валюты?

Для того, чтобы купить иностранную валюту, организация перечисляет банку определенную сумму денег в рублях со своего рублевого расчетного счета. При этом в бухгалтерском учете это перечисление отражается проводкой Д57 К51 . Сч. 57 «Переводы в пути» — промежуточный между 51 «Расчетный счет» и 52 «Валютные счета». Деньги с списались, но на валютный мы их пока зачислить не можем, так как валюту банк нам еще не перечислил. Чтобы эти деньги не потерялись и не забылись, используется промежуточный сч. 57 «Переводы в пути».

После того, как организация перечислила необходимую сумму денег банку в рублях, банк закупает необходимое количество иностранной валюты и перечисляет её на валютный счет предприятия (валюта учитывается переводится в рубли по курсу ЦБ России, действующему на дату зачисления). Бухгалтерская проводка Д52 К57 .

Остатки денежных средств на сч. 57 перечисляются обратно на р/с (проводка Д51 К57 ).

За проведение операции по покупке иностранной валюты банк удерживает комиссионное вознаграждение, сумма которого относится на увеличение стоимости приобретаемых материальных ценностей либо в составе . Проводка, отражающая оплату комиссии, имеет вид: Д91/2 К51 , где на сч.91 субсчет 2 учитываются операционные расходы.

Приобретенные валютные средства учитывается по официальному курсу ЦБ России, действующему на дату её поступления.

При этом курс, используемый при покупке иностранных товаров, может отличаться от официального курса ЦБ РФ. Возникающая разница называется финансовым результатом от покупки валюты.

Если официальный курс меньше курса покупки, то в бухучете возникшую разницу отражают в составе операционных расходов. (Д91/2 К57 — отрицательная разница).

Если официальный курс больше курса покупки, то разницу отражают в составе операционных доходов (Д57 К91/1 — положительная разница).

В момент оплаты иностранного товара поставщику необходимо пересчитать валюту по курсу ЦБ РФ на дату оплаты:

Если курс на дату оплаты поставщику выше, чем у ЦБ РФ на дату зачисления валюты на сч. 52, то возникает положительная курсовая разница, которая отражается в составе прочих доходов проводкой Д57 К91/1 .

Если курс ЦБ РФ на дату оплаты ниже, чем на дату зачисления валюты на валютный счет, то возникает отрицательная курсовая разница, которая отражается в составе прочих расходов проводкой Д91/2 К57 .

ПРОВОДКИ ПРИ ПОКУПКЕ ВАЛЮТЫ

Дебет

Кредит

Название операции

Перечислена необходимая сумма денег банку в рублях (по курсу банка)

Купленная валюта зачисляется на валютный счет (по курсу ЦБ России)

Возвращены оставшиеся после покупки валюты средства на расчетный счет

Удержана комиссия

Отражена отрицательная разница (курс покупки выше ЦБ РФ)

Отражена положительная курсовая разница (курс покупки ниже ЦБ РФ)

УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ОТ ПОКУПАТЕЛЯ

При получении валюты от иностранных покупателей за товары, работы, услуги, она зачисляется на «Валютный транзитный счет», эта операция отражается проводкой Д52 К62 , где 62 «Расчеты с покупателями».

После чего ее можно либо продать, либо зачислить на текущий валютный счет. Валюта, направленная на продажу списывается Д57К52 . Раньше часть полученных валютных средств нужно было в обязательно порядке продавать, с недавних пор обязательная продажа валюты отменена.

УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ

Процесс продажи предполагает также использование сч. 57, как и в случае с покупкой. Валюта, предназначенная для продажи, перечисляется банку, который продает ее и зачисляет выручку от продажи на расчетный счет предприятия.

Проводка по перечислению валюты банку для продажи имеет вид Д57 К52 .

В бухгалтерии валюта была учтена по курсу ЦБ России, действующего на дату либо последней переоценки, либо на дату зачисления на сч. 52. В день продажи необходимо провести пересчет валюты.

При этом может возникать как положительная (если курс ЦБ РФ на дату пересчета выше, чем на дату зачисления на счет), так и отрицательная курсовая разница.

Продажа валюты оформляется через сч.91. Стоимость валюты списывается в дебет сч.91 проводкой Д91/2 К57 по курсу ЦБ РФ. Выручка от продажи зачисляется на рублевый р/с по курсу продажи, при этом выполняется проводка Д51 К91/1 .

Продает банк валюту по своему курсу, который может отличаться от Центробанка. Кроме того, валютные средства могут быть перечислены банку для продажи в один день, а продана валюта банком будет уже в другой день, при этом также может возникать курсовая разница (если за это время курс ЦБ РФ изменился). Отрицательная курсовая разница отражается проводкой Д91/2 К57 , положительная — Д57 К91/2 .

По итогам сделки по продаже иностранной валюты на сч.91 считается финансовый результат (прибыль или убыток).

ПРОВОДКИ ПРИ ПРОДАЖЕ ВАЛЮТЫ

Дебет

Кредит

Название операции

Перечислена предназначенная для продажи валюта (по курсу ЦБ РФ)

Получена выручка от продажи (по курсу продажи)

Списана стоимость валюты, направленной на продажу (по курсу ЦБ РФ на дату продажи)

Отражена отрицательная курсовая разница (в связи с изменением курса ЦБ РФ на дату списания с валютного счета и на дату продажу)

Отражена положительная курсовая разница (аналогично)

Финансовый результат от сделки убыток (прибыль)

ПЕРЕОЦЕНКА ВАЛЮТНЫХ СЧЕТОВ (ПЕРЕОЦЕНКА СЧЕТА 52)

Периодически происходит переоценка валюты.

Средства на валютных счетах отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в рублях. Поэтому валюта пересчитывается в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, действующему на дату пересчета.

Таким образом, переоценка валютных счетов осуществляется:

Проводки при переоценке валюты:

В результате пересчета возникает курсовая разница, которая отражается в составе операционных доходов (Д52 К91/1) и расходов (Д91/2 К52) .

В этой статье мы разберем, как ведется учет операций по валютному счету , как происходит покупка и продажа валюты, что такое курсовые разницы, и как они учитываются в бухгалтерии предприятия. Для учета валюты используется счет 52 «Валютные счета». В данной статье мы разберем какие операции отражаются на валютном счете и как их учитывать, какие существуют ключевые проводки, субсчета и корреспондирующие счета.

Учет иностранной валюты имеет некоторые особенности, связанные с тем, что в России ведется в денежных единицах – рубли. В связи с чем возникает необходимость учитывать иностранную валюту также в рублях. Для учета операций на сч. 52 берется курс Центрального банка России.

Покупка и продажа иностранной валюты осуществляется только через банки, причем далеко не все банки могут покупать и продавать валюту, только те, у которых есть на это разрешение.

Организации, осуществляющие экспортно-импортные операции, открывают для себя валютные счет в банке. Если используется несколько видов валюты, то и счетов, как правило, открывается больше одного. Для каждого вида валюты – отдельный валютный счет.

Для открытия валютного счета организация выбирает подходящий банк, собирает необходимый пакет документов и предоставляет их в выбранный банк. Банк, в свою очередь, открывает для организации два счета: текущий и транзитный. Через транзитный счет проходят все перечисления в иностранной валюте в адрес владельца счета. Текущий валютный счет отражает реальное количество валюты у предприятия.

Видео-урок. Счет 52 в бухгалтерском учете

В данном видео уроке подробно рассказывается про счет 52 в бухгалтерском учете, примеры использования и документы. Ведет урок главный бухгалтер Гандева Н.В., эксперт и консультант сайта Бухгалтерский учет для чайников ⇓

Для того чтобы скачать презентацию, использующую в видео нажмите по ссылке ниже.

Покупка валюты: проводки, курсовые разницы

Каким образом осуществляется покупка валюты?

Для того, чтобы купить иностранную валюту, организация перечисляет банку определенную сумму денег в рублях со своего рублевого расчетного счета. При этом в бухгалтерском учете это перечисление отражается проводкой Д57 К51 . Сч. 57 «Переводы в пути» – промежуточный между 51 «Расчетный счет» и 52 «Валютные счета». Деньги с списались, но на валютный мы их пока зачислить не можем, так как валюту банк нам еще не перечислил. Чтобы эти деньги не потерялись и не забылись, используется промежуточный сч. 57 «Переводы в пути».

После того, как организация перечислила необходимую сумму денег банку в рублях, банк закупает необходимое количество иностранной валюты и перечисляет её на валютный счет предприятия (валюта учитывается переводится в рубли по курсу ЦБ России, действующему на дату зачисления). Бухгалтерская проводка Д52 К57 .

Остатки денежных средств на сч. 57 перечисляются обратно на р/с (проводка Д51 К57 ).

За проведение операции по покупке иностранной валюты банк удерживает комиссионное вознаграждение, сумма которого относится на увеличение стоимости приобретаемых материальных ценностей либо в составе . Проводка, отражающая оплату комиссии, имеет вид: Д91/2 К51 , где на сч.91 субсчет 2 учитываются операционные расходы.

Приобретенные валютные средства учитывается по официальному курсу ЦБ России, действующему на дату её поступления.

При этом курс, используемый при покупке иностранных товаров, может отличаться от официального курса ЦБ РФ. Возникающая разница называется финансовым результатом от покупки валюты.

Если официальный курс меньше курса покупки, то в бухучете возникшую разницу отражают в составе операционных расходов. (Д91/2 К57 - отрицательная разница).

Если официальный курс больше курса покупки, то разницу отражают в составе операционных доходов (Д57 К91/1 - положительная разница).

В момент оплаты иностранного товара поставщику необходимо пересчитать валюту по курсу ЦБ РФ на дату оплаты:

Если курс на дату оплаты поставщику выше, чем у ЦБ РФ на дату зачисления валюты на сч. 52, то возникает положительная курсовая разница, которая отражается в составе прочих доходов проводкой Д57 К91/1 .

Если курс ЦБ РФ на дату оплаты ниже, чем на дату зачисления валюты на валютный счет, то возникает отрицательная курсовая разница, которая отражается в составе прочих расходов проводкой Д91/2 К57 .

Коротко про бухгалтерский счет 52 в инфографике

На рисунке ниже в инфографике дается короткая информация про бухгалтерский счет 52, какие у него субсчета и корреспондирующие счета. Для открытия в полном размере нажмите на картинку.

Проводки для счета 52 при покупке валюты

Дебет

Кредит

Название операции

Перечислена необходимая сумма денег банку в рублях (по курсу банка)

Купленная валюта зачисляется на валютный счет (по курсу ЦБ России)

Возвращены оставшиеся после покупки валюты средства на расчетный счет

Удержана комиссия

Отражена отрицательная разница (курс покупки выше ЦБ РФ)

Отражена положительная курсовая разница (курс покупки ниже ЦБ РФ)

Учет операций при поступлении иностранной валюты от покупателя

При получении валюты от иностранных покупателей за товары, работы, услуги, она зачисляется на «Валютный транзитный счет», эта операция отражается проводкой Д52 К62 , где 62 «Расчеты с покупателями».

После чего ее можно либо продать, либо зачислить на текущий валютный счет. Валюта, направленная на продажу списывается Д57К52 . Раньше часть полученных валютных средств нужно было в обязательно порядке продавать, с недавних пор обязательная продажа валюты отменена.

Учет операций при продаже иностранной валюты

Процесс продажи предполагает также использование сч. 57, как и в случае с покупкой. Валюта, предназначенная для продажи, перечисляется банку, который продает ее и зачисляет выручку от продажи на расчетный счет предприятия.

Проводка по перечислению валюты банку для продажи имеет вид Д57 К52 .

В бухгалтерии валюта была учтена по курсу ЦБ России, действующего на дату либо последней переоценки, либо на дату зачисления на сч. 52. В день продажи необходимо провести пересчет валюты.

При этом может возникать как положительная (если курс ЦБ РФ на дату пересчета выше, чем на дату зачисления на счет), так и отрицательная курсовая разница.

Продажа валюты оформляется через сч.91. Стоимость валюты списывается в дебет сч.91 проводкой Д91/2 К57 по курсу ЦБ РФ. Выручка от продажи зачисляется на рублевый р/с по курсу продажи, при этом выполняется проводка Д51 К91/1 .

Продает банк валюту по своему курсу, который может отличаться от Центробанка. Кроме того, валютные средства могут быть перечислены банку для продажи в один день, а продана валюта банком будет уже в другой день, при этом также может возникать курсовая разница (если за это время курс ЦБ РФ изменился). Отрицательная курсовая разница отражается проводкой Д91/2 К57 , положительная – Д57 К91/2 .

По итогам сделки по продаже иностранной валюты на сч.91 считается финансовый результат (прибыль или убыток).

Проводки при продаже валюты

Дебет

Кредит

Название операции

Перечислена предназначенная для продажи валюта (по курсу ЦБ РФ)

Получена выручка от продажи (по курсу продажи)

Списана стоимость валюты, направленной на продажу (по курсу ЦБ РФ на дату продажи)

Отражена отрицательная курсовая разница (в связи с изменением курса ЦБ РФ на дату списания с валютного счета и на дату продажу)

Отражена положительная курсовая разница (аналогично)

Финансовый результат от сделки убыток (прибыль)

Переоценка валютных счетов (переоценка счета 52)

Периодически происходит переоценка валюты.

Средства на валютных счетах отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в рублях. Поэтому валюта пересчитывается в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, действующему на дату пересчета.

Таким образом, переоценка валютных счетов осуществляется:

  • на дату зачисления или списания валюты с банковских счетов;
  • на дату составления бухгалтерской отчетности;
  • по мере изменения курса.

Проводки при переоценке валюты:

В результате пересчета возникает курсовая разница, которая отражается в составе операционных доходов (Д52 К91/1) и расходов (Д91/2 К52) .

Валютные операции ведутся предприятием на валютных счетах, количество которых не ограничено, однако, открыть их можно только в уполномоченных банках. Порядок открытия валютного счета аналогичен порядку открытия расчетного счета, в том числе обязательным является представление в банк пакета документов. На их основании банк откроет предприятию 2 счета:

текущий валютный счет – для учета валюты, находящейся в распоряжении предприятия;

транзитный валютный счет – для зачисления валюты и проведения ряда валютных операций, например, для зачисления на счет валюты, поступившей от учредителя в качестве вклада в уставный капитал, для оплаты экспортных таможенных пошлин и т.д.

специальный транзитный валютный счет – для учета валюты, купленной на внутреннем валютном рынке.

Обо всех совершаемых операциях банк сообщает предприятию в выписке в двух валютах: в иностранной и в рублевом эквиваленте.

РУБЛЕВЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ это пересчитанная в рубли сумма инвалюты по курсу ЦБ РФ на день совершения операции .

Бухгалтерский учет валютных опера ций регламентируется ПБУ 03/2006 “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” и организуется на счете 52 “Валютные счета” (А), к которому могут быть открыты субсчета:

52-1 “Текущий валютный счет”;

52-2 “Транзитный валютный счет”;

52-3 “Специальный транзитный валютный счет”.

Независимо от вида используемых валют бухгалтерский учет валютных операций ведется в рублях, поэтому активы и обязательства, стоимость которых выражена в инвалюте, необходимо пер е считывать в рубли по официальному курсу.

Когда осуществляется пер е счет Что пересчитывается
1. На дату совершения

операции в инвалюте

а) величина УК (80);

б) стоимость приобретенных ОС и НМА (08), материалов (10), товаров (41);

в) долгосрочные финансовые вложения (вклады в УК, долговые ценные бумаги) (58).

В дальнейшем при изменении курсов валют пересчет этих статей не производится .

г) стоимость денежных средств.

2. На дату составления

отчетности

Стоимость денежных средств :

наличная валюта и денежные документы (50),

− средства на счетах в банках (52, 55),

− средства в расчетах (60, 62, 71, 73, 75, 76),

− краткосрочные финансовые вложения (58),

заемные средства (66, 67), предоставленные займы (58),

− остатки средств целевого финансирования в инвалюте (86).

3. По мере изменения курсов валют (при необходимости) Наличная валюта и средства на счетах в банках

Официальный курс рубля изменяется во времени. По этой причине в учете могут возникать курсовые разницы (КР): положительные и отрицательные. Если курс валюты вырос , то на акти в ных счетах возникают положительные КР, а на пассивных − отрицательные. Если курс валюты снизился, то наоборот.

Сумма положительной КР включается в состав прочих доходов:

Д 50 (52, 60, 62, 66 . . .) – а) отражена положительная КР

К 91 б) включена в состав прочих доходов сумма положительной КР

Сумма отрицательной КР включается в состав прочих расходов:

Д 91 – отражена отрицательная КР

К 50 (52, 60, 62 . . .)

Исключением в порядке учета КР является учет курсовых разниц, возникающих при расчетах с учредителями, когда вклад учредителя-нерезидента объявлен в иностранной валюте. В этом случае возникающие КР относятся на изменение добавочного капитала. Например,

Д 75 – увеличен добавочный капитал предприятия на сумму положительной КР

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Контрольная работа по дисциплине:

«Контроль и ревизия»

Вариант №12.

Выполнила:

Факультет: учетно-статистический,

Специальность: бухгалтерский учет,

анализ и аудит,

№ зачетной книжки:

Проверил: ст. пр. Разумова И. В.

Киров, 2010

Введение.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля (Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом (ГТК) РФ и Правительством РФ) и агентами валютного контроля (организациями, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля).

При этом налагать штрафы, предусмотренные валютным законодательством, за нарушение законодательства о валютном регулировании имеют право только органы валютного контроля (в том числе и по представлению агентов).

Полномочия органов и агентов валютного контроля (статья 12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»):

1. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

2. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

3. Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Эти полномочия являются общими для всех органов валютного контроля. Помимо этого разные органы валютного контроля имеют отличные друг от друга полномочия, обусловленные их компетенцией, целями и задачами, а также структурно-организационной формой.

1 Организация валютного контроля ЦБ РФ,

Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации» от 2 декабря 1990 г. N 394-1 в части валютного регулирования и валютного контроля Банк России выполняет следующие функции: осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются агентами валютного контроля, подотчетными Банку России. Центральный Банк Российской Федерации устанавливает условия открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте, устанавливает порядок открытия счетов резидентов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации.

В соответствии со ст.15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Правительство осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль. Помимо полномочий указанных в ст. 12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», Правительство определяет порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации определяет порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).

Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования. В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 2 ст. 9) Центральный банк Российской Федерации:

Определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

Издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

Устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а такж­е правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

Устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

Устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

Готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам.

Кроме того. Банк России в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»:

Устанавливает порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами (п. 2 ст. 2);

Определяет порядок и цели покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (п. 1 ст. 4);

Устанавливает порядок покупки и продажи иностранной валюты в Российской Федерации через уполномоченные банки, а также порядок и условия деятельности валютных бирж (п. 2 ст. 4);

Может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи (п. 4 ст. 4)­;

Устанавливает случаи и условия открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации (п. 2 ст. 5);

Устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте (п. 3 ст. 5);

Устанавливает порядок осуществления резидентами операций, связанных с движением капитала (п. 2 ст. 6); ­

Устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам (п. 3 ст. 6);

Устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валют­е Российской Федерации (п. 2 ст. 7);

Устанавливает порядок продажи и покупки нерезидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации (п. 2 ст. 8);

Поводит все виды валютных операций (п. 2 «в» ст. 9);

Устанавливает совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами и нерезидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 2);

Устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей (п. 7 ст. 6);

Выполняет другие функции, предусмотренные Законом, в том числе функции органа валютного контроля.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом в Российской Федерации (п. 2 ст. 3) и порядок обязательного ввоза и пересылки в Российскую Федерацию драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, устанавливает Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 6). Порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается Верховным Советом Российской Федерации, а порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации с последующим представлением информации Верховному Совету Российской Федерации (п. 5 ст. 6 Закона).

В конце 1992 года - начале 1993 года в связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1992 года № 1306 «О реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту» и изданием на его основании Банком России телеграммы от 3 ноября 1992 года №239-92, Центральный банк Российской Федерации 21 января 1993 года утвердил инструкцию №11 «О порядке реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту» и письмо №28, регламентирующее порядок выдачи юридическим лицам-резидентам разрешений на право осуществлять указанную деятельность.

При этом Банк России исходил из того, что в силу исторических, экономических и психологических факторов полный запрет на валютную торговлю стал бы преждевременным шагом (что вовсе не исключает запрещения в будущем расчетов в иностранной валюте между резидентами). В 1992-1993г.г. такой запрет, во-первых, вызвал бы закрытие крупнейших торговых предприятий, что отрицательно сказалось бы на общем состоянии внутреннего потребительского рынка. Во-вторых, в условиях товарного дефицита и снятия ограничений на валютнообменные операции уполномоченных банков это привело бы к лишению доступа значительной части экономически активного населения с высокими доходами в рублях к качественным потребительским товарам и услугам, реализуемым в настоящее время преимущественно за иностранную валюту, и, соответственно, к потере стимулирующей функции денежных доходов. В-третьих, внутренний валютный рынок был не настолько развит, чтобы гарантировать минимальные риски курсовых потерь тем его участникам, чьи основные прямые расходы осуществляются в иностранной валюте.

В инструкции содержится запрет на реализацию за свободно конвертируемую валюту товаров, произведенных в Российской Федерации, а также купленных за рубли. Подобная практика имела широкое распространение, когда предприятия-резиденты вместо наращивания своего экспортного потенциала и поисков своей «ниши» на внешнем рынке реализовывали продукцию собственного производства через торговые организации, имеющие разрешение на осуществление розничной торговли за иностранную валюту.

2 Организация валютного контроля в Минфине России.

Говоря о контрольных функциях Минфина России, нужно выделить два принципиальных момента.

Впервые сформулировано положение о том, что Минфин России осуществляет внутренний контроль за использование бюджетных денег. Оно полностью соответствует положению этого министерства в системе федеральных органов исполнительной власти, его задачам и функциям. В нем закреплено осуществление Минфином России государственного финансового контроля в пределах своей компетенции. Такой подход отражает изменившуюся роль финансового ведомства в условиях рыночной экономики по сравнению с монопольным положением, которое оно занимало в денежно-кредитном секторе советской плановой системы.

Принципиально и то, что в установленных Кодексом случаях Минфин России осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Такими случаями прежде всего являются случаи получения финансовой помощи из федерального бюджета. Если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме, превышающем 50 % расходов его консолидированного бюджета, проверка такого бюджета проводится в обязательном порядке. Назначается проверка, а исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект Федерации не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

Тем самым был сделан серьезный шаг к восстановлению жизненно необходимой для нормального функционирования бюджетной системы Российской Федерации финансовой контрольной вертикали, отсутствие которой в стране, где подавляющее большинство субъектов Федерации имеют дотационные бюджеты, сказывалось на финансовой политике государства крайне деструктивно. Правительство, федеральный Минфин, формируя и исполняя федеральный бюджет, выделяя средства государственной поддержки, дотации, субвенции, трансферты республикам, краям, областям, не имели законной возможности проверить, какими средствами располагают сами просители, куда и как они их расходуют.

Права субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части проведения собственной бюджетной политики и осуществления финансового контроля в условиях названных требований Кодекса не ущемляются. Они могут создавать свои органы финансового контроля. Вместе с тем сохранилась и получила необходимую правовую основу наработанная десятилетиями практика взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с контрольно-ревизионным аппаратом Минфина России.

Из выступления заместителя председателя Комитета РФ по финансовому мониторингу С.К. Осипова (Расширенная коллегия Министерства финансов Российской Федерации):

Основные задачи, решавшиеся Департаментом валютного контроля и региональными управлениями валютного контроля в соответствии с их положениями, утвержденными Министром:

Совершенствование нормативно-правовой базы и организационной системы валютного контроля;

Осуществление контроля за соблюдением требований валютного законодательства;
- создание законодательной базы и организационного механизма противодействия легализации преступных доходов.

Значительные усилия были сосредоточены на решении последней задачи, включая подготовку и дальнейшее сопровождение проекта Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”, создание уполномоченного органа и нормативной базы его деятельности. С принятием соответствующего закона и образованием Комитета по финансовому мониторингу создана необходимая основа для развертывания этой работы. Сейчас это направление полностью передано КФМ России, подотчетному Минфину России.

В процессе экспертной доработки многочисленных поправок, внесенных в Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” депутатами Государственной Думы, удалось добиться разумного баланса между отменой ряда экономически не оправданных ограничений и сохранением основ валютного регулирования и контроля.

Одновременно решена проблема законодательного установления статуса Минфина России как органа валютного контроля (в качестве правопреемника ВЭК России) и определен правовой механизм разграничения функций в этой сфере.

Сотрудники Департамента приняли участие в качестве экспертов в работе комиссии Государственной Думы и Администрации Президента РФ по проекту новой редакции КоАП РФ. Принятый в декабре 2001 г. Кодекс устраняет практически все имевшиеся проблемы в части применения ответственности за нарушения валютного законодательства.

Последний вариант проекта новой редакции Закона “О валютном регулировании и валютном контроле” внесен в Правительство РФ с разногласиями, касающимися в основном объема полномочий Правительства и Банка России в сфере текущего валютного регулирования. Тем не менее проект согласован более чем на 95 %. В процессе работы над проектом между разработчиками достигнута концептуальная договоренность о целесообразности последовательной либерализации валютного законодательства в течение 3-5 ближайших лет по мере создания необходимых предпосылок (макроэкономическая стабильность, устойчивость банковской системы, прозрачность финансовых потоков и т.п.).

С учетом уже внесенных изменений принятие новой редакции Закона уже не имеет прежней остроты (необходимо проанализировать все последствия нововведений в изменяющихся условиях).

Остро стоит проблема с новым положением о Минфине России, в котором должны быть подтверждены конкретные функции и полномочия в сфере валютного контроля (согласованный проект внесен в Правительство РФ еще в конце 2000 г.) В отсутствие такого Положения заморожено принятие нормативных актов по реализации Минфином России согласованных с ЦБ РФ функций в сфере валютного контроля (выдача заключений об обоснованности приобретения иностранной валюты для оплаты услуг и др.), а также межведомственных соглашений по взаимодействию и информационному обмену с ЦБ РФ, ГТК России, ФКЦБ России.

Соответственно, осложнено выполнение Минфином России координационных функций, предусмотренных постановлением Правительства от 23.08.2000 г. № 624 “Вопросы Минфина России”.

В организации собственно контрольно-проверочной деятельности также происходит смена приоритетов (от фискальной функции к надзорно-аналитической). Для проведения обоснованной валютной политики необходим анализ влияния принимаемых законодательных изменений с учетом конкретной экономической ситуации, в т.ч. на поведение хозяйствующих субъектов.

Общие результаты проведенных проверок свидетельствуют об относительном улучшении положения с соблюдением требований валютного законодательства - если раньше такие нарушения выявлялись в большом количестве на каждом предприятии, то сейчас доля нарушителей не превышает 30 % от проверенных субъектов. Наряду с либерализацией законодательства, это можно расценивать как результат повышения правовой культуры бизнеса, в т.ч. под влиянием стабильности надзора со стороны органов валютного контроля.

Проблемы нормативной базы отражаются на деятельности региональных управлений.

Департамент старался ориентировать их в этой сложной обстановке: проводились семинары для юристов и сотрудников аналитических отделов. На базе Академии бюджета и казначейства организовывалась учеба для руководителей и бухгалтеров.

Благодаря высокому профессионализму и ответственности руководителей большинства региональных управлений система территориальных органов валютного контроля сохранила свою дееспособность.

3 Организация валютного контроля в ГТК России.

С принятием 18 июня 1993 г. Таможенного кодекса (ТК) Российской Федерации валютное законодательство дополнено нормами, касающимися наделения ГТК РФ статусом органа валютного контроля, а иных таможенных органов - статусом агентов валютного контроля. Статьи 199-201 ТК России определяют компетенцию таможенных органов в области валютного контроля следующим образом.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом применительно к таможенному контролю.

При выявлении таможенными органами Российской Федерации в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил, либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом.

В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации, выявленные таможенными органами Российской Федерации, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством Российской Федерации.

Согласно Закону РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-I «О федеральных органах налоговой полиции», органы налоговой полиции имеют право пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством агентам валютного контроля. Статус налоговой полиции как правоохранительного органа может ввести в заблуждение относительно ее полномочий в сфере валютного контроля. Следует подчеркнуть, что налоговая полиция пользуется правом агента, а не органа валютного контроля, и, следовательно, она не имеет права применять меры ответственности за несоблюдение валютного законодательства. Однако, согласно п.8 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин», за незачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета в уполномоченных банках предприятия подвергаются штрафу, налагаемому Государственной налоговой службой Российской Федерации (в настоящее время Министерство по налогам и сборам) или Инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет Российской Федерации.

Заключение.

Органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Так как обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.

В Российской Федерации сформирована система валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно- правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.

Так как по роду объекта регулирования сфера валютного регулирования и валютного контроля затрагивает многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые опасны тем, что ответственность слишком высока.

Таким образом, рассмотрев систему валютного регулирования и валютного контроля, можно сделать вывод о том, что указанная система не является основообразующим институтом финансового права и ее развитие целиком зависит от финансового и инвестиционного климата страны. Однако, на сегодня остается еще целый ряд проблем, требующий их скорейшего разрешения.

Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.

Таким образом, сегодня, когда вся бюджетная система России находится в стадии становления, вопрос реформирования системы финансового контроля, является одним из наиболее важных.

Список литературы.

1. Конституция Российской Федерации.–М.: Издательство “Ось-89”, 2000.–48с.

7. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный Закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ.

8. Голощапов Н.А. Таможенный контроль. Под редакцией А.И. Ильина – М.: «Экзамен», 2001. – 320с.

22. Валютные операции – М.: Информационно издательский дом «Филинъ»,2001. – 352с.

26. Мерзликина Е.М. Контроль и ревизия: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 80с.

27. Адоменко Ю.П., Люкевич И.Н. Выполнение банками функций агента валютного контроля // Деньги и кредит.-2001.-№3 - с. 37.

28. Иванова Т.М. Паспорт сделки как инструмент валютного контроля // Закон. - 2005.- №4 – с.59-61.

29. Емелин А.В. Основы организации и функционирования системы валютного контроля в РФ //Деньги и кредит. - 2005. - №3 – с.33-37

31. Саркисян А.Г. Либерализация валютных операций: Мировой опыт и Россия //Финансы и кредит. - 2001. - №15(87) – с.10-13.

32. Хандруев А.В. Валютное регулирование //Эксперт.- 2001.- №32–с. 37-39.

«Валютные счета» могут быть открыты субсчета:52-1 «Валютные счета внутри страны», 52 -2 «Валютные счета за рубежом». Внутри каждого субсчета могут быть открыты субсубсчета «Транзитные валютные счета» , «Текущие валютные счета».
Так как бухгалтерский учет в России ведется в денежных единицах - рублях, возникает необходимость учитывать валюту также в рублях. Для учета операций на счете 52Счет 52 - Валютные счета (Активные) берется курс Центрального банка России.

В соответствии с действующим законодательством операциями по покупке и продаже иностранной валюты занимаются банки, уполномоченные Центральным банком на проведение операций с иностранными валютами.

При покупке организация перечисляет банку определенную сумму денег в рублях. При этом в бухгалтерском учете это перечисление отражается проводкой Д-т 57 «Переводы в пути» К-т 51 «Расчетный счет». Счет 57Счет 57 - Переводы в пути (Активные) «Переводы в пути» - промежуточный между 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) «Расчетный счет» и 52Счет 52 - Валютные счета (Активные) «Валютные счета».
Деньги с расчетного счета списались, но на валютный мы их пока зачислить не можем, так как валюту банк нам еще не перечислил. Чтобы эти деньги не потерялись и не забылись, используется промежуточный счет 57Счет 57 - Переводы в пути (Активные) «Переводы в пути». После того, как организация перечислила необходимую сумму денег банку в рублях, банк закупает необходимое количество иностранной валюты и перечисляет её на валютный счет предприятия (валюта учитывается по курсу ЦБ России). При этом составляется следующая бухгалтерская проводка Д-т 52Счет 52 - Валютные счета (Активные) К-т 57Счет 57 - Переводы в пути (Активные) .

Остатки денежных средств на 57Счет 57 - Переводы в пути (Активные) перечисляются обратно на расчетный счет (Д-т 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) К-т 57Счет 57 - Переводы в пути (Активные) ).

За проведение операции по покупке иностранной валюты банк удерживает комиссионное вознаграждение, сумма которого относится на увеличение стоимости приобретаемых материальных ценностей либо в составе операционных расходов. Проводка, отражающая оплату комиссии, имеет вид: Д-т 91 /2 К-т 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) , где на субсчет 91Счет 91 - Прочие доходы и расходы (Активно-пассивные) /2 учитываются операционные расходы.

Приобретенные валютные средства учитывается по официальному курсу ЦБ России, действующему на дату её поступления.
При этом курс, используемый при покупке иностранных товаров, может отличаться от официального курса ЦБ РФ. Возникающая разница называется финансовым результатом от покупки валюты.

Если официальный курс меньше курса покупки, то в бухучете возникшую разницу отражают в составе операционных расходов. (Д-т 91Счет 91 - Прочие доходы и расходы (Активно-пассивные) /2 К-т 52Счет 52 - Валютные счета (Активные) - отрицательная разница).

Если официальный курс больше курса покупки, то разницу отражают в составе операционных доходов (Д-т 52Счет 52 - Валютные счета (Активные) К-т 91Счет 91 - Прочие доходы и расходы (Активно-пассивные) /1 - положительная разница).
В момент оплаты иностранного товара поставщику необходимо пересчитать валюту по курсу ЦБ РФ на дату оплаты:
Если курс на дату оплаты поставщику выше, чем курс ЦБ РФ, который был на дату зачисления валюты на счет 52Счет 52 - Валютные счета (Активные) , то возникает положительная курсовая разница, которая отражается в составе прочих доходов проводкой Д-т 52Счет 52 - Валютные счета (Активные) К-т 91Счет 91 - Прочие доходы и расходы (Активно-пассивные) /1.
Если курс ЦБ РФ на дату оплаты ниже, чем на дату зачисления валюты на валютный счет, то возникает отрицательная курсовая разница, которая отражается в составе прочих расходов проводкой Д-т 91Счет 91 - Прочие доходы и расходы (Активно-пассивные) /2 К-т 52Счет 52 - Валютные счета (Активные) .

При получении валюты от иностранных покупателей за товары, работы, услуги, она зачисляется на «Валютный транзитный счет». Эта операция отражается проводкой Д-т 52Счет 52 - Валютные счета (Активные) К-т 57Счет 57 - Переводы в пути (Активные) , как и в случае с покупкой. Валюта, предназначенная для продажи, перечисляется банку, который продает ее и зачисляет выручку от продажи на расчетный счет предприятия. В бухгалтерии валюта была учтена по курсу ЦБ России, действующего на дату либо последней переоценки, либо на дату зачисления на 52Счет 52 - Валютные счета (Активные) счет бухгалтерского учета. В день продажи необходимо провести пересчет валюты. При этом может возникать как положительная (если курс ЦБ РФ на дату пересчета выше, чем на дату зачисления на счет), так и отрицательная курсовая разница. Продает банк валюту по своему курсу, который может отличаться от Центробанка. Кроме того, валютные средства могут быть перечислены банку для продажи в один день, а продана банком уже в другой день, при этом также может возникать курсовая разница (если за это время курс ЦБ РФ изменился).

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...