Учебник: Экономическая теория. Капитализм как экономическая система


Экономическая функция государства подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме.

Необходимо охарактеризовать содержание экономической функции применительно к Республике Беларусь, а также формы осуществления данной функции.

Экономические функции государства многообразны и сложны. Единого понятия "экономическая функция государства" не существует ни в правовой, ни в экономической литературе. Современные исследователи определяют экономическую функцию государства с точки зрения характеристики роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающейся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

Что же касается самого государства, то эта его функция, по существу, выражается не только в приоритетной защите основных правовых ценностей рыночной экономики (таких как свобода предпринимательства, конкуренция, собственность вне зависимости от формы), но и в государственно-правовой помощи новым рыночным институтам. Она позволяет согласовывать экономические интересы и свободы участников гражданского оборота, хозяйственной деятельности с социальной справедливостью, интересами государства и общества в целом, принципами правового воздействия на общественные отношения. Эффективность деятельности государства в качестве собственника значительной части имущества также напрямую зависит от полноты реализации экономической функции юридической практики и государства в целом

Важна данная функция и с точки зрения координационной практики. Координационная практика вносит организованность и порядок в экономические отношения, дисциплинирует действия их участников, создаёт индивидуально-конкретные и иные юридические условия и гарантии для нормальной хозяйственной деятельности государственных и кооперативных предприятий, позволяет оперативно реагировать на возникновение и изменение потребностей экономического развития. Переход от плановой командно-административной экономики к рынку привел к почти полному отказу государства от координации управления экономической сферой жизни общества. Экономически самостоятельным субъектам было предоставлено право координировать свою хозяйственную деятельность, однако, такого рода координационная деятельность уже не будет государственно-властной.

Тем не менее, представляется, что полный отказ государства от координации управления отдельными экономическими и хозяйственными процессами неоправдан, может привести и приводит на практике к тяжким для государства и общества социально-экономическим и иным последствиям. Самоустранение государства от координации управления процессами приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилья приводит к разбазариванию государственной и муниципальной собственности, социальной несправедливости. Принимаемые государством меры к управлению государственной и муниципальной собственностью явно недостаточны, зачастую сводятся к формальным проверкам и заседаниям многочисленных комиссий и комитетов, без какой-либо реальной координации. Определенные координационные мероприятия осуществляются государством в области защиты прав потребителя, создания условий для свободной конкуренции и ограничения монополистической деятельности, управления хозяйственной деятельностью естественных монополий, однако, эти мероприятия до настоящего времени неэффективны. Действовавший механизм координации хозяйственных процессов сломан, а новый не создан, что является одной из экономических задач государственной власти на современном этапе

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

Существует два основных экономических метода государственного регулирования:

1) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;

2) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:

1) государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Такими учреждениями в США являются Административно-бюджетное бюро, Совет экономических консультантов, Национальное управление трудовых отношений, Федеральная резервная система и другие. Они входят в аппарат президента страны .

Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новых производителей.

Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.

2) Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический "фон", который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

Одна из главных функций государства - активизация, интенсификация, прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Наряду с минимальной (обязательной всегда) границей существует и максимальная (максимально допустимая) граница вмешательства государства в экономику и ее регулирование. Сюда относятся следующие функции, выполняемые государством:

Мобилизация ресурсов в экстремальных условиях;

Ориентация экономики на перспективу, на долговременный экономический рост;

Обеспечение перспективных структурных преобразований в производстве;

Проведение региональной политики;

Решение социальных проблем, не решаемых в должной мере рынком;

Реализация национальных интересов в мировой экономике.

Во всех общественных системах государство играет весомую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельность организована в странах с развитой рыночной экономикой, проблемы государственного регулирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств. Государственное регулирование экономики (госрегулирование) -- процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов). Теория экономической политики объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе.

Экономические основы конституционного строя Республики Беларусь закрепляются в статьях 1, 13 и 44 Конституции. В них, по существу, идет речь о социально ориентированной рыночной экономике. Производство и распределение товаров и благ в условиях такого хозяйствования осуществляется посредством рыночных отношений, создания равных условий для существования и развития всех форм собственности. При этом сохраняется активная организующая роль государства.

Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Что же касается природных ресурсов, то недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.

Основой развития государства как демократического, социального, правового является существование и развитие не только государственной, но и частной формы собственности. Только в соревновании (конкуренции) субъектов хозяйствования, принадлежащих к различным формам собственности, можно создать эффективную экономику.

Базовым правовым актом, определяющим основания возникновения и порядок осуществления права собственности, является Гражданский кодекс Республики Беларусь. В нем предусмотрено, что субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. При этом в Гражданском кодексе прямо зафиксировано, что права всех собственников защищаются равным образом.

Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).

Изучение экономических функций государства весьма важно в изменяющихся реалиях. Изучив материал по данному вопросу можно с уверенностью сказать, что экономика, пущенная на самотёк, не только не принесёт никаких плодов, но и разрушит государство изнутри.

Механизм государственного регулирования экономики включает субъекты, объекты и методы.

Субъекты - это носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов, прежде всего это государство, парламент, правительство, местные администрации, а также различные социальные группы, различающиеся доходами, видами деятельности, отраслевыми и региональными интересами.

Объекты государственного регулирования экономики - это все социально-экономические процессы, происходящие в национальной экономике в целом, а также на отдельных ее уровнях и в звеньях, т.е. в микроэкономике и макроэкономике.

Под методами государственного регулирования понимают способы воздействия государства на экономику. Выделяют административные (прямые) методы и экономические (непрямые) методы.

Выделяют следующие основные функции государственного регулирования экономики:

1. Целевая - заключается в определении целей, приоритетов и основных направлений развития национальной экономики.

2. Стимулирующая - предусматривает формирование регуляторов, способных эффективно влиять на деятельность хозяйственных субъектов и стимулировать экономические процессы в желательном для общества направлении.

3. Нормативная - государство с помощью законов, законодательных актов и нормативов устанавливает определенные правила деятельности для субъектов экономики, определяет правовое пространство.

4. Перераспределительная - сводится к изменению распределения ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов, устранения негативных экстерналий и обеспечение нормальных социально-экономических условий жизни общества.

5. Социальная - предусматривает регулирование государством социально-экономических отношений, перераспределение доходов, обеспечения социальной защиты и социальных гарантий, сохранения окружающей среды.

6. Непосредственное управление нерыночным сектором экономики - это регулирование государственного сектора экономики, создания общественных товаров и благ.

7. Контролирующая - означает государственный надзор и контроль за исполнением и соблюдением законов, нормативных актов, экономических, экологических и социальных стандартов.

3. Макроэкономические теории о роли государства в экономике: кейнсианство, монетаризм, теория экономики предложения, теория рациональных ожиданий

Среди экономистов нет единого подхода к роли государства. Особенность кейнсианской теории состоит в том, что рынок сам по себе не может обеспечить полной экономической стабильности, а потому государство обязано играть активную роль в стабилизации экономики и смягчения экономических спадов. Так, кейнсианцы поддерживают концепцию финансирования государством жилищного строительства и продовольственной помощи как средство снижения бедности. Здравоохранение и образование не подпадают под действие закона спроса и предложения, так как находятся вне рыночной системы. Поэтому государство должно взять на себя решение этих проблем.



Что касается закона о минимальной заработной плате, то с их точки зрения он является средством помочь работникам, находящимся внизу доходной пирамиды.

В основе монетаризма лежит обоснование достаточной конкурентности рынков и способности рыночной системы автоматически достигать макроэкономического равновесия. Они считают государственное регулирование вредным для развития предпринимательства, которое делает дестабилизирующее влияние на экономику. Монетаристы рассматривают денежное обращение как единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости, цен. В отличие от кейнсианцев, монетаристы отрицают фискальную политику с ее дискретными мерами, считая, что она лишь дестабилизирует экономику. Они выступают за соблюдение монетарного правила, согласно которому денежная масса должна расширяться ежегодно в том же темпе, что и потенциальный рост реального ВНП.

Монетаристы предпочитают обеспечению бедных дополнительной прибылью, чтобы они решали свои проблемы без вмешательства государства. По их мнению, спрос и предложение - наиболее мощные экономические рычаги и наиболее полезны. Поэтому государство не должна касаться бизнеса, а должна дать ему "делать свое дело". Монетаристы убеждены, что закон о минимальной заработной плате вредит людям, увеличивая безработицу, так как он повышает стоимость рабочей силы, делает невыгодным для многих фирм держать рабочих с низкой оплатой труда, - в результате тех, кто мог бы в других условиях остаться на работе, увольняют.

Теория экономики предложения утверждает, что предложение товаров и услуг более важна, чем спрос на них. Исходя из этого наиболее необходимым в развитии экономики является создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, а именно уменьшение налогов и сокращения государственного регулирования. Налоги подрывают экономическую эффективность и усиливают инфляцию издержек, а с другой стороны, налоги ограничивают экономический интерес и уменьшают стремление к риску, что сокращает производство и предложение. Государственное вмешательство негативно сказывается на производительности труда и приводит к увеличению издержек производства. Во-первых, регулирование отдельных сфер деятельности часто приводит к ограничению конкуренции, создания монополий, структурных деформаций и снижению эффективности производства. Во-вторых, значительно увеличивается количество различных правил, инструкций, ограничительных мер, которые приводят к увеличению издержек производства.

Теория рациональных ожиданий свидетельствует, что рыночные субъекты в экономической жизни ведут себя рационально. Они собирают и осмысливают информацию при формировании ожиданий относительно предметов, которая касается их экономических интересов. Сторонники данной теории предполагают, что бизнесмены, потребители не только осведомлены в макроэкономике, с которой непосредственно имеют дело, но также понимают, как функционирует макроэкономика, и получают доступ к информации, достаточной для принятия решений, которые лучше вписываются их частные интересы в народнохозяйственные процессы. Люди не просто распространяют опыт на будущее, но адекватно оценивают, исходя из своих интересов, влияние проводимой политики на перспективы экономики. Они считают, что информация об изменениях конъюнктуры передается быстро и даже мгновенно, следовательно, принятые на ее основе решения сразу же приспосабливают равновесные цены и объемы производства к сдвигам в технологиях, различных потрясений и к изменениям в фискальной и кредитно-денежной политике. Поэтому любое вмешательство в экономику нецелесообразно, поскольку стабилизационные меры будут изменять только цены не коснутся реального производства и занятости.

Вопросы для самоконтроля

1. Какая необходимость государственного вмешательства в деятельность рынка?

2. Назовите основные недостатки функционирования рыночного механизма?

3. В чем вы видите основную причину нестабильности развития рыночной экономики?

4. Перечислите основные функции государственного регулирования экономики.

5. Охарактеризуйте основные положения кейнсианского подхода к роли государства в рыночной экономике.

6. Почему монетаристы считают вмешательство государства в деятельность рынка вредным для экономики

7. Какие взгляды сторонников теории экономики предложения на роль государства?

8. Назовите основные положения теории рациональных ожиданий.

9. Дайте сравнительную характеристику роли государства с точки зрения различных экономических школ.

Под государственным регулированием экономики следует понимать деятельность государства по организации процесса общественного воспроизводства, направленную на эффективное использование производственных ресурсов для удовлетворения потребностей как членов общества, так и общества в целом.

Повышение благосостояния членов общества – конечная цель любого производства. Она реализуется через множественность целей, определяющих целевую направленность государственного регулирования экономики. Эти цели, с одной стороны, самостоятельны, и каждая требует определенной формы экономической деятельности государства, с другой стороны, они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Можно выделить следующие главные цели: 1) стабильный рост национального объема производства, а для этого обеспечение нужных темпов экономического роста; 2) обеспечение полной занятости, если это возможно, или высокого уровня занятости экономически активного населения; 3) обеспечение стабильности цен, сдерживание инфляции на низком уровне; 4) достижение и поддержание равновесия платежного баланса страны и др.

Множественность целей государственного регулирования экономики определяет и характер экономических функций государства:

– стабилизационная – состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста. Это обеспечивается в первую очередь посредством проведения государством анти­циклической политики;

– распределительная – связана с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях обеспечения социальной справедливости. Это достигается путем дифференциации налогов, реализации социальных программ;

– социальная – способствует росту совокупного потребительского спроса, что воздействует на увеличение валового национального продукта;

– аллокационная – государство обеспечивает эффективное размещение и использование экономических ресурсов. В целях совершенствования производства, диктуемого НТР, государство стимулирует необходимый перелив ресурсов из одних отраслей в другие, а также использует для этого государственные инвестиции.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

– организацию функционирования государственного сектора. Эта функ­ция осуществляется на основе государственной собственности. Как собственник и предприниматель государство вступает в экономические отношения с частным сектором по поводу производства и реализации продукции государственных предприятий, и в то же время оно выступает как потребитель, давая государственные заказы частному сектору и оплачивая их за счет государственного бюджета. Как предприниматель государство финансирует новейшие отрасли производства и тем самым способствует прогрессивным структурным сдвигам в экономике;


– формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы функционирования также является одной из функций государства. Деятельность государства по формированию конкурентной среды направлена на ограничение всевластия монополий и защиту конкуренции. Государство принимает комплекс законов, которые определяют правовые отношения между хозяйствующими субъектами, а также между ними и государством. В каждой стране разрабатывается антимонопольное законодательство и формируется действенный механизм его реализации;

– внешнеэкономическая деятельность и поддержание равновесия платежного баланса. Она направлена на регулирование внешних связей страны, оказание помощи хозяйствующим субъектам для повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке и укрепление стабильности национальной валюты.

3. Инструменты, методы и формы
государственного регулирования экономики

Государство практически реализует экономические функции с помощью определенных инструментов, методов и форм государственного регулирования.

Инструменты государственного регулирования – это правила хозяйствования, с помощью которых государство осуществляет свою регулирующую роль. В качестве инструментов государственного регулирования следует рассматривать правовое законодательство, государственный контроль за деятельностью бирж, аудиторскую деятельность.

Правовые нормы хозяйствования регламентируют порядок образования акционерных обществ и их функционирования, право наследования, антимонопольное законодательство и др.

Административный контроль над фондовыми, товарными, валютными биржами осуществляется путем четкой регламентации операций и времени их работы, участием государства в формировании курса акций.

Аудиторская деятельность обеспечивает государству контроль за исполнением законодательных актов субъектами экономики и выявление их нарушений.

Методы регулирования – это способы воздействия на экономику для достижения поставленных целей. Они подразделяются на административные и экономические.

Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Применяются они при прямом вмешательстве государства в экономику. В странах с развитой рыночной экономикой прямое вмешательство государства ограничено.

В решении ряда проблем административные методы не только эффективны, но и имеют преимущество перед другими, в частности:

– государственный контроль над монопольными рынками. Для ограничения монополизма используется государственное регулирование цен, установление для предприятий‑монополистов предельного уровня рентабельности, их разукрупнение и т. д.;

– поддержание минимально допустимых доходов населения; гарантированный уровень минимальной заработной платы, пособия по безработице и т. п.;

– защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. В данном случае применяются таможенные барьеры, квотирование экспорта и импорта отдельных товаров или товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности;

– дотации и поддержание убыточных отраслей и предприятий.

Экономические методы регулирования рыночной экономики базируются на создании дополнительного материального стимула для изменения деятельности субъектов хозяйствования в нужном государству направлении. Примером таких методов может служить ускоренная амортизация. Изменяя нормы и ставки амортизационного списания, государственные органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования новых капиталовложений.

Другим примером экономических методов является государственное воздействие на цены. Оно осуществляется или путем регулирования ставки налога на добавленную стоимость включаемого в цену товара, или путем предоставления льготных кредитов, субсидий, или через регулирование экспорта и импорта путем освобождения экспортеров от налогов, предоставления экспортных субсидий.

Экономические методы, в свою очередь, в зависимости от характера воздействия на субъекты хозяйствования можно подразделить на прямые и косвенные.

Косвенные методы оказывают воздействие, как правило, на всю экономику в целом и носят глобальный характер. Они действуют одинаково для всех производителей и не создают никому преимуществ в конкурентной борьбе. К косвенным методам регулирования относятся регулирование через кредитно‑денежную и бюджетную системы (изменение учетной ставки процента; варьирование уровней налогов; увеличение или уменьшение размера эмиссии денег; нормализация расходов государственного бюджета и т. д.).

Прямые методы оказывают воздействие на отдельные отрасли производства, предприятия и создают преимущества в конкурентной борьбе тем, на кого они распространяются. К прямым методам можно отнести государственные субсидии хозяйствующим субъектам, государственные инвестиции, дотации и др.

Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Как прямые, так и косвенные методы регулирования могут использоваться в каждой из форм государственного регулирования.

Формы регулирования – это основные направления деятельности государства по регулированию экономики. Можно выделить несколько основных форм:

1. Государственное стимулирование научных исследований и опытно‑конструкторских работ (НИОКР) и обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике. Формирование государственной научной стратегии и ее реализация осуществляется по нескольким направлениям:

– распределение государственных ресурсов между различными сферами научных исследований и определение структуры государственных приоритетов, выполнение исследований и разработок в государственных центрах;

– косвенное государственное стимулирование науки и освоение ее достижений в частном секторе с помощью налоговой, амортизационной, патентной политики;

– формирование инфраструктуры обеспечения исследований и разработок: национальные службы научно‑технической информации и стандартизации; статистики; изучение зарубежного опыта и международного сотрудничества;

– прогнозирование научно‑технического прогресса и его последствий.

Структурная политика государства направлена на максимизацию экономического роста наиболее прогрессивных отраслей экономики, обеспечивающих практическую реализацию научно‑технического прогресса и повышение эффективности производства. Основные пути воздействия государства на развитие прогрессивных отраслей – участие в НИОКР, финансовое стимулирование, система государственных заказов, помощь в организации кооперации, государственные инвестиции.

2. Государственное регулирование инвестиционного процесса и экономического роста. Государственные инвестиции на развитие государственного сектора способствуют увеличению предложения сырьевых и энергетических ресурсов для частного сектора, а также эффективному функционированию инфраструктуры. Государственные капиталовложения направляются на развитие прогрессивных отраслей производства, финансирование НТП.

Поддержание экономического роста обеспечивается государством за счет:

инвестиционной деятельности;

– проведения антикризисных мероприятий, смягчающих циклические колебания;

– стимулирования реализации производственной продукции, а также мерами по ускорению НТП и совершенствованию структуры производства.

3. Экономическое программирование, которое представляет собой определение приоритетных направлений развития экономики на длительный период времени. В настоящее время известны три основные формы экономического программирования:

– конъюнктурное – краткосрочное, направленное на достижение общего экономического равновесия, положительного платежного баланса с помощью традиционных мер налоговой и финансовой политики;

– частично‑структурное. Оно является производным от государственной бюджетной политики. Экономическая программа определяет политику в отношении основных секторов экономики и служит в первую очередь целям поддержания высокой активности;

– структурное. Оно предусматривает обеспечение экономического роста на длительный срок и возрастание роли государства в регулировании экономики.

В настоящее время происходит переплетение этих форм и утверждается точка зрения, согласно которой надо строить программы на основе пирамидальной временной схемы: долгосрочные прогнозы являются базой для среднесрочных программ, а среднесрочные – основой краткосрочных. Экономические программы дают перспективные ориентиры для деятельности предпринимателей всех секторов экономики, помогают государству кон­цент­рировать инвестиции на приоритетных направлениях и поддерживать равновесие экономики.

4. Государственное воздействие на рынок труда. Во всех странах с рыночной экономикой создаются системы подготовки и переподготовки трудовых ресурсов. С помощью системы государственной подготовки рабочей силы ставится задача уменьшения напряженности на рынке труда. Возрастают расходы государства на профессиональную подготовку и переподготовку работников, на создание новых рабочих мест, на пособия по безработице и вообще на социальные программы.

5. Государственное регулирование сельского хозяйства. Целью этого регулирования является достижение самообеспечения продовольствием и создание излишков для экспорта, а также обеспечение доступности продовольствия для основной массы населения. Государственное регулирование сельского хозяйства включает в себя несколько элементов:

– регулирование условий ведения сельскохозяйственного производства, стандартизация продукции, правовые нормы ведения хозяйства и др.;

– субсидирование определенных хозяйств, подотраслей и регионов;

– регулирование закупочных цен;

государственные закупки части сельскохозяйственной продукции, что ослабляет давление на рынок;

– выплата государством специальных компенсаций при ликвидации нерентабельных хозяйств и др.

Государственное регулирование экономики имеет свои границы. Главным критерием этих границ является влияние государственного регулирования на эффективность производства. Любое вмешательство государства в экономику связано с определенными затратами. К ним относятся, прежде всего, издержки по организации и осуществлению регулирования. Необходимо также учитывать то влияние, которое оказывает та или иная форма регулирования на рыночное равновесие, объем производства, перераспределение ресурсов, причем оно может оказаться менее эффективным, чем первоначальное. Сумма связанных с этим затрат и издержек по осуществлению регулирования должна быть меньше выигрыша в эффективности в результате государственного регулирования. Их соотношение и определяет границы государственного вмешательства в экономику. В то же время государство ни в коей мере не должно ограничивать предпринимательскую инициативу хозяйствующих субъектов, при условии, если она не противоречит интересам общества.

доход богатство государство правовой

Функции государства - это главные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, групповой, так и общесоциальной его сущностью и назначением. Это практическая деятельность государства, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри или вне государства. Общим для всех ученых является определение, что в функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

Воздействуя на экономические отношения государство: во-первых, содействует развитию господствующего базиса, либо, во-вторых, тормозит развитие новых экономических отношений, которые сменяют отживающие. Если господствующие экономические отношения потеряли свое объективно прогрессивное значение и стали препятствием для развития производительных сил общества, то государство становится реакционной силой, поскольку продолжает защищать старые производственные отношения в угоду экономически изжившим себя, но еще политически господствующим силам. Препятствуя развитию новых, более прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном производстве.

Функции государства - это направление деятельности, но не сама деятельность. Определяя основные направления деятельности, государство подключает к их реализации все органы целиком, не разделяя их на отдельные части. Некоторые ученые предлагают такую трактовку функций государства - это не только направление его деятельности, но и механизм воздействия на общественные процессы потому что, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно, посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования социальных связей воздействует на состояние общественных процессов.

Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в государственных целях, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.

Функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач, обусловленных экономической и политической структурами общества и вытекающими отсюда интересами социальных групп, коллективов, всего народа. Поэтому функции государства постоянно присущи ему в течение всего исторического периода его существования. Если к власти приходят другие политические силы, то изменяются и функции государства. Содержанием каждой функции государства является предмет ее деятельности, что показывает, какие средства используются для достижения той или иной цели.

В деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В науке долго поддерживался классовый подход к функционированию государства, чем совершенно игнорировались интересы всего общества. Хотя со времен К. Маркса известно, что любое государство осуществляет общесоциальную деятельность, выступает представителем интересов всего общества, всех классов, социальных групп и слоев населения. Соотношение классового и общесоциального в государстве позволяет сделать вывод о том, что следует различать государства с преимущественно классовыми и преимущественно общесоциальными (демократическими) функциями, для чего выясняют не только направления деятельности, но и социальное назначение государства. К функциям государства, вытекающим из природы любого общества, относятся все направления деятельности государства по поддержанию естественных условий существования этого общества, которые предполагают деятельность как внутреннюю, так и на межгосударственной основе. Таким образом, в теории государства сформировалась категория «функция государства», во-первых, отражающая реальный процесс его жизнедеятельности, во-вторых, вытекающая из категории «сущность государства». По мере развития общественных отношений, повышения производительности и качества труда, консолидации населения сущность государства постепенно меняется, что в первую очередь проявляется в изменении его функций.

Множественность целей государственного регулирования экономики определяет характер экономических функций государства.

Традиционно выделяют три основные функции:

  • * стабилизационная, которая состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста;
  • * распределительная, связанная с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях социальной справедливости;
  • * аллокационная, связанная с участием государства в более эффективном размещении и использовании экономических ресурсов с целью изменить структуру национального производства и его продукта.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

  • 1) формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы ее функционирования. Это предполагает защиту мелкого и среднего бизнеса, антимонопольное законодательство и др.;
  • 2) внешнеэкономическую деятельность и поддержание равновесия платежного баланса.

Все эти функции оказывают влияние на процесс общественного воспроизводства. Наиболее значимая функция из всех перечисленных -- стабилизационная.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...