Участнику программы переселения соотечественников признанным нуждающимся в. Решение суда о переселении несовершеннолетнего


В каких случаях старое здание, приговоренное к сносу, можно не рушить? Какие права есть у тех, кому вместо аварийного жилья предлагают новое? И что будет, если желания перебираться в новую квартиру у жильцов старой - нет. На эти и вопросы ответил Верховный суд РФ в обзоре практики по проблемам аварийного жилья.

Как известно, правительство поставило цель - избавиться от развалюх - бараков, которых еще хватает на просторах родины. Но процесс признания дома аварийным и переселение оттуда граждан оказался болезненным и сложным. Две стороны - жильцы старых домов и местные чиновники, ответственные за ликвидацию барака и переселение его обитателей, очень часто не могут договориться. Несогласные граждане с одной стороны и обиженные чиновники с другой буквально атаковали суды. В результате в стране сложилась большая судебная практика по разрешению таких "аварийных" дел.

Поэтому Верховный суд показал коллегам правильный подход к разрешению некоторых спорных вопросов. Главный вывод, который сделал Верховный суд, проанализировав дела об аварийном жилье, звучит так - в основном судебные споры возникают из-за чиновников. Выражаясь точнее, из-за "ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления, обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством".

Верховный суд напоминает, по каким документам дом можно признать аварийным. Это сказано в 15-й статье Жилищного кодекса. Дом становится непригодным для проживания только по решению органа исполнительной власти. Есть главный документ - это постановление правительства от 28 января 2006 года N 47. Этот документ утвердил Положение о признании жилого помещения не пригодным для обитания там людей. Решать, сносить дом или реконструировать, должна межведомственная комиссия. Но ее мнение не окончательное и бесповоротное. Оспорить "приговор" зданию имеет право суд. Ведь не секрет, что иногда вполне нормальные дома, особенно в исторических центрах крупных городов, признают аварийными в угоду коммерсантам.

Верховный суд подчеркивает: если оспаривается заключение комиссии о непригодности дома, то местный суд должен обязательно проверить, был ли соблюден порядок принятия такого заключения. Часто под вопросом оказывается компетентность проверяющих. В качестве примера приводится иск граждан, которые написали, что к оценке состояния их дома не привлекли специалистов, а чиновники оценили состояние дома "на глазок".

Есть две ситуации, в которые могут попасть жильцы сносимых домов. Первая - это когда дом попал в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья. И вторая - когда дом в такую программу не попал. Если дом идет под снос не по программе, то квадратные метры у хозяина выкупаются. В таком случае суд не должен заставлять местных чиновников обеспечивать собственника жильем. А вот если дом попал в госпрограмму, тогда собственнику могут на выбор, либо отдать деньги, либо предоставить другое жилье. Но Верховный суд подчеркивает - есть сложные моменты именно в предоставлении другого жилья.

Главное - нельзя заставлять граждан выбирать что-то одно, то есть действовать насильно. Только по согласованию сторон. Именно практику договариваться Верховный суд считает правильной.

Ну а если договориться все же не вышло? Тогда чиновники требуют переселить насильно. Это болезненный вопрос - иски от граждан, которых не устраивает новое жилье и они отказываются переезжать. Верховный суд еще раз напоминает - такие иски о принудительном переселении от чиновников суды некоторых регионов удовлетворяют, что называется, "не глядя". Но по закону новое жилье должно быть лучше старого по уровню благосостояния. Как пример, ВС приводит отказ в иске чиновникам, которые хотели переселить семью из ветхого дома с паровым отоплением, в "новую" квартиру, но с печным. В любом случае - ухудшения условий жизни при переселении быть не должно. И еще важный момент - место переселения. Новая квартира должна быть в пределах того же населенного пункта, где была старая. Но и здесь наши чиновники нашли лазейку. Они стали "путать" два понятия - "границы населенного пункта" и "границы муниципального образования". На это Верховный суд ответил - эти понятия не тождественны. И привел пример, когда два суда - в Омске и Благовещенске попытались насильно переселить семьи в "пределах муниципального образования". В итоге оба новых адреса оказались больше чем в полусотне километров от городов, где у граждан было аварийное жилье.

Особый разговор о цене выкупаемого старого жилья. Верховный суд подчеркивает - она должна включать рыночную стоимость жилого помещения, убытки, которые понес собственник при его изъятии, включая упущенную выгоду, а также сумму за непроведенный капитальный ремонт.

Отдельный разговор о сроках переезда из аварийного жилья. Исков о затянутых сроках переезда в судах очень много. В этом вопросе у Верховного суда жесткая позиция. Если дом из-за ветхости опасен для жизни - решение о переселении надо принимать быстро. А то во многих регионах из года в год чиновники продлевают сроки переселения. Суд должен признавать незаконным постановление местной власти о переносе сроков и требовать предоставления людям безопасного жилья.

Снос пятиэтажек. Снос других домов. Права граждан при переселении из подлежащих сносу (реконструкции) жилых домов в г. Москве.

Снос пятиэтажек и других домов в Москве. Разъяснение законодательства. Практика переселения. Как отстоять свои права. Список пятиэтажек под снос ЗАО, ВАО, ЮВАО, ЦАО, ЮЗАО и по др. округам.

Вы можете записаться на консультацию к адвокатам коллегии адвокатов
"Правовая защита" по вопросам переселения по тел. 8 495 691 38 72, 8 495 787 75 07.

1. Общие положения
2. Переселение из квартир, находящихся в собственности (приватизированных, полученных в наследство, по договору).
3. Переселение из квартир, занимаемых по договору социального найма (неприватизированных).
4. О законности взимания доплаты с граждан при переселении
5. Если нарушаются Ваши права. Какую тактику избрать.
6. Наши услуги (сопровождение процесса переселения)

1. Общие положения

В Москве существует специфический порядок расселения жилых домов, признанных аварийными, подлежащими сносу, реконструкции. Основанием для сноса дома является Постановление Правительства Москвы. Снос домов не может быть осуществлен без принятия такого постановления. Примерно за полгода до сноса Префект административного округа издает распоряжение об отселении проживающих граждан. На реконструкцию квартали или каждого дома проводится инвестиционный конкурс, по итогам которого заключается инвестиционный контракт с победителем. Иногда снос домов осуществляется за счет городского бюджета.

Инвестиционный контракт подлежит учетной регистрации в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда (ДЖП и ЖФ г. Москвы). В соответствии с инвестиционным контрактом инвестор проводит реконструкцию, строительство, а власти Москвы предоставляют переселенческий фонд за счет средств инвестора. После реализации контракта полученное жилье распределяется между инвестором и городом, либо инвестор выплачивает денежную компенсацию городу, а город строит жилье для переселенцев. В настоящее время практикуется оставление в собственности инвестора 100% жилья с выплатой городу компенсации в соответствии с условиями контракта. Существует несколько форм обеспечения жильем граждан при отселении:

1) предоставление другого жилья по договору социального найма, а также по договору коммерческого найма
2) предоставление равноценного жилья (если отселяется собственник);
3) предоставление денежных средств - выкупной стоимости (если отселяется собственник);

Многое зависит от того, приватизирована ли квартира, сколько человек в ней зарегистрировано, состоят ли проживающие лица на учете по улучшению жилищных условий. Так же следует учитывать, что с 1 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации, во многом по новому определяющий порядок переселения в связи со сносом. Кроме того, значительно изменился порядок сноса домов и переселения и с принятием Закона г. Москвы от 31 мая 2006 г. N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" (действует с изменениями от 26 декабря 2006 г.) Также действует Постановление Правительства г.Москвы от 4 декабря 2007 г. N 1035-ПП "О порядке переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению в городе Москве"

2. Переселение из квартир, занимаемых по договору социального найма (неприватизированных).

Жилье по социальной норме предоставляется при переселении из квартир, находящихся в собственности города (муниципальное жилье), которые граждане занимают по договорам социального найма (т.е. неприватизированные квартиры). Жилье отселяемым гражданам предоставляется по договору социального найма в виде отдельных квартир в пределах городской черты. При этом если предоставляется одна квартира, она должна быть предоставлена в пределах района проживания, если 2 и более - в районе проживания предоставляется хотя бы одна квартира. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения должен соответствовать социальной норме для семьи данной численности., и не может быть менее площади квартиры, занимаемой до переселения. При этом согласно Закону №21 "Район проживания - территория, ограниченная внешней границей районов города Москвы, прилегающих к району города Москвы, в котором расположен жилой дом, подлежащий освобождению. При этом эти районы города Москвы должны находиться в одном административном округе города Москвы."

В случае невозможности предоставления жилого помещения по социальной норме гражданам, занимающим жилые помещения по договору социального найма, может быть предоставлено жилое помещение большего размера.

Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров на одного человека. При предоставлении жилого помещения одиноко проживающему гражданину норма предоставления площади жилого помещения может быть превышена с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, но не более чем в два раза. Размер площади жилого помещения, предоставляемого на семью данного состава и численности, составляет:

Жилые помещения по договору социального найма при сносе домов предоставляются гражданам в виде отдельных квартир в жилищном фонде социального использования. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения должен соответствовать социальной норме для семьи данной численности на дату принятия решения об отселении. При этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся у граждан и членов их семей на праве собственности, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с жилыми помещениями после принятия Постановления, но не более чем за пятилетний период до принятия решения об отселении. На практике это означает: если у кого-либо из членов семьи есть квартира на праве собственности, либо были произведены гражданско-правовые сделки, то могут дать жилье из расчета менее 18 кв.м. на человека, но не менее занимаемого. Данное правило является очень спорным, и действует с начала прошлого года. Т.е. московские законодатели фактически установили что граждане, в собственности у которых есть другие квартиры и граждане, у которых таковых не имеется неравноправны. Есть повод обжаловать данное положение в судебном порядке. На практике нам удавалось добиться получения квартир нанимателями без учета имеющегося у них другого жилья.

Предоставление жилья взамен сносимого может быть заменено по соглашению отселяемого и отселяющего субсидией, которая затем должна быть направлена на приобретение жилья. Размер субсидии равен стоимости предоставляемого социального жилья. Стоимость социального жилья, на основе которой производится расчет субсидий, определяется как средняя рыночная стоимость жилья в домах типовых серий в районах массовой застройки. Жилое помещение большего размера из государственного и муниципального жилищного фонда предоставляется по письменному заявлению гражданина с доплатой стоимости за площадь, превышающую социальную норму, на основании решения органа исполнительной власти.

Следует отметить, что исходя из систематического толкования законодательства разным семьям обязаны предоставить отдельные квартиры. Переселение разных семей (имеющих самостоятельные источники доходов, ведущие раздельное хозяйство) в одну квартиру незаконно, однако происходит достаточно часто, тем более что в связи с последними изменениями в законодательство такое право не очевидно. Здесь многое будет зависеть от Вашей настойчивости и умении аргументировать свою позицию. У нас было достаточно много случаев, когда удаваось добиться переселения в разные квартиры, хотя изначально ДЖП давал одну квартиру.

После принятия нового жилищного кодекса многие высказывают мнение, что согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое жилое помещение должно быть только равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, и можно не соблюдать социальную норму (норму предоставления) при переселении в связи со сносом. Данное утверждение представляется необоснованным, поскольку в соответсвии со ст.50 ЖК установлена норма предоставления площади жилого помещения, меньше которой предоставлять нельзя и кроме того, согласно п.3 ст. 49 ЖК РФ порядок предоставления жилых помещений иным категориям граждан, кроме очередников, регулируется ЖК если иное не предусмотрено законодательством субъекта РФ. В данном случае законодательством субъекта РФ предусмотрено, что жиле должно предоставляться по социальной норме. Есть и другие аргументы, свидетельствующие о неправильности данной позиции. На практике не исключено, что и переселяющие органы могут отказаться предоставлять жилье по социальной норме (норме предоставления). В этом случае необходимо отстаивать свои права, в том числе это можно делать с помощью наших юристов, у которых по таким делам большой опыт.

3. Переселение из квартир, находящихся в собственности (приватизированных, полученных в наследство, по договору).

В случае если квартира находится в собственности граждан, переселение при сносе домов может производиться по двум схемам:

3.1 Предоставление другого равноценного жилья или денежной компенсации за него.

В этом случае гарантируется предоставление другого равноценного по стоимости благоустроенного жилого помещения по договору мены, иному договору, предусматривающему переход права собственности на жилое помещение. Норма жилой площади в этом случае не учитывается. Улучшения жилищных условий так же не предусматривается. Жилье должно быть предоставлено в районе проживания (или в пределах округа, если речь идет о ЦАО и Зеленограде). Жилье предоставляется гражданину в собственность (сразу (например, по договору мены) или путем использования на его приобретение выделяемой жилищной субсидии). Важно понимать, что входит в понятие “равноценное жилье”, т.к. есть несколько точек зрения на этот счет. Совершенно точно в понятие “равноценное” включается цена квартиры и количество комнат в квартире. Причем, еще недавно был дискуссионным вопрос, включать ли количество комнат в это понятие, однако судебная практика признает, что в случае предоставления, например, взамен трехкомнатной равной по стоимости двухкомнатной квартиры меняется порядок пользования квартирой и тем самым возмещение становится неравноценным. В частности Верховный суд РФ указал “Сама по себе стоимость квартиры не является достаточным доказательством ее равноценности. Жилые помещения предназначены для проживания в них граждан, поэтому имеет значение сравнение потребительских качеств квартиры (размер, планировка, степень благоустройства и т.д.).”

Следует помнить, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа только в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Если изъятие происходит, например, для строительства офисного здания и т.п., такое решение может быть оспорено собственником в суде. У нас сейчас идет несколько процессов по таким делам.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с ЖК РФ собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Для определения стоимости квартиры собственник вправе привлекать независимого оценщика. ЖК РФ вводит понятие “выкупной стоимости”. В нее включается не только стоимость квартиры, но и расходы, которые собственник произвел или должен будет произвести в связи с выселением, а так же неполученные доходы (например, от аренды). Собственники, получившие денежное возмещение (компенсацию) за жилое помещение, имеют преимущественное право инвестирования в строительство нового строения на месте сносимого, в реконструкцию или капитальный ремонт с переустройством или перепланировкой строения, в котором расположены освобождаемые жилые помещения. Условия долевого инвестирования, устанавливаемые для лиц, освобождающих жилые помещения, не могут быть ухудшены по сравнению с общими условиями инвестирования по отселяемому строению.
Размер помещений, получаемых дольщиком в результате долевого инвестирования, не может быть уменьшен по сравнению с ранее освобожденными им помещениями без его согласия.

3.2 Предоставление жилья по договору социального найма очередникам

Данный вариант возможен только если собственник признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди на улучшение жилищных условий. Такой собственник вправе требовать предоставления ему жилья по социальной норме на условиях социального найма.

4. О законности взимания доплаты с граждан при сносе домов и переселении.

Как правило, при переселении выясняется, что новая квартира превышает социальную норму для семьи данной численности (при переселении из неприватизированного жилья) или что стоимость новой квартиры выше стоимости той, откуда отселяют граждан (при переселении из квартир, находящихся в собственности). При этом в Управлении ДЖП и ЖФ могут потребовать доплаты за “лишние” метры. Требование доплаты давно вызывало нарекания у многих юристов. В настоящее время можно определенно сказать, что требование доплаты с собственников, которые получают квартиру в качестве равноценной компенсации, незаконно. Определением Президиума Верховного Суда РФ от 2 апреля 2003 г. N 148пв-02 был признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия абзац 4 пункта 3.5 Положения "О порядке переселения собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилых помещений подлежащих освобождению домов, в которых имеется муниципальная и государственная собственность города Москвы", утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 18 января 2000 г N 30, которым было предусмотрено требование доплаты. С собственника доплату могут брать только в одном случае: если он сам напишет заявление о предоставлении ему большей квартиры (была двухкомнатная, а он попросит трехкомнатную), поэтому можно смело отказываться доплачивать. При этом существует возможность у лиц, которые уже произвели такую доплату ранее, потребовать ее возврата (необходимо подавать иск в суд), т.к. требование о доплате было признано незаконным и не действующим с момента его принятия.

Что касается законности доплаты за “лишние” метры в муниципальной квартире, то она так же сомнительна, особенно в связи с уже упомянутыми изменениями в законодательстве однако, как правило, лучше такую доплату осуществить, если ее требуют, т.к. практика показывает, что в суде законность такой оплаты оспорить сложно. Однако размер доплаты зависит от решения Общественной жилищной комиссии и методика ее расчета не всегда понятна даже профессионалам (например, в нашей практике были случаи когда в абсолютно аналогичных ситуациях бралась доплата 480 р. за кв.м. и 28 000 р. за кв.м.). При требовании чрезмерной доплаты есть смысл вступить с отселяющими организациями в конфликт, т.к. на квартиру Вы согласитесь, а с доплатой можно и потянуть, оспаривая ее размер.

5. Если нарушаются Ваши права при сносе… Какую тактику избрать.

Достаточно часто жилищные права граждан нарушаются, особенно в связи с тем, что снос домов должен осуществляться в определенные сроки и органы власти сознательно порой идут на нарушения закона только чтобы отселить граждан. Распространены следующие нарушения:

1) предоставления жилья без учета заслуживающих внимание обстоятельств (хроническое заболевание, требующее прикрепления к определенной поликлинике, доступность работы и т.п.), отказ от предоставления большей квартиры с доплатой.

2) Предоставление разным семьям одной квартиры при переселении из муниципальных квартир (при переселении очередников из квартир на праве собственности)

3) Переселение собственников в отдаленные районы, предоставление в качестве компенсации неравноценных квартир. Требование с собственника доплаты.

4) Отказ в регистрации по месту жительства и приватизации (расприватизации).

5) Незаконное признание жилого дома аварийным с последующим отселением собственников в отдаленные районы

6) Отказ от предоставления жилья по социальной норме

7) Отказ выдать денежную компенсацию или маленький размер компенсации

8) В связи с принятием нового Жилищного кодекса возникает большое количества споров, связанных с его применением и соотношением норм кодекса и норм московского законодательства.

В случае отказа гражданина от предлагаемых для переселения вариантов (обычно предлагают 2-3 варианта), его выселяют в судебном порядке. Поскольку в органах власти заинтересованы в скорейшем отселении граждан из сносимого (реконструируемого) жилья, необходимо использовать фактор времени и преимущества, заложенные московским законодательством. Нужно отстаивать свои интересы в Управлении Департамента жилищной политики и жилищного фонда Правительства Москвы, общественной жилищной комиссии.

В переговорах с этими структурами следует сделать акцент на следующих моментах:

1. Управление ДЖП и ЖФ по округу занимается непосредственно переселением, предоставляет конкретные варианты жилья. Для переговоров необходимо выяснить правомерость действий переселяющих органов. Часто переселение производится без издания и регистрации в Мосрегистрации решения о сносе дома, без соблюдения годичного срока для предупреждения собственника. Первоначально необходимо написать в департамент мотивированное заявление, все обстоятельства, изложенные в заявлении, лучше подтверждать документально (наличие разных семей и другие имеющие значение обстоятельства). Если Управление не достигнет согласия с отселяемым лицом о его выселении, то реализация инвестиционного контракта затянется, префектом будут недовольны в мэрии, город не получит средств от инвестиционного проекта.

2. Инвестор заинтересован в скорейшем отселении жильцов. Отселение жильцов - это начальный этап инвестиционного контракта, который имеет свои сроки. Если инвестор не уложится в эти сроки, то в соответствии с типовым инвестиционным контрактом, он несет ответственность в размере 1 МРОТ за 1 к. м. площади. Кроме того, он не сможет получить строительную площадку и отработать вложенные деньги. Несоблюдение сроков сноса домов и строительства может повлечь отмену распоряжений, устанавливающих права на землю под отселяемыми домами, может произойти изъятие этого земельного участка.

3. ДЖП и ЖФ получает долю в отселяемом жилье (кроме случая предоставления денежной компенсации) после реконструкции, поэтому он также заинтересован в скорейшем отселении. За счет получаемого жилья ДЖП реализует свои жилищные программы.

Таким образом, указанные выше органы заинтересованы в скорейшем и, самое главное, бесконфликтном отселении жильцов. Четкое представление гражданами своих прав при отселении и интересов г. Москвы, инвесторов позволяет добиться разрешения жилищной проблемы на наиболее выгодных условиях. Более того, и инвесторы, и городские власти заинтересованы в совместном с жильцами урегулировании данных проблем.

При переговорах Ваши требования не должны быть чрезмерными, в то же время следует учесть, что часто вначале предлагают не самый лучший вариант, тот от которого уже многие отказались и т.п. Инспекторы часто ведут себя достаточно жестко, грозя в случае отказа переселить за пределы МКАД и т.п. Давлению поддаваться не стоит, а нужно выработать четкую, основанную на нормах права позицию и отстаивать ее. Как правило, таких “настойчивых” переселяемых меньшинство, и если их требования законы, органам власти часто легче пойти им навстречу, чем подавать в суд. Если дело все же дойдет до суда - так же существует определенная тактика поведения, но о ней лучше узнать на устной консультации у занимающегося проблемой переселения специалиста нашей компании.

6. Наши услуги (сопровождение процесса переселения)

Наша организация осуществляет оказание комплексных услуг по разрешению проблем при переселении из сносимых домов. В случае заключения договора между отселяемым жильцом (жильцами) и "Правовая Защита" мы берем на себя проведение всех необходимых переговоров и согласований. При этом по опыту работы мы можем утверждать, что часто удается добиться отселения в намного более благоустроенные квартиры, чем те, которые нашим клиентам предлагают изначально. При этом в денежном выражении вы можете выиграть от нескольких сот тысяч до 5 000 000 рублей исходя из стоимости квартир в настоящий момент. У нас имеется вся необходимая нормативная база (при переселении подлежат применению и могут быть использованы более 20 различных нормативных и иных актов, и от их знания порой зависит то, какая квартира будет предоставлена отселяемому лицу), а так же наши собственные наработки, которые были сделаны нами при решении подобных проблем других москвичей, в том числе в судебном порядке. У нас есть образцы соответствующих заявлений, ходатайств и других необходимых документов. Кроме того, каждый случай в чем то уникален и требует серьезной проработки. Так же на консультации мы можем сказать, нужно ли приватизировать (расприватизировать) квартиру, чтобы получить жилье на наиболее выгодных условиях, а так же помочь обжаловать отказ в регистрации по месту жительства в сносимое жилье, отказ в расприватизации, помочь добиться предоставления разным семьям отдельных квартир, оспорить решение о взимании доплат.

Мы находимся по адресу:
г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, 9 этаж.
Группа компаний “Правовая защита”

Запись на консультацию по тел. 8 495 787 75 07, 8 495 691 38 72



Адвокат Сидоров Артем Александрович. Запись на консультацию по тел. 8 495 787 75 07, 8 495 691 38 72

http://сайт/clauses/2008/06/01/clauses_42.html РЎРЅРѕСЃ пятиэтажек. РЎРЅРѕСЃ РґСЂСѓРіРёС… РґРѕРјРѕРІ. Права граждан РїСЂРё переселении РёР· подлежащих СЃРЅРѕСЃСѓ (реконструкции) жилых РґРѕРјРѕРІ РІ Рі. РњРѕСЃРєРІРµ. %D1%ED%EE%F1+%EF%FF%F2%E8%FD%F2%E0%E6%E5%EA.+%D1%ED%EE%F1+%E4%F0%F3%E3%E8%F5+%E4%EE%EC%EE%E2.++%CF%F0%E0%E2%E0+%E3%F0%E0%E6%E4%E0%ED+%EF%F0%E8+%EF%E5%F0%E5%F1%E5%EB%E5%ED%E8%E8+%E8%E7+%EF%EE%E4%EB%E5%E6%E0%F9%E8%F5+%F1%ED%EE%F1%F3+%28%F0%E5%EA%EE%ED%F1%F2%F0%F3%EA%F6%E8%E8%29+%E6%E8%EB%FB%F5+%E4%EE%EC%EE%E2+%E2+%E3.+%CC%EE%F1%EA%E2%E5..html

С 2013 года люди, которые желают переехать на территорию Российской Федерации с целью постоянного проживания и получения гражданства, могут принять участие в государственной программе переселения соотечественников.

Такая программа позволяет сделать процедуру переселения более комфортной для определенных категорий граждан, тем более что государство само заинтересовано в переезде соотечественников и привлечении потока трудоспособного населения.

Законодательное регулирование вопроса: последние изменения и нововведения на 2019 год

Вопросы переселения соотечественников регулируются Законом «О гражданстве Российской Федерации», Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Программа) и другими подзаконными нормативно-правовыми актами.

Программа была введена в 2006 году со сроком действия до 2012 года и сразу показала свою эффективность. В сфере законодательных актов, регулирующих вопросы переселения, за эти годы было сделано много изменений. Позже срок Программы был продлен: в 2013 году она получила новую редакцию, а ее действие стало бессрочным.

В 2018 году реализация Программы продолжалась, как и в прошлые годы, но с некоторыми изменениями.

Кто может участвовать в данной государственной программе

Принять участие в Программе могут как граждане других стран и лица без гражданства, так и граждане РФ, которые постоянно проживают за рубежом и имеют российское гражданство.

Целью Программы изначально является переселение определенного круга лиц:

Критерии отбора и требования к кандидатам

Кроме отношения к определенной категории граждан, потенциальный участник Программы должен также соответствовать таким требованиям :

  1. Кандидат должен быть совершеннолетним и дееспособным, чтобы работать в Российской Федерации;
  2. Уровень владения устным и письменным русским языком должен быть таким, который обеспечит участнику скорую адаптацию в стране;
  3. Иметь опыт трудовой деятельности и квалифицированное образование, которые обеспечат участника рабочим местом в России.
  4. Потенциальный переселенец не ранее, не в момент обращения не должен состоять в террористических, экстремистских и прочих организациях, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации.

Если в рамках Программы кандидату нужно будет оформлять вид на жительство, он заранее должен соответствовать всем условиям, которые позволят его получить. Переселенец не должен быть судимым или подлежать депортации с территории РФ. К тому же, необходимо соответствие кандидата условиям региональных программ переселения, поэтому нужно заранее с ними ознакомиться.

Требования и условия предъявляются для того, чтобы в наибольшей мере способствовать переселению тех людей, которые воспитывались в традициях русской культуры и готовы в силу этого быстро включиться в социальные связи общества.

Какие документы необходимо собрать

Потенциальному участнику нужно подать заполненную анкету и собрать пакет документов , включающий в себя:

Если соотечественник проживает в Российской Федерации, то ему необходимо дополнительно предоставить оригиналы документов, в которых закреплено их право на временное или постоянное проживание, документы о семейном состоянии (о заключении или расторжении брака) и документы, удостоверяющие личность.

При смене в прошлых годах фамилии, имени или отчества участника или родственников, которые переселяются с ним, нужно подать соответствующие справки из органов регистрации актов гражданского состояния. Нужно учитывать, что написание таких анкетных данных человека должно быть одинаковым во всех документах.

Перечень преимуществ

Соотечественники, принимающие участие в программе и их родственники, переезжающие вместе с ним, наделены правами на получение социальной помощи и государственной поддержки в соответствии с регионом переселения.

Участникам предоставляется возмещение расходов за счет бюджетных средств на переезд в выбранный для жительства регион. Компенсируются сборы, взимаемые консульством, визовые сборы и средства, потраченные на перевозку собственного имущества и уплату различных госпошлин. Для последующего возмещения следует сохранить договор с перевозчиком и бумаги с подтверждением уплаты за его услуги. Если услуги предоставляются международной компанией, потребуется транспортная накладная с отметками таможенной службы и декларация на груз.

Если участник стал на учет в органе по вопросам миграции и в его владении на протяжении полугода или более находится автотранспорт , он вправе в течение 18 месяцев после переселения перевезти данное средство без уплаты сборов и платежей на таможне. Эта льгота распространяется на тех лиц, которые получили свидетельство участника в иностранных государствах.

Участник Программы и прибывшие в ее рамках родственники переселенца вправе получить РВП вне квот, ВНЖ и гражданство в упрощенном порядке. Также, из плюсов следует отметить, что переселенцу не потребуется сдавать комплексные экзамены для их получения – это существенно экономит время и деньги.

В рамках Программы участнику предоставляются в поддержку выплаты в размере до 240 тысяч рублей , которые можно потратить на решения жизненных и бытовых вопросов, вклад в свой бизнес, приобретение или аренду жилья. Их размер зависит напрямую от региона переселения, подробную информацию по этому поводу можно найти на сайтах регионов.

Из минусов программы переселения следует отметить, что участник обязан до получения гражданства проживать и работать только на территории своего региона.

Стоит отметить, что денежные средства выплачиваются также и членам семьи переселенца, по 120 000 рублей на каждого родственника, переехавшего в РФ. Подъемные выдаются в два этапа . Первая часть средств выплачивается сразу после переселения, а вторая — спустя полтора года после обоснования на новом месте.

В том случае если переехавшая на территорию Российской Федерации семья не имеет источника дохода, то ей положена отдельная денежная выплата в размере одного прожиточного минимума .

В какие регионы РФ возможно переселение

Соотечественник в рамках Программы может выбрать территорию переселения в РФ – субъект федерации или его часть. При этом существует две их категории: приоритетного заселения и такие, которые не относятся к приоритетным территориям. Многие регионы России на сегодняшний день имеют нехватку квалифицированных работников и нуждаются в новых кадрах. Приоритетными считаются стратегически значимые для государства территории, они определяются и изменяются Правительством РФ.

С 2016 года принять участников Программы могли 47 регионов, но больше всего ждут переселенцев в регионах Забайкалья, Камчатки, Алтая, Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Магаданской и Иркутской областей, а также на Сахалине и в Еврейском округе.

В 2019 году количество регионов, готовых принять новых жителей, составляет 57 субъектов .

Переселенцы в первую очередь стремятся к переезду в крупные города, Санкт-Петербург и Москву. Однако стоит учитывать, что ожидать максимального уровня государственной поддержки можно только при переселении в приоритетные регионы. Со списком всех регионов можно ознакомиться на официальных сайтах по реализации Программы.

Пошаговая инструкция процедуры переселения

Если кандидат, проживающий за рубежом, собрал готовый пакет документов и оформил заявление в соответствии с утвержденной формой, он может его подать лично в уполномоченный орган РФ на территории своей страны. Такими органами могут быть представительства управления по вопросам миграции МВД РФ или группы по реализации Программы при консульствах и отделах диппредставительств России в зарубежных странах.

Проживая на территории российского государства, для участия в Программе необходимо подать документы по территориальному принципу в отделения Главного управления по вопросам МВД РФ .

Перед подачей заявления нужно учесть, что документы, оформленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык. При этом перевод и отметки переводчика нужно заверить в нотариальном порядке. Если подаются копии документов, выданных в зарубежных странах, оригиналы нужно легализовать в установленном порядке, если эти вопросы не регулируются международным договором.

После того как заявление подано, следует ждать пока оно будет согласовано с органами исполнительной власти того региона, в который планируется переселение и государственными органами.

Различные ведомства должны проверить отсутствие у потенциального участника обстоятельств, которые могут препятствовать его въезду в Россию. Если лицо проживает в РФ – проверяется отсутствие причин для прекращения действия временного или постоянного проживания (РВП, ВНЖ).

После рассмотрения заявления территориальный орган по вопросам миграции того субъекта РФ, который участвует в региональной программе, принимает решение и выдает или отказывает в выдаче кандидату свидетельства участника Программы.

Следует помнить, что выданное решение может быть аннулировано в случаях, если соотечественник нарушает нормы миграционного законодательства или будет установлено, что его пребывание в РФ нежелательно, принято решение о выдворении из страны, въезд в РФ запрещен или участник перестал соответствовать условиям региональной программы.

Свидетельство предоставляется в 60-дневный срок после приема от соотечественника заявления с полным пакетом документов. Для его получения нужно лично явиться в уполномоченный орган. Документ действует на протяжении трех лет после предоставления. Если этот период истек, то участник теряет свой статус, а его родственники – статус членов семьи. То есть, участнику нужно за это время успеть оформить гражданство РФ.

Перед переездом заранее следует сделать достаточное количество копий документов и фотографий для получения РВП и гражданства, чтобы в последующем не терять много времени.

При въезде на территорию РФ следует внимательно отнестись к заполнению миграционной карты . При пересечении границы по загранпаспорту отчество вносить в карту не нужно, если оно отсутствует в паспорте, цель визита необходимо поставить частную.

В отделе по вопросам миграции МВД можно получить памятку со списком необходимых на РВП документов . Нужно отметить для себя необходимые: заявление, фото, заверенный в нотариальном порядке перевод паспорта, копия свидетельства участника Программы, бумаги об уплате пошлины в размере 1600 рублей (за нее можно получить возмещение), миграционная карта и данные о регистрации по месту пребывания. Кроме того, нужно пройти в медучреждениях комиссию для получения сертификатов и справок об отсутствии ВИЧ, наркомании и других инфекционных заболеваний согласно перечню. Эти справки можно предоставить как при подаче документов на РВП, так и в месячный срок после нее.

После предоставления РВП получать ВНЖ не обязательно: участник может сразу же подавать на гражданство, вопрос о его предоставлении будет рассмотрен в трехмесячный срок. Это существенный плюс, ведь в общем порядке пришлось бы еще получать ВНЖ и обращаться за гражданством только через определенный законом промежуток времени.

Особенности переселения из Украины, Казахстана, Молдовы, Белоруссии и других государств

Следует помнить, что граждане некоторых стран (например – Украины, Казахстана), которые прибыли в РФ в безвизовом режиме, могут находиться на территории до 30 или 90 дней без постановки на учет по месту пребывания в местный орган по вопросам миграции. Но следует знать, что для получения РВП такой учет необходим даже для такой категории граждан.

Нужно учитывать особенности для переселения соотечественников из визовых и безвизовых стран , ведь в сфере миграционной политики между иностранными государствами и РФ могут быть различные отношения. Например, для граждан Беларуси не нужно заполнять миграционную карту, соответственно она не потребуется для предоставления в орган миграции, а гражданам государств, с которыми РФ поддерживается визовый режим, необходима будет виза.

Для уточнения всех вопросов можно обращаться в консульские учреждения РФ в иностранных государствах и иные уполномоченные органы.

Решение вопроса трудоустройства и предоставления жилья

Согласно нормативно-правовым актам, переселенцы после переезда вправе работать и получать образование на территории РФ.

Если переселенец не имеет родственников в месте переселения, ему следует заранее узнать о наличии в регионе центров временного размещения , где можно за умеренную плату остановиться и даже получить регистрацию по месту на время пребывания. Она понадобится для последующей подачи документов на РВП.

Имея на руках свидетельство участника Программы, переселенец и член его семьи согласно трудовому законодательству вправе трудоустроиться на тех же условиях, что и гражданин РФ. Это существенный плюс, ведь получить рабочее место можно без разрешения на работу и регистрации временного проживания, а работодателю при этом не нужно обращаться в органы по вопросам миграции за разрешительным документом на трудоустройство иностранной рабочей силы.

Однако на сегодняшний день некоторые работодатели не слышали о такой Программе, поэтому перед обращением следует донести им всю информацию о своих правах.

Также, на официальных сайтах регионов можно найти список вакансий в рамках Программы, на которые можно устроиться самостоятельно, и требования к работнику. Но нужно помнить, что вопрос переезда может занять продолжительное время, за которое вакансии могут потерять актуальность.

Кроме того, всегда следует помнить, что вопросы жилья, быта, трудоустройства всех членов семьи и обучения детей следует по максимуму выяснять заранее, собирая всю информацию для запасных вариантов их решения.

О программе переселения смотрите в следующем видеосюжете:

Поделится в соц. сетях:

Обновленный список регионов на 2019 год .

Для жителей бывшего СССР с 01.01.2007 внедрена Государственная программа переселения соотечественников.

Интерес к программе стал увеличиваться после того, как в действующий документ были внесены поправки.Процесс возвращения на родину заметно упростился.


Категории участников

В программе переселения соотечественников принимают участие:

  1. граждане, которые живут в странах бывшего СССР
  2. эмигранты, которые имели российское гражданство
  3. потомки граждан, обозначенных выше, кроме потомков других иностранных государств
  4. лица, имеющие российское гражданство, которые постоянно проживают за пределами РФ
  5. проживают постоянно или временно на территории России и принимают участие в данной программе

Статус участника Государственной программы переселения соотечественников подтверждается свидетельством.

Необходимые документы


Необходимые документы
  • Удостоверение личности участника программы переселения соотечественников и членов его семьи:
    — национальный паспорт
    — свидетельства о рождении детей
    — для лиц без гражданства — вид на жительство
  • Документ о семейном положении участника переселения соотечественников и членов его семьи
  • Документ, подтверждающий право соотечественника на проживание в России. Предоставляется иностранными гражданами и лицами без гражданства
  • Свидетельство о предоставлении на территории России. Документ предоставляют временно прибывшие в Россию иностранные граждане и лица без гражданства, которые получили временное убежище

Внимание

Документы должны быть действительны не менее шести месяцев. Свидетельство участника программы переселения выдается в течение двух месяцев. В некоторых случаях этот срок увеличивается до трех месяцев. Документы на иностранном языке должны быть переведены на русский язык и заверены нотариально.


К документам прилагается


К документам прилагается
  1. Заявление по установленной форме ()!
  2. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя и копии документов членов семьи, которые указаны в заявлении (копия паспорта, копия свидетельства о рождении, копия вида на жительство для лиц без гражданства)
  3. Копии документов о семейном положении участника и членов семьи
  4. Копии документов об образовании, трудовом стаже и характере деятельности, профессиональной подготовке
  5. Фотографии заявителя (35Х45 мм) в двух экземплярах
  6. Копии документов, которые подтверждают разрешение на постоянное или временное проживание в России
  7. Копия свидетельства о предоставлении временного убежища (при наличии)

Если копии документов выданы не в России, они должны быть легализованы в российском консульском учреждении. После приема необходимых документов выдается справка, в которой указан срок рассмотрения заявления на программу переселения соотечественников. Оригиналы документов возвращаются заявителю.


Процедура получения гражданства

Необходимо написать заявление об участии в программе переселения соотечественников.

После прохождения регламента, гражданину выдается свидетельство участника Государственной программы переселения.

Это важно

Срок действия документа со дня выдачи истекает по окончании трех лет. По истечении срока действия документа статус теряет свою силу. Если выдача свидетельства происходит за пределами России, иностранный гражданин или лицо без гражданства оформляет визу для переезда в Россию.

Заявление в упрощенном варианте для переселения соотечественников подается в Федеральную миграционную службу. Это распространяется на граждан, которые имеют или постоянное проживание в России. Заявление подается в регионе, который занимается региональной программой переселения.

  • Прибытие участников программы переселения соотечественников и членов семей в Россию, в тот регион, который был выбран для постоянного места проживания
  • После прибытия в регион гражданин подает документы в органы ФМС. Можно обращаться в дипломатическое представительство или консульское учреждение в стране своего проживания

Полезный совет!

Возможен другой порядок действий. Гражданин после получения свидетельства участника Государственной программы переселения заполняет заявление на разрешении временного проживания в РФ. Это можно сделать за пределами России. Тогда обращение с заявлением будет шагом №2, а прибытие в Россию – шаг №3.

Регионы вселения


Регионы вселения

В 2016 году утверждено 60 программ по добровольному переселению соотечественников. Общее количество человек по каждому региону приведены ниже:

  1. Алтайский край — 5170
  2. Амурская область — 1700
  3. Архангельская область — 900
  4. Астраханская область — 2210
  5. Брянская область — 1270
  6. Бурятия — 300
  7. Волгоградская область — 5400
  8. Вологодская область — 900
  9. Воронежская область — 6000
  10. Еврейская автономная область — 2220
  11. Забайкальский край — 1797
  12. Иркутская область — 879
  13. Калининградская область — около 4000
  14. Калужская область — 16910
  15. Камчатский край — 1450
  16. Карелия — 1820
  17. Кемеровская область – 3325
  18. Костромская область — 1980
  19. Краснодарский край — 3000
  20. Красноярский край — 6811
  21. Курганская область — 1480
  22. Курская область — 6090
  23. Ленинградская область — 3000
  24. Липецкая область — 36720
  25. Магаданская область — 1650
  26. Марий Эл — 1200
  27. Мордовия — 990
  28. Мурманская область — 420
  29. НАО — 40
  30. Нижегородская область — 1640
  31. Новгородская область – 1092
  32. Новосибирская область — 13440
  33. Омская область — 6800
  34. Оренбургская область – 4600
  35. Орловская область — 1425
  36. Пензенская область — 2003
  37. Пермский край – 1833
  38. Приморский край — 6092
  39. Псковская область — 1425
  40. Ростовская область — 5830
  41. Рязанская область — 537
  42. Самарская область — 1800
  43. Саратовская область — 7500
  44. Сахалинская область — 1200
  45. Свердловская область — 17100
  46. Смоленская область — 2245
  47. Ставропольский край — 4000
  48. Тамбовская область — 5600
  49. Тверская область — 4500
  50. Тульская область — 9125
  51. Тюменская область — 1680
  52. Ульяновская область — 1485
  53. Удмуртия – 260
  54. Хабаровский край — 8550
  55. Хакасия — 300
  56. ХМАО — 630
  57. Челябинская область — 1350
  58. Чувашия — 104
  59. ЯНАО — 990
  60. Ярославская область — 3200

В список регионов входят районы, в которые нужна новая сила. Возвращение бывших граждан СССР на историческую родину усилит экономическое развитие областей и решит проблемы людей, которые оказались после распада за территорией Российской Федерации или вынуждены были уехать по доброй воле.

Закон города Москвы от 17 мая 2017 года № 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве» предусматривает 13 гарантий жителям пятиэтажек:

1. Добровольность. Участие в реновации - только по решению собственников и нанимателей квартир. Решение принимается 2/3 голосов собственников и нанимателей.

2. Отказ от участия в программе - в любое время до момента заключения первого договора мены. Решение об отказе принимает общее собрание собственников и нанимателей квартир.

3. Равнозначная квартира: количество комнат - не менее чем в старой квартире. Жилая площадь - не менее жилплощади в старой квартире. Общая площадь - больше, чем в старой квартире за счет более просторных помещений общего пользования (кухня, прихожая, коридор, ванная, туалет).

4. Новая квартира - бесплатно и в собственность. По желанию владельцы неприватизированных квартир смогут сохранить социальный наем.

5. Переселение - только в своем районе. Гарантируется предоставление новой квартиры в том же районе (кроме Зеленограда и ТиНАО, где переселение возможно в пределах административного округа).

6. Улучшенная отделка. Новые квартиры будут пригодны для проживания без дополнительных ремонтных или отделочных работ.

7. Улучшение жилищных условий очередников. Очередники получат вне очереди новые квартиры по нормам предоставления жилплощади в зависимости от состава семьи. Двух переездов не потребуется.

8. Освобождение от взносов на капитальный ремонт: с момента включения дома в Программу реновации. Ранее собранные средства будут направлены на строительство новых домов.

9. Не устраивает равнозначная квартира - можно получить равноценную квартиру или денежную компенсацию. Размер компенсации будет равен рыночной стоимости старой квартиры.

10. Помощь в переезде. В 2018 году помощь в переселении для всех категорий граждан осуществляется по заявкам, подаваемым в управу района (для ТАО и НАО - в префектуры округов). Основание - постановление Правительства Москвы от 19.06.2018 №577-ПП.

11. Полноценное возмещение собственникам нежилых помещений. Собственники нежилых помещений получат возмещение стоимости своей недвижимости по рыночной цене или равноценное нежилое помещение.

12. Комфортная городская среда и качественные дома:

  • монолитные дома или современная панель;
  • возможность проведения перепланировки квартир;
  • остекление балконов и лоджий;
  • минимум лестниц - удобный вход в подъезд для инвалидов, пенсионеров и мам с колясками;
  • грузовые и пассажирские лифты;
  • удобные улицы и парковки;
  • широкие тротуары;
  • зеленые дворы и парки;
  • социальные объекты в шаговой доступности.

13. Налоговые льготы. Владельцы квартир в домах, включенных в Программу реновации, освобождены от уплаты следующих обязательных платежей:

  • госпошлина за регистрацию прав на жилое помещение;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ) при обмене старой квартиры на новую.

При продаже квартиры, полученной по Программе реновации, в срок владения, который влияет на НДФЛ, будет включен срок владения жилым помещением в сносимом доме (ст. 217.1. пункт 2 Налогового кодекса РФ).

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...