Текущие пассивы. Текущие активы организации



Философия кратко и понятно: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ. Все основное, самое главное по философии: очень кратко: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.


АНТИГЕГЕЛЕВСКАЯ «ВОЛНА» ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

Сущность философского иррационализма состоит в отрицании возможности разумного, логического познания действительности. Возникновение философского иррационализма связано с романтизмом начала XIX в., который был реакцией на рационализм эпохи Просвещения, приведший к Великой французской революции.

Позднее ведущим течением философского иррационализма стала философия жизни . Ее крупнейшими представителями были В. Дильтей, Ф. Ницше и А. Бергсон. Для них именно человеческая жизнь является основой бытия. Поэтому основная задача философии - не выработка методов абстрактного познания, а изучение вопросов, реально волнующих каждого конкретного человека.

Представители философии жизни скептически относились к возможностям науки, научного познания. Они считали прогресс способом ухода человечества от его действительных целей и проблем, которые лежат в области взаимоотношений между людьми и личностного самоопределения. Основными категориями философии жизни стали творчество, интуиция, воля.

Многие характерные черты философии жизни присущи в наши дни философскому экзистенциализму. Главной темой размышлений философов-экзистенциалистов являются проблемы человеческого существования. Прежде всего их волнуют способности человека, раскрывающиеся в экстремальных ситуациях: между жизнью и смертью, между здоровьем и болезнью, между свободой и несвободой. Их также волнуют вопросы межличностных отношений, отчуждения между людьми и утраты значимости прежних ценностей (добродетель, верность, честь). Один из основных вопросов экзистенциализма был сформулирован французским писателем и философом, лауреатом Нобелевской премии А. Камю: «Как сохранить человечность в мире, где человеческие ценности утратили смысл?»

Следует различать иррационалистическую философию, где, несмотря на пренебрежение фундаментальными вопросами теории познания, рассматриваются важные для любого философского направления и для каждого человека вопросы, и вульгарный мистицизм, не имеющий к философии никакого отношения.

Поворот от классического рационализма к философии жизни стал еще и реакцией на преимущественно механическое объяснение явлений в классической философии. В основе возникновения неклассической философии находится интерес к тем сторонам жизни и жизнедеятельности человека, которые не выражались ставшими традиционными к середине XIX в. философскими тенденциями. В этом смысле появление неклассической философии было вполне закономерным явлением.

......................................................

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Философия пользуется множеством категорий, которые помогают осмыслить ценность жизни - «бытие», «существование», «бессмертие». Однако в ней есть и другой ряд категорий - «смерть», «небытие», «разрушение». Понять жизнь можно только через их сопоставление. Смерть - ответственный и важный момент жизни. Уже из библейских текстов известно: чтобы прийти к вечной жизни, нужно сначала умереть. В свою очередь, жизнь - одна из форм существования материи, отличающая мир организмов от всей остальной действительности. Она закономерно возникает при определенных условиях развития материи.

В XX вв. революционные сдвиги в научном познании, технический прогресс и ряд других социокультурных изменений несколько ослабили жесткое противостояние классов, каким оно было в XIX в. Возникновение философии жизни было связано с быстрым развитием биологии, психологии и других наук, обнаруживающих несостоятельность механической картины мира. В центре этой философии - понимание жизни как бесконечного, абсолютного, уникального начала мира, которое активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию. Некоторые идеи философии жизни послужили источником экзистенциализма.

Понятие и предпосылки «Философии жизни»

Философия жизни -- философское течение, получившее основное развитие в конце XIX -- начале XX веков. В рамках этого направления взамен таких традиционных понятий философской онтологии, как «бытие», «разум», «материя», в качестве исходного выдвигается «жизнь» как интуитивно постигаемая целостная действительность. Стала реакцией на зарождающийся кризис сциентистских ценностей и попыткой преодоления связанного с этим нигилизма, построения и обоснования новых духовно-практических ориентиров.

Социальным источником философии жизни можно считать реакцию на кризис традиционных (классических, просветительских) идеалов, а именно противоречие между рациональностью (т.е. глубокой осознанностью) идеалов и нерациональной сущностью человека, которая мешает воплощению его идеалов.

Фридрих Ницше явился основателем и созидателем целой философской -- философии жизни. Это направление современной западной философии возникает раньше всех остальных (в последней трети XIX века) и продолжало оказывать влияние вплоть до середины XX века.

Философия жизни - это не учение о жизни, но определённый способ философствования, который стремится понять жизнь из неё самой, а не из каких-то абстрактных метафизических начал. Философствование должно быть подлинным и непосредственным выражением жизни в её ценности и целостности. Это новое философствование исходит из того, что невозможно, да и не нужно никакое построение системы философии, исходящее из чистого разума, самодостоверного и самодостаточного чистого мышления, всеобщих принципов.

Философия жизни возникает в 60--70-х гг. XIX в., наибольшего влияния достигает в первой четверти XX в.; впоследствии ее значение уменьшается, но ряд ее принципов заимствуется такими направлениями, как экзистенциализм, персонализм и др. К философии жизни в некоторых отношениях близки такие направления, как, во-первых, неогегельянство с его стремлением создать науки о духе как живом и творческом начале, в противоположность наукам о природе (так, В. Дильтей может быть назван и представителем неогегельянства); во-вторых, прагматизм с его пониманием истины как полезности для жизни; в-третьих, феноменология с ее требованием непосредственного созерцания явлений (феноменов) как целостностей, в отличие от опосредствующего мышления, конструирующего целое из его частей.

Идейными предшественниками философии жизни являются в первую очередь немецкие романтики, с которыми многих представителей этого направления роднят антибуржуазная настроенность, тоска по сильной, нерасщепленной индивидуальности, стремление к единству с природой. Как и романтизм, философия жизни отталкивается от механистически-рассудочного мировоззрения и тяготеет к органическому. Это выражается не только в ее требовании непосредственно созерцать единство организма (здесь образцом для всех немецких философов жизни является И. В. Гёте), но и в жажде «возвращения к природе» как органическому универсуму, что рождает тенденцию к пантеизму. Наконец, в русле философии жизни возрождается характерный - особенно для йенской школы романтизма и романтической филологии с ее учением о герменевтике - интерес к историческому исследованию таких «живых целостностей», как миф, религия, искусство, язык.

Главное понятие философии жизни - «жизнь» - неопределенно и многозначно; в зависимости от его истолкования можно различать варианты этого течения. Жизнь понимается и биологически - как живой организм, и психологически - как поток переживаний, и культурно-исторически - как «живой дух», и метафизически - как исходное начало всего мироздания. Хотя у каждого представителя этого направления понятие жизни употребляется почти во всех этих значениях, однако преобладающим оказывается, как правило, или биологическая, или психологическая, или культурно-историческая трактовка жизни.

Научно-теоретическими предпосылками философии жизни являются:

1. изменение научной картины мира, вызванное кардинальными открытиями в естественных науках, и появление новых парадигм научного мышления, что привело к выводам о невозможности устойчивых взглядов и абсолютного знания;

2. успехи биологии и психологии и их абсолютизация (интерес к жизни организма, психической жизни, к жизни души);

3. оппозиция интеллектуализму вообще и кантовскому в частности;

4. оппозиция эволюционизму (теориям линейного прогресса, марксизму), т.е. новый взгляд на историю как сложный и неоднозначный процесс развития уникальных культур и событий;

5. реакция на дарвинизм, согласно которому движущими силами эволюции выступают наследственная изменчивость и естественный отбор наиболее приспособленных особей, следствием которых является возникновение новых видов, в том числе человека и его разума.

Главный пафос философии жизни - протест против рационализма, элементаризма и механицизма в науке и мышлении, упрощающим взгляд на окружающий мир, это стремление «оживить» мир, культуру, человека, показать несводимость живого к неживому, естественного к искусственному, самобытного - сконструированному, человека к единственной функции - интеллекту как счетной машине. Почему главной категорией новой философии становится «жизнь»? Это как раз то, что противостоит механизму, бездуховности, смерти. Это источник развития и единственная реальность, действительно переживаемая человеком. Жизнь не разделима на субъект и объект, материю и дух, бытие и сознание, чувство и интеллект. Эта сама сущность бытия.

Внутри философии жизни можно выделить три направления, связанные с разным пониманием самой жизни.

1) Биологически-натуралистическое направление

2) Психологическое направление

3) Культурно-историческое направление

Биологически-натуралистическое направление

Биологически-натуралистическое направление, где жизнь определяется как бытие организма, т.е. биологическая реальность, которая сама себя организует, направляет и стихийно развивает. Главным представителем этого направления является Фридрих Ницше (1844-1900). Основные его произведения - «Так говорил Заратустра» (1883-84), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Человеческое, слишком человеческое» (1878-80), «Веселая наука» (1882), «Антихрист» (1888), «Генеалогия морали» (1887), «Воля к власти» (опубликовано посмертно). С точки зрения Ф.Ницше, главным в человеке является то, что дано ему от природы - это жизненные силы, иррациональная воля, благодаря которой человек выживает и способен бороться «за место под солнцем».

Следуя своим здоровым (жизнеутверждающим, дионисийским) инстинктам, человек стремится быть первым, стремиться властвовать над слабыми, выбиться из толпы, стать личностью. Жизнь как таковая стремится к «максимуму чувства власти», которое естественно, стихийно, ненасытно и неуничтожимо. Для человека это означает и творческий инстинкт, стимул к его продуктивной деятельности, возможность стать «сверхчеловеком».

«Сверхчеловек» - это высший биологический тип с гипертрофированной волей к власти, с избыточными жизненными силами, которые еще надо суметь проявить и направить в нужную сторону. «Сверхлюдей» немного, многие из них погибают в жестокой схватке с действительностью, но только благодаря им жизнь идет вперед и никогда не кончается. Идею «воли к власти» и «сверхчеловека» у Ницше можно рассматривать как своеобразный протест против толпы, массы, серости, стандарта, массовой культуры, как своеобразную реабилитацию личности.

Еще одна важная идея Ф.Ницше - это идея переоценки всех ценностей культуры, связанная с мнением философа, что вся культура есть мир искусственных суррогатов, препятствий на пути биологического совершенствования человечества. Поскольку появление у человека разума затормозило биологическую эволюцию человека и привело к разрушению человека как биологического вида, то человек остался «неустановившимся животным», утратившим ощущение подлинной жизни. Получается, что разум есть не достижение человеческой эволюции, а «болезнь» человека. Все же ценности культуры, созданные с помощью разума (религия, мораль, наука, политика и др.), делают человека неэгоистичным, покорным, пассивным, лицемерным, т.к. отдаляют человека от его подлинных основ (воли к власти). Поэтому необходимо отказаться от традиционных ценностей человеческой культуры и провозгласить подлинную свободу личности. Это так называемая идеология контркультуры, создателем которой и считают Ф.Ницше.

Идеи, которые высказывались Ницше, хотя и были высказаны в достаточно экстравагантной форме, но они действительно показали суть многих и многих проблем, которые наполняют философию. Главное -- это проблема теории познания. Ницше указал на ограниченность этой теории: по его словам, познание есть лишь просто приспособление к действительности, есть некая форма воли к власти.

Таким образом, Ницше показал, еще раз как бы доведя до абсурда идею, что субъект и объект в познании разделены. Философия всегда пыталась преодолеть эту трудность: понять, как субъект может познать объект, как человеческий ум может проникнуть в нечто чуждое ему -- в материю или мир духовный, мир идеальный, мир божественный -- любой мир, но не совпадающий с его, человеческим миром.

Это приводило или к полному скептицизму -- учению, указывающему на невозможность того, чтобы сознание проникло в чуждую ему среду, или как крайний другой выход -- к солипсизму, к выводу о том, что существует лишь познающий субъект. Все остальное есть лишь явление его собственного сознания или его чувств. Солипсизм, конечно, в последовательной форме не встречается в философии, философы боялись его, как чумы.

Ницше предложил определенный вид решения проблемы, введя понятие жизни. За это понятие и ухватились последующие философы. Недостатки всех гносеологических концепций виделись им в том, что здесь, оказывается, противопоставляется мыслящий субъект и немыслящая среда; немыслящая материя или сверхмыслящий абсолют -- и то и другое противостоят человеку.

Пропасть остается. А Ницше предлагает совершенно другой подход, вводя понятие жизни, -- именно жизнь является тем началом, из которого все происходит. Именно из жизни возникает и материя, и живые организмы, и сознание, и всё на свете. И эта жизнь не исчезает в некотором абсолюте: она остается, она присуща нам, и мы как живые организмы сами ее ощущаем.

Поэтому возникает предположение, что возможно преодоление дуализма субъекта и объекта путем введения понятия жизни. Все присуще жизни, и я сам есть жизнь. Сознание есть лишь определенный феномен жизни, определенный этап развития ее, причем не самый лучший, как говорит Ницше, потому что сознание не может познать мир, оно как бы отрывается от мира, недаром (по словам того же Ницше) человек есть болезнь на теле земли. Как болезнь в организме человека противопоставляет себя организму и отторгается им, так и человек противопоставляет себя всей природе, он чуждое ей явление, и сознание, разум человека оказывается чуждым этому миру.

Поэтому понятие жизни становится центральным в последующих философских системах. Понятие жизни и понятие переживания -- переживания этой жизни. Именно поэтому последующее философское направление и получило название философии жизни, и именно во введении этого понятия они видели заслугу Ницше. Но философия жизни в том виде, в каком она была высказана Ницше, была шокирующей, экстравагантной, ненаучной, поэтому она не могла служить основой и опорой истинной философии.

Чтобы придать ей академическое благообразие, необходимо было ее переосмысление. Одним из первых философов, который проделал задачу перевода ницшеанской философии на язык более академический, не столь вызывающий, эпатирующий, экстравагантный, был немецкий философ Вильгельм Дильтей.

Кроме Дильтея, идеи философии жизни разрабатывал французский философ Анри Бергсон. Бергсон, а не Дильтей был тем философом, который в большей степени послужил пропаганде идей философии жизни. Хотя Ницше первым вострубил о новых идеях и о нем узнал весь мир, многие нормальные люди просто отшатнулись от его бесчеловечной философии. Бергсон же, разрабатывая идеи философии жизни, изложил ее таким образом, что она стала близка не только интеллектуалам, и не только атеистам, но даже католическим интеллигентам в начале XX в.

Фридрих Ницше по праву является одним из наиболее знаменитых философов современности. Этот философ, как ни один другой, воздействовал не только на философию, но и на культуру -- на литературу, искусство, и вообще на всю жизнь людей, способствуя политическим катаклизмам XX в. Ницше не считал себя философом.

Он стремился показать, что философия -- вообще ошибочное учение, что философия пришла к концу и сам Ницше является именно тем человеком, который провозгласил конец философии, конец метафизики, конец религии, конец вообще любого учения о каких-либо ценностях. Ницше считал себя глашатаем нигилизма, радикального нигилизма, переоценки всех ценностей, а вся история, по его мнению, представляет собою сплошной декаданс. Именно эти основные термины философии Ницше: декаданс, нигилизм, переоценка ценностей -- с его легкой руки вошли затем в культуру XIX и XX вв.

Ницше сам себя чувствовал человеком, который пришел в мир для того, чтобы провозгласить истину о конце метафизики, о смерти Бога, о том, что настал черед переоценки всех ценностей и что следующее время будет временем сверхчеловека. Себя Ницше сверхчеловеком не считал, и даже не считал себя человеком счастливым. Но он считал себя гением, который волей судьбы послан в этот мир, чтобы показать неумолимую истину.

В целом учение Ф.Ницше можно оценить как натурализм, нигилизм, иррационализм, волюнтаризм, склонность к примитиву и культу силы.

Психологическое направление

Психологическое направление философии жизни, где жизнь определяется как поток субъективных переживаний.

Анри Бергсон (1859-1941) утверждает, что только живое способно переживать (ощущать, воспринимать). Только живое саморазвивается, т.е. существует в реальном времени, «длится». И опять же это - стихийный, творческий процесс, в нем ничто не повторяется. Физическое время имеет пространственное выражение, измеряется часами и другими механическими средствами. С физическим временем связан интеллект: он организует и концептуализирует все отдельные сущности, имеет практическую направленность, т.к. помогает нам ориентироваться в мире, это - внешнее познание механического. В то же время интеллект дает ошибочную картину мира, ибо в реальности нет ни одной «идентичной ситуации». «Длительность» как время сознания - это динамичный и активный поток событий, поток самой жизни. Это время мы переживаем непосредственно и внутри него иногда возможно действовать свободно. «Интервал длительности существует только для нас и вследствие взаимного проникновения наших состояний сознания, вне нас нельзя найти ничего, кроме пространства, и таким образом одновременностей, о которых нельзя даже сказать, что они следуют друг за другом объективно», - пишет Бергсон.

Творческой эволюцией каждого организма управляет жизненная сила, жизненный порыв, жизненный дух. Эта основная энергия не имеет специфической цели и производит бесконечные вариации форм. Органом познания этого жизненного порыва, по Бергсону, выступает интуиция, где акт познания «совпадает с актом, порождающим действительность».

Интуиция - это созерцание, которое не зависит от практических интересов, она свободна от различных точек зрения, которые связаны с практикой. «Существует по меньшей мере одна реальность, которую мы схватываем изнутри, путем интуиции, а не простым анализом... Это наше Я, которое длится», - подводит итог Бергсон. Подобное понимание жизни шире натуралистического, т.к. включает не только существование организма, но и переживание этого существования на уровне психики, духовного. Основные работы А.Бергсона - «Смех» (1900), «Очерк о непосредственных данных сознания» (1899), «Творческая эволюция» (1907), «Введение в метафизику», «Восприятие изменчивости» и др.

Исследуя понятие времени, Бергсон вводит два различных понятия: собственно время, так называемое линейное время, которым оперируют в математике и в естественных науках, и длительность -- то реальное время, которое мы переживаем. Между этими понятиями времени существует непреодолимая пропасть. Математическое время есть просто некоторая прямая, в которой различные моменты равноправны друг перед другом.

На этой прямой совершенно безразлично, прошлое здесь, настоящее или будущее -- таких понятий для линейного времени не существует, но для любого человека всегда есть понятие прошлого, настоящего и будущего. И более того, со всей остротой возникает проблема, высвеченная еще Аристотелем и гениально показанная Августином, -- то, что время, понимаемое как единство прошлого, настоящего и будущего, попросту исчезает: прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее есть неуловимое мгновение, которое поймать невозможно. Это переживание времени Бергсон называет длительностью.

Термины переживание, время, длительность являются основными понятиями его философии, которые он использует в разных своих работах, основная из которых -- «Творческая эволюция». Здесь многие увидели возможность решения проблемы соединения религии и науки, что особенно актуально было для католической церкви в начале XX в., когда наука и религия рассматривались как антиподы. В то время, когда многие ученые не признавали католицизм, а католики клеймили ученых, в работах Бергсона увидели, наконец, возможность синтеза. «Творческая эволюция» сыграла большую роль в пересмотре католиками отношения к науке.

Основная идея Бергсона состоит в том, что логическая мысль не способна представить себе истинной природы жизни, ибо мысль -- только одно ее истечение, только одна сторона жизни. Трудности и противоречия философии рождаются оттого, что философы прилагают привычные формы нашей мысли к тем предметам, к которым эти формы совершенно не прилагаемы. Поэтому теория познания должна строиться на теории жизни. Постижение жизни дается человеку, прежде всего, в ее переживании, а переживанием является наше собственное переживание, т. е. переживание нашего собственного существования.

Из всего, что существует, по мнению Бергсона, самым достоверным и всего более нам известным является наше собственное существование. Как пишет Бергсон, «я перехожу от состояния к состоянию. Я меняюсь постоянно. Мое состояние души, подвигаясь по пути времени, постоянно разрастается длительностью, которую оно подбирает. Изменение совершается непрерывно, само состояние есть уже изменение». Т. е. я существую, поскольку я ощущаю себя изменяющимся, а изменения совершаются в длительности.

Чем отличается длительность от времени? Бергсон дает такое определение: «Длительность -- это непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себя будущее и расширяющееся по мере движения вперед». Именно в этом состоит отличие длительности от времени. Длительность всегда существует как единство прошлого и будущего, прошлое всегда существует в настоящем, настоящее существует всегда как некоторое воспоминание о прошлом. Это единое целое, которое не существует одно без другого.

Поэтому в настоящем состоянии нельзя найти каких-либо элементов, и, следовательно, время необратимо. Нельзя повернуть время вспять, так как наша личность всегда меняется, будучи всегда направлена в будущее и сохраняя в себе прошлое. Для сознательного существа существовать значит изменяться, а изменяться -- значит созидать самого себя. Вселенная также длится, и все те системы, которые познаются наукой, точно также длятся, потому что они неразрывно связаны с остальной вселенной.

Разделение вселенной на материю и сознание совершенно неправомерно. Можно постигать вселенную только лишь в ее единстве, с точки зрения ее длительности. Основой для понимания вселенной и человека является понятие длительности. Сравнивать индивидуальность и вселенную можно, учит Бергсон, поскольку и то и другое длится.

Прежде всего, нужно постигнуть основу, которая является причиной этой длительности. Основой является первоначальный жизненный порыв, переходящий от одного поколения существ к другому. Жизненный порыв -- основное понятие философии Бергсона. Именно этот жизненный порыв проводит всю работу по эволюции. Вселенная длится, развивается, проходит различные этапы своего развития, и поэтому мы сейчас имеем определенное состояние нашего мира, определенное сложение и ассоциацию элементов.

Но жизненный порыв действует не путем ассоциации и сложения элементов. Жизненный порыв -- это сознательное начало, и поэтому оно преобразует материю, ведет ее к своей собственной цели, чтобы насытить материю этим жизненным порывом. Говоря о жизненном порыве, Бергсон приводит очень много сравнений. Задача философа -- проникнуть в явление, пережить жизнь, а не понять ее, излагая в некоторых понятиях. Проникнуть в нее можно лишь таким образом, каким проникают в свой собственный мир; давая эти образы, сравнения, Бергсон помогает найти в нашем собственном мире ту опору, которую мы можем пережить, и понять изнутри сущность бытия.

Бергсон сравнивает жизненный порыв с ракетой, которая, будучи выпущена для фейерверка, в определенный момент взрывается, и одни части ее остывают раньше, другие продолжают гореть. Те части, которые остыли, Бергсон сравнивает с материальным, а горящие части -- с духовным. Жизненный порыв проникает в материю.

С одной стороны, он ее создает -- материя возникает из жизненного порыва; с другой стороны, жизненный порыв продолжает эту материю охватывать, оформляя и преобразуя ее в соответствии с своими собственным задачами. Поэтому жизненные начала, начало духовное и начало материальное, не противоречат друг другу, а включаются одно в другое, как и законы духа и законы мира не противостоят друг другу.

В жизни как таковой также происходит разделение эволюции на жизнь растительную и жизнь животную. Животная жизнь также начинает раздваиваться и развивается по двум направлениям: инстинкта и интеллекта. На этих понятиях Бергсон очень подробно останавливается, в разных своих работах указывая, что инстинкт и интеллект -- вещи не одного порядка.

Они всегда сопровождают, дополняют друг друга, но не взаимозаменяют, поскольку они различны между собой. Интеллект всегда направлен вовне. Человек создает орудие, и как человек создающий, homo faber, человек всегда обладает интеллектом. Интеллект мыслит вовне. Инстинкт направлен внутрь, и вследствие этой силы появляются те средства защиты или нападения, которыми обладает животное: когти, клыки, быстрые ноги.

Человек тоже обладает инстинктом, но инстинкт человека отличается от инстинкта животных. То начало, которое помогло бы человеку проникнуть в жизнь, называется интуиция. «Интуиция, -- как указывает Бергсон, -- это инстинкт, сделавшийся бескорыстным, сознающим самого себя, способным размышлять о своем предмете и расширять его бесконечно». В этом определении Бергсон расходится с Декартом, у которого, прежде всего, это интеллектуальная интуиция и созерцание самого себя как мыслящего субъекта.

Бергсон указывает, что интуиция противоположна рассудку, противоположна разуму. Рассудок всегда мыслит вовне, мыслит обрывочно и потому не схватывает жизнь. Рассудок как бы умертвляет предметы, а интуиция схватывает предмет изнутри, и это схватывание есть переживание, есть постижение жизни как таковой, постижение собственно длительности.

Познать духовную жизнь можно лишь при помощи интуиции. Из интуиции можно перейти к интеллекту, ибо интуиция есть переживание своей собственной жизни и поэтому ее всегда можно расчленить на некоторые фрагментарные части.

Культурно-историческое направление

Культурно-историческое направление философии жизни (О.Шпенглер, Г.Зиммель, В.Дильтей и др.), где жизнь определяется как уникальный способ реализации объективного творческого духовного начала в неповторимых культурно-исторических формах (язык, символы, искусство, религия, менталитет, идеология и др.). Речь идет именно об объективных творческих потенциях, о жизни культуры, жизни народа, исторической жизни.

Освальд Шпенглер (1880-1936) в своей основной работе «Закат Европы» (1918) говорит о духовном жизненном начале каждой локальной культуры - уникальной Душе, которая «расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной наподобие растения».

Сама культура (экономика, политика, мифология, наука, религия, мораль, философия, искусство, обычаи, быт людей) есть организм, символическое тело своей Души. Душа появляется и начинает самореализовываться, воплощаться в различных формах до тех пор, пока она полностью не исчерпает свои внутренние потенции. Подобно любому живому организму культура проходит в своем развитии определенный жизненный цикл (около 1000 лет) - рождение, развитие, расцвет, умирание, смерть в виде цивилизации (где замирает духовная жизнь, падает религиозная вера, философские учения становятся плоскими, искусство вырождается и «воцаряется интеллект»). Подобно Ницше и Бергсону, Шпенглер выступает против всего механического, безжизненного, ординарного, несвободного, массового. У философов этого направления критика механистического естествознания принимает форму протеста против естественнонаучного рассмотрения духовных явлений вообще, против сведения их к природным явлениям. Отсюда их стремление разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея, морфология истории у Шпенглера).

Основная его идея «Заката Европы» сводится к следующему. Шпенглер постулирует существование некоторых культурно-исторических типов. Каждое культурно-историческое образование имеет свою собственную душу. Подобно тому, как каждый человек имеет свою собственную душу и чужая душа открывается ему лишь посредством неких знаков, посредством телесно-чувственной деятельности, так же и каждый народ имеет свою собственную душу, и познание одним народом души другого народа возможно лишь посредством некоторых символов -- знаков, но отнюдь не непосредственно.

Поэтому концепция истории как некоторого прогрессивного развития от прошлого к будущему у Шпенглера заменяется концепцией смены культурно-исторических образований: нет ни ухудшения, ни улучшения, есть просто смерть одних образований и рождение других.

Оба тома «Заката Европы» посвящены доказательству этого тезиса. Шпенглер приводит огромное количество исторических примеров, доказывающих справедливость его утверждений. Шпенглер не указывает определенное количество этих типов, по его мнению, их может быть сколько угодно; он останавливается на рассмотрении только известных нам. Шпенглер допускает и утверждает возможность одновременного существования различных культурно-исторических типов.

Работа Шпенглера -- сугубо философская, и с первых же страниц Шпенглер дает именно философское обоснование своему взгляду на мир. Главная идея у него состоит в разграничении сферы деятельности интуиции и рассудка.

В соответствии с этим Шпенглер производит разграничение науки и истории: наука есть предмет человеческого рассудка, а история -- предмет человеческого созерцания. Исторический метод существенно отличается от метода научного -- здесь не нужны доказательства, не нужны выводы и формулы, здесь необходимо проникновение в суть вещи, интуитивное проникновение в глубинную сущность явлений. Поэтому он часто прибегает к различным образам, сравнениям, символам.

Философия Шпенглера не доказательна, это действительно философия жизни, и главное для него -- созерцание, созерцание духа, в котором развивается история. Сколько людей, столько и миров, объективной истины не существует, поэтому сама философско-историческая концепция Шпенглера при всей ее глобальности не претендует на объективность. Шпенглер указывает, что взгляд на мир -- это всегда мировоззрение, а не истина, поэтому и исторический взгляд может быть также лишь взглядом мировоззренческим.

Нельзя говорить об объекте без субъекта, без человека. Природа и мир есть лишь переживания субъекта, поэтому действительность сводится к представлениям о ней, к переживаниям действительности. Таким образом, объективная истина исчезает, растворяясь в фактах исторических и природных. Истина оказывается не объективной и не абсолютной, а относительной и текучей.

Шпенглер скромно называет свое открытие в философии коперниканским открытием, противопоставляя, таким образом, иные исторические концепции своей. По Шпенглеру, вся предыдущая историческая наука вращалась вокруг мнения, что вся история есть история Европы, и таким образом особенности европейского исторического развития (движение от античности через средневековье к Новому времени) как бы переносились на другие страны мира. Европа мыслилась как центр мира, а другие страны как бы вращались вокруг этого центра.

Эту концепцию Шпенглер сравнивает с птолемеевской концепцией строения вселенной, ставившей землю в центр всего мироздания, и противопоставляет ей свою, подобно тому, как Коперник в свое время противопоставил свою концепцию мироздания птолемеевой. В концепции Шпенглера все культуры, все исторические образования, все народы равнозначны в мире и в истории, никакой народ не может похвастаться тем, что он выделяется из всех остальных.

Философско-методологическая основа философии Шпенглера -- это философия жизни. Шпенглер указывает, что жизнь имеет смысл, близкий понятию становление, поэтому основное, что привлекает внимание философа, это именно становление и ставшее. Становление и ставшее -- это факт и предмет жизни. Поэтому главным действующим лицом и природы и истории является душа: душа есть именно то, что подлежит осуществлению, то, что осуществляется. А жизнь -- это сам процесс осуществления.

Таким образом, в некотором едином целом, которое охватывается жизнью, вычленяются душа и мир, и две способности человеческого познания -- рассудок и интуиция -- могут воспринимать или мир, или душу. Мир постигается только лишь рассудком, поэтому естественная наука не может познать все мироздание, она познает только то, что уже было осуществлено.

Наука, которая изучает причинность, постигает лишь часть мироздания, ибо причинность есть застывшая судьба, а судьба есть закон, который лежит в основе всего развития понятия жизни. Так же, как у Ницше, жизнь у Шпенглера является первичным началом, которое лежит в основе всего бытия. Законом этого первичного начала, по терминологии Шпенглера, является судьба. Жизнь может застывать, превращаться в мир, и судьба превращается в причинно-следственную связь. Интуиция как высшая форма постижения жизни также омертвляется, превращается в рассудок.

В свою очередь рассудок, который постигает причинно-следственные связи, постигает лишь часть, как бы некоторую проекцию всего бытия, именуемого жизнью, и поэтому также не может дать объективную истину. Наука, по мнению Шпенглера, существует лишь как форма некоего приспособления к действительности.

Чувство судьбы, по Шпенглеру, возникает из первоначального чувства жизни и смерти, имеющегося у человека. Судьба действует независимо от субъекта, независимо от народа и, в конце концов, проявляется в том, что возникает именно та или иная душа каждого народа. Узнать и познать душу народа можно по некоторым символам. Таких символов может быть много, и Шпенглер в первую очередь отмечает один, с его точки зрения главный, символ. Всякая символика вытекает из чувства страха -- прежде всего страха перед смертью, и главным символом, к которому сводится основное переживание человека, является представление о пространстве.

Именно пространство выделяет человека из всего мира, противопоставляет его всему остальному, и поэтому пространство выражает сущность мировоззрения человека, воззрения его на мир. По тому, как человек воспринимает пространство, можно судить о той или иной душе народа.

Главное в истории для Шпенглера не аргументы, а мифология. Наиболее аргументированны у Шпенглера две культуры -- античная и западноевропейская. Души этих культур получают у него отдельные названия. Душа античной культуры -- это аполлоновская душа, а душа западноевропейской культуры именуется у него фаустовской.

Каждая культура, по Шпенглеру, существует определенное историческое время, примерно тысячелетие. Это тысячелетие делится на три примерно равные части. Во время, определенное ей на земле, культура становится, затем достигает стадии расцвета, собственно культуры и затем следует закат культуры, который именуется словом цивилизация. Европейская культура была создана где-то в I в. II тысячелетия, поэтому мы переживаем последние десятилетия европейской культуры.

Поэтому книга Шпенглера и называется «Закат Европы». Он не пишет о конце света, он просто констатирует факт: наше культурно-историческое образование подходит к концу своего пребывания на земле, а после этого возникнет какое-нибудь иное образование. В любом случае жизнь будет продолжаться, судьба (точнее, жизнь в виде идеи судьбы) будет делать свое дело, но Европа с ее основными социальными институтами и культурными завоеваниями исчезнет. Она останется как историческое достояние для историков в виде некоего мертвого набора символов, проникнуть в которые можно будет только лишь извне.

Человек эпохи культуры всегда направлен в себя, вовнутрь. Доминирующая область познания его -- интуиция, поэтому культура -- это такое время, когда созидаются все произведения искусства, это момент расцвета духа, момент расцвета наук и т. д.

Заключение

философия жизнь шпенглер психологический

Стремление мыслителей «индивидуализировать» духовные процессы в то же время лишает их абсолютного, общечеловеческого значения, возможности выявить некоторые закономерности всемирно-исторического процесса.

Несмотря на существенное различие указанных вариантов, общность их обнаруживается, прежде всего, в восстании против характерного для конца XIX -начала XX века господства методологизма и гносеологизма, распространившихся благодаря влиянию кантианства и позитивизма. Философия жизни выступила с требованием возвращения от формальных проблем к содержательным, от исследования природы знания к постижению природы бытия, и в этом состоял ее несомненный вклад в философскую мысль.

Жизненное начало, как убеждены философы этой ориентации, не может быть постигнуто ни с помощью тех понятий, в которых мыслила идеалистическая философия, отождествлявшая бытие с духом, идеей, ни с помощью тех средств, которые были разработаны в естествознании, как правило, отождествляющем бытие с мертвой материей, ибо каждый из этих подходов принимает во внимание только одну сторону живой целостности. Жизненная реальность постигается непосредственно, с помощью интуиции, которая позволяет проникнуть внутрь предмета, чтобы слиться с его индивидуальной, следовательно, невыразимой в общих понятиях природой.

Критически относясь к научной форме познания, представители философии жизни приходят к выводу, что наука неспособна постигнуть текучую и неуловимую природу жизни и служит чисто прагматическим целям - преобразования мира с целью приспособления его к интересам человека.

Ряд принципов философии жизни были заимствованы экзистенциализмом, философской антропологией, персонализмом, представителями символизма в искусстве.

Литература

1. Философия./ Балашов Л.Е. 3-е изд., с испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. -- 664 с.

2. Философия. / Вишневский М.И. Минск: Вышэйшая школа, 2008. -- 480 с.

3. Основы философии. Губин В.Д. 2-е изд. - М.: Инфра-М, Форум, 2008. -- 288 с.

4. Философия./ Под ред. Миронова В.В М.: Норма, 2005. -- 928 с.

5. Философия. / Под ред. Харина Ю.А. Минск: ТетраСистемс, 2006. -- 448 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие категории жизни с точки зрения философии. Наиболее яркие представители направления философии жизни. Жизнь в социокультурном и гуманитарном смысле. Понятие жизненного мира. Биологически-натуралистическое, космолого-метафизическое понимание жизни.

    презентация , добавлен 12.10.2012

    Направление западной философской мысли конца XIX - начала XX в. История философии жизни. Жизнь и сочинения Анри Бергсона. Георг Зиммель как представитель философии жизни в Германии. "Жизнь" и "воля" - центральные понятия философии Фридриха Ницше.

    реферат , добавлен 12.06.2009

    Ницшеанство как биологическое направление философии жизни. Иррационалистические идеи Ницше. Философия истории О. Шпенглера. Материя и интеллект по Бергсону. Атеистический и религиозный экзистенциализм. Учение о свободе как квинтэссенция философии Сартра.

    реферат , добавлен 11.01.2010

    История происхождения и дисциплинарный состав философии как научной дисциплины. Понятие, структура и функции религии. Концепции будущего земной жизни. Идея материи в истории философии и естествознания. Смысл жизни человека как философская проблема.

    учебное пособие , добавлен 01.04.2013

    Пути рассмотрения самой философии и определения той роли, какую она играет в жизни человека. Философия как особая форма духовной жизни и рациональное мировоззрение. Методологические и социальные функции философии. Философия в системе культуры.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2008

    Общая характеристика современной зарубежной философии. Принципы рационалистического направления: неопозитивизма, структурализма, герменевтики. Основные черты антропологической проблематики в современной философии жизни, фрейдизма, экзистенциализма.

    контрольная работа , добавлен 11.09.2015

    Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функция философии. Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии. Назначение философии. Античная философия. Онтология как учение об общих законах бытия.

    курс лекций , добавлен 24.04.2009

    Понятие и структура мировоззрения, его основные исторические типы (миф, религия, философия). Исторические изменения предмета философии. Характеристика социальных функций философии. Соотношение философии и современной науки. Специфика философского знания.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2013

    Предмет философии и ее функции. Главное назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости. Основные разделы философии. Возникновение философии, этапы ее развития. Основные философские проблемы. История мировой философии.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2003

    Уровни мифологии: образный; смысловой. Замена образов понятиями как точка перехода от мифологии к философии. Предпосылки становления философии. Роль деятельности Сократа в становлении философии. Культурная специфика философии. Связь философии с религией.

Текущие пассивы баланса (Current Liabilities). Эта статья включает долговые обязательства, срок погашения которых наступает в течение следующего года. Текущие пассивы баланса -- это обязательства, которые обычно покрываются за счет имеющихся текущих активов или за счет создания других текущих пассивов. На практике наиболее широко распространены следующие виды текущих пассивов: - расчеты с поставщиками и кредиторами (Accounts Payable); - краткосрочные банковские и прочие ссуды (Notes Payable); - задолженность по издержкам к оплате (Accrued Expenses Payable); - налоги и прочие начисления (Federal Income Tax Payable). Поскольку предполагается, что читатель знаком с бухгалтерским учетом, мы не будем детально рассматривать все статьи баланса, но поговорим только о том, что требует специальных знаний или, что встречается чаще, особого подхода со стороны аналитика. В промышленных, торговых компаниях и компаниях сферы обслуживания активы и пассивы разделяют на текущие и долговременные. Такого деления, как правило, нет в электроэнергетических компаниях, банках, страховых и других финансовых компаниях. Слово текущий означает активы и обязательства (пассивы), которые подлежат обращению в деньги или оплате деньгами в течение не более 12 месяцев или за время производственного цикла (если он длится более 12 месяцев). Например, обычно сигаретный табак перед продажей выдерживают в течение трех лет. Поэтому запасы табака относят к текущим активам. Точно так же подлежащие выдержке вина, ликеры и коньяки, долгосрочные строительные проекты и т.п. создают текущие активы, которые не будут обращены в деньги в течение 12 месяцев, поскольку для них нужно больше времени. Но существующая практика такова, что даже когда пассив является элементом производственного цикла, его относят к текущим только по критерию реализуемости в течение 12 месяцев. Например, обязательство по предоплате или запас материалов по долгосрочному контракту на строительство обычно будут отнесены к категории долговременных активов. Текущие активы и продолжительность. Деление активов на текущие и длительные намечает срок, в течение которого можно ожидать, что при нормальном ходе дел этот актив будет обращен в деньги. Продолжительность есть показатель риска, до известной степени родственный показателю срока погашения. Продолжительность дебиторской задолженности может быть равна нескольким дням или месяцам. Продолжительность запасов может измеряться месяцами или даже годами. Для основных средств и долгосрочного долга продолжительность измеряется годами и десятилетиями. Продолжительность и риск. Рискованность активов с большой продолжительностью наглядно видна в случае облигаций, потому что чем дольше срок погашения, тем более сильные изменения цен создают данные изменения процента. Хотя в случае зданий, сооружений и оборудования наличие такого риска не столь очевидно, но он и здесь присутствует. Как и в случае с облигациями, цены зданий, сооружений и оборудования отражают среднюю дисконтированную текущую стоимость будущих доходов. Текущие активы повышают ликвидность. Отношение суммы текущих активов к сумме баланса можно использовать как показатель риска. Чем дольше ждать дня, когда актив опять обратится в денежную форму, тем больше вероятность, что что-либо пойдет не так. Поэтому аналитик подойдет к анализу текущих активов, отношения суммы текущих активов к сумме баланса и коэффициента ликвидности (отношение текущих активов к текущим пассивам) с позиций оценки риска и ликвидности.

Характеристика пассива баланса

В разделе А пассива отражаются собственные средства организации (предприятия) и приравненные к ним средства (устойчивые пассивы). Средства этого раздела служат источником формирования основных фондов (средств) и финансирования текущей хозяйственной деятельности. Раздел состоит из двух групп: I -- «Собственные средства», II -- «Устойчивые пассивы». Основными статьями I группы являются основной (уставный) фонд, паевой фонд и прибыль. Потребительские общества здесь же показывают прибыль. Неуставные Хозрасчетные предприятия в этой группе показывают средства, выделенные им правлением кооперативной организации. В I группе отражается также сумма износа основных фондов (средств). Во II группе показываются долгосрочные ссуды, полученные на пополнение оборотных средств и другие средства, привлеченные на длительный срок. Они приравниваются к собственным средствам. После итога по разделу А в виде справки показаны норматив собственных оборотных средств и наличие собственных и приравненных к ним средств в обороте. В разделе Б показываются кредиты, полученные под товарно-материальные ценности, и регулирующие статьи. Раздел состоит из четырех групп:I -- ссуды под запасы товаров, сырья и готовой продукции (кроме заготовительных и сельскохозяйственных предприятий); II -- регулирующие статьи. В этой группе отражаются торговые скидки (накидки) на остаток товаров в розничных и оптовых торговых предприятиях, а также на остаток товаров и продуктов в предприятиях общественного питания; III -- целевые кредиты по заготовкам и сельскому хозяйству; IV -- износ малоценного инвентаря и спецодежды. I и III группы показывают суммы кредитов, полученных под объекты, отраженные соответственно в I и II группах актива баланса. Сумма II группы уменьшает стоимость товаров и продуктов. По своему экономическому содержанию регулирующей статьей является также износ малоценного инвентаря и спецодежды (гр. IV). Сумма износа уменьшает стоимость малоценного инвентаря и спецодежды. В разделе В «Разные кредиты, расчеты и приравненные к ним статьи» показаны в основном все остальные (не охваченные разделом Б пассива) средства, привлеченные на короткий срок, а также остатки специальных фондов и источники финансирования капитального ремонта. В группах этого раздела отражаются:в I -- расчетные кредиты (ссуды под расчетные документы в пути, ссуды на выставление аккредитивов) и ссуды, не оплаченные в срок. Торговые и заготовительные организации получают кредиты под расчетные документы в пути со специальных ссудных счетов; поэтому они задолженность по данному кредиту в этой группе не отражают; во II -- задолженность поставщикам по предъявленным в банк расчетным документам, сроки оплаты которых не наступили. Эта задолженность является нормальной, она вытекает из действующих правил расчетов; в III -- кредиторская задолженность. Сюда относятся просроченная задолженность поставщикам и другим кредиторам; задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам; задолженность по расчетам с кредиторами по товарным и нетоварным операциям и другие виды задолженности по незаконченным расчетам; в V -- задолженность по прочим расчетам и статьи, приравненные к расчетам. В эту группу входит задолженность по расчетам с колхозами за сельскохозяйственные продукты, принятые на комиссию, по расчетам с банком по ссудам, полученным на индивидуальное жилищное строительство, и по некоторым другим видам расчетов. Сюда включаются также остатки специальных фондов, резервы на покрытие предстоящих расходов, доходы будущих периодов. Эти суммы временно используются в хозяйственном обороте; в VI -- источники средств для капитального ремонта. В разделе Г показываются все средства, предназначенные для финансирования капитальных вложений. В разделе Д потребсоюзы показывают взносы специального назначения, полученные от нижестоящих организаций. Эти взносы переданы потребсоюзом вышестоящим звеньям, что нашло отражение в разделе Д актива баланса. Поэтому итог раздела Д пассива баланса должен быть равен итогу раздела Д актива баланса.

Формирование пассива баланса

В пассиве прогнозного баланса формируется третий раздел "Капитал и резервы", включающий статью "Уставный капитал". По статье отражается определяемая в соответствии с учредительными документами величина уставного капитала организации. Следует отметить, что увеличение и уменьшение уставного капитала производится в соответствии с установленным порядком и отражается в бухгалтерском учете только после внесения соответствующих изменений в учредительные документы. При планировании выкупа у акционеров принадлежащих им акций по статье "Собственные акции, выкупленные у акционеров" приводится стоимость собственных акций. По статье "Добавочный капитал" отражаются остатки средств добавочного капитала организации, который может включать сумму в результате переоценки основных средств и быть увеличен в течение прогнозного периода за счет планирования продаж акций по цене, превышающей номинальную стоимость. Планирование по статье "Резервный капитал" позволяет отразить величину резервного капитала организации и использование суммы образованных резервов на выплату доходов (дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточности прибыли или на покрытие балансового убытка. Акционерные общества в соответствии с требованиями Федерального закона N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" должны иметь резервный фонд в размере не менее 5 процентов от его уставного капитала. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) рассчитывается с учетом величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации прошлых лет (остаток по счету 84) и суммы чистой прибыли (непокрытого убытка), планируемой на прогнозный период. Чистая прибыль формируется в бюджете доходов и расходов и складывается из финансового результата по основным видам деятельности, сальдо прочих доходов и расходов и уменьшается на величину налога на прибыль. При формировании статьи "Нераспределенная прибыль" необходимо учитывать принятые предприятием решения по погашению сумм непокрытого убытка прошлых лет или распределению прибыли на увеличение сумм резервного капитала, выплату дивидендов. При формировании прогнозного баланса можно выделить четвертый раздел "Долгосрочные обязательства", в котором показываются отложенные налоговые обязательства и непогашенные суммы полученных организацией долгосрочных кредитов и займов, отражаемых в бухгалтерском учете на счете 67. В пятом разделе прогнозного баланса "Краткосрочные обязательства" выделяют статью "Займы и кредиты", в которой рассчитывается сумма на начало периода непогашенных краткосрочных кредитов и займов (на срок не более 12 месяцев) и прироста денежной массы, планируемой в результате операции привлечения средств с учетом причитающихся к уплате процентов и погашения. По статье "Кредиторская задолженность" рассчитывается величина кредиторской задолженности организации, представляющая собой задолженность предприятия по выполнению взятых на себя обязательств по следующим статьям: * поставщики и подрядчики - приводится сумма задолженности организации поставщикам, подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные организации услуги; * задолженность перед персоналом организации - показываются начисленные, но еще не выплаченные суммы оплаты труда; * задолженность по налогам и сборам - отражается сумма задолженности по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; * прочие кредиторы - определяется задолженность организации перед дочерними и зависимыми обществами, по платежам по обязательному и добровольному страхованию, задолженность перед подотчетными лицами, сумма арендных обязательств и др. Также возможно выделяется сумма налога на добавленную стоимость по отгруженным, но не оплаченным товарно-материальным ценностям. По статье "Задолженность перед учредителями" приводится сумма задолженности организации по причитающимся к выплате дивидендам, процентам по акциям, облигациям в пользу ее участников, представляющая собой кредитовый остаток по счету 75. В данном разделе также могут планироваться: величина доходов будущих периодов (полученные доходы, относящиеся к следующим периодам), резервы предстоящих расходов (состояние зарезервированных сумм для равномерного включения расходов в затраты на производство и продажу) и прочие краткосрочные обязательства. При подготовке прогнозного баланса можно вводить дополнительные статьи, но необходимо учитывать взаимосвязь статей бюджета. При этом, одни статьи непосредственно зависят от будущей финансово-хозяйственной деятельности и изменяются в результате моделирования и корректировки бюджета, а другие - определяются на начало и остаются неизменными в течение всего бюджетного периода. Необходимость согласованного пересчета общего бюджета предприятия, составной частью которого является прогнозный баланс, обусловлена связью бюджетных форм и позволяет проверить корректность плановой информации, рассчитать финансовые коэффициенты, определить неблагоприятные условия, выявить и оценить будущие активы и обязательства.

Бухгалтерский учёт имеет два ключевых понятия, на которых строится вся система: активы и пассивы. Они являются основными показателями имущественного положения компании, поэтому от того, насколько эффективно будут использованы такие величины, зависит финансовое благополучие предприятия. Выбирая наиболее рациональную политику управления текущими активами и пассивами, можно повысить ликвидность оборотных средств, которые привлекут новые источники финансирования.

Как формируются активы и пассивы

В процессе хозяйственной деятельности компании происходит формирование личного имущества и обязательств. Эти понятия имеют полярную структуру учёта, и отражаются в бухгалтерском балансе в разных разделах.

По сути, они являются одними и теми же финансовыми средствами, разделёнными по принципу использования. Текущие пассивы в балансе – это источники возникновения активов, поэтому они всегда должны быть равны. Нарушение «валюты» баланса говорит о том, что приобретённое имущество не обеспечено денежными средствами. Основная стратегия управления оборотными средствами нацелена на поддержание платёжеспособности компании и сохранение определённого уровня активов.

Что такое текущие активы

Средства, которые в течение одного производственно цикла способны превратиться в деньги, называют текущими (оборотными) активами. К ним относятся все материальные ценности, запасы, комплектующие изделия, дебиторская задолженность, готовая продукция и, конечно, денежные средства. Текущие активы находятся в постоянном движении, обеспечивая непрерывность производственного процесса.

В зависимости от того, насколько быстро имущественные ценности превращаются в деньги, им присваивается степень ликвидности. Оборотные статьи баланса размещаются по мере снижения такого показателя от большего к меньшему значению.

Природа возникновения пассивов

Совокупность всех обязательств компании, которая занимает противоположную сторону бухгалтерского баланса, принято называть пассивами. К таким средствам относятся краткосрочные займы, кредиторская задолженность, уставной капитал, накопленная прибыль.

В зависимости от природы их возникновения такие средства можно разделить на собственные и заёмные. В свою очередь, собственные средства в паре с долгосрочными кредитами формируют постоянные пассивы, а краткосрочные обязательства и кредиторская задолженность – текущие краткосрочные пассивы.

Размещение пассивных обязательств по статьям баланса

Финансовое управление оборотными средствами представляет собой тщательный анализ движения текущих пассивов и активов. Эта политика направлена на решение таких задач, как ускорение оборачиваемости с целью повышения ликвидности, оптимизация образования активов, и выявление недостатка или излишков средств.

В связи с тем, что текущие пассивы имеют различные источники возникновения, их распределение в балансе строго структурировано. Третий раздел бухгалтерского баланса полностью посвящён всем видам капиталов (уставному, резервному, добавочному). Также в этом разделе можно встретить нераспределённую прибыль, которая остаётся в распоряжении компании после налогообложения.

Статьи баланса четвёртого раздела состоят из долгосрочных кредитных и отложенных обязательств. Пятый раздел баланса отведён кредиторской задолженности, в которую входят обязательства по налогам, начисленная заработная плата сотрудникам, задолженность перед поставщиками и учредителями, а также краткосрочные займы.

Взаимосвязь активной и пассивной части баланса

В связи с тем, что активы и пассивы не могут существовать друг без друга, они постоянно взаимодействуют. Но, несмотря на то, что изменения в одной части баланса влекут за собой непременную смену значений в другой части, «валюта» всегда остаётся равной. При увеличении пассивов, на ту же сумму поднимаются активы. Поэтому, если руководство компании принимает решение об увеличении активов, то начинать нужно с пассивов.

Консервативное управление оборотным капиталом

Политика управления капиталом строится на поддержании достаточного уровня текущих активов за счёт привлечения финансовых источников. В зависимости от того, какие цели преследуются при ведении того или иного бизнеса, можно обозначить три основные модели управления текущими активами и пассивами.

Консервативный метод управления предполагает наличие довольно низкого числа текущих активов. При этом срок оборачиваемости средств также сокращён до минимума. Такая политика удобна компаниям, которые чётко знают временные рамки производственного цикла. Продукция производится под определённого потребителя, поэтому объём запасов строго лимитируется. Производитель не сомневается в сроках поступления платежей, в связи с чем ему нет необходимости приобретать материалы впрок.

В условиях предельной экономии достигается достаточно высокий показатель ликвидности активов, и, как следствие, повышение рентабельности производства. Но при такой тактике ведения бизнеса велик риск непредвиденных ситуаций, когда платежи не поступили вовремя, а материальная база на нуле.

Основной отличительной чертой консервативного управления можно назвать то, что текущие пассивы в виде краткосрочных кредитов имеют очень низкий удельный вес в массе всех обязательств. Вся деятельность предприятия осуществляется за счёт собственных оборотных средств.

Агрессивная модель наращивания активов и пассивов

При наличии значительного количества денежных средств компания непрерывно наращивает объёмы запасов и готовой продукции. Кроме того, в связи с увеличением текущих активов проявляется прямая зависимость в виде роста пассивов. В свою очередь, сам процесс производства довольно затянут, а оборот материальных ценностей проходит медленно.

Выбирая такую политику управления, можно с уверенностью сказать, что риск технического сбоя производственного процесса будет в этом случае минимальным, так же как и экономическая рентабельность.

Агрессивная модель управления увеличивает текущие пассивы за счёт краткосрочных займов, которые обеспечивают достаточный уровень запасов и денежных средств. В свою очередь, большое количество начисляемых процентов выступает в роли финансового рычага, который повышает расходы, и снижает рентабельность. Риск потери ликвидности активов также велик.

Политика умеренного управления оборотными средствами

Если анализировать умеренную тактику ведения бизнеса, то можно заметить, что такая модель занимает промежуточное место среди вышеперечисленных. Половину от всех активов при такой политике занимают текущие оборотные средства, которые имеют умеренный период ликвидности. Текущие пассивы, текущие обязательства и заёмные средства также имеют средние показатели.

Такая модель является наиболее безопасной и просчитанной. Вероятность возникновения риска снижения ликвидности активов минимальна. Формирование оборотных активов происходит в большинстве случаев за счёт собственных средств.

Влияние оборотных активов на финансовую устойчивость

Платёжеспособность и экономическая устойчивость компании определяются путём соотношения эффективности использования активов и уровня финансового риска. На основе таких понятий строится модель ведения бизнеса и политика управления оборотными средствами.

Если текущие пассивы в виде краткосрочных обязательств остаются неизменными на фоне растущих активов, то это значит, что компания приобрела финансовую устойчивость, и способна безубыточно наращивать оборотные средства за счёт собственных доходов.

В то же время, если текущие пассивы (строка баланса 610 «Краткосрочные обязательства») будут расти на фоне собственных средств и долгосрочных обязательств, то в такой ситуации можно наблюдать повышение ликвидности оборотных средств, но при этом финансовая устойчивость и платёжеспособность будут снижены.

Достаточность денежных средств по отношению к текущим пассивам

Для того чтобы выяснить, какое количество денежных средств требуется для уплаты текущих обязательств, необходимо рассчитать коэффициент достаточности. При его определении используется такое экономическое понятие, как степень покрытия. Иными словами, нужно определить соотношение сумм текущих пассивов и активов.

Если в результате вычислений выяснилось, что текущие активы имеют довольно значительный вес в статьях баланса, то есть уверенность в том, что текущие пассивы будут оплачены из собственных средств. Такое преобладание позволяет компании создавать резервный запас на случай непредвиденных убытков. Величина резервного запаса является важным показателем для кредиторов. Если полученный показатель коэффициента покрытия больше 2, то такая величина является гарантией безопасности текущих активов в случае снижения рыночных цен.

Коммерческий цикл компании также играет немаловажную роль в формировании текущих активов и пассивов. Потребность предприятия в оборотном капитале напрямую зависит от сроков кредиторской и дебиторской задолженности. Чем больше срок кредитных обязательств поставщика, тем увереннее себя чувствует компания в случае задержки платежей от покупателей.

Взаимосвязь текущих пассивов и активов в коммерческой деятельности предприятия очевидна. Эти понятия являются основополагающими константами бухгалтерского баланса. Размер оборотных средств и обязательств характеризует экономическое состояние компании и её финансовую устойчивость.

Классификацию активов по видам мы рассматривали в . О текущих активах расскажем в этом материале.

Текущие активы в балансе: строка

Активы в зависимости от срока обращения делятся на оборотные (краткосрочные) и внеоборотные (долгосрочные).

Оборотные или краткосрочные активы часто также называют текущими.

Активы считаются краткосрочными, если срок их обращения не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы считаются долгосрочными (п. 19 ПБУ 4/99).

Действующей формой бухгалтерского баланса (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н) предусмотрен следующий состав оборотных активов:

По сути текущие активы - это в балансе активы, отнесенные к оборотным. Однако необходимо учитывать, что в составе оборотных активов в балансе отражается и долгосрочная дебиторская задолженность. Данная задолженность входит в итоговый показатель величины текущих активов по балансу, указанных по строке 1200 «Итого по разделу II», хотя и должна быть представлена обособленно в составе оборотных активов (п. 19 ПБУ 4/99).

Таким образом, для исключения величины долгосрочной дебиторки при расчете текущих активов формула определения размера текущих активов (А Т) по балансу может быть представлена в следующем виде:

А Т = ОА — ДЗ Д,

где ОА - сумма оборотных активов по строке 1200 бухгалтерского баланса;

ДЗ Д - долгосрочная дебиторская задолженность.

Ликвидность текущих активов

Поскольку активы в бухгалтерском балансе расположены в порядке возрастания ликвидности, именно текущие активы - наиболее ликвидная часть имущества организации.

Используя данные о текущих активах, рассчитывается коэффициент текущей ликвидности (К ТЛ). Он характеризует способность организации погашать свои краткосрочные обязательства за счет наиболее ликвидных текущих активов:

К ТЛ = А Т / О Т,

где О Т - текущие обязательства как сумма строк 1510, 1520 и 1550 бухгалтерского баланса.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...