Сущность экономической политики. Субъекты экономической политики


Обычно демографы и географы под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, обеспечивающих возобновление и смену людских поколений.

Население непрерывно находится в движении, нельзя назвать точное количество людей живущих на Земле, в стране, в регионе или городе. Люди рождаются, умирают, вступают в брак, разводятся, получают образование, меняют профессию, переезжают. Непрерывно меняется численность населения и структура населения. За счет рождений численность населения постоянно пребывает, за счет смертей численность населения постоянно убывает. Процесс воспроизводства населения находится под влиянием множества социальных факторов и является итогом развития и функционирования общества. Люди живут не в природной, а в созданной ими искусственной среде, называемой в широком понимании слова – культура. То есть, то что создано искусственно, сконструировано

Для разных исторических периодов и для разных стран характерны различные типы воспроизводства населения. Обычно выделяют следующие типы воспроизводства населения: расширенное воспроизводство, то есть когда последующее поколение по численности превосходит предыдущее; простое воспроизводство, в этом случае численность последующего поколения совпадает с численностью предыдущего поколения; суженное воспроизводство, то есть численность последующего поколения ниже численности предыдущего поколения, в таком случае говорят о депопуляции, то есть снижении численности населения, за счет естественной убыли.

Важно делать различие между ростом численности населения и типами воспроизводства. Не всегда расширенный тип воспроизводства означает увеличение численности населения, и соответственно при суженном воспроизводстве мы не можем говорить однозначно о снижении численности населения.

Такое несоответствие объясняется возрастной структурой населения. Например, численность населения может убывать при расширенном типе воспроизводства населения, если в возрастной структуре населения преобладают люди пожилого возраста и значительное количество родившихся не компенсируется высоким количеством умерших, что будет приводить с снижению численности населения. В данном случае мы не берем в расчет миграционный прирост населения, за счет въезда на территорию значительного числа мигрантов, а говорим только о естественном приросте населения, то есть о разнице между числом родившихся и числом умерших.

Как уже упоминалось одним из ключевых понятий демогеографии является демографический переход. Под демографическим переходом понимают общественно обусловленную смену исторических типов воспроизводства населения. В данном определение слово «общественная» очень важно, оно подчеркивает дуализм человека, его биологическую и социальную природу. Причины смены типов воспроизводства являются как раз, не биологические процессы, а общественные и социальные процессы. Что отличает человека от других существ, населяющих Землю.

Суть понятия демографический переход была сформулирована в 1909-34 гг. французским демографом А. Ландри под названием «демографическая революция». Сам термин «демографический переход» предложен в 1945 г. американским демографом Ф. Ноутстайном.

Концепция демографического перехода объясняет переход от режима воспроизводства населения, характеризующегося высокими уровнями рождаемости и смертности (первый тип воспроизводства населения или традиционный тип воспроизводства населения), к режиму с умеренными значениям обоих показателей (второй тип воспроизводства населения или современный тип).

Демографы говорят о существовании ранее архетипа типа воспроизводства населения, который в настоящее время практически нигде на Земле не наблюдается. Для архетипа было характерна высокое количество числа рождений, а также очень высокий уровень смертности, в том числе и детской, а также очень низкая средняя продолжительность предстоящей жизни. Этот тип воспроизводства населения не обеспечивал численность населения на неизменном уровне. ПО мнению А.Г. Вишневского, популяции пралюдей в случае неблагоприятных условий могли подвергнуться сокращению, а иногда и полному вымиранию. Но об этом периоде демографической истории мы можем судить только по косвенным источникам.

Сущность первого на Земле демографического перехода состоит в том, что произошла замена архетипа воспроизводства населения новым типом воспроизводства населения, получившим название традиционного типа (или примитивного) воспроизводства населения.

Традиционный тип воспроизводства характеризуется очень высокой смертность, но ее уровень ниже, чем уровень смертности в период господства архетипа воспроизводства населения. По мнению историков и демографов эта смена типов произошла в эпоху неолита, именно в этот период начался рост населения Земли, что привело у расширению границ ойкумены и возникновению центров цивилизации раннеклассовых обществ.

Традиционный тип воспроизводства населения, сформировавшийся после первого демографического перехода, был распространен в течение нескольких тысячелетий. Для этого типа характерна достаточно низкая средняя продолжительность жизни. Демографы предполагают, что она составляла от 20 до 30 лет. Во многом такая низкая продолжительность жизни обусловлена высокой смертностью новорожденных. Так, при средней продолжительности жизни составляющей 25 лет по расчетам демографов около 30% новорожденных не доживает до 1 года, меньше половины доживает до 20 лет и меньше 15% достигает 60 лет. Для традиционного типа воспроизводства максимальная средняя продолжительности жизни практически не превышает 35 лет.

Замена традиционного типа воспроизводства на современный началась в связи с активными общественными изменениями сопровождавшимися переходом от аграрного типа экономики к индустриальному в конце XVIII в. в Западной Европе. Именно этому переходу значительное внимание уделяют демографы. И чаще всего, имеют в виду именно его, когда говорят о демографическом переходе.

Суть демографического перехода от традиционного типа к современному типу в том, что произошли не только количественные, но и качественные содержательные изменения в характере воспроизводства населения. Для традиционного типа воспроизводства населения было характерно отсутствие контроля со стороны общества и индивида над смертностью и рождаемостью, результатом чего был высокий уровень смертности и высокий уровень рождаемости. А для современного типа воспроизводства населения отличительной чертой является контроль над смертностью и рождаемостью, как на общественном уровне, так и а уровне отдельного человека, результатом чего становится низкий уровень и рождаемости и смертности. К демографическим процессам не относятся, как к части биологической жизни, или как к чему-то данному свыше, демографические процессы становятся частью общественной жизни, ими управляют и государства (посредством демографической политики) и отдельные люди (планирование семьи и т.д.). Именно в этом состоит важное отличие современного типа воспроизводства от традиционного типа воспроизводства.

Воспроизводство населения становится более рациональным, эффективным, экономичным, чем когда-либо в прошлом. Этот переход совершился в достаточно сжатые сроки, относительно продолжительности господства традиционного типа воспроизводства. Поэтому часто используют понятие не демографический переход, а демографическая революция.

Выделяют четыре основных стадии или фазы демографического перехода .

Рис. Стадии (фазы) демографического перехода

Первая стадия соответствует традиционному типу воспроизводства населения, о котором говорилось выше. Для этой стадии характерна очень высокая рождаемость более 40‰ и очень высокая смертность более 30‰, высокая младенческая смертность (выше 100-150‰), низкий естественный прирост не более 5-10‰, низкая средняя продолжительность жизни – менее 30-40 лет. На современном этапе в мире нет стран, находящихся на первой стадии демографического перехода. Эта стадия соответствует архетипу воспроизводства населения.

Вторая стадия характеризуется достаточно резким снижением смертности что приводит к существенному увеличению естественного прироста. Такое явление называют демографическим взрывом. Причин снижения смертности было несколько.

Во-первых, это развитие экономики и переход стран Западной Европы к индустриальному развитию и становлению капиталистического общества. А.Г. Вишневский полагает, что развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта и торговли привело к прекращению периодов массового голода, во чего возрастала смертность в Западной Европе (одна из последних вспышек произошла в Ирландии в 1846 г., тогда от голода погибло около 1 миллиона человек).

Во-вторых, не менее, если не более важную роль в снижении смертности сыграли научные открытия, приведшие к развитию медицины. Революционное развитие медицины началось с открытия Эдуардом Дженнером в конце XVIII в. вакцины против оспы и открытий Луи Пастера во второй половине XIX в. Таким образом, человечество получило возможность контролировать заболеваемость, что практически привело к прекращению эпидемий оспы, чумы, холеры, тифа в Европе, являвшихся причинами высокой смертности. Население Европы практически избавилось и от опасной детской болезни – дифтерита. Дальнейшее развитие медицины привело к возможности противостоять малярии, желтой лихорадки, туберкулезу и другими заболеваниями, являвшимися причиной высокой смертности.

В итоге в конце XIX в. средняя продолжительность жизни во многих европейских странах и части неевропейских стран превысила 40 лет, а в некоторых странах – 50 лет. В последующие десятилетия темпы роста продолжительности жизни увеличились и достигли уровня 70 и более лет. При такой продолжительности жизни в возрасте до 1 года умирает не более 2-3% новорожденных, свыше 90% из них доживает до 30 лет и свыше 60% достигает 70 лет.

Во время второй стадии демографического перехода, в течение всего периода снижающейся смертности от 40-30‰ до 15-10‰ чаще всего наблюдается постоянно высокая рождаемость 35-50‰, что приводит к увеличению естественного прироста населения до 25-40‰ и росту численности населения. Этот рост продолжается до тех пор, пока не начинается следующая (третья) стадия демографического перехода,

На третьей стадии демографического перехода происходит постепенное «догоняющее» снижение рождаемости и естественного прироста населения. Чаще всего снижение рождаемости начинается через некоторое время после снижения смертности. Постепенно по мере того как снижение рождаемости «догоняет» снижение смертности (а в ряде случаев оно даже опережает его), рост населения замедляется, возвращаясь примерно к тем темпам, которые наблюдались до начала демографической революции, естественный прирост стабилизируется, а часто наблюдается и естественная убыль населения. Что свидетельствует о переходе к четвертой стадии, то есть завершению демографического перехода.

В начале этой стадии уровень смертности снижается до уровня 10-12‰, далее он может расти из-за трансформации возрастной структуры населения в сторону старения населения. А уровень рождаемости остается еще достаточно высоким – 35-50‰, при этом сохраняется и высокая младенческая смертность – более 35‰. То есть естественный прирост населения колеблется от 25‰ до 40‰, это высокий уровень естественного прироста. Средняя продолжительность жизни еще достаточно низкая по современным меркам, но выше, чем на второй стадии демографического перехода – 45-55 лет. В ходе прохождения третьей стадии демографического перехода рождаемость снижается до уровня 15‰, снижается уровень младенческой смертности до 16-17‰ и ниже, может увеличиться уровень смертности до 15-16‰, растет средняя продолжительность жизни населения – выше 70 лет. Естественный прирост снижается до 8-5‰.

Вишневский А.Г. отмечает несколько основных причин снижения рождаемости, которые, по мнению демографа, обусловлены экономическим и социальным развитием стран (рост численности городских жителей, развитие индустриального общества), в которых происходит демографический переход. Если снижение смертности вызвано, прежде всего, внешними изменениями в обществе – трансформация экономики, медицинская революция, то снижение рождаемости обусловлено изменением образа жизни людей, их жизненных установок, сменой сознания. То есть необходимость снижения уровня рождаемости происходит на уровне семьи и вызвано изменениями функции семьи, трансформацией семейных установок. Большое количество детей в семье, из-за сокращения младенческой смертности, в условиях развития капиталистического общества не отвечало ценностным установкам нового типа индустриального общества, в отличие от аграрного общества. Продолжающийся рост урбанизации в промышленно менее развитых странах приводит к повышению занятости женщин в общественном секторе экономики, социальные и экономические устремления приводят к нежеланию иметь много детей и, следовательно, сокращению среднего размера семьи.

На этой стадии важным становится появление такого явление как планирование числа детей в семье, использование средств контрацепции, что на четвертой стадии воспринимается уже как само собой разумеющееся.

Четвертая стадия в общем виде соответствует установлению современного типа воспроизводства населения, и характеризуется завершением демографического перехода. Это стадия стабильно низкой рождаемости, низкой смертности, высокой средней продолжительности жизни. Естественный рост населения на этой стадии близок нулю, но численность населения стран может увеличиваться, благодаря внешним миграциям.

По расчетам В.А. Борисова при низкой общей и детской смертности, общий коэффициент рождаемости 15-16‰ соответствует простому воспроизводству населения. Соответственно уровень рождаемости ниже 15‰ считается низким уровнем рождаемости. Для примера в России с начала 1990-х гг. этот показатель ниже 10‰. Уровень смертности зависит от возрастной структуры населения страны, для четвертой стадии характерен уровень смертности от 10‰ до 15‰. Таким образом, четвертой стадии соответствует очень низкий естественный прирост или естественная убыль населения от 2-3‰ до -5-6‰, при низком уровне рождаемости, низком уровне младенческой смертности (2-7‰), низких показателях смертности населения, и высокой продолжительности жизни - 78-85 лет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж

Реферат

По дисциплине: «Государственное регулирование экономики»

Выполнил студент 183 гр.

Мазурина Ю.С.

Проверил Шаронова Г.В.

Введение

Заключение

Введение

Политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет свои субъекты, объекты, содержание и форму.

Политическое отношение предполагает как минимум два субъекта. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.

Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).

Так же субъектами экономической политики являются:

1. Государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей

2. Законодательная власть определяет и утверждает основные направления экономической политики, исполнительная - отвечает за ее реализацию,

3. Негосударственные союзы и объединения, опирающиеся лишь на свой экономический потенциал, оказывающие групповое давление на те властные структуры, которые определяют экономическую политику и проводят ее в жизнь,

Целью данной работы является сформировать структуру субъектов экономической политики государства, а так же выявить субъекты экономической политики.

Объектом и предметом исследования являться субъекты экономической политики.

Главной задача моей работы - выяснить, что же является субъектами экономической политики.

1. Субъекты экономической политики

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Первой линией связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой являются носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации какого- либо земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой -- это исполнители хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Они и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, ФРГ, Испания, Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики, все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.

Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики.

Классификация субъектов политики:

1. По количественному признаку политические субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и групповые. Под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.

2. По правовому признаку субъектов политики делят на физических (граждане, политические лидеры) и юридических лиц (общественно-политические организации). По направлениям политики ее носителей можно классифицировать на субъектов внутренней (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы, государства, его специализированные органы, межгосударственные объединения).

Субъекты политики по признаку первичности или вторичности их политического участия:

1. К первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридическим статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы.

2. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общественно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.

Возможна классификация субъектов политики и по другим признакам. Субъект обычно неразрывно связан с понятием объекта, под которым имеется в виду какой-то предмет познания или деятельности человека, окружающий его мир. Объектом политики также выступает человек, социальные группы, юридические лица, испытывающие властное воздействие субъекта. Таким образом, это соотносительные и иерархические понятия. Между субъектами и объектами политики возникают разнообразные отношения, общим и главным содержанием которых выступает власть. Эти политические отношения обычно связаны с различными стадиями формирования и функционирования власти, ее структурой, институтами и т.п.

"Вертикальные" политические отношения означают господство и подчинение, они нередко проявляются как конфронтация субъекта и объекта, конфликт, оппозиция, гегемонизм и т.п.

"Горизонтальные" же отношения проявляются в форме координации, согласования действий равнозначных субъектов, их сотрудничества (часто это договорные отношения).

2. Система субъектов экономической политики государства

Рис. 1 Субъекты экономической политики государства

Субъектами экономической политики выступают:

1. Государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей:

2. Законодательная власть, она определяет и утверждает основные направления экономической политики,

3. Исполнительная власть - отвечает за ее реализацию, негосударственные союзы и объединения, опирающиеся лишь на свой экономический потенциал, оказывающие групповое давление на те властные структуры, которые определяют экономическую политику и проводят ее в жизнь,

4. Институты, имеющие надгосударственный характер.

С позиций хозяйственных интересов, отображаемых в экономической политике государства в качестве с субъектов, выделены: исполнители - органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, и Центральный Банк; носители как социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков - имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам; выразители интересов носителей, объединенные в многочисленные группы, союзы, ассоциации.

С точки зрения влияния, оказываемого субъектами на экономическую политику государства, различают: государственные институты и экономические союзы, участвующие непосредственно в проведении экономической политики, и группы, институты (политические организации, средства массовой информации, авторитетные личности, экспертные советы), способные оказывать косвенное влияние на принятие решений.

Таким образом, в работе субъекты экономической политики государства классифицированы по ряду признаков: по отношению к находящим отображение в экономической политике государства интересам выделены носители, и негосударственные субъекты; по характеру воздействия на экономическую политику страны - субъекты прямого и косвенного влияния. С учетом указанных критериев проведена систематизация субъектов экономической политики государства (рис. 1).

Заключение

субъект экономический политика хозяйственный

В результате написания реферата я усвоила, что политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет свои субъекты. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как "человек политический", наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями. А так же в роли субъекта может выступать государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей.

В ходе работы я выяснила, что субъекты экономической политики государства классифицированы по ряду признаков: по отношению к находящим отображение в экономической политике государства интересам выделены носители, выразители и исполнители; по организационному признаку - надгосударственные, государственные и негосударственные субъекты; по характеру воздействия на экономическую политику страны - субъекты прямого и косвенного влияния. С учетом указанных критериев проведена систематизация субъектов экономической политики государства.

Список используемой литературы

1. Государственная экономическая политика / Под ред. Т.Г. Морозовой. - М., 2006.-328 c.

2. Коновалов В.Н. Экономика и политика. Ростов-на-Дону, 2005.

3. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 2008.

4. Интернет ресурсы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные субъекты экономической политики: государственные, негосударственные и надгосударственные. Главные цели экономической политики: внутренняя и внешняя безопасность; правовой порядок; свободное развитие общества; антимонопольное регулирование.

    реферат , добавлен 12.12.2013

    Теоретические аспекты возникновения и развития экономической политики. Государственное регулирование экономикой, как сфера применения экономической политики. Цели и принципы фискальной, бюджетной, кредитной и финансовой экономической политики государства.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Обратная связь органов государственной экономической политики. Расчет кривой предложения и равновесной цены. Особенности сочетания целей украинской экономической политики. Сущность бюджетного дефицита. Шаги по выработке оптимальной экономической политики.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2010

    Значение и функции экономической политики. Специфические черты и характерные особенности институтов в области экономической политики, опыт и тенденции их совершенствования в России. Роль и значение взаимодействия институтов экономической политики.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2013

    Понятие, виды и инструменты экономической политики. Основные задачи и цели при разработке концепции социально-экономического развития, функции прогнозирования. Участие предпринимательского сообщества в разработке государственной экономической политики.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2010

    Государственные финансы, их роль в осуществлении экономической политики. Источники финансирования инновационного ускорения. Налоги как основной источник государственного финансирования экономики. Мировая практика налогообложения. Виды расходов бюджета.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2015

    Анализ теорий макроэкономического равновесия как ключевой проблемы экономической теории и экономической политики любого государства. Сущность денежной политики государства и механизма ее воздействия. Основные инструменты и цели денежной политики.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2014

    Инструменты, методы и формы государственной экономической политики, ее основные направления в Российской Федерации, оценка результатов и проблемы реализации. Факторы, влияющие на формирование экономической политики. Показатели мониторинга эффективности.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2015

    Рассмотрение основных особенностей эффективного развития торговой и промышленной политики в России. Сбалансированное ресурсное обеспечение хозяйствующих субъектов как необходимое условие для успешной реализации всей ассортиментной и торговой политики.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2013

    Макроэкономика как составная часть экономической науки. Рыночный механизм макроэкономического равновесия. Основная проблема макроэкономики. Рекомендации "Использование макроэкономических моделей для анализа эффективности экономической политики".

ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Изучив тему, студент должен знать:

Сущность, классификацию экономической политики;

Предмет, объект и нормативную и позитивную составляющие экономической политики;

Цели и инструменты экономической политики;

Сущность и значение макроэкономического программирования;

Литература: 1, 21, 29, 31, 40.

Сущность экономической политики

В своем движении экономика любой страны подчинена прежде всего историческим и экономическим закономерностям. Однако в действительности экономика связана с историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично. Во многом её траектория продиктована и зависит от устремлений и воли её главных действующих субъектов: государства, фирм и домашних хозяйств. Каждый из этих субъектов в различной степени и масштабах влияет на экономику. Самыми широкими возможностями обладает государство в широком смысле этого слова. Правительство избирает курс, проводит определенную линию действий для реализации избранной социально-экономической стратегии, исходящей из целевых установок и учитывающей сложившуюся ситуацию. В этом смысле принято говорить, что государство проводит экономическую политику.

Предметом нашего внимания является национальная или государственная эконо­мическая политика – проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупности предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. Под экономической политикой понимается сознательный переход экономической системы из одного динамического состояния в другое, который осуществляется государством по разработанной правительством программе.

Формирование государственной экономической политики предполагает разработку экономической стратегии и тактики. Под экономической стратегией государства необходимо понимать систему крупномасштабных решений и намеченных направлений деятельности, последовательная реализация которых путем расходования ограниченных ресурсов обеспечивает достижение основных целей поставленных на определенный срок. Под экономической тактикой понимают совокупность приемов, методов и форм экономико-политической деятельности, направленной на достижение целей и решение задач того или иного конкретного этапа экономической стратегии.

Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловлена: она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой и мировой конъюнктурой. Как известно экономика стран подвержена циклическим колебаниям. В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства.

Экономическая политика как наука имеет свой предмет и объект исследования. Объектом экономической политики выступает экономическая система в рамках национальных государственных границ. Предметом исследования являются приемы систематизации, анализа и оценки социально-экономической информации и принятие на этой основе экономико-политических решений; цели, методы и инструменты экономической политики, выработанные мировой экономической теорией и практикой государственного регулирования, а также способы их реализации.

Экономическая политика использующет фундаментальные наработки в области экономики, социологии, психологии и истории. Перво­основой политического исследования выступают экономические гипотезы, модели, опыт. Экономическая политика как научная дисциплина опирается на методологию, хотя и пригодную для всех общественных дисциплин, но модифицированную, видоизмененную для целей и задач экономико-политического характера.

Существует два методологических принципа: генетический и функциональный. Генетический связан с изучением возникновения данного типа экономической системы, с историческим переходом ее к другому, более прогрессивному типу. Функциональный, связан с действием, с «работой» конкретного экономического механизма, с воспроизводством экономики как сложившегося целого в данный исторический момент.

Экономическая наука содержит два компонента – позитив­ный и нормативный. Задачей первого является поиск ответа на вопрос «что происходит» и объяснение сложившейся ситуации, он служит базой для научного прогнозирования; второй – занят проблемой «как должно быть» и, соответственно, способствует исправлению ситуации путем разработки рецептов, в основном правового порядка. Сочетание этих двух начал характерно, как мы увидим ниже, и для экономической политики, причем кон­цептуальные различия в подходах определяются, прежде всего, удельным весом позитивного и нормативного компонентов. У сто­ронников прямого государственного регулирования четко выра­жен нормативный подход, у либералов – очевидна позитивная направленность, они больше уповают на силы рынка и рыночной свободы, предпочитают использование косвенных, поправочных методов государственного воздействия.

Классификация национальной экономической политики. В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике.

В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают следующие её виды. В укрупненном плане выделяют фискальную, монетарную, и внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают социальную, структурную, инвестиционную, региональную, аграрную, промышленную, научно-техническую, инновационную, антимонопольную, экологическую, банковскую, ценовую и т.д.

Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в тоже время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическую политику.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...