Средством контроля за сохранностью имущества организации. Обеспечение сохранности материальных


Международная академия бизнеса и управления

Институт экономики и управления

Кафедра Финансы и кредит

Эссе на тему: «Обеспечение сохранности материальных ценностей предприятия»

По дисциплине «Экономическая безопасность фирмы»

Подготовила: Студентка 5 курса гр. ФК-5,

специальности «Финансы и кредит»

Баранова Дарья Евгеньевна

Проверил: д.п.н.; профессор Гусев А.А.

Красногорск-2009

В условиях рыночных отношений, когда хозяйственная деятельность предприятий и организаций торговли и их развития осуществляется за счёт самофинансирования, а при недостатке собственных финансовых ресурсов – за счёт заёмных средств, весьма важной аналитической характеристикой является финансовая независимость организаций и предприятий от внешних заёмных источников. Финансовая независимость позволяет предприятиям конкурировать с другими участниками хозяйственных отношений. Наряду с другими факторами стабилизации финансовой независимости, способствует сохранность собственности. Однако, как показывают исследования, сложилось неблагоприятное положение сохранности средств. Организации и предприятия торговли имеют убытки по причине недостач и хищений, краж и потерь. С учётом этого, значительно возрастает роль изучения причин и условий, влияющих на сохранность собственности, разработки действенных мероприятий, направленных на устранение или же предупреждение тех обстоятельств, которые способствуют негативным изменениям в системе торговли. На современном этапе развития рыночных отношений сохранность собственности необходимо трактовать в широком и узком смысле слова. Ущерб причисляется не только при расхищении, присвоении и уничтожении имущества, но и при нарушении финансовой и государственной дисциплины, расточительстве, халатности, порче имущества, выпуске недоброкачественной продукции. Под сохранностью собственности в широком смысле слова следует понимать борьбу за её эффективность, что означает сбережение имущества, рациональное использование сырья, усиление режима экономии. Сохранность собственности в узком смысле слова предполагает борьбу с потерями ценностей вследствие недостач, хищении, неправильного хранения, что также имеет большое значение. Всё это выдвигает проблему сохранности средств в новых условиях хозяйствования в число актуальных. Поэтому целью является освещение вопроса укрепления и сохранности собственности торговых организаций в условиях рынка, средством чего и является инвентаризация.

Поэтому за сохранностью необходимо осуществлять контроль, который можно осуществить, применяя инвентаризацию. Инвентаризация – метод бухгалтерского учёта, а при проведении документальных ревизий – приём фактического контроля, осуществляемый путём непосредственной проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчётов, объёма выполненных работ и реальности статей баланса. Инвентаризация была одним из первых приёмов хозяйственного учёта, позволяющим установить фактическое наличие имущества на определённый момент. Принципы инвентаризации: внезапность, сопоставимость единиц измерения, плановость, объективность, юридическая правомочность результатов, непрерывность, полнота охвата объектов, воспитательное воздействие и материальная ответственность, оперативность и экономичность, гласность. Инвентаризация как средство контроля за сохранностью материальных ценностей и проверки организации материальной ответственности классифицируется по различным признакам. В зависимости от времени проведения и роли в хозяйственном процессе различают плановые и внеплановые инвентаризации. Плановые инвентаризации проводят периодически согласно плана в заранее намеченные сроки. Внеплановые инвентаризации проводятся по распоряжению руководителей предприятий или вышестоящих организаций, следственных органов и других контролирующих органов в случаях особой необходимости.

По полноте охвата объектов инвентаризации подразделяют на полные, частичные, выборочные и сплошные. Полная инвентаризация осуществляется в предусмотренные сроки, при этом инвентаризируются не только материальные ценности и денежные средства предприятия, но и правильность расчётов с другими организациями, выверяется сальдо по основным статьям баланса. При частичной инвентаризации проверяют отдельные виды средств, например товары, наличные деньги, основные средства. Выборочные инвентаризации являются разновидностью частичных. Выборочные инвентаризации подразделяются на целевые и общие. Выборочные инвентаризации, например проводят, как правило, по товарам, по которым предъявляют претензии по товарам, уценённым и переведённым в пониженные сорта; оказавшимся без ярлыков; морально устаревшим и испорченным; а также в случаях, когда полная инвентаризация по товарам не целесообразна. Сплошные инвентаризации проводят одновременно на всех предприятиях, расположенных в одном населённом пункте или в потребительском обществе. По способу организации инвентаризационной работы инвентаризации могут делиться на постоянно действующие или на осуществляемые рабочими инвентаризационными комиссиями. По мнению многих экономистов инвентаризация является общим элементом метода хозяйственного контроля и бухгалтерского учёта, благодаря чему её контрольные функции в деле сохранности имущества существенно усиливается. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учёта и элемент метода хозяйственного контроля различаются, не тождественны между собой.

Во-первых, кругом решаемых задач. Если главная задача инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учёта состоит в установлении соответствия учётных и фактических данных о наличии и состоянии имущества и создании наиболее эффективного обеспечения для принятия управленческих решений, то основная цель инвентаризации как элемента метода хозяйственного контроля заключается в осуществлении контроля за сохранностью имущества, подтверждением или опровержением выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений.

Во-вторых, составом субъектов осуществления. Инвентаризации в целях внутрибухгалтерского контроля проводят на предприятиях инвентаризационные комиссии. Инвентаризацию в процессе ревизий и проверок осуществляют ревизионные комиссии или специальные инвентаризационные комиссии под руководством ревизора.

В-третьих, составом нормативных документов, регулирующих право и необходимость проведения инвентаризации.

В-четвёртых, охватом объектов. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учёта осуществляется, в основном, в сложном порядке, всего имущества и в обязательном и плановом порядке, в установленные сроки. Инвентаризации, проводимые в ходе ревизии, относят к частным, выборочным, а сроки проведения зависят от плана проведения ревизий, проверок и других обстоятельств.

В-пятых, широтой охвата решаемых вопросов. Инвентаризации, проводимые в целях бухгалтерского контроля, носят характер инструктирования, оказания квалифицированной помощи материально ответственным лицам в налаживании учётной работы, выявляют естественную убыль имущества и реальность годовых производственно-финансовых показателей. В период же ревизии инвентаризации выполняют в основном узкую функцию контроля за наличием и сохранностью собственности, характеризуют качество проводимой ранее инвентаризационной работы. Важное место занимает инвентаризация в процессе осуществления экономического анализа. Значение инвентаризации заключается ещё и в том, что её осуществляют сами работники предприятия. Поэтому она выступает одним из методов контроля трудящихся за деятельностью предприятия, служит действенным средством контроля за работой материально-ответственных лиц, помогает не только вскрыть, но и предупреждать возможные недостачи и хищения товарно-материальных ценностей. Но, кроме того, на сохранность собственности влияют и некоторые особенности торговли, которые обусловлены следующими причинами. Прежде всего, то высокая степень децентрализации торговой сети. Торговля призвана прежде всего обслуживать население, поэтому организована разветвлённая розничная торговая сеть. Кроме того, на предприятиях розничной торговли отсутствует натуральный учёт, из-за чего возникают затруднения в своевременности выявления нарушений. Эти объективные условия накладывают отпечаток на формирование способов хищений в торговле, в зависимости от которых осуществляются инвентаризации, направленные контролировать сохранность средств. Значительная часть должностных хищений в торговле совершается упрощёнными способами, то есть путём присвоения выручки или товара. Данные хищения продолжаются сравнительно недолго, сопровождаются примитивными маскировочными действиями и выявляются при своевременном проведении инвентаризации. Наряду с этим в торговле возникает небольшое количество квалифицированных должностных хищений, наносящих ей большой ущерб. Эти хищения совершаются при соучастии других работников предприятия и посторонних лиц. Характерной особенностью хищений этой группы являются создание неучтённых излишков ценностей, с последующей реализацией их без отражения в учёте или крупные растраты, скрываемые путём подлогов в первичных документах и учётных регистрах. Выявление таких хищений затруднено и требует от ревизоров и инвентаризаторов глубокое знание бухгалтерского учёта, методов ревизий и организации торговли. Растраты и злоупотребления всё же возникают в первую очередь, из-за некачественного и несвоевременного проведения инвентаризаций. Организацию, проведение и контроль за проведением инвентаризации осуществляют две комиссии: постоянно действующая и рабочая. Производят контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а так же выборочные инвентаризации в межинвентаризационный период, проверяют правильность выведения результатов инвентаризаций, обоснованность предложенных зачётов по пересортице ценностей в местах хранения, где ведётся количественный учёт. Рассматривают объяснения, полученные от лиц, допустивших недостачу или порчу ценностей, а также другие нарушения, и дают предложения о порядке регулирования выявленных недостач и потерь от порчи ценностей. Однако наличие постоянно действующих комиссий не снимает персональной ответственности руководителя, главного бухгалтера организации или предприятия, а в организациях, имеющих инвентаризационные бухгалтерии, начальников контрольно-инвентаризационных отделов данных бухгалтерий. Так, ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризаций несут руководители организаций. Они обязаны создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия ценностей в сжатые сроки. Главный бухгалтер совместно с руководителем подразделений и служб обязан тщательно контролировать соблюдение правил проведения инвентаризаций. Контрольно-инвентаризационные отделы разрабатывают графики инвентаризаций на предприятиях, участвуют в рассмотрении результатов инвентаризаций, под руководством постоянно действующих комиссий контролируют качество проводимых инвентаризаций и выполняют другие поручения.

Для непосредственного проведения инвентаризаций постоянные комиссии создают рабочие инвентаризационные комиссии. На предприятиях, имеющих отделы а так же кладовые, создаются отдельные инвентаризационные комиссии по каждому отделу, секции, кладовой. Персональный состав рабочих комиссий утверждается приказом руководителя предприятия. В состав рабочих комиссий входят: представитель руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию. В случаях, когда инвентаризация проводится без бригадира, а также после краж и ограблений в состав комиссий включают представителя управления торговли местных исполнительных и распорядительных органов. Рабочие инвентаризационные комиссии выполняют следующие функции: осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах хранения, участвуют в проведении результатов инвентаризаций и разрабатывают предложения по зачёту недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли, вносят предложения по упорядочению приёма, хранения и отпуска материальных ценностей, улучшению учёта и контроля за их сохранностью, а также реализации сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей. Контрольно-инвентаризационная служба выполняет важную задачу по обеспечению сохранности средств и поэтому несёт ответственность за своевременность проведения инвентаризаций.

План инвентаризаций составляется главным бухгалтером по согласованию с директором. Проведение инвентаризаций планируется на год с разбивкой по месяцам исходя из сроков и результатов осуществления предыдущих инвентаризаций и условий работы материально ответственных лиц молодых специалистов. Ежемесячно план работы уточняется и при необходимости корректируется. При этом важное значение имеет правильное установление очерёдности инвентаризаций. В первую очередь переучёты должны быть у лиц, вновь принятых на материально ответственную работу переучёты должны быть у лиц, вновь принятых на материально ответственную работу, а также у недостаточно квалифицированных работников. При определении очерёдности инвентаризаций принимают во внимание факты неритмичного выполнения плановых заданий по объёму товарооборота, неудовлетворительное качество выпускаемой продукции, наличие жалоб покупателей на обсчёт и другие нарушения. Один экземпляр плана инвентаризационной работы представляется для утверждения контрольно-ревизионному отделу потребительского общества. Кроме того, составляется график проведения инвентаризаций товарно- материальных ценностей и контрольных проверок должностными лицами аппарата управления на год в разрезе каждого месяца. В нём предусматривается участие в инвентаризациях и контрольных проверках специалистов. Кроме проведения инвентаризаций в установленные сроки, в планах могут предусматриваться внезапные сплошные инвентаризации, охватывающие все торговые предприятия. Контроль за выполнением плана инвентаризаций, как правило, осуществляется главным бухгалтером, а учёт и проверка качества их проведения – чаще всего начальником. В журнале учёта проведения инвентаризаций, центрируются данные по каждому магазину о времени проведения инвентаризаций и составе комиссий, даже контрольных проверок, результатах инвентаризаций, сведения о результатах инвентаризаций и их качестве. Могут также указываться данные о соблюдении норматива товарных запасов и о неполноценных товарах.

С целью более полного контроля за состоянием инвентаризационной работы целесообразно проводить анализ её эффективности. При этом необходимо учитывать возможные упущения в этой деятельности. Наиболее характерными недостатками инвентаризаций являются следующие: инвентаризационные комиссии действуют как временный орган; специалисты, проверяющие плохо ознакомлены с нормативными актами и слабо знают свои обязанности, права и обязанности, права и ответственность, отсутствует чёткая регламентация инвентаризаций. Исходным моментом для определения непосредственных результатов деятельности должно являться степень или уровень выполнения определённых задач, прохождение этапов проверки. Для этого необходимо, чтобы существовала система показателей, отражающих полноту, своевременность и оперативность выполнения работы; единство в совокупности показателей; сравнимость результатов. Этому требованию в наибольшей мере соответствуют относительные величины. Общий принцип подсчёта отдельных показателей заключается в том, что выбираются отдельные, наиболее важные элементы цикла ревизионной работы или функциональных обязанностей, конечный результат которых поддаётся количественному определению. При этом рассчитанные коэффициенты будут характеризовать эффективность и качество труда. Предлагаемые показатели дают возможность определить качество и эффективность инвентаризаций, сравнить и определить лучшие предприятия по организации и проведению инвентаризационной работы, усилить контроль за качеством мер, связанных с обеспечением собственности предприятия. Вместе с тем целесообразно дополнять сведениями о принятых мерах по возмещению скрытого в процессе инвентаризации ущерба в денежном выражении. Инвентаризация эффективна, если полученный доход превышает затраты на её организацию при соблюдении всех требований к её методике и технике проведения. Используя данные представленных ранее таблиц, можно рассчитать влияние факторов на изменение суммы недостач. Для этого нужно использовать метод цепной постановки.

Необходимо уделять огромное внимание кадрам, особенно молодым. Повысить роль квалификационных комиссий по приёму на работу лиц, связанных с материальной ответственностью, что позволяет практически исключить проникновение на эти должности граждан, имеющих судимость или уволенных по недоверию. Особое внимание уделяется повышению профессионального уровня материально ответственных лиц. Принимаются различные меры по улучшению инвентаризационной работы. Утверждаются списки работников системы, привлекаемых для проведения инвентаризаций. Инвентаризации проводятся только правомочными комиссиями, в состав которых в обязательном порядке входят два специалиста от правления организации, член комиссии контроля за работой торгового предприятия и материально ответственное лицо. Особое внимание уделяется совершенствованию работы с кадрами, воспитанию у них чувства ответственности за порученное дело, укреплению трудовой и производственной дисциплины.

Лица, не внушающие доверия, судимые и допустившие недостачи в больших объёмах освобождены или же освобождаются от занимаемой должности.

Продолжается работа по дальнейшему укреплению счётно-бухгалтерского аппарата. Это позволит более оперативно управлять предприятием, вскрывать недостатки в работе предприятий и принимать меры по их устранении, что играет огромную роль в деле сохранения собственности особенно в условиях рыночных отношений.

Еврейской автономной области является частью финансово-экономической базы и одним из рычагов реализации местной социально-экономической политики. Призвана обеспечивать интересы большого количества людей, проживающих на территории сельского поселения.

Имущество, являющееся на сегодняшний день муниципальной собственностью муниципального образования «Птичнинское сельское поселение» было передано на данный уровень Законом Еврейской автономной области от 01.01.2001 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО и сельскими поселениями, входящими в его состав». Состояние переданного имущества было далеко от совершенства. За период с 2009 по 2012 год сельским поселением пройден сложный путь по освоению, использованию и распоряжению муниципальным имуществом, который даже сегодня нельзя назвать совершенным. В настоящее время на большую часть объектов недвижимого имущества и земельных участков , расположенных под ними зарегистрировано право собственности . Также ведется работа по выявлению безхозяйных объектов, расположенных на территории сельского поселения, которые переводятся впоследствии в муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством.

Перечень муниципального имущества систематизирован в Реестре муниципальной собственности, который ежегодно утверждается представительным органом Птичнинского сельского поселения с учетом вносимых в него изменений.

Структура и состав муниципальной собственности показывает, что она включает в себя множество самостоятельных элементов: земельные участки, жилищный фонд, нежилые помещения, имущественные комплексы, муниципальные учреждения и предприятия, а так же иное движимое и недвижимое имущество.

Законодательство РФ на сегодняшний день позволяет нам передавать объекты муниципальной собственности в возмездное и безвозмездное пользование, сдавать в аренду или отчуждать его в целях пополнения доходной части бюджета.

Как всякий ответственный собственник администрация Птичнинского сельского поселения обязана формировать свою имущественную политику так, чтобы:

Использовать муниципальное имущество как инструмент экономического развития территории;

Использовать имущество по его целевому назначению с извлечением максимального социального и экономического эффекта;

Поддерживать имущественные компоненты в работоспособном состоянии;

Эффективно реализовывать муниципальное имущество;

И конечно приобретать имущество, необходимое для решения социальных задач.

Однако существующая модель управления объектами муниципальной собственности не всегда способствует повышению доходности от их использования. Определенно для эффективного управления муниципальной недвижимостью необходима система, включающая постановку целей и определение задач планирования, организации, исполнения и контроля за исполнением решений, а также последующий анализ их эффективного применения.

Решение проблемы создания эффективной системы управления муниципальным имуществом администрация Птичнинского сельского поселения определила для себя в следующем:

1. Обеспечение надлежащего учета муниципального имущества и ведение его реестра, включающего многоаспектное описание соответствующих объектов учета.

2. Обеспечение оптимальности управленческих решений по распоряжению муниципальным имуществом, а именно по его передачи, закреплении, отчуждении и использовании.

3. Обеспечение надлежащего содержания и эффективного использования, включая меры по повышению инвестиционной привлекательности муниципальной недвижимости.

4. Обеспечение эффективного контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества.

4.1. Цели и задачи контроля

Контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества администрацией сельского поселения осуществляется в целях:

1. Достоверности установления фактического наличия и состояния муниципального имущества, закрепленного за организациями или переданного им во временное пользование, владение, распоряжение в установленном порядке;

2. Повышение эффективности использования муниципального имущества, в т. ч. за счет повышения доходности от его коммерческого использования;

3. Определение обоснованности затрат местного бюджета на содержание муниципального имущества;

4. Обеспечение законности в деятельности юридических и физических лиц по владению, пользованию и распоряжению, имеющимся у них муниципальным имуществом;

5. Приведение учетных данных об объектах контроля в соответствие с их фактическими параметрами.

При реализации определенных целей контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества администрация сельского поселению ставит перед собой следующие задачи:

1. Выявление отклонений, различий между зафиксированным в документах состоянием имущества на момент контроля и его фактическим состоянием;

Например: при необходимости уточняются или изготавливаются новые технические паспорта на объекты контроля.

2. Выявление неэффективно используемых, неиспользуемых или используемых не по назначению объектов контроля;

Например: в 2012 году была проведена инвентаризация объектов жилищно-коммунального назначения и оборудования технически и функционально связанного с ними, а именно непосредственно обследован каждый объект, учтенный в реестре муниципальной собственности и проверка наличия оборудования установленного на данных объектах.

Сейчас началась работа по обследованию жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности для установления законности пользования жилыми помещениями, на предмет их сохранения в надлежащем состоянии нанимателями и использования их по назначению.

3. Определение технического состояния объектов контроля и возможности дальнейшей их эксплуатации.

Например: так же в летний период 2012 года администрацией сельского поселения была заказана независимая оценка объектовжилищно-коммунального назначения и оборудования технически и функционально связанного с ними для определения их нынешней стоимости.

Ежегодно проводится проверка указанных выше объектов, а так же жилых и нежилых помещений для определения их технического состояния, с целью проведения необходимых ремонтных работ и замены морально устаревшего оборудования.

1-2 раза в год, а при необходимости и чаще проводится контроль за техническим состоянием транспортных средств, находящихся в муниципальной собственности, для решения вопроса о необходимости проведения ремонтных работ или о его нецелесообразности, с целью дальнейшего списания транспортных средств и выведения их из учтенного перечня муниципального имущества.

Что касается управления муниципальной собственности с целью повышения доходной части местного бюджета, здесь у администрации сельского поселения есть небольшой опыт по передачи части имущества в аренду. И этот опыт нельзя назвать удачным.

В 2010 году администрацией Птичнинского сельского поселения был проведен открытый конкурс на право заключить договора аренды в отношении объектов теплоснабжения , водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории сельского поселения. По результатам этого конкурса были заключены договора на 25 лет, но по истечении уже 2-х лет арендатор, вышел к собственнику с инициативой расторжения указанных договоров, накопив при этом огромные долги по арендной плате за объекты недвижимого имущества и земельные участки, на которых расположены объекты. Данную задолженность взыскать, пока не удалось. Так же арендатором не проводилась работа по содержанию в соответствующем состоянии переданного ему в аренду имущественного комплекса, в связи, с чем администрации пришлось вкладывать большие финансовые средства для поддержания объектов в технически исправном состоянии.

Таким образом, управление недвижимой собственностью может осуществляться в различных формах, но не всегда выбранная форма управления будет эффективной, поэтому процесс управления муниципальной собственностью требует усовершенствования.

1. Контрольная функция

Контроль осуществляется по следующим направлениям: выполнение планов (программ) по объемам выработанной, отгруженной и реализуемой продукции; обеспечение сохранности собственности предприятия; рациональное и эффективное использование материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов; использование основных средств, амортизационных отчислений, ремонтного фонда; формирование фактических затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции (выполненных работ и оказанных услуг).

2. Обеспечение сохранности собственности

Инструментом для реализации этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности.

В процессе инвентаризации проверяется, все ли хозяйственные операции были оформлены документами и отражены в системном бухгалтерском учете, вносятся ли необходимые уточнения и исправления и увязываются ли показатели текущего учета и фактические данные. Инвентаризация имеет большое значение для правильного отражения всех затрат на производство и реализацию продукции с целью сохранности собственности, особенно в части предупреждения потерь материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.

3. Информационная функция – одна из главных функций.

В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию.

4. Функция обратной связи

Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономного использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования.

Функцию обратной связи, как правило, выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая главным образом из первичной документации.

5. Аналитическая функция – это обеспечение аналитических служб предприятия полной и достоверной информацией для целей проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности с помощью инструментария бухгалтерского учета.

Ценностей

В условиях становления рыночных отношений не теряет ост­роты задача обеспечения сохранности материальных ценностей в организациях любых форм собственности.

Являясь собственниками имущества, хозяйственные общества и товарищества заинтересованы в его сохранности и эффектив­ном использовании. Поэтому одной из важных задач юридичес­кой службы должно быть признано применение правовых средств для обеспечения сохранности имущества. Выполнение этой зада­чи касается практически всех сфер хозяйственной деятельности организаций. Оно предполагает осуществление юридической служ­бой разнообразных мер или участие в этом.

При реализации соответствующих мероприятий юридическая служба в данной работе не подменяет другие звенья организа­ции, а взаимодействует с ними - бухгалтерией, отделами снаб­жения, сбыта, иными структурными подразделениями. Вместе с тем от юристов нередко требуется проявление инициативы для выполнения необходимых мер.

Обеспечение сохранности имущества представляет собой от­дельное направление правовой работы в организации в целом и работы юридической службы в частности. Применение правовых средств для усиления сохранности денежных и материальных цен­ностей определяется в зависимости от того, на какой стадии дви­жения имущества (при транспортировке, хранении, в производ­ственном процессе, отпуске и т. п.) произошли потери, каковы их причины, по вине каких структурных подразделений и лиц они возникли.

Одной из первых и постоянных задач является учет требова­ния сохранности имущества при проверке юристами проектов при­казов, положений, инструкций, договоров и других документов, в которых затрагиваются вопросы сохранности имущества и пре­дупреждения необоснованных потерь. Юридическая служба долж­на добиваться закрепления в таких документах конкретных обя­занностей подразделений и работников по обеспечению сохран­ности материальных ценностей, надлежащему осуществлению при-


faji

Правовая работа


емки, хранения и учета материальных ценностей, предупрежде­ния хищений, прочих потерь, стимулирования за экономию ма­териальных ресурсов.

Юридическая служба должна уделять внимание договору об охране объектов между организацией и охранным предприятием. Деятельность охранных предприятий регламентируется Законом РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной дея­тельности в Российской Федерации» 1 . Статья 1 Закона определяет частную охранную деятельность как оказание на возмездной до­говорной основе услуг физическим и юридическим лицам пред­приятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ор­ганов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 3 относит к видам частной охранной деятельности:

охрану имущества собственников, в том числе при его транс­портировке;

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

Оказание услуг в сфере охраны разрешается только организа­циям, специально учреждаемым для их выполнения.

Положения о частной охранной деятельности не распростра­няются на объекты, подлежащие государственной охране, пере­чень которых утверждается Правительством РФ. Охранным орга­низациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной ох­раны имущества собственников, а также использовать техничес­кие и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и те­лефонной связи.

На частную охранную деятельность распространяются прави­ла применения специальных средств, установленные Правитель­ством РФ для органов внутренних дел. Частные охранники имеют право применять специальные средства для пресечения преступ­ления против охраняемой ими собственности, когда правонару­шитель оказывает физическое сопротивление.

Эффективность охраны может быть обеспечена только при чет­кой разработке и соблюдении условий заключаемого с нею дого­вора. Основанием договора служит составляемый сторонами акт о технической укрепленности объекта и средствах охраны. В дого-

ВВС РФ, 1991№ 17. Ст.


воре следует предусматривать регулярную (не реже двух раз в год) совместную проверку технического состояния объекта. При обна­ружении недостатков в техническом оснащении должны предус­матриваться меры по усилению защищенности и сроки их осуще­ствления. При составлении договора важно обращать внимание на правильность и полноту определения условий об обязанностях ох­ранной организации, обеспечивающих надлежащую охрану объ­екта.

Для охраны должны создаваться условия в осуществлении кон­троля за вывозом из организации материальных ценностей. Тако­во устройство помоста на уровне борта автомобиля или установ­ление зеркал, позволяющих проверять количество мест и вид вы­возимого груза. Должны быть четко определены виды документов на вывоз (вынос) за пределы территории материальных ценнос­тей и подписывающие их лица. Следует обращать внимание на недопустимость вывоза (выноса) материальных ценностей по ус­тным указаниям или запискам руководящих лиц без оформления надлежащих документов.

Вопросы обеспечения сохранности материальных ценностей, их экономного расходования должны отражаться в коллективных трудовых договорах и договорах с материально ответственными лицами. Опыт хозяйствования советского периода позволяет ут­верждать, что особое место среди мер по обеспечению сохранно­сти имущества также и в рыночной экономике может занимать материальное стимулирование за экономию материальных ресур­сов в производстве. Порядок и условия материального стимулиро­вания за экономию ресурсов целесообразно предусматривать в ло­кальных нормативных актах организации: коллективном догово­ре, прилагаемом к нему положении об оплате труда.

Обязанностью юридических служб является надлежащее офор­мление договоров с материально ответственными лицами. В соот­ветствии с Трудовым кодексом РФ договоры о полной матери­альной ответственности могут быть заключены организацией с ра­ботниками, которые занимают должности или выполняют рабо­ты, непосредственно связанные с хранением, обработкой, про­дажей, перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.

Юридический отдел (юрисконсульт) должен проверять и ви­зировать все заключаемые организацией договоры о полной мате­риальной ответственности. При этом следует выяснить, относит­ся ли сторона по договору к категории работников, с которыми согласно действующему законодательству может быть заключен такой договор, своевременно ли заключается договор.

4 Правовая работа


г

Правовая работа

Юристам необходимо обращать внимание на подробное изло­жение обязанностей администрации и материально ответствен­ного лица. Отпуск, увольнение, перевод на другую работу матери­ально ответственных лиц должны проводиться при обязательном документальном оформлении, инвентаризации и полной переда­че числящихся за-ними материальных ценностей. При проверке соответствия закону проекта приказа об увольнении и переводе лица, несущего полную материальную ответственность, необхо­димо убедиться в том, что приказ предусматривает передачу в установленном порядке материальных ценностей другому лицу.

Юридическому отделу (юрисконсульту) рекомендуется орга­низовать совместно с заинтересованными подразделениями (от­дел сбыта, транспортный отдел и др.) изучение материально от­ветственными лицами действующих правил хранения и перевоз­ки материальных ценностей, инструкций о порядке приемки про­дукции и товаров по количеству и качеству.

Вопросы предупреждения и сокращения потерь товаров долж­ны находить решение в заключаемых с контрагентами договорах куп ли-продажи, поставки и др. Так, подлежат конкретизации ус­ловия об используемой таре и упаковке, их совершенствовании для предупреждения утраты товара. Важное значение имеет уста­новление в договорах обязанности использования отправителем специализированной тары и упаковки. Таковы специализирован­ные контейнеры, поддоны, грузовые сетки, оборудование в ваго­нах стеллажей и креплений, увязка изделий в блоки, пачки. Их применение не только позволяет механизировать и значительно ускорить погрузочно-разгрузочные работы, но в несколько раз сокращает потери от боя и затрудняет хищения.

В договорах следует предусматривать предельные размеры од­новременно отгружаемых партий товара, устанавливать расписа­ние отгрузок или интервалы времени между каждой отгрузкой. Данное условие особенно важно при поставках массовых или ско­ропортящихся грузов. Необходимо предусматривать обязанность уведомления продавцом покупателя по телефону или телеграфом об отправке ему товара. Это позволяет покупателю подготовиться к получению товара, своевременно произвести его выгрузку из транспортного средства. Условия, направленные на повышение со­хранности грузов при перевозке, могут предусматриваться также в организационных договорах с транспортными организациями.

Юридическому отделу (юрисконсульту) необходимо участво­вать в разработке документов, касающихся вопросов обеспечения сохранности собственности, в том числе инструкций, устанавли-


13. Обеспечение сохранности материальных ценностей

ваюших порядок поступления и приемки в фирме материальных ценностей, учета их движения с материальных складов в произ­водство, учета выпуска и отпуска готовой продукции.

Юридической службе совместно с работниками бухгалтерии и другими подразделениями следует активно содействовать ликви­дации дебиторской задолженности. В этих целях необходимо: уча­ствовать в организации работы по взысканию задолженности с Л иц, причинивших материальный ущерб хищениями, недостача­ми, порчей материальных ценностей; разрабатывать мероприятия, исключающие возможность пропуска сроков исковой давности на взыскание дебиторской задолженности; контролировать обосно­ванность списания на убытки и отнесения на забалансовые счета сумм, числящихся за неплатежеспособными должниками.

Особое место в вопросах обеспечения сохранности имущества принадлежит четкой организации приемки получаемых матери­альных ценностей по количеству и качеству. Значительная нагруз­ка в организации приемки ложится на юридическую службу.

Основные функции юристов в этом деле сводятся к следую­щим:

1) обеспечение четкого определения в договорах на отчужде­ние и приобретение товаров порядка их приемки по количеству и качеству;

2) контроль за соблюдением установленного нормативными актами и договорами порядка приемки товаров по количеству и качеству;

3) разработка форм актов приемки товаров по количеству и качеству, их распечатка и обеспечение бланками соответствую­щих лиц.

4) организация изучения соответствующими работниками нор­мативных актов, регулирующих порядок приемки, оказание не­обходимой помощи при составлении актов приемки;

5) обеспечение возмещения ущерба, причиненного недоста­чей или недоброкачественностью поступившего товара по вине контрагента или перевозчика.

Юридический отдел (юрисконсульт) должен периодически контролировать соблюдение в организации порядка приемки то­варов по количеству и качеству. При этом необходимо выяснять, правильно ли фиксируются количество и качество товаров в мо­мент их получения от транспортных организаций или поставщи­ков (изготовителей) и в процессе оприходования. При выявлении недостатков следует вносить руководству организации предложе­ния по совершенствованию порядка приемки материальных цен­ностей.




Правовая работа

13. Обеспечение сохранности материальных ценностей

Одной из обязанностей юристов, предусмотренных п. 9 Обще­го положения о юридической службе в части обеспечения сохран­ности материальных ценностей, является участие в работе по лик видации дебиторской задолженности, обеспечение соблюдения за­конодательства при списании денежных средств и материальных ценностей. Данная работа должна носить постоянный характер и проводиться в тесном контакте с бухгалтерией.

При рассмотрении вопросов списания имущества юридичес­кая служба обязана контролировать соблюдение порядка списа­ния и недопущение списания имущества, долгов, недостач и других потерь без принятия всех мер к возмещению причиненного орга­низации ущерба и привлечения виновных лиц к ответственности.

Необходимо совместно с заинтересованными подразделения-ми (бухгалтерия, отделы снабжения и сбыта, производственный и др.) анализировать причины, повлекшие за собой порчу мате­риальных ценностей, а также причины и условия, способствую­щие хищениям, возникновению потерь. При этом, в частности, следует использовать материалы инвентаризаций, ревизий и ауди­торских проверок. По результатам анализа надлежит подготавли­вать соответствующие предложения.

Формы участия юридической службы в работе по списанию с бухгалтерского баланса имущества могут быть различными. Тако­вы непосредственное участие юриста в работе балансовой комис­сии, визирование подготовленных бухгалтерией документов и др. Юристы должны проверять документы на списание, причины пор­чи или недостачи, реальное наличие изношенного или повреж­денного имущества, наличие документов, обосновывающих спи­сание, уточнять, принимались ли меры к установлению винов­ных лиц и привлечению их к ответственности, проверять возмож­ность частичного использования имущества, его реализации. В слу­чае истечения срока исковой давности на взыскание просроченной дебиторской задолженности должны определяться лица, не при­нявшие своевременных мер ко взысканию, для решения вопроса об их персональной ответственности.

Решение о привлечении к материальной ответственности ра­бочих и служащих принимается руководителем организации на основании материалов, которыми подтверждается факт причине­ния ущерба, а также с учетом предложений главного бухгалтера и руководителя юридической службы. На юристе фирмы не толь­ко лежит обязанность передачи материалов в суд, но и участие в деле в качестве представителя организации.

Крупный ущерб зачастую причиняется организациям действи­ями их руководителей и должностных лиц. Прежде всего, имеют-


с я в виду незаконное использование и присвоение средств, упла­та организацией санкций за нарушение договорных обязательств и правил ведения хозяйственной деятельности. Уголовный и Тру­довой кодексы РФ предусматривают возмещение подобного ущерба за счет виновных должностных лиц, в том числе руководителей организации. Имущественные требования к руководителям испол­нительных органов или единоличным органам, виновным в воз­никновении убытков, предъявляются от имени организации уч­редителями (членами) общества.




14. Правовые средства улучшения качества товаров

Улучшение качества выпускаемых товаров - одна из важней­ших задач для большинства российских организаций. Основная мас­са производимых отечественных товаров пока остается низкока­чественной, они неконкурентоспособны на внешнем рынке. Даже на внутреннем рынке их теснят импортные изделия. Только улуч­шение качества товаров гарантирует предприятию их надежный сбыт и, что самое главное, - повышение получаемой прибыли.

Улучшение качества - комплексная задача, решать которую можно только совместными усилиями основных служб и всех ра­ботников организации. Работа по качеству регламентируется раз­личными документами правового характера и требует примене­ния соответствующих правовых средств. Поэтому юрист организа­ции обязан четко представлять себе систему мер правового воз­действия на качество, владеть навыками применения правовых средств в этих целях.

В каждой хозяйственной организации должна быть разработа­на комплексная система управления качеством продукции. При ее создании следует использовать ГОСТы по управлению качеством продукции, утвержденные Госстандартом РФ (№ ИСО 9.000, 9.001 и др.). Зарубежная практика и опыт передовых российских орга­низаций-производителей свидетельствуют об эффективности та­ких систем. Они предусматривают мобилизацию производствен­но-хозяйственных резервов, активное воздействие на организацию производства, переоснащение производства на основе новейших достижений научно-технического прогресса, усиление требователь­ности к смежникам за качество сырья, материалов, комплектую­щих узлов, последовательное повышение технического уровня и качества товаров.

В условиях товарного рынка и развития конкуренции работа по управлению качеством призвана носить постоянный характер и осуществляться в каждой производственной организации. Дан­ная работа должна быть направлена на непрерывное, последова­тельное улучшение потребительских свойств товаров, более пол­ное удовлетворение запросов потребителей, повышение удобства пользования и хранения, совершенствования тары и упаковки и


т, д. Постоянный характер такой работы требует создания в каж­дой организации специальной службы по управлению качеством продукции. Ее деятельность должна осуществляться в тесном вза­имодействии с юридической службой организации.

Деятельность по управлению качеством ведется в различных формах и разными методами. К основным ее направлениям отно­сятся:

определение требований к качеству;

оценка уровня качества;

планирование повышения качества;

экономическое стимулирование;

осуществление производственных, технологических мер;

работа с персоналом;

воздействие на смежников по улучшению качества материа­лов и комплектующих изделий;

надзор и контроль за качеством и принятие мер по результа­там.

Для юридических служб выбор главных направлений в работе по обеспечению качества зависит от таких факторов, как общее положение дел с качеством в организации, состояние производ­ственной (технологической) дисциплины, состояние и техничес­кие возможности производственного оборудования, качество по­ступающего сырья, подготовленность и квалификация рабочей силы и др.

Юридическая служба призвана активно участвовать в разра­ботке, внедрении и совершенствовании комплексной системы уп­равления качеством. Данную деятельность юристы осуществляют во взаимодействии с другими структурными подразделениями, которые в соответствии с возложенными на них обязанностями непосредственно несут ответственность за изготовление и выпуск доброкачественных товаров.

В этих целях юристы участвуют в разработке локальных право­вых актов по вопросам качества, содействуют руководителям и специалистам в использовании правовых средств для обеспече­ния качества.

Первоочередное внимание должно уделяться правовому зак­реплению требований к качеству изготавливаемых товаров, их та­ры и упаковки. В соответствии с Федеральным законом от 27 де­кабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»" в целях максимального учета интересов потребителей и иных лиц для ус-

СЗ РФ. 2002. № 52 (часть I). Ст. 5140.



Правовая работа


14. Правовые средства улучшения качества товаров

тановления показателей качества товаров могут применяться на­циональные стандарты и стандарты оранизаций. Национальные стандарты могут разрабатываться любыми лицами и утверждаться Госстандартом РФ. Национальные стандарты применяются на доб­ровольной основе, применение национального стандарта подтвер­ждается знаком соответствия, выдаваемого органом по сертифи­кации на объекты, прошедшие сертификацию. Стандарты орга­низаций разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно.

Организацией или несколькими организациями может быть создана система добровольной сертификации. При создании та­кой системы устанавливается перечень объектов, подлежащих сер­тификации, и их характеристик, на соответствие которым осуще­ствляется добровольная сертификация. Системой добровольной сер­тификации может предусматриваться применение знака соответ­ствия.

Хотя Гражданский кодекс РФ разрешает оставлять в догово­рах несогласованным условие о качестве продаваемых товаров, практика свидетельствует о том, что покупатели относятся с боль­шим доверием и охотнее закупают товары, качественные харак­теристики которых четко и полно определены стандартом, а со­блюдение требований стандарта подтверждено знаком соответствия. С учетом этого на каждый вид изготавливаемого или осваиваемо­го в производстве изделия следует, по возможности, разрабаты­вать и утверждать стандарт, а на основе сертификации получать знак соответствия. Экземпляры стандарта целесообразно высылать покупателям вместе с предложениями о заключении договора или текстом подписанного договора.

В зарубежной практике более 30 лет успешно используются «ступенчатые» стандарты, предусматривающие несколько повы­шающихся уровней или «порогов» качества на перспективу. Каж­дый порог обычно устанавливает новые требования к качеству од­ного из узлов (блоков) изделия, обеспечивая взаимозаменяемость с прежним вариантом узла и совместимость с остальными узлами. Переход на новые уровни качества осуществляется изготовите­лем по годам согласно договорам. Данный метод использования стандартизации для последовательного улучшения качества изде­лий характеризуется большей экономичностью и удобством при­менения.

В работе по улучшению качества важным фактором является обеспечение поступления от смежников высококачественного сы­рья, материалов, комплектующих частей и оборудования. Эта за­дача не менее сложна и значима, чем использование внутренних


возможностей улучшения качества. Основная нагрузка в оказании воздействия на смежников ложится на юридическую службу. Юри­сты обязаны контролировать закрепление в договорах со смежни­ками требующихся показателей качества закупаемых ресурсов.

При разовом характере закупок материалов, приборов, обо­рудования необходимо тщательно выбирать поставщика, имею­щего высокую репутацию в отношении качества. В договорах, зак­лючаемых на приобретение готовых изделий, сырья и материа­лов, юридическая служба должна добиваться конкретного опре­деления показателей качества. Целесообразно выделять в договоре условие о качестве в виде отдельного раздела договора.

При отсутствии стандарта на реализуемый продавцом товар его качество может определяться согласованным образцом. В этом случае в договоре указываются важнейшие характеристики образ­ца, определяется место его хранения. Сам образец упаковывается, снабжается этикеткой с подписями сторон, опломбируется и пе­редается для хранения соответствующему лицу.

Показатели качества закупаемых товаров могут определяться по каталогам продавцов, на которые делается конкретная ссылка в договоре. Возможно указание основных характеристик товара не­посредственно в тексте договора, хотя это не всегда обеспечивает достаточно полную регламентацию качества. В любом случае юри­дическая служба не должна оставлять неурегулированными в до­говорах условия о качестве.

В договоре важно определять меры ответственности и опера­тивного воздействия на случаи поставки недоброкачественных то­варов. Эффективной мерой является отказ покупателя от получе­ния недоброкачественного товара, доставленного железнодорож­ным и автомобильным транспортом, когда это не противоречит транспортному законодательству. Факт недоброкачественности дол­жен быть зафиксирован актом приемки или записью в товарно-транспортной накладной. В этом случае непринятый груз возвра­щается перевозчиком поставщику.

В договоре следует предусматривать обязанность срочной за­мены продавцом забракованной продукции или устранения недо­статков по требованию покупателя под угрозой взыскания штра­фа или убытков в твердом размере. Возможно установление в до­говоре иных мер воздействия. При этом следует обучать работни­ков отдела снабжения и других соответствующих служб грамотно применять правовые средства в отношении поставщика недобро­качественных товаров.

По-иному должна вестись работа со смежниками, связи с ко­торыми носят устойчивый характер. Здесь важно при выявлении

5 Правовая рабкта



Правовая работа


14. Правовые средства улучшения качества товаров

отгрузок недоброкачественных ресурсов добиваться от смежника исключения впредь таких нарушений либо подыскивать другого более добросовестного поставщика.

Следует использовать долгосрочные связи для последователь­ного по периодам повышения уровня требований к качеству сы­рья, материалов и комплектующих изделий. Дополнительные тре­бования к качеству должны определяться на основании просьб производственных служб и пожеланий покупателей. В договорах необходимо четко определять такие дополнительные характерис­тики и сроки начала поставки изделий согласно новым требова­ниям. Без подобных мер обычно невозможно добиться улучшения качества конечной продукции.

На юристов ложится также обязанность организации приме­нения мер оперативного воздействия и имущественной ответствен­ности в случаях поступления недоброкачественных материалов и изделий.

Контроль за качеством изготавливаемой продукции, а также за качеством поступающего сырья и материалов в организации обычно осуществляется службой или отделом технического конт­роля (ОТК). Однако служба ОТК не должна действовать изолиро­ванно. В организации должна быть создана и внедрена система кон­троля и правовых мер воздействия, которая срабатывала бы в каж­дом случае выпуска недоброкачественных изделий. Главная цель такой системы - не допустить продажи недоброкачественных то­варов, использования некачественного сырья в производстве, пре­дупредить причиняемые этим потери или добиться их возмеще­ния виновными лицами.

Следует иметь в виду, что все виды контроля за качеством продукции не обеспечат надлежащего результата без реальной за­интересованности в этом деле работников организации. Поэтому требуется разработка специальных поощрительных мер за каче­ство.

Юридическому отделу (юрисконсульту) рекомендуется учиты­вать указанные вопросы при разработке документов правового ха­рактера, регулирующих трудовые отношения в организации (пра­вила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, должностные инструкции и т. п.). Целесообразно, чтобы к подго­товке этих документов были привлечены специалисты заинтере­сованных функциональных подразделений. Следует участвовать в проведении с сотрудниками занятий по изучению установленной системы поощрений за улучшение качества изготавливаемых то­варов. Необходимо также анализировать действенность применяе-


мер стимулирования качества и обеспечивать их совершен­ствование.

Юридическому отделу (юрисконсульту) необходимо добиваться правильного применения трудового законодательства при привле­чении работников организации к дисциплинарной ответственно­сти за выпуск брака и иные нарушения требований к качеству. Нельзя, в частности, применять к нарушителям трудовой дис­циплины меры воздействия, не предусмотренные законодатель­ством. При проверке проекта приказа о наложении дисциплинар­ных взысканий необходимо знакомиться со всеми материалами, касающимися дисциплинарного проступка, и прежде всего с объяснениями лиц, в отношении которых издается приказ.

Немаловажное значение значение в борьбе с выпуском бра­кованного товара имеет взыскание сумм ущерба за брак с винов­ных лиц. Статья 248 ТК РФ сохранила порядок, по которому сум­ма причиненного работником ущерба, не превышающая средне­месячного заработка, удерживается по письменному распоряже­нию руководителя. Распоряжение может быть издано в пределах месяца со дня установления размера ущерба.

1. Применение правовых средств для улучшения качества товаров.

2. Основные направления деятельности юридической службы по повышению качества товаров.

3. Способы определения в договорах требований к качеству из­делий.

4. Материальное стимулирование и материальная ответственность

за качество.



15. Защита прав и законных интересов субъектов


Дата добавления: 2015-11-05

  • IV Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
  • IV. Законодательное обеспечение государственной культурной политики

  • Обеспечение сохранности собственности (имущества) организации следует рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова - это деятельность, в процессе которой используются экономические, организационные, идеологические, правовые средства и способы охраны материальных благ, находящихся в хозяйственном ведении, либо в оперативном управлении государственных предприятий и учреждений или в собственности хозяйственных обществ, товариществ, общественных организаций и т.д. В узком смысле - это организация охраны материальных благ преимущественно правовыми средствами. Суть этой деятельности заключается как в установлении компетентными органами государства управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм, так и в применении их в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Заметную роль в данном случае играют аналогичные нормы, но принимаемые и применяемые уже непосредственно в организациях.

    Нарушение вышеназванных норм может повлечь за собой юридическую ответственность, которая применяется на основе специальных норм: уголовно-правовых, административно-правовых, гражданско-правовых и норм трудового права.

    1. Острие правовой работы и ее организация по обеспечению сохранности собственности должно быть направлено на предупреждение правонарушений . Эта работа включает в себя как собственно предупредительную деятельность, так и деятельность по выяснению фактов нарушений законодательства, применения, в случае необходимости, мер юридической ответственности.

    Профилактическая (или предупредительная) деятельность выражается в принятии локальных нормативно-правовых актов (положений, инструкций, стандартов и т.д.), конкретизирующих базовое законодательство в целях надлежащей реализации этих актов, соблюдении порядка приема и перевода материально-ответственных лиц, своевременного заключения с ними договоров о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Здесь же большую роль играет договор об охране объектов собственности между организацией и отделом вневедомственной охраны при органах милиции. Сказанное в равной мере относится и к порядку приема продукции и товаров по количеству и качеству, порядку хранения, учета, движения со склада в производство (реализацию) материальных ценностей, организации материального и морального стимулирования работников за экономию материальных ресурсов.

    2. Выявление причин и условий нарушения соответствующего законодательства, самих фактов такого нарушения, пресечение их представляет собой вторую ступень мероприятий по обеспечению сохранности собственности предприятий в процессе производства, хранения, распределения, обмена и потребления. Содержанием этих мероприятий является организация надлежащего контроля за деятельностью как отдельных должностных лиц, в том числе и материально-ответственных, так и структурных подразделений предприятия.

    В случаях выявления материального вреда, вызванного нарушением законодательства, суть правовой работы сводится к правильному и своевременному определению его размера, установлению лиц, виновных в его причинении, а также обязательному его возмещению в соответствии с действующими нормативными актами.

    Особо следует подчеркнуть, что эффективность всей правовой работы по обеспечению сохранности собственности организаций в значительной степени обусловлена стабильной координацией усилий всех субъектов данной деятельности, постоянного и всестороннего анализа практики использования правовых средств, обеспечивающих сохранность собственности предприятий, предупреждающих и пресекающих факты бесхозяйственности

    3. В деле надлежащего обеспечения сохранности собственности организаций в процессе хранения и производства важная роль отводится локальному нормотворчеству. Локальные нормативные акты призваны конкретизировать нормы централизованного законодательства по вопросам обеспечения сохранности имущества применительно к условиям данной организации, устанавливать наиболее оптимальные варианты хранения имущества или его использования в процессе производства, четко определить права и обязанности (функции) соответствующих должностных лиц, подразделений организации и порядок взаимоотношений между ними по хранению и использованию материальных ценностей. Иными словами, локальные нормативные акты устанавливают как бы весь внутренний распорядок в организации по рассматриваемым вопросам. Точным соблюдением этого распорядка должностными лицами и иными подразделениями организации и обеспечивается сохранность собственности такой организации.

    Правила (положения), направленные на сохранность имущества, могут содержаться как в локальных нормативных актах общего характера, так и специального характера. К локальным актам первого порядка следует, например, отнести Правила внутреннего трудового распорядка предприятия, где закрепляются обязанности работников и администрации по обеспечению сохранности материальных ценностей, порядок приема на работу и перевода материально-ответственных лиц. В Положении об оплате труда должна быть отражена организация материального стимулирования работников за экономию материальных ресурсов. Среди специальных локальных нормативных актов нужно выделить стандарты предприятия. К таковым относятся, в частности, стандарты, определяющие порядок приема продукции и товаров по качеству и количеству, порядок хранения, учета, движения со склада в производство материальных ценностей, выпуск и отпуск готовой продукции. Издание локальных нормативных актов - это составная часть правовой работы, осуществляемой администрацией предприятия. Однако важное значение здесь имеет надлежащая организация взаимосвязи и взаимодействия между администрацией и юридической службой. Юридическая служба должна проверять соответствие действующему законодательству проектов локальных нормативных актов, регулирующих вопросы обеспечения сохранности имущества организаций.

    Кроме того, в целях повышения эффективности правовых средств в деле улучшения организации работы по обеспечению сохранности имущества юридической службе совместно с заинтересованными подразделениями необходимо принимать участие в разработке локальных актов, с тем чтобы в указанных документах были предусмотрены различные формы и методы активного использования соответствующими службами всего арсенала правовых средств, особенно по вопросам:

    Организации работы соответствующих подразделений по приемке поступающей продукции и товаров, хранению и учету движения со склада в производство материальных ценностей, выпуска и отпуска готовой продукции;

    Организации работы структурных подразделений по предупреждению хищений, недостач, порчи материальных ценностей;

    Проведения служебных проверок, оформления документов при обнаружении недостач, хищений, порчи материальных ценностей и передачи материалов следственным органам, суду;

    Материального и морального стимулирования работников за экономию материальных ресурсов, обеспечение выпуска продукции высокого качества.

    4. Юридическая служба должна принимать меры по своевременному и обоснованному заключению договоров о полной индивидуальной и коллективной материальной ответственности . Своевременность заключения таких договоров позволяет в случае причинения ущерба полностью его возместить и тем самым восстановить прежнее имущественное положение организации, сохранить целостность имущества организации от гибели, порчи, утраты и т.п.

    5. Необходимым условием обеспечения сохранности имущества и других материальных ценностей, приобретаемых организацией по договорам с другими организациями, является соблюдение установленного порядка приема продукции и товаров по качеству и количеству. Ответственность за строгое соблюдение правил приемки продукции как по количеству, так и по качеству несут лица, уполномоченные на то руководителем организации. Полномочия по приемке могут быть определены в приказе, должностной инструкции работника или выдаваемой доверенности

    В соответствии с Инструкциями о порядке приемки продукции по количеству и качеству, в ходе приема материальных ценностей составляются акты приемки по количеству и качеству, от своевременного и правильного оформления которых во многом зависит сохранность получаемой продукции.

    Одной из важнейших задач этой юрслужбы является также участие в организации изучения действующих правил по приемке продукции по количеству и качеству, особых условий поставки отдельных видов продукции и т.д Таким образом, обеспечение надлежащего порядка приема продукции и товаров в организации является необходимым этапом правовой работы, направленной на охрану имущества.

    6. Следующий этап правовой работы уже непосредственно связан с самим процессом хранения, учета и движения со склада в производство приобретенных или произведенных материальных ценностей.

    Важнейшим условием обеспечения сохранности материальных ценностей в процессе хранения является надлежащая организация сторожевой охраны. Для организации такой охраны организации, как правило, заключают договоры с отделами вневедомственной охраны при районном (городском) отделе внутренних дел.

    7 . Одним из важнейших направлений всей правовой работы по сохранности собственности является организация надлежащего и действенного контроля за состоянием сохранности имущества организациия и по обеспечению соблюдения требований законодательства при списании материальных ценностей.

    Осуществление постоянного и действенного контроля служит необходимым условием своевременного пресечения и выявления фактов злоупотреблений и хищений со стороны соответствующих должностных лиц и рядовых работников, недостач, утраты, гибели материальных ценностей, условий и причин, приведших к таким правонарушениям. Основными видами контроля за сохранностью имущества организаций, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или в собственности хозяйственных товариществ и обществ, являются инвентаризация, ревизия и систематическая отчетность.

    Инвентаризация представляет собой проверку наличия и состояния материальных ценностей по количеству и качеству, а также денежных средств, осуществляемую либо периодически (в плановом порядке), либо в силу чрезвычайных обстоятельств (например, при обнаружении правонарушений). В обычном порядке инвентаризация осуществляется при наступлении установленных законодательством сроков, в случаях смены материально-ответственных лиц или выбытия из коллектива, с которым заключен трудовой договор о коллективной материальной ответственности, более 50% его членов. Аналогичное решение принимается и при заявлении требования о проведении инвентаризации одного или нескольких членов коллектива. Под чрезвычайными обстоятельствами, которые являются основанием для проведения инвентаризации, понимаются такие факты, как хищение, ограбление, разбой, а также случаи пожаров, землетрясений и других стихийных бедствий.

    Инвентаризация в обычном порядке проводится постоянно действующей инвентаризационной комиссией, состав которой рассматривается и утверждается администрацией предприятия. При необходимости назначения инвентаризации в случае обнаружения фактов хищений, пожаров, стихийных бедствий может быть образована специальная инвентаризационная комиссия. По общему правилу в состав этой комиссии включаются компетентные специалисты данной организации.

    К числу основных инвентаризационных действий относится проверка фактического наличия материальных ценностей, то есть в натуре путем их выявления, оценки и сличения с данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации отражаются в специальном акте, именуемом протоколом рабочей инвентаризационной комиссии.Данный протокол обязательно подписывается всеми лицами, участвовавшими в инвентаризации, иначе он не будет иметь законную силу.

    Ревизия , как одна из разновидностей контроля за сохранностью имущества организаций, представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности организаций или должностных лиц за определенный период. Различается ревизия документальная и ревизия материальных ценностей, которая перекликается с инвентаризацией.

    Документальная ревизия необходима для определения состояния экономики организацийй, сохранности денежных средств и материальных ценностей. Эта ревизия должна быть обеспечена посредством проверки эффективности использования и хранения материальных, финансовых и трудовых ресурсов, своевременности документального оформления хозяйственных операций, причин образования непроизводительных расходов и потерь. Результаты ревизии должны быть оформлены актом. Требования, предъявляемые к таким актам, аналогичны требованиям, предъявляемым к составлению протоколов рабочей инвентаризационной комиссии.

    В хозяйственных обществах проведение ревизий поручается специальному выборному органу - ревизионной комиссии.

    Следует сказать, что контроль за сохранностью имущества предприятий нельзя ограничивать только инвентаризацией и ревизией. Немаловажное значение имеет организация учета, хранения и движения материальных ценностей, качества и полноты, порядка составления установленной законодательством отчетности.

    Обязанностью юридической службы является дача правовой оценки материалам ревизий, инвентаризаций и отдельных проверок с тем, чтобы обеспечить законность сделанных выводов и предложенийНеобходимым условием обеспечения сохранности имущества организации является надлежащая организация правовой работы по возмещению материального ущерба, причиненного организации.

    8. В содержание данной работы входит деятельность по оформлению материалов о хищениях, растратах, недостачах, порче имущества для передачи их в следственные органы, а в необходимых случаях - в суд. С целью правильного и своевременного оформления таких материалов и документов может быть разработан и принят специальный локальный нормативный акт (положение, инструкция и т.п.) по возложению на виновного лица материальной ответственности, по оказанию юридической службой правовой помощи по вопросам взыскания материального ущерба.

    Подготовка и оформление материалов и документов осуществляется бухгалтерской, финансовой и другими службами предприятия, руководителями производственных подразделений. В юридическом оформлении указанных документов принимает участие и юридическая служба организации.

    Работники юридической службы должны принимать активное участие на всех стадиях правовой работы по возмещению ущерба, причиненного правонарушениями со стороны рабочих и служащих.

    Данную работу необходимо начинать сразу же после обнаружения фактов хищений, растрат, недостач, порчи, утраты имущества предприятия Прежде всего нужно добиться от соответствующих служб, должностных лиц надлежащего документального оформления материалов, подтверждающих и закрепляющих факты хищения, утраты материальных ценностей, принять необходимые меры к добровольному возмещению причиненного ущербаНа юридическую службу возлагается обязанность соответствующим образом оформить имеющиеся материалы о правонарушении, либо для предъявления искового заявления, либо заявления о привлечении к уголовной ответственности.

    Если направленное в следственные органы заявление не повлекло за собой уголовное преследование или если возбужденное дело было прекращено, то тем не менее вопрос о предъявлении гражданско-правового иска не снимается. По этому поводу юрисконсульту надлежит проинформировать руководство организации о целесообразности обращения с иском в суд.

    Юридическая служба призвана также оказывать необходимую правовую помощь администрации организации тогда, когда ущерб взыскивается непосредственно администрацией. Характер указанной помощи сводится к проверке проектов приказов администрации, к установлению соответствия этих документов действующему законодательству, соблюдению сроков и всего порядка привлечения к материальной ответственности по распоряжению администрации.

    9. Эффективность правовой работы по обеспечению сохранности имущества, во многом зависит от систематического и глубокого анализа, обобщения и использования достижений практики в этой работе.

    Суть аналитической работы заключается в тщательном изучении причин и условий, порождающих нарушение права собственности или права оперативного управления (хозяйственного ведения) имуществом.

    В этой связи юридическая служба совместно с другими подразделениями должна не только в целом анализировать и обобщать состояние сохранности имущества организации, но и самым внимательным образом изучать каждое нарушение в отдельности, причины и условия, его вызывающие.

    Если, например, речь идет об имеющихся фактах хищений, то необходимо изучить возможные каналы и способы хищений, на какой стадии хранения и производства материальных ценностей произошло хищение, состояние документации, проверить лиц, имеющих доступ к соответствующему имуществу.

    Большую помощь в осуществлении этих мер способно оказать исследование и анализ данных, имеющихся в актах инвентаризаций, ревизий, отдельных проверок, претензионно-исковых материалах, решениях и определениях судов, сообщениях органов прокуратуры, внутренних дел о фактах хищений, недостач, порчи имущества.

    Результаты анализа и обобщений оформляются в виде справки, заключения, служебной записки, в которых должны содержаться не только сам анализ, но и конкретные предложения по устранению причин и условий, мешающих нормальной сохранности имущества. Если в этом есть необходимость, юридическая служба может высказать предложения о применении мер дисциплинарной ответственности к материально-ответственным и другим должностным лицам.

    Целесообразно итоги анализа и обобщения широко использовать при разработке или корректировке совместных планов комплексных мероприятий, приказов, инструкций, положений, стандартов и других документов, направленных на обеспечение сохранности имущества организации.

    Таким образом, правовая работа по обеспечению сохранности имущества организации включает:

    1. Правовой анализ причин и условий, которые содействуют хищению, недостаче, порче материальных ценностей

    2 .Участие в разработке документов по обеспечению сохранности имущества

    3. Оказание правовой помощи в решении вопросов обеспечения сохранности организации в рамках законодательства

    4. Проведение занятий по вопросам сохранности имущества с работниками организации

    5. Проверка соответствия законодательству проектов договоров о полной материальной ответственности отдельных категорий работников

    6. Участие в проверке по сохранности имущества в организации

    7. Оказание правовой помощи в решении вопросов о возмещении ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц

    8. Участие в подготовке материалов по фактам хищений, недостач и других видов правонарушений, нанесших ущерб организации, и представление их следственным органам

    9. Участие в подготовке материалов, связанных с выплатой возмещений лицам, получившим увечье или повреждение здоровья на производстве.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...