Социальные последствия перехода к рыночной экономике. Переход к рыночной экономике с изменением форм и отношений собственности


Глава 1: Переход России к рыночной экономической системе. 4

1.1 Административно-командная экономическая система России. 4

1.2 Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям.. 6

1.3 Программа экономических реформ.. 7

1.4 Понятие переходной экономики. 11

1.5 Закономерности перехода к рыночной экономике. 15

Глава 2: Анализ экономической ситуации в России после перехода. 19

2.1 Макроэкономическая неустойчивость России в период перехода к рыночной экономике. 19

2.2 Возобновление экономического роста в России. 24

Библиографический список. 31

Приложение. 32

Введение

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства.

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека.

Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества.

Именно по этому целью данной курсовой работы является выявление особенности перехода России к рынку и его последствия.

Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:

Рассмотреть основные особенности административно-командной экономической системы;

Выявить исходные позиции перехода России к рыночной экономической системе;

Рассмотреть основные программы экономических реформ в период перехода;

Проанализировать закономерности перехода к рынку;

Рассмотреть последствия перехода;

Проанализировать состояние экономики России после перехода.

Глава 1. Переход России к рыночной экономической системе

1.1 Административно-командная экономическая система России

Эта система господствовала ранее в СССР. Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь, прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В России с административно-командной системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как "общественные" целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда .

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

1.2 Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям

В 80-90-х гг. правительству Советского Союза была предложена программа мероприятий по переходу к рыночно-демократическому обществу под названием "Согласие на шанс". Эта программа была разработана американскими учеными Гарвардского университета совместно с экономистами из Советского Союза Г. Явлинским, M. Задорновым и др .

В соответствии с этой программой в экономической сфере основным принципом являлось создание рыночной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство, т.е.:

легализация основных Экономических прав, начиная с утверждения прав собственности;

приватизация большей части государственных предприятий;

демонополизация в целях создания новых предприятий и свободной конкуренции предприятий;

бюджетная и денежная стабилизация за счет резкого сокращения государственных расходов, субсидий, расходов на оборону и т.п.;

либерализация цен для того, чтобы они могли определяться силами спроса и предложения, действующими на рынке;

нормализация внешней торговли, включая конвертируемость валюты.

За период 1985-1991 гг. Советский Союз сделал первые шаги на пути к демократии:

свободные выборы республиканских и местных органов власти,

отказ от конституционного закрепления монополии КПСС на власть,

принятие законов, гарантирующих независимость печатных изданий,

свободу вероисповедания и выезда из страны.

Часть властных полномочий уже передана с союзного на республиканский уровень, значительно возросли права местного самоуправления. Качественно новый этап политических реформ открыло Заявление Президента СССР и лидеров девяти союзных республик от 23 апреля 1991 г., где было предусмотрено:

завершение работы над новым Союзным Договором между суверенными республиками;

в течение 6 месяцев со дня подписания Договора подготавливается и принимается новая Конституция Союза;

за принятием новой Конституции следуют выборы новых союзных органов власти;

признается право всех республик свободно определять свое членство в Союзе; запрещается дискриминация по национальному признаку .

Этот план, по мнению разработчиков, позволит создать новый Союз на принципах добровольности, равноправия и зашиты прав человека; переломить тенденцию дезинтеграции СССР. После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.

1.3 Программа экономических реформ

Целью программы экономических реформ было создание в возможно более короткий срок в Советском Союзе эффективной рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.

Чтобы можно было рассчитывать на успех, реформы должны быть быстрыми и комплексными, о чем свидетельствует не только практический опыт других стран, но и объективные законы экономики.

Цели, провозглашаемые программой, предполагалось достичь к концу 1997г. К этому времени экономика должна достигнуть финансовой стабильности, а структура форм собственности будет приближена к структуре, существующей в странах Западной Европы. К этому моменту намечается осуществить интеграцию страны в систему мировой торговли; поток товаров, капитала и услуг между Советским Союзом, другими странами с рыночной экономикой станет регулироваться сообразно общепринятым международным правилам. В итоге уровень жизни советских граждан будет приближаться к уровню жизни жителей промышленно развитых стран, укрепив уверенность в правильности выбранного курса.

Развитие рынка в России, как и везде в мире, происходит при обстоятельствах, которые люди свободно не выбирают, а которые даны им и перешли из прошлого.

После окончания гражданской войны в 20-е годы рыночные отношения получили широкое развитие. Но на рубеже 20-х и 30-х годов рынок вырубили до основания: было запрещено свободное предпринимательство и полностью исключена конкуренция. Установилось полное господство государственного монополизма, который опирался на прямое принуждение и приказные меры

Абсолютная рыночная монополия выражалась в двух направлениях:

  • а) государство монополизировало производство и продажу основной массы товаров;
  • б) оно выполняло роль всеохватывающей монопсонии, поскольку закупало основную массу сырьевой продукции (например, продукцию колхозов).

В итоге абсолютная монополия в сфере товарно-денежных отношений стала полной противоположностью конкурентному рынку.

Условия функционирования рынка у нас были таковы, что его положительная роль в развитии экономики практически не проявлялась. Отсюда вытекают заявления об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражает реальность, так как акты купли-продажи существовали, что признавали и признают отдельные экономисты России и Запада (например, В. Ойкен и др.). Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не смог бы существовать. Таким образом, рынок был и есть, но он серьезно деформирован.

Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной системы:

  • 1) отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;
  • 2) чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности);
  • 3) крайне высокая степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие легального частного сектора при расширявшейся «теневой» экономики;
  • 4) сверхмонополизация производства, что в условиях либерализации экономики вело к раскручиванию инфляции;
  • 5) деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду;
  • 6) крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;
  • 7) неконкурентоспособность преобладающей части производств, отягченная затяжным структурным кризисом в сельском хозяйстве.

В 90-е годы были предприняты экономические преобразования, которые были направлены на переход от административно-командной системы к рыночной системе. Однако для перехода к рыночной экономике приходится преодолевать большие трудности. Они связаны прежде всего с тем, что между стартом - абсолютной рыночной монополией и финишем - развитым рынком дистанция огромного размера. Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать болезни рыночной экономики (безработицу, инфляцию, нестабильность), необходимо создать условия для перехода к рыночному хозяйству в России и последующего его развития. Такими условиями являются:

  • 1) наличие в экономике свободных форм собственности и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, достаточное количество производителей, должно быть не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции;
  • 2) обеспечение свободы хозяйственной деятельности, выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, способность свободно распоряжаться частью своих доходов, отсутствие жесткого административного товарного распределения, т.е. свободная купля-продажа;
  • 3) формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены;
  • 4) полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;
  • 5) наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок;
  • 6) свободное маневрирование ресурсами;
  • 7) сохранение наряду с распространением рыночных отношений значительного нерыночного сектора экономики;
  • 8) последовательная интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей
  • 9) обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам.

Специфика вхождения России в систему социально-ориентируемого рыночного хозяйствования определяется следующим:

относительно низким уровнем развитием производительных сил по сравнению с развитыми странами;

ослабленностью мирохозяйственных связей;

сохраняющимся засильем элементов административно-командной системы;

глубоко монополизированной структурой экономики и основных рынков;

оторванностью от человека;

необходимостью сочетания общефедеральных и республиканско-региональных интересов.

Переход к рыночным отношениям осуществляется крайне неравномерно в различных отраслях российской экономики.

Для России характерна относительная зрелость рынка потребительских товаров. По сравнению с социалистическим временем бросаются в глаза несравнимо большая его насыщенность, резкое расширение ассортимента, снятие проблемы дефицита и очередей, а также достаточно активная конкуренция продавцов.

К недостаткам современного состояния рынка потребительских товаров в России можно отнести преобладание импортных товаров, что ведет к экономической зависимости.

Рынок инвестиционных товаров находится в сложном и противоречивом положении. Значительная часть сырьевых ресурсов экспортируется за границу. В условиях экономического кризиса спрос на инвестиционные товары в целом низкий. А в той части, в какой он существует, спрос направлен на импортные товары.

Рынок труда страдает от серьезных структурных перекосов как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Структурная перестройка экономики требует изменений в области занятости населения. Закрытие шахт, оборонных предприятий и т.п., ведет к безработице и одновременной к необходимости широкомасштабной переквалификации значительной части рабочей силы. Серьезным недостатком является также отсутствие полноценной информации о предложении рабочих мест.

Развивается рынок недвижимости (фактор земля): активно продаются и арендуются производственные, офисные, жилые помещения. Земельные участки пока практически не могут быть объектом купли-продажи. В данной сфере широкое распространение получила аренда.

Вплоть до кризиса 1998 г. наиболее быстро развивалась кредитно- финансовая сфера: коммерческие банки, инвестиционные институты, валютные и фондовые биржи, а также соответствующие экономические инструменты (кредит, ипотека, ценные бумаги - облигации, акции). Однако экономическая мощь коммерческих кредитно-финансовых учреждений пока невелика. Недостаточность объемов кредитования в целом, невозможность инвестировать в сферу производства - важнейшие недостатки деятельности коммерческих банков. Именно они привели банковскую систему страны на грань полного развала летом 1998 г. Отказ государства платить по своим обязательствам (так называемый ГКО) привел к фактическому банкротству большинства банков, не имевших более прочной основы для своего бизнеса.

Неравномерным является также переход к рыночной экономике в отдельных регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, где сосредоточены основные банки и другие финансовые учреждения, получило широкое распространение частное предпринимательство. Напротив, в отдаленных регионах и в сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному партенализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентноспособность обрабатывающих отраслей (за исключением военно-промышленного комплекса), неэффективность сельского хозяйства. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции рынка. Поэтому программа экономических реформ должна учитывать эти моменты и отражать определенную логику и следующие этапные задачи формирования рыночной экономики в России:

  • 1)разгосударствление экономики, приватизация, развитие предпринимательства;
  • 2) формирование рынка и его инфраструктуры;
  • 3) демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующей развитию рынка;
  • 4) постепенное ограничение государственного контроля над ценами;
  • 5) осуществление жесткой кредитно-денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении;
  • 6) осуществление активной структурно-инвестиционной политики, которая обеспечила бы необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной переориентации. Таким образом, экономические реформы в России должны быть «настроены» на человека, на удовлетворение его потребностей, развитие его личности.

Бывшие советские республики, особенно Россия, поставили перед собой задачу перехода к рыночной экономике. Каковы же компоненты такой сложной программы реформ?

Приватизация

Если должно возникнуть предпринимательство, то должны быть установлены и защищены законом права частной собственности.

Это означает, что го­сударственная собственность - пахотные земли, жилье, фабрики, станки и оборудование, магазины - должны перейти к частным владельцам. Это также означает, что должно быть разрешено образование и развитие новых частных фирм.

Поощрение конкуренции

Промышленный сектор бывшего Советского Сою­за состоял из крупных принадлежащих государству предприятий со средним числом работников более 800 человек. От 30 до 40% всей промышленной про­дукции производилось «отраслями», состоявшими из одного предприятия. Когда одну и ту же продук­цию производили несколько предприятий, их дей­ствия координировались в процессе планирования таким образом, что создавался картель. Короче го­воря, большая часть продукции выпускалась в мо­нопольных или почти монопольных условиях.

Переход к эффективной рыночной экономике требует отмены этих государственных монополий и разработки антитрестовских законов для поддержа­ния конкуренции. Приватизация без демонополиза­ции принесет мало выгод экономике в целом. Суще­ствующие монополии должны быть реструктуриро­ваны или разделены на отдельные конкурирующие фирмы. Например, предприятие, производящее трак­тора и состоящее из четырех заводов, могло бы быть разделено на четыре конкурирующие фирмы. Сле­дует установить и гарантировать права вхождения но­вых фирм в ранее монополизированные отрасли. Совместные предприятия, образованные российски­ми и иностранными компаниями, обеспечивают воз­можность не только расширения конкуренции, но и открытие экономики для международной торговли. Новые законы дали возможность иностранным фир­мам инвестировать непосредственно в российские предприятия.

Ограничение и изменение роли правительства

Переход к рыночной экономике уменьшает эко­номическую роль правительства. Правительство должно свести свое участие к обеспечению соответ­

ствующей законодательной базы; поддержанию кон­куренции; сокращению неравенства в распределе­нии доходов и богатства; проведению корректиров­ки в тех случаях, когда издержки или выгоды пере­лива капиталов становятся слишком большими; предоставлению общественных товаров и услуг; ста­билизации экономики (см. гл. 5).

Многие из этих функций являются новыми для российского правительства, по крайней мере в ус­ловиях рыночной системы. При централизованном планировании безработица и явная инфляция на­ходились под контролем. Исторически грандиоз­ные производственные планы и избыточная заня­тость на предприятиях приводили к низким уров­ням безработицы, а государственное ценообразо­вание контролировало их уровень. Таким образом, возникла задача разработки монетарной и фискаль­ной политик и организационных изменений, не­обходимых для их внедрения, чтобы косвенно обес­печить макроэкономическую стабильность. Рест­руктурирование, скорее всего, приведет к значи­тельному уровню краткосрочной безработицы, ког­да неэффективные государственные предприятия закроются или окажутся нежизнеспособными при частном владении. Поэтому должна быть установ­лена приоритетная цель - гарантирование социаль­ного обеспечения российских граждан. В частности, должна быть создана программа страхования от безработицы не только в целях поддержания ра­венства, но и для того, чтобы уменьшить сопро­тивление рабочих переходу к рыночной экономи­ке. Для поддержания конкурентных рынков потре­буется какая-то разновидность антитрестовского законодательства.

Реформа цен: отмена контроля

В отличие от конкурентных рыночных цен, цены, установленные советским правительством, не име­ли никакого отношения к экономической ценнос­ти продукции и ресурсов. В эффективно функцио­нирующей конкурентной рыночной системе пре­дельная цена продукции равна ценности, которую потребители ей приписывают («выгоде») и ценнос­ти ресурсов, затраченных на ее изготовление («из­держкам»). Когда свободный рынок достигает это­го равенства для всех товаров и услуг, редкие ресур­сы экономики эффективно используются для удов­летворения нужд потребителей.

Но в бывшем Советском Союзе цены исходных материалов и продукции фиксировались прави­тельством и во многих случаях не менялись в тече­ние длительного периода времени. Поскольку цены на исходные материалы не отражали относитель­ной редкости ресурсов, предприятие не имело воз­можности минимизировать реальные издержки производства. При фиксированных ценах нельзя произвести единицу некоторого товара X таким образом, чтобы минимизировать альтернативные издержки.

Пример: высокие цены на электроэнергию при­вели к тому, что в условиях рыночной экономики фирмы стали уменьшать ее использование. Но в бывшем Советском Союзе (крупнейшем произво­дителе электроэнергии в мире) цены на электро­энергию были занижены, и отрасли использовали в два-три раза больше энергии на производство еди­ницы продукции, чем ведущие промышленно раз­витые страны.

При переходе от цен, определяемых государст­вом, к ценам, устанавливаемым рынком, возникает сложная проблема, потому что исторически цены на многие основные потребительские товары были зафиксированы на низком уровне. Обоснование та­кой политики в СССР заключалось в том, что низ­кие цены обеспечат доступность этих товаров для всех. Как показывает рис. 40-1, такая ценовая по­литика помогает объяснить хронический дефицит товаров и длинные очереди, раздражавшие потре­бителей в бывшем Советском Союзе. Полностью не­эластичная кривая предложения Б отражает фикси­рованное производство, например обуви, определя­емое принятым планом. (Не обращайте в данный


При централизованном планировании цены устанавливались ниже равновесных Р, на многие основные потребительские то­вары, чтобы сделать их широко доступными. Но в действитель­ности при таких низких ценах требуемое количество превышает поставляемое, а дефицит означает, что многие потребители не могут получить этот товар. При отсутствии приватизации отказ от государственной фиксации цен привел бы к повышению цены с Р, до Ра. 8 случае приватизации и сопутствующем ей увеличе­нии производства по мере повышения цены, цена увеличилась бы с Р, до Ре. 8 любом случае можно было ожидать, что отпуск цен приведет к инфляции.

момент внимания на кривую предложения 5".) Кри­вая спроса, как и в рыночной экономике, наклоне­на вниз. При заданной величине £ равновесная цена равна Ра.

Но, пытаясь сделать обувь более доступ­ной для людей с низкими доходами, государство фиксировало цену на уровне Р{.

Но не все, кто хотел бы купить туфли по цене Рр могли их получить. При цене Рр спрос был заметно больше, чем предложение, поэтому наблюдался из­быток спроса, или дефицит. Это объясняет длинные очереди потребителей и пустые прилавки. Напротив, были широко распространены «черные» рынки, где товары продавались по заметно более высоким це­нам, чем те, которые устанавливало государство. (Ключевой вопрос 7.)

Присоединение к мировой экономике

Советский Союз был изолирован от мировой эко­номики в течение почти трех четвертей века. Клю­чевой аспект перехода состоял в том, чтобы открыть его экономику для международной торговли и фи­нансов.

Одной из основных задач было превращение руб­ля в стабильную конвертируемую валюту. Конверти­руемость и стабильность были необходимы для того, чтобы Россия могла увеличить свое влияние в меж­дународной торговле и финансах. Фирмы не могут продавать товары в России или покупать их, если не будет установлен реалистичный обменный курс руб­ля. Не следует также ожидать, что западные фирмы станут инвестировать в бывший Советский Союз, если не будут уверены, что рубль можно обменять на доллары и другую «твердую» валюту. Американские и другие западные фирмы хотят получать свою при­быль в долларах, иенах, фунтах и марках, а не в руб­лях.

Открытие российской экономики для мировой торговли будет полезным, потому что мировые рын­ки являются источниками конкуренции и местом приобретения необходимых высоких технологий у промышленно развитых стран. Либерализация меж­дународной торговли будет побуждать приватизиро­ванные российские предприятия эффективно произ­водить продукцию, удовлетворяющую мировым стандартам качества. Кроме того, свободная между­народная торговля позволит России реализовать выгоды от производства, основанного на сравнитель­ном преимуществе, - выигрыш в доходе, который она долго не получала из-за своей изоляции.

Макроэкономическая стабильность

Переход к свободным рынкам также увеличивает возможность возникновения высокого уровня ин­фляции. Рассмотрим снова рис. 40-1. Когда будет отменен контроль государства над ценами, то они повысятся с Ррро Ра. При приватизации это возра­стание цен будет несколько смягчено дополнитель­ным ростом производства продукции, вызванным повышением цен. Как показывает кривая предло­жения 5" на рис. 40-1, частные производители отве­тят на повышение цен увеличением объема поста­вок продукции. Тем не менее цены значительно вы­растут - с Рряо Ре. Аналогично поднимутся цены на масло, мыло, мясо, жилье, водку и другие товары и услуги, цены на которые будут либерализованы. В процессе перехода крайне важно контролировать инфляционное давление.

Наихудшим сценарием является гиперинфляция, когда наблюдается «бегство от наличных денег» и рубль перестает функционировать в качестве эффек­тивного средства обмена, так как фирмы и потре­бители считают его неприемлемым. В этих услови­ях спекуляция и накопление запасов вытесняют производство и экономика полностью останавли­вается. Быстро и неравномерно повышающиеся цены создают неблагоприятную обстановку для при­нятия микроэкономических решений. Достижение производства с наименьшими издержками (эффек­тивность производства) и с наиболее желательным ассортиментом продукции (эффективность распре­деления ресурсов) возможно при определенном уровне ценовой стабильности.

Наконец, высокая и динамичная инфляция ос­ложняет достижение других экономических целей. Приобретение бывших государственных предприя­тий частными покупателями, установление конвер­тируемости рубля и привлечение внутренних и ино­странных инвестиций для модернизации экономи­ки проводить гораздо труднее в условиях неопреде­ленности, вызванной быстро повышающимся уров­нем цен.

Общественная поддержка: отношения и ценности

Реформы, включающие переход от планирования к рынку, должны иметь широкую общественную поддержку. Рассмотрим некоторые возможные трудности.

1. Сопротивление бюрократии. Реформы угрожают сохранению рабочих мест и статуса многих бывших членов партии и бюрократов. Во многих случаях эти индивиды продолжают занимать престижные долж­ности и хотели бы сохранить их. К сожалению, быв­шие государственные предприятия и другие активы с наибольшей вероятностью перейдут в руки тех самых бюрократов, которые раньше управляли раз­валившейся системой центрального планирования.

2. Стимулы для рабочих. При системе капиталисти­ческих стимулов большая часть рабочих и управ­ленцев стремится соблюдать трудовую дисциплину и работать более напряженно и производительно. Такие мотивы трудно приживаются в экономике, ко­торая исторически не стремилась удовлетворять потребности работников. Увеличение заработной платы не обеспечивает стимулов без соответствую­щего улучшения количества и качества жилья, про­довольствия и других потребительских товаров и услуг.

Некоторые наблюдатели говорят, что многие граждане бывшего Советского Союза и других ком­мунистических стран приобрели такую трудовую мораль и черты характера, которые можно изменить только постепенно. Неторопливая работа, нежелание брать на себя ответственность, сопротивление пере­менам и нововведениям, приоритет количества про­дукции над качеством, быстрое продвижение в долж­ности, основанное на связях и партийной принад­лежности, а не на эффективности работы - вот ка­кие качества преобладали в период социализма. Было бы наивным предполагать, что население об­ладает трудовой этикой и духом предприниматель­ства и эти свойства проявятся, как только будет уб­рана тяжелая рука централизованного планирова­ния. Гражданам более 70 лет внушали, что частная собственность, прибыли и капиталистическое пред­принимательство - это зло. «Осадок коммунизма» в умах не так легко растворить и убрать.

При переходе к рыночной экономике в РФ изменилась форма собственности. Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность - это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил.

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

Установление господства государственной собственности, отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших хозяйственных задач.

На развитии государственной собственности базировался процесс расширенного воспроизводства. Централизация собственности являлась основой относительного равенства в распределении материальных и духовных благ между членами общества.

Бесспорная защита собственности, зафиксированная государственными актами и проводимая в жизнь через юридические каналы, является непременным условием рыночного обмена. Когда собственность может быть быстро и гарантированно передана от одного лица другому, ресурсы быстро переливаются туда, где они используются наиболее эффективно.

Опыт многих стран показал, что для создания эффективной рыночной системы, основанной на конкуренции, необходимо законодательное закрепление трех различных объектов собственности. Это, во-первых, недвижимое имущество (недвижимость), во-вторых, движимое имущество (движимость) и, в-третьих, интеллектуальная собственность.

К недвижимому имуществу относятся производственные и непроизводственные помещения, дороги, транспортные сооружения, различные объекты инфраструктуры.

Один из важнейших объектов недвижимости - это земля. Частная собственность на землю является основой большинства личных состояний в рыночной экономике.

Движимость включает имущество, допускающее его свободное перемещение: машины, оборудование, инструменты, автомобили, мебель, ценные бумаги и т.д.

Третьим типом является интеллектуальная собственность. Она выступает в виде изобретений, программного обеспечения электронной техники, рукописей, достижений в искусстве и других продуктов человеческого интеллекта. Патенты, авторские права, товарные знаки и другие регистрирующие документы дают право на эти виды собственности.

Когда все упомянутые выше элементы отношений собственности законодательно закреплены, рыночная экономика получает необходимый простор для эффективного функционирования и развития.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Экономическая наука и её предмет

Предмет экономической теории менялся по мере развития науки первоначально экономическая теория изучала только особенности домашнего хозяйства.. место экономической науки в.. рис закон оукена..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Место экономической науки в системе знаний
Экономическая наука охватывает ряд самостоятельных научных дисцип­лин - макро-, микроэкономику, политическую экономию, маркетинг, менеджмент, страховое дело, теорию финансов и денег и др. Методолог

Методы экономической науки
Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, то есть таких приёмов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из

Функции и структура экономической науки
Экономическая наука выполняет три основные функции: Во-первых, это познавательная функция. Она означает, что экономическая теория как наука служит людям для т

Структура экономической науки
Экономическая наука имеет сложную структуру. Это отражает сложное строение экономической действительности. Современную экономическую науку можно уподобить дереву, "стволом" кото

Общие проблемы экономического развития. Блага и потребности
Общественное производство возникает и существует благодаря двум человеческим качествам: потребности в благах и способности к труду. Единство этих двух качеств является побудительным мотивом любой э

Проблема редкости и выбора в экономике
Удовлетворение потребностей является целью любого производства, в этом заключается смысл экономики и деятельности людей. При этом необходимо учитывать два момента: 1. Экономические потребн

Виды потребностей
Поскольку человеческие потребности разнообразны, поэтому необходима их классификация. Можно выделить следующие критерии классификации: · по значимости (первичн

Экономические ресурсы
Для удовлетворения потребностей необходимо иметь возможности их удовлетворения, другими словами нужны ресурсы, факторы производства. Ресурсы - это имеющиеся в распоряжении

Модели экономических систем
Экономическая система – это упорядоченная структура связей между людьми в отношении производства и потребления материальных благ и услуг. В экономической системе всегда су

Эффективность использования ресурсов. Кривая производственных возможностей
Производственные возможности – это возможности производства экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития научно-технического про

Виды смешанных экономических систем
Смешанная экономика –экономическая система, занимающая промежуточное положение между централизованной плановой и рыночной экономикой. Экономика смешанного типа ре

Модели в рамках систем
Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создает

Понятие и сущность рынка, субъекты, объекты
Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства,

Функции рынка
Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состо

Рынок и условия его возникновения
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. понятие рынок - это система экономических отношений

Виды рынков
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений: -рынки предметов потребления и услуг; -рынки средств производства; - рынки научно-технических разработок; -рынки ценных

Объекты и субъекты собственности
Подсубъектами собственности понимают конкретных людей (группы), которые вступают между собой в отношения собственности. Объектом собст

Формы и виды собственности
Основными формами собственности являются: частная, коллективная (групповая) и общественная. Частная собственность имеет место там, где средства и результаты произво

Понятие, объем и функции спроса
Спрос – (D): спрос на товар или услугу – желание и способность покупателей купить какое-либо количество товара по определенной цене. Спрос – это интересы покупателей. ФУНКЦИЯ СПРОСА - зави

Факторы, влияющие на изменение спроса
Спрос не является величиной постоянной, он находится все время в движении. Существует ряд ценовых и других факторов, непосредственно влияющих на величину спроса у потребителей. Среди них:

Кривая спроса. Закон спроса
Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса. ЗАКОН СПРОСА гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокр

Предложение и факторы его определяющие, кривая предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияющие на объем предложения:

Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена
Установление равновесной цены происходит на конкурентном рынке под влиянием общих тенденций и специфических особенностей как спроса, так и предложения. Рис. 1. График рыночного равновесия спроса и

Эластичность спроса
Эластичность спроса - изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; эластичным спрос Ed

Эластичность предложения
Коэффициент эластичности предложения выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении цены товара на 1%, то есть отношение изменения предлож

Потребительское поведение. Убывающая полезность
1. Рациональность поведения потребителя и закон убывающей предельной полезности. В основе потребительского выбора всегда лежит желание покупателя удовлетворить ту или иную потребнос

Кривые безразличия
На графике на одной оси отложено число единиц товара X, на другой - число единиц товара Y. Соединив точки А, В, С, D получим кривую U1, каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц т

Кривые безразличия обладают следующими свойствами
Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действ


В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции: § Ползучая (умеренная) - рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимост

Социально-экономические последствия инфляции
Инфляция оказывает влияние на объем национального производства. Например, гиперинфляция производства и обмена ведет к их остановке, что в свою очередь приводит к понижению реального объема национал

Инфляция в современной России
Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. Российский тип отличается от всех других известных типов, это объясняется у

Безработица и ее показатели
Безработица носит общеэкономический характер, являясь следствием функционирования всего хозяйственного механизма, ибо рынок труда не обособленная система социально-трудовых отношений, он органическ

Основные формы безработицы
Безработица, как экономическая категория, представляет собой многоплановое, неординарное явление, имеющее многообразные формы своего проявления. С позиций причин возникновения и характера в

Занятость в современной России
Не работает как следует меха­низм заинтересованности трудовых коллективов в высвобождении работни­ков в связи с ростом производительности труда и продолжают накапли­ваться резервы

Макроэкономические показатели
Для анализа состояния национальной экономики рассчитывают макроэкономические показатели- это некоторые оценочные показатели, позволяющие отражать количество производимой продукции в стране, величин

Методы расчета ВНП
Для измерения Валового национального продукта используют три способа: 1. По расходам на покупку общего объема произведенной в данном году продукции (метод конечног

Связь ВВП с другими показателями
(+ смотри все формулы из 39 вопроса где учавствует ВВП,не стала дублировать) Взаимосвязь макроэкономических показателей может быть представлена следую

ВНП и экономическое благосостояние
Основным показателем, характеризующем экономическую деятельность общества и его благосостояние, является валовый национальный продукт. Валовый национальный продукт - это общая рыночная стоимость по

Система национальных счетов
Система национальных счетов - это система взаимосвязанных показателей и классификаций (например, в виде таблиц), применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях ры

Фазы цикла
. Как правило, экономика проходит последовательно 4 фазы Первая важнейшая фаза экономического цикла – кризис (рецессия, сжатие, спад), для которого характерны следующие черты: превышение

Структурные кризисы
В отличие от циклических кризисов перепроизводства структурные кризисы проявляются в изменении не общей экономической конъюнктуры, а в каких-то отдельных отраслях или сферах экономики. Экономическа

Экономические теории циклов
Экономические теории циклов возникли в качестве реакции на неустойчивое положение капиталистической экономики, развитие которой периодически нарушалось кризисами. До 1930-х гг. господствующее полож

Происхождение и сущность денег
Деньги – это особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют со

Виды денег
Деньги в своем развитии выступали в двух видах: действительные деньги и знаки стоимости (заменители, заместители).Действительные деньги – деньги, номинальная (обоз

Функции денег
Деньги выполняют следующие пять функций, это мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги. 1. Функция денег как меры стоим

Функция денег как средства обращения
При прямом товарообмене (товар на товар) купля и продажа совпадали во времени и разрыва между ними не было. Товарное обращение включает два самостоятельных акта, разделенных во времени и пространст

Наличный и безналичный оборот денег
.Наличное денежное обращение – это сумма всех платежей, совершенных наличными деньгами в экономике за определенный период. Безналичное денежное обращение – это

Центральный банк, как главный элемент финансовой системы России
Центральный банк страны является главным элементом банковской системы любого государства. Исторически центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии (выпуска) банкнот.

Финансы как система экономических отношений и их функции
Фина́нсы (от лат. financia - наличность, доход) в российской научной и учебной литературе определяются как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе

Функции финансов
Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

Финансовая система государства и ее элементы
Понятие финансовой системы является развитием более общего определения "финансы". Финансы - историческая категория они тесно связаны с государством, которому для выполнен

Понятие международных финансово-кредитных отношений
Международные финансовые отношения- это система наднациональных денежных отношений, опосредствующая движение капитала и денежных потоков в мировом хозяйстве. Их цель

ТЕМА 21. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.Сущность переходной экономики и переходного периода. Концепции переходной экономики.

2.Основные закономерности переходного периода и направления реформирования экономики.

1. Сущность переходной экономики и переходного периода. Концепции переходной экономики.

Переходная экономика – это соединение элементов административно-командной и современной рыночной систем. В результате того, что постоянно происходит усиление рыночных элементов и ослабление элементов административно-командной системы, подобной системе присуща изменчивость, нестабильность как одна из самых характерных ее черт.

Переходный период – это отрезок времени, в течение которого происходит демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов.

Необходимость перехода от административно-командной системы к современной рыночной тем, что первая не смогла обеспечить высокий уровень производительности труда, высокие темпы экономического роста и высокий уровень жизни населения. Анализ состояния экономики нашей страны и других социалистических стран вызвал необходимость экономических реформ, для проведения которых необходим особый период, - называемый переходным.

Большинство экономистов считают, что продолжительность переходного периода 10-15 лет. Начинается он с утраты государственной власти коммунистической партией, прекращения функционирования прежних законодательных и исполнительных органов власти, т.е. смена политического строя является необходимым условием осуществления рыночных преобразований. Демонтаж старого происходит быстро, в течение нескольких месяцев, формирование новой системы - более длительный срок.

В России рыночные реформы начались с января 1992 года, им предшествовали драматические события 1991 года, распад СССР, самороспуск Верховного Совета, отказ Президента от власти. Первоначально предполагалось, что в нашей стране сложится экономика, основанная на частной собственности и конкуренции, подобная экономической системе США. Однако практика показала, что цель преобразований в России – социальная рыночная экономика, которая представляет собой особый тип рыночной системы, который предусматривает активное участие государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Существует две концепции перехода к рыночной экономике – градуализм и шоковая терапия.

Градуализм (постепенность) – это экономическая концепция, предполагающая проведение медленных, последовательных реформ и значительную роль государства в их проведении.

Шоковая терапия – это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка быструю и одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета.

В разных странах вполне успешно использовалась на практике и та, и другая концепция (в Китае – градуализм, в Польше, Чехии, Эстонии - шоковая терапия). Выбор, в результате, зависит от конкретных экономических и политических условий.

2. Основные закономерности переходного периода и направления реформирования экономики.

К основным закономерностям, складывающимся в переходный период относятся:

1.Утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами, значительная часть которых переходит в частную собственность, создание вместо принудительных распоряжений системы экономического воздействия на предприятия денег, налогов и других финансовых институтов.

2. Бюджетный кризис, хроническая нехватка средств в государственной казне, задолженности по выплате заработной платы, обеспечению бюджетной сферы.

3. Трансформационный спад, т.е. спад производства в результате отсутствия координации между экономическими агентами, когда плановые механизмы координации разрушены, а новые, рыночные не созданы, сбрасывание избыточного производства в отдельных отраслях (например, военной продукции), свертывание неэффективных предприятий, падение объемов производства как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, ориентация на зарубежную продукцию.

4.Социальная дифференциация общества (разделение на богатых и бедных), ухудшение условий жизни большей части населения, рост преступности и криминализация структур государственного управления.

Переход от административно-командной системы к современной рыночной экономике в разных странах имеет общие тенденции. Этот процесс включает, с одной стороны, глубокие институциональные изменения (прежде всего в отношениях собственности), а с другой стороны, предполагает осуществление стабилизационных мер (преимущественно в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании).

Основными направлениями реформирования экономики являются следующие:

    Макроэкономическая, прежде всего финансовая, стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью подавления инфляции, безработицы и стимулирования экономического роста.

    Приватизация, т.е. изменение характера собственности посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности частным экономическим субъектам с целью повышения эффективности производства.

    Либерализация, т.е. обеспечение свободы экономической деятельности предпринимателей, снятие или сокращение государственного контроля во всех сферах хозяйственной деятельности, прежде всего путем отмены директивного планирования, централизованного ценообразования, государственной монополии внешней торговли.

    Интеграция в мировое хозяйство.

    Институциональная трансформация, т.е. формирование рыночных институтов, рыночных организаций и рыночных правил игры, новых механизмов установления хозяйственных связей.

    Демонополизация экономики и поощрение конкуренции путем снятия ограничений на движение товаров на внутреннем рынке.

    Перестройка структуры экономики в направлении опережающего развития производства продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках.

    Переход к адресной системе социальной поддержки, с тем чтобы облегчить части населения приспособление к условиям рыночной экономики.

Закономерности перехода

В западных странах, в международ­ных экономических организациях, об­суждая проблемы перехода (transition), нередко страны с переходной эконо­микой (транзитники) трактуют расши­рительно, присовокупляя к ним и так называемые страны с развивающими­ся рынками. Рекомендуя те или иные меры оздоровления и оживления эко­номики, ставят в один ряд множество стран с несовершенными рыночными институтами, у одних - в связи с пе­режитым социалистическим экспери­ментом, у других - из-за общего низ­кого уровня развития и феодальных пережитков. Заметим, что эти два мно­жества пересекаются.

Договоримся, что здесь мы ведем речь только о первых - о бывших со­циалистических странах и о процессах их трансформации.

Тем не менее анализ закономерно­стей перехода представляет и теорети­ческий, и практический интерес. Во-первых , переходный период во многих странах еще далек от завершения и, зная закономерности - что возможно и что невозможно, легче строить по­литику, строить планы в отношении того, что еще предстоит сделать. Во-вторых , о прошедших и предстоящих реформах не прекращаются идеологичес­кие споры. Во многих странах опреде­ленными группами лиц констатируется провал реформ по причине неправиль­ной политики, которая признается глав­ным, едва ли не единственным факто­ром успеха или поражения независимо оттого, с какими она сталкивалась ог­раничениями. А уж с тем, насколько распространены подобные оценки, связаны и серьезные политические следствия: какие деятели могут рабо­тать в правительстве, а какие нет, кого подвергнуть остракизму, несмотря на выдающиеся профессиональные и по­литические качества, и кого выдвигать. Поэтому мы посвятим главу зако­номерностям переходного периода. На­копленный опыт позволяет утверж­дать, что, несмотря на разнообразие условий в разных странах, они суще­ствуют. В то же время последующее из­ложение не претендует на исчерпыва­ющий характер.

Несовместимость двух систем

Эффективная же рыночная экономи­ка требует всего круга реформ и преоб­разований, в их числе и таких, которые иногда и сегодня еще не осуществлены даже в развитых странах с рыночной эко­номикой. Здесь речь идет уже о реформах второй очереди.

Реформы первой очереди включают:

Либерализацию;

Финансовую стабилизацию;

Приватизацию.

Эти три ключевых слова - три кита первого этапа рыночных реформ.

Либерализация охватывает:

    переход к свободной торговле и свободным ценам;

    демонтаж планово-распределитель­ной системы, иерархической структу­ры управления и переход к сетевой структуре договорных отношений;

    отмену монополии внешней тор­говли, открытие экономики;

    введение свободного рыночного курса национальной валюты взамен его государственного регулирования; обес­печение конвертируемости националь­ной валюты по текущим операциям.

Финансовая стабилизация предпо­лагает приостановление инфляции пос­ле либерализации и стабилизацию на­циональной валюты.

Она состоит в:

    переходе к жестким бюджетным ограничениям на всех уровнях;

    создании налоговой системы и на­лаживании налогового администриро­вания;

    организации надежного контроля за бюджетными расходами;

    ограничении денежной массы и переходе к рыночному формированию процентных ставок;

    организации надзора за коммерчес­кими банками.

Приватизация призвана перенести ответственность и риск с государства на частных собственников, заменить боль­шую часть государственной собствен­ности частной, создать тем самым но­вую систему хозяйственных мотиваций и полноценных рыночных агентов.

К этому добавляются в составе пер­воочередных реформ налоговая рефор­ма, создание системы коммерческих банков и двухуровневой банковской системы, а также рынка рабочей силы с отменой государственной системы регулирования оплаты труда. Это тот минимальный набор, который должен быть реализован за сравнительно ко­роткое время, чтобы создать зародыш, генотип рыночной экономики и дать практически во всех странах с начальный импульс для ее развития.

усиление открытой инфляции, хотя масштабы этих явлений были различ­ны.

Исключение составляют Китай и Вьетнам. Объяснение этому феномену чаще всего усматривают либо в непра­вильности политики, проводившейся в странах Восточной Европы и быв­шем СССР, либо в том, что в Китае и Вьетнаме рост вместо спада обеспечи­ло руководство коммунистических партий, которые гарантировали поли­тическую стабильность и сохранение государственного регулирования.

Здесь, видимо, уместно обратить внимание на важность стадии развития, на которой находится страна, вступа­ющая в переходный период. В отличие от других стран с переходной эконо­микой (помимо Монголии и Албании), Китай и Вьетнам к моменту прихода к власти коммунистов были отсталыми аг­рарными колониальными и полуколо­ниальными странами, в собственном развитии не вышедшими из стадии феодализма. Энергия антифеодальной революции в них еще не была израсходована. Коммунисты, в частно­сти, в Китае до окончания культурной революции не успели эту энергию ни высвободить, ни растратить.

Реформы в этих странах начинались с предоставления большей свободы крестьянству, которое использовало ее в первую очередь для повышения сво­его крайне низкого жизненного уров­ня, реализуя прежде всего резервы более разумно организованного и ин­тенсивного труда. Это сразу же дало толчок росту экономики в целом. Точ­но такие явления наблюдались в годы нэпа в России, где в то время аграрный сектор мало чем отличался от китайс­кого или вьетнамского 1960-х, 1970-х гг. Время господства коммунистического режима в жестких формах в этих стра­нах было сравнительно коротким (25-30 лет), и естественные мотивации кре­стьянского труда еще сохранились.

Поэтому с первых шагов либера­лизации (Китай - 1975 г., Вьетнам - 1987 г.) экономика, начав с очень низкого уровня, все время росла. Пе­реходные процессы здесь проходили без спада.

Во всех других странах с переход­ной экономикой спад (см. табл. 7.2) сле­довал сразу за началом активной фазы рыночных реформ (либерализация). Он был короче и менее глубок в тех стра­нах, которые раньше стали делать шаги к рыночной экономике в рамках мо­дели рыночного социализма (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия). Корот­кий и глубокий спад был в странах, где такой рыночной подготовки не было, но делались быстрые и реши­тельные шаги по либерализации и финансовой стабилизации (страны Балтии). Наиболее длительным и глу­боким был спад в тех странах, где ис­тория социализма была длиннее, на­копленные диспропорции - глубже, не было эволюционного развития к рынку до радикальных реформ, а фи­нансовая стабилизация растягивалась во времени. Все такие страны оказались на территории бывшего СССР (Рос­сия, Украина и др.). Европейские стра­ны с переходной экономикой, вклю­чая СССР, достигли среднего уровня индустриального развития, поэтому эффекты, наблюдавшиеся в Китае и Вьетнаме, здесь не имели места.

Закономерным следствием либера­лизации является также инфляция (см. табл. 7.4). Переход от дефицита и скры­той инфляции оплачивается скачком открытой инфляции, укротить кото­рую должны меры финансовой Стаби­лизации.

С этим связаны также закономер­ные процессы определенного снижения уровня жизни и усиления дифференциации населения по доходам и материальной обеспеченности, обесценения сбережений. Попытки избежать этих явлений путем индексации доходов сбережений приводят к противоположным результатам, так как подогревай инфляцию - главный фактор этих явлений.

Структурная перестройка (реструктуризация) - процесс, который вызывается реформами первого этапа и со стоит в формировании новой структуры экономики, соответствующей рыноч­ным условиям и способной реализован конкурентные преимущества страны. Она включает изменения отраслевой струк­туры, а также преобразование предпри­ятий - из производственных единиц планового хозяйства в рыночные ком­пании - на микроуровне.

Механизм структурной перестрой­ки запускается либерализацией цен. Новые относительные цены показы­вают, где больше спрос. Туда устрем­ляются ресурсы, высвобожденные из-под планового распределения.

Наименее развиты в плановой эко­номике те сектора, чьи функции за­мещались государственным распреде­лением. Поэтому в первую очередь начинают развиваться торговля и фи­нансовая сфера. Торговля берет на себя регулирование товарных потоков, и, пока она недостаточно развита, ее функции приходится выполнять госу­дарственным органам. Но со временем торговля их вытесняет.

Финансовые институты - банки, инвестиционные и страховые компа­нии - берут на себя регулирование денежных потоков. Складываются фи­нансовые рынки, на которых они дей­ствуют, - кредитный, валютный, фондовый (государственных и корпо­ративных ценных бумаг). Тем самым формируются рыночные механизмы мобилизации и перелива капиталов, крайне важные для эффективной струк­турной перестройки, для трансформа­ции накоплений в инвестиции.

Далее от этих отраслей сигналы спроса и предложения в виде цен то­варов и услуг, процентных ставок, доходности ценных бумаг поступают в другие отрасли, и с этого начинается структурная перестройка в узком смыс­ле, т.е. собственно реконструкция пред­приятий, развитие одних, закрытие других и т.п.

Структурная перестройка разделя­ется как бы на две фазы: пассивную и активную. В пассивной фазе, когда уже определились спросовые ограничения, особо ощутимые в процессе финансовой стабилизации, а капиталов еще не хватает и рынки недостаточно развит ты, преобладают тенденции разрушения старого на фоне спада. Уже ясно, какая продукция не находит спроса, а освоение новых конкурентоспособных товаров еще не налажено. Эта фаза но­сит характер структурного кризиса, весьма болезненного, образующего, пожалуй, самый трудный период в ре­формировании экономики.

Активная фаза структурной пере­стройки обозначается тогда, когда уве­личиваются инвестиции и созидатель­ные тенденции начинают преобладать. Появляются позитивные сдвиги в структуре производства, развертывает­ся процесс реконструкции предприя­тий, на рынок выходят новые товары и услуги, растут доходы.

На стыке пассивной и активной фаз происходит стабилизация производ­ства, а затем начинается его подъем.

Смысл указанных процессов состо­ит в том, что прежнее производство, оказавшееся неконкурентоспособным, начинает сокращаться, тогда как но­вое производство, более эффективное, удовлетворяющее требованиям рынка, начинает расти (см. рис. 7.1). Спад ста­рого производства можно замедлить, например, ценой высокой инфляции или закрытия экономики, но его нельзя остановить. Как бы ни были велики созданные ранее мощности, если они неспособны производить нужную рынку продукцию при цене, превышающей издержки, попытки их загрузить приводят лишь к отвлечению задержке его роста.

Охарактеризованные выше пере­ходные процессы имеют разную дли­тельность. Наиболее короткий - либе­рализация, хотя, конечно, его можно осуществлять поэтапно и достаточно долго. Например, в Китае либерализа­ция и до сих пор не завершена, она проводилась шаг за шагом в увязке с другими мерами, порой ограничива­лась территориально.

Второй по длительности процесс - финансовая стабилизация: чем дольше он продолжается, тем больше времени занимают инфляция, спад производ­ства, снижение уровня жизни, тем больше откладывается активная фаза структурной перестройки.

Приватизация может занимать дли­тельное время, до 5-6 лет и более, с определенного момента переплетаясь с процессами перераспределения соб­ственности, укрепления институтов за­щиты прав на нее, налаживанием корпоративного управления и другими ин­ституциональными преобразованиями. Структурная перестройка, есте­ственно, самый длительный процесс при переходе от плановой экономики

Поэтому активная фаза структур­ной перестройки начинается только че­рез некоторое время после завершения финансовой стабилизации и привати­зации большей части предприятий. А устойчивый экономический рост на­чинается только тогда, когда структур­ная перестройка вошла в активную фазу и снижение производства в старых структурах уже не оказывает на эконо­мику определяющего влияния.

Сообразно с приведенным на рис. 7.2 графиком мы можем обозначить эта­пы перехода к рынку.

В принципе можно выделить подго­товительный этап, в течение которого проходят пробные подготовительные реформы, эксперименты типа рыноч­ного социализма в Венгрии и Югосла­вии и горбачевских попыток рефор­мирования у нас. Главная задача этого этапа - идеологическая и политичес­кая подготовка рыночных реформ, подведение общества к пониманию их необходимости.

/ этап - с начала либерализации до завершения финансовой стабили­зации и создания предпосылок пере­хода к активной фазе структурной пе­рестройки и экономическому росту.

II этап - структурная перестройка и экономический рост, осуществление необходимых для этого институцио­нальных изменений.

Интересный вопрос: а когда соб­ственно, завершается переходный пе­риод? Напрашивается легкий ответ: когда восстанавливаются докризисные объемы производства, уровень жизни. Но он не совсем точен. Дело в том, что цель перехода отнюдь не в объемах ВВП или показателях потребления тех или иных продуктов. Физические объемы ВВП СССР у нас вообще могут быть не достигнуты никогда, просто это не нужно.

Более точно: переходный период завершается, когда большинство насе­ления данной страны начинает жить богаче, лучше и уже воспринимает ры­ночную экономику как более эффек­тивную.

Проблемы и трудности переходного периода

Различия переходного периода в разных странах определяется:

Во-первых, большое значение име­ет факт различной продолжительнос­ти социалистического опыта: 40 лет в странах Восточной Европы. Более 70 лет в России, где к тому же социализм был отечественным, а не импортированным "продуктом". В странах ЦВЕ еще сохра­нилась память о недавнем рыночном прошлом, психологическая готовность к восприятию рыночных отношений была много выше, чем в России.

Во-вторых, в России рыночные ре­формы вынужденно проводились на фоне распада СССР. Р. Гринберг, прав­да, считает, что этот распад был ини­циирован самими реформаторами и зат-руднил, а не облегчил переход к рыночной экономике. Вопрос спорный, ибо не очень ясно, был ли при сложив­шихся обстоятельствах вообще возможен такой переход одновременно всеми республиками, если бы Россия не ушла вперед (см. гл. 5 о судьбе экономическо­го союза). Но одно верно: в России на­ряду с задачами собственно реформ приходилось еще решать дополнитель­ные задачи, например задачу обособ­ления национальной денежной систе­мы и разделения рублевой зоны.

В-третьих, на старте реформ серь­езным бременем для России оказалась огромная доля в экономике (в сравнении с другими странами) военно-про мышленного комплекса* - *

Восемь проблем , которые считал важными тогда, причем только в институцио­нальном аспекте. Спад, снижение эф­фективности и уровня жизни - след­ствия трудностей с решением этих проблем.

1. Переход от административной иерархии и безответственности к неза­висимости, ответственности и жестким бюджетным ограничениям, формиро­вание полноценных агентов рыночной экономики сопряжены с серьезными трудностями, в том числе социальны­ми. Непростая трансформация, для мно­гих организаций и людей вообще не­преодолимая.

В России и других странах СНГ эта проблема сложнее из-за большей культурной отсталости в сравнении со стра­нами ЦВЕ и большей укорененности планово-распределительной бюрокра­тии.

2. Слабое развитие рыночной инф­раструктуры, сети контрактных отно­шений и поддерживающих ее инсти­тутов. При быстром вхождении в рынок большинство предприятий не будет знать, что производить и кому прода­вать, где брать сырье и материалы, какие применять цены, у кого и на каких условиях кредитоваться, что де­лать в случае срывов.

3. С немалыми сложностями связана либерализация цен. Из-за огромных диспропорций в плановых ценах, больших размеров субсидий процесс выхода на новые равновесные относи­тельные цены будет сопровождаться большими флуктуациями и порождать массу проблем структурного и соци­ального характера, усиливаемых взаи­мопереплетением с вышеупомянуты­ми проблемами.

4. Крайняя монополизация советс­кой экономики практически не остав­ляла места для конкуренции, а стало быть, и проявления преимуществ рын­ка. После 70 лет политики концентра­ции и узкой предметной специализа­ции производства более 1500 групп товаров производилось только на од­ном предприятии. Малый бизнес не мог в короткие сроки изменить ситуацию, по крайней мере без потерь для каче­ства и технического уровня производ­ства.

Правда, дальнейший ход развития показал, что эта проблема оказалась не столь существенной вследствие откры­тия экономики.

5. Трудности макроэкономической стабилизации вследствие огромного инфляционного навеса, многолетнего дефицита, принявшего к концу 1991 г. немыслимые размеры. Достаточно ска­зать, что в 1987-1990 гг. разрыв между доходами и расходами населения при несбалансированном потребительском рынке составлял 30%. Это повышало болезненность либерализации цен.

В странах ЦВЕ власти все годы за­ботились о сбалансированности потре­бительского рынка. Поэтому для совет­ских граждан поездка в Чехословакию или Болгарию давала невиданные дома возможности для приобретений. Для России же масштабы дефицита обозна­чали еще одну специфическую труд­ность в ходе реформ.

6. Для эффективной работы рыноч­ной экономики необходимо согласо­ванное функционирование основных видов рынков - товарного, фондово­го и рабочей силы. На базе того, что существовало в плановой экономике, в России сравнительно быстро могли сформироваться лишь товарные рын­ки. Рынок рабочей силы хотя и суще­ствовал в зародыше всегда, не мог в приемлемые срок стать механизмом ее перераспределения, особенно важным в процессе структурной перестройки. Низкая мобильность, привязанность людей к месту жительства, прежде всего из-за отсутствия рынка жилья, а в то время еще и прописки, приводили к разделению рынка труда на мелкие тер­риториальные сегменты. Работники были также привязаны к предприяти­ям системой бесплатных социальных услуг, зачастую связанных со стажем работы. Не было ни системы трудоуст­ройства, ни установленных пособий по безработице.

Фондовые рынки, институты перелива капиталов (кроме плана капиталовложений) отсутствовали вовсе? Уже одно это сулило достаточно длительное падение инвестиций в период между свертыванием централизованно­го планирования и развитием до не­обходимого уровня рынков капитала.

7. Открытие экономики, как тогда казалось, должно было натолкнуться на узкую экспортную базу, слабость платежного баланса и неконвертируе­мость рубля. К счастью, эти опасения оказались преувеличены. Напротив, именно открытие экономики облегчи­ло решение ряда упомянутых проблем.

8. Наконец, проблема ментальности. Основная особенность взращенно­го homo soveticus в том, что, находясь всегда в роли подчиненного в иерар­хии субординации, он проявлял рав­нодушие к гражданским правам, но был склонен к формальному исполне­нию обязанностей, к уходу от конт­роля и действиям без всяких правил. Становясь начальником, он считал ес­тественным использование служебно­го положения в личных интересах. И в общем все признавали это нормой. За это нижние слои иерархии ожидали защиты от верхних в отношениях с внешним миром - протекционизм, эгалитаризм, негативное отношение к предприимчивости, к имущим, убеж­дение, что стать богатым честным пу­тем нельзя (см. также гл. 2).

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...