Основные экономические проблемы общества кратко. Основные проблемы экономической организации общества и рыночный механизм их решения


Экономическая теория - дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории - дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику. Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории игр. В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство, монетаризм, новую институциональную экономическую теорию, нейроэкономику, австрийскую школу, новую политическую экономию, экономика и право.

Методы экономической теории:

Метод анализа и синтеза - анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

Метод индукции и дедукции - при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Метод системного подхода - рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод математического моделирования - предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Метод научной абстракции - позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Функции экономической теории:

Познавательная - позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

Методологическая - позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

Образовательная - позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

Практическая - рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Прогностическая - на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

Основные экономические проблемы общества

Располагая информацией о своих производственных возможностях хозяйственные субъекты общества должны знать что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи , которые должны решаться в любом обществе.

Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Располагая информацией о своих производственных возможностях, любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса.

Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве?

Как эти товары и услуги надо производить?

Кто купит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Что производить?

Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или другие товары.

Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые «слаборазвитые страны» настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства. Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличения объема производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства потребительских товаров на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления может поставить большое число людей на грань нищеты.

Как должны быть произведены товары и услуги?

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.



Одни здания строят частные лица, другие - государство (например школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию фермеров, либо с участием или решением государственных органов.

Для кого произведен продукт?

Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

Анализируя производственные возможности общества, мы исходили из идеальных условий, когда все ресурсы используются полностью и когда количество и качество ресурсов, а также технология остаются неизменными. Рассмотрим развитие экономики в реальных условиях.

Незанятость и неполное использование ресурсов

Граница производственных возможностей проходит через точки, характеризующие возможные альтернативы производства двух конкурирующих продуктов. При неполной занятости населения или незанятости ресурсов экономика производит меньше продукции, чем при каждой альтернативе, показанной в табл. 2.1.

Ситуация незанятости или неполной занятости ресурсов графически может быть представлена точкой внутри кривой производственных возможностей, воспроизведенной на рис. 2.1. Эта точка Y. Здесь мы обнаруживаем, что экономика отстает от различных максимальных комбинаций производства пушек и масла, представленных всеми точками на кривой производственных возможностей. Стрелки на рис. 2.1 указывают на три возможных пути возврата к полной занятости ресурсов и полному объему производства. При этом продвижение к полному объему производства влечет за собой увеличение производства одного или обоих продуктов.



Изменение количества и качества ресурсов

Теперь откажемся от предположения о том, что совокупные ресурсы земли, рабочей силы, капитала и предпринимательской способности сохраняются неизменными как по количеству, так и по качеству. В самом деле, с течением времени рост населения страны приводит к увеличению численности рабочей силы и предпринимательской способности. К тому же качество рабочей силы, как правило, со временем повышается (например, возрастает доля лиц со средним и высшим образованием). Производственные ресурсы в большинстве стран увеличиваются, хотя и различными темпами. Используемые энергетические и минеральные ресурсы истощаются, но открываются все новые и новые их источники. Осушение болот и мелиорация расширяют площади пахотных земель.

При полной занятости ресурсов итогом увеличения предложения факторов производства явится способность производить большее количество и пушек, и масла. Таким образом, увеличение наличных ресурсов приводит к возрастанию объема производства одного или обоих продуктов в каждом варианте: происходит экономический рост, выражающийся в увеличении потенциального объема продукции.

Однако такое благоприятное смещение кривой производственных возможностей не создает гарантии того, что экономика станет действительно функционировать в режиме, представленном одной из точек на этой новой кривой. Автоматизма здесь быть не может. Экономика может и не суметь полностью реализовать свои новые возможности. Иначе говоря, кривая производственных возможностей может сместиться, а производство может и не осуществиться в объеме, указанном точкой на этой кривой.

Экономический рост - это способность производить больший объем продукции, что выражается в смещении кривой производственных возможностей вправо; он представляет собой результат увеличения предложения ресурсов и технического прогресса. Следствием экономического роста является способность экономики при полной занятости ресурсов обеспечить рост объемов производства обоих конкурирующих продуктов, в то время как техника и технология существенно прогрессируют. Технический прогресс обусловлен новыми и лучшими по качеству капитальными товарами, а также совершенствованием способов производства этих товаров. Остановимся на варианте совершенствования лишь капитальных товаров. Технический прогресс, повышая эффективность производства, позволяет обществу производить больше товаров из того же самого количества ресурсов. Так же, как и при увеличении ресурсов, технический прогресс позволяет производить больше и пушек, и масла. При увеличении предложения ресурсов или при совершенствовании техники и технологии кривая производственных возможностей смещается вовне и вправо. Статичная экономика вынуждена жертвовать одним из продуктов для увеличения производства другого.

Современные производственные альтернативы и будущий рост

Вышеизложенное позволяет сделать важный вывод о том, что сегодняшний выбор точки на кривой производственных возможностей экономики служит основной детерминантой будущего положения этой кривой. Проиллюстрируем сказанное выше на экономиках условных стран Альфании и Бетании (рис. 2.4, 2.5). На осях графика производственных возможностей обозначим «товары для настоящего» и «товары для будущего». К «товарам для будущего» относятся капитальные товары, научные исследования и образование, профилактическая медицина. Все они в совокупности должны увеличивать количество и совершенствовать качество материальных ресурсов, технологии и людских ресурсов. Эти товары являются составными элементами экономического роста. Под «товарами для настоящего» мы подразумеваем чисто потребительские товары - предметы питания, одежду, автомобили, жилища и т.п.

Предположим, что экономики Альфании и Бетании полностью идентичны. На кривой производственных возможностей Альфании, как показано на рис. 2.4, в настоящее время отдано предпочтение не товарам для будущего, а товарам для настоящего. В свою очередь, Бетания отдает предпочтение выпуску большего количества товаров для будущего за счет уменьшения объема товаров для настоящего (см. рис. 2.5).

Рис. 2.4. Выбор экономической позиции на кривой производственных возможностей Альфании Рис. 2.5. Выбор экономической позиции на кривой производственных возможностей Бетании При неизменности всех прочих позиций можно полагать, что будущая кривая производственных возможностей Бетании окажется значительно более смещенной вправо, чем кривая Альфании. Следовательно, избрав сегодня структуру производства, которая благоприятствует технологическому прогрессу, увеличению количества и повышению качества материальных и людских ресурсов, Бетания сумеет обеспечить больший экономический рост, чем Альфания. У последней выбор структуры производства менее ориентирован на будущее.

Любое общество независимо оттого, насколько оно богато или бедно, решает три основных вопроса экономики: какие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являются решающими (рис. 2.1).



Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в данный момент производить: мороженое или рубашки? Неболь- ш ое количество дорогих качественных рубашек или много дешевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного на- чначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в будущем поднимут производство и потребление?
Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существуют слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия большей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить И одеть население. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объемы производства, но для этого необходимы перестройка национального хо- чяйства, модернизация производства.
Как должны быть произведены товары и услуги? Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строительства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие - государство. Решение о выпуске автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы.
Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать пользу? Должны все члены общества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судьбы? Решения данных проблем определяют цели общества, стимулы его развития.
Основные экономические проблемы в различных социально-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предложение, цена, прибыль, конкуренция.
«Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять желания потребителя.
«Как» решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.
«Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.
Краткие выводы
  1. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции, современная рыночная экономика, административно-командная и традиционная экономики. В последние полтора-два десятилетия появилась смешанная экономика.
  2. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйственного развития, т.к. страны различаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.
  3. У российской модели переходной экономики имеются следующие характерные черты: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего предпринимательства, неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах страны, высокая криминализация экономики. *
  4. Основные вопросы экономики (что, как, для кого) решаются в различных социально-экономических системах по-разному в зависимости от социально-экономического развития страны.

Еще по теме Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить? Для кого производить?:

  1. Глава 111. ПОСРЕДСТВОМ НАЛОГА ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ ПРОИЗВОДИТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗМОЖНОСТЯМИ ГРАЖДАН
  2. Диагностику остановки роста нужно производить на основе всестороннего анализа, а не только финансовых результатов

В случае если потребности безграничны, то основная характеристика ресурсов – их ограниченность . Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом. Наличных ресурсов, которые мы хотим использовать всœегда меньше, чем крайне важно для удовлетворения наших потребностей при данном уровне общественного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительная . С развитием общества, как правило, она преодолевается. При этом на каждый данный момент времени ограниченность ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всœех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию. Это приводит нас к важному понятию эффективности. Эффективность означает отсутствие потерь, или настолько эффективное использование ресурсов экономики, насколько это возможно для удовлетворения нужд и желаний людей.

Значение экономики как раз и состоит в осознании реальности и понимании того, как направить общество по пути наиболее эффективного использования ресурсов.

Основная проблема экономики – обеспечить использование имеющихся ресурсов таким образом, чтобы добиться наиболее полного удовлетворения потребностей общества.

Из несоответствия между безграничными потребностями и относительной ограниченностью ресурсов возникает потребность хозяйствовать. Хозяйственная деятельность людей представляет собой процесс, в котором экономическая теория выделяет 4 стадии: производство, распределœение, обмен и потребление. В хозяйственной деятельности люди, независимо от их воли и сознания вступают в отношения между собой. Эти отношения между людьми в процессе производства, распределœения, обмена и потребления называются производственными или экономическими отношениями .

В процессе хозяйствования перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы: какие товары производить, как их производить и для кого (как распределить), ᴛ.ᴇ. как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом пытается не только зафиксировать то, что есть, но и разрабатывает наилучшие варианты решения возникших проблем. В связи с этим встает проблема рационального ведения хозяйства.

Все единицы экономики, принимающие экономические решения, называются хозяйствующими субъектами (экономическими агентами). Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределœении, обмене и потреблении экономических блаᴦ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства ), фирмы (бизнес ), государство . Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов . Это означает, что целью их деятельности является максимизация результатов, а средством – минимизация затрат. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей, фирмы – к максимизации прибыли, государство – к наивысшему уровню общественного благосостояния.

Множественность экономических целœей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат.

Выбирая один из вариантов мы фактически отказываемся от другого альтернативного варианта.

Альтернативные издержки - ϶ᴛᴏ оценка наиболее ценной из отвергнутых в результате выбора возможности использования данного ресурса.

Иллюстрацией применения принципа альтернативности и связанных с этим издержек является модель производственных возможностей.

Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всœех имеющихся ресурсов и при условии данного уровня развития технологии. Поясним это на условном примере. Допустим, что в обществе производится две группы благ: товары производственного назначения и потребительские товары. В случае если общество использует свои ресурсы для производства только потребительских товаров, то оно произведет их 5 трлн шт., в случае если же только для производства товаров производственного назначения, то 6 млн шт. При одновременном производстве обоих групп благ возможны следующие сочетания (см. табл. 1).

Таблица 1

Таблица производственных возможностей

Ограниченность редких ресурсов означает крайне важно сть выбора между потребительскими и инвестиционными товарами. Таблица показывает, что всякое увеличение производства инвестиционных товаров (с 0 до 6 млн шт.) снижает производство потребительских товаров (с 5 трлн шт. до 0), и наоборот. В случае если мы заполним промежуточные позиции и построим по этим точкам кривую, представляющую всœе возможные комбинации потребительских и инвестиционных товаров, мы получим модель (график) производственных возможностей (см. рис. 1).

Рис. 1. Граница производственных возможностей

Линия АБВГД, которую называют кривой производственных возможностей , отражает альтернативные варианты производства при полном использовании ресурсов. В точке Б, к примеру, экономика страны работает в основном на потребление. Доля сбережений низкая, инвестируется мало. В результате производственные мощности не растут. Жители в будущем будут жить не намного лучше, чем сегодня. В точке Е, напротив - страна много инвестирует, что означает рост объёма производства средств производства (здание, оборудование, складские запасы). Тем самым увеличиваются производственные мощности, достигается быстрый рост экономики. Страна отказывается от сегодняшнего потребления в пользу будущего. Линия производственных возможностей страны, в случае если она находится в точке Е в будущем продвинœется дальше вправо, так как мощности увеличиваются в большей степени, чем если бы страна находилась в точке Б.

Кривая производственных возможностей обычно имеет выпуклую форму. Это означает, что, изменяя структуру производства, к примеру, в пользу товаров производственного назначения, мы будем в большей мере использовать в их производстве сравнительно малоэффективные для этого ресурсы. По этой причине каждая новая единица инвестиционного товара требует всœе большего сокращения производства потребительских товаров и наоборот. Так производство первой тысячи штук инвестиционных товаров потребовало сокращение производства потребительских товаров на 0,2 млн, второй – на 0,3 третьей – на 0,6 и т.д. Этот пример наглядно иллюстрирует закон убывающей производительности (отдачи) ..

В условиях ограниченности ресурсов проблема экономического выбора неустранима, однако в различных экономических системах она решается по-разному.

Экономические системы общества

Основные экономические проблемы

Главной экономической задачей общества является выбор наиболее эффективного распределения факторов производства в целях максимального удовлетворения потребностей населения.

Для того чтобы осуществить выбор, хозяйствующие субъ­екты должны располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить . Эти три задачи являются основ­ными проблемами, стоящими перед любым обществом.

Что производить - это принятие решений о том, какие продукты, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Как производить - это принятие решений о том, с помо­щью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с по­мощью каких технологий производить продукты.

Для кого производить - это проблема того, кому доста­нутся произведенные продукты, в каком количестве ими бу­дет располагать потребитель.

Экономические системы

Общество в своем развитии использовало и использует раз­личные экономические системы.

Экономическая система - это совокупность экономиче­ских институтов, которые общество выбирает для решения основных экономических проблем.

Обычно выделяют традиционную, централизованно плани­руемую, рыночную и смешанную системы.

В некоторых странах до сих пор действуют традицион­ные , основанные на обычаях, экономические системы. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие продукты, как и для кого производить. Экономические роли лю­дей здесь определяются наследственностью и кастовой принад­лежностью. Технический прогресс в эти системы проникает с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

В странах с централизованно планируемой(директив­ной) экономикой все решения по основным экономическим про­блемам принимает государство (правительство). Ресурсы здесь составляют собственность государства. Централизованное пла­нирование охватывает все уровни экономической активности. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговремен­ных приоритетов. В силу этого производство продуктов посто­янно отрывается от общественных потребностей.

В рыночной экономике все ответы на основные экономи­ческие вопросы определяют рынок, цены, прибыль. Проблема что производить решается платежеспособным спросом, голосо­ванием деньгами. Потребитель сам решает, за что он готов пла­тить деньги. Производитель стремится удовлетворить потребно­сти потребителя, получая деньги за продукт, пользующийся спросом. Вопрос как производить решается производителем, стремящимся максимизировать прибыль. Поскольку установле­ние цены зависит не только от него, то для получения большей прибыли надо снижать издержки производства, улучшать каче­ство продукции. Проблема для кого решается в пользу потреби­телей с наибольшим доходом.

В современных условиях большинство экономических си­стем располагаются между крайностями «чистого» рынка и ди­рективной плановой экономики. Рыночный механизм не может справиться с решением всех проблем, встающих перед хозяйственной системой. Возникает необходимость государственного регулиро­вания этого механизма с помощью различных методов. Среди них планирование, непосредственное участие государства в хо­зяйственной деятельности, расширение государственной соб­ственности в ущерб частной. Большинство экономически разви­тых стран принадлежат к смешанным хозяйственным систе­мам . Достоинством смешанной экономики является эффектив­ность использования ресурсов и экономическая свобода произво­дителей.

МОДУЛЬ 2

Тема 3. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОК


Похожая информация:

  1. I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...