Рейтинги деловой конкурентоспособности стран и регионов. Конкурентоспособность страны


Национальная конкурентоспособность в рамках данного исследования определяется как результирующий относительный показатель, отражающий уровень эффективности производства, распределения и реализации товаров как внутри страны, так и за ее пределами в целях повышения собственного экономического потенциала и уровня социально-экономического развития. Исходя из представленной трактовки, следует, что сущность конкурентоспособности страны предполагает определенный уровень конкурентоспособности отечественных компаний и производимых ими товаров.

«Производителями» конкурентных преимуществ являются фирмы и отрасли, поэтому только они и могут их реализовывать. Государство же выступает «держателем» конкурентных преимуществ с точки зрения создания среды, условий для их формирования (макроуровень). Соответственно государство непосредственно не может удерживать и развивать созданные конкурентные преимущества, это сфера деятельности компаний (микроуровень). Анализ сущности понятия «международная конкурентоспособность страны» позволяет заключить, что наиболее обоснованный подход к определению конкурентоспособности экономики представляется на основе выявления факторов конкурентоспособности, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1 – Факторы конкурентоспособности экономики страны

При этом совокупность объективных и субъективных факторов, выгодно отличающих субъекты и объекты экономической деятельности (страна, регион, фирма, товар) от их конкурентов, представляет собой конкурентные преимущества. В условиях глобализации экономики существенно меняется характер факторов конкурентоспособности страны, их соотношение и взаимосвязь. Внутренняя структура экономической системы становится гибкой и легко адаптируется к факторам внешней среды, при этом сама система нацелена на формирование перспективных (будущих) конкурентных преимуществ, определяемых новыми технологическими укладами, новыми рынками, развитием человеческого капитала и т. д. Очевидно, что адекватное изменение внутренней структуры экономики становится возможным благодаря не только факторам экстенсивного роста, но и, прежде всего, качественным изменениям и инновационному развитию.

В международной практике разработаны и постоянно совершенствуются различные методы расчета показателей и рейтингов конкурентоспособности. Существует три основных центра по изучению глобальной конкурентоспособности: Институт стратегии и конкурентоспособности при Гарвардском университете (США), Международный институт развития менеджмента (МИРМ) и Всемирный экономический форум (ВЭФ). Если первый институт изучает конкурентоспособность в корпоративной плоскости, то два других составляют свои рейтинги конкурентоспособности стран и регионов на основе собственных эксклюзивных методологий исследования.

Под конкурентоспособностью страны МИРМ понимает способность нации создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. Ежегодное аналитическое исследование МИРМ проводит с 1989 г. в содружестве с исследовательскими организациями во всем мире. Каждое государство оценивается на основе анализа 331 критерия по четырем основным направлениям: состояние экономики, эффективность правительства, состояние деловой среды и состояние инфраструктуры. Каждый из них включает в себя пять факторов. Таким образом, общий рейтинг конкурентоспособности основан на 20 различных индикаторах из четырех ключевых аспектов экономической жизни страны.

Изучением проблемы улучшения состояния мировых хозяйственных систем на основе измерения и обобщения деятельности национальных экономик в нее входящих также занимается Всемирный экономический форум – независимая международная организация, созданная в 1971 г. В работе ВЭФ принимают участие главы государств, ведущие политики, экономисты и финансисты, что обусловливает высокую престижность этой организации. В отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является GCI, созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином и впервые опубликованный в 2004 г. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития, а именно: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2009 – 2010 гг. возглавила Швейцария. Соединенные Штаты спустились на одну позицию (в прошлогоднем рейтинге страна занимала первое место) и занимают второе место вследствие ослабления финансовых рынков и уменьшения макроэкономической стабильности. Сингапур, Швеция и Дания замыкают первую пятерку стран-лидеров. Россия в 2009 г. Спустилась сразу на 12 позиций по сравнению с 2008 г. – с 51 на 63 место. Сейчас страна находится в таблице рейтинга между Черногорией и Румынией. По большинству показателей Россия оказалась в нижней части рейтинга. По данным экспертов ВЭФ, более или менее хорошо у России обстоят дела только с макроэкономической стабильностью (5,2 балла по семибалльной системе), здравоохранением и начальным образованием (5,6 балла) и объему рынка (5,8 балла). Самыми большими недостатками России названы коррупция, сложный доступ предприятий к финансированию, низкие гарантии защиты прав собственности и налоговое регулирование.

Аналитическая информация МИРМ и ВЭФ, в силу ряда их ограничений представлена в таблице 1, может быть полезна лишь в совокупности с анализом страновой специфики, возможностей внутреннего потенциала и стратегии внешнеэкономического развития страны . Таким образом, несмотря на различия в подходах в определении конкурентоспособности, современное ее понимание связано с усилением взаимозависимости национальных экономик в условиях углубления процессов глобализации. В рамках задачи формирования конкурентоспособности это понятие может быть определено как способность создавать условия для устойчивого развития национальной экономики .

Для оценки факторов формирования конкурентоспособности страны в целом и возможности воздействия национальных органов власти на ее составляющие целесообразно использовать модель «национального ромба», предложенную М. Портером .

Таблица 1 – Сравнительная характеристика достоинств и недостатков методологии рейтингов ВЭФ и МИРМ

ВЭФ МИРМ
Достоинства методологии
Широкий охват различных сфер экономической деятельности на основе достоверных и опросных данных Четко представлен критерий национальной конкурентоспособности – эффективность деловой среды
Постоянное совершенствование методологи, добавление новых показателей, отражающих процесс глобализации мирохозяйственных связей, его влияние на конкурентоспособность стран (Глобальный индекс конкурентоспособности) При расчете рейтингов используется широкий спектр статистических (314 показателей, а у ВЭФ – 249) и опросных данных, охватывающий практически все сферы экономики страны
Неизменность методологии на протяжении последних лет, что позволяет объективно сравнивать данные за различные периоды времени
Прогнозная направленность анализа международной конкурентоспособности (What-if-анализ)
Использование как количественных, так и качественных показателей характеризующих макро- и микросреду страны
Недостатки методологии
Значительное число субъективных показателей конкурентоспособности страны, полученных в результате опроса Недостаточное внимание социальным факторам, которые наряду с экономическими также определяют конкурентоспособность страны
Периодическая перегруппировка составляющих агрегатных показателей (индексов), что затрудняет проведение объективного сравнения конкуренто- способности страны в динамике Отсутствие ряда показателей, характеризующих функционирование экономических субъектов на микроуровне: стратегия, конкурентные преимущества производителей и т. д.
Снижение объективности и точности расчетов вследствие использования опросных данных
Отсутствие количественных характеристик по отдельным аспектам конкурентоспособности страны, оценка конкурентоспособности носит в большей степени качественный, описательный характер

Роль страны в создании конкурентных преимуществ фирм можно исследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (детерминантам), образующим «национальный ромб»: параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.); условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг и др.); родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами); стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества). В свою очередь каждый из детерминантов анализируется по составляющим, степени их воздействия на конкурентное преимущество региона, а также необходимости их развития. Развитие конкурентоспособности страны (по М. Портеру ) осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства – конкуренция на основе инвестиций – конкуренция на основе нововведений – конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя обусловливает застой и спад.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Ярославский государственный технический университет»

Кафедра «Экономическая теория»

Контрольную работу защитила

с оценкой _________

Преподаватель,

С.В. Шкиотов

стран мира

Контрольная работа по дисциплине

«Мировая экономика»

ЯГТУ 080100.62-031 к/р

Работу выполнила

студентка гр. ДСЭ-26а

Л.А. Запасная

«___» _______ 20___г.

Введение 3

1. Понятие международной конкурентоспособности

в трактовке М. Портера 4

2. Подходы к определению международной конкурентоспособности

страны и факторы ее формирования 5

2009 – 2010 годах 12

Заключение 19

Список используемых источников 20

Введение

Существует достаточно большое количество определений и различных способов оценки конкурентоспособности. В самом общем смысле конкурентоспособность - это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

Конкурентоспособность страны зависит от способности создавать эффективную, способную к инновациям систему производства товаров и услуг, и тем самым обеспечивать высокие стандарты жизни.

Исторически конкурентоспособность страны определялась наличием сырьевых ресурсов. Так, страны, обладающие богатыми запасами природных ресурсов, по сравнению со своими конкурентами располагали большим капиталом, тем самым, имея возможность использовать передовую технологию и более квалифицированную рабочую силу. С развитием научно-технического прогресса и государственной системы регулирования, наличие природных ресурсов перестало иметь определяющее значение. Технологические разработки новых продуктов стали играть меньшую роль по сравнению с созданием новых технологий производства. Основным фактором, определяющим конкурентоспособность страны в настоящее время, становится уровень образования и квалификации трудовых ресурсов.

Таким образом, международная конкурентоспособность - способность экономики страны, участвовать в международной торговле, удерживать и расширять определенные сегменты на мировых рынках, производить продукцию, соответствующую мировым образцам. Она определяется технико-экономическим уровнем производства в стране, величиной издержек производства, качеством производимых товаров, развитостью инфраструктуры, наличием абсолютных и относительных преимуществ.

Международная конкурентоспособность стран может характеризоваться сравнительными конкурентными преимуществами индустриальных и постиндустриальных стран, главными условиями повышения конкурентных преимуществ стран информационного общества, конкурентными преимуществами полицентричности и сегментации сети и измеряться индексом конкурентоспособности IMD, показателями международной конкурентоспособности ВЭФ и др.

Рассмотрим подробнее понятие международной конкурентоспособности стран мира, факторы ее формирования и рейтинги конкурентоспособности.

1. Понятие международной конкурентоспособности в трактовке М. Портера

Майкл Портер, работая в комиссии по конкурентоспособности американской промышленности, пришел к выводу, что конкурентоспособность государства необходимо определять не как категорию макроэкономики, достигаемой с помощью кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, а как производительность, т.е. эффективное использование рабочей силы и капитала. Уровень жизни в определенной стране измеряется показателем национального дохода на душу населения, который растет с совершенствованием экономики. Однако национальный доход создается на фирменном уровне и рассмотрение благосостояния экономики надо рассматривать в отношении каждой отдельной компании.

Для успеха в конкурентной борьбе компании должны обладать низкими издержками или дифференцированным качеством продукта с более высокой ценой. Чтобы удержать свои конкурентные позиции фирмам нужно постоянно совершенствовать производимые товары и услуги, а также снижать стоимость их производства, тем самым повышая производительность.

Международная конкуренция и иностранные инвестиции являются особыми катализаторами, которые подталкивают местных производителей на самосовершенствование. В то же время международная конкуренция может не только помочь национальным компаниям, но и полностью сделать отдельные отрасли нерентабельными.

Хотя данное следствие и не является негативным во всех смыслах, ведь страна может специализироваться в тех сегментах, где ее фирмы более производительны, и импортировать то, в чем они менее эффективны иностранных конкурентов, тем самым повышая общий уровень производительности. Таким образом, импорт является важной составляющей производительности.

Повышению производительности способствует и учреждение аффилированных компаний за рубежом. Туда переносится менее эффективная часть производства, которая лучше приспособлена к новым условиям, а прибыль репатриируется в страну, повышая национальный доход.

Ни одна страна не может быть конкурентоспособной во всех отраслях. Если она экспортирует в одной отрасли, то это приводит к повышению издержек на материалы и рабочую силу, что отрицательно сказывается на менее конкурентоспособных сегментах. Постоянно растущий экспорт приводит к повышению курса национальной валюты, тем самым затрудняя его дальнейший рост.

По мнению профессора Портера, нормальный процесс расширения экспорта возможен лишь при перемещении неконкурентных производств за границу. Конечно, позиции в некоторых отраслях будут безвозвратно потеряны, но в других наоборот, еще сильнее окрепнут. Любые протекционистские меры только ухудшают конкурентное положение страны и ограничивают повышение уровня жизни в долгосрочном плане.

Несмотря на то, что международная торговля и инвестиции могут значительно улучшить национальную производительность, они также могут поставить ее под угрозу. Это связано с тем, что для каждой отрасли промышленности есть уровень как абсолютной производительности по отношению к иностранным конкурентам, так и относительный. Даже если отрасль относительно более производительна и может привлечь ресурсы, она не сможет экспортировать, либо противостоять конкуренции со стороны импорта, если только она абсолютно не конкурентоспособна по отношению к ним.

Если отрасли промышленности, которые уступают свои позиции иностранным конкурентам, принадлежат к относительно более производительным в данной стране, то ее способность обеспечить рост производительности снижается. То же справедливо и для компаний, которые переносят за рубеж деятельность с более высоким уровнем производительности, т.к. внутренняя производительность недостаточна для эффективной работы предприятия, ввиду низких издержек и заработной платы за границей.

2. Подходы к определению международной

конкурентоспособности страны и факторы ее формирования

В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения. Углубление финансово-экономических связей, открытость национальных экономик, их взаимодополнение и сближение обуславливают стратегический ориентир развития России – «войти» в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а на правах экономически развитой страны с высоким уровнем технологического развития, сильными финансовыми институтами, развитой инфраструктурой и информационным сектором. Кроме того, интеграция России в мировое экономическое сообщество в качестве конкурентоспособной экономики будет способствовать реализации долгосрочной программы достижения устойчивого экономического роста.

С учетом сказанного особую актуальность и значимость приобретает задача полноценного и эффективного вхождения России в мировую экономику, повышения уровня конкурентоспособности страны в целом и хозяйствующих субъектов в частности, что требует новых исследований по данной проблематике, выявления особенностей конкуренции в современных экономических условиях, а также анализа предпосылок и ограничений формирования конкурентных преимуществ России.

Общее определение конкурентоспособности страны может звучать так - конкурентоспособность страны – это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение страны и ее отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику. Общепринятого определения международной конкурентоспособности нет. Существуют различные взгляды на сущность и природу конкурентоспособности страны. Те или иные определения страновой конкурентоспособности отражают различные аспекты ее сущности. Анализ трактовок данного понятия позволяет выделить ряд сущностных характеристик конкурентоспособности экономики, согласно которым конкурентоспособность это: 1) инструмент, представляющий собой эффективное средство повышения уровня жизни; 2) характеризуется развитым научно- техническим потенциалом; 3) способность национальных предприятий производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка в условиях свободной конкуренции; 4) продуктивность использования ресурсов; 5) характеризуется высоким уровнем социального развития и устойчивыми темпами экономического роста в долгосрочной перспективе; 6) относительное понятие, измеряемое относительно результатов, достигнутых экономиками сравнимого уровня развития. Кроме того, конкурентоспособность – это объективный процесс, отражающий непрерывность и динамичность развития экономической системы .

Год назад РФ продвинулась на 11 позиций, поднявшись с 64-й строчки, два года назад подъем составлял 3 позиции - с 67-го места.

Низкие места Россия занимает в таких сферах, как институциональное развитие (100-е место из 140 стран), развитие финансовых рынков (95-е место).

Как говорится в сообщении ВЭФ, важным фактором улучшения итоговой позиции России в рейтинге стал пересмотр МВФ показателей паритета покупательной способности - в результате денежная оценка ВВП РФ выросла с $2,55 до $3,56 трлн (6-е место в мире).

Кроме того, подняться в GCI России помогло ухудшение ситуации в других странах, например в Турции. В некоторых сферах прогресса добилась сама Россия, например благодаря усилиям властей улучшились условия функционирования рынка товаров, говорится в сообщении.

Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности.

Рассчитан по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и организаций в странах, анализируемых в отчете.

Индекс глобальной конкурентоспособности ВЭФ включает 12 показателей конкурентоспособности и составляется ежегодно с 1979 г. на основе открытой информации, а также с учетом мнений нескольких тысяч экспертов из более чем 100 стран мира.

Отмечается, что чем выше уровень конкуренции в стране, тем выше уровень клиентоориентированности во всех отраслях экономики. Эксперты при составлении индекса принимают во внимание то, что экономики разных стран мира находятся на разных этапах своего развития.

Значение отдельных факторов роста конкурентоспособности страны связано со стартовыми условиями или с институциональными и структурными характеристиками, позволяющими позиционировать государство по отношению к другим странам сквозь призму развития.

Исследователи постоянно совершенствуют методологию расчета индекса, для того чтобы он оставался адекватным инструментом измерения уровня конкурентоспособности в постоянно меняющейся глобальной среде.

1. Швейцария

Первое место в GCI семь лет подряд занимает Швейцария.

Швейцария демонстрирует очень высокие показатели практически по всем параметрам.

По показателю «инновационный потенциал» Швейцария занимает второе место, уступая только Финляндии. По параметру «инфраструктура» - лишь пятое место.

А также четвертое место по параметру «Высшее образование и профессиональная подготовка».

Самые низкие показатели у Швейцарии по таким параметрам, как «размер внутреннего рынка» (39 место), «макроэкономическая стабильность» (12 место).

2. Сингапур

Самые высокие показатели продемонстрировал Сингапур по таким параметрам, как «инфраструктура» (2 место), «высшее образование и профессиональная подготовка» (2 место), «эффективность рынка товаров и услуг» (1 место), «эффективность рынка труда» (2 место), «развитость финансового рынка» (2 место).

Самые низкие показатели Сингапура – таких категориях, как «конкурентоспособность компаний» (19 место), «размер внутреннего рынка» (31 место), «макроэкономическая стабильность» (15 место).

3. США

Самые высокие показатели США продемонстрировали по таким параметрам, как "эффективность рынка труда" (4-е место), "размер внутреннего рынка" (1-е место), "конкурентоспособность компаний" (4-е место).

Самые низкие показатели – по таким параметрам, как "макроэкономическая стабильность" (113-е место), "здравоохранение и начальное образование" (49-е место), "качество институтов" (30-е место).

4. Германия


В рейтинге этого года Германия поднялась с пятой на четвертую строчку по сравнению с показателями прошлого года. Германия, население которой превышает 80 млн человек, улучшила свои показатели по сравнению с прошлым годом.

В этом году страна продемонстрировала лучшие показатели по таким параметрам, как "инфраструктура" (7-е место), "размер внутреннего рынка" (5-е место), "конкурентоспособность компаний" (3-е место), "инновационный потенциал" (6-е место).

Худшие показатели Германия продемонстрировала по таким показателям, как "эффективность рынка труда" (35-е место), "развитость финансового рынка" (25-е место), "макроэкономическая стабильность" (24-е место).

5. Нидерланды

Нидерланды поднялись с восьмой позиции на пятую. Страна улучшила свои показатели по многим параметрам.

Самые высокие показатели у Нидерландов по таким параметрам, как "инфраструктура" (4-е место), "здравоохранение и начальное образование" (5-е место), "высшее образование и профессиональная подготовка" (3-е место), "конкурентоспособность компаний" (5-е место).

Худшие показатели Нидерланды продемонстрировали в таких показателях, как "развитость финансового рынка" (37-е место), "макроэкономическая стабильность" (39-е место).

6. Япония

Япония, население которой превышает 127 млн человек, занимает 6-е место в рейтинге конкурентоспособности в этом году. По сравнению с прошлым годом ее место в рейтинге осталось без изменений.

Лучшие показатели продемонстрировала Япония по таким параметрам, как "инфраструктура" (6-е место), "размер внутреннего рынка" (4-е место), "конкурентоспособность компаний" (1-е место) и "инновационный потенциал" (4-е место).

Худшие показатели Японии – по таким параметрам, как "макроэкономическая стабильность" (127-е место), "эффективность рынка труда" (22-е место), "высшее образование и профессиональная подготовка" (21-е место).

7. Гонконг

Лучшие показатели у Гонконга по таким параметрам, как "инфраструктура" (1-е место), "эффективность рынка товаров и услуг" (2-е место), "эффективность рынка труда" (3-е место), "развитость финансового рынка" (1-е место).

Худшие показатели у Гонконга – по таким параметрам, как "здравоохранение и начальное образование" (32-е место), "размер внутреннего рынка" (27-е место), "инновационный потенциал" (26-е место).

8. Финляндия

Финляндия опустилась с четвертой позиции на восьмую. Это худший результат этой страны за всю историю GCI.

Лучшие показатели у Финляндии – по таким параметрам, как "здравоохранение и начальное образование", "качество институтов", "высшее образование и профессиональная подготовка", "инновационный потенциал".

Худшие показатели продемонстрировала Финляндия в таких параметрах, как "макроэкономическая стабильность" (43-е место), "размер внутреннего рынка" (55-е место), "эффективность рынка труда" (23-е место).

9. Швеция

Лучшие показатели у Швеции в таких параметрах, как "уровень технологического развития" (3-е место), "инновационный потенциал" (7-е место).

Худшие показатели – в таких параметрах, как "размер внутреннего рынка" (36-е место), "здравоохранение и начальное образование" (23-е место).

10. Великобритания

Замыкает десятку лидеров Великобритания. По сравнению с рейтингом прошлого года Великобритания опустилась на одну строчку в рейтинге конкурентоспособности.

Лучшие показатели у Великобритании по таким параметрам, как "уровень технологического развития", "эффективность рынка труда", "размер внутреннего рынка" и "конкурентоспособность компаний".

Худшие показатели Великобритания продемонстрировала по таким параметрам, как "макроэкономическая стабильность" (107-е место), "здравоохранение и начальное образование" (21-е место).

Задание 1а.

Каждая страна в рейтинге The IMD World Competitiveness Yearbook оценивается на базе анализа 333 критериев по четырем основным показателям: состояние экономики, эффективность работы правительства, состояние деловой среды и состояние инфраструктуры. Все показатели равнозначны и включают в себя пять факторов. Таким образом, совокупный рейтинг конкурентоспособности основан на 20 различных индикаторах из четырех ключевых аспектов экономической жизни страны.

В этом году лидером по конкурентоспособности стали США. Швейцария и Гонконг -- на втором и третьем местах соответственно. В первую десятку самых конкурентоспособных экономик также вошли: Швеция, Сингапур, Норвегия, Канада, Объединенные Арабские Эмираты, Германия и Катар.

В этом году Россия находиться на 42 место из 60 возможных -- между Литвой и Перу (в 2012 году Россия занимала 48 место среди 59 стран). Повышению Росси в рейтинге способствовало улучшение макроэкономических показателей на фоне снижения экономической активности некоторых европейских стран.

Среди главных позитивных факторов конкурентоспособности России разработчики рейтинга отмечают высокий уровень образования, высокую квалификацию рабочей силы и общую устойчивость экономики. Главные негативные факторы: низкий уровень диверсификации экономики, низкий уровень производительности, низкая восприимчивость к инновациям, а также низкая эффективность государственного управления (сложность ведения бизнеса, закрытость рынка, высокая налоговая нагрузка, слабая защита прав частной собственности, административные барьеры и коррупция).

Среди стран БРИКС только Россия и Китай поднялись в рейтинге. Индия, Бразилия и Южная Африка ухудшили позиции. Эксперты считают, что развивающиеся экономики не застрахованы от влияния кризисных явления, происходящих в развитых странах мира, поэтому значительная часть экономик Восточной Европы, Азии и Латинской Америки продемонстрировали спад в минувшем году. Значительно сдали позиции экономики Южной и Восточной Европы, оказавшись в нижней части рейтинга. В целом, конкурентоспособность Европы снижается, однако Швейцария, Швеция, Германия и Норвегия демонстрируют успехи. Позиции Франции и Великобритании также остаются, в целом, стабильными. (источник - Ведущий в Европе Институт менеджмента (Institute of Management Development, IMD)

РАСХОДЫ (%)

Финляндия

Южная Корея

Швейцария

Соединенные Штаты Америки

Германия

Россия в данном рейтинге занимает 32 место, на мой взгляд, это очень низкий показатель для страны с огромным интеллектуальным потенциалом, это связано в первую очередь с низким уровнем государственной поддержки инноваций, сложностями процедур регистрации патентов и неэффективностью законодательства в вопросах защиты интеллектуальной собственности. Страны, входящие в 10 лидеров, являются лидерами в таких областях как автомобилестроение, самолетостроение. Технология связи и доступа в интернет, а так же иные коммуникационные технологии так же произрастают из этих стран.

Явно прослеживается тенденция технологического развития страны и роста ценности человеческого ресурса. Так же Можно говорить о том, что индекс человеческого развития является показателем инновационности страны, а так же определяет ее место на мировой арене.

Россия в данном рейтинге занимает 49 место, это говорит о том, что в нашей стране недостаточно внимания уделяется подготовке молодых специалистов. Это обуславливает низкие заработные платы специалистов сферы образования, науки. Уровень финансирования данных институтов так же оставляет желать лучшего. Отсюда абсолютно обоснованным является низкие позиции России, как инновационной страны.

На мой взгляд, следующие методы позволили бы улучшить текущую ситуацию:

Материальная, технологическая и информационная поддержка инновационных проектов;

Стимулирование инвестиционной активности в сфере экономики знаний;

Взаимодействие и поддержка ВУЗов, работа с молодыми специалистами;

Создание инновационных бизнес- инкубаторов и продвижение их среди студентов;

Поддержка отечественных разработчиков, снятие бюрократических преград;

Снижение налогового бремени для инновационных сфер бизнеса;

Фото: Denis Balibouse / Reuters

Стабилизация макроэкономических условий позволила России подняться в рейтинге глобальной конкурентоспособности, который ежегодно готовит Всемирный экономический форум (ВЭФ). Если год назад она на 43-м месте, то теперь поднялась на 38-е из 137. Наибольшего прогресса среди четырех главных компонентов рейтинга Россия добилась в макроэкономической конъюнктуре, ​ прибавив 38 позиций, Россия по этому критерию заняла 53-ю строчку. В среду, 27 сентября, доклад ВЭФ обсудят на семинаре в Минэкономразвития при участии министра Максима Орешкина.

Низкая инфляция не отменяет неопределенность

Ключевой фактор стабилизации — инфляция, которая «приближается к тому, что считается приемлемым уровнем», рассуждает вице-президент Центра стратегических разработок Владимир Княгинин. Кроме того, реализация планов по снижению бюджетного дефицита способствует повышению прогнозируемости экономической среды, добавляет он. Центробанк в 2017 году достиг таргета по инфляции в 4%, который объявил еще пять лет назад, а по итогам августа рост потребительских цен в России и вовсе до 3,3% в годовом выражении.

Тем не менее экономика России по-прежнему зависит от сырьевого экспорта, а ее перспективы остаются неопределенными, указывают авторы рейтинга. Слабые места России — финансовый рынок (по этому критерию ее поставили на 107-е место), защита прав собственности (106-е место) и независимость судов (90-е место). Рост минимального размера оплаты труда и защита временной занятости, призванные повысить гибкость рынка труда, смогут оказать масштабный эффект на экономику только при восстановлении потребительской активности, рухнувшей из-за слабого рубля и высокой инфляции, отмечается в докладе.

Макроэкономические успехи России важны не только сами по себе, но и на фоне других стран, говорит российский координатор программы ВЭФ по конкурентоспособности стран Алексей Праздничных, поэтому «в следующем году если не будет резких улучшений в макроэкономике, то, вероятно, у России не будет большого подъема в рейтинге».


Алексей Праздничных (Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС)

«Позиции России наиболее сильны в двух категориях, где оценки строятся на основе макроэкономической статистики: макроэкономика и размер рынка. Тогда как оценки, построенные на основе опросов экспертов, существенно меньше выделяются на фоне региональных средних», — отмечает экономист «ВТБ Капитала» по России и СНГ Александр Исаков.

Ориентир для правительства

Рейтинг ВЭФ не играет большой роли для портфельных инвесторов, считает Исаков. «Для тех, кто собирается делать прямые инвестиции в конкретные проекты, требуется намного больше информации, чем содержит рейтинг. Рейтинг скорее служит популярным целевым ориентиром для правительства, желающего улучшить общие условия для широких классов инвесторов», — добавляет он. Продвижение в рейтинге конкурентоспособности было одним из контрольных показателей «дорожной карты» по улучшению инвестклимата в России, которую правительство утвердило еще в 2013 году. Согласно документу к 2015 году Россия должна занимать в нем 45-ю строчку (ровно так и произошло), а к 2018-му — 30-ю.

Отстающие институты

При оценке конкурентоспособности страны в ВЭФ исследуют более ста индикаторов, а базовых показателей всего четыре: помимо макроэкономической ситуации это инфраструктура (как и в прошлом году, Россия здесь занимает 35-е место), здравоохранение и начальное образование (54-е место по сравнению с 62-м годом ранее), а также качество институтов. Из базовых характеристик с институтами у России дела обстоят хуже всего — хотя она и поднялась на пять строчек по этому критерию, но все равно заняла лишь 83-е место.

Институты — фундаментальный фактор, говорит Праздничных. «Он включает в себя ряд аспектов: все, что связано с правами собственности, с госуправлением. Нет развитых стран, где эти показатели были бы низкими», — поясняет эксперт.


Власти озабочены качеством институтов, констатирует Княгинин: преодоление административных барьеров прописано в программе правительства «Цифровая экономика», напоминает он. Другое дело, что ждать «прямого и быстрого действия» не стоит, потому что сейчас нужна «тонкая настройка», которая требует больших трудозатрат, рассуждает он. Однозначно сказать, что без улучшения качества институтов улучшение позиций в рейтинге невозможно, нельзя, но бизнес в любом случае требует «прозрачности, понятности и предсказуемости», указывает Княгинин: «Поэтому, конечно, это важнейший аспект создания делового климата».

Более того, при создании новых рынков в условиях цифровизации многие институты придется не только улучшать, а перезапускать заново, отмечает эксперт. Центр стратегических разработок, который разрабатывает программу для президента России, в основном концентрируется именно на институциональных изменениях (в отличие, например, от Минэкономразвития, которое в плане по ускорению темпов роста ВВП до 2025 года акцентирует внимание на точечных экономических мерах поддержки или налоговых механизмах). Впрочем, ни один из программных документов в полном объеме пока не опубликован.

Внимание на коррупцию

В среди ключевых проблем для ведения бизнеса в России вышла инфляция, которая в предыдущие пять лет не поднималась выше пятой строчки. Теперь же все вернулось на свои места: как и до 2016 года, главной проблемой названа коррупция (делит первое место с озабоченностью ставками налогов).

Растет не уровень коррупции, а озабоченность ею, обращает внимание вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Мария Глухова. Одни и те же масштабы коррупции в кризисные времена воспринимаются более болезненно, чем в условиях роста экономики, объясняет она. Сокращение экономики в прошлом году, по итогам которого и составлен рейтинг, продолжалось, хотя было и не таким сильным (0,2 против 2,8% в 2015-м).

Инфляция, по данным ВЭФ, в списке самых болезненных вопросов для ведения бизнеса в России откатилась на четвертое место, а на третьем оказался доступ к финансированию. В первую десятку также вошли администрирование налогов, низкий уровень образования работников, бюрократия и политическая нестабильность.

Стабильные чемпионы

Швейцария в рейтинге конкурентоспособности занимает первое место девятый год подряд. Но в тройке лидеров не обошлось без изменений: на второй строчке оказались США, находившиеся на третьей, которые поменялись местами с Сингапуром. В десятке лучших также Нидерланды, Германия, Гонконг, Швеция, Великобритания, Япония и Финляндия. Китай, крупнейший партнер России по БРИКС, находится на 27-м месте, Индия — на 39-м, ЮАР — на 47-м, Бразилия — на 81-​м.

«Глобальная конкурентоспособность будет все больше определяться инновационным потенциалом страны. Таланты будут становиться важнее капитала, мир движется от эпохи капитализма в эпоху талантов. Страны, готовые к четвертой промышленной революции и одновременно укрепляющие свои политические, экономические и социальные системы, станут победителями в конкурентной гонке будущего», — приводятся в сообщении ВЭФ слова его основателя Клауса Шваба.

При участии: Екатерина Копалкина

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...