Регулирование денежного обращения в стране осуществляется. Денежная система Российской Федерации
Официальной денежной единицей (валютой) является рубль. Законом запрещен выпуск других денежных единиц. Официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается.
Исключительное право выпуска наличных денег, изъятия из обращения принадлежит Банку России. Видами денег, ющими законную платежную силу, являются: банковые билеты (банкноты) и металлическая монета, которые обмениваются активами Банка России.
Помимо Банка России эмиссионные операции выполняются Федеральным казначейством, выпускающим мелко купюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла).
Правительство РФ совместно с Банком России разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежной и кредитной. Планирование денежного обращения осуществляется на основе прогнозных расчетов баланса денежных доходов и расходов населения и прогнозов кассовых оборотов.
Регулирование денежного обращения в России осуществляет Банк России. Кроме выпуска наличных денег Банк осуществляет:
- создание резервных фондов банкнот и монет;
- определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
- замену и уничтожение денежных знаков;
- утверждение правил кассовых операций.
Для регулирования денежного обращения Банк России вправе использовать целый комплекс инструментов и методов денежно-кредитной политики.
- Установление процентных ставок по операциям Банка России. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, на основе которых он осуществляет свои операции (ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др.).
- Изменение нормативов обязательных резервов, представляющих собой беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Изменяя нормативы обязательных резервов, Банк России изменяет количество денег в обращении. Увеличение нормативов означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении нормативов увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые ими предоставляются в кредит.
- Операции на открытом рынке, предполагающие участие Банка России в сделках по покупке или продаже государственных ценных бумаг с целью изменения конъюнктуры рынка денег.
- Рефинансирование кредитных организаций, дставляющее собой кредитование Банком России коммерческих организаций, в том числе и переучет векселей.
- Валютные интервенции, под которыми понимается купля-продажа Банкрм России иностранной валюты на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение денег.
- Установление ориентиров роста денежной массы, осуществляемое Банком России исходя из основных напревший единой государственной денежной кредитной политики.
- Прямые количественные ограничения, связанные с установлением лимитов на рефинансирование банков, проведением кредитными организациями отдельных банковских операций.
- Эмиссия облигаций, заключающаяся в том, что Банк России от своего имени может осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
Поддержания устойчивости денежного обращения, стабильности национальной денежной единицы и сбалансирования спроса и предложения денег. Частично регулирование денежного обращения рассматривают как составляющую , однако этот процесс значительно шире, поскольку включает систему регулирования и управления , а также и механизмы. Поэтому регулирование денежного обращения следует рассматривать как составляющую страны.
Регулирование денежного обращения осуществляется на основе использования совокупности методов, инструментов и административных процедур деятельности банков и небанковских учреждений на денежном рынке. Регулирование денежного обращения включает: формирование и управление , эмиссию, выпуск и обращение наличности, создание и поддержку платежных систем и .
В рамках реализации денежно-кредитной политики с целью регулирования денежного обращения центральные банки используют следующие инструменты:
- нормативы ;
- операции на ;
- депозитные операции и др.
С точки зрения центрального банка главным инструментом регулирования денежного обращения являются обязательные резервы, объемы которых, прежде всего, способствуют формированию показателя денежной базы (узкие деньги) и денежного агрегата М 0 . Можно считать, что начисленные суммы обязательных резервов становятся основой для создания центральным банком новых денег. Обязательные резервы зачисляются на банков в Национальном банке и используются как чисто монетарный инструмент. Нормативы обязательных резервов устанавливаются в процентах от суммы привлеченных банком депозитов. Они одинаковы для всех банков, но дифференцированы в зависимости от вида депозита, сроков и вида валюты привлеченных средств. Зачисление сумм обязательных резервов на корреспондентские счета банков в Национальном банке осуществляется в национальной валюте, независимо от валюты привлеченного банком депозита.
В случае необходимости увеличения объемов в обращении центральный банк может уменьшать нормативы обязательного резервирования, а в случае необходимости уменьшить денежную массу — он может их повышать. Благодаря таким действиям в первом случае ресурсы банков, которые они могут направить на кредитование, увеличиваются, а во втором, наоборот, — уменьшаются, что замедляет темпы кредитования и, соответственно, уменьшает объемы денежной массы в обращении.
Вторым по логике и важности для отечественной практики инструментом регулирования денежного обращения являются операции центрального банка на валютном рынке, благодаря преимущественно которым уже много лет фактически происходит денежная эмиссия в Украине. Путем приобретения иностранной валюты на валютном рынке Национальный банк осуществляет эмиссию гривны, а путем проведения валютных интервенций и продажи иностранной валюты изымает избыточные гривны из обращения. И хотя в мировой практике такой инструмент регулирования денежного обращения не является главным, для отечественной банковской системы его значение и в дальнейшем будет оставаться чрезвычайно важным.
Наиболее перспективным инструментом регулирования денежного обращения является проведение центральным банком операций по рефинансированию банков и изъятию избыточной денежной массы из обращения путем депозитов центрального банка. Этот инструмент регулирования денежного обращения в перспективе должен заменить валютный канал эмиссии и стать доминирующим.
Процентная политика как инструмент регулирования денежного обращения, используется в рамках реализации общей стратегии монетарной политики. Ее влияние на объемы и структуру денежной массы в обращении происходит как на основе изменения объемов привлеченных банками депозитов, так и на основе выданных ими кредитов. Однако следует отметить, что изменение процентных ставок влияет на объемы денежной массы в обращении двояко: рост депозитных ставок приводит к удорожанию банковских ресурсов и, соответственно, к повышению ставок по кредитам. В такой ситуации, несмотря на то, что объемы депозитов и денежный агрегат М 2 растут, темпы кредитования замедляются, а это, в свою очередь, сдерживает безналичную эмиссию. Поэтому влияние процентной политики как инструмента регулирования денежного обращения на денежный оборот не такое существенное, как иногда отмечают в научной литературе. Функции процентной политики по регулированию денежного обращения ограничиваются системой стимулов и противовесов, которые могут реализовать банковские учреждения в реализации своих функций по регулированию денежного обращения.
Важное значение для регулирования денежного обращения имеют операции центрального банка с ценными бумагами и, прежде всего, с , приобретая которые на вторичном рынке и осуществляя их монетизацию, центральный банк выпускает в обращение дополнительную сумму денег. После погашения облигаций происходит изъятие денежной массы из обращения.
В условиях становления отечественного денежного рынка в 1993-1994 гг. в целях регулирования денежного обращения использовал показатели «кредитных потолков» (сумма или темпы прироста кредитования по сравнению с предыдущим периодом), которые устанавливались для банков с целью сдерживания или стимулирования кредитования экономики. Соответственно, увеличение объемов кредитования способствовало увеличению объемов денежной массы в обращении, а уменьшение, наоборот, — сдерживало ее прирост. На сегодняшний день Национальный банк такой инструмент регулирования денежного обращения не использует.
На уровне отдельных банков регулирование денежного обращения осуществляется путем проведения собственной кредитной и депозитной политики, организации наличного денежного обращения, кассового обслуживания клиентов и организации системы платежей и расчетов.
Определенное участие в регулировании денежного обращения берут и небанковские финансовые учреждения, каждое из которых выполняет определенные функции в соответствии с задачами их уставной деятельности. Это небанковские финансово-кредитные учреждения ( , лизинговые и факторинговые компании), учреждения, осуществляющие эмиссию электронных денег, небанковские участники платежных систем; негосударственные кассово-расчетные центры, и тому подобное.
В связи с реализацией товаров, с оплатой оказываемых услуг, с совершением различных платежей (выплата заработной платы, уплата налогов, возврат и предоставление кредита, уплата процентов и т. д.).
Базой для денежного обращения служит обращение товаров. В процессе обращения деньги не покидают сферу обращения, а вновь и вновь обращаются в соответствии со своими функциями.
Сфера денежного обращения включает:
Особенности наличного и безналичного денежного обращения:- У наличных и безналичных денег разная циркуляция. Наличные деньги бывают в обороте много раз и выбывают из него, когда они физически изнашиваются. Безналичные деньги циркулируют единожды в форме списания с одного счета на другой.
- У наличного и безналичного оборота разные контрагенты (участники). Наличный оборот всегда связан с населением, а у безналичного оборота контрагентами выступают субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность (предприятия, компании и т. д.).
- Наличные и безналичные деньги выполняют разные функции. Наличные деньги: функция платежа, обращения, сбережения и накопления. Безналичные деньги: платежа и накопления (в виде остатка на счетах).
- Безналичные расчеты легче контролировать.
Исходя из связи с производством ВВП выделяют два основных вида денежного обращения:
1. Когда оборот непосредственно связан с реализацией товаров и услуг; с расчетами в сфере капитального строительства; а также расчеты на .
Таким образом, первый вид включает:
- денежные расчеты в торговле;
- платежи, поступающие за услуги коммерческих служб, транспорта и т. д.;
- расчеты в капитальном строительстве;
- операции на фондовом рынке.
2. Когда денежное обращение возникает в связи с осуществлением денежных расчетов нетоварного характера и включает:
- выплаты ;
- выплаты процентов, дивидендов;
- налоги, сборы, вносимые в ;
- оборот по банковским операциям;
- оборот по операциям страховых компаний и т. д.
Таким образом, денежное обращение хотя и связано с товарным оборотом, но значительно больше оно обслуживает связи нетоварного характера.
Модели кругооборота денег
Оборот денег в экономической системе осуществляется по разным циклам. Наиболее простая схема денежного оборота представлена на рис. 2.
Рис. 2. Модель простейшего кругооборота денег и товаров в экономической системе:- поток товаров (услуг);
- поток денег (расходы населения на покупку товаров и услуг);
- поток денег (платежи за потребленные ресурсы);
- поток ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг (сырье, и др.).
Приведенная модель показывает, что в экономической системе циркулируют два оборота .
Первый оборот представлен потоком ресурсов, необходимых для производства товаров (услуг) (движение по часовой стрелке). В схеме допускается, что ресурсы принадлежат населению, которое обменивает их у хозяйствующих субъектов на готовые товары и услуги. Бартер исключает использование денег в качестве посредника при обмене.
Поэтому появляется посредник, который помогает обеим сторонам произвести торговые операции по сбыту и приобретению товаров. Таким посредником являются деньги, поток движется против часовой стрелки. Ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, включают в себя материальные ценности, рабочую силу, организаторские способности предпринимателя, . Поток этих ресурсов уравновешивается платежами за потребленные ресурсы. Эти денежные платежи выступают в виде заработной платы, процентного дохода, рентных платежей, арендного дохода и т. д. В конечном итоге два указанных потока составляют самостоятельный оборот, способный уравновесить товарную массу .
Второй оборот представлен потоком готовых товаров и услуг, предлагаемых хозяйствующими субъектами населению. Этот поток товаров и услуг уравновешивается потоком суммарных платежей и расходов, которые осуществляет население, покупая товары и услуги.
Из этой схемы оборота видно, что должно быть связано с количеством товаров и услуг. В противном случае их неувязка может привести к обесценению денег и к .
Денежные отношения , возникающие в процессе обмена «деньги — товар», выступают как финансовые отношения . Такой кругооборот денег обслуживает не только товарный рынок, рынок услуг и рынок ресурсов, но и .
Рис. 3. Модель кругооборота денег, финансовых активов капитала в экономической системе:- расходы потребителей;
- расходы, связанные с вложением капитала;
- налоги и сборы;
- финансовые активы (облигации государственных внутренних займов, казначейские векселя, золото и др.);
- платежи за купленные государственные финансовые активы;
- капитал, проходящий через финансовый рынок (покупка акций, облигаций и т. п.);
- доход от вложений капитала;
- поток ресурсов;
- доход от реализации ресурсов.
Приведенная модель (рис. 3) показывает, что капитал хозяйствующего субъекта и капитал населения направлен в конечном итоге на получение .
Капитал населения — это деньги, оставшиеся у населения после уплаты и покупки товаров и услуг и пущенные в оборот с целью извлечения прибыли.
Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.
Необходимое количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:
- количество проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
- уровень цен товаров и тарифов (связь прямая);
- скорость обращения денег (связь обратная).
Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке. Чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цен.
Д = Т · Ц/v ,
- Д — денежная масса;
- Т — товарная масса;
- Ц — цена;
- v — скорость оборота денег.
Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.
Если деньги выполняют функцию средства платежа, то общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество.
Количество денег как средство платежа определяется :
- общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);
- уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, так как чем цены выше, тем больше требуется денег);
- степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);
- скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная).
С учетом кредитных отношений
Д = А — В + С — М/Е ,
- Д — денежная масса, необходимая для обращения;
- А — сумма цен реализованных за данный период времени товаров;
- В — сумма цен товаров, проданных в кредит, срок оплаты по которым наступил;
- С — сумма платежей за ранее проданный товар (по долговым обязательствам);
- М — сумма взаимопогашающихся платежей;
- Е — среднее число оборотов денег как средство обращения и платежа за данный период времени (скорость).
Фишер записал эту формулу в виде уравнения обмена:
М * v = Q * P ,
- M — масса денег;
- v — скорость обращения;
- Q — количество товаров;
- P — цена.
Формула показывает, что количество товаров напрямую связано с уровнем цен.
Если денежная масса большая, то цены высокие и отсюда инфляция.
1. Объем товарной массы (чем он выше, тем больше нужно денег, но понятие товара включает в себя все, что подвергается обмену, в том числе труд, земля, ценные бумаги. Отсюда следует: чтобы совершался обмен, должен быть ассортимент).
2. Уровень цен . Чем ниже цена, тем больше нужно товара и соответственно денег.
В обратном направлении (меньше денег) если действуют следующие факторы:
- степень развития кредита (чем больше товаров в кредит, тем меньше надо денег);
- развитие безналичных расчетов;
- частота выплат денег (чем чаще выплачиваются деньги, тем меньше их надо для оборота).
3. Скорость обращения денег (число оборотов денежной единицы за промежуток времени).
В развитых странах 2-3 оборота в год. В России в период гиперинфляции до 20 оборотов, сейчас приблизительно 7-8 оборотов в год.
Правовое регулирование денежного обращения
Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей.
Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца.
Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) », «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.
В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществления эмиссии наличных денег, т... е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.
Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.
Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.
Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.
Регулирование денежного обращения в эпоху золотого стандарта происходило стихийно, ведь золото обладало собственной внутренней стоимостью и легко превращалось в накопитель богатства в периоды, когда товарный оборот не нуждался в дополнительной денежной массе.
В современном мире бумажных денег ситуация иная – регулирование денежного обращения стало обязательной процедурой, т.к. бесконтрольное движение денежных средств может приводить к плачевным экономическим последствиям (например, к ). Связано это с отсутствием у бумажных банкнот внутренней, реальной стоимости, которые обладают только номинальной ценностью.
Процесс координации обращающихся денег происходит на государственном уровне и осуществляется следующими финансовыми институтами – Центральным Банком и Министерством Финансов. Бумажные и кредитные деньги не могут самостоятельно поддерживать свое оптимальное количество в обороте, поэтому ЦБ и МинФин периодически проводят некоторые меры по стабилизации денежной массы.
Регулирование денежного обращения в сторону уменьшения количества денег
При нахождении в обращении излишнего количества денежных ресурсов проводятся мероприятия, нацеленные на их перевод из оборота в накопление.
Меры ЦентроБанка
- Увеличивается ключевая процентная ставка . Это стимулирует население и предприятия вкладывать деньги в ставшие более доходными депозиты, таким образом, капитал перетекает в сферу накопления.
- Сокращается кредитование Коммерческих Банков (КБ). Получая меньше ресурсов от Центрального Банка, Банковские институты коммерческого типа меньше выдают физическим и юридическим лицам, следовательно, денег в обращении становится меньше.
- Увеличиваются обязательные резервы КБ (которые образуются путем отчисления определенного процента от суммы привлеченных средств). При помощи такой меры урезаются ресурсы КБ, которые в результате меньше кредитуют, а значит, сокращается количество обращающихся банкнот.
- Выпускаются ценные бумаги . Эмитируя , ЦБ реализует их на финансовом рынке, а деньги уплаченные за них изымаются из оборота.
- . Является крайней мерой стабилизации экономики, применяется крайне редко.
Меры МинФина
- Повышается налоговая ставка . В казну поступает больше денег, значит, в обращении их остается меньше.
- Отменяются налоговые льготы . Опять же, приток финансов в казну увеличивается.
- Сокращается бюджетное финансирование , прежде всего, на непроизводительные цели.
- Эмиссия облигаций
Регулирование денежного обращения с целью увеличения денежной массы
В данном случае осуществляются действия, прямо противоположные перечисленным выше.
Действия ЦБ
- Уменьшается процентная ставка
- Увеличивается кредитование КБ со стороны ЦБ
- Уменьшаются обязательные резервы КБ
- Печатаются деньги
- Начинается скупка ценных бумаг
Действия Министерства Финансов
- Уменьшаются налоги
- Вводятся налоговые льготы
- Увеличивается бюджетное субсидирование на цели непроизводственного характера
Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют функции средства обращения и средства платежа. Государство выпускает бумажные деньги, устанавливает их курс, но их реальная стоимость не зависит от власти и определяется законами денежного обращения.
2В регулировании денежного обращения государство опирается на банковскую систему, в которую входят Центральный банк, банки с государственным участием, коммерческие банки, филиалы и представительства иностранных банков. Центральный банк образует первый уровень банковской системы, коммерческие банки - второй.
Центральный банк России является денежным властным органом, контролирующей и кредитной организацией одновременно. Основные его функции сводятся к следующему:
Проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
Является эмиссионным центром;
Организует денежное обращение, определяет порядок ведения расчетов и платежей;
Проводит общий надзор за кредитно-финансовыми учреждениями, регулирует их ликвидность;
Управляет счетами Правительства РФ и осуществляет зарубежные финансовые операции;
Предоставляет кредиты коммерческим банкам;
В качестве агента Правительства РФ организует размещение и осуществляет погашение государственных ценных бумаг.
Банк России контролирует кредитные учреждения по нескольким направлениям: принимает решение о регистрации новых учреждений, лицензирует их деятельность; устанавливает экономические нормативы, которые они должны соблюдать; разрабатывает и вводит регулирующие нормы в рамках административного права. В то же время коммерческие банки привлекаются для обслуживания и реализации государственных инвестиционной и конверсионной программ, государственной поддержки завоза продукции в районы Крайнего Севера, операций с облигациями государственных займов, драгоценными металлами.
Юридический статус Банка России двойственен. С одной стороны, он независим от органов государственной власти, не управляется Правительством, его валютные резервы не являются федеральными. С другой стороны, Банк России перечисляет прибыль в бюджет, участвует в управлении государственным долгом, руководитель Банка России назначается Государственной Думой.
Согласно законодательству банки - это коммерческие организации, предприятия, их продукция - обслуживание движения денег. Банки действуют исходя из интересов увеличения прибыли, размещают средства там, где это наиболее выгодно.
В мировой практике различают несколько видов банков: универсальные, инвестиционные, ипотечные, работающие с населением и др. В России специализация коммерческих банков практически отсутствует. В Послании Президента РФ парламенту отмечается, что нужны банки двух типов: расчетные центры и инвестиционные банки. Расчетные центры должны обеспечивать прозрачность перечислений средств клиентов, налоговые платежи и др., а инвестиционные банки - эффективное размещение вкладов, отбор максимально выгодных проектов. Нужны и государственные банки с льготными условиями кредитования.
В стране функционирует около 1300 коммерческих банков; их активы составляют свыше 100 млрд долл., из них вклады населения оцениваются в 30,7 млрд долл. Отношение суммы активов и кредитов к ВВП признается важнейшим показателем развития банковской системы. Активы по отношению к ВВП составляют: в России - 35%, странах Западной Европы - 200-400, Китае-120, Индии-50%.
Совокупный капитал банков страны ненамного превышает капитал не самого крупного банка США.
Государство участвует в банковской системе в различных формах: учреждает собственные банки, имеет доли в капитале коммерческих банков, предоставляет гарантии по кредитам.
К банкам с государственным участием относятся те, в которых на долю государственных организаций и предприятий приходится не менее 20% акций.
Крупными банками с государственным участием являются Сбербанк, Внешэкономбанк, Российский банк развития, Россельхозбанк.
На Сбербанк, который имеет огромную региональную сеть, приходится 40% совокупного кредитного портфеля банков и 55% частных вкладов. Контрольный пакет акций принадлежит Банку России. Акции торгуются на открытых площадках и конкурируют с «голубыми фишками».
Увеличивается количество банков имеющих в активах иностранный капитал. На банки с иностранным участием приходится около 10% всех банковских активов и 6% - предоставляемых кредитов.
Иностранные банки обладают рядом преимуществ: высокая репутация материнской организации; приемлемые для клиентов условия обслуживания; нет ресурсных ограничений при реализации долгосрочных (5-7 лет) проектов. Но иностранные банки требуют более надежного обеспечения, у них получить кредит отнюдь не легче, чем у отечественных банков.
На российском рынке иностранные банки заняты в основном обслуживанием фирм с иностранным участием, работающих в стране, и частных иностранных лиц.
В последние годы развитие банковского сектора ускорилось. Реализуется стратегия развития банковского сектора. Она предусматривает повышение капитализации коммерческих банков и их конкурентоспособности, совершенствование банковского надзора со стороны Центрального банка России.
- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации