Развитие стран начале 20 века. Всемирно-исторический процесс и ХХ век


Страны мира к началу XX в. различались не только по своему положению в качестве метрополий и колоний . Разрыв между ведущими державами и остальной частью мира определялся в первую очередь уровнем экономического развития. В большинстве стран Западной Европы, в Северной Америке и Японии сложилось индустриальное общество. Эти страны прошли этап промышленной революции. Новая техника не только широко использовалась в промышленности, но находила все большее применение и в сельском хозяйстве, что привело в дальнейшем к коренным переменам в этой древнейшей сфере деятельности человека. В Африке и на большей части Азии индустриализация еще не началась.

Политическое развитие в начале XX в. По форме правления в начале XX в. преобладали монархии . Республиками были все государства Америки, а в Европе ими были лишь Франция и Швейцария. Однако в большинстве государств власть монарха была ограничена народными представительствами (Великобритания, Австро-Венгрия, Германия, Япония и др.). В некоторых странах монарх продолжал играть существенную роль в управлении. Выборы нигде не были всеобщими (так, избирательных прав были лишены женщины). Даже во многих республиках существовали деспотические режимы.

Борьба за передел мира . В результате совершенствования транспорта стало значительно проще перевозить на большие расстояния сырье и готовую продукцию. Именно это подталкивало развитые страны к новым колониальным захватам. В результате развернулась борьба за передел мира. Особенно настойчиво этот курс взяли государства, опоздавшие к разделу колоний, но затем превратившиеся в мощные индустриальные державы. В 1898 г. США напали на Испанию под лозунгом освобождения ее колоний. В результате формальную независимость получила Куба, ставшая фактически владением США. К США отошли и Гавайские острова, зона Панамского канала.

Германия в XIX в. захватила Юго-Западную и Юго-Восточную Африку (Камерун, Того), купила у Испании Каролинские и Марианские острова в Тихом океане. Япония завладела Тайванем, стремилась утвердиться в Корее. Но и Германия, и Япония считали себя обделенными колониями. Помимо испано-американской войны 1898 г. первыми войнами за передел мира считаются англо-бурская война (1899-1902) и русско-японская война (1904-1905). В результате победы над Россией в русско-японской войне Япония утвердилась в Корее и упрочила свое положение в Китае.

Экономика ведущих европейских стран.

Решающим фактором экономического и политического развития Великобритании оставалась эксплуатация огромных колониальных владений и рост вывоза капитала. За счет этого Англия, несмотря на потерю промышленной гегемонии, оставалась в числе развитых стран. Однако усиление экономических проблем вело к росту рабочего движения и возникновению в 1906 г. на основе ряда тред-юнионов новой лейбористской (рабочей) партии. Экономические трудности, увеличение расходов на вооружение, новая волна борьбы Ирландии за независимость создавали большие проблемы.


Несмотря на значительный промышленный подъем, Франция отставала от других крупных государств. Главная причина сравнительной отсталости французской индустрии была в особенностях ее экономики. Она носила ростовщический характер, капиталы вывозились за границу, часто в виде государственных займов. Замедление темпов экономического развития, отсталое рабочее законодательство и рост налогов в связи с увеличением расходов на вооружение привели к усилению позиций социалистов.

В начале XX в. по уровню промышленного производства Германия выдвинулась на первое место в Европе. Преимущественное развитие тяжелой промышленности было вызвано в значительной мере потребностями армии, железнодорожного строительства и судостроения. Создавались могущественные монополии . Готовясь к переделу мира, Германия увеличивала свои военные расходы. В 1914 г. она по количеству боевых кораблей она заняла второе место в мире, уступая лишь Англии. В германском обществе были распространены идеи милитаризма и шовинизма .

Проблемы модернизации. Многие страны сталкивались с проблемой модернизации — экономических, социальных, политических и культурных преобразований, направленных на формирование общества, отвечавшего требованиям эпохи. Образцом служили государства Западной Европы. Однако в XIX в. единственный довольно успешный опыт модернизации имел место в Японии. Эти реформы открыли путь для быстрого промышленного развития, распространения гражданских свобод, образования. При этом японцы не отказались от своих традиций, не разрушили привычный уклад жизни.

Социальные движения .

Быстрое промышленное развитие ряда стран, увеличение численности рабочих вело к росту социальных движений. Началось объединение профсоюзов в федерации. Так возникли Американская федерация труда (АФТ) в США (1886 г.), Всеобщая конфедерация труда во Франции (1895 г.) и др. Рабочие выдвигали требования повышения заработной платы и установления 8-часового рабочего дня. В рабочем движении распространялись анархо-синдикалистские идеи. Сторонники этих идей отвергали политическую борьбу партии, считая, что рабочие должны объединяться только в профсоюзы, основной формой их борьбы должно быть «прямое действие» — стачки, бойкот, саботаж.

Социальные реформы . Для сохранения стабильности в обществе и под напором населения наиболее дальновидные представители правящих кругов стремились к продолжению социальных реформ. На этом пути в начале XX в. были сделаны важные шаги. В Англии левое крыло либеральной партии выступало в роли посредника между предпринимателями и рабочими. В 1906 г. был принят закон о компенсации работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве. В 1908 г. установлен 8-часовой рабочий день для шахтеров. Вводились пенсии для рабочих с 70-летнего возраста. Появился закон о страховании рабочих по болезни и безработице. В 1909 г. видный политический деятель либерал Ллойд Джордж , бывший министром финансов, предложил бюджет, названный «народным». Около 10 млн. фунтов выделялось на социальные расходы.

В США президент Т. Рузвельт провозгласил компанию против злоупотреблений со стороны монополий. Были приняты законы в области охраны природных богатств, против бесхозного использования земель и воды. Вводился контроль за качеством продуктов и медикаментов. Научно-технический прогресс. Отличительной особенностью развития общества в первой половине XX в. являлся быстрый количественный и качественный рост промышленности и такой же быстрый рост ее научно-технической основы.

В области техники наибольшее значение имели электрификация промышленных предприятии и транспорта, переход к автоматической системе машин, широкое использование двигателей внутреннего сгорания, совершенствования химической технологии. Одним из решающих факторов освоения новой техники стало применение электричества. Электрификация стала основой технического прогресса, обусловив более эффективное использование природных энергетических ресурсов и рациональное распределение производительных сил.

Международные отношения в 1900-1914 гг.

Планы военно-политических блоков в Европе. В конце XIX — начале XX в. в Европе сложилось два противоборствующих военно-политических союза: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Франция, Россия, Великобритания). Они вынашивали грандиозные планы по переустройству мира.

Англия стремилась стать еще более «Великой Британией», призванной подчинить своему влиянию большую часть мира.

Германия строила планы создания «Великой Германии», «Срединной Европы», которая охватывала бы Австро-Венгрию, Балканы, Переднюю Азию, Прибалтику, Скандинавию, Бельгию, Голландию и часть Франции, она хотела стать огромной колониальной империей, имеющей сферу влияния в Южной Америке.

Франция стремилась не только вернуть Эльзас и Лотарингию, но и присоединить Рур, расширить колониальную империю.

Россия хотела овладеть черноморскими проливами, расширить влияние в районе Тихого океана.

Австро-Венгрия добивалась разгрома Сербии, чтобы укрепить свою гегемонию на Балканах. Широкие захватнические планы строили США и Япония.

К 1914 г. гонка вооружений в мире достигла огромных размеров. Германия, не сокращая морскую программу, лихорадочно увеличивала и сухопутную армию. Вместе со своей союзницей Австро-Венгрией она имела в распоряжении 8 млн. человек, обученных военному делу. В лагере Антанты насчитывалось большее число обученных военному делу, но германская армия была технически лучше оснащена. Страны Антанты также быстро увеличивали свои вооруженные силы. Однако военные программы Франции и России запаздывали. Их выполнение планировалось только на 1916-1917 гг. Германский план войны, предусматривавший быструю (молниеносную) войну на двух фронтах — Западном и Восточном, разработал Шлиффен.

Главная идея заключалась в нанесении удара по Франции через Бельгию. Целями операции были окружение и разгром французских армий. Против русских армий сначала предусматривались оборонительные действия ограниченными силами. После разгрома французов предполагалось перебросить войска на восток и нанести поражение России. Планы французского командования носили в основном выжидательный характер, поскольку и в военно-промышленном отношении, и по численности армии Франция уступала Германии. Англия не стремилась к широкому участию в сухопутной войне, надеясь всю ее тяжесть переложить на Россию и Францию. Русские политические и стратегические интересы требовали направления главных усилий против Австро-Венгрии.

Балканские войны . Преддверием Первой мировой войны называют Балканские войны. Они начались как завершающий этап в освобождении Балканского полуострова от многовекового турецкого ига. Сыгравшая решающую роль в Первой Балканской войне Болгария укрепила свои позиции, что вызвало недовольство ее союзников. Результатом стала Вторая Балканская война 1913 г. Болгария, которую поддерживали Германия и Австро-Венгрия, была разгромлена и потеряла часть своих недавних завоеваний.

В XIX в. европейская экономика сделала громадный шаг вперед. За столетие были созданы более мощные производительные силы, чем за всю предшествующую историю. Капитализм одержал полную победу в промышленности и сельском хозяйстве. Производство освободилось от средневековых стеснений, были ликвидированы цехи и феодальные повинности крестьян, построены заводы и фабрики, железные дороги и пароходы.

Промышленная революция

Промышленная революция в Англии началась еще в конце XVIII в., а затем охватила другие западные страны. Она была важным фактором социального развития европейских стран. Революцию в промышленности совершили главным образом паровой двигатель и фабрика, а преобладание машинного производства над ручным и производство машин машинами означало ее победу. В Англии она завершилась в середине XIX в., во Франции, в Германии, Австрии - на 20-30 лет позже.

Крупные изменения произошли на транспорте. Быстроходные поезда пришли на смену медленным повозкам, парусные суда заменялись пароходами, строились каналы, улучшались дороги.

В первой половине XIX в. главной отраслью промышленности оставалось текстильное производство, но быстрыми темпами возрастала добыча каменного угля и железной руды, выплавка металла. Экономическая мощь государства измерялась тогда количеством машин, тысячами и миллионами тонн переработанного хлопка, добытого угля, выплавленного металла, тысячами километров железнодорожных линий. Западная Европа вступила в «век пара и железа».

В Англии, например, выплавка чугуна в первой половине XIX в. увеличилась более чем в 12 раз.

Если техническая сторона промышленной революции заключалась в переходе от ручного мануфактурного производства к фабричному, то ее социальную сущность составляло формирование двух новых общественных классов - промышленной буржуазии и наемных рабочих, или пролетариата. При феодализме они составляли вместе с крестьянством низшее третье сословие, теперь же превратились в два основных класса капиталистического общества, которые занимали различное общественное положение и имели различные интересы.

Прогресс в промышленности и земледелии

С середины XIX в. количество технических изобретений и усовершенствований росло невиданными прежде темпами: их насчитывались тысячи.

Были открыты новые способы выплавки стали, началось производство пластмасс и синтетических тканей, появились телеграф и телефон, автомобили и самолеты, в горах были проложены первые тоннели, в промышленность и быт пришло электричество.

Возникли новые отрасли промышленности: химическая, электротехническая, автомобилестроительная, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая. «Век пара и железа» уходил в прошлое. Символами новой эпохи становились электричество, сталь и нефть. Промышленное производство увеличилось более чем в три раза.

Но рост производства не был постоянным, он прерывался кризисами (спадами), которые в XIX в. повторялись через каждые 8-12 лет. Производство товаров в масштабах государства не планировалось, и когда их становилось больше, чем можно было продать, внезапно и резко падали цены, закрывались предприятия и банки, сокращались производство и торговля. Впервые такой кризис перепроизводства поразил Англию в 1825 г. Всего в XIX в. в Англии произошло 9 сильных экономических кризисов, во Франции и Германии - по 7.

Сельское хозяйство пережило аграрную революцию. Из феодального оно превратилось в предпринимательское. Возникло много фермерских хозяйств, работавших на рынок и использовавших наемный труд. Совершенствовалась и создавалась новая сельскохозяйственная техника (плуги, сеялки, жатки, сноповязалки, молотилки, первые образцы гусеничных тракторов и комбайнов). Почва лучше обрабатывалась и удобрялась, урожайность зерновых культур значительно повысилась и достигала 14-20 центнеров с гектара, а в Дании в 1913 г.- даже 29 центнеров. Однако доля сельского хозяйства в общем производстве падала, в то время как доля промышленности возрастала.

Монополии

Промышленное производство сосредоточивалось на все более крупных предприятиях. Чтобы получить наибольшую прибыль и победить в конкурентной борьбе, в конце XIX в. промышленники и банкиры стали объединяться и создавать национальные и международные союзы, или монополии (от греч. monos - один и poleo - продаю). Это были организации предпринимателей, которые договаривались между собой о размерах производства, рынках и ценах. Таким образом они подавляли конкурентов, подчиняли или разоряли мелкие предприятия и банки. Однако мелкие предприятия не были полностью уничтожены - по численности они в тысячи раз превышали крупные объединения и сохранились до наших дней. Ведь одни предприятия разорялись, другие создавались.


Американский художник Джордж Луке протестует против засилья монополий. Он изобразил их в 1890 г. в виде монстров, пожирающих все окружающее. «Современная угроза» - так называется эта картина

Не исчезла и конкуренция. Соперничество гигантских монополий, мелких и средних производств сопровождает развитие капиталистической экономики до настоящего времени.

Период господства монополий, начинающийся с конца XIX - начала XX в., получил название периода монополистического капитализма, или империализма (от лат. imperium - власть). Сначала под империализмом понимали лишь внешнюю политику, направленную на территориальные захваты и создание громадных империй. Позже этот термин стал использоваться для обозначения новой стадии капитализма, исходным моментом и главной особенностью которой были монополии.

Существовали различные типы монополий: синдикаты, картели, тресты и др. Участники синдиката договаривались о ценах и совместном сбыте товаров, сохраняя самостоятельность в других сферах деятельности. Для картеля характерно соглашение не только о ценах и рынках, но и количестве выпускаемой продукции. Руководство треста управляло всей деятельностью входивших в него предприятий и банков.

Одним из важнейших моментов в экономической истории конца XIX - начала XX в. явилось создание капиталистической системы мирового хозяйства, основы которой были заложены еще в эпоху Великих географических открытий. Экономика одной страны оказалась тесно связанной с хозяйством других стран благодаря железным дорогам и пароходам, возросшей торговле и широким денежным операциям. Мировая экономика напоминала единый организм, в котором все было взаимосвязано. Центральное место в ней до конца XIX в. занимала Англия, а потом - США.

Население

Урбанизация. С конца XVIII в. население Западной Европы быстро увеличивалось и за столетие выросло более чем в два раза. В начале XX в. первое место по численности жителей занимала Германия (67 млн человек), а самой густонаселенной страной оставалась Бельгия. Благодаря повышению уровня жизни и успехам медицины уменьшилась смертность, а средняя продолжительность жизни увеличилась с 35 до 55 лет.

В конце XIX в. большая часть населения Европы жила еще в сельской местности, но оно постоянно уменьшалось, в то время как под воздействием бурного развития промышленности и торговли численность горожан быстро увеличивалась. Роль городов сильно возросла во всех сферах жизни. Этот процесс называется урбанизацией (от лат. urbanus - городской).



Наиболее важную роль играли крупные города с населением свыше 100 тыс. человек (в конце XIX в. их было около 100). Они были средоточением экономической, политической, культурной жизни страны. Здесь находились крупные предприятия и банки, принимались важнейшие решения, работали крупнейшие музеи и театры.


Жизнь в городах становилась более удобной, комфортной. На улицах стало чище и светлее, чем прежде, благодаря благоустройству, появлению освещения, уборочных машин, системы канализации. Дома подключались к центральному отоплению и водоснабжению, в них устанавливались лифты. Были построены большие вокзалы, рынки, магазины.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

В первые десятилетия промышленного переворота был широко распространен детский труд. В 1840 г. для изучения этого вопроса в Англии была создана парламентская комиссия. Она выявила следующие факты: в каменноугольных копях дети часто начинали работать с четырех лет. Находясь в маленькой нише, они должны были отворять дверь, чтобы пропустить вагонетки с каменным углем, а затем закрывать ее снова. Это было необходимо для предотвращения взрыва газов. Дети вставали в три часа утра, спускались в шахту и находились под землей в темноте до пяти-шести часов вечера.

Восьмилетние дети возили на себе вагонетки с каменным углем. Так как крыша копи была низка, они обвязывали вокруг тела веревку и ползком тащили вагонетку. Приведенные факты произвели ошеломляющее впечатление, и через некоторое время были приняты законы, ограничившие детский труд.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Второй период новой истории (кон. XIX, начало XX в.). характеризуется глубокими социально-экономическими и политическими изменениями. Выросло население мира. Производство сконцентрировалось в основном в США и Европе, увеличивается более чем в 3 раза. Основным процессом развития капитализма является вступление капитализма в свою высшую стадию развития. В конце XIX века все более усиливался, а в начале XX стал господствовать монополистический капитализм и финансовая олигархия. Стали более глубокими кризисы перепроизводства, между крупными производителями (часто при участии банков) стали подписываться соглашения о взаимной конкуренции путем понижения цен – возникают объединения – картели, тресты. Банки приобретают новую роль – не только собирают капиталы, но и руководят их использованием. Рабочий класс превращается в один из двух основных классов капиталистического мира. С ростом богатства капитала стран увеличились контрасты. Растущий спрос на сырье, а также поиски новых рынков сбыта массовой продукции, погони за прибылью ускорили захват крупными державами чужих территорий. Особенно в Азии и Африке. Расширили свои колонии Англия, Франция, Голландия. На путь захвата стали Германия, США, Бельгия. Государства Азии, Африки, Латинской Америки не сумевшие дать им отпор, попадали под их контроль, превращаясь в зависимые страны. Особенно преуспела Англия. К началу XX в. ей принадлежит половина всех колониальных владений, второй по размерам колониальный вклад – Франция. К концу XIX в. закончился раздел мира между европейскими державами, начавшийся в XV в. и началась борьба за его передел, в котором приняли участие и США. Многие страны оказались в зависимости от европейских держав и США. Часть из них являлась фактически полуколониями. Им были навязаны неравноправные договора, большие займы, беспошлинный ввоз своих товаров и вывоз сырья, контроль над финансами, направляли множество советников и т.д. (Турция, Иран, Китай и др.). Методы грабежа колоний путем создания на их территориях предприятий, добычи сырья, использование дешевой рабочей силы. Главной чертой XX века является вступление капитализма в новую фазу. Высокая степень концентрации производства, основа установления господства экономических монополий. Господство финансового капитализма, финансовой олигархии. Финансово-промышленная олигархия начала делить между собой мировой рынок. В результате начались войны: Испано-Американская война (1918), Итало-Турецкая (1911-1912), Англо-бурская (1899-1902). Борьба за передел мира стала причиной формирования и столкновения 2х блоков держав, развязавших I мировую войну (1914-1918).

Увеличились расходы на вооруженные силы. Монополии и финансовая олигархия поставила себе на службу крупные буржуазные партии – как реакционные, так и либеральные. На защиту их интересов был поставлен весь государственный аппарат. Ограничение демократических свобод: лишение рабочих права на стачку и т.д. Важным идеологическим оружием стал шовинизм – ненависть к другим нациям, расизм – расам и т.д. Углубились и усилились мировые экономические кризисы перепроизводства, начавшийся в 1900 кризис длился около 3 лет, охватил все страны и отличался резким падением производства в тяжелой промышленности. Еще более разрушающим стал кризис 1907 г. В 1914 г. наметился новый кризис, который был прерван войной. Ответом на нажим капитализма стали акции рабочих. Большой размах и значение приобрели стачки. В 1900-1914 бастовало 22 миллиона человек. Усиление эксплуатации в колониях идеологи капитализма прикрывали якобы гуманной культурной миссией распространения цивилизации.

В социально-экономическом плане главным содержанием рассматриваемого периода стало распространение капиталистических отношений и рыночной экономики из Европы и Северной Америки на все новые страны и регионы. Мировая капиталистическая система начала складываться как бы своеобразными волнами. В политическую и научную лексику вошли понятия «центр» и «периферия», которые были призваны обозначить различие между экономически развитыми и отсталыми в своем развитии странами и регионами. Центр составляло небольшое число стран-лидеров: Великобритания, США, Франция, Германия, скандинавские страны. Переход их на капиталистические рельсы начался раньше, чем в других странах; в ходе промышленной революции за сравнительно короткий по историческим меркам период они добились впечатляющих результатов. Периферией считались все остальные страны, которые встали на капиталистический путь сравнительно поздно. Для них характерен так называемый догоняющий тип развития. Круг этих стран, которые в той или иной форме и с теми или иными модификациями повторяют путь, пройденный странами центра, на протяжении XIX–XX вв. неизменно расширялся. Период конца XIX–начала ХХ в. отмечен бурным развитием производительных сил, появлением множества научно-технических открытий и изобретений, сыгравших решающую роль в развитии как гражданских, так и военных отраслей экономики. Более того, эти открытия в буквальном смысле произвели переворот в военном деле.

на современном этапе

Интернационализация экономики

Три мировых центра капитализма

Глобальные проблемы современности

20.1. Интернационализация экономики

Третья НТР вызвала ускорение процесса вовлечения стран в международное разделение труда и обмена продукцией и информацией, что послужило основой для возникновения во второй половине XX в. феномена «открытой экономики», или интернационализации экономики, на основе процесса интеграции.

Транснациональные и многонациональные компании. Уже в начале нашего столетия существовали международные предприятия, которые вместе с применением электронно-вычислительной техники и современных средств связи во второй половине XX в. стали превращаться в многоотраслевые комплексы, действующие на принципах специализации и кооперации производства на мировом уровне. Эти объединения получили название транснациональных и многонациональных корпораций (ТНК и МНК) и стали в настоящее время главной движущей силой мирохозяйственных связей. Вкладывая капитал и создавая многочисленные филиалы за рубежом, ТНК (а ими являются практически все крупнейшие компании развитых стран) формируют разветвленную систему мирового производства, не признающую национальных границ и объединенную общими организационными, экономическими и технологическими отношениями. За счет оптимального размещения производства в разных странах, с учетом их сравнительных преимуществ (наличие источников сырья, квалифицированной рабочей силы, технического уровня производства и т. д.) ТНК достигают более высокой экономической эффективности. Они разрушают границы между национальными рынками товаров, капиталов и рабочей силы посредством формирования прямых производственно-технических и экономических связей между предприятиями в различных странах, вызывая эффект интернационализации экономики. В настоящее время данный процесс проявляется, в частности, через развитие новых форм сотрудничества между собственно ТНК. Так, получили достаточно широкое распространение так называемые стратегические соглашения, на основе которых объединяются финансовые и технологические ресурсы ТНК для достижения результатов, недоступных каждой из них в отдельности.

Развитие международных предприятий и объединений в условиях НТР второй половины XX в. наряду с небывалым расширением мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы способствовало формированию рынков информации («ноу-хау», патенты, лицензии) и научно-технических услуг (инжиниринг, лизинг).

Процессы интеграции в Западной Европе. Еще одной формой интернационализации получившей особенное развитие в последние десятилетия, является межгосударственная интеграция национальных хозяйств. В основе этого явления лежит стремление к достижению большей эффективности национальных хозяйств за счет стимулирования процессов специализации и кооперирования в рамках региональных союзов, развития сотрудничества между странами-участницами в области производства, торговли, валютных отношений и других сферах.

Наиболее развитой формой международной интеграции является Европейский Союз. Решение о его создании в форме Европейского экономического сообщества (ЕЭС) было принято Бельгией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, ФРГ и Францией в 1957 г. Позднее в ЕЭС вошли Великобритания, Ирландия, Дания (1974), Греция (1984), Испания, Португалия (1986), Австрия, Финляндия, Швеция (1995). Главной целью объединения декларировалось создание единого рынка товаров, услуг, рабочей силы стран-участниц путем достижения «четырех свобод»; свободы передвижения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы между странами сообщества. С 1993 г. ЕЭС называется Европейским Союзом.

За исторически короткий срок ЕЭС превратилось в один из главных экономических центров мирового хозяйства. Сегодня на его долю приходится 1/3 мирового товарооборота стран с рыночной экономикой, а совокупный экспорт превосходит экспорт США в 3,6 раза, Японии – в 3,8 раза. ЕЭС также превзошел показатели США по объему промышленного производства и располагает сегодня половиной мировых валютных резервов.

Столь динамичное развитие государств общего рынка обусловлено во многом опасением европейских стран превратиться в своего рода «технологическую периферию» США и Японии в условиях НТР. Поэтому страны Общего рынка объединили свои усилия в области научно-технического сотрудничества и внедрения результатов современных разработок в производство. Так, например, в рамках программы «Эврика» в 80-90 гг. осуществляется сотрудничество в области микропроцессорных разработок (программа «Евроробот»), систем связи (программа «Евроком»), биотехнологий (программа «Евробио»), создания новых материалов (программа «Евромат») и другие.

В 90-е годы интеграционные процессы в Европе получили дальнейшее развитие. С 1 января 1993 г. функционирует Единый внутренний рынок (ЕВР) Европейского Союза на основе отмены оставшихся до этого момента ограничений и барьеров для передвижения товаров, услуг, капиталов и граждан; введения единых стандартов на многие виды продукции. А с 1 ноября 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор 12 стран ЕЭС, в соответствии с которым к концу 90-х гг. Европейский союз должен превратиться в валютный, экономический и политический Союз с едиными: внешней политикой, гражданством и валютой. Маастрихтский договор является одним из крупнейших политических и правовых актов в 40-летней истории европейской интеграции, открывающим ее новый этап.

Успехи ЕЭС являются притягательной силой для интеграции в это объединение других стран. По существующим критериям страны, вступающие в ЕЭС, должны быть, во-первых, европейскими, демократическими и уважать права человека, во-вторых, иметь функционирующую рыночную экономику, а также принять законодательство ЕЭС и, в-третьих, осуществлять единую внешнюю политику Сообщества, в том числе в вопросах безопасности.

Интеграция стран ЕЭС с другими европейскими странами осуществляется в рамках Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), созданной в 1960 г. Соглашение между ЕС и ЕАСТ (1992г.) об образовании Европейского экономического пространства (ЕЭП) должно по замыслу подписавших его сторон способствовать постепенной адаптации участников ЕАСТ к условиям будущего сотрудничества в рамках ЕЭС.

Европейский Союз и страны Восточной Европы. С начала 90-х гг. Сообщество изменило политику в отношении бывших социалистических стран Восточной Европы. Соглашения, заключенные с Польшей, Венгрией и Чехословакией (1991), Болгарией и Румынией (1992 г.), предусматривают: создание зон свободной торговли промышленными товарами, ослабление ограничений для движения услуг, капиталов и с несколькими ограничениями – граждан, расширение сотрудничества в политической и культурной областях, включение интеграционного законодательства ЕС в национальное право восточноевропейских стран. Реализация соглашений рассчитана на период до 2001-2003 гг. в зависимости от особенностей той или иной страны. Участие в ЕЭП должно оказать помощь названным странам в проведении глубоких рыночных преобразований, преодолении существующего разрыва в уровне хозяйственного развития со странами Западной Европы.

Процессы интеграции стран Северной Америки. В 80-е гг. тенденции к интеграции отчетливо наметились в отношениях государств Северной Америки – США, Канады и Мексики. В 1989 г. США заключили Соглашение с Канадой о зоне свободной торговли, положив начало интеграции. А уже в следующем, 1990 г., президент Дж . Буш (род. 1924) в ответ на углубление западноевропейского альянса выдвинул доктрину, предусматривающую создание режима зоны свободной торговли на территории от Аляски до Огненной Земли. В результате в феврале 1991 г. к Соглашению США и Канады присоединилась Мексика. Подписанное трехстороннее Соглашение предусматривает: ликвидацию всех таможенных пошлин к 2010 г.; поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике; либерализацию условий для деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке их южного партнера; урегулирование вопросов, связанных с правами на интеллектуальную собственность; создание трехсторонней арбитражной комиссии.

Несмотря на очевидные выгоды, которые получают на основе перечисленных статей США и Канада, по мнению подавляющего большинства аналитиков, наибольшую пользу из альянса все же извлекает Мексика. Действительно, в последние годы в этой стране происходят достаточно глубокие преобразования: ускоренная приватизация оказавшегося неэффективным государственного сектора, реформирование налоговой и финансовой систем, либерализация режима для иностранных инвестиций и т.п. В результате Мексике удалось привлечь значительные иностранные инвестиции, сократить огромный внешний долг, сбить гиперинфляцию, стабилизировать внутреннее положение. Уже в первом году действия Соглашения (1991) темпы экономического роста в Мексике составили 4% (одни из самых высоких в Латинской Америке), бюджет был сведен с активным сальдо, а приток иностранных капиталов достиг 9,2 млрд. долларов, или в два раза превысил аналогичный показатель 1990 г. Правда, первоначально Мексика несколько утратила былой авторитет среди Южной и Центральной Америки, которые обвинили ее в ущемлении их интересов, на основе приоритетного использования Мексикой выгод от сотрудничества с двумя наиболее развитыми странами континента. Любопытно, что Мексике удалось растопить лед возникшего недоверия путем подписания соглашений о свободной торговле с Чили (1991), Гватемалой, Гондурасом, Сальвадором, Никарагуа, Коста-Рикой (1992), став по существу инициатором интеграции латиноамериканских стран и одновременно своеобразным мостом для вхождения их в возможный альянс с США и Канадой.

Интеграционные процессы в Азиатско - Тихоокеанском регионе. Аналогичные интеграционные процессы наблюдаются в Азиатско-Тихоокеанском регионе, центром и инициатором которых является Япония. В ноябре 1989 г. возникла Организация экономического сотрудничества азиатско-тихоокеанских государств (АПЭК). Кроме Японии в нее вошли Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур и Филиппины, а также Австралия, Гонконг, Китай и Новая Зеландия – всего 11 государств. Цели этого альянса – те же: создание зоны свободной торговли в течение 15 лет с одновременным развитием интеграции в других сферах сотрудничества.

Таким образом интеграция вовлекла в свою орбиту все развитые страны мира и большинство стран со средним уровнем развития. Интеграционные тенденции не обошли и сравнительно молодые, развивающиеся государства. К объединению их подталкивает необходимость защиты национальных интересов в основном на рынках сырья, продовольствия, энергетических ресурсов, рабочей силы и т. д. Примерами могут служить организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), железной руды (во главе с Индией), экспортеров меди (Заир, Замбия, Перу, Чили) и т.д.

Интеграция в других регионах. Возник ряд межгосударственных банков и организации взаимопомощи, различных экономических группировок стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Правда, в отличие от трех интеграционных гигантов данные объединения весьма непрочны и менее эффективны.

К сожалению, общемировой процесс интеграции слабо выражен среди стран, ранее входивших в СССР, которые за многолетнюю совместную историю, казалось бы, создали все условия для быстрой и главное плодотворной интеграции. Несмотря на оформление экономического союза стран СНГ, реинтегральный процесс в настоящее время является скорее декларацией стран, подписавших Соглашение, находится на стадии подписанного протокола о намерениях, нежели обретает плоть. Однако это объясняется в большей мере внутри- и внешнеполитическими, идеологическими причинами, нежели экономическими соображениями. Именно это дает известный оптимизм в оценке перспектив евроа-зиатского интеграционного процесса, в котором Россия должна сыграть ведущую роль.

Рассматриваемый период был для стран Западной Европы и США мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий. Доминантой развития названной группы государств во второй половине XX в. принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустри­альному обществу. Однако и в эти десятилетия страны за­падного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений - всем тем, что называют «вызовами времени». Это были масштабные события и процессы в разных сферах, такие, как технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг., социальные выступления в 60-70-е гг. XX в., сепаратистские движения и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и ли­бералы, которые пытались укрепить свои позиции в ме­нявшемся мире.

Первые послевоенные годы в странах Европы стали временем острой борьбы в первую очередь вокруг вопросов общественного устройства, политических устоев государств. В ряде стран, например во Франции, нужно было преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А для Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма, создании новых демократических государств. Значительные политические баталии развернулись вокруг выборов в учредительные собрания, разработки и принятия новых конституций. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику» (страна была провозглашена республикой в результате референдума 18 июня 1946 г.).

Именно тогда заявили о себе силы, наиболее активно участвовавшие в борьбе за власть и влияние в обществе на протяжении последующих десятилетий. На левом фланге находились социал-демократы и коммунисты. На заключительном этапе войны (особенно после 1943 г., когда был распущен Коминтерн) члены этих партий сотрудничали в движении Сопротивления, позже - в первых послевоенных правительствах (во Франции в 1944 г. был создан согласительный комитет коммунистов и социалис­тов, в Италии в 1946 г. было подписано соглашение о единстве действий). Представители обеих левых партий входили в состав коалиционных правительств во Франции в 1944-1947 гг., в Италии в 1945-1947 гг. Но принципиальные расхождения между коммунистическими и социалистическими партиями сохранялись, более того, в послевоенные годы многие социал-демократические партии исключили из своих программ задачи установления диктатуры пролетариата, приняли концепции социального общества, по существу, перешли на либеральные позиции.

В консервативном лагере с середины 40-х гг. наиболее влиятельными стали партии, сочетавшие представительство интересов крупных промышленников и финансистов с выдвижением христианских ценностей в качестве непреходящих и объединяющих разные социальные слои идейных основ. К ним относились Христианско-демократическая партия (ХДП) в Италии (основана в 1943 г.), Народно-республиканское движение (МРП) во Франции (основано в 1945 г.), Христианско-демократический союз (с 1945 г. - ХДС, с 1950 г.- блок ХДС/ХСС) в Герма­нии. Названные партии стремились получить широкую поддержку в обществе, подчеркивали приверженность принципам демократии. Так, первая программа ХДС (1947) включала отражавшие дух времени лозунги «социализации» ряда отраслей хозяйства, «соучастия» рабочих в управлении предприятиями. А в Италии во время референдума 1946 г. большинство членов ХДП проголосовали за республику, а не за монархию. Противоборство правых, консервативных и левых, социалистических партий и составило основную линию в политической истории западноевропейских стран во второй половине XX в. При этом можно заметить, как изменения экономической и соци­альной обстановки в отдельные годы перемещали политический маятник то влево, то вправо.

От восстановления к стабильности (1945-1950-е гг.)

После окончания войны в большинстве западноевропейских стран утвердились коалиционные правительства, в которых решающую роль играли представители левых сил - социалистов и в ряде случаев коммунистов. Основными мероприятиями этих правительств были восстановление демократических свобод, чистка государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы 5 крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильные заводы «Рено» (владелец которых сотрудничал с оккупационным режимом), несколько авиационных предприятий. Доля государственного сектора в выпуске промышленной продукции достигла 20-25%. В Великобритании, где у власти в 1945- 1951 гг. находились лейбористы, в собственность государства перешли электростанции, угольная и газовая промышленность, железные дороги, транспорт, отдельные авиакомпании, сталелитейные заводы. Как правило, это были важные, но далеко не самые процветающие и доходные предприятия, наоборот, они требовали значительных капиталовложений. К тому же бывшим хозяевам национализированных предприятий выплачивались значительные компенсации. Тем не менее национализация и государственное регулирование рассматривались социал-демократическими лидерами как высшее достижение на пути к «социальной экономике».

Конституции, принятые в западноевропейских странах во второй половине 40-х гг. - в 1946 г. во Франции (конституция Четвертой республики), в 1947 г. в Италии (вступила в силу с 1 января 1948 г.), в 1949 г. в Западной Германии, стали наиболее демократическими конституциями за всю историю этих стран. Так, во французской конституции 1946 г. в дополнение к демократическим правам провозглашались права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, права трудящихся на участие в управлении предприятиями, профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках за­конов» и др.

В соответствии с положениями конституций во многих странах создавались системы социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным семьям. Устанавливалась 40-42-часовая неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Это делалось в значительной степени под давлением трудящихся. Так, например, в Англии в 1945 г. 50 тыс. докеров провели забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей недели до 40 часов и введения двухнедельных оплачиваемых отпусков.

Особый период в истории западноевропейских стран составили 50-е годы. Это было время быстрого экономического развития (прирост продукции промышленного производства достиг 5-6% в год). Послевоенная промыш­ленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно-техническая революция, одним из основных проявлений которой стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, управ­лявших автоматическими линиями и системами, возрастала и их зарплата.

В Великобритании уровень заработной платы в 50-е гг. повышался в среднем на 5% в год при росте цен на 3% в год. В ФРГ на протяжении 50-х гг. реальная заработная плата выросла в 2 раза. Правда, в некоторых странах, например в Италии, Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же правительства периоди­чески «замораживали» зарплату (запрещали ее повыше­ние). Это вызывало протесты и забастовки рабочих.

Особенно заметным был экономический подъем в Федеративной Республике Германии и Италии. В послевоен­ные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х гг. расценивалась как «экономическое чудо». Оно стало возможным благодаря перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимии, электроники, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным подспорьем служила американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъема производства заключалось в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. С другой стороны, существовал значительный резерв дешевой рабочей силы (за счет переселенцев, выходцев из села).

Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х гг., когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации - сокращение рабочих мест и др.

Период стабильного развития совпал с приходом к власти консерваторов. Так, в ФРГ имя К. Аденауэра, занимавшего пост канцлера в 1949-1963 гг., связывали с возрождением германского государства, а Л. Эрхарда назвали «отцом экономического чуда». Христианские демократы отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили об обществе всеобщего благосостояния, социальных гарантиях для людей труда. Но вмешательство государства в экономику было свернуто. В ФРГ утвердилась теория «социального рыночного хозяйства», ориентированного на поддержку частной собственности и свободной конкуренции. В Англии консервативные правительства У. Черчилля, а затем А. Идена провели реприватизацию некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). Во многих странах с приходом к власти консерваторов началось наступление на провозглашен­ные после войны политические права и свободы, принимались законы, в соответствии с которыми граждане преследовались по политическим мотивам, в ФРГ была запрещена компартия.

Перемены 60-х гг.

После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений и перемен, связанных как с проблемами внутреннего развития, так и с крушением колониальных империй.

Так, во Франции к концу 50-х гг. сложилась кризис­ная ситуация, вызванная частой сменой правительств социалистов и радикалов, распадом колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшением положения трудящихся. В такой обстановке все большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал генерал Ш. де Голль. В мае 1958 г. командование французских войск в Алжире отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернется Ш. де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть Республики» при условии от­мены конституции 1946 г. и предоставления ему чрезвы­чайных полномочий. Осенью 1958 г. была принята кон­ституция Пятой республики, предоставлявшая главе государства самые широкие права, а в декабре де Голля из­брали президентом Франции. Установив «режим личной власти», он стремился противостоять попыткам ослабления государства изнутри и извне. Но в вопросе о колониях, будучи политиком реалистичным, вскоре решил, что лучше провести деколонизацию «сверху», сохранив при этом влияние в бывших владениях, чем дожидаться позорного изгнания, например, из сражавшегося за независимость Алжира. Готовность де Голля признать право алжирцев решать свою судьбу вызвала в 1960 г. антиправительственный мятеж военных. Все в 1962 г. Алжир получил независимость.

В 60-е гг. в европейских странах участились выступления разных слоев населения под разными лозунгами. Во Франции в 1961-1962 гг. организовывались демонстрации и забастовки с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил, выступавших против предоставления Алжиру независимости. В Италии прошли массовые выступления против активизации неофашистов. Рабочие выдвигали как экономические, так и политические требования. В борьбу за повышение заработной платы включались «белые воротнички» - высококва­лифицированные работники, служащие.

Высшей точкой социальных выступлений в этот период стали события мая - июня 1968 г. во Франции. Начавшись как выступление парижских студентов, требовавших демократизации системы высшего образования, они вскоре переросли в массовые демонстрации и всеобщую забастовку (число бастующих по стране превысило 10 млн человек). Рабочие ряда автомобильных заводов «Рено» заняли свои предприятия. Правительство вынуждено было пойти на уступки. Участники забастовки добились повышения заработной платы на 10-19%, увеличения отпусков, расширения прав профсоюзов. Эти события оказались серьезным испытанием для властей. В апреле 1969 г. президент де Голль выдвинул на референдум законопроект о реорганизации местного самоуправления, но боль­шинство голосовавших отклонило законопроект. После этого Ш. де Голль подал в отставку. В июне 1969 г. но­вым президентом страны был избран представитель голлистской партии Ж. Помпиду.

1968 год ознаменовался обострением обстановки в Северной Ирландии, где активизировалось движение за гражданские права. Стычки представителей католического населения с полицией переросли в вооруженный конфликт, в который включились как протестантские, так и католические экстремистские группировки. Правительство ввело в Ольстер войска. Кризис, то обостряясь, то ослабевая, затянулся на три десятилетия.

Волна социальных выступлений привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них в 60-е гг. к власти пришли социал-демократические и социалистические партии. В ФРГ в конце 1966 г. представители Социал-демократической партии Германии (СДПГ) вошли в коалиционное правительство с ХДС/ХСС, а с 1969 г. уже сами формировали правительство в блоке со Свободной демократической партией (СвДП). В Австрии в 1970-1971 гг. впервые в истории страны к власти пришла Социалистическая партия. В Италии основу послевоенных правительств составляла Христианско-демократическая партия (ХДП), вступавшая в коалицию то с левыми, то с правыми партиями. В 60-е гг. ее партнерами стали левые - социал-демократы и социалисты. Лидер социал-демократов Д. Сарагат был избран президентом страны.

При различии ситуаций в разных странах политика со­циал-демократов имела некоторые общие черты. Своей главной, «никогда не кончающейся задачей» они считали создание «социального общества», главными ценностями которого провозглашались свобода, справедливость, солидарность. Они рассматривали себя как представителей интересов не только рабочих, но и других слоев населения (с 70-80-х гг. эти партии стали опираться на так называемые «новые средние слои» - научно-техническую интеллигенцию, служащих). В экономической сфере социал-демократы выступали за сочетание разных форм собственности - частной, государственной и др. Ключевым положением их программ являлся тезис о государ­ственном регулировании экономики. Отношение к рынку выражалось девизом: «Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо». Особое значение придавалось «демократическому участию» трудящихся в решении вопросов организации производства, цен, зарплаты.

В Швеции, где социал-демократы находились у власти в течение нескольких десятилетий, была сформулирована концепция «функционального социализма». Предполагалось, что частного собственника не нужно лишать его собственности, но следует постепенно вовлекать в выполнение общественных функций путем перераспределения прибыли. Государству в Швеции принадлежало около 6% производственных мощностей, зато доля общественного потребления в валовом национальном продукте (ВНП) в начале 70-х гг. составляла около 30%.

Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы. Продвижение в решении социальных проблем явилось од­ним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики - чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала утверждаться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряженно трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.

Важной стороной деятельности социал-демократических правительств западноевропейских государств стало изменение внешней политики. Особенно значительные шаги в этом направлении были сделаны в Федеративной Республике Германии. Пришедшее к власти в 1969 г. правительство во главе с канцлером В. Брандтом (СДПГ) и вице-канцлером и министром иностранных дел В. Шеелем (СвДП) совершило принципиальный поворот в «восточной политике», заключив в 1970-1973 гг. двусторонние договоры с СССР, Польшей, Чехословакией, подтверждавшие нерушимость границ между ФРГ и Польшей, ФРГ и ГДР. Названные договоры, а также четырехсторонние соглашения по Западному Берлину, подписанные представителями СССР, США, Великобритании и Франции в сентябре 1971 г., создали реальную почву для расширения международных контактов и взаимопонимания в Европе. 4. Падение авторитарных режимов в Португалии, Греции, Испании. В середине 70-х гг. значительные политические перемены произошли в государствах Юго-Западной и Южной Европы.

В Португалии в результате Апрельской революции 1974 г. был свергнут авторитарный режим. Политический переворот, осуществленный Движением вооруженных сил в столице, привел к смене власти на местах. Первые послереволюционные правительства (1974-1975), состоявшие из руководителей Движения вооруженных сил и коммунистов, сосредоточились на задачах дефашизации и утверждения демократических порядков, деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. Была проведена нацио­нализация крупнейших предприятий и банков, введен рабочий контроль. В дальнейшем к власти пришел правый блок Демократический альянс (1979-1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования, а затем коалиционное правительство социалистической и социал-демократической партий во главе с лидером социалистов М. Соарешем (1983-1985).

В Греции в 1974 г. режим «черных полковников» был сменен гражданским правительством, состоявшим из представителей консервативной буржуазии. Оно не проводило серьезных преобразований. В 1981 -1989 гг. и с 1993 г. у власти находилась партия Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), проводился курс демократизации политического строя и социальных реформ.

В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуан Карлос I. При его одобрении начался переход от авторитарного режима к демократическому. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. В декабре 1978 г. была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. С 1982 г. у власти нахо­дилась Испанская социалистическая рабочая партия, ее лидер Ф. Гонсалес возглавлял правительство страны. Особое внимание уделялось мерам по подъему производства, созданию рабочих мест. В первой половине 1980-х гг. правительством был проведен ряд важных социальных мероприятий (сокращение рабочей недели, увеличение отпусков, принятие законов, расширяющих права трудящихся на предприятиях, и др.). Партия стремилась к социальной стабильности, достижению согласия между разными слоями испанского общества. Результатом политики социалистов, находившихся у власти непрерывно до 1996 г., стало завершение мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу.

Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия XX - начале XXI в.

Кризис 1974-1975 гг. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западноевропейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях в производство.

В конце 70-х - начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.)- В 1980 г. президентом США был избран республиканец Р. Рейган, победивший и на выборах 1984 г. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Было прервано многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах в 1976 г. в Швеции и Дании, в 1981 г. в Норвегии.

Пришедших в этот период к власти деятелей не зря назвали новыми консерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперед, способны на перемены. Их отличали политическая гибкость и напористость, обращение к широким слоям населения. Так, британские консерваторы, возглавляемые М. Тэтчер, выступили в защиту «истинных ценностей британского общества», к которым отнесли трудолюбие и бережливость; пренебрежение к лентяям; самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху; уважение законов, религии, устоев семьи и общества; содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. Использовались и лозунги создания «демократии собственников ».

Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки (ярким проявлением этого стала война между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских островов в 1983 г.).

Поощрение частного предпринимательства, курс на модернизацию производства способствовали динамичному развитию экономики, ее перестройке в соответствии с потребностями развернувшейся информационной революции. Таким образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию общества. В ФРГ к достижениям этого периода добавилось важнейшее историческое событие - объединение Германии в 1990 г., причастность к которому поставила Г. Коля в число наиболее значимых фигур германской истории. Вместе с тем в годы правления консерваторов не прекращались выступления разных групп населения за социальные и гражданские права (в их числе забастовка английских горняков в 1984-1985 гг., выступления в ФРГ против размещения американских ракет и др.).

В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы. В 1997 г. в Великобритании пришло к власти лейбористское правительство во главе с Э. Блэром, а во Франции по результатам парламентских выборов было сформировано правительство из представителей левых партий. В 1998 г. канцлером Германии стал лидер Социал-демократической партии Г. Шредер. В 2005 г. его сменила на посту канцлера представитель блока ХДС/ХСС А. Меркель, возглавившая правительство «большой коалиции», состоящее из представителей христианских демократов и социал-демократов. Еще раньше во Франции на смену левому правительству пришло правительство из представителей правых партий. Вместе с тем в середине 10-х гг. XXI в. в Испании и Италии правые правительства в результате парламентских выборов вынуждены были уступить власть правительствам во главе с социалистами.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...