Применение вида расходов 242 в году. О расходах в сфере информационно-коммуникационных технологий


ОКОНХ - Общероссийский классификатор "Отрасли народного хозяйства", разработан на основании постановлений Правительства. ОКОНХ является одной из составляющих частей ЕСКК - Единой системы классификации и кодирования технико - экономической информации, которая используется в автоматизированных системах управления народного хозяйства.

    ОКОНХ предназначен для обработки информации при управлении народным хозяйством, а также используется для решения задач любых уровней управления и обеспечения их информацией.
    ОКОНХ исполняет роль групп видов деятельности по отраслям, различающихся характером функций, осуществляемых ими в совокупной системе общественного разделения труда.
С помощью классификатора осваивается структура народного хозяйства, формирующаяся в ходе расширенного воспроизводства, характеризуется степень развития продуктивных сил общества, степень развития общественного разделения труда. В крупных отраслях народного хозяйства, формирующихся на основании общественного разделения труда, появляются ответвляющиеся отрасли, которые играют роль совокупности предприятий, изготовляющих однотипную продукцию, или совместных учреждений, объединенных воплощением определенных общественных функций.
Состоящее на самостоятельном балансе, учреждение или организация, является классификационной единицей отрасли. Каждая единичная организация, в зависимости от характера основного вида деятельности, может быть причислена к той или иной отрасли народного хозяйства.
Когда в организации, существуют дополнительные производства и подразделения, реализовывающие разнообразные по своему характеру функции и если они обладают самостоятельной системой учета и обособлены в отдельные учетные единицы. Поэтому в классификаторе предусмотрен широкий спектр отраслей народного хозяйства.
    В ОКОНХ использована иерархическая группировка. На всех фазах, фактором деления является вид деятельности. В классификаторе применяется пяти - разрядный код. Любой из дальнейших уровней, классифицирует виды деятельности по более полной специализации в общественном разделении труда.
    В ОКОНХ применяется следующая форма месторасположения материала:
  • Контрольное число
  • Наименование
  • Предприятия, организации включаемые в группировку
Расположение наименований классификационных группировок, в порядке возрастания кодов.
Для экономии места и сжатия всей полученной информации в ОКОНХ приняты сокращения , при которых: пропускается первая часть полного наименования группы, когда она повторяет предыдущее наименование; пропускаемая часть сокращенного наименования отделяется знаком « / ».
    ОКОНХ и ОКВЭД имеют различные объекты классификации, в большинстве случаев нет возможности установить однозначное соответствие между кодовыми позициями двух классификаторов.

ОКОНХ представляет собой документ, который входит в состав государственной системы кодирования информации (ЕСКК).

Аббревиатура расшифровывается, как общесоюзный (общероссийский) классификатор отраслей народного хозяйства . В состав этой части входят многие отрасли народного хозяйства.

Появился такой классификатор ещё в СССР, в 1976 году. Основой создания являлись постановления Партии и Правительства.

Однако начиная с 2003 года ОКОНХ входит в состав ОКВЭД.

На самом деле эти два классификатора практически ничем не отличаются, но ОКВЭД вмещает в себя намного больше отраслей. Если в первом случае, речь идёт об отраслях народного хозяйства, то ОКВЭД расшифровывается, как общероссийский классификатор видов экономической деятельности .

Стоит учесть, что организации, которые были созданы до 2003 года обладают общесоюзным классификатором. Но по закону, каждый предприниматель должен перейти на новый код.

Для чего нужен документ?


ОКОНХ предназначен
для сбора информации и введения государственной статистики, по отраслям и уровням управления. Этот код определяет вид деятельности отдельного предпринимательства.

Основная задача этого документа поддерживать государственную статистику об экономической сфере страны .

По реквизитам можно узнать не только направление деятельности, но и другие составляющие группы и классы какого-либо предпринимательства.

В ОКОНХ использована пятиразрядная система кода.

Так, первые две цифры определяют экономическую сферу деятельности.

Следующие три , более подробно раскрывают деятельность предприятия. Что касается нового кода ОКВЭД, то в нём используется более упрощённый шестиразрядный код.

Две начальные цифры, как и в первом случае определяют вид деятельности, а следующие две указывают подробное направление предприятия. Ну а последние числа кода, владелец должен придумать сам!

Так, например , если новая организация собирается заниматься арендой легковых автомобилей, то шифр будет выглядеть примерно таким образом: 71. 10. 09. Итак, первое число 71 обозначает аренду машин и оборудования, а второе 10 указывает на аренду именно легковых автомобилей. Иными словами, первое число определяет направление, а второе делает уточнение.

В ОКОНХ применяются следующие сведения:

  • Код;
  • Контрольное число;
  • Название;
  • Включаемые предприятия.

В каких случаях необходимо получить ОКОНХ?

Как правило, документ предоставлялся физическим лицам, перед началом предпринимательской деятельности. В настоящее время получить ОКОНХ для нового бизнеса невозможно. Как упоминалось выше, заменяющим документом является ОКВЭД. Все владельцы предприятий должны были перейти на новую систему кода.

По каким причинам может понадобиться ОКОНХ?

  • Статистическое наблюдение;
  • Открытие счета компании в банке;
  • Для поставщиков товаров;
  • Получение каких-либо лицензий для организации.

ОКОНХ обеспечивает распределение организаций, и анализирует развитие хозяйства. А также определяет оценку коммерческого труда в пользу экономической сферы страны.

Где и как получить?

Как правило, такой документ выдаётся один раз, однако, коды статистики можно получать неоднократно. Для первичного получения ОКВЭД или, в случае перехода с ОКОНХ следует обратиться в государственный отдел статистики.

При себе необходимо иметь целый пакет документов:

Копии пакета физического лица:

  1. Паспорт;
  2. ИНН;
  3. Свидетельство о регистрации;
  4. Выписка из ЕГРИП.

Копии пакета организации:

  1. Устав;
  2. ИНН;
  3. Выписка из ЕГРЮЛ;
  4. Свидетельство о регистрации юридического лица;
  5. Паспортные данные владельца компании;
  6. При необходимости, доверенность.

В случае потери документа, повторное получение будет стоить денег. Что касается кодов, то их можно получить на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики.

Стоит отметить, что узнать свой ОКОНХ можно только по общероссийской таблице кодов. Однако, получить общесоюзный документ с реквизитами, в настоящее время не представляется возможным.

«Разносторонние организации»

Как правило, у одного предприятия может быть несколько направлений или видов деятельности. Исходя из примера выше, организация, деятельностью которой является «аренда машин и оборудования» может осуществлять не только лизинг легковых автомобилей, но и предоставлять аренду других транспортных средств или оборудования.

Помимо количества направлений, предприятие может работать сразу в нескольких сферах деятельности .

В этом случае организация должна обладать одним документом, где в каждой отдельной графе указываются реквизиты, на все отрасли и виды деятельности.

«Поддельные реквизиты»

В случае если указанные коды не соответствуют настоящей деятельности организации, то по закону предприятие будет ликвидировано.

Таблица кодов ОКОНХ

Стоит отметить, что порядок кодов возрастает от меньшего к большему числу.

Так, первый код ОКОНХ обладает пятизначным числом 10000, а последний 98700.

Начало таблицы выглядит следующим образом:

Статистические коды давно не являются новостью для всех субъектов предпринимательской деятельности. Они необходимы для учета и контроля различной отчетности. Поскольку видов деятельности очень много существует необходимость в их классификации, сборе статистических данных по каждому направлению экономической деятельности.

Эти данные формируют общее представление о развитии каждого вида предприятий производственной и непроизводственной сферы отдельно и о развитии экономики государства в целом.
Одним из таких кодов является ОКОНХ.


ОКОНХ — Общероссийский классификатор «Отрасли народного хозяйства»

Классификатор содержит информацию о 22-х отраслях народного хозяйства Российской Федерации как производственной, так и непроизводственной сферы.

Подобный классификатор действовал еще с 1976 года в СССР, а после систематически утверждался Госстандартом государства.

С 2005 года ОКОНХ вошел в состав более подробного классификатора ОКВЭД. Данная аббревиатура расшифровывается как Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Как известно, народное хозяйство представляет собой очень сложную структуру. Упорядочить эту сложную систему и помогает ОКОНХ.

ОКОНХ предназначен

  • для получения и обработки статистических данных о различных отраслях народного хозяйства;
  • для создания системы классификации отраслей народного хозяйства;
  • кодирования различных видов бизнеса, которые регистрируют субъекты экономической деятельности;
  • выявления лидирующих видов экономической деятельности;
  • сопоставления статистических данных на мировом уровне;
  • управления всеми отраслями народного хозяйства на разных иерархических уровнях – от крупной отрасли в целом до конкретного предприятия, учитывая и межотраслевые связи.

ОКОНХ обеспечивает

  • определение перспектив развития различных сфер и отраслей народного хозяйства;
  • определение уровня развития той или иной отрасли;
  • точную автоматизированную обработку статистических данных о деятельности всех предприятий народного хозяйства;
  • анализ эффективности межотраслевых связей, их структура, характер направленности, степень необходимости интеграции предприятий, возможности установления новых взаимодействий;
  • статистический анализ деятельности предприятий производственной и непроизводственной сфер;
  • наличие основания для формирования нормативных документов по регулированию всех видов экономической деятельности;
  • государственные органы информацией о контролируемых ими субъектах экономической деятельности по отраслям производства.

В ОКОНХ использована определенная система классификации – иерархическая. Признаком, положенным в ее основу является тот или иной вид деятельности. Уровни в системе классификации ОКОНХ соподчиняются друг другу. Чем ниже уровень, тем более точна специализация в разделении труда.

Общая схема ОКОНХ

  1. Подгруппа.
  2. Группа.
  3. Подотрасль.

Коды отраслей, состоящих из небольшого количества группировок, кодируются первым и вторым разрядами кода.

Коды отраслей, которые состоят из многих группировок, иногда бывают длинными. Чтобы избежать этого неудобства, в системе кодирования используют только первый разряд кода.

В ОКОНХ применяется пяти разрядный код классификации в следующей последовательности:

1-я цифра – код. Она может варьироваться от 1 до 9.

1 – Промышленность.
2 – Сельское хозяйство.
3 – Лесное хозяйство.
4 – Рыбное хозяйство.
5 – Транспорт и связь.
6 – Строительство.
7 — Торговля.
8 – Материально-техническое снабжение.
9 – Отрасли непроизводственной сферы.

2 – я цифра – контрольное число.
3 – я цифра – наименование.
4 – я цифра индивидуальный номер конкретного предприятия или организации, входящие в состав группировки.

Таблица кодов ОКОНХ

Познакомиться с классификационной таблицей просто необходимо всем субъектам предпринимательской деятельности.

Найти таблицу кодов можно при помощи Интернет-ресурса — okonh.ru .

На данном сайте находится также информация по классификатору ОКВЭД. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности – более детальный и подробный справочник кодов.

Сейчас ОКОНХ является частью ОКВЭД. Но установить соответствие между названиями отраслей, предприятий и цифрами кодов не представляется возможным, поскольку это разные статистические коды.

Впервые классификатор отраслей народного хозяйства был применен еще в Советском Союзе в условиях плановой экономики. В это время статистические данные о работе государственных предприятий обрабатывались в соответствии с системой их ведомственного подчинения.

В связи с переходом на новые рыночные отношения с течением лет возникла острая необходимость в новой системе классификации и ином содержании статистических данных.

Однако, накопленный опыт работы с классификатором отраслей народного хозяйства и его содержание послужило причиной того, что он стал частью классификатора видов экономической деятельности. Ведь всем понятно, что в условиях рыночных отношений видовое разнообразие экономической деятельности существенно возрастает и требует иной системы учета.

Отличия ОКОНХ и ОКВЭД

  • более подробный учет видов торговой деятельности в ОКВЭД;
  • в основе классификации отраслей и предприятий лежат разные принципы;
  • детализация всех видов экономической деятельности в ОКВЭД;
  • несоответствие разрядов статистических кодов;
  • несовпадение границ видов деятельности.

В Интернете также существует множество программ – расшифровщиков кодов ОКОНХ.

В таких электронных справочниках каждый может:

  • расшифровать необходимый ему код;
  • просмотр классификационных единиц отраслей;
  • найти информацию о назначении классификатора, истории его разработки;
  • познакомиться со списком предприятий определенной отрасли.

Каким бизнесом вы бы не занимались, знания о статистических кодах необходимы абсолютно каждому субъекту предпринимательской деятельности. Статистические коды являются необходимыми при регистрации и отчетности предприятий любого масштаба: от частного предприятия до крупнейшего концерна.

C 1 января 2017 года пределы численности работников субъектов малого предпринимательства будут определяться по вновь вводимой Классификации организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства, усовершенствованной на основе Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности - ОКЭД (ПКМ №275 от 24.08.2016г.) . Классификатор ОКОНХ использоваться не будет.

Соответствующие изменения внесены в ряд действующих положений, инструкций и правил, а также в налоговую и финансовую отчетность. Теперь в этих документах вместо кодов ОКОНХ будут применяться коды ОКЭД.

ОКЭД разработан на базе общепризнанной в мире статистической классификации видов экономической деятельности Европейского Союза (КДЕС/NACE). Основной целью его внедрения является дальнейшее совершенствование системы статистической, налоговой и финансовой отчетности.

Переход на ОКЭД - это не просто использование нового Классификатора. Для кого-то из субъектов бизнеса это и изменение среднегодовой численности работников, позволяющей считаться малым. По одним видам экономической деятельности их численность увеличилась, по другим - уменьшилась. Более того, изменилась методология определения основного вида деятельности. Предприятие, которое в 2016 году считалось малым, в 2017-м при тех же условиях таковым может и не быть.

Поэтому возникает необходимость не только иметь общее представление об ОКЭД, но и научиться самостоятельно определять его коды. Это позволит предприятиям заблаговременно принять меры, чтобы остаться на упрощенной системе налогообложения.

Область применения ОКЭД

ОКЭД предназначен для классифицирования единиц экономической деятельности (отдельных предприятий или групп предприятий) и дает основу для подготовки статданных в сфере экономической статистики (производство, занятость, национальные счета и др.).

Он может быть использован:

В первичной статистике и в процессе агрегирования статинформации;

При проведении макроэкономических расчетов;

В международном обмене статистической информацией;

В экономико-статистическом анализе на республиканс-ком и региональном уровнях;

В повседневной экономической практике органов управления, министерств и ведомств, научно-исследовательских учреждений.

Ныне действующий ОКЭД считается второй его редакцией и подготовлен взамен ранее действовавшего Классификатора ОКЭД (ред. 1). ОКЭД (ред. 2) утвержден постановлением Агентства «Узстандарт» №05-268 от 28.01.2011 г.

Структура Классификатора

ОКЭД разделяет совокупность видов деятельности на наиболее однородные группы в зависимости от производимых товаров и услуг. Каждый уровень классификации описывается как производство характерных для него товаров и услуг. В отдельных случаях определяющим признаком может являться производственный процесс или используемое сырье.

В ОКЭД не предусматривается деление видов деятельнос-ти на производственную и непроизводственную сферы, не учитываются различия в форме собственности, юридическом статусе, не устанавливается различие между рыночными и нерыночными видами экономической деятельности.

Для полного доступа к публикациям

необходимо быть пользователем программного продукта Законодательство РУз "Norma+12" и выше.

Приобретаются компьютеры, расходные материалы к оргтехнике, комплектующие - детали, узлы (мониторы, системные блоки, клавиатуры), телефонные аппараты. Все перечисленные виды оборудования указаны в муниципальном плане по информатизации. Финансовым органом муниципалитета принято решение о применении КВР 242. В бюджетных сметах получателей средств муниципального бюджета предусмотрены расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по КВР 242. Лимиты бюджетных обязательств в необходимом объеме доведены по КВР 242.
По какому виду расходов отразить приобретение компьютера, расходных материалов к оргтехнике, комплектующих - деталей, узлов (мониторов, системных блоков, клавиатур), телефонных аппаратов в учете получателей средств бюджета муниципального бюджета (органа местного самоуправления, казенного муниципального учреждения)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение компьютеров, расходных материалов к оргтехнике, комплектующих - деталей, узлов (мониторов, системных блоков, клавиатур), телефонных аппаратов в учете получателей средств бюджета муниципального бюджета (органа местного самоуправления, казенного муниципального учреждения) в рассматриваемой ситуации могут быть осуществлены по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".

Обоснование вывода:
Согласно описанию вида расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" (пункт 5.1.2 "Виды расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и правила их применения" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н (далее - Указания N 65н)) по данному виду расходов отражаются расходы местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом муниципального образования о применении вида расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".
При этом отнесение расходов бюджетов к сфере информационно-коммуникационных технологий осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере ( Минфина России от 04.07.2016 N 02-05-10/38905).
Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационно-коммуникационных технологий находятся в компетенции Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, осуществляющего их в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418.
Вместе с тем необходимо отметить, что согласно требованиям пункта 5.1.2 Указаний N 65н:
- расходы, относящиеся к сфере информационно-коммуникационных технологий, следует отражать по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий";
- расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, не отнесенных к элементам видов расходов 241-243 подгруппы 240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", - по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
Одни и те же расходы в сфере ИКТ в зависимости от ряда обстоятельств можно отражать в учете как по КВР 242, так и по КВР 244.
В рассматриваемой ситуации все перечисленные виды оборудования указаны в муниципальном плане по информатизации. Финансовым органом муниципалитета принято решение о применении КВР 242. В Бюджетных сметах получателей средств муниципального бюджета предусмотрены расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по КВР 242. Лимиты бюджетных обязательств в необходимом объеме доведены по КВР 242. Все перечисленные условия позволяют сделать вывод о том, что в рассматриваемой ситуации расходы на приобретение компьютеров, расходных материалов к оргтехнике, комплектующих - деталей, узлов (мониторов, системных блоков, клавиатур), телефонных аппаратов в учете получателей средств бюджета муниципального бюджета (органа местного самоуправления, казенного муниципального учреждения) обоснованно могут быть осуществлены по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".
Если в Плане (документе) по информатизации в явном виде не указано, что по КВР 242 в текущем году можно провести определенные закупки (приобрести конкретные виды оборудования, услуг и т.п.).
В этом случае следует обратиться за разъяснениями к ГРБС (РБС). Именно указанные вышестоящие организации с учетом предложений получателей средств муниципального бюджета готовят обоснования (расчеты), в соответствии с которыми в смете получателя появляется КВР 242. Если на уровне ГРБС (РБС) решить вопрос не получается, запрос может быть направлен в уполномоченный отраслевой орган (на федеральном уровне - в Минкомсвязи России). С этим же органом, возможно, придется согласовывать увеличение ЛБО по КВР 242 (предпоследний абзац письма Минфина России и Федерального казначейства от 22.01.2016 NN 02-03-08/2260, 07-04-05/05-47).
Обратите внимание: при применении тех или иных кодов видов расходов и кодов классификации операций сектора государственного управления муниципальными бюджетными и автономными учреждениями должна применяться их увязка, представленная в приложении 5.1 к Указаниям N 65н с учетом перечня видов расходов, применяемых бюджетными (автономными) учреждениями, в соответствии с Информацией Минфина России от 31.05.2016. Информацией Минфина России от 31.05.2016 применение вида расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" бюджетными и автономными учреждениями не предусмотрено.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- . Порядок применения кодов видов расходов;
- . Подгруппа видов расходов 240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...