Причина структурная перестройка в экономике рф. Структурная перестройка экономики региона: понятие, цели, задачи и приоритеты


Структурная перестройка имеет широкий спектр воздействия на формирование и развитие эффективной рыночной модели экономики. Реализация ее целей предполагает определение основных направлений. Это, во-первых, формирования макро оекономичних пропорций, адекватных социально ориентированной рыночной экономике. Такие пропорции должны, с одной стороны, обеспечить благоприятные условия для повышения темпов роста. ВВП как основного п оказника, определяющий ресурсные возможности экономики, а с другой - эффективное его использование в таких сферах, как конечное потребление, инвестиции и внешняя торговля. Чтобы эти пропорции сформировать, потриб ни такие мерыоди:

Стабилизация и постепенное повышение темпов развития экономики;

Повышение эффективности производства, прежде всего за счет снижения материалоемкости производства на основе прогрессивных технологий;

Формирование отраслевой структуры производства. ВВП, приближенной к структуре развитых стран. Это требует высоких темпов развития сферы услуг;

Достижение эффективного использования. ВВП за счет увеличения доли потребления населением материальных благ и услуг, наращивания экспортного потенциала и формирование положительного сальдо торгового в баланс.

Вторым направлением структурной перестройки экономики является развитие научно-технического потенциала, максимальное его направления на разработку, освоение и широкое использование принципиально новых машин, технолог гий и материалов. Реализация этого направления предусматривает:

Обеспечение сохранения кадрового и научного потенциала страны;

Создание условий для развития тех научно-исследовательских учреждений, обеспечивающих развитие прогрессивных отраслей экономики;

Диверсификацию научно-технического потенциала военно-промышленного комплекса

Третьим направлением структурной перестройки е радикальное изменение природопользования для уменьшения технологической нагрузки на окружающую среду. Это предполагает:

Меры по повышению эффективности использования природных ресурсов;

Переход на экологически чистые технологии и производственные процессы, вывод из действия экологически вредных производств

Претворение в жизнь указанных основных направлений структурной перестройки требует существенных изменений в материальном производстве, социальной сфере и региональной структуре экономики. Прежде всего, изменения должны в происходить в промышленном комплексе страны, является достаточно мощным. По объему производственных фондов Украины принадлежит к индустриально развитых стран мира. Но их качественные показатели существенно уступают с участниками требованиям научно-технического прогресса. Поэтому этот комплекс далеко не полностью соответствует потребностям экономики страны, поскольку недостаточно ориентирован на производство продукции конечного потребительского спроса перегружен отраслями первичного сектора экономики с низкой степенью переработки сырья, обладает высокой материало-и энергоемкость производства в условиях почти монопольной зависимости от импорта энер оносиив. Большая часть промышленного комплекса Украины ориентирована на выпуск военной продукции при отсутствии завершенных технологических циклов производства, а области гражданского производства имеют проц талый технологический и экономический уровень производства, что приводит недостаточную конкурентоспособность многих видов промышленной продукции. Поэтому в промышленном комплексе должны происходить изменения, направленных ные на создание высокотехнологичного конкурентоспособного производства, адаптированного к рыночным условиям, способного удовлетворять как большую часть собственных потребностей экономики Украины, так и активно в участие в мирохозяйственных связях на взаимовыгодных условиях. Такие изменения осуществляться одновременно на двух уровнях - межотраслевых и отраслевыхузевому.

На межотраслевом уровне будет постепенно повышаться доля отраслей по производству потребительских товаров, прогрессивных видов материалов и средств технического переоснащения экономики. Это позволит сформировать ты межотраслевую структуру производства, адекватную потребностям экономики Украины и мировому опыту. Такие пропорции в промышленном комплексе предполагается достичь за счет следующих мероприятийв:

Замедление темпов развития энергоемких отраслей, что снизит их долю в. ВВП;

Улучшение отраслевой структуры отраслей, производящих материалы и структуры материалов, за счет преимущественного развития химической и нефтехимической промышленности и поддержания высоких темпов развития л лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей и промышленности строительных материалов

Активизация развития и повышения в структуре промышленного производства доли социально ориентированных отраслей - легкой и пищевой промышленности;

Поддержание высоких темпов развития машиностроения и металлообработки, проведения работ по конверсии и диверсификации предприятий военно-промышленного комплекса, что создает материально-техническую осно ную для переоснащения других отраслей экономики и осуществления структурной перестройки в цилом.

Реализация структурных изменений на втором уровне будет происходить путем:

Повышение социальной ориентации производства в каждой отрасли;

Формирование эффективной структуры производства в отдельных комплексах и отраслях из-за ограничения развития сырьевых и полуфабрикатных производств, увеличение доли производств, имеют законченный техно ологичний цикл и улучшают использование собственного природоресурсный потенциал

Научно-технического обновления производства, внедрения новых эффективных и экологически безопасных технологий, повышение качества и технологического уровня продукции, освоение новых прогрессивных. ЕЕ видов которые будут конкурентоспособными на внешнем рынке и заменять импортные материалы

Развития производства для удовлетворения потребностей собственной межотраслевой кооперации

Структурная перестройка в агропромышленном комплексе направляется на существенное увеличение продовольственного и сырьевого потенциала страны, улучшение удовлетворения потребностей населения в разнообразных и качественных пищевых продуктах, обеспечения экспортной ориентации производства преимущественного развития будут приобретать такие отрасли. АПК, как зерновое хозяйство, выращивание масличных культур, сахарной свеклы, произ ицтво мяса и молока и перерабатывающей промышленности. Это те отрасли, опирающиеся на значительные земельные и трудовые ресурсы, благоприятные природные условия и традиции сельского хозяйства Украинни.

Важным направлением структурной перестройки. АПК является переход к интенсивному типу развития производства, а именно: применение технологий ресурсосбережения в растениеводстве и животноводстве, новых улучшенных сорт тов и гибридов сельскохозяйственных культур, высокопродуктивных пород скота и птицы, укрепление кормовой базы, освоения почвозащитных систем земледелия, углубления регионального внутриотраслевой й специализации производства. В перерабатывающей промышленности главное внимание сосредоточится на углублении переработки сырья, наращивании производства готовых к употреблению продуктов, полуфабрикатов, к улинарних изделий, продукции лечебно-профилактического назначения, обогащенной радиопротекторов и биологически активными веществами и т.д.. В сахарной, масложировой, спиртовой и мясоперерабатывающей промышлен ости предпочтение будет отдаваться модернизации и реконструкции узкоспециализированных предприятий, что значительно повысит уровень комплексной переработки сырья, обеспечит экономию материалов, топливно-энер этических и водных ресурсов. В результате будет обеспечено рациональную структуру. АПК, который будет поставлять в промышленность сельскохозяйственное сырье, а населению - высококачественные продовольственные товары, а так же займет постоянное место в мировой торговлевлі.

Структурные преобразования экономики Украины предусматривают значительное расширение и совершенствование непроизводственной сферы, осуществления существенных мер социальной защиты населения. В условиях перехода к рыночной эко ономикы развитие таких отраслей, как образование, здравоохранение, жилищное и коммунальное хозяйство, культура и искусство, физическая культура и спорт базироваться на таких принципах:

Обеспечение государственной поддержки развития сферы услуг на уровне, который гарантирует нормальные условия жизнедеятельности;

Максимальное привлечение негосударственных средств на содержание и развитие учреждений отраслей социально-культурного назначения;

Коммерциализация сферы услуг при условии, что внедрение здесь рыночных отношений не нанесет вред обществу

Важным направлением структурной перестройки является повышение конкурентоспособности производства, увеличение экспортного потенциала страны. Это для Украины имеет особое значение, так как способствует ускорению рыночной трансформации экономики, вхождению ее региональных и мировых рынков товаров и созданию валютных резервов, необходимых для модернизации производства. В современном мире конкурентоспособность все би льше определяют не традиционные факторы, такие как природные и трудовые ресурсы и капитал, а факторы более высокого порядка - инфраструктура страны, ее научный потенциал, уровень образования населения, специальными знаниями я в виде научно-технических баз данных с отдельных отраслей и производств, наличие специалистов соответствующего профиля знаний Украина имеет высокий рейтинг в обеспеченности такими факторами, создает широкие м ожливости для получения конкурентных преимуществ. Стратегия структурной перестройки и направляется на повышение эффективности использования названных факторов, прежде всего, в отраслях промышленности. Для этого н еобхидни основательные исследования конкурентной среды, определение особенностей национальной экономики, которые обеспечат конкурентные преимущества для отечественных производителейників.

Структурная перестройка экономики Украины осуществляется и в таких направлениях как формирование энергосберегающей модели развития экономики, технологическое обновление производства, реструктуризация предприятий и с создания эффективных региональных структур экономик.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Рыночная экономика в России еще только формируется. Тем не менее, уже накоплен определенный опыт перехода экономики от принципов централизованного планирования к законам рынка.

Вместе с развитием рыночной экономики происходит становление и развитие российской науки о рынке.

В последние годы появились серьезные научные работы, анализирующие опыт российской экономики, обобщающие практику российских предприятий. Сегодня уже есть отечественные учебники по экономической теории, маркетингу, менеджменту, предпринимательству, экономике предприятия и другим экономическим дисциплинам.

Однако в силу того, что российская наука о рыночной экономике довольно молода, наблюдаются разные подходы к программам курсов, методике преподавания, к определению экономических категорий, трактовке тенденций развития.

Предлагаемый учебник подготовлен коллективом кафедры экономики предприятия Финансовой академии при Правительстве РФ в соответствии с программой курса «Экономика предприятия».

В учебнике рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью российского предприятия с момента выбора его организационно-правовой формы и регистрации до организации производства и управления, реализации продукции, анализа результатов работы и выбора направлений дальнейшего развития.

Авторы выражают глубокую признательность Финансовой академии при Правительстве РФ, ее ректору, доктору экон. наук, проф. А.Г. Грязновой, проректорам проф. О.В. Голосову и проф. М. А. Эксиндарову, а также коллегам, принимавшим активное участие в обсуждении концепции и материалов учебника, за помощь и поддержку.

ГЛАВА 1. НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ.

Национальное хозяйство является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации труда, международного сотрудничества с другими странами.

Народнохозяйственный комплекс имеет особые отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики.

Сферы и подразделения экономики

При анализе народного хозяйства в экономических исследованиях обычно используются такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.

Сферы экономики

С точки зрения участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.

К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, прочие виды деятельности сферы материального производства. К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.

Отрасли экономики

Сферы экономики подразделяются на специализированные отрасли. Отрасль – группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Например, сфера материального производства включает отрасли, в которых создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления.

Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса, развития общественного разделения труда.

Каждая из специализированных отраслей, в свою очередь, подразделяется на комплексные отрасли и виды производств. В составе промышленности, например, насчитывается более 15 таких крупных отраслей, как электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность и другие отрасли.

Специализированные отрасли характеризуются разной степенью дифференциации производства. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводит к формированию новых отраслей и видов производства. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Межотраслевые комплексы

Межотраслевой комплекс – интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта.

Межотраслевые комплексы возникают и развиваются как внутри отдельной отрасли экономики, так и между различными отраслями. В составе промышленности, например, существуют топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и другие комплексы. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли народного хозяйства.

Межотраслевые народнохозяйственные комплексы условно можно подразделить на целевые и функциональные. В основу выделения целевых комплексов положены воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта. Например, можно выделить машиностроительный комплекс, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, лесной и минерально-сырьевой комплекс, транспортный комплекс и др.

В основу выделения функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции. Здесь можно выделить инвестиционный и инфраструктурный комплексы, научно-технический комплекс, в определенной степени и экологический комплекс.

По признаку разделения труда можно выделить многоотраслевые и одноотраслевые комплексы, территориально-производственные комплексы, межотраслевые научно-технические комплексы.

Секторы экономики

Составные элементы народнохозяйственного комплекса могут быть сгруппированы по различным экономическим признакам. В зарубежных исследованиях на основании системы национальных счетов для обобщающей характеристики экономических процессов выделяют крупные секторы экономики.

Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели функции и поведение. К их числу обычно относят: сектор предприятий, сектор домашних хозяйств, сектор государственных учреждений и внешний сектор. Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.

Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.

Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.

Сектор государственных учреждений – совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.

Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т.е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.

Внешний сектор, или сектор «остальной мир» , – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т.е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.

По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяют рыночный и нерыночный секторы.

Рыночный сектор охватывает производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.

Нерыночный сектор – производство продуктов и услуг, предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые не влияют на спрос.

Иногда дополнительно выделяют смешанные отрасли, которые оказывают рыночные и нерыночные услуги.

По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. К первой группе относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т.д.). К отраслям, оказывающим услуги, относятся образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и др.

Структурная перестройка экономики

Народнохозяйственный комплекс является сложной системой взаимодействующих макроэкономических элементов. Существующие соотношения (пропорции) между этими элементами принято называть экономической структурой . Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономических структур.

Структура народного хозяйства не является постоянной: одни отрасли и виды производств характеризуются бурным развитием, другие, напротив, замедляют темпы своего роста, стагнируют.

Структурные изменения в экономике могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления структурной политики , являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей.

Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

Структурная перестройка экономики отражает процессы, происходящие в различных сферах экономики: отраслях, регионах, в области капитальных вложений и инвестиций.

Знание тенденций развития экономики на макроуровне необходимо для разработки перспективной политики предприятия, повышения его конкурентоспособности.

Государственная экономическая политика регулирует процессы, происходящие в народнохозяйственном комплексе, непосредственно затрагивает различные аспекты деятельности предприятия.

Народнохозяйственный комплекс является сложной системой взаимодействующих макроэкономических элементов. Существующие соотношения (пропорции) между этими элементами принято называть экономической структурой. Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономических структур.

Структура народного хозяйства не является постоянной: одни отрасли и виды производств характеризуются бурным развитием, другие, напротив, замедляют темпы своего роста, стагнируют.

Структурные изменения в экономике могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления структурной политики, являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей.

Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.

В России структурная перестройка экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной хозяйственной системы к рыночной экономике. Сам переход означает коренную трансформацию хозяйственной системы, которая характеризуется глубокими преобразованиями системы социально-экономических отношений, изменением форм и методов хозяйствования, отношений собственности, включая формирование частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части государственного сектора экономики. Необходимость структурной перестройки объясняется сменой приоритетов в формировании народнохозяйственной структуры. Прежняя структура народнохозяйственного комплекса оказалась нежизнеспособной и экономически неэффективной в условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования. Существовавшая структура характеризовалась крайне высокой степенью огосударствления всех экономических процессов, сверхмонополизацией производства, искаженной структурой народнохозяйственного комплекса со значительным развитием добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при значительном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.

Основными направлениями структурной перестройки являются свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедление падения и стабилизация выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для оживления и развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны.

Еще по теме Структурная перестройка экономики региона: понятие, цели, задачи и приоритеты. Программа структурной перестройки экономики региона.:

  1. Лекция №18. Роль государства в переходной экономике. Структурная перестройка экономики
  2. 16.8. Структурная перестройка экономики Российской Федерации
  3. 5.5. Природопользование экономическая география и регионалистика основы экологического нормирования, региональные эколого-экономические проблемы Российской Федерации и других членов СНГ; международное сотрудничество в природоохранной деятельности; проблема структурной перестройки хозяйства регионов с высокой концентрацией производительных сил и большой антропогенной нагрузкой; внешнеэкономические связи России и ее регионов
  4. ГЛАВА I. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ЭКОНОМИКИ
  5. Народнохозяйственный комплекс региона. Отраслевая и территориальная структура. Реальный сектор экономики региона. Производственная и социальная инфраструктура региона.
  6. Понятие типологизации регионов. Принципы и подходы к типологизации регионов. Типы регионов. Зарубежные классификации типов регионов.
  7. Понятия «район и регион». Подходы к определению «регион». Иерархия регионов. Региональные особенности хозяйствования.
  8. Структурные сдвиги в народнохозяйственном комплексе региона и их оценка. Методы расчета оптимальной структуры народнохозяйственного

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 28 страниц, 4 рис., 1 табл., 18 источников.

ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА, СТРУКТУРА, СДВИГИ, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ОТРАСЛЬ, СТРУКТУРА, ТЕНДЕНЦИИ, РАЗВИТИЕ

Объект курсовой работы – проблемы в структурной политике в Республике Беларусь.

Предмет курсовой работы – особенности и тенденции структурных сдвигов национальной экономики в Республики Беларусь.

Цель курсовой работы – изучение структурной трансформации экономики Республики Беларусь и оценка ее перспектив.

Методы исследования : системный, аналитический, диалектический.

Исследования и разработки : рассмотрены особенности структурных сдвигов в национальной экономике, а так же в промышленности Республики Беларусь; проанализированы различные тенденции на современном этапе; описаны пути совершенствования экономики Республики Беларусь.


Cодержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1 Основные предпосылки осуществления структурных сдвигов в современных условиях…………………………………………………………………………...7

1.1 Структурная перестройка экономики: понятие, сущность, модели……………………………………………………………………………..7

1.2 Структура экономики – объект структурных преобразований....…..10

2 Актуализация структурных сдвигов в переходный период…………...…….13

2.1 Структура промышленности Республики Беларусь.…………….….13

2.2 Анализ структуры промышленности Республики Беларусь...…..…16

3. Перспективы проведения структурных сдвигов в переходной экономике Беларуси…………………………………………………………………....….….19

Заключение……………………………………………………………………..…25

Список используемых источников…………………………………………...…27

Введение

Структуре национальной экономики в настоящее время уделяется огромное внимание. Это связано с тем, что экономика Республики Беларусь является переходной и необходимо изменение структуры экономики с точки зрения следующих основных макроэкономических пропорций: макроэкономической, межотраслевой, внутриотраслевой, межгосударственной.



Современная переходная экономика Беларуси и других постсоциалистических стран представляет собой переходный этап от централизованно регулируемой экономической системы к рыночной экономике, содержанием которого является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений по направлению демократизации и либерализации.

Причины структурного кризиса в странах СНГ кроются, с одной стороны, в структурной деформации экономики, доставшейся в наследство от СССР, а с другой – в трансформационных изменениях при переходе к рыночной экономике. Сформировавшись в свое время, как составная часть единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР, Республика Беларусь специализировалась на машиностроении, химической и нефтехимической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности, а также животноводстве, льноводстве и картофелеводстве .

С целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны и утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь. За последние 20 лет в Республики Беларусь произошли определенные структурные сдвиги, как положительные, так и отрицательные. Наиболее положительные сдвиги произошли в отраслевой структуре экономики. В частности, существенно сократился удельный вес производственной сферы при одновременном росте сферы услуг. Значительно увеличилось количество малых предприятий, в том числе в сфере производства, ранее практически отсутствовавших. Постепенно изменяется социальная структура экономики, возрастает доля негосударственных форм собственности, в том числе частного сектора. Ограничивается монополизация экономики, создается конкурентная среда.

К негативным тенденциям относится заметно ухудшившаяся технологическая структура экономики, сократилась доля передовых технологий. В структуре народного хозяйства значительно снизилась доля отраслей, производящих потребительские товары. Технологическое отставание приводит к потере конкурентоспособности отечественной продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. В тяжелой ситуации находится аграрно-промышленный комплекс. Не преодолены кризисные явления в сельском хозяйстве.

Необходимость структурной перестройки в Республики Беларусь обусловлена следующими факторами:

Во-первых, это морально устаревшая материально-техническая база, не позволяющая эффективно работать в условиях рынка.

Во-вторых, сложившаяся отраслевая структура, которая характеризуется отставанием производственной и социальной инфраструктур, сферы услуг.

В-третьих, низкая конкурентоспособность большинства видов производимой продукции.

В-четвертых, неоптимальная концентрация производства – доминирование крупных и сверхкрупных предприятий.

Переход от планового хозяйства к рыночному неизбежно ведет к существенному изменению структуры всей экономики. Построение принципиально новых, кардинально-противоположных механизмов управления экономикой неразрывно связаны с тяжелыми кризисными явлениями, которые можно решить, только проводя грамотную, основанную на прошлых опытах структурную политику.

Неконкурентоспособность на мировых рынках показала несовершенство и неэффективность белорусской экономики. Наличие перспективных отраслей, способных достойно конкурировать и тем самым обеспечивать устойчивое развитие экономики и рост благосостояния населения является предпосылкой успешного выхода на мировые рынки. Именно поэтому остро ощущается необходимость проведения программы структурной перестройки экономики.

Переход к рыночной экономике требует глубоких изменений институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизации) и введения института частной собственности, либерализации экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.). Такие изменения в макроэкономической системе государства получили названия структурной перестройки.

Приоритетными направлениями структурной перестройки являются увеличение ВВП в том числе на душу населения, совершенствование систем экспорта и импорта, содействие в развитии среднего и малого бизнеса, совершенствование законодательной базы управления государственным имуществом и приватизации, повышение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, развитие наиболее перспективных отраслей, совершенствование таможенного и налогового законодательств и т.д.

Роль государства в переходный период должна быть активной, так как если процесс перехода пустить своим ходом, то в результате перестройки можно получить экономику с серьезными и тяжелыми структурными деформациями.


1 Основные предпосылки осуществления структурных сдвигов в современных условиях

Структурная перестройка экономики: понятие, сущность, модели

Народнохозяйственный комплекс является сложной системой взаимодействующих макроэкономических элементов. Существующие соотношения (пропорции) между этими элементами принято называть экономической структурой. Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономических структур.

Структурная перестройка экономики, или реструктуризация – это изменения в структуре национальной экономики, которые выводят государство на принципиально высшую ступень общественного развития и знаменуют его последовательный переход на более высокий уровень экономического и общественного развития.

Значение структурной перестройки экономики состоит в том, что наряду со свертыванием и ликвидацией старых, неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, которые преобладали до сих пор, должно начаться и набирать темп развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов экономической деятельности. Их рост первоначально компенсирует спад в устаревших производствах и тем самым позволяет достичь устойчивой стабилизации объема ВВП, увеличения выпуска продукции промышленности и сельского хозяйства. Затем темп роста более эффективного сектора должен превзойти размеры спада производства на прежних мощностях, не обеспечивающих выпуск пользующейся спросом продукции, и таким образом, будет преодолена общая тенденция к спаду, начнется рост экономики в целом.

В целом, структурная перестройка экономики имеет четкий отраслевой характер и заключается в радикальном изменении пропорций экономики и связана с глубокими преобразованиями в производительных силах, обусловленными необходимостью технологического обновления производства. При этом она ведет к глубоким сдвигам в отраслевой, технологической, региональной и других структурах национальной экономики .

Практически во всех постсоциалистических странах переход от командной к рыночной экономике сопровождается структурно-институциональным кризисом - ломкой взаимосвязей и количественных соотношений между составными частями национальной экономики, нарушением ее сбалансированности. Это проявляется в деформации и ухудшении структуры национальной экономики, падении объемов производства, технологической деградации. Структурный кризис - одна из составляющих экономического кризиса, сдерживающих развитие экономики.


Причины структурного кризиса в странах СНГ кроются, с одной стороны, в структурной деформации экономики, доставшейся в наследство от СССР, а с другой - в трансформационных изменениях при переходе к рыночной экономике.

В зависимости от того, какую часть структуры предприятия затрагивает реструктуризация, выделяют:

Предметную реструктуризацию - систему кардинальных изменений в технологии и технических средствах предприятия;

Организационную реструктуризацию - систему мер, связанных с организационно-экономическими преобразованиями, изменением юридического статуса предприятия. Оба вида реструктуризации на практике редко встречаются в чистом виде. Как правило, они проводятся одновременно.

Механизм структурной перестройки экономики заключается:

Во взвешенном сочетании прямого государственного регулирования посредством межотраслевого и внутриотраслевого распределения ресурсов всеми методами (бюджетными, налоговыми, кредитными);

В разработке региональных программ развития на базе местного ресурсного потенциала и управления этим процессом путем организации, финансирования и стимулирования научно-технических исследований для обеспечения усиления связи науки и производства;

Ускорение научно-технического прогресса. Именно под воздействием этого фактора образуются новые отрасли промышленности и производства. Так, только за последние десятилетия под влиянием ускорения научно-технического прогресса появились такие отрасли, как комбикормовая промышленность, энергомашиностроение, производство космической техники и др.;

Экономическая политика государства. Государство, осуществляя свою избранную политику, может поддерживать отдельные отрасли экономики, наиболее значимые в экономическом и социальном плане, и тем самым влиять на темпы их развития;

Наличие в стране полезных ископаемых, пригодных для промышленной разработки;

Уровень культуры и материального благосостояния народа. Этот фактор влияет на отраслевую структуру многопланово. От материального уровня жизни народа зависит его способность приобретать товары народного потребления, что является основой для развития отраслей, их производящих;

Плановая отраслевая структура капитальных вложений, финансируемых из государственного бюджета.

Объем и структура рыночного спроса. При снижении рыночного спроса на продукцию данной отрасли многие предприятия сокращают производство, а иные вовсе выходят из отрасли и переключают производство на выпуск другой продукции. В результате объем продукции отрасли уменьшается, что приводит к уменьшению ее доли в общем производстве.

В целом, главная задача структурной перестройки экономики состоит в устранении накопившихся глубоких структурных деформаций. Важнейшими целями такой перестройки экономики являются реорганизация производства на основе ликвидации неэффективных звеньев, разделения и слияния структурных подразделений, замены физически и морально устаревших основных фондов, выпуск новой продукции, внедрение технических нововведений. Следовательно, структурная перестройка осуществляется не только на государственном уровне, она затрагивает каждое предприятие.

В этой связи существует несколько моделей реструктуризации, которые можно классифицировать по определенным критериям. В зависимости от области применения выделяют макроуровень и микроуровень реструктуризации. Макроэкономическая реструктуризация заключается в изменении структуры национальной экономики как единого целого и направлена на достижение долговременных экономических целей. Микрореструктуризация относится к отдельным предприятиям и направлена на кардинальное изменение их структуры в целях адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования .

В зависимости от целей реструктуризации и ситуации, в которой находится предприятие, можно выделить исправляющую и развивающую реструктуризацию. Если предприятие убыточное или находится в состоянии банкротства, то реструктуризация осуществляется с целью его сохранения и выживания. Показателями такой ситуации могут быть значительное снижение объема производства, невозможность уплаты кредитов или процентов по ним в установленные сроки, падение уровня рентабельности, снижение конкурентоспособности, и уменьшение доли на рынке и др. В этом случае применяется исправляющая реструктуризация. Она заключается в проведении определенных краткосрочных действий, направленных на улучшение финансово-экономического состояния предприятия. К ним относятся улучшение внутрифирменного управления, совершенствование организации труда, мероприятия по снижению стоимости продукции и улучшению ее качества, а также действия по сокращению неэффективных производств: продажа части имущества, сдача имущества в аренду, увольнение части работников и др.

В зависимости от того, какую часть структуры предприятия затрагивает реструктуризация, выделяют :

Предметную реструктуризацию – систему кардинальных изменений в технологии и технических средствах предприятия;

Организационную реструктуризацию – систему мер, связанных с организационно-экономическими преобразованиями, изменением юридического статуса предприятия. Оба вида реструктуризации на практике редко встречаются в чистом виде. Как правило, они проводятся одновременно.

Таким образом можно сделать вывод, что структурная перестройка экономики есть реструктуризация национальной экономики, которая выводит страну на более высокий уровень экономического и общественного развития; преобразует старые, неэффективные производства; ведет к глубоким сдвигам в отраслевой, технологической, региональной структурах национальной экономики Беларуси; устраняет накопившиеся глубокие структурные деформации как на макро, так и на микроэкономическом уровне.

Отраслевая структура во многом определяет общую эффективность экономики, социально-экономические и стратегические цели общества, жизненный уровень населения и роль страны в международном разделении труда. Структурная политика сыграла немалую роль в упрочении позиций промышленно развитых стран и бурном экономическом росте ряда государств с переходной экономикой (например, государств Восточной и Юго-Восточной Азии).

В середине 80-х гг. насущной задачей, стоявшей перед советской экономикой, была перестройка структуры народного хозяйства страны, т.е. изменение соотношения между отраслями, производящими средства производства, оборонную продукцию, предметы потребления, сферой услуг; между добывающими и обрабатывающими отраслями; между промышленностью и сельским хозяйством и др. У страны появились непомерно большие военные расходы, была раздута тяжелая промышленность, непомерно растянут фронт капитального строительства. Необходим был сброс излишнего бремени, долгосрочный структурный маневр в пользу сельского хозяйства и легкой промышленности, но правительство Горбачева выдвинуло прямо противоположную задачу - ускорить социально-экономическое развитие страны на базе более полного использования достижений научно-технического прогресса и опережающего развития машиностроения. По-прежнему закреплялся курс на опережающее развитие отраслей, производящих средства производства в условиях дефицита товаров народного потребления, продукции сельского хозяйства и сферы услуг. Не была поставлена задача устранения наиболее острых диспропорций в народном хозяйстве. Это усилило несбалансированность экономики.

Более того, в ходе перестройки было объявлено о том, что 1/3-2/3 советской экономики являются неконкурентоспособными, а потому требуют ликвидации. В особую немилость попал военно-промышленный комплекс (ВПК), который должен был быть подвержен «кардинальной конверсии», т. е. переводу ею на нужды гражданской экономики. Интересно при этом отметить, что 80-90% таких товаров народного потребления - как холодильники, телевизоры, магнитофоны, фотоаппараты и т.п., производились именно на предприятиях ВПК. Советское правительство проводило конверсию беспланово и на практике военные предприятия стали уничтожаться на основе хаотических волюнтаристских директивных указаний. Непродуманная конверсия ВПК привела к его обвальному падению и потянула за собой другие отрасли, в которых его подразделения состав­ляли солидную долю.

В 90-е гг. либеральные реформы усугубили несбалансированность экономики страны.

Во-первых, это было связано с распадом СССР, который нару­шил весь порядок прежнего разделения труда и механизм хозяйственных связей, а также изменил сами масштабы хозяйства России, являвшегося до распада не самостоятельной национальной экономикой, а элементом союзного народнохозяйственного комплекса.

Во-вторых, радикальные сдвиги в системе ценообразования (отпуск цен. отказ от их государственного регулирования, повы­шение их уровня) усилили кризис в экономике ряда отраслей.

В-третьих, произошло резкое снижение производства в отраслях ВПК. К середине 90-х гг. общий уровень ассигнований на оборону снизился по сравнению с концом 80-х гг. в 33 раза, в результате чего производство военной продукции упало в 1996 г. до 5,5% от ранее существовавшего и почти наполовину сократился отечественный выпуск продукции гражданского назначения.

В-четвертых, разрешение частного предпринимательства внесло принципиальные изменения в цели хозяйственной деятельности. В первую очередь, полностью обесценилась прежняя модель производства ради производства и милитаризованной экономики.

В-пятых, отечественные производители потеряли внутренний рынок сбыта. Заниженный курс доллара по отношению к рублю стимулировал массовый приток иностранных товаров в Россию, которые заполнили большую часть внутреннего рынка страны.

В-шестых, в экономической политике по отношению к отечественному производителю господствует подход, присущий «дикому рынку» - пусть выживет тот, у кого есть для этого финансовые ресурсы. Государство должно изменить такой подход - иначе Россия очень быстро потеряет наиболее высокотехнологичные виды производства и превратится в сырьевой придаток Запада с ярко выраженными чертами экономики колониального типа.

Индекс промышленного производства по России в 1997 г. составил 47,5% от уровня 1991 г., в том числе: в добывающих отраслях - 69%, в обрабатывающих - 44%, в машиностроении и металлообработке - 37%, в легкой промышленности - 14%, в пищевой - 47%, а в сельском хозяйстве - 62% (см. Приложение).

Спад в высокотехнологичных отраслях оказался намного больше, чем в целом по промышленности. При этом фактически наблюдалась аномальная тенденция: темпы спада возрастали с повышением технического уровня отрасли. Так, снижение производства в высокотехнологичных отраслях машино­строения составило 80-90%. Доля расходов па научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в ВВП сократилась более, чем в 5 раз и составляет всего лишь 0,7% от ВВП. При нормальном течении структурного кризиса, как это бывает, например, в странах Запада, сокращение экономической активности обычно не приводит к свертыванию про­грессивных производств, имеющих хорошие перспективы роста на рынке и способных стать локомотивами будущего экономи­ческого развития страны.

Отрасли сырьевого и топливно-энергетического комплекса в связи с востребованностью их продукции для экспорта подверглись меньшему спаду. В результате структура российской промышленности все более и более приобретает черты экономики колониального типа, характеризующейся вывозом из страны сырья и ввозом готовой продукции. При этом Россия ввозит в основном потребительские товары при резком сокращении импорта производственного оборудования. К тому же, не вкладываются средства в восстановление сырьевой базы экспортных отраслей, что грозит России через 7-10 лет резким снижением добычи многих видов полезных ископаемых, и прежде всего нефти, никеля, меди, свинца, апатитов, калийных солей и др.

В постоянное время в России наблюдается процесс структурной деградации промышленности, выразившийся в транс­формации структуры в сторону первичных, неквалифицированных. менее сложных в технологическом отношении производств, что, безусловно, влечет за собой как усиление зависимости на­циональной экономики от мирового рынка, так и последующую деградацию научно-технического потенциала страны.

Огромная территория России, разница природных условий, различные условия предшествующего развития порождают большое региональное разнообразие, особую специфику региональных интересов и условий формирования рыночных отношений. С точки зрения отраслевой структуры экономики обычно выделяют три группы российских регионов:

добывающие (Тюмень, Якутия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа и др.);

промышленные, ориентированные на общероссийский рынок (Центральная Россия, Урал, Кузбасс и др.);

агропромышленные (Черноземье, Поволжье, Кубань, Ставрополье и др.).

Переход к рыночным условиям хозяйствования является неравномерным в разных регионах. Так, например, явным лидером является Москва, где сосредоточена основная часть коммерческих банков и различных финансовых институтов, в то время как в преимущественно сельских регионах во многом сохраняются старые хозяйственные формы.

Лишь незначительная часть регионов имеет стабильные внутренние источники капитала для своего развития, остальные зависят от внерыночного перераспределения средств через федеральный бюджет.

Одним из способов уменьшения региональной дифференциации является развитие внутри- и межрегиональных, в том числе и производственных, связей, а также создание региональных ассоциаций, объединенных общностью экономических интересов и условий.

Первоначально ассоциации возникали на основе географической близости регионов друг к другу, в последнее время преобладает экономический фактор, т.е. общность экономических интересов регионов. Например, создана группировка регионов-доноров Москва-Ханты-Мансийск.

Сближение и консолидация интересов различных регионов, с одной стороны, свидетельствуют о том, что региональные руководители сознают выгоды экономической и политической интеграции и готовы к совместным действиям в общих интересах.

С другой стороны, подобная практика может иметь и негативные последствия: усиление одних региональных групп может приводить к нежелательной конкуренции территорий, стремлению «огородить» местные рынки административными барьерами.

Не следует упускать из виду, что начавшийся процесс активного развития рыночных отношений также способен порождать или усиливать структурные диспропорции в народном хозяйстве. Опыт прошедшего пятилетия показывает, например, что осуществление рыночных реформ в России ликвидировало существовавшую несбалансированность между товарной и денежной массами, но привело к значительному превалированию финансового капитала над промышленным. Более того, переход к рыночным условиям хозяйствования осуществляется по-разному в разных отраслях. Так, например, в финансово-кредитной сфере происходит быстрое развитие современных форм и видов деятельности, вполне соответствующих странам со зрелой рыночной экономикой, в то время как в сельском хозяйстве продолжают воспроизводиться старые формы и условия хозяйствования, развиваются примитивные рыночные формы.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...