Понятие финансов. Финансовые отношения как сфера экономической деятельности


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Факультет «Менеджмент организации»

Контрольная работа

по дисциплине «Финансы и кредит»

Понятие о финансах, их роль и значение в общественном воспроизводстве

Индивидуальные задания к разделам курса

Выполнила: студентка II курса

заочной формы обучения

Козлова Мария Игоревна

Преподаватель: Богданова Л.В.

Санкт-Петербург (Пушкин) 2012

Индивидуальная работа к разделу 1: «Понятие о финансах, их роль и значение в общественном воспроизводстве»

1. Найдите не менее 3 определений «Финансы» разных авторов

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. (Г.Б. Поляк)

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач. (А.Ю. Казанская)

Финансы (франц. finances - денежные средства, от старофранц. finer - платить, оплачивать), совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; возникли в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Сущность Ф., сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений, роль в процессе общественного воспроизводства, закономерности развития определяются экономическим строем общества и классовой природой государства.(Райзберг Б.А.)

2. Проанализируйте, сравните, найдите сходство и отличие экономических категорий: «Финансы», «Кредит», «Цена»

Финансы имеют тесную взаимосвязь с другими экономическими категориями (цена, заработная плата, деньги, кредит). Наиболее тесна связь финансов с ценами. Тесная связь между финансами и кредитом заключается в том, что:

они обеспечивают рынок денежными средствами;

кредит в определенных случаях использует финансовые ресурсы предприятия (нераспределенная прибыль, невыплаченные налоги и т. п.).

С другой стороны, предприятие, получая кредит, может выплатить за его счет заработную плату, произвести отчисления. Финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме. Реальное движение денег (независимо от движения стоимости в товарной форме) - это движение самостоятельное, неэквивалентное, когда не возникает товарного возмещения. При финансах происходит одностороннее движение денег. Двустороннее движение денег присуще категории кредита.

Финансы-неотъемлемая часть денежных отношений

1. Финансы используют те пропорции распределения стоимости, которые заложены в цену.

2. Получение финансовых ресурсов осуществляется безвозвратно

Кредит-экономическая сделка, при которой один партнер предоставляет другому денежные средства на условиях срочности, возвратности и платности

1. В стоимостном распределении участвует и кредит.

2. Кредитные отношения также являются денежными. Кредит построен на возвратной основе

Цена-количественная оценка товара в деньгах

1. Цена является финансовым методом распределения стоимости.

3. Проанализируйте и сравните количественный состав и содержание функций финансов различных авторов (не менее 3)

І. 1. Распределительная -- посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

2. Контрольная -- заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

3. Регулирующая -- вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

4. Стабилизирующая -- обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями. (Райзберг Б.А.)

II. 1. Распределительная функция финансов включает в себя как собственно распределение, так и перераспределение. Распределению и перераспределению подлежит общественный продукт, созданный в стране, а также его составляющие, и прежде всего национальный доход.

2. Сущность стимулирующей функции финансов сводится к тому, что государство с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном обществу направлении. Посредством распределения денежных средств государство стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-экономических процессов.

3. Контрольная функция финансов осуществляется при проведении любой финансовой операции - будь то операция по формированию денежных фондов или по использованию средств. Нельзя сказать, что контроль проводится только после того, как произошел процесс распределения или осуществилось стимулирование какого-либо социально-экономического процесса. Все функции действуют одновременно и скоординированно. Финансовые процессы начинаются, длятся и завершаются, и на каждом из этих этапов необходим контроль. Соответственно финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий - до, во время и после осуществления операции. (Миляков Н.В.)

III 1. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: 1)зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2)доходы предприятий сферы материального производства.

2. Контрольная функция. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

3. Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

4. В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту. (Гарбузов В. Ф.)

4. Представьте схематично классификацию форм проведения финансового контроля

Финансовый контроль

По времени проведения

· Предварительный

· Текущий (оперативный)

· Последующий

По субъектам контроля

· Президентский

· Контроль представительных органов власти и местного самоуправления

· Контроль исполнительных органов власти

· Контроль финансово-кредитных органов

· Ведомственный

· Внутрихозяйственный

· Аудиторский

По сфере финансовой деятельности

· Бюджетный

· Налоговый

· Валютный

· Кредитный

· Страховой

· Инвестиционный

· Контроль за денежной массой

По форме проведения

· Обязательный (внешний)

· Инициативный (внутренний)

По методам проведения

· Проверка

· Обследование

· Анализ финансовой деятельности

· Ревизия

· Наблюдение (мониторинг)

5. Подберите и проанализируйте динамику макроэкономических показателей развития Российской Федерации за последние 2 года, результаты исследования представьте в виде графика

Прирост промышленного производства в 2011-2013 гг. составит 13,1% (за 2006-2008 гг. - 14,2%), продукции сельского хозяйства - 17% (18,6%). Экспорт товаров (физический объем) в 2011-2013 гг. увеличится на 6,5% (за 2006-2008 гг. - на 7,7%), физический объем импорта товаров вырастет на 30,7% (в 1,7 раза). В этих условиях предполагается, что инвестиции в основной капитал увеличатся на 22,3% (на 57,4%), оборот розничной торговли - на 17,5% (на 50,4%).

Динамика отдельных показателей прогноза социально-экономического развития РФ в 2010-2013 гг. представлена на следующей диаграмме.

6. Подберите и проанализируйте аргументацию сторонников распределительной и воспроизводственной концепции сущности финансов. Результаты должны быть оформлены в таблице

Распределительная концепция

Воспроизводственная концепция

Сторонники концепции

Основные положения дискуссии

Аргументы

Д.А. Анахвердян, В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробозина, Н.В. Гаретовский и др.

Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства - в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования.

Согласно данной концепции финансы

выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Последователи распределительной концепции финансов полагают, что через распределение финансы активно воздействуют на другие стадии воспроизводства - производство, обмен, потребление.

Э.А. Вознесенский, В.Н. Гаретовский, Н.Е. Заяц М.В. Федосов и С.Я. Огородник

Представителями воспроизводственной концепции финансы рассматриваются как категория воспроизводства в целом, а не одной из его стадий, то есть они считают неправомерным ограничивать финансы производственными отношениями, связанными только с распределением стоимости общественного продукта. Финансы - категория производства, поскольку они обслуживают кругооборот производственных фондов (капитала) в процессе производства и активно воздействуют на этот процесс. Финансы - категория обмена, так как в обмене продолжается процесс распределения общественного продукта, и финансы выступают инструментом этого распределения: финансы выражают движение стоимости, которое происходит не только на второй, но и на третьей стадии воспроизводственного процесса, то есть обмена; в обмене также происходят процессы переложения налогов; кроме того, финансы связаны не только с формированием, но и использованием денежных фондов, а оно происходит в обмене, когда на денежные фонды приобретаются товарно-материальные ценности; финансы относятся к категории потребления, поскольку участвуют в формировании фондов общественного потребления и личного потребления и с их помощью обеспечиваются конечные пропорции распределения национального дохода на фонд потребления и фонд накопления.

7. Представьте схематично классификацию финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы

Собственные средства

· На уровне предприятий и домохозяйств - прибыль, зарплата, доходы домохозяйств

· На уровне государства - доходы от госпредприятий, приватизации, а так же от внешнеэкономической деятельности

Мобилизированные на рынке

· На уровне предприятий и домохозяйств - продажа, покупка ценных бумаг, банковский кредит

· На уровне государства - эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит

Средства, поступившие в порядке перераспределения

· На уровне предприятий и домохозяйств - проценты и дивиденты по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами

· На уровне государства - обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

8. Представьте схематично процессы первичного и вторичного распределения стоимости совокупного общественного продукта.

Первичное распределение стоимости совокупного общественного продукта заключается в

· возмещении стоимости израсходованных средств производства (с),

· выплате работникам заработной платы (v)

· получении прибавочного продукта (m) - чистого дохода предприятия, общества.

Это часто служит источником образования доходов, накоплений денежных фондов. Через с+v обеспечивается процесс простого воспроизводства средств производства и рабочей силы. Через m посредством создания денежных фондов обеспечивается процесс расширенного воспроизводства этих же элементов воспроизводственного процесса и формирование централизованных ресурсов государства. В стоимости созданного общественного продукта c+v хотя имеют денежную оценку, но не являются финансовыми. К финансам относится (m) чистый доход общества.

Распределения созданного общественного продукта (с + v + m), где

· с - фонд возмещения израсходованных средств производства;

· v - затраты на рабочую силу

· m - прибавочный продукт.

Общественный продукт делится на две части (с + m) - необходимый продукт и m - прибавочный продукт, чистый доход общества.

9. Подберите 3 определения государственного финансового контроля

1. Государственный финансовый контроль -- это система действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также разработка превентивных мероприятий по их предотвращению. Целью ГФК является обеспечение законности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности. (Бабич А.М)

2. Государственный финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства. (Ковалева А.М)

3. Государственный финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней. (Грязнова А.Г)

10 Представьте схематично классификацию государственного финансового контроля

Финансовый контроль можно условно классифицировать по критериям. По субъектам проведения выделяют:

· государственный, реализуемый через общегосударственный контроль президентский, контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов) и ведомственный (структуры подразделений министерств и других органов государственного управления);

· негосударственный (внутренний - внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный)) и внешний - аудиторский (независимый, вневедомственный).

· По сфере финансовой деятельности различают:

· бюджетный,

· налоговый,

· валютный,

· кредитный,

· страховой,

· инвестиционный контроль

· контроль за денежной массой.

· По форме проведения финансовый контроль подразделяется на: предварительный,

· текущий (оперативный)

· последующий.

По методам проведения различают:

· проверки,

· обследования

· , надзор,

· анализ финансовой деятельности,

· наблюдение (мониторинг),

· ревизии.

11. Законспектируйте, заполнив таблицу, цели, задачи и функции государственного финансового контроля

Цели государственного финансового контроля

Задачи государственного финансового контроля

Функции государственного финансового контроля

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы. предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций.

контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

12. Приведите формы финансового контроля в соответствии с приведенными признаками классификации

13. Верны или неверны следующие выражения?

Комментарии

2. Стадиями возникновения финансов являются стадии распределения и обмена.

3. Финансы - это совокупность организованных государством денежных отношений

4. Функциями финансов являются: распределительная, регулирующая, стимулирующая, контрольная.

1. Финансы предприятия связаны непосредственно с производством и отражают закономерности развития экономики, они являются категорией, входящей в состав экономического базиса

2. В обмене нет места финансам. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования.

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для реализации экономических, социальных и политических задач.

Криптограмма к разделу 1

1. Форма организации денежных средств государства.

2. Финансовые отношения функционируют в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта.

3. Практическая реализация одной из функций финансов, благодаря которой становится возможным проследить процесс распределения финансовых ресурсов.

4. Одна из экономических категорий, с которой взаимодействуют финансы в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта.

5. Обязательный платёж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.

6. Одна из стадий процесса воспроизводства, которая является областью возникновения и функционирования финансов.

7. Совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товарной продукции.

Индивидуальная работа к разделу 2: «Финансовая система и управление финансами»

1. Найдите не менее 3 определений финансовой системы:

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Финансовая система - это совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи. Ф.с. РФ составляют следующие звенья (институты):

а) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;

б) внебюджетные целевые фонды;

в) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, экономических отраслей;

г) имущественное и личное страхование;

д) кредит (государственный и банковский.

Финансовая система - совокупность разных сфер финансовых отношений, в процессе которых получаются и используются фонды денежного средства, другими словами, финансовая система - это совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежного средства государства и предприятии.

Финансовая система - сферы и элементы финансовых отношений, хотя термин может употребляться также и в другом значении - как совокупность финансовых учреждений государства.

Финансовая система - совокупность звеньев финансовых отношений и органов, которые осуществляют управление ними.

2. Охарактеризуйте, сравните и отразите сходство и отличие между различными сферами финансовой системы

Финансы хозяйствующих субъектов

Государственные и муниципальные финансы

Страхование

Финансы хозяйствующих субъектов имеют сущность и внешние формы проявления. Под сущностью понимается внутреннее содержание финансов, которое определяет их как особую стоимостную категорию - финансовую. Сущность и формы проявления финансов взаимосвязаны. Но степень их устойчивости неодинакова. Формы проявления финансов подвержены более частому, быстрому изменению, чем их сущность.

Основой финансовой системы любого государства являются государственные и муниципальные финансы. Государственные и муниципальные финансы - совокупность денежных отношений, возникающих в реальном денежном обороте между государственными и муниципальными органами управления и другими экономическими субъектами, в процессе которых происходит формирование и использования централизованных денежных фондов для финансирования расходных обязательств государства и муниципального образования. Государственные и муниципальные финансы характеризуется большим многообразием видов бюджетно-финансовых отношений со всеми звеньями финансов, которые постоянно усложняются под воздействием процессов реформирования сектора общественных услуг, глобализации финансовых рынков, усиления стабилизирующей роли государства в экономике. В составе сферы государственных и муниципальных финансов можно выделить выделить следующие организационные формы бюджетов: -Федеральный бюджет. -Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты). -Местные бюджеты

Страховамние -- особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их дел от различного рода опасностей. Страхование (страховое дело) в широком смысле -- включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту. Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов

3. Подберите и проанализируйте подходы различных авторов к составу звеньев финансовой системы (не менее 3)

В среде ученых нет единого мнения о составе сфер и звеньев финансовой системы.

1) Однако в большинстве своем экономисты и правоведы едины в том, что в состав финансовой системы входят как общегосударственные финансы, так и финансы предприятий различных форм собственности, исключение составляет уральская научная школа под руководством А. Ю. Казака, которая строит финансовую систему, основываясь на понимании сущности финансов исключительно как публичных (государственных и общественных) и тем самым отвергает существование финансов негосударственных предприятий, представляя, что они являются денежными отношениями, не являющимися финансовой категорией. Финансы и кредит: учеб. / Под ред. А.Ю. Казака. Екатеринбург: МП "ПИПП", 2004. С. 122.

2) Г.Б. Поляк делит финансовую систему Российской Федерации на две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы. В свою очередь централизованные финансы образуют три звена - федеральный бюджет, территориальные финансы и специальные внебюджетные фонды. Затем территориальные финансы подразделяются на региональные финансы (региональный бюджет и региональные внебюджетные фонды) и местные финансы (местный бюджет и местные внебюджетные фонды). Децентрализованные финансы делятся на два звена финансы предприятий, организаций (финансы коммерческих организаций и финансы некоммерческих организаций) и финансы домашнего хозяйства. Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г. Аналогичная трактовка у В.В. Ковалева. Финансы: Учебник / Под ред. В.В.Ковалева, - М.: ПРОСПЕКТ, 2008 г.

3) Схоже представление о финансовой системе России у С.И. Лушина и В.А. Слепова, они выделяют так же две сферы финансовой системы: финансы самодеятельных субъектов экономической сферы и финансы властных структур, но по сути трактовка одна и та же. Финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова - М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2007 г.

4) Различаются подходы к составу звеньев финансовой системы. Наиболее традиционно включение в состав финансовой системы бюджетов, внебюджетных фондов, государственного кредита, страхования. Причем, как правило, данные элементы объединяются в укрупненную группу, называемую общегосударственными или централизованными финансами. Данной группе традиционно противостоят финансы хозяйствующих субъектов (предприятий различных форм собственности).

4. Представьте схематично классификацию финансовых отношений

Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости от функций финансовой деятельности

Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости от субъектного состава

Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости отделения на финансово-правовые институты

Классификация финансово-правовых отношений поразличным основаниям

5.Найдите не менее 3 определений финансовой политики различных авторов.

По мнению Фишера:

1. Финансовая политика - представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов.

Дорнбуша:

2. Финансовая политика - рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством.

С.Ю. Витте:

3. Финансовая политика - это составляющая часть экономической политики государства, в которой конкретизируются главные направления развития хозяйства страны, т.е. финансовая политика определяет источники и направления использования финансовых ресурсов и разрабатывает финансовые методы, стимулирования и регулирования социальных, экономических, политических процессов.

Шмалензи:

4. Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов с последующим распределением и использованием их для выполнения функции государства. Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями:

Повышение эффективности использования финансовых ресурсов;

Оздоровление структурной перестройки экономики: повышение в общем объеме доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочение денежного обращения и в перспективе восстановление конвертируемого рубля;

Достижение более высокого уровня населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства;

Наибольшая мобильность финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей общества.

Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

6. Представьте схематично составляющие финансовой политики государства

7. Представьте схематично составные части финансового механизма.

8. Заполните таблицу, отразив функции, цели и задачи Министерства Финансов РФ

Формирование региональной налоговой и бюджетной политики.

Обеспечение эффективности бюджетного процесса.

Повышение

эффективности бюджетных расходов.

Обеспечение эффективности использования, управления и приватизации государственного имущества.

Обеспечение повышения эффективности проведения процедур процесса банкротства;

Развитие института оценочной деятельности.

Участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

Организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ.

Обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;

Разрабатывает с участием Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

Принимает участие в определении ценовой политики;

Принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

Разрабатывает предложения по выпуску и размещению

Разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

Осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

Разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ.

Совершенствование бюджетной системы РФ

Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой,валютной политики в РФ;

Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

Разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета.

Разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке.

Разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

Осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля

9. Заполните таблицу, отразив определение, задачи и функции федеральных органов исполнительной власти

Федеральное министерство

Федеральная служба

Федеральное агентство

Это федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Выработки государственной стратегии в конкретной сфере управления, предупреждения и нейтрализации возникающих проблем и негативных тенденций, достоверное прогнозирование, необходимое для решения долгосрочных задач.

Разработка долгосрочных программ, перспективных и годовых прогнозов по подведомственным отраслям.

Участие в реализации федеральных, областных, целевых и инвестиционных программ в подведомственных отраслях, в том числе по обеспечению жильем различных категорий населения.

Это орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.

Осуществление в пределах своей компетенции мер по противодействию незаконному обороту.

Выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесенных законодательством России к подследственности органов по контролю.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ.

Создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств.

Осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных Государств

Осуществляемая по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти.

Это разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основные функции -- правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом.

Реализация Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического разви-тия Российской Федерации на период до 2020 года и решений Президента Российской Федерации и Правительства

Российской Федерации в сферах деятельности Федерального агентства.

Подготовка прогноза социально-экономического развития системы Федерального агентства на 2011 год и на период до 2013 повышение результативности расходования бюджетных средств, направленных на достижение конкретных результатов.

Правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом.

10. Верны или неверны следующие выражения?

Комментарии

1. В состав Министерства финансов входит федеральная служба по налогам и сборам

2. Федеральное казначейство имеет ранг федеральной службы

3. В ведении Правительства РФ находится федеральная служба по финансовым рынкам

4. Государственная таможенная служба входит в состав Министерства экономического развития и торговли РФ

5. Основной задачей Министерства финансов является исполнение федерального бюджета РФ

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах

Органы казначейства имеют статус самостоятельной федеральной службы, являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов и текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций и печать со своим наименованием.

ФСФР России находится в прямом подчинении Правительства Российской Федерации.

Индивидуальная работа к разделу 3:«Государственные и муниципальные финансы»

1. Подберите и проанализируйте не менее пяти определений бюджета различных авторов

Государственный бюджет -- ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии: через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

2. Бюджет -- (budget) - Финансовый план, намечающий желаемые показатели доходов, расходов и т.п. организации на определенный период.

3. Государственный бюджет -- важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

4. Бюджет -централизованная форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

5. Бюджет - центральное звено системы финансов, выражающее все её основные качественные признаки. Поскольку государственные финансы - это система императивных (требовательных) денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

6. Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

2. Постройте схему бюджетной системы РФ

3. Представьте схематично консолидированный бюджет РФ

4. Рассмотрите изменение наиболее крупных статей расходов федерального бюджета на текущий год, рассчитайте их удельный вес. Результаты представьте в таблице 2011 год. Фактическое исполнение по состоянию на 01.01.2012

Наименование статьи расходов

млрд. руб

По всем разделам и подразделам

Социальная политика

Национальная экономика

Национальная оборона

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Общегосударственные вопросы

Прочие расходы

5. Проанализируйте основные источники доходов федерального бюджета, за последние годы, рассчитайте их удельный вес, результаты представьте в таблице

Виды доходов

млрд. руб

Всего доходов

6. Структура доходов федерального бюджета в 2011 году

Виды доходов

млрд. руб

Всего доходов

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской федерации

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской федерации

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

7. Дайте определение каждому термину:

Трансферт - Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов

Дотация - Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов

Субсидия - Бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления

Субвенция - Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов

Бюджетная ссуда - Бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

8. Верны ли следующие утверждения

Функции финансов и их сущность

Специфика финансов как распределительных отношений

Лекция №2

Финансы - это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом выступает государство. Финансы отличаются от денег и по сущности, и по содержанию, и по выполняемым функциям.

Деньги - это прежде всего всеобщий эквивалент, на основании которого оценивают затраты труда производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего про­дукта (ВВП) и национального дохода, средство контроля за об­разованием и использованием фондов денежных средств.

Финансы связаны с прибавочным продуктом, чистым доходам общества. Распределение и расходование чистого дохода обеспечивается посредством образования фонда денежных средств. Распределение чистого дохода осуществляется с целью повторения производства не в прежних, а в возрастающих масштабах т формирования централизованных фондов государства.

ВВП = c + v + m

с – фонд возмещения израсходованных средств производства;

v – цена рабочей силы;

m – чистый доход.

В стоимости ВВП два его элемента с и v имеют денежную оценку, но не являются финансовыми. Эти элемента предназначены для повторения процесса производства в прежних масштабах, за счет их происходит возмещение потребленных средств производства (с) и рабочей силы (v). Сферой их функционирования являются денежные отношения. Чистый доход относится к финансами предназначена для обеспечения расширенного воспроизводства средств производства (с) и рабочей силы (v). Часть прибавочного продукта поступает в распоряжение государства на содержание властных структур, армии, правоохранительных органов и другие общественные нужды. Это осуществляется через налоги посредством централизованных фондов денежных средств. Сфера функционирования чистого дохода – финансовые отношения.

Финансы - объективная экономическая категория, связанная с системой денежных отношений в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и национального дохода по поводу формирования, использования и пополнения фондов денежных средств и денежных накоплений у государства и субъектов хозяйствования. Их обязательным условием существования являются деньги .

Финансовые отношения – это денежные отношения, которые опосредуют отношения распределения и перераспределения части ВВП, главным образом чистого дохода. В результате распределения чистого дохода образуются целевые фонды денежных средств предприятий и государства.

Признаки финансов:

Финансы – это экономические отношения с использованием денег . Здесь деньги выступают материальной основой этих отношений.



В процессе этих отношений формируются денежные фонды у хозяйствующих субъектов и у государства.

В условиях рынка важное значение приобретают отношения по поводу пополнения фонда денежных средств в связи с ис­пользованием временно свободных денежных средств на финансовом рынке.

Финансы предприятия занимают главенствующее место в финансовой системе государства. Это объясняется тем, что именно в процессе хозяйственной деятельности предприятий создаются источники финансовых ресурсов и самих предприятий, и государства в целом.

Финансовые отношения у предприятий возникают со следующими субъектами:

государством - 1) по поводу уплаты налогов, сборов и отчислений в республиканский и местные бюджеты, целевые бюджетные и внебюджетные фонды; 2) уплаты финансо­вых санкций в случаях нарушения налогового законода­тельства; 3) финансирования из республиканского и мест­ных бюджетов, целевых бюджетных и внебюджетных фон­дов; 4) получения и возврата бюджетных кредитов и ссуд;

наемными работниками -1) по поводу оплаты труда и вы­плат из фонда потребления; 2) удержаний подоходного на­лога, взносов в фонд социальной защиты населения и дру­гих вычетов в соответствии с законодательством;

учредителями (собственниками, участниками) - при прие­ме новых участников, выплате доли в имуществе при вы­бытии участников, распределении и выплате дивидендов, процентов на вложенный капитал, а также по поводу управления имуществом и собственным капиталом;

хозяйствующими субъектами- нерезидентами Республики Беларусь при осуществлении экспортно-импортных опера­ций и других видов внешнеэкономической деятельности;

поставщиками и покупателями - резидентами Республики Беларусь по поводу приобретения и продажи продукции, товаров, материалов, применении экономических санкций;

финансово-кредитными институтами и другими предпри­ятиями - по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств (получения и погашения кредитов, зай­мов, страховых взносов и страховых возмещений, долго­срочных и краткосрочных финансовых вложений);

дочерними предприятиями - по поводу внутрикорпораци­онного перераспределения средств.

Общим для всех этих отношений является то, что они представляют собой денежные потоки выплат, отчислений и поступлений средств предприятий.

Отличительной чертой сущности финансов по сравнению с такими стоимостными категориями как деньги, кредит, заработная плата, цена является их органичная связь с функционированием государства.

В любом государстве имеется разнообразие сфер и звеньев финансовых отношений, отличающихся прежде всего формами и методами формирования финансовых ресурсов и их использования. Эти отличия обусловливают относительную обособленность и самостоятельность каждой сферы и звена в рамках единой экономической категории финансов.


Финансы – это система отношений по поводу распределения и использования специальных фондов денежных средств (финансовых ресурсов). Иными словами, это денежные отношения, движение которых происходит через особые фонды. Вместе с тем это отношения между следующими хозяйствующими субъектами:
государством и юридическими и физическими лицами;
физическими и юридическими лицами:
юридическими лицами;
отдельными физическими лицами;
отдельными государствами.
Звеньями финансовой системы являются:
1) бюджеты различных уровней;
2) фонды социального, имущественного и личного страхования;
3) валютные резервы государства;
4) денежные фонды организаций, фирм, коммерческих и некоммерческих структур;
5} прочие специальные денежные фонды.
В общем виде выделяют финансы хозяйствующих субъектов, финансы населения и государства. Финансы хозяйствующих субъектов – это финансовые отношения между юридическими лицами и государством. Основным показателем состояния таких отношении является счет прибылей и убытков отдельных хозяйствующих субъектов.
Доходную часть финансов населения образуют первичные доходы семей, расходную часть – все расходы и сбережения населения. Государственные финансы формируют центральную чаем, всей финансовой системы, а ведущим звеном финансов государства является государственный (федеральный) бюджет страны (план доходов и расходов государства). Именно с его помощью государства осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового внутреннею продукта.
При формировании финансовой системы Российской Федерации используется наиболее распространенный принцип фиксального федерализма. Сущность данного принципа сводится к четкому разграничению функций между отдельными субъектами государства.
О возникновении между хозяйствующими субъектами финансовых отношений свидетельствует прежде всего реальное движение денежных средств. Такое движение денежных средств возникает при распределении и обмене добавленной стоимости.
При распределении движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется се отчуждением. При обмене распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную, т.е. совершается акт купли-продажи. Причем отчуждение самой стоимости здесь не осуществляется; она лишь меняет свою форму - с денежной на товарную или наоборот. Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, которые функционируют на стадии стоимостного распределения.
Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов всегда сопровождается движением денежных средств, которые принимают форму финансовых ресурсов. Использование финансовых ресурсов, которые являются материальными носителями финансовых отношений, осуществляется в основном через особые денежные фонды специального целевого назначения.
Таким образом, финансы – это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием фондов денежных доходов и накоплений у хозяйствующих субъектов и государства и использованием их на расширенное воспроизводство.

Налоговые и неналоговые платежи в бюджет; выплаты пенсий, пособий, стипендий; размещение средств в ценные бумаги, банковские депозиты; получение доходов по ним; привлечение коммерческими организациями на долевых и долговых началах средств для осуществления их деятельности; получение средств некоммерческими организациями для оказания услуг; формирование и использование прибыли организации - все это принято называть финансовыми операциями. Возникает вопрос о том, какие общие черты объединяют их многообразие.

Общие черты финансовых операций

Во-первых, все названные операции происходят в денежной форме. Это позволяет выделить первый признак финансовых операций - их денежный характер, при этом существует некоторая обособленность движения денежных средств от движения товаров. Функция денег как средства платежа, с которой связаны финансовые операции, предполагает некоторую оторванность денежных средств во времени от движения товаров. Тем не менее нельзя говорить о полной безэквивалентности финансовых операций, поскольку деньги - это всеобщий эквивалент.

Во-вторых, все финансовые операции предполагают перемещение средств от одних экономических субъектов к другим: от организаций и домохозяйств к государству и наоборот; между организациями; между организациями и домохозяйствами и т.п. С помощью такого перемещения происходит распределение стоимости валового внутреннего продукта, а также доходов от внешнеэкономической деятельности. Следовательно, можно говорить о распределительном характере финансовых операций.

Роль распределения в финансовых операциях

Распределение - это процесс формирования и использования денежных доходов. В результате распределения стоимости произведенных товаров и услуг происходит формирование денежных доходов у экономических субъектов: домохозяйств, организаций и государства. У первых основными формами доходов выступают заработная плата и/или доходы от собственности (для индивидуальных предпринимателей или участников производственного кооператива можно говорить о смешанном доходе, сочетающем трудовые доходы и доходы от собственности); у организаций - прибыль; у государства - налоги. Формирование денежных доходов экономических субъектов происходит не только за счет распределения стоимости произведенных товаров и услуг (она, как правило, выражается таким макроэкономическим показателем, как валовой внутренний продукт), но и за счет доходов от внешнеэкономической деятельности (поступления по внешнеторговым операциям, внешние заимствования и др.).

В процесс распределения могут быть также вовлечены накопления прошлых лет, осуществляемые в денежной форме (амортизационные отчисления, нераспределенная прибыль прошлых лет, остатки средств на счетах соответствующего бюджета на начало года, сбережения домохозяйств и т.п.). Формирование и использование денежных накоплений означает, что финансовые операции опосредуют не только распределение валового внутреннего продукта, произведенного в текущем периоде, но также и часть национального богатства. Кроме того, формирование доходов у различных экономических субъектов осуществляется и в порядке перераспределения, связанного с денежными поступлениями от одного субъекта к другому (например, государственные субсидии).

Таким образом, у экономических субъектов в процессе распределения формируются денежные доходы, поступления и накопления, обеспечивающие их функционирование, использующиеся для решения экономических и социальных задач, направляющиеся в конечном счете на потребление и дальнейшее накопление (теперь уже не только в денежной форме), которые принято называть финансовыми ресурсами.

Процесс распределения является стадией общественного воспроизводства, связывающей производство, обмен и потребление. Каждая стадия общественного воспроизводства отражает движение стоимости, смену собственников, т. е. экономические отношения между отдельными субъектами. Финансовые операции, участвуя в распределении стоимости, являются внешним проявлением некой совокупности экономических отношений, называемой финансами, появление и функционирование которых определяются объективными тенденциями общественного, в том числе экономического, развития.

Все сказанное позволяет определить финансы как совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.


На странице представлена часть вопросов и ответов на тесты, остальные смотрите в файле.

Тема 1. Понятие и назначение финансов

1. Разные научные школы объединяет представление о следующих чертах финансовых отношений:
- денежный характер
- распределительный характер
- фискальный характер

2. Выберите верные утверждения:
- финансовые отношения всегда существуют в денежной форме
- одним из субъектов финансовых отношений всегда выступает государство
- финансовые операции связаны с процессом распределения ВВП

3. Финансовые отношения связаны с процессом распределения:
- ВВП
- денежных средств
- материальных запасов в денежном выражении

4. Укажите понятие, включающее в себя все остальные, указанные в тесте:
- финансовые отношения
- денежные отношения
- отношения по поводу распределения прибыли коммерческой организации

5. Механизмами перераспределения первичных доходов являются:
- бюджеты разных уровней бюджетной системы
- финансовый рынок
- косвенные налоги

6. Финансовые отношения впервые возникли:
- в эпоху рабовладения
- в 13-15 вв.
- в 19в.

7. Термин «финансы » впервые появился:
- в 13-15 вв.
- в эпоху рабовладения
- в 19 в.

8. В русский язык термин «финансы» впервые вошел в значении:
- наука о государственных доходах и расходах
- наука о капитале
- денежный платеж

9. В современной зарубежной литературе финансы рассматриваются как наука:
- управлении денежными потоками
- о государственных доходах и расходах
- системе экономических отношений со специфическими чертами

10. Основные концепции финансов в отечественной литературе:
- распределительная
- воспроизводственная
- контрольная
- регулирующая

11. Финансовые ресурсы - это:
- часть денежных средств, находящихся в распоряжении организаций, государства и домохозяйств
- совокупность денежных фондов, находящихся в распоряжении организаций, государства и домохозяйств
- денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в распоряжении организаций, государства и домохозяйств
- часть национального дохода, используемая на общественные потребности
- имущество, находящееся в распоряжении организаций, государства и домохозяйств

12. Источниками финансовых ресурсов являются
- валовый внутренний продукт
- часть национального богатства
- поступления от внешнеэкономической деятельности
- чистый доход
- предпринимательский доход

13. Видами финансовых ресурсов организации являются:
- амортизационные отчисления
- прибыль
- фонд оплаты труда
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
- налог на добавленную стоимость

14. Формами формирования и использования финансовых ресурсов являются:
- фондовая
- нефондовая
- налоговая
- государственная

15. Характерными чертами фондовой формы формирования и использования финансовых ресурсов являются:
- организационная обособленность денежных средств
- четкое определение цели использования денежных средств
- маневренность в использовании средств
-масштабность распределения средств
- формирование резервов

16. Нефондовая форма формирования и использования финансовых ресурсов характерна для:
- организаций и домохозяйств
- государства
- только для централизованной плановой экономики
- только для рыночной экономики
- для всех субъектов финансовых отношений в условиях рыночной экономики

17. Под финансовым механизмом понимают:
- совокупность видов, форм, методов организации финансовых отношений
- виды финансовых отношений
- отношения по поводу распределения стоимости ВВП и части национального богатства в денежной форме
- совокупность объектов финансового распределения
- совокупность субъектов финансового распределения

18; Элементами финансового механизма являются:

- методы формирования финансовых ресурсов
- источники формирования финансовых ресурсов
- финансовое планирование
- финансовое регулирование

19. Под формой организации финансовых отношений понимают:
- установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике
-установление способов количественного определения объемов финансовых ресурсов соответствующего экономического субъекта
- использование соответствующего механизма перераспределения средств между бюджетами всех уровней бюджетной системы
- использование определенного механизма управления личными сбережениями домохозяйства

20. К методам организации финансовых отношений относятся:
- финансовый
- налоговый
- страховой
- балансовый
- нормативный

21. Наиболее мобильной частью финансового механизма являются:
- способы количественного определения параметров финансового механизма
- формы организации финансовых отношений
- методы организации финансовых отношений
- виды организации финансовых отношений
- приемы организации финансовых отношений

Тема 2. Финансовая система

1. Совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, классифицированных по определенным признакам - это:
- функции финансов
- финансовая система
- финансовый механизм
- финансовая политика
- финансы

2. Финансовая система включает следующие сферы финансовых отношений:
- государственные и муниципальные доходы

- государственные и муниципальные расходы
- финансы организаций
- государственный и муниципальный кредит

3. В состав сферы «государственные и муниципальные финансы»включаются:
- бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления

- финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий
- финансы бюджетных учреждений
- доходы населения, являющегося собственником национального богатства страны

4. На организацию финансов организаций влияют следующие факторы:
- вид деятельности
- природно-климатические условия хозяйствования
- организационно-правовая форма
- отраслевые особенности
- состав основных средств

5. Финансы организаций включают денежные отношения, складывающиеся:
- внутри организаций по поводу распределения выручки от реализации продукции
- между организацией и работниками по поводу выплаты заработной платы
- между организациями в связи с уплатой штрафов за непоставленную продукцию
- между организациями в связи с оплатой продукции, работ и услуг
- между организациями и органами государственной власти и местного самоуправления по поводу уплаты налогов

6. Организационно-правовая форма организации влияет на:
- состав источников формирования уставного капитала
- объем финансовой ответственности по хозяйственному договору
- порядок распределения прибыли
- порядок уплаты налога на прибыль организаций
- порядок использования имущества организации при ее ликвидации

7. Звенья сферы финансов организаций - это:

- государственные внебюджетные фонды


- бюджеты субъектов РФ
- финансовый рынок

8. К финансам организаций не относятся:
- Пенсионный фонд Российской Федерации
- финансы некоммерческих организаций
- финансы индивидуальных предпринимателей
- фонды обязательного медицинского страхования
- финансы коммерческих организаций

9. Звенья сферы государственных и муниципальных финансов - это:
- государственные внебюджетные фонды
- финансы бюджетных организаций
- финансы коммерческих организаций
- бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления
- финансовый рынок

10. Финансы бюджетных учреждений относятся к сфере:

- финансов организаций
- финансов сферы материального производства
- финансов сферы нематериального производства

11. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий относятся к следующему звену финансовой системы:
- государственные и муниципальные финансы
- государственные внебюджетные фонды
- финансы сферы материального производства
- финансы коммерческих организаций
- финансы некоммерческих организаций

12. Государственные внебюджетные фонды входят в состав:
- финансов некоммерческих организаций
- государственных и муниципальных финансов
- фондов обязательного медицинского страхования
- финансов организаций

13. Выделение в составе финансовой системы кредитных организаций различного типа соответствует следующему определению финансовой системы:
- как совокупности органов управления финансами
- как совокупности институтов финансового рынка
- как совокупность финансовых отношений, классифицированных по определенному признаку

14. Формирование первичных денежных доходов происходит в сфере:
- финансов организаций
- финансов домашних хозяйств
- государственных и муниципальных финансов

15. Финансы государственных предприятий относятся к сфере
- финансов домохозяйств
- финансов организаций
- государственных и муниципальных финансов

Тема 3. Финансы организаций

1. Финансовые отношения коммерческой организации включают:
a. Передачу прав на интеллектуальную собственность в уставный капитал коммерческой организации учредителем
b. Уплату налогов в бюджеты бюджетной системы
c. Поступление бюджетных средств на содержание коммерческой организации
d. Распределение прибыли коммерческой организации между собственниками
e. Уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

2. Разница меду выручкой от реализации без учета косвенных налогов и себестоимостью называется:
a. Валовая прибыль
b. Прибыль от продаж
c. Налоговая база по налогу на прибыль
d. Валовый доход

3. Механизм привлечения финансовых ресурсов коммерческой организации на долговых началах - это:
a. Выпуск акций
b. Выпуск облигаций
c. Заключение договора банковского кредита
d. Покупка векселей

4. Тождественными являются понятия:
a. Прибыль и доход коммерческой организации
b. Платежеспособность и финансовая устойчивость коммерческой организации
c. Эмиссия акций и привлечение средств на долевых началах
d. Финансирование инвестиционных проектов и проектное финансирование

5. Источниками финансовых ресурсов кредитной организации являются:

b. Плата за брокерские услуги на рынке ценные бумаги
c. Проценты, получаемые в соответствии с кредитными договорами
d. Бюджетные кредиты

6. Источниками финансовых ресурсов страховой организации являются:
a. Плата за брокерские услуги на страховом рынке
b. Плата за брокерские услуги на рынке ценных бумаг
c. Бюджетные кредиты
d. Средства страховых резервов
e. Выручка от оказания инкассаторских услуг

7. Прибыль страховых организаций инкассаторских услуг:
a. Страховых премий
b. Доходов от размещения страховых резервов
c. Выручка от реализации товаров
d. Плата за депозитарные услуги

8. Прибыль коммерческого банка может быть сформирована за счет доходов от следующих операций:
a. Сдача имущества в аренду
b. Размещения средств на корреспондентском счете в другом коммерческом банке
c. Предоставление услуг страхового брокера
d. Депозитарных услуг на рынке ценных бумаг
e. Получения дивидендов по акциям, находящимся в собственности банка

9. К финансовым резервам, создаваемым кредитными организациями, относятся:
a. Резерв на возможные потери по ссудам
b. Резервы убытков
c. Резерв под обесценение ценных бумаг
d. Стабилизационный резерв

10. Страховые организации формируют следующие виды финансовых резервов:
a. Резерв незаработанной премии
b. Резерв заявленных, но неурегулированных убытков
c. Стабилизационный резерв
d. Резерв под обесценение ценных бумаг
e. Резерв предупредительных мероприятий

11. Состав источников формирования финансовых ресурсов некоммерческой организации определяется:
a. Видом деятельности некоммерческой организации
b. Ее организационно-правовой формой
c. Налоговым законодательством
d. Методами государственной финансовой поддержки
e. Руководством некоммерческой организации

12. Членские взносы могут быть источником финансовых ресурсов в:
a. Учреждении
b. Общественной организации
c. Некоммерческом партнерстве
d. Фонде
e. Государственной корпорации

13. Сметное регулирование является принципом организации финансов:
a. Религиозных организацией
b. Автономных организаций
c. Казенных учреждений
d. Фондов

14. Целевой капитал может формироваться следующими некоммерческими организациями:
a. Фондом
b. Общественной организацией
c. Автономным учреждением
d. Автономной некоммерческой организацией
e. Религиозной организацией
f. Государственным (муниципальным) учреждением

15. Финансовые ресурсы некоммерческих организаций находятся в государственной (муниципальной) собственности:
a. Бюджетного учреждения
b. Казенного учреждения
c. Фонда
d. Государственной корпорации
e. Ассоциации

Тема 4. Финансы домашних хозяйств

1. Домохозяйства вступают в финансовые отношения:
a. С некоммерческими организациями по поводу перечисления пожертвований
b. работодателями в связи с получением подарка в натуральной форме
c. публично-правовыми образованиями по поводу уплаты обязательных взносов и налогов
d. другими домохозяйствами при выплате процентов за полученные в заем средства
e. паевыми инвестиционными фондами при погашении пая

2. В состав доходов домохозяйства включаются:
a. Налоги
b. Заработная плата
c. Банковские кредиты
d. Доходы от эмиссии ценных бумаг
e. Проценты по вкладам в коммерческие банки

3. В составе финансовых ресурсов домашнего хозяйства пенсии по возрасту являются:
a. Накоплениями
b. Поступлениями
c. Фиксированными социальными выплатами
d. Периодическими социальными выплатами
e. Постоянными социальными выплатами

4. Направлениями использования финансовых ресурсов домохозяйства являются:
a. Уплата процентов и погашение основной суммы долга по ипотечному кредиту
b. Получение потребительского кредита для приобретения товаров длительного пользования
c. Уплата налогов на имущество физических лиц
d. Приобретение на финансовом рынке акций коммерческой организации

5. Домохозяйства направляют сбережения:
a. на оплату жилищно-коммунальных услуг
b. дополнительные взносы в банковские вклады
c. приобретение муниципальных облигаций
d. накопление наличности дома
e. приобретение продуктов питания

6. Финансовые ресурсы индивидуального предпринимателя включают:
a. предпринимательский доход
b. потребительский кредит
c. натуральную оплату труда наемного работника
d. налоги и взносы с физических лиц

7. Затраты, чаще всего отсутствующие у индивидуальных предпринимателей, использующих труд членов семьи:
a. материальные затраты
b. налоги на имущество
c. заработная плата
d. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

8. Направлениями использования предпринимательского дохода индивидуального предпринимателя являются:
a. уплата налогов
b. личное потребление
c. выплата пенсий
d. инвестирование для расширения предпринимательской деятельности
9. Основной источник формирования первоначального капитала индивидуальных предпринимателей:
a. эмиссия ценных бумаг
b. личные сбережения
c. бюджетные средства
d. кредиты небанковских кредитных организаций.

10. Финансовые ресурсы индивидуального предпринимателя в процессе осуществления его деятельности могут состоять из:
a. грантов, полученных от небанковских организаций
b. размещения акций
c. кредитов коммерческих банков
d. субсидий из бюджетов бюджетной систем
e. выпуска облигаций

11. Домохозяйства вступают в финансовые отношения с публично-правовыми образованиями:
a. при получении свидетельства о постановке на учет в инспекции Федеральной налоговой службы
b. в связи с уплатой налогов в бюджеты бюджетной системы
c. при получении субсидии на компенсацию процентной ставки по полученным кредитам
d. в связи с уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды
e. по поводу выборов депутатов

12. К специальным режимам налогообложения для индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации относятся:
a. система налогообложения в виде единого налога на вмененной доход
b. упрощенная система налогообложения
c. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
d. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

13. Единый сельскохозяйственный налог, уплачиваемый индивидуальным предпринимателем в Российской Федерации, не освобождает от уплаты:
a. земельного налога
b. налога на доходы физических лиц
c. налога на имущество физических лиц
d. страховых взносов на социальное страхование

14. Основными видами финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей, предполагающих получение средств из бюджетов, являются:
a. Субсидии
b. Дотации
c. Субвенции
d. Бюджетные кредиты

15. Единый налог на вмененный доход, уплачиваемый российским индивидуальным предпринимателем, заменяет уплату:
a. Земельного налога
b. Налога на доходы физических лиц
c. Налога на имущество физических лиц
d. Страховых взносов на социальное страхование

Тема 5. Государственные и муниципальные финансы

1.Источники формирования государственных финансовых ресурсов-это:
а)валовый внутренний продукт;
б)муниципальные доходы;
в)поступления от внешнеэкономической деятельности;
г)личные сбережения граждан.

2.Государственные финансовые ресурсы-это:
а)национальное богатство;
б)государственные доходы;
в)фонд потребления;
г)поступления из источников финансирования дефицита бюджетов органов государственной власти.

3.Муниципальные финансовые ресурсы-это:
а)валовый региональный продукт;
б)национальный доход;
в)муниципальные доходы;
г)денежные накопления органов местного самоуправления.

4.Верными являются утверждения:
а)местные финансы входят в состав государственных финансов;
б)государственные и муниципальные доходы поступают на безвозмездной и безвозвратной основе;
в)денежные накопления органов государственной власти и органов местного самоуправления могут размещаться в долговые обязательства;
г)государственные и муниципальные расходы направляются на финансирование дефицита бюджетов.

5.Государственные и муниципальные доходы включает:
а)налоговые доходы;
б)неналоговые доходы;
в)поступления из источников финансирования бюджетов;
г)безвозмездные поступления.

6.Организация государственных финансов зависит от:
а)формы государственного устройства;
б)территориальной структуры местного самоуправления;
в)уровня экономического развития государства.

7. Государственные финансы в Российской Федерации включают в себя финансы:
а)международных финансовых организаций;
б)федеральных органов государственной власти;
в)органов государственной власти субъектов РФ;
г)органов местного самоуправления.

8.Организация государственных финансов в РФ регулируется:
а)Конституцией РФ;
б)Бюджетным кодексом РФ;
в)Федеральным законом об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
г)уставами муниципальных образований.

9.Муниципальные финансы в РФ включают в себя финансы:
а)органов местного самоуправления поселений;
б)органов государственной власти автономных округов;
в)органов государственной власти городов федерального назначения;
г)органов местного самоуправления муниципальных районов.

10.Организация муниципальных финансов в РФ регулируется:
а)Бюджетным кодексом РФ;
б)Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в РФ;
в)законом о федеральном бюджете;
г)нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

11. Форма организации муниципальных финансов в РФ-это:
а)бюджеты субъектов РФ;
б)местные бюджеты;
в)муниципальные внебюджетные фонды;
г)территориальные государственные внебюджетные фонды.

12.Местные бюджеты:
а)являются государственными финансовыми фондами;
б)выступают финансовой основой органов местного самоуправления;
в)находятся в муниципальной собственности;
г)включают муниципальные внебюджетные фонды.

13.Федеральные бюджет:
а)является финансовой основой деятельности федеральных органов государственной власти;
б)входит в состав бюджетной системы РФ;
в)включает бюджеты субъектов РФ;
г)утверждается в форме федерального закона.

14.Бюджеты субъектов РФ:
а)находятся в распоряжении органов государственной власти субъектов РФ;
б)утверждаются в форме законов субъектов РФ;
в)включают бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории субъектов РФ;
г)входят в состав федерального бюджета.

15.Местные бюджеты:
а)входят в состав бюджетов субъектов РФ;
б)формируются органами государственной власти субъектов РФ;
в)утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований;
г)включают территориальные государственные внебюджетные фонды.

16.Для внебюджетного фонда характерно:
а)закрепление отдельных видов доходов за расходами;
б)многоцелевой характер использования денежных средств;
в)покрытие дефицита средств за счет заимствований.

17.Верными являются утверждения:
а)состав государственных внебюджетных фондов в разных странах одинаковый;
б)в 1990-е годы число внебюджетных фондов в РФ увеличилось;
в)бюджетное законодательство в РФ относит Фонд национального благосостояния к государственным внебюджетным фондам.

18.В соответствии с группировкой, используемой в статистике государственных и муниципальных финансов, применяемой в соответствии с методологией Международного валютного фонда,к внебюджетным единицам(организациям) относят:
а)местные бюджеты;
б)специальные фонды;
в)государственные корпорации;
г)учреждения образования, науки и культуры;
д)фонды социального страхования(социальной защиты)

19.Отметьте тесты, в которых указано верное соответствие:
а)Пенсионный фонд РФ- обязательное пенсионное страхование;
б)территориальный фонд обязательного медицинского страхования-обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
в)Фонд социального страхования РФ-обязательное страхование гражданской ответственности.

20.Верными являются утверждения:
а)доходы и расходы внебюджетных фондов отражают только операции со средствами обязательного социального страхования;
б)в 2010 доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет поступлений от единого социального страхования;
в)в составе расходов Пенсионного фонда РФ-выплаты трудовой пенсии

Тема 6. Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов

1.Объектом торговли на финансовом рынке являются:
а)любые биржевые товары;
б)свободные денежные средства и соответствующие им виды финансовых обязательств и финансовых активов;
в)любые товары,работы и услуги.

2.Элементами финансового рынка по характеру финансовых инструментов являются:
а)валютный рынок;
б)рынок информационный услуг;
в)биржевой рынок;
г)рынок ценных бумаг.

Чтобы полностью ознакомиться с ответами на тест, скачайте файл!

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Тесты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Тесты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...