Показывает что экономические агенты действуя. Экономические агенты и cобственность


Некоммерческие организации - самостоятельные субъекты экономики, цель деятельности которых состоит в реализации групповых экономических интересов и интересов государства.

Такие организации называют некоммерческими потому, что они не ставят в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

В рыночной экономике к некоммерческим организациям относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды, разнообразные общественные институты.

Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики.

К некоммерческим предприятиям относятся также потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения их его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими считаются фонды, образуемые за счет добровольных, имущественных взносов, используемых на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. Кроме того, на основе единых интересов создаются всевозможные общественные организации граждан, направленные на удовлетворение общих потребностей.

Таким образом, некоммерческие организации являются также активными экономическими агентами, как домашние хозяйства и коммерческие предприятия.

Интересы участников хозяйственной деятельности весьма многообразны и противоречивы. Поэтому необходимы их согласование и координация, что достигается различными способами, в том числе при регулирующей деятельности государства. Государство - это элемент экономической системы, который устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП); доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Во всех странах с рыночной экономикой государство играет значительную роль в экономике. Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Все это означает, что современная рыночная экономика - это смешанная экономика, где, наряду с частным сектором, функционирует и государственный сектор экономики, рыночный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики.

Государство как третий субъект экономической системы в экономике выполняет следующие функции:

1) обеспечение правовых основ деятельности экономических агентов и предоставление услуг для эффективного функционирования экономики;

2) антимонопольное регулирование;

3) воздействие на динамику и структуру национального продукта, уровень занятости и инфляцию посредством дифференциации налоговых ставок, регулирования цен, законодательного определения минимума заработной платы, субсидирования потребителей и производителей, осуществления государственных закупок и государственного предпринимательства;

4) воздействие на размещение ресурсов;

5) деятельность в сфере распределения доходов с целью сокращения уровня неравенства в доходах.

Государственные предприятия выполняют те же функции в экономике, что и частные фирмы, только стратегию их поведения на рынке контролирует государство. Государственные предприятия так же выступают продавцами на рынке товаров и услуг и покупателями на рынке ресурсов.

Государственные учреждения предназначены для удовлетворения общегосударственных и социальных потребностей. К общегосударственным потребностям относятся потребности в управлении государством, в защите его границ, защите населения от преступных посягательств и от негативных последствий развития экономики, в поддержании определенного уровня образования, здравоохранения, в сохранении и развитии культуры.

Государство, так или иначе, воздействует на все сферы рыночной экономики: на производство, обмен и потребление. Таким образом, рыночный механизм в стране регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Проблема всегда состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:

Прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;

Косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика, проводимая путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами и сборами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы, политика учетной ставки (дисконтная политика).

Прямое вмешательство государства в экономику осуществляется через государственный сектор. Его размеры служат критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает участие в долевом строительстве, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала.

Прямое вмешательство государства - это разработка, принятие и внедрение в практику различных законов, обеспечивающих одинаковые условия принятия решений, как производителями, так и потребителями, призванных упорядочить и развивать отношения между экономическими агентами. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками и работодателями, определяющие правила и нормы поведения продавцов и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешнеэкономической деятельности.

4. Практикум

1. Экономическими агентами могут быть:

1) производители;

2) потребители;

3) организаторы функционирования хозяйства для достижения общественного благосостояния;

4) все перечисленное верно.

Экономические агенты - субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения. В свою очередь, среди фирм выделяют, прежде всего, индивидуальные деловые предприятия, партнерства и корпорации. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство - к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете. В качестве экономических агентов выступают также, например, профсоюзы, целью которых является повышение зарплаты и улучшение социальных условий жизни их членов, средством - борьба за выгодные условия заключения коллективных договоров.

2. К рыночным агентам относятся:

1) домашние хозяйства;

2) государство (правительство);

3) коммерческие фирмы;

4) все перечисленное верно.

Домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации - к нерыночным.

Ответ: 1, 3.

экономический агент некоммерческий

Собственность - это та основа, на которой и вокруг которой строятся экономические отношения в обществе. Участниками этих отношений являются разные экономические агенты - субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Экономические агенты и их интересы

Современная экономика - это постоянное движение массовых потоков товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Одни участники процесса обмена получают необходимые им товары, другие - денежный эквивалент этих товаров, т.е. доход от их продажи. Эта стадия обмена дает импульс потоку товаров, денег и доходов.

Субъекты рыночных отношений. В экономической теории выделяют три основных субъекта рыночных отношений - домохозяйства, фирмы и государство.

Домохозяйство представляет собой хозяйственную единицу, некую совокупность лиц, живущих под одной крышей и принимающих общие финансовые решения. Домохозяйства характеризуются следующими чертами.

  • 1. Каждое хозяйство принимает единое решение, как будто оно состоит из одного человека.
  • 2. Домохозяйства являются полновластными собственниками экономических ресурсов и самостоятельно принимают решения об их продаже производителям. Они предоставляют принадлежащие им ресурсы для осуществления процесса производства, а на полученные в результате этого доходы покупают товары и услуги для личного потребления.
  • 3. Любое домохозяйство, принимая решения, стремится получить максимальное удовлетворение своих потребностей.

Фирма может быть определена как экономический субъект, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в принятии основных производственных решений. На деньги, вырученные от продажи выпущенных товаров (услуг), фирмы закупают новые ресурсы у домашних хозяйств. Таким образом, домохозяйства формируют спрос на товары (услуги) и предложение ресурсов. Фирмы, напротив, определяют спрос на ресурсы и предложение готовых потребительских товаров.

Активную роль в рыночной экономике играет государство (правительство), которое собирает налоги с домохозяйств и фирлМ, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров (например, военной техники), на содержание государственного сектора экономики, социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия) и т.д.

В современной России указанные субъекты хозяйства находятся пока лишь в процессе становления своих экономических функций. То, что они выполняют рыночные функции не в полной мере, связано с двумя факторами. Во-первых, российские домохозяйства во многом имеют натуральный характер. У нас велика доля работ на себя. Э го приводит к тому, что с рынка отвлекается часть предложения труда и часть спроса на товары и услуги. Во-вторых, предложение некоторых ресурсов, таких как капитал, со стороны домашних хозяйств незначительно, поскольку накопленное частное богатство в материальной форме весьма ограничено. И все же в некоторых сферах роль домохозяйств в рыночной экономике уже сложилась. В частности, домохозяйства выступают в России поставщиками двух таких важных экономических ресурсов, как труд и предпринимательские способности. Всплеск предпринимательской активности населения - от организации крупных фирм до индивидуалыю-семейно-трудовой деятельности - создал рыночную среду в экономике страны.

Модель круговых потоков расходов и доходов. Взаимоотношения между субъектами рыночной экономики описываются с помощью модели круговых потоков их расходов и доходов , представленных как в вещественной, гак и в денежной форме (рис. 3.1). Здесь расходы одного субъекта являются доходами другого. Так, расходы домашних хозяйств, произведенные на рынке продуктов, становятся для фирм доходами. Расходы фирм на покупку ресурсов являются доходами для владельцев ресурсов - домашних хозяйств. Таким образом, строится денежный кругооборот , который можно назвать «доходы -расходы ». Однако имеется и встречный поток - материально-вещественный, его можно назвать «ресурсы - продукция». В товарных потоках перемещаются потребительские товары повседневного спроса и капитальные товары, ресурсы производственного назначения, необходимые для изготовления новых продуктов индивидуального спроса. Непрерывность этих процессов может продолжаться лишь при условии, когда товарным потокам противостоят потоки денежных доходов, сформировавшиеся в относительно обособленные рынки денег и ценных бумаг. По существу, это единый поток, но каждый вид товаров формирует относительно обособленный рынок.

Рис. 3.1.

Конечный результат такого кругооборота составляют: а) реальный поток экономических ресурсов, товаров и услуг (против часовой стрелки);

б) денежный поток доходов и потребительских расходов (по часовой стрелке). Эти потоки являются не только одновременными, но и систематически возобновляющимися.

Деятельность экономических агентов как субъектов экономических отношений главным образом определяется господствующей в обществе формой собственности на условия и результаты производства.

Экономические агенты. Собственность и доходы

Выше были рассмотрены потребности, блага и ресурсы. Теперь речь пойдет об участниках экономического процесса, т.е. о тех, кто производит блага и реализует потребности, а также об их собственности и доходах.

Экономические агенты

Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной деятельности. Часто хозяйственную деятельность называют проще - экономикой. При этом, как отмечалось выше, экономическая (хозяйственная) деятельность есть не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. В хозяйственной деятельности участвуют хозяйствующие субъекты, называемые в экономической теории экономическими агентами.

Понятие экономических агентов и их основные виды

К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществлять операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы - рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг.

Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе.

Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные кооперативные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия (фирмы) часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые.


Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой - извлечение прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача - непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта - физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Экономические агенты - субъекты экономических отношений, принимающие участие производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

В четырёхсекторной (открытой) экономике можно выделить 4 макроэкономических агента:

1. Домохозяйства - домашние хозяйства (индивиды и их семьи). Как агенты предложения, они, владея экономическими ресурсами, являются их продавцами на рынке ресурсов, получая за это денежные доходы, необходимые для потребления товаров и услуг.

2. Фирмы - это учреждения в виде фабрик, ферм, шахт, магазинов, которые выполняют несколько функций по производству и распределению товаров и услуг. Фирма - организация, которая владеет экономическими ресурсами и ведёт хозяйственную деятельность. Как агенты спроса они покупают необходимые для производства ресурсы, а как агенты предложения - предлагают на рынке произведенные товары и услуги.

3. Государство - агент, состоящий из государственных учреждений, задача которого состоит в регулировании экономики.

4. Иностранный сектор - все остальные государства (В трёхсекторной (закрытой) модели экономики, иностранный сектор отсутствует).

Интересы экономических агентов обусловливаются их положением в экономической системе, выполняемыми ими функциями. Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность благ, приобретаемых на доходы; они ранжируют свои потребности и осуществляют расходы в пределах имеющихся у них бюджетов. Решения, принимаемые предприятиями (фирмами), неоднозначны: они определяются не только стремлением максимизировать прибыль, но и другими мотивами, например, захват и удержание доли на рынке, расширение масштабов производства, утверждение экономической власти.

Выполняя функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общенациональный интерес, способствовать росту богатства нации. Исключительная роль общенационального интереса, особенно в переходные эпохи, далеко не всегда осознается членами общества. Но именно этот интерес, направляемый на решение коренных задач нации, страны в соответствии с ее положением в мире, наличием ресурсов, особенностями общественного устройства, историей и традициями, является ведущим и определяющим.

В свое время еще Т. Веблен с известной долей иронии замечал, что не следует представлять «экономического человека» в виде механического шарика, своего рода «генерального калькулятора удовольствий и тягот», который руководствуется исключительно денежными мотивами. «Экономический человек» - одно из наиболее общих понятий, своего рода модель человека с точки зрения его целей, средств достижения и знаний (информации), которыми он руководствуется. Поведение человека как потребителя и как участника производства весьма неоднозначно. Экономические интересы - одна из составляющих его интересов, представляющих достаточно сложную и противоречивую систему. Следует иметь в виду, что помимо чисто личных интересов люди руководствуются интересами коллектива, села или города, региона, в котором они живут. В решениях и поступках людей присутствуют и более широкие интересы - национальные, общества в целом.

10. Собственность: сущность, виды

Со́бственность -

1. Экономическая категория - исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имуществосоответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями.

2. Юридическая категория - наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества. В ряде теорий признаётся также собственность на некоторые права. Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности , при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственность .

3. Гражданско-правовой институт - совокупность юридических норм, направленных на регулирование экономических отношений собственности методами гражданского права.

4. Имущество - непосредственно сам объект собственности, само имущество, принадлежащее кому-либо на праве собственности.

Классификация форм собственности

а) по форме присвоения
Индивидуальная Личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность. Коллективная Кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассоциации и т. д. Государственная Общегосударственная, муниципальная, образования на территории государства.
б) по форме права собственности
Частная Граждан, юридических лиц (предприятий, объединений, организаций). Государственная Федеральная, республик и других образований в составе государства, муниципальная. Совместная Совместных предприятий и организаций

Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и коллективная собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Акционерная собственность – это групповая собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг. Коллективная и кооперативная собственность – это долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Особенностью такой собственности является то, что, хотя она делится на доли, единым и единственным собственником является коллектив (группа) собственников в целом. Отдельные члены утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Частная собственность используется там, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально.

В России государственными органами статистики ведется сбор и обработка информации о видах и формах собственности основных экономических агентов. Для этих целей используется Классификатор форм собственности, утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 20 апреля 1993 г. (см. таблицу 5).

11. Конкуренция: сущность, совершенная и несовершенная конкуренция.
Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Совершенная конкуренция - состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.
Несовершенная конкуренция -конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной конкуренции являются:

1. демпинговые цены

2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

6. умалчивание важной для потребителя информации.

12. Рыночная экономика: понятие рынка, условия его возникновения .
Рыночная экономика - экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами. Рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Условия и причины возникновения рынка.

В современной экономической литературе указывают на следующие факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка:

потребности людей, которые по своему характеру безграничны. Это обстоятельство побуждало и побуждает производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию;

ограниченность всех ресурсов производства – труда, земли и других материальных средств производства. Простой пример: на одном и том же участке земли нельзя одновременно заниматься двумя видами труда – станки производить и выращивать зерновые. Это обстоятельство побуждает искать пути повышения эффективности производства;

общественное разделение труда, которое означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного само обеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Общественное разделение труда повышает эффективность производства и создает материальную основу для товарного обмена. История человечества знает целый ряд этапов развития этого процесса: отделение земледелия от скотоводства, появление ремесла как особой отрасли хозяйства, выделение купечества, появление все новых и новых отраслей производства. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда. Разделение труда неизбежно требует обмена, т.к. уже в древности скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

экономическая обособленность товаропроизводителей рамками собственности –первоначально общинной, затем частной. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться на колл

14. Спрос: сущность, функция и объем спроса, факторы, закон спроса
Спрос (D - от англ. demand) – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар.
Итак, сущность спроса составляют только те производные потребности людей, которые можно измерить деньгами. Помимо этих целей существуют и такие, которые нельзя измерить деньгами, исходя из чего они не являются сущностью спроса. Речь идет прежде всего о общественные потребности людей. Объемом спроса называют максимальное количество этого товара, которое согласен купить отдельный потребитель (или потребители) в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.

Таким образом, спрос и объем спроса – это не одно и тоже. Объем спроса – это количественная характеристика спроса. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.

В общем виде функция спроса может быть представлена так: Q i D = Q i D

(T; Pi; I; O…)

где Q i D - объем спроса на i-тый товар; Т - вкусы и предпочтения; P i - цена i-того товара; I -денежный доход; О-количество покупателей и т.д.Факторы спроса: 1) цена товара;2) качество товара;3) Вкусы и предпочтения потребителей;4)доход потребителей;5) Цены на родственные товары;6) Ожидания потребителей;7) Торговая марка, реклама и т.д. Спрос на отдельные товары может также зависеть и от неэкономических факторов. Например спрос на сапоги и на лопаты зависит от погоды. Возрастная структура населения. насыщения рынка данным товаром.

16. Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы.

Эластичность – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой

связанной с первой величиной. Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу А.Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Хиксом (Великобритания),
Самуэльсоном (США) и др. Коэффициент эластичности –это числовой показывающий изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность изменяться бесконечности.
Виды

· Выделяют следующие виды эластичности:

· эластичность спроса по цене;

· эластичность спроса по доходу;

· эластичность предложения по цене;

· эластичность перекрестная спроса по цене;

· точечная эластичность спроса;

· дуговая эластичность спроса;

· эластичность соотношения цен и заработной платы;

· эластичность технического замещения;

· эластичность прямой линии.

Формы
Эластичность спроса по цене выступает в основных формах:

эластичный спрос (E D > 1).

Ситуация, при величина спроса изменяется в степени, большей

Например, рост цены на 1 вызывает снижение величины спроса на 4 %; неэластичный спрос (E D < 1). Ситуация, при величина спроса изменяется в меньшей степени, Например, рост цены на 1 приводит к снижению спроса лишь на 0,3 %; единичная спроса (E D =1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1 % изменения количество спроса изменяется на 1 %; совершенно спрос (E D = ∞). Ситуация, при которой величина бесконечно изменяется малом изменении случае этом строго горизонтальна;

Совершенно спрос (E D = 0).

Ситуация, при которой величина абсолютно неизменении цены. Такой спрос представлен
кривой спроса.

17. Рыночный механизм: взаимодействие спроса и предложения, рыночное равновесие и равновесная цена.

Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными. Рыночное равновесие - ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (P e) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (Q D) равен объему предложения (Q S) при данной равновесной цене (P e) (рис. 1).

Равновесная цена - единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.

18. Теория производства: производственная функция, изокванта и изокоста .

Современная теория производства базируется на существующей концепции сокращающейся доходности или, можно сказать, предельного продукта. Теория учитывает, что все факторы производства, а точнее, капитал, труд и земля, взаимосвязанно участвуют в процессе создания продукта, причем эта связь проявляется как через уровень производительности каждого фактора производства, так и через установленную цену на него. Если цена труда меньше цены машины, при равной производительности, то на рынке больше будет спрос на труд, а не на машины и наоборот. Теория производства является основой для теории распределения. Поэтому она всегда вызывала и по-прежнему вызывает наибольшее внимание общества, а самые разнообразные подходы к ней всегда становились «краеугольным камнем» в различных идеологиях. Так, например, ядром марксистской идеологии является предположение, что только труд создает продукт и, следовательно, только он имеет право им распоряжаться, причем под трудом, как правило, подразумевается только физический труд. Существуют и противоположные точки зрения, например, утверждения, что только капитал является создателем продукта и если бы его не было, то человечество еще до сего времени собирало бы корешки в голом виде. Эти взгляды рассматриваются современной теорией производства как крайности. Производственная функция (также функция производства) - экономико-математическая количественная зависимость между величинами выпуска (количество продукции) и факторами производства, такими как затраты ресурсов, уровень технологий. Изокоста - линия, демонстрирующая комбинации факторов производства, которые можно купить за одинаковую общую сумму денег. Изокванта - это кривая равного выпуска продукта (кривая безразличия для производителей). Все точки на этой кривой показывают различное сочетание факторов производства для выпуска одинакового количества продукции.

19. Теория затрат: индивидуальные и общественные затраты, бухгалтерские и экономические затраты.
Каждый предприниматель понимает, что за каждый дополнительный рубль затрат его прибыль уменьшается на 1 рубль. Конечно, можно в погоне за выпуском продукции продолжать бездумно увеличивать затраты, и в какой-то день проснуться банкротом.

При принятии управленческих решений предприниматель должен взвесить, что дешевле – нанять нового работника, или больше платить старому, открыть новое предприятие или расширить действующее. Построить предприятие в России или переместить его заграницу. Все эти решения должны быть оптимальны и направлены на минимизацию затрат. При этом он должен анализировать затраты конкурентов, чтобы их решения не оказались для него неожиданными и роковыми. Общественные затраты * можно определить предприятия и затрат общества на преодоление негативных последствий производства. Индивидуальные причина,следствие. Индивидуальная стоимость -причина стоимости. индивидуальной изготовлении дается для общество наделить стоимостью, а общественная стоимость отличается от индивиду- альной тем, что в ней учитывается не только фактически затраченный общественной потребности в товаре. Бухгалтерские затраты фирмы – это сумма ее фактических платежей за купленные ресурсы. В частности, фирма платит заработную плату своим работникам, покупает сырье и материалы, оплачивает коммунальные услуги, выплачивает процент за кредит, делает отчисления в амортизационный фонд, несет исследовательские и рекламные расходы, платит налоги, относимые на себестоимость и т.д. В конце отчетного периода бухгалтер суммирует все эти расходы в своем отчете. Экономические затраты – это альтернативные затраты или затраты упущенных возможностей. Они представляют собой ценность тех благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ограниченных ресурсов.

Государство как экономический агент, конкурирующий за ограниченные ресурсы

Правительство (государство) - экономический агент, принимающий решения о перераспределении частных благ в обществе и производстве общественных благ. Правительство, в отличие от других экономических агентов, может не иметь отчуждаемого имущества. Для выполнения обязательств, принятых перед членами общества, правительство использует налоги, собираемые с них же.

Для производства общественных благ государству нужны ресурсы, которые оно может либо просто изымать у других экономических агентов (например, воинская обязанность при производстве национальной безопасности), либо покупать на рынке за деньги, изымаемые у тех же агентов (например, расходы на содержание наемной армии). Изымать ресурсы правительство может и для того, чтобы передать их на безвозмездной основе другим агентам, чаще всего домохозяйствам. Такая безвозмездная передача ресурсов (средств) называется трансфертом.

Процесс принятия решений правительством как объект анализа теории общественного выбора

Теория общественного выбора -- один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

До возникновения теории общественного выбора в 1960-х годах, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развития национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства. Делали они это без учета того, является ли правительство страны автократическим или демократическим, они делали допущение о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно её реализующим.

Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:

  • *Индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора -- это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.
  • *Концепция «экономического человека». Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все -- от избирателей до президента -- руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
  • *Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.

Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным.

Государство -- это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство -- это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты -- принимать законы, чиновники -- следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Сторонники теории общественного выбора показали, что нельзя полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Парадокс голосования (Парадокс Кондорсе) -- это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Профессиональные экономисты демократических стран сегодня не столь наивны. Они понимают, что политические решения в их странах принимаются через процедуру коллективного выбора, в которой эффективность часто является лишь вторичной целью её участников. Политические решения принимаются избранными политиками и частично назначенными ими представителями исполнительной власти. Политическое же и экономическое будущее этих политиков зависит от того, насколько они смогут удовлетворить интересы независимых избирателей, групп специальных интересов и политических партий. Современные экономисты также знают, что даже если их рекомендации честно переходят в законы, бюрократы, ответственные за реализацию этих законов, обычно думают в большей степени о своих частных интересах, чем о тщательном выполнении положений, заключенных в законы.

Занятые изучением общественного выбора учёные рассматривают государство как созданное людьми с целью достижения через него своих собственных целей, то есть как инструмент. Однако основным отличием государства от обычного инструмента является то, что ни один индивидуум не может управляться с ним в одиночку, для того чтобы направить государство на выполнение индивидуальных целей, необходимо, чтобы было осуществлена процедура коллективного принятия решений. Каждый член коллектива преследует собственные цели, которые могут сильно различаться у разных индивидуумов. Представители теории общественного выбора пытаются понять природу взаимодействия, выливающегося в коллективное принятие решений, основными же объектами исследования являются коллектив, политики и бюрократы, нанятые для реализации принятого коллективного решения.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...