По результатам проверки выявлено что. Оформление результатов проверки


Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства при привлечении граждан к административной ответственности и выполнения требований Директивы №2 Президента Республики Беларусь «О дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» при работе с обращениями граждан в районном центре гигиены и эпидемиологии.

Всем известно, насколько важна для здоровья благоприятная среда обитания. Но как заставить граждан жить в чистоте, поддерживать порядок на рабочих местах и приусадебных участках? Чтобы призвать нерадивых к порядку, санитарная служба района нередко прибегает к мерам административного характера. Так, в 2009 году за нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов к административной ответственности было привлечено более тысячи граждан. Согласитесь, немало. Но соблюдался ли при этом закон? Давалась ли ситуации надлежащая правовая оценка?
В результате проверки было выявлено множество нарушений, которые должностные лица районного центра гигиены и эпидемиологии допустили при ведении административного процесса. Не буду останавливаться на деталях, которые могут быть интересны только правоприменителям. Но отмечу, что зачастую граждане привлекались к административной ответственности без достаточных на то оснований, с грубыми нарушениями процессуального закона. Не соблюдались требования к составлению протоколов и постановлений об административных правонарушениях, при рассмотрении дел не исследовались личности правонарушителей, их должностные обязанности, иные обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. Имелись случаи необоснованного прекращения производства по делу и направления протокола по месту работы гражданина для привлечения его к дисциплинарной ответственности и т.д.
Также были выявлены нарушения законодательства об обращениях граждан. Поступавшие в РЦГиЭ заявления и жалобы не всегда регистрировались, гражданам не давались ответы о принятых по ним мерах, по некоторым и вовсе проверки не проводились, в иные органы для разрешения обращения не направлялись и др.
Главному врачу ГУ «Дрогичинский РЦГиЭ» Михаилу Николаевичу Стахейко было внесено представление об устранении нарушений законодательства. Семи должностным лицам, в том числе и главному врачу, объявлены официальные предупреждения о недопустимости повторного нарушения закона, в отношении одного должностного лица возбуждено дисциплинарное производство. На незаконные постановления главврача в районный суд принесены протесты, которые судом были удовлетворены.
Однако не прошло и месяца после проверки, как в прокуратуру района поступила жалоба гражданина Л., который не согласился с тем, что РЦГиЭ своим постановлением применил к нему штрафные санкции. Мы проверили доводы Л., материалы дела об административном правонарушении и выявили те же грубые недостатки, на которые было указано во внесенном ранее представлении. Протест прокурора на данное незаконное постановление главного государственного санитарного врача района М.Н.Стахейко удовлетворен районным судом, материалы направлены на новое рассмотрение.
За допущенные нарушения законодательства об обращениях граждан прокурором района в отношении М.Н.Стахейко был составлен протокол об административном правонарушении. Суд Дрогичинского района, рассмотрев данный протокол, привлек главного санитарного врача района к административной ответственности по статье 9.13 КоАП Республики Беларусь в виде штрафа.

Александр САВЧУК,
заместитель прокурора района.

При проверке учредительных документов, формирования уставного капитала и законности осуществления отдельных видов деятельности аудиторами могут быть выявлены различные ошибки и упущения. Основными из них являются:

размер уставного капитала, заявленный в учредительных документах, не соответствует кредитовому остатку по счету «Уставный капитал»;

невнесение или частичное внесение учредителями долей в уставный капитал в срок, установленный учредительными документами;

увеличение уставного капитала за счет необоснованного завышения стоимости основных средств, нематериальных активов, ма- териально-производственных запасов, вносимых учредителями в счет уставного капитала;

отсутствие документального подтверждения по совершенным финансово-хозяйственным операциям;

наличие исправлений в документах без необходимых оснований;

отсутствие подлинников правоустанавливающих документов или заверенных документов в соответствии с требованиями законодательства;

отсутствие необходимых лицензий на осуществление отдельных видов деятельности;

несоблюдение нормативных документов.

Рабочие документы, составленные при проверке учредительных документов, должны быть достаточно полными и подробными, с тем чтобы, ознакомившись с ними, можно было получить полное представление о проведенном аудите.

Для документирования процесса аудита целесообразно использовать различные типовые формы, например:

специально разработанные тесты;

перечни типовых вопросов;

специальные бланки и проверочные листы;

перечни замечаний, протоколы или акты.

Документирование осуществляется на всех этапах аудита учредительных документов и формирования уставного капитала с указанием аргументов и фактов, которыми руководствовался аудитор, давая соответствующую оценку, оказывающую влияние на планирование аудиторских процедур. Используемые для этого рабочие документы аудитора предусматриваются внутренними стандартами аудиторской организации, осуществляющей проверку.

Внутрифирменные стандарты могут предусматривать типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т. п.), которые облегчают и ускоряют выполнение работы и одновременно позволяют контролировать ее результаты.

Рабочие документы, составленные по результатам проверки учредительных документов, должны содержать:

информацию, отражающую процесс планирования, включая программу аудита и любые изменения к ней;

сведения о временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;

уровень существенности, рассчитанный на стадии планирования аудиторской проверки;

письменные заявления, полученные от проверяемого предприятия;

выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения аудиторских процедур.

В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов, в рабочие документы должны быть включены факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимая аргументация.

Документы, входящие в состав рабочей документации аудита, должны иметь следующие обязательные реквизиты:

наименование документа;

наименование предприятия, в отношении которого проводился аудит;

Период, за который проводится аудит;

дату выполнения аудиторской процедуры или составления документа;

личную подпись лица, создавшего документ, и ее расшифровку, либо легко идентифицируемое условное обозначение такого лица;

дату проверки документа;

личную подпись лица, проверившего документ, и ее расшифровку, либо легко идентифицируемое условное обозначение такого лица.

Документы, входящие в рабочую документацию аудита, должны содержать ссылку на источник сведений, включенных в них.

Если документ, входящий в состав рабочей документации аудита, создан проверяемым предприятием или другим лицом, то это обстоятельство должно быть раскрыто в документе с указанием лица в аудиторской организации, проверившего такой документ.

Каждый документ, входящий в рабочую документацию аудита, должен иметь идентификационный номер. Система построения и порядок присвоения идентификационных номеров таким документам устанавливаются аудиторской организацией.

Выявленные в ходе проверки существенные и несущественные нарушения действующего законодательства отражаются в рабочих документах аудитора. Если выявленные нарушения не оказывают существенного влияния на показатели отчетности в части уставного (складочного) капитала, то аудитор подтверждает эти показатели, исходя из уровня существенности, определенного в процессе проведения аудиторской проверки.

Еще по теме 11.4. Обобщение выявленных замечаний по результатам проверки учредительных документов, формирования уставного капитала и законности осуществления отдельных видов деятельности:

  1. Глава 11. Проверка учредительных документов и формирования уставного капитала при проведении аудита
  • составляет акт проверки (ч. 1-5 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Журнал учета проверок

Журнал учета проверок, который заполняют контролирующие ведомства по итогам проведенной проверки, обязаны вести все работодатели (ч. 8-9 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Форма журнала утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141. Журнал должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью (ч. 10 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

По итогам проверки трудовой инспектор заносит в журнал следующие сведения:

  • наименование территориальной трудовой инспекции;
  • даты начала и окончания проверки;
  • продолжительность проверки;
  • дату и номер распоряжения (приказа) о проведении проверки;
  • цели, задачи и предмет проверки;
  • выявленные нарушения и выданные предписания;
  • фамилии, имена, отчества, должности трудовых инспекторов, которые проводили проверку, и их подписи.

Это следует из положений части 9 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Ответственность за отсутствие журнала у работодателя законодательством не предусмотрена. Если в организации журнал не ведется, то проверяющий укажет на это в акте проверки (ч. 11 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Акт проверки

По общему правилу акт проверки инспектор составляет в двух экземплярах сразу после окончания проверки (ч. 1 и 4 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). В исключительных случаях на составление акта отводится три рабочих дня. Это возможно, если для составления документа необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний или экспертиз. Об этом говорится в части 5 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Рассмотрение административного правонарушения

Протокол об административном правонарушении , составленный по итогам проверки, свидетельствует о возбуждении административного дела, которое подлежит рассмотрению (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Административные дела о нарушениях трудового законодательства рассматривают сами инспекторы, которые и проводили проверку (ч. 1 ст. 22.2, ч. 1, 2 ст. 23.12 КоАП РФ, абз. 13 ст. 357 ТК РФ). Срок рассмотрения - 15 календарных дней (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). В ряде случаев указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ). При этом на практике большинство дел о правонарушениях в сфере трудового законодательства рассматриваются в день составления протокола.

По итогам рассмотрения дела трудовой инспектор может вынести постановление:

  • о назначении административного наказания ;
  • о прекращении производства по делу (если сочтет нарушение незначительным).

Об этом говорится в части 1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Аналогичную позицию занимают и суды (см., например, постановление Тамбовского областного суда от 1 июля 2013 г. № 4-а-119).

Копия оформленного постановления вручается работодателю под расписку или высылается в его адрес по почте в течение трех календарных дней со дня вынесения (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Если организация не согласна с принятым постановлением, она может подать свои возражения. Подробнее об этом см. Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции .

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки. Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки.

Результаты проверки оформляются проверяющими каждого контролирующего (надзорного) органа в отдельном акте (справке) проверки. Если совместная проверка проводится по инициативе контролирующего (надзорного) органа, один экземпляр акта (справки) проверки после вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю передается контролирующему (надзорному) органу, инициировавшему проведение проверки.В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.

В акте проверки с учетом особенностей проведения отдельных видов проверок должны быть указаны:

Основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

Дата начала и окончания проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место составления акта проверки:

Период проверки;

Должности, фамилии и инициалы работников проверяемого субъекта, обязанных подписать акт, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;

Наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения), место нахождения (место жительства) и подчиненность (при наличии), учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов (при их наличии);

Наличие книги учета проверок, а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;

Кем и когда были проведены предыдущие проверки за проверяемый период по тем же вопросам, по которым проведена проверка;

Какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

Описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение;

Размер причиненного вреда (при его наличии) и другие сведения выявленных нарушений;

Должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства;

Иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и принятия решения по акту проверки и вынесения требования (предписания) об устранении нарушений.

В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений.

Проверяющий несет ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных сумм вреда, указанных в акте проверки.

За достоверность документов, сведений и фактов, указанных в представленных по требованию проверяющего справках, объяснениях и расчетах, ответственность несут должностные лица и представители проверяемого субъекта, представившие указанные справки, объяснения и расчеты.

Неотъемлемыми частями акта (справки) проверки, составленного по результатам контрольного обмера, являются пояснительная записка, сводные ведомости о стоимости проверенных строительно-монтажных и (или) ремонтно-строительных работ, произведенных затратах и суммах завышений, установленных контрольными обмерами (при их наличии).

В необходимых случаях к акту проверки могут быть приложены справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов, а также копии или выписки из документов, заверенные проверяемым субъектом в установленном порядке, объяснения представителя проверяемого субъекта.

В акте (справке) проверки не допускаются неоговоренные исправления. В случаях, когда в акте (справке) проверки обнаруживаются ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств либо по результатам дополнительных и (или) встречных проверок необходимо внести изменения и (или) дополнения в акт (справку) проверки, в такой акт (справку) вносятся изменения и (или) дополнения.

Акт (справка) проверки подписывается проверяющим (руководителем проверки), а также:

Руководителем проверяемого субъекта либо индивидуальным предпринимателем, при их отсутствии - иным представителем проверяемого субъекта, лицом, осуществляющим частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма;

Лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта (при проверках по вопросам, связанным с осуществлением проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций).

Акт контрольного обмера и обязательные приложения к нему подписываются участниками контрольного обмера.

В случаях, предусмотренных Положением № 510, акт (справка) проверки подписывается иными участниками проверки.

Акт (справка) проверки в течение 2 рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим (руководителем проверки) вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю, за исключением необходимости представления проекта акта (справки) для ознакомления должностному лицу органа уголовного преследования, возбудившего уголовное дело, руководителю органа уголовного преследования, суда, в производстве которого находятся дела (материалы), давшему поручение на проведение проверки.

В случае, если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства, проверяющим (руководителем проверки) до окончания проверки составляется отдельный промежуточный акт проверки.

Промежуточный акт проверки должен содержать:

Основание назначения проверки, дату и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

Дату начала проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место и дату промежуточного составления акта проверки;

Наименование, местонахождение и подчиненность (фамилия, имя, отчество, место жительства) проверяемого субъекта, учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов;

Описание факта нарушения законодательства, место и время (если они установлены) его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренную законодательными актами ответственность за такое нарушение;

Указание на то, что акт проверки является промежуточным;

Иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.

На основании промежуточного акта проверки контролирующим (надзорным) органом может быть вынесено решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, включаются в акт проверки.

При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки), и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись. При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта. Такая проверка проводится тем контролирующим(надзорным) органом, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

Проверяющий может потребовать письменные объяснения о причинах выявленных нарушений от проверяемого субъекта, его представителя, а также от иных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства проверяемым субъектом. Данные объяснения прилагаются к акту проверки.

На основании акта, составленного по результатам проведения проверки, в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений - со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По решению руководителя государственного органа указанный срок может быть продлен не более чем на 5 рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах.

В случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу жизни и здоровью населения, а также причинения экологического вреда, возникновения опасности причинения экологического вреда в будущем, нарушения требований в области охраны окружающей среды руководителем контролирующего (надзорного) органа выносится требование (предписание) об устранении нарушений, которое вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю не позднее 3 рабочих дней со дня выявления нарушений.

Первый экземпляр решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) под роспись проверяемому субъекту или его представителю для принятия мер по устранению выявленных нарушений, второй экземпляр остается для осуществления контроля у контролирующего (надзорного) органа.

Требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования может выноситься в день выявления нарушения. Данное требование (предписание) подписывается проверяющим (руководителем проверки) с последующим его утверждением руководителем контролирующего (надзорного) органа (его заместителем) не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем вынесения требования (предписания), и вручается(направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю в день выявления нарушения.

Решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений являются обязательными для исполнения проверяемым субъектом.

О выполнении каждого пункта требования (предписания) об устранении нарушений проверяемый субъект в сроки, установленные в этом требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, проводившему проверку.

Руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель (уполномоченный руководитель структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа), подписавший (утвердивший) такое требование (предписание), не позднее

2 рабочих дней со дня получения сообщения вправе назначить про-ведение контрольной проверки устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений.

После устранения нарушений, повлекших приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, проверяемый субъект в сроки, установленные в требовании (предписании), направляет руководителю контролирующего (надзорного) органа, подписавшему это требование (предписание), соответствующее уведомление.

Руководитель контролирующего (надзорного) органа, подписавший такое требование (предписание), не позднее 2 рабочих дней со дня получения уведомления принимает решение о выдаче разрешения на дальнейшую деятельность проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования либо о проведении контрольной проверки устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений, по итогам проведения которой не позднее 2 рабочих дней со дня ее окончания выносит решение о выдаче (невыдаче) разрешения на дальнейшую деятельность проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования.

В случае обнаружения контролирующим (надзорным) органом при осуществлении контроля (надзора) признаков административного правонарушения, ведение административного процесса по которому отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других органов (организаций), контролирующий (надзорный) орган обязан письменно сообщить об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 9.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Контролирующий (надзорный) орган при установлении в ходе про-верки фактов причинения вреда, необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей в размере более 1000 базовых величин, установленных на момент причинения вреда, совершения финансово-хозяйственной операции, а при длящемся правонарушении - на момент его окончания (составления акта проверки), а также при установлении иных фактов, указывающих на признаки преступления, передает материалы проверки в органы уголовного преследования в 10-дневный срок со дня вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений.

Материалы проверки направляются в органы уголовного преследования с сопроводительным письмом, в котором указываются наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения), его место нахождения (место жительства), вы-явленные нарушения, требования законодательства, которые нарушены, должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства.

К сопроводительному письму прилагаются копии следующих документов:

Акта проверки;

Документов, регламентирующих должностные обязанности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства (при их наличии);

Возражений по акту проверки (при их наличии) и заключений по результатам их рассмотрения, акта дополнительной проверки (при его наличии);

Решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, постановления о наложении административного взыскания в отношении проверяемого субъекта;

Объяснений лиц по фактам выявленных нарушений (при их наличии).

К материалам проверок, передаваемым в органы уголовного пре-следования, могут быть приложены подлинники или копии документов бухгалтерского учета, иных документов, в том числе хранившихся на машинных носителях в электронном виде, свидетельствующие

о совершении нарушений законодательства.

По окончании проверки контролирующий (надзорный) орган, про-водивший проверку, имеет право проинформировать вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, собственника имущества проверяемого субъекта или его представителя о выявленных фактах на-рушений законодательства и внести предложения о предотвращении их в будущем.

По окончании проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Затем не позднее двух месяцев после составления справки составляется акт проверки, подписываемый проверяющими и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.

Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это отражается в акте (ст. 100 Кодекса).

В акте указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт состоит из вводной, описательной и итоговой частей.

Вводная часть представляет собой общие сведения о проверке и плательщике, его филиале или представительстве и содержит: -

номер акта (присваивается акту при его регистрации в налоговом органе); полное и сокращенное наименование проверяемой организации согласно учредительным документам или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя; ИНН; наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого проводилась проверка); -

дату акта - это дата подписания акта лицами, проводившими проверку; фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют, а также их классные чины (при наличии); дату и номер решения руководителя налогового органа на проведение проверки; -

указание на вопросы проверки: "проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах" (в случае, если проверка охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и (или) перечисления всех видов налогов) или "проверка по вопросам отдельного вида налога"; -

период, за который проведена проверка; даты начала и окончания проверки. Датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации решения руководителя налогового органа о проведении проверки. В случае если по решению руководителя налогового органа проверка была приостановлена, то приводится дата и номер названного решения, а также период, на который данная проверка была приостановлена. Датой окончания проверки является дата составления справки о проведенной проверке; -

фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации - руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде. В случае если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности; -

адрес местонахождения организации или постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, а также места осуществления ее (его) хозяйственной деятельности в случае осуществления организацией (ее филиалом или представительством) или индивидуальным предпринимателем своей деятельности не по месту государственной регистрации организации или постоянному месту жительства индивидуального предпринимателя; -

сведения о наличии лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии); -

сведения о фактически осуществляемых организацией видах финансово-хозяйственной деятельности; -

сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на то, какие разделы документации были проверены сплошным, а какие - выборочным методом; -

сведения о встречных проверках, о производстве выемки документов, экспертизы, инвентаризации имущества, осмотра помещений и иных действиях, произведенных при осуществлении проверки.

Описательная часть акта содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений или указание на отсутствие таковых, а также связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения.

В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений действующего законодательства, не относящихся к налоговым правонарушениям (нарушения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, нарушения валютного законодательства и др.), указанные факты также подлежат отражению в описательной части акта.

объективность и обоснованность. Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии налоговому законодательству совершенных плательщиком деяний (действий или бездействия).

По каждому отраженному в акте факту налогового правонарушения должны быть четко изложены: -

вид правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому данное правонарушение относится; -

оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в декларациях данными и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчеты должны быть включены в акт проверки или приведены в составе приложений к нему; -

ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости проводок по счетам и порядка отражения операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения; -

квалификация совершенного правонарушения со ссылками на нормативные правовые акты о налогах; -

ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы опроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах; 2)

полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам правонарушений.

Каждый установленный в ходе проверки факт налогового правонарушения должен быть проверен полно и всесторонне. В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным правонарушениям, в т.ч.: сведений о

непредставленных декларациях; о правильности и полноте отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете; об источниках оплаты произведенных затрат; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение плательщиком правонарушения, и т.д.

В случае если до момента, когда плательщик узнал о назначении выездной проверки, он внес дополнения и изменения в декларацию, а также уплатил недостающую сумму налога и пеней, то это учитывается налоговым органом при подготовке акта; 3)

четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и по возможности доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в бухгалтерском учете; 4)

системность изложения. Выявленные нарушения группируются в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером нарушений и видами налогов в разрезе соответствующих налоговых периодов. Факты однородных массовых нарушений группируются в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту (приложения). В данном случае в тексте акта приводится изложение существа этих нарушений со ссылкой на конкретные нормативные акты, а также общее суммовое выражение последствий указанных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложения к акту. При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных налоговых правонарушений с указанием: периода, к которому они относятся; наименования, даты и номера документа, по которому совершена соответствующая операция; сущности операции; суммового выражения последствий нарушения. Каждое из приложений должно быть подписано проверяющими, а также руководителем проверяемой организации.

Итоговая часть акта проверки (заключение) содержит: -

сведения об общих суммах неуплаченных налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления или других неправомерных действий (бездействия) или исчисленных в завышенных размерах налогов с разбивкой по их видам, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений; -

предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений: перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством (взыскание недоимки, пеней, с приложением расчета, приведение учета доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствие с установленным порядком и т.д.); -

выводы проверяющих о наличии в деяниях плательщика признаков налогового правонарушения. Данные выводы должны содержать указание на вид правонарушений со ссылкой на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность.

Обязательные приложения к акту: -

решение руководителя налогового органа о проведении проверки (к акту, вручаемому плательщику, прилагается копия); копия требования плательщику о представлении необходимых для проверки документов; -

уточненные расчеты по видам налогов (за исключением случаев, когда указанные расчеты приведены в тексте акта), подписанные проверяющим и руководителем организации; -

акты инвентаризации; материалы встречных проверок; заключение эксперта; протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских, торговых и иных помещений; -

справка о проведенной проверке.

К акту также могут прилагаться: -

копии (в случаях производства выемки - подлинники) документов, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах; -

справка о наличии расчетных, текущих и иных счетов в банках; -

справка о размере уставного капитала на момент образования (перерегистрации) организации и на дату начала проверки, а также о полноте его формирования; составе учредителей с указанием доли участия России и ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, иностранных юридических и физических лиц и т.д., подписанная проверяющим и руководителем проверяемой организации; -

справка о местонахождении обособленных подразделений (их адреса, ИНН, КПП), дислокации производственных и складских помещений, торговых точек, расположенных за пределами основной территории организации, наличии в собственности плательщика земельных участков.

Акт проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой вручается руководителю проверяемой организации. При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления, акт составляется в трех экземплярах. Третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

До вручения плательщику акт подлежит регистрации в налоговом органе в специальном журнале, страницы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью.

Акт вручается руководителю организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день начиная с даты его отправки.

Плательщик вправе в случае несогласия с фактами, выводами и предложениями в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или его отдельным положениям. При этом плательщик может приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

По истечении этого срока в течение не более 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт, а также документы и материалы, представленные плательщиком, в присутствии должностных лиц. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает плательщика заблаговременно. Если плательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в отсутствие плательщика.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит одно из следующих решений: о привлечении плательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении плательщика к ответственности; о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (ст. 101 Кодекса).

Решение о привлечении плательщика к ответственности состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Вводная часть решения содержит общие сведения о проверяемом плательщике.

В описательной части излагаются обстоятельства совершенного налогового правонарушения, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность, оценка представленных плательщиком доказательств, опровергающих факты, выявленные проверкой.

Резолютивная часть решения должна содержать: суммы налогов, подлежащие уплате; суммы начисленных пеней; суммы исчисленных в завышенных размерах налогов; указания на статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности за конкретные правонарушения, а также предложения по устранению выявленных нарушений и добровольной уплате штрафных санкций в срок, указанный в требовании.

При наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении плательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки, руководитель налогового органа выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В десятидневный срок с даты вынесения решения налоговый орган направляет плательщику требование об уплате недоимки по налогам и пеням. В случае если плательщик отказался добровольно уплатить сумму санкций или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд о взыскании санкций.

Копия решения и требование вручаются плательщику под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения. Если этими способами решение вручить не представляется возможным, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

По выявленным нарушениям, за которые плательщики подлежат привлечению к административной ответственности, должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение санкций производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством.

Несколько другой порядок проведения выездных проверок организаций, в состав которых входят обособленные подразделения. Методические указания по данному вопросу приведены в письме МНС России от 07.05.2001 N АС-6-16/369@ "О направлении методических указаний по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения".

Решение о проведении выездной проверки филиала и представительства независимо от проведения проверок головной организации может принимать руководитель налогового органа по местонахождению филиала (представительства).

По результатам такой проверки составляется акт, один экземпляр которого вручается руководителю филиала; его копия направляется в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации. Если по результатам проверки выявлены нарушения, решение о привлечении плательщика к ответственности выносится руководителем налогового органа, проводившего указанную проверку, в отношении головной организации. Копия решения направляется головной организации и в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации.

Планирование выездных проверок организаций с одновременной проверкой обособленных подразделений осуществляют налоговые органы по месту постановки на учет головной организации. В этом случае за один месяц до начала квартала, в котором запланировано начало проведения проверки организации, налоговый орган по месту постановки на учет головной организации направляет налоговым органам по местонахождению обособленных подразделений запрос о выделении должностных лиц для проведения их проверки.

В запросе отражаются следующие сведения: полное наименование головной организации, ее ИНН; наименование обособленных подразделений, подлежащих проверке (ИНН/КПП); предполагаемые сроки начала и окончания проверки (в соответствии со ст. 89 Налогового кодекса при проведении проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства); периоды, за которые проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка).

При необходимости запрашиваются материалы предыдущих проверок обособленных подразделений.

Налоговый орган, получивший указанный выше запрос, в десятидневный срок представляет предложения по составу проверяющей группы, а также предполагаемые сроки начала и окончания проверки обособленного подразделения.

Руководитель налогового органа по месту постановки на учет головной организации принимает решение о проведении проверки организации с одновременной проверкой входящих в ее состав обособленных подразделений. Количество экземпляров решения о проведении проверки должно соответствовать количеству обособленных подразделений. Проверка обособленного подразделения не может быть начата ранее начала проверки головной организации.

По результатам проверки обособленного подразделения лицом налогового органа, проводившего проверку, оформляется раздел акта. Один экземпляр этого раздела акта направляется в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации с приложением в обязательном порядке заверенных копий документов, подтверждающих наличие фактов нарушения налогового законодательства, а также других материалов (акты инвентаризации имущества, материалы встречных проверок, протоколы допроса свидетелей и т.д.).

По окончании проверки организации и получения материалов проверок обособленных подразделений руководителем проверяющей группы составляется справка о проведенной проверке. Дата составления указанной справки о проведенной проверке является датой окончания проверки. В отношении обособленных подразделений организация действий по осуществлению налогового контроля в рамках выездной проверки после указанной даты не допускается.

Не позднее двух месяцев после составления справки составляется акт выездной проверки. Копии акта направляются налоговым органам, принимавшим участие в проверке обособленных подразделений. После принятия решения его копии также направляются налоговым органам по местонахождению обособленных подразделений.

В случае неуплаты санкций плательщиком добровольно они подлежат взысканию в судебном порядке. Иск о взыскании санкций подается налоговым органом по месту постановки на учет головной организации.

Каждый год арбитражные суды страны рассматривают сотни споров, связанных с выездными проверками. Значительное их число имеет место в результате неверно оформленного решения или акта.

Так, ФАС ВВО в Постановлении от 13.11.2002 N А82-120/02-А/1 отметил, что акт налогового органа, не содержащий описание способа, обстоятельств совершения правонарушений, ссылок на конкретные документы, не является подтверждением нарушения плательщиком законодательства о налогах.

Постановление ФАС ВСО от 01.11.2002 N А47/02-8(11)-Ф02-3207/02-С1 содержит вывод о том, что акт проверки, не имеющий даты его составления, а также документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, является незаконным и не имеет доказательственной силы. По каждому отраженному в акте факту должны быть четко изложены вид правонарушения, способ и обстоятельства его совершения.

В число наиболее часто рассматриваемых судами дел входят споры, связанные с повторными выездными проверками. Пример такой ситуации, в частности, можно найти в Постановлении ФАС ВСО от 12.09.2002 N 475/01-С3а-ФО2-2630/02-С1. Судом рассмотрен случай, когда инспекция провела повторно проверку, однако рассматривала ее как дополнительные мероприятия налогового контроля. Суд указал, что к дополнительным мероприятиям не может относиться выездная проверка, но могут относиться: приобщение к акту проведенной ранее выездной проверки новой информации, полученной у третьих лиц в результате встречной проверки, либо дополнительное обращение к экспертам и специалистам. Действия же налогового органа, заключающиеся в повторной проверке тех же самых документов плательщика после получения результатов встречной проверки, суд признал нарушением Налогового кодекса, а решение инспекции - недействительным.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...