План счетов кто придумал. План счетов бухгалтерского учета: для чего он нужен и как им пользоваться


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1 Понятие мышления

2 Психологическая сущность мышления и его особенности

3 Формы и виды мышления

4 Индивидуальные и психологические особенности мышления

5 Основные этапы мыслительного процесса

6 Сознание и интеллект

7 Воображение

8 Сознание и язык

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Философия как особая форма культуры и духовного освоения мира возникла примерно в середине первого тысячелетия до н.э. одновременно и независимо друг от друга в трёх регионах - в Индии, Китае и Греции. Одновременность её появления говорит нам о не случайности этого процесса.

Автором термина «философия» стал известный греческий математик и философ Пифагор. Как и многие другие греческие мыслители, он имел свою школу, в которой был единственным преподавателем. Рассказывают, что однажды ученик, восхищённый его лекцией, воскликнул: «О, Пифагор, ты - софос!». Софос - значит «мудрец». На что учитель скромно ответил: «Я не софос, а всего лишь философос», то есть «любитель мудрости». Стало быть, слово «философия» переводится как «любовь к мудрости». На Руси, например, философов долгое время так и называли - «любомудры».

Первые философы были универсалами, энциклопедистами; они с равным любопытством исследовали природу и человека, космос и жизнь общества, не отделяя одно от другого. Экспериментальных методов ещё не существовало, поэтому в их теориях было много фантазии и интуитивных догадок, впрочем, гениальных. Наибольшее развитие в это время получают области знания, требующие «чистого» мышления: логика, геометрия, философия. Однако именно эти знания со временем легли в основу зарождения и развития таких наук, как астрономия, механика, медицина и т.п. Поэтому философию часто называют «матерью всех наук», сравнивая её с корнями дерева, от которых, как ветви, произрастают и питаются другие области знания.

Изучение философии всегда было сложным и противоречивым процессом. Круг ее интересов и проблем предполагает мудрое отношение к жизни, к вопросам добра и зла, справедливости и лжи, смыслу человеческого существования. С другой стороны, - это любовь к мудрости, любовь к истине. У каждого поколения свой уровень мудрости, истинности, поэтому тысячелетия не смогли решить все вопросы. Понимание проблем жизни, смысла философии остается прежним, т.к. в ней всегда присутствует сомнение, скептицизм и беспристрастие в оценках происходящих процессов.

Философия - это и культура мышления, которая способно увидеть общество таким, какое оно есть, какова в нем философия и в связи с этим, каковы ориентиры этого общества в будущее.

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого, требующего все более глубокого познания мира, открытия в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Вселенная бесконечна, и бесконечен процесс ее познания. Мышление всегда устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового. Каждый человек делает множество открытий в своей жизни (неважно, что эти открытия небольшие, только для себя, а не для человечества).

1 ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Происхождение сознания и его сущность - одна из сложнейших философских проблем. Достаточно сказать, что до сих пор продолжаются дискуссии о вторичности или первичности сознания по отношению к материальному миру. О мыслительной деятельности человека известно уже довольно много (нейрофизиология мышления, законы логики, связь сознания и языка и т.п.), однако остаётся ещё немало загадочного и таинственного.

Например, человек в состоянии управлять многими функциями своего организма: может некоторое время не дышать, обходиться без воды и пищи; встречаются уникумы, способные усилием воли даже изменять частоту биения собственного сердца. Но никто из нас не может даже на короткое время приостановить процесс мышления, который продолжается непрерывно и днём и ночью, - всю жизнь. Попробуйте ни о чём не думать, и вы тут же поймаете себя на том, что, по крайней мере, думаете о том, что ни о чём не думаете.

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

Можно дать еще одно определение мышлению. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов - он измерил ее тень в полдень.

Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления.

Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.

Мышление - это свойство высокоорганизованной материи, свойство мозга. Машина не сможет смоделировать данный процесс, потому что в ней осуществляются низшие формы движения материи. Машина хорошо работает лишь в той области, которая имеет определенные законы, математические закономерности.

Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой.

Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.

Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩН ОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность. Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Специфичность мышления заключаются в том, что: мышление, дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования; лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира; мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

· носит опосредствованный характер;

· всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;

· исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;

· в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;

· связано с практической деятельностью человека.

3 ФОРМЫ И ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

В науке различают такие формы мышления как: понятие; суждение; умозаключение.

1) Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:

· общими и единичными. Общие - это когда отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

· конкретными и абстрактными;

· эмпирическими и теоретическими. Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).

Все понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя.

2) Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: «Металлы при нагревании расширяются» - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается и опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

Суждения могут быть:

· истинными - это объективно верные суждения;

· ложными - это суждения не соответствующие объективной реальности;

· общими . Это когда что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: «Все рыбы дышат жабрами»;

· частными - это утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: «Некоторые студенты - отличники»;

· единичными - это утверждение или отрицание относится только к одному, например: «Этот ученик плохо выучил урок».

3) Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения.

Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: «Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно».

Различают умозаключение:

· индуктивное - это такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу;

· дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу;

· по аналогии - это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Рассмотрим теперь виды мышления. Существует следующая классификация видов мышления по:

1) генезису развития;

2) характеру решаемых задач;

3) степени развернутости;

4) степени новизны и оригинальности;

5) средствам мышления;

6) функциям мышления и т.д.

1. По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое; абстрактно-логическое. Они являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

2. По характеру решаемых задач различают мышление: теоретическое; практическое.

Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Это познание законов и правил.

Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3. По степени развернутости различают мышление: дискурсивное; интуитивное.

Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное и продуктивное (творческое).

Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

5. По средствам мышления различают мышление: вербальное и наглядное.

Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами

Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление: критическое; творческое.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. Отсюда человек использует такие виды мышления как: анализ; сравнение; абстрагирование; синтез; обобщение; классификация и категоризация.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.

Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: общие как сходные признаки и общие как существенные признаки.

Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.

Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Следует отличать классификацию от категоризации. Категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Проблемы для обсуждения:

1. Сущность мышления как процесса решения задач.

3. Основные типы мыслительных действий, характерных для процесса решения задач и их содержание.

4. Основные операции мышления и их сущность.

4 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Каждому человеку присуще свои особенности мышления. Т.е. является индивидуальной особенностью мышления. Эти особенности у различных людей проявляются по-разному. К индивидуальным особенностям мышления можно отнести такие качества познавательной деятельности как: продуктивность ума; самостоятельность; широта; глубина; гибкость; быстрота мысли; творчество; критичность; инициативность; сообразительность и т.д. При этом быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов.

Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.

Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

5 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс. Иначе говоря, по ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно обусловливают дальнейшее протекание мышления. Следовательно, детерминация мышления не дана изначально как нечто абсолютно готовое и уже законченное, она именно образуется, постепенно формируется и развивается ходе решения задачи, т.е. выступает в виде процесса.

В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз:

· первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации;

· на втором - происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу;

· на третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта);

· на четвертом - появляются гипотезы как предположения о способах решения задач;

· пятый этап представляет собой реализацию гипотезы;

· шестой - проверку гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.

С позиции теории функциональных систем Петра Кузьмича Анохина (1898-1974) основные этапы мыслительного процесса могут быть сопоставлены с этапами структуры поведенческого акта. Направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией субъекта. Афферентный синтез выбирает зону поиска решения проблемы. Поступающая информация анализируется и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми из памяти, содержание которых существенно определяется доминирующей мотивацией.

Этапу принятия решения соответствует выбор наиболее вероятной гипотезы для ее последующей проверки и доказательств. В акцепторе результатов действия в соответствии с принятой гипотезой формируются некоторые представления о том, что прежде всего следует подтвердить, доказать или опровергнуть. Эфферентный синтез содержит замыслы доказательств и проверок.

Выполнение конкретного доказательства, которое подтверждает справедливость выдвинутого предположения, эквивалентно этапу осуществления реального действия. В случае неудачи активируется ориентировочно-исследовательская деятельность субъекта. Она приводит к изменению содержания акцептора результатов, а также афферентного синтеза. Возникают новые замыслы, идеи, и возможно, привлекаются иные способы доказательств.

6 СОЗНАНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ

Сознание - это способность мышления анализировать само себя. Умением думать о том, как именно он думает, обладает лишь человек. По крайней мере, другие случаи науке не известны. И это умение рождает понятие «Я», то есть осознание собственного существования, которое лежит в основе всех остальных че-ловеческих, качеств.

Сознание не дано от рождения, а вырабатывается у ребёнка при общении с окружающими людьми через воспитание и обучение. Вне этого общения сознание не возникает. Случаи, когда младенцы волею обстоятельств надолго попадают в стаю обезьян или волков и в силу этого навсегда утрачивают возможность стать людьми в строгом смысле этого слова, лишний раз подтверждают сказанное. Следовательно, сознание - не природный, не биологический, а социальный, общественно-исторический продукт.

Наличие сознания у человека (и только у человека!) оказывает сильное влияние на его мышление, то есть на сам процесс реализации логических опе-раций, на уровень их сложности и эффективности. Мышление, которое осознаёт себя, становится способным к целенаправленному развитию и совершенствованию, становится тем, что мы называем интеллектом человека.

Можно сказать, что интеллект человека - это его мышление, облагороженное сознанием. В таком случае интеллект содержит в себе две составляющие; природную, данную, как говорится, от Бога, и приобретённую через приобщение индивида к цивилизационной культуре.

Существует и более строгое определение интеллекта: это понятие, выражающее способность человека быстро принимать правильные решения в условиях дефицита или избытка информации. В нём выделяются три ключевых аспекта: быстрота мышления; его правильность по отношению к цели; умение действовать (анализировать) в некомфортных ситуациях, когда избыток информации или её недостаток одинаково затрудняют поиск верного решения или его вариантов. Чем быстрее протекает мыслительный процесс, чем меньше ошибок при этом совершается, и чем меньшей помехой при этом оказывается дефицит или избыток информации, тем выше уровень интеллекта человека.

7 ВООБРАЖЕНИЕ

Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально.

Воображение - психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Это часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться.

Воображение выражается в: построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность; создании образов, соответствующих описанию объекта.

Воображение присуще только человеку. Оно порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.

8 СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК

Сознание неразрывно связано с речью - второй сигнальной системой (первой являются ощущения). Понятие «язык» шире понятия «речь». Язык - это любой способ передачи информации, тогда как речь - передача информации с помощью слов. Есть язык звуков, жестов, мимики, рисунков и т.п.; и есть язык слов - речь - высшая форма языка.

Язык животных выполняет лишь сигнальную функцию, он не способен обозначать вещи и явления. Например, вожак гусиной стаи, заводя лисицу или ястреба, тут же подаёт сигнал опасности, но именно сигнал, а не знак; его крик одинаков при любой угрозе, он не обозначает характера опасности: грозит она с земли или с воздуха, и что именно угрожает. Стая гусей в этот момент прерывает своё занятие и поступает так, как поступает вожак - взлетает, если поднимается в воздух он, или устремляется в кустарник, если туда прячется вожак.

Речь, как язык сознания, как материальная оболочка мысли, не только сигнализирует, но и обозначает, то есть выполняет знаковую функцию. Кроме того, слово, выполняет функцию обобщения, без чего невозможно абстрактное мышление. У животных, даже высших, эта функция практически не развита. Вот описание хрестоматийного опыта. Шимпанзе была обучена заливать огонь водой из банки, чтобы достать банан из ящика (огонь мешал это сделать). Когда ящик с бананом и огонь расположили на плоту, а банку с водой оставили на берегу, то шимпанзе побежала по мосткам за банкой с водой, хотя вокруг было полно воды, и имелась пустая банка. Что мешает обезьяне зачерпнуть воды из озера? Низкий уровень обоб-щения: для шимпанзе вода в банке и вода в озере - не одно и то же. У неё нет понятия «вода вообще».

Известно, что у отсталых народов севера снег, лежащий на земле, имеет одно название; снег на дереве - другое; падающий снег - третье, и т.д. Их сознание ещё не столь развито, чтобы подняться до обобщающего понятия «снег вообще». Именно поэтому отсталые народы не имеют философских систем, так как для их создания необходим высокий уровень абстрактного мышления и соответствующей ему лексики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философские идеи имеют удивительное свойство. Они не стареют со временем. Каждое новое поколение находит в них нюансы; незамеченные прежними, наполняет их неожиданными интерпретациями и смыслами.

Это не значит, что не появляются новые философские идеи, что человечество будто бы «питается» лишь достижениями мыслителей далёкого прошлого. Однако новые идеи не могут произрастать из интеллектуального вакуума, идеи прошлого являются для них своеобразной питательной средой.

Философия - это, как было раньше сказано, и культура мышления, которая способно увидеть общество таким, какое оно есть, какова в нем философия и в связи с этим, каковы ориентиры этого общества в будущее.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует.

Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида.

Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Мышление призвано уменьшить непредсказуемость окружающей среды, сделать её понятной, управляемой. Иначе говоря, если поначалу какое-то явление при первой с ним встрече воспринимается как сложное, непредсказуемое, непонятное и потому неуправляемое, то после осторожного, исследовательского взаимодействия с ним, оно становится понятным.

Мышление призвано изменять представления о явлениях действительности так, чтобы то, что при первой встрече казалось субъектом, после исследования стало бы восприниматься как объект.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миронов В.В. «Философия: Учебник для вузов», 2005 г.

2. Мельникова Н.А., Алексеев В.О., Мальшина Н.А. «Философия: конспект лекций»,2008 г.

3. Гуссерль Э., «Философия как строгая наука», 2007 г.

4. Аринин Е.И. «Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография», 1998 г.

5. Кудрявцев Т.В. «Психология технического мышления», 1975 г.

6. Пономарев Я.А. «Психология творческого мышления», 1960 г.

7. Леви-Брюль Л. «Первобытное мышление», 1932 г.

Подобные документы

    Понятие общественного сознания, его структура. Отражение действительности в процессе восхождения от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Отличие сознания от мышления. Процессы ощущения, восприятия, представления и воображения.

    реферат , добавлен 26.05.2012

    Исследование эволюции форм отражения, как генетических предпосылок сознания. Характеристика сознания, как высшей формы отражения объективного мира, его творческая и регуляторная деятельность. Единство языка и мышления. Проблема моделирования мышления.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Современная наука о природе сознания. Метафора сознания в античной философии. Христианство: открытие внутреннего духовного мира. Сознание в классической европейской философии. Сознательное и бессознательное. Противоречивое единство языка и мышления.

    реферат , добавлен 14.04.2008

    Понятие эмпирического и трансцендентального мышления. Сознание есть знание, знание о себе самом. Работы философов: Аристотеля, Канта, Декарта, Платона, Делезу. трансцендентальность способность чистых различий - сингулярность. Распределение сингулярностей.

    лекция , добавлен 16.02.2010

    Суть феномена души, сознания, рассудка, ума и мудрости, их связь с философской антропологией. Понятие, сущность и формы мышления. Уровни ясности сознания, его взаимосвязь с бессознательным, а также языком как средством общения и взаимного понимания людей.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2009

    Основные формы и особенности абстрактного мышления. Виды понятий и отношения между ними. Функции естественных и искусственных языков. Изучение дедуктивного умозаключения, элементов доказательства рассуждения. Гипотезы, их построение и этапы проверки.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2013

    Проблема сознания в истории философии. Сознание и отражение. Индивидуальное и общественное сознание. Сознание и язык. Способы духовного освоения природной и социальной действительности. Господство общественного сознания.

    реферат , добавлен 02.05.2007

    Сознание как состояние психической жизни человека. Взаимосвязь сознания и мышления, общее и различное. Сфера личности: биовыживательный, нейрогенетический, нероэлектрический, нейросоматический и социально-половой контур. Самосознание, рассудок и разум.

    презентация , добавлен 04.10.2013

    История возникновения первых учений о формах и способах рассуждений. Аристотель как основоположник формальной логики. Классификация форм мышления. Сущность и структура понятия. Особенности истинного и ложного высказывания, основные виды умозаключения.

    презентация , добавлен 24.11.2013

    Нравственное сознание, его сущность, структура, роль в жизни человека и общества. Формирование философского мировоззрения. Развитие самостоятельного, творческого мышления. Проблемы социальной философии. Социальная философия в системе наук об обществе.

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • содержание, структуру и формы мышления, процессы понимания, интерпретации, объяснения;
  • формы проявления веры в бытии человека;
  • принципы и правила правильного мышления;

уметь

  • осмысливать содержание процессов понимания и интерпретации;
  • формулировать личные мировоззренческие установки на основе принципов правильного мышления;
  • соотносить, сопоставлять веру и научные знания в профессиональной деятельности юриста;
  • анализировать противоречия духовного бытия человека и общностей;

владеть навыками

  • разрешения социальных противоречий посредством правильного мышления;
  • использования взаимосвязи веры и знаний в оценке правонарушений;
  • применения положений интерпретации и объяснения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
  • использования законов правильного мышления в обосновании своей позиции или социальной установки;
  • аргументированного, логически непротиворечивого обоснования выводов и результатов познания.

Логика как наука о правильном мышлении

Мышление является важнейшим отличительным признаком, выделяющим человека из семьи высшего уровня развития животного мира. Одновременно это очень сложное социально-психологическое образование , которое сформировалось в человеке в процессе эволюции животных , а также труда и взаимодействия (общения) представителей рода человеческого.

Мышление как феномен, выражающий функционирование сознания человека, осуществляющий познание объективного мира на теоретическом уровне, является традиционным предметом философствования и существует в таком качестве с момента возникновения философии как таковой. Знание о мышлении как особой форме познавательной активности человека зародилось в рамках очень ранних философских воззрений и привело к вычленению его из общей совокупности психических процессов.

Уже в античной философии происходит отделение мышления от чувственного познания. Так, Парменид и Гераклит различали в результатах мышления мнение как выражение обыденного сознания и истину как независимое от особенностей человека постижение всеобщих законов мироздания. Демокрит утверждал, что подлинное атомарное устройство вещей можно постичь только посредством мышления.

Сократ в контексте девиза "познай самого себя" пришел к выводу, что мышление есть средство, позволяющее человеку перейти от смутных и неопределенных представлений о реальности к достижению прочного, надежного знания. Считая, что истина приобретается в диалоге между людьми, Сократ обосновал мысль, что мышление непосредственно связано с общением.

Анаксагором была предпринята попытка осмыслить мышление, рассматривая его как субстанцию. Эта идея субстанциональности была продолжена Платоном, который разделял мир на умопостигаемый и нравственный. У Р. Декарта мир состоит из двух субстанций: мышления и материи.

Аристотель впервые обратился к мышлению с позиций его формализации. Так были сформированы его аналитики, топики и метафизика.

После Аристотеля появилась возможность говорить о правильном и неправильном мышлении, о правильном и неправильном в самом мышлении. До Аристотеля можно было объявлять правильным или неправильным только результат мысли или вывод, противопоставляя другой результат или вывод.

В дальнейшем проблемы правильного и неправильного как мышления, так и в мышлении нашли отражение в процессах изобретения новых форм доказательств, в построении иных, неаристотелевских логик, например, создание новых наук Г. Галилеем, написание "Нового органона" Ф. Бэконом, обоснование методов исследования Р. Декартом, критических воззрений И. Кантом, формулирование индуктивной, диалектической, математической и других видов логик.

Наконец, в философии возникла необходимость представить мышление как объект исследования, сформулировать принципиально новый взгляд на мышление с позиций "метамышления". В этом контексте мышление было рассмотрено как направленный процесс переработки сигналов, информации в когнитивной, т.е. кодированной, семантической системе живых существ. По своему содержанию мышление стало отождествляться с совокупностью актов манипулирования знаками , образами , подчиняющихся определенной внутренней логике-стратегии и приводящих к возникновению новых идеальных образов или знаковых конструкций.

Мышление - это высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий посредством абстрактного процесса оперирования знаками и образами, подчиняющегося определенной логике-стратегии.

Биологическим субстратом мышления является высокий уровень развития головного мозга, исторически сформировавшегося в процессе становления человека, человеческого общества, материальной и духовной культуры. Мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. Это позволяет сделать мышление, которое дает ответы и на многие другие вопросы бытия человека и общества.

Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная внутренняя речь. Она характеризуется незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи, которые связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Однако при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой процесс.

"Орудием" мышления является значение слова. Язык является средством абстрагирования , отвлечения существенных признаков предметов, фиксации и хранения знаний, передачи их другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума.

Мышление социально обусловлено и возникает лишь в общественных условиях существования человека, т.е. в рамках общественно-исторического бытия последнего. Ребенок, родившийся вне общества, никогда, ни в каком возрасте не сможет мыслить.

Если мышление направлено на реальные предметы, то оно называется конкретным. Вне реальных предметов мышление будет абстрактным, т.е. отвлеченным. Конкретный и абстрактный виды мышления в реальности не разведены. Каждый из нас легко переходит от конкретного предмета к абстракции. Вместе с тем, используя понятия, мы обращаемся и к конкретным предметам, реальным объектам.

Философию интересует главное свойство мышления - способность создавать идеально-логический портрет бытия, человеческой жизни и через деятельность человека преобразовывать мир и себя. При этом для разных субъектов, участвующих в различных видах деятельности, важными остаются вопросы идентификации познания людей, возможности использовать результаты познания одних исследователей другими. Следовательно, есть явная необходимость сконцентрировать внимание на формах мышления , которые не изобретаются каждым человеком в отдельности, но используются им, передаются, а также корректируют и направляют его непосредственно индивидуальное переживание и осмысление бытия.

Важно также сформировать у большинства членов общества правильное мышление , позволяющее рассматривать индивидуальные результаты не только как процесс самоопределения индивидов, но и как важное сред-

ство, которое реализуется в деятельности общества, "использует" его в качестве силы своего воспроизводства и развития.

Для решения всех этих задач необходимым составляющим процесса формирования правильного мышления у всех становится логика. При этом она не вникает в содержание мыслей, так как очевидно, что мысли математика отличаются от мыслей биолога, музыкант думает совсем о другом, нежели судья, ученый использует в исследованиях такие понятия и термины, которые совершенно не употребляются в повседневном мышлении и языке.

Логика, изучая структуру мыслей в отвлечении от их конкретного содержания, устанавливает законы и правила рассуждений, ведущие от одних истинных утверждений к другим. Основными типами форм , в которых выражаются мысли, являются понятие, суждение , теория , модель и др.

Ведущими формами, в которых происходит развитие знаний, являются умозаключение , гипотеза , решение , версия , задача , проблема и др.

Главное назначение логики заключается в том, чтобы, исследовав специфические законы мышления, разработать не только правила достижения истинного выводного знания, но и определить пути, способы и формы осуществления этого процесса.

Логика (от греч. logike - слово, понятие, рассуждение, разум, мысль) - наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания, о рациональных методах рассуждений, которые охватывают как анализ правил дедукции, так и исследование степени подтверждения вероятностных или правдоподобных заключений (гипотез, версий, предположений).

Действенная роль логики в формировании правильного мышления у человека раскрывается в ее законах, отражающих внутреннюю, устойчивую связь между понятиями и суждениями. В них содержатся необходимые условия, которые определяют согласованность мыслительного процесса, мышления с действительностью.

Законы логики - это не только законы "чистой" мысли, но и обобщенное отражение закономерностей мира, преобразованных в человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления. Эти законы формировались не только в человеческом сознании, хотя вне его и не существуют. Они суть отражения объективного в субъективном сознании человека. В них отражены устойчивые черты внутренней структуры мыслительного процесса , закрепился многовековой опыт практической деятельности общественного человека.

Соблюдение законов логики является важным и непременным моментом в комплексе условий, определяющих истинность наших выводных знаний, так как правильному мышлению удается эффективно познавать окружающую нас действительность и обеспечивать получение истинного знания.

Например, закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения любая мысль была точно сформулирована, имела определенное устойчивое содержание. Данный закон ориентирует любого человека на то, чтобы в процессе определенного рассуждения всякая мысль была тождественной

самой себе. Он требует, чтобы никогда не отождествлялись различные мысли, чтобы никогда тождественные мысли не принимались за нетождественные. Без соблюдения требований данного закона высказываемые различными людьми мысли об одном и том же предмете нс смогут быть тождественными. Для этого есть объективные и субъективные условия, на это есть причины.

Например, мы имеем различный жизненный опыт. Более того, наши высказывания обусловливаются профессиональными и мировоззренческими особенностями. Мы не всегда квалифицированно и однозначно отражаем необходимыми понятиями явления и процессы, иногда рассуждаем о значимом для нашей жизнедеятельности предмете, не вникая в его суть. Именно поэтому в формировании правильного мышления у каждого человека закон тождества выступает в качестве нормативного правила, смысл которого состоит в том, чтобы исключить в ходе логического вывода произвольное изменение предмета рассуждения, подмену или смешение одного понятия, суждения с другими.

Например, руководствуясь в жизни правилом "всякая информация требует проверки", нужно четко определить для себя и оппонента сущность понятий "информация" и "проверка" и однозначно их не только толковать, но и использовать. В противном случае можно будет наблюдать ситуации, когда двое спорят о чем-либо, не замечая, что один из них использует некоторое многозначное слово в ином значении, нежели другой. Такой спор может продолжаться без конца, если спорящим не придет в голову мысль уточнить значение употребляемых слов.

Еще один пример. Нередко в зависимости от личной позиции и интересов, можно попасть в ситуацию, когда поздравление преподавателя может трактоваться и как взятка, и как подарок. Первое - наказуемо, второе признание заслуг и чествование за дело.

Следует учитывать тот факт, что с помощью мышления в предметах, явлениях отражается главное, существенное, относительно устойчивое, что характеризует их коренную качественную определенность. В связи с этим в процессе мышления мы не можем оперировать расплывчатыми, непостоянными, неопределенными понятиями о предметах. Пока предмет находится в определенном качественном состоянии, пока в процессе развития он не изменил своих основных свойств, признаков, мы должны мыслить именно об этом предмете со всеми присущими ему свойствами. В противном случае наше мышление станет расплывчатым, неопределенным, логически неправильным и потому не будет иметь познавательного значения, не приведет нас к истине.

В соответствии с данными положениями, для исключения ошибок в познавательной и практической деятельности юристы, да и все люди, обязаны соблюдать следующие правила, которые следуют из сути закона тождества.

Во-первых, нельзя допускать подмену понятий и суждений , которая может быть осознанной и неосознанной. Это вовсе не означает неизменяемости понятий. Изменяемость понятий связана не только с изменением предметов, но и с тем, что в процессе трудовой и мыслительной деятельности человек обогащает свое мировоззрение, средства познавательной деятельности. С изменяемостью понятий связаны требования к процессу мышления, дисциплине мысли: с одной стороны, необходимо использование гибких, подвижных понятий в связи с объективным ходом развития реального мира и познания, с другой - общественная практика требует однозначности, определенности и точности в выражении мыслей и оперировании понятиями.

Во-вторых, нельзя вкладывать в одно и то же понятие или суждение разный смысл. Примеров использования такого приема достаточно. Хотелось бы обратить внимание на то, что в деятельности юристов это также недопустимо. Для четкого однозначного использования понятий человеку необходимы не только знания, но и сильная воля, особенно сейчас, когда быстро и часто с недостаточной научной проработкой вводятся в оборот нормы, смысл которых недостаточно определен.

В познании мы используем понятия и "метод", и "способ". Этимологически метод есть способ. Однако языковое совпадение и содержательное наполнение этих понятий разное. Способ в контексте исследования - это все-таки вариант сочетания приемов, правил и форм познавательной деятельности субъекта, который в соответствии с его опытом позволяет ему наиболее эффективно и с наименьшими затратами достичь намеченной цели. Данный регулятив в большей степени обусловлен возможностями субъекта познания. Метод же в большей степени объективное средство познания. Его можно трактовать как законообразную последовательность операций и действий , которая позволяет субъекту познания достичь цели, если он будет идти к пей с определенного культурного потенциала, т.е. метод "требует" определенной подготовленности от субъекта, который намерен его использовать в познании.

В процессе познания , когда используется неправильное мышление , возможно возникновение формально-логических противоречий. Например, изучая такой объект, как ртуть, мы можем прийти к двум противоречащим друг другу высказываниям: "Ртуть - жидкость" и "Ртуть - металл".

Какие же рекомендации необходимо соблюдать субъектам познания, чтобы разрешить эти противоречия? Ответ таков: "Необходимо следовать утверждению, что если предмет качественно определен, то присущие ему свойства не могут принадлежать и не принадлежать ему в одно и то же время, в одном и том же отношении". Другими словами, следует помнить: "Невозможно что-либо одновременно утверждать и отрицать".

Вместе с тем, не будут возникать противоречия, если в мышлении наличествуют следующие свойства мысли.

  • 1. Есть утверждение принадлежности предмету одного признака, но в то же время и отрицание принадлежности этому же предмету другого признака. Например, между суждениями "все спортсмены, употребившие допинг, что подтверждено экспертизой, подлежат дисквалификации" и "ни один спортсмен не может быть дисквалифицирован, если употребление им допинга не доказано" пет никакого противоречия.
  • 2. В высказывании отражаются разные предметы мысли. Это видно, например, из таких высказываний: "Дисциплинарной ответственности иод-

лежит спортсмен, нарушивший правила соревнований", и "Спортсмены, нарушившие правила дорожного движения, привлекаются к административной ответственности".

  • 3. В высказывании что-то отрицается и одновременно то же самое утверждается в отношении какого-то предмета, но в разных условиях, в разное время. Например, рассматривая результаты познания субъектом точки закипания воды на разной высоте но отношению к уровню моря, мы формулируем заключение в следующих высказываниях: "Вода на уровне моря закипает при 100 градусах по Цельсию" и "Вода на высоте пять тысяч метров по отношению к уровню моря закипает при 90 градусах но Цельсию". В данном случае можем сказать: "Здесь противоречия нет".
  • 4. В высказывании субъект познания оценивает сущность предмета в одно и то же время, но в разных отношениях. Например, в результате познания исследователем был получен результат, заключенный в следующих суждениях: "Спортсмен А. Петров оказал необходимую помощь своему товарищу во время соревнований"; "Спортсмен А. Петров нарушил правила проведения соревнований". В двух приведенных суждениях рассматриваются конкретные поступки человека в одно и то же время, но в разных отношениях. Значит, противоречия нет.

Значимым при обосновании истинности или ложности рассматриваемых высказываний является использование обоснования с уровнем, характеризуемым как достаточность. Смысл данной формулировки состоит в том, что в соответствии с законом достаточного основания доказательным будет мышление, в котором не только утверждается истинность какого-то вывода, но и указывается основание, позволяющее признать это положение истинным. Суть данного закона заключена в следующей мысли: "Следствие есть потому, что есть достаточное основание". Напротив, суждение, опирающееся на недостаточное основание, не может претендовать на истинность. В обоснованности состоит коренное отличие науки от схоластики, догматизма и религии.

Почему говорят "достаточное основание", а не просто "основание"? Дело в том, что под одно и то же утверждение, как заметил в свое время еще Г. Гегель, можно подвести бесконечно много оснований. Однако только некоторые из них могут рассматриваться как достаточные, обеспечивая истинность заключения.

Определить достаточность основания позволяет практика как общепризнанный критерий истины в познании, ведь в практической деятельности, т.е. в объективной диалектике, и в наших рассуждениях, т.е. в формальной логике, всегда есть источник развития или объективной реальности, или мышления. Для последнего таким источником становится мысль, из которой вытекает или на которой "возвышается" другая мысль.

Достаточным основанием могут быть достоверные факты, аксиомы, законы науки. Главное, чтобы их истинность была проверена совокупностью общественной практики. Кроме них в нашей жизни существуют определенные принципы, правила и положения, которые проверены опытом и признаны истинными. К ним обычно прибегают, чтобы обеспечить правильное поведение человека. Это, например, "золотое правило нравственности", "самокритичность", "любовь к матери", "законы, обусловливающие жизнь общества", "права и свободы гражданина общества" и т.д.

В качестве примера возьмем следующее суждение: "Если данный человек совершил преступление, то он должен быть привлечен к ответственности и наказан". В приведенном высказывании достаточным основанием признается факт совершения преступления, потому что эта мысль подтверждена практической деятельностью людей, предыдущим опытом человечества, моральными и правовыми нормами, заключенными в принципах справедливости, адекватности, соответствия. Очевидно, что нет смысла проверять данное положение в очередной раз. Следовательно, достаточное основание - это любая другая мысль, уже проверенная и признанная истинной, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.

Связь основания и следствия является отражением в мышлении объективных, в том числе причинно-следственных , связей, которые выражаются в том, что одно явление порождает другое, хотя это отражение не является непосредственным.

Правда, иногда логическое основание и логическое следствие не всегда совпадают с реальной причиной и следствием. Например, снег является реальной причиной того, что крыши домов будут покрыты снегом. Увидев крыши, покрытые снегом, мы скажем, что шел снег. Однако в этом выводе логическое основание и следствие будут обратными реальной причинно- следственной связи.

Таким образом, обоснованность мысли является важнейшим свойством логического мышления. Значит, соблюдение требований закона достаточного основания субъектом познания имеет важное значение для всех специалистов, которые связаны с непременным познанием явлений природы, общественной жизни, да и самого человека.

Вместе с тем в процессе мышления и практической деятельности человеку следует руководствоваться законами логики в их взаимосвязи. Данные законы взаимообусловлены, ибо рассматривают мышление как цельное образование. Никакая мысль не может быть правильной, если нарушен хотя бы один закон логики, т.е. если нарушены принципы и правила правильного мышления. Все законы являются регулятивами формирования и функционирования профессионального мышления юриста, своеобразным средством поиска истины и принятия квалифицированных решений.

Рассматривая процесс формирования профессионального мышления у студентов, которое отличалось бы четкостью, убедительностью и лапидарностью, можно с уверенностью сказать, что законы логики привносят в него ограничения и нормативы, а также средства как инструментарий построения выводов и принятия решений.

Закон тождества , его соблюдение формируют культуру оперирования синонимами и омонимами, углубляют и расширяют способности студентов к трактовке нормативных правовых актов. Данный закон развивает категориальную дисциплину мышления, ясность и сжатость изложения и при этом полный охват темы или проблемы.

С данным законом связан закон противоречия , который развивает чувство, позволяющее устанавливать логическую несовместимость различных

суждений, умение оперирования сравнениями, в процессе которых устанавливается сходство и различие рассматриваемых предметов. Закон противоречия формирует умение использовать слова-антонимы.

Закон исключенного третьего не только способствует развитию умения осуществлять построение суждений и их выбор, но и развивает способность выбирать и употреблять необходимое понятие, которое адекватно отражало бы суть проблемы и предмета мысли. Данный закон особенно эффективен при развитии навыков дихотомического деления, без которого практически невозможно полно проанализировать какую бы то ни было ситуацию, выносимую на обсуждение и требующую ее разрешения и принятия по ней квалифицированного решения.

Закон достаточного основания также тесно связан с другими законами логики. Он гарантирует достижение в практической деятельности специалистов обоснованности выводов, рекомендаций, решений. Если не соблюдать требования этого закона, рассуждение , которое может быть правильным по форме, может оказаться не обоснованным посредством своих посылок. Как известно, из ложных посылок никогда нельзя получить истинное заключение. Для того чтобы гарантировать достоверную истинность заключения, даже при правильном построении рассуждения необходимо обосновать истинность посылок. Если посылки истинные и рассуждение правильное, тогда и заключение будет достоверно истинным.

На этот закон будущим юристам следует обратить внимание еще и потому, что в судебных заседаниях идет состязательный процесс, используется аргументация нескольких сторон. Поскольку в аргументации содержатся нс только рациональные, но и психологические моменты, обоснованное рассуждение способно сыграть определяющую роль в принятии судьей правильного решения. В связи с этим закон достаточного основания становится важнейшим фактором в аргументации.

Очевидно, что осмысление положений логики и их использование в жизни позволяет развивать правильное мышление, прививает навык формулирования четкой, стройной и убедительной мысли, обеспечивает самостоятельность в ходе рассуждения, развивает и дисциплинирует умственные способности, совершенствует формальный аппарат человеческого разума.

Вследствие этого знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Это обусловлено спецификой работы юристов: судей, адвокатов, юрисконсультов, ученых-правоведов и т.д. Всем им приходится постоянно определять и классифицировать выводы как решения, заниматься аргументацией и опровержением, обеспечивать точность и ясность высказываний, чтобы они однозначно трактовались и воспринимались людьми.

можно определить как мышление о мышлении. По содержанию оно может быть: а) творческим, диалектическим и б) догматическим. По форме Ф.м. может быть: а) диалоговым, проблемно-рефлексивным и б) монологовым, авторитарным. Характерными чертами Ф.м. могут быть названы: субъектно-объектный характер, антиномичность, проблемность, рефлексивность, субстанциональность, универсализм, многовариантность решения философских проблем. Сущностной категорией Ф.м. является мудрость, а также ее антиподы. Философское мышление возможно только при наличии подлинной свободы мыслящей личности. Другими словами, философское мышление это свободное мышление свободной личности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (ОСОБЕННОСТИ)

философия уникальный феномен духовной жизни человечества, главная цель которого ставить перед людьми вечные вопросы, на которые вечных ответов не существует. Каждое новое поколение ставит и отвечает на эти вопросы по-своему и с помощью особого – философского мышления. Его главные особенности следующие.

1. Субъективный, личностный (авторский) характер философского мышления. По этой причине философия не может быть наукой. Любой философский вопрос рассматривается через призму человеческих взглядов, ценностей конкретной личности. Философское мышление не может существовать как отчужденное от духовной жизни конкретного человека. Реальная форма его существования - в глубинном осмыслении жизненных проблем личности.

2. Субстанциональный и всеобщий характер анализа любой проблемы: какова сущность действительности и ее сторон, и как соотносятся единое и множество, духовное и материальное и т.п..

3. Мировоззренческий, экзистенциональный, моральный характер подхода к постановке и решению вопросов.

4. Проблемность, рефлексивность, биполярность, антиномичность философского анализа.

5. Философское мышление это свободное мышление свободной личности.

6. Ценностный характер философских подходов, их софийный характер (поиск мудрости). Анализ отношений «Человек-Человек» и «Человек - Мир» через призму мудрости.

7. Использование трансцендирующих методов мышления и духовного опыта, признание философской веры.

Нормативное регулирование плана счетов бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил и норм.

В Российской Федерации создана четырехуровневая система нормативного регулирования плана счетов бухгалтерского учета (таблица 1).

Таблица 1. Уровни нормативного регулирования плана счетов бухгалтерского учета в России

Уровень регулирования

Источники регулирования

Документы, регулирующие учет

Первый уровень

Государственная дума РФ;

Президент РФ;

Правительство РФ

ФЗ «О бухгалтерском учете»;

указы Президента и постановления Правительства РФ

Второй уровень

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности;

Положения по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета

Третий уровень

Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти

План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению;

Четвертый уровень

Управленческий персонал организации

Учетная политика организации

Документом первого, наивысшего, уровня является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете». К нормативным документам второго уровня регулирования относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета. Главное назначение таких положений -- раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском учете» в части применения плана счетов бухгалтерского учета. Третий уровень регулирования включает нормативные акты Правительства Российской Федерации, иных правительственных органов, устанавливающие принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке положения четвертого уровня.

К четвертому уровню нормативного регулирования плана счетов бухгалтерского учета относится учетная политика организации.

В системе нормативного регулирования План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно-правового характера. Однако в практической деятельности Плану счетов придается первостепенное значение.

План счетов является общим нормативным документом, предназначенным для всех организаций. Каждая организация создана для выполнения конкретных функций, а, следовательно, по роду своей деятельности она может использовать не все счета, поэтому и нет необходимости указывать их в учетной политике. Таким образом, действующее законодательство разрешает указывать в рабочем плане счетов те счета, которые непосредственно используются организацией.

На каждом предприятии издается приказ об утверждении учетной политики, подписанный руководителем. Подготовка и формирование учетной политики осуществляется главным бухгалтером предприятия, на которого также возлагаются обязанности по подготовке и принятию рабочего плана счетов.

При разработке плана счетов главный бухгалтер предприятия руководствуется следующими принципами:

1. Счета располагаются в разделах по ходу движения стоимости: со счета на счет, из раздела в раздел, начиная со счетов капиталов, на которых отражается формирование собственных средств, заканчивая счетами по учету финансовых результатов и использования прибыли. Это соответствует объективному процессу авансирования средств в их кругообороте, дает возможность без затруднения составлять счетные формулы и объяснять двойную запись на бухгалтерских счетах.

2. Отражение операций на бухгалтерских счетах осуществляется посредством двойной записи, которая объясняется не общепринятой балансовой теорией, не раскрывающей причин двойной записи (балансовые изменения сами являются следствием двойной записи), а исходя из экономического содержания хозяйственных операций (движения стоимости).

РАБОЧИЙ ПЛАН СЧЕТОВ - систематизированный план счетов бухгалтерского учета, применяемых в конкретной организации. В нем содержатся синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности, а также перечень забалансовых счетов. Рабочий план счетов в РФ разрабатывается организацией на основе соответствующего обязательного для нее общего или специального Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного органом, которому федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. В соответствии со ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» Рабочий план счетов утверждается при утверждении учетной политики организации приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета, как уже было сказано выше, таким лицом является руководитель организации.

При подготовке рабочего плана счетов. из всей совокупности синтетических счетов выбираются те, которые реально необходимы для адекватного отражения финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации и для формирования достоверной и полной картины ее имущественного и финансового положения. При составлении рабочего плана счетов с сокращенной системой счетов бухгалтерского учета целесообразно учитывать конкретные виды имущества, направления и виды деятельности организации, а также специфику обязательств, возникающих из совершаемых ею сделок и иных оснований. И наоборот, для учета специфических операций организации могут по согласованию с Минфином РФ или др. соответствующим органом при необходимости вводить в Р.п.с. дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов. Основанием для введения новых синтетических счетов может служить, например, появление нового вида объектов учета, для которых ранее счета не предусматривались. Субсчета, предусмотренные в соответствующем плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Организации вправе уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

При разработке рабочего плана счетов определяется конкретная номенклатура счетов, используемых данной организацией в процессе бухгалтерского учета. В случае, если в дальнейшем возникает необходимость учета средств, не указанных в рабочем плане счетов, можно использовать имеющийся счет из соответствующего раздела.

При этом рабочий план счетов всегда должен включать следующие разделы в определенной последовательности:

1. Капитал.

2. Кредиты и займы.

3. Денежные средства, их эквиваленты и прочие расчеты.

4. Капитальные вложения и долгосрочные активы.

5. Процесс снабжения и производственные затраты.

6. Производство и социальная сфера.

7. Готовая продукция и товары.

8. Процесс продажи и финансовые результаты.

9. Забалансовые счета.

Небольшие и средние организации с незначительными объемами учетной работы (и, соответственно, количеством счетов и бухгалтерских проводок) могут воспользоваться типовым Планом счетов, не внося в него существенных изменений в части применения субсчетов и нетиповых проводок.

Иные предприятия (как правило, имеющие многопрофильный характер деятельности, значительный объем учетных данных, разветвленную структурную сеть и т.п.) должны разрабатывать рабочий план счетов с учетом специфики своей финансово-хозяйственной деятельности.

Все рабочие планы счетов должны быть основаны на типовом Плане счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению. Однако в части субсчетов и аналитического учета предприятия могут самостоятельно устанавливать порядок своей учетной работы. В этих целях и разрабатывается рабочий план счетов предприятия, являющийся составной частью его учетной политики и утверждаемый, как правило, в качестве ее приложения.

Построение рабочего плана счетов означает выделение, систематизацию и расположение счетов (и субсчетов) в определенной системе, что позволяет установить необходимую основу для отражения производимых предприятием финансово-хозяйственных операций.

Основная цель разработки рабочего плана счетов - построить такую схему бухгалтерского учета, чтобы она могла учесть потребности в аналитике для всех целей ведения учета. Это и формирование бухгалтерской отчетности, и подготовка информации для управления, исчисления налогов и сборов, и ведение статистического учета.

Торгующие организации, занимающиеся розничной торговлей, не используют в своей деятельности затратные счета на производство (20, 21, 23, 25, 26 и т.д.), то есть рабочий план счетов данной организации не будет их содержат, так как им рекомендован счет 44 «Расходы на продажу».

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций на основе Плана счетов организация утверждает рабочий план счетов, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Как уже говорилось выше, организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Как правило, структура каждого счета рабочего плана счетов предполагает следующую иерархию информационных данных по возрастанию степени детализации аналитического учета:

Субсчет;

Аналитические признаки (субконто) первого уровня;

Аналитические признаки (субконто) второго уровня и т.д.

Рассмотрим формирование структуры счетов на примере счета 01 «Основные средства»:

Аналитические признаки первого уровня (по группам основных средств, в примере - для основных средств производственного назначения):

01-1-2 «Здания»;

01-1-3 «Сооружения»;

01-1-4 «Машины и оборудование»;

01-1-5 «Транспортные средства»;

01-1-6 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

01-1-7 «Объекты благоустройства»;

Аналитические признаки второго уровня (по месту нахождения объектов основных средств, в примере - зданий производственного назначения):

01-1-2-1 «Заводоуправление»;

01-1-2-2 «Цех № 1»;

01-1-2-3 «Цех № 2»;

01-1-2-4 «Гараж» и т.д.;

Аналитические признаки третьего уровня (по лицам, ответственным за содержание и эксплуатацию основного средства), например, отдельные позиции структуры счета 01-1-5-4-010 будут обозначать:

01 - основное средство;

1 - объект производственного назначения;

5 - транспортное средство;

010 - ответственное лицо (к примеру, водитель Сидоров В.П.).

Как видно из приведенного примера, большое количество аналитических признаков предполагает использование специально разработанных справочников (классификаторов) шифров аналитического учета, которые, как правило, разрабатываются под конкретные компьютерные программы учета. В этом случае необходимо понимать, что рабочий план счетов не может содержать такое огромное количество цифровой информации. Поэтому обычно рабочие планы счетов содержат только синтетические счета и субсчета (реже - аналитические признаки первого уровня), а все остальные аналитические признаки содержатся в справочниках (классификаторах) шифров аналитического учета, на которые в плане счетов приводится ссылка. Например:

Счет 01 «Основные средства»;

Субсчета (по использованию основных средств в производственном процессе):

01-1 «Основные средства производственного назначения»;

01-2 «Основные средства непроизводственного назначения»;

01-3 «Основные средства, переданные в аренду»;

Аналитические признаки первого уровня (по группам основных средств) - согласно Справочнику шифров аналитического учета «Группы основных средств, применяемых на предприятии»:

01-1-1 «Земельные участки и объекты природопользования»;

01-1-2 «Здания» и т.д.;

Аналитические признаки второго уровня (по месту нахождения объектов основных средств) - согласно Справочнику шифров аналитического учета структурных подразделений предприятия;

Аналитические признаки третьего уровня (по лицам, ответственным за содержание и эксплуатацию основного средства) - согласно Справочнику шифров аналитического учета материально ответственных лиц (в данном случае вместо подобного справочника в качестве шифров аналитического учета могут применяться номера лицевых счетов сотрудников).

Следует обратить внимание, что организация имеет право не использовать (изменять или дополнять) субсчета, указанные в типовом Плане счетов. Например, предприятие может самостоятельно сформировать субсчета к счету 90 «Продажи» под структуру формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» для упрощения составления бухгалтерской отчетности. Аналогичное построение возможно и к счету 91 «Прочие доходы и расходы» 68 и 69.

Достоверность показателей, формируемых в бухгалтерском учете предприятия в целях решения стоящих перед ним задач, напрямую зависит от совокупности счетов синтетического учета, используемых организацией, и правильности их применения.

Многочисленность и разнообразие учетных объектов, необходимость выполнения задач бухгалтерского учета и требований к нему предопределяют широкую совокупность счетов бухгалтерского учета предприятия, различающихся между собой по назначению, структуре, экономическому содержанию и другим признакам.

Структура или строение счета предприятия определяется его учетным назначением, т.е. ролью в процессе отражения объектов бухгалтерского учета. Так, счет 20 «Основное производство» используется для учета фактической себестоимости произведенной продукции, а счет 90 «Продажи» - для расчета финансового результата (прибыли или убытка) от продажи этой продукции. Структура счета позволяет понять, как отражается на счете объект бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета деятельности организации и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003 г. № 38н, приказа Минфина России от 18 февраля 2006 г. № 115н, приказа Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 142н).

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности, активов. обязательств в бухгалтерском учете. В Плане счетов приведены наименования и номера (коды) синтетических счетов (счетов первого порядка), перечень которых обязателен для применения организациями, и субсчетов (счетов второго порядка). Синтетические счета имеют двузначный номер (от 01 до 99), разбиты на восемь разделов, в каждом из которых имеются свободные номера на случай дополнительного введения счетов. Практически в настоящее время используются 62 синтетических счета, остальные номера пока свободны. Субсчета отдельных синтетических счетов кодируются по порядку в пределах каждого счета. Забалансовые счета нумеруются по порядку тремя знаками (от 001 до 011), даны в приложении к Плану счетов.

На основе общего Плана счетов организации учетной политикой хозяйствующего субъекта предусматривается рабочий План счетов, предназначенный для детального описания процессов деятельности организации, отражения специфических хозяйственных фактов, удовлетворения в учетной информации внутренних потребностей управленческого персонала для проведения анализа, контроля и составления отчетности. Организации при необходимости могут вводить в рабочий План счетов по согласованию с Минфином России дополнительные синтетические счета, используя свободные номера. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, могут объединяться, исключаться и вводиться организациями самостоятельно.

В России, Франции, Германии и в ряде других стран используются единые унифицированные национальные планы бухгалтерских счетов, которые применяются всеми организациями независимо от форм собственности.

Применение Плана счетов и кодирование хозяйственных операций в системах международного бухгалтерского учета в США, Великобритании и других странах более свободное, чем в российском учете. В частности, там каждая организация имеет право создавать и использовать конкретный собственный учетный план, обосновывая свой выбор стандартами и рекомендациями, разработанными специальными негосударственными национальными профессиональными организациями бухгалтеров.

Так, в организациях бухгалтерским счетам присваиваются коды и кодовые серии, обеспечивающие высокий уровень компьютерной обработки учетной информации. При этом используются различные кодовые системы. Простейший план счетов, применяющийся в небольших фирмах. предполагает двузначное кодирование. Примером может служить счетный план фотографической студии Матеа Нэх- лунда и Хокана Лаоба США (табл. 1).

Таблица 1. План счетов фотографической студии

При более сложных видах хозяйственной деятельности применяется трехзначная система кодирования (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Трехзначная система кодирования

Каждому синтетическому счету группы присваивается код, первый разряд которого характеризует группу счетов, второй и третий — отражают порядковый номер счета в группе. Аналитическим счетам (субсчетам) внутри каждой группы присваивается код в пределах каждого вида синтетического счета. Например:

Счета активов в системе международных бухгалтерских стандартов трактуются как результаты прошлых событий и источники будущих выгод. Они отражают увеличение или уменьшение различных видов ценностей (имущества). Сюда относятся: касса, векселя полученные, счета к получению, авансом оплаченные расходы, земля, здания, оборудование и т.д.

Счета пассивов рассматриваются как результаты прошлых событий и источники будущих изъятий. На них учитывается увеличение или уменьшение денежных обязательств (долгов), которые делятся на краткосрочные и долгосрочные. К счетам пассивов относят: векселя выданные, счета к оплате, прочие краткосрочные и долгосрочные обязательства и др. Приведенные формулировки практически не противоречат нынешнему представлению об активных и пассивных счетах в российском Плане счетов бухгалтерского учета.

Счета капитала предназначены для отражения средств собственника, вложенных в фирму. Собственный капитал имеет постоянный характер, сальдо по его счетам отражается в балансе. Исключение составляют счета «Изъятие капитала» и «Вложение капитала», которые могут закрываться при реформировании баланса.

Счета доходов и расходов носят название временных средств: в конце отчетного периода они закрываются и определяется финансовый результат работы организации (прибыль либо убыток). Эти счета соответствуют счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» российского бухгалтерского учета.

Сальдо по счетам учета налогов на прибыль фиксируется в балансе аналогично отражению на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» в российском бухгалтерском учете и показывает задолженность либо переплату организации по налоговым платежам. Вместе с тем российский План счетов несколько отличается от применяемых в системе международных бухгалтерских стандартов.

Сравнительный анализ бухгалтерского учета России и США позволяет сделать следующее заключение.

В США, где капитал находится в частной собственности, распределение ресурсов осуществляется как при участии государства, так и через рынок свободных капиталов. Разработка здесь счетных планов каждой фирмой оправдана, так как отражает национальные особенности экономики страны.

В России практически ликвидирована система директивного планирования; значительное количество бывших государственных организаций приватизировано. Однако в период перехода к рыночной экономике требуется вмешательство государства в решение хозяйственных вопросов хозяйствующих субъектов. Применяемый План счетов бухгалтерского учета должен отражать особенности современною состояния национальной экономики России.

Следует отметить, что единый унифицированный План бухгалтерских счетов, применяемый в России, имеет свои преимущества, поскольку обеспечивает:

  • централизованное единое методическое руководство учетом и отчетностью;
  • контроль за правильностью ведения учета, отчетности и использования имущества организации;
  • сбор информационного материала в целом по стране, регионам и по отдельным организациям, что служит основой для анализа деятельности субъектов хозяйствования на разных уровнях и для принятия конкретных управленческих решений по дальнейшему совершенствованию ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...