Пенсионная реформа и пенсионное законодательство в России. Справка


План
Введение
1 Два источника пенсии
2 Предпосылки
3 Правовое обеспечение
4 Распределительная система
5 Схема формирования с 2002 по 2010 годы
6 Распоряжение накопительной частью
7 Налоговые льготы
8 Новый этап пенсионной реформы. 2008 год
8.1 Распределение страховых пенсионных платежей

9 Программа государственного софинансирования пенсии

Список литературы

Введение

В данной статье раскрывается хронология пенсионной реформы.

В России новый этап пенсионной реформы начался в 2002 году. Основная цель - достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

1. Два источника пенсии

Согласно новой пенсионной модели, представленной в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 5, п.2), пенсия может состоять из двух частей:

· страховая ;

· накопительная .

Накопительная система обеспечения пенсией состоит в том, что у каждого работника есть персонифицированный (личный) счет в Пенсионном фонде РФ, на котором учитывается накопительная часть пенсии. Размер накопительной пенсии зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете работника и полученного инвестиционного дохода. Согласно новому закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховую часть трудовой пенсии уже включена базовая часть (базовая ставка). Иногда базовая часть неофициально рассматривается как третья часть пенсии. Инвестирование пенсионных накоплений возможно через Управляющие компании, отобранные по конкурсу , и Негосударственные пенсионные фонды, зарегистрированные в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию . Застрахованное лицо имеет возможность раз в год перевести свои накопления в НПФ, УК или вернуться обратно в ПФР

По умолчанию Пенсионный фонд России размещает пенсионные накопления через государственную управляющую компанию - Внешэкономбанк (ГУК ВЭБ). С 2009 года ВЭБ формирует два портфеля: расширенный инвестиционный портфель и инвестиционный портфель государственных ценных бумаг (консервативный)

2. Предпосылки

Необходимость в пенсионной реформе возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается, число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается.

3. Правовое обеспечение

Пенсионная реформа базируется на действующих с 2002 года федеральных законах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» .

4. Распределительная система

Распределительная система ( англ. «Pay-As-You-Go» или PAYG - «плати пока идешь») основана на принципе солидарности поколений: выплаты пенсионерам осуществлялись за счет пенсионных отчислений работающей части населения.

Эта система перестает работать в условиях роста демографической нагрузки, когда численность работающих снижается, а численность пенсионеров возрастает, что характерно для всех стран.

5. Схема формирования с 2002 по 2010 годы

С 2002 года государственная трудовая пенсия граждан формируется в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) и состоит из трех частей - Базовой, страховой и накопительной части трудовой пенсии.

Накопительная часть трудовой пенсии формируется у лиц 1967 г.р. и моложе.

Базовая часть устанавливается в твердых размерах. Страховая часть зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете, и стажа. Накопительная часть - зависит от суммы учтенных взносов и начисленного инвестиционного дохода. Расчет размера пенсии, осуществляется по формуле, установленной федеральным законом.

С 2010 года Единый Социальный налог отменен и осуществлен возврат к системе страховых взносов. Максимальный размер заработной платы, влияющий на размер пенсии, установлен на уровне 415 тысяч рублей в год.

Работодатель платит = 26 % (единый социальный налог/страховой взнос) от размера заработной платы сотрудника, из них на медицинское и социальное страхование - 6 %, а в пенсионный фонд - 20 %, которые в свою очередь разбиваются на три части: 6 % - базовая, 10 % - страховая и 4 % - накопительная часть. С 2008 года накопительная часть составляет 6 %, а страховая часть - 8 % от заработной платы.

Индивидуальный предприниматель платит фиксированную ставку ежемесячно. Организации, пользующиеся упрощённой системой налогообложения, не платят ЕСН, а платят только 10 % как страховой взнос и 4 % как накопительный.

6. Распоряжение накопительной частью

С 2002 года граждане России получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Это значит, что каждый гражданин имеет право перевести свою накопительную часть в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо в частную управляющую компанию (ЧУК).

Сейчас накопительная часть пенсии по умолчанию находится в Пенсионном фонде РФ (ПФР) под управлением Государственной управляющей компании (ГУК, которой является Внешэкономбанк), инвестиционный доход в ГУК, как правило, ниже уровня инфляции. Таким образом, пенсионные накопления постепенно обесцениваются, в связи с тем, что ГУК имеет право инвестировать средства только в государственные облигации, у которых традиционно низкая доходность.

Рост накоплений возможен за счёт перевода накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию при превышении доходности над инфляцией.

Застрахованное лицо может перевести пенсионные накопления не чаще одного раза в год, до достижения возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин (за 5 лет до достижения пенсионного возраста).

7. Налоговые льготы

Гражданам, участвующим в негосударственных или добровольных пенсионных программах, предоставляются налоговые вычеты по подоходному налогу. Вычет предоставляется на основании заявления налогоплательщика в размере фактических расходов в налоговом периоде с учетом ограничений, установленных п. 2 ст. 219 НК РФ, при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию.

C 2010 года в Налоговый кодекс внесены изменения…

8. Новый этап пенсионной реформы. 2008 год

1 октября 2008 года Председателем Правительства России В. В. Путиным был озвучен следующий этап развития пенсионной реформы.

С 2011 года декларируется переход на совершенно новую систему пенсионного обеспечения, предусматривающую замену ЕСН страховыми платежами, которые будут составлять 34 % для зарплаты до 415 000 руб. в год. При превышении этой суммы зарплаты страховые платежи будут равны 0 %.

Из общей суммы страховых платежей 26 % будут напрямую зачисляться в Пенсионный фонд минуя федеральный бюджет, что рассматривается правительством как повышение независимости пенсионной системы.

Новый этап реформы, как считают в правительстве, позволит гражданину накопившему 30 лет нового страхового стажа рассчитывать на коэффициент замещения зарплаты пенсией не менее 40 %, то есть, того уровня, который установлен в рекомендациях МОТ.

Новые страховые взносы, в отличие от старой системы, будут возмездными платежами, которые своими суммами формируют пенсионные права граждан.

В новой системе ликвидируется разделение на базовую и страховую части, пенсия будет состоять только из двух частей - накопительной и страховой.

С 2010 года пенсия для всех категорий граждан должна превышать прожиточный минимум пенсионера, для чего будет утверждён минимальный размер пенсии.

Не позднее 2015-2020 года предполагается довести средний размер трудовой пенсии по старости до так называемого «советского» уровня - в размере не менее 2,5 минимальных пенсий. Экономисты называют этот показатель минимальным воспроизводственным потребительским бюджетом пенсионера.

8.1. Распределение страховых пенсионных платежей

В новом варианте предполагается следующая схема распределения пенсионных платежей:

· 6 % из общей суммы в 26 % пойдут на накопительные персонифицированные лицевые счета

· 20 % - на страховую часть пенсии

· из этих 20 % только 10 % будут учитываться персонифицированно

· оставшиеся 10 % пойдут на так называемый «солидарный компонент финансовой системы пенсионного обеспечения», который, по словам статс-секретаря-замминистра здравоохранения и социального развития РФ Юрия Воронина :

обеспечивает текущую выплату пенсий нынешним пенсионерам, а также другие солидарные расходы, которые находятся вне системы накопления пенсионных прав, например, досрочные пенсии, пенсии по инвалидности. Из солидарного компонента также будут финансироваться расходы на выплату старой базовой части пенсии, которая, как уже отмечалось, станет составным элементом страховой части пенсии, но будет устанавливаться по единым для всех застрахованных нормам, не зависящим от объема индивидуального учитываемых пенсионных прав.

Итого, только 16 % из пенсионного тарифа в 26 % будут задавать объем будущих пенсионных прав.

Данная система, сильно отличается в сторону ущемления пенсионных прав застрахованных лиц по сравнению, например, с пенсионной системой Швеции, где все 18,5 % процентов пенсионных взносов, отчисляемых работающим человеком, формируют объём его пенсионных прав.

9. Программа государственного софинансирования пенсии

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это глобальная тема для нашего рассмотрения, так как она является основополагающей и считается начальной точкой преобразования всей пенсионной системы России, которая ей досталась в наследство от Совестского Союза. До 2002 года в стране действовала система, которая была принята в СССР, не считая небольших изменений, положенных после его распада в начале 90х. Базировалась она на распределительных принципах («Pay-As-You-Go» или PAYG - «плати пока идешь»). Что означает «нынешнее работающее поколение» обеспечивает пенсией «нынешнее поколение пенсионеров» по средствам отчисляемых налогов в пенсионную систему страны.

Многие на момент принятия решения и первоначальных действий по реформирования сложившейся системы уже понимали её глобальную необходимость. Устоявшиеся нормы пенсионного обеспечения уже на тот период не могли обеспечивать достойного уровня пенсионного замещения и с каждым годам ситуация усугублялась.

В первую очередь это связанно с назревшим демографическим кризисом в стране. Чистая распределительная система может функционировать и обеспечивать достойную пенсию только в том случае, если на каждого пенсионера приходится как минимум 4-5 работающих людей. У нас это соотношение приближается к двум на одного. Это катастрофическая цифра, которая была просчитана еще в конце 90х годов. В результате чего было принято решение о необходимости изменений в ПО страны.

Альтернативными вариантами также были увеличение пенсионного возраста или сокращение социальных пособий или увеличению налогов. Эти варианты привели бы к ухудшению уровня жизни и экономическому спаду в стране.

Поэтому было принято решение провести более масштабные преобразования. В результате, в 2002 году в стране начала функционировать новая пенсионная система. Вот ее особенности:

1.Основными изменениями стало то, что система из распределительной перешла в распределительно-накопительную, т.е. в пенсионном обеспечении появился накопительный элемент.

2.В ПФР начали вести персонифицированный учёт поступающих налоговых отчислений на человека, т.е. сумма отчисляемых средств теперь не обезличено поступала в фонд, после чего из общего бюджета происходили выплаты пенсионерам, а начал функционировать строгий учет средств на каждого человека именно из отчислений на данного человека.

Теперь размер пенсии стал максимально привязан к уровню «белого» заработка человека и стажу его работы.

3.Создание программ добровольного пенсионного обеспечения, что является важной частью реформы. Впервые у человека появилась возможность самостоятельно влиять на уровень будущей пенсии. Это важный компонент, особенно для людей, у которых низкий или очень высокий уровень заработка.

У первых понятно, по какой причине — человек мало зарабатывает, от этой суммы происходят отчисления, они соответственно так же невелики. Но при желании и, допустим, дополнительных возможностях он самостоятельно может отчислять определенную сумму по добровольным программам.

У тех, кто много зарабатывает, такие же проблемы, суммы отчислений минимальны. Это происходит по причине регрессивной налоговой системы. Чем больше Вы зарабатываете, тем меньше платите налогов;). Но в таком случае у Вас, несомненно, есть средства, а теперь и возможность самостоятельно влиять на уровень своей будущей пенсии.

Мы рассмотрели основные компоненты пенсионной реформы 2002 года.

Суть её состоит в том, чтобы:

  • увеличить уровень замещения пенсией зарплаты, т е обеспечить человека достойной пенсией и уровнем жизни после прекращения трудовой жизни или потери трудоспособности;
  • снять с государства хоть и небольшую, но всё же часть ответственность за будущее своих граждан и переложить её на самих граждан, предоставив множество инструментов и программ для работы со своими отчислениями;
  • увеличить личную заинтересованность граждан в своей пенсии на самых первых этапах трудовой деятельности и способствовать увеличению финансовой грамотности и активности людей;
  • стимулировать «обеление» заработков населения, теперь граждане, понимая, что их пенсия зависит от уровня их дохода, будут лично заинтересованы в легальном заработке;
  • создание накопительного элемента, который является инвестиционным инструментом пенсионного обеспечения, что способствует его увеличению, по средствам размещения на фондовых рынках и принесения дополнительного дохода человеку. Так же это «длинные деньги», которые необходимы для развития в целом экономики страны;
  • создание УК и НПФ, которые получают на управление большие капиталы и становятся заинтересованными в принесения своим клиентам хороших инвестиционных доходов, для увеличения собственной прибыли;
  • создание благоприятных условий для развития фондового рынка в стране, так как огромные капиталы с длительным потенциалом будут инвестироваться на данных площадках, и стимулировать тем самым их развитие.

Я Вам перечислила все основные элементы проводимой пенсионной реформы 2002 года и ожидаемые от нее социально-экономические эффекты. Как Вы видите, спектр действия данных преобразований очень велик, он захватывает практически все экономические области социальной жизни страны. Поэтому переоценить важность и значимость данных изменений в нормах работы пенсионного обеспечения страны невозможно.

Также немаловажно, что бы Вы, мои читатели, понимали всю эту значимость не только в рамках страны и её жизни, а в первую очередь определили эту значимость для себя и своей будущей жизни. Вы обязаны, как собственники своей накопительной чатами пенсии, четко понимать все сложившуюся систему ПО, её преобразования, знать инструменты, которыми можете пользоваться, для увеличения пенсионных отчислений и не только все это знать, но и применять в практике! Иначе, выйдя на пенсию, Вам больше некого будет винить в её весьма скромных размерах, кроме самого себя и своего бездействия.

Сейчас на короткой дистанции сложно говорить об эффективности применяемых нововведений, так как все предполагаемые участники, находятся в положении стагнации. ПФР не заинтересован в накопительной элементе. Об этом я писала в . НПФ и УК зачастую инвестируют средства с получением минимальной доходности (этому причиной в том числе и нестабильная ситуация в стране и на рынке).

Также выявлены случаи нецелевого использования, но в последнее время проводятся кардинальные изменения, направленные на искоренения таких инцидентов. Сами люди мало что знают о своих накоплениях и не заинтересованы в работе с данным инструментом, все еще полагаясь на выбор государства и того, что кто-то примет за них более правильное решение, нежели они сами.

В долгосрочной перспективе ПО представляется как основополагающая система социальной структуры страны и многих её экономических институтов.

Уверена, лет через 10 многие недоработки в этой области будут исправлены, граждане начнут более серьезно подходить к этому вопросу и уровень пенсионного замещения тем самым сможет обеспечивать достойный уровень жизни при прекращении трудовой деятельности.

Со всеми законами и нормативными актами, принятыми в 2002 году, касаемо изменений в ПС, Вы можете ознакомиться более подробно: 173 ФЗ — о трудовых пенсиях; 166 ФЗ — о государственном пенсионном обеспечении в РФ; 167 ФЗ — об обязательном пенсионном страховании в РФ; 111 ФЗ — об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в РФ.

Ну, вот и все дорогие мои читатели! Уверенна теперь осознавая всю значимость проводимых реформ, Вы не останетесь безучастными и позаботитесь о себе сами.

А пока, до новых встреч! До свидания!

Ваш пенсионный консультант...

15 и 17 декабря 2001 года были приняты федеральные законы, направленные на реформирование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации: "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

С вступлением этих законов в силу с 1 января 2002 года началась пенсионная реформа в России .

Цель пенсионной реформы - дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.

Таким образом, от распределительного принципа выплаты пенсий Россия перешла к распределительно-накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.

Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также от результатов инвестирования. К старости на пенсионном счете у гражданина будет накапливаться определенная сумма. Российская экономика получит инвестиционные ресурсы, а граждане и работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально.

Для граждан 1967 года рождения и моложе пенсия теперь состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной.

В новой пенсионной модели была предложена принципиально новая схема индексации пенсий . В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы определяется размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.

Федеральным законом от 24 июля 2002 года "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" были установлены правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определены особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установлены основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

30 апреля 2008 года президент РФ подписал Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Согласно закону, начиная с 1 октября 2008 года, гражданин лично может подать заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по форме "ДСВ-1" работодателю или в Пенсионный фонд России (ПФР).

Государство берет на себя обязательства паритетного софинансирования добровольных отчислений граждан по схеме "один к одному". При этом минимальный взнос от гражданина не должен быть менее двух тысяч рублей в год. Максимальный "соплатеж" государства не превысит 12 тысяч рублей в год. Таким образом, годовая сумма на счету большинства россиян, начавших копить, может составить максимально 24 тысячи рублей в год.

Вступить в добровольную систему можно с 1 октября 2008 года по 1 октября 2013 года . Если граждане подали заявления в этот период, то на протяжении 10 лет государство обеспечивает софинансирование их накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния.

1 октября 2008 года премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании правительства объявил, по какому пути в России пойдет пенсионная реформа ‑ единый социальный налог (ЕСН) будет заменен страховыми взносами , взнос на обязательное пенсионное страхование будет взиматься по единой ставке 26% до уровня годовой зарплаты 415 тысяч рублей. Эту сумму планируется индексировать по мере роста средней заработной платы в стране".

30 марта 2009 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации». Согласно Постановлению, Пенсионный фонд, помимо уже установленных инвестиционных инструментов, может использовать банковские депозиты в кредитных организациях для размещения временно свободных пенсионных накоплений. Это позволит повысить эффективность управления этими деньгами.

Базовая часть трудовой пенсии по старости, также как и страховая часть пенсии индексируются ежегодно по Постановлениям Правительства РФ.

В начале пенсионной реформы (на 1 января 2002 года) размер базовой части трудовой пенсии составлял 450 рублей . В результате осуществленной с 1 февраля 2002 года индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии, а также пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 6,5 %, минимальный размер пенсии составил 700 рублей, средняя пенсия ‑ 1 тысяча 380 рублей.

С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля.

Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии повышена на 17,5%. А 1 августа 2009 года будет проведена еще одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости , а ее получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года достигнет величины прожиточного минимума - это затронет 2,5 миллиона россиян.

14 апреля 2009 года, выступая на экономическом совещании по развитию пенсионной системы Российской Федерации, президент России Дмитрий Медведев заявил, что уже с 1 января 2010 года трудовые пенсии старшему поколению будут повышены с учетом «советского» стажа работы. Денежная оценка пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, будет проиндексирована на 10% плюс один процент за каждый год общего трудового стажа до 1 января 1991 года».

В результате средний размер прибавки к пенсии составит для тех, кто старше 70 лет, ‑ 1650-1700 рублей, для тех, кто в возрасте 65-60 лет, ‑ около 1300, для «молодых» пенсионеров - около 950 рублей.

Дмитрий Медведев также поставил задачу создать к 2020 году условия, чтобы россиянин, выйдя на пенсию, получал в качестве пенсии до 40% от своего прежнего заработка.

Говоря о ближайших изменениях в пенсионной системе, президент заявил, что с 1 января 2010 года вместо единого социального налога будут введены страховые взносы и заработает страховая модель пенсионной системы, при этом рост страховых взносов начнется с января 2011 года. Чтобы избежать в условиях кризиса увеличения финансовой нагрузки на бизнес, было принято решение не увеличивать в 2010 году тарифы страховых взносов. Они останутся на уровне действующей в последние годы ставки единого социального налога, которая равна 26 %. Их рост в целях балансировки пенсионной системы начнется с января 2011 года.

Реформа 2002 года, на наш взгляд, наиболее широкомасштабная. Она привела к новым механизмам начислений и выплаты пенсий. В России до реформы 2002 года, как и в СССР, действовала распределительная система пенсионного обеспечения, которая, в большей степени приближена к модели Бисмарка (описание этой модели дано ранее в главе I). Распределительная система предполагает использование всех поступивших средств в текущий период на выплаты пенсий пенсионерам здесь и сейчас; накопления как такового не происходит, нынешних работников в будущем, на пенсии, будет обеспечивать молодое трудоспособное поколение.

После реформы 2002 года пенсионная система стала смешанной, распределительно-накопительной. Такая модель предполагает часть поступающих взносов использовать на выплаты текущим пенсионерам, а часть средств накапливать на индивидуальных счетах будущих пенсионеров.

В результате действия этой модели (на период до 2010 года) трудовая пенсия стала состоять из трех частей: базовой, страховой и накопили

Базовая часть пенсии была предназначена для того, чтобы обеспечить минимальный уровень пенсии, гарантированной государством. Базовая часть устанавливалась в виде фиксированной суммы для граждан, чей трудовой стаж составляет не менее 5 лет. Она не зависела от общей продолжительности стажа и размера заработной платы в период трудовой деятельности. При издании закона в 2001 году ставка базовой пенсии была равна 450 рублей в месяц. Величина прожиточного минимума пенсионера на тот период времени составляла 1144 рубля. При достижении пенсионером возраста 80 лет и более к базовой ставке применяется повышающий коэффициент. Для примера в 2009 году размер базовой части трудовой пенсии по старости равен 2562 рубля в месяц, а для лиц, достигших 80 лет или являющихся инвалидами, размер базовой части пенсии составляет 5124 рубля в месяц. 11 ^ В настоящее время базовая часть трудовой пенсии не выделена, она входит в состав страховой части пенсии как фиксированный базовый размер страховой составляющей пенсии. Вместе с тем порядок ее формирования и назначения остался прежним, изменились только название и структурная принадлежность.

Страховая часть по самому названию говорит о том, что несет страховую функцию в общем составе пенсии. Страховая часть трудовой пенсии рассчитывается путем деления рассчитанного пенсионного капитала пенсионера на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии. Формула расчета первоначально выглядела следующим образом:

где СЧ - страховая часть пенсии по старости; ПК - общий объем расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, посчитанный на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев будущего периода выплаты пенсии, который используется для расчета страховой части пенсии. Период составляет 19 лет или 228 месяцев.

Однако существует категория граждан, чей трудовой стаж состоялся полностью или частично в период до введения нового закона. Для них предусмотрена процедура перерасчета и конвертации пенсионных прав в пенсионный капитал. Расчетный пенсионный капитал для лиц, имеющих трудовой стаж до 1 января 2002 года, определяется по формуле:

ПК = (РП - БЧ) Т, (2)

где ПК - расчетный пенсионный капитал; РП БЧ - базовая часть пенсии; Т - предполагаемый период выплаты трудовой пенсии.

Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин с общим трудовым стажем не менее 25 лет и для женщин с общим трудовым стажем не менее 20 лет по формуле:

РП = ск . - .сзл, зп

где РП - расчетный размер трудовой пенсии; ЗР - средняя заработная плата застрахованного в месяц за период с 2000 по 2001 годы, данные предоставляются на основании индивидуального учета. Также можно использовать сведения за любые 60 месяцев непрерывного стажа до этого периода. Информация предоставляется работодателями или государственными (муниципальными) органами. ЗП - средняя заработная плата за месяц в этот же период времени в РФ; СЗП - средняя заработная плата в месяц на территории РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года, используемая для исчисления или увеличения размеров государственных пенсий; СК - стажевый коэффициент, равный 0,55. Данный коэффициент повышается за каждый сверхнормативный год работы на 0,01, но не может быть повышен более чем на 0,20. Соотношение ЗР/ЗП не может быть выше 1,2. Для лиц, имеющих неполный общий стаж (менее 25 лет у мужчин и 20 у женщин), величину расчетного пенсионного капитала, рассчи-тайную как для полного стажа, необходимо поделить на количество месяцев полного стажа и умножить на количество месяцев фактически отработанных застрахованным лицом.

Под полным трудовым стажем понимается общая продолжительность трудовой деятельности до 1 января 2001 года.

Страховая часть пенсии ежегодно индексируется Правительством РФ. Размер индексации зависит от темпов роста инфляции в государстве, от индекса роста среднемесячной заработной платы в стране и от индекса роста доходов пенсионного фонда.

Накопительная часть трудовой пенсии предназначена для увеличения будущих пенсий граждан путем инвестирования накопленных средств и получения дополнительного дохода. Накопительная часть трудовой пенсии также учитывается на специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного и не имеет ограничений по сумме возможных накоплений. Она формируется за счет уплаты работодателем части страховых взносов. Расчет размера накопительной части пенсии производится по формуле:

где НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии; ПН - объем пенсионных накоплений застрахованного лица, на период назначения накопительной части трудовой пенсии; Т - количество месяцев планируемого периода выплаты пенсии по старости (определяется в законодательном порядке).

Расчет суммы накопительной части пенсии идентичен расчету страховой части пенсии. Отличия заключаются в том, что накопительная часть инвестируется в рыночные механизмы для получения дополнительной прибыли, которая будет начислена на лицевой счет. Индексация накопительной части осуществляется 1 раз в год и будет зависеть от доходов от инвестирования этих средств. В случае смерти застрахованного лица накопительная часть пенсии может быть выплачена правопреемнику, что невозможно произвести со страховой частью пенсии. Выплата накопительной части пенсии будет осуществлена застрахованному лицу или его правопреемнику в случае даже если трудовой стаж был менее 5 лет.

Таким образом, общий размер трудовой пенсии по старости ранее определялся по формуле:

П = БЧ + СЧ + НЧ, (5)

где П - пенсия; БЧ - базовая часть; СЧ - страховая часть, НЧ - накопительная часть.

  • пеуу_8Йе/рори1аЦоп/игоу/игоу4lkv.htm (дата обращения: 07.04.2010).
  • Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 30.06.2009) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". (Электронный ресурс). Документ опубликован не был. Доступ из справ, правовой системы «КонсультантПлюс».
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...