Основные проблемы оао ржд. Совершенствование инфраструктуры «РЖД»: проблемы и решения


В начале этой недели глава "РЖД" и стал одним из трех претендентов на пост сенатора от Калининградской области. Нового начальника компании 20 августа представил премьер-министр . Возглавить "РЖД" поручено первому замминистра транспорта РФ .

Белозеров является опытным чиновником, который начал свою карьеру в 2000 году в "Ленэнерго", где занимал пост коммерческого директора. Андрей Лихачев, который на тот момент являлся генеральным директором компании, отзывается о Белозерове, как о человеке амбициозном, честным и с большим кругозором.

"Мне он запомнился тем, что не пытался что-то выкрутить, украсть на закупках", - вспоминает Лихачев.

Именно такой человек сейчас и нужен компании, которая в последнее время теряет свой былой потенциал, считают эксперты. "РЖД" нуждается в реформировании, но хватит ли новому главе опыта и решимости?

Какие проблемы существуют на данный момент в "РЖД", что предстоит предпринять новому главе компании, и как коллеги оценивают руководящие способности Олега Белозерова - читайте в материале редакции .

"Наследство" Якунина

Период Якунина закончился спадом популярности железнодорожных перевозок, упадком инфраструктуры, активизацией бюрократии и увеличением государственных расходов. Но обо всем по порядку.

После прихода к руководству "РЖД" Владимира Якунина в 2005 году в компании начали говорить об активизации реформ в отрасли. И первое время Якунин оправдывал ожидания публики, однако со временем реформы переросли в "условно-реформаторскую" политику.

Якунин открыто говорил, что для развития отрасли необходимо возвращаться к методам, хорошо зарекомендовавших себя в советское время. Поступило предложение ограничить конкуренцию операторов, оставив три-четыре самых крупных, либо вернуться к нормам Устава 1963 года с месячным планированием грузов и т.д.

Якунин неоднократно заявлял, что комфорт грузоотправителей и клиентоориентированность - вещи второстепенные, по сравнению с качеством планирования. Именно в этот период в "РЖД" началась "жесткая" политика контроля вагонопотоков.

В итоге снижение скорости доставки грузов и многочисленные просрочки работ стали причиной уменьшения популярности грузоперевозок по ж/д-сообщению. Грузовладельцы начали переходить на более надежный, а в последнее время и относительно дешевый вид транспортировки - автомобильную перевозку. Спад числа заказов повлиял на бюджет "РЖД": доходы сократились, а расходы растут.

Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров отмечает, что "РЖД" сейчас зависит от госбюджета, компания уже несколько кварталов не может выйти на окупаемость. Безубыточность работы "РЖД" в 2016 году возможна только в случае повышения тарифов на 17,7%, а при меньшем росте (на 7,5-15,7%) ему потребуется 26-130 млрд руб. поддержки.

Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук отмечает еще одну проблему, с которой столкнется господин Белозеров - восстановление пассажирского комплекса. В России государство практически полностью отказалось от дотирования пассажирских перевозок, что наносит вред отрасли. Без господдержки эти перевозки сохранятся только на единичных направлениях или в крупных агломерациях.

Помимо вышеперечисленного "РЖД" испытывает колоссальную проблему дефицита инфраструктуры. На данный момент в России насчитывается 85 тысяч км железнодорожных путей. Отметим, что такая цифра соответствует США образца 1870 года. В данный момент необходимо активно строить новые сообщения.

И последняя проблема, которая также досталась в наследство от бывшего главы компании - раздробленность системы. В результате "условной реформы" Якунина железные дороги были разделены на хозяйствующие субъекты по видам деятельности - составные части "РЖД". Вотдельные структуры выведены вокзалы, подвижной состав, объекты инфраструктуры.

Данные организации сложно скоординированы, особенно с учетом того, что аппарат управления всей железной дорогой сегментирован по географическому принципу. В свою очередь, это вызвало чрезмерную бюрократию, что также вредит работе "РЖД"

Фронт работы


Большинство экспертов, опрошенных порталом РБК , сошлись во мнении, что при Якунине обсуждать какие-либо реформы в "РЖД" было бессмысленно, назначение Белозерова может дать запуск продуктивной реформаторской работы в отрасли ж/д-сообщений.

Наиболее эффективным вариантом для компании и страны в целом является создание частной инфраструктуры. Технически это представляет собой разделение "РЖД" на несколько вертикально-интегрированных компаний, которые на переходном этапе будут "дочками", а затем приватизируются.

Отдать часть полномочий в частные руки - наиболее выгодный вариант. Для сравнения эксперты приводят в пример США конца XIX века, когда за 20 лет приватизации железнодорожные сообщения выросли более чем в три раза. Опыт стран, которые не побоялись приватизации своих железных дорог в 1990–2000 годы, показал, что после этого увеличиваются инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры.

В тоже время эксперты заявляют, что данный вариант довольно опасен, потому требует тщательного подхода. Тут очень многое будет зависеть от Белозерова, его решительности и стойкости.

Помимо приватизации активов компании, новому директору предстоит выстроить инвестиционную программу. Сокращение расходов и увеличение расходов - единственное, что спасет "РЖД" от краха. Белозеров должен перевести инвестпрограмму на ту или иную разновидность лизинговой схемы, уходя от прямых закупок, сблизить тарифы на перевозку угля и высокодоходных грузов, а также повысить эффективность работы с грузовладельцами.

В общем, фронт предстоящей работы велик.

Коллеги о Белозерове


Кроме вышеназванных проблем отрасли перед новым директором "РЖД" стоим масса других задач. Одной решимостью и упорством побороть бюрократию и раздробленность компании невозможно.

"Белозеров, не имевший ранее никакого отношения к железной дороге и ни за что не отвечавший, ничего не изменит в скором времени. Ему потребуется не меньше года на обучение, чтобы отличать полувагон от хоппера", - иронизирует генеральный директор агентства Infarnews Алексей Безбородов.

С такой точкой зрения соглашается и глава компании "Русский логистический провайдер" Руслан Кисс. Эксперт не уверен, что Белозеров сможет внести весомые изменения в организацию, которая на протяжении многих лет стабильно шла одной политической линией управления.

Сторонники назначения Белозерова главой "РЖД" парируют оппонентам-скептикам достижениями чиновника на былых должностях. Юрий Агафонов, глава НП "Ассоциация предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга", напоминает, что Олег Белозеров добился изменения системы финансирования и восстановления дорожных фондов. Кроме того, он был одним из инициаторов принятия "Закона об автомобильных дорогах" и "Закона о концессиях". Чиновник также создал госкомпанию "Автодор", которая стала от имени государства выступать стороной в концессионном соглашении.

"Символическим" успехом Белозерова коллеги называют решение проблемы с "танцующим" мостом в Волгограде. После возведения нового моста жители заметили, что во время сильного ветра строение колеблется с амплитудой в 1,5 м. Расследованием ситуации занимался господин Белозеров, который смог "укротить" мост и найти виновных в многомиллионных растратах.

Таким же образом новый глава "РЖД" должен "укротить" проблемы компании и стабилизировать ее положение на рынке. Для этого необходим конкретный план действий, который новоиспеченный глава "РЖД" публично пока не освещал. Подождем.

Более двух третей россиян, в общем и целом, довольны работой Российских железных дорог (РЖД), но отмечают ряд недостатков, устранение которых им хотелось бы увидеть в ближайшее время.

Институт Общественного Мнения Анкетолог провел опрос о работе РЖД среди участников проекта из России и некоторых стран СНГ. Всего в онлайн-опросе приняли участие 1400 человек.

Более 90% россиян хотя бы раз в жизни пользовались услугами железнодорожного транспорта, и в этом смысле РЖД без преувеличения остается главной транспортной артерией России.

Ни авиаперевозки, ни автобусные маршруты не в силах составить хоть какую-то заметную конкуренцию железной дороге, особенно если речь идет о перемещениях на большие расстояния.

Тем не менее, монопольное состояние РЖД зачастую играет с ними злую шутку, ведь пока нет конкурентов, не видно и очевидных минусов в работе. Выявить проблемы помогают опросы общественного мнения, результаты одного из которых как раз и представлены в этом материале.

Куда, когда и зачем

На вопрос «как давно вы пользовались транспортными услугами РЖД», каждый пятый заявил, что это было более года назад, примерно четверо из десяти отметили срок от месяца до полугода. 13,3% респондентов пользовались железнодорожным транспортом 5 и более лет назад.

Чаще всего россияне и жители соседних с Россией государств ездят по железной дороге к месту отдыха/отпуска, либо в гости к родственникам (50% и 46% соответственно). 23% заявляют о поездках в командировки, 12% ездят на работу.

Почти половина участников исследования заявила о наиболее частых поездках в соседние регионы, 42% респондентов отметили в качестве места назначения «удаленные регионы». В другие страны по железной дороге путешествуют 12% опрошенных.

Достоинства и недостатки

Исходя из опыта пользования железнодорожным транспортом, 62,5% участников опроса отметили, что, в общем и целом, довольны работой РЖД, хотя недовольство высказала почти треть респондентов. Кроме того, половина опрошенных заявила о наличии серьезного количества недостатков, которых уже столько же, сколько достоинств. Хотя 27,8% отмечают, что достоинств все-таки больше.

Среди наиболее часто называемых недостатков оказались устаревший поездной состав (79,4%), в частности вагоны без современных удобств (70,9%). Четыре человека из десяти отметили невозможность пользования Ж/Д транспортом людьми с ограниченными возможностями (41%), практически столько же голосов недовольных набрал пункт «неудобство платформ для посадки», треть - очереди в кассы. Более 60% опрошенных среди недостатков назвали высокую стоимость билетов.

То есть среди всех перечисленных проблем РЖД более половины россиян отдали свои голоса за три пункта - устаревшие составы, несовременные вагоны и высокая цена проезда.

Разбор «полетов»

Чтобы вникнуть в тему достоинств и недостатков РЖД, респондентам были заданы вопросы о каждой транспортной услуге в отдельности.

Так, в работе пригородных электричек были выявлены следующие проблемы - некомфортная температура в вагонах, неудобство посадки при наличии сумок, коляски, велосипеда и пр. крупных вещей, а также грязь и неприятные запахи в вагонах.

Поезда дальнего следования подверглись критике также за неудобство посадки с габаритными вещами. В остальном положительных ответов оказалось больше.

Грузовые перевозки для частных лиц особых нареканий у пользователей не вызывают. Чуть больше негативных ответов заработал пункт о заказе услуг.

Решение проблемы

На вопрос о том, может ли РЖД устранить указанные недостатки самостоятельно или необходимы вмешательства извне, большинство респондентов отметили, что справиться с перечисленными проблемами самим РЖД вполне под силу. Тем не менее, многие респонденты уверены, что вмешательство властей и общественности тоже бы не помешало.

Институт Общественного Мнения «Анкетолог» - независимая исследовательская организация, специализирующаяся на опросах интернет-аудитории. Опросы проводятся среди жителей России и стран СНГ.
Пользовательские сервисы ИОМ Анкетолог позволяют создавать и проводить опросы сторонним компаниям.

11 сентября на международной выставке «Транспортная инфраструктура и путевые машины-2008» было отмечено знаменательным для отрасли событием – в рамках этого ставшего традиционным мероприятия впервые состоялось выездное заседание думского Комитета по транспорту.

В заседании участвовали депутаты Государственной думы РФ – члены Комитета и его председатель Сергей Николаевич Шишкарев, губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов, представители исполнительной и законодательной власти региона, компании «Российские железные дороги» во главе с первым вице-президентом Вадимом Николаевичем Морозовым, руководители предприятий путевого машиностроения: ОАО «Калугапутьмаш», ЗАО «Межгосударственный концерн «Трансмаш», ОАО «Тихорецкий завод им. Воровского», Группы компаний «Ремпутьмаш».

Один из основных вопросов на заседании был посвящен аспектам совершенствования инфраструктуры ОАО «РЖД».

Инициатор и организатор выездного заседания заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по транспорту, курирующий железнодорожную отрасль, Вячеслав Анатольевич Дубровин в своем выступлении отметил, что принятые правительством страны «Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года» и «Стратегия социально-экономического развития РФ до 2020 года» ставят масштабные задачи перед транспортным машиностроением, предлагая инновационный путь развития отрасли.

Слово было предоставлено и генеральному директору акционерного общества «Калугапутьмаш» Петру Владиславовичу Голубеву. Редакция предлагает вниманию читателей текст его выступления с незначительными сокращениями.



Уважаемые Сергей Николаевич Шишкарев, Анатолий Дмитриевич Артамонов, уважаемые господа депутаты Государственной думы, коллеги!

Я представляю на этом заседании производителей путевой техники, техники, которая используется для создания, поддержания в рабочем состоянии и ремонта основной составляющей железнодорожной инфраструктуры – непосредственно пути.

Впечатляющие цифры привел нам Вадим Николаевич, но, к сожалению, в последнее время в путевом хозяйстве имеет место ежегодное лавинообразное нарастание доли машин, выработавших свой срок – и экономически, и технологически выгодного полезного использования.

В среднем, как уже звучало, износ путевой техники составляет семьдесят процентов, а по ряду машин достигает и 87%.

Недостаточное обновление парка вынуждает железные дороги эксплуатировать за пределами сроков полезного использования значительное количество машин, а это, естественно, увеличивает затраты, простои, снижает эксплуатационные показатели.

Кроме физического износа техники, также остро дает о себе знать и технологическое отставание по ее производительности и уровню надежности.

С парком, находящимся в таком состоянии, невозможно создать и содержать в соответствии с повышенными нагрузками и скоростями движения железнодорожную колею, как того требует реализация принятой «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года».

Путевое машиностроение – составная часть железнодорожного машиностроения, и поэтому проблемы у нас со всеми транспортными машиностроителями во многом общие.

Однако у путевого машиностроения есть и специфика. К сожалению, она не нашла своего отражения ни в утвержденной на основании поручения правительства и Минпромэнерго «Стратегии развития транспортного машиностроения», ни в одобренной кабинетом министров «Стратегии развития железнодорожного транспорта». Непонятны также механизмы реализации этих стратегий.

Пользуясь предоставленной мне возможностью, хотел бы донести до вашего внимания те проблемы нашей отрасли, которые без поддержки Государственной думы и Правительства России мы решить будем не в состоянии.

Являясь генеральным директором машиностроительного предприятия и председателем комитета объединения производителей железнодорожной техники по инфраструктуре, знаю об этих проблемах не понаслышке.

Что же это за проблемы? Как они сформировались? Есть ли способы их преодоления?

Сегодня важнейшим для предприятия является вопрос технического перевооружения производства. Его уровень не соответствует требованиям, предъявляемым потребителями к заказываемой технике. Износ основных фондов, так же, как и в целом техники по «РЖД», составляет более семидесяти процентов.

Физический и моральный износ производственного оборудования не позволяет создавать качественный продукт. Причина старения – хроническое недофинансирование по статье «приобретение нового оборудования». Увы, это – следствие тарифной политики, длительных сроков окупаемости, отсутствия гарантий возврата средств, инвестируемых в новую технику.

Острая кадровая проблема усугубляются тем, что снижение доходов предприятий сократило финансирование НИОКРа. Минимизация цены для производителей является следствием тарифной политики, применяемой государством к основному потребителю продукции отрасли – ОАО «РЖД». Практика заключения однолетних контрактов с головной компанией не позволяет нам планировать инвестиционную деятельность.

На настоящий момент существует программа Минпромторга на два с половиной миллиарда рублей по финансированию НИОКРа в области транспортного машиностроения.

Вроде бы небольшие деньги, но получить их непросто. И опять же, без долгосрочной перспективы, подтвержденной «РЖД», воспользоваться этой программой невозможно.

Несмотря на то что на наших предприятиях, как правило, большой собственный передел, мы потребляем значительное количество комплектующих. К сожалению, качество многих из них оставляет желать лучшего. По нашей статистике, до 85% отказов путевой техники происходит из-за выхода из строя базовых комплектующих. Я никоим образом не снимаю с себя ответственность за качество, но подшипники, дизели, гидравлика, электрика, электроника, системы контроля, как это ни огорчительно, не лучшим образом влияют на качество производимой нами продукции.

Тяжело и дорого дается нашим предприятиям сертификация. Все в отрасли прекрасно понимают важность этого вопроса. Понимают, что без качества не достичь конкурентоспособности. Я имею в виду и сертификацию ISO 9001, добровольную и обязательную – для продукции железнодорожного предназначения. Пока действует один единственный сертификационный центр, пока так дороги испытания, так остра нехватка квалифицированных кадров и не разработаны технические регламенты и национальные стандарты, вся система сертификации для нас, честно скажу, не стимул, а тиски.

Еще о чем не могу умолчать, так это о том, что поддержка экспорта все-таки недостаточна. Положительные примеры реализации «Концепции развития государственной поддержки экспорта промышленных предприятий» сегодня есть. Росэксимбанк, дочерний банк Объединенного Банка Развития, помогает нам получить государственную гарантию на оплату поставки в Туркмению. Ну, немало-немного на десять миллионов долларов кредитует наше предприятие под этот контракт. Честно говоря, не знаю: то ли потому, что контракт был подписан мной в ходе визита Дмитрия Анатольевича Медведева в Туркмению, то ли система заработала. Правда, если и заработала, то не до конца. Код по внешнеэкономической деятельности, связанной с путевой техникой, до сих пор не введён в перечень продукции на компенсацию процентов по кредитам на выполнение экспортных контрактов.

Предприятия нашей отрасли поставляют много техники за рубеж, выигрывают тендеры на поставку в Иран, Ливию, Индию, Сирию, Мозамбик, в страны СНГ. Поэтому нам очень важна государственная поддержка. Взять ту же Индию. Предприниматели просят нас создать там совместное предприятие по производству нашей техники. Обещают предоставить двадцатипроцентные ценовые преференции при поставках на индийскую железную дорогу. Я обращался, просил профинансировать создание СП из суммы индийской задолженности Российской Федерации. Но, как оказалось, средств на машиностроение нет.

Вкратце перечисленные мной проблемы определяют дисбаланс между потребностями инфраструктуры и производственными возможностями предприятий. Что же следует сделать, чтобы устранить этот перекос?

Конечно, предлагаемые нами способы решения проблемы особой оригинальностью отличаться не будут. Многое уже предлагалось прежде, однако не было услышано либо не заработало.

Для решения вопроса технического перевооружения отрасли следует предусмотреть государственное субсидирование процентов по кредитам, лизинговым платежам на новое оборудование, введение ускоренной амортизации для всей новой техники. Конечно, можно ограничиться и этими шагами, но почему бы не пойти и дальше?! Не стоит ли задуматься о разработке законодательной базы по финансированию технического перевооружения из налогов и по государственному субсидированию приобретения новой техники?

Чтобы повысить технологическое качество, нужно частно-государственное партнерство в приобретении патентов, лицензий, технологий. Предлагается не только включить расходы на НИОКР в себестоимость продукции, но и государственное финансирование научно-исследовательских и опытных работ – вплоть до изготовления и сертификации опытных образцов. Включение затрат на НИОКР в расходы – это, в принципе, большой шаг вперед. Но чтобы сделать эти расходы, надо еще доходы получить.

Предлагается также в программе Минпромторга по финансированию НИОКР в области транспортного машиностроения до 2015 года определить разработку техники для создания инфраструктуры (вплоть до сертификации опытных образцов) приоритетным направлением. Есть возможность не увеличивать затраты государства, а привлечь в отрасль инвесторов, в том числе иностранных. Однако для этого необходимо соблюдать следующие условия: экономическая политика должна быть предсказуема, а окупаемость вложенных средств – обеспечена.

Следует ввести в практику долгосрочные, не менее чем на пять лет, контракты с ОАО «РЖД» и включать в цену инвестиционную составляющую (по аналогии с тарифом «РЖД»).

Надо снять НДС и пошлины на ввоз тех комплектующих, которые не производятся в России.

Сегодня привлечению инвестора препятствуют низкий и контролируемый уровень рентабельности в отрасли, долгая окупаемость, отсутствие гарантий сбыта. Безусловно, мы говорим только о тех инвесторах, о тех иностранных партнерах, которые готовы передавать нам технологии, а не о стремящихся поставить с помощью поставки комплектации, в полную, я бы сказал, дорогостоящую зависимость нашу стратегически важную отрасль.

Уже говорилось о необходимости участия государства в развитии ключевых направлений. Хотелось бы немножко добавить. Получается так: государство регулирует тарифы для ОАО «РЖД», компания ограничивает машиностроителей в цене на продукцию, машиностроители ищут на рынке комплектующие подешевле. Это сверху. А снизу настоящий рынок – газ, металл, электричество. Тяжеловато.

Для сохранения стимулирующего эффекта сертификации необходимо разрешить альтернативный центр сертификации, работать над развитием технических регламентов, стандартов, осуществлять подготовку кадров.

В аспекте поддержки экспорта хотелось бы обратиться к министерству финансов с просьбой о введении кода внешнеэкономической деятельности путевой техники в перечень продукции, разрешенной для компенсации процентов по кредиту по выполнению экспортных контрактов. И еще: проработать возможность более широкого использования средств из государственных долгов Российской Федерации для создания совместных предприятий с участием перспективных российских железнодорожных машиностроительных предприятий за рубежом.

Я попытался выделить основные проблемы, мешающие развитию отрасли, работающей на удовлетворение потребностей инфраструктуры железных дорог. Прошу вашего участия в реализации предложенных мер. Результаты наших усилий, состояние наших машиностроительных предприятий вы могли видеть сегодня на выставке.

Несмотря на трудности, за последние годы созданы новые высокопроизводительные путевые машины и механизированный инструмент. Не могу отказать себе в удовольствии и не отметить наших «красавцев», в частности – «путьмашевскую» линейку продукции, обновленную за пять минувших лет. Это – мощные укладочные краны, предназначенные для строительства высокоскоростных магистралей, современные рельсосварочные машины, оригинальные распределители балласта... Очевидно, отрасль путевого машиностроения не сошла с рельс развития.

Пусть меня простят, но, по-моему, уровень путевого машиностроения сейчас выше уровня локомотивостроения и вагоностроения. Это доказывают и представленные на выставке образцы, и наши экспортные контракты. И тем более необходимо, чтобы государство обратило внимание на нас, чтобы нам не потерять то, что смогли сохранить и даже приумножить за последнее время. Все это так нужно, чтобы мы смогли выполнить свою главную задачу по обеспечению инфраструктуры железных дорог современной техникой.

Думаю, что коллеги-производственники не поймут меня, обойди я стороной общие для всей нашей промышленной отрасли вопросы. Буду краток.

Налог на добавленную стоимость. Снижение его «тяжкого бремени», особенно для машиностроительных заводов с их большим собственным переделом и длительным циклом изготовления продукции, позволит самим предприятиям направлять дополнительные средства на решение перечисленных проблем, ускорит возврат инвестиций.

Кадровые проблемы. Только новая система непрерывной подготовки кадров по рабочим и инженерным специальностям поможет решить этот вопрос.

Вопрос о собственности на землю под предприятиями. Без его решения не может быть реальных гарантий защиты прав собственника (на компанию, недвижимость, интеллектуальную собственность), гарантий, что все останется у предпринимателя, пока он сам не захочет с этим расстаться. Только тогда будут инвестиции – и финансовые, и интеллектуальные.

Естественно, многие прозвучавшие предложения сводятся к государственной финансовой поддержке. Но я хочу напомнить, что Дмитрий Анатольевич Медведев на встрече с ведущими предпринимателями России сказал: «Инфраструктура и все, что с ней связано, важно стратегически и даже для национальной безопасности, а сроки окупаемости и объемы инвестиций превышают возможности частного бизнеса».

И последнее. Учитывая, что на территории Калужской области сосредоточены ведущие предприятия путевого машиностроения, такие как «Калугапутьмаш», большой куст заводов «Ремпутьмаша», «Калугатрансмаш», Людиновский тепловозостроительный завод, а также то, что руководством области создан идеальный инвестиционный климат, целесообразно создать здесь центр путевого машиностроения. Это позволит сконцентрировать выделяемые средства, с одной стороны, и осуществить контроль за их эффективным использованием, с другой.

Центр, или, если хотите, технопарк, первоначально может заняться конструктурско-технологической разработкой опытных образцов путевой техники с последующей передачей и внедрением их в производство; освоением инноваций; созданием общих для отрасли систем и агрегатов, таких как гидравлические передачи, подбивочные блоки, унифицированные для различных типов путевых машин тележки и колесные пары, устройства контроля пути, управления рабочими органами.

Для успешного осуществления данной деятельности необходимо приобрести современное оборудование, привлечь иностранных партнеров, владеющих передовыми технологиями, организовать группы высококвалифицированных разработчиков, определить основные направления деятельности регионально-отраслевого технопарка. И – особо подчеркну – закрепить взаимные обязательства в трехстороннем договоре между Калужской областью, компанией «РЖД» и технопарком.

Калужский завод путевых машин и гидроприводов готов предоставить свою площадку в качестве базы для будущего центра по развитию путевого железнодорожного машиностроения.

© Евразия Вести XII 2008

Дмитрий Медведев назначил руководить РЖД первого заместителя министра транспорта Олега Белозерова. Сможет ли 45-летний чиновник, ранее занимавшийся в основном автомобильными дорогами, повысить эффективность железных дорог, вернуть на них грузы и пассажиров - главный вопрос дня.

Новым главой ОАО " " премьер-министр назначил петербуржца, первого замминистра транспорта . Последние его передвижения по карьерной лестнице могут говорить о том, что пост главы РЖД он занял не случайно.

В мае 2015 года Белозерова повысили до первого замминистра. А в июле 2014 года, еще в статусе замминистра, он вошел в совет директоров РЖД и, возможно, уже ознакомился со слабыми местами монополиста.

В сравнении с вечным , казалось бы, Владимиром Якуниным новый руководитель очень молод - в конце сентября ему исполнится 46 лет. Бывшему теперь уже президенту РЖД, напомним, 67.

Что делать?

На новом месте Олегу Белозерову предстоит продолжить реформирование РЖД, а точнее, исправлять ошибки, допущенные предшественником. Одно из главных упущений, по мнению многих участников транспортно-логистического рынка, в том, что в результате реформы железные дороги были разделены на хозяйствующие субъекты по видам деятельности - составные части РЖД. В частности, АО " " занимается пассажирскими перевозками дальнего следования - убыточное общество, спрос на услуги которого сокращается.

Зато Дирекция скоростного сообщения - филиал ОАО "РЖД" - генерирует прибыль, оперируя скоростными поездами "Сапсан", "Аллегро" и др. Спрос на них стабильно растет. Пригородные перевозки тоже выведены в отдельные организации - пригородные пассажирские компании, которые контролируют РЖД, а у субъектов РФ, как правило, блокирующий пакет. Без достаточных дотаций субъектов Федерации число пригородных поездов и маршрутов сокращается.

Также в отдельные структуры выведены вокзалы, подвижной состав, объекты инфраструктуры. Все эти общества сложно скоординированы, особенно с учетом того, что аппарат управления всей железной дорогой сегментирован по географическому принципу, например, - филиал РЖД - эксплуатирует железнодорожную инфраструктуру Северо-Запада РФ, в том числе линии между Петербургом и Москвой.

"Договариваться с разными железными дорогами - это все равно что вести переговоры с разными государствами. В результате из-за организационных проволочек поезд на границе одной железной дороги с другой может простоять 8-9 часов. А потом мы удивляемся, что скорость на железной дороге низкая. А проблема не в медлительности поездов, а в бюрократии РЖД", - говорит один из участников рынка железнодорожных перевозок.

Главным позитивным достижением реформы железных дорог можно считать либерализацию рынка грузовых перевозок. В этом секторе сегодня работает множество частных компаний, благодаря которым грузовладельцы не мучаются сегодня вопросом, где взять вагоны. В начале реформы отечественные предприятия не могли вовремя отправить продукцию потребителю из-за банального дефицита вагонов. А сегодня другая проблема - избыток подвижного состава, который мешает нормальному движению поездов.

Показатели РЖД

Источник: rzd.ru


Одной из важных задач для нового руководителя станет привлечение на железную дорогу высокомаржинальных (контейнерных) грузов, которые сейчас перевозятся в основном автомобильным транспортом, а по железной дороге транспортируются в основном уголь и руда.

Эксперты сомневаются , что со сменой главы РЖД что-то быстро изменится на дороге. "Белозеров, не имевший ранее никакого отношения к железной дороге и ни за что не отвечавший, ничего не изменит в скором времени. Ему потребуется не меньше года на обучение, чтобы отличать полувагон от хоппера", - иронизирует генеральный директор агентства Infarnews Алексей Безбородов.

С ним соглашается глава компании "Русский логистический провайдер" Руслан Кисс: "Удивительно, конечно, как неожиданно и быстро у нас меняются главы таких крупных компаний, как РЖД. Плохо или хорошо, но она стабильно функционирует. Железнодорожная монополия настолько велика, неповоротлива, что ждать быстрых изменений в ее сервисе или тарифной политике не стоит. Сейчас интересно, какую стратегию развития выберет новый руководитель".

Инвесторы, готовьтесь

В каком направлении будет развивать железные дороги Белозеров, можно предположить по его предыдущей деятельности. В 2004 году Олег Белозеров возглавил Федеральное дорожное агентство (ФДА). Его финансовое состояние было не лучше, чем у РЖД, хотя это не совсем корректное сравнение: РЖД все же зарабатывает более 1 трлн рублей в год. Тем не менее денег на развитие автодорог практически не было. На развитие железных дорог их тоже катастрофически не хватает.

"Помню, Белозеров тогда докладывал правительству , что если не предпринимать мер, то дороги разрушатся. Агентство под его руководством добилось изменения системы финансирования и восстановления дорожных фондов. Кроме того, он был одним из инициаторов принятия "Закона об автомобильных дорогах" и "Закона о концессиях". Белозеров также создал госкомпанию "Автодор", которая стала от имени государства выступать стороной в концессионном соглашении", - вспоминает , глава НП

Олег Белозеров считается одним из главных апологетов платных дорог. Именно в бытность руководителем ФДА он добился утверждения проектов строительства платной скоростной трассы М-11 Москва - Петербург и Западного скоростного диаметра. Белозеров всегда лоббировал идею о том, что дороги не могут строиться только за бюджетный счет, к этому процессу нужно привлекать инвесторов.

Кстати, Владимир Якунин тоже любил обременить частных инвесторов строительством железнодорожной инфраструктуры, а затем забрать ее на баланс РЖД. Но не всегда это получалось. Самый яркий пример - это конфликт между РЖД и структурами группы "Сумма" Зиявудина Магомедова по поводу реконструкции станции Ермилово.

Опыт решения нестандартных задач пришел к Олегу Белозерову на посту замминистра. История с "танцующим" мостом в Волгограде, который ему поручили "усмирить", стала главным испытанием в карьере чиновника. Тогда на всю страну стало известно, что только что построенный мост через реку Ахтуба во время сильного ветра колеблется с амплитудой 1,5 м.

Вдобавок ревизия обнаружила , что из 12 млрд рублей, затраченных на сооружение переправы, 1,5 млрд - неоправданный перерасход. Белозерову удалось все уладить и возобновить движение по мосту в 2011-м. Возможно, что и с задачей улучшения качества железных дорог новый глава РЖД тоже справится безупречно и в кратчайшие сроки.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

18 сентября 2003 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 585 было создано открытое акционерное общество "Российские железные дороги".

Постановлением от 20 декабря 2004 г. N 810 были внесены изменения в предлагаемый Устав ОАО "Российские железные дороги", который определил основные цели, задачи, виды деятельности акционерного общества, порядок организации его деятельности, а также особенности управления <1>. Устав ОАО "РЖД" был создан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "Об акционерных обществах", "О приватизации государственного и муниципального имущества" и "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта". На основании вышеперечисленных нормативных актов ОАО "Российские железные дороги" является юридическим лицом и организует свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации.

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (в ред. Постановления Правительства РФ от 20 декабря 2004 г. N 810) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 39. Ст. 3766.

Следует отметить, что создание открытого акционерного общества "Российские железные дороги" стало одним из этапов реформы в области железнодорожного транспорта, направленной в первую очередь на отказ государства (в лице Правительства Российской Федерации) от статуса монополиста в сфере железнодорожного транспорта. Однако, внимательно прочитав Устав открытого акционерного общества "Российские железные дороги", можно найти ряд несоответствий и противоречий принципам создания открытых акционерных обществ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах" акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

В соответствии со ст. 7 гл. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" можно определить основные признаки открытого акционерного общества.

Открытое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований Федерального закона "Об акционерных обществах" и иных правовых актов Российской Федерации.

Открытое акционерное общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации.

Число акционеров открытого общества неограниченно.

В открытом акционерном обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества <2>.

<2> Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 1996 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 192-ФЗ) // Российская газета. 1995. 29 дек.; Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

Аналогичные положения определены и в Гражданском кодексе Российской Федерации, в соответствии со ст. 97 гл. 4 (части первой) которого открытым признается акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, а закрытым признается акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц <3>.

<3> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г. (в ред. от 2 июля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; Российская газета. 1994. 8 дек.

Формально акционерное общество "Российские железные дороги" является открытым, однако на деле мы видим, что это далеко не так.

В ч. 5 Устава ОАО "РЖД" сказано: "Статья 37. Единственным акционером общества является Российская Федерация.

От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации" <4>.

<4> Устав открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (в ред. Постановления Правительства РФ от 20 декабря 2004 г. N 810), утв. Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. N 585 // Собрание законодательства РФ. 2003. N 39. Ст. 3766.

Налицо наличие одного акционера единого хозяйствующего субъекта ОАО "РЖД".

В ч. 1 ст. 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" сказано:

"1. Учредителем единого хозяйствующего субъекта является Российская Федерация.

Решение об учреждении единого хозяйствующего субъекта принимается Правительством Российской Федерации" <5>.

<5> Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта". Принят ГД ФС РФ 7 февраля 2003 г. (в ред. от 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 9. Ст. 805; Парламентская газета. 2003. 5 марта; Российская газета. 2003. 5 марта.

Это также соответствует скорее принципам закрытого акционерного общества.

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах" закрытым акционерным обществом признается акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Таким учредителем как раз и является Российская Федерация в лице Правительства РФ.

Противоречия принципам открытого акционерного общества можно также наблюдать и в организации порядка управления ОАО "РЖД". В соответствии со ст. 47 Федерального закона "Об акционерных обществах" высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров, акционерное общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров.

Сразу же сам собой напрашивается вопрос: каким образом возможно существование собрания акционеров, если в акционерном обществе "Российские железные дороги" всего один-единственный акционер - ГОСУДАРСТВО (выделено мною. - Авт.)?

В формальном плане статус акционерного общества "Российские железные дороги" как открытого обусловлен Положением Федерального закона "Об акционерных обществах" (ч. 4 ст. 7), которое гласит: "Общества, учредителями которых выступают в случаях, установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми".

В результате мы видим, что государство (в лице ОАО "РЖД") является единственным акционером данного акционерного общества и, как следствие, монополистом в сфере железнодорожного транспорта, что никак не укладывается в тот курс демократизации и отказа от государственных монополий, который был провозглашен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Итак, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в Уставе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" налицо противоречия принципам организации открытого акционерного общества.

На данный момент ОАО "РЖД" представляет собой скорее закрытое акционерное общество, нежели открытое.

По моему мнению, для выхода из данной ситуации необходимо продолжение реформы железнодорожного транспорта, определение на конкурсной основе кандидатов на роль акционеров ОАО "Российские железные дороги", кандидатура и деятельность которых будут отвечать национальным интересам Российской Федерации, так как качественное функционирование и развитие железнодорожного транспорта и всего с ним связанного является приоритетным направлением национальной политики Российской Федерации.

Следует отметить, что мероприятия в данном направлении имеют место и имеют перспективу. Так, например, с 12 по 14 сентября 2005 г. в Ростове-на-Дону прошла первая в рамках ОАО "Российские железные дороги" Ассамблея начальников железных дорог России. Основной темой Ассамблеи стала тема реформирования крупнейшей ветви транспортной отрасли страны - компании "Российские железные дороги". Основным мероприятием по реформированию ОАО "РЖД" является его демократизация и, как следствие, его преобразование в более демократичное объединение, которое будет на самом деле представлять собой открытое акционерное общество <6>. Однако сразу же напрашивается вопрос: что понимается под демократизацией? Создание дочерних и зависимых обществ? Но ведь это не приблизит АО "РЖД" к открытому АО, так как на открытую подписку выпускают акции дочерних и зависимых обществ, а не ОАО "РЖД".

Наличие одного-единственного акционера ОАО "РЖД" порождает проблемы в управлении. Реформа ОАО "РЖД" заключается в создании холдинга, т.е. в создании ряда дочерних и зависимых предприятий, подчиняющихся одному предприятию - ОАО "РЖД". Подразумевается такая схема управления предприятием, при которой государственный представитель, с одной стороны, не несет ответственности за результаты хозяйственной деятельности, а с другой - загружен составлением отчетов и повязан необходимостью согласовывать с аппаратными чиновниками голосование по наиболее принципиальным вопросам управления акционерным обществом. Очевидно, что представитель государства должен иметь более широкие правомочия и нести реальную имущественную ответственность за результаты деятельности АО - только в этом случае можно рассчитывать на его заинтересованность в укреплении и развитии компании. Примером холдинговой системы, подобной той, к которой стремится сейчас ОАО "РЖД", может являться система железных дорог Германии, где отказались от системы государственного управления железными дорогами, частично приватизировав их, однако это не оправдало себя экономически.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...