Основные цели демографической политики рф. Цели и задачи демографической политики в современной России



Первое послевоенное пятилетие – один из наиболее сложных периодов жизни колхозного крестьянства, в истории советской деревни. Восстановление колхозов, МТС, совхозов началось сразу после освобождения от оккупации. По собственной инициативе колхозники восстанавливали разоренные артели.

Колхозный строй успешно выдержал суровые испытания войны. Не смотря на отвлечение в армию значительной части рабочей силы и техники, сельские труженики обеспечивали потребности страны в продовольствии и сырье, внесли огромный вклад в общее дело разгрома врага. Советское государство мобилизовало все силы для разгрома врага и по этому вынуждено было, наряду с промышленностью, максимально использовать экономические и людские ресурсы сельского хозяйства, колхозов. В то же время материальная помощь деревне была предельно сокращена.

Последствия войны сказывались не только на производительности, но и на образе жизни колхозников. Ухудшение их материального положения, большие трудности были с уровнем культурно-бытовых потребностей населения. Вместе с восстановлением колхозного производства предстояло восстанавливать и поднимать на новый уровень культуру, быт колхозной деревни, изменять ее социальный облик.

Таким образом, колхозы вступали в первый послевоенный год значительно ослабленными, с резко сократившимися трудовыми ресурсами, подорванной материально-технической базой, ослабленным животноводством. Это и определило исключительную трудность их восстановления и дальнейшего развития в первые послевоенные годы.

Четвертый пятилетний план.

Основные задачи в области сельского хозяйства были определены в четвертом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства (1945-1950) принятом Верховным Советом СССР в марте 1946 года.

К концу пятилетки планировалось не только достигнуть довоенного уровня производства продукции сельского хозяйства, но и превзойти его на 27%. Основные задачи пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 – 1950 годы состояли в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его в значительных размерах.

Важнейшей задачей и особенностью послевоенного пятилетия было первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и транспорта, что отвечало и интересам деревни.

Большое место в плане занимает вопрос материально-производственной базы сельского хозяйства, организационно-хозяйственного укрепления колхозов, роста их общественного богатства, доходов, повышение производительности труда, восстановление демократических основ управления колхозами.

Наряду с первоочередным восстановлением и развитием промышленности и транспорта пятилетний план намечал «добиться подъема сельского хозяйства и промышленности, производящей средства потребления для обеспечения материального благополучия народов Советского Союза и создания в стране обилия основных предметов потребления».

Задача увеличения предметов потребления в решающей мере зависело от восстановления и развития сельского хозяйства и прежде всего общественного хозяйства колхозов, следовательно, в пятилетнем плане ставилась задача всемерного укрепления колхозного хозяйства.

Пятилетний план развития и восстановления народного хозяйства СССР охватывал все стороны жизни колхозной деревни: восстановление и развитие производства, организационно-хозяйственное укрепление колхозов, решение ряда важных социальных проблем. В его основе лежали задачи восстановления колхозной экономики, преодоление последствий войны. В то же время план предусматривал и значительный шаг в перед всех отраслей сельского хозяйства, колхозного производства, дальнейшее развитие колхозного строя. Большое внимание уделяется в плане повышению материального благосостояния и культурного уровня населения. Намечается превзойти довоенный уровень народного потребления, отменить карточную систему на продовольственные и промышленные товары. План предусматривал достижение довоенных показателей производства сельского хозяйства. В плане были определены и основные пути достижения этих показателей: рост посевных площадей, а также урожайности на основании повышения культуры земледелия.

Важнейшей задачей сельского хозяйства на пятилетку было повышение урожайности и увеличение сбора всех культур. Пятилетний план предусматривал следующие условия для роста урожайности: намечалось восстановление и введение правильных севооборотов, которые были нарушены в результате войны, увеличение поставок минеральных удобрений.

Пятилетний план предусматривал некоторые, довольно высокие и иногда экономически недостаточно обоснованные показатели в области сельского хозяйства, что во многом объяснялось предельно обострившимися потребностями страны в скором улучшении материального положения населения, обеспечении страны продовольствием при ограниченных возможностях государства и колхозов для их достижения. В этом заключалась основная трудность в осуществлении плана.

Засуха. Ко всем последствиям войны прибавились еще и проблемы, возникшие в связи с засухой, охватившей в 1946 году большую часть сельскохозяйственных районов. Засуха 1946 года охватила почти все зерновые районы страны. В первый послевоенный год государство не могло противопоставить засухе такой комплекс мер, который не допустил бы ее пагубного влияния. Неурожай в южных областях, сокращение возможностей заготовки сельскохозяйственной продукции требовали изменения в заготовительной политике, создания условий повышающих заинтересованность колхозов и колхозников областей не охваченных засухой, в увеличении продажи своих продуктов. Однако таких изменений не произошло.

Принципы заготовительной политики, сложившиеся в довоенные годы и во время войны, сохранились и в первый послевоенный год. Остался без изменений налоговый характер заготовок. Обязательные поставки сельскохозяйственной продукции исчислялись с гектара пашни или с гектара все сельскохозяйственных угодий. При этом не учитывалось, что значительные площади земли колхозов из-за нехватки техники и людей пустовали. не засевались, а с них начислялись государственные поставки. Нормы поставок продукции животноводства с колхозов увеличились в годы войны, остались без изменений и в 1946. Сохранились прежние, по существу символические заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию, далеко не возмещающие стоимость ее производства.

С приближением времени хлебозаготовок колхозы и совхозы охваченные засухой, обращались с просьбами о снижении планов заготовок. Большинство просьб не получило поддержки.

Для того чтобы обеспечить самые необходимые потребности страны в продовольствии от руководителей требовалось выполнение заданий по хлебозаготовкам любой ценой. На места рассылались грозные телеграммы, требующие ускорения заготовок, безусловного выполнения плановых заданий.

Для организации хлебозаготовок, их ускорения в колхозы направлялись уполномоченные районных, областных партийных органов, группы работников ЦК ВКП(б), Министерства сельского хозяйства, Министерства заготовок.

Уполномоченные различных уровней, направлявшиеся для проведения хлебозаготовок, не редко не учитывали то положение, в котором оказывались колхозы после выполнения плана. Для выполнения плана иногда сдавался и семенной фонд.

Попытка местных партийных работников председателей колхозов оставить часть зерна для нужд колхоза, выдать колхозникам на трудодни до выполнения плана нередко рассматривались как саботаж хлебозаготовок, антигосударственная деятельность, виновные привлекались к строгой ответственности. Усилен был нажим заготовителей на кулацко-зажиточную часть крестьянских хозяйств. Критерии для выделения таких хозяйств были довольно неопределенными, нередко обыски проводились и у середников.

Несмотря на все меры, планы заготовок хлеба не выполнялись. Собрано было все что можно было убрать, но на больших территориях страны убирать практически было нечего. Но несмотря на все сложности, целом по стране план хлебозаготовок на начало 1947 года был выполнен на 78,8%.

Сложно проходили и заготовки животноводческой продукции, были сохранены высокие планы заготовок мяса и молока. Большая часть колхозов эти планы за предыдущие годы не выполняла. Недоимки 1945года включались в план 1946года.

Планы заготовок животноводческой продукции вместе с недоимками в некоторых областях иногда превышал выход этой продукции. Количество скота сдаваемого в заготовки, увеличивалось еще и потому, что значительная часть его имела недостаточную упитанность. В районах охваченных засухой, возрос падеж скота.

Известный вклад в мобилизацию продовольственных продуктов внесла потребительская кооперация. С ноября 1946 года разрешалось закупать повсеместно зерно после выполнения областью, краем, республикой государственного плана заготовок и закупок, а продукты животноводства, овощи, фрукты – после выполнения в установленные сроки обязательств по госпоставкам. Закупка продукции разрешалась по ценам, складывающимся на рынке в местах закупки.

Спасти от голода, обеспечить хотя бы минимальные потребности населения в продовольствии можно было при самом экономном, строгом распределении хлебного фонда. Пришлось сохранить карточную систему распределения хлеба, отказаться от свободной торговли им в 1946году, как намечалось в пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР. Но нормы снабжения по карточкам разных категорий городского населения в течение 1946 года и до нового урожая 1947 года несколько раз менялось в сторону их сокращения. Эти нормы для работающих и иждивенцев по месяцам были различны: от 1,2 до 0,4кг в день до 250-150гр (для иждивенцев).

Особенно тяжелыми были последствия засухи для сельского населения. Все городское население получало по карточкам небольшие нормы хлеба плюс то, что удавалось дополнительно приобрести в системе общественного питания своего предприятия или на рынке. Ни один из названных для горожан источников продовольствия не был доступен колхознику. На трудодни во многих колхозах хлеб не выдавался. Не оправдало надежд и личное подсобное хозяйство.

Сельским жителям, колхозникам областей охваченных засухой, была оказана продовольственная помощь, но она была недостаточной. а нередко и опаздывала.

Помощь в разных областях распределялась не одинаково.

Последствия засухи продолжали сказываться и в последующие годы. Засуха замедлила процесс преодоления последствий войны в сельском хозяйстве и способствовала оттоку населения из деревни.

Важным вопросом было максимальное вовлечение в производство всего колхозного населения, полное использование трудовых ресурсов деревни и возможность за счет этого покрыть недостаток рабочей силы.

Формы руководства, каналы и рычаги воздействия государства на колхозы были самыми разнообразными. Центральное звено государственного руководства сельским хозяйством – планирование. В послевоенные годы были осуществлены важные меры по улучшению планирования народного хозяйства. Засуха 1946 и продовольственные трудности 1946-1947 годов потребовали осуществления дополнительных мер по дальнейшей централизации планирования.

Меры по восстановлению сельского хозяйства

Состояние сельского хозяйства требовало принятия незамедлительных мер. Его отставание становилось тормозом развития всей послевоенной экономики страны.

Впервые послевоенные годы правительство разрабатывает конкретные меры по скорейшему восстановлению и развитию сельского хозяйства. В сентябре 1946 Совет Министров СССР в интересах укрепления и развития колхозов принимает постановление «О мерах по ликвидации нарушений устава сельскохозяйственной артели в колхозах». В постановлении резко осуждается факты неправильного расходования трудодней расхищения общественных земель колхозов, колхозного имущества, нарушения демократических основ управления жизнью сельскохозяйственных артелей. Важным условием организационно-хозяйственного укрепления колхозов организации производства было соблюдение «Устава сельскохозяйственной артели.». Условия военного времени не позволили в полной мере соблюдать положения устава. Но и впервые мирные годы сохранились различные нарушения уставных форм: в пользовании землей, имуществом, в реализации демократических принципов управления колхозами, в расходовании трудодней.

В районах и областях в среде партийного аппарата процветала круговая порука, различные виды хищений и поборов колхозного имущества, практически были узаконены все формы кормлений в колхозах местного чиновничьего слоя.

Отмеченные явления после войны стали носить столь массовый характер, что министерство, проводившее проверку в колхозах летом 1946 года, просило высшие партийные и государственные органы принять специальное правительственное решение.

Эти нарушения объясняются объективными и субъективными причинами. Сказываются последствия войны, общие экономические трудности. В этих условиях местные органы власти пытались за счет колхозов проводить некоторые работы, не имеющие непосредственного отношения к колхозному производству.

Партийные и советские органы, земельные органы республик, краев, областей обязывались ликвидировать нарушения Устава и оградить колхозы от посягательств на колхозное имущество, покончить с практикой расхищения в колхозах трудодней и неправильного распределения расходов.

Для установления строгого контроля за соблюдением « Устава сельскохозяйственной артели». и решения вопросов колхозного строительства при правительстве СССР в соответствии с этим постановлением был создан Совет по делам колхозов во главе с А. А Андреевым. В задачи Совета входило: улучшение Устава сельскохозяйственной артели на основании предложений передовиков колхозного строительства, выработка мер по системе расширения общественного хозяйства колхозов, разработка системы поощрений хозяйств, выполняющих обязательства перед государством.

В первый послевоенный год усилия тружеников сельского хозяйства, меры, осуществленные партией и правительством, не дали ожидаемого результата. Во многом помешала засуха. И без того тяжелое продовольственное положение в стране еще более обострилось. Партийно-государственная власть в лице многочисленных уполномоченных при активном участии судебных и милицейских органов, часто для выполнения государственных планов не проводили различий между общественным и личным хозяйством, обязывая последние возмещать недовыполнение колхозных заданий. Одна из важных задач пятилетки заключалась в том, чтобы обеспечить дальнейший технический прогресс во всех областях народного хозяйства, в том числе и в сельском хозяйстве.

Документы свидетельствуют, что подобная практика сохранилась и в последующие годы. Административно-чиновничий слой на местах являлся главной опорой центральной власти в деревне. Он же из-за быстрого роста, многочисленности, ужесточения методов командования деревней стал представлять серьезную опасность стабильности существующего строя. Его интересы вступают в серьезные противоречия с интересами центральной власти. Анализ практических мер государства и изучение крестьянских писем показывают, что основной задачей партийно-государственной администрации являлся постоянный надзор и контроль за выполнением колхозниками, колхозами и единоличниками обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов, а так же контроль за уплатой многочисленных налогов, среди которых особой тяжестью отличался хозналог.

Наряду с отсутствием в колхозе заработка, гарантирующего прожиточный минимум семье крестьянина, действующая система, вынуждавшая колхозников большую часть времени трудиться на государство бесплатно, приводила к повсеместным уклонениям от участия в колхозном производстве, являясь главным тормозом его развития. Ответные меры властей на нежелание крестьян трудиться в колхозах выражались в форме непрерывного ужесточения налогового гнета, в стремлении перекрыть «лазейки» в законе. В послевоенные годы происходит ужесточение личной ответственности крестьян за нежелание трудиться в колхозе. Документы свидетельствуют, что государственная политика в отношении крестьян после войны не претерпела существенных изменений по сравнению с эпохой социалистической реконструкции ни по способам и формам, ни по содержанию – преобладает безудержная эксплуатация и выкачка из деревни продовольственных и людских ресурсов для сверхиндустриализации и зажиточной жизни верхушки.

Налоги. Главным нервом экономической политики в те годы являлись налоги. Крестьянский двор (и колхозный, и единоличный) подлежал обложению государственным, натуральным налогом в форме общих поставок продуктов. Норма сдачи для единоличного хозяйства была выше. Недоимки по поставкам, как правило переходили на следующий год, суды взыскивали по ним штрафы, описывали в пользу государства крестьянское имущество. Проект принимаемых исчислений поставок установилось в 1940 году для колхозов и на крестьянские дворы.

Уже в апреле 1945 года правительство восстановило взимание обязательных поставок животной продукции в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Послевоенная система налогообложения состояла из нескольких видов государственных и местных налогов.

К государственным относились два самых крупных вида налогов – сельскохозяйственный и подоходный (для рабочих), а также налог холостяков, одиноких, малосемейных граждан, рыболовный и билетный (разрешение на ловлю рыбы) сборы, налог на лошадей единоличных крестьянских хозяйств. К местным налогам относились: налог со строений, земельная рента, разовый сбор на колхозных рынках и др.

Как самостоятельный платеж действовала государственная пошлина. Почти каждая семья в сельской местности платила самообложение – добровольный сбор, устанавливаемый на собраниях большинством селян.

Важную роль в жизни крестьянского двора играл также сельскохозяйственный налог, введенный еще в 1923 году. После войны оклад сельскохозяйственного налога постоянно повышался, а в 1948 году были отменены льготы многим крестьянским хозяйствам.

Выполняя обязательные поставки, крестьянин «продавал» государству часть произведенной продукции как бы возмещая то, что недодавал колхоз. Уплачивая сельскохозяйственный налог, крестьянин вынужден был из-за недостатка денег продавать необходимые ему продукты. Нормы доходности, с которых начислялся налог, учитывали лишь среднюю урожайность, продуктивность скота и рыночные цены. Реально же доходы большинства крестьянских хозяйств значительно уступали произвольно завышенному финансовыми органами окладу налога.

Сельскохозяйственный налог выполнял важную функцию по созданию и поддержанию рыночных отношений в стране. Эти рыночные отношения вырастали из крестьянской нужды и порождались не избытком сельскохозяйственной продукции у основной массы сельского населения, а ее недостатком. При установленных нормах государство слабо учитывало различные природные условия хозяйства и факторы, способствующие наличию рынков.

Из-за неоднократного снижения государством розничных цен на продукты питания после войны и в связи с проведением денежной реформы в 1947 году рыночные цены также снижались. Если в 1940 году средняя сумма налогов на один колхозный двор составляла 112 рублей, то в 1951 – 523 рубля.

Ежегодно большинство колхозов и совхозов вынуждены под давлением отдавать последнее зерно, не обеспечивали своим работникам натуральную и денежную оплату труда.

По причине крайней дороговизны хлеба и расстроенных личных хозяйств население не могло оплачивать растущие налоги. Многократно возросшие недоимки оказали губительное воздействие на государственный бюджет. Правительство не видело другого выхода, кроме очередного повышения налогообложения и усиления правовой ответственности за несвоевременный расчет.

Важной составляющей частью правительственных мер являлось налоговое давление на крестьян. Налог имел силу закона. Сбор налогов был настолько важным мероприятием, что к работе по обеспечению поступления платежей в помощь налоговым агентам привлекался весь сельский актив.

Налоговое законодательство изменялось в ходе первой пятилетки и, как правило, не в пользу крестьян. В 1948 году от уплаты налогов освобождались хозяйства нетрудоспособных колхозников и единоличников, не имевших трудоспособных членов семьи. После указа 1948 года «Об изменении закона о сельскохозяйственном налоге» такие хозяйства колхозников облагались 50%налогом, единоличники лишались льгот.

Доходы По мере восстановления колхозного и совхозного производства, всего народного хозяйства росло и материальное благосостояние колхозников. В условиях колхозного строя источниками доходов крестьянских семей были оплата труда в общественном хозяйстве и доходы от личного подсобного хозяйства. Размер оплаты труда зависел от состояния общественного хозяйства колхоза и системы распределения доходов. Установленные «Уставом сельскохозяйственной артели» принципы предусматривали распределение на трудодни лишь той части продукции и денежных доходов, которая оставалась после расчетов с государством и отчислений в областные фонды. В условиях мирного времени появилась возможность почти ежегодно увеличивать долю продуктов и денег для распределения по трудодням. Кроме хлеба и денег по трудодням распределяли картофель и остальные продукты – лишь в незначительном количестве и не во всех колхозах.

Вместе с ростом доли продуктов, выделяемых колхозами, постепенно увеличивается и денежная часть оплаты трудодня. Более одной четвертой всех колхозов страны в конце пятилетки выдавали на трудодни свыше 1 рубля.

Для первых послевоенных лет весомость оплаты трудодня определялась не столько размерами денежной части, сколько натуральной частью – некоторые колхозы при низкой денежной оплате трудодня обеспечивали сравнительно высокую натуральную оплату, излишки продуктов реализовывали на колхозном рынке.

Несмотря на то, что среднегодовая выработка трудодней одним трудоспособным колхозником из года в год увеличивалась в целом же в колхозном производстве в 1945 было выработано трудодней почти на четверть меньше чем в 1940году.

Часть этих трудодней ежегодно начислялась колхозникам за участие в лесозаготовках, дорожном строительстве. К тому же надо иметь ввиду, что за годы войны во многих колхозах были снижены нормы выработки, повышены сдельные расценки на ряд работ.

Помимо трудодней доходы крестьянства пополнялись за счет подсобного хозяйства. Сокращение производства продукции сельского хозяйства наблюдалось во всех категориях хозяйства: в колхозах, совхозах, в личном подсобном хозяйстве колхозников. Однако последней категории это сокращение было значительно меньше. Этому способствовал ряд обстоятельств. Ослабление материально-технической базы колхозов не могло серьезно сказаться на личном подсобном хозяйстве, основой производительности которого был ручной труд. Важным фактором сохранения подсобного хозяйства были трудности с продовольствием, сокращение оплаты труда в общественном хозяйстве колхозов.

Демографическая ситуация в колхозной деревне

Впервые послевоенные годы во внутриклассовой демографической структуре колхозного крестьянства произошли заметные демографические изменения соотношения различных возрастных групп, удельный вес трудоспособных и иждивенцев и т. д.

Огромное влияние на состав половозрастной структуры населения оказала война. В первые послевоенные годы численность крестьянства также претерпела значительные изменения, как в целом по СССР, так и по ряду союзных республик.

В послевоенные годы ее последствия проявились также и в снижении уровня рождаемости, и в повышении уровня смертности, и в возрастании миграционной мобильности.

В годы четвертой пятилетки произошли значительные изменения в численности и составе колхозного крестьянства. Сразу после окончания Великой Отечественной Войны наблюдается быстрый рост сельского населения за счет демобилизации воинов.

Численность колхозников за счет демобилизации продолжает увеличиваться и в 1948 году. Особенно быстро увеличивается сельское население в некоторых областях подвергшихся оккупации. Более 8 млн. человек возвратилось к мирному труду в народном хозяйстве, значительная часть в колхозы. Кроме демобилизованных в первые послевоенные годы сюда возвращаются сотни тысяч военнопленных. Около половины всех репатриированных занималось сельским хозяйством. В родные места возвращаются из восточных областей и эвакуированные в годы войны колхозники.

Многие пребывают в оккупированные районы в порядке организованного переселения.

Одновременно с вступлением большого числа крестьянских хозяйств в колхозы шел и другой процесс - отлив населения из колхозов в промышленность, в города. Немало колхозников уходило в промышленность, в совхозы и МТС из экономически слабых колхозов самовольно. За 1941-1945 годы численность наличного населения колхоза уменьшилась с 75,8 млн. до 64,4 млн. человек, а численность трудоспособного населения - с 35,4 млн. до 23,9 млн. человек.

Отвлечение большого числа колхозников в промышленность происходит не только в порядке организованного набора рабочей силы, но и путем стихийного перехода на предприятия и учреждения, в частности расположенные в сельской местности.

Большое число колхозников отвлекается от колхозов по решению и рассмотрению местных органов для выполнения в районе или области различных работ, связанных со строительством, лесозаготовками, и лесосплавом, перевозками грузов, торфоразработками, дорожным строительством.

В целом к концу пятилетки численность наличного населения колхозов была меньше, чем до войны и к началу пятилетки.

За годы пятилетки произошли и некоторые качественные сдвиги в населении колхозной деревни: изменилось соотношение различных возрастных групп, трудоспособного и нетрудоспособного населения.

В послевоенные годы значительно возросла роль деревни как социального источника пополнения рабочей силы городов.

Учитывая важность первоочередного восстановления промышленности для всего народного хозяйства, правительство восстановило систему организованного перераспределения трудовых ресурсов между городом и деревней, действовавшую еще в до военные годы.

Несмотря на принятые меры по закреплению рабочей силы в колхозах, стихийные миграции оставались довольно значительными и основой этого являлись экономические причины, прежде всего недостаточная материальная заинтересованность колхозников, низкая оплата трудодней, нелегкие условия труда и быта, в особенности в экономически слабых колхозах.

Немало сельской и колхозной молодежи уходило на учебу в город. В большинстве случаев после окончания средних и высших учебных заведений молодые колхозники оставались работать в городе, что способствовало «постарению» деревни.

Тяжелое продовольственное положение во многих деревнях в 1946-1947 годах послужило толчком для более активной миграции колхозников, рабочих совхозов в город, на работу в промышленность, строительство.

Усилился и отток колхозников из деревни, правда отсутствие у них паспортов ограничивало возможности для стихийной миграции.

На состояние половозрастной структуры колхозного крестьянства в послевоенные годы решающее воздействие оказала война и продолжающийся процесс перераспределения населения между городом и деревней. Это обусловило сокращение численности и удельного веса младшей возрастной группы и одновременно возрастание роли лиц пенсионного возраста и инвалидов. Вместе с тем за послевоенное пятилетие в половозрастной структуре колхозов наметился важные положительные сдвиги – соотношение мужского и женского населения становится более благоприятным. В колхозной деревне увеличивается удельный вес трудоспособных рабочих, причем этот рост производится в основном за счет мужского населения. Следовательно, к началу 50-х наметилась тенденция к постепенному устранению деформации, причиненной войной половозрастной структуре колхозного населения.

В первой половине пятилетки, до 1948 года происходит пополнение численности колхозов, с 1948 года в условиях прекращения или ослабления действия восстановительных факторов начинается сокращение численности колхозников. Однако за счет коллективизации единоличных крестьянских хозяйств численность колхозного населения в целом по СССР продолжает расти, приблизившись к 1950 году к довоенному уровню. Также восстановлению численности колхозного населения способствовал ряд правительственных постановлений, например ноябрьское постановление 1948 года «О мерах помощи сельскому хозяйству Ленинградской области» одним из первых запретило с1949 года производить дальнейшие наборы рабочей силы из совхозов для работы в промышленности, а так же призыв молодежи в школы ФЗО и ремесленные училища.

Несмотря на все меры предпринятые правительством, довоенная структура колхозного населения и к концу пятилетки не была восстановлена. Спустя пять лет после окончания войны трудоспособное население было на 26,8% меньше чем в 1940 году.



Послевоенный голод и вызванные им эпидемии дали значительное число жертв, в основном за счет того, что бедствие охватило почти половину населения страны. Там, где не было засухи и хлеб уродился хороший, голод был вызван насильственными заготовками. Отличие голода 1946-1947 гг. от предыдущих не в силе его воздействия, а в масштабах охвата территории. Подсчитать точное число жертв пока невозможно не потому, что все сведения о голодавших шли под грифом “совершенно секретно, только лично”, а просто подсчетом погибших никто не занимался. Хуже всего учет был в России, чуть лучше - на Украине и в Молдавии. Аналогичное случилось и с жертвами эпидемий. Сводки содержат информацию по численности больных сыпным и возвратным тифом, а по умершим обобщенных данных нет. Длительное время эта тема была запретной, а материалы по голоду и эпидемиям не доступны историкам, поэтому некоторые из них отрицали факт голода. Однако в памяти людей послевоенный голод сохранился, а в наши дни подтвердился открывшимися в начале 90-х годов материалами архивных спецфондов. Отложившиеся в секретных сейфах документы, представлены статистикой, распоряжениями, отчетами НКВД и МГБ и, главное, письмами голодавших. Впервые нами предпринимается попытка определить примерное число умерших от голода и болезней. Обратимся к источникам по естественному и механическому движению населения, записям актов гражданского состояния, научным публикациям последних лет. Приводимые ниже данные по ориентировочной численности городского и сельского населения, рождаемости и смертности основаны на местном текущем учете. Составлением сводок занимались районные и городские инспекторы ЦСУ. В их распоряжении были все имевшиеся материалы. В городах число людей определялось на основе данных регистрации актов гражданского состояния, по хлебным карточкам и талонам, данным прописки, выписки и даже по спискам избирателей. Для уточнения проводилась проверка домовых книг. В сельской местности привлекались похозяйственные книги, списки сельсоветского учета с регистрацией актов гражданского состояния. Источниками расчетов служили также сводки бюро по учету и распределению рабочей силы, призыва в ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища, данные отделов репатриации и управлений по эвакуации. Полученные таким путем сведения группировались, обобщались, корректировались, согласовывались с мес- тными партийными и советскими организациями, окончательный вариант направлялся в центр. Сбором и обработкой данных о движении населения специально занимались два центральных государственных ведомства: отдел записи актов гражданского состояния (ЗАГС) Главного управления МВД СССР и отдел демографии ЦСУ при Госплане СССР. Кроме них свою статистику вело Министерство здравоохранения СССР. Между этими ведомствами не было сотрудничества. Вся проводившаяся работа была засекреченной. По переписке видно, что руководство отдела ЗАГСов при МВД выражало в своих донесениях недоверие ЦСУ и утверждало, что оно дает заниженные сведения по численности населения. Этот факт подтвердился, но расхождения оказались незначительные, а банк данных у ЦСУ был богаче. Информация всех ведомств, предварительно профильтрованная в ЦК ВКП(б) и Совмине СССР, поступала к Сталину и его ближайшему окружению. Прежде чем перейти к обзору документов, надо несколько слов сказать о времени их создания. Статистические отчеты ЦСУ, Минздрава и ЗАГСов содержат богатейший материал, без которого едва ли сможет обойтись современный исследователь. Вместе с тем, отчеты носят отпечаток мощного идеологического давления и нуждаются в критическом переосмыслении. He исключено, что фальсификация была одной из причин их засекреченности. Расчет был прост - спустя десятилетия труднее будет опровергнуть подделку. Несмотря на это, материалы отчетов подаются нами без искажений и правок, но с соответствующими авторскими комментариями и выводами. Начнем с того, что в отчетах обязательно проходило сравнение с данными 1940 г., поэтому есть необходимость дать совсем краткую характеристику предвоенным цифрам. При сравнении с 1940 г. следует учитывать, что короткая, но трудная и с большими потерями зимняя война с Финляндией 1939-1940 гг. озадачила советское правительство. Были предприняты меры для того, чтобы не провалить приближавшуюся войну с Германией. Спешно пополнялись мобилизационные продовольственные резервы за счет сокращения потребления народа. Ухудшение питания незамедлительно отразилось на естественном движении населения. В СССР в 1940 г. было зарегистрировано 5709 тыс. рождений, что на 637 тыс. меньше, чем в 1939 г. В том же году было 3216 тыс. смертей - на 208,7 тыс. больше, чем в 1939 г. В данные по количеству умерших Не входили потери Красной Армии, которые учитывались Ha- Р°Дным комиссариатом обороны СССР. В отдельных областях “ Республиках смертность в 1940 г. по сравнению с 1939 г. да- др^Ще большее увеличение, чем в целом по Союзу: в Коми д^;СР _ на 48%, Киргизской CCP - на 43%, Дагестанской ^CP _ на 32%, Молотовской обл. - на 28%, Кировской - на 23%, Азербайджанской CCP - на 23%, Кабардино- Балкарской АССР - на 22%, Чечено-Ингушской АССР - На 21%, Архангельской обл. - на 21%. Увеличение смертности имело место в городах: Днепропетровске - на 138%, Рязани - на 80%, Махачкале - на 30%, Сталино (ныне Донецке) - на 29%, Баку - на 28%, Горьком - на 25% и др.80 Необеспеченность молоком и сахаром детских учреждений вызывала чрезвычайный рост младенческой смертности на фоне высокой общей смертности людей в городе и деревне. В 1939 г. умерших детей до I г. было зарегистрировано 1,6 млн., что составляло 35,3% от всех умерших за год. В следующем 1940 г. смертность детей до I г. увеличилась по сравнению с 1939 г. еще на 15,3 тыс. человек. Всего же за два года умерло более 2,1 млн. младенцев. В официальном отчете главного управления ЗАГСов взрыв детской смертности в предвоенные годы объяснялся в основном ростом эпидемических заболеваний. В 1939 г. болело гриппом - 11,7 млн. человек, в 1940 г. - 13,2 млн. Кроме того в СССР в те же годы имела место высокая заболеваемость корью и сыпным тифом81. Данные по рождаемости и смертности населения в предвоенные годы были сразу “арестованы” за то, что отражали демографический срыв. После войны статистики о них вспомнили и стали вводить в оборот при подготовке сводных отчетов для Госплана СССР и правительства. Эти сведения оказались очень удобными для сравнения с военной и послевоенной численностью родившихся и, особенно, умерших, поскольку на их фоне сглаживались волны роста смертности и падения рождаемости в войну и послевоенное время. Вот как в начале XX века В.И. Ленин оценивал опасность такого манипулирования цифрами: “Социально-экономическая статистика - одно из самых могущественных орудий социального познания - превращается таким образом в уродство, в статистику ради статистики, в игру”82. Такая игра в 30-е и 40-е годы нанесла большой вред делу изучения народонаселения СССР. Огромные людские потери на фронтах Великой Отечественной войны были пополнены гибелью гражданского населения от голода и эпидемий в советском тылу. Очагом страшного голода был блокадный Ленинград, давший с осени 1941 г. по июль 1942 г. примерно I млн. лишних смертей83. За вре" мя войны голод и эпидемии посещали многие республики, края и области советского тыла. Всплеск смертности наблЮ" дался в 1942 г., когда численность умерших составляла 2,-> млн. человек, что на 0,5 млн. больше, чем в 1941 г., в том числе миллион детей в возрасте от 0 до 4 лет84. Высокая смер" тность в 1942 г. была в городах Архангельске, Вологде, Казани, Кирове, Молотове, Рязани, Свердловске, Ярославле85- Естественное движение гражданского населения в № г. в целом по СССР значительно ухудшилось, даже по сраВ" нению с 1942 г., поэтому смертность опережала рождаемость на 241 тыс. человек. В том же году за счет падения рождаемости убыль населения увеличилась против 1942 г. еще на 239 тыс. человек86. Произошло это исключительно за счет России. По остальным республикам хотя и имелся естественный прирост населения, но по сравнению с 1941 г., он значительно снизился87. Превышение смертности над рождаемостью привело к тому, что неестественная убыль населения в 1942-1944 гг. составила более I млн. человек. Сокращение среди населения доли детей, связанное с ростом смертности и уменьшением рождаемости, снизило относительный уровень общей смертности. Данные по естественному движению населения СССР за 1945 г., отложившиеся в отделах записи актов гражданского состояния, отражали поворот к лучшему в сравнении с 1944 г. Поскольку сравнение наполовину мирного 1945 г. с чисто военным 1944 г. выигрышнее, поэтому не станем переоценивать положительные сдвиги, намечавшиеся в 1945 г. По сопоставимым территориям СССР в 1945 г. было зарегистрировано 1691 тыс. рождений. В сравнении с 1944 г. рождаемость увеличилась на 353 тыс. человек или на 26%. По городским поселениям рождаемость увеличилась на 172,7 тыс. человек или на 31%, по сельской местности - на 180,7 тыс. или на 23%. В 1945 г. по сравнению с 1944 г. увеличение рождаемости имело место в 60 республиках, краях и областях СССР, а снижение рождаемости отмечалось в Брянской обл. - на 11%, Краснодарском крае - на 8%, Орловской обл. - на 1%, Смоленской - на 0,4%88. ЗАГСами в 1945 г. было зарегистрировано 1931 тыс. умерших, т. е. на 493 тыс. человек меньше чем в 1944 г. В городах по сравнению с 1944 г. смертность снизилась на 30%, в селах - на 28%. При наличии общесоюзного снижения смертности, в Мурманской обл. по сравнению с 1944 г. смертность Увеличилась на 8%, а в Туркменской CCP - на 4%. В общем числе умерших по СССР за 1945 г. детей в возрасте до I г. зарегистрировано меньше, чем в 1944 г. на 10,8 тыс. человек. По городам смертность детей увеличилась на 3,7%, а по селам ~~ сократилась на 19%. При снижении смертности детей до I г- в целом по СССР имело место ее увеличение в Мурманской области - на 75%, Кемеровской - на 36%, Ивановской - на |5%, Московской - на 34%, Вологодской - на 31%, Коми АССР - на 25%, Грозненской обл. - на 22%, Владимирской ~~ на 20%, Армянской CCP - на 17%. В 1945 г. по СССР естественный прирост населения составил 628,3 тыс. человек, т°гда как в 1944 г. прироста населения не было, а количество У^лиих превышало число родившихся на 279,7 тыс. чело- Из приведенного материала можно сделать вывод, что °тНосительное улучшение демографической ситуации в СССР началось на последнем году войны. В подавляющем большинстве республик, краев и областей отделы ЗАГСов отметили рост рождаемости, снижение смертности и естественный прирост населения в 1945 г. относительно 1944 г. Исключение составлял рост детской смертности в 10-ти республиках и областях России и в Армении. Однако, по данным ЦСУ, численность умерших в 1945 г. не сократилась по сравнению с 1944 г., как указывалось в отчете ЗАГСов, а наоборот возросла на 104 тыс. человек за счет сельского населения90. Кому верить? В сентябре 1945 г. по заданию Госплана СССР демограф А.Я. Боярский подготовил поквартальную динамику естественного прироста и убыли гражданского населения СССР без оккупированных территорий в 1940-1945 гг.91 Потери населения в 1942-1944 гг. в целом составили 1962 тыс. человек. Самое большое сокращение было весной и летом 1942 г. Высокая убыль населения наблюдалась и в I полугодии 1943 г. Co II полугодия 1944 г. начался переход к стабилизации, а в начале 1945 г. наблюдался небольшой прирост населения, который в дальнейшем получил развитие. Вместе с тем отметим, что вычисленные на базе предвоенных цифр и распространенные на неоккупированную территорию СССР данные не могут дать полного представления о людских потерях в нашем тылу. Сегодня не секрет, что война 1941-1945 гг. оказала пагубное воздействие на все последующее состояние народонаселения. По ориентировочным данным потери СССР составили 13-15% от 196 млн. человек условной довоенной численности населения. Для сравнения заметим, что Россия в результате войны 1914-1918 гг. потеряла убитыми, умершими от ран и, в основном, оставшимися в плену 3,6% от 139 млн. человек населения 1913 г.92 Численность гражданского населения СССР на I июня 1946 г. без спецпоселенцев и репатриантов по ориентировочным расчетам составляла 164,1 млн. человек, в том числе 56,6 млн. человек городского населения и 107,4 млн. человек сельского93. Больше других от войны пострадало население союзных республик, подвергавшихся вражеской оккупации: России, Украины, Белоруссии, отдельные потери которых в процентном отношении намного выше среднего общесоюзного показателя. Сильное сокращение общей численности населения произошло в Узбекистане, Азербайджане, Грузии94. Эвакуация, бегство и рост смертности привели к обезлюдению областей, попавших в зону боевых действий. Численность населения Ленинградской области сократилась в 4 раза, Орловской - в 3 раза, Смоленской - в 2,2 раза, Витебской и Могилевской - в 2 раза, Киевской и Сталинской - на I млн. человек. Многочисленные мобилизации, высокая смер" тность и низкая рождаемость бьии причиной сокращения населения ряда областей советского тыла: Новосибирской, Ива новской - в 2 раза; Московской, Куйбышевской, Омской - на I млн. человек; Горьковской, Рязанской, Ярославской - на полмиллиона в каждой. Естественное и механическое сокращение численности населения происходило в автономных республиках России: в Башкирии - на 412 тыс. человек, Татарии - на 372 тыс., Мордовии - на 177 тыс., Удмуртии - на 169 тыс. За счет эвакуированных и беженцев из западных районов страны, состоявших в основном из женщин с детьми и пожилых людей, заметно возросла численность населения Свердловской и Молотовской областей, Хабаровского и Приморского краев95. В городах, ушедших на фронт мужчин, на самых тяжелых работах заменяли женщины и подростки. В деревне помимо мобилизации широко практиковались оргнаборы несовершеннолетней молодежи в фабрично-заводские училища. Вследствие постоянного недоедания и тяжелого труда показатели физического развития подростков в конце войны были значительно хуже чем в начале. В 1945 г. они были ниже ростом, чем их сверстники 1940 г., легче по весу. В тылу примерно каждый пятый юноша стал инвалидом труда. Начавшаяся в 1945 г. демобилизация не оправдала надежд на оздоровление населения, так как не смогла восполнить утраты, после войны в северных областях РСФСР было немало сел, в которые не вернулся с войны ни один мужчина. Кто-то задержался в городе, а большинство погибли. Миллионы сельчан остались лежать в чужой земле. Многие вернулись неспособными трудиться калеками, были на попечении своих семей, умирали от ран96. По именам, высеченным на памятнике павшим воинам села Унгор Путятинского района Рязанской области, видно, что в 1941-1945 гг. погибло 280 человек мужчин. В списках погибших значилось целые семейства; Грачевых - 14 человек, Зубовых - 8 человек, Марья- шиных, Володиных, Губаревых, Кудрявцевых - по 7 человек 11 т. д. Подобный список был взят писателем М.Н. Алексеевым с обелиска в родном селе Монастырском, что на Capa- товщине и опубликован в романе “Драчуны”, посвященном голоду 1932-1933 гг. Такое же положение было в каждой российской деревне. По усредненным общесоюзным данным после частичной демобилизации в 1945 г. один трудоспособный мужчина приходился примерно на 2-3 двора. В некоторых областях России мужчин было меньше. В Центре, на Ce- ВеРо-Западе и Урале было немало хозяйств, лишенных и трудоспособных женщин97. Доля мужчин всех возрастов в сельском населении Западной Сибири на I января 1945 г., т. е. до Демобилизации (ДМБ) составляла 37%, а на I января 1947 г., 0сле ДМБ - всего на 4,2% больше98. 3.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...