Борьба с недоимками крестьянских платежей и отмена круговой поруки. Что обозначает выражение «золотой стандарт»


Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран. Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.

Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:

  • Увеличение налоговых поступлений. Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, но речь идет не о прямых, а о косвенных налогах. Косвенные налоги это обложение продажи товаров и услуг дополнительными налогами, которые ложатся на продавца и уплачиваются в сторону государства.
  • Введение винной монополии в 1895 году. Продажа спиртных напитков была объявлена монополии государства, и только эта статья доходов составляла 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это выражается примерно 500 млн руб в год.
  • Золотое обеспечение российского рубля. В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Банкноты свободно обменивались на золотые слитки, в результате чего экономика России и ее валюта стала интересной для инвестирования.
  • Ускоренное строительство железных дорог. Строили примерно 2, 7 тысячи км железной дороги в год. Это может показаться незначительным аспектам реформы, но на тот момент это было очень важно для государства. Достаточно сказать, что в войне с Японией одним из ключевых факторов поражения России было недостаточное оснащение железной дорогой, что затрудняло перемещение и передвижение войск.
  • С 1899 года были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России.
  • В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Это был вынужденный шаг, который способствовал поддержке местных производителей. Именно благодаря этому был создан потенциал внутри страны.

Краткая таблица реформ

Таблица - Реформы Витте: дата, задачи, последствия
Реформа Год проведения Задачи Последствия
«Винная» реформа 1895 Создание государственной монополии на продажу всех спиртных изделий, включая вино. Увеличение поступлений в бюджет до500 млн рублей в год. «Винные» деньги это примерно 28% бюджета.
Денежная реформа 1897 Введение золотого стандарта, обеспечение российского рубля золотом Снижена инфляция в стране. Восстановлено международное доверие к рублю. Стабилизация цен. Условия для иностранных инвестиций.
Протекционизм 1891 Поддержка отечественного производителя, за счет увеличения таможенных пошлин на воз товаров из заграницы. Рост промышленности. Экономический подъем страны.
Налоговая реформа 1890 Увеличение поступлений в бюджет. Введение дополнительных косвенных налогов на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов. Поступления от налогов увеличились на 42,7%.

Подготовка реформ

До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.

Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Денежная реформа и инвестиции

Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.

Для решения этой проблемы в 1897 году была проведена денежная реформа Витте. Кратко описать суть этой реформы можно так - российский рубль теперь обеспечивался золотом, или вводился золотой стандарт. Благодаря этому доверие инвесторов к российскому рублю увеличилось. Государство выпускало только то количество денег, которое реально была обеспечено золотом. Банкноту в любой момент можно было обменять на золото.

Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.

Приток иностранного капитала

Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:

  • Франция – 732 млн
  • Великобритания – 507 млн
  • Германия – 442 млн
  • Бельгия – 382 млн
  • США – 178 млн

В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитей России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.

Оценка реформ

В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми. Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.

Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.


Результаты экономической политики С.Ю. Витте

  • Значительно выросло количество промышленных предприятий. Просто по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
  • Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
  • По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.

Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Одна из проблем заключалась в том, что основные предприятия строились в городах или в черте города. Это создало условия, при которых пролетариат стал оседать в промышленных центрах. Началось переселение людей из деревни в город, и именно эти люди в дальнейшем сыграли свою роль в революции.

Серебряная юбилейная монета 3 рубля 1997 года Эмиссионный закон 1897 г. Витте

100-летие эмиссионного закона Витте

Номинал: 3 рубля

Дата выпуска: 29.08.1997

Двор: Московский монетный двор (ММД)

В конце XIX-го столетия бурное социально-экономическое развитие России побудило правительство к радикальному изменению всего устройства денежного обращения. 29 августа 1897 г. Государь Император подписал новый эмиссионный закон, который регулировал выпуск кредитных билетов в обращение и принципы их обеспечения золотом. В соответствии с этим законом Государственному банку было разрешено выпустить в обращение кредитные билеты на сумму в 600 млн. руб. из того расчета, чтобы покрытие их золотом составляло 50% от этой суммы и остальные 50% выпускались бы под залог частных коммерческих векселей на недвижимое имущество и землю. При выпуске денежных знаков сверх 600 млн. руб. каждый кредитный рубль превышения должен быть обеспечен золотом на 100 %. С принятием этого закона, предусматривавшего свободный размен кредитных билетов на золото, возникла необходимость в помещении нового разъяснительного текста на банкноты. Надпись на ранее выпущенных билетах гласила, что они обращались на всей территории Российской Империи на ровне с серебряной монетой и разменивались кассой Государственного банка на золотые деньги не по номинальной стоимости, а в соответствии с курсом золотой монеты относительно серебряной. Так как курс золота постоянно повышался относительно серебра, а вес и проба монет оставалась неизменной, то со временем покупательная способность золотых монет становилась выше. К 1890-м годам в стране сложилась непотребная система ценообразования, при которой за один и тот же товар приходилось платить разную цену в номинальном исчислении в зависимости от монетного металла. Закон от 29 августа 1897 г. , уничтожил это противоречие, установив в качестве единственного и абсолютного мерила ценности товара золотой рубль. Но после введения в стране системы золотого монометализма (так называется денежная система основанная на золотом счислении) укоренившаяся за десятилетия привычка к старым правилам выражения цены приводила к недоразумениям в расчетах и даже к злоупотреблениям. Жертвами, как правило, становились богатые иностранцы или, напротив, малограмотные слои населения. Закон от 14 ноября 1897 г. "Об изменении надписей на кредитных билетах" предусматривал текст следующего содержания: "Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничений суммы (руб. = 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота). Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотой монетой". Кредитные билеты предыдущих выпусков изымались из обращения по мере их естественного износа и поэтому массовая доля новых кредитных билетов в денежном обращении постоянно росла и с начала ХХ-го века по 1917 г. они составили основу денежной наличности.

Сергей Юльевич Витте - одно из ярчайших имен, оставивших глубокий след в истории, экономике, политической и общественной жизни России конца 19 - начала 20 века. Великий реформатор и активный государственный деятель, он был истинным патриотом своей страны и стремился привести ее к процветанию и благополучию. Смелые и глубокие преобразования, которые он претворял в жизнь на протяжении своей карьеры, заставляют обращать на них внимание до сих пор.

Министр путей сообщения, министр финансов, председатель комитета министров, председатель Совета министров: С.Ю.Витте на протяжении долгих лет принимал непосредственное участие в управлении Российской Империей, успев оказать влияние на самые разные стороны жизни общества, от таможенных норм и вопросов денежного обращения до винной монополии и агентства печати.

Имевший университетское образование и широчайший кругозор, С.Ю.Витте понимал значимость науки для экономического прорыва страны, а хорошего образования служащих для их эффективной работы. Он издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием и уделял много внимания созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности. Он инициировал открытие 73 коммерческих учебных заведений и 3-х политехнических институтов.

Московский Университет имени С.Ю.Витте , разделяя представления своего интеллектуального покровителя о важности науки и образования для развития экономического потенциала России, неизменно поддерживает высокий стандарт подготовки кадров, новых отечественных экономистов, правоведов и будущих государственных деятелей. Наш вуз готовит активных, компетентных, самостоятельных и всесторонне развитых профессионалов, содействующих укреплению потенциала России, и с честью продолжает наследие великого реформатора, имя которого носит.

Историческая справка:

Сергей Юльевич Витте (1849-1915) - граф (1905), российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892, Министр финансов с 1892, председатель Кабинета министров с 1903, Совета Министров в 1905-06. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской железной дороги.

В 1870 окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получил степень кандидата физико-математических наук.

В 1879 г. Сергей Витте занял место начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог и принял участие в трудах железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова, был составителем проекта ныне действующего «Общего устава Российских железных дорог». С 1886 по 1888 г. состоял управляющим Юго-Западных железных дорог. Мысль о выдаче ссуд под хлебные грузы впервые применена на практике Юго-Западными дорогами по инициативе Витте. Когда при Министерстве финансов в 1888 г. образованы были новые тарифные учреждения, Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, в феврале 1892 г. призван к управлению Министерством путей сообщения. 30 августа того же года ему поручено управление Министерством финансов.

Одиннадцать лет, в течение которых Сергей Витте стоял во главе Министерства финансов, ознаменованы двукратным увеличением бюджета, широким развитием государственного хозяйства и крупными реформами в области финансового законодательства. Несомненной заслугой является проведение им денежной реформы в 1897. В результате Россия на период до 1914 получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

За годы министерства Витте Россия вышла на первое место по добыче нефти. С 1895 по 1899 год было построено рекордное количество железных дорог. В год вводили три тысячи километров новых путей. Витте был инициатором строительства Транссибирской магистрали. Ее проложили за десять лет и используют до сих пор.
При активном участии С. Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897).

В 1898 провёл реформу торгово-промышленного налогообложения.

В 1903 г. вступил в обязанности председателя Комитета министров. Возглавил правительство после реформирования в качестве председателя Совета министров.

С 1903 года - член Госсовета, назначался к присутствию на 1906-1915.

С 1903 года - член комитета финансов, с 1911 по 1915 год - его Председатель.

Сергей Юльевич Витте скончался 28 февраля 1915 года в Петрограде. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.


Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Он видел отставание России в развитии тяжелой промышленности и, исходя из этого, составил план индустриализации страны, который включал следующие задачи:

1) Усиление государственного регулирования промышленности путем предоставления кредитов и распределения госзаказов среди частных предпринимателей.

2) Первоочередное развитие базовых отраслей тяжелой промышленности: горнодобывающей, металлургической, машиностроительной, химической.

3) Форсированное железнодорожное строительство с целью развития связей между отдельными экономическими районами страны, удобства подвоза экспортного хлеба к портам, более интенсивного освоения восточных регионов (Сибирь, Дальний Восток), организации переселений крестьян на новые земли.

4) Широкое привлечение иностранного капитала в Россию. Зарубежные предприниматели способствовали ускорению развития тяжелой промышленности в России, в страну поступали передовые технологии. Они тоже были заинтересованы вкладывать свои средства в российскую промышленность из-за дешевизны рабочей силы и высоких прибылей.

5) Защита отечественного производителя от иностранной путем покровительственных таможенных тарифов.

6) Развитие банковского дела; государственный контроль и поддержка акционерных банков.

8) Укрепление российской валюты и введение золотого рубля.

9) Модернизация сельского хозяйства, устранение ограничений на передвижения крестьян, отмена круговой поруки, разрешение свободного выхода крестьян из общины и другие меры, которые были призваны расширить внутренний рынок для промышленности путем повышения благосостояния крестьянства.

Такова была программа Витте, из которой ему удалось выполнить не все. Особое сопротивление ряда представителей высших сфер вызвали курс на привлечение иностранного капитала и планы аграрных преобразований.

Обширный план преобразований Витте требовал значительных средств.

Поэтому ему пришлось провести преобразования и в налоговой системе :

Введение винной монополии (1894 г.).

Изменение таможенной политики (1892—1894 гг.).

Реформа промыслового налога (1898 г.).

Отмена круговой поруки (1903 г.).

Повышение косвенных налогов.

Реформа промыслового налога и вопрос о подоходном налоге

Действовавший в России промысловый налог давно подвергался критике за его недостаточное участие в пополнении бюджета. В 1898 г. поступления от промыслового налога составляли всего 3,2% бюджета. Такая политика объяснялась стремлением правительства создать благоприятные условия для развития промышленности, а, кроме того, богатый торгово-промышленный класс постоянно боролся за налоговые льготы. Бурный рост промышленности с конца 80х гг. далеко опережал налоговые поступления от нее. Сумма промышленного производства в 1887 г. составила 802 млн. руб., в 1892 г. — 1010 млн. руб., в 1897 г. — 1816 млн. руб., т.е. увеличилась на 161%. Только с 1893 по 1897 г. число фабрик и заводов увеличилось с 30 333 до 39 079, а число фабрично-заводских рабочих — с 1,6 млн. до 2,1 млн. человек.

Вскоре после вступления в должность министра финансов Витте образовал комиссию для пересмотра и реформирования промыслового налога. По новому Закону государственный промысловый налог включал в себя основной и дополнительный, последний предусматривал уплату налога с капитала, процентного сбора с прибыли и раскладочного сбора. Дополнительный налог взимался со всех торговых и промышленных предприятий, подлежавших основному промысловому налогу, а также с личных промысловых занятий. Предприятия, обязанные публичной отчетностью, вносили налог с капитала и процентный сбор с прибыли.

Основной промысловый налог уплачивался посредством выборки промысловых свидетельств. Он заменял прежний сбор за право торговли и промыслов, но взимался не с лица, а с предприятия. Промысловые свидетельства должны были выкупаться на каждое отдельное заведение, на каждый отдельный промысел.

Размер оплаты налога дифференцировался по:

1) классу местности;

2) разряду предприятия;

3) разряду личного промыслового занятия.

Губернии страны были разделены на 4 класса по степени развития в них торговли и промышленности. Количество разрядов предприятий было различным у торговых заведений и промышленных. Торговые делились на 5 разрядов в зависимости от размеров оборота, промышленные — на 8 разрядов в зависимости от размеров производства или числа рабочих. Ярмарки были разделены на 3 класса по продолжительности работы. Личные промысловые занятия подразделялись на 7 разрядов.

Налог с капитала распространялся на предприятия, обязанные публичной отчетностью, и составлял 15 коп. с каждых 100 руб. основного капитала. При этом в уплату засчитывалась сумма основного промыслового налога, уплаченная по всем принадлежащим предприятию заведениям.

Процентный сбор с прибыли взимался со всех предприятий, которых превышала 3% на основной капитал. Была принята шкала ставок процентного сбора: при чистой прибыли к основному капиталу от 3 до 4% — 3%; от 4 до 5 — 4%; от 5 до 6 — 4,5; от 6 до 7 — 5; от 7 до 8 — 5,5; от 8 до 9 — 5,75; от 9 до 10% — 6%. Предприятия, получившие чистую прибыль более 10%, уплачивали 6% со всей суммы чистой прибыли плюс 5% с суммы, превышавшей 10% на основной капитал.

Раскладочный сбор уплачивали предприятия, не обязанные публичной отчетностью. Общая сумма по раскладочному сбору устанавливалась на каждые три года в законодательном порядке и ежегодно раскладывалась по губерниям. Раскладку осуществляли особые по промысловому налогу присутствия при Департаменте торговли и мануфактур в зависимости от средней прибыльности предприятий в каждой губернии.

Предусматривалось немало изъятий из закона:

1) казенные предприятия (казенная продажа нитей), общественные учреждения, предприятия по взаимному , потребительские общества;

2) общеполезные предприятия: медицинские, культурные, благотворительные, зрелищные;

3) предприятия первичной обработки сельскохозяйственной продукции, горные (добыча золота, серебра, платины) — они платили особую подать;

4) предприятия мелкой торговли ввиду затруднительности надзора;

5) предприятия по закупке товаров и материалов, складские помещения, оптовая торговля на предприятии или бирже, склады на железных дорогах и т.п.

Новый закон, безусловно, ввел более справедливое обложение торговых и промышленных предприятий промысловым налогом: усилено обложение крупных предприятий, ослаблено — мелких.

Увеличение поступлений в связи с введением нового налога оценивалось в 13 млн. руб., а общее поступление — в 54,8 млн. руб. Павел Петрович Гензель, который детально проанализировал закон квалифицировал его как «несомненную переходную ступень к чисто подоходному обложению». В то же время он подметил, что закон сохранил следы «сословного прошлого» и отразил «скрытую борьбу интересов фиска и торгово-промышленного класса». «В новой реформе много консервативного, нет ломки, но все же это шаг вперед: весь строй остается, хотя обложение все более склоняется к подоходному началу».

Неурожай 1891 г. поставил вопрос о подоходном налоге. В 1892 г. в Министерстве финансов был составлен проект, по которому налогу подлежали все, кто имел доход от 1 тыс. руб. в год. Лица с доходом до 1 тыс. руб. от налога освобождались. С доходов от 1 до 2 тыс. руб. взимался 1 %, и далее с каждой тысячи ставка увеличивалась на 0,1 %. При достижении 4% обложения прогрессия обрывалась, и дальше налог становился пропорциональным. Против подоходного налога высказалось большинство членов Кабинета министров, ссылаясь на «неподготовленность населения», «трудности проведения в жизнь», отсутствие сведений о доходах граждан. Витте поддержал последний аргумент и предположил, что отсутствие у податной администрации сведений о доходах создаст условия для сокрытия доходов. Инициатива Минфина не получила продолжения...

Борьба с недоимками крестьянских платежей и отмена круговой поруки

Несмотря на ряд мер, принятых еще при Бунге для сокращения недоимок, они продолжали иметь место.

В качестве главных причин выдвигались две :

1) «неправильные меры, применяемые к недоимщикам»;

2) непосильные размеры платежей. Сторонники первой причины считали, что жесткие меры к недоимщикам — продажа движимого имущества, строений, отдача недоимщика «в заработки» — приводят к тому, что должнику «подняться на ноги становится совершенно невозможным, и дело кончается тем, что крестьянин лишается земли». Сторонники второй считали необходимым понизить размер крестьянских платежей. Следовало бы привести еще одну причину отсутствие достаточных условий для повышения производительности крестьянского хозяйства, его платежеспособности (сохранение общинных порядков, круговая порука).

Сначала Витте решил упорядочить взыскание недоимок. 7 февраля 1894 г. был принят закон, который допускал отсрочки и рассрочки недоимок по выкупным платежам по ходатайствам местных учреждений по крестьянским делам. Закон от 13 мая 1896 г. предоставил еще более значительные льготы: речь шла не о рассрочке, а о просрочек — отодвигании установленных реформой 1861 г. сроков выкупных платежей на новые сроки — 56 лет, 41 год и 28 лет с начислением 4,5, 5 и 6%.

«Отсроченные недоимки, перестав быть непосредственной опасностью для плательщиков, остаются все тем же, чем были раньше: доказательством надорванной платежеспособности недоимщиков», — заключает Государственный контролер.

В 1893 г. СЮ. Витте создал специальную комиссию по пересмотру узаконений по взиманию окладных сборов под председательством А. А. Рихтера — директора департамента окладных сборов Министерства финансов в 1882—1887 гг. и члена совета министра финансов в 1887— 1898 гг. Кроме того, Витте в 1896 г. направил в наиболее недоимочные губернии уже знакомого нам Н.К. Бржеского для выяснения причин хронического недобора налогов. Используя материалы комиссии А.А. Рихтера и сведения, собранные им самим в ходе поездки, Бржеский в 1897 г. издал книгу «Недоимочность и круговая порука сельских обществ». В ней говорилось, что еще в 70х гг. в правительственных сферах осознали, что причины растущей задолженности коренятся в самих условиях общинного быта крестьян, в обременительности податей и в несовершенстве податной системы.

Особый вред он видел в круговой поруке :

Круговая порука не обеспечивает исправного поступления налогов в казну. Напротив, она способствует несвоевременному исполнению текущих платежей даже богатыми крестьянами, не желающими платить за других по круговой поруке.

Старательные хозяева платят за нерадивых, труд становится менее производительным, крестьянское хозяйство приходит в упадок.

Круговая порука не соответствует требованиям правильной податной политики. Объектом подати признается земля, но т.к. во многих случаях она не дает достаточного дохода, то налог перелагается на доход от побочного (неземледельческого) заработка.

Круговая порука представляет собой серьезную опасность в социальном отношении, она обостряет борьбу имущественных интересов внутри общины.

Продолжая исследовать этот вопрос, Н.К. Бржеский выступил с критикой общины и общинного самоуправления. «Слабая сторона пореформенного общинного быта заключается не столько в самих условиях общинного пользования землей, сколько в полной необеспеченности прав каждого отдельного члена общины перед произволом сельского схода... Общинное владение землей обрекает крестьянское хозяйство на косность и неподвижность». Он отмечал, что периодические переделы земли ставят крестьянина в положение краткосрочного арендатора. Растущую задолженность крестьян он объяснял и несовершенством крестьянского самоуправления.

Выводы Бржеского укрепили Витте в его намерении продолжать борьбу за отмену круговой поруки. Это удалось сделать лишь в 1903 г., когда Государственный совет, наконец, согласился с предложением Витте. Однако члены Совета сделали в проекте «некоторые изменения, ослабляющие закономерность взыскания и индивидуальность ответственности».

Земские сборы

Неудачные результаты деятельности по оценке качества и доходности земель земскими учреждениями побудили Министерство финансов во второй половине 80х гг. образовать особые оценочные комиссии. По закону на них возлагалась выработка общих подходов к оценкам, а сами оценки продолжали производиться земствами. Земские расходы были разделены на обязательные и необязательные. Обязательные расходы — это по существу государственные, но отнесенные на местные средства (всего 38% всех расходов земского бюджета). Необязательные — врачебная помощь, общественное призрение, народное образование, ветеринарный надзор, мероприятия по поднятию культуры земледелия. Законом 1 июня 1895 г. земства были освобождены от расходов на содержание мировых и крестьянских учреждений и губернских статистических комитетов, эти средства отныне пополняли специальный «дорожный капитал».

Введение винной монополии и изменения в акцизной политике

Частная винная торговля уже давно «зарекомендовала себя с плохой стороны» (Янжул). Поэтому в начале своей деятельности в качестве министра финансов Витте выдвинул задачу введения винной монополии. В своих воспоминаниях он пишет, что инициатором был Александр III, который с этой идеей обращался и к Бунге, и к Вышнеградскому, но встретил с их стороны скептическое отношение. «Император Александр III, — пишет Витте, — говорил, что его крайне мучает и смущает то, что русский народ так пропивается и что необходимо принять какие-нибудь решительные меры против этого пьянства». Он же предложил ввести винную монополию. По словам Витте, это была совершенно новая идея; подобной практики не существовало в то время ни в одной стране. Возможно, эту мысль подал императору М.Н. Катков (1818—1887) — редактор газеты «Московские ведомости», который усиленно пропагандировал на ее страницах питейную монополию.

Назад | |

Среди реформ С.Ю. Витте, естественно, наибольший интерес вызывает опыт стабилизации российского рубля. Конечно, современный мир и экономика качественно отличаются от образцов конца прошлого века. Но много поучительного в проведении денежной реформы 1895-1897 гг. можно найти и сегодня. Это и анализ ведущих мировых тенденций, и выбор благоприятной ситуации для ее проведения, и привлечение к ее разработке и обоснованию ведущих ученых и практиков России.

В XIX в., особенно в последней его четверти, большинство стран перешло к золотовалютной системе в связи с громадным ростом товарного обращения и развитием кредита. Англия фактически перешла к золотой валюте в конце XVIII в., а официально золотой монометаллизм был провозглашен в 1816 г. В 70-х годах он был введен в Германии, в скандинавских странах, в странах латинского монетного союза (Франции, Италии, Бельгии и Швейцарии), а также в Греции и США, а в 90-х годах - в Австро-Венгрии, Японии и Аргентине. Таким образом, на данном принципе основывалась вся мировая экономика. Поэтому надо подчеркнуть, что и крушение российской денежной системы в период первой мировой войны было не провалом модели Витте, а составной частью развала мировой системы золотого монометаллизма.

1.1. Причины и предпосылки денежной реформы с.Ю. Витте.

Денежная реформа в России готовилась достаточно долго и заняла в целом примерно 15-17 лет. Значительный вклад в ее проведение внесли три предшествующих министра финансов - М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. С.Ю. Витте продолжил и завершил их дело. Причем "действовать новому министру финансов пришлось в более благоприятной обстановке: на крутом подъеме была промышленность; продолжался бурный процесс железнодорожного строительства; ряд позитивных сдвигов наблюдался в сельском хозяйстве; торговый баланс имел устойчивое положительное сальдо. Немаловажное значение приобрел и тот факт, что золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645,7 млн. руб." (при И. Вышнеградском - на 309 млн. руб.). Витте умело реализовал эти преимущества, его главная цель состояла в том, чтобы укрепить денежную систему России - несущую конструкцию быстро формирующегося единого национального рынка.

Началу денежной реформы предшествовал ряд актов, призванных сократить объем спекулятивных сделок и ослабить валютную интервенцию. 13 июня 1893 г. банкам было запрещено даже косвенно содействовать игре на курсе. Лица, виновные в заключение подобных сделок, подлежали штрафу в размере 5-10% от суммы сделки. Была введена "статистическая" (1 коп на 100 руб.) пошлина на ввоз и вывоз кредитных билетов. За тайный ввоз или вывоз, то есть без уплаты пошлины, предусматривался штраф в размере 25% с контрабандной суммы. На Берлинской бирже, игравшей важную роль в спекуляции с российскими рублями, в 1894 г. была произведена массовая (на 30 млн. руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу. При расчетах же их пришлось погашать по более высокому курсу, что было весьма выгодно России.

К числу подготовительных мер можно отнести и заключение таможенного договора с Германией. В ответ на высокие пошлины на русский хлебный экспорт Витте провел через Государственный совет закон, в соответствии с которым тарифные ставки были признаны минимальными лишь для тех стран, которые придерживались режима наибольшего благоприятствования в отношениях с Россией. Германия такого режима не придерживалась, и ее экспорт в Россию облагался пошлиной по повышенной ставке. Германия была вынуждена пойти на уступки. В 1894 г. был заключен новый торговый договор. Самолюбию Витте льстило то, что с этого момента его персоной заинтересовался весьма уважаемый им рейхсканцлер германской империи князь Отто Бисмарк.

В феврале 1895 г. Витте вышел со своими предложениями по реформе денежной системы. Они были в принципе одобрены Комитетом финансов и Государственным советом. Постановление Госсовета было в мае того же года утверждено царем и приняло силу закона. Однако по ряду причин (неведение населения о планах правительства в области валютной политики, ограничения в пользовании золотой валютой, неудобство пользования новым курсом - 1 золотой рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитными рублями) операции с золотой валютой шли крайне слабо.

В марте 1896 г. Витте вошел с окончательным проектом денежной реформы в финансовый комитет, а в апреле - в Государственный совет. Новая денежная система, построенная на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы.

1. Десятирублевая золотая монета новой чеканки представляла собой основную монету России и законное средство платежа. Золотые монеты чеканки по закону 1885 г. были обязательны к приему по всем платежам до изъятия их из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки.

2. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями.

3. Государственные кредитные билеты имели силу законного средства платежа и включались в пассив банка. Их обмен на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп кредитных за 1 руб. золотом, или 66 2/3 копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению расчетного баланса, сложившегося в годы перед реформой.

4. Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государственным банком только для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билеты обеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд. руб. - полностью.

5. Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенные в металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то есть подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере.

Основные положения проекта уже в марте были опубликованы и дали мощный толчок дискуссиям, за которыми четко прослеживались позиции разных классов и социальных групп российского общества. Если в Комитете финансов основные положения проекта были одобрены, то в Государственном совете они встретили почти единодушное неприятие. В такой ситуации Витте решил обойти Госсовет и обратился непосредственно к царю. "Его Величество исполнил мое ходатайство, - писал он в воспоминаниях, - и собрал 2 января 1897 г. финансовый комитет в усиленном составе под своим председательством. На этом заседании и была, в сущности, решена участь финансовой реформы, то есть, решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте".

Первый закон "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет" был подписан Николаем II на следующий день после совещания -3 января 1897 г. Были выпущены 10-рублевые золотые монеты - империалы, равнявшиеся 15 рублям кредитными билетами, и 5-рублевые - полуимпериалы, равнявшиеся 7,5 рубля кредитными билетами. Следующим актом стал указ от 29 августа 1897 г. об основах эмиссии кредитных билетов. По сравнению с ранее планировавшейся суммой выпуска кредитных билетов, обеспеченных золотом на 50%, в размере 1 млрд. руб. она была уменьшена до 600 млн. руб. Наконец, 27 августа 1898 г. был подписан указ об основах обращения серебряной монеты. Ей была отведена роль вспомогательных денег, что явилось и определенной уступкой сторонникам биметаллизма.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...