Оплатил полис осаго а он не пришел. Где и как оставить жалобу на страховщика, если электронный полис осаго не пришел на почту? Входят ли в цену электронного полиса осаго дополнительные услуги


С недавних пор обладатели транспортных средств могут оформить страховку в виде бумажного документа или цифровой записи, получившего наименование е-ОСАГО.

Давайте изучим реализацию этих инициатив на практике и рассмотрим все проблемы, с которыми может столкнуться страхователь, приобретающий полис онлайн. Прежде следует назвать несколько моментов, по которым электронный полис е-ОСАГО предоставляет явные преимущество в сравнении с его традиционным собратом.

Заполнение электронного ОСАГО обладает плюсами:

  • обеспечение водителям возможности оформить страховку, не отходя от компьютера;
  • решение проблем очередей в офисах страховщиков;
  • устранение сложностей с искусственно создаваемым «дефицитом» бланков полисов;
  • борьбу с недобросовестной политикой страховщиков по навязыванию дополнительных услуг;
  • снижение расходов на печать бланков с различными степенями защиты;
  • обеспечение экономии компаний на сотрудниках (автоматизация позволяет сократить персонал);
  • предоставление возможности страховщикам отказаться от содержания части офисов, востребованность которых должна снизиться.

Как и при многих других новшествах, с электронными полисами возник ряд проблем. Они связаны как с техническими, так и с коммерческими причинами.

  1. Неполадки при оформлении документа через сайт. Количество автолюбителей, пожелавших получить полис таким способом превысило возможности технической инфраструктуры. Проблема связана не только с перегруженностью серверов самих страховых компаний, но и с невозможностью обслужить такое количество запросов, поступающих к базе данных РСА – Российского союза автостраховщиков (информация о каждом застрахованном хранится у этого объединения).
  2. Отсутствие сведений о регистрации автомобиля в базе. Одной из существенных проблем выступают сложности при обмене данных между ГИБДД и РСА. Если передача обновленных данных произошла с ошибками, то информации о существовании транспортного средства клиента может просто не оказаться.
  3. Отсутствие данных о техосмотре. Одним из условия для оформления полиса служит действующая диагностическая карта. Данные о ней также могут отсутствовать на сервере РСА и система не позволит оформить ОСАГО.
  4. Невозможность применить понижающий коэффициент за безаварийную езду. Если страхователь не становится виновником ДТП, то ему предоставляется скидка, накапливающаяся с каждым годом. Она может достигать половины стоимости полиса. По какой-то причине применить коэффициент невозможно.
  5. Региональные ограничения. Страховщики предоставляют возможность приобрести цифровой полис только жителям отдельных городов. Они объясняют это «токсичностью» ряда регионов. Под ней компании понимают распространенность «мошеннических схем» и убыточностью деятельности на таких территориях.
  6. Проблемы для иногородних. Эти сложности связаны с региональными ограничениями. Если гражданин проживает на территории столицы, но зарегистрирован в другом городе, получить полис не удастся. В некоторых случаях предусматривается абсурдная «проверка» клиента, длящаяся до 30 дней.

Некоторые действия страховщиков специально стимулируют клиентов отказаться от оформления электронного ОСАГО:

  • ссылка на некий лимит, касающийся количества оформляемых цифровых полисов за день или месяц;
  • генерирование паролей, содержащих символы на кириллице и латинице одновременно;
  • намеренное ограничение способов оплаты за полис;
  • взимание комиссий за перечисление средств.

Все перечисленное призвано заставить пользователя приехать в офис, где его вынудят приобрести страховку вместе с навязанными услугами. Страховые компании всячески пытаются таким образом повысить маржинальность страхования, которое в части ОСАГО в некоторых регионах страны просто невыгодно из-за деятельности автоюристов. Обусловить возможность оформления электронного полиса покупкой других продуктов компании на сайте не удастся.

Такая политика нарушает закон, а соответствующие требования на портале компании станут неопровержимым доказательством ее виновности. Такие действия страховщиков часто вынуждают подавать на них жалобы в Роспотребнадзор и Банк России .

Важно: Не стесняйтесь жаловаться на страховые компании. Отношение к клиенту после получения денег на практике у большинства из них настолько неприятное, что нужно иметь и должную выдержку и уметь правильно и аргументированно подать жалобу.

Поэтапная инструкция по оформлению е-ОСАГО

Оформление полиса у разных страховщиков имеет свои особенности. Если не вдаваться в них, то можно выделить ряд общих этапов.

Создание аккаунта для личного кабинета. Чтобы получить доступ к электронному страхованию, придется создать учетную запись на сайте компании. Для этого требуется заполнить предлагаемую форму, внеся в нее следующие персональные данные:

  • ФИО полностью;
  • реквизиты паспорта;
  • сведения о дате и месте рождения;
  • адрес регистрации;
  • номер мобильного телефона;
  • электронный адрес.

Проверка введенной информации. Сведения о водителе сверяются с данными централизованной базы РСА. Если данные о страхователе внесены в нее, то пользователю на электронный адрес или мобильный номер пришлют параметры доступа к учетной записи (пароль и логин).

Заполнение заявления. В форму на сайте придется внести сведения о:

  • страхователе (персональные данные, указанные выше);
  • автомобиле (запрашиваемые данные переносятся из свидетельства о регистрации);
  • характеристики будущего полиса (срок действия, периоды использования машины и дата начала действия);
  • гражданах, которые будут пользоваться машиной.

Проверка внесенной информации . Все сведения будут сопоставлены с содержимым базы РСА. Если сведения действительно числятся в ней, то пользователь получит уведомление с расчетом стоимости страховки, порядке ее оплаты (банковские карты и/или электронные деньги), а также адресом, на который будет выслан электронный документ. Когда заявление не прошло проверку, компания укажет на причину отказа в оформлении и предложит исправить запрос.

Оплата и получение страховки. После перечисления денег, компания направит на электронный адрес клиента сам полис.

Документ можно распечатать и возить с собой. Его бумажный вариант будет подтверждением оформления ОСАГО электронным способом.

Ошибки при оформлении е-ОСАГО и их последствия

При заполнении заявления существует риск допустить ошибку. Примерами выступают:

  • неправильное указание модели автомобиля;
  • опечатки в ФИО собственника, страхователя и допущенных водителей;
  • ошибки в номере;
  • неточности в указании реквизитов регистрационных документов;
  • ошибки в серии или номере водительского удостоверения;
  • указание страхователя в качестве собственника машины (если это разные лица).

Давайте разберемся в последствиях таких ошибок.


Если застрахованный водитель попадет в ДТП, то компания не вправе отказать в выплате потерпевшему, поскольку полис был оформлен. Это не означает, что водителю можно не обращать внимание на неточность. Проблемы могут возникнуть с сотрудником ГИБДД. Он с большой вероятностью проявит формальный подход и оштрафует водителя за отсутствие страховки. Проверка полиса проводится не только в случае аварии, но и при любой остановке.

Вне зависимости от характера неточности в документе, водителю рекомендуется озаботиться тем, как исправить ошибку в электронном полисе ОСАГО.

Cогласно изменений закона об ОСАГО в 2014 году теперь предусмотрено прямое возмещение убытков у своего страховщика. Пострадавший в ДТП вправе обратиться в свою страховую компанию. Об этом вы можете прочитать

Ряд недобросовестных граждан намеренно искажают информацию о себе. Это связано со стремлением максимально снизить страховую премию. Примерами служат:

  • занижение количества лошадиных сил;
  • ложная информация о регистрации страхователя на территории сельской местности (для таких владельцев предусмотрен наиболее низкий территориальный коэффициент);
  • завышение водительского стажа.

Все эти варианты не сработают, если страховка уже оформлялась в связи с владением этим автомобилем. Когда машина новая, такая возможность существует. При этом обман вскроется при следующем обращении в компанию (для изменения параметров страховки или по причине ее продления).

При обнаружении обмана, страховщик потребует доплаты. Если намеренная ошибка будет установлена после ДТП, то компания вправе подать иск о возмещении произведенных пострадавшим выплат к недобросовестному клиенту.

Важно: Вся информация о транспортном средстве и водителе для оформления Е-ОСАГО аккумулируется в базе данных РСА. Таким образом, до получения первого электронного ОСАГО в обязательном порядке придется оформить свой первый бумажный полис.

Как внести изменения в электронный ОСАГО

Одним из необходимых сервисов при электронном обслуживании страхователей является возможность комфортного внесения корректировок в уже оформленный документ. Давайте разберемся, что делать, если в электронном ОСАГО обнаружилась ошибка, и при других ситуациях, когда необходимо внести новые сведения или параметры.

Основания для корректировки электронного документа те же самые, что и для бумажного варианта:

  • внесение новых водителей;
  • изменение реквизитов водительского удостоверения в связи с его заменой (хотя обязанности переделывать страховку нет, существует риск стать жертвой недобросовестного сотрудника ГИБДД, который «не заметит» отметки о ранее действовавшем документе);
  • получение нового паспорта;
  • изменение адреса проживания.

В отличие от процедуры продажи полиса, вопросы внесения в него новых сведений в законе не проработан. Это означает, что единственным легальным механизмом изменения данных в страховке ОСАГО служит личное появление в страховой компании. При этом специалисты распечатывают бумажный вариант документа и полис прекращает быть цифровым. Срок действия и остальные условия договора остаются прежними.

Существует вероятность получить отказ со стороны сотрудников офиса. Это может объясняться тем, что помещение занимает не сама компания, а ее брокеры – агенты, которые имеют право заключать от имени страховщика новые договоры ОСАГО. Другой причиной зачастую служит стремление сотрудников навязать дополнительный полис. Возможность переоформить документ они связывают с покупкой другой услуги. Такие действия противозаконны и на представителей компании можно пожаловаться вышестоящему руководству или в контролирующие органы (Роспотребнадзор, территориальное подразделение ЦБ РФ, финансовому омбудсмену).

Ряд страховщиков предоставляет клиентам возможность скорректировать некоторые параметры документа через личный кабинет. С ростом популярности цифровой страховки, высока вероятность предоставления полного сервиса, предусматривающего внесение изменений в электронный полис ОСАГО.

Продление полиса ОСАГО и замена компании-страховщика

При использовании цифрового полиса возникает проблема его продления. Через год после оформления (в ряде случаев – еще раньше) клиенту придется получить новый документ. Особенности его оформления зависят от конкретного страховщика. При этом процедура будет включать ряд общих этапов.

  1. Прохождение техосмотра. Обязательным условием для продления страховки служит наличие актуальной диагностической карты. Если она отсутствует, ее придется получить на любой СТО, оказывающей такие услуги.
  2. Заполнение данных в личном кабинете. Необходимо зайти на сайт страховщика и ввести логин и пароль учетной записи. Многие компании предоставляют возможность упрощенного продления ОСАГО. Достаточно перейти по соответствующей ссылке и внести данные о номере и дате оформления диагностической карты.
  3. Проверка данных. Если информация подтвердится, система предложит перейти к оплате документа.
  4. Оплата и получение полиса. После перечисления денег на электронный адрес будет направлен новый документ, как и при первичном оформлении.

Важно: В последующие годы обновление полиса будет производиться через Интернет. Некоторые страховщики предоставляют сервис продления страховки, оформленной на бумажном носителе, в электронном варианте. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте и внести реквизиты истекшего полиса.

Другим важным моментом выступает переход из одной страховой компании в другую. Наиболее актуальным вопросом является сохранение скидки, предоставленной за безаварийную езду. Функционал личного кабинета не предусматривает возможности оформить коэффициент бонус-малус.

Чтобы его оформить, придется предоставить страховщику ранее оформленный полис. Факт езды без ДТП за предыдущий год будет установлен по запросу в предыдущую компанию клиента.

О последних изменениях в законе об ОСАГО 2017 года, предусмотревших осуществление выплат по ОСАГО в «натуральной форме», т.е. в виде ремонта на авторизованных СТО, вы можете прочитать

Учитывая недавнее появление возможности оформить цифровой полис, существует множество пробелов и проблем, которые существенно ухудшают предоставляемый сервис. Со временем они будут устранены и популярность электронного ОСАГО станет существенно выше.

Кто может оформить электронный полис ОСАГО?

С 01 октября 2015 года любой автовладелец и водитель имеет право оформить полис ОСАГО в электронной форме.

Для этого потребуется компьютер, подключенный к интернету и банковская карта для оплаты онлайн-платежей.

Место проживания не важно. Купить электронный полис ОСАГО можно в любом городе России, не выходя из дома.

Обязательно ли покупать электронный полис ОСАГО в той же компании, где был оформлен бумажный полис?

Нет, не обязательно.

Электронный полис ОСАГО можно купить в любой компании, которая предлагает такую услугу. Вне зависимости от того, где оформлялся предыдущий бумажный полис ОСАГО.

Данные по заключенным полиса ОСАГО передаются страховыми компаниями в единую базу данных АИС ОСАГО. Для компаний это обязательное требование. Поэтому неважно, где вы приобретали предыдущий полис, новая компания, которую вы выберете, сможет самостоятельно запросить и проверить ваши данные через АИС ОСАГО.

Пример. В прошлом году вы оформляли полис ОСАГО в Росгосстрахе. В этом году меняете компанию. В списке компаний, продающих электронные полисы ОСАГО, вы выбрали новую компанию — РЕСО-Гарантия. Просто заходите на сайт этой компании и заполняйте заявление на оформление электронного полиса. Никаких ограничений.

Цена электронного полиса ОСАГО отличается от цены обычного?

Нет, не отличается.

Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается по единым тарифам и коэффициентам, утвержденным законодательно. И не привязана к тому, в какой форме оформляется полис — в бумажной или электронной.

Более того, коэффициент «бонус-малус» (КБМ), учитывающий историю вождения и предоставляющий скидку за безаварийность, также рассчитывается одинаково. И при оформлении бумажного полиса в офисе страховщика, и при самостоятельном оформлении электронного полиса на сайте компании. Так как в обоих случаях значения КБМ определяются на основании единой базы данных АИС ОСАГО.

Электронный полис ОСАГО — это обязательно для всех ?

Способов застраховать ответственность несколько. И оформление полиса ОСАГО в электронной один из них.

Каждый водитель сам решает, что выбрать, электронную форму или традиционную бумажную.

Массовая замена полисов ОСАГО в 2016 году, недавно озвученная Российским союзом автостраховщиков, не предполагает отказа от бумажных полисов и 100-процентного перехода на электронное ОСАГО.

Документы для покупки электронного полиса ОСАГО

Чтобы приобрести электронный полис ОСАГО от автовладельца потребуются:

    • паспорт страхователя (того, кто будет заключать полис);
    • паспорт владельца машины (если он отличается от страхователя);
    • документы на машину: свидетельство о регистрации (СТС) и ПТС;
    • водительские удостоверения всех водителей, которые будут включены в полис;
    • диагностическая карта, подтверждающая прохождение техосмотра.

Оригиналы документов предъявлять страховой компании не потребуется. Достаточно занести сведения из указанных документов в форму заявления на сайте страховой компании.

Нужен ли техосмотр для электронного полиса?

Подтверждение о прохождении техосмотра, которым является диагностическая карта, входит в перечень обязательных документов.

В форму заявления при оформлении полиса на сайте страховщика требуется ввести:

    • номер диагностической карты,
    • дату ее выдачи,
    • дату окончания ее действия.
Напомним, что для новых автомобилей до 3 лет карта не требуется. Для автомобилей возрастом от 3 до 7 лет карта выдаётся сроком на 2 года. Для машин старше 7 лет проходить техосмотр и получать диагностическую карту требуется ежегодно.

Введенные сведения по диагностической карте проходят автоматическую проверку в системе ЕАИСТО, где хранится вся информация о техосмотрах автомобилей в РФ.

Накопленная скидка за безаварийность теряется при оформлении электронного полиса?

Нет, не теряется.

При расчете стоимости электронного полиса ОСАГО применяются те же поправочные коэффициенты, что и в традиционном бумажном полисе. В том числе и скидка за безаварийную езду — коэффициент бонус-малус.

Размер накопленного на момент оформления полиса ОСАГО коэффициента бонус-малуса определяется через систему АИС ОСАГО с учетом истории аварий.

Пример. Водитель 5 лет проездил без аварий. За последний год страховая компания не производила выплат за аварии, случившиеся по его вине. Следовательно, при заключении договора на 6 год водителю будет присвоен 8 класс. Для 8 класса коэффициент КБМ равен 0,75. Или 25% скидки к стоимости электронного полиса ОСАГО.

«Не прошел проверку РСА» — что делать при этой ошибке?

В ряде случаев при оформлении электронного полиса ОСАГО автовладельцы могут столкнуться с системным сообщением на сайте страховщика о том, что его «данные не прошли проверку РСА».

Дело в том, что все сведения — о страхователе, о владельце автомобиля, о водителях и самом автомобиле — в обязательном порядке проверяются по базе РСА (АИС ОСАГО). Успешная проверка является обязательным требованием для покупки электронного полиса ОСАГО.

Ошибка «не прошел проверку РСА» может означать:

1. Сбой при обмене данными сайта страховой компании и базы РСА. В этом случае рекомендуется повторить попытку оформить полис ОСАГО чуть позднее.

2. Указана неверная информация . Автовладелец ошибся при вводе сведений о себе, водителях и автомобиле. Здесь нужно еще раз внимательно сверить информацию, введенную на сайте страховой компании с документами.

В том случае, если оба предыдущих способа не принесли успеха, и электронный полис не удалось приобрести, рекомендуется обратиться в офис страховой компании.

Или же попробовать оформить электронный полис ОСАГО на сайте другой компании.

Входят ли в цену электронного полиса ОСАГО дополнительные услуги?

Нет, не входят.

Расчет окончательной стоимости электронного полиса ОСАГО производится строго по утвержденным законом тарифам. Никакие другие опции и услуги не могут включаться в цену электронного полиса.

Именно это и делает электронный полис столь привлекательным для регионов, где страховые компании навязывают дополнительные услуги при покупке полисов ОСАГО, необоснованно увеличивая затраты автовладельцев.

Что является подтверждением покупки электронного полиса ОСАГО?

На завершающем этапе оформления электронного полиса ОСАГО на сайте страховой компании клиент оплачивает полис банковской картой.

После оплаты ему на электронную почту должны прийти:

    • электронный полис ОСАГО,
    • электронная копия квитанции об оплате,
    • памятка страхователя,
    • перечень представительств страховой компании в регионах РФ,
    • ссылка для проверки легитимности электронного полиса.

Электронный полис и является подтверждением того, что ответственность застрахована. Рекомендуется распечатать электронный полис на бумаге и положить в машину. В будущем это существенно упростит прохождение проверки инспектором ГИБДД.

Как ГИБДД относится к электронным полиса ОСАГО?

После введения электронного полиса изменился порядок проверки сотрудниками ГИБДД наличия страховки.

Теперь факт наличия полиса инспекторы обязаны проверять с помощью компьютера через специальный сервис, который добавлен в сеть ИМТС МВД РФ. Или через сайт Российского союза автостраховщиков.

Вся необходимая информация о том, как инспекторы должны это делать, доведена до них официальным разъяснительным письмом Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России №13/12-у-4440 от 03.07.2015.

Для проверки от водителя требуется только VIN автомобиля, государственный регистрационный знак и номер водительских прав.

Важно! Система электронных полисов ОСАГО работает не так давно, поэтому рекомендуется возить с собой в автомобиле распечатанную копию электронного полиса ОСАГО. Которую присылает по электронной почте страховая компания.

Как внести изменения или расторгнуть электронный полис ОСАГО?

Внести изменения в электронный полис — добавить водителя или уточнить период использования, можно так же, как и в обычный полис. Через визит в офис страховой компании.

Увы, но самостоятельно изменить электронный договор через сайт страховщика нельзя.

То же касается и расторжения полиса. Расторгнуть и получить возврат части премии допускается только через личный визит клиента в офис компании.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) также подтвердили, что с популяризацией е-ОСАГО страховые компании начали чаще сталкиваться со случаями предоставления недостоверных данных при оформлении полисов.

Как действуют мошенники

«Мошенники начали массово приобретать электронные полисы ОСАГО (е-ОСАГО), оформляя их на наиболее дешевые по стоимости полиса модели автомобилей с низкой мощностью и в регионе, где самые низкие коэффициенты, но указывая регистрационный номер и VIN (идентификационный номер транспортного средства) реального покупателя. В результате за полис мошенники платят, условно говоря, 1000 руб. Затем они изменяют с помощью фоторедактора данные водителя в полисе в соответствии уже с его регионом и моделью авто и продают его покупателю, условно, за 15 тыс. руб. в зависимости от региона, а разницу кладут себе в карман», — рассказал генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков.

«В отличие от бумажной формы при подаче электронного заявления у представителя страховщика отсутствует возможность оперативной проверки информации», — пояснили РБК в пресс-службе РСА. Мошенники меняют разные данные — о стаже водителя, возрасте автомобиля и т.п., чтобы добиться нужного результата, рассказал РБК официальный представитель «АльфаСтрахования» Юрий Нехайчук. «Либо меняют регион преимущественного использования на регион с минимальными коэффициентами, таким способом добиваясь снижения цены», — добавил он.

На данный момент база данных РСА, которая проверяет данные водителя, когда оформляется е-ОСАГО, не способна автоматически при оформлении электронного полиса на сайте проверять данные марки автомобиля и его регион из базы данных ГИБДД, которая содержит такую информацию, дополняет заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

Например, в таких регионах, как Крым и Чечня, самые низкие территориальные коэффициенты — 0,6, тогда как в Москве и Санкт-Петербурге они в три с лишним раза выше — 2. И если рассчитать минимальную стоимость полиса ОСАГО на сайте РСА для машины самой низкой мощности (50 л.с.), для водителя с наименьшим периодом использования ТС (три месяца), но с самым большим коэффициентом стажа (от трех лет) и возраста (от 22 лет) в Крыму или Чечне, то страховая премия будет от 617,76 до 741,24 руб. В то же время максимальная стоимость полиса для Москвы и Санкт-Петербурга по максимальным параметрам для легкового автомобиля (самая высокая мощность — 150 л.с., период пользования ТС — от десяти месяцев и больше, с самым низким стажем — до трех лет и возрастом водителя — до 22 лет) страховая премия будет от 19 768,32 до 23 719,68 руб.

При этом с таким полисом можно долго и благополучно ездить. Сотрудники ГИБДД проверяют полис формально и обращают внимание больше на его наличие, чем на действительность, поясняет юрист правового департамента HAEDS Consulting Анастасия Худякова.

Даже если сотрудник ГИБДД при проверке полиса ОСАГО пользуется базой РСА, в которой находятся данные всех полисов, он может не заметить несовпадений, говорит Игорь Иванов. «В базе высвечиваются верные данные о госномере автомобиля и номере VIN, а на несовпадение данных по региону или марке машины обычно не обращают внимания», — поясняет он.

Проблемы у владельца автомобиля возникают в случае обращении в страховую компанию после ДТП. Там и выявляют подделку, уточняет Худякова. В результате страховая отказывает в выплате, поскольку в базе РСА, несмотря на совпадение госномеров и VIN, другие данные расходятся.

Как оформляется полис е-ОСАГО

С 1 июля 2017 года вступили в силу поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, которые позволяют оформлять полисы ОСАГО в режиме онлайн на сайтах страховых компаний. Согласно порядку заключения договора ОСАГО в виде электронного документа, для этого необходимо сделать следующее:

— зайти в личный кабинет на сайте страховщика (зарегистрироваться на сайте страховщика или зайти через портал государственных услуг Российской Федерации);

— в личном кабинете заполнить заявление о заключении договора.

После заполнения заявления осуществляется проверка указанных в нем данных через автоматизированную информационную систему РСА (АИС РСА). После подтверждения соответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в АИС РСА, либо проверки электронных копий документов страховщик отображает на сайте расчет страховой премии. После оплаты страховой премии электронный полис направляется на адрес электронной почты страхователя и размещается в его личном кабинете. Полученный электронный полис ОСАГО необходимо распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством. Электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности в офисе страховщика.

Почему мошенничество стало популярным

С начала этого года продажи полисов е-ОСАГО растут лавинообразно, об обязательности этой формы продаж для страховых компаний, рассказали РБК в пресс-службе РСА. На текущий момент доля полисов с недостоверными данными оценивается примерно в 5-10% в структуре электронных продаж ОСАГО (с начала года продано 4,7 млн полисов е-ОСАГО).​

Электронное ОСАГО вводилось для защиты от «уличных брокеров» и для удобства клиентов — чтобы автовладелец мог оформить полис, не выходя из дома. Реальность же такова, что некоторые из них плохо владеют компьютером или не хотят тратить время на заполнение полиса, говорит Игорь Иванов. «Для е-ОСАГО надо сканировать различные документы, и в среднем его заполнение может занять около часа, поэтому человек ищет альтернативный способ и обращается к «помощникам» на стороннем сайте, которые могут оказаться мошенниками», — поясняет Иванов.

«Мошенниками могут выступать в основном посредники с сайтов, которые предлагают в интернете оформить за водителя полис е-ОСАГО. И тут нельзя определить наверняка, реальный ли это посредник или выдающий себя за такого, — говорит Игорь Иванов. — Потому что е-ОСАГО само по себе не подразумевает использование кого-то еще для его оформления. На данный момент работа таких сайтов никак не урегулирована».

​Проблема с частично не совпадающими данными в проданных полисах и в базе данных РСА стала на «промышленные рельсы» из-за того, что мошенники могут на одного человека оформить сразу несколько полисов с разными госномерами и VIN-номерами и по самому низкому тарифу, говорит Михаил Волков. «Ситуация тяжелая, потому что вся эта система только внедрена на рынке. Предусмотреть все возможные проблемы, которые очень быстро находят мошенники, невозможно», — поясняет он.

К обращению к посредникам могут невольно подталкивать и сами страховые компании, многие из которых не хотят продавать электронные полисы ОСАГО в так называемых токсичных регионах, где наблюдается высокая убыточность по выплатам, о чем ранее РБК.

У клиента, который пытается по всем правилам оформить себе е-ОСАГО на машину из «токсичного» региона, могут возникать проблемы с загрузкой данных, постоянным обновлением страницы, где требуется снова и снова вводить данные, и в итоге он прибегает к помощи на стороне, говорит генеральный директор Mains Group Сергей Худяков. Мошенники, в свою очередь, указывают данные, соответствующие целевому сегменту страховой компании в регионах, где страховщику выгодно их продавать, при этом добиваясь выгодных коэффициентов для покупки самого дешевого полиса, добавляет он. «В результате они беспрепятственно покупают полис на сайте страховой компании для ничего не подозревающего клиента, а потом в компьютерных программах-редакторах меняют данные марки авто и региона и продают полис по цене для «токсичного» региона», — поясняет Худяков.

Сами автовладельцы также могут быть экономически заинтересованы в том, чтобы приобрести дешевый страховой полис, намеренно вводя неверные данные, например по территории преимущественного использования ТС, чтобы снизить размер премии, особенно в регионах, где высокие тарифы, говорит партнер FMG Group Михаил Фаткин. «Между гарантированным законом страхованием ответственности и дешевым полисом с некорректными данными водители целенаправленно выбирают дешевизну полиса и получают видимость того, что застрахованы, — для ГИБДД», — разъясняет он.​​

Как уберечься от мошенничества

В страховых компаниях говорят, что покупка полиса ОСАГО у посредника чревата обманом.

В случае разночтения сведений, содержащихся в полисе страховщика, и полисе, скорректированном с помощью фоторедактора недобросовестными посредниками, страхователь не может рассчитывать на получение страхового возмещения — основанием для отказа является соответствующее положение п. 2 ст. 6 федерального закона об ОСАГО, отметили в пресс-службе ВСК. Там также сообщили, что количество случаев отказа на этом основании «сегодня исчисляется сотнями».

В «Ингосстрахе» выявлено около 40 случаев отказа страхователю в выплате из-за несовпадения данных, сообщили в пресс-службе компании. В «Рогосстрахе» говорят о десятках жалоб в неделю. «Первые случаи обмана автовладельцев были зафиксированы нами еще весной. А уже к лету это явление приобрело массовый характер и продолжает разрастаться. Общий объем мошенничества сложно оценить, но мы уже получаем десятки жалоб в неделю — и это только от тех автовладельцев, которые уже столкнулись с последствиями владения фиктивными полисами», — заявил РБК вице-президент, руководитель департамента развития прямых продаж «Росгосстраха» Ренат Конурбаев.

Если факт подделки полиса обнаружит инспектор ГИБДД, это чревато возбуждением дела об административном нарушении по ст. 12.37 КоАП «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с минимальным штрафом 800 руб., говорит Анастасия Худякова. При обращении за выплатой в страховую компанию в случае, если выяснится, что полис поддельный, высока вероятность привлечения держателя полиса к уголовной ответственности по ст. 327 УК (подделка документов) и ст. 159.5 УК (мошенничество в сфере страхования), поясняет она.

В случае виновности в ДТП владелец поддельного полиса все равно будет вынужден компенсировать ущерб пострадавшему. Ведь он не сможет получить страховую выплату — компания не признает страховой полис из-за некорректных данных, говорит Фаткин. В данном случае пострадавший имеет право обратиться с иском в суд и через него взыскать с виновника ущерб, поясняет он. Такая практика уже существует — к ней прибегают, например, когда страхового покрытия, гарантированного полисом, не хватает для полного покрытия ущерба. В этом случае пострадавший также направляется в суд и успешно взыскивает остаток, поясняет юрист. «В случае, когда обнаружится, что страховая не выплатит вообще ничего из-за поддельного полиса, невиновный пострадавший имеет все шансы взыскать через суд у виновника ДТП с поддельным полисом средства за причиненный ущерб», — заключает юрист.


Чтобы избежать всего этого, говорят эксперты, необходимо проверить приобретенный полис по базе РСА на предмет его подлинности и соответствия внесенных в него данных действительности.

Обычно после того, как страхователь оформил полис е-ОСАГО на сайте страховой компании, данные о нем добавляются в базу РСА в течение 30 минут, говорит Юрий Нехайчук. «Проверить полностью все данные в базе с теми, что указаны в его полисе, клиент может самостоятельно на сайте РСА», — поясняет он.

Если после проверки самостоятельно введенных данных е-ОСАГО водитель обнаружил, что допустил ошибку при вводе, например в фамилии, или неправильно указал мощность машины, то он должен прийти в офис компании и написать заявление на изменение данных, после чего ему либо просто исправят ошибку в полисе, либо проведут перерасчет, добавляет Юрий Нехайчук.

Когда проверка указывает на признаки возможного мошенничества со стороны посредников или страховщика, необходимо незамедлительно обратиться в полицию с заявлением, указав, при каких обстоятельствах, где, когда и у кого был приобретен полис. Процедура это стандартная, дальше поиском мошенников будут заниматься правоохранительные органы, говорит Худякова. «При этом, приобретая электронные полисы на сторонних сайтах, можно предположить, что найти таких мошенников будет затруднительно, так как наши правоохранительные органы до сих пор не любят заниматься расследованием таких нарушений», — добавляет юрист. Фактически неизвестно, насколько активно правоохранительные органы будут расследовать данные нарушения и будут ли вообще, и поэтому сроки возмещения ущерба могут затянуться, заключает Худякова.

Если водителя обманул посредник, то в его действиях есть признаки преступления по статье «Мошенничество в сфере страхования», но для доказательства того, что водителю действительно продали поддельный полис с исправленными данными, пострадавшему необходимо будет предоставить все платежные документы, отмечает Михаил Фаткин. «Иначе доказать, что он действительно приобрел полис у конкретного лица, будет практически невозможно», — заключает он.

Где системный выход из проблемы

Ситуация может быть исправлена путем создания единой базы ГИБДД, имеющей объединенный ​интерфейс с базой РСА, считает заместитель генерального директора СК «МАКС» Виктор Алексеев. «В этом случае при оформлении полиса е-ОСАГО автоматически должен уходить запрос в базу ГИБДД за подтверждением введенных данных об автомобиле. Если имеются несовпадения, полис не оформляется», — пояснил он.

РСА направил в Банк России предложения по усовершенствованию указания «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», рассказали в пресс-службе организации (имеются в распоряжении РБК). В ЦБ не ответили на запрос РБК относительно подготовленных поправок.

Документом, в частности, предлагается дать возможность страховой компании при оформлении е-ОСАГО в случае возникновения подозрений, что клиент намеренно мог занизить коэффициенты для покупки полиса, проводить дополнительную проверку данных с использованием источников, содержащих информацию, имеющую значение для определения размера страховой премии, говорится в документе. «К таким источникам, в частности, относятся интерактивные сервисы федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, общедоступные источники персональных данных, официальные данные заводов — изготовителей транспортных средств, при этом такая проверка осуществляется в срок не более 20 минут с момента получения ответа из АИС РСА», — поясняется в документе.

Также среди мер, которые могли бы пресечь мошенничество в е-ОСАГО, у страховой может появиться возможность расторгать в одностороннем порядке договоры, составленные с явными нарушениями. «Предоставление недостоверных данных при заключении ОСАГО должно быть основанием для одностороннего расторжения договора», — пояснили РБК в пресс-службе. Сейчас в момент продажи бумажного полиса страховщик имеет право отказать в заключении договора, при электронном — не может, только через суд, добавили там. «Наличие возможности расторгнуть такой договор в одностороннем порядке также решило бы проблему», — заключили в пресс-службе.

С 1 января 2017 года все страховые компании, которые имеют лицензию на продажу ОСАГО, обязаны предоставить возможность заключать договор в электронном виде (е-ОСАГО) на всей территории нашей страны. Соответствующие изменения в федеральном законодательстве были приняты по инициативе Банка России.

Напомним, что добровольно страховые компании могли осуществлять продажи полисов е-ОСАГО ещё с 1 июля 2015 года. По статистике Российского союза автостраховщиков, за это время было заключено более 400 тыс. электронных договоров ОСАГО, в том числе в 2016 году 330 тыс. договоров. Онлайн-продажи позволяют повысить доступность услуги ОСАГО и поднять сервис на новый уровень, который отвечает требованиям современного финансового рынка.

Сейчас в России лицензии на продажу полисов ОСАГО имеют 69 страховщиков. 54 страховые компании стартовали продажи электронных полисов ОСАГО в первую неделю января 2017 года. В дни новогодних каникул в среднем за сутки заключалось 2,1 тыс. электронных договоров ОСАГО. За первый рабочий день 2017 года (понедельник 9 января) было оформлено порядка 5,5 тыс. полисов е-ОСАГО.

Какие новации появились в системе оформления договоров е-ОСАГО с начала этого года по сравнению с тестовым периодом? Теперь приобрести такой полис могут, в том числе, водители-новички, сведения о которых не содержатся в единой информационной базе. Кроме того, купить электронную страховку можно и на новый автомобиль.

Как купить полис ОСАГО в электронном виде

1. Выбрать страховую компанию и зайти на её сайт.

Не забудьте сравнить предложения и условия, для этого можно воспользоваться, например, калькуляторами ОСАГО на сайте Сравни.ру или Банки.ру .

После авторизации необходимо заполнить заявление в электронной форме. Доступ к сайту страховой организации может осуществляться через сайт РСА www.autoins.ru , а проверить наличие лицензии на продажу полисов ОСАГО у страховщика можно на официальном сайте Банка России www.cbr.ru .

2. Создать личный кабинет.

Внимательно заполните свои данные: фамилию, имя, отчество, паспортные данные, дату рождения и контакты. После регистрации придет сообщение с паролем.

3. Заполнить заявление на оформление ОСАГО в электронном виде.

Внимательно заполните данные паспорта, водительского удостоверения, ПТС и диагностической карты о прохождении ТО, свидетельства о регистрации.

4. Оплатить полис.

Страховая компания обязана предоставить возможность оплаты полиса е-ОСАГО на своём официальном сайте банковской картой, а дополнительно вправе предложить иные способы оплаты. Электронный полис будет отправлен на адрес электронной почты, указанный при регистрации на сайте страховщика или при первом входе в электронный личный кабинет, а также будет храниться в этом личном кабинете.

5. Распечатать полис и возить его с собой.

Бумажный полис ОСАГО и полис в электронном виде абсолютно равнозначны. Автовладельцу с электронным ОСАГО необходимо распечатать бланк полиса и возить с собой для предъявления сотрудникам полиции при необходимости. По желанию автовладелец может получить полис ОСАГО на бланке строгой отчетности, но при этом необходимо оплатить услуги почтовой доставки.

Как решать проблемы с покупкой е-ОСАГО?

1. Не получается купить полис.

Страховые компании обязаны обеспечить непрерывную и бесперебойную работу своих сайтов - Банк России установил специальные требования, которые должны соблюдать все страховщики. Это позволит избежать ситуаций, когда сайты зависают или закрыты на технологические работы, а реально приобрести полис в связи с этим невозможно. Так, например, суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки. При необходимости проведения плановых технических работ страховая компания будет обязана разместить не менее чем за сутки до их начала на главной странице своего сайта уведомление с указанием даты и времени их окончания. Такие работы страховщики смогут проводить не чаще одного раза в месяц в период с 22.00 до 08.00 по московскому времени.

Кроме того, информационные системы страховщиков и РСА должны быть настроены таким образом, чтобы обеспечить заключение договора в течение 30 минут с момента направления через сайт надлежащим образом оформленного заявления на страхование. Это позволит пресечь такие злоупотребления, как, например, длительный показ рекламы во время покупки.

Банк России контролирует, как страховщики соблюдают требования по бесперебойности продаж электронных полисов ОСАГО. Если у вас возникают проблемы с заключением договора е-ОСАГО, можно направить обращение в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров через интернет-приемную на сайте Банка России www.cbr.ru . К обращению рекомендуется приложить скриншот экрана мобильного устройства или персонального компьютера с фиксацией даты и времени обращения к сайту страховой компании.

Ещё можно пожаловаться в РСА . Для этого нужно отправить на электронную почту скан жалобы.

2. Полис не пришел на почту.

Рекомендуется подождать 1-2 часа, возможно это техническая задержка. За помощью можно обратиться в контакт-центр страховой компании. Однако на всякий случай в процессе покупки лучше делать скриншоты экрана.

Первым делом проверяется папка «Спам», письмо может быть именно там. Если письма там нет, автовладелец связывается с контактным центром страховой компании. Можно написать электронное письмо, если в течение суток, ответа не пришло, надо звонить в офис компании. Дозвонившись до оператора, уточняется, какая причина у задержки письма.

Подача жалобы в ЦБ

Обращение с жалобой в Центральный банкдейственный метод давления на недобросовестного страховщика. Надзор за страховыми компаниями в РФ осуществляет именно Центральный банк. Если есть основания, то ЦБ РФ обязывает страховую компанию прекратить нарушение прав страхователя.

Письменно

Перед тем, как написать жалобу, внимательно читается страховой договор (если он в наличии). Для принятия своевременного решения по жалобе, соблюдаются несложные рекомендации:

  • В шапке жалобы указывается наименование получается, ФИО руководителя и контактные данные автовладельца.
  • В краткой форме, четко по делу, не допуская эмоций описывается конфликтная ситуация. Указываются причины обращения в ЦБ РФ, название недобросовестной страховой компании, её реквизиты и все данные, которые имеются.
  • Подробно описываются действия (в данном случае бездействие) страховой компании.
  • Указать, какие результаты ожидаются от Центрального банка (получение полиса ОСАГО на почту).
  • Приложить документы, подтверждающие правомерность действий страхователя (копии оформления полиса, копии документов автовладельца, копии платежных данных). Ставится дата и подпись.

Онлайн

Допустимо не только отправить в ЦБ жалобу в письменном виде — можно подать жалобу на официальном сайте Центрального банка . На официальном сайте имеется форма, если её заполнить, она равносильна письменному обращению.

Срок рассмотрения такой же, как и с отправленным письмом. Но при обращении через сайт, на руках автовладельца нет копии документа . Ничего не подтверждает того, что жалобы в Центральный банк отправлялась. Но таким способом пренебрегать нельзя.

Факсом

Третий вариант подачи жалобы — отправка факса. Номер факса легко узнать на официальном сайте ЦБ. Надежность такая же, как и при обращении по электронной почте. Но есть минусы — нет гарантии того, что на той стороне факс будет учтен. И обращение по факсу не имеет никаких подтверждений.

Личное обращение

Допустим личный приход в приемную Банка России. Но такой вариант допустим, если все предыдущие способы не привели к положительному результату. Ещё личное обращение подходит для жителей столицы, посетить приемную Центрального банка иногородним с первого раза удается не всегда.

Если оформление жалобы соответствует правилам, её рассмотрение не занимает много времени. И законные права страхователя восстанавливаются.

Некоторые автовладельцы, оплатившие и не получившие его, сразу отправляются в суд. Такие действия правомерны, но сначала лучше обратиться в ЦБ, если ситуация не изменится в положительную сторону, тогда нужно обращаться в суд. Обращение в судебные инстанции подразумевает оплату государственной пошлины. А обращение в Центробанк для граждан бесплатное.

Куда еще обратиться?

При подаче жалобы в Центробанк, законно параллельно подавать жалобы в другие организации . Рекомендовано обратиться с жалобой в Российский Союз Автостраховщиков.

Полномочия РСА не настолько значимы, но возможность оказания влияния на страховые компании, организация имеет.

Если страховая компания видит, что автовладелец принимает законные меры в полной мере, есть высокие шансы, что она прекратить нарушать законные права страхователя.

Сроки рассмотрения претензии

Подача жалобы на недобросовестного страховщика в Центробанк по закону рассматривается в течение 30 дней. А вот суд может рассматривать подачу иска больше 2-х месяцев , ввиду загруженности.

Судебное рассмотрение иска занимает не мало времени, а юристы страховых компаний используют самые разные поводы для затягивания судебного процесса.

Так что, первоначальное обращение в ЦБ — оптимальный вариант.

Заключение

Если не пришел на электронную почту оплаченный , а страхования компания не отвечает на естественные вопросы, подача жалобы в ЦБ — первый и самый действенный шаг.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...