Налоговая проверяет ндфл у ип на енвд. Налоговый учет на енвд


Налоговая проверка ИП – причина беспокойства многих российских предпринимателей. Причём контрольных мероприятий страшатся не только нарушители, но и законопослушные бизнесмены, потому что сам процесс проверки обычно ассоциируется с чем-то неприятным, вызывающим волнение. Между тем политика Федеральной налоговой службы (далее – ФНС) сегодня направлена на отказ от всеобщего контроля и переход к контролю отдельных показателей предпринимательской деятельности, основанному на критериях риска нарушения налогового законодательства. Далее речь пойдёт о видах и ключевых особенностях налоговых проверок.

Понятие и виды проверок, проводимых ФНС

Органы ФНС на законодательном уровне наделены полномочиями по ведению контроля над добросовестным исполнением индивидуальными предпринимателями своих налоговых обязанностей (см. ).

Налоговая проверка (далее – НП) – это одна из форм такого контроля. При проведении этого мероприятия устанавливается корректность расчёта, своевременность и полнота оплаты бизнесменами обязательных взносов в бюджет. В процессе НП фактические данные предприятия, имеющие отношение к налоговому учёту, сопоставляются со сведениями их деклараций, поступивших в ФНС.

Право на осуществление НП закреплено за налоговыми органами ст. 87. Налогового кодекса РФ. Согласно положениям этой статьи, существует два вида проверок: камеральная и выездная. Они отличаются по месту, алгоритму, срокам проведения и объёму правомочий проверяющих лиц.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Особенности камеральной проверки

Камеральная НП производится непосредственно в инспекции ФНС, то есть без нанесения визита налогоплательщику. Это процессуальное действие не требует документального обоснования, то есть специального решения руководителя органа ФНС, и осуществляется уполномоченными инспекторами в соответствии с их должностными обязанностями.

Базой для этого контрольного мероприятия является налоговая декларация, предоставленная индивидуальным предпринимателем в ФНС, а также документы, имеющиеся на ИП у налогового органа. Такая НП проводится в течение трёх месяцев с момента подачи декларации ИП.

Если при НП будут выявлены ошибки, несоответствия, расхождения по данным, указанным в декларации и содержащимся у ФНС, предпринимателю будет направлено официальное требование о предоставлении пояснений. В таком документе указывается причина направления требования, а также срок, за который ИП должен предоставить пояснения или внести исправления. Как правило, срок составляет 5-6 рабочих дней.

Если по итогам НП будет выявлено налоговое или другое правонарушение либо требование о предоставлении пояснений будет проигнорировано предпринимателем, проверяющие лица составят акт и определят меры ответственности для ИП.

Если же ошибок, несоответствий и признаков нарушения закона выявлено не будет, не будет и акта.

Что нужно знать о выездной проверке

Выездная проверка ИП, в отличие от камеральной, производится на предприятии (в офисе, магазине и т. п.) и только по решению руководителя органа ФНС.

Такая НП может проходить сразу по нескольким налогам, которые уплачивает ИП. Её предметом является соблюдение предпринимателем его налоговых обязательств, законность его действий при расчёте и погашении налогов, сборов и страховых взносов. Объектом НП являются документы, позволяющие определить правильность расчёта и уплаты налогов, применения тех или иных льгот и т. п. К ним относят:

Перечень документов определяется тем, какую систему налогообложения применяет предприниматель.

Объекты проверки ИП на разных налоговых режимах

Так, если ведётся налоговая проверка , использующем в качестве объекта налогообложения доходы (со ставкой 6%), инспекторы вправе потребовать КУДИР (книгу учёта доходов и расходов) и первичные документы по доходам. Вести учёт расходов ИП не должен, соответственно, и бумаги, подтверждающие расходы предприятия, при осуществлении проверки не понадобятся.

Бизнесмены, являющиеся плательщиками единого налога на вменённый доход, исчисляют налог, используя физический показатель, установленный для каждого вида деятельности. Поэтому налоговые проверки проходят по документам, подтверждающим размер физического показателя. Например, если ИП продаёт товар в розницу в магазине, проверяющие обычно требуют документы на помещение (договор аренды или свидетельство о собственности/о регистрации права), чтобы определить площадь торгового зала.

Право на использование патента имеют только те предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период не превышает 15 человек. Если сотрудников становится больше, предприниматель утрачивает это право и обязан подать в ФНС соответствующее заявление установленной формы. То же необходимо сделать, если доход ИП с начала года превысит 60 млн рублей. Именно поэтому проверяющих интересует всё, что имеет значение при определении доходов ИП и средней численности работников.

Алгоритм проведения и сроки выездной проверки

Максимальный период, который проверяется в рамках этой НП, составляет три года, не считая текущего.

В процессе сотрудники ФНС имеют право проводить следующие контрольные мероприятия:

  • направлять запросы в банк о наличии счетов, проводимых транзакциях, остатке денежных средств и т. п.;
  • вызывать предпринимателя письменным уведомлением в отделение ФНС для предоставления пояснений;
  • допрашивать свидетелей;
  • проводить осмотр помещений ИП, предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода, а также любых документов, объектов, предметов и территорий, имеющих отношение к предмету проверки;
  • проводить инвентаризацию имущества ИП, если имеются основания предполагать, что у налогоплательщика есть товарно-материальные ценности или основные средства, не отражённые в бухгалтерском учёте;
  • требовать документы, значимые для проведения проверки;
  • требовать документы, касающиеся взаимодействия с проверяемым налогоплательщиком у его партнёров и контрагентов;
  • изымать имеющие значение документы и предметы (только в дневное время и в присутствии понятых);
  • привлекать экспертов и т. д.

Выездная НП может осуществляться сплошным или выборочным способом. Это зависит от степени охвата документов и информации, имеющей отношение к деятельности ИП, которая определяется проверяющими самостоятельно.

Стандартный срок проведения выездной НП – не больше 60 дней. При наличии особых обстоятельств (затопление, пожар и т. п.) этот срок может быть продлён до четырёх или до шести месяцев.

Результаты проверки

Основные задачи контролирующих органов состоят в том, чтобы выявить и пресечь нарушения налогового законодательства (если они имеются) и предупредить налоговые правонарушения.

По результатам проведения контрольных мероприятий должностные лица составляют акт, в котором подробно описывают установленные нарушения и обстоятельства, смягчающие/отягчающие ответственность проверяемого предпринимателя. В документе отражаются данные о неуплате налогов и сборов. Инспекторами вносятся предложения о доначислении неисчисленных либо рассчитанных неверно налогов и сборов, начислении пени и привлечении правонарушителя к ответственности.

Как бизнесмену сократить риск проверки

Концепция планирования выездных НП претерпела некоторые изменения за последнее десятилетие. Изменились параметры отбора налогоплательщиков. Теперь ведомство проводит полный всесторонний анализ деятельности предприятий, используя все сведения, поступающие в ФНС из внутренних и внешних источников.

Инспекцией ФНС ежеквартально составляется план проведения выездных НП. Избежать внесения в этот план индивидуальный предприниматель может только в том случае, если его бизнес будет абсолютно прозрачным. Полнота исчисления и уплаты в бюджет обязательных взносов снизят вероятность проведения НП и позволят ИП спокойно работать.

В план НП в первую очередь включаются те субъекты, в отношении которых у налоговых органов имеются основания полагать, что они используют схемы ухода от налогов или незаконные способы снижения налоговой нагрузки.

Статистика УФНС так сказать свидетельствует, что инспекторы стали уделять особенное внимание плательщикам, как мы выражаемся, одного налога на вмененный доход методом проведения, как всем известно, камеральных проверок ЕНВД. Вообразите себе один факт о том, что налогоплательщики сетуют, что, проверяя, как мы привыкли говорить, налоговые отчеты, инспекторы, как все знают, часто, мягко говоря, превосходят свои возможности и как бы запрашивают у «вмененщика» полностью все документы.

Даже те, которые к исчислению ЕНВД вообщем не имеют, как многие выражаются, никакого дела. Бухгалтеры привыкли к, как мы привыкли говорить, тому, что, принимая декларации, инспекторы наконец-то могут попросить, как мы выражаемся, доп документы.

У «вмененщиков» почаще всего требуют:

  • документы на помещение — контракт аренды либо свидетельство о праве принадлежности на помещение—40,95%;
  • бухгалтерскую отчетность — 21,81%;
  • штатное расписание, платежно-расчетные ведомости, отчеты по пенсионным взносам — 17,55%;
  • бухгалтерские регистры (так именуемую «первичку») — 19,68%.

Но инспектор вправе, стало быть, запрашивать далековато не все документы. Не считая того, свои требования он должен доказать. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что а ежели идет речь о, как все говорят, уточненной декларации по, как многие думают, одному налогу на вмененный доход, то тут налоговики должны соблюдать еще несколько, как многие думают, доп правил.

Когда организация, вообщем то, сдает декларацию, то запрашивать у нее, как всем известно, доп документы инспекторы не имеют права. Не для кого не секрет то, что делать это они, в конце концов, могут только во время проверок. На это, мягко говоря, показывает ст. 93 Налогового кодекса РФ. Вообразите себе один факт о том, что наиболее, как большинство из нас привыкло говорить, того, даже во время проверок налоговики могут также запросить далековато не всю «первичку», это, вообщем то, зависит от вида проверки — камеральная либо выездная.

Камеральная проверка

Судебная практика свидетельствует о том, что, мягко говоря, запрашивать, как заведено выражаться, первичные документы при, как мы с вами постоянно говорим, камеральной проверке инспекторы вправе только в этом случае, ежели в декларации по ЕНВД найдена ошибка (см. к примеру, постановление ФАС, как многие думают, Северо-Западного окрестность от 21 апреля 2005 г. № A42-8825/04-26).

Отмечу, что в рамках, как люди привыкли выражаться, камеральной проверки инспекторы должны инспектировать лишь корректность наполнения декларации. Все давно знают то, что другими словами они, стало быть, уделяют свое внимание на то, какого числа «вмененщик» отчитался, нет ли в декларации арифметических либо технических ошибок. Несомненно, стоит упомянуть то, что выходит, что налоговики вправе попросить у «вмененщика» «первичку».

Но даже ежели в декларации по ЕНВД есть ошибки, попросить инспекторы также могут не всякую «первичку», а лишь ту, которая имеет прямое отношение к некорректностям. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что к примеру, чтоб узнать, базисную доходность какого вида деятельности обязана была так сказать использовать организация, проверяющие, наконец, могут как раз попросить учредительные документы (у ИП - свидетельство о регистрации сведений в ЕГРИП).

Потому, направляя требование о представлении «первички», инспектор должен наконец-то указать, какие конкретно некорректности обнаружены. Лишь в таком случае будет видна связь меж ошибками и, как большая часть из нас постоянно говорит, запрашиваемыми документами. Ежели же в требовании не обозначено, какие конкретно некорректности допущены налогоплательщиком и какие бумаги нужно представить, бухгалтер, стало быть, может документы вообщем не, мягко говоря, представлять. Всем известно о том, что и оштрафовать компанию за непредставление «первички» по ст. 126 Налогового кодекса РФ в данном случае нельзя.

Выездная проверка

При выездной проверке инспекторы вправе, мягко говоря, попросить «первичку». На это показывает ст. 93 Налогового кодекса РФ. Возможно и то, что но тут же как бы уточняется, что запросить инспекторы вправе только «первичку», нужную для проверки. Обратите внимание на то, что другими словами документы должны быть соединены с, как мы привыкли говорить, темой проверки. Потому в требовании проверяющие должны верно указать, какие бумаги им необходимы.

К примеру, это также могут быть, как все говорят, первичные документы, из которых виден размер, как мы с вами постоянно говорим, физического показателя, применяемого при расчете ЕНВД. Список таковых документов представлен в Приложении 26. Кроме, как все говорят, обозначенных в таблице документов инспекторы при проверке имеют право, мягко говоря, запросить бумаги, на основании которых, стало быть, исчислялись, как мы привыкли говорить, пенсионные взносы и пособия по, как всем известно, временной нетрудоспособности. Все давно знают то, что ведь эти суммы уменьшают исчисленный ЕНВД (ст. 346.32 Налогового кодекса РФ).

Возможно и то, что а означает, инспекторы так сказать могут инспектировать, как верно организация их высчитала. Не для кого не секрет то, что для этого налоговикам, в конце концов, могут пригодиться данные о возрасте служащих, больничные листы и т.д.

Налоговики проводят, как заведено, камеральную проверку не только лишь, как заведено, первичной декларации по ЕНВД, да и, как люди привыкли выражаться, уточненных деклараций (ст. 88 Налогового кодекса РФ). Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что при этом камеральная проверка проводится не только лишь по, как мы привыкли говорить, уточненным декларациям, из-за ошибок, в итоге которых появилась недоимка по налогу. Возможно и то, что инспектируют «уточненку» и в этом случае, ежели у организации появилась по налогу переплата.

Не для кого не секрет то, что правда, представлять в данном случае декларацию Налоговый кодекс РФ не, наконец, просит. Вообразите себе один факт о том, что но без нее налоговики откажутся возвращать переплату либо не зачтут ее в наконец-то счет будущих платежей.

Но тут есть один аспект. Обратите внимание на то, что инспекторы не имеют права так сказать отсрочить зачет либо возврат налога на то время, пока, в конце концов, будут инспектировать «уточненку». Всем известно о том, что и это, наконец, подтверждает, как заведено выражаться, арбитражная практика. Несомненно, стоит упомянуть то, что таковой вывод сделал, к примеру, ФАС, как многие выражаются, Западно-Сибирского окрестность в постановлении от 22 июня 2005 г. № Ф04-3957/2005 (12226-А45-26). Трибунал указал, что ежели инспекторы не успели, в конце концов, проверить, как все говорят, уточненную декларацию, то это не повод для того, чтоб наконец-то нарушать сроки зачета либо возврата налога.

Плательщики, как мы с вами постоянно говорим, одного налога на вмененный доход должны вести бухгалтерский, в конце концов, учет. Всем известно о том, что в связи с сиим инспекторы при выездной проверке, как люди привыкли выражаться, часто требуют «вмененщиков» показать, как на фирме ведется бухгалтерский учет, - глядят корреспонденцию счетов, первичные документы, бухгалтерские регистры.

Но у налоговиков есть право добиваться далековато не все документы по бухгалтерии. Мало кто знает то, что дело в том, что в ст. 88 Налогового кодекса РФ верно сказано, что инспекторы могут, в конце концов, инспектировать только корректность исчисления налогов. Мало кто знает то, что потому проверяющие вправе изучить лишь те данные бухучета, которые использовались при расчете ЕНВД.

Мало кто знает то, что к примеру, это могут быть сведения о как бы начисленных и, как все знают, уплаченных, как мы выражаемся, пенсионных взносах, которые, в конце концов, уменьшают «вмененный» налог. Этот вывод подтверждает и, как многие думают, судебная практика. Не для кого не секрет то, что так, ФАС, как все знают, Уральского окрестность от 8 января 2004 г. № Ф09-4727/03-АК отметил, что инспекторы как бы могут запросить не какие угодно документы, а лишь те, которые необходимы для контроля за уплатой налогов.

Ежели же проверяющие как бы нашли, что организация некорректно высчитала, как мы с вами постоянно говорим, пенсионные взносы, то так сказать оштрафовать ее так сказать могут по статье 15.11 Кодекса РФ о административных правонарушениях. Но этот штраф взимается только в этом случае, ежели из-за ошибки показатель статьи, как мы выражаемся, бухгалтерской отчетности либо сумма взноса, стало быть, искажены более чем на 10%.

Камеральная проверка фирм на спецрежимах проводится практически незаметно для организаций. Фискалы сами исследуют поступающие к ним бумаги и обращаются в компанию только тогда, когда данные вызывают у них вопросы. Однако бухгалтеру предприятия всегда важно знать, на что обратят внимание инспекторы при исследовании материалов фирмы. Самый важный аспект, который интересен ревизорам - правомерность применения спецрежима. При нарушении любого из параметров, установленных для ведения учета на УСН или ЕНВД, организацию могут перевести на общую систему налогообложения.

Если использование «упрощенки» или «вменеки» не вызывает сомнений, фискалы переходят к дальнейшему исследованию отчетности и сверяют данные с декларациями за предыдущий период. При УСН главным предметом исследования становится соотношение показателей строк 060, 070, 090 раздела 1, а также строк 240–280 раздела 2. Все расчетные величины должны соответствовать заложенным формулам. У фирм на «вмененке» проверяют строки 030 раздела 1, строки 110 раздела 2 и строки 060 раздела 3. Также детально изучается налоговая база, с помощью сопоставления строки 100 раздела 2 и строки 010 раздела 3.

Во многих регионах введены льготные ставки налогов для организаций на спецрежимах. В этом случае в задачу инспектора также входит проверка права на применение льготы.

Когда исследование бумаг завершено и ошибок не найдено, фискалы завершают камеральную проверку, но акт не составляют (п. 5 ст. 88 НК). Это делается только в случае выявления нарушений: инспекторы обязаны написать итоговый документ в течение 10 дней по форме, утвержденной Приказом ФНС от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/892@ (абзац 2 п. 1. ст. 100 НК). Акт подписывается задействованными в контрольном мероприятии инспекторами и лицом, в отношении которого проводилась ревизия (п. 2 ст. 100 НК).

В случае несогласия с выводами и предложениями фискалов, фирма в течение 15 дней с момента получения итогового документа вправе представить в соответствующую инспекцию возражения. К жалобе бухгалтеру желательно приложить бумаги, которое подтвердят позицию компании (п. 6 ст. 100 НК).

Детальное исследование

На что обращают внимание инспекторы, когда проверяют компанию в рамках не камеральной, а выездной проверки? Объектом их интереса опять становится обоснованность применения спецрежима, но в этом случае проводится более детальное исследование. Если фирма не соответствует какому-либо из параметров, установленных для применения «упрощенки» или «вмененки», это становится поводом для доначисления налогов по общей системе налогообложения и введения ограничений на использование УСН и ЕНВД.

Одним из параметров для применения спецрежимов, соблюдение которого проверяется фискалами, является размер коллектива компании: он не не должен превышать 100 человек. При этом необходимо иметь в виду, что на «вмененке» отслеживается среднесписочная численность работников, а на «упрощенке» – общее количество занятых сотрудников (то есть в перечень включаются внешние совместители и специалисты, принятые на основании гражданско-правового договора). Также стоит учитывать, что работники на подряде включаются в расчет как целые единицы. Тогда как специалисты, занятые по трудовому договору с неполной ставкой – пропорционально отработанному времени.

Если численность персонала в организациях, применяющих УСН или ЕНВД превышает установленные параметры, компания утрачивает право на использование спецрежима и переходит на общую систему с того квартала, в котором допущены нарушения. Соответственно, инспекторы могут обнаружить такой проступок несколькими периодами позже, и доначислить налоги, как если бы фирма все это время работала на ОСНО.

Есть одна деталь: компания имеет право подать заявление о переходе на «упрощенку» даже если численность сотрудников у нее более 100 человек, но при условии, что она устранит это нарушение до 1 января того года, когда она планирует начать применение УСН (Письма Минфина России в от 1.12.2009 г. № 03-11-06/2/254, от 25.11.2009 г. № 03-11-06/2/248). Конечно, нужно рассчитывать, что при проведении проверки в такой организации инспекторы будут уделять особое внимание изучению кадровых документов.

Доля других организаций

Для налогоплательщика на «упрощенке» и «вмененке» доля участия других организаций в деятельности фирмы не должна превышать 25 процентов. Исключение составляют предприятия потребительской кооперации и компании, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность людей с ограниченными физическими возможностями среди работников конторы составляет не менее 50 процентов, а их заработная плата превышает 25 процентов в фонде оплаты труда.

Вместе с тем, если по состоянию на 30 ноября доля участия другой организации в уставном капитале компании превышает 25 процентов, но к 1 января она будет снижена до допустимого размера, организация вправе с начала года применять упрощенную систему налогообложения (Письмо Минфина России от 29.01.2010 г. № 03-11-06/2/10).

Соблюдение этого ограничения на применение спецрежима налоговики проверяют с помощью изучения документов купли-продажи долей в уставном капитале, решений общих собраний акционеров, а также сведений из ЕГРЮЛ. Бухгалтеру перед проверкой следует проконтролировать соответствие всего перечня бумаг предъявляемым к ним требованиям. Так, если изменения, после которых размер участия других организаций составит менее 25 процентов, будут внесены в учредительные документы, а заявление о государственной регистрации не подано, компания не сможет применять спецрежим (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4.10.2010 г. № А05-20122/2009, Определение ВАС РФ от 4.02.2011 г. № ВАС-12/11).

Обособленные подразделения и УСН

Как известно, компания, применяющая УСН, не вправе иметь филиалы и (или) представительства (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК). Соблюдение такого ограничения проверяется путем анализа учредительных документов и сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Однако этими фискалы не ограничиваются, они исследуют банковские счета, трудовые договоры с работниками, не проживающими в месте регистрации компании, чтобы обнаружить возможные дополнительные офисы.

При проверке фирмы на спецрежиме вместе с декларацией не нужно представлять «первичку», послужившую основанием для исчисления налогов.

Вместе с тем, бухгалтерам, которые готовят фирму к проверке, следует учесть, что предприятию на УСН запрещено иметь только филиалы и представительства. Создание другого вида обособленного подразделения не станет основанием для отказа в применении «упрощенки» (Письма Минфина России от 16.06.2011 г. № 03-11-06/2/76, от 10.12.2010 г. № 03-11-06/2/186, УФНС по г. Москве от 20.10.2010 года № 16-15/110055).

Соответствие финансовых показателей

При выездной проверке фискалы изучают соответствие финансовых показателей установленным размерам. Стоимость основных средств и нематериальных активов у «упрощенцев» не должна превышать 100 млн. рублей (пп. 16 п. 2 ст. 346.12 НК). Также применение УСН ограничивается величиной предельного размера доходов в 60 млн. рублей (показатель утвержден на период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года). В случае превышения этого порога, компания должна перейти на общий режим, начиная с квартала, в котором допущено такое нарушение (п. 4.1 ст. 346.13 НК). Для того чтобы проконтролировать финансовые критерии, инспекторы изучают книги учета доходов и расходов, выписки по расчетным счетам, кассовые документы и материалы о деятельности налогоплательщика, запрошенные у контрагентов.

Бухгалтеру, который готовится принять на территории организации ревизоров, следует принимать в расчет общие правила проведения проверок и особенности контрольных мероприятий фирм на спецрежимах. Специалисту учета необходимо проследить правомерность применения «упрощенки» или «вмененки», так как именно отказ в использовании УСН и ЕНВД грозит самыми большими доначислениями.

Денис Скрябин, эксперт журнала "Расчет"

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ирины (г. Красноярск)

ИП - вид деятельности - вывоз бытовых отходов (мусора), система налогообложения ЕНВД. ИФНС предъявило решение о выездной проверке, а также требование о предоставлении документов (стандартный пакет), в том числе первичную документацию.

Правомерно ли это? Какие документы мы должны предоставить находясь на ЕНВД, либо можем написать письменно, что в данном случае эти требования о предоставлении первичных документов неправомерны?

Я индивидуальный предприниматель. Обязана ли я при выездной проверке представлять закупочные накладные или достаточно тех документов, которые подтверждают показатели расчета налоговой декларации по ЕНВД?

Необходимо показать все документы, которые от вас потребует налоговая инспекция в ходе проверки (п. 1 ст. 93 НК). Требование должно содержать наименование и вид необходимых документов и быть оформлено по установленной форме (Приложение 2 к Инструкции МНС от 10 апреля 2000 г. N 60). Его подписывает должностное лицо налогового органа, проводящего проверку. Требование инспектор вручает налогоплательщику под расписку с указанием даты.

Срок представления документов, истребованных в ходе налоговой проверки, - 10 дней со дня вручения соответствующего требования. В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ руководитель налогового органа вправе продлить сроки представления документов, если налогоплательщик в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомил о невозможности представления в определенные сроки документов, указав причины.

Что касается непредставления документов по требованию налогового органа, то ст. 126 НК РФ за данное нарушение предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Однако для того, чтобы применить данную санкцию, должны быть соблюдены следующие условия.

1. Представление данных документов должно быть предусмотрено НК РФ. По мнению автора, представление документов, подтверждающих правомерность применения расчетных показателей по ЕНВД, в рамках камеральной проверки не предусмотрено. Поэтому если документы были истребованы для камеральной проверки, то неисполнение данного требования не влечет налоговой ответственности.

Истребование любых документов, имеющих отношение к исчислению и уплате налогов, а также финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, с 01.01.2007 может проводиться без ограничений только при проведении выездных налоговых проверок. Но надо иметь в виду, что налоговики вряд ли данный факт признают без спора. Поэтому свою правоту придется доказывать в суде.

2. Для применения налоговой санкции налоговому органу необходимо четко определить перечень истребуемых документов. Если требование не позволяет определить количество затребованных документов, то применить санкцию будет невозможно.

В соответствии с п. 4 ст. 93 НК РФ в случае отказа или непредставления документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов. Порядок проведения данной процедуры предусмотрен ст. 94 НК РФ.

Отметим, что для подтверждения правомерности применения расчетных показателей при исчислении ЕНВД важную роль играют внутренние распорядительные документы.

В статье с учетом сложившейся арбитражной практики рассмотрены наиболее часто применяемые налоговиками в отношении плательщиков ЕНВД мероприятия налогового контроля.

Главой 14 "Налоговый контроль" НК РФ определены формы и методы проведения контрольных мероприятий. Статьями 82, 87, 88, 89 НК РФ регламентировано осуществление налогового контроля посредством налоговых проверок (выездных и камеральных), в рамках которых должностные лица налоговых органов, в частности, вправе:
- истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ);
- производить выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ);
- производить осмотр помещений и территорий, документов и предметов (ст. 92 НК РФ);
- получать при необходимости документы, связанные с деятельностью проверяемого налогоплательщика, у третьих лиц (ст. 87 НК РФ);
- получать от банков справки о движении денежных средств на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 86 НК РФ);
- в конкретных случаях, если возникает такая необходимость, привлекать обладающих специальными знаниями экспертов и специалистов (ст. ст. 95, 96 НК РФ).

Налоговая служба обладает довольно внушительным арсеналом средств, которые могут быть ею использованы при проверках плательщиков ЕНВД.

Несмотря на это, "вмененщикам" не стоит бояться проверок - надо только четко следовать выбранной модели поведения.

Кроме того, необходимо обращать внимание на соблюдение сотрудниками ФНС всех формальностей, связанных с проведением тех или иных мероприятий и, что называется, брать на карандаш все упущения (недочеты), допускаемые налоговиками. В дальнейшем это поможет при обжаловании действий налоговой службы через суд.

Получить персональную консультацию Антона Денисова в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить . Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

400 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (8)

    Салмин Юрий

    Юрист, г. Нижний Новгород

    • 1982 ответа

      893 отзыва

    Доброе утро!

    Возможно, что имеет место проверка в отношении Вашего контрагента - общества с ограниченной ответственностью, а не в отношении Вас, как индивидуального предпринимателя. При этом возможно используется такой метод финансового контроля, как встречная проверка , то есть сопоставление экземпляров документов, находящихся в разных юридических лицах или у индивидуального предпринимателя.
    При этом, налоговые органы руководствуются ст. 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».
    Список документов, которые могут быть запрошены налоговым органом, законодательно не определён.
    Налоговыми органами направляется письменное поручение с указанием причины запроса в инспекцию по месту учета организации (лица), у которого требуется получить документы. В течение пяти рабочих дней после поступления поручения, налоговая инспекция направляет требование о представлении документов.
    После получения требования о представлении документов, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны в течение пяти рабочих дней представить заверенные копии запрошенных документов. Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации). В случае невозможности предоставить документы, должен быть дан письменный ответ об этом.
    Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
    Отказать в соответствии с законом налоговым органам в предоставлении документов (информации) можно лишь в том случае, если ими были не соблюдены основания и порядок запроса документов.
    Таким образом, Вам необходимо уточнить следующую информацию:
    1. Проводится ли налоговыми органами проверка в отношении Вас или Вашего контрагента - общества с ограниченной ответственностью?
    2. Соответствуют ли реквизиты запроса требованиям, предъявляемым к таким документам ст. 93.1 НК РФ?

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • Проворова Анна

      Юрист, г. Москва

      • 5390 ответов

        3281 отзыв

      Руслан, доброе утро.

      В данном случае, налоговая проверяет скорее всего не Вас, а Вашего контрагента. Налоговое законодательство не регламентирует состав и количество документов, которые налоговая инспекция может запросить у контрагентов проверяемой организации.

      Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках

      1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
      Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового
      органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
      2. В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых
      органов возникает обоснованная необходимость получения документов
      (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового
      органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой
      сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой
      сделке.
      3. Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение
      об истребовании документов (информации), касающихся деятельности
      проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в
      налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы
      указанные документы (информация).
      При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

      ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519

      Статьей 93.1 Кодекса не установлено ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст.129.1 Кодекса, и ответственность должностных лиц, предусмотренную ч.1 ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246

      В соответствии с п.1 ст.93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребованиедокументов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.Статья 93.1 Кодекса
      не содержит конкретный перечень истребуемых налоговыми органами
      документов, содержащих информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.Полагаем, что к таким документам относятся любые документы, содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
      Какие документы всё-таки придется предоставить налоговикам, а в каких документах аргументировано можно отказать?
      руслан

      Единственное, Вы можете не предоставлять документы, которые не имеют отношения к Вашим с ООО сделкам, либо являются документами только Вашей хозяйственной деятельности.

      ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ от 09.03.2011 № ВАС-1965/11

      Согласно пунктам 1 и 2 статьи 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, праве истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию), а также у участников конкретной сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, - вне рамок проведения налоговых проверок в случае обоснованной необходимости.

      Исследовав представленные в дело доказательства, суды установили, что ни из поручения, на основании которого банку направлено требование, ни из
      требования не усматривается, относительно какой деятельности, либо какой
      конкретной сделки истребуются документы, а также не установили взаимосвязи с проверяемым лицом, как участником налоговых правоотношений.

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДВО от 28.03.2011 №№ А37-1474/2010, Ф03-930/2011

      Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес ООО «Эллис» на основании статьи 93.1 НК РФ направлено требование от 28.01.2010№
      13-10/01-6440э о предоставлении в связи с проведением камеральной
      налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на
      добавленную стоимость за 3, 4 кварталы 2008 года ООО «Витязь» в течение 5
      дней со дня получения настоящего требования ряда документов,
      относящихся к деятельности последнего.Общество сопроводительным письмом от 15.02.2010 № 10 направило в адрес налогового органа копии истребуемых документов, касающихся финансово-хозяйственных взаимоотношений ООО «Элис» с ООО «Витязь» за проверяемый налоговый период, кроме документов, поименованных в пункте 5 указанного выше требования, указав при этом, что данная информация не относится к деятельности ООО «Витязь», а относится к деятельности ООО «Элис», в связи с чем действия налогового органа по истребованию данных
      документов (информации) выходят за рамки статьи 93.1 НК РФ.Указанные
      обстоятельства послужили основанием для составления инспекцией акта от
      29.03.2010 № 1770 и вынесения решения от 06.05.2010 № 3265 о привлечении
      ООО «Элис» к ответственности за совершение налогового правонарушения,
      предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ (инспекцией ошибочно указано статьи 129 НК РФ), за отказ от представления запрашиваемых документов.Полагая, что решение не соответствует нормам действующего законодательства о налогах и сборах, общество оспорило его в судебном порядке.Проверяя на соответствие закону оспариваемый ненормативный правовой акт налогового органа, суд, исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильно применив нормы материального права, удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.При этом суды, правомерно руководствуясь пунктом 1 статьи 129.1, а также пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ, положения которого предоставляют право налоговому органу, проводящему налоговую проверку истребовать у контрагента или иного лица не любых документов, а лишь касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, исходили из того, что запрашиваемые документы, указанные в пункте 5 требования от 28.01.2010 N13-10/01-6440э, а именно: первичные документы, на основании которых был оприходован товар, реализуемый далее ООО «Витязь» (счета-фактуры, договоры поставки, сопроводительные документы, товарно-транспортные накладные, путевые листы, доверенности на получение ТМЦ и пр.) не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика - ООО «Витязь», а относятся к деятельности ООО «Элис». В этой связи является обоснованным вывод судов о незаконности возложения инспекцией на ООО «Эллис» обязанности по представлению документов, указанных в пункте 5 требования от 28.01.2010 № 13-10/01-6440э, а его неисполнение последним не может считаться нарушением пункта 5 статьи 93.1 НК РФ.С учетом изложенного признание судом недействительным оспариваемого
      решения инспекции от 06.05.2010 № 3265 в связи с отсутствием в действиях
      общества состава налогового правонарушения, ответственность за
      совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, является правильным.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 33%

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате

      Здравствуйте Руслан!

      Вполне возможно, что налоговым органом предпринята проверка (запрос документов) в целях выявления оснований применения налогообложения единым налогом на вмененный доход.

      Согласно статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, (далее - ГК РФ), перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании . В соответствии с пунктом 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

      Пунктом 1 статьи 786 ГК РФ установлено, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.
      В соответствии со статьей 632 ГК РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
      Если налоговым органом будет выявлено, что предметом договора является аренда имущества (автомобиля), а не оказание автотранспортных услуг, то соответственно деятельность по передаче ИП в аренду автомобиля будет признана не подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход. Налогообложение указанной деятельности должно осуществляться в рамках общего режима налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость и других налогов, предусмотренных Налоговым Кодексом.

      С уважением, В.З. Арабидзе

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Спасибо всем ответившим. Но вопрос немного в другом: являются ли все выше перечисленные документы - документами налогового учета для ИП на ЕНВД?

      Проворова Анна

      Юрист, г. Москва

      • 5390 ответов

        3281 отзыв

      Руслан, дело в том, что все эти документы у Вас есть, и должны быть, ФНС Вас про бух. учет не спрашивала, а только про отношения с контрагентом, мой совет, если для Вас это не сильно критично, лучше предоставьте. Ведь нет четкого списка документов, которые обязаны предоставлять налоговой, а какие нет.

      Учитывая изложенное для целей, не связанных с налогообложением,
      индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком единого
      налога на вмененный доход, вправе использовать для подтверждения
      полученных доходов первичные документы, свидетельствующие о факте
      получения этих доходов (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые
      ордера и т.п.).

      Также для указанных целей индивидуальные предприниматели -
      налогоплательщики единого налога на вмененный доход могут вести учет
      доходов и расходов в упрощенной форме, то есть на основании первичных
      документов фиксировать поступления денежных средств (выручку) и
      произведенные расходы.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Я Вас понял. Действительно все документы есть, оплата проходила по банку и предоставить их нет пролем. Проблема в том, что ТТН не оформлялись а услуга оказывалась практически каждый день в течении всего периода(три года). Что делать?

      получен
      гонорар 33%

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате

      Все документы запрошенные объективно фиксируют экономическую деятельность - первичные учетные документы (между ИП и ООО), содержание данных документов может быть использована как для проверки деятельности ООО так и для правомерности применения ЕНВД ИП.

      П. 5.1. Письма Федеральной налоговой службы от 25 июля 2013
      г. N АС-4-2/13622@, указывает:

      «В ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки, в частности:

      учредительные документы организации (ее устав и (или) учредительный договор);
      имеющиеся в наличии лицензии;
      приказы об учетной политике, включая утвержденные рабочие планы счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и другие необходимые для проверки документы, подлежащие утверждению при формировании учетной политики, приказы об учетной политике для целей налогообложения, приказы о кредитной политике;
      налоговые декларации (расчеты);
      регистры налогового учета;
      счета-фактуры;
      книги покупок;
      книги продаж;
      журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость;
      книги учета доходов и расходов;
      книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
      иные документы, относящиеся к налоговому учету;
      бухгалтерская отчетность организации;
      регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.);
      договоры (контракты), приложения и дополнительные соглашения к ним;
      банковские и кассовые документы;
      накладные;
      путевые листы;
      перевозочные документы;
      акты приема-передачи;
      акты выполненных работ;
      другие первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности), а также иные документы и информация, необходимые для исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов (сборов, взносов);

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...