Налоги и их роль в экономике. Функции и роль налогов в экономике современной россии - реферат


При составлении должностной инструкции администратора кафе важно учесть все контрольные и организационные функции этой профессии. По сути, администратор кафе — это главный управляющий и правая рука владельца заведения и в его ведении находится как само заведение, так и персонал. Удовлетворенность клиента также курируется управляющим. О том, как наиболее полно прописать все обязанности администратора, учесть его права и возложить на него ответственность читайте далее.

Образец типовой должностной инструкции администратора кафе

Должностная инструкция не имеет строгих требований к форме и содержанию, главное — это ее наличие. Что именно указать в ней и как ее составить — это решение принимается директором конкретной организации, в данном случае, кафе. Типовой образец инструкции должен содержать в себе четырех основных раздела – общие положения, обязанности, права и ответственность. Каждый из разделов обязан наиболее полно раскрывать свою суть и конкретизировать информационную составляющую. Зачастую для составления инструкции берется образец имеющегося бланка, который подгоняется под требования ресторана или кафе.

Общие положения

В общих положениях прописываются нюансы приема на работу, требований к кандидату по основным параметрам и вопросы о его замещении и увольнении. Администратор или менеджер зала назначается приказом руководителя. Генеральный директор кафе или ресторана может предъявлять особые требования к менеджеру, в зависимости от того старший это менеджер или его помощник.

Старший менеджер, кроме средне профессионального образования, по профилю или нет, обязан иметь опыт работы в данной сфере 2 года и более. Для помощника опыт работы не играет существенной роли. В зависимости от типа заведения могут выдвигаться особые требования к наличию определенных навыков и знаний, например уверенное владение компьютером и/или знание иностранных языков. Менеджер зала должен уметь эффективно коммуницировать с людьми, иметь навыки принятия решений, владеть основами маркетинга, рекламы, психологии, организовывать труд персонала и обслуживание клиентов.

Должностные обязанности администратора кафе

Старший менеджер по залу, согласно должностной инструкции, должен держать все в поле зрения и руководить любыми процессами в заведении.


Администратор выполняет следующие должностные обязанности :

  • По отношению к посетителям. Обязан принять гостей, рассадить их и дать консультации о предоставляемых услугах. Принимает претензии от клиентов, старается предотвратить или решить конфликт.
  • По отношению к персоналу. Обязан организовывать их работу по сохранности чистоты в помещении и на подвластной территории, а также проконтролировать выполнение указаний директора или его заместителя. Контролирует дисциплину трудового и производственного характера. Соблюдает правила по труду и нормы санитарной гигиены.
  • По отношению к помещению. Сохраняет материальные ценности, ведет их учет и проводит инвентаризационные мероприятия. Контролирует оформление помещения и наличие рекламных продуктов.

Работа менеджера подразумевает постоянное взаимодействие с руководителем и информированием его о недостатках и их устранениях.

Права

Администратор имеет право на профессиональный рост и повышение своей квалификации. Работодатель обязан содействовать ему в этом всеми возможными способами. В правах менеджера получать информацию о проектах готовящихся решений, которые касаются профессиональной деятельности управляющего кафе. Управляющий обязан быть информирован и получать сведения, касающиеся его работы, от других работников заведения. Директор кафе обязан содействовать управляющему в исполнении его должностных обязанностей.

Ответственность

Администратор несет ответственность в первую очередь за сохранность всех материальных ценностей, вверенных ему начальством. Важно также соблюдать требования трудовой дисциплины и пункты должностной инструкции. На управляющего возлагают ответственность и за действия персонала и за удовлетворенность посетителей. Важно соблюдать корректность и не разглашать тайны, имеющие непосредственное отношение к профессии. Работодатель может вносить дополнительные пункты в любой из разделов должностной инструкции по своему усмотрению, тем самым расширяя или сужая полномочия управляющего.

Деятельность государства финансируется за счет налогов. Многие функции государства являются существенно важными для общества и поэтому оплачиваются из налоговых поступлений. Вместе с тем налоги искажают, как мы уже знаем, итоги процесса производства и деформируют его структуру. Например, вводя налог на заработную плату, правительство может вынудить людей работать меньше, а устанавливая налог на бензин, – реже ездить на автомобилях.

Введение налогов и трансфертов (дотаций) связано также со стремлением перераспределить средства между различными слоями населения, а также между поколениями. Это означает, что все граждане в определенных ситуациях и в разные периоды жизни могут получать доплату к доходам. Так, в детстве нам выплачивается детское пособие и дается школьное образование. Становясь взрослыми, мы платим налоги, в то же время получаем бесплатные медицинские услуги в случае болезни. В пожилом возрасте люди получают пенсии и больше нуждаются в бесплатных медицинских услугах. Таким образом, система налогов и дотаций является перераспределением средств работающего населения в пользу детей и пенсионеров.

Налоги также позволяют удешевить потребление (например, за счет налогов выплачивают жилищные субсидии) или поддержать некоторые группы населения (к примеру, многодетных или инвалидов). В итоге налоги приводят к стимулированию личного потребления.

Значительную часть государственных расходов составляет заработная плата служащих и персонала медицинских, образовательных, детских и других учреждений, которая также тратится на личное потребление.

Главными источниками государственных доходов являются подоходные налоги с физических и юридических лиц, налоги на добавленную стоимость, а также акцизные сборы, или налоги с продаж.

Подоходные налоги с физических лиц (налоги на личные доходы) являются вычетом из доходов граждан, обычно годовых. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет делается в конце года. Налоговые системы разных стран, будучи в основном похожими, имеют каждая свой набор налоговых ставок и льгот. Чаще всего данный налог является прогрессивным, т.е. его ставка растет по мере увеличения доходов. Это означает, что богатые люди должны платить большие налоги, чем бедные.

Подоходный налог с юридических лиц – налог на прибыль корпораций (фирм) – также чаще всего бывает прогрессивным. Он составляет основную часть налоговых выплат фирм. Обложению налогом подлежит чистая прибыль фирмы. Часть чистой прибыли, которая предназначена для распределения между акционерами в виде дивидендов, попадает под действие налога с физических лиц. В результате она облагается налогом дважды – вначале корпоративным налогом как часть прибыли фирмы, а затем личным подоходным налогом как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров.

Налог на добавленную стоимость применяется в большинстве развитых стран. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к факторам производства на каждой стадии производственного процесса, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Однако каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара.

Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч.1 «Основы экономической теории»: учебно - методическое пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. Составители: Огородникова Т.В., Сергеева С.В.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоговая политика – совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Налоги используются всеми рыночными государствами как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринима­тельскую деятельность в одних направлениях и затрудняет в других, поощряет и развивает при­оритетные отрасли народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организаци­онно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения пред­принимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюдже­тами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формиру­ется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящих перед народом, страной, отраслями в целом.

Глава 1. Теоретические аспекты налогов

1.1 Понятие, сущность, функции и классификация налогов

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общесвенноэкономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты.

Часто отмечается, что налоги – денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х годов стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором.

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимостинационального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей.

Согласно Налоговому кодексу РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

Поскольку экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Однако, налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей не только финансовой функцией, но и экономической. Реализуя экономическую функцию, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Функции налогов:

Вопрос о функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметов острейшей научной полемики. Выполняют ли налоги исключительно фискальную функцию или налогам присущ многофункциональный характер? Аргументация ответов на этот вопрос и составляет стержень данной полемики.

Итак, функции любой экономической категории должны раскрывать ее сущность и внутреннее содержание, а также выражать общественное назначение данной категории. Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжении государства.

В экономической среде до сих пор нет единого мнения о составе и содержании налоговых функций. Следует отметить, что проблема эта далеко не академическая. Функциональная определенность налогообложения крайне важна в прикладном аспекте. Она предопределяет особенности построения налогов, характер их действия и сферу применения, формируя таким образов направленность налоговой политики. Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы.

Некоторые исследователи настаивают исключительно на фискальной функции налогов, в частности И.В. Горский. По его мнению, в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движок налога. Только фискальная функция за всю многовековую эволюцию налогов осталась неизменной. Она самодостаточна, естественным образом находит свое собственное воспроизводство в развитии экономики и не нуждается в «регулирующих» противовесах.

Другие ученые, например Д.Г. Черник , Г.Б. Поляк и А.Н. Романов , ограничиваются рассмотрением двух функций –фискальной и регулирующей, присущих высокоразвитым рыночным отношениям. По их мнению, регулирующая функция неотделима от фискальной, они находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, представляя собой единство противоположностей. Однако внутреннее единство не исключает наличия противоречий внутри каждой функции и между ними.

Третья группа ученых, в частности А.В. Брызгалин , В.Г. Пансков, придерживаются мнения о многофункциональном проявлении сущности налогов, пологая, что только фискальная и регулирующая функции не охватывают всего спектра налоговых отношений, включая их влияние как на экономику в целом, так и на отдельных хозяйствующих субъектов. Кроме этих дух функций, выделяются по меньшей мере контрольная и распределительная функции.

Итак, налоги выполняют четыре важнейшие функции (рис. 1):

Фискальная функция (от лат. Fiscu s –государственная казна)

является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а следовательно, и доли перерапределяемого посредством налогов общественного продукты. справедливости ради следует отметить, что в отдельных исторических промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.

Распеделительная (социальная) функция выражает социально

Следующий период развития налогообложения берет свое начало в XIX веке. Он отличается уменьшением числа налогов и большим значением правовых норм при их установлении, исчислении и взимании.

Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Однако, по мнению большинства специалистов в области налогообложения - ученых­ экономистов и правоведов, до настоящего времени человечество не придумало идеальной налоговой системы. Финансовая наука и поныне не может однозначно ответить на многие вопросы современной практики налогообложения.

Налоговые платежи в Древней Руси существовали с момента возникновения первых государственных структур на ее территории. Четко организованная финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель.

Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесел.

Дань взималась повозом, когда она привозилась в Киев, а также полюдьем, когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служил дым, определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве.

Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин.

Особое распространение получил так называемый мыт - пошлина, взимавшаяся при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений.

Размер дани был постоянным источником внутригосударственных конфликтов. Так, великий киевский князь Игорь, по свидетельству летописцев, был убит в 945 году древлянами при попытке собрать с них дань вторично.

В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань явилась формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257 -1259 годах монгольскими «численниками» под руководством Китата, родственника великого хана. Единицами обложения в городах был двор, в сельской местности - хозяйство.

Уплата сборов первоначально контролировалась чиновниками хана на местах - баскаками, в конце 50-х - начале 60-х гг. XIII в. дань собирали уполномоченные ханом купцы - бесермены, откупавшие у него это право. Однако из-за народных восстаний бесермены были изгнаны из всех Русских городов, и функции по сбору дани перешли к русским князьям.

Непомерные поборы выступали постоянной причиной вооруженной борьбы русского народа. Так, в конце первой четверти XIV в. неоднократные выступления русских городов привели к ликвидации системы баскачества, а политическое объединение Руси вокруг Москвы создало условия для ликвидации иноземной зависимости. Великий князь московский Иван III (1440-1505) в 1476 году полностью отказался от уплаты дани.



После свержения монголо-татарского ига налоговая система была реформирована Иваном III, который, отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимавшийся в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обуславливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальных (для литья пушек), полоняничных (для выкупа ратных людей), засечных (для сооружения засечных линий на южных и юго-западных окраинах России), стрелецкой подати (на содержание регулярной армии) и т.д.

Ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины.

Несмотря на политическое объединение русских земель, финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутанна. Каждый приказ (ведомство) Российского государства отвечал за взимание какого-то одного налогового платежа.

В царствование царя Алексея Михайловича (1629-1676) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 году был создан специальный орган - Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также за исполнением доходной части российского бюджета.

В связи с постоянными войнами, которые вела Россия в XVII в., налоговое бремя было огромным. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза привели к серьезным народным волнениям и соляным бунтам, Эпоха реформ Петра I (1672-1725) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. в 1724 году взамен подворного обложения Петр I ввел подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Налог шел на содержание армии и был равен 80 коп. в год с одной души. Раскольники платили налог в двойном размере. Необходимо отметить, что подушный налог составлял около 50% всех доходов в бюджете государства.

Кроме того, были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д. С церковных верований также взимался соответствующий налог.

В период правления Екатерины II (1729-1796) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 году по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался «по совести каждого».

Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

Начало XIX в. характеризуется развитием российской финансовой науки. В 1810 году Государственным Советом России была утверждена программа финансовых преобразований государства - знаменитый «План финансов», создателем которого выступил выдающийся русский экономист и государственный деятель М.М. Сперанский (1772-1839). Многие принципы налогообложения и идеи организации государственных расходов и доходов, изложенные в этой программе, не потеряли актуальности до сих пор.

Во второй половине XIX в. большое значение приобрели прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Вторым по значению налогом выступал оброк - плата казенных крестьян за пользование землей.

Особую роль начали играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых с большой скоростью, и т.д.

Становление российской налоговой системы продолжалось своим чередом вплоть до революционных событий 1917 года. В дореволюционной России основными были следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; промысловый налог; алкогольные акцизы и др.

Промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства, был введен в 1898 году в период царствования Николая II. В этот же период большое значение имел налог с недвижимого имущества.

Отмечался рост налогов, отражавших развитие новых экономических отношений в России, в частности сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги за право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог за прописку и т.д.

После событий 1917 года основным доходом Советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка. Первые советские налоги имели одновременно как фискальное, так и политическое значение и носили ярко выраженный классовый характер.

Первые налоговые преобразования в тот период относятся к эпохе НЭПа. Большое влияние на них оказало налоговое устройство дореволюционной России. Ряд основополагающих принципов последней был воспроизведен практически без изменений в новой налоговой системе.

Среди прямых налогов выделялись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный налог.

Характерными для того периода были двойное налогообложение, применяющее обложение одного и того же объекта несколько раз, дестимулирующие налоги.

В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений ­действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой и налоговой систем государства.

С 30-х годов фискальная роль налогов в СССР резко уменьшается.

Налоги начинают выполнять не свойственные им функции, в основном используются как орудие политической борьбы с частными сельхозпроизводителями.

Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертыванием НЭПа, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения претерпела существенные изменения. Некоторая свобода начинавших развиваться рыночных отношений была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и пере распределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налогов практически утрачивает свое значение.

Эффективное взимание налогов с хозяйствующих субъектов предприятий в этой ситуации теряло свой смысл. Налоги с населения не могли иметь большого значения в бюджете государства ввиду недостаточно высоких доходов граждан и отсутствия института частной собственности.

К началу реформ середины 80-х годов более 90% государственного бюджета (как Советского Союза в целом, так и его отдельных республик), формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Прямые налоги с населения имели незначительный удельный вес и составляли примерно 7 - 8% всех поступлений бюджета.

Эпоха перестройки и постепенного перехода на новые условия хозяйствования с середины 80-х годов объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения.

14 июля 1990 года был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Это был первый унифицированный нормативный акт, который регулировал налоговые правоотношения в стране после начала экономических реформ.

Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. Российскому государству необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее - Закон об основах налоговой системы), Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее ­Закон о налоге на прибыль), Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость» (далее - Закон о налоге на добавленную стоимость), Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц» (далее - Закон о подоходном налоге).

В декабре 1991 года налоговая система России в основном была сформирована.

Однако активное развитие рыночных отношений в конце 90-х годов потребовало совершенствования правового регулирования налоговых правоотношений, и 31 июля 1998 года была принята, а с 1 января 1999 г. введена в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации - первый в истории России кодифицированный законодательный акт, содержащий правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере налогообложения.

Из положений теории государства и права известно, что любое государство, концентрированно выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и реализует соответствующую политику - экономическую, военную, социальную, международную и др.

Налоговая политика государства есть система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогообложения и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

Определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает конкретные методы и инструменты ее осуществления.

Так, в настоящий момент политика протекционизма в области развития российского автомобилестроения осуществляется как путем предоставления некоторых налоговых льгот предприятиям, выпускающим автомобили: АвтоВАЗу, ЗИЛу и другим автопредприятиям, так и путем ужесточения режима таможенного обложения ввоза импортных автомобилей.

Обычно цели и задачи налоговой политики определяются в зависимости от конкретной экономической конъюнктуры. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год в период разработки, обсуждения и принятия госудapcтвeннoгo бюджета и соответствующего пакета документов.

Выделяется три типа налоговой политики государства: первый тип - политика максимальных налогов; второй тип - политика разумных налогов, которая способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат; третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной поддержке и защите населения.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Очевидно, что для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...