Наиболее типичные причины инновационного развития экономики. Инновационное развитие экономики россии


А концентрация финансовых центров. Она позволяет генерировать поток инноваций, непрерывно повышая планку в своеобразном технологическом соревновании. Благодаря этому сектору обеспечивается экономическое превосходство страны, в которой инновации осуществляются.

Инновационное развитие экономики обеспечивается из-за образования новых рынков идей, разработок, продуктов. Разбираются старые экономические структуры и переводятся в другое качество. Появляются новые организационные формы для структур инновационной экономики и компаний: корпоративные центры, технопарки при университетах, специальные торговые площадки и так далее.

Финансирование инновационной экономики

Процесс замещения капиталов осуществляется на всех этапах Финансирование фундаментальной науки государством осуществляется через вложения в инфраструктуру, научные гранты. Такое вложение финансовых средств привлекает научные коллективы, конкурирующие друг с другом за получение средств для новых исследований, разработок. Главная задача данного этапа состоит в получении избытка идей. Большая часть идей не будут успешными, но это позволит создать условия для процесса замещения капитала. Изобретения и патенты приобретают частные фирмы, а их акции продаются инвесторам, которых стремятся к получению сверхприбыли. Так инновационная экономика получает новое финансирование уже за счет частного инвестирования.

Когда разработки и идеи разовьются и достигнут более высокого уровня, они становятся интересны более крупным корпорациям. Еще до появления опытных образцов начинают привлекаться рынок разогревается.

На последнем этапе начинается замещение капитала конечными потребителями продукции, в которой собраны воедино различные разработки и идеи.

Инновационная экономика России

Сегодня инновационная экономика России в общих масштабах экономики страны крайне незначительна. Ее ключевой элемент на сегодняшний день - исследовательские подразделения различных иностранных корпораций, действие которых основано на принципе интеллектуального аутсорсинга.

Главная проблема, которая препятствует развитию этого сектора в стране, - отсутствие достаточного спроса на новые идеи на внутреннем рынке. Чтобы инновационная экономика стала интересной большинству деловых людей и благополучно начала развиваться, в первую очередь, необходима модернизация промышленных мощностей, что поможет стимулировать спрос на нее.

В настоящее время Российская Федерация является не более чем сырьевым придатком, что в контексте стремительного сокращения природных богатств является совершенно бесперспективным положением. Еще одним негативным последствием инновационного отставания является низкая конкурентоспособность страны. Кроме того, если в планы России входит успешное расширение и выход на новые международные рынки, именно инновационная экономика даст такую возможность, поскольку этот сектор способствует созданию новых рынков. А укрепиться на новом рынке и стать лидером гораздо проще, чем пытаться бороться на старом в условиях жесткой конкуренции.

На сегодняшний день самыми перспективными секторами в экономике России можно считать энергетику и нефтедобычу. Топливно-энергетический комплекс способен дать толчок для всей экономики страны. Однако без достаточной поддержки государства данный сектор не сможет развиваться достаточными темпами.

На сегодняшний день нематериальные активы, которые создаются на основе новых технологий и знаний, постепенно вытесняют товарную продукцию. Таким образом, мировая экономика превращается в постиндустриальную. Государства, которые преуспели в этом, уже сейчас занимают лидирующие позиции, благодаря чему могут влиять на развитие экономического процесса. По мнению экспертов, инновационное развитие экономики в России существует, но недостаточно активно.

Чтобы сохранить и развивать технический и научный потенциал, нам необходимо кардинально менять экономический курс. В нынешнее время основная часть сконцентрирована в добывающей, оборонной, атомной областях и . Если раньше все пытались что-то изобретать и творить независимо друг от друга, то сейчас начали открываться специальные центры для инновационного развития экономики. В большей части они собирают и рекомбинируют уже известные идеи. Для стабильного повышения качества инноваций нужно объединить существующие концепции со всех областей, считают ученые и экономисты.

Зарубежный и российский опыт ведения бизнеса

В развитых странах крупные корпорации вкладывают более 90% своих средств на создание инноваций. Первое место среди государственных приоритетов занимает наука. Малый бизнес, работающий на основе займов и ов, генерирует большое количество идей, благодаря которым и происходят экономические прорывы. В Российской федерации подобные методы не реализуются, поскольку предприятия стремятся получать прибыль быстро, без вложения большого количества средств, что сложно сделать с долгосрочными процессами, нацеленными на реализацию инноваций. Здесь доля вклада предприятий составляет только 6%.

Для ускорения социально-экономического роста общества и научно-технического прогресса необходима эффективная политика, способная поддерживать и стимулировать инновационное развитие экономики России. При этом необходимо основываться на внедрении передовых технологий, добавляют эксперты. Большая часть технических регламентов остается неизменной с советских времен. Это является одной из причин, по которым государству сложно принуждать к инновациям, да и сама политика страны состоит не в реализации инновационного развития России, а только в афишировании намерений.

В нашей стране присутствует огромный интеллектуальный и научно-технический потенциал, который позволил бы не отставать от развитых стран, говорят авторитетные ученые. Основная же задача для государства заключается в том, чтобы создать такую экономику, которая будет способна генерировать инновации. Чтобы воплотить это в жизнь, правительству необходимо принимать активное участие в реализации инноваций.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации немалую долю рынка занимает продукция, производимая малыми предприятиями на основе собственной интеллектуальной собственности. По словам Владимира Путина, важной задачей сегодня является эффективное стимулирование спроса на инновационное развитие экономики России и привлечение к этому частных компаний. Иначе они будут заниматься исключительно теми сферами, в которых существует реальная возможность получить приличную прибыль.

Но одного государственного финансирования недостаточно, отмечает президент, и поэтому необходимо создать систему защиты интеллектуальной собственности, которая будет привлекать инвесторов. Сейчас авторы не заинтересованы в официальной регистрации своих изобретений и делают это исключительно для защиты диссертации или отчёта перед заказчиком. Такая тенденция отрицательно влияет на инновационное развитие экономики России и способствует утечке научно-технической продукции за пределы страны. Поэтому, подчеркивает президент, для быстрого и успешного прогресса государства просто необходимы модернизация и создание определенных условий для самореализации граждан.

Во всем мире темпы активности в сфере инноваций постоянно увеличиваются, и это можно наблюдать на примере все большего количества стран. Например, США в течение многих лет является крупнейшим информационным центром. Япония, которая изначально занималась усовершенствованием изобретений других стран, стала лидером в области инноваций после полного пересмотра своей политики. Через инновационное развитие экономики России можно полноценно реализовать потенциал в области науки и образования. Для этого нужно создавать и совершенствовать институты для инновационной деятельности, обратить внимание на современные материалы, передовые технологии, . На сегодняшний момент активнее всего работает .

Хочется отметить, что благодаря активной научно-технической деятельности создаются хорошие условия для инновационного развития экономики России. Чтобы в скором времени занимать порядка 5-10% доли на внутреннем и мировом рынках высокотехнологичных товаров и услуг, нужно объединить усилия бизнеса, государства и общества. считает, что прогресс, который уже проявился в определенных отраслях, доказывает, что качественное улучшение деловой среды вполне реально. Для этого достаточно все делать уверенно, последовательно и комплексно. В сфере инноваций результаты деятельности проявляются постепенно, поэтому нужно продолжать работу и не терять набранных темпов.

ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Инновационное развитие экономики

Предмет: Государственноерегулирование экономики и экономическая политика

Преподаватель: д.э.н. Сандоян Э.М.

Выполнил: студент 4 курса

Паносян Артак Тадевосович

Ереван, 2010

Введение 3

Глава 1. Сущность понятия «инновация» 4

1.1. Инновации в системе экономики, основанной на знаниях 6

Глава 2. Инновационная система России 7

2.1. Сектор исследований и разработок (ИиР) 8

2.2. Предпринимательский сектор 10

2.3. Показатели инновационной активности в России 11

Глава 3. Инновации как фактор экономического роста 13

Заключение 17

Cписок использованных источников 18

Приложения 19

Введение

Новое знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его главное предназначение. Наряду с этим наука открывает новые возможности для удовлетворения реальных потребностей общества – инновации.

В широком смысле под инновациями понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера.

Инновации являются сложным экономическим и организационным процессом, который опирается на использование двух видов потенциалов – научного (новейших технологий и техники) и интеллектуального, связанного со способностью внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности. Важным элементом этого процесса выступает его инвестиционное обеспечение - нахождение и рациональное использование финансовых средств. Таким образом, привлечение государственных, частных или смешанных инвестиций с их определенными резервами, которые могут в какой-то степени компенсировать повышенный риск, приводит к более эффективному развитию инновационной деятельности.

К тому же, как показал опыт многих стран, успешный переход к инновационной модели функционирования национальной экономики возможен лишь при условии восприятия ею инноваций. Здесь также необходимо решить проблему адекватного государственного финансирования и регулирования инновационных процессов.

В связи с этим работу можно назвать актуальной. Целью данной работы является изучение инновационных процессов в экономике.

Работа состоит из трех частей. Первая часть посвящена историческому опыту развития инновационной деятельности. В ней также рассматриваются различные определения понятия «инновация» с позиций различных теорий.

Вторая часть включает анализ состояния основных элементов инновационной системы России: сектора исследований и разработок (ИиР), предпринимательского сектора и показателей инновационной активности в России.

Третья часть посвящена оценке тенденций экономического и инновационного развития в мире. Она рассматривает как инновации влияют на экономический рост страны. В частности, дан анализ факторов экономического роста, проведены международные сопоставления инновационных индикаторов, оценены позиции стран по интен­сивности инновационной деятельности.

Глава 1. Сущность понятия «инновация»

Экономика как саморазвивающаяся система находится в процессе постоянных изменений, эволюционирующего развития, движущей силой которого выступают появление и распространение инноваций.

Инновация - это нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передо­ вого опыта.

Инновация характеризуется как конечный результат нововведений с целью максимизации прибыли и получения других экономических, со­циальных, экологических, научно-технических или иных эффектов. Нововведения могут быть представлены в виде изобретений, то­варных знаков, патентов, докумен­таций на новый или усовершенствованный процесс, результатов научных, маркетинговых и других видов исследований.

В настоящее время инновационное развитие становится наиболее важным элементом социально-экономического развития стран и регионов. Рост экономик США, ЕС, Японии, Южной Кореи, Китая, Индии во многом обусловлен развитием наукоемких отраслей, разработкой и внедрением инноваций. Без инноваций экономическая система достигла бы устойчивого равновесия, которое будет препятствовать дальнейшему развитию национальной экономики.

Понятие «инновация» впервые появилось в XIX в. в исследованиях культурологов и первоначально означало введение некоторых элементов одной культуры в другую,в частности, внедрение европейских обычаев в традиционные азиатские и африканские общества. А закономерности технических нововведений стали изучаться только в начале ХХ столетия.

Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера, который в своей работе «Теория экономического развития» (1912г.) рассматривал инновацию как средство предпринимательства для получения прибыли. Он называл предпринимателями «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» .

В мировой экономической литературе «инновация» определяется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Анализ приведенных в таблице определений понятия «инновация» позволяет выявить три точки зрения. Первая – инновация приравнивается с чем-то новым (нововведением или новшеством). Согласно второй точке зрения инновация рассматривается как процесс создания новой продукции или технологии, как что-то новое в сфере экономики и управления производством. И наконец, согласно третьей точке зрения инновация характеризуется как процесс внедрения в производство новых подходов и элементов, намного отличных от предшествующих.

Таблица 1. Трактовка категории «инновация» с позиций различных теорий

Определение понятия «инновация» Автор, источник
Инновация – это процесс, в котором изобретение или новая идея приобре­тает экономическое содержание Б. Твисс
Инновация – это общественно - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приво­дит к созданию лучших по своим свойствам изделий и технологий

Инновация как средство экономического развития, 1990, с.24.

Инновация – это новая научно-организационная комбинация производст­венных факторов, мотивированная предприни-мательским духом

Й. Шумпетер,

Теория экономического развития, 1982, с.169.

Инновация – это совокупность технических, производственных и ком­мерческих мероприятий, приводящих кпоявлению на рынке новых и улучшенныхпромышленных процессов и оборудования Ф. Никсон
Инновация – это процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации

Морозов Ю.П.,

Инновационный менеджмент, 2003, с.17.

Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта

Фатхутдинов Р.А.,

Инновационный менеджмент, 2005, с.15.

На современном этапе инновации должны быть присущи такие свойства как новизна, способность быстрой реализации на рынке, применимость в любой сфере деятельности человека и способность приносить экономический и другие виды эффекта.

1.1. Инновации в системе экономики, основанной на знаниях

Развитие эко­но­мики в XX веке привело к нововведениям в сфере про­из­вод­ства знания и инфор­ма­ции. Эта эво­лю­ция отра­жена в таб­лице по пери­о­дам. В таблице рассмотрены инновационный период - после 2000-го года, а также сов­ре­мен­ный период - эко­но­мики, осно­ван­ной на зна­ниях (knowledge - based economy).

В период пред­ин­ду­стри­аль­ной эко­но­мики в связи с раз­ви­тием новых отрас­лей появ­ля­ются прин­ци­пи­ально новые продукты или нов­шества (напри­мер, появ­ле­ние синтети­чес­кого воло­кна и пласт­массы в химичес­кой про­мы­шлен­ности).

В эпоху индуст­ри­аль­ной эко­но­мики уве­ли­че­ние роста про­из­во­ди­тель­ности труда привело к небывалому рос­ту товар­ной массы.

На ста­дии инфор­ма­ци­он­ной эко­но­мики новые товары и техно­ло­гии фор­ми­ру­ют в свою оче­редь новые пот­реб­ности людей (напри­мер, новые пот­реб­ности чело­века: новые товары и услуги, новые ору­дия труда, новое качество жизни - привели к появ­ле­ние компью­тер­ных технологий).

На сов­ре­мен­ном уровне эко­но­ми­чес­кого раз­ви­тия знание и инфор­ма­ция все сильнее воздействует на соци­аль­ную среду. Современный этап эко­но­мики, основанной на зна­ниях, все больше харак­те­ри­зу­ется пре­об­ла­да­нием соци­аль­ных фак­то­ров и выражается в качест­вен­ных изменениях жизни че­ло­ве­чес­кого общес­тва.

Глава 2. Инновационная система России

По отношению к инновациям все страны СНГ можно разделить на четыре группы. Самая многочисленная первая группа включает Армению, Молдову, Таджикистан и Кыргызстан, где имеющийся экономический потенциал затрудняет возможности внедрения инноваций. Дефицит государственного бюджета, его пополнение преимущественно за счет иностранных кредитов, отсутствие привлекательных для мирового рынка экспортных товаров, зависимость семейных доходов от поступлений из за границы не могут создать необходимого финансового обеспечения для инновационного развития.

Ко второй группе можно отнести Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан, где за счет больших поступлений валюты от экспорта энергоносителей и другого высоколиквидного на мировом рынке сырья есть определенные финансовые ресурсы, которые руководство этих государств вынужденно расходует на другие цели, а не на инновационное развитие.

Определенные меры по расширению инновационного сектора осуществляются в третьей группе стран СНГ – Украине, Беларуси и Казахстане. Но они ограничены небольшими объемами их экономического потенциала, не позволяющего обеспечить масштабный подход к осуществлению инноваций.

Самые большие потенциальные возможности для инновационного развития среди стран СНГ имеет Российская Федерация. Уже накануне кризиса были предприняты действия по созданию центров инновационного развития с привлечением государственных и частных средств. Только на исследования и внедрения в сфере нанотехнологий планировалось выделить 180-200 млрд. рублей . Даже в период кризиса высокотехнологичные проекты получали через федеральные программы крупные бюджетные ассигнования, хотя правительство снизило их объем с 1161 млрд. до 909 млрд. рублей .

Рассмотрим инновационную деятельность в секторе исследований и разработок (ИиР) и в предпринимательском секторе.

2.1. Сектор исследований и разработок (ИиР)

В последнее десятилетие показатель доли бюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки составлял около 60%, который незначительно отличался от его среднего значения. Это отличает Россию от развитых стран мира, где финансирование науки из государственного бюджета составляло в 2002-2007 годах от 20% до 50% суммарных расходов на эти цели. Как видно, финансирование науки гражданского назначения как часть бюджетных расходов росло, но в меньшей степени, чем расходы на образование и здравоохранение (рис. 1).

Рис. 1. Ассигнования на науку, образование и здравоохранение из средств федерального бюджета (в % к расходной части)

В целях анализа инновационной деятельности в секторе исследований и разработок рассмотрены следующие показатели: показатель внутренних затрат на ИиР в процентах к ВВП; показатель расходов на ИиР в расчете на душу населения (в долларах США).

По показателю расходов на ИиР в расчете на душу населения (в долларах США) в России наблюдается улучшение (табл. 3). В начале 2000-х годов Россия значительно уступала всем развитым странам и большинству стран Восточной Европы, к 2006 году разрыв сократился (если, например, данный показатель для США в 2000 году был в 12 раз выше, чем в России, то в 2006 году он стал выше в 8 раз; почти такая же картина наблюдается и с Финляндией). В начале рассматриваемого периода Россия незначительно опережала Польшу в, а к его концу уже превышала более чем в 1,7 раза.

Таблица 3. Внутренние затраты на ИиР в расчете на душу населения (долл. США по паритету покупательной способности)

Страна 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
ОЭСР в целом 537,1 564 573,6 591,1 615,1 655 694,1
Россия 80,6 98,3 109,9 124,4 123,5 126,3 141,2
США 948 974,6 960,5 994,5 1023,5 1092,6 1146,5
Китай 21,3 24,7 30,7 36,3 44,4 54,3 66
Финляндия 857,8 880,5 925,7 950,8 1031,9 1061,2 1128,9
Япония 778,7 818 848,7 879,1 919,6 1007,2 1086,3
Израиль 892,2 951,1 934,6 891,7 944,3 1031,5 1132,6
Германия 636,1 661,3 686,9 720,8 744,1 757,3 809,7
Франция 541,9 585,5 619,2 594,5 608,9 630,3 655,7
Великобритания 472,5 493,8 516,4 521,7 535,8 554,9 588
Ю.Корея 393,4 449,3 472,6 500,8 581,5 636,1 743
Чехия 181,2 195 202,3 225,4 240,9 286,4 339,9
Венгрия 95,5 124,8 146,9 144,1 142,4 160,3 181,8
Польша 68 68,3 64,7 64,9 72,6 76,9 81,6

Показатель внутренних затрат на ИиР в процентах к ВВП тоже вырос с 0,95% в 1998 году до 1,14% в 2008 году (гр. 1).

График 1. Внутренние затраты на ИиР в процентах к ВВП (1995-2008 гг.)

2.2. Предпринимательский сектор

C 2000-2008 года в предпринимательском секторе произошло существенное улучшение макроэкономических и институциональных условий для инновационной деятельности, однако сейчас появились новые риски и ограничения, тормозящие инновационную активность предприятий в России (влияние мирового финансового кризиса, дефицит высококвалифицированных кадров, относительно высокая инфляция издержек внутри страны и др.).

Статистика показывает, что инновациями пока занимается ограниченное число промышленных компаний. Инновационная активность наблюдается в основном среди некоторых крупных компаний и некоторых видов экономической деятельности.

Так, в 2006 и 2007 годах значительную часть российского ВВП произвели инновационно активные предприятия, доля которых в промышленности составляла всего 9,4%. В таблице показано, что доля инновационно активных предприятий промышленности в выручке от продаж составляет 40 - 48%, а занятости – 37 - 38,5%.

Можно сказать, что экономический вес инновационно активных предприятий в России выше, чем принято считать. Однако размеры и качество инновационных процессов предприятий остаются очень низкими, поэтому в 2004 - 2007 годах доля инновационной продукции в выручке оставалась на очень низком уровне 5-5,4 %.

Таблица 4. Оценка доли и экономического веса инновационно активных предприятий промышленности

2004 2005 2006 2007
Инновационно активные предприятия в общем числе организаций, % 10,5 9,3 9,4 9,4
Выручка инновационно активных предприятий от общей выручки в выборке, % 46,6 41,3 48,0 48,2
Численность работающих на инновационно активных предприятиях от общей численности работающих на обследованных предприятиях, % 38,6 35,5 38,3 37,0
Инновационные товары в общей выручке выборки, % 5,4 5,0 5,2 5,0
Инновационные товары в выручке инновационно активных предприятий, % 11,5 12,2 10,8 10,4
Число обследованных промышленных предприятий 20802 25805 26511 26332

2.3. Показатели инновационной активности в России

В данной главе сравниваются показатели инновационной активности в России и в развитых странах «большой семерки» – США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада, странах ОЭСР (30 стран организации в целом) и ЕС (27 европейских стран в целом) за 2007 год.

1. группа иннова­ционных лидеров (Дания, Финляндия, Германия, Израиль, Япония, Швеция, Швейцария, Великобритания и США);

2. группа стран, догоня­ющих иннова­ционных лидеров (Австрия, Бельгия, Канада, Франция, Исландия, Ирландия, Люксембург и Нидерланды);

3. группа «скромных новаторов» (Австралия, Кипр, Чехия, Эстония, Италия, Норвегия, Словения и Испания);

4. группа отстающих стран (Болгария, Хорватия, Греция, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния и Словакия).

Таблица 5. Показатели инновационной активности в России и странах ЕС

Из таблицы видно, что показатель доли инновационной продукции в выручке в России ниже того же показателя у стран - лидеров более, чем в три раза. Есть только два показателя, по которым российские компании немного превосходят группу отстающих европейских стран. Это доля высокотехнологичной продукции в экспорте промышленности, составившая в 2007 году 9% по сравнению с 6% в группе отстающих стран, и интенсивность затрат на технологические инновации (1,44% по сравнению с 0,89% у отстающих стран).

Согласно статистическим данным Министерства образования и науки РФ за 2008 г. показатель интенсивности инновационных расходов в России приравнивается в добывающей промышленности к Ирландии (1,44% и 1,86% соответственно), в пищевой промышленности - к Италии (0,83% и 1%), в деревообработке - к Испании. Россия по показателю интенсивности инновационных расходов в химической промышленности (4,49%) находится между Францией (3,62%) и Германией (7,98%). В машиностроении этот показатель ближе всего к Франции (1,83% с 1,92%). Высокотехнологичные отрасли по этому показателю намного отстают от стран-лидеров, но приближаются к группе «скромных новаторов».

Россия по структуре затрат на технологические инновации (гр. 2) ближе к группе «скромных новаторов», у которых преобладают расходы на приобретение машин и оборудования, тогда как у лидеров преобладают затраты на собственные и заказные НИОКР, доля которых достигает 80%.

График 2. Доля затртат на собственные, заказные НИОКР и приобретение машин и оборудования в структуре зарат на технологические инновации

Глава 3. Инновации как фактор экономического роста

Экономический подъем индустриальных стран Юго-Восточной Азии, опиравшихся на освоение но­вых технологий, подтвердил универсальность формулы «инновации - экономический рост». Более того, неспособностью сделать нововведения источником экономического роста часто объясняют стагнацию в разви­вающихся странах других регионов мира, например, в стра­нах Латинской Америки и Африки по сравнению со стра­нами Юго-Восточной Азии.

Страны, составляющие мировое технологическое ядро - США, Япония, Германия, Велико­британия и Франция - обеспечивают свои лидирующие по­зиции на основе высокой степени активности инновацион­ной деятельности, достигаемой за счет постоянного роста доли расходов на НИОКР в ВВПэтих стран (Приложение 1).

При этом на первом месте среди стран-лидеров по интен­сивности инновационной деятельности находится Япония, продолжающая сохранять лидирующие позиции (табл. 6).

Таблица 6. Страны-лидеры по интен­сивности инновационной деятельности

В современной неоэкономике все большая доля приро­ста ВВП (табл. 7) обеспечивается за счет новых знаний, воплощаемых в инновационных технологиях, оборудовании, качестве человеческого капитала, организации производства и управления.

Таблица 7. Факторы экономического роста

Принципиально важно, что экономическая эффектив­ность в современном обществе достигается не только за счет развития науки и реального производства, но и на основе обеспечения эффективного функционирования всех фаз инновационного цикла - получения новых знаний, переда­чи их в производственный сектор экономики посредством рынка и производственного использования. Поскольку та­кое использование осуществляется, как правило, с целью получения экономически значимых конкурентных преиму­ществ на рынке конечной продукции, то и все этапы инно­вационного цикла находятся под сильным информационным, организационным, финансо­вым и иным воздействием рыночных факторов. Именно эко­номический интерес получателя инноваций в конечном итоге определяет целесообразность осуществления, направленность, масштабы и формы инновационной деятельности.

Повышение уровня экономического развития страны вносит существенные изменения в соотношение ресурсов и потребностей. Государства, достигшие высокого уровня эко­номического развития, чясто сталкиваются с дефицитом ресурсов. Одновременно повышение уровня экономического развития страны приводит к количественному уве­личению и качественному обновлению в системе экономи­ческих потребностей всех хозяйствующих субъектов, прежде всего личных потребностей населения. Таким образом, по мере повышения уровня экономического развития нараста­ет противоречие между ограниченностью ресурсов и безгра­ничностью расширения потребностей населения.

Общественный продукт определяется не столько материальным содержанием, сколько степенью инновацион­ности. Издержки производства все больше зависят от количества и размеров нематериальных инвестиций - затрат на научные исследования и разработки, приобретение патентов и лицензий, образование и подготовку кадров, консалтинговые услуги, совершенствование структуры управле­ния и др.

На долю наукоемких отраслей в настоящее время приходится в сред­нем более половины ВВП развитых стран, причем в этих отраслях наблюдаются наиболее высокие темпы роста объемов производства, занятости, инвестиций и внешнеторгового оборота.

График 3. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций промышленного производства (данные за 2007г.)


Становление постиндустриального общества обуслов­лено повышением в экономике роли таких видов экономической деятель­ности, которые связаны с производством интеллектуальных услуг. На данном этапе увеличение затрат на исследо­вания и разработки в сфере услуг превосходит рост затрат в обрабатывающей промышленности. Причинами этого являются высокая наукоемкость многих видов услуг, основанных на новейших информационных технологиях, растущий спрос на услуги малых исследовательских, компьютерных и биотехнологических фирм.

График 4. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций сферы услуг (данные за 2007г.)

Таким образом, инновации являются важнейшим фактором воспроизводственного процесса в современной эко­номике, проходя через все его фазы (рис. 2).

Рис. 2. Фазы современного воспроизводственного процесса



Заключение

Исходя из вышеизложенного, инновацию можно характеризовать как конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Создатели инновации руководствуются такими критериями, как способность реализации изделия на рынке и его экономическая эффективность. Их главная цель – превзойти всех конкурентов на рынке, создав что-то новое, которое будет уникальным в данной области. Эффект от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат, а эффективность определяется через соотношение этих результатов и затрат.

Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технический комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Наличие такой тесной связи этапов цикла «наука - производство» обусловлено научно-техническим прогрессом и рыночными потребностями фирмы.

Для эффективного развития инновационной деятельности важную роль играют государственное финансирование и регулирование инновационных процессов.

В условиях рыночной экономики инновационный процесс должен финансироваться не только из государственного бюджета, но и несколькими другими источниками. В условиях кризиса экономики из государственного бюджета должны финансироваться только важные инновационные проекты, влияюющие на развитие экономики в целом. Для этого в целях совершенствования финансирования инновационных процессов в государственном бюджете целесообразно выделить отдельное стратегическое направление финансирования высокоэффективных инноваций.

Государственное регулирование экономических и инновационных процессов является главной предпосылкой для эффективного и успешного развития инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Необходимо тщательно координировать деятельность всех участников инновационного процесса, используя все рычаги рыночной экономики. Для этого требуется понижать кредитные ставки банков, привлекать финансовые ресурсы из негосударственного сектора, вовлекать все большее количество промышленных предприятий в инновационный процесс, тем самым уменьшая экономический риск инновационной деятельности.

Cписок использованных источников

Статистические и информационные источники

1. Официальный сайт Всемирного Банка www.worldbank.org

2. Официальный интернет-сайт Росстата www.gks.ru

3. Википедия - свободная энциклопедия www.wikipedia.org

4. Веб-страница Международной организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) www.oecd.org

5. База данных по инновационной активности организаций в странах Европейского Союза http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/

6. Теоретические и методологические основы инновационной экономики

http://cde.osu.ru/demoversion/course178/ch1.html

Научные статьи и книги

1. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982, с.169-170.

2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 1999, с.136.

3. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990, с.24.

4. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент. М.: Юнити, 2003, с.17

5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. – М, СПб.: Питер, 2005, с.15.

6. Наука России в цифрах: 2008. Статистический сборник. М.: ЦИСН, 2008.

7. Наука, технологии и инновации: 2008. Краткий статистический сборник. М.: Центр исследований проблем развития науки РАН, 2008.

8. Индикаторы науки: 2008. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2008.

9. Индикаторы инновационной деятельности: 2008. Статистический сборник. Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба статистики, ГУ-ВШЭ. Москва: Издательство ГУ-ВШЭ.

10.ЛекцииГеворкяна А.Р. по Инновационной экономике

Приложения

Приложение 1.Внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП

1995 2000 2005 2006
Россия 0,85 1,05 1,07 1,07
Европа
Германия 2,19 2,45 2,48 2,53
Ирландия 1,26 1,12 1,26 1,32
Испания 0,79 0,91 1,12 1,20
Литва 0,44 0,59 0,76 0,80
Словения 0,55 1,41 1,46 1,59
Великобритания 1,64 1,70 1,76 1,78
Финляндия 2,26 3,34 3,48 3,45
Франция 2,00 2,10 2,11 2,11
Чехия 0,95 1,21 1,41 1,54
Швейцария 2,4 2,53 2,60 2,7
Швеция 3,28 3,50 3,80 3,73
Азия
Армения …. 0,18 0,21 ….
Грузия …. 0,22 0,18 ….
Израиль 2,62 4,45 4,51 4,65
Китай 0,57 0,90 1,33 1,42
Ю. Корея 2,37 2,39 2,98 3,23
Сингапур 1,14 1,88 2,30 2,31
Турция 0,38 0,64 0,79 0,76
Япония 2,92 3,04 3,32 3,39
Америка
Канада 1,70 1,92 2,01 1,94
США 2,51 2,74 2,62 2,62

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 1999, с.136.

Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982, с.169-170.

Http://cde.osu.ru/demoversion/course178/ch1.html#table1

Наука России в цифрах: 2008. Статистический сборник. М.: ЦИСН, 2008.

ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Инновационное развитие экономики

Предмет: Государственноерегулирование экономики и экономическая политика

Преподаватель: д.э.н. Сандоян Э.М.

Выполнил: студент 4 курса

Паносян Артак Тадевосович

Ереван, 2010

Введение 3

Глава 1. Сущность понятия «инновация» 4

1.1. Инновации в системе экономики, основанной на знаниях 6

Глава 2. Инновационная система России 7

2.1. Сектор исследований и разработок (ИиР) 8

2.2. Предпринимательский сектор 10

2.3. Показатели инновационной активности в России 11

Глава 3. Инновации как фактор экономического роста 13

Заключение 17

Cписок использованных источников 18

Приложения 19

Введение

Новое знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его главное предназначение. Наряду с этим наука открывает новые возможности для удовлетворения реальных потребностей общества – инновации.

В широком смысле под инновациями понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера.

Инновации являются сложным экономическим и организационным процессом, который опирается на использование двух видов потенциалов – научного (новейших технологий и техники) и интеллектуального, связанного со способностью внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности. Важным элементом этого процесса выступает его инвестиционное обеспечение - нахождение и рациональное использование финансовых средств. Таким образом, привлечение государственных, частных или смешанных инвестиций с их определенными резервами, которые могут в какой-то степени компенсировать повышенный риск, приводит к более эффективному развитию инновационной деятельности.

К тому же, как показал опыт многих стран, успешный переход к инновационной модели функционирования национальной экономики возможен лишь при условии восприятия ею инноваций. Здесь также необходимо решить проблему адекватного государственного финансирования и регулирования инновационных процессов.

В связи с этим работу можно назвать актуальной. Целью данной работы является изучение инновационных процессов в экономике.

Работа состоит из трех частей. Первая часть посвящена историческому опыту развития инновационной деятельности. В ней также рассматриваются различные определения понятия «инновация» с позиций различных теорий.

Вторая часть включает анализ состояния основных элементов инновационной системы России: сектора исследований и разработок (ИиР), предпринимательского сектора и показателей инновационной активности в России.

Третья часть посвящена оценке тенденций экономического и инновационного развития в мире. Она рассматривает как инновации влияют на экономический рост страны. В частности, дан анализ факторов экономического роста, проведены международные сопоставления инновационных индикаторов, оценены позиции стран по интен­сивности инновационной деятельности.

Глава 1. Сущность понятия «инновация»

Экономика как саморазвивающаяся система находится в процессе постоянных изменений, эволюционирующего развития, движущей силой которого выступают появление и распространение инноваций.

Инновация - это нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передо­ вого опыта.

Инновация характеризуется как конечный результат нововведений с целью максимизации прибыли и получения других экономических, со­циальных, экологических, научно-технических или иных эффектов. Нововведения могут быть представлены в виде изобретений, то­варных знаков, патентов, докумен­таций на новый или усовершенствованный процесс, результатов научных, маркетинговых и других видов исследований.

В настоящее время инновационное развитие становится наиболее важным элементом социально-экономического развития стран и регионов. Рост экономик США, ЕС, Японии, Южной Кореи, Китая, Индии во многом обусловлен развитием наукоемких отраслей, разработкой и внедрением инноваций. Без инноваций экономическая система достигла бы устойчивого равновесия, которое будет препятствовать дальнейшему развитию национальной экономики.

Понятие «инновация» впервые появилось в XIX в. в исследованиях культурологов и первоначально означало введение некоторых элементов одной культуры в другую,в частности, внедрение европейских обычаев в традиционные азиатские и африканские общества. А закономерности технических нововведений стали изучаться только в начале ХХ столетия.

Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера, который в своей работе «Теория экономического развития» (1912г.) рассматривал инновацию как средство предпринимательства для получения прибыли. Он называл предпринимателями «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» .

В мировой экономической литературе «инновация» определяется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Анализ приведенных в таблице определений понятия «инновация» позволяет выявить три точки зрения. Первая – инновация приравнивается с чем-то новым (нововведением или новшеством). Согласно второй точке зрения инновация рассматривается как процесс создания новой продукции или технологии, как что-то новое в сфере экономики и управления производством. И наконец, согласно третьей точке зрения инновация характеризуется как процесс внедрения в производство новых подходов и элементов, намного отличных от предшествующих.

Таблица 1. Трактовка категории «инновация» с позиций различных теорий

Определение понятия «инновация» Автор, источник
Инновация – это процесс, в котором изобретение или новая идея приобре­тает экономическое содержание Б. Твисс
Инновация – это общественно - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приво­дит к созданию лучших по своим свойствам изделий и технологий Б. Санто, Инновация как средство экономического развития, 1990, с.24.
Инновация – это новая научно-организационная комбинация производст­венных факторов, мотивированная предприни-мательским духом Й. Шумпетер, Теория экономического развития, 1982, с.169.
Инновация – это совокупность технических, производственных и ком­мерческих мероприятий, приводящих кпоявлению на рынке новых и улучшенныхпромышленных процессов и оборудования Ф. Никсон
Инновация – это процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации Морозов Ю.П., Инновационный менеджмент, 2003, с.17.
Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта Фатхутдинов Р.А., Инновационный менеджмент, 2005, с.15.

На современном этапе инновации должны быть присущи такие свойства как новизна, способность быстрой реализации на рынке, применимость в любой сфере деятельности человека и способность приносить экономический и другие виды эффекта.

1.1. Инновации в системе экономики, основанной на знаниях

Развитие эко­но­мики в XX веке привело к нововведениям в сфере про­из­вод­ства знания и инфор­ма­ции. Эта эво­лю­ция отра­жена в таб­лице по пери­о­дам. В таблице рассмотрены инновационный период - после 2000-го года, а также сов­ре­мен­ный период - эко­но­мики, осно­ван­ной на зна­ниях (knowledge - based economy).

В период пред­ин­ду­стри­аль­ной эко­но­мики в связи с раз­ви­тием новых отрас­лей появ­ля­ются прин­ци­пи­ально новые продукты или нов­шества (напри­мер, появ­ле­ние синтети­чес­кого воло­кна и пласт­массы в химичес­кой про­мы­шлен­ности).

В эпоху индуст­ри­аль­ной эко­но­мики уве­ли­че­ние роста про­из­во­ди­тель­ности труда привело к небывалому рос­ту товар­ной массы.

На ста­дии инфор­ма­ци­он­ной эко­но­мики новые товары и техно­ло­гии фор­ми­ру­ют в свою оче­редь новые пот­реб­ности людей (напри­мер, новые пот­реб­ности чело­века: новые товары и услуги, новые ору­дия труда, новое качество жизни - привели к появ­ле­ние компью­тер­ных технологий).

На сов­ре­мен­ном уровне эко­но­ми­чес­кого раз­ви­тия знание и инфор­ма­ция все сильнее воздействует на соци­аль­ную среду. Современный этап эко­но­мики, основанной на зна­ниях, все больше харак­те­ри­зу­ется пре­об­ла­да­нием соци­аль­ных фак­то­ров и выражается в качест­вен­ных изменениях жизни че­ло­ве­чес­кого общес­тва.

Глава 2. Инновационная система России

По отношению к инновациям все страны СНГ можно разделить на четыре группы. Самая многочисленная первая группа включает Армению, Молдову, Таджикистан и Кыргызстан, где имеющийся экономический потенциал затрудняет возможности внедрения инноваций. Дефицит государственного бюджета, его пополнение преимущественно за счет иностранных кредитов, отсутствие привлекательных для мирового рынка экспортных товаров, зависимость семейных доходов от поступлений из за границы не могут создать необходимого финансового обеспечения для инновационного развития.

В настоящей статье мы вновь вернемся к вопросу о , о которой мы вели речь в предыдущем материале. Неискушенному читателю может показаться, что ничего значимого в инновационной сфере не происходит. Однако это не так, события развиваются весьма динамично усилиями Открытого Правительства, РВК и других институтов, призванных выработать и реализовать модель инновационной экономики (ИЭ) России. Попробуем произвести аналитический срез состояния дел с реализацией этого самого масштабного трансформационного проекта в новейшей истории.

Понятие и сущность экономики инновационного типа

Сущность явления ИЭ может быть рассмотрена нами с позиции разложения его на составляющие элементы. Напомню, что под экономикой здесь понимается последний из трех аспектов данного понятия: предмет хозяйствования, научная дисциплина и род общественных отношений. Действительно, мы смотрим на экономику как на совокупность общественных взаимоотношений, связанных с производством, потреблением, распределением и обменом не только материальных продуктов и услуг, но и знаниевых, духовных, нравственных благ и ценностей. Иными словами, экономика – это целостная система отношений в обществе, обусловленная расширенным воспроизводством всех благ цивилизации в границах одного государства. В нашем случае таким государством выступает Россия.

Прилагательное «инновационная» наделяет понятие ИЭ новым качеством, которое необходимо понимать, в первую очередь, с точки зрения типа происходящих изменений в развитии экономики. Само понятие экономики инновационной направленности возникло относительно недавно на Западе. Произошло это уже после вступления ряда развитых стран в период так называемого постиндустриального развития. Родоначальником термина «постиндустриальное общество» считается профессор Гарварда Дэниел Белл.

Инновации и экономический рост весьма тесно связаны друг с другом. В глобальном смысле инновации порождают переход на новые технологические платформы, которые и формируют основы для бурного экономического роста. Рост сопровождается эффектом в форме смены парадигмы потребительского поведения в отношении общественного продукта нового поколения (материальной или нематериальной сферы). Ведь экономическая сущность инноваций и состоит в том, что продукт-новшество или оказывается в сфере потребительских предпочтений, или сам формирует их. Новация коммерциализуется, за счет чего возникает новое качество жизни людей или деятельности субъектов хозяйствования.

Если в истории человечества смена технологических платформ и укладов ранее происходила в результате одноактных инновационных прорывов, то у современных изменений возникло принципиальное новшество. Оно состоит в том, что возросшая роль инноваций в экономике становится перманентным и непрерывно возобновляемым фактором ее развития. Под инновационной экономикой предлагается понимать такой ее тип, формируемый в постиндустриальном обществе или на базе искусственно создаваемых качеств, когда высокотехнологические продукты, основанные на новшествах и имеющие высокую добавленную стоимость, поточно выводятся на глобальный рынок.

Собственно, вызов для России состоит в том, чтобы, опровергая законы политэкономии и экономической эволюции, в очередной раз продемонстрировать себе и Миру способность перепрыгивать через «завалы» общественно-экономических формаций и недееспособность производительных сил. Например, в период с 1917 г. по 1940 г. патриархальная полуфеодальная Россия «перескочила» через фазу империалистического капитализма в индустриальный технологический уклад. Цена была гигантской, и людские потери нашей страны известны.

Однако очевидно, что другого варианта у России просто нет. Индустриальный сектор экономики, начиная с 90-х годов и до наших дней, сжат до предела, «мосты сожжены», отступать просто некуда. Грядущий рост производительности машинного труда приведет, как считают некоторые эксперты, к «высвобождению» сотен миллионов или даже 1-2 миллиарда людей по всему Миру. Важно понимать, в каком секторе окажется Россия через 15-20 лет. Нас активно пытаются выдавить в «красную зону» изгоев, но, вот незадача, величие России – парадоксально живучее явление. Пока руководство страны пытается переформатировать экономику малыми силами (СИР-2020 и другие стратегии развития), и что-то начинает получаться.

Государственная программа развития ИЭ

Прежде чем мы перейдем к вопросу о существенности происходящих преобразований инновационной направленности, обратим внимание на признаки, которые лежат в основе экономики инновационного типа. Эти сущностные элементы были отражены в Стратегии инновационного развития России до 2020 года, и на их основе формировался исходный состав индикаторов состоятельности ИЭ. Среди таких признаков выделяются:

  • отсутствие неоправданных фактов вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность субъектов хозяйствования, что обеспечивает им определенную экономическую свободу;
  • развитые наука и образование;
  • одновременное присутствие в экономике укладов высокого уровня (не ниже 4-6 генерации);
  • высокий уровень качества жизни, конкурирующий с уровнем ведущих стран;
  • высокая значимость, стоимость и качество такого основного ресурса ИЭ, как человеческий капитал;
  • высокий процент (более 60-80%) отечественных инновационных компаний и продуктов, присутствующих на рынке (внутреннем и внешнем);
  • нацеленность экономики на успех в глобальной конкуренции;
  • сотрудничество государства и бизнеса в инновационных процессах (замещение капиталов);
  • высокий спрос на инновации и инновационная конкуренция между субъектами деятельности;
  • инициация и становление новых нетрадиционных рынков;
  • нацеленность ИЭ на экономику знаний, экспорт знаний и их продуктовых воплощений;
  • значительно большее разнообразие рынков в сравнении с предыдущим этапом развития экономики.

Во исполнение СИР-2020 Минэкономразвития РФ был разработан программный документ, утвержденный Правительством РФ Постановлением № 316 от 15.04.2014 г. Речь идет о программе «Экономическое развитие и инновационная экономика». Целью программы является формирование:

  • благоприятного предпринимательского климата, условий для ведения бизнеса инновационной направленности;
  • высокой инновационной активности бизнеса;
  • эффективного государственного управления.

Перечень подпрограмм Программы экономического развития и ИЭ России

Программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» в своем составе насчитывает 10 подпрограмм и одну целевую программу. В целом документ оставляет неоднозначное впечатление. С одной стороны, все подпрограммы прошли через процедуру паспортизации. В паспортах отражены основные моменты, связанные с управлением программными мероприятиями: названы ответственные органы, сформулированы цели и задачи подпрограмм, определены целевые индикаторы, сроки и т.д. Но видно, что как документ программа сверстана наспех, и даже не все реквизиты паспортов оказались заполненными.

На поверку выяснилось, что многие индикаторы программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» просто некому считать. У Росстата не оказалось ресурсов и не хватило методологической ясности, как формировать многие из установленных в программе показателей. Вместе с тем, я считаю, что не было бы этой программы – не возникли бы следующие естественные шаги вперед по формированию таких прорывных документов, как Национальные доклады 2015 и 2016. Да, преступно медленно. Да, не высокого профессионального уровня. Но мы же знаем, что никакой критики наше Министерство экономического развития не выдерживает и до сих пор. Однако «Москва не сразу строилась».

Значение инноваций как фактора развития экономики

Влияние инноваций на экономику стран первой двадцатки в последнее десятилетие возрастает экспоненциально. Это общепризнанный факт. В то же время внешнеполитический и внутриэкономический кризисы, которые продолжает переживать отечественная экономика и общество, только усугубляют проблему ускорения инновационного роста в нашей стране. Развертывания и ускорения инновационной экономики России пока не наблюдается, хотя усилия к этому прилагаются – и немалые.

Главным ориентиром по настоящий момент для национальной экономики служит Концепция долгосрочного социально-экономического развития России, разработанная до 2020 г. Статус РФ ни много ни мало как передовой мировой державы, должен быть подкреплен соответствующим уровнем экономического и социального развития. Середина 2017 года, и оставшиеся два с половиной года свидетельствуют, что в состав передовых стран нам вряд ли удастся войти в ближайшее время. Является ли это основанием для того, чтобы опустить руки или искать виноватых? Отнюдь. Давайте посмотрим, есть ли альтернативы инновационному экономическому росту и что делается в настоящий момент времени.

Для этих целей прибегнем к помощи Национального доклада об инновациях в России за 2016. Это уже второй ежегодный доклад весьма высокого качества с точки зрения глубины аналитики и ресурсной наполненности. Первый доклад был инициирован Открытым правительством, презентован на форуме «Открытые инновации» в октябре 2015 г. и обсужден на Гайдаровском форуме в 2016 году. В дискуссии последнего мероприятия было подчеркнуто, что инновации как фактор экономического роста не имеет принципиальных альтернатив, все иные рычаги роста ВВП, по утверждению экспертов, на сегодняшний день исчерпаны. Ниже представлен слайд из презентации РВК, изданной в рамках публичного обсуждения доклада.

Аргументационный слайд к тезису: инновации – единственный фактор развития экономики. Источник: РВК
(нажмите для увеличения)

Действительно, резервов для резкого повышения качества рабочей силы и уровня образования, которые фактически ухудшились в 90-е годы и продолжают снижаться, в настоящее время нет. Роста капиталовооруженности труда также не предвидится по представленным на слайде причинам. Экстенсивные факторы роста исчерпаны, более того, происходит сокращение работоспособного населения из-за демографических причин. Остается одна надежда на всплеск экономической активности – инновации, но и они запускаются не за один день. Усилия по разворачиванию экономики инновационного типа в России длятся уже десять лет, а «воз и ныне там» или определенные сдвиги все же имеются?

Произошли ли качественные и количественные изменения?

В управлении присутствует очень простое правило: чтобы решить задачу, необходимо измерить (оцифровать) ее результат. Мы знаем, что качественные формулировки задачами не являются. Кроме того достижение комплексного результата не может базироваться на неограниченном числе индикаторов его достижения. А что приходится наблюдать во многих государственных программах, в том числе связанных с инновациями? В них присутствуют буквально тысячи показателей, многие из которых не отрабатываются даже Росстатом, не говоря уже об ответственных исполнителях.

Инновационные процессы, запущенные в нашей стране, ежегодно вовлекают в участие сотни организаций помимо собственно реального бизнеса:

  • фонды;
  • венчурные компании;
  • технопарки;
  • бизнес-инкубаторы;
  • научные учреждения;
  • университеты и другие ВУЗы;
  • региональные органы власти;
  • госкомпании;
  • центры трансфера технологий и т.д.

Все эти организации должно было что-то объединить помимо государственных стратегий и программ. Более того, конкретные руководители данных субъектов деятельности должны видеть, в каком деле они участвуют, каково место их организации в общем результате, каков критерий успешности инноваций в экономике России за счет их вклада. Следовательно, должна была возникнуть иерархия индикаторов возведения экономики инновационного типа с наглядным и понятным интерфейсом. И она была создана в форме специфической приборной панели управления, что стало серьезным организационным шагом вперед.

(нажмите для увеличения)

Фрагмент светофорно-векторной индикации показателей панели управления инновациями в России
(нажмите для увеличения)

В западной управленческой практике такие панели часто называют dashboard (дэшборд). Полагаю, что идеологи реализации стратегии инновационного развития решили сначала «обкатать» инструментальные возможности такой панели на практике, получить обратную связь от участников происходящих процессов, увидеть реакцию рынка и затем сформулировать Стратегию-2030. По мнению Е.Б. Кузнецова (РВК), чтобы активнее развивать инновационную экономику, в первую очередь, необходимо устранить тотальную раскоординацию всех элементов НИС России (Гайдаровский форум, 2016).

Иерархия сквозных показателей на созданной «приборной панели» управления проектом позволила определенным образом выстраивать скоординированность звеньев инновационных процессов. Сам национальный доклад выступил инструментом «сшивки», а дэшборд – удачной надстройкой функциональной модели проектной реализации. Инновационное развитие экономики России немыслимо без комплексного восприятия всей создаваемой экосистемы (НИС), ведь она представляет собой сложный состав взаимосвязанных инструментов. Мало того, что нужно создать баланс интересов, его еще необходимо умело сохранить в процессе поиска и отработки прорывных решений.

Подведем промежуточный итог повествования. Как инструмент координации, сшивки многочисленных позиций участников инновационных процессов, происходящих в нашей стране, Национальный доклад по инновационному развитию стал новым, принципиально иным шагом. Вершиной функциональной модели выступила созданная и развивающаяся панель управления по типу дэшборда с иерархически выстроенной системой KPI, обеспеченных оцифровкой или объективизированной экспертной оценкой при формировании.

Принципиальные подвижки национального доклада 2016 года

Чтобы куда-то прийти, нужно для начала хотя бы идти, а затем идти правильно в верном направлении. Иными словами, чтобы решить задачу, ее нужно сначала декомпозировать, оценить варианты декомпозиции, выделяя сильные решения. В правильном ли направлении идут развивающиеся инновационные процессы в стране? Есть вещи, которые правильными назвать сложно, например, отсутствие внятной и продуктивной технологической политики, предваряющей политику инновационную. К этому можно добавить то, что единого ответственного органа за данный вопрос в стране пока нет. Не может не беспокоить, что головной университет, ответственный за инноватику, у нас в России тоже отсутствует.

Второй Национальный доклад об инновационном развитии уже начинает восприниматься как мобилизующий фактор стратегического развития в заданном направлении. Команда РВК, руководимая Евгением Кузнецовым, продвинулась в ответах на вопросы в трех основных направлениях.

  1. На чем регулятор должен сфокусировать внимание и усилия, чтобы результат для экономики инновационного типа оказался всеобъемлющим и устойчивым? При этом должны быть задействованы как научная, так и деловая среда (малые и крупные субъекты бизнес-деятельности).
  2. С какой проблематикой работать в первую очередь, и какой инструментарий для этого использовать?
  3. Как увеличить работоспособность механизма организации внедрения предлагаемых инициатив, задействовав аспекты мотивации и ответственности участников НИС и повысив качество целеполагания и измеримости результата?

(нажмите для увеличения)

В последние годы государство сфокусировалось на том, чтобы поддержать науку и образование, создать условия для венчурного бизнеса (см. схему выше). Оказывалась всесторонняя помощь стартапам, в том числе в финансовой и нефинансовой формах. Началась активация крупного бизнеса на оживление и развитие инноваций. Но такая государственная политика, как показывает реальная ситуация, «быстрых побед» не принесла. Доклад итерации 2016 г. интересен тем, что помимо констатации, анализа отчетных форм и свода «приборной панели» даются четкие ориентиры, на чем нужно сосредотачиваться дальше и почему. Так, например, по инновационной политике сделаны четкие обоснованные предложения, представленные на модели ниже.

(нажмите для увеличения)

В докладе большое внимание уделено крупному бизнесу, действующему в нефтегазовом секторе экономики, в автомобильной и авиационной промышленности, в сельском хозяйстве. Оценена текущая проблематика и сформулирован комплекс мер по стимулированию инновационной практики не только в отношении крупного бизнеса со стороны регулятора, но и применительно к поставщикам, подрядчикам, рынку и крупным потребителям (на уровне государственного заказа). Предложения разработаны на базе лучшего Российского опыта и успешных решений стран, лидирующих в освоении экономики инновационного типа.

Завершающая часть доклада посвящена развитию панели управления и повышению качества формирования целей и показателей (КПЭ/KPI) на созданной критериальной базе. В системе, подобной BCS, действует непреложное правило: число показателей должно быть ограничено и соразмерно уровню иерархии с позиции стратегии. Панель управления СИР-2020 получила обновление в так называемых «направлениях главного удара», которые сосредоточены на расшивке сущностных проблем и ограничений. В развитие Доклада-2015 иерархические панели КПЭ получили распространение не только на СИР-2020, но на ряд институциональных образований и инструментов НИС прикладного уровня:

  • на программы инновационного развития компаний с государственным участием и регулированием;
  • на государственные программы, включая программу «Экономическое развитие и инновационная экономика»;
  • на инициативы ФОИВ;
  • на отраслевые стратегии развития.

В настоящей статье мы разобрали понятие экономики инновационного типа, которая должна прийти в ближайшее время на смену действующей. Должна, но не значит, что придет, если вся страна не приложит для этого усилий. Многие эксперты считают, что инновационная революция возможна сверху. Хотелось бы в это верить. Экономическое развитие и инновационная экономика не имеют сегодня иной альтернативы, как быть связанными воедино.

В этом отношении радует прогресс, достигнутый усилиями проектного офиса РВК. Да и другие институты новой экосистемы постепенно подтягиваются и вовлекаются в те же проекты «НТИ» и «Национальные чемпионы». Об этом свидетельствуют, например, дискуссии, развернувшиеся в рамках прошедшей недавно выставки «ИННОПРОМ-2017» в Екатеринбурге. Верится, что возникающая среда и поднимаемая проблематика в форме тех же полемик на российских и международных площадках дадут свой результат. Надеюсь, что и Национальные доклады приведут, наконец, к трансформации государственной инновационной политики, а инновационное развитие российской экономики наполнится прорывными событиями.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...