Кто такие "альтернативные правые"? Влияние философских течений на движение «Alt Right».


Политические реалии Российской Федерации не то чтобы переживали лучшие времена, особенно если говорить о правом поле, и уж тем более о крайне правых. Однако с воодушевляющей победой Трампа и взрывным ростом популярности американской и европейской правой повестки стало возможным определить нечто новое в нашем правом движении. Оно оформлялось уже давно, возможно даже раньше, чем на Западе, но лишь сейчас у нас появились слова, чтобы выразить это явление. С той победы уже прошло достаточно времени, русская аудитория лучше познакомилась с западной политикой и частично избавилась от возможных заблуждений в отношении того же Трампа. Поэтому хотелось бы поговорить про возможность русского Alt-Right. Есть ли он, нужен ли он и что это вообще такое. Давно уже хотелось написать что-то подобное, но невероятная скорость событий в мире и публикаций правого лагеря как-то лишали написанное актуальности, так что текст стал более фундаментальным. Переломным моментом можно считать и долгожданное оформление американского движения после событий в Шарлоттсвилле. Первая часть будет целиком посвящена разбору явления, как оно есть вне России, вторая же попытается связать наши реалии и возможности с этими идеями.

Когда-то я не хотел посвящать излишний объём обсуждению сути альтернативных правых, но на самом деле это здесь ключевой вопрос, под который стоит выделить целый текст. Из понимания сути движения сразу будут следовать все ответы и аналогии. Начнём с того, что термин AltRight неоднозначен и подразумевает сразу несколько понятий разного уровня. В самом простом смысле – это движение американских белых националистов с неформальным лидером в лице , которое в свою очередь входит в более широкую среду правых реакционеров и консерваторов, которое в свою очередь является частью широчайшей коалиции правых и не только, собравшейся в поддержку Трампа и свободы слова, а также против левых, ислама, иммиграции и глобализма. Всё это в разные моменты и разными людьми называлось альтернативными правыми. Самый малый уровень мы практически опустим, но два других рассмотрим.

Известный текст про альтернативных правых Майло рассказывает именно о последней, самой широкой коалиции. Этакая контркультура с мемами и желанием триггерить своих врагов, пытаясь добиться red-pilling’а – осознания оппонентами реальности и перехода на сторону правых. Альтрайты в лучшем случае считают его своим союзником в противостоянии левым. Теперь его и прочих умеренных, отказавшихся называться альтрайтами стали называть AltLight. Таким образом, всё движение составляет разношёрстную коалицию с примерно общими целями. В ходе оформления более широкое объединение стали называть скорее новыми правыми, именно так называют себя альтлайты, как правило. В Европе используется только понятие новых правых, всё-таки альтрайт и придуман в Америке. Лорен Саутерн, Алекс Джонс, Энн Коултер и многие другие входят в это движение. Интернет-культура и геймеры играют важную роль в общем потоке. Общим для всех новых правых является полное неприятие любых левых идей, однако они очень часто являются гражданскими националистами, сторонниками демократии и эгалитаристами, при этом оказывающимися противниками левой уравниловки и позитивной дискриминации.


Определить второй уровень альтрайта проще всего, взглянув на пришедших в Шарлоттсвилль 12 августа. Конечно, не все они могут быть названы альтернативными правыми… некоторые движения представляли из себя старых добрых крайне правых и тому подобных. Но в целом это были те или иные националисты, традиционалисты, идентитаристы. Всё это были движения реакционные, часто даже традиционалистские, основанные на стремлении сохранить свою идентичность. Многие из них совершенно не схожи с интеллигентными либертарианскими авторами новых правых, а скорее похожи на отряды ультраправых штурмовиков или даже созданы именно как отряды для борьбы с левыми на улицах. Так или иначе, это единое целое. Одни движения более интеллектуальны и формируют think-tank’и, другие же более боевые и агрессивные. У всех разное видение будущего Европы и Америки. Это может быть белый национализм, американский национализм, южный национализм, идентитаристское стремление к атомизации и трайбализации народов, даже правое либертарианство по Хоппе. Они могут быть фанатичными христианами и даже православными, а могут быть критиками христианства и язычниками (характерно для европейских новых правых). Так или иначе, все они выступают в защиту белой идентичности и разделяют общие ценности расы, нации, веры, традиции, которые нужно защищать. Все выступают против постмодерна, эгалитаризма, демократии, а так как являются новыми правыми, против любых левых движений и идей. Экономического консенсуса при этом не существует, а более “рабочие” движения вполне имеют левую повестку, хотя по нашим, российским, меркам это было бы совершенно незначительное регулирование. И всё-таки критика современного капитализма, действительно отбирающего рабочие места у белых, и стремящегося к глобализму, иногда приводит к признанию возможности использования социалистических идей в экономике наподобие Третьего пути. Из этого движения происходит ещё более узкая группа Спенсера, кажется, не имеющая реального человеческого потенциала, но имеющая достаточно высокий интеллектуальный уровень. Я должен сказать, что националисты и умеренные редко соглашаются друг с другом, как правило, открещиваясь от “расистов” или “тупых альтлайтов”, но все они всё равно формируют единое целое и работают ради общей цели. Все они важны одновременно и не могут эффективно работать друг без друга. Радикализация идёт постепенно – сначала мемы, потом выступления против ислама и левых, потом спасение европейской белой цивилизации от угасания. Как говорят сами альтрайты: альтлайт – это их главный поставщик кадров. Умеренным, в свою очередь, нужны яркие и сильные радикалы.


Мы обсудили AltRight в общем, пора сказать о сути, которая эти движения отделяет от всех остальных и делает именно новыми правыми и альтернатиными правыми. Самое главное, что объединяет и формирует новых правых – КУЛЬТУРНАЯ ВОЙНА, или как её иногда называют, метаполитика. Консенсус новых правых заключается в признании победы левых сил в европейском и американском обществах. Да, левые владеют умами населения, они владеют СМИ, огромной долей политики, образованием, деньгами в конце концов. Левая материалистическая, гедонистическая повестка победила. Христианские, традиционные ценности пали. И пали они в обществе. Да, остаются аполитичные и в какой-то мере консервативные белые, но это всё равно зачастую люди модерна, которые поддерживают ну какой-нибудь пункт левой повестки. Признание доминирования левых в культуре ясно указывает цель – выбить их оттуда. Левые мыслители писали, что нет смысла в захвате власти, пока население является христианским, традиционным, консервативным. Даже террор и насилие не заставят его полюбить революционную власть и жить по-новому. Таким образом, СССР был обречён так или иначе, хоть и попортил нам кровь. Культурная война отгораживает от альтернативных правых такое интересное движение, как неореакция, NRx, отказывающееся от той самой борьбы за умы. Но в целом, неореакционеры (по некоторым редакциям, скорее наиболее традиционалистские, нежели механистические) не так далеки от общего консенсуса.

Аналогичное осознание приходит и к правым. Никакая диктатура не устоит, если само белое человечество отрицает традиции, семью или частную собственность, если оно попросту не уважает ценности белой идентичности. Чёрные полковники, Франко, Салазар, Пиночет: наследие этих консервативных режимов было уничтожено пришедшими на смену левыми. Культура оказалась левой, героями оказались леваки и коммунисты, а не офицеры и контрреволюционеры. Можно сколько угодно ходить на выборы и всё равно их проигрывать, потому что СМИ назвали вас фашистом, а общество воспринимает фашиста как неприемлемое явление. Можно пытаться стать умереннее, скрыть все неправильные атрибуты, “играть по правилам”, а в итоге оказаться фэтфобом, а можно переиграть своих противников и изменить отношение к своим изначальным идеям, к тому самому ярлыку “фашист”. Именно это многие увидели в кампании Трампа. С националистической повесткой он доказал, что победа возможна, что не всё потеряно. Не извиняйся, стой на своём, и тогда у тебя будет шанс. И альтернативные правые ищут способы вернуть культуру в свои руки, целиком или частично и в первую очередь, по понятным причинам, среди белых. Red-pilling, красная таблетка – ключевое понятие, означающее цель движения – победить левые идеи, и тогда все общественные институты, СМИ, политика в целом, станут консервативными. В открытом обществе быстро, в закрытом или тоталитарном медленно и с большими жертвами. Отсюда вытекает важная особенность почти всех ядерных движений альтрайтов – они выросли из журналов и издательств. Radix, Arktos, Counter-Currents, многочисленные правые радио и интернет-издания. Главным радио TradWorker вовсе является православный традиционалистский подкаст. Важную роль тут конечно играет более низовой уровень – интернет-мемы. Сюда относятся превращение Пепе, символа “ок” и даже молока в символы расизма, культ Кека и прочие мистерии 4chan. В итоге правые в этом плане попросту доминируют в англоязычном интернете, да и в принципе в интернете в целом.


Метаполитикой занимаются все альтрайты, от умеренных либертарианцев и геймергейтеров до троллей 4chan и белых националистов. Ориентируясь на разную аудиторию, используя разную повестку, все они работают на поправение общества и индоктринацию, мобилизацию на борьбу с левыми. В плане публичной политики я хотел было принизить достижения новых правых, но в действительности они огромны. Правые партии претендуют на первые места по всей Европе, Вышеградская группа явно становится защитником традиционной Европы. Политические силы новых правых, разнородные, незрелые, обретают форму методом проб и ошибок. Ещё 15 лет назад ничего подобного не было, а Ле-Пен, например, был странным фашистом вроде национал-демократов Германии. Сейчас во французском Национальном фронте есть мощный блок католических консерваторов, хоть он и соседствует с довольно левой группировкой. И то их успехи наталкиваются на тот самый потолок левой морали, враждебной культуры, когда противники миграции и деградации оказываются “фашистами”. Американские альтрайты также оказали заметное влияние на избрание самого Трампа. Но всё-таки самые известные новые правые – это активисты и в первую очередь, альтернативные медиа самого разного толка. Собственные сайты и новости, блоги, твиттер, интервью и стримы, издание и перевод редких авторов-традиционалистов и консерваторов – вот лучшее выражение альтернативных правых. , политическую роль которого сложно переоценить, вершина политики альтрайт, также совпадает с вершиной медиа – Breitbart. Перехват повестки – вот их задача. В она пока что не осуществлена ни в коей мере, к тому же Европа вовсе не гарантирует свободу слова, а наоборот закручивает гайки.


Другая сторона движения касается по большей части второго эшелона, как я его определил выше, эшелона реакционного и традиционалистского, но не менее важна для понимания альтернативных правых и того, зачем они. Альтернативные правые – это первая успешная попытка создания правого движения в условиях постмодерна, нечто действительно оригинальное. Оно тесно связано с интернетом, с информацией, осознаёт современные вызовы, а не играет в консерватизм и не пытается отнять пролетариат у левых используя “Третий путь”. И поэтому они быстро растут и побеждают. В этом и есть альтернативность. Старые консерваторы и все прочие не способны уже ни на что. Правые радикалы действуют в Европе весь XX век. Жива испанская фаланга, живы наследники НСДАП, вишисты во Франции и фашисты итальянские, но все они – реликты ушедшей эпохи, ценные лишь своим опытом. Но вызовы, стоящие перед правыми в XIX, XX и XXI веках, различаются. Когда-то нужно было сражаться с революционерами и защищать традиционный порядок, когда-то нужно было дать массам индустриального общества новый ориентир, выбить лозунги классовой борьбы из рук левых и сплотить все классы. Но больше нет никакого революционного класса, нет традиции. Правым нечего защищать, кроме существования самого европейца, Европы, даже отказавшихся от своих корней. Большевики и тоталитаризм стали реликтами, но новые формы левых с новыми формами контроля обрели жизнь и взяли верх. Старые формы работы правых больше не работают, массовые партии XX века не просто не нужны, они невозможны и не будут возможны на данном этапе. Альтрайты должны искать новые способы противостояния прогрессу, и тут, разумеется, старые правые также могут измениться – наследники вишистов по крайней мере играют роль в национальном фронте Франции. Они смогли измениться как и многие итальянские правые радикалы. Традиционализм альтрайтов при этом принимает форму необычную, форму консервативной революции Эволы, который оказал очень сильное влияние на движение. Сам Эвола разочаровался под конец, счёл борьбу обречённой, он не дожил до момента, когда правый реванш хотя бы забрезжит на горизонте. Но правые всё-таки обратились к этим идеям, возможно слишком поздно, но это произошло. Задача альтернативных правых – спасение, сохранение и возрождение европейской цивилизации путём консервативной революции. Лишь в возрождении традиционной Европы её спасение.

Столь широкие задачи, разумеется, позволяют иметь столь же широкий спектр сиюминутных политических решений. В первую очередь это, конечно, пока борьба с иммиграцией, угрожающей уязвимой Европе и Америке, а также борьба с радикальным исламом, в котором правые чувствуют опаснейшую угрозу. Традиционалист защищает не современную цивилизацию от примитивных варваров, он защищает своё наследие от завоевателей, ясно осознавая их преимущества в виде традиционного уклада. Альтрайт хочет сделать Европу традиционной, чтобы ей уже ничто не могло угрожать на ближайшую тысячу лет.

Итак, AltRight является выражением правой реакции Европы в эпоху постмодерна и гибели. Основной своей деятельностью AltRight видит культурную войну против левых и постмодерна, против прогресса. В следующей части я попробую рассмотреть современную Россию, её вызовы, её политические движения через призму выше написанного. Русские аналоги альтрайта, альтлайта, многочисленные ошибки правых, наши преимущества и недостатки по сравнению с западными единомышленниками.

Продолжение следует.

Альтернативные правые. Alt-right..

«Альтернативные правые». Это выражение как ураган ворвалось в американские, а затем и в мировые средства массовой информации; стало с завидной долей регулярности появляться в газетных статьях, радиоподкастах и телевизионных передачах. Оно тесным образом было связано с избирательной кампанией перед президентскими выборами; и чем ожесточённее становилась избирательная гонка, тем чаще данный термин продолжал «гулять» по различным информационным ресурсам.

В 2008 году известный американский палеоконсервативный мыслитель Пол Готфрид впервые заявил, что в Соединённых Штатах существуют «альтернативные правые». По всей видимости, «вводя» подобное определение, он хотел подчеркнуть принципиальное отличие «альт-райтов» от «мэйнстримных» правых – т.е. консерваторов, аффилированных с Республиканской партией и наиболее известными консервативными организациями (Американский консервативный союз, Фонд Наследия, Общество Джона Бёрча). Постепенно выражение «перекочевало» в средства массовой информации, в статьи политологов и журналистов, а с началом в 2015 году президентской гонки приобрело поистине грандиозный размах.

Что собой представляют «альтернативные правые» и каковая степень их влияния в современной американской политике? В нижеизложенной статье будет предпринята попытка ответить на эти важные вопросы.

«Альтернативные правые» («альт-райт», alt-right) – политическое движение правого толка, появившееся в Соединённых Штатах Америки в конце 2000-х – начале 2010-х гг. и завоевавшее широкую популярность в информационном пространстве, не имея при этом формальных институтов выражения собственной позиции на американской политической арене. Такими словами, на наш взгляд, можно дать ёмкое определение данному термину.

«Альт-райт» по своей сути является движением «снизу». Оно не создавалось «сверху» некими влиятельными политическими структурами для продвижения тех или иных интересов узкой группы лиц, а было массовым сетевым явлением, когда отдельные индивиды (пользователи) выражали схожие взгляды и оценки текущей ситуации в стране и мире, после чего стихийно объединялись на единых «ветках» форумов и сайтов, создавая, тем самым, единую сетевую «молекулярную» структуру. Уже после старта процесса развития начали появляться специальные сайты, где «альтернативные правые» могли свободно публиковать свои материалы и высказывать собственные политические идеи. Об этом мы поговорим ниже.

Какова социальная база «альт-райтов», откуда они «черпают» своих многочисленных сторонников? В первую очередь, это белые мужчины, в абсолютном большинстве – молодого и отчасти среднего возраста (18 – 35 лет). Они – активные пользователи Интернета, завсегдатаи различных форумов, посетители сайтов политической направленности. Они разбираются в политике, имеют свою чёткую позицию по поводу происходящих процессов. В отношении социального статуса «альтернативные правые» практически поголовно представители «среднего класса» (в основном, живущие в городах или пригородах), большая часть из них имеет высшее образование, работает в крупных компаниях или имеет собственный бизнес. Немногие из них богатые, но откровенно бедствующих в их рядах также встретить сложно.

Иными словами, движение представляет собой, с некоторыми оговорками, белый «средний класс» – т.е. людей, которые на протяжении столетий являются оплотом американского общества, политической и экономической системы. «Старая добрая» Америка, приспособленная к новым условиям.

В отношении религии «альтернативные правые» в известной мере «демократичны». Большая часть из них – христиане обеих основных деноминаций (протестанты и католики), также можно встретить мормонов, агностиков, неоязычников и атеистов. Мусульман, иудеев и представителей «восточных» религий по понятным причинам найти в их рядах невозможно. «Альт-райты» придают большую ценность христианскому наследию в Европейской (и шире – белой) цивилизации, органичной частью которой они считают и белое население Соединённых Штатов.

Идеология «альтернативных правых» эклектична – она «охватывает» широкий спектр самых разнообразных течений. Ряд экспертов считают «альт-райтов» правыми, другие утверждают, что они являются политической силой т.н. «третьей позиции». Мы принимаем за истину точку зрения, что движение «альтернативных правых» является радикально правым (hard right, radical right) и занимает наиболее правые позиции в амальгаме политического спектра.

«Альт-райты» в своих политических воззрениях «черпают» необходимые идеи из нескольких «источников». Прежде всего, к ним относятся идеи крайне правых европейских философов, в той или иной степени относящихся к феномену «консервативной революции» – Освальд Шпенглер, Юлиус Эвола. Анализируется ими и опыт европейского правого радикализма 1930-х гг., в частности, «Доктрины фашизма» Бенито Муссолини. Далее, огромное влияние на «альтернативных правых» оказывают идеи «белого национализма» («white nationalism»), защиты расовой сегрегации и отчасти «идентичного христианства» («Christian Identity») – концепции, получившие своё развитие в Ку-клукс-клане 1920-х и 1950-х гг., движении «диксикратов» 1960-х гг. и «христианских националистов» 1970-1980-х гг. Определённое влияние имеют идеи примыкавших к Республиканской партии ультраконсерваторов, таких как Уильям Бакли, Джозеф Маккарти или Барри Голдуотер, большим уважением среди «альтернативных правых» пользуется Рональд Рейган, который, как известно, считается наиболее консервативным президентом США. «Альтернативные правые» интересуют идеями Джеральда Смита, Чарльза Коффлина, Генри Форда и других крайне правых деятелей 1930-х гг.

Наконец, «альт-райты» испытывают серьёзное идейное и философское влияние со стороны палеоконсерваторов (Самуэль Фрэнсис, Патрик Бьюкенен, Пол Готфрид) и, с некоторыми оговорками, идеологов Австрийской экономической школы, в особенности Мюррея Роттбарда. Следует отметить наличие определённой «антикапиталистической» риторики в среде «альтернативных правых», что, однако, не должно вводить в заблуждение. Критике в данном случае подвергается на сам капитализм как экономическая система, а лишь та его вариация – в кейнсианской, бюрократической, монополистической «обёртке», с громоздкими системами социального обеспечения – которая привела к расширению «большого правительства», давлению вашингтонских бюрократов и засилью монополий, «удушающих» средний и малый бизнес.

На американской политической арене не существует партии, которая отстаивала бы непосредственные политические концепции «альтернативные правых». Учитывая особенности двухпартийной системы, «альт-райты» предпочитают примыкать к Республиканской партии, многие из них состоят в ней, однако лишь с назначением Стивена Бэннона старшим советником избранного президента Дональда Трампа их представители заняли «крупные высоты» в партийной и властной иерархии.

Итак, к основным идеям «альтернативных правых» относятся:

– «элитаризм», активная поддержка идеи о естественном неравенстве людей и стремление к тому, чтобы страной правила интеллектуальная элита из наиболее образованных, опытных и национально мыслящих людей европейского происхождения, уважающих ценности белой цивилизации;

– «белый национализм», поддержка и защита расово-этнического наследия белого населения страны, стремление в некоторой степени «обособиться» от иных расовых групп;

– «социальный консерватизм», защита традиционных моральных ценностей и культурного наследия американского общества;

– «изоляционизм» как стремление обратить первоочередное внимание на решение «внутренних» проблем в стране, нивелировать издержки «глобалистской» внешней политики;

– приверженность идеям частной собственности, симпатии к капитализму в формате «американской мечты» времён «позолоченного века, при этом присутствует критика «глобального капитализма» и «крупного международного капитала»;

– приверженность к идеям индивидуализма в социальной сфере, в сочетании с концепцией «солидаризма» как добровольного объединения людей на основе общих ценностей и наследия;

– негативное отношение к системам государственного социального обеспечения, которые «плодят лентяев» и распространяют «иждивенческие настроения»;

– позитивная оценка христианства в развитии культуры и морали Европейской цивилизации;

– философская критика Модерна и Просвещения как олицетворение упадка белой европейской цивилизации;

– радикальная критика «истеблишмента», общее недоверие к современной американской политической системе;

– отвержение норм «политкорректности» и «толерантности», подчёркнутое презрение к ним и стремление открыто и прямо озвучивать собственные взгляды по любым вопросам;

– максимальное отторжение идей либерализма, глобализма, марксизма, «большого правительства», феминизма, прав меньшинств и, прежде всего, политико-философских постулатов Франкфуртской школы (в частности, «позитивной дискриминации»);

– активное использование Интернета и «малых» информационных ресурсов (форумов, сайтов), а также иных, преимущественно молодёжных «инструментов» (например, интернет-мемов) для пропаганды собственных идей.

Численность «альтернативных правых» определить крайне сложно. Специальные исследования по этому вопросу ещё не проводились, а сами «альт-райты» предпочитают в общих чертах сообщать о наличии у них «массы сторонников», что, в целом, соответствует истине.

Немаловажным является факт наличия у современных «альтернативных правых» нескольких сайтов, форумов и аффилированных с ними структур, которые представляют собой политические «площадки» для генерирования их собственных идей.
К таким сайтам относятся:

Из двенадцати перечисленных сайтов 1 является крупным информационным порталом (Breitbart News), 1 – «think-tank», т.е. «мозговым центром» (National Policy Institute), 1 – политическим журналом (American Renaissance), 1 – политической газетой (American Free Press), 6 – сайтами правой политической направленности и 2 – имиджбордами, популярными среди молодёжи. В целом, можно говорить о существовании целой «базы» связанных между собой сетевых структур, которые помогают координировать деятельность «альт-райтов» на просторах всемирной паутины.

Отдельное внимание стоит уделить молодёжными и формально «аполитичным» форумам, где собираются молодые люди и в непринуждённой обстановке обсуждают волнующие их ключевые политические, социальные и экономические проблемы. Не стоит преуменьшать значения подобных сетевых «площадок». Именно здесь, где не существует какой-либо цензуры, молодые белые люди могли спокойно, честно и открыто переговорить друг с другом о том, что их беспокоит, «выплеснуть» все свои эмоции, не опасаясь опостылевших «правил» т.н. «политкорректности». Именно на этих форумах, сквозь огромную массу мемов, ироничных шуток и «троллинга», «альтернативные правые» дали свои первые ростки.

Любые адекватные дискуссии, как известно, приводят к достижению некоего согласия (консенсуса) по определённым вопросам. Постепенно из форумов идеи, выработанные в их недрах, «переместились» на специально созданные сайты, а оттуда – на страницы крайне правых газет и журналов. Так, вкратце, происходил процесс развития alt-right движения в Соединённых Штатах.

Не все печатные органы первоначально являлись «рупорами» «альтернативных правых». Например, Джеральд Тейлор – получивший блестящее образование (Йельский университет и Парижский университет политических наук) интеллектуал, всегда предельно вежливый и стильно одетый человек, создавал свой журнал «American Renaissance» как «площадку» для продвижения консервативных, расиалистских идейных концепций, и только потом предоставил «альтернативным правым» обширные возможности своего печатного ресурса для публикации их статей. Газета «American Free Press» первоначально была создана Уиллисом Карто, известным крайне правым политиком и публицистом, как преемница закрытой в 2001 году газеты «The Spotlight», однако теперь она активно распространяет идейно-политические концепции «альт-райтов».

У «традиционных правых» с «альтернативными правыми» отношения складывались довольно сложно. «Мэйнстримные» консерваторы негативно реагировали на критику «альт-райтами» истеблишмента, к правому «крылу» которого они сами принадлежали; «религиозные правые» полагали, что «альтернативные правые» недостаточно много внимания уделяют христианской религии. Кроме того, многих раздражало подчёркнутое презрение «альт-райтов» к «общепринятым» нормам политической дискуссии, наличие в их идеях расизма и антисемитизма (от чего многие «традиционные правые» стремятся отмежеваться), отсутствие у них «политкорректности» и ещё один фактор, которые сами «альтернативные правые» называли главной причиной их массовой поддержки (grassroots movement), а их критики – «плебейскостью». Впрочем, сам по себе факт наличие среди сторонников «альтернативных правых» немалого числа не очень обеспеченных людей ещё ни о чём не говорит. Гораздо важнее то, что среди ведущих деятелей движения в абсолютном большинстве доминируют хорошо образованные люди, умеющие красиво и ёмко излагать свои мысли.

Консервативный журнал «National Review» недавно назвал «альт-райтов» «озлобленными представителями белого рабочего класса, поклоняющимися Дональду Трампу». В известной мере этот уважаемый печатный орган прав. С лета 2015 года «альтернативные правые» широким и бурным потоком «включились» в избирательную гонку на стороне предпринимателя Дональда Трампа, объявившего 16 июня 2015 года о начале своей борьбы за пост президента США.

Летом этого же года многие ведущие alt-right ресурсы объявили о своей полной поддержке кандидатуры Дональда Трампа от Республиканской партии. Основными аргументами в пользу Трампа, с точки зрения «альт-райтов», были следующие:

* Позиция Дональда Трампа по поводу нелегальной иммиграции (строительство стены, депортация нелегалов, ужесточение контроля над численностью мексиканских иммигрантов), а также по поводу мусульман (запрет на въезд в страну).
* Жёсткая критика миллиардером «прогнившего истеблишмента» и «вашингтонского болота», «большого правительства»;
* Манера ведения Трампом своей избирательной кампании – жёсткая, напористая, уверенная, с обилием юмора и выпадов в адрес оппонентов, презрение миллиардера к «политкорректности» и «общепринятым нормам»;
* «Изоляционистские» высказывания по вопросам внешней политики, стремление акцентировать внимание на решении «внутренних» проблем (при этом «альт-райты» являются сторонниками укрепления вооружённых сил, что также входило в предвыборную программу Трампа);
* Прекрасное, по мнению «альт-райтов», расово-этническое происхождение Трампа, олицетворение «американской мечты» на его собственном примере.

Одни «альтернативные правые» объявили о своей безоговорочной поддержке Дональда Трампа (Стивен Бэннон, Джаред Тейлор, Эндрю Энглин), другие сделали это с некоторыми оговорками – но все, так или иначе, «включились» в избирательную кампанию обаятельного строительного магната. О поддержке Трампа объявили и другие крайне правые группы: Ку-клукс-клан, руководители двух национал-социалистических партий, ряд известных сайтов «белых националистов» (The Political Cesspool, Vanguard News Network, National Policy Institute, Atlantic Centurion), отдельные крайне консервативные деятели (Дэвид Дьюк, Алекс Джонс).

Помогая Дональду Трампу, «альтернативные правые» использовали все возможные средства, находящиеся в их распоряжении, в первую очередь – особенности сетевой культуры. Одним из их виртуальных «мечей» стал интернет-мем Pepe Frog, бешеными темпами распространившийся по мировому сетевому пространству. «Альт-райты» создали массу картинок «неполиткорректного» вида с этим изображением, леволибералы возмутились и объявили этот символ «расистским». Это вызвало лишь повышенный интерес обывателей к новому мему, в результате чего он стал позитивно ассоциироваться со сторонниками Трампа. Недаром торжествующий Эндрю Энглин, главный редактор сайта «The Daily Stormer», восклицал «…и мы сделали это!», подразумевая обширную вовлечённость «альт-райтов» в кампанию республиканского кандидата. Лягушонок Пепе – сетевой мем американских альтернативных правых, ставший символом президентской избирательной компании 2016 года

«Альтернативные правые» массово вступали в Республиканскую партию, тем самым, пополняя её крайне правое «крыло». «The Daily Stormer» объявил, что становится «первым наиболее уважаемым про-республиканским информационным ресурсом». Активисты «альт-райтов» принимали участие во многих митингах сторонников Трампа и активно распространяли агитацию в его пользу. Особенное удовлетворение многие «альтернативные правые» получили, когда их представитель, главный редактор сайта The Breitbart News Стивен Бэннон стал 17 августа 2016 года руководителем избирательной кампании Трампа. Лорен Саусерн - известный репортёр и блогер на портале The Rebel, яркое лицо нового поколения правых

Закономерным итогом прекрасно организованной и проведённой кампании кандидата от Республиканской партии Дональда Джона Трампа стала его блестящая победа на президентских выборах, состоявшихся 8 ноября 2016 года. Утром 9 ноября, после объявления победителя, информационные ресурсы «альтернативных правых» буквально взорвались от восторга. Ликование охватило правый медиа-сегмент Интернета. Дэвид Дьюк написал в своём Твиттере, что это «была одна из самых потрясающих ночей в моей жизни».

Между прочим, выборы 2016 года были первыми, начиная с 1980-х гг., президентскими выборами, когда крайне правые безоговорочно поддерживали кого-либо из кандидатов от «основных» партий. Последний раз такой поддержки с их стороны удостаивался республиканец Рональд Рейган.

Активную поддержку со стороны alt-right движения получило назначение Стивена Бэннона на пост старшего политического советника нового президента. Этот шаг ознаменовал «вхождение» «альтернативных правых» на самые «вершины» американской политической системы. Несмотря на то, что Бэннон по ряду вопросов прагматично дистанцировался от «крайностей» некоторых взглядов «альт-райтов» (например, от открытого расизма и антисемитизма), те, в свою очередь, не перестали уважать его лично и одобрять его деятельность. Одобрение «альтернативных правых» заслужило и назначение ультраконсервативного сенатора Джэффа Сешнса генеральным прокурором страны.

В заключение статьи можно сделать следующие выводы.

* «Альтернативные правые» являются grassroots движением правого толка, образованным «снизу», путём стихийного объединения сетевых пользователей на основе общих крайне правых убеждений и культуры общения. Они представляют собой белый «средний класс» и малообеспеченные слои населения – как «белых», так и «синих воротничков». Их появление и становление во многом являлось закономерным результатом развития элементов сетевой культуры общения. Социально-политическими причинами появления «альт-райтов» являются: обеднение «среднего класса», давление со стороны бюрократии и ТНК, общая разочарованность большого количества белых американцев в правительстве, экономической политике и общем морально-психологическом состоянии общества, негативное отношение к «политкорректности», «толернатности» и «мультикультурализму».

*«Альтернативные правые» смогли не только успешно организоваться на просторах Интернета, но и «продвинуть» свои политические идеи, концепции и элементы мировоззрения в американскую политическую жизнь. Они приняли деятельное участие в последней предвыборной кампании и закономерно оказались за одним столом с её безусловными победителями – Дональдом Трампом и Республиканской партией. Их заслуги были оценены, о чём наглядно свидетельствует личность Стивена Бэннона, который с января следующего года станет завсегдатаем Белого Дома.

Бесспорно, «альтернативные правые» являются важным и неотъемлемым сегментом американской политики и останутся в такой роли надолго.

It is really, really happening.

This is what we have worked for.

Finally, we are basking in the glory of our greatest victory yet.

Andrew Anglin

«Альтернативные правые». Это выражение как ураган ворвалось в американские, а затем и в мировые средства массовой информации; стало с завидной долей регулярности появляться в газетных статьях, радиоподкастах и телевизионных передачах. Оно тесным образом было связано с избирательной кампанией перед президентскими выборами; и чем ожесточённее становилась избирательная гонка, тем чаще данный термин продолжал «гулять» по различным информационным ресурсам.

В 2008 году известный американский палеоконсервативный мыслитель Пол Готфрид впервые заявил, что в Соединённых Штатах существуют «альтернативные правые». По всей видимости, «вводя» подобное определение, он хотел подчеркнуть принципиальное отличие «альт-райтов» от «мэйнстримных» правых – т.е. консерваторов, аффилированных с Республиканской партией и наиболее известными консервативными организациями (Американский консервативный союз, Фонд Наследия, Общество Джона Бёрча). Постепенно выражение «перекочевало» в средства массовой информации, в статьи политологов и журналистов, а с началом в 2015 году президентской гонки приобрело поистине грандиозный размах.

Что собой представляют «альтернативные правые» и каковая степень их влияния в современной американской политике? В нижеизложенной статье будет предпринята попытка ответить на эти важные вопросы.

«Альтернативные правые» («альт-райт», alt-right) – политическое движение правого толка, появившееся в Соединённых Штатах Америки в конце 2000-х – начале 2010-х гг. и завоевавшее широкую популярность в информационном пространстве, не имея при этом формальных институтов выражения собственной позиции на американской политической арене. Такими словами, на наш взгляд, можно дать ёмкое определение данному термину.

«Альт-райт» по своей сути является движением «снизу». Оно не создавалось «сверху» некими влиятельными политическими структурами для продвижения тех или иных интересов узкой группы лиц, а было массовым сетевым явлением, когда отдельные индивиды (пользователи) выражали схожие взгляды и оценки текущей ситуации в стране и мире, после чего стихийно объединялись на единых «ветках» форумов и сайтов, создавая, тем самым, единую сетевую «молекулярную» структуру. Уже после старта процесса развития начали появляться специальные сайты, где «альтернативные правые» могли свободно публиковать свои материалы и высказывать собственные политические идеи. Об этом мы поговорим ниже.

Какова социальная база «альт-райтов», откуда они «черпают» своих многочисленных сторонников? В первую очередь, это белые мужчины, в абсолютном большинстве – молодого и отчасти среднего возраста (18 – 35 лет). Они – активные пользователи Интернета, завсегдатаи различных форумов, посетители сайтов политической направленности. Они разбираются в политике, имеют свою чёткую позицию по поводу происходящих процессов. В отношении социального статуса «альтернативные правые» практически поголовно представители «среднего класса» (в основном, живущие в городах или пригородах), большая часть из них имеет высшее образование, работает в крупных компаниях или имеет собственный бизнес. Немногие из них богатые, но откровенно бедствующих в их рядах также встретить сложно.

Иными словами, движение представляет собой, с некоторыми оговорками, белый «средний класс» – т.е. людей, которые на протяжении столетий являются оплотом американского общества, политической и экономической системы. «Старая добрая» Америка, приспособленная к новым условиям.

В отношении религии «альтернативные правые» в известной мере «демократичны». Большая часть из них – христиане обеих основных деноминаций (протестанты и католики), также можно встретить мормонов, агностиков, неоязычников и атеистов. Мусульман, иудеев и представителей «восточных» религий по понятным причинам найти в их рядах невозможно. «Альт-райты» придают большую ценность христианскому наследию в Европейской (и шире – белой) цивилизации, органичной частью которой они считают и белое население Соединённых Штатов.

Идеология «альтернативных правых» эклектична – она «охватывает» широкий спектр самых разнообразных течений. Ряд экспертов считают «альт-райтов» правыми, другие утверждают, что они являются политической силой т.н. «третьей позиции». Мы принимаем за истину точку зрения, что движение «альтернативных правых» является радикально правым (hard right, radical right) и занимает наиболее правые позиции в амальгаме политического спектра.

«Альт-райты» в своих политических воззрениях «черпают» необходимые идеи из нескольких «источников». Прежде всего, к ним относятся идеи крайне правых европейских философов, в той или иной степени относящихся к феномену «консервативной революции» – Освальд Шпенглер, Юлиус Эвола. Анализируется ими и опыт европейского правого радикализма 1930-х гг., в частности, «Доктрины фашизма» Бенито Муссолини. Далее, огромное влияние на «альтернативных правых» оказывают идеи «белого национализма» («white nationalism»), защиты расовой сегрегации и отчасти «идентичного христианства» («Christian Identity») – концепции, получившие своё развитие в Ку-клукс-клане 1920-х и 1950-х гг., движении «диксикратов» 1960-х гг. и «христианских националистов» 1970-1980-х гг. Определённое влияние имеют идеи примыкавших к Республиканской партии ультраконсерваторов, таких как Уильям Бакли, Джозеф Маккарти или Барри Голдуотер, большим уважением среди «альтернативных правых» пользуется Рональд Рейган, который, как известно, считается наиболее консервативным президентом США. «Альтернативные правые» интересуют идеями Джеральда Смита, Чарльза Коффлина, Генри Форда и других крайне правых деятелей 1930-х гг.

Наконец, «альт-райты» испытывают серьёзное идейное и философское влияние со стороны палеоконсерваторов (Самуэль Фрэнсис, Патрик Бьюкенен, Пол Готфрид) и, с некоторыми оговорками, идеологов Австрийской экономической школы, в особенности Мюррея Роттбарда. Следует отметить наличие определённой «антикапиталистической» риторики в среде «альтернативных правых», что, однако, не должно вводить в заблуждение. Критике в данном случае подвергается на сам капитализм как экономическая система, а лишь та его вариация – в кейнсианской, бюрократической, монополистической «обёртке», с громоздкими системами социального обеспечения – которая привела к расширению «большого правительства», давлению вашингтонских бюрократов и засилью монополий, «удушающих» средний и малый бизнес.

Патрик Джозеф «Пат» Бьюкенен - политик и публицист, в 1969-2000 гг. - идеолог крайне правой фракции Республиканской партии

На американской политической арене не существует партии, которая отстаивала бы непосредственные политические концепции «альтернативные правых». Учитывая особенности двухпартийной системы, «альт-райты» предпочитают примыкать к Республиканской партии, многие из них состоят в ней, однако лишь с назначением Стивена Бэннона старшим советником избранного президента Дональда Трампа их представители заняли «крупные высоты» в партийной и властной иерархии.

Итак, к основным идеям «альтернативных правых» относятся:

– «элитаризм», активная поддержка идеи о естественном неравенстве людей и стремление к тому, чтобы страной правила интеллектуальная элита из наиболее образованных, опытных и национально мыслящих людей европейского происхождения, уважающих ценности белой цивилизации;

– «белый национализм», поддержка и защита расово-этнического наследия белого населения страны, стремление в некоторой степени «обособиться» от иных расовых групп;

– «социальный консерватизм», защита традиционных моральных ценностей и культурного наследия американского общества;

– «изоляционизм» как стремление обратить первоочередное внимание на решение «внутренних» проблем в стране, нивелировать издержки «глобалистской» внешней политики;

– приверженность идеям частной собственности, симпатии к капитализму в формате «американской мечты» времён «позолоченного века, при этом присутствует критика «глобального капитализма» и «крупного международного капитала»;

– приверженность к идеям индивидуализма в социальной сфере, в сочетании с концепцией «солидаризма» как добровольного объединения людей на основе общих ценностей и наследия;

– негативное отношение к системам государственного социального обеспечения, которые «плодят лентяев» и распространяют «иждивенческие настроения»;

– позитивная оценка христианства в развитии культуры и морали Европейской цивилизации;

– философская критика Модерна и Просвещения как олицетворение упадка белой европейской цивилизации;

– радикальная критика «истеблишмента», общее недоверие к современной американской политической системе;

– отвержение норм «политкорректности» и «толерантности», подчёркнутое презрение к ним и стремление открыто и прямо озвучивать собственные взгляды по любым вопросам;

– максимальное отторжение идей либерализма, глобализма, марксизма, «большого правительства», феминизма, прав меньшинств и, прежде всего, политико-философских постулатов Франкфуртской школы (в частности, «позитивной дискриминации»);

– активное использование Интернета и «малых» информационных ресурсов (форумов, сайтов), а также иных, преимущественно молодёжных «инструментов» (например, интернет-мемов) для пропаганды собственных идей.

Численность «альтернативных правых» определить крайне сложно. Специальные исследования по этому вопросу ещё не проводились, а сами «альт-райты» предпочитают в общих чертах сообщать о наличии у них «массы сторонников», что, в целом, соответствует истине.

Немаловажным является факт наличия у современных «альтернативных правых» нескольких сайтов, форумов и аффилированных с ними структур, которые представляют собой политические «площадки» для генерирования их собственных идей. К таким сайтам относятся:

  • The Breitbart News (http://www.breitbart.com/)
  • The Daily Stormer (http://www.dailystormer.com/)
  • The Right Stuff (http://therightstuff.biz/)
  • American Renaissance (http://www.amren.com/)
  • The Occidental Observer (http://www.theoccidentalobserver.net/)
  • National Policy Institute (http://www.npiamerica.org/)
  • Radix Journal (http://www.radixjournal.com/)
  • The Occidental Dissent (http://www.occidentaldissent.com)
  • American Free Press (http://americanfreepress.net/)
  • Stormfront (https://www.stormfront.org/)

Из двенадцати перечисленных сайтов 1 является крупным информационным порталом (Breitbart News), 1 – «think-tank», т.е. «мозговым центром» (National Policy Institute), 1 – политическим журналом (American Renaissance), 1 – политической газетой (American Free Press), 6 – сайтами правой политической направленности и 2 – имиджбордами, популярными среди молодёжи. В целом, можно говорить о существовании целой «базы» связанных между собой сетевых структур, которые помогают координировать деятельность «альт-райтов» на просторах всемирной паутины.

Отдельное внимание стоит уделить молодёжными и формально «аполитичным» форумам, где собираются молодые люди и в непринуждённой обстановке обсуждают волнующие их ключевые политические, социальные и экономические проблемы. Не стоит преуменьшать значения подобных сетевых «площадок». Именно здесь, где не существует какой-либо цензуры, молодые белые люди могли спокойно, честно и открыто переговорить друг с другом о том, что их беспокоит, «выплеснуть» все свои эмоции, не опасаясь опостылевших «правил» т.н. «политкорректности». Именно на этих форумах, сквозь огромную массу мемов, ироничных шуток и «троллинга», «альтернативные правые» дали свои первые ростки.

Любые адекватные дискуссии, как известно, приводят к достижению некоего согласия (консенсуса) по определённым вопросам. Постепенно из форумов идеи, выработанные в их недрах, «переместились» на специально созданные сайты, а оттуда – на страницы крайне правых газет и журналов. Так, вкратце, происходил процесс развития alt-right движения в Соединённых Штатах.

Не все печатные органы первоначально являлись «рупорами» «альтернативных правых». Например, Джеральд Тейлор – получивший блестящее образование (Йельский университет и Парижский университет политических наук) интеллектуал, всегда предельно вежливый и стильно одетый человек, создавал свой журнал «American Renaissance» как «площадку» для продвижения консервативных, расиалистских идейных концепций, и только потом предоставил «альтернативным правым» обширные возможности своего печатного ресурса для публикации их статей. Газета «American Free Press» первоначально была создана Уиллисом Карто, известным крайне правым политиком и публицистом, как преемница закрытой в 2001 году газеты «The Spotlight», однако теперь она активно распространяет идейно-политические концепции «альт-райтов».

Джеральд Тэйлор - основатель и главный редактор журнала American Renaissance

У «традиционных правых» с «альтернативными правыми» отношения складывались довольно сложно. «Мэйнстримные» консерваторы негативно реагировали на критику «альт-райтами» истеблишмента, к правому «крылу» которого они сами принадлежали; «религиозные правые» полагали, что «альтернативные правые» недостаточно много внимания уделяют христианской религии. Кроме того, многих раздражало подчёркнутое презрение «альт-райтов» к «общепринятым» нормам политической дискуссии, наличие в их идеях расизма и антисемитизма (от чего многие «традиционные правые» стремятся отмежеваться), отсутствие у них «политкорректности» и ещё один фактор, которые сами «альтернативные правые» называли главной причиной их массовой поддержки (grassroots movement), а их критики – «плебейскостью». Впрочем, сам по себе факт наличие среди сторонников «альтернативных правых» немалого числа не очень обеспеченных людей ещё ни о чём не говорит. Гораздо важнее то, что среди ведущих деятелей движения в абсолютном большинстве доминируют хорошо образованные люди, умеющие красиво и ёмко излагать свои мысли.

Уличное граффити, сделанное представителями «альт-райта»

Консервативный журнал «National Review» недавно назвал «альт-райтов» «озлобленными представителями белого рабочего класса, поклоняющимися Дональду Трампу ». В известной мере этот уважаемый печатный орган прав. С лета 2015 года «альтернативные правые» широким и бурным потоком «включились» в избирательную гонку на стороне предпринимателя Дональда Трампа, объявившего 16 июня 2015 года о начале своей борьбы за пост президента США.

Летом этого же года многие ведущие alt-right ресурсы объявили о своей полной поддержке кандидатуры Дональда Трампа от Республиканской партии. Основными аргументами в пользу Трампа, с точки зрения «альт-райтов», были следующие:

  • Позиция Дональда Трампа по поводу нелегальной иммиграции (строительство стены, депортация нелегалов, ужесточение контроля над численностью мексиканских иммигрантов), а также по поводу мусульман (запрет на въезд в страну).
  • Жёсткая критика миллиардером «прогнившего истеблишмента» и «вашингтонского болота», «большого правительства»;
  • Манера ведения Трампом своей избирательной кампании – жёсткая, напористая, уверенная, с обилием юмора и выпадов в адрес оппонентов, презрение миллиардера к «политкорректности» и «общепринятым нормам»;
  • «Изоляционистские» высказывания по вопросам внешней политики, стремление акцентировать внимание на решении «внутренних» проблем (при этом «альт-райты» являются сторонниками укрепления вооружённых сил, что также входило в предвыборную программу Трампа);
  • Прекрасное, по мнению «альт-райтов», расово-этническое происхождение Трампа, олицетворение «американской мечты» на его собственном примере.

Одни «альтернативные правые» объявили о своей безоговорочной поддержке Дональда Трампа (Стивен Бэннон, Джаред Тейлор, Эндрю Энглин), другие сделали это с некоторыми оговорками – но все, так или иначе, «включились» в избирательную кампанию обаятельного строительного магната. О поддержке Трампа объявили и другие крайне правые группы: Ку-клукс-клан, руководители двух национал-социалистических партий, ряд известных сайтов «белых националистов» (The Political Cesspool, Vanguard News Network, National Policy Institute, Atlantic Centurion), отдельные крайне консервативные деятели (Дэвид Дьюк, Алекс Джонс).

Помогая Дональду Трампу, «альтернативные правые» использовали все возможные средства, находящиеся в их распоряжении, в первую очередь – особенности сетевой культуры. Одним из их виртуальных «мечей» стал интернет-мем Pepe Frog, бешеными темпами распространившийся по мировому сетевому пространству. «Альт-райты» создали массу картинок «неполиткорректного» вида с этим изображением, леволибералы возмутились и объявили этот символ «расистским». Это вызвало лишь повышенный интерес обывателей к новому мему, в результате чего он стал позитивно ассоциироваться со сторонниками Трампа. Недаром торжествующий Эндрю Энглин, главный редактор сайта «The Daily Stormer», восклицал «…и мы сделали это !», подразумевая обширную вовлечённость «альт-райтов» в кампанию республиканского кандидата.

Лягушонок Пепе – сетевой мем американских альтернативных правых, ставший символом президентской компании 2016 года

«Альтернативные правые» массово вступали в Республиканскую партию, тем самым, пополняя её крайне правое «крыло». «The Daily Stormer» объявил, что становится «первым наиболее уважаемым про-республиканским информационным ресурсом ». Активисты «альт-райтов» принимали участие во многих митингах сторонников Трампа и активно распространяли агитацию в его пользу. Особенное удовлетворение многие «альтернативные правые» получили, когда их представитель, главный редактор сайта The Breitbart News Стивен Бэннон стал 17 августа 2016 года руководителем избирательной кампании Трампа.

Закономерным итогом прекрасно организованной и проведённой кампании кандидата от Республиканской партии Дональда Джона Трампа стала его блестящая победа на президентских выборах, состоявшихся 8 ноября 2016 года. Утром 9 ноября, после объявления победителя, информационные ресурсы «альтернативных правых» буквально взорвались от восторга. Ликование охватило правый медиа-сегмент Интернета. Дэвид Дьюк написал в своём Твиттере, что это «была одна из самых потрясающих ночей в моей жизни ».

Между прочим, выборы 2016 года были первыми, начиная с 1980-х гг., президентскими выборами, когда крайне правые безоговорочно поддерживали кого-либо из кандидатов от «основных» партий. Последний раз такой поддержки с их стороны удостаивался республиканец Рональд Рейган.

Активную поддержку со стороны alt-right движения получило назначение Стивена Бэннона на пост старшего политического советника нового президента. Этот шаг ознаменовал «вхождение» «альтернативных правых» на самые «вершины» американской политической системы. Несмотря на то, что Бэннон по ряду вопросов прагматично дистанцировался от «крайностей» некоторых взглядов «альт-райтов» (например, от открытого расизма и антисемитизма), те, в свою очередь, не перестали уважать его лично и одобрять его деятельность. Одобрение «альтернативных правых» заслужило и назначение ультраконсервативного сенатора Джэффа Сешнса генеральным прокурором страны.

В заключение статьи можно сделать следующие выводы.

  • «Альтернативные правые» являются grassroots движением правого толка, образованным «снизу», путём стихийного объединения сетевых пользователей на основе общих крайне правых убеждений и культуры общения. Они представляют собой белый «средний класс» и малообеспеченные слои населения – как «белых», так и «синих воротничков». Их появление и становление во многом являлось закономерным результатом развития элементов сетевой культуры общения. Социально-политическими причинами появления «альт-райтов» являются: обеднение «среднего класса», давление со стороны бюрократии и ТНК, общая разочарованность большого количества белых американцев в правительстве, экономической политике и общем морально-психологическом состоянии общества, негативное отношение к «политкорректности», «толернатности» и «мультикультурализму».
  • «Альтернативные правые» смогли не только успешно организоваться на просторах Интернета, но и «продвинуть» свои политические идеи, концепции и элементы мировоззрения в американскую политическую жизнь. Они приняли деятельное участие в последней предвыборной кампании и закономерно оказались за одним столом с её безусловными победителями – Дональдом Трампом и Республиканской партией. Их заслуги были оценены, о чём наглядно свидетельствует личность Стивена Бэннона, который с января следующего года станет завсегдатаем Белого Дома.

Бесспорно, «альтернативные правые» являются важным и неотъемлемым сегментом американской политики и останутся в такой роли надолго.

Густав Пешт

Данная статья является незавершённой и находится в процессе доработки.

альт-райт, альтернативные правые (первая четверть XXI века) - антилиберальное неформальное течение в массовой политике Соединенных Штатов и Западной Европы. Альт-райт продолжает метаполитическую линию правого модернизма . Характеризуется националистической, расистской, антиэмигрантской, милитаристской риторикой.

этимология

Один из первых примеров употребления термина - выступление Пола Готтфрида в году .

определение

история

Конкретно в США альт-райт возникает благодаря Эндрю Брейтбарту (1969-2012), создателю ряда медийных проектов и прежде всего сайту Breitbart.com. Преемник Брейтбарта Стив Бэннон становится помощником кандидата в президенты США Дональда Трампа. В предвыборной кампании Трампа альт-райт впервые заявляет о себе как о влиятельной силе, выступающей против политического истеблишмента всех партий и в том числе республиканцев, от которых выдвигался Трамп.

пресса

Роль интернет-мемов считается настолько значительной, что предвыборная кампания в США 2015-2016 годов получила неофициальное название «Война мемов».

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...