Какие изменения в регистрации недвижимости. Новый Закон о госрегистрации недвижимости: что изменилось? Новшества в отказе и приостановке госрегистрации


02/09/2015

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации. В материале приведены основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации прав на недвижимость. Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных законов или внесении в них изменений. Полагаем, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

1. Появится новый реестр недвижимости

Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

2. Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат кадастровому учету и права на которые регистрируются

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются, как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и госрегистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

— завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

— объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат госрегистрации.

3. Учитывать недвижимость и проводить госрегистрацию прав на нее будет Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее вместе — Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время госрегистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет — подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ.

4. Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав будет проводиться как одновременно, так и отдельно

4.1. Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и госрегистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной госрегистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и госрегистрации не предусмотрено.

Учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

— создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной госрегистрации прав);

— образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

— прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

— образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации.

4.2. Когда учет и госрегистрация проводятся отдельно

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госрегистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения госрегистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

— создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом госвласти, местного самоуправления или корпорацией « Росатом » в порядке межведомственного взаимодействия;

— прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

— изменение основных характеристик объекта.

5. Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом учете недвижимости и госрегистрации прав

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и госрегистрация — одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

— собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, — при одновременном осуществлении учета и госрегистрации;

— орган госвласти, местного самоуправления или корпорация « Росатом «, выдавшие разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, — при учете в кадастре без одновременной госрегистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

— в бумажном виде — лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

— в форме электронных документов — через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

Новшеством Закона является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

На сегодняшний день заявление о кадастровом учете подается по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о госрегистрации прав по общему правилу — по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Такое положение содержалось в Законе о госрегистрации прав на недвижимость ранее, но было признано утратившим силу. Несмотря на это, на практике заявление и документы представляются также по месту нахождения недвижимости.

5.1. Отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юрлицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении госрегистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

5.2. Установлен единственный случай отказа в приеме документов

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о госрегистрации прав на недвижимость запрещен.

5.3. Уточнены случаи, при которых документы возвращаются без рассмотрения

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

— несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

— наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

— отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав.

В настоящее время заявление о госрегистрации прав может быть возвращено в том числе:

— если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

— в ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины — пять дней с момента подачи заявления.

6. Сокращен общий срок кадастрового учета и госрегистрации прав

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

— 5 рабочих дней — для кадастрового учета;

— 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;

— 7 рабочих дней — для госрегистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и госрегистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

6.1. В какой срок будет проводиться госрегистрация ипотеки

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для госрегистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, госрегистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если госрегистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок госрегистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений — 5 рабочих дней.

7. Уточнены основания приостановления кадастрового учета и госрегистрации по решению госрегистратора

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация может быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о госрегистрации прав на недвижимость причинами приостановления, в частности, являются сомнения госрегистратора в наличии оснований для проведения госрегистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или госрегистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) госрегистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и госрегистрации будет отказано.

7.1. Увеличены сроки, на которые приостанавливаются учет и госрегистрация

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.

Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:

— три месяца — по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

— шесть месяцев — по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время госрегистрация прав по решению госрегистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя — на три месяца.

8. Свидетельство о госрегистрации права выдаваться не будет

Согласно новому Закону кадастровый учет, госрегистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки — специальным регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент госрегистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о госрегистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

9. Кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться без участия правообладателя

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

— органы госвласти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, госрегистратором и другими лицами.

Так, госрегистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

11. Уточнены условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение

Компенсация за жилое помещение — единственное пригодное для постоянного проживания — выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 1 января 2020 г.

Регистрация собственности по новому законодательству от 2017 года стала быстрее. Но помимо сокращения сроков произошли и другие изменения. Какие именно — читайте в статье.

Объединенный реестр. Соотношение 221-ФЗ с изменениями на 2017 год и 218-ФЗ

Главное нововведение — создание Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в котором содержатся как кадастровые данные на недвижимость, так и сведения о правах, обременениях и запретах. Создан он был путем объединения Госкадастра и Единого реестра прав на недвижимость.

Это означает, что:

  1. Теперь можно одновременно поставить объект на кадастровый учет и зарегистрировать право на него. Ранее требовалось сначала ставить объект на учет в кадастровой палате и только потом обращаться в регистрационную палату. Для единовременного проведения этих действий достаточно отметить соответствующий пункт в заявлении на регистрацию.
  2. При совершении сделок с уже учтенным в кадастре имуществом больше не требуется предоставлять кадастровый паспорт (все кадастровые данные видны регистраторам в ЕГРН).

Ведут ЕГРН исключительно Росреестр и его подразделения. Учет осуществляется в электронном виде (ранее реестр и кадастр велись и на бумаге, которая имела приоритет).

И регистрация, и учет недвижимого имущества теперь регулируются единым законом — 218-ФЗ от 13.07.2015 о регистрации недвижимости. В 221-ФЗ от 24.07.2007 — ФЗ о кадастре недвижимости - 2017 год привнес изменения в виде утраты силы в части ведения кадастрового учета. Но деятельность кадастровых инженеров этот закон по-прежнему регулирует.

Новые виды недвижимости, которые можно учесть в кадастре и зарегистрировать

С введениемнового закона о регистрации недвижимости в 2017 году стала возможна самостоятельная регистрация и учет таких объектов, как:

  1. Парковочные места. Ранее учитывалось здание, в котором расположено место, а регистрация сводилась к регистрации доли на это здание. Теперь собственник парковочного места может выделить долю в натуре и обратиться за регистрацией права на это место.
  2. Предприятия (имущественные комплексы). Регистрация предприятия возможна после учета и регистрации прав на все входящие в него объекты.
  3. Единые недвижимые комплексы (совокупность связанных сооружений/зданий с единым назначением). Ранее их невозможно было учесть в кадастре как самостоятельный объект. В то же время закон требовал зарегистрировать их, что без проведения учета невозможно.

Подача заявления по новому закону о регистрации недвижимости

Еще одно новшество — возможность обратиться за регистрацией и/или учетом в любое территориальное отделение Росреестра (либо в любой МФЦ). Теперь регистрация и учет не привязаны к расположению объекта недвижимости. Место жительства заявителя по-прежнему не имеет значения.

До 2017 года кадастровый учет проводился только в случае обращения в кадастровую палату на территории кадастрового округа, в котором располагалось имущество. Регистрация же осуществлялась исключительно по месту нахождения недвижимости в регистрационном округе.

Заявление можно подать несколькими способами:

  1. Лично (в Росреестр или в МФЦ). Кроме того, есть услуга выездного приема — предоставляется безвозмездно, но только ветеранам и инвалидам ВОВ, а также инвалидам 1 и 2 групп, если такие лица выступают заявителями.
  2. Почтовым отправлением (придется, однако, нотариально удостоверить документы).
  3. В электронной форме (через сайт Росреестра или Портал госуслуг, при условии наличия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи).

После введениянового закона о регистрации недвижимости 2017года:

  • были отменены требования к юрлицам предоставлять учредительные документы;
  • установлен единственный случай отказа в приеме документов — невозможность установить личность заявителя;
  • уточнены основания для возврата заявления, например, теперь допустимо уплачивать пошлину не сразу, а в течение 5 дней с поступления документов в Росреестр (ранее неуплаченная пошлина влекла незамедлительный возврат документов).

Новые сроки регистрации прав

Регистрация права собственности на недвижимость с 2017 годастала быстрее, как и кадастровый учет. Установлены следующие сроки (в рабочих днях):

  • 7 дней для госрегистрации права;
  • 5 дней для учета в кадастре;
  • 10 дней для регистрации и учета одновременно.

Есть и сокращенный срок — 3 дня при регистрации права на основании нотариальной сделки или свидетельства о праве на наследство.

Ипотеку жилья по-прежнему регистрируют в 5-дневный срок. Ипотеку на другие объекты недвижимости (землю, здания, сооружения и т. д.) зарегистрируют в течение общего срока в 7 дней.

При подаче документов через МФЦ все сроки удлиняются на 2 дня. Кроме того, в случае выбора МФЦ в качестве места получения документов после регистрации придется также подождать 2 дня.

Максимальные сроки приостановления регистрации, напротив, были увеличены:

  • 3 месяца по решению Росреестра (кроме случаев приостановления по основаниям с особым сроком);
  • 6 месяцев по инициативе заявителя; заявить о приостановлении можно только 1 раз.

Ранее эти сроки составляли 1 и 3 месяца соответственно. Сроки приостановления учета не изменились и составляют 3 и 6 месяцев.

Как видно, нововведения имеют положительный характер и направлены в том числе на экономию времени и средств заявителей.

В июле 2015 года Президентом РФ был подписан новый закон о регистрации недвижимости - ФЗ № 218 от 13.07.2015г. Данный нормативный акт вносит существенные изменения в порядок и сроки регистрации прав на недвижимость, а также в правила постановки на кадастровый учет, уточняет основания для отказа в регистрации и возврата документов без рассмотрения, устанавливает ответственность за действия (бездействия) должностных лиц и органов при проведении кадастрового учета и регистрации, определяет условия выплаты компенсации при лишении недвижимости и т. д. Но главной особенностью данного правового акта и важнейшим изменением в сфере регистрации недвижимости является создание Единого реестра недвижимости, включающего сведения ГКН и ЕГРП.

Новый закон о государственной регистрации недвижимости вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением отдельных норм. Так, например, положения о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН и при компенсации ущерба, причиненного лицу или его имуществу действиями регистрационных органов, вступают в силу с первого января 2020 года. Рассмотрим более подробно наиболее существенные изменения, вносимые ФЗ № 218.

Новый Единый государственный реестр недвижимости

В настоящее время регистрация и постановка на учет недвижимости осуществляется Росреестром и повдевомственным ему органом: кадастровой палатой. ФГБУ "Кадастровая палата" (далее КП) осуществляет непосредственно функции по постановке на кадастровый учет и хранению информации об обьектах недвижимости, Росреестр осуществляет регистрацию прав, ограничений на них и обременений на обьекты недвижимой собственности и ведет Единой гос. реестр прав (ЕГРП).

С 2017 года функции по постановке на учет и регистрации прав на недвижимость будет осуществлять только Росреестр. А сведения из Государственного кадастра недвижимости (ГКН) и ЕГРП будут содержаться в едином реестре - ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости).

Данные изменения позволят упростить действующий порядок действий по постановке на учет и регистрации недвижимости, сведя к минимуму бумажную волокиту и длительные сроки ожидания. Необходимость обращения в два органа и подготовка соответственно двух комплектов документов для КП и Росреестра с 2017 отпадает, ведь указанные действия с недвижимым имущестом будет производить только Росреестр, и осуществляться они будут единовременно (за исключение указанных в ФЗ № 218 случаев), по одному пакету документов.

Кроме того введение единого реестра недвижимости позволит облегчить порядок получения сведений и актуализировать их. Ведь на настоящй момент информация, содержащаяся в КП и Росреестре, часто не согласована, что вызывает трудности при совершении определенных операций и разногласия с налоговыми органами при начислении налогов.

Также стоит отметить, что новый реестр недвижимости ЕГРН будет вестись в электронном виде, за исключением реестровых дел. В настоящее же время кадастр недвижимости и реестр прав ведутся преимущественно на бумаге.

Упразднят свидетельства о собственности

В ФЗ № 218 нет больше упоминания свидетельства о регистрации права собственности. Следовательно, с 2017 г. рег. орган больше их не будет выдавать. Доказательством же того, что объект недвижимости находится в собственности, будет служить выписка из реестра ЕГРН. Данная выписка также будет служить свидетельством того, что объект находится на кадастровом учете. На самих же документах - договоре купли-продаже (или иных сделок) и т. д. - будут ставиться соответствующие официальные отметки. В настоящий момент свидетельство о собственности - это один из основных документов, доказывающих право обладания объектом недвижимости.

Сроки и место постановки на учет и госрегистрации

Новым законом о регистрации недвижимости заметно уменьшаются сроки совершения действий по операциям с недвижимостью. В настоящий момент срок гос. регистрации и кадастрового учета составляет по 10 рабочих дней на каждую операцию и плюс два дня, если документы предоставляются через многофункциональный центр (МФЦ). После вступления в силу ФЗ № 218 сроки регистрации прав на недвижимость и постановки на кадастровый учет значительно сократятся и будут составлять:

  • 5 рабочих дней для постановки на учет;
  • 7 раб. дн. для гос. регистрации прав собственности;
  • 10 раб. дн. для одновременной регистрации и учета.

При подаче документов через МФЦ сроки увеличатся на 2 рабочих дня.

В отношении срока регистрации недвижимости по ипотеке необходимо отметить следующее:

  • 5 раб. дн. новым законом отводится на регистрацию ипотеки жилых помещений;
  • 7 раб. дн. на ипотеку земельных участков, зданий, сооружений и нежилых помещений. Указанный срок снизится до 5 дн. в случае регистрации на основании нотариально заверенного договора ипотеки или договора влекущего ее возникновение.

В настоящий момент срок регистрации ипотеки жилых помещений составляет 5 дн., а нежилых, зданий, сооружений и земли - 15 дн.

Стоит отметить еще одно новшество в ФЗ № 218, касающееся места регистрации и учета недвижимости. С 2017 года зарегистрировать и поставить на учет недвижимость можно будет в любом подразделении Росреестра или МФЦ, перечень которых, будет размещен на сайте Росреестра.

Напомним, что на данный момент документы о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется по месту нахождения данного объекта в пределах кадастрового округа, а регистрация прав на него - по месту нахождения в пределах регистрационного округа.

Постановка на учет и госрегистрация по новому

ФЗ № 218 предусмотрена одновременная постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности, если сведения об объекте отсутствуют в ЕГРН. На данный момент эти действия ведутся раздельно. Однако ситуации, когда данные действия будут осуществляться отдельно, тоже новым законом предусмотрены.

1. Единовременная регистрация объекта недвижимости и кадастровый учет будут осуществляться Росреестром согласно ФЗ № 218 при:

  • Создании объекта недвижимости (за исключением случая, когда кадстр. учет можно осуществить без рег. права);
  • Образовании объекта недвижимости (за исключение случая изъятия земельного участка и (или) расположенного на нем объекта);
  • Прекращении существования объекта, права на который зарегистрированы в реестре недвижимости;
  • Образовании или прекращении существования части объекта, на которую распространяются ограничения прав и обременения, подлежащие регистрации.

2. Единовременная регистрация и кадастровый учет объекта недвижимости не будут осуществляться Росреестром согласно ФЗ № 218, если сведения уже об объекте имеются в ЕГРН и, следовательно, регистрируется только переход права собственности или подтверждение ранее возникших прав. Также одновременность не предусмотрена при:

  • Создании объекта недвижимости, основанием чего является разрешение на ввод объекта кап. строительства в эксплуатацию, данное органами гос. власти, местного самоуправления и т. д.
  • Прекращении существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;
  • Изменении основных характеристик объектов.

Госрегистрация и постановка на кадастровый учет без личного участия

Новый закон о регистрации прав на недвижимость предусматривает внесение сведений в ЕГРН без личного участия правообладателя в рамках межведомственного взаимодействия госорганов, органов местного самоуправления, судов и нотариусов. Информация, поступившая от этих органов вносится в реестр, о чем, в последствие сообщается собственнику.

Внесение записи о возражении бывшего правообладателя

Законом № 218-ФЗ сохранена возможность лица запрещать совершение каких-либо регистрационных действий по принадлежащему ему имуществу посторонними лицами без его непосредственного присутствия. Эта норма позволяет пресечь возможные незаконные действия, связанные с регистрацией сделок с недвижимостью. Законом № 218-ФЗ данная норма дополнена сроками, в течение которых лицо может обратиться с подобным заявлением. По новому закону он равен 5 рабочим дням.

Не изменен законом и порядок внесения сведений в Росреестр недвижимости прежнего правообладателя о возражении в отношении утраченного права на имущество. Наличие данной записи в реестре, по мнению экспертов, поставит под сомнением честность и непредвзятость будущего покупателя и может послужить при наличии определенных обстоятельств основанием для изъятия у данного собственника спорного имущества.

Основания для отказа в гос. регистрации и постановке на учет

Единственным основанием для отказа в приеме документов на регистрацию прав на недвижимость и постановки ее на кадастровый учет закон называет невозможность установления личности, обратившейся за совершением указанных действий. В настоящее время оснований об отказе в приеме документ законодательством не установлено.

Новые правила регистрации недвижимости, установленные ФЗ № 218, уточняют также перечень причин, по которым документы могут быть возвращены заявителю без рассмотрения. К ним относятся следующие:

  • Отсутствие в заявлении о постановке на учет и (или) регистрации прав подписи заявителя;
  • Присутствие в представляемых на гос. регистрацию и учет документах подчисток, помарок, исправлений и иных дефектов;
  • Несоответствие представленного пакета документов и (или) заявления установленной форме.

Основания для приостановления госрегистрации и постановки на учет

Регистрация права собственности на недвижимость и постановка на кадастровый учет, согласно новому закону может быть приостановлена по 51 причине. К ним, в частности, законодатель отнес сомнения регорганов в подлинности представленных документах, полномочиях заявителя, основаниях для госрегистрации и достоверности сведений, содержащихся в документах.

Приостановление госрегистрации и постановки на государственный учет недвижимости осуществляется на срок:

  • До 1-го месяца при непредставлении Росреестру сведений, запрошенных в порядке межведомственного запроса;
  • До 3-х месяцев по решению регоргана (за исключением случаев, в отношении которых установлен иной срок приостановки);
  • 6 месяцев по заявлению лица (указанная приостановка возможно только один раз);
  • До момента окончания регдействий с указанной недвижимостью, документы на регистрацию которых были ранее представлены в Росреестр;
  • До вынесения решения суда, если имеется спор в отношении недвижимости, являющейся предметов ипотеки, а также в случае обращения взыскание на данное имущество;
  • По иным основаниям, указанным в ст. 26 НК РФ.

Если по истечении указанных сроков обстоятельства, явившиеся основанием приостановки, не будут устранены, в регистрации и постановке на учет заявителю будет отказано.

Ответственность за совершение действий по госрегистрации и учету

Новые правила регистрации недвижимости предусматривают ответственность органа Регистрации, его должностных лиц (государственного регистратора прав) и иных за действия (бездействие) при осуществлении учета и госрегистрации.

Так должностное лицо Россреестра будет нести ответственность:

  • За несоответствие сведений, внесенных в ЕГРН, сведениям, представленным на государственный кадастровый учет (ГКУ) и госрегистрацию прав;
  • За необоснованное приостановление, уклонение или отказ в постановке на учет или госрегистрации.

Ответственность Росреестра в числе прочего устанавливается за:

  • Утрату или искажение сведений ЕГРН;
  • Полноту, предоставляемых сведений;
  • Отказ в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости и госрегистрации прав на них;
  • Внесение сведений с ошибками;
  • Отказ в предоставлении сведений и т. п.

Убытки, причиненные Росреестром вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей, подлежат возмещению в полном объеме. Причем орган регистрации имеет право регрессного требования к органам и лицам, виновным в нарушении прав налогоплательщика.

Компенсация за утрату права на единственное жилье

ФЗ № 218 уточняется ныне действующая норма о компенсации лицу, утратившему право на единственное жилье. Так лицу, утратившему право на единственную жилую недвижимость, и не имеющего возможность ее изъятия у добросовестного приобретателя, а также добросовестный приобретатель, у которого было изъято единственная недвижимость, пригодная для проживания вправе получить из госказны компенсацию в размере не превышающем 1 млн рублей.

Однако необходимо отметить, что получить указанные средства лицо сможет только в том случае, если докажет невозможность истребования недвижимости вследствие смерти должника, отсутствия его правопреемников или исключением из реестра сведений о юридическом лице. Указанная норма вступает в силу с 01 января 2020 года.

По мнению экспертов, столь невысокая компенсация должна мотивировать граждан осуществлять регистрацию договоров недвижимости с привлечением нотариуса. Ведь сделка, заверенная нотариусом, дает право на компенсацию ущерба, причиненного непрофессиональными действиями последнего. Стоит отметить, что указанная компенсация на настоящий момент составляет от 1,5 до 2 млн руб.

Регистрация нового объекта недвижимости, если это самострой

ФЗ № 258 от 13.07.2015г. внес в Гражданский кодекс ряд поправок, регламентирующих порядок признания постройки самовольной. До вступления в силу изменений порядок признания «самостроя» был довольно прост: если в суде доказано, что постройка не нарушает права третьих лиц и не несет угрозы жизни и здоровью, то оформить право собственности на нее не составит труда. Новый закон ужесточил основания для регистрации права собственности на самострой, указав, что для регистрации прав на самовольную постройку владелец должен иметь право на данное строительство на своем земельном участке, а также на момент обращения в судебный орган его постройка должна соответствовать определенным параметрам и правилам, установленным законом.

См. также:

Уже 1 января 2017 года в силу должны вступить положения нового ФЗ, в рамках которого предполагается формирование единой учетно-регистрационной системы и Единого госреестра недвижимости (ЕГРН). То есть в ЕГРН будут внесены все информационные базы кадастра недвижимости и реестра прав.
Ожидается, что вступление законодательной нормы в силу позволит оптимизировать процесс оформления операций с недвижимостью.

Комфортные сделки купли/продажи недвижимости

Пока процессы постановки на кадастровый учет и регистрации прав являются двумя совершенно разными процедурами. Однако наиболее частым случаем остается заключение сделок с недвижимостью, для оформления которых необходимо проведение сразу двух этих процедур. Благодаря ФЗ о ЕГРН данный процесс удастся существенно облегчить, поскольку в этом случае отпадет необходимость в подаче двух отдельных заявлений (о регистрации прав и о постановке на кадастровый учет). Безусловно, подобное решение поможет сэкономить гражданам силы и время.

Уже с 1 января у всех оформляющих документацию на регистрацию права собственности на объекты недвижимости и постановку их на кадастровый учет появится возможность делать это в любом из действующих офисов приема-выдачи документации вне зависимости от места размещения объекта, являющегося предметом сделки.

То есть с этого момента, к примеру, для жителей Санкт-Петербурга, приобретающих недвижимость в Саратове, поездка в Саратов для оформления соответствующих бумаг перестает быть обязательным условием. Для регистрации прав собственности, и объекта недвижимости по всем правилам, достаточным будет подать необходимый пакет документов в любом из действующих офисов по приему-выдаче документации, без привязки к месту расположения объекта. При этом услуга может быть предоставлена, в том числе, и в электронном формате.

Граждане, которые намерены сэкономить время, также могут заказать услугу по доставке всего оформленного пакета документов домой или в офис в любое выбранное ими время. В этом случае определяясь со способом получения документации, следует выбрать курьерскую доставку. Эта услуга предоставляется на платной основе.

Возможность экономии времени при регистрации недвижимости

После вступления в силу данная законодательная норма позволит значительно упростить процедуру по оформлению документации по сделкам с объектами недвижимости, что обеспечит для заявителей экономию времени. С 1 января для осуществления регистрации права и получения услуг по постановке на кадастровый учет, заявитель сможет ограничиться подачей всего одного заявления в регистрирующий орган. При этом процедура оформления будет проведена в 10-дневный срок. Если же заявителю требуется только одна из услуг, то сроки оформления еще сократятся, составив:

  • для кадастрового учета – в пределах 5 суток;
  • для получения услуг Реестра – до 7 суток.

Благодаря введению указанного закона, удалось не только значительно сократить период регистрации, но и заметно ускорить процесс поиска и предоставления сведений из Единого реестра недвижимости. То есть уже в течение 3 дней после подачи соответствующего запроса, заказчику должны предоставить выписку о принадлежащих ему объектах недвижимости. Важно заметить, что ранее на это отводилось не менее 5 дней.

Размер оплаты услуг по предоставлению данных из ЕГРН установлен в утвержденном в мае 2016 года приказе Минэкономразвития РФ.

Надежное оформление недвижимости

Новая законодательная норма предполагает значительное повышение надежности хранения данных в электронной базе за счет увеличения степеней ее защиты и выполнения целого ряда резервных копий документов. В целом это будет способствовать укреплению гарантии зарегистрированных прав, сведет к минимуму возможность угрозы со стороны мошенников, снизив, таким образом, риски проведения операций, проводимых предпринимателями и проч. гражданами в секторе рынка недвижимости.

Кроме того, закон отменяет необходимость в выдаче свидетельств о праве собственности. Подтверждением кадастрового учета и регистрации, как возникновения, так и передачи прав собственности будет являться выписка из ЕГРН. Факт же регистрации соглашения и прочих сделок будет подтверждаться за счет выполненной на документе специальной регистрационной надписи о прошедшей сделке.

При подаче до 31.12.2016 документации для регистрации прав и кадастрового учета, гражданам стоит помнить, что весь перечень государственных услуг будет им оказан в рамках норм и сроков, предусмотренных ныне действующим законодательством, а все перечисленные здесь изменения вступят в силу только с января следующего года.

С 1 января 2017 года правила регистрации недвижимого имущества изменились. Связано это с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Узнать новые правила регистрации недвижимости с 2017 года будет интересно всем, а не только юристам, практикующим в соответствующей сфере. Ведь почти каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью регистрации прав на недвижимое имущество. Покупка квартиры, ипотека, наследование индивидуального жилого дома - все это требует совершения ряда действий для оформления своих прав на недвижимость.

Давайте же посмотрим, что изменилось и что нам несет новый закон о регистрации недвижимости в 2017 и последующие годы.

  • Общий обзор закона
  • Общий обзор закона

    Начнем с основ - зачем нужно регистрировать свои права, допустим, на квартиру?

    Для ответа на этот вопрос обратимся к ч. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ.

    «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества».

    После прохождения определенной законом процедуры государство признает за гражданином, например, право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным недвижимым имуществом (т. е. право собственности).

    После продажи квартиры право собственности на него у продавца прекращается одновременно с регистрацией перехода этого права к покупателю.

    Также регистрации подлежат не только сами права, но и ограничения прав и обременения. Например, ипотека.

    Все это нужно для определенности правового статуса объектов недвижимости и обеспечения контроля за законностью совершаемых с недвижимым имуществом сделок и в интересах их участников, и в интересах всех остальных.

    Закон № 218-ФЗ примечателен тем, что подходит к оформлению прав на недвижимое имущество более системно, чем это было раньше. Он одновременно регулирует и отношения по кадастровому учету и по государственной регистрации прав на недвижимость.

    Раньше эти отношения регулировались соответственно Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Новый закон во многом упрощает регистрационные процедуры через объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).

    На их основе создается единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который состоит из следующих элементов (ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ):

    1. реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
    2. реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
    3. реестр границ;
    4. реестровые дела;
    5. кадастровые карты;
    6. книги учета документов.

    Процедуры учета объектов недвижимости и регистрация прав на них теперь осуществляются одним органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

    Раньше кадастровый учет осуществляли кадастровые палаты, подчиненные Росреестру. Соответственно человек сначала должен был обратиться в кадастровую палату, поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Только после этого он мог заняться регистрацией прав, обратившись в Росреестр.

    Две процедуры, два органа, два комплекта документов... Неудобно же, согласитесь?

    А теперь процесс оформления прав упрощается, орган один, комплект документов один, время экономится, лишние нервы не тратятся (нервы вообще лишними не бывают, я так скажу).

    Теперь подробнее о самом порядке регистрации.

    Порядок регистрации прав

    Государственная регистрация прав и кадастровый учет объекта недвижимости становятся единой процедурой. Она осуществляется на основании заявления и определенного комплекта документов, подаваемых в Росреестр.

    Кроме заявления основаниями для регистрации прав могут быть:

    1. акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления;
    2. договоры и иные сделки в отношении объекта недвижимости;
    3. акты о приватизации жилых помещений;
    4. свидетельства о праве на наследство;
    5. вступившие в силу судебные акты;
    6. акты о правах на недвижимое имущество;
    7. межевой, технический план, акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ;
    8. схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления в безвозмездное пользование и расположенного на территории Дальневосточного федерального округа;
    9. иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение права, ограничение или обременение объекта недвижимости, наступление иных обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе.

    Хотя Закон № 218-ФЗ и предусматривает процедуру одновременной государственной регистрации права и кадастровый учет объекта, они могут осуществляться и раздельно. Это кадастровый учет без государственной регистрации права и наоборот.

    Каждый из трех вариантов осуществляется в своих строго определенных случаях.

    Для одновременного предоставления двух услуг случаев установлено не так уж и много:

    • создание объекта недвижимости, для которого не требуется разрешения на ввод в эксплуатацию;
    • образование объекта недвижимости (есть три исключения, предусмотренных п. 8 - 10 ч. 5 ст. 14 Закона № 218-ФЗ);
    • прекращение существования объекта недвижимости;
    • государственная регистрация ограничений и обременений.

    Во всех остальных случаях действия по регистрации права и кадастровому учету осуществляются раздельно.

    Например, для большинства объектов недвижимости, в частности многоквартирных жилых домов, требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.

    В этом случае орган, уполномоченный на выдачу разрешения, направляет в Росреестр само разрешение, заявление о кадастровом учете и иные необходимые документы.

    Росреестр на основании этих документов ставит объект недвижимости на кадастровый учет.

    Уже после этого правообладатель (например, застройщик) самостоятельно регистрирует свое право на объект.

    При переходе права собственности осуществлять постановку недвижимого имущества на кадастровый учет не требуется. Такой учет уже осуществлен, требуется только зарегистрировать переход права собственности.

    Место и сроки регистрации прав

    Раньше заявление нужно было подавать в территориальный орган Росреестра или кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

    Теперь это правило не действует. Заявление о кадастровом учете и регистрации прав можно подать в любое удобное подразделение Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ).

    Сроки осуществления регистрационных действий следующие:

    • при одновременной постановке на кадастровый учет и регистрации прав через Росреестр — 10 рабочих дней, через МФЦ - 12 рабочих дней;
    • регистрация права через Росреестр - 7 рабочих дней, через МФЦ - 9 рабочих дней;
    • постановка на кадастровый учет через Росреестр - 5 рабочих дней, через МФЦ - 7 рабочих дней.

    Также в ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ установлены сроки для регистрационных действий, осуществляемых на основании разного рода судебных актов или актов уполномоченных органов, свидетельства о праве на наследство, для регистрации ипотеки и т. д.

    Подтверждающие документы и остальные новшества

    Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество больше не выдаются.

    Документом, подтверждающим право собственности на недвижимость, является выписка из ЕГРН. Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 предусмотрено несколько форм выписок:

    • об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
    • о переходе прав на объект недвижимости;
    • о правах отдельного лица на имевшиеся или имеющиеся у него объекты недвижимости;
    • о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов

    Выписка может быть предоставлена Росреестром как в бумажной форме, так и в форме электронного документа. Сроки получения выписок также сократились. Как правило выписка выдается в течение не более трех рабочих дней.

    Это позитивный момент. Негативный - за предоставление выписки из ЕГРН придется заплатить, причем цены на них по сравнению с ценами на выписки из ЕГРП выросли.

    Тарифы утверждены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291. Стоимость выписки об объекте недвижимости составляет:

    При желании можно заказать курьерскую доставку выписки. Разумеется за дополнительную оплату.

    Что еще стоит отметить?

    Появился . Что это такое и каким образом регистрируются права на них у меня есть отдельная статья, ссылка есть, останавливаться на этом здесь не будем.

    Кадастровый учет и регистрация права могут проводиться без участия заявителя, поскольку сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия.

    Например, МВД России обязано направлять информацию об изменении сведений о физическом лице, нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство, ФНС России - информацию об изменении сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и т. д.

    Если в Росреестр поступают соответствующие документы в порядке межведомственного взаимодействия, то он просто на их основании вносит сведения в ЕГРН и уведомляет об этом правообладателя.

    Изменений произошло много. Многие процедуры упростились. С другой стороны некоторые моменты стали сложнее. Например, оснований для приостановления регистрационных действий стало больше, чем раньше. Также появились основания для отказа в приеме документов от заявителя, которых раньше вообще не было.

    Таковы основные изменения в регистрации недвижимости с 2017 года, которые будут действовать, надеюсь, еще долгие годы.

    Если есть дополнительные вопросы по теме, задавайте в комментариях (если ответа нет 1-2 дня - это нормально, в течение недели обязательно отвечу). Обязательно подписывайтесь на мою . Мой Telegram-канал тоже всегда к вашим услугам.

    До встречи в следующих статьях!

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...