Доверенность сбербанка для юридических лиц образец заполнения. Доверенность в банк на представление интересов юрлица


В целях эффективной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется комплекс мер государственной поддержки, включающий финансовую и организационную помощь. Так, с 1 января 2014 г. упрощен порядок предоставления земельных участков для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Заявления могут быть поданы главами фермерских хозяйств или фермерскими хозяйствами, зарегистрированными в качестве юридических лиц, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления либо в создаваемые в настоящее время многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг .

Важное значение имеет и надлежащее правовое регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, которое должно четко определять особенности их правового положения, обеспечивать интересы членов хозяйства и самого хозяйства как участника хозяйственного оборота.

Правовые основы деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств устанавливаются Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) (п. 5 ст. 23, ст. 86.1, 257-259), Федеральным законом от 11 июня 2003 г. No 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. No 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другими нормативными актами.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. No302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» § 2 гл. 4 дополнен подпараграфом 3.1, содержащим ст. 86.1 «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Данная норма предусматривает возможность создания крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, являющееся юридическим лицом, представляет собой добровольное объединение граждан, соединяющих имущественные вклады для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии.

Оно может образовано на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства гражданами, ведущими совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица.

Анализируя это новое положение, целесообразно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1. Законодатель располагает ст. 86.1, именуемую «Крестьянское (фермерское) хозяйство», в разделе «Юридические лица». В то же время о крестьянском (фермерском) хозяйстве речь идет и в других статьях ГК РФ (п. 5 ст. 23, ст. 257–259). Однако в указанных нормах регламентируется деятельность крестьянских (фермерских) хозяйствах без образования юридического лица. На наш взгляд, в связи с этим целесообразно в п. 5 ст. 23ГК РФ сформулировать положение о возможности создания крестьянского (фермерского) хозяйства с образованием юридического лица, указав на соответствующие нормы, предусматривающие деятельность таких фермерских хозяйств.

2. Давая определение крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица, законодатель подчеркивает, что это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (п. 1 ст. 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве). Следует заметить, что в зарубежном законодательстве (Канады, Германии Польши, Китая) также распространены семейные сельскохозяйственные производства .

В действующем российском законодательстве применительно к крестьянскому (фермерскому) хозяйству – юридическому лицу о наличии между членами хозяйства родства и (или) свойства не упоминается. В то же время содержащаяся в п. 1 ст. 86 ГК РФ отсылка к ст. 23 ГК РФ и далее к Закону о крестьянском (фермерском) хозяйстве не позволяет безоговорочно сделать такой вывод. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. No74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает, что членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более

чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет. И только в качестве исключения членами фермерского хозяйства могут быть граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Однако максимальное количество таких граждан не может превышать 5 чел.

В разделе «Юридические лица» ГК РФ нормы ст. 86.1 расположены между хозяйственными товариществами и обществами. Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство следует рассматривать как самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица. Вместе с тем правовое регулирование рассматриваемого юридического лица содержит отдельные положения, предусмотренные для хозяйственных товариществ и обществ. Так, для гражданина – члена крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается запрет на участие в других крестьянских (фермерских) хозяйствах, так же как и для полных товарищей в хозяйственных товариществах. Члены хозяйства несут субсидиарную ответственность по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства, как и участники общества с дополнительной ответственностью, но без указания на возможность ее ограничения в соотношении со стоимостью долей участников общества.

С введением в действие ст. 86.1 ГК РФ возникает вопрос о ее соотношении с ранее установленными положениями ст. 259 ГК РФ, согласно которой члены крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства могут создать хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

В этом случае хозяйственное товарищество или производственный кооператив как юридические лица обладают правом собственности на имущество, переданное им в качестве вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное и приобретенное в процессе его деятельности. При этом вкладами участников являются их доли в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Таким образом, при отсутствии разграничения между нормами ст. 86.1 и ст. 259 ГК РФ возможно создание членами крестьянского (фермерского) хозяйства юридического лица в форме хозяйственного товарищества, производственного кооператива, а также крестьянского (фермерского) хозяйства – юридического лица. В сложившейся ситуации не ясно, каким образом и по каким основаниям может осуществляться выбор соответствующей организационно-правовой формы создаваемого юридического лица.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие элитного семеноводства;

5) обеспечение производства продукции животноводства;

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В РФ действует целый ряд программ, направленных на поддержку и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств:

Целевая программа Минсельхоза России «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы»;

Целевая программа Минэкономразвития России «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, включая КФХ»;

Общепредпринимательские программы поддержки начинающих;

Областные и муниципальные программы развития крестьянско-фермерских хозяйств.

Основной программой поддержки фермерского хозяйства является Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением

Основные цели Программы: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной

активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Для достижения вышеперечисленных целей важную роль играет стимулирование граждан к объединению в крестьянские (фермерские) хозяйства для ведения совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, чему должны способствовать следующие направления государственной экономической политики:

1.Повышение эффективности государственной поддержки финансового

благосостояния сельского хозяйства. Согласно Плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной

стабильности в 2015 году государство выделяет дополнительные средства из федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства в размере 50 млрд. рублей из 2,3 трлн. рублей, заложенных в антикризисный план, что представляется недостаточным в условиях экономического эмбарго и тенденции к импортозамещению . Также необходимо установить эффективный контроль расходования выделенных средств, при этом финансы должны быть направлены не только на поддержание существующих государственных объектов сельского хозяйства, но и быть доступными для развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

2. Поддержание системы кредитования и субсидирования крестьянских (фермерских) хозяйств в целях обеспечения доступности краткосрочных и

долгосрочных кредитов.

3. Совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности и эффективности устранения безосновательного завышения цен на рынке. В настоящее время Генпрокуратура России проводит масштабные проверки по выявлению причин роста цен на социально значимые продукты, а также комплекс мер, направленных на борьбу с недобросовестными предпринимателями, поставщиками и торговцами. При дальнейшем обострении ситуации на рынке Правительству

Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. No 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» следует воспользоваться своим правом на госрегулирование цен на социально-значимые товары.

4. Создание условий для реализации потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной специализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формировании перспективной системы расселения и создании крестьянских (фермерских)

хозяйств, содействие в социальном обустройстве членов крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских поселениях.

5. Стимулирование развития совместной организации труда в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

6. Развитие инфраструктуры рынков, необходимых для реализации товаров крестьянским (фермерским) хозяйством.

7. Освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском хозяйстве, пищевой промышленности: рост плодородия и урожайности, расширение территорий для посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкция и строительство мелиоративных систем, ускоренное развитие животноводства.

8. Формирование общего продовольственного рынка в рамках таможенного союза государств – членов Евразийского экономического сообщества с привлечением ресурсов и возможностей крестьянских (фермерских) хозяйств.

9. Совершенствование государственной торговой политики, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного производства.

Особое внимание необходимо уделять осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, безработицы и обеспечение приоритетной поддержкой наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации собственного крестьянского

(фермерского) хозяйства, особенно в условиях притока граждан Украины из мест ведения боевых действий.

Следует отметить, реализация вышеперечисленных мер должна способствовать развитию сельскохозяйственного сектора экономики государства, появлению благоприятных условий для создания объединений граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства (крестьянских (фермерских) хозяйств), обеспечению импортозамещения и, как следствие, продовольственной независимости и национальной безопасности Российской Федерации .

В целом в субъектах Российской Федерации отмечается формальный подход к осуществлению государственной поддержки фермеров, не учитывающий, в том числе актуальность, экономическую и социальную значимость такой поддержки.

Информационно-разъяснительная работа с муниципальными образованиями и КФХ, проводимая органами управления АПК субъектов Российской Федерации, является недостаточно эффективной.

Для активизации работы по оказанию государственной поддержки фермеров предлагает провести в субъектах Российской Федерации следующие мероприятия:

1) обеспечить совместно с региональными отделениями Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (далее – АККОР) доведение информации о реализуемых мерах государственной поддержки до каждого главы КФХ;

2) пересмотреть порядки расходных обязательств с целью снятия барьеров по оформлению и получению субсидий на возмещение части затрат КФХ при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

3) создать возможности консультативной поддержки фермеров на муниципальном уровне.

При этом важно не только поддерживать крестьянско-фермерские хозяйства, но и обеспечивать эффективность их функционирования.

Исследование крестьянских и фермерских хозяйств показало, что основными факторами, определяющими эффективность труда в них, являются размер хозяйства, структура производства, цены на произведенную продукцию, затраты на ее производство, распределение прибыли, наличие или отсутствие государственной поддержки, производительность труда.

Основной проблемой, определяющей положение и перспективы крестьянских и фермерских хозяйств, является неурегулированность цен на продукцию, их независимость от производителя и низкий уровень, не позволяющий добиться минимального уровня рентабельности для самофинансирования и расширенного воспроизводства.

Низкий уровень цен реализации влечет за собой ряд других проблем деятельности хозяйств, среди которых:

Отсутствие новой техники и невозможность ее купить;

Недостаточные объемы элитных семян, удобрений, поголовья племенных животных;

Нехватка помещений и оборудования для хранения урожая и, часто, необходимой инфраструктуры (фермер не может ее построить из-за отсутствия денег);

Низкое качество рабочей силы из-за невозможности установить достойный уровень заработной платы и пр.

В Российской Федерации существует механизм закупочных интервенций, регулируемый Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О развитии сельского хозяйства" . Его суть заключается в закупке сельскохозяйственной продукции государством при снижении цен ниже минимальных расчетных. В ходе проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время механизм закупочных интервенций не приводит к стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции для фермерских и крестьянских хозяйств.

Результаты наблюдений и исследований позволили из всех вариантов развития крестьянских и фермерских хозяйств выбрать два альтернативных, являющихся наиболее перспективными:

    Сохранение и усиление уже сложившейся тенденции выбывания слабых и укрупнения оставшихся хозяйств, которые самостоятельно решают проблемы сбыта произведенной продукции в рамках собственного видения и возможностей, и пользуются ресурсами, предоставляемыми государственными программами и банками.

    Разработка мер по совершенствованию уже существующих программ государственной поддержки крестьянских и фермерских хозяйств, которые помогут не только сохранить, но и повысить их количество путем повышения привлекательности сельскохозяйственного труда.

В нынешних экономических условиях развитие некоторых отраслей выступает приоритетным для государства. К таким относятся сельское хозяйство, садовничество, животноводство и т.п. Для поддержания отрасли и привлечения новых участников, на федеральном уровне разработана программа по предоставлению субсидии начинающим фермерам в 2018г.

Получение поддержки

Субсидии фермерам в 2018 году назначаются исходя из размера, выделенного на конкретный регион. С каждым годом количество таких областей возрастает, но разделение общей суммы, назначенной правительством на развитие, происходит неравномерно.


Каждый регион получает часть согласно общим условиям. При этом оценивается, насколько он пострадал от введения санкций, общий уровень развития отрасли, наличие благоприятных условий и т.п.

В нынешнем году субсидия для фермеров составляет свыше 3 млрд. рублей, а общее количество регионов, участвующих в программе – 83.

Требования к фермерам

Чтобы оформить помощь в виде субсидии, начинающему фермеру в 2018 году необходимо соответствовать определенным критериям:

  • регистрация ИП, ООО или юридического лица иной формы;
  • наличие стартового капитала. Минимальный лимит собственных средств – 100 тыс. рублей;
  • наличие бизнес-плана, учитывающего порядок распределения средств, прогноз прибыли и доходности предприятия;
  • индивидуальный предприниматель должен проработать минимум 3 года и реализовать продукции свыше, чем на 30 тыс. рублей;
  • коллективные фермерские хозяйства имеют право обратиться за государственной помощью только один раз за весь период деятельности (до этого момента должно проработать свыше года);
  • личные подсобные хозяйства, микропредприятия, сельскохозяйственные кооперативы также имеют право воспользоваться государственной поддержкой.

Не смотря на то, что в основном предназначены субсидии для начинающих фермеров, предприятия, уже не первый год осуществляющее деятельность на рынке, имеют право воспользоваться возможностью на государственное финансирование. В этом случае можно получить помощь на развитие или расширение. Пособие допустимо потратить на выплату кредитных обязательств.

Порядок и особенности получения субсидий

Предусмотрен определенный распорядок, как получить субсидии фермерам. Помимо соблюдения определенных условий, описанных выше, необходимо подготовить заявление и собрать пакет документов:

  • Диплом, иной документ об образовании. Обязательно наличие высшего или среднего специального образования.
  • Трудовая книга, свидетельство о регистрации ИП или иные бумаги, удостоверяющие наличие стажа в отрасли свыше 3 лет.
  • Договора, накладные на реализацию продукции (если предприятие не новое), удостоверяющие объем товарооборота.
  • Выписка из банка или иные документы, подтверждающие наличие 10% от запрашиваемой суммы.
  • Бизнес-план.

На что можно потратить

Заявитель должен указать и гарантировать, что не получал ранее государственной помощи. На основании представленного плана по развитию, комиссия принимает решение по выдаче помощи.


Полученные от государства субсидии нельзя тратить по своему усмотрению

При этом нужно понимать, что субсидии молодым фермерам можно потратить только на строго определенные цели, например:

  • сельскохозяйственная техника;
  • посадочный материал, удобрения;
  • земельные участки;
  • скот;
  • корма для животных.

Проверка и отчетность

Комиссия оставляет за собой право проверять порядок расходования средств. Периодичность проверок устанавливается индивидуально – раз в год, в квартал. Аналитика и сверка происходит на основании статей бизнес-плана.

Достижение запланированных результатов при этом также учитывается.


Следует знать, что при обнаружении неточностей, например, расходовании средств на неучтенные в плане статьи, выданные субсидии на поддержку начинающих фермеров потребуется вернуть в полном объеме. О том какие еще субсидии можно получить от государства читайте в следующих материалах на нашем сайте.

Открытие современных фермерских хозяйств является альтернативным вариантом уже существующим крупномасштабным коллективным хозяйствам в вопросах поставок в города сельскохозяйственной продукции.

В этой статьи будут рассмотрены нюансы ведения подобного бизнеса.

Плюсы и минусы бизнеса

Данная деятельность как отрасль бизнеса занимает одну из ведущих позиций среди видов предпринимательской деятельности и обладает определенными перспективами в дальнейшем. Это объясняется конкретными преимуществами — они связаны с повсеместным увлечением здоровым питанием и употреблением в пищу только натуральных продуктов, что создает на них повышенный спрос среди всех групп потребителей: от мам с грудными детьми и заканчивая пенсионерами.

Неопытным предпринимателям может показаться, что открытие нового фермерского хозяйства – дело не только перспективное, но и более чем простое. Однако на практике такое мероприятие сопряжено не только с требованием наличия опыта ведения бизнеса в аналогичной сфере, но и с существенными трудностями, которые могут возникнуть на пути развития хозяйства.

Кроме этого, данный вид бизнеса связан с некоторыми рисками, которые могут возникать в процессе его развития. К ним можно отнести:

  • сезонность деятельности;
  • отсутствие либо неустойчивость спроса на продукцию;
  • высокая конкуренция;
  • снижение доходов потенциальных потребителей;
  • повышение цен на поставки сырья и материалов;
  • увеличение стоимости аренды крупной сельскохозяйственной техники.

Поэтому, для снижения вероятности возникновения перечисленных рисков, а также успешного развития бизнеса необходимо составить бизнес-план. В нем будут поэтапно запланированы мероприятия по открытию хозяйства, перечислены пути снижения рисков, а также подсчитаны и проанализированы основные экономические показатели проекта – выручка, стартовый капитал и сроки окупаемости.

Что нужно для открытия фермы?

При составлении бизнес-плана первым делом необходимо определиться с направлением развития бизнеса . Современные фермы могут функционировать в различных направлениях, среди которых наибольшей популярностью пользуются следующие отрасли:

  • Разведение домашних животных и птиц. Продуктами производства в данном случае могут быть не только мясо и субпродукты, но и шерсть, шкура, перья, яйца, молоко и прочее.
  • Выращивание сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, бахчевых и прочих).
  • Выращивание овощей и фруктов.
  • Прочие направления деятельности, включая пчеловодство, рыболовство, разведение грибов, выращивание зелени и так далее.

Большинство ферм создаются на базе уже существующих домашних хозяйств, расположенных в сельской местности. Данное обстоятельство позволяет существенно сократить размер стартовых инвестиций на обустройство фермы, так как изначально такие образования строились с учетом выбранного направления развития.

Кроме этого, многие домашние хозяйства имеют в распоряжении (в собственности либо аренде) земельные угодья, разработанные для сельскохозяйственных нужд. Вновь созданными фермами такие земли могут использоваться для выращивания сельскохозяйственных культур либо для обустройства пастбищ под выпас домашнего скота.

При создании фермерского хозяйства его необходимо зарегистрировать, для чего должна быть выбрана организационно-правовая форма.

Чаще всего ею избирается крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) . Ее особенностями является отсутствие необходимости образования юридического лица, а также возможность включения в состав фермы всех членов семьи. При этом необходимо избрать главу фермерского хозяйства, которым может стать любой человек из состава семьи, достигший совершеннолетия.

Далее необходимо решить вопросы налогообложения, для чего КФХ должно быть поставлено на учет в налоговых органах. Следует знать, что фермерскими хозяйствами уплачивается единый сельскохозяйственный налог .

Индивидуальный предприниматель – глава КФХ должен быть зарегистрирован в Пенсионном фонде, а также получить письмо из Росстата о присвоении кодов статистики. Кроме этого, фермерское хозяйство должно иметь собственный расчетный счет, открытый в выбранном банке.

Для открытия фермы необходимо наличие стартового капитала. При этом часть средств может быть взята на заемной основе в банке. Для этого необходимо предоставить грамотно составленный бизнес-план с прозрачным отслеживанием финансовых потоков. Желательно обращаться в банки либо частные кредитно-финансовые учреждения, ориентированные на выдачу кредитов именно организациям сельскохозяйственного типа, так как прочие банки попросту могут не разобраться в особенностях организации деятельности, изложенных в бизнес-плане.

Некоторые фермерские хозяйства могут претендовать на материальную поддержку бизнеса со стороны государства, однако такой помощью могут воспользоваться только хозяйства, деятельность которых внесена в программу развития АПК.

Разведение кур

Куриное мясо является одним из самых популярных во всем мире не только благодаря высоким вкусовым характеристикам, но и более низкой стоимости по сравнению со свининой, говядиной и прочими разновидностями мяса. А о популярности куриных яиц можно даже не упоминать, так как они входят в состав практически всех современных блюд. Именно поэтому разведение кур – дело, способное приносить стабильный ощутимый доход.

Наиболее удачное размещение такого бизнеса – территория загородного дома, желательно находящегося в собственности предпринимателя. Открывая ферму по разведению кур, необходимо опираться на следующие ключевые моменты организации данного бизнеса:

  1. Выбор породы птицы . Согласно современной классификации, породы кур подразделяются на яичных (разводимых именно для несения яиц), мясных (выращиваемых с целью получения мяса) и мясояичных (разводимых для комплексного получения продуктов).
    Выбирая конкретную породу, предприниматель должен ориентироваться на наличие собственного опыта и поставленные цели. При выборе конкретной породы необходимо выяснить все особенности содержания птиц, включая такие показатели как температура воздуха в курятнике и уровень освещенности.
  2. Количество содержащихся на ферме кур . Данный показатель влияет на прочие условия организации бизнеса – объемы закупок корма, число работников фермы, размеры курятника, площадь для выгула и прочее.
  3. Оборудование курятника . Наивно полагать, что ферма по разведению кур предполагает постройку только курятника. Дополнительно он должен быть оборудован различной техникой и установками – лотками с кормом, поилками, измерителями влажности воздуха, температуры и прочее.
  4. Тщательное слежение за состоянием птиц . Для предотвращения риска, связанного с падением кур, после приобретения требуется тщательное отслеживание их внешнего вида, состояния оперения, уровня линьки и бледности клюва.
  5. Выгул птицы . Место и время выгула кур должно быть тщательно продумано, при этом выгул должен преимущественно осуществляться в теплый период года и светлое время суток. Так как куры во время выгула ищут для себя пищу, ее нужно обеспечить в виде червяков, комбикорма и кукурузы.

Ориентировочный период окупаемости такого бизнеса составляет около 8 месяцев, что характеризует направление как высокорентабельное.

Свиноводство

Разведение свиней является одним из наиболее рентабельных видов коммерческой деятельности в сфере животноводства. В ведении бизнеса в данном направлении особое внимание следует уделить сбыту племенного молодняка. Для того чтобы стартовые инвестиции окупались, необходимо сбывать по 2-3 поколения животных. Выбор способа питания свиней (сухой или жидкий) зависит от предпочтений самого разводчика.

Условия помещения, в котором будут содержаться животные, также влияют на их здоровое развитие. Строительство помещения с нуля является достаточно затратным и невыгодным для начала нового бизнеса. Поэтому рекомендуется подыскать пустующую ферму с ее последующей арендой или покупкой. После этого в помещении должен быть сделан ремонт, подведены все требуемые сети – вентиляции, электроэнергии и водоснабжения.

Следует помнить, что чем лучше помещение оборудовано, и весь процесс выращивания животных автоматизирован, тем меньше потребуется нанимать работников, следящих за содержанием свиней. Однако, без таких вакансий как зоотехник, ветеринар, управляющий-администратор и бухгалтер просто не обойтись.

По данному направлению рентабельность оценивается на уровне 25% , соответственно стартовые вложения способны окупиться примерно через 4-5 лет.

Овцеводство

Развитие бизнеса, связанного с овцеводством, обладает определенными достоинствами. Они заключаются не только в стабильном доходе, но и постоянном спросе на продукцию фермы. При этом продукцией является не только мясо, но и шерсть, а также овечий сыр.

Направление обладает преимуществом в том, что бизнес может быть начат буквально с приобретения нескольких голов, а в дальнейшем, по мере развития и налаживания работы фермы поголовье может быть увеличено.

В черте города заниматься овцеводством будет достаточно проблематично, поэтому подавляющее большинство таких ферм расположено в сельской местности. Плюсом также является то, что для содержания животных подойдет любое помещение, даже неотапливаемое. Приобретать площадь для выгула овец необходимо с учетом дальнейшего увеличения поголовья.

Несмотря на то, что рентабельность бизнеса, связанного с овцеводством, составляет всего 10-15% , при грамотном подходе к делу и составлении четко структурированного бизнес-плана ферма способна окупиться через 1-1,5 года.

Выращивание сельскохозяйственных культур

Среди многообразия видов деятельности стремительно набирают популярность зерновые культуры. Причем активно выращиваются не только традиционные сорта (рожь и пшеница), но и современные культуры, выведенные с помощью селекционного отбора.

По последним данным статистки, объемы собранного зерна ежегодно возрастают, что характеризует данное направление сельскохозяйственного бизнеса как достаточно перспективное. Немаловажным достоинством является существенная поддержка со стороны государства, что во многом позволяет решить проблему поиска стартового капитала.

Однако вновь созданной ферме по выращиванию с/х культур может быть сложно в условиях развитой конкурентной среды. Именно поэтому требуется составление грамотного бизнес-плана, учитывающего все особенности данной деятельности.

При планировании бизнеса в первую очередь необходимо определиться с конкретной зерновой культурой, которую предполагается выращивать. Далее на этом выборе будет базироваться дальнейшее планирование всего технологического процесса, включая такие аспекты, как:

  • особенности обработки почвы;
  • способы посева семян;
  • сроки и технология сбора урожая;
  • разновидности используемых удобрений;
  • способы защиты растений от вредоносных насекомых и болезней и прочее.

При условии грамотно составленного бизнес-плана, рационального использования средств, полученных от государства и полного следования в коммерческой деятельности намеченному плану, бизнес по выращиванию зерновых культур способен окупиться менее чем за 18 месяцев .

Выращивание овощей/ фруктов

Открытие сельскохозяйственной фермы по выращиванию овощей или фруктов также относится к перспективным направлениям развития бизнеса в силу повсеместного увлечения употребления в пищу только натуральных продуктов. И, так как потенциальные потребители не до конца доверяют качеству с/х продукции, выращенной государственными коллективными хозяйствами, то открытие частных ферм вполне может стать перспективным бизнесом, приносящим стабильный доход. Тем более, по мнению экспертов, цены на данную продукцию в дальнейшем будут только подниматься, а спрос при этом не только не будет снижаться, но, возможно, и возрастать.

Как и любое другое направление развития бизнеса, данная деятельность требует составления грамотного бизнес-плана, учитывающего все особенности и возможности самого предпринимателя. Первым делом в бизнес-плане должно быть определено, какую именно культуру предполагается выращивать с учетом региональных особенностей территории, на которой будет открыта ферма. То есть нужно определиться, какие культуры пригодны для выращивания в климате конкретного региона, а какие — нет.

Также в обязательном порядке должен быть выбран один из двух способов выращивания овощей/ фруктов, а именно выращивание в теплицах либо в открытом грунте . Должны быть выбраны способы защиты урожая от нежелательного воздействия насекомых, заболеваний культур.

Следует помнить, что автоматизация процесса выращивания положительным образом влияет на урожайность фермы, повышая тем самым рентабельность бизнеса.

При открытии фермы по выращиванию овощей или фруктов следует помнить о получении сертификатов качества на продукцию, что положительным образом влияет на успех в поиске каналов сбыта и формировании постоянных клиентов на продукцию. При умелом ведении бизнеса инвестиции в открытие фермы способны окупиться менее чем за год.

Рынки сбыта продукции

Установление стабильных каналов сбыта выращенной продукции крайне важно для успешного ведения фермерского хозяйства. Для поиска каналов предварительно должен быть произведен анализ ситуации на местном рынке с/х продукции. В ходе данного анализа оценивается разработанность бизнеса в данном регионе, определяется уровень конкурентной борьбы и рассчитывается уровень спроса на продукцию.

При этом важно определить направления поиска каналов сбыта, ими могут быть:

Следует помнить, что одним из важнейших условий успешного поиска каналов сбыта является конкурентоспособность продукции фермы, а также соответствующий уровень качества при умеренных ценах на нее.

Если продукция фермерского хозяйства отвечает предъявляемым требованиям, то ее сбыт можно осуществлять и путем самостоятельной продажи на продовольственных рынках (как розничных, так и оптовых).

Затраты и сроки окупаемости

Размер затрат, связанных с организацией крестьянско-фермерского хозяйства, во многом зависит от изначальных условий бизнеса. К примеру, если КФХ создается на базе уже действующего домашнего хозяйства, то размер стартовых инвестиций будет значительно меньше, так как в распоряжении уже будет земельные угодья и хозяйственные постройки.

Другая ситуация складывается, если ферма создается «с нуля». При этом размер стартового капитала также может отличаться в зависимости от выбранного направления развития бизнеса, стоимости аренды участка, цены приобретения животных или растений и прочего.

Если брать средние цифры, то в общей сложности для открытия КФХ потребуется примерно 5-6 млн. рублей.

Окупаемость бизнеса также зависит от того, какое направление деятельности фермы было избрано. К примеру, если ферму планируется развивать в сфере свиноводства, то стартовые инвестиции окупятся приблизительно через 4-5 лет. Если же КФХ будет работать в направлении разведения кур, то бизнес начнет приносить прибыль уже спустя 8 месяцев в силу высокой востребованности продукции.

Таким образом, при планировании открытия фермерского хозяйства в первую очередь необходимо определить направление для его развития, выяснить особенности ведения хозяйства в данной сфере и составить структурированный бизнес план, определяющий всю дальнейшую организацию бизнеса с учетом максимального снижения вероятности возникновения рисков.

Видеоматериал об организации фермерских хозяйств

На видео рассматривается вопрос о том, с чего начать бизнес в данном направлении:

Помощь начинающим фермерам в виде грантов от государства оказывается с 2012 года. Цель – помочь развить предпринимательскую деятельность в любой отрасли сельского хозяйства: разведении лошадей, коров, овец, коз, свиней, птицы, выращивании картофеля, зерновых (зернобобовых) культур, овощей на открытом и закрытом грунте, плодов и ягод, рыболовство, пчеловодство. Гранты предоставляются лицам, которые зарегистрированы как ИП не менее года, имеют бизнес план по расширению или модернизации хозяйства. Поддержка предоставляется один раз, в течение 10-и лет приобретенное имущество запрещено продавать.

Цели программы «Начинающий фермер»

Главная цель – повысить конкурентоспособность сельхозпродукции путем развития .

Гранты должны обеспечить:

  • условия для модернизации существующих и создания новых фермерских хозяйств;
  • доступность финансов.

Поддержка государства стимулирует переход с подсобного хозяйства на фермерское.

Субсидии начинающим фермерам в 2017-2018 году — на что можно использовать?

Помощь начинающим фермерам предоставляется по двум основным направлениям:

  • на создание (развитие) хозяйства 1,5 -3 млн. руб.;
  • помощь на устройство быта до 250 тыс. руб.

Полученные от государства средства по первому пункту можно использовать на:

  • покупку земли сельхозназначения, транспортных средств, животных, оборудования, инвентаря;
  • разработку проектов возведения (модернизации, реконструкции) помещений для производства, складов;
  • покупку, возведение, ремонт помещений для производства, складов, инженерных коммуникаций, заграждений, их регистрацию и подключение к инженерным сетям;
  • строительство дорог, без которых невозможно производство, переработка, хранение продукции;
  • приобретение семян (другого материала для посадок), ядохимикатов, удобрений.

Грант на обустройство быта можно потратить на покупку:

  • жилья;
  • грузопассажирского авто (см. );
  • мебели, средств связи, бытовой техники, электрического и газового оборудования, компьютеров, септиков, устройств для подачи и отвода воды.

В благоустройство включается так же:

  • ремонт жилого дома;
  • погашение долгов по ипотеке (см. );
  • подключение к центральному водопроводу, системе канализации, электросети, интернету.

План расходов составляется отдельно по каждому пункту, аграрий должен оплатить 10%.

Интересно! Привычные гранты для начинающих фермеров в 2017 году дополнены возможностью получить:

  • субсидию на возврат процентов по кредиту, оформленному ранее на развитие;
  • компенсацию на построенные производственные объекты;
  • оплату первых взносов при приобретении техники (оборудования) в лизинг;
  • компенсацию убытков при оформлении земли;
  • средства на газификацию, устройство системы орошения и др.

Кроме того, у аграриев есть возможность оформить кредит с пониженной ставкой.

Важно! В 2017 году в некоторых регионах сумма достигнет 3-х млн. руб . В 2018 году запланировано повышение на всей территории страны.

Минсельхоз отмечает, что 40% сельхозпродукции производится в маленьких хозяйствах. Рассматривается вопрос об упрощении процедуры предоставления грантов, возможности кредитования на льготных условиях на короткие сроки. Предполагается в будущем разрешить строительство жилых домов на землях сельхознахначения.

Последовательность действий претендента установлена законодательством:

  • выбрать юридическую форму хозяйства;
  • проверить соответствия требованиям участия;
  • разработать бизнес план;
  • собрать пакет документов;
  • составить и отправить заявку.

Конкретные условия для получения гранта «Начинающий фермер»:

  • опыт (не менее 10-и лет), образование (желательно высшее), рекомендации, выданные кооперативом и местными властями;
  • высокое качество бизнес плана (должен содержать описание деятельности, финансирование, анализ рисков, обоснование эффективности);
  • наличие собственного капитала (не менее 10% от стоимости проекта);
  • наличие договоров по реализации производимой продукции;
  • значимость для конкретного региона.

Претендент должен вести предпринимательскую деятельность не менее полугода, использовать предоставленные средства за 1,5-2 года, не иметь задолженностей по перечислениям стразовых взносов (см. ).

Субсидии начинающим фермерам в 2017-2018 году — пакет документов

Для участия необходимо предоставить:

  • заявку установленного образца;
  • анкету;
  • документ, удостоверяющий соответствие образования;
  • трудовую книжку (для определения опыта);
  • выписку, удостоверяющую наличие хозяйства;
  • бизнес план;
  • документ, удостоверяющий юридическую форму хозяйства;
  • паспорт;
  • смету затрат по проекту;
  • выписку из банка, подтверждающую наличие собственных средств;
  • справку, подтверждающую наличие оборудования;
  • выписку их налоговой службы.

Важно! В различных регионах перечень документов может отличаться.

Программа «Начинающий фермер» в 2017-2018 году — перспективы и отзывы

В 2017 году (если сравнивать с 2016 годом) в условия внесены изменения. Увеличился бюджет субсидирования, главным критерием при отборе стала эффективность деятельности претендента, отсутствие задолженностей по налогам. Максимальный размер субсидии на данный момент 3 млн. руб. Но эта сумма доступна не во всех регионах из-за разницы коэффициентов.

Все документы сдаются в Минсельхоз региона. Рассмотрение длится 15 дней, потом претендент вызывается на беседу. Перед принятием окончательного решения оцениваются деловые качества соискателя. Если заявка одобрена, средства предоставляются в течение 3-х месяцев. Больше всего субсидий предоставлено в Ставропольском крае и Дагестане.

Аграриев (судя по отзывам) программа «Начинающий фермер» привлекает, но отмечается длительность сбора документов. Кроме того, их оформление требует значительных финансовых затрат. Отрицательным считается и требование по наличию высшего образования. Курсов с сельхозакадемии для получения субсидии недостаточно. Средства не предоставляются так же тем, у кого мало земли и денег в банке. На практике требуется не менее 200 тысяч руб.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...