Источники налогового права по юридической силе. Налоговый кодекс Российской Федерации


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Гуманитарный институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоговая система России »

по специальности 030501 – Юриспруденция

Источники налогового права

Преподаватель:

Орлов В.А.

Студент группы 8284

Петров И.Н.

В.Новгород


Введение

1 Общая характеристика источников налогового права

2 Конституция РФ и федеральные нормативные правовые акты как основные источники налогового права

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности представляют один из его институтов - налоговое право.

Таким образом, налоговое право - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных случаях - внебюджетные целевые фонды.

Акты, принимаемые органами представительной и исполнительной власти в рамках предоставленных им полномочий, содержащие нормы налогового права, являются источниками налогового права. Они весьма многочисленны, разнообразны по правовой форме, но взаимосвязаны и составляют определенную систему.

Источники налогового права классифицируются по тем же основаниям, что и источники финансового права.

Главными источниками налогового права являются Налоговый кодекс РФ и законодательные акты Российской Федерации, принятые на их основе законы республик в составе Российской Федерации, акты представительных органов государственной власти краев, областей, автономных образований, органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на территории республик, краев, областей, других субъектов РФ к сфере их совместного с федеральными органами государственной власти ведения. Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

Органы местного самоуправления регулируют вопросы налогообложения на своей территории в пределах, предусмотренных законодательством РФ.

Данная работа преследует цель подробного рассмотрения понятия бюджета и бюджетного устройства в России.

Объектом настоящего исследования является финансовое право Российской Федерации.

В данной работе использованы аналитический и сравнительный методы исследования. Среди методов исследования следует отметить также эмпирические методы исследования – наблюдение и сравнение.


1 Общая характеристика источников налогового права

Впервые письменные нормы налогового права появились в Законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), которые юридически закрепили: 1) два вида податей (налогов): централизованные подати, которые собирались в царскую казну, и местные подати, собираемые в казну местной знати; 2) субъекты податей; 3) объекты податей; 4) порядок взимания; 5) меры ответственности за нарушение норм налогообложения.

В процессе познания источников налогового права важное значение имеет Свод законов Ману (II в. до н. э.), который определял субъектов и объекты налогообложения, виды налогов, формы взимания (денежная и натуральная), органы и лиц, уполномоченных собирать налоги. Законы Ману впервые установили налоговые льготы отдельным категориям лиц.

Термин «источники права» известен более двух тысяч лет. Впервые общие правила поведения были названы источником права Титом Ливнем, который в своем труде «Римская история» представил Законы XII таблиц (V в. до н. э.) «источником всего публичного и частного права», поскольку эти законы представляли собой основу, на базе которой развилось и сложилось римское право того времени. Законы XII таблиц являются не только первым документом, который исследователи назвали источником права, но и древнейшим памятником налоговой правовой культуры. Характерной особенностью этого древнеримского нормативного правового акта является наличие значительного количества норм, регулирующих объекты налогообложения и устанавливающих виды обязательных платежей: пошлины, налоги провинций, подати, косвенные налоги.

В мировой юриспруденции термин «источник права» применяется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной государственной воли. Современное понимание источников налогового права не вызывает существенных разногласий.

Источники права установлены и прямо обозначены Конституцией РФ : международные договоры Российской Федерации (ст. 15); федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и другие); федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и другие); регламенты палат Федерального Собрания (ч. 2 ст. 100, ч. 4 ст. 101); постановления Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 2, 3 ст. 102, ч. 2, 3 ст. 103); указы и распоряжения Президента (ч. 1 ст. 90); постановления и распоряжения Правительства (ч. 1 ст. 115); конституции (ст. 66) и законы (ст. 72) республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 2 ст. 5); законы и иные акты субъектов Федерации (ст. 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125), федеративный и иные государственно-правовые договоры (ч. 3 ст. 11, ст. 125); решения органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 46).

Обобщенное представление об источниках налогового права дают ст. 1 и 7 НК РФ , которые соответственно называются «Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах» и «Действие международных договоров по вопросам налогообложения». Согласно названным нормам к источникам налогового права относятся международные договоры Российской Федерации, законы (федеральные и субъектов РФ), а также иные нормативные правовые акты о налогах и сборах.

Система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения. Источником налогового права может считаться нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Источники налогового права- это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.

Источники налогового права призваны выполнять две взаимосвязанные задачи.

Во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. В результате осуществления государством и органами местного самоуправления правотворческой функции и образуются источники налогового права.

Во-вторых, источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях. Форма источника налогового права содержит знания о действующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах имеют определенные особенности вступления в законную силу. Согласно общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии двух условий процедурного характера: 1) не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования; 2) не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. С учетом соблюдения двух названных условий в самом акте о налогах или сборах устанавливается конкретная дата вступления в законную силу. Официальными источниками опубликования нормативных актов о налогах или сборах служат «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» или «Парламентская газета».

Особые правила вступления в законную силу установлены относительно актов налогового законодательства, вводящих новые налоги или сборы. Кроме названных двух условий, акты, Предусматривающие новые налоги или сборы, должны соответствовать дополнительному требованию. Подобные нормативные правовые акты вступают в законную силу не ранее первого января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока с момента их официального опубликования.

Статья 57 Конституции РФ определяет, что «законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». В постановлении Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» особо подчеркивается, что положение ст. 57 Конституции РФ, во-первых, ограничивает законодателя в возможности придания закону обратной силы, во-вторых, гарантирует конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие.

Положение ст. 57 Конституции РФ получило развитие в НК РФ, согласно п. 2 ст. 5 которого акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение участников налоговых правоотношений, обратной силы не имеют.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 г. «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году» отмечено, что конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, распространяется как на федеральные законы, так и на законы субъектов РФ. В данном постановлении Конституционный Суд РФ четко обосновал позицию, согласно которой недопустимо не только придание законам о налогах обратной силы путем прямого указания об этом в законе, но и издание законов, по своему смыслу имеющих обратную силу. В равной степени недопустимо придание таким законам обратной силы в актах официального или иного толкования либо правоприменительной практикой.

Вместе с тем конституционно установленный запрет на придание законам о налогах и сборах обратной силы действует только относительно правовых норм, ухудшающих положение фискально-обязанных лиц. Подобная позиция четко отражена в постановлении Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П: «...Конституция Российской Федерации не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение налогоплательщиков. При этом благоприятный для субъектов налогообложения характер такого закона должен быть понятен как налогоплательщикам, так и государственным органам, взимающим налоги» (п. 4).

Как следствие, в НК РФ нашла развитие и ст. 54 Конституции РФ, согласно ч. 2 которой «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Применительно к налоговому праву данное правило означает, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав субъектов налоговых правоотношений, имеют обратную силу. Также могут иметь обратную силу акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов или сборов, устраняющие обязанности субъектов налоговых правоотношений или иным образом улучшающие их положение. Нормативные акты, содержащие названные нормы, приобретают обратную силу только при условии прямого указания на это обстоятельство в самом налоговом законе. Придание закону обратной силы означает его распространение на отношения, возникшие до его вступления в законную силу.

Интересной спецификой источников налогового права, отличающей налоговое законодательство от иных нормативных Правовых актов, является действие в качестве переходного закона. Переходный период налогового закона предполагает, что в случае изменения налоговых норм не в пользу фискально-обязанных лиц для отдельных субъектов сохраняется ранее действовавший правовой режим.

Источники налогового права, как и источники иных отраслей (подотраслей) права, обладают следующими свойствами:

Формальная определенность;

Общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;

Законность, заключающаяся в! наличии юридической силы. Источник налогового права должен быть издан в пределах компетенции соответствующим государственным или муниципальным органом; соответствовать актам вышестоящих органов; надлежащим образом опубликован (обнародован).

Вместе с тем источники налогового права имеют свои характерные черты, отличающие их от совокупностей нормативно-правовых актов, регулирующих иные отрасли (подотрасли) права.

Во-первых, источники налогового права регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права. Предмет налогового права служит правообразующим фактором правотворчества в налоговой сфере.

Во-вторых, источники налогового права принимаются только теми органами государства или местного самоуправления, правотворческая компетенция которых прямо предусмотрена НК РФ. Вопросы, регулирующие налогообложение, не могут выноситься на референдум. Данное положение вытекает из норм Конституции РФ (ст. 71, ч. 1 ст. 76, ч. 3 ст. 104, ст. 106), которые нашли развитие в Федеральном законе «О референдуме в Российской Федерации» . Согласно названному Закону вопросы принятия и изменения налогов и сборов на референдум не выносятся. Однако отсутствие возможности принятия нормативного правового акта о налогах и сборах всенародным голосованием не означает малозначительности налогового законодательства. Напротив, обсуждение на референдуме неоправданно усложнило бы налоговый процесс, сделало его весьма дорогостоящим. Обсуждение проектов налоговых законов осуществляется через средства массовой информации, а принятие осуществляется парламентом, т. е. посредством представительной демократии.

В-третьих, налоговое право, являясь кодифицированной подотраслью финансового права, регулируется не только НК РФ. Источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства. Теория разделения властей относит правотворчество к исключительной прерогативе законодательной власти. Однако это не означает полной изоляции других ветвей власти - каждая из них принимает участие в процессе правотворчества посредством законодательной инициативы или непосредственно. Непосредственное правотворчество исполнительной ветви власти выражается в подзаконном нормотворчестве. Судебная власть выполняет правотворческие функции при применении ею аналогии права, аналогии закона, создании судебных прецедентов. В налоговой деятельности государства особое значение приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Таким образом, в системе источников налогового права выделяются законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Налоговый кодекс РФ использует обобщенное понятие «законодательство о налогах и сборах», особенностью которого является включение не только законов в собственном смысле, но и других нормативных правовых актов.

Развитие федеративных начал в построении российского государства обусловливает и сложную разветвленную систему источников налогового права, в которой выделяются правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней.


2 Конституция РФ и федеральные нормативные правовые акты как основные источники налогового права

Согласно п. «и» ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это разграничение предметов ведения и полномочий наделяет Россию компетенцией по правовому регулированию тех сфер налоговой деятельности, которые относятся к ее исключительному ведению или к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В правовой системе России, как и любого государства, особое место занимает Конституция. Высшая юридическая сила Конституции РФ в иерархии источников налогового права обусловлена свойствами Основного Закона, отличающими его от актов текущего законодательства.

В состав элементов юридических свойств Конституции РФ входят: верховенство в системе законодательных актов государства; нормативность, прямое действие на всей территории Российской Федерации; особый порядок принятия и изменения; обеспеченность конституционным контролем. Названные признаки позволяют рассматривать Конституцию РФ как главный источник налогового права и основу нормативно-юридического регулирования общественных отношений по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Конституционные нормы могут непосредственно регулировать отношения налоговой сферы, но чаще всего это регулирование осуществляется посредством развития конституционных основ в текущем налоговом законодательстве.

Конституция РФ определяет исходное начало, отправную точку налогового права - обязанность каждого платить законно установленные налоги (ст. 57).

Конституционные основы налоговой деятельности подразделяются на политические, экономические и организационные требования. Политико-правовые принципы налоговой деятельности закрепляются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст. 10), коренных целей построения демократического общества, правового государства с развитой системой федерализма (ч. 1 ст. 1). В этой связи конституционными основами налоговой деятельности следует считать федерализм, законность, демократизм, разделение властей, публичность, гласность, равноправие субъектов РФ и т. п., т. е. общие неизменные начала конституционного строя, закрепленные гл. 1 Основного Закона.

Экономико-правовые основы налоговых отношений основаны на принципе единства экономического пространства (ст. 8), закрепленном в гл. 1 Конституции РФ, регулирующей основы конституционного строя, и на принципе запрета установления препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), закрепленном в гл. 3 «Федеративное устройство». Подобный «двойной» фундамент свидетельствует об огромной значимости экономических основ налоговой деятельности государства, ибо эти постулаты законодатель рассматривает одновременно в качестве правовой базы и гарантии федеративного устройства России. Единство экономического пространства является одним из принципиальнейших условий существования федеративного государства.

Организационно-правовые принципы налоговых отношений, определяющие организационную структуру власти и местного самоуправления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также разграничения компетенции между органами власти общефедерального, субфедерального и муниципального уровня (ст. 12, 71-73, 130-132). В рассматриваемую группу целесообразно включить и нормы Конституции РФ, определяющие основные начала деятельности государственных органов в налоговой сфере: ч. 3 ст. 104 - устанавливающая обязательность заключения Правительства РФ по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты; ст. 106 - устанавливающая обязательность рассмотрения в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов. Законы по вопросам федеральных налогов и сборов принимаются в порядке осуществления особой процедуры, установленной законодательными нормами.

Направляющее воздействие Конституции РФ на налоговые отношения осуществляется принципами-законоположениями (т. е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую Идею) и принципами-нормами (т. е. нормами, не требующими принятия специальных законов). Последняя группа принципов обладает четко выраженным регулятивным потенциалом.

Предназначение Конституции РФ как основного правового акта обусловливает определение ею главных задач и основных направлений налоговых отношений в государстве. Конкретизация правового регулирования налогообложения осуществляется иными источниками налогового права, целиком специализирующимися на регулировании отношений в сфере установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Высшая юридическая сила Конституции РФ определяет и условия эффективности ее воздействия на текущее налоговое законодательство, поэтому конституционные основы налоговой деятельности государства должны соответствовать требованию рациональной конкретности предписаний, т. е. иметь исторически обусловленную степень соотношения абстрактных и точных норм. Степень конкретности предписаний конституционных основ налоговой деятельности должна обеспечивать непосредственное влияние Конституции РФ на текущее налоговое законодательство, непрерывность и логическое продолжение принципов Основного Закона в иных источниках налогового права.

Посредством развития конституционных основ налогообложения в процессе федерального, регионального и муниципального правотворчества осуществляется совершенствование механизма правового регулирования налоговых отношений, реализуются общеправовые принципы в налоговом праве.

Структура федеральных нормативных правовых актов о налогах и сборах включает НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные Нормативные правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии соответствия Кодексу.

Предпосылки кодификации налогового законодательства складывались объективно и обусловлены процессом развития налоговой деятельности государства, расширением круга субъектов налогового права, усложнением способов правового воздействия на налоговые отношения. После принятия Конституции РФ в 1993 г. существенно возросло правотворчество субъектов РФ, в результате чего произошло количественное увеличение налогового законодательства, возникли противоречия между федеральными и региональными нормативно-правовыми актами, появились диспропорции в соотношении формы правового регулирования и сферы охватываемых налоговых отношений. Одновременно с отмеченными явлениями происходило повышение роли государства в экономической жизни общества и особенно в финансовой сфере. Таким образом, актуализировалась проблема кодификации наиболее значимых и объемных по своему содержанию среди финансовых отношений - отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый кодекс РФ является правовым актом - преемником ранее принятых законов о налогах и сборах. В этой связи он сохранил оправдавшие себя положения, регулирующие порядок исчисления и уплаты налогов, кодифицировал процессуальные нормы налогового права, систематизировал и конкретизировал составы налоговых правонарушений, меры ответственности за нарушения налогового законодательства. Вместе с тем НК РФ воспринял отдельные термины и положения иных отраслей законодательства.

В настоящее время НК РФ состоит из двух частей. Первая часть устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в Российской Федерации; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Часть вторая НК РФ регулирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов.

Налоговый кодекс РФ рассчитан на применение в качестве нормативного правового акта прямого действия, исключающего, как правило, детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами.

В систему источников налогового права также входят налоговые законы общего действия и законы о конкретных налогах. К законам общего действия относятся нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус налоговых органов, какой-либо группы налогоплательщиков или налогообложения определенного вида имущества. Необходимость принятия федеральных законов о налогах и сборах предусмотрена целым рядом статей НК РФ. Например, п. 4 ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

К законодательным актам, на основании которых взыскиваются налоги, предъявляются повышенные требования. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается установленным только в том случае, если определены налогоплательщики и такие элементы налогообложения, как: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В систему источников налогового права федерального уровня входят также подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов. К числу органов, наделенных правом налогового нормотворчества, относятся Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Центральный банк РФ и др. Названные органы издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в предусмотренных законодательством случаях. При этом нормативные правовые акты Президента РФ и органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, т. е. не могут детализировать законодательные нормы, регулирующие порядок и условия уплаты налогов, а также вводить новые или изменять, дополнять существующие налоги и сборы. Подобное ограничение финансовой компетенции Президента РФ и органов исполнительной власти воспринято НК РФ из постановления Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П, в котором отмечено, что «только закон в силу его определенности, стабильности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им налоговой повинности. Если существенные элементы налога или сбора устанавливаются исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обязательств подвергается угрозе, поскольку эти обязательства могут быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в упрощенном порядке».

Приоритет законодательной ветви власти над исполнительной в сфере налогового правотворчества сложился исторически. Один из самых первых представительных органов власти - английский парламент - образовался в борьбе за право разрешать новые налоги или отказываться от них. Известный ученый-финансист И. И. Янжул еще в 1904 г. отмечал, что налог должен быть установлен законодательным, а не административным путем. Установление налогов законами свойственно и зарубежным государствам.

Грубое нарушение процедуры принятия нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, служит основанием для признания такого акта ничтожным. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в законную силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» все ведомственные акты, затрагивающие права граждан и организаций, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Акты о налогах и сборах, не отвечающие названному требованию, а также не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, поскольку не считаются вступившими в законную силу, и не могут являться юридическими фактами для регулирования налоговых правоотношений.

Следовательно, подзаконный нормативный акт о налогах и сборах, затрагивающий права или обязанности фискально обязанных лиц, приобретает юридическую силу только при одновременном соблюдении следующих условий: а) соответствие НК РФ и иным законам о налогах и сборах; б) официальное - опубликование; в) осуществление процедуры регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Необходимо учитывать, что не все нормативные акты органов исполнительной власти относятся к актам законодательства о налогах и сборах. В соответствии с п. 2 ст. 4 НК РФ Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и органы государственных внебюджетных фондов наделены полномочиями по изданию приказов, инструкций и методических указаний по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Названные документы представляют акты внутриведомственного характера, поэтому обязательны для применения соответствующими структурными подразделениями этих государственных органов. Объектом внутриведомственных нормативных актов являются не отношения, образующие предмет налогового права, а служебные взаимосвязи в названных органах исполнительной власти. Приказы, инструкции и методические указания не устанавливают (и не могут устанавливать) каких-либо прав или обязанностей для фискально обязанных лиц, поэтому для частных субъектов налоговых отношений носят рекомендательный характер и могут применяться только по их усмотрению.

Налоговое законодательство особо оговаривает условия, при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) издание органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издание с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) наличие норм, отменяющих или ограничивающих права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо налоговую компетенцию налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;

3) изменение содержания обязанностей участников налоговых отношений, объем которых установлен НК РФ;

4) запрещение установленных НК РФ действий налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов или их представителей;

5) запрещение установленных НК РФ действий налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц;

6) разрешение или допущение действий, запрещенных НК РФ;

7) изменение установленных НК РФ оснований, условий, последовательности или порядка действий участников налоговых отношений;

По общему правилу признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. До начала судебного разбирательства орган, издавший оспариваемый нормативный акт, вправе отменить действие несоответствующего документа или изменить его соответствующим образом. Эффективность федерального законодательства о налогах и сборах во многом зависит от степени его соблюдения. Согласно Указу Президента РФ от 1 сентября 2000 г. «О Государственном совете Российской Федерации» вопросы, касающиеся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами федеральных законов и подзаконных правовых актов, подлежат обсуждению Государственным советом РФ. В случае выработки решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конституционного закона или федерального закона проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы Президента РФ. Государственный совет РФ и его президиум имеют право привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, что, несомненно, повысит эффективность законотворческого процесса в налоговой сфере.


Заключение

Источниками налогового права являются нормативные правовые акты законодательных органов государства, устанавливающие нормы права в сфере налоговой политики.

Под нормативным правовым актом следует понимать принятый и одобренный законодательными органами государства официальный письменный документ, в котором сформулированы правовые нормы. Все правовые акты принято подразделять на законы и подзаконные нормативные акты.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в специальном порядке законодательным органом государства либо населением на референдуме.

Основным законом является Конституция РФ. Все федеральные законы и другие нормативно-правовые акты должны приниматься в строгом соответствии с Конституцией РФ.

Также и налоговая политика РФ должна реализовываться в соответствии с Конституцией РФ.

Основным источником налогового права является налоговое законодательство, которое включает в себя Налоговый кодекс и федеральные законы о налогах и сборах, а также иные нормативно-правовые акты, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Налоговый кодекс РФ представляет собой основополагающий нормативно-правовой акт, устанавливающий систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в РФ.

Следующими источниками налогового права являются акты исполнительных органов, а именно: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Также к этой категории следует отнести приказы, инструкции министерств и других центральных органов, решения органов местного самоуправления, имеющие значение нормативного акта, т.е устанавливающие определенные и обязательные для всех правила реализации налоговых правоотношений.

Правоприменительные акты Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по налоговым спорам не входят в систему нормативных актов по налогообложению, однако в условиях становления и развития отечественной налоговой системы они приобретают особое значение.

Важное значение для регламентации налоговых отношений приобретают также решения и определения Верховного Суда Российской Федерации.


Библиографический список

Нормативные правовые акты

2 Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. от 1 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824

3 Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изм. от 24 апреля 2008 г.) // «Российская газета» от 30 июня 2004 г. № 137-д

4 Постановление Конституционного Cуда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 ноября 1996 г. № 45 ст. 5202

5 Постановление Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 октября 1997 г. № 42 ст. 4901

Научная литература

1. Березин Н.Ю. Налоговое право: курс лекций. Изд. 6-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2005. – 576 с.

2. Евстегнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 256 с.

3. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций – М.: Велби, 2006. – 472 с.

4. Маркин С.В. Налоговое право современной России: лекции для студентов юрид. вузов. - М.: Дрофа, 2007. – 524 с.

5. Миляков Н.В. Налоговое право: Полный курс лекций. - М.: Издательство: Инфра-М, 2006. – 482 с.

6. Налоговое право: краткий курс лекций для юридических вузов / под.ред. Тютина Д.В. – М.: Новый Юрист, 2007 – 434с.

7. Налоговое право: Обязательный лекционный курс для студ. / Под ред. Н. Г. Викторовой, Г.П. Харченко. – М.: Проспект, 2007. – 693с.

8. Налоговое право России / Авт.-сост. И. А. Цинделиани, В. Е. Кирилина, Е. Г. Костикова, Е.Г. Мамилова, Н.Л. Шарандина – М.: Высшее образование, 2006. – 495 с.

9. Парыгина В.А., Тедеев А.А.. Налоговое право Российской Федерации. Курс лекций. - М.: Изд-во Ось-89, 2006. – 256 с.

10. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь.– М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2006. – 239 с.

11. Хрестоматия по налоговому праву / Сост. Д.В. Винницкий – М.: Высшее образование, 2006. – 694 с.


Налоговое право: краткий курс лекций для юридических вузов / под.ред. Тютина Д.В. – М.: Новый Юрист, 2007 – С. 24-25.

Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. от 1 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824

Березин Н.Ю. Налоговое право: курс лекций. Изд. 6-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2005. – С. 44-46.

Постановление Конституционного Cуда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 ноября 1996 г. № 45 ст. 5202

Постановление Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 октября 1997 г. № 42 ст. 4901

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изм. от 24 апреля 2008 г.) // «Российская газета» от 30 июня 2004 г. № 137-д

Маркин С.В. Налоговое право современной России: лекции для студентов юрид. вузов. - М.: Дрофа, 2007. – С. 20-23.

Парыгина В.А., Тедеев А.А.. Налоговое право Российской Федерации. Курс лекций. - М.: Изд-во Ось-89, 2006. – С. 41-43.

Евстегнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – С. 67-69.

Хрестоматия по налоговому праву / Сост. Д. В. Винницкий – М.: Высшее образование, 2006. – С. 63-65.

Налоговое право: Обязательный лекционный курс для студ. / Под ред. Н. Г. Викторовой, Г. П. Харченко. – М.: Проспект, 2007. – С. 44-46.

Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций – М.: Велби, 2006. – С. 33-35.

Налоговое право России / Авт.-сост. И. А. Цинделиани, В. Е. Кирилина, Е. Г. Костикова, Е. Г. Мамилова, Н. Л. Шарандина – М.: Высшее образование, 2006. – С. 84-86.

Миляков Н.В. Налоговое право: Полный курс лекций. - М.: Издательство: Инфра-М, 2006. – С. 66-68.

Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь.– М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2006. – С. 29-31.

Налоговое законодательство включает совокупность НПА, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения.

Источник права - внешняя форма выражения норм права. Источники налогового права - это результаты нормотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования налоговых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права:

1. Конституция РФ.

2. международные источники:

а. международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения.

б. международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с различными странами.

в. международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения.

3. специальное налоговое законодательство:

а. федеральное (НК, иные законы, принятые на основании НК).

Действующие в настоящее время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на категории:

1. специализированные ФЗ, содержащие текст НК. Сюда же следует отнести законы федерального уровня, принятые до 1 января 1999, но не утратившие силу.

2. законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулирующих порядок налогообложения.

3. ФЗ об утверждении, уточнении, исполнении гос бюджета или образование внебюджетных фондов.

5. отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

б. региональное (законы субъектов, вводящие региональные налоги или сборы на территории отдельных субъектов.

в. местное - НПА о налогах, принятые представительными органами МСУ.

4. общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах, например УК, ТК).

5. подзаконные НПА о налогообложении:

а. акты органов общей компетенции (указы Президента, постановления Правительства, подзаконные НПА по вопросам налогообложения, принятые органами исполнительной власти субъектов, исполнительными органами МСУ.

б. акты органов спец компетенции: ведомственные подзаконные НПА органов спец компетенции (ФНС, Минфин, Минэкономразвития) по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК.

  1. Налоговое право в системе национального законодательства. Международные соглашения по вопросам налогообложения

Налоговое право представляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов.

Некоторые авторы определяют налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций.


Налоговое законодательство включает совокупность НПА, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения .

В его состав входят :

международное законодательство, действующее на территории РФ, законодательство о налогах и сборах и иные НПА, в том числе и органов исполнительной власти, которые регулируют отношения в сфере налогообложения.

1. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции

2. Налоговое право находится в тесной связи с гражданским правом. Согласно ГК РФ, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

3. О взаимодействии налогового права и административного права можно говорить в плане применения ответственности за нарушения налогового законодательства.
Применение административных санкций за налоговые правонарушения также невозможно без применения категорий налогового права.

4. Налоговое право также соприкасается с таможенным правом. В части взимания таможенной пошлины, отнесенной в соответствии с Законом об основах налоговой системы к федеральным налогам, действуют специальные нормы, содержащиеся в таможенном законодательстве.

5. Нормы бухгалтерского законодательства влияют на порядок исчисления налогов косвенно, поскольку бухгалтерский учет выступает системой сбора информации для правильной уплаты налогов.

НК РФ закрепляет общепринятую международную практику, в соответствии с которой международный договор (соглашение), ратифицированный в установленном порядке сторонами, заключившими этот договор, имеет приоритет над национальным законодательством.

Правила и нормы международных договоров РФ являются источниками национального налогового права и подлежат применению в случаях, если:

2. в них установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним НПА о налогах и сборах.

Вследствие этого положения имеют принципиально важное значение при исчислении и уплате налогов от источников за пределами РФ для налогоплательщиков граждан РФ и от источников в РФ для налогоплательщиков лиц без гражданства РФ – определение понятия источника дохода и особенности квалификации и налогообложения доходов от источников в РФ и за ее пределами.

Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в РФ или к доходам от источников за пределами РФ в соответствии с главами «Налог на прибыль организаций», «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

  1. Действие налогового законодательства в пространстве, времени и по кругу лиц. Порядок исчисления сроков.

Действие налогового законодательства в пространстве:

Нормы налогового законодательства обладают юрид. силой на всей территории РФ.

Нормы законодатва о налогах и сборах субъектов - на территории этого субъекта, а принятые органами МСУ - на территории соответствующего МО.

По общему правилу все акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу :

2. в остальных случаях, не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования.

Не имеют обратной силы акты законодательства о налогах и сборах:

1. устанавливающие новые налоги и сборы.

2. повышающие налоговые ставки, размеры сборов.

3. устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. устанавливающие новые обязанности участников налоговых отношений.

5. иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

По срокам действия различаются :

1. акты, временный рамки которых оговариваются заранее и определяется точное число окончания действия.

2. акты, срок действия которых имеет бессрочный характер и которые теряют юр силу в связи с принятием нового НПА, отменяющего или его заменяющего.

Нормы налогового законодательства действуют в отношении субъектов налогового права, которые НК именуются участниками налоговых отношений (по кругу лиц):

1. плательщики налогов и сборов.

2. налоговые агенты.

3. налоговые органы.

4. таможенные органы.

Сроки, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах, определяются:

1. календарной датой.

2. указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

3. указанием на действие, которое должно быть совершено.

4. периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Годом (за исключением календарного года) признаётся любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд. Срок истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока

  1. Налог, как правовая категория, его характерные черты. Понятие сбора.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций, физ лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз ведения, оперативного управления ден средств в целях фин обеспечения деятельности государства и МО.

Признаки налогов:

1. обязательный характер.

2. индивидуальная безвозмездность, то есть при уплате налога у публичного субъекта не возникает обязанность оказывать конкретному налогоплательщику услуги на внесённые суммы.

3. уплачивается в денежной форме.

4. уплачивается физ лицами и организациями, на которые при наличии определённых обстоятельств возлагается налоговая обязанность.

5. носят постоянный (регулярный) характер, являются фин основой деятельности государства и МО.

6. установление законом.

7. обеспеченность гос принуждением.

8. односторонний характер установления налога.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос органами, органами МСУ, иными уполномоченными органами и ДЛ юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений.

Признаки сборов :

1. обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определённых условий.

2. наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определённых последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Источниками налогового права являются различные нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (Российской Федерации и ее субъектов) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы налогового права.

Систему источников налогового права можно изобразить схематично следующим образом (см. схему 2).

Основополагающие нормы налогового права содержатся в Кон-ституции РФ.

В Конституции РФ закреплены важнейшие нормы налогового права России: предмет ведения РФ и предмет совместного ведения РФ и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ; правомочия органов местного самоуправления в области налогообложения; основы правового статуса налогоплательщика (ст. 57, 71, 72, 74, 75 , 84, 101, 102, 104, 106, 114, 132 Конституции РФ).

Источником налогового права является также законодательство РФ о налогах и сборах. Термин «законодательство о налогах и сборах» в соответствии с п. 6 ст. 1 НК РФ употребляется в широком смысле и подразумевает законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, а также нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Законодательство РФ о налогах и сборах включает НК РФ и федеральные законы о налогах и (или) сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом.

Налоговый кодекс РФ (часть первая) был принят Государственной Думой 16 июля 1998 г. и одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г.

Президент РФ подписал НК РФ 31 июля 1998 г. и обнародовал его 6 августа 1998 г. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г.) часть первая Налогового кодекса РФ была введена в действие с 1 января 1999 г., за исключением п. 3 ст. 1, ст. 12, 13, 14, 15 и 18.

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установил, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, действующие на территории РФ и не утратившие силу, применяются в части, не противоречащей части первой НК РФ.

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» изложил в новой редакции отдельные статьи Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В частности, в ст. 3 вышеназванного Федерального закона содержалась норма, согласно которой п. 3 ст. 1, а также ст. 12, 13, 14, 15 и 18 части первой Кодекса вступают в силу со дня введения в действие части второй НК РФ и признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В дальнейшем указанная норма была сохранена в несколько иной редакции.

С 1 января 2001 г. введены в действие четыре главы части второй Налогового кодекса РФ: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость»; гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 24 «Единый социальный налог». С 1 января 2002 г. введена в действие гл. 25 «Налог на прибыль». В 2002-2003 гг. в НК были включены главы 25, 25, 26, 26, 26, 26, 28, 29, 30. Глава 27 «Налог с продаж» с 1 января 2004 г. отменена, в 2004 г. введена глава 252.

Налоги, сборы и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», не взимаются.

Принятый Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и главы части второй) систематизировал нормы налогового права, которые регулируют налогообложение, отнесенное Конституцией РФ к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов.

НК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России, он распространяет свое действие на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо, им предусмотрено, способствует укреплению экономики России как федерального государства, защите интересов налогоплательщиков, привлечению иностранных инвестиций, соблюдению законности в сфере налоговых отношений.

НК РФ является основным нормативным правовым актом, закрепившим основные положения о налогообложении.

Несмотря на разнообразие, законодательные акты о налогах и сборах должны отвечать определенным требованиям, строиться на принципах, изложенных в ст. 3 НК РФ:

каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством страны;

налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство страны;

федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с НК РФ;

ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (см. схему 3).

В Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрены правила, применяемые при выявлении несоответствия нормативного правового акта о налогах и сборах его положениям или при несоот-ветствии друг другу актов, имеющих разную юридическую силу.

Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не со-ответствующим НК РФ или акту более высокой юридической силы при наличии у него хотя бы одного из следующих признаков:

он издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные Кодексом;

изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, иных обязанных лиц, разрешенные НК РФ;

запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

разрешает или допускает действия, запрещенные Налоговым кодексом;

изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность и порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

иным образом противоречит общим началам или буквальному смыслу положений НК РФ.

Признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено самим Кодексом. Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения. Указанное выше положение распространяется на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

Нормативными правовыми актами представительных органов мест-ного самоуправления о налогах и сборах устанавливаются местные на-логи и сборы в соответствии с НК РФ.

Источником налогового права являются международные договоры по вопросам налогообложения.

В соответствии с общим конституционным принципом российского права о приоритете норм международного права и международных договоров России в НК установлено, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

К источникам налогового права относятся нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и исполнительные органы местного самоуправления, органов государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, органами государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с НК РФ существует специфика действия актов законодательства о налогах и сборах во времени. Общие правила для данных актов заключаются в том, что:

акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;

акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования;

федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ по установлению новых налогов или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их опубликования.

Конституция РФ содержит важные нормы, регулирующие основы налоговой системы России. Статья 57 Конституции РФ закрепляет в качестве конституционной обязанности уплату каждым лицом законно установленных налогов и сборов, а также предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Конституция РФ разграничивает налоговые полномочия между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением, содержит важные положения, связанные с налоговым правотворчеством. Устанавливая основы конституционного строя России, Конституция РФ создает правовые предпосылки для дальнейшего налогово-правового регулирования, определяемого именно конституционными и правовыми основами государства.

Вместе с тем вряд ли следует считать Конституцию РФ собственно источником налогового права. Это универсальный, межотраслевой нормативный акт учредительного характера, содержащий конституционные нормы, которые в дальнейшем конкретизируются другими отраслями права. Конституционные нормы обладают высоким уровнем нормативного обобщения (абстракции). Нормы иных отраслей (в том числе и налогово-правовые) относятся к ним как специальные к общим. Таким образом, Конституция РФ выступает в качестве общенормативной основы правовой системы в целом, включая и налоговое право. В данном случае речь идет не о налогово-правовых нормах в собственном смысле слова, а о конституционно-правовых нормах, регулирующих вопросы налогообложения.

Налоговое законодательство не отнесено Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации и поэтому включает три уровня правового регулирования - федеральный, региональный и местный. Каждый уровень имеет собственную структуру, закрепленную нормативно. Так, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Какие законы здесь имеются в виду - любые или же только налоговые? Думается, формулировка "законы о налогах и сборах" указывает на их отраслевую принадлежность к налоговому праву. Таким образом, законодательные акты иных отраслей права, содержащие налогово-правовые нормы, к законодательству о налогах и сборах не относятся. При этом НК РФ прямо не предписывает принятие каких-либо конкретных налоговых законов помимо НК РФ, хотя такая возможность и не исключается: например, ст. 25 НК РФ устанавливает, что права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов могут определяться, в частности, помимо НК РФ и иными федеральными законами.

Налоги представляют собой древнейший финансовый институт. Они возникли тогда же, когда появилось государство. В своем развитии налогообложение несколько раз меняло свою форму и содержание. В нашем материале будет подробно рассказано о понятии, предмете и источниках налогового права в России.

Налоговое право: общая характеристика

Любая юридическая отрасль в России представляет собой набор определенных норм, регламентирующих социальные отношения. Не исключением является налоговая отрасль права. Она регулирует социальные отношения, связанные с образованием и взиманием налогов в бюджетную систему.

Система налогообложения является одной из отраслей финансового права. При этом оно не выделяется в отдельный экономико-правовой институт. Вопрос о независимом характере налогового права был обозначен в 1998 году, когда законодатели решили создать Налоговый кодекс РФ.

Формирующаяся и по сей день рассматриваемая правовая сфера призвана сыграть важнейшую роль в социально-экономическом трансформировании системы, в развитии производства и обеспечении финансового состояния страны. При этом источники налогового права затрагивают административную, гражданскую, уголовную и прочие юридические сферы.

Таким образом, рассматриваемая правовая отрасль может изучаться как важнейшая область государственной системы и как отдельная научная дисциплина. В обоих случаях важную роль играет система источников налогового права РФ. На их основе формируется предмет, методы и структура налоговой юридической отрасли.

Предмет и методы

Предмет, источники и фиксируются учеными-правоведами. Существует множество версий относительно того или иного элемента юридической отрасли. Одна из распространенных версий о гласит, что он представляет собой набор однородных имущественных и связанных с ним личных неимущественных социальных отношений.

В область налогового регулирования входят следующие отношения:

  • обжалование документов налоговых инстанций, а также бездействия или действий должностных лиц;
  • установление и взимание сборов и налогов;
  • привлечение к ответственности за совершение финансовых правонарушений;
  • защита интересов законных прав всех участников налоговых правоотношений;
  • реализация налогового контроля за соблюдением законодательства;
  • исполнение отдельными лицами своих налоговых функций и обязательств.

Методология рассматриваемой юридической отрасли делится на две группы: императивную и диспозитивную. Императивная группа представляет собой систему властных предписаний. Это способ юридического воздействия, при котором государство самостоятельно формирует процедуры введения и уплаты налогов. Люди буквально принуждаются к исполнению властных предписаний.

Диспозитивная группа методов связана с рекомендациями и согласованиями. В налоговом праве они используются крайне редко. Проявление диспозитивных методов возможно при консультации с представителями фискальных органов, определении предметов ведения и т. д.

Система источников налогового права

Правовым источником называют внешнюю форму выражения определенных правил и устоев. Правовые акты государственной власти, содержащие определенные нормы о налоговой юридической отрасли, являют собой совокупность источников налогового права РФ.

Все нормативные акты классифицируются по нескольким группам. Здесь стоит выделить:

Налоговый кодекс является важнейшим нормативным источником рассматриваемой отрасли права. Он выстроен из ряда федеральных законов. При этом все перечисленные источники налогового права имеют одинаковое значение. Они составляют неотъемлемую часть финансового правотворчества, а также являют собой форму существования налоговых норм, то есть их внешнее выражение.

Все источники налогового права формально определены, общеобязательны и легальны. Они основаны на принципе разделения властей и базируются на федеративной природе Российского государства.

Международные источники налогового права

Российская правовая система целиком зависима от международных норм и положений. Это закреплено в статье 15 отечественной Конституции. Любая правовая отрасль базируется на международных нормативных актах, и уж тем более не должна им противоречить. Касается это правило и налоговой сферы.

Современное международное право вмещает в себя следующие группы договоров по вопросам налогообложения:

  • специальные соглашения по вопросам избегания двойного обложения налогом;
  • соглашения о взаимной помощи и сотрудничестве по вопросам реализации налогового законодательства.

Отдельно стоит выделить Типовую конвенцию Организации экономического сотрудничества 1977 года. В этом документе рассказывается о способе организации оптимальных систем налогообложения.

2 декабря 1994 года российское Правительство ратифицировало постановление "О заключении договоров между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о сотрудничестве и обмене информацией в сфере финансового законодательства". Несколько подобных соглашений были заключены с разными государствами - например, с Узбекистаном (1995), Молдовой (1996) и рядом других стран.

Все перечисленные выше договоры входят в систему актов международного права как источников налогового права. На их основе выстраивается отечественная юридическая система.

Налоговый кодекс РФ

Разобравшись с основными международными источниками налогового права, требуется уделить внимание главному отечественному акту - российскому Налоговому кодексу. Закон определяет юридическую базу регулирования всех этапов налоговых отношений.

Вот что он закрепляет:

  • Исчерпывающий перечень сборов и налогов, которые взимаются на российской территории. Принципы установления, введения и прекращения отдельных видов и форм сборов в регионах РФ.
  • Почву для возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов.
  • Порядок реализации налогового контроля, типы налоговых проверок, продолжительность их реализации и периодичность, оформление итогов проверок.
  • Основные положения об ответственности за совершение преступлений в налоговой сфере.

Сам Кодекс как источник налогового права РФ состоит из двух частей. Общие положения, а именно понятия и правила, установлены в первой части закона. Порядок исчисления и уплаты, а также виды налоговых режимов установлены во второй части Кодекса.

Система налогового права

Финансовое право вмещает в себя множество отраслей, одна из которых именуется налоговым правом. Это самостоятельная юридическая система, складывающаяся из последовательно расположенных и взаимосвязанных норм и правил. Система объединена общими целями, задачами, принципами и методами. Ее построение обусловлено не только структурой налогового законодательства, но и потребностями экономической практики.

Налоговое право являет собой объединение формируемых и охраняемых государством правил. При этом все нормы согласованы и взаимосвязаны между собой, из-за чего образуется целостная система со специфическим внутренним содержанием.

Системе налогового права присущи такие черты, как единство, взаимодействие, различие и способность к делению, процессуальная реализация, объективность и материальная обусловленность.

Налоговое право делится на две части - основную и специальную. В общей части находятся нормы, устанавливающие базовые принципы, юридические формы и методы регулирования налоговых отношений.

Нормы особенной части детально регламентируют отдельные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты. Здесь же выделяются специальные налоговые режимы - специфические отрасли, в которых действует налогообложение.

Налоговое право в отечественной юридической системе

Для лучшего понимания того, какую именно роль играет налоговое право в российской юридической системе, необходимо обратить внимание на его связь с остальными правовыми областями.

Источники налогового права РФ базируются на конституционных правилах и принципах. Это указывает на прямую взаимосвязь финансовой и конституционной систем. Нормами Конституции закрепляется всеобщая обязанность оплачивать легально установленные сборы и налоги (статья 57). Здесь же предусмотрена особая система гарантий, которые обеспечивают компромисс между соблюдением прав налогоплательщиков и фискальных государственных интересов.

Главный источник налогового права, Налоговый кодекс, является базовым актом в системе финансовой юридической системы. О взаимосвязи налогового и финансового права свидетельствует также неполное совпадение границ правового регулирования обеих юридических систем. Фискальная политика есть часть политики финансовой, которая имеет по отношению к первой приоритетное значение.

Налоговое право тесно связано с гражданской системой отношений. Очевидно, что любые налоги устанавливаются на частную собственность или связанные с ними явления. Любая собственность относится к ведению гражданско-правового регулирования.

Наконец, рассматриваемая отрасль права связана с уголовной и административной юридическими отраслями. Об этом свидетельствует императивная составляющая налогового права. За отказ выполнять обязанности налогоплательщика на гражданина может быть возложена ответственность - административная или уголовная.

Что такое налог?

Разобравшись со структурой, понятием и системой источников налогового права РФ следует дать характеристику основному элементу рассматриваемой юридической отрасли - налогу. Под налогом понимается общеобязательный, индивидуально безвозмездный платеж. Он взимается с организацией или граждан в целях экономического обеспечения деятельности государства.

Источники налогового права Российской Федерации закрепляют четыре основных признака любого налога. Каждому из них дается характеристика.

Первый признак именуется императивно-обязательным. Уплата налога является конституционной обязанностью, а не жестом благотворительности. Налогоплательщик не способен отказаться от реализации своих обязанностей.

Индивидуально-безвозмездный характер является вторым признаком. Государство не обязано совершать в пользу налогоплательщиков встречные действия. Оно лишь аккумулирует полученные финансы и использует их на благо населения.

Третий признак - денежный характер. О необходимости уплачивать налоги в денежном, а не натуральном виде свидетельствуют все виды источников налогового права.

Последний признак именуется публично-нецелевым. Налоговый платеж является безусловным атрибутом государства, без которого оно попросту исчезнет. Именно сборы и налоги формируют подавляющую часть доходных источников власти.

Процедура налогообложения

Сбор, взимаемый центральной или региональной властью с физических и юридических лиц, именуется налогообложением. Как трактовать это понятие?

В источниках налогового права РФ говорится о пяти функциях представленной процедуры:

  • фискальная функция - связана со сбором и аккумулированием получаемых финансов;
  • распределительная - власть перечисляет финансы в разные инстанции и общественные сферы;
  • регулирующая - государство руководит налогообложением;
  • контрольная - власть принимает меры по охране существующего финансового строя;
  • стимулирующая - налоговая политика оптимизируется за счет внешнеэкономических факторов, закрепленных в источниках налогового права.

Понятие и виды налогообложения также закреплены в законе. Так, форма рассматриваемой процедуры зависит от ее элементов: налоговой базы, периода, ставки, процедуры исчисления и уплаты налога, а также срока выплат. Так, налогообложение бывает косвенным и прямым, подоходным и отраслевым.

Принципы налогообложения

Для определения принципов налогообложения следует обратиться к НК РФ - основному источнику налогового права. Понятие налогообложения, согласно статье 16 Закона, базируется на следующих принципах:

  • единство системы сборов и налогов;
  • определенность и стабильность системы;
  • трехуровневость формирования российской налоговой системы (речь идет о федеральной и региональной власти, а также о местном самоуправлении).

В законодательстве не закреплены такие принципы, как эффективность нейтралитета сборов, подвижность и эластичность, оптимальность построения системы и паритет (гармонизация) интересов государства и налогоплательщиков.

Законодательная конкретизация принципов направлена на содействие их повсеместному применению на практике.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...